автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Связи Азербайджана с "Севером" накануне вторжения сельджуков (вторая половина IX в. —60-e годы XI в.)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Связи Азербайджана с "Севером" накануне вторжения сельджуков (вторая половина IX в. —60-e годы XI в.)"
АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ
На правах рукописи
АЛЕКПЕРОВ АЛЕКПЕР ФАХРАДДИН оглы
СВЯЗИ АЗЕРБАЙДЖАНА С «СЕВЕРОМ» НАКАНУНЕ ВТОРЖЕНИЯ СЕЛЬДЖУКОВ
(вторая половина IX в —00-е годы XI в.) Специальность: 07.00.02 — История СССР
А В I О Р Е Ф Е Р А Т
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
ПАКУ — 1902
Работа выполнена на кафедре «Всеобщая История» Азербайджанского Государственного Педагогического Университета им. Насираддина Туси.
Н а у ч 11 ы й р у к о б о д [ п" е л ь: —доктор исторических наук, профессор 10. Б. Юсифои.
Официальные оппоненты:
—доктор исторических наук, академик 3. М. Буниятоп. —доктор филологических наук, доцент Ф. А. Джалилов. —кандидат исторических наук 10. М. Насибов.
Ведущее учреждение — Бакинский государственный университет им. М. Э. Расул-заде.
Защита диссертации состоится ., Л/ " б/И&Л&Р 1 Ь'г)2 гг в . часов ¡1а заседании специализированного сонета
(Д 004.02.01) по защите кандидатских диссертаций при Институте истории Академии наук Азербайджанской Республики.
Адрес: 370143, г. Баку, проспект М. Азизбекова, 31.
С диссертацией можно ознакомиться в научном кабинете Института истории АН Азербайджанской Республики.
Ученый секретарь специализнросамного совет; доктор исторических наук
В. 3. ПИРИЕК
•1Г.:ДЯ ХЛРАХТЗШСРЯКА РАЕОГЦ
Взедепис. йгггйосгчз.; Азербайджана со огокик сеавридая соседями со второй п-ччэгсшг 1л в. до 60-х годов XI э,, -.».а. накануне сельдзуксного - нзлонзученная страница региона.
?Х',е в глубо:т.?. дгззюсп геяду о^делышк племоиазя возникали торговке я ;;ч.":г>''.\ур:п;е ::а:кгакти, окэзазшгге большое влияние на их полит1!::";с.,'>1 :: &?пзчзскоз развитие. С уокдопаоя связей народи лучше узка"»..?'.: друх* друга, взаимно обогагдя сэоо культуру. Азербайджан оы> • • "яптаяа географпчесякн располояозкеи и богатством ресурсов -г зрп привлекал вшманне иногях завоевателей.
Актуальное-: г Для отчетливого кред<тзлзнзч пропоходиэ-иах з Азербой^лае исторических процессов необходимо рассмотреть круг вопросов, сгяз-шныэс с- етнополитической п зконоуяческол ситуацией, слот-.итаггся'' в Прздяавкаэье я далее на соз?р, ниеизей самое непосредственное тлиггпке на дальнейшее развита г региона. Изучение этоГ: коягэляет глубае уяснит г. зодатячесхуэ и зконоиа-чоскув зи-мжобть Азербайджана л то да.гокое врекя.
Пред«:;? пссдадорзнкя.- Изучение не!0?орих геиентов связей Азербайджана со своими сеазрнана соседя:«а накануне прихода саль-д::уков, их характер, а такге степень их гзаянозлввдоя.
Цель :: задач;; исследования. Первостепенной задаче:"! исследования являлось: собрать воедино разрозненны:; материал, выявить взаииосх-г.зь пожду сообщениями различных.по »рекенз источников,их традяцкэ, уточглть лолнтическуя взаимосвязь ообыгий, проясходив-зах э Предкавказье и АзербайдЕшге, их хроногога».
8етодологическая основа. Изучение озяэез Азербайджана о "Сз-ворои" накануне езльдзукского наше отита всецело зкздется на уникальных сообщениях средневековых авторов, к ко? ору а иояко причислять мусульманских, христианских п иудейских историков а путешественников. Эзе это предполагает определеннее трудности с реалиями источниковедческой бази с нетодологическои позиции диалектического и исторического материализма. Дело в тон, что история, взаимоотношений Азербайджана с "Огвероя" изучзнз неодинаково. По данным источников коипо определить степень этих контактов. Работа построзна на комплексном методе исследования. Для изучения , проблемы использовали исследования советских и зарубежных-ученых.
Научная новизна. Круг письменных источников, привлеченных современными исследователями по пнтересузции нас вопросам, по сравнению с источниками, лежащими в основе исследований учених XIX - нач. XX вв., значительно расширился. Несмотря яа огроикук
низе существующую литературу,.в основном освещающуп связи Древнего Киева о Вэстоком, а также хазарско-мусульыанские отношения, наша работа представляет первую попытку исследования политических и этнических контактов Азербайдяана с народами Предкавказья со второй половина IX в. до 60-х годов XI в. Анализ и сопоставление сведений различных по времени источников позволяли определить степень их исторической значимости для круга обсуадаемых вопросов, характер взаимосвязи иезду ними, дать им собственную оценку, рассмотрение круга вопросов, связанных с этническим проникновение« на территории Азербайджана, позволяет проследить доминирующую роль тяркокого элемента ва этой территории задолго до проникновения б этот район сельджуков. 3 предисловии к книге Д,Н.Гумилева-"Древняя Русь и & лика я степь" Д. С. Лихачев заметил: "Если идти вслед за бедными источниками, посвященными этому вре-цени, устанавливать толк то, что может быть установлена с полной достоверностью, то все равно мы не гарантирована от недопонимания истории, ибо историческая иизнь несомненно богаче, чем это иоено проследить по источникам". (Л.н.Гумилев "Древняя Русь и Взликая степь". П., 1989, с.7).
Практическая ценность диссертаций. Результаты исследований могут быть использованы в трудах, посвященных политической и этнической истории народов Азербайдхака и Предкавказья. Собранный и исследованный материал монет быть основой для создания базы изучения этнических процессов всего Кавказа,в целой, зкличал и Азербайджан.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка источников и исторической литературы.
. 1Ъ введении раскрываются общие полояения работы. Первая глава содержит краткий обзор источников, а такие освещает степень изученности'интересуицей проблемы.. Вэ второй главе рассматриваются экономические и политические контакты Азербайдяана со своими северными соседями накануне сельдаукского нашествия. Главная-задача третьей главы - рассмотреть этническую и политическую ситуацию Предкавказья и их.влияние на Азербайдкан.
Апробация. По теме диссертации изданы пять статей. Результаты диссертации обсуадались на заседаниях кафедры "Всеобщая история" АП'Л им. В.И.Ленина и работа была рекомендована к защите.
Глава первая - ."Краткий обзор источников и историография". Азербайджан - страна богатейшего культурного наследия, издавна привлекала внимание историков и путешественников. Исследуемый нами материал написан но основе античных, византийских, латинских,
»сирийских, армяноязычных, грузинских, еврейских (в русском к английском переводах) и мусульманских источников. При написании работы привлекались славянские летописи. Так »е- были использована сообщения Низами, Фирдоуси и Хагани.
Для изучения контактов Азербайджана со слоями соседями на "03-вере" интерзсувщего нас временя, наиболее ценные сведения мн черпаем из работ мусульманских авторов. Знакомство арабских историков и географов с народами Кавказа я Предкавказья начинается с периода арабо-хазарских войн. 3 этом отношении интерес представляют работа Ибн А'сам ая-Куфи и Бадазури о походе Мухаммеда Иби Нарвана против хазар и о пленении последним саклабоз. Немаловая-ным источником для истории этого времени является две работы Ахмада ибн Абу Йакуба. Кроме всего прочего материала кз его работы мы узнаем о деятельности арабского полководца Буги ал-Кабира в Предкавказье, а такке о нападении русов на Озв-длыо. Ал~2акуби один из первых арабских географов, упомянувший русоз. Его рассказ нами используется при сопоставлении с другими сообщениями о деятельности русов на Каспии и в Причерноморье.
Следующим не менее интересным автором является ат-Табари. К этой же категории можно отнести работу Мухаммеда Бзл'ами, являвшегося переводчиком и компилятором ат-Табари. Работа Вал'амп представляет интерес тем, что кроме события, почерпнутых у ат-Табаря, персидский автор в связи с событиями 643 г. упоминает русов в соседстве с ал-Бабом. К разряду источников, упоминающих о русах па Кавказе до образования Древяекиевского государства, относятся сочинения Абу Максура ал-Хусейиа ибн Мухаммеда ас Оз'алиби я Захир ад-Дина Мар'ашя.
Наряду с исторической наукой уяе в И в. хиднры в арабском маре появляется и географическая наука. Одним из первых авторов,от которого до нас дояло одно из его сочинений описательного типа был Ибн Хордадбех, перо по проиохондению. Ценность работы Ибн Хордадбеха состоит в том, что последний дает полное для своего , времени описание дорог как внутри, так и за пределами Азербайджана. Ибн Хордадбех сообщает ценные сведения о соседях Азербайджана на севере от него. Кроме этого из его сочинения мы узнаем б торговой деятельности на Каспии купцов евреев г ар-рус. Утверждение Ибн Хордадбеха, что "русы" - "род саклабов" является одним из основных аргументов антинорманистов.
Новые цепные сведения об интересующем нас времени мы черпаем „ из работ Ибн ал-Факиха, Йбн Рустэ, ал-Истахри, !!бн Хаукаля, анонима "Худуд зл-Алем" и др.-: Анализ этих работ показывает, что ¡од-
ним из основных источников для.этих авторов бил'Кбн Хордадбех. О •торговой миссии еврейских купцов по Каспив сообщает и ал-Факкх. Но в отличие от Мбн Хордадбеха Йбн ал-Факих сообнает о торговой деятельности купцов-саклабов.
Уне у ал-Истахри и его последователя Ибн Хаукаля, автора "Ху-дуд ал-Алема" мы встречаем иного ценного не встречающего у их предшественника. В частности, это разделение русов на три категории. Ибн Хаукаль сообщает о нападении русов на Берда'а. Это сообщение носит у него информативный характер. Более подробно он останавливается при описании похода русов в 358 г.х. (968-969 гг.) на Булгар и Хазаран, когда кители хазарской столицы вынуждены были беяать на Апшерон и Мангышлак. У автора "Худуд ал-Алема" «а узнаем, что ру'сы, напавшие на Бзрда'а, остановились в местечке Мубараки.
Оригинальным источником по истории контактов Азербайджана со своими северными соседями явлдагся работа ал-Мас'уди. Этот арабский историк дает ценный этнографический материал о народах, о севера соседствующих с Азербайдкажш. Принято считать, что ал-Мас» уди является первым из мусульманских Историков, у пом ян ушиц нападение на побережье Каспия в 912-13 гг. русов. . 0
Много ценного и интересного даат нам сочинения Иамсаддкна ал-Мукаддаси, ал-Мутаххара ал-Мавдиси, Ибн Мискавейха. По утверждению специалистов работа Ибн Мискавейха являлась источником для автора ХИ в. Ибн ал-Асйра. Из рассказа Ибн Мискавейха о нападении русов на Берда'а мы узнаем о многих подробностях этого похода, которые не были описаны Ибн ал-Асиром.
■ Большой интерес представляет работы Ибн йсфандийара и ал-Мвр-вази. йэ рассказа Ибн Йсфандийара мы узнаем о нападении русов на Каспий в 864-884, 909, 910 гг. Правда, сообщение Ибн Йсфандийара вступает в противоречие с утвернденкем ал-Мас'уди, который отметил, что до похода 912-13 гг. кители прибрекных районов не слыхали, чтобы враг нападал на них с моря. Ал-Марвази( рассказывая о походе русов на Берда'а, отмечает, что последние до похода в Закавказье-сначала приняли христианство, а затем перешли в ислам.
Определенный этнографический материал о народах Поволжья и Прикаспия дает "Рисале" Ибн Фадлана. Много ценного о взаимоотношениях правителей Азербайднана со своими северными соседями и которые не имеются у предшественников, мы находим из работы Мюнед-аим-баии (ХП-ХУП вв.).
Единственным местным источником, из которого можно судить о положении Азербайднана в интере г;юзее нас время является работа
о
албанского историка Цонсея Каланкайтуксяого "История албан". Краткое сообщение о русах дает возможность судить о характере их нападения. Работы армянских историков использованы а наша;! диссертации информативно. • ■
Не последнее место в нааих исследованиях занимает еврейская хроника, в частности переписка испанского сановника Хасдая ибн Пафрута с хазарским каганом Иосифом, а танке условно названный "Кембриднский документ". В них мы находим ценный материал о народах Предкавказья. Оэобкение "Кеыбридяского документа" интересно тем, что из него мы. узнали етя царя русов, что проливает свет на изучение этнической принадлежности указанного'народа.
Определенный интерес для нааих исследователей представляет сирийские источники. В этом отношении ценно сведение Абул Зарад-яа, который в отличие от других авторов средневековья упоминает .
. состав напавших на Бзрда'а. Работа Псевдо-Ззхария для нас представляет интерес как источник по этнографическому обзору народов Предкавказья^
Рассказывая об истории взаимоотношений Азербайджана со своими северными соседяаи,нельзя обойти молчанием древнеславянские летописи, которые порой обособленно, а порой совместно с мусульманскими источниками давт ценный материал о ситуации э регионе мекду Каспием и Черным морем. И, конечно, изучая Ккево-слзвянские летописи нельзя не отметить "Хроники" и исторические сочинения византийских авторов. Особенно сильным стало влияние грсческой культуры иа Киевское государство после принятия Владимиром I христианства в 988 г. .
° 'Работы византийских и латинских авторов позволяют проследить этнические процессы, происходившие в Предкавказье и на севоро Причерноморья в раннее средневековье, так как именно из этого региона начали свои грабительские походы русы,
Оэобкения Зкрдоуси и Низами о деятельности русов анохроничнц) так как упоминают последних во времена. Александра Македонского. .. Тем не менее работы Фярдоуси и Низам'* представляя? интерес тем, что из их рассказов мокко прздетавить располоузние "страны" русов. Кроме того Низами сообщает о составе нападашкх на Бзрда'а, Соб их маршруте. Хагани Иярвани сообщает о нападении русов на поберекье Каспия в 1174 г.
Изучение истории Азврбайдзана началось аце э проалом века. Среди первых исторяографов Азербайджана модно отметить А.Бакиха-нова и Каэем-бека; Работа А.Бакиханова "Галистан Ирам" предстаа-ляет собой краткое обозрение контактов Азербайджана со своими^со-
- б -
седями.
Интенсивное изучение истории Азербайджана начинается в 20-х годах XX в. Особенно в этом отношении надо отметить деятельность П.КДузе. Именно, благодаря его переводам на русский язык стали известны работы арабских историков йакуби, Йбн Мискавейха, Йакута ал-Хамави.
Первая попытка обобщить взаимосвязь Азербайджана со своими северными соседями в интересующее нас время, а также освещение походов русов была предпринята авторами "Истории Азербайджана". Однако многие вопросы не нагали там своего отражения. Деятельность русов на Каспии описывается тенденциозно.
Изучая проблему феодальных государств на террритории Азербайджана, внешних"'связей касается М.Х.Иарифли. Но он не исследует многих вопросов, связанных с деятельностью русов, отнесясь к сообщениям мусульманских авторов информативно.
В 1959 г. на азербайджанском языке был издан перевод работы Кбн а л-А сира "Ал-Камиль фи-т-тарих", где отмечалось, что русы, напавшие на Берда'а, были тюрками и "о современными русскими их путать нельзя" (Ибн ал-Асир "Ал-Камил фи-т-тарих". Баку, 1959, с.117).
З.М.Буниятов в фундаментальной монографии "Азербайджан в УП~ IX вв." кроме внутренних процессов, происходивших в Азербайджане в указанное время, исследует арабо-хазарские войны. Самой последней датой контактов Азербайджана с " Оэверой" _является упоминание о походе.русов в Азербайджан в 912-13 гг.
Критический анализ работ ал-Мас'уди и Ибн Исфандийара в связи с сообщениями о походах на Каспий был проведен СЛ.Алиевым. Исследователь впервые среди азербайджанских ученых делает попытку уточнить дату похода русов на Каспий по ал-Мас'уди.
В последнее вреИя интересные исследования по истории Азербайджана и его контактов с "Йевером" проводятся Н. Взлиханлы. основываясь на исследованиях А.Куника, В.В.Григорьева, Е В.Бартольда, В.Ф.'Иинорского, и.И.Артамонова и др., исследователь освещает сущность похода русов по ал-Мас'уди и характеризует термин "рус".
Касаясь сообщений о взаимоотношениях Азербайджана со .своими северными соседями, т.е. (Ьриром, Хайдаком, аланами, русами и др,, нельзя не отметить монографию С.Ашурбейли "Государство Ширванша-хов". Если к рассказу ал-Мас'уди она относится информативно, то в связи с нападением русов в 1174 г., С.Ашурбейли, сопоставляя различные источники допускает, что поход на Каспий был совершен брод-никаик.
Маршрут и состав нападающих на Берда'а по поэме Низами "Искен-дер-наыэ" исследуется в статье А.Шусова.
Некоторых интересуощих нас вопросов касались армянские историки.
Период, освещаемый в диссертации, интересен тем, что в это время на Каспии очень активно действуют русы. Несмотря на то, что исследователи в своих суждениях относятся к полярным мнениям - к норманизму и антинорманизму, большинство историков дореволюционного периода считали, чго руси были представителями Древнекяевокого государства. Но одновременно с этим утверждением существовало мне-нне о наличии прнчерноиорско-азовской "Руси", на первом этапе независимой от Киева, но впоследствии подчиненной последней. Но эти исследования в дальнейшем были подверненн резкой критике.
С позиций норманизма наиболее полное исследование о всех походах на Каспия было проведено Б.Дорном.
В дальнейшем проблема связей Древнего Киева с Зэстоком изучалась в работах Я.Ю.Якубовского, В. В.Бартольда, Б.Н.Заходера, А..II. Мавродина, Ц, И. Артамонова, Л.П.Новосельцева, Т. II.Калин иной, А. Я. Сахарова, Л.Н.Гумилева, Н.Я.Полового и др. В 1926 г. Я.Ю.Якубовсвдш был переведен и.исследован отрывок из сочинения Ибн Нискавейха о походе русов на Берда'а.'
Детальный разбор сообщений о походах на Каспий 912-13 гг. и 944 г. имеется в исследованиях В. В.Бартольда, М.И. Артамонова> Н.Я.Полового. В последнее время активно занимаются изучением связей Древней Руси с Истоком А.П.Новосельцев и Т.М.Калинина. Однако, утверждения этих исследователей зо многих деталях противоречивы, так как они, как и их предшественники хотят связать походы русов непосредственно с Киевом.
Немалый интерес для освещения интересующего нас вопроса представляют разработки зарубежных ученах. Изучение истории Шстока на западе началось еще в прошлом леке. Оода можно причислить издания арабских текстов и исследования М.де Гуе, Б.де Мейнара, Х.Зотенберга и др. Определенный •интерес среди этих исследований представляют работы И.Иаркварта; В.Ф.Минорского, Г. Ээрнадского, ■ В. Васильева, Р.фрая, О.Прицака, П.Голдена я др. Большая часть' этих ученых стоит.на позиции норианства "русов". Большой вклад в развитие исторической науки Азербайджана внес В.Ф.Мннорскяй. Благодаря его переводам с восточных языков на английский и русский ряда источников, мы получили возможность осветить ряд "белых Пятен" в истории взаиыоотноиении Азербайджана с "Севером". > . д
Одним из мощных соперников Азербайднана на севере от него был
Хазарский каганат. До 966-69 г.,. когда столица каганата была разрушена русами, Хазария хотя и не проводила завоевательных войн, все же не упускала случая вмешиваться в жизнь народов Закавказья. Исследования ВЛошина, И.Бруцкуса, Д.Н.Данлопа, П.Голдена, 0.Признака, Н.Голба и др. хазарской проблемы дают ряд оригинальных данных о политической и экономической ситуации региона.
Глава вторая - "Экономические и политические связи Азербайджана с "Озвером" со П-ой пол.IX в. до нашествия сельджуков". Как из' веотно, с УП в. Азербайджан как и многие другие земли Передней и Средней Азии был захвачен арабами. Подчинив Азербайджан, арабы начали весьма активную политику в борьбе с Хазарским каганатом. Уже ,при Омейядах Дербент был основной базой операции арабов против ха-„зар. Одаако, с 'приходом к власти Аббасидов, положение арабов на -Кавказской границе халифата стало ослабевать. Уве к началу Ш столетия хиджры власть в Азербайджане все более сосредотачивалась в руках местных правителей.
Степень экономических контактов Азербайджана в интересующий нас период определить трудно, так как отрывочные рассказы источников не дают возможности судить об их полноте. Но одним из важнейших показателей кнтвн'сишых экономических контактов Азербайджана со своими северными соседями является описание мусульманскими и еврейскими писателями тортовых путей Азербайджана в сторону Дербента и далее на север к Озиендеру и Итилю, с фиксацией дистанции пути. Испанский сановник Хасдай ибн Шафрут сообщает о маршруте еврейских купцов, из Испании в Хазарский каганат; который пролегал пр территории Азербайджана, проходя через Берда'а, где'находился 'знаменитый базар "Куркий".
Подорвав торговые магистрали византийцев через Черное море, арабы повернули торговые пути к Зэстоку, на Каспий, что способствовало бурному расцвет^ прикаспийских городов Азербайджана. По свидетельству арабских географов и путешественников одним из важных 'торговых портов на Каспии был Дербент, который был известен своей продукцией из- льна, а также шафраном. Озда с различных стран свозились рабы. Ал-Баб был портом не только для других областей Арра-на. По свидетельству мусульманских источников Дербент был "окном" .для Оарира и "других стран неверных".
; ; " А'л-МпЬ'уди, рассказывая о торговой миссии купцов по Каспию, "упоминает Баку, как источник белой нефти.
С утверждением арабов на Каспии основной водной магистралью IX - нач.Х вв., по которому осуществлялась транзитная торговля Иусульманского йютока с "Севером", был Вэлг.ский путь. Мусульман-
овка авторы сообщают, что с "Цовэра" в страны Востока поступали рэ-бы, ллсы1 и заячьи шуркп, .мод, воск и т.д.
Основным видом экспорта мусульшн на "Север", а -Европу, било сэ-ребро, первый этап проншшовенкя которого датируется 40-:,ш годами УШ века. Второй этап проникновения восточного серебра охватшзаот про шздток времени с 833 г. по 900 г. Ранний пряток восточного сероора характеризуется значительным притоком монет афризапской чекзвкк. Но уаэ в первой половине X в. ( 905 - 960 гг. ) преобладающее «олачесг-во всех кладов Звропы состоит :'.з среднеазиатских д::рхз;лов, в осп-ов-ном Саизнвдов. Исследователи склонны счизавь, чго никакой арабской торговли с днепровским районом л УШ - IX своя» мах не было, поскольку последний леяал э стороне от шздунйродных торгов:« путец. Пол -аоо отсутствие в кладах IX в. византийских монет свидетельствует о том, что 'становление путл "из Барт1 в Греки" проноо^ло значите ль -но позхе, а не в IX з, Вгорой этап проаякновзная восточного серебра, яри незначительном проценте его притока из Западной 2ярогш, показывает, что его иатаюех не хватать. Удоньззшя лрлюяа coneópn v г.зркод его вгорого проникновения л Босхочну» Всрог-у, особенно в район СоЕерасго Причерноморья, где зосб!з его ае t'j.'io, совпадает По зрамеш- с актиЕзах^Ё а .згом районе руссь ( 039 х\ - сообщение о русах по Бертшскнм анналам; 842 г. - нападешю русоз на Амасгриду по св. Георгия Лмзсгрздсиого"; 804-684 гг. - доход русса на
аапоо поберегло Каспия по рассказу йбн Кс&андоЕара ).• использовании*! материал позволяет судить, что нападения русов, которых раинке ксточ-шшп локализую? в зоне Причерноморья, связаны именно с недостачей соребра в этом регионе.
Арабские 'псточаики достаточно хороао разумеют северных, соседей Азербайджана, которых условно мокао разделить на Злланих. н даль -h:sx. К блияним соседям г,ю;шо причислить лакзов, хаитэксв, шэнданцев, народ совопдик, кумухоа, сарярцев а т.д. К дальним - алан, хазар,' булгар, саклабов-, авар и т.д. Наиболее крупяш политическим объединением на севера от Азербайджан был Хазарский каганат. Несмотря на то, что каганат был ватаснан пз Закавказья арабами, мусульманские исзо"плки сообщают об отдельных рейдах хазар б г.тубь региона,-, Некоторые местные правители, вед.веря в силу хазар, призывали последних к себе на помощь в борьба с .мусульшаскими намэстшшаш. • !
Кз "Истории Нирвана-и Дарбанда" видно,'что основатель династии Шпрввшлахсв-Мазъядидов в 861 г., став независимым правке лзм, сра-• гался с "неверными* Сарира."Спусгя некоторое вред«, укз правитель ¿ ая-Баба Хавим ибн Сурака в .876 а 878 гг. дааздв .совервавр.-вабвг на" Сарнр.'В 88Б г, Мухаммад иба.Хашвм совершает набег на 52андан.-В отает
на это в 901 (или 903 г.? - A.A.) хазары, воспользовавшись тек, что Еокни,ал-Баба были заняты торговлей, попытались осадить город, но были отбиты. ,
Политическое положение, сложившееся в регионе, показывает, ■ко у феодальных правителей Дербента отношения с СЬриром были неоднозначны. После нападения хазар на ал-Баб', в сентябре. 905 года эмир Пухаьшад ибн Хаиим встречается с правителей СЬрира Бухт Пишо с целью заключения согласия. Правитель ке Сарира "предательски захватил" эмира о десятью начальниками. Но, вскоре Бухт Йишо одарив змира подарками, освобоадает дербендцев. Последующее изложение источника показывает, что у дербендцев отношения с СЬриром вновь ухудшаются. В 909 г. эмир Мухаммед ибн Хашим, объединившись с иирданшахом Али ибн Хайсамоы, нападает на Шандан. После сражения -й 912 г. мезду объединенными силами эмира и ширваныаха с одной стороны и Шандана, С&рира и хазар с другой стороны, мусульманские войска были разбиты. Эмир и ширваншах с 10 тыс. газиями попали в плен к сарирцам. Но затем эмир и ширваншах были освобождены. Как считают специалисты решительный разрыв с"Дербентом был невыгоден Оариру, ибо ал-Баб был портом и для последнего.
Ойбытия, происходившие в это время на Каспии имели веяные политические последствия. С конца IX в. на Каспии начинают активизировать своп деятельность, русы. Рассказ о первых трех походах сохранился в сообщении персидского историка Кбн Исфандийара. Наи- -более ранний из их набегов считается поход ца южное побережье Каспия, состоявшийся в правление Оаида Хасана кбн Зейда (250-70 864-884 гг.)
! В 297 Г.ХУ909 г, русы вновь появляются на Каспии. Прибыв на 16-ти судах они повторяют нападение на Абескун, где терпят поражение. Полно предполагать, что поход 297/909 г., как и предыдущий, состоявшийся в правление Оаида Хаоана ибн Зейда, носили разведывательный характер, ибо последующие походы показывают их грандиозность. На следующий год (298/910 г.) они появляются уде с многочисленным отрядом и нападают на Озри. Но и этот поход для них закончился безрезультатно. Оставшиеся в живых после похода на Оа-ри, по , возвращению были добиты иирваншахом Али ибн Хайсамом.
, Взкоре они повторяют свой набег, но уже в еие более крупном масштабе. О нем подробно рассказывает ал-Мас'уди. Разграбив окрестности Азербайджана, и пробыв на море несколько месяцев, русы возвращеются обратно.
Вначале Li, сильнейшими правителями Закавказья были Саджи-ды. Усиление мусульманских феоде'ов не могло оставить равнодушной
-й-
Византию, которая;!» упускала случая вмсяизеться а закавказские дела, В то де время ориентация армянского царя Смбэтя I /ш Византии тревожила йусуфа höh Абу-с-Садаа. Весной 910 г, ршш нанести окончательный удар по арг-шнскоуу царю, "двинулся к Дзину. Царем Смбатом I против наместника Азербайджана были виставленн сн-нозья - Анют Еркат и Ivlymsr. Исход срэтания решил народ севордш;, оставивший в решительй мс-г.ге«г аргляяские войска.
В 914 г. Йусуф, расяравивоись с царем армян Смбатом I, разоряет Тифлис л идет на Кахетию, так как в это время гбхази стали претендовать на эту территорию. Подчинив Kaxerira, Абу-с-Садх разоряет Картли, Самцхе и Дкавахк. Но вскоре происходит сблшгзипо абхазского царя с правителем Кахагяи Квирикз.
■ После смерти эмира Мухзммада edil Хашила в Дербондо обостря ется борьба между братом умершего Абд ал-Маликом ибн Хапжом и племянником - Абу-н-Надтаюм ибн Цухашадогл. Источник свидетельствует, что Абд ал-Малвк привлекав5 к себе па помощь хазар и ка:1таков. В результате Абу-нНадгал бил арестован и казнен. Однако, союз оыира с хазарами и кайтакаш обострил огноааная с вврзаипцхогл. Ыо.-яо полагать, что Абд ал-Малак совершает поход на 12а бра и о пемоцьв хазар и кайтаков. Но всоро в регионе происходи перегруппировка сил. Уже в.933 г. эгоир Абд ал-Малпк нападает на союзника хазар Шан-дан и в том'же году он посылает свсого ломо чайка, Абу-л-Оавэрцса,. туда из совместно с кайтакамя. После сшртп в ЭЗЭ г. эмира Абд ал-Малика наступает полоса противоборства его окна ¿хлада с репсами, в особенности в результате вшпатэльстга з эта дела иярваишаха. Ахмад ибн Абд. ал-Малик трпздн был изгнан кз города. В период с сентября 953 г. по март 354 г. правителем зл-Бэба был избран царь лакоов Хайрам Ахтд лбн ¡Лунаббах.
Событие, которое произошло в 943-44 гг., нг.-бло пеыаловаиное" значение на ход дялыюйезго развптя регион. Зто било очередное нападение русов. В этот раз объектом нападения бала избрана "магь Аррана" - Берда'а. Захватив город, руск остались в городе несколько месяцев, нанеся ему больаой урон. Суда по'источникам, ши ос$еав»-ли. Берда'а летом. Основной причиной, послужгвгаЗ руоам "оставить город, было то, что среди цих стал распространягься мор из-за чрезмерного употребления фруктов. "
После смерти в 95S г. пкрвамшаха Гухаетада ибн Ас'у Тзхяра, оста-• вившего двух ".сыновей, Ахмада"'» Хайсама, престол занял первый из .братьев.Xáñciai^. опасаясь". Ахмада, вынужден был бежать к лакзам* Но
в SS8 г., оставив их'.страну. • он беаит к'Ебрахкму аба 'шэрзубаду,' с
■ ; ...
чьей помощью :он расочптнвал утвердиться з-'ал-Бабе. Но в последний моменту -Хайдам,--- оставив Ибрахмй ибн йзрзубзиа ад-Дейлзш, .бваят
в Иаскаг и находит убежище у эмира. ал-Еаба. Отказ парваншаха. уступить часть своих владений в пользу своего брата, обострило от- ■ ношения Ахмада с эмиром ел-Баба, который выступил инициатором переговоров. Е результате эмир, заклочиэ соглашение с сарирцами,нападает на ¡цирван, захватив и разграбив ¡Набран. Но по возвращении в ал-Баб, из-за насилия сарирцев по отношения к городскому насе-. ленив, горокаие, восстав, перебило часть сарирцев, отняв у них добычу. Мояно предположить, что нападение на Гяндку в это время сарирцев совместно с народов севордик в составе Ч00 всадников было результатом союзнических отношений с правителем Сирира с целью отвлечь силы Ибрахима ибн Марзубана.
Хазария, клонившаяся к упадку, уже не могла противостоять своим внешним врагам. В 965 г. войску хазар было нанесено поранение киевским князем Святославом, захватившим у них Белую Взжу. В 96&~ 69 гг. русы, разграбив Булгар, нападают на Хазаран. Бекенцы из хазарской столицы были вынуждены искать убекище на Мангышлаке и Апшероне. По сообщению Ибн Хаукаля, в дальнейшем часть беженцев при содействии ширваноаха Ахмада ибн Мухаммеда возвращаются к себе на родину.
Характерной чертой ал-Баба была постоянная оппозиция эмиру со стороны раисов. В 987 г. эмир Маймун ибн Ахмад в борьбе с рейсами решал воспользоваться помощью русов, которые на 18-ти судах в это время появились в еодйх ал-Баба. Одно судно с целью проверки достоверности обращения воило в порт. Но местное население,напав на них, перебило русов. Остальные 17 судов ушли на юг к устью Куры или Аракса. Но эмир не порвал с ними связей, так как в 989 г. ''русы'-гулямы окрукали эмира Уагшуна и с которыми последний, оставив город, уходит в Табзрсаран. В дальнейшем, в 995 г. благодаря эмиру Иаймуну, народ Караха принимает ислам.
В правление сына Ыаймуна ибн Ахмада - Мансура, у последнего обостряются отношения с ширваншахом! Мансур в этой борьбе был поддернан правителем . (йрира, на дочери которого в 1025 г. этр был кенат. В правление Шеддадида Фадла ибн Мухамнада и иирваниа-ха Мешучихрв ибн йаэида СЮЗО г.) русы вновь появляются на политической арене. В сражении у Баку войско Манучихра было разбито русанк,'ушедших затем к Куре. Взйско иирванпаха, которое хотело ¡преградить дорогу русам, было разбито и потоплено. Посла этого руса помогают Мусе ибн Фадлу л борьбе против своего брата, правителя Байлакана. Оказав помощь в захвате Байлакана, где они получили большое вознаграждение, русы через Рум уходят к себе "на родину". Но два года спустя, русы совместно с аланами и сарирца-
«и нападают на-¡Нарван. Участке в атом исходе план и сарирцев по-. 9 во лает судить, что в этот раз рус и или су пей. Источник не оговаривает, что нападаваяе пришли с моря. По воалрадзняк из похода грабители были разбиты эмиром йансуром. 3 ответ на это гуси в 1033 г. опять яе вместо с аланами двинулась к ад-Бабу. Но у Кара-ха били разбиты воинами во главе с Хусравоя и ал-лоПсаном. ибн. Уаймуном ал-Еа'и.
Последнее крупное мероприятие русоэ состоялось в правление иирваншахя Ахситяня I ибн Манучихра П в 1174 г., описанное в трех зллегиях Хагани и в грузинской хронике.
После смерти эмира Пенсу ра ибн '¿аймуна, в правление эыирз Абд ал-Малика кбн Мансура, женатого на дочери лгарвакявха Еамхуйе, ал-Баб в 1037 г. и в 1040 г. подвергается нападении то изнданце з,то. кайтаков. Эмир с женой был-захвачен в плен кайтаками. Ззроятно нападение -кай'гакцев на ал-Баб было организовано совместно с шан-данцама. Источник гласит, что в том же году начальник эмира Але ибн Хасан ибн Анак совершает нападение на Иандан, после чего эмир .возвращается в ал-Баб. Хотя источник не оговаривает причину похода ианданцев и кайтаков, косвенно- можно- заключить, что он был ор-: ганизоваи раисами. В Г041-42 гг. по возвращения эмира в ал-Баб раисы бегут в Курак к лцкзаи.
После саорти Абд ал-Малика правителем ял-Баба был провозглашен его сын Улнсур ибн Абд'ал-"алик (18 марта 1043 г,). Однако, 3 августа 1034 г. из-за очередной интриги ран со в эмир ¡,!ансур бежит л Иухрака, окрестность ал-Баба, на место которого 22 сентября 1054 года был приглазен его брат Лаикаря яби Абд ая-^аляк, кенатого на женщине родом из Хайдака. Но ухе 7 япяяря 1053 г. Лаыкари был убит гуляуаки брата. II июля 1055 г., благодаря посредничеству владетеля СЗзрира, раисы ввели омара Кянсура в яогрсаячцуо область,. принеся сиу присягу. Однако,, я после этого эа«р остзлплся зависимым от' раксов. Отагоценныа их засильем, эиир обращается за помощью к со^ седяы и иного хайдакоз к прочих не верки к оказали е;;у содействие. Однако, владетель Сарира, воспользовавшись слоги5зеЯся ситуацией и собрав шю-сство "неверных и различных •„•»р.чоя", ¡то подстрекатель-' ству раксов ал-Баба, 13 'июня 1054'г. двинулся к городу ;п расположился у Д.хн.к. Оэобщение источника, что ялцдетель Сарира послал к воротам города войско с тарханами и батрякзя:; во главе, позволяют судить о неоднородности состава его. "Тарах ал-Еаб" гласит, что сарярца были побеждены и "владетель Сарира долгеа бал' с позором отступить". В это же время, ¡гонь 1064 г., гунякские "неверные", воопользозагоись очередным раздором иедду эмиром "ансурои" и .ракса»
,ми во главе с Куфарридкем ибн Аглайоы, нашли на селения ал-Баба, убили много мусульман и разграбили их имущество. Раисы, укрывшись в Нухрака в августе 1064 г., видимо совместно с дакзами начинают действовать против эмира, чтобы противостоять своеволии раисов, эмир ал-Баба женится на дочери одного из прежних раисов, чья мать была дочерью правителя кайтаков.
Одной из последних дат интересующего нас отрезка времени -наиествие алан, состоявшееся в 1065 г. Аланы на протяжении раннего средневековья не раз вторгались в Закавказье. Анализ источников позволяет судить, что аланы были реальной угрозой мусульманским правителя«. И не случайно правители В:зантии, Хезарии и Гру- . 5ии не упускали случая вступить в родство в аланами. Особенно в этой отношении необходимо подчеркнуть роль Византии, по чьея инициатив1: Алания в начале X в. принимает христианство.
Предыстория сообщения Мюиеджимбаши об этом походе была такова.
После падения в 944 г. Берда'а, важным торговым и политическим центром Аррана становится Гянджа, особенно укрепившейся при Иеддадидах. В правление грузинского царя Баграта Ш (975-1024 гг.),' который боролся за создание единого грузинского государства, интересы ¡Зеддадидов с Багратидами сталкиваются в Кахетии и Эрети. Обострение отношений шеддадидов с багратидами Грузии-приводит к тому, чте в 1026 г. "царь афказов проник на территорию Аррана", осадив Оамкур, но был изгнан Фадлом ибн Мухаммедом. Уже в первые роды правления Баграта 1У (1027-1072 гг.) гянджинские феодалы предпринимаю? попытку захвата всей территории в долине Куры,включая Тифлис, куда стремились и грузинские феодалы.
Однако, в изложении этих событий нельзя ограничиваться только противоречиями, сложившимися между шеддадидами и грузинами. Уже в правление Лашкари ибн Мусы ибн Задла (1034-1049 гг.) начинается продвижение сельджуков на запад в сторону Армении. А после похода султане Тогрула в 1054 г. при Абу-л-Асваре шеддадиде читается хутба в честь первого.
Родственные отношения Баграта 1У, женатого на аланской принцессе Бареие-, безусловно имели не последнее место во взаимоотно-аеник багратидов о мусульманскими правителями. Но все же основным соперником и претенденток на территорию западных эмиратов и владений собственно Армении и Грузии была В1зантия.
В 1049 г. после смерти Лашкари ибн Ыусы на престол Гянджи восходит Ануширван ибн Лашкари. Однако, реальная власть сосредотачивается в руках хаджиба Абу Мансура, который, как видно из источника, возможно подкупленный христианами, предлагает сдать кре-
посги на границе с "неверными" византийцам, грузинам и правителя Ианки. Такое поведение хаджиба вызвало недовольство раисов, кото-рае арестовав Абу Мансура, и свергнули Ануширвана. Его место занял Абу-л-Асвар. _ • :
После смерти эмира Тифлиса Дхафарз ;:бн Али (1032-1046 гг.) от-: ношения между грузинскими феодалами и педдадидами еще больно обостряется. Кульминации они достигают в 1062 г., в чем немаловажную роль сыграла В1эонтия. В то время группа вельмож Тифлиса обращаются к Абу-л-Асзару принять правление городом. Но из политических ао(, соображений, Абу-л-Аслар, послушавшись совета своего визиря, не принимает ключ. После этого посланцы едаж ключ владетелюШаккя Ахсартану ибн Гагику, лродавизму за большие деньги ключ византийцам. И в тот год аланы, которые пересекли Аланские ворота, зтор-глись па .территорию Аррана. Сообщение источника дает возможность судить, что инициатором похода алан била Византия. Ибо в ответ на поход алан, воспользовавшись поддержкой султана Алп Арслана и. созвав свов армию, Абу-л-Асвар в пане 1065 г. двинулся на терри-^ торн» Армении «империи. Ограбив территории Вгэантии, Абу-л-Асвар
i.....^захватил Ани и разместил там своя гарнизон. После удачного похода
Абу-л-Асвар возвращается в Гянджу и распускает армию. Но уже в октябре 1065 г. алана совместно с "неверными" Иакки и грузинами вновь нападают на Арран. Убив у ворот Шамкура 200 человек, она двинулись к Гяндже. Шг:а Абу-л-Астар вел с ними переговоры, аланы успела ограбить окрестности Еерда'а, у ворот которого простояли три дня и дошли до "Ханакан"а в окрестностях Аракса. Анализ позволяет утверждать, что инициатором и этого похода была империя,
В промежуток этих событий у правителя Аррана обостряются отношения о пирванпахом. В марте 1063 г. Абу-л-Асвар нападает яа шкр-ванские земли. В сражении у йаэидкйа на сторона ширванцев принимали участие лакзы. йзяв город, Абу-л-Асвар возвращается в Гянджу. Но в июне 1063 г. вновь нападает на Ширван. Перед лицом угрозы пирваншах за помощьи обращается к своему деду, правителю СЬри-ра. Но помощи не последовало. ,
События, происходившие в Ширване и Дербенте накануне прихода сельджуков,свидетельствуют о том, что в трудные минуты феодальные правителя этих районов искали поддержки-то в фрире, то в Хайдаке,' то у лакзов.
Глава третья."¡»неполитический фактор Предкавказья" - Историю взаимоотношений Азербайджана. с "Озверей" невозможно изучить ке .. разобравшись в-отдельных моментах истории Предкавказья. Как было-сказано ранее, одним из' сильных соперников мусульман Закавказья
била Хазария. С конца IX в. одним из главных соперников хазар в Восточной Европе становится Древнекиевзкое государство. В истории взаимоотношении Хозарки с Киевом в 965 г. произошло событие, имевшее немаловажное значение для развития региона. Для изучения этой проблемы привлекались данные восточных источников, т.е. Кбн Хаукаля, ал-\!укаддаси, Кбн Мискажейха-Ибн ая-Асира, а такие сообщения древнекиовскоП летописи "Повесть временных лет" (далее ПИЯ). При знакомстве с источниками заметно, что у Кбн Хаукаля так называемые "русы" напали на Булгар и Хазаран в 968-69 гг., тогда как в IШ говорится, что киевский князь совершил поход на хазар и захватил их город Белая-Века в 965 г.; у Нукаддаси говорится, что на хазарские владения напали войско из Руна, а не из Киева; у Ибн Мисказзйха-Ибн ал-Асира под 965 г. сообщается о нападении на зареккз владения тврок, а не дружин Святослава, т.е. из Киева. Анализ пат свидетельствует, что основные походы киевских князей были направлены против Византии. И не случайно, -что в ПШ с 865г. по 964 г., т.е. за отрезок времени охватывавшего 80 лет нет никаких упоминаний о походах киевских дружин против Хазарии. Для отчетливого представления того, что происходило в хазарско-киевских отношениях обратимся к ПВЯ: "В год ... 96^ Когда Святослав'вырос и возмужал, стал он собирать иного воинов... И пошел на Оку реку и на 'Волгу, и встретил вятичей, и сказал им: "Кону дань даете?" Они не ответили: "Хазарам - по целягу от рала даеы". В год ... 555 повел Святослав на хазар. Услышав г.е, хазара идая» навстречу со своим князем Каган он и сошлись биться, л я Ом ?•„• одолел Святослав хазар к город их Белу Веку взял. И победи.«: ясов и касогов. В год ... 966. Вятичей победил Святослав к дань на них воололал. , В год ... 967. Попел Святослав на Дунай на болгар... К сел княжить ... в Переяславце, беря дань с греков". Изложение ПШ похода Святослава в 96k г. ка вятичей показывает, что он носил разведывательный характер, так как в 966 г., только, вятичи были побеждены киевскиц князем/ И это подтверждает выдвинутый нами выше тезис. Е летописи никакого маршрута в сторону Булгара..во время указанных событий не излагается. Примечательно упоминание автором ПШ в промежуток иекду походами Святослава на вятичей в 9&i г. н 966 г. нападение на ясов в'965 г.. Исследования показы ват, что ясы 965 г,- не Кавказские аланы, а блихайаие соседи вятпчой. Летопись по Никонову описку дополняет^пробел ПЕЛ тем, что после взятия Балок Беки к подчинения ясов и касогов Святослав возвращается в Киев. Ни о,каком, двияении _ Святослава в сторону Булгара и Прикаопкя в летописях не имеется. Утверждение некоторых исследователей о
той, что Ибн Хаукаль ног спутать Ээлжскуо Булгарию с Дунайской Болгарией безосновательно. Во-первых, арабский историк вполне определенно говорит о Дунайской Болгарии, помещая ее на севере от в130нтии. Упоминание в источнике в связи с походом русоз хазарской' столицы Хазарана, свидетельствует о восточной направленности похода. Арабские историки и географы интересующего нас времени достаточно хорошо знали о расположении хазарской столицы. Ибн Хаукаль отмечает, что кители хазарской столицы искали убеяивд па островах Каспия. В то не время арабский историк, описываюций три центра "русов", упоминает их город Куябу, который исследователями отон-. дествляется с Киевом. Но автор ничего не говорит, что русы, напа-давзие на Булгар и Хазаран, были из Куябы.
Утверждение ал-Мукаддаси "...войско из Рума, говорят, что они • , русы", которые овладели хазарскими владениями, не долано давать повода для пространственных суждений, ибо в данном отрыве "Рум" мог быть использован в географическом понятии. Азтор "Худуд ал-Але-; иа" на юге'"страны" саклабов, т.е. на севере Причерноморья, помещает "часть Руна". Так же безосновательны выводы исследователей, допускаюцие определенную договоренность между Святославом и тюрками, ибо источники не .подтверждают этого. Ззе сказанное позволяет судить, что русы.напавяие на Булгар и Хазаран, никакого отношения к Киеву не имели. Удар был нанесен о целью грабежа и захвата серебра именно по двун наиболее крупным центрам транзитной торговля мусульман на севере. Таким образом возникает вопрос: кто. были эти "русы", которые сыграли определенную роль и в истории Азербайджана.
И сейчас, как со времен Миллера, Шлецера и Ломоносова историки в этом вопросе разделены на два лагеря - норманистов.и анти-.' норманистов. Шводы иорманистов относительно этимологии корня "рус" натянуты. Во-первых, необходимо отметить небезупречно_сть'' сопоставления "рус/рос-руотси-Рослагеп", Так среди скандинавов-племени с корневыми "р-с" не имеется. .Во-вторых, нигде в других : местах Западной Европы скандинавы не были известны под именем ''русы". ' . ■ .
Среди антинорманистов наиболее популярна'идея тождества "руги-русы", но с оговоркой,' что среди "ругов" жили ираноязычные росо-маны. Эта оговорка янти^норманистов вполне понятна, ибо и среди, славян племени с корневым "р-с" не имеется. Но в последнее время в советской исторической науке все более укрепляется норманизм.
Конечно, какова бы не была позиция, исследователей этого вопроса, прежде всего необходимо определить позицию автора ПВЛ, так
как в науке утвердилось мнение, что. все походи на Каспий связаны непосредственно с Киевом. Из источника заметно, что аьтор был ■ знаком с работами Георгия йортола, константлнопольского патриарха Никифора, с "Еитием" ЕЬсилпя Нового. При атом характерно, что автор пользовался переводной греческой литературой. Давно замечена особенность переводчиков греческих источников, которые не только переделывали ряд мест источника, а иногда даже вставляли в не^ го имена тех или иных личностей, как это было с именами Лскольда и Дира.
Касаясь сообщения греческих авторов о русах, необходимо заметить, чте последние локализуются на севере Причерноморья и отоя--дествляатоя со охифада. . '
Еще в начале века исследователями отпечено, что ПВЛ есть сочинение, составленное тенденциозно, с целью "доказать исконное единство Руси ... к исключительное право на Всероссийскую монархическую власть Рюриковых потомков". Легенда автора ПВЛ о призвании гзрягов дала норианнстам твердую почву для своих выводов, в -особенности при сопоставлении этого сообщения с рассказали Пру-денцни и Константина Багрянородного. Прудснций сообщает, что греческое посольство, прибывшее в Ингельгейм, имело в свое).: составе 'пведов, которые была русами, глава которых бил хаган. Данные из ПВЛ и Пруденция были подкреплена рассказом Константина Багряно- . родного о "внешних" русах. Норманисты "Б1еынюю Россию" локализовали в районе Ладоги, считг.я Sic« с его окрестностями "ГКутренней Росяей". На первый взгляд выводи норманистов при сопоставлении этих трех сообщений вполне убедительны. Ко упоминание греческим императором города "Немогарда",.в котором вил Святослав, сын Игоря, опровергает выводы нормаиистоз. Ом Игоря Святослав, согласно ГШ-някогда в районе Ладоги, т.е. н Новгороде, не кил. К тому se анализ славянских летописей свидетельствует, что новгородцы себя русьп не считали. Сопоставление рассказов Фотия,. Льва Дьякона, Пруденция и Константина Багрянородного показывает, что локализует они."русо2" ''внутренних", на севере Причерноморья;' Для автора ко ПШГ териин- "рус" не ясен и он сбивчив в своих суждениях. Для него ясно лишь понятие'"Русская земля" и русью для славянско-, го монаха были "... варяги и славяне, и прочие, "п р о з в а в-а и ее я Русью (курсив наш A.A.)",. • ' : . * , :
' Немаловажное.значение-для изучения этого вопроса имеют.мусульманские' источники« Сопоставление греческих;и-мусульманских; источников позволяет проследить их/отношение к "русам".' Еедь,-, наверное, неспроста :грекк. называют их "скифами", арабский писатель'-.считает
русов "родом саклабов". В мусульманской традиции руса упоминаются в соседстве с Азербайджаном еще в йсанидскуп эпоху. Но в науке эти сообщения принимаются за анохронизм, ибо термин "рус" в Вэс-точпой Европе связывался только с Киевским государством.
Первым арабоязычным писателем, указавшим на этничсску:*' принад- • леянооть русов, был Ибн Хордадбех. Описывая путь купцов-русоз по Каспию, персидский историк писал, что последние "род саклабов". Это основополагающий аргумент антинорманистов. У исследователей различное отношение к термину "саклаб". Но большей частью под этим этнонимом разумеются "славяне".
Ареал распространения этнонима "саклаб" в арабских источниках охватывает довольно большое пространство и упоминается в тех регионах, где славян еще не было. По мнению исследователей термин "ас-сакалкба"-" " - это арабская.передача среднегречес-
кого этнонима « ЕиЛссрси •». ещ0 3 прошлом веке было замечено,что под саклабами арабских источников большей частью разумеются булгары. Сопоставление рззноязичных я различных по - времени источников позволяет судить, что этноним "саклаб" Ши Хордадбеха к других ранних арабских историков и путешественников применялсягк булгарам.
Одним из свидетельств того, что этноним "саклаб" использовался применительно к булгарам можно проследить из названия реки "Нахр ас-Оэкзлиба", которую исследователи, занимавшиеся этим вопросом, перегодили как "Славянская река", йзпроо, с какой рекой, , т.'е. с Волгой или Лоном, отождествлять "Нахр ас-Сйкалиба", до сих' пор остается открытым. Исследователи, отождествлявшие указанную реку с Доном в связи о походом йарвана ибн Мухаммеда (737-738 гг.), упускают из виду небольшую деталь. Во-первых, незначительные поселения собственно славян лишь в верховьях Дона и Вэлга не могло ; дать повода ранним арабским историкам называть эти реки "славянскими". С другой стороны, интересно также то, что исток-обоих рек в представлении арабских географов и путешественников был общин-и Дон был рукавом Взлги, Вэлга кз, как главная водная магистраль времени Ибн А'сама ал-Куфи и йбн Хордадбеха была.более знакома арабам. Кроме того, очень интересно, что почему "нахр Ьс-Оакалиба" у арабских историков я путеаествекников ие стала "Славянской рекой", а стала называться "Вэлгой". Этимологии, которые привадились для характеристики названия "Вэлги" до недавнего времени, не убедительны. Положение сонорного "р" в некоторых тюркских языках неустойчиво и его выпадение и нараст соответствует правилам тюркской грамматики. Не случайно, что.Паисий Хилендарский название Волги передает как "Волга", отмечая, что ее нарекли булгары (ср. Шлга/Болга - в/б пе-.
- реходяпше; Болга/Болга - р).
; У ал-Час'удп, писавшего после Ибц Хордадбеха, русы состоят из многочисленных племен разного рода. Сообщение арабского историка, что в его бытность русы никем не управлялись позволяет ут-. верьдать, что поход на' Каспий, описанный этик арабский историком, не мог иметь отношения к Киеву. Во-первых, этот поход не нашел отражения в киево-славянских летописях. В то ке время зыщеуказак-ное сообщение ал-Мас'уди вступает в противоречие с рассказов ПНЯ, где говорятся, что г это вреь'я, т.е. после Э12 г., Киевом правил Игорь.
При изучении этого вопроса как норианиста, так и антинорианио-ты привлекает рассказ ал-Уас'уди, где говорится об одном царьке. Зшанее сходство слова из этого рассказа с кыеиси сподвшшка легендарного Аскольда позволило этим исследователям прочесть его как "ад-Дир". Странно, что ал-Мас'уди не называет прославившхся по ПЗГ своих современников Олега и Ягорп к вдруг упоминает "царя дд-Дира", о котором хне во-сдавянская летоиксь отче чает, что он не •князь г "не киязескогс .рода".
По пат Лир был варягом, в то вреия- как у ал-!1асуди говорится о "царьке" секлабов, под хоторааи арабский историк подразумевал булгар. Сйозо " " - "ад-деяр", в которой исследователи
видели "ад-Дир" по-арабски значит "монастырь". Если допустить ы-го слово "яд-дезр" зл-йас'удв - это варяг Дкр,- то употребление имени последнего с артиклем "аль" -'" ^ * не соответствует норнам арабско?. грауиатихи. Использование определенного артикля для передач:: инородного собственного имени оправдано ливь в том случае, если л этой имени имеотся соответствующие фонетические условзя, т.е. имя. "Дар" доляно было бы быть в форме "Аддир". Иначе говоря, оно до л?, но начаться с "а", начальной'Фонеаи ("хамзы") определенного артикля "аль", что мокно проследить у нехоторых арабских историков в передаче названий' "Аррзк/ал-ран - Ь .О' или но
Ллан/ал-Лан ^ ^
Источник свидетельствует о распространении среди части сакла-бов 'христианства. К тоау Ее мы зкаеи, что у тпрок вокдь одновременно исполнял и функцию верховного священника. При разборе кие- 1 вославянской летописи мы отметили, что имена Аскольда и Дира были позднейшей интерполяцией. : •'• • . .. ' > *
Привлечение исследователями в изучения интересующего вопроса еврейского, так называемого'."Кеыбридкского документа", где говорится о вожде русов по ииени "Х.л.г;" внесло иного путаницы в исследование проблемы. Рассказ еврейского документа-ве согласуется
не с арабским», не с киевскими источниками. То, что "Х.л.г" не Олег, можно заключить из источника, так как при Романе Лака пине киевского князя Олега не было в пивых. Это не йог бить я Игорь. По еврейскому документу "Х.л.г" умер в ,|Парас/Тирас"-Тракии. По ПВЛ.же Игорь был -убит древлянами в 945 г. Еелание норчанистов видеть в имени "Х.л.г" скандинавское имя также сомнительно, агол-не возможно, что в имени "Х.л.г" отразилось тпркское "0л1/Улуг", переданное в еврейской записи посредством определенного артикля "ha" - ha - Олг (cp.ha-иэлэх). И ото согласуется с утверждение« Шн Хордадбэха, что русы - род саклабов, которые были булгарами.
Ал-Мас'уди сообщает, что русы по возвращении были сначала разбиты мусульманами Хазарии. Хаган не сумел помешать мусульманам, но успел предупредить русог? о готовившемся нападении. Остатки ру-сов-бнли добиты буртасаыи в булгарами. Сопоставление рассказа ал-Иас'уди с сообщение« Ивнедаян-баки позволяет уточнить дату похода русов и инициатора этих разбоев, В предыдущей главе мы подчеркнули по рассказу из "Тарих ал-Баба", что после сражения в 912 г. между обьединенными силами пярганизха Ала ибн Хайсама и эмира ал-Баба о сорзными войсками Кзндяна, Сйрнра и Хазарии, мусульманские правители попали в плен к сарярпам, Источник еообсает, что Али ибн Хапсам и эмир ал-Баба вскоре поолз быяя освобождены. Упоминание ал-Нао'уди, что в отражении нападения русов зопекзт мусульман командовали начальник Абу-с-Оадаа и А.та п&л Хаосам свидетельству-, вт о той, что сражение произошло после остбоядетя зярвзязохз из плена. Дата, указанная ал-Ыасуди в связя с походом русоз вяогне приемлема. Сопоставление сообщения ал-Иас'удя с рзсскагоа Кбн Ис-фендийара о походах 909 и 910 гг. неправомерно, Описание походов Ибн Исфендийаром не соответствует рассказу вя-!1ос'уди. ПосягднгШ к тому же был современником описанного т свбитяа. Ззхяр ад-Дяк Map'аши датирует вторжение русов первой полэкшой 301 г.х. у.О'ЛЦОН 913 г. В 917 г. Али ибн Хайсама не было уже в живых, й в 909 V,, к в 910 г. русы были разбиты на южном побережье Каспия. Л остйв-пиеся в геивых после похода 910 г., были добиты и уничтожены 'Яяр— ваншахом. В рассказе яе ал-!1ас'удк русы, после тбго как им наскучили их приключения, вернулись к хазарскому хагану, отдав ему -* часть обещанной добычи..
Упоминание .в рассказе ал-Мао'уди о том, что русы иапаля на владения Абу-с-Сйджа и Ширваншаха, проникнув на Каспия через Бэл-гу,■свидетельствует о замешательстве в этом деле хазарского кагана, получившего своп-доли награбленного. Каганат накануне участвовал в коалиции шандакцев и сарирцев, и Хазария всячески старагле*
се,—
' восстановить свою мощь на территории, ранее подчиненную ей.
Определенный свет на интересующие нас вопросы прольют источники, гласящие о захвате русами Борда'а. Ибн Миссавейх сообщает, - что захватившие Берда'а, сделали местному населению заявление: "Нет разногласия между нами а вами в вере. Единственное чего иы желаем - это власти". Первая часть .этого заявления "нет разногласия ... в вере" до сих пор была^упуцена из виду исследователей. . По П31 заметно, что киевские'ТГ их друиина, включительно со Святославом, была языческой. В то ве время население Берда'а большей частью было монотеистическим. В Никоновской летописи говорится о принятии крецения какими-то русаии в правление Лскольда. Могли ли эти русы иметь какое, либо отношение к Киеву - сомнительно. Как сказано, имена Лскольда с Дирои - позднейшая интерполяция. Иояно предположить, что русы в Берда'а обратились к мусульманскому населению. Это подтверядается рядои фактов, Вьпервых, безусловно, русы знали куда идут и они же должны были знать, что Берда'а была резиденцией мусульманского наместника Марзубан ибн Озл^ара. .Во-вторых, наши выводы подкрепляются сообщением ал-Марвази, который писал, что после 300 г.х./912 г. какие-то русы сначала приняли христианство. Но затем, увидев, что оно стесняет их совершать разбойничьи набеги на другие народы, руса решили перейти в мусульманство во главе со своим царем, титулованного " -> ^ " - "буладиир", подобно тому, как титуловались малик хазар "хака-ном", а малик булгар "б.тл.ту". Основная масса исследователей склонна видеть в слове "буладиир" отражение имени киевского князя Владимира I. Ко Марвази однозначно сообщает ,что русы, прибыв-• шие в Берда'а в 943/944 гг. были мусульманами и он не сообщает, что "буладиир" было титулом их царя, а не собственным '.именем. Принятие же ислама киевских дружин во главе с царем по летописям не обнаруживается. Владимиром была предпринята попытка ознакомления с обычаями ислама, что не значит принятие этой религии. По сообщению ал-Мас'уди ислам в хазарской государстве начал распространяться "в давние времена", из Хорезма. Исследователи отмечают сильную зависимость' работы ал-Иарвази от ал-Бируни. В то же время необходимо подчеркнуть сильное влияние на ал-Бируни йбн Хор-, дадбеха. Если принять во внимание факт, что арабские историки под саклабами подразуиевади булгар, а Ибн Хордадбех считал русов родом оаклабов, то нечоиооти о принятии русами ал-Марвази ислама могут быть разрешимы. Ал-Марзази, рассказывая о русах и саклабах, освещает их в глазе о тюрках. 0 христианстве.якобитского..толка, распространенном среди части булгар-саклабов, упоминает ал-Мас'-уди. ;Якобитство в противовес, диофизитству йзактии, претендовав-
-'За-
тей на территорию северного Причерноморья, вполне возможно, что распространялось среди насельников указанной территории, также через Хорезм. Упоминание даты ал-'Ларвази, т.е. после 300 г.х./ 912 г. приводит к мысли, что в данном отрывке автор упоминает о промежутке времени до официального принятия ислама булгарами во главе о Алмушем, о чем мы узнаем из рассказа Ибн фадлана. Но Ибн Рустэ, писаший до Ибн Фадлана, отмечал, что ислам был распространен среди большей части булгар. Рассказывая о внутренних булгарах и размещая их на севере Причерноморья, Ибн Хаукаль, писавший уже после ал-!1ао'уди, отмечает, 'что среди них было распространено и христианство и мусульманство.
Не меньший интерес представляет состав нападавших в сообщениях восточных источников, которые сохранились у азербайджанского поэта Низами Гянджеви и в работе сирийского писателя Абу-л-Фарад-жа. Абу-л-Фарадж пишет, что в правление халифа Мустакфи "....аланы, аскалабы(саклабы - А.А.), лазы пришли в Азербайджан и захватили город; именуемый Берда'а". Йз поэмы Низами мы узнаем, что вождь русов Киитал, перед походом на Берда'а," собрал семь племен из семи провинций. Попытка некоторых исследователей отождествить "семерку" из поэмы Низами с рассказом о племенах из ПВЛ, участвовавших в царьградском походе Игоря 944 г. натянута. Цифра "7" не единственный случай в творчестве Низами (ср. "Озмь красавиц", "семь" бесед с "семью" философами, "семь" сражений с русами). ПВЛ, рассказывая о походе Игоря 944 г. на Царьград, сообщает, что' киевский князь, взяв у греков золота и ткани на всех воинов, "воз^ вратился и пришел в Киев во-свояси". Хотя летописец отмечает, что. князь Игорь послал печенегов, задействованных им з этом походе, воевать болгарскую землю, в летописи нет и намека о направленное-', ти кого-либо "из дружины Игоря в Закавказье.
Упоминание Низами и Абу-л-Фараднем алан позволяет судить о маршруте нападавших. Мнение, что русы шли сухим путем, безосновательно. ■ У Ибн Мискавейха и М.Каланкайтукского говорится, что руса пришли морем. И зачем русам, если они шли суш§й, надо было совзр-иать столь значительный круг, когда они могла через Даръял, Алан-ские ворота, попасть в Берда'а, намного сократив свой путь? ЕЙй" Йискавейх упоминает, что русы проехали море, которое "соприкаса- . зтея с их страной" и "пересекли его ... до ... реки ... Куры".Из этого рассказа можно заключить, что в данном рассказе говорится о Каспии.' Если доверять ПЕЛ и К.Багрянородному, то можно заметить, что киевлянам'приходилось в то время испытать много трудностей, чтобы попасть в Черное море. Ни ПЕШ, ни К.Багрянородный ничего на
сообщают о посещения представителями Киевского государства Закавказья.
Сопоставление ряда мусульманских источников позволяет утверк-дать, что в Предкавказье находилась база для. нападений. При та-
■ кок изложении источников достойна внимания рассказы Бал'ами и ф,'алиби V. Захир ад-Дина:. Мар'аыи о русах в соседстве с Дербентом накануне нашествия арабов и подчинения ими ал-Бэба еще за долго до образования института "Вшингов" (793 г.) и Древнекиев- ' ского государства. В то не время не менее интересно упоминание Псевдо-Захарием Ритором о народе " Hroi/tirus Арабы очень хорошо знали Хазарао и знали, что ее. столица находятся на реке
' Итйяь. Поэтому рассказ Кбк Маскааейха, что русы пересекли море, которое соприкасается с их страной, позволяет утверждать, что грабители во время походи на Берда'а плыли не Зэлгой. Участие в этом походе план свидетельствует о том, что нападение организовывалось где-то б зоне Кавказа. Наиболее судоходной рекой, впадающей в Кас-
■ пий в этом регионе можно считать Терек.
Низами сообщает, что у русов, прибывших в Берда'а, вместо денег были беличьи я собольи шкурки. До Йдзаии, Кбн Фадлан, встретивший русоэ в Булгаре, такие отметил у них такую форму обмена. Последнее время в''науке утверждается мнение полиэтничности русов в описании Яби Оадлана, среди которых были к славяне, и скандинава, и фжшо-угры, и представители многих-других народностей.
Ибк хордадбех, упоминает, что купцы-русы вывозили заячьи к беличьи зкурки. В тоже время арабские историки сообщают о вывозе шкурок и булгарами, йбн Рустэ,-писаваий о булгарах, отмечает, что главное их имущество - куницы' и у них нет денег, а дирхемы у них из куница. • .
Таким образом,' свидетельства источников убеждают, что для ранних греческих, мусульманских и еврейских писателей термин "рус" ассоциировался с булгарами. -
Зое сказанное позволяет связывать происхождение термина "рус" с Прячерноиорско-Преднавказсхой зоной. Сопоставив сообщения греческих, арабских и киево-славянских летописей, можно проследить, что чарез все эти рассказы красной нитью выделяется только разбой, грабеж и насилие.- Это позволяет утверждать, что термин "рус", для средневековых писателей, впервые упоминающих о них с 30-х годов IX в. обозначал всех тех, кто занимался разбоем. Несмотря на то, что термин "рус" изначально связан-с булгарами (Ибн Хордадбех - -A.A.), источники свидетельствуют, что в коалицию этих грабителей., входили разные народности, в том числе и-скандинавы. Поэтому, у
Мае'уди русы - народ разного рода, а последующие арабские ки разделяют их на три категории.
Заклячоние. На протяжении ¿»сего своего суяестзоханз? гзррпторкз всего Азербайдяана в силу удачного географического расположена* была ареной экспансия со тгороны северных плаиеа. По ней проходили пути многих народов древности и средневековья. По это;; земле или торговые караваны как на сеззер, так к на юг.
К ант ере сущему нас временя на севере от Азербайджана пропивало множество племен и народностей, с которыми феодальные правители указанной территории выступали в самые различные контакты. Что касается взаимоотнонений феодальных правителей Азербайджана со своими ближайшими соседями, т.е. лахзами, шанданцами, казаками, 'куниками, сарирцомн, народом се гордая, то эти контакты была неадеквагшшмгг. Порой эта соседи становились актявнаии драгами своих мусульманских правителей, иногда они выступали на стороне .того или иного мусульманского феодала в их междоусобной борьбе за власть.
Нсмаловакнз» роль во лэаииоотношен'лях азербайджанских правителей со своими, се верными. соседями играли З'.зантийская ваперяя и .Хазарский каганат. Народы и племена, наседяадке селзрные пространства от Азербайдхака чр.сто становились орудием исполнения замыслов этих деряав, цельо которых было ослабить к выбить мусульманских наместников из Закавказья.
Часть алан, приняв л начале X в. христианство по инициативе ■Зазанзийскоа иыперкк, была наиболее ярой исполнительницей замыслов греков на Кавказе. Алянсиая епархия была подчинена константинопольскому патриарху. По свидетельству Бар Эбрея и Низами Гянд-■ леви аланы принимали участие в составе русов при нападении на Берда'а в 9'+ЗА'1 гг. Особенно активными стали походы алан на мусульманские владения арабских, наместников с утвэряд .„пем на_западе Азербайднана Шеддодидов, которые стали проводить политику укрепления своей территории и завоевание владений, на которые претендовала и Византия.
С.перемещением ванных торговых путей на Каспия, на севере.Причерноморья и в Предкавказье активизируют своп деятельность русн. Если в 912/13 гг., как видно из рассказа ал-Мас'уди, русы совершают нападение на Прикаспийские земли Азербайджана по подстрекательству Хазарии, то в дальнейшем, когда каганат уге ослаб и не представлял действенной силы в Предкавказье, указанные грабители со верою ют нападение на Берда* а по подстрекательству империи. Анализ я сопоставление источников, свидетельствует о том, что Киев к-
походам русов на Каспий и в Азербайджан не имел никакого отношения.
Используемые Константином Багрянородным названия порогов Днепра, что рядом исследователей этимологизируются на славянской и скандинавской языковых основах, относится к "В!еаним Росам", сопоставление ряда киево-славянских, греческих и мусульманских источников убекдает, что "внутренней" Ро'сией (ударение нам - A.A.) для византийского императора мог быть не район Киева с öлизлеяа-цими землями, а север Причерноморья.
Греки (Оотий, "Еитие св.Георгия Амаотридского", Василий Новый) . считают русоп скифами, тавро скифами или уграми. Ибн Хордадбех конкретно говорит, что русн-"род саклабов". До недавнего времени этноним. . "саклаб" переводился как "славянин". Поэтому многие иссле-дователи-антинорманисты, которые правильно отрицали скандинавское происхождение термина "рус", не могли дать правильную оценку ряду известий.
Паи анализ источников позволяет судить, что этноним "саклаб" . (у йбн Хордадбеха, Ибн ал-Факиха, Ибн Рустэ, Ибн Фадлана, ал-Цас'у-ди и т.д.) использовался применительно к булгарам-тюркам. Такая этимология этого этнонима и сопоставление его с греческим "скиф" проливает свет на сообщение "Вертинских анналов", где вокдь "русов" именуется "хаганом". '•
К ныне исследователи, сопоставляя рассказ "Кембриджского документа" о походе русов на хазарские владения по подстрекательству Романа Лака пи: а, хотят связать имя царя "Х.л.г" с именем одного из киевских князей или воевод, а также этимологизировать на скандинавской языковой основе'. Однако, сопоставляя рассказ еврейского документа с греческими источниками, где русы - это скифы, а такхе с сообщением Ибн Хордадбеха, что русы - это род саклабов, а последние в представлении ранних арабciciix историков были булгарами, можно считать, что имя царя русов "Кембриджского документа" есть тюркско-булгарское "У гуг/Одг", переданное согласно правил грамматики/еврейского письма через определенный артикль "ha".
В то время как-мусульманские источники сообщают о ранней распространении ислама среди, тюркских племен, славяно-киевские лето-.' • писк ничего; не говорят о. принятии ислама представителями-киевского князя. Марвази не говорит, что русы перед походом на Барда* а: приняли ислам. Это сообщение.Марвази согласуется с сообщением более раннего историка, Ибн Миокавейха, отметившим, что русы в Берда'а обратились к местному населению: "Нет разногласия между нами" и вами в вере". Русы довольно хорошо знали этот город, и знала.
что на территории Азербайджана уже более двухсот лот ислам был господствующей религией. В Берда'а находился представитель мусульманского наместника Марзубана ибн Мухаммеда ибн Оглара.
Все сказанное позволяет полагать, что термин "рус" изначально бал связан с булгарскиыи племенами, которые занимались разбоем в интересующем нас регионе. 3 дальнейзем в состав русов стали входить представители различных племен и народов. Это подтверждается и рассказом ПВЛ, и сообщениями мусульманских историков и путешественников, а также Бар Эбреен и Низами Гянджевя.
Анализируя разноязычные источники можно считать, что в Пред. кавказье и в Причерноморье тюрки проживали в.начяле нашей эры и их инфильтрация в Закавказье шла на протяжении всего раннего средневековья. Тенденциозная иптерпритация названий ряда племен некоторыми исследователями привело их ft неправильной характеристике этнической принадлежности тех народов.
По тема диссертации написаны статьи: IЛ проблеме походов русов в Закавказье а 912-913 и 943-9иц годы.— в сб."Материалы X Республиканской научной конференции аспирантов вузов Азербайджана. Баку, 19-37, с. 2.0 семи племенах з noo'je Низами Гянджевп "Искендер-накэ". - в сб. "Материалы XI Республиканской научней конференции аспирантов вузов Азербайдааиа. Баку, 1938, сЛ5. 3.0 русско-хазарских вззимботноаениях в свете изучения истории • Азербайджана". - Изв.АН Аз. ССР, сер.ист.фил.,право Л I, 1990, с.122-131.
'4.К интепретации одного рассказа в сообщении персидского анонима
"Худ;| ал-Алем". - Из в. АН Аз. ССР (находится э печати) 5.Сйклаба. К постановке проблемы. - Изв.АН Аз. ССР (находится в печати).
1/