автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
"Та'рих-и Мас'уди" Абулфазла Байхаки как источник по изучению государственного устройства Газневидов

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Муллоджонов, Сайфулло Кучакович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему '"Та'рих-и Мас'уди" Абулфазла Байхаки как источник по изучению государственного устройства Газневидов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Муллоджонов, Сайфулло Кучакович

Глава 1 .Сведения об "Та'рих-и Мае Уди" и ее книге

Та рих-и Мзс уди

1. Жизнь и творчество Абулфазла Байхаки .Î

2. История написания и степень изученности

Та'рих-и Мас'уди" Абулфазла Байхаки

Глава 2. Отражение внутренней и внешней политики государства Газневидов по сведениям "Та рих-и Мас'уди".

1. Государственный строй и внутренняя политика.

2. Системы управления государства

3. Админист|зативно-территориал!ьное'деление и отношения центра с регионами

4. Внешняя политика

Глава 3. Придворный этикет. Государственные символы и армия Газневидов по сведениям Байхаки. Церемониал и этикет двора

2. Государственные символы и армия

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по истории, Муллоджонов, Сайфулло Кучакович

Актуальность темы. Изучение и обобщение истории прошлого таджикского народа имеет не только познавательное, но и большое научно-практическое и политическое значение, т.к. мы без познания своего прошлого не можем строить новое общество. Это доказала богатая история Саманидской династии. Ее история становления и развития стала школой для преемников и других государств мира. Это ярко демонстрировало празднование 1100-летия государства Саманидов.

Эпоха Саманидов была периодом расцвета феодализма и подъема культуры Мавераннахра и Хорасана. Источники свидетельствуют, что именно в этот период произошло подлинное возрождение таджикской классической культуры. Впоследствие эту традицию продолжали преемники Саманидов - Газневиды, Караханиды, Сельджукиды и др.

Многие исследователи истории 1Х-Х веков поддерживают мнение

0 том, что после распада государства Саманидов эта традиция была нарушена. Это неверная трактовка. Как свидетельствуют источники, в том числе "Та'рих-и Мас'уди"1 Абулфазла Байхаки традиции расцвета культуры в эпоху наследников Саманидов были продолжены в новой форме, т.к. кочевые народности не имели основу национальной культуры, были вынуждены принять и обогащать таджикскую классическую культуру. Кроме того, таджикский язык, начиная с XI в. по первую четверть XX в. послужил как государственный язык кочевых народов Средней Азии.

История становления и развития государства Саманидов была школой не только для его преемников, но и для других стран мира,

1 Та'рих-и Байхаки, Талнфн Абулфазл Мухаммед ибн Хусейн-и Байхах-и дебир.

Тясехи дукгур Али Акбар Файназ. Мешхед, 1350, (Далее Та'рих-и Балхакн), строящих свое национальное государство. "Изучение опыта Самани-дов по созданию централизованного государства и усвоение его исторических уроков, отмечал президент Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонов,- может оказаться полезным для молодых стран Центральной Азии. Эти уроки чрезвычайно важны и для современного Таджикистана.".1

Именно опыт государственного управления Саманидов стал школой для их основного наследника - Газневидов, т.к. после перехода этой семьи во главе империи только формально изменилось название династии. При Газневидах сохранился вес формы и методы правления империи Саманидов. Это подтверждает автор "Та'рих-и Йамин" Утби.2 Таким образом, Газневидская династия в начале XI века стала основным наследником и продолжателем дела Саманидской империи.

Сегодняшнее развитие общества требует новые подходы к изучению общественных явлений, в том числе оценки прошлой истории народов Центральной Азии, проживавших в 1Х-Х1 вв. Именно эта эпоха составляет яркую страницу в истории развития средневекового таджикского государства. Появившиеся труды ученых, а также исторические источники способствуют более глубоко и всесторонне анализировать исторические процессы проходящих в эпоху правления Газ-невидов. Для расшифровки данной проблемы большую актуальность предоставляет труд историка и общественного деятеля XI века Абул-фазла Байхаки "Та'рих-и Мас'уди" (История Мас'уда). Известно, что Байхаки как ученый и государственный деятель долго служил Газневи-дам. В конце своей жизни он обобщил свое впечатление о деятельности

3 Рахмонов ЭШ. Вклад Саманидов в культурное наследие Центральной Азии выступление на международном семинаре). //Народная газета, 1998. -26 июня.

2 Джарфодкони А. Тарджумаи Та'рих-и Йамини (перевод история Йамини) - Тегеран, 1345.-С. 21.

Газневидской империи в "Та'рих-и Масуди", в котором охарактеризовал политическую, экономическую и социальную историю правления Мас'уда. Кроме этого в исторической науке он впервые охарактеризовал историю государственного строя Газневидов. Байхаки пришел к выводу, что Газневиды являлись прямыми продолжателями дела Сама-нидов, которые копировали их государственный и политический строй.

Ценность труда Байхаки заключается в том, что он реально описывал политическую и социально-экономическую историю Газневидов. Заслуга Байхаки состоит в том, что наряду с показом государственного строя, он дал глубокий анализ состояния армии Газневидов.

Среди исследователей истории Газневидов Байхаки является свидетелем формирования и создания многонациональной армии. Он первым изложил все чины и звания Газневидской гвардии.

Автор был непосредственным участником походов и захватнических войн Мас'уда. Он справедливо отмечает, что после каждого похода и мародерства армии в стране начинается голод и нищета.

Поэтому введение в научный обиход сведений "Та^рих-и Мас'уда*, совершенствованных методикой исследования его источниковедческой основы, представляется нам научно оправданным и актуальным.

Степень изученности проблемы. Автор при написании диссертации опирался на богатый опыт, накопленный учеными мира, в изучении средневековой истории Мавераннахра и Хорасана. В исторической науке нет на сегодняшний день специального монографического исследования, посвященного вопросам государственного строя Газневидской династии.

Изучив существующую литературу и источники, мы пришли к вывод)', что, начиная с древнейших времен до наших дней, ученый мира уделял этому вопросу особое внимание. Для ясности картины мы существующую литературу и источники разделили на четыре группы.

К первой группе относятся те труды, которые были исследованы за годы Советской власти (1917-1991 гт.). Особая заслуга в изучение этого периода принадлежит русским востоковедам, таким как В.В. Бар-тольд, А.Е. Бертельс, АЛО. Якубовский, Н.В. Пигулевский, С .Т. Агад-жанов, В. Гордлевский, Н.И. Вавилов, Б.Н. Ромодин, И .П. Петру-шевский, Л.Г. Строева и другие.

В истории народов Центральной Азии имя В.В. Бартольда написано с красной строки, т.к. он из русских востоковедов первым исследовал истории Мавераннахра и Хорасана. В результате тщательной работы он написал ряд крупных трудов по средневековой истории народов Средней Азии, в том числе таджиков. К ним относятся его монографические исследования, такие как "Туркестан в эпохе монгольского нашествия", "История Туркестана", "История культурной жизни Туркестана" и др. Исследователь много внимания уделял вопросам истории послеСаманидских государств и особенно историю Газневидской династии. В своих научных статьях, он показал историю становления и развития государства Газневидов.' Заслуга автора заключается в том, что он первым среди исследователей истории Мавераннахра и Хорасана дает подробную характеристику экономической и политической жизни Центральной Азии в эпоху Саманидов и их преемников.

Одним из последователей В.В. Бартольда является крупный ученый востоковед А.Е. Бертельс, перу которого принадлежит ряд

1 Бартольд. Туркестан в эпоху монгольского нашества //Соч. -М., ИВ Л, 1963, -Т.1. -758с.; Его же: Али-Тсгин //Соч. М„ ИВЛ, 1963. -Т2(2).-С.491-492; Его же: Алтун-таш //Соч. -Т.2(2).-С,493; Его же: Хорезмшах //Соч. -Т.2(2).-С.535-437; Его же: То-харнстан //Соч. М., Наука, 1965, Т.З.-С.514-515; Его же: Хуттал //Соч. -Т.З.-С.555-557; Его же: Термвз //Соч.-Т.3.-С.504-508; Его же: Алп-Тегнн //Соч.-М., ИВЛ, 1971. -Т.7.-С.491-492; Его же: Байхаки Абулфаахг //Соч. -Мм ИВЛ, 1973.-Т.8.-С.583-585; крупных монографических исследований по истории религиозных течений в Средневековом Востоке1. В изучении истории и археологии Средней Азии большую лепту внес А.Ю. Якубовский. Среди его публикаций особое место занимает статья "Махмуд Газневи: к вопросу о происхождении и характере Газневидского государства".2 Автор дает четкий анализ истории происхождения и классовых противоречий в эпоху правления Махмуда Газневи.

Наряду с названными исследователями свою лепту в изучении некоторых аспектов истории государства Газневидов вынесли ученые, как С.Г. Агаджанов3, В. Гордлевский4, Б.Н. Заходер5, В.М. Массой5, И.П. Петрушевский7 ГА. Пугаченкова8, Э.В. Ргвеладзе9 и др.

Ко второй группе исследователей относятся ученые Таджикистана. Одним из первооткрывателей является академик Б.Г. Гафуров. Он в своих крупных трудах, таких как "История таджикского народа* (в кратком изложении), "Таджики" и других, исследовал историю государства Газневидов.10 Автор дал историческую оценку Газневидским царям в лице Махмуда и его сына Мас'уда.

5 Бертельс А.Е. Насир-и Хосрав н исмаилнзм.-М., 1959; Суфизм и суфийская литература /Изб. труды. -М.: Наука, 1965.- Т.З.

2 Якубовский А.Ю. Махмуд Газневи: к вопросу о происхождении и характере Газневидского государства //Фирдоуси (934-1934). -Л., 1934.

3 Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии 1Х-ХШ вв.-Ашхабад: Илым, 1969; его же: Государства сельджукидов и Средняя Азия в XI-XII вв.- М.: Наука, 1991.

4 Гордлевский В. Государства Сельджукидов в Малой Азии /йзбр.: Соч.-М: ИВЛ.1960-Т.1.

5 Заходер Б.Н. Хорасан и образованный государства Сельджукидов .//В опросы истории.- 1945.-Ш-6 .-С. 119-141.

6 Массой В.М., Ромодин В А. История Афганистана,-М.: Наука, 1964.-Т. 1 .-463с.

1 Петрушевский И.П. Ислам в Иране. Л.» 1966.

8 Пугаченкова ГА., РтвеладаеЭ.В. Северная Бактрия и Тахаристан. Очерки истории и культуры: Древность и средневековье.-Ташкеит: Фан, 1990.-218с,

9 Ртвеяадое Э.В, К биографии Фаррухи //Художественная культура Средней Азии 1Х-ХШ веков. Ташкент, 1983. -С.177-181.

10 Гафуров Б. История таджикского народа (в кратком изложении). - М.; Наука, 1955; Его же: Таджик: Древнейшая, древная и средневековая история,- Душанбе: йрфон, 1989, Т.2. -480с.

Исследователи истории нумизматики Е.А. Давидович5 и его ученик Д. Давутов большую лепту внесли в изучение монет эпохи Газневидов.

Литераэуроведы X. Мирзозаде и А. Абдуллоев исследовали историю становления таджикской классической литературы эпохи Газневидов. Он на примере творчества Унсури, Фаррухи, Манучехри и других, показывает вклад таджиков в процветание литературы XI века.2

К третьей группе источников и литературы относятся труд, опубликованные в Афганистане и Иране.

В XX столетии вопросами средневековой истории большое внимание уделяли исследователи Ирана. К ним относятся С. Нафиси3, А. Зарринкуб4,3. Сафо5, Г. Инсофпур6, А. Парвиз7, Г. Юсуфи8, А. Ми-лони9 и другие. По сравнению с русскими востоковедами и таджикскими исследователями иранские ученые внесли определенный вклад в разработку истории Саманидов и Газневидов. Это им позволила большая источниковая база.

Наряду с иранскими коллегами в исследовании истории Газневидской династии принимали активное участие и афганские ученые-историки. В исследованиях таких авторов, как М. Губар10, А. Пажвок,11

1 Давидович ЕА. Клад саганианских монет второй четверти XI века как исторический источник.- Письменные памятники Востока. - М.: Наука, 1970.

2 МнрзозодаХ. Таърихи адабнети точик.-Душанбе: Маориф, 1989. к.1(2).-422с. Абдуллоев А. Адабиети форсу точик дар нимаи аввали асри XI (Доираи адабии Газнин).-Душанбе: Дониш, 1979.-285с.

4 Нафиси С, Дар пиромуни Та'рих-и Байхаки (Шомили асари гумшудаи Байхаки ва Та'рих-и Газнавиен. -Техрон, 1342. 2. ч.-1112с.

4 Зарринкуб А. Та'рих-и мардумиЭрон. -Техрон, 13б7.-бООс,

5 Сафо 3. Та'рихи адабиет дар Эрон.-Техрон, 1371, ч, 1 .-718с.

6 йнсафпур Г. Сохти давлат дар Эрон, Техрон, 1352.-510с.

7 Парвиз А. Та'рих-и Дайолама ва Газнавийан.-Техрон, 1336.-618с.

8 Юсуфи Г. Фаррух-н Снстони: Бахе дар шархи ахвол ва рухгору шеъри у .-Техрон, 1368.-682с.

9 Милони А. Та'рих дар 'Та'рих-и Байхаки" Юроншииоси, 1374. №4.-С.702-721.

10 Губар М. Афгонистон дар масири та'рих. -Техрон, 1374,-840с.

11 Пажвах. Гурнйан.-Кобул, 1349 .-290с.

Г. Джалоли1, X. Халили2, А. Кухзод3, А. Хабиби4 и другие, так как центр государства Газневидов находился на территории современного Афганистана, естественно афганские ученые этому вопросу уделяли большое внимание. Они считают Газневидское государство как первое афганское феодальное государство.

К четвертой группе относятся западные ученые. Они внесли весомый вклад в разработку источников эпохи Газневидов. К ним относится крупный английский исследователь КЭ. Босворт. Он всю свою жизнь посвятил изучению и обобщению истории Газневидской эпохи. Им написаны более шести монографий по истории Центральной Азии Х1-ХП веков, в которых большое внимание уделено политической истории Газневидов5.

Последователями К.Е.Босворта являются Э. Броун6, Р.В. Буллет7, М.Валдман8, АЛауст9, Э.КЛембтон10, А.Мец11 и другие, которые внесли определенный вклад в разработку истории Газневидской династии.

Источниковедческая база исследования. Для данной работы особенно ценными являются древние источники, так или иначе имею

5 Джалоли Г. Газна ва Газнавннан.-Кобул, Г351.

2 Халили X. Салтанати Газнавнйан. -Кобул, 1333.

3 Кухзод. Лашкаргох. -Кобул, 1332.-150с.

4 Хабиби А. Тахкики бархе аз амакини Та'рихи Байхаки //Ягма, 1349. №8.

5 Босворт К.Э. Мусулманские династии /Пер. с англ. и прим. П.Н.Грязнеаич -М., Наука , 1971.-324с.; Его же: Нашествие варваров; появление тюрок в мусульманском мире //Мусульманский мир 950-1150.-М., Наука,1981.-С20-35; Его же: Bos-worth С.Е. The Chaznavids their empire in Afganistan and Esatern Iran 994-1040. -Edinbirgh, 1963.-331p.

6 Броун Э. Тарих-и адабии Эрон /Тарджума-е Солех.-Тегран, 1358.-1146с.

7 Буллет Р.В. Рслнгионо-политическая история Нишапуре в XI веке //Мусулмаи-скин мир 950-1150.-С.89-110.

8 Валдман М. Замана зиндаги ва корнамайи Байхаки /Тарджум-е М.Иттиходи. -Тегеран,1375.

9 Лауст А. Релегиозные волнения в Багдаде //Мусульманский мир. -СЛ 89-206.

10 Лембтон Э.К. Тадаввул ва тахаввул дар тарих-и миенаи Эрон /Тарджума-е Ажанд.-Тегеран,1370.-470с.; Его же: Аспекты расселений сеаьгожуков-огузов в Иране // Мусульманский мир. -С.123-144.

11 Медь А. Мусульманский ренесанс /Пер. с немц. Бертельс, М„ Наука, 1966.-458с.

-10 щие отношение к изучаемой нами проблеме.

Для решения различных вопросов древней истории таджикского народа требуется привлечение разнообразных исторических» археологических, нумизматических, этнографических и литературных источников, включая и труды средневековых авторов, писавших на таджикско-персидском, арабском и других языках.

Ценными являются те источники, которые были написаны в XI-XIV веках. Одним из таких является труд историка эпохи Газневидов Утби "Та'рих-и Иамини", которая была посвящена эпохе правления Махмуда Газневи.

Другим источником является "Зайн-ал-ахбор". Автор этого произведения Гардези был свидетелем правления Махмуда и его сына Мас'уда.

Важным источником по средневековой истории таджикского народа и тюркских государств является труд Низам-ал-мулк. Его книга "Сиясатнаме" является неповторимым источником по истории государственного правления. Автор, широко осведомленный в вопросах управления мусульманским государством, обобщил в нем не только свой личный опыт, но и частично осветил политические и юридические институты государства Саманидов, преследуя цель их воскрешения в эпоху Газневидов.

Для изучения и обобщения политической истории Газневидов большое значение имеют такие источники, как "Табакат-и Насири" (Жизнеописание Носира), "ал-Комил фи-т та'рих" (Совершенная история), "Равзат-ус-сафа", "Та'рих-и Систан" (История Систана) и многие другие, авторы которых пытались датъ ясное понятие о политической, экономической и культурной истории Газневидской династии.

Таким же интересным памятником политической и литературной мысли таджикского народа в эпоху правления Газневидов являются труды придворных поэтов Унсури и Фаррухи.

Таким образом, краткая характеристика литературы и источников, касающихся нашего исследования, открывают широкий путь к освещению избранной нами проблемы.

Цель и задачи исследования. Основной целью данного исследования является изучение в историческом аспекте редкого исторического источника - "Та'рих-и Мас'уди" Абулфазла Байхаки, его особенностей, определение степени достоверности и полноты приводимых в нем фактологических материалов, введение в научный оборот содержащихся в источнике сведений. В задачи диссертанта входит на основе разбросанных сведений автора "Та'рих-и Мас'уди" и других авторов уточнить жизнь и деятельность автора названного источника - Абулфазла Байхаки. Анализирование содержания "Та'рих-и Мас'уди"; на основе археологических > нумезматических, этнографических и результатов комплексного изучения трудов авторов показать государственный строй, идеологию, внутреннюю и внешнюю политику государства; административно-территориальное деление и отношения центра с регионами. Кроме того, показать государственную символику, придворный этикет, состояние армии и др.

Научная новизна исследования. Данная работа представляет собой первую в таджикском востоковедении попытку источниковедческого анализа редкого памятника средневековой историографии XI века, автор которого был непосредственным участником и очевидцем многих описываемых им событий. Автор впервые на основе данного источника попытался анализировать политическое устройство государства Газневидов. Для установления степени достоверности данных "Та'рих-и Мас'уди" использован широкий круг других письменных источников. В работе сделана попытка, прежде всего, определить социальный характер и политическую направленность содержания этого ценного и оригинального исторического источника.

Практическая ценность работы определена научной актуальностью рассматриваемых задач. Вводимый в научный оборот основной комплекс малоизученных сведений "Та'рих-и Мас'уди", а также новые данные, подчеркнутые из других письменных источников, могут быть использованы при изучении проблемного круга вопросов по средневековой истории Средней Азии, Ирана и Афганистана, раскрытии "белых пятен" в социальной и этнокультурной истории народов названных стран. А также материалы диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов по всеобщей истории, истории Востока и источниковедения на исторических факультетах гуманитарных ВУЗов и др.

Методологической и теоретической основой диссертации послужили современные объективные теории общественного развития, фундаментальные положения исторической науки о культурном наследии и культурологии прошлого, о воспитательном значении исторического наследия. При этом диссертант руководствовался требованиями дня о необходимости при изучении культурного наследия прошлого учитывать два весьма важных аспекта, диалектически тесно связанных и взаимодействующих друг с другом. Первый: бережное отношение к культурному наследию прошлого. Второй: критическое освоение наиболее ценного и прогрессивного содержащегося в нем, умение применить его в процесс воспитания подрастающего поколения.

Апробация работы. Тема диссертации обсуждена и одобрена кафедрой истории таджикского народа Таджикского государственного национального университета и рекомендована к публичной защите. Отдельные аспекты исследования докладывались на первой научной

-13 конференции молодых ученых республике и научно-практической конференции профессорско-преподавателькой состав ТГНУ посвященной 1100-летию образования государства Саманидов и 90-летию со дня рождения академика Б.Г. Гафурова (Душанбе, 1998).

Основное содержание диссертации изложено в девяти публикациях автора.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему ""Та'рих-и Мас'уди" Абулфазла Байхаки как источник по изучению государственного устройства Газневидов"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе изучения сочинения средневекового таджикского автора Абулфазла Байхаки "Та'рих-и Мас'уди" и его сравнения с другими письменными источниками того времени мы пришли к следующим выводам.

1. Уроженец города Байхак ученый-историк Абулфазл Байхаки происходил из знатной таджикской семьи. Благодаря своим знаниям, он в сравнительно молодом возрасте (25 лет) был принят на службу во двор Газневидских эмиров на должность секретаря дивана рисолат (дипломатические сношения). Под руководством начальника упомянутого дивана, опытного государственного деятеля Абунасра Мишкана, он успешно проработал более 30 лет на этой должности при султанах Махмуде, Мас'уде, Мавдуде и Абдурашиде. Вопреки сообщению Ибн Фундук в "Та'рих-и Байхак" мы считаем, что Абулфазл Байхаки при Газневидском эмире Фаррухзаде (1053-1059 гг.) не служил при дворе и занимался составлением своего сочинения.

В формировании личности молодого Абулфазла Байхаки, как человека и государственного деятеля, а также как ученого-историка, большую роль сыграл его начальник по службе, наставник и покровитель Абунаср Мишкан. Он, по достоинству оценив способности молодого Байхаки, оказывал ему всяческую помощь и поддержку.

2. Идея написания книги по истории Газневидов зародилась у Байхаки во время его службы в диване рисолат. Судя по косвенным сведениям самого Байхаки, он долгие годы собирал материалы для своего будущего сочинения. Составлял для себя копии наиболее важных государственных документов, выписывал основное содержание документов, вел дневник, где записывал свои наблюдения жизни двора и политических событий, записывал сведения о политических событиях и закулисной жизни двора, которые сообщал ему его покровитель Абунаср Мишкан. Все источники Байхаки заслуживают полного доверия. Использование государственных документов из первых рук является самым большим достоинством сочинения "Та'рих-и Мас'уди" Абулфазла Байхаки. Более того, многие из этих государственных документов составлялись самим автором, который был секретарем дивана рисолат.

3. Та'рих-и Мас'уди отличается полнотой сведений, относящихся к сравнительно небольшому отрезку времени: 1030-1040 годам. В целом описание событий дано в строго хронологическом порядке. Некоторые отступления из этого правила и экскурсы в древнюю и сравнительно недавнюю историю, сделаны лишь для придания сочинению большей увлекательности.

4. "Та'рих-и Мас'уди" Абулфазла Байхаки является основным и самым надежным источником по истории государства Газневидов. В ней также содержится много ценных сведений по истории соседних государств - Караханидов, Сельджукидов и Бундов.

5. Та'рих-и Мас'уди является важным источником по политической истории, в том числе политическому строю государства Газневидов. В этом вопросе Газневиды в целом продолжили традиции Са-манидов. Государственная власть делилась на две части - даргах (двор) и диваны (министерства). Высшая законодательная власть находилась в дархаге (дворе) в руках эмира, власть которого была абсолютной и неограниченной. Вторым лицом в даргахе был Великий Хаджиб, ближайший советник эмира. Даргах имел свои специальные службы. Вторую часть государственной власти составляли диваны-министерства, во главе с везирем и его канцелярией. Система государственного управления Газневидов была достаточно развитой и стройной.

6. Согласно сведениям автора "Та рих-и Байхак" Ибн Фундука сочинение Абулфазла Байхаки "Та'рих-и Мас'уди" состояло из 30 томов. По утверждению автора, он все эти тома видел своими глазами, и у нас нет оснований недоверять ему. К сожалению, из этих томов до нас дошли лишь 6 томов - с 5 по 10 том. Дошедшие тома охватывают события с 1030 г по 1040 г. По сведениям Ибн Фундука "Та'рих-и Мас'уди" Абулфазла Байхаки начиналась с правления Себуктегина. Хота эти части сочинения до нас не дошли, но и в этом случае у нас нет оснований недоверять Ибн Фундуку.

7. Критический текст "Та'рих-и Мас'уда" издан шесть раз, что свидетельствует о немаловажном значении этого источника. Большинство изданий, особенно последние два, подготовленные иранскими исследователями Рахбаром и Файйазом отвечают всем требованиям, предъявляемым к подобным критическим научным изданиям.

8. "Та'рих-и Мас'уди" отличает объективность и достоверность сведений. Байхаки, как и любой другой автор излагал свое видение событий, но старался быть объективным и аргументировал свои предположения и выводы.

9. Относительно легитимности царской власти, Байхаки придерживался следующей теории: власть исходит от бога, а эмир лишь уполномочен осуществлять эту власть над подданными. Он поддерживал идею просвященного эмира, как гаранта социальной справед ливости и культурного развития общества. Он был сторонником стабильности и порядка.

10. Опорой Газневидской власти были крупные землевладельцы, армия, духовенство, крупные и средние государственные служащие. Все эти социальные группы были заинтересованы в устойчивости власти и пользовались определенными льготами. Власть защищала их жизнь и имущество от посягательства, предоставляла им работу и средства существования (армия, чиновники). В свою очередь, эмир посредством этих социальных групп управлял страной и держал подданных в повиновении- Возникновение противоречий между этими социальными группами или между ними и эмиром приводили к ослаблению власти и кризисным ситуациям и даже могли стать причиной падения государства. В Та'рих-и Мае'уди мы часто встречаем сведения об этих социальных группах и об их влиянии на общественную жизнь и государственное управление.

11. Газневиды формально признавали верховную духовную власть халифов Багдада и хотели с их помощью укрепить легитимность своей власти и увеличить авторитет перед подданными и соседними государствами. Однако установление хороших отношений между халифом и караханидами, врагами Газневидов привели к ухудшению отношений между Махмудом и халифом, который в это время уже не обладал реальной властью, но пользовался большим авторитетом как духовной главой мусульман.

12. Государство Газневидов было достаточно централизованным. Области подчинялись центру безоговорочно. Любые проявления неповиновения со стороны областей карались строго и беспромедлительно. Центральные государственные ведомства имели свои отделения во всех городах и областях.

13. С приходом Газневидов многие местные таджикские правящие роды были лишены власти.

14. Газневиды выступали как ревностные мусульмане, сунниты и беспощадно преследовали исмаилитов-карматов. Эти их действия имели больше политическую подоплеку, чем идеологически-религиозную основу. Террором карматом они наводили страх на население и тем самым предотвращали проявление любого недовольства, уничтожили своих потенциальных политических врагов, конфисковывали имущество знатных жителей и т.д.

- 15915. Карматами в основном были таджики (иранцы), следовательно, под предлогом борьбы с карматами Газневиды уничтожали аристократию таджиков (иранцев).

16. Официальным языком государства Газневидов был персидский (таджикский) язык.

17. Важную роль в государстве Газневидов играли везири. Традиционно эту должность и все другие должности в диванах (ведомствах) занимали таджики. Везир был после эмира вторым лицом в государстве. Практически всеми государственными делами, кроме армии, управлял везир.

18. Султан Махмуд создал мощную, многочисленную и хорошо вооруженную армию. Талант полководца и расчетливого политика в совокупности с мощностью армии обеспечили успех Газневидам. Махмуд за сравнительно короткое время расширил свои владения и создал огромное государство. Но практика показала, что успехи армии зависят не только от его численности и вооружения, но и от многих других факторов - таланта эмира, как верховного военноначальника, сплоченности и верности воинов и т.д. Наследник Махмуда Мас'уд с той же мощной армией не только не достиг заметных успехов, но потерял значительную часть своих владений и лишился власти. Важным фактором является выплачивание в положенный срок жалования воинам и дисциплина в армии. Махмуд уделял этим вопросам большое внимание, и за счет налогов и награбленного в Индии богатства своевременно выплачивал жалование воинам, выделял им долю из военной добычи. При Мас'уде из-за отсутствия жалования воины занимались грабежом своего же мирного населения, ослабла дисциплина и вот результат боеспособности армии. В битве при Данданакане недовольные Газневидами иорки-наемники предали их, и перешли к сельджукам, другие воины толпами покидали поле битвы и возвращались по домам, бездарный Мас'уд не был в состоянии эффективно управлять армией. В результате армия Газневидов, несмотря на численное превосходство, потерпела сокрушительное поражение, в результате чего Хорасан перешел под власть Сеяьджукидов.

19. Во внешней политике Махмуд успешно использовал дипломатические средства, но основной упор он все же делал на военную силу. В 1008 г., одержав крупную победу около Балха над войском Караханидов, он отодвинул северные границы своего государства в глубь территорий Мавераннахра и, тем самым, обезопасил границу в этом напрвлении. Захватив в 1017 г. Хорезм, он укрепил границы севера Хорасана. Эти успехи позволили Махмуду расширить свои владения в южном направлении за счет Индии. Умелое сочетание в отношениях с соседними государствами дипломатических средств и военного давления, обеспечили Махмуду успех.

20. Газневидское государство по следующим основным признакам можно называть таджикским государством: 1) абсолютное большинство населения составляли коренные жители Хорасана - таджики (иранцы); 2) государственный строй был создан по образцу таджикского государства Саманидов; 3) основную роль в государственном аппарате играли таджики; 4) официальным языком был персидский. Газневиды, хотя и осознавали свое тюркское этническое происхождение, но воспитывались и жили в таджикской этнокультурной среде и как культурный индивид, они ближе находились к таджикам, нежели к тюркам.

21. "Та'рих-и Мас'уди" Абулфазла Байхаки содержит много ценных сведений о культуре, экономике и других областях, изучение которых в будущем позволить с большей полнотой воссоздать историю Газневидов.

 

Список научной литературыМуллоджонов, Сайфулло Кучакович, диссертация по теме "Отечественная история"

1. ЛИТЕРАТУРЫ1. ИСТОЧНИКИ

2. Бабур-наме (Записки Бабура).- Ташкент: изд. Акад. Наук УзССР, 1958. 528 с.

3. Байхаки Абулфазл. Та'рих-и Мас'уди./Перевод и примеч. А.К. Арендса. Ташкент, 1962. - 748 с.

4. Байхаки Абулфазл. Та'рих-и Мае'уди (1030-1041 )Л1еревод и примеч. А.К. Арендса. Изд. 2-ое доп. М.; Наука, i 969. - 1008 с.

5. Бируни Абурейхан. Канон Мас'уда./Избр. Соч. т.5. Ташкент; Фан, 1973.-648 с.

6. Коран /Пер.с арабского И.Ю. Крачковский.-М.: Паритет, 1990.-52.8c.

7. Материалы по истории киргизов и Киргизии. Вып. 1. М., ГРВЛ, 1973.-280 с.

8. Материалы по истории туркмен и Туркмении. (VII-XVII вв.) ~ М., Л., 1939. Т.1.-550 с.

9. Наршахи Абубакр. Таърихи Бухоро./Составитель и предисл. Н. Ка-сымов. Душанбе: Дониш, 1979.- 119 с. (на тадк. яз.)

10. Низам ал-мулк. Сиясат-наме (Книга об управлении государством) /Пер. с тадж, Б.Н.Захадера. -Душанбе: Шарки озод, 1998.-208 с.

11. Та'рих-и Систани (История Систана) /Пер. введ. и комент. Л.П. Смирнова. -М., Наука, 1974. -547 с.11 .Унсуралмаали. Кабуснаме /Энциклопедия персидско-таджикской прозы. Перевод В .А. Бертельса. Душанбе, 1986. - 480.

12. Фирдоуси. Шах-наме./ Подг. к. изд. Айни, 3. Ахрори и др. т.1. -Душанбе, 1987. 480 с. (на тадж. яз.)13»Хилал ас-Саби. Установление и обычаи двора халифов ./Перевод сарабского и предисл. И.Б. Михайлов. М.: Наука, 1983. - 142 с.

13. Хусейни Садриддин. Ахбор-ад-давлат ас-селджукия (Зубдат-ут-таварих) М., ГРВЛ, 1980. 274. (на арабском яз.)1.. ЛИТЕРАТУРА

14. Абдуллоев А. Адабиети форсу точик дар нимаи аввали асри XI. До-ираи адабии Газнин. -Душанбе: Дониш, 1979. -285 с.

15. Агаджанов С.Г. Государство сельджукидов и Средняя Азия в XI-XII вв. М., Наука, 1991.-302 с.

16. Агаджанов С.Г. Очерки истории огузов и туркмен Средней Азии IX-XIII вв. Ашхабат: Илым, 1969. 296 с.

17. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. //Соч.: В.9. т. М. ИВЛ, 1963. -Т.1.-758 с.

18. БартольдВ.В.Тохаристан //Соч.-М.,Наука,т.З. 1965. -С.514-515.

19. Бартольд В.В. Хузталь. //Соч. т.З. -С. 555-557.

20. Бартольд В.В. Чаганиан. // Соч. т.З. -С. 558-559

21. Бартольд В.В. Хорезм. // Соч. т.З. -С. 544-552

22. Бартольд В.В. Балшан.// Соч. т.З. -С. 363-365 24 .Бартольд В.В. Термез. //Соч. т.З. -С. 504-508.

23. Бартольд В.В. Теократическая идея и светская власть в мусульманском государстве. М., ИВЛ. 1966. T.VL -С. 303-319.

24. Бартольд В.В. Алп-тегин. //Соч. М., ИВЛ. 1971. т. VII.- С. 483.

25. Бартольд В.В. Рыцарство и городская жизнь в Персии при Сасани-дах и при исламе. // Соч. т. VII. С. 371-373.28 .Бартольд В .В. Байхаки Абулфазл //Соч. -М., ИВЛ, 1973. т. VIII. С. 583-585.

26. Бартояьд В.В. Алитегин //Соч. М., ИВЛ, 1964. T.IÏ (2).- С. 491-492

27. Бартольд В.В. Алтунташ //Соч. т. II (2). С. 493-16331 .Бартольд В.В. Бури-тегин //Соч. т. II (2).- С. 5 Í 3-514.

28. Бартольд В.В. Хорезмшах. //Соч. т. II (2). С. 535-537.

29. Бартольд В.В. Историко-географический обзор Ирана.//Соч. т. VII. - С. 230-336

30. Бертельс A.B. Насир-и Хосров и исмаилизм. -М., ИВЛ, 1959. 290 с.

31. Бертельс А.Б. Суфизм и суфийская литература . М., Наука, 1965. -518 с. (Избранные труды, т. III).

32. Бабаев К. Масъуд Газневи. //ЭСТ. Душанбе, 1983, т.4. ~ С. 426.

33. Бабаев К. Махмуд Газневи. //ЭСТ. Душанбе, 1983, т. 4. - С. 302.

34. Босворт К.Э. Мусульманские династии. /Перевод с ант. и примеч. П.Н. Грязневича, -М., Наука, 1971.- 324 с.

35. Босворт К.Э. Нашествие варваров: появление тюрок в мусульманском мире. //Мусульманский мир 950-1150гг.-М.,Наука, 1981 .С .20-35.

36. Буллет Р.В. Религиозно-политическая история Нишапура в XI веке. //Мусульманский мир 950-1150ir. М., Наука, 1981. С. 89-110.

37. Буссе Г. Возрождение персидской монархии при Бундах. //Мусульманский мир 950-1150гг. С.66-89.

38. Вавилов Н.И., Букинич Д.Д. Земледельческий Афганистан.-Л., 1929.566 с.

39. Гафуров Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе: Ирфон, 1989. т.2. -408 с.

40. Гордлевский В. Государство Сельджукидов в Малой Азии. /Избр. Соч. -М., ИВЛ, Т.1.-1960. 550 с.

41. Губар М. Афганистан на пути истории /Пер. с дари. М. Давлатова. -М., Наука, 1987. -208 с.

42. Давидович Б.А. Клад саганианских монет второй четверти XI в. как исторический источник. /Письменные памятники Востока. 1968. М., 1970.

43. Давидович БА. Нумизматические заметки (Караханиды, Чингизхан, Шайбаниды). //Известия Акад. Наук Тадж. ССР, 1968. №3, С. 70-85.

44. Довутов Д. Обращение Газневидских монет в Хутадяне. //История и культура Куляба. Куляб, 1989. - С. 33-36.

45. Заходер Б.Н. Хорасан и образование государства Сельджукидов. //Вопросы история, 1945, №5-6. С. 18-32.

46. История Индии в средние века. /Под ред. А.Б. Алаева. -М.: Наука, 1968.- 726 с.

47. Исоматов М. Таърихи табарии Абуали-и Балъами. (пежухише андар муносибатхое Сасаниян ва Хейталиян). -Душанбе: Сино, 1996. 130с. (на тадж яз.)

48. Караев О. История караханидского каганата. Фрунзе,: Ильм, 1983.-300 с.

49. Макдиси Д. Суннитское возрождение. //Мусульманский мир 9501150. -С. 174-188.

50. Массон В.М., Ромодин ВА. История Афганистана. М., Наука, 1964. Т.1.-464 с.

51. Мец А. Мусульманский ренесанс. /Перевод с немец, и предисловия А.Б. Бертельса,. -М.: Наука, 1966. 458 с.

52. Мирзозода X. Таърих-и адабияти тоджик. -Душанбе: Маориф, 1989. К. 1(2).- 422 с, (на тадж. яз.)

53. Муродов О.М., Полякова Б.А. Трансформация мифологических илегендарных образов в таджикско-персидских хрониках XI-XV вв.-Душанбе: Дониш, 1986. -- 220 с. 61 .Мусульманское право (структуры и основные институты). -М., 1984. 145 с.

54. Неъматов Н. Государство Саманидов (Мавераннахр и Хорасан в1.-X вв.) Душанбе: Дониш, 1977. - 279 с. 63 .Петрушевский И .П. Ислам в Иране в VII-XV веках. Л., 1966.

55. Пигулевский Н.В., Якубовский А.Ю. и др. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII векаЛ .,издЛенингр.ун-та,1958.390с.

56. Полякова Е.А. О некоторых проявлениях демократических тенденций в персоязычных исторических источниках XI века. //Общественные науки в Узбекистане. Ташкент, 1982, JNel 1. - С. 45-49.

57. Пугаченкова ГА., Ргвеладзе Э.В. Северная Батрия-Тохаристан. Очерки истории и культуры: Древность и средневековье. Ташкент: Фан, 1990.-218 с.

58. Ргвеладзе Э.В. К биографии Фарруха. // Художественная культура средней Азии IX-XIII веков. Ташкент, 1983.

59. Салихов М. Издание "История Байхаки"-памятника раннеперсид-ской и таджикской прозы.//Справочник Ленхос.унив. №369. Л.,1967.

60. Строева Л .Г. Государство исмаилитов в Иране в XI-XIII вв. М., Наука, 1978.-274 с.

61. Сатывалдыев Р.Ш. Политические и правовые идеи "Синдбаднаме". -Душанбе, 1998.-212 с.

62. Ханыков Н. Описание Бухарского ханства. Санкт-Петербург, 1843.-280 с.72Лкубовский А.Ю. Махмуд Газневи: к вопросу о происхождении и характере Газневидского государства. //Фирдавси, 934-1934. Л., 1934.-С. 51-96.-m

63. Bosworth C.E. The Ghaznavids, their empire in Afganistan and Eastern Iran 994-1040.- Edinburgh, 1963. -331 c.

64. Bosworth C.E. Ghaznavid Miüitari Organization. //Der Islam, i960 №12. C. 40-69.

65. Bosworth C.E. On the Choronology of the Ziyarids in Gurgan and Tabaristan. //Der Islam, 1964, № h C. 25-34.

66. Bosworth C.E. The Political and dynastie history of the Iranian world (10001217). /The Cambrige history of Iran. 8 wollen, woll. 5. Cambrige, 1968.7?.Boswosth O.E. The rise of the Karamivan Khurasan. //The Muslim world/

67. Hartford, 1960.-p.9-31. 78. Nazim M. The life and times of Sultan Mahmud of Ghazna. -Cambrige, 1931.j LA«

68. X?K у \ V?T - .o:öl^J .(¿у ^ jJl^Ar»- J^a / ¿^JJI i—*¿Jb •IjjjM J^

69. YTV .oLi i—àJb .«LP-UeJÜI j jj>JI <jIjsT

70. Л0 <ЛТ ítu^jj / (ölyl j f^l £¿jb) J^lS^jb .^JNJIf)o \x?b

71. ЛА i WH? c-JIiS'.^U ^j^iU (ÖI^JI J ^t1. T° Y ^ 1ГЯЛ

72. VTÔ \ Vû Y töl- jjI j jxSi ^^vaj Ii / oUj^JI ^IJJj obl£>-l . ^ ~^ VTY JjiS". JIJL-P- j5"L .^y'Uí-jj^ jjjJ-il ¿y. OU-IP- JJI <—1Mb -cij-^b OLÄJS.

73. Yô Y y И Y"ô Y tülj^j ,<oj^í j^i / j (jj-i^Jt jJbJI jjJ¿>-tôtjfy ■ JbJH jj^LS- 4j I <Lob O^/l^-u / ■ ^ (¿\>zMt\ ^yiJ> -i-SOuJI ^Uàj y>- —1. Гоо ^ ^rvY-^bbl

74. ЯЯТ y \ VTA tj^K'.ùlj^j (jjU <dJIj ^IjíLí j^pb jU^il óIjjí -TT o y- ^ Т'ЯГ u • b-^ лА¿ / ^pJj úlj¿¿

75. Y o ^ W° Ijj 'öl.^íL^o ^Ь / ^gjк.-^.^. ol^jj i —