автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему: "Та'Рих-и Табари" Абу Али Бал Ами как источник изучения взаимоотношений эфталитов и сасанидов (IV-VI вв.)
Полный текст автореферата диссертации по теме ""Та'Рих-и Табари" Абу Али Бал Ами как источник изучения взаимоотношений эфталитов и сасанидов (IV-VI вв.)"
1 Ь ип
г, <} ^дгсдрмия наук республики ттшсш
ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, ШЕШОГКИ К ЭТНОГРАФИИ ш.ШВДА ДОНШ
На правах рукописи УДК 9+902 С 58'0
. ИСОМАТОВ Ш2РУФ МАРДШБОВЕЧ ■
"та'рш-и таеари" аеу алй бал'аш как
ИСТОЧНИС ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭФТАЛКГОВ Л САСАНЩЮВ ( 1У - 71 ВВ.)
Специальность ОТ.СО»09 - Историография, источк:псозедеш:з и методы исторического исследования
Диссертация написана ка тадоиксксм языке
автореферат
диссертации аа соискание учёной степени кандидата исторических наук
душей - 1994
Работа выполнена на кафедре истории таджикского народа Таджикского государственного университета
Научнш руководитель - доктор исторических наук, профессор '
НАБИЕВА Р.Л.
Научный консультант - кандидат исторических наук 7
ГОИБОВ Г.Г.
Официальные оппоненты: Академик АН Республики Таджикистан, доктор исторических наук, пррфессор НЕГМАТОВ H.H. Кандидат филологических наук АХРОРОВ 3.
Ведущая организация - кафедра -отечественной иотории Дупанбинского государственного педагогического университета ки .К.Двураева
J л ¿О
Защита состоится " ff" а^гр^ЛЛ- 1994 г. в чао
на заседании специализированного совета К.013.05,01 по дадите диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук при Институте истории, археологии и этнографии.им,Дониша АН Республики Таджикистан по адресу: 734025, г. Душанбе, пр.Рудаки, 33.
С диссертацией mosho ознакомиться е Центральной научной библиотеке им. И.Ганди АН Республики Таджикистан (734025, г.Душанбе, пр.Рудаки, 33),
Автореферат разослан " S " JUCLß/tfli%_ 1994 г.
Учёный секретарь специализированного совета, кандидат исторических наук ДЬУРАЕВ Ф.Ш,
ОШЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Многовековая история Средней
Азии и'прилегающих к ней стран Востока нашла своё отражение в многочисленных письменных памятниках. В них содержится ценный фактический материал по различным аспект?;.! политической, социально-экономической и культурной жизни народов этого региона. Глубокое и всестороннеензучение втнх памятников представляет большое научное к практическое значение. В изучении письменного наследия предков учёныш-востоковедами проделана значительная работа. Тем не менее, немало письменных памятников еще не подвергалось специальному источниковедческому исследованию. К таким важнейшим источникам относится "Та'рих-и Табари" (История Табари) Абу Алй Нахами ада ибн %хаммада ибн Убайдаллаха Бал'амй (X в.), в котором излагается история и история культуры народов Средней Азии, Афганистана и Ирана с древнейших Ершён до IX в.
По своей тематике "Та'рих-и Табари" охватывает различные стороны жизни народов Средней Азии и прилегающих к ней стран Востока; политические, социально-экономические отношения, культурную жизнь, географию, экологию и ¡этническую историю, а также их Езаим ■..сношения. Располагая богатым фактическим материала/:, "Та»рих~н Табарй" конкретизирует, 'дополняет некоторые сведения, ^'точняьт отдельные факты из аналогичных сочинений. Основным достоинство*. эедго-до-чинения является то, что он располагает оригинальными сведениями по периоду правления в Средней Азии и Афганистане сфгалитов С ТУ— У1 вв.); причал, как внутренней зизни государства £цуалктов, так и его взаимоотношений с сопредельными странами. II прежде всего это относится к 1У-У1 вв.
Важное значение имеет содержаться в "Та«р/х-п ТабарГ' ценный материал о военно-политических взакиоогнеиенлях с.:та'.:.".,ов и Саоанидов- в 1У-У1 вв. Несмотря на то, что эти нуо'л.а.:« в топ или иной степени нашли отражение в псторико-геогра^ических и военных сочинениях другие авторов средневековья, "Та'рпх-:: Табари" позволяет заполнить некоторые пробелы, имевшие место в первоисточниках,, и ответкть на ряд нерешённых ксс/^дователжи. гопроссз.
Отдельные сведения Асу Али Еал'ани нспаизс^-ы исследоЕУ.'З-лями, однако сам пшятняк - "Та'рих-и Табг>;Л!" - не <и: об^к.-том источниковедческого исследояаккл. 3 згучко^ - ичу
полной бпогрефн.!: автора, без знания хоаороЛ кьъсь: и оценка как стбор:: псе.:ед!:;ц; к-^-орнч г; к-.: •:. -и... , „•./. ::
териала, заключённого в "Та'рих-и Табарй", его сравнения о аналогичными данными из других источников для оценки достоверности как ■ конечного результата источниковедческой работы. Без источниковед-. чеоког-о анализа памятника невозможно и его научно-критическое издание» Вероятно, это одна из причин того, что "Та'рих-и Табарй" до сих пор не переЕе~зна на русский язык. Исходя из этого, ака- • демики-В.Р.Розен и В.З.Еартольд ещё в прошлом веке считали невозможным дальнейиее развитие востоковедческой сферы науки, особенно иранистики, без глубокого исследования и научно-критиЧеского издан >х "Та'рих-и Табарй".1
Тседение в научный оборот этого источника, т.е. его источниковедческое исследование, является актуальным, ибо историко-сопо-етгаительное изучение данных Абу Алй Бал'амй о военно-политическом ?г.аимоотноыении сфталитов и Сасанидов в 1У-У1 вв., которые, по мнении исследователей, "далеки от ясности",^ позволяет.утверждать: "Та'рих-и Табарй" представляет собой научно-информативную . ценность как достоверный исторический источник; труд этот содержит глубокое исследование этнического состава и распорядка -государственного правления сфталитов.
Степень изученности проблемы. За минувшее столетие в России и СССР сложилась устойчивая и плодотворная традиция научного издания "Та'рих-и Табарй" в качестве историко-культурного памятника;
• При освещении различных проблем раннесредневековой истории Средней Азии и прилегающих к ней стран Востока, особенно истории . .правления сфталитов и.их взаимоотношений с Сасанидами,' процесса
^озен В.Р.К вопросу об арабских переводах "Худай-намэ".//Восточные заметки.-СПо.,1895,-и.191;Бартольд В.В. Кран.Исторический обзор.//Соч.в 9 т!-М.,1971.-ТДГГ.-С.282.
^ГаШюг Б,П.Таджики.Древнейшая,древняя и средневековая история,-М,,1У72.-С»2С1,
3Гафуров Б.Г.Таджики.-■'675с;1^ы'илёв Л.Н.Бахрам Чубин (опыт критики ист очников).//Проблемы востоковедения.-М.,1960.-423.-0,229- ' 241: Его же.Война 589г. и Гёратская.битва/ДООН АН Тадж.ССР,-I960.-JS2C23).-С.61-73;Его ке.Древние тюрки.-М.,1967.-C.I8,35-47;Кристенсен А.Кран дар заион-е СасЗниен/Тардж. Р.Есуми.-Теге-ран.-С.441-476;Ку*зод А.Та'рих-и Афганистан.-Кабул,1325.-Т.2,-С.309-318;Колеснпков А.М.Иран в начале УПвека.//Палестинский сборник. -Л.,1у70;-Вып.22(85).-С.34-91 ¡Лившиц В.А.К открытию бактрий-ских надписе« на Кара-Тепе//1!уддииские пещеры Кара-Тепе в старом
Шмезе.-М. ,I969.-Cf. 47-82;Луконин В.Г.Кушано-сасанидские монеты, пиграгёика Востока.-Л. ,1967.-Вып.I8.-C,18-33¡Мандельштам A.M. дняя лзия в У1-УИнв,д.е.//История таджикского народа.-М.,1964,-Т.2,кн.I.-С.36-93;Маршак Б.И.К вопросу о восточных противниках Иоана в Ув.//Страны и народы Востока.-М. Д97Г.-Вып.IO.-C.58-65; Неразик Е.Е.Пчздкп таджикского,народа в 1У-Увв.н.э.//История таджикского народа.-И. ,1963.-Т.1.-С.4С1-43Г.■
т
завоеваний Ирака, Афганистана и Средней Азии арабачл/ а также при исследовании истории культуры иранских народов учёные-востоковеды использовали уникальные материалы "Та'рих-и Табарй". Однако использование этих материалов, в основном, носило частичный характер, и многие оригинальные сведения, содержащиеся в этом источнике, оставались вовсе неизученными и порой незамеченными. Причём, исследователи избегали задач первостепенной важности, т.е. систематизации и критического сопоставления данных "Та'рих-и Табарй" о военно-политических взаимоотношениях сфталитов и Сасани-дов и их изложения в хронологическом порядке, без чего невозможно было понять и исследовать суть "восточной политики" С&санидов, Тем более, что всё ещё остаются многочисленные аспекты политической, военной и этнической истории, а также династические и другие вопросы, требующие более тщательного анализа "Та'рих-и Табарй" в качестве историко-культурного памятника, сравнения их с аналогичными данными из других письменных источников; также привлечения и обобщения археологических и нумизматических материалов, что •позволит внести существенные коррективы в историю раннефеодальной Средней Азии к прилегающих к ней стран Востока в период правления сфталитов. В частности, это выяснение общего состояния среднеазиатского региона, основных причин формирования, развития и падения государства, сфталитов, а также их военно-политических взаимоотношений о-Сасанидами с разъяснением политического и военного состояния государства.
Мньшаков А.Г.Хронология восстанияМуканны.//1'стооия и культура народов. Средней Азии.-М. ,1976.-С. 9С-98;Го!;бов Г.Рани-е походы арабов в Средние АзиюС64-1-7С4 гг. 3.-Душанбе,]! 989.-J44 b.'Jxvix:on А. Согд накануне арабского нашествия к борьба согдг.пцег по ских завоевателей в первоЛ половине УШ в.-Сталкнабгл.ТУ 14б;Джалилова Р.П.Некоторые дополнения Бал'ами к "Гстор рй(по истооии Средней Аэии)//Матеш;алц по истории к уо и культуры народов Средней Аз ни.-Ташкент,1991.-С. с—17; А.«.Завоевание Иран, арабами (Иран при "ппелзэдных" х?л '1982.-С.270;Смирнова O.K.Труд Табарй-Баг'змИ пак -:ссоч ч.ення сколомических ресурсов Согда//№.тер1'а.чы floppoJ Я конф.востоковедов в Ташкенте Сиюнь,1957)-Та:.;:знт,19!:8. Её jse.K истории Самаркандского договора 712г.//Кг;атк:;5 оКнститута востоковедения АН CCD?.-М.Д 96 0. -В ып. 28. -С. f 9-79. Бартольд В.В.йэан.Историческим обзор//Соч„-!,!.„ IS7I.-Т.УТ.-С.229-326;K?400 М.Т.Сабхыькоск ё худ та!;;их-а тата^-р-о ::,.oir-v. ;.спсГ;,-Тегерак,1317.-Т,2.-С.6-3б;Вертельс Е.&.Рокая со V ого
главные зерсои па Востоке.-;/. ,19ИЬ.-С. Т9-21 В.Г.'ТЬ^зчь-
ния//Р;ц)Доуси.Laxнамз.Пер.Ц.Б. "аг^-Тахути и З.Г.Ва-.зкль.-М. ,19с4, -Т.У.-С.3'16-375;Он ¡¿з.тз:£.:5чаки,1//Ь:рдсусх.Гьх-'.ыs*. 1 • T.f! Лахути В.Г.'Бзрзксва.-!,!., 1989.-Т.У1.-С.5Ы-Г37: ---г осор-е нбн ЕиьрЗр-и Т^ирп.-Тяорг.;:, 1333.-1.?:.
i 0 Т J Т -С араб-Л1Э-
п:::" а т-ТаЙа
'о;: осн наук;;
' «Г " -. •,
'::к у.:: я ::зу-
2С СоТГ .шг/ч.
•С. 9 Щ- -955;
сссб_ а т? п
Таким образом, своего детального источниковедческого изуче- ' нкя "Та'рих-к Табарй" Абу Ллй Бал'ашй ecü ещё ке нашла,
Источниковедческая база исследования. С целью изучения "Та" pia-и Табарй", а такае в качестве дополнительного источниковедче-окого материала в работе был исподьзоЕан икрокий 1фуг сочинений, йс можно разделить ка пять групп: а) китайские династийные летописи к сообщения кя-.^.ишх путешественников 7-УШ вв., б) средне-персидские (пехлезк)4. ¿кзангийские, греческие, сирийские и армянские источники ХУ-Швн., е) труды арабо-персоязычных биографов к географов 1Х-ХШ пв., г) исторические сочинения арабо-персоязычных 1Х-ХП вв., д) новооткрытые письменные памятники на эфта-х.*;7с«.г!! языке, а таюйз - е) археологические и нумизматические ма-^рпалы,
1.'-ляь и а адат; исследования. Основная цель работы - провести всестороннее источниковедческое изучение конкретного исторического источника ~ "Та'рих-и ТабарЛ" Абу Алй Бал'амй как ценного источ-нк:з по исследованию военно-политических взаимоотношений Ефтали-тоб и Сасанидов в 1У-У1 ее. и определить его место среди арабо-персоязичшх средневековых источников.
Для достижения целя были поставлен'; следующие задачи:
- на основе всевозможных арабс-персоязачшх ксторико-дитера-аг/рных и бис-географических источников средневековья описать биографию, политические воззрения и научно-литераруное наследие Абу Алй Бал'амй;
-■сопоставить иесгь доступных для нас рукописей СйГ61«-НБГ им.Зирдоуси, Д!5 2 СО0,1039/1. - ЗВР АН РТ иы. акад. А.Мирзоева,' Д 82 ( 572 йс), Д 83 (572 асс).- СПб-го отделения ИВ РАН, Дорн 262. - ГПБ им.М.Е.СалгжоЕа-Щедрина) и на основе их текстологического изучения установить содержанке "Та'ркх-и Табарй"; .
- в процессе описания вышеназванных списков сочинения и определения их связи текстов еыявкть принадлежность.рукописей к первой и второй редакциям "Та'рпх-и Табарй" - вплоть до выбора зкзе;.;-иляра для исследования;
- установить письменные-к устные источники, проследить исто-ршз изучения ¿того труда, а гаже его место в персидско-тадаикской историографии;
- сопоставить материала "Та'ркх-и Таоарй"'с .другши ппсьнен-нм№ коточкихаьги, археологически;.::: и нумизыэглческиш; ксследова-•п.жи, отр^ая*;«!: юокис-пс.:птичэс:о:б стпсиэнкя сфталигов и Сасанидов в c'ßizjv. с достали об;:так:;я, ьтническ::.; состава; i: гссудар-
ственным устройством ¿фвалитсв в вв., а также истолкование
этнонима "хайтал"1;
- по следователь НО' установить хронологию войн между Сасанпда-ми- и ¿фталитами, о,со,беныо> битв Бахраыа Рура С 421-439), Яездпгер-да ГЕ С 439-457), Флруаа ( 459-484) и Хосрава Анишервана ( 531-579) в соответствии, с данными "Та'-рих-и Табарй" и в сопоставлен;;» с материала;/!! иных источников и. исследований, исходя из места и дат атих. еойн»
Ваиросы 5,кокош*лескщ£. и культурных взаимоотношений ис.ау ¡Ефталитами и Сасанидаыи ыы на рассматриваем, ибо "Та'ркх-и Табарй" даст,в основном, материал лишь дня изучения политической истории. сфталитов и их военно—политического отношения к сасанндско-му фану.
Научная новизна исследования. В диссертации впервые подвергнуто всестороннему источниковедческому исследованию крупное сочинение персидско-тадаикской историографии - "Та'рих-и Табарй" Абу Али Е&л'амй. Для этого привлечены доведшие до нас рукописи общ ■ объёмом более 25С0 листов к печатный текст памятника на таджикском язике. Некоторые из этих рукописей (Л161. - НЕТ ш.Фирдоуси; ¿23 20С0, 10Ъ9[1. - ФВР АН РТ ж, акад. А.Мкрзоева; .Дорн 2С'—ГПБ ин.М.Е.Салтыкова-Щедрина) привлечены в научный оборот впервые. Для воссоздания биографии, научно-дг.тературкого наследия автора и переводчика "Та'рих-и Табарй", установления степени достоверности данных, приведённых в его труде, использован вкрокаЗ фуг армянских, византийских, греческих, китайских,-.сирийских, средне-персидских (пехлеви) и арабо-персоязычных «стор«хс-ч.;игер&туриих., био-географических и исторических источников. Впервче спсте^атв-зкрован, введён в научный оборот и обобщён весь оснойнс.; ки:п-лекс сведений "Та'рих-и Табарй" ( с учите:.: рааюте;::« списков), освецащих военно-политические взаимоотношения ¿фталитов ;: С;.оа-нидов в 1У-У1 вв. Разработана периодизация ксторш: СредьАз;ш и Прилегающих к ней стран Востока в 1У-У1 вв., т.е. периода правления сфталитов; а такие раскрьшаотся рель с^талптского государства как в низ ни ранкесредневекового Востока, так и в пстсоы иранских народов в целок.
Практическая значу.иооть исследовании. • Введении» в широкий научный оборот основной комплекс хегьркчвеод сведо:..;.. Табарй", а тате ногые сведения из других письменных . нсг.-ч-киков могут бять исиодьзоьакы ь ось^св-лк >Ялы.с; о ?ру:-т» т.с.-сй истории Сред;:.;:.; Азии и ^»алзгы..,:* к не.; -трлн - ТУ—УГ па..
е
в раскрытии истории'взаимоотношений иранских народоЕ Средней Азир. и Афганистана с Краном. Отдельные положения, выводы и фактические сведения диссертации представляют определенный' интерес для исторической географии, лингвистики, литературоведения и исторической ономастики. Диссертация может составить отдельный спецкурс либо часть общего курса го источниковедению средневековой истории народов Средней Азии и прилегающих к ней стран Востока для вузовских спецфакультето:?: е И, наконец, материалы диссертации могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории иранских пародов; в частности, послуцат подспорьем при написании со' сд ■ ""„'ЗтЕущих разделов многотомной истории таджикского народа.
Хронологические рам ки исследования охватывают 1У-У1 вв. и определяются следущкми соображениями;
- исследуемая эпоха - это период возникновения сначала в То-харистане,. иотсм в Моверакнахре и Хорасане'государства ефталитов," которое объединило, всю Среднюю Азию, Афганистан, Восточный фан, оеворо-западную' Кнди» и некоторые территории Восточного Туркестана. ефталить' впоследствии внесли весомый вклад в формирование таджикской народности как этнического компонента. Абу Али Бал'амй даёт обширные и достоверные сведения о возникновении государства ефталитов и границ распространения термина "хайтал";
- е исследуемый период Со 428 г.) Ефталиты совершали набеги .
на северо-восточные границы Сасанидского государства, особенно на Хорасан. После отражения таких набегов ыеж;пу этими государствами била установлена чёткая граница; .
- начиная со второй половины У столетия до, середины У1 в. длил ся период становления и развития ефталитского государства. В ту пору у Сасанидов появился политический терлкн "Вопрос о северо- ; восточных границах дерзкаЕы", который разрешился'путем войны, разгрома государства Сасанидов и обложения этих земель данью.со стороны «фгалитов. Последние более чем полтора века были отъявленными врагами Сасанидов на Востоке. Штериалы "Та'рих-и Табарй" дают пищу к размышлениям об этих войнах; •
- исследуемая епоха, особенно 40-60 гг. 71 в,, характерна ыао-совым проникновение тюрков в Среднюю Азию, войнами "сасанидо-тюрк-ской коалиции" и полным исчезновением государства сфт&татоЕ, о чём говорится в "Та'рих-и Табарп". - .....
Поскольку большинство войн между Ефталитами'и Сасанидами происходило на северо-восточных границах Сасанидского государства, ' особенно б Хорасане и на некоторых территориях Шверашахра, -
географические рамки нашего исследования охватывают именно эту территорию.
Апробация работы. Диссертация является'результатом многолетнего труда автора. Она обсуждена на кафедре истории таджикского народа Таджикского государственного университета, а такце в отделе истории средних векоЕ и ноеого времени Института истории, археологии и этнографии км.А.Дониша АЕ Республики Таджикистан, где получила рекомендацию к защите. Различные разделы диссертации опубликована е виде научных и научно-популярных статей.
Положения диссертации излагались на пяти конференциях: научной конференции, посвздённой 85-летив академика АН Республики Таджикистан З.Ш.Раджабова (Душанбе,1991); республиканской научно-теоретической конференции молодых учёных и специалистов (Курган-ТЬбе,1991); научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава ТТУ (Душанбе,1991,1992,1993).
Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных • источников и литературы.
Во введении обосновывается актуальность темы, рассматривается степень изученности источника, определяются цели и задачи,- научная новизна и практическое значение исследования, анализируется его источниковедческая база, хронологические рамки, приводятся сведения о его апробации.
Первая глава исследования - "Общая характеристика "Та'ркх-и Табарй-" - состоит из трёх разделов.
В первом разделе ~ "Еноха, кизнь и творчество Абу Али Бал'амй'1 - на основе сведений арабо-персоязычных био-географ::чеек!1х и историко-литературных источников воссоздаётся биография, политические взгляды, описывается научно-литературное наследие Абу Али Гйл'ами, а также даётся характеристика впохи, в которой он пол.
Как вытекает из изложенного материала, Бухара, где родился "и вырос Абу Али Бал'ами, была столицей сильного Саманпдсг.ого государства и крупнейшы политически!-!,' культурнии и горгово-прсмыы-ленныы центррм Востока. По словам Абу Шнсура Са'ал/.би, при Сама-нидах она была "обителью" славы, Ка'абой владычества, место:.' собирания выдаьщихся людей эпохи,"1 Период правления Саианидоа харак-
^Ас-Са'алиби Лбу Мансур» ¿ктшат ад-дахр фй махосии ахл ал-ас;,// Таджик кклуЕчи,тарж.,мзох и курсат.тузувчк Абдуллаев.-Таьлент 1976.-0.1.-^на уз.яз.).
теркзуетсй значительны:.! подъемом культурной аиэни. fyxapa славилась оеошп многочисленными библиотеками, не имевшими себе рав-i!l::c по книжному богатству. Одна ;;з них принадлежала роду Еал'ами.* Дгори этих библиотек б:-'лн открыть! для всех, и сюда приезжали за-*:::л&:'ься учиню со всех концов мусульманского мира. В частности, в ото:;,ix одкой из i/Tiix библиотек долгое время провёл великий Абу Али ион Сяк о,_котор:,у собрал здесь материал для написания своих книг.
Абу ¿liin U,'хе;:;.!од гон Црхашад höh УбаЗдаллах ал-Бад'еыи родился пркисрко в конце 9С-х годов IX века. Его отец - Абу-л-Фазл ?.у>.а:,:мад пбн УбаЙдаллах Еад'адн (ум. 14.XI.940 г.) был визирем экпфа Насра ибн А..-;:?;а Сгмавк (914-943), одним из меценатов ос-аозополсашкка пзрсцдско-хаддикскоЗ классической литературы Абу Аб;:<:ллаха Рудакй (Хв.). Бал'амиды были, вероятно, род« кз селения Ба.'1'аглая близ Мзрва, а затем сслья переехала в Бухару; Абу Али гал'амй родился к рос в атом городе. По сведениям био-геогра-гзхдх и историко-литературных источников, Абу Али Бал»aug. дважды занимал пост визиря npi: Саманидах., Один раз в период травления эмиров Абдалмалик (954-961) и Кансура ибн tyxa (961-976) - с 959 по 974 гг.,2 а второй - при эмире Цухе ибн Мансуре (976-997) - с 992 по 996 гг,^ Однако, по свидетельству Гардезй (XI в.), принятому больикнсгвом исследователей, Абу Алй Бал'амй умер в месяцу даумада-с-сони 363 года хидары, - т.е. меаду 27 февраля и 27 марта 974 г.^
■В научных и литературных г<ругах Захары Бал'амй занимал выдающееся место. По свидетельству его- современников, он, кроме перевода и сочинения "Та»рих-и Табарй",.перевел с арабского языка на таджикский (персидский) прозаическое произведение Дузургмихра "Пи-рузинома", а такао внёс достойный вклад в переводческое дело как один из авторов перевода на таджикский' (персидский) язык "Дками» ад-байак «ан-та'вил ал-^ур'ан", или "Та{с:;р-и Кабир" того же Абу Дкачара М/хамада ибн Дкар'ира ат-Табарй.
*iappyx Р.Х. Та'рпхча-е хштаб во. китабхана дар Йрйн./Дунар ва мардум.-Тегеран, 1345/46.-^ 53/55.-C.2G.
2Ег»пдезк Ш &>»кд.ЗаЯн ад-ахбар/Еа музсабала ва тасхкх~и А.Хабкби. -Тегеран,Ij47.-C.I6I. • •
^Аг-Утбн Абу Васр.Та'пих-и Йа:.1пкл//Матеркаль! по историк Средней и Центра-ьнсй Аз::;: -Магг.-Tpukokt,TPCR,-0.26-54; Абдалаез I'.Поэзия ка арабском язикс и Средне-i Азии и Хорасаке Х-нгчала Х1в.-Ташкент, Т9£4.-С.12С-124.
W-1'СЛЬд В.В.' Ей.-.'а::п.//Соч.-?/. ,196 4.-Т.2.ч.П.-С. *С5.
В этой главе отмечается: творческое совершенствование Абу Алй Бал'амй происходило преимущественно в годы его придворной службы в должности визиря. За этот период, кроме "Та»рих-и Таба-рй", он создал научно-политический труд "Тавкеот" и весша содержательные стихи. Два бейта из этих стихов приводит в своём "Зар-. ханг-и Джах2нгирй" С1608) Дкачалиддпн Хусейн Лираз и и Рузикулли-хан Хидоят - в "Андауманара-е Наскрй"(187С). сто свидетельствует о том, что поэзия Бал'амй отличалась свежестью и изяществом, и о том, что он был не только выдающимся учёным, но и талантливым поэтом. Не зря в X в. ему посвятили примечательные касыды арабо-язычньге поэты Ыавераннахра и Хорасана Абу Наср аз-Зарпфи Абивердй, Абу Ьфхаымад ал-Хасан ал-Матранй, Абу Наср ал-^узаймй и Абу Бакр ?.^хашад йд-Х^азмй, Они достойно воспевают душевные качества, литературный и политический талант Абу Алй Еал'амй. Но его величие особенно ярко проявилось в работе над "Та'рих-и Табарй".
Как явствует из арабского предисловия к "Та'рих-п Табарй", а также из сведений "Lfy-ддмая. ат-таворих" С1126) и "Кашф уз-зунуи" (ХУП в»)3", по просьбе эмира Ыансура б.Нуха Абу Алй Бал'амй в 352 Х./963 г. перевёл с арабского языка на таджикский (персидск: ") знаменитую всемирную историю, озаглавленную "Та*рих ар-русул ва-д-мулук" ("История пророков и царей"), принаддеьалую перу Асу Джа'фара Цухаммада ибн Дкаркр ибн Йазид ат~?абарй (839-923), Вот как сам 'Бал'амй обясняет главные причины, побудившие его к работе над переводом: "И перевёл я /эту книгу/ на язык фарсй-дарй, дабы приобщились к чтению и поз наша) её подданные-и правитель к чтоби не была она трудной для .toiо, кто станет вникать в кзё",^
Как вытекает из изложенного матернаяi, "Та'рих-н Табарй" создавалась в трудную социально-политическую эпоху дл;; Саиаки^зя, когда было в упадке само государстве, т.е. период, когда в лице Шнсура ибн Нуха центральное правительство постоянно стремилось к укреплен® и'единству своей страны. И книга Езд'аый явилась eu-разитедем мышления, мировоззрения преданы« своему отечеству ираноязычных народов Хорасана и Мавераннахра. Тем са*;ы;.; она бвда мощным интеллектуальном орудием для Сш анидов.
Таким образом, текстологическое изучение выборочных текотоь
^Трязневич П.А.. Болдырев О двух редакциях "Та'р<'х-и Табаои" Йл'ами. - С.5ч.
2Там йе. - С. 53-55.
из шести рукописей и исследования историко-географических сведений произведения, а таюке сравнение с текстом "Та8рих ар-русул ва-д-.чулук" ат-Табарй -- подтверждает, что книга эта - не просто .. перевод, а своего рода переработка со значительными оснащениями и добавлениями, и что Бал'амй в процессе работы никогда не переводил дословно; о;: стремился донести до читателя описание исторических и культурны.: олений и событий арабского оригинала. Опираясь на мировоззрение, на научные и, литературные достижения % в., ок излокил основные сведение из "Та'рта ар-русул ва-д-ыулук" ат-Таоарй в сокращённой форме, творчески переработал большинство из як- V, сделал некоторые добавления. Поэтому его работа является '-г-лЗсгоятельным историческим трудш.
. "Та'рих-и Табарй" Щ Алй Бал'амй - ссноеэ исторической науки для иранские народов, в тем числе и для таджиков, Абу.Алй Ндл'а«;, сделав творческий перевод вышеназванного арабского произведения, возродил традиций иранских народов - написание исторических произведений, которая была почти утрачена после арабского, нашествия. .'
Во втором разделе - "Содержание, источники и рукописные списки иТа*рих-и ТабарЯ"Ябу Алй Бал'амй" - на основе тщательного текстологического изучения излагается структура, основное содержание, источники и рукописные списки "Га'рих-и Табарй".
"Та"рих-и Табарй" охватывает исторические, культурные и религиозные события,•относящиеся к кизни народов Ближнего и Среднего Востока с древнейших времён - от Адгла.до 842 года. Она состоит из четырёх глав- и' 437+20 разделов (-экземпляры $ 161 - 416+15; й 2000 - 387+2; Д 82 ( 572 ас) - ЗС9*4; Д 83 ( 572 асс) - 3 42; Дорн 265 - 464). Из них тсяько 437 принадлежат Абу Алй Бал'амй, 20 последующих кратких разделов добавлено•позже переписчиками и редакторами.
Первая глава сочинения освещает историю и Шатуру мифологической, эпической п исторической эпохи народов Ближнего и Среднего Востока; вторая - исторические и культурные события эпохи Сасани-дов. В-третьей говорится о явлениях, происходивших в сфере истории и.религии в период проникновения ислама на Ближний и Средний Восток и его распространении в этом регионе. Четвёртая глава описывает социально-политические и исторические события, происходившие в пору правления Олейядов (661-750) и Аббасидов (751-1258) до 842г Хронологические рачки сочинения-Абу Алй Бал'амй несколько уже, чел. в первоисточнике. Он заверяет повествование на истории аббасидскс
го халифа ад-1^'тасша С833-842). Вполне возможно, что перед к;:» был неполный экземпляр хроники ат-Табарй,^ так как полный свод ат-Табарй оканчивается события«! ЗСЗ г„х./915.г.г
В этом ке разделе анализируется ппсьиеишз и устные источники сочинения, Материала диссертации даът основание ползать, что главный источник "Та'рих-и. Табарк" - &то .прслде всего "Та'рих ар-русул ва-л-ыулук" ат-Табарй. Исследование этого вопроса показало» что разделы, относящиеся к доислалвкой истории и истории культуры ирански народов, в основном, это - а) переведённые и переработанные материалы, основанные на сведениях из таких письменных источников на среднеперсидскш (пехлеви) языке, как "Хва-тай-наыак", "Бахрач Чубкннаыак", "Айин-нймак", "Ахбар-и Аницерван" и др„ Впоследствии эти книги были переведены на арабский язык и обработаны иранцами - огнепоклонниками пли мусульманами, которые внешне-перешли к исламу, но внутренне были верны своим прежним обычая», б) Материалы, основанные на сведениях из религиозных трудов - "Корана", "ХадисоЕ пророка" и различных "Тафсир"-ов к "Корану"» в) 'Переведённые и обработанные сведения из ксторшеских, географических, литературных и военных'источников на арабски.! языке, касающихся побед арабов "на крав света". Главный ке источник, послуживший Бал'амй для описания истории и зультуры эпохи Саеанп-дов и их военно-политических отношений с ^Ьта^итгл:: в 1У-У1 вв. -это "Ахбар-и Адяам", т.е. арабские переводи "Хватай-натк",
В диссертации отражается краткое содержание иаучзш фондов, библиотек ч книгохранплиц различных стран икра, где находится более двухсот пзрсоязычных списков ксслздуеного труда. 31 из н::х, переписанный с ХП по XIX вв. в Средней Азии, Афганистане, Ираке и Индии, хранится в институтах востоковедения и отделах рукописен библиотек нстрШг СНГ»,- !"з описаний ооьёла ссдзрл.а.чкя состава текста этих списков явствует, что из азсти псслздуенчх рукописей (Ж61, М 2ССС,1С39/Т, Д 62 (572 ас), Д 6% 572 асс), Лори 265) соответствует современным текстологически;.: требованиям всего три
^Грязневич П.А. ,Болдырев А.Н.О двух редакциях "Та'рих-:: Тай ар Г;" Бал'ами.-С. 57, прш, 44;Колесннков А.и.Кран в начале УП веха.-С.35.
^Беляев В.К. ат-Табари как источлиг: для истории народов
тория ат-Табарн/пер.с араб. В. И. Бел лева ;дои. к пэр. О'. Г. Большакова и
А.Б.Халидова.-Ташкент,1987.-0.7.
3Бал'аик Аб? Адк фхадшад.Та»рих-и ТлбарГц//?УК.Нац:!0Н14ЬН011б::б-лиотекн Республики Таджикистан им. 5ирдоуси.-чс1бГ.-Л. 132"-15<г.(Далее - Бал'амй.Та'ркх-и Табари).
^Сторп Ч.А,Персидская литератур; Бко-библнегра:.ичесхкЛ обаор/Пзр'.
с акт л. г-ОП.Г.с.Бозгзльл.-М. .1972.-4.1. 279-эгг.
(¡ílbl,, .'Ш39/1:, Дорн 265). Следовательно, только их и можно ис-• пользовать как надёжные источники. Остальные же три - J? 2СОО, Д 82 (572 ас), Д 83 (572 асс) - страдают серьёзными недостатками и как источники ценности.не представляют. Таким образом, во-первых. не все ьтп рукописи по единству и последовательности текста iko.jt одно содержание длк взаимосвязаны. Во-втооых. не все они • древние, т.е. блтахл ко времени перевода и сочинения. Несомненно, "Та»рюс-и Табарй" ь- до наших дней В' виде автографа, т.е.,
подлинной рукописи ЬЪл-'гмЕТ, никому из исследователей- она в таком виде не попадалась, а ¿ели говорить об екземнлярах, которые в той ши иной мере выра&аат истинное содержание источника и ь:ировоззре-"*■ "го автора, токовыми без преувеличения можно назвать рукописи i'I, й IC39/I и Дорн 265, Первый переписан неизвестным лицом грллеркс в конце };Ш Еека, второй сделан переписчиком Саодатъёроы ¡w^-t'vxi кба Махмудом ар-Русти в 1№8 г., а третий - переписчиком Сгимагг«« Кофахани в 1521 г. Место переписки ни в том,ни в другом случе.5 неизвестно.
Таким образом, ка основе детального текстологического изучений рукописей предлагается следующая научная гипотеза: "Та'рих-и Табарй" дошла до наших дней в деух редакциях самого автора. Выборочное сравнение текстов свидетельствует, что п е р е ы й вариант книги преимущественно арабскими словеми был сделан для дайра Мансура ибк 13уха, его приближённых и для.учёных и писателей той эпохи. Второй же, по Белению времени, создавался. впоследствии для развития исторической традиции и самосознания широкого круга годжикоязычдоро .веселей,1авераннахра и Хорасана. Позже переписчики осуществляли свою работу, не делая различия мййду вариантами. Поэтому речь ыожет идти только о двух группах авторских экземпляров "Га'рих-и Табарй".
В третьем разделе - "История изучения "Та'рих-и Табарй" Абу АлП Бал'аый? который занимает большую часть главы, анализируется история переводов и исследования "Та'рих-и Табари" с конца ХУШ в. до наших дней. Переводы предпринимались для осуществления какой-либо узкой цели, но широко привлекались в различных грудах, т.е. наблюдается использование "Та»рих-и Табарй" из вторых и даае третьих рук.
Таким образом, исследование "Та'рих-и Табарй" как литературного, языкового, словарного, иоторико-гео'графического к биографического источника шло и ноиет идти, главным, образом, з трёх лапразле ВВОД а) Подготовка и перевод выборочного текста для публикации на-
учно-криткческого издания, б) Составление краткого или подробного каталога для научных фондов, библиотек и национальных книгохранилищ« в) Установление в ходе написания книг и статей фактов 'биографии,, объема научного и литературного наследия Лбу Алй Бал'амй. Можно вспомнить исследования учёных-востоковедов мира, опиравшихся на эти принципы, т.е. некоторые книги, статьи, которые в своей совокупности соответствуют литературные, языковым, религиозным, а иногда и историческим запросам "Та»рих~и Табарй". Но, несмотря на миновавший столь длительный срок, всё это - лишь начало работы.■ И можно .сделать вывод:,, что "Та'рих-и Табарй" -как исторический источник - остаётся вне поля зрения исследователей не только в сфере конкретных проблем, но также в разрешении конкретных вопросов дреЕней и средневековой истории -и истории культуры Средней Азии и прилегающих к ней стран Востока,
Вторая глава - "Взаимоотнопения Сасанидов и офталвгоз по "Та'рих-и Табарй" A6J Алй Бал'амй (1У-У1 вв.)"(военно-пслитический аспект) - состоит из дЕух разделов.
В первом разделе - "Восточная политика" Сасанидов по Абу Алй Бал'амй (Ш-1У вв.)" - подвергаются анализу сведения "Та'рих-и Табарй" по ранней истории Сасанидов и их взаимоотношений с Великими КУшанаии, кидаритами и хионитами, В источнике приведены основанные на 'традиционной позднесасанидской трактовке уникальные данные
0 времени и обстоятельствах "восточных походов" шахиншаха Арта-шира I С 22 4—240]); рассказы о Еоенных походах Арташира I на Мер в и другие города Хорасана (233-237); Шопура I (240-272) (полулегендарные сведения о нашествии кочевников на Хорасан и борьба Шопура
1 с ними); Шопура П (3C7-379), Приводится самостоятельная версия о границах Сасанидской державы при Артапире I и его преемниках. По сведениям Бал'амй (кстати, отсутствующим в арабском оригинале-"Та'рих ар-русул ва-л-мулух" ат-Табарй- и в других арабо-персо-язычных историко-географкческих источниках IX-ХШ вв.) при Арташц-ре I и вплоть до воцарения Шопура П граница Ирашахра - "страны иранской" - доходила на севере приблизительно до Кавказского хребта и "Аланских ворот"; на северо-западе и,западе включала в себя всу: Армении, Ибзри», Каппаддкию, области по рекам Ефрату и Месену, а на востоке простиралась до Дленхуна СAi^r—Ларьн)..~ Версия эта, несмотря на отдельные поздиае наслоения, наглядно показь®ает„ на-
\
1Бал'амй.' Та'рих-и Табарй. - Л 128a - 129d.
сколько усилились в Е-1У вв. сасанидские владения в Хорасане. И если учесть данные двух среднеперсидских (пехлеви) надписей граффити на стенах заброшенного пещерного буддийского храма К&ра-Тепе, то граница Сасанидского государства на востоке в 70-х годах 1У в» доходила до Тернеэа.* Оудя но ¿¡атериалам Бал'амй и других письменных и нумизматических источников, сасанидские шахиншахи Арташир I, Ионур I,- Шонур П и другие в своей "восточной политике" преследовали преимущественно захвати..ческие цели. Ведь для них Хорасан с Бактрией (Балхш) был древнейшш. центром иранской'культуры и иранского государственного строя. А по зороастрийскому .преданию Балх был-родиной Ковц Виштаспа - первого последователя Заратуштры.
Как показало сравнительное изучение ииаестий из "Та»рих-и Та-барй" и ¡а сопоставление с данными .армянских, византийских, греческих, китайских, сирийских и арабо-персоязычных историко-геогра-фических источников 1У-ХШ ев,, а также с археологическими и нумизматическими исследованиями, - к 60-70 гг. 17 е. относится крупная военная экспедиция Иопура П, предпринятая для завоевания НУшанско-го царства. С этими событиями связывается и средиеперсидская (пехлеви) надпись с датой"бО год царствования Сопура", обнаруженная в Кара-Тепе,*^ В 70-80-х гг. и7 в. Сасанидц владеют куыанекши землями, а сасанидские наместники чеканят"сасанвдо-купанские" и "ку~ шано-сасанидскке" монеты,^
В этом ье разделе анализируется сущность "восточной политики" Сасанидов, Приведённые материалы свидетельствуют, что в период борьбы Сасанидов за кушанские земли хиониты» лившие у восточных границ Ираншахра (или вблизи от на), выступали в качестве их союзников. В конце 80-х гг. 1У в,, очевидно, произошли изменения в расстановке сил на востоке. Хпонкты в союзе с кидарптами, стремившимися к восстановленш Кушанского государства, Еытеонпли Сасанидов с бивших куианских земель, т.е. из Бактрпи (Тохаристана)„ К югу от Гнндукуша возникает позднекушанское царство Кидары, В район Кабула, Еамиана и Забулистана, а затем в северо-западную Индию
^Отазиский Б. Я, ,Вайнбед>г Б.Н.Сасанпди в Правобережной Бактшш (То-харистан) в• 1У-У вв.//Вестник древней истории.-1972.-$3.-0. 108; Луконин Р.Г.Лревний и раннесредневековый Иран.-М.,1987.-0.224.
%укошш В.Г.Древш;й и раннесредкевековый Кран,-М.,1987.-0.226.
3Тш же„-С.22б,229.
продвигаются хиониты, возглавившие царство династии "Алхоя", В это время (в 8С-е ггс 17 в.) возникли и другие княкества на территории раннесредневекового Хорасана и Средней Азии. Они возглавлялись сфталитами - иранским племенем, образовавши з это ке время крупное политическое объединение в зосточнда Тохариотане и Ба-дахшане.-'' Видимо, именно, появление па политической арене ¿.фтади-тов привело к окончательному распаду Кубанской державы. Поэтому "возникновение государства Ефталитов является непосредственны.! продолжением Кубанского царства."2 Однако сведения Бал'амй и дру-. гих арабо-лерсоязычных историков не могут служить первоисточником для изучения ранней истории ¿/фталитов, так как в них отсутствуют сведения относительно политической жизни народов Средней Азии и прилегающих к ней стран Востока с 90-х гг. 17 в. до конца 20-х гг. 7 з. Более того,'для них все иранские племена, аизшие у северовосточных границ Иракшахра до середины 7 в., были "тюрками", а не эфгалитами. Бесспорно, что этноним "тарк" для обозначения этих племён является анахронизма* .Бал'&ш^
Таким образом, ксторкко-сопосгазигельное изучение материалов "Та'рих-и Табарй" даёт основание полагать, что конец 1У ъ, - ЭО-е гг. 7 в. можно назвать периода» формирования государства. £фтали~ тов. В это враля границы владения Сасанидов проходили по северо-востоку, т.е. охватывали соседний Хорасан и некоторые области Средней. Азии за счёт захваченных куианских земель (иуианшахр). В Ш-х гге 17 в. шахиниах Еопур П попытался расширить граница и отсрочить нападение сфталитов на Хорасан и Тохаристан. Однако то, что Зфталита стали объектом "восточной политики" Сасанидов, заметно изменив её, в какой-то мере сохраняло границы последних в Хорасане и Средней Азии. В 80-х гг. 17 в. Ефгалиты, подчинив себе восточную часть Тохариатана и Бадахиан, а затеи (к. 40-м гг. 7 в.) ЗЗалх, ; весь Тохаристан, ГардЕистан с больпкнством среднеазиатских земель, ! заложили основу своего объединённого,государства, | Второй раздел - "Военно-политическяа взаимоотношения сфтали-
| тов.и Сасанидов по "Та«рих-и Табарй" Щ Алй Бал" амй'(7-71 вв.)" --]■ посвядён рассмотрению части иоточника, наиболее насыщенной ценны! ми фактами, где приводятся малоизвестные и уникальные сведения о ; первом столкновении Сасанидов с сфтаяитами и определена точная да-
1 ^ВаЙнберг Б.И.Некоторые вопросы истории Тохаристан:. в 17-7 вв.(В 1 связи с запустением Кара-Тепа)//Буддийский культовый центр Кара-Тепе в Старом Термез е. ~М. ,1972.-0.137.
2Гафуров Б. История таджикского народа.-М.,1949.-0.106.
та - 428 г,; даётся определение региона сасанидо-эфталитского сражения; такле подробно отражено выступление Ефталитов совместно с Фирузом против шахиншаха Хормизда (457-459) для борьбы за престол; даётсяСи часто оригинальное) хронологическое описание трёх неудачных "восточных походов" Фируза против ефталитов (с 474 до 484 гг.); содержатся оригинальные сведения о месте обитания зфталитов и о территории созданного ими государства е 50-60 годы У в.; истолковывается значение этнонима "хайтал" и географического понятия "Чин" (у Бал'амй "Чином" е то враля называли Самарканд), В разделе говорится о значении термина "Самарканд", о бегстве шахиншаха Кобада С 488-531) к офталитам, о выступлении КЬба-да вместе с офталитами для возвращения на трон. Даются сведения о проповедях Маздака к переходе Ко.бада в ¿здакизм; о создании последним шахских городов Земма,- Термеза к Кобадкана на правом берегу Д^ейхуна; о налоговой реформе Кобгда и Хосрава Анишервана. И, наконец, тут шеются оригинальные сведения о роли Хосрава I в создании "сасанпдо-тюркской коалиции" для уничтожения ¿фталитов»''' Как вытекает из исследуемого материала "Та'рих-и Табарн", в конце 20-х гг. У в., подчинив себе часть разрозненных владений, которые возникли на развалинах Куыанской империи, ефталиты столкнулись с могущественным противником - сасанндсккм Гланда. В период правления Варахрана У (421-439), известного в источнике под именем Вахрама Гура, эфталитский воздь С или,как именует его Бал'амй, "хакан тюрк") с многочисленной армией перешёл Дазйхун и расположился в районе Мзрва. Бахрам Гур принял меры, чтобы усыпить бдительность противника, а затем стремительным мараем вышел к вражескому лагерю. Неожиданное нападение закончилось полнил . разгромом "тюрков", т.е. ефталитов, 'Сообщения Бал'амй позволяют уточнить, во-первых, дату столкновения, а во-вторых, - северо— ьосточнке границы сасанидских владений этого'периода.' Поскольку с имена,! &1храма Гура связывалась постройка погранично^ каменной ' башни у Таликана. можно считать, что Тохаоистан оставался вне
Р *
границ Сасанидов, а дата столкновения, по Бал'амй - '<28 год, т.е. "седьмой год правления Бахрама Гура".-®
хЕал'амк. Та'ри-и Табарй,-Л.ГЗСа-167а.
^Акриак Б,;,.К вопросу о восточных противниках Ирана в У е.// Стрелы и народи Востока,~М,,1971.-Вып.10.-С.62-63,
3Бх£'Ш4Й, Та'рих-и Табарй.-Д.!«6.
Однако Бал'змй, чьи сведения восходят к официальной сасанпд-ской историографии, склонен преувеличивать значение победы Бахра-ма Гура.. 'Гак, согласно его сообщениям, один из оасанидсхих полководцев, был послан преследовать гратов, т.е. сфталитов, за ДаеИ-хун в пределах Мавераннахра." Если считать сведения, сообщаемые неизвестным автором "Цудшал ат-таварих"( 1126) "о нападении Еах-
Р
рш.!а Рура на сфталитов з Мавераннахре" достоверными, то следует признать, что £фталиты уаэ до 428 г. оседали в Средней Азии. В результате столкновения с ьасанидскш фанам они потерпели поранение, и Еахрам Гуру удалось сохранить прежние границы на северо-востоке своего государства. Отныне в течение по крайне]' мере полутора столетий офталитская деркаЕа была наиболее серьёзнш противником Сасанидов на Востоке: она держала под постоянной угрозой вторжения-северо-восточные области.Сасанидской империи - от Каспийского моря на западе до долин ЭДургаба и Гарируда на востоке.^ Борьба с Ефталитами за эти границы бьиа основной задачей преемников Бахрама Гура, в частности, - «ездигерда ( 439-457), Однако в "Та'рих-и Табарй" и в других арабо-персоязычных историко-гзогра-фических и литературных источниках ничего не говорится о войнах последнего.с Ефталитами. По сообщениш армянских и византийских источников, например, по сведениям Егишэ Вардапета (У в.), .начиная с '442 и до 454 гг. (442-449, 45Си451 и 454 гг.) Язздигерд П трикди совершил северо-восточный поход, стремясь уберечь границы Ираюаахра от нападения сфталитов.^ Как сообщает Фирдоуси, после третьего похода Йездигерду П пришлось'примириться с ефталитами, и, согласно.договорённости, они стали владыками Термеза и Висагер-да.^ Исходя из этого, можно предположить,'что в середине У в. им подчинилось большинство регионов .федней Азии,
1Бал»амй. Та'рих-и Табарй. - Л.142a.
^Мудкмал ат-таварих ва-л-кисас/Ба тасхих-и М.Т.Бахор: ба хшатй М.Раыазанй. - Тегеран,I3I8.-C.7C. .
^fe.ccoH В,М,,' Ромодин В,А. История Афганистана.//В 3 т, - М. ,1964, -Т.1,-0,199,
^ Егишэ. О вардане и войне армянской/ Пер. с дргарм.яз.И.О.Ообе-ли; предисл.и коммент.К.Н.Кзбашяна,-Ереван,I57I.-C.I78.
%ирдавсй Абу-л-КйОям.Шохнсма./Тахия-е К.Айнй,З.Л.Ахрорй.-.Душанбе,199С.-Т;ЛС.-С.24.
Собственно говоря, к правлению шахиншаха Фируза и относятся первые упоминания об Ефталитах в "Та»рих~и Табарй". По сведениям автора, в 457 г. Фируз, намереваясь завоевать престол, отданный его' брату, обратился за помощью к эфталитскому шаху Хушнага-зу, которому принадлежали Гардкистан, Тохаристан, Балх и Бадах-иан.^ После перечисления вышеназванных областей Бал'амй даёт оригинальное толкование значения этнонима "хайтал". По его интерпретации, "название "хаматила" - множественное число- от "хайтал", что на языке Бухары означает "сильный человек"» На атом языке "сила" - "хайтал"; в арабском:языке это слово изменилось, став словом "хайтол".^ Поскольку эуо название не поддаётся соответствующей этимологизации на основе согдийского языка, на котором говорили е Цгхаре, очевидно, этот факт слс^ует интерпретировать как свидетельство наличия здесь части населения, говорившей на эфталитском языке. Существует предположение, что даже само название Духары эфталитского происхождения,^ сто толкование Бал'амй вовсе не мешает историческим свидетельствам; в армянских, византийских, греческих и китайских исторических источниках йфталптов называют "храбрыми" и говорится, что у этого народа "все искусны в бою". В ряде арабоязычных историко-геогра-фических источников мы сталкиваемся с представлениями о Маверан-нахре как о стране, в прошлом населённой "хайталами" - афтали-тами,6 при этом почти всегда подразумевается Среднеазиатское междуречье. Опираясь на вышеуказанные сведения Бал'амй и сопоставляя их с данными письменных источников, а также с данными археологии и'нумизматики, можно предположить, что в У в, сложилось основное ядро Ефталитского государства, а именно в Гарда и-стане, Тохаоистане, Еалхе к .Бадахшане, Впоследствии это государ-
1Бал-'а.чй. Та'рих-к Табарй.-ЛЛ49б-15Са., ■ '
?
Луконин В.Г.Кушно-сасанпдские монеты.//Епиграфика Востока,-• Л., 1967.-Вып. Í 8.-С.32.
^Бал'амй. Та'рих-и Табарй.-Л.I49ö-I50a.
¡Лившиц В,А. ,Кау£иан К.В, .Дьяконов M.M.0 дпевней согдийской письменности Бухары.//Вестю.к древ.истории.-1954.-И.-С.157.
%алкнккн А.Г.Таиоккз хроники о государствах Центральной Азии (тексты исследования),-ПоЕос::бкрск,1989,-С. 68.
011бн.ал-$аких. .Таоджуш-е мухтасар-и ал-ЕУлдан (бахш-е '¡.трбут tía Гран)//Тардк.Х.Шс»уд.-Тегеран, 1349.-о, 161; ал-Мукаддаси. íc-sox-ipto i-pt_-ii ;;.03lfeKici диойоге Sh-ir^odäin Лоц Abdall.-ii Л Г.о^сл.еД iba Air;ed ihn Abi Beto .гй-Зслп-;; í'l-B..ásohbri ' •
da:;£1 ' ¿'¿•••-o.it Сое je.- bus&aii-iKW.....'> -- 65'
ство (в конце У - середине 71 вв.) включило в свой состав больную часть территории Средней Азии, Афганистан, Восточный фан, северо-западную часть Индии и ряд западных областей Восточного Туркестана. По свою размера* государство Ефталитов превосходило даже пределы ^Исторического Таджикистана".х В это гремя граница сгёталитского государства с сасанидскии 1^>аном сначала проходила у г.Таликан (в Хорасане), а к началу У1 в. прошла по реке Гюрген.
В диссертации уделено внимание проблеме, "восточной политики" сасанидского шахиншаха Фируза, та? как в "Та'рих-и Табарй" описаны три похода Фируза против с(£талигов. После, первого между - Краном и сфталитаии был заключён торжественный договор о границах. Во время второго, когда Фкруз нарушил границу и потерпел поражение, ему пришлось оставить у сфталитов заложнике« своего сына Коб ада. Во время третьего похода >5ируэ погиб. Бал'амк специально подчёркивает, что в третий раз тот напал на сфталитов, несмотря на возражения верховного мобеда и войска. Первый поход, по Бал'амй, произошёл на 17-и году царствования $1фуза, т.е. в ¥74475 гго Второй состоялся через пять лег, т.е. в 479-480-м гг., а третий был в 484 г, .когда Эфталиты захватили шахский гарем, обоз .с казной и множество пленных. Кран был облоаен тяаёлой данью, которую 'Сасаниды платили Ефталитаы вплоть до 60-х гг. У1 з, •
В общем,'сопоставляя материалы "Та'рих-и Табарй" с другими письменными и археолого-нумизматическими данными, модно считать 50-е гг. У в. - 40-е гг. 71 в, периодом расцвета государства £ф-.талитов. В этот период сфталиты пресекли попытки Сасанидов овладеть Мавераннахром и частью Хорасана, обеспечив обитателям этих земель самостоятельное экономическое, политическое и культурное развитие. Политшеское единение и.прочный экономический базис, а также развитие В/хары и Самарканда как крупных торговых и культурных центров, выпадает именно на рубеа У-УГ вв., т.е. период владычества Сфталитов.' Е5?оме того, вышеназванный период мсяно назвать не только временем военно-политического господства сфталитов в Хо-| расане и соседних землях Ирана и Центральной Азии, но также вре-; иенем их дружественных отношений с китайской империей, где прави-| ла династия Вэй.
1 В атом ;ке разделе исследуются военно-политические Езашюот- '
1Йошатод-Н'.Л, -¡Йщввп. Исторически • Тадшмстан.^С опрсмс ншй Таджикистан.- Гиссар,1992.- С.23.
' ношения сфталитов и СасанидоЕ в период правления Балаша ( 484468) и Кобада (468-531), так как очень интересные факты обнаруживаются в источнике о царствовании этих шахиншахов, В целом, рассказы Бал'аий свидетельствуют о связях между Ешталитами и Са->санида\;и, о мирном обведен шахиншахов обоих государств, (которое, впрочем, не исключало ни ожесточённой борьбы, ни военных походов, прерывавших всякие мирные сношения). Словом, взаимоотношения сфталптов и Сасанидов в конце У - середине У1 носили преимущественно мирный характер, но обострились к концу 50-х ге.'У1е, Материалы "Та'рих-и Табарй" показывают, что Иран, постепенно оправившийся от тяжёлых последствий военного разгрома конца У в, и внутренних потрясений, связанных с маздакидскиы движением, в период правления Хосрава Г начал быстро укреиля.ься» Благодаря этому, в 6С-х гг. У1 в, прекратилась уплата ш дани офталитам как сигнал неизбежности нового столкновения. Ибо офгалиты на северо-востоке и Византия на западе были главными противниками Ирана в У1 в. Политическая ситуация резко изменилась с появлением в пределах Ма-вераннахра западных тюрков; ефталитское государство оказалось между двумя сильными врагами. Согласно сведения«, зафиксированным в Тахнамэ" Фирдоуси, тюрки ещё до решительного столкновения с £<$-талитами проникли в Мавераннахр и захватили некоторые районы севернее Чача.* Около 560-го г. Сасаниды и тюрки заключали наступательный союз - "сасанидо-тюркскуы коалицию".^ Первые - для того, чтобы отомстить за смерть Фкруза, вторые - для того, чтобы овладеть цветущими городами Согдианы и Тохаристана. По оригиналь-нш сведения.; Бал'амй, инициатором создания &той коалиции был Хосрав I, ибо именно "он захотел отправиться в Балх и убить царя сфталптов, убившего Фируза, и завоевать Тохаристан и Гарцзлкстан; а земля Балха была рядом с землёй юрок, ь.е»иу Ануширваном и ха-каном била дружба. Сперва он прислал посла к хакану посватать его дочь и иного израсходовал, чтобы привести её. П о т о м через год написал ему письмо и поиросш у него войска для войны с сфталкгами. Хакан прислал большое войско, оно окружило войско сфталитов, ( Аиупирван) убил царя ^«адк-гоа... и ушёл в Туркестан"-3
ФюдавоП Абу-л-Касиы. Еохнома, -'Т.-УЩ С.254. 2 -
1.!ашкур М.^.'н дар ахд-е Оаотйн.-Тегеран, 1341.-Т.I.-С.499. 3Бил'ацГ.. Та'р:.х-и Тас-ьри. - Л.Ша.
Такш образом, под двойным нажимом - с юго-запада' и с северо-востока - Ефталитское государство распалось. По .сведениям "Та'рих-и Табарй" и по исчислению многих исследователей, это произошло "между 563 и 567 гг.* Тюрки захватили почти всё среднеазиатское Междуречье, -а Сасаниды заняли Тохаристан, Р/ст, Забулийхгш» Ка-булистан и якобы дзде Синд. Однако ефталиты сумели некоторое время лавировать, мекду своши-могущественными соседями, сохраняя власть над небольшим "буферным"владением.
Подытоживая материалы ."Та'рих-и Табарй" о военно-политических. взаимодействиях офталитов и Сасанидов и сопоставляя их со сведениями других источников, можно отнести конец ЛО-х - начало 60-х гг. 71 в. к'периоду упадка, политической раздробленности государства сфталитов, ибо в этот период ефталитское государство переживало политический и экономический кризис. Он усугублялся тем, что оно потерпело поражение из-за освободительных войн индийцев на северо-западе страны. В эту пору политического упадка'-(50-е гг. 71 в.) ефталиты столкнулись с двумя могущественными противниками: Сасанидским государством и тюркским каганатом. В конце концов, благодаря совместным военным действиям тюрков и Сасанидоз в 563-567 гг. государство ефталитов формально прекратило своё существование.
В 'заключении диссертации подведены итоги исследования,■ сформулированы'основные выводы и сделаны обобщения.
Исследование.полностью подтвердило, что, вопреки мнению некоторых учёных* "Та'рих-к Табарй" - отнюдь не родовой исторический' труд. Абу Алй Бал'амй не только отрази в н&л свои воззрения на иогорические и культурные события ¡г явления разных времён в среде иранских народов; он также продемонстрировал пути формирования этногенеза, расслоения и закрепления -иранских племён в орёднезекозаоа 1фане:), Хорасане и Мавераннахре в комплексе с развитием их языка, обычаев и культурных традиций.
"Та'рих-и Табарй" может также послужить богатш источником - для изучения политической,•общественной и социально-экономической жизни таджикского народа в эпоху средневековья (17ЧГХ вв.), экологической и эстетической сферы той поры?., потому что произведение Абу Алй Бал'амй убедительнее и достовернее, чем другие арабо-
1ГафуроЕ Б.Г. Тадаики. - С.264.
персоязычные источники, освещает вышеназванные вопросы. Но это зоэмонно только при сравнении со сведениями из других источников, касающихся исследования конкретных вопросов, т.е. военно-политических отношений Сасанидов и сфталитов в 1У-У1 вв., которые свя-' заны с сасанидской "еосточной политикой".
Таким образом, материалы "Та'рих-и Табарй" в сравнении с данными других письменных источников позволяют назвать государство Ефсалитов раннефеодальные государством'тадаиков,- ибо "территориальная, языковая и хультурная общность народностей, слившихся в один таджикский народ, частично наметилась" :'ещё во время .правления сфталитов (1У-У1 вв.) когда "начали появляться некоторые предпосылки к образованию единого народа"«^ Помимо этого, сфгалиты обладали всеми военно-политическими и территориально-этническими компонентами, необходимыми для существования раннефеодального государства. Впоследствии национальная династия Сама-нидов (1Х-Х вв.) тоже обрела полную независимость на тех землях Мавераннахра, Хорасана, Восточного Ирана и Восточного Туркестана, где в 1У-У1 вв. правили Зфгалиты.
И можно с уверенностью сдеалть такой вывод: сегодня невозмод-но никакое полноценное научно-теоретическое, исследование, относящееся к средневековой истории и истории культуры (1У-1Х вв.) народов Средней Азии и сопредельных стран Востока и даже всего Ближнего и Среднего'Востока без использования "Та'рих-и Табарй" Абу Алй Бал'шли.
• Главные задачи работы е дальнейшем над "Та'рих-и Табарй" -это составление и издание наиболее приближенного к авторскому научно-критическому тексту источника на таджикском (л ере адском)языке к осуществление его полного комментированного перевода на русский язык.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публика--
1„ Академик Зариф Раджабов - источникове^, или несколько мыслей о "Та'рих-и Табарй" Абу Адй Бал»амй//1.!атериалы научной конф. посвященной 85-летию акад, АН РТ З.Ш.Радаабова.-Душанбе, 1991,-С .,2 5-27.
Бегматов Н.'Б. Государство Саианидов (Мавераниахр и Хорасан в IX-X вв.). - Душанбе,19Г7.-С,214. . •
1 Ь ип
г, <} ^дгсдрмия наук республики Таджикистан
институт истории, шешогии К ЭТНОГРАФИИ ш.лхмада д0нипа
На правах рукописи УДК 9+902 С 58'0
. ИСОМАТОВ Ш2РУФ МАРАДЯАБОВЕЧ ■
"ТА'РЖ-И ТАБАРЙ" АЕ7 АЛИ БАЛ'АШ КАК ИСТОЧНИК ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭФТАЛКГОВ И САСАНЩЮВ ( 1У - 71 ВВ.)
Специальность 07,СО.09 - Историография, источклкозедешгз и методы исторического исследования
Диссертация написана на таджикском языке
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук
душей - 1994
2. О "Та'рих-и Табарй" Абу Алй Бал'амй.//Тадаикистан.-1991»
- ¡17, - С. 45.(яа тада.яэ).
3. .Еизнь Бал'ом й - визиря и историка.//Таджикистан. - 1991.
- JéX2. - С.20-22 (на тада.яз.).
4. "Та'рих-и Табарй"-Абу Алй Вш'амй//Тез.докл.апр.науч. конф.пр оф. -препод, сост. ТГУ. -Душанбе, 1992. -С. IX 5.
5. Несколько замечаний о трёх рукописях "Та'рих-и Табарй" 'Абу Алй Бал'амй.//Актуальные Еопросы истории таджикского народа. - Душанбе, 1992;-С;79-89 (в соавг. с проф. Р.А.Набиевой).
6. Место-"Та'рих-и Табарй" Абу Алй Бал'амй в персидско-таджикской историографии.//Тез. докл. апр. науч. теоретич. конф.проф. -препод.сост. ТГУ»-Душанбе,1993.-С.95-96.
7. Некоторые размышления о "Та'pía-и Табарй" Аб^ Алй Еал'а-мй.//Вестник Тадаикского государственного университета.Сер.История, юриспруденция.-1993.-гё3.-С.62-69 (в соавт. с проф. Р.А.На-биевой).
1/Ш-1904 г.Зехоэ 17.Терм* 100 ®ЕЗ.
Ротепривт ТГУ,Душанбе,уп.л«чггв 2.
2. О "Та'рих-и Табарй" Лбу Алй Бал'амй.//Тадаикистан.-1991»
- »7» - С. 45.(на'тада.яэ).
3. .Еизнь Бал'амй - визиря и историка.//Таджикистан. - 1991.
- »12. - С.20-22 (на тада.яз.).
4. "Та'рих-и Табарй"-Абу Алй Вш'амй//Тез.докл.апр.науч. конф.пр оф.-препод.сост.Т1У.-Душанбе, 1992. ~C.II 5.
5. Несколько замечаний о трёх рукописях "Та'рих-и Табарй" Абу Алй Бал'амй.//Актуальные вопросы истории таджикского народа. - Душанбе, 1992;-С;79-89 (в соавг. с проф. Р.А.Набивной).
6. Место-"Та'рих-и Табарй" Абу Алй Бал'амй в персидско-тад-жикокой историографии.//Тез.докл.апр.науч.теоретич.конф.проф.-препод.сост. ТГ7»-Душанбе,1993.-С.95-96.
7. Некоторые размышления о "Та'pía-и Табарй" A6f Алй 1&л»а-мй.//Вестник Таджикского государственного университета.Сер.История, юриспруденция.-1993.-гё3,-С.62-69 (в соавт. с проф. Р.А.На-биевой).
1/Ш-1904 г.Зехоэ 17.Тврйж 100 ®кэ.
Ротепривт ТГУ,Душевбв,ул.ЛадуТв 2.