автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
"Та'рих мухтасар ад-дувал" Абу-л-Фараджа Бар Эбрея (XIII в.) и его источники мусульманского происхождения

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Исмаилова, Юлдуз Анваровна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему '"Та'рих мухтасар ад-дувал" Абу-л-Фараджа Бар Эбрея (XIII в.) и его источники мусульманского происхождения'

Полный текст автореферата диссертации по теме ""Та'рих мухтасар ад-дувал" Абу-л-Фараджа Бар Эбрея (XIII в.) и его источники мусульманского происхождения"

ид ся

С52.

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ им. АБУ РАЙХАНА БЕРУИН

НА ПРАВАХ РУКОПИСИ у ^ .

3S с? ■ IX/s J

3 <£> ИСМАИЛОВА Юлдуз Анваровни

"ТА'РИХ МУХТАСАР АД-ДУВАЛ" АБУ-Л-ФАРАДЖА БАР ЭБРЕЯ (XIII в. ) И ЕГО ИСТОЧНИКИ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

специальность 07.00.09 - Историография, источниковедение И методы исторического исследо- -вания

АВТО РЕФ.Е PAT

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Ташкент - 1995

Диссертация выполнена в отделе "Исследование и публикация письменных памятников по истории и истории науки и культуры народов Востока" Института востоковедения им. Абу Рай-хана Беруни АН Республики Узбекистан.

Научный руководитель - доктор исторических наук ■»•, А.А.Ахмедов

Официальные оппоненты.

- доктор исторических наук

Э.В.Ртвеладзе

- кандитдат исторических наук

Б.М.Ирматов

Ведущая организация - Ташкентский Государственный Институт Востоковедения

/

Защита состоится ' " 1995 г. в "// "

час. на заседании специализированного совета Д 015.14.21 по защите докторских диссертаций в Институте востоковедения им. Абу Райхана Беруни АН Республики Узбекистан (700170, Ташкент, пр.акад.Х.Абдуллаева, 81). ,

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан (700170, Ташкент, ул. Муми-нова, 13).

Автореферат разослан &" 19э5 г

Ученый секретарь специализированного совета доктор исторических наук А.А.Ахмедов

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность тема исследования. Одао'д из доэдеПяпх зйдйч зостоковеденкя в независимом. Узбеккстсле является изучение культурного наследия народов Ближнего п Среднего Востока, •ЦентрельноЗ /зля, сохранившегося е' гиде шогочке леших памятников пясшонностп, в которых содержится богатеГшая информация об историческом прошлой исламского Востока, его духовной' жязни и культурном рееппяяг. Гт'бокое и тСсестороя-нее нсследолсиае этгх гтеточ.ч&коэ гк.егт огромнее ¡кучное п практическое гясчение. В зток связи, приобретает актуель-, ' ность задача исследования исторических памятников, создан-, них на различных этапах становления и развития мусульманской историография-, зонЕиашсй одно из плачевых пелохений . в системе средневековой мусульманской культура.

Особое место принадлежит источникам, представляющим :лу— сульмгнекую историографию ХЗ в., в частности предг.юнголь-ского периода, когда подводился своеобразны:'! и закономерный- итог ее развития к указанному периоду. 1С этому времени относится создания таких замечательных ее образцов, как "Лл-Камил фи-т-та'рих" ("ПолшЯ свод истории") *Пзз ад-Дина йбн ал-Асира (ум.в 630/1233 г.),"Та'рих ал-хукама'1 ("История мудрецов") Ибн ал-Рййти (ум.в 646/1248 г.),"Ыугди:ам ал-булдан"("Словарь стран") и "Чу'д;:;ам ал»-удаба" ("Словарь литераторов") ленуто ал-Хамави (ум.в 626/1229 г.) и многих других.Появление этих трудов,отнюдь,не боло случайным к было подготовлено предшествовавши ходом становления и разви-' ткя. арабской культура .сформировавшейся в "процессе интенсивного и широкого гзалиоцействия с культурой других народов"*. .На огромной территории от Индии на Востоке и до Испании на Западе,объединенными под знаменем ислама,культура,а значит и наука достигают таких впеот,каких не достигали в прежние века и эпохи. Вклад б ее становление и развитие бая 'йнасен,

I. Проблема арабской культуш.-Сб.статсн, посвященный К.Ю.Крачковскому. - М., Паука, 1990. - С.З.

представителями многих народов, вошедших в состав Арабского ■халифата. Ими были оставлены бесценные памятники истории, • истории науки и культуры, большая часть которых; к сожалению, не дошла до нашего временя. Но сведения о них сохранились в трудах историков более позднего времени, периода ' .Х-ХШвв.

Немаловажная роль в этом'принадлежит сирийским ученым и Летописцам. Изучение сирийских источников началось еще в ХУЩ веке и продолжается в настоящее время. Они широко использовались, в качестве источников как западными, тац и российскими востоковедами. К сожалению, нашему отечественному востоковедению они были практически неизвестны по ря-. ду объективных причин.

Наша работа посвящена источниковедческому исследованию сочинения "Та'рих мухтасар ад-дувал" ("Краткая история государств"), одного из важнейших представителей сирийской культуры Григория Абу-л-фараджа Ибн ал-*Йбри ал-Малати,известного востоковедам под именем Бар Гебрея или Бар ЭСрея. Интерес .диссертанта к данному сочинению был вызван тем, что оно,являясь одним из популярнейших образцов средневековых сочинений, созданных в форме "мухтасар", своеобразно сочетает в себе элементы двух основных жанров мусульманской историографии - жанра всеобщей или всемирной истории и жанра био-биб-лиографии. Кроме того, "Та'рих мухтасар ал-дувая" .написан^-ное сирийцем-яковитом, содержит черты, присущие как мусульманской, так и христианской историческим традициям.На наш езгляд, источниковедческое изучение материалов "Та'рих мухтасар ад-дувал" в сопоставлении со сведениями его источников мусульманского происхождения, а также определение приемов и методов, которыми пользовался автор сочинения при обработке и передаче атих сведений, даст возможность полу- . чить дополнительное представление об уровне развития историографии этого периода в целом, а также поможет определить ' степень оригинальности и зависимости труда от его источников в разделах, касающихся истории исламского государства и начального периода монгольского пторкешя. Это п свою очередь поможет установить действительную роль и значение

исторического труда Абу-л-Фарацжа Бар Збрея для историографии указанного периода.

Степень изученности. Жизнь и творчество Абу-л-Фараджа Бар Эбрея явились объектом изучения западных ориенталистов еще в ХУТ веке. А его исторический труд "Та'рих мухтасар ац-цувал" вместе с сочинением дру.гого христианского историка ал-Макина (ум. в G72/I273-74 гг) стали первыми арабо-язичными компиляциям!, переведенными в Бападной Европе на латинский язых^. Сведения о Бар Эбрее и его трудах содержатся в ряде работ представителей западной научной лите- . ратуры таких, как "История сирийской литературы" А.Баум-гатарка, "Краткий очерк сирийской литературы" В.Райта,

"История арабской литературы" К.Брокельмана, "Введение

Р

в историю науки" Дж.Сартона , а также работах основоположников российского востоковедения Н.И.Мецникова^,

B.В.Бартольца4, И.Ю.Крачковского5, И.В.Пигулевской и другах.

Вопроси, касающиеся источников сочинения привлекали некоторых исследователей, но ими были затронуты лишь отдельные моменты этого аспекта, о их наблюдения в основном излагались п виде частных замечаний и касались источников труда Еар Эбрея главным образом сиро-христианского происхождения. *

В частности, В.В.Бартояьцу принадлежит предположение о, том, что некоторые части "Та'рих мухтасар ад-дувал" восхо-

I. Гяртольц В.В. Туркестан я эпоху монгольского нвшест-пил//Сочинения. - T.I. - М., IDG3. - C.4G.

2- Библиографию об этих работах ом.: Матвиевокая Г.П., Роаепфольд Б.А. Мятемятики и пстоономи мусульманского ерпдиолековья и их труды (У111-ХУП вп). - Т.2.

- Москва, 1983. - С. 415-41?..

3. Медников II.V5. Палпстинп от зтшовппия tío арабами до ирестопих поводов. - Шб, Ií:3i). - С.217-2$. .

4. Г«фтолы1 14.В. XpiicTiimicitnii Восток н ого шюченио для и<Ш1Мг|//Сочшшии)г. T.G. - L1.: Пауки, I'Jl'G. - С. 154.

5. Крячковокпй И.Ю. Арабская роопгхТмчмкпя литература// Инбр. сочинении. - Ч'.4. - П.-Л., ЮГУ/. - С.373-375.

C. Пи1'уЛ"1!ГЖГ,;/ 11.13. Культу WI (?и?«йцпп в О родни о В0КО.

- LÚ , I0VU .

дят к древнеперсидскому эпосу "Шахнамэ"1. В известной работе по мусульманской историографии Х.А.Гибба сочинение Бар Эбрея отмечается среди работ, которые сильно зависят от Ибн ал-Асира, хотя и дополненных более поздним материалом^. Об отдельных источниках труда писали сирологи Н.В-Пигулевская3 и'Р.А.Гусейнов^. По их сведениям Бар Эбрей использовал сведения сирийских источников предшествовавшего периода, и в первую очередь Михаила Сирийца (11261199). Л.Е.Куббель и В.В.Матвеев сообщают, что сочинение '"Китаб ал-'унван" ("Книга заглавия") Агапия М&нбицжского (втор. пол. X в.) явилось основой для сокращений и заимствований более поздних авторов, в том числе и Михаила Сирийского, и по мнения В.В.Розена, Абу-л-Фарадет Бар Гебрея и ал-ГЛаяина^. Среди авторов средневековых источников,, в которых обнаруживается знакомство с знаменитым "Фйхристом" Ибн ен-Надима В.В.Полосин отмечает и Бар Эбрея^. Указание на то, что сочинение мусульманского биобиблиографа Джамал.ад-Дина ибн ал-Кифти было использовано .Бар Эбреем, содержится в диссертации Дадабаева С ^. Особо

1. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия.-//Сочинения. - Т.I. М., 1963. - С.?6. ,

2. Гибб Х.А. Мусульманская ксториография//Арябская литература. Классический период. - М., 1960. - С.139.

3. Пигулевская Н.В. Сирийские источники по кстории народог СССР. - М.-Л., 1940. - С.39.

4. Гусейнов Р.А. Сирийские источники об Азербайцженв.- Ба-

ку, 1960. - С.57-58.

б. Куббель Л.Е., Матвеев В.В. /гелий Ыенби.днский //Арабские, источники Х-ХП веков: древние и средневекорые источники по этнографии и истории народов Ашрики южнее Сахары. - М.-Л., 1965. .- С.ПЗ-Ш. "

6. Полосин В.В. "Фихрист" Ибн ан-Надима как исторшсо-куль-турный памятник X Еека. - Ы., 1989. - С.4.

7. Дадабаев С. "Та'рих ал-хукама" Ибн ал-Кифти как источник по истории культуры Ближнего и.Среднего Востока: дисс... канд. ист. наук. - Ташкент, 1989. - С.II.

следует отметить появившееся недавно диссертационное исследование российского ученого П.И.Серикова, посвященное изучению "древней" (прецисламскол) истории в "Та'рих гдухтасар ад-дувал", как источнику по истории взаимовлияния арабской и византийской культур . Им была проведена сверка текста сочинения Еар 36 рея с византийскими и арабо-мусульканскиш хрониками на предмет выявления параллельных мест, выявлены и классифицированы источники сочинения по "древней" истории,, а такие исследованы принципы отбора и оргажзации'материала в доисламских разделах сочинения.

Специальных исследовании, посвященных источниковедческому изучению "Та'рих мухтасар ад-дувал" и выявлению использованных его автором мусульманских источников, кроме отмеченной работы Н.И.Серикова не было. Но его исследование охватывает разделы труда по доисламской истории п не распространяется на основные части по истории Арабского Халифата и государства первых монгольских Кльхенов.

Цель и задачи исследования. Главная цель настоящего ис--слодовепил состоит в том, чтобы на основе изучения материалов "Та'рих мухтасар ач-дувал" в разделах по истории Арабского Халифата, их сопоставления и сравнения со сведениями использованных его автором источников определить роль и значение сочинения для историографии того периода и установить степень его зависимости в этих разделах от мусульманских историков.

Исходя из этого в задачи диссертационного исследования входит:

- определить круг источников, использованных Бар Эбреем в разделах по истории /.рабского Халифата, основываясь на. результатах текстологического анализа;

- определить критерии подбора источников автором "Та'рих мухтасар ад-дувал" и установить степень его Зависимости от них;

- исследовать подход автора ¡; каждому из еыявлэМшХ источников;

I. Серпков П.И. "Древняя" история в "Та'рих мухтасар ад-дувал" Pap Збрея Ш1 в.) как источник по историй взаимовлияния арабской и византийской культур: автореф.дисс.., - канд. ист.» наук. - I.',., 198?.

- изучить методы отбора, обработки я передачи заимствуемого материала; :

- определить роль и значение сочинения Бар Збрея для средневековой мусульманской историографии и дать ему характеристику как источнику по истории науки указанного периода.

Методологической основой диссертации являются труды основоположников современной исторической науки о средневековом Востоке В.В.Еартольда, И.Ю.Крачковского, Н.В.Пигулевс-' кой и других, посвященные различным вопросам мусульманской историографии.

Метод исследования. При исследовании был использован метод критического анализа источников на основе сравнительно-сопоставительного и текстологического их изучения.

, Источники. С целью выявления источников "Та'рих мухтасар ад-дувал", а также в качестве дополнительного источниковедческого материала, в работе был использован широки!'; круг сочинений, основными из которых послужили: "Та'рих мухтасар ад-дувал" Абу-л-Фараджа Бар Эбрея (Х!И в.); "Та'рих ар-русул ва-л-мулук"("История пророков и царей") Абу Джафара ат-Таба-ри (IX в.); "Ал-Камил фи-т-та'рих" ("Полный свод истории") Ибн ал-Асира (ХШ в.); "Та'рих ал-хукама" ("История мудрецов") Ибн ал-Кифти (ХШ в.)."Тарной джахангуща"("История мпрозавое-вателя") Ата Малика ДжуЕайни (ХШ в.); "Та'рих" ("История"). ал-Йа'куби (IX е.), "Фихрист" Ибн ен-Надима (X в.) и другие.

Новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:

- сочинение^ "Та'рих мухтасар ад-дувал" Григория Абу-л-Фа-радка Бар Эбрея рассматривается как один из образцов средневековых исторических сочинений, созданных в форме "мухтасар" с учетом его специфики как компиляции, созданной главным образом на материалах мусульманских авторов;

- на основе текстологического и источниковедческого анализа выявлены основные источники "Та'рих мухтасар ад-дувал" мусульманского происхождения в.разделах сочинения, касающихся истории Арабского Халифата и начала монгольского периода, а также установлено отношение исследуемого наш сочинения

к каждому из выявленных источников;

- рассмотрены особенности отбора и обработки Бар Эбреем

- 9 -

материала из используемых им источников;

- историко-научнае сведения, содержащиеся в "Та'рих мухтасар ад-дувал" рассмотрены Ь учетом степени их компилятивности.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в обобщающих исследованиях по арабской историографии и источниковедению, а также по истории культурных взаимодействий арабов с другими народами. Результаты исследования могут быть привлечены при написании моно- , графий по истории науки и культуры, а такта при разработке я чтении в вузах спецкурсов по источниковедении.

Апробация работы. Основные положения диссертации прошли апробацию на научных конференциях молодых ученых и аспирантов Института Востоковедения АН Узбекистана (Ташкент,1990, 1992, 1993), научной конференции студентов и преподавателей восточного факультета ТашГУ (Ташкент, 1989), а также в опубликованных и подготовленных к печати работах диссертанта.

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании отдела "Исследование и публикация 1 письменных памятников истории, истории науки и культуры народов Востока" Института Востоковедения АН Узбекистана.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ . ..

Во введении обосновывается актуальность тем, рассматри'-ввется степень изученности источника, определяются цель и задачи, научная новизна и практическое значение исследования!

Первая глава диссертации - "Бар Эбрей и его эпоха" - состоит из двух разделов.

В первом разделе рассматривается социально-политическая ^культурная обстановка в Сирии й сопредельных областях в ХШ в. Кизнь и творчество Бар Эбрея прошли в тяжелый и смутный период различных войн, нашествий, политической нестабильности и экономического упадка, сопровождавшихся периодами, относительного спокойствия и подъема- Он был свидетелем распада государства Аййубидов, падения Арабского Халифата, ро'Зн с крестоносцам::, основания государства, мамлюков

в Египте и Сирии, монголо-татарского нашествия и создания государства Хулагуидов на фоне постоянных междоусобных распрей мелких сирийских и месопотсмских владетелей и сельджукских правителей Иконии. Сирия и Египет во второй половине ХШ в. продолжают оставаться.крупными центрами исламской культуры. Под покровительством, кашинских правителей, владениями которых они являлись в это время, к благодаря их централизаторской политике, здесь идет процесс быстрого роста производительных сил, развития городов, расширения торговли. Культурная жизнь быстро входит в период расцвета. Этому способствует и огромный приток ученых-беженцев, спасавшихся от монгольских завоевателей и покинувших в 1258 г., захваченную, и разрушенную последними, столицу переставшего существовать Арабского Халифата - Багдад1.

В соседнем, новосозданном государстве Хулагуидов г. это время наблюдается очень низкий уровень производительных сил, везде царят упадок и .разруха, явившиеся закономерным результат! предшествовавших грабежей и разрушений- Но монгольские правители, подойдя к заключительному этапу своих завоеваний, были-преисполнены желания увековечить свои поступки и деяния. Поэтому несмотря на многочисленные проблемы, возникавшие на завоеванных территориях, они стали в ряде крупных городов создавать своеобразные центры для развития науки и культуры2. По приказу ильханов сюда приглашались многие ученые, врачи и астрономы, которые работали при дворах великих ханов. Такими центрами стали Тебриз, Хой, Чарага и нововоз-веденная Султания. В Ыараге в 1260 г. по приказу ильхана , Хулагу была построена астрономическая обсерватория с библиотекой и госпиталем. Работу ученых в этой обсерватории 'возглавил известный средневековый астроном Насир ад-дин ат-Туси (1201-1274), находившийся на службе у монгольских правителей. Долгое время, в основном в последние годы своей жизни в иарагинской библиотеке и обсерватория работал

I. Халидов А.Б. Рукописная книга в ерабской культу-ре//Ру-кописная книга в культуре народов Востока. - М.,1987. - Кн.I. - С.262.

2-.' Всртсльц В.В, Работы по истории ислама и Арабского Хали;*оте//Сочинения. - Т.У1. - М., 196.6. - С. 189-190.

- II -

и Абу-л-Фарацз Бар Эбрей и написал здесь ряд своих сочинений. '"Он читал лекции в Карагинской обсерватории, имел встречи с монгольскими ильханаш.

Во втором разделе главы - "мгзнь и творчество Бар Збрея"-на основе научной литературы Еоссозцается биография Бар Эбрея и приводятся сведения о его сочинениях. "

Григорий Иоанн ибн Ахрун ибн Тума ан-Насрани ел-Малати Абу-л-Фарада, известный под прозвищем Ибн ал41бри ("сын еврея"), родился в 1226 г. в г.Иалатии в Дийар Бакре (современная мелитена в восточной'Турции) в семье известного врача. Его отец был довольно состоятельным человеком и приложил все усилия, чтобы Иоанн и его трое братьев получили соответствующее образование. Уке в раннем возрасте Иоанн отличался своей одаренностью и большими способностями. Поэтому Ахрун лично занялся его образованием и стал его наставником по медицине. В 1244 г. Иоанн вместе с семьей выезжает в Ан-тиохию, находившуюся в то время в руках крестоносцев.Здесь принимается решение о том, что Иоанн примет сан монаха. Некоторое время он говет и воспитывается в монастыре яковитов, иродоляает свое образование и изучает филосауию, литературу и теологию. Впоследствии он поступает в высшую медицинскую школу в Триполи, где он изучает'медицину и риторику,

Образованность и грамотность молодого монаха вызвали расположение патриарха яковитов Игнатия И, который назначает . его, двадцатилетнего юношу, епископом Джубаса (Губоса) в одну из провинции Налатии. Через год он становится епископом' зл-Акбина (Лакабени)",' а в 1263 г. он получает сан епископа 'Халеба. В 1264 г. Бар Эбрей становится мафрианом (первосвя-тителем) восточных облаетеи,меяду персидским Ираком и Верхней Месопотамией. С этого времени он неустанно заботится о благосостоянии и спокойствии вверенных ему областей.

Последние годы шзни Бар Эбрея прошли в Мосуле, ,где он исполнял обязанности епископа. В это время он неейшократно посещал столицу Хулагуидов - Тебриз и Нарагу. Умер'Бар Эбрей в Мараге 30 июля 1286 г.

Свои религиозные обязательства Бар Эбрей неразрывно совмещал с иаучныгш занятиями. Им било создано более 30'сочинений по■ различии!/; отраслям наук.

- 12 -

■ Вторая глава диссертации посвящена, общей характеристике ■ сочинения "Та'рих мухтасар ад-дувал" и состоит из двух разделов.

В первом разделе приводятся сведения по истории создания и изучения сочинения, а также данные об известных изданиях труда и его переводах на другие языки.

Исторический труд Абу-л-Фараджа Бар Эбрея был первоначально создан им на сирийском языке и состоял из 2-х частей "СгопЗ-соп з1г1аси!:1 " ("Сирийская история") и "Сгошхоп есс!е~ з1а^а.сищ " ("Церковная история"). Он сразу вызвал интерес и привлек внимание современников автора. По просьбе жителей г.Марата он был переработан и переведен им на арабский язык. Работая над новым вариантом Бар Эбрей, по-видимому, прежде всего исходил из того, что книга писалась по заказу арабов", поэтому при отборе источников он придерживался соответствующих критериев, отбирая наиболее надежные и авторитетные, а также "новейшие" по времени создания сочинения, которые содержали в себе сведения предшествовавших авторов и являлись наиболее исчерпывающими. Такими источниками для него стали труды 'Изз ад-Дина ибн ал-Асира"ал-Камил•фи-т-та'рих", Джамал ад-Дина ибн ал-Ккфтя "Та'рих ал-хукамз" и Ата Ыалика Джувайни "Тарихи джахангуш^". Используя материалы этих источников, Бар Эбрей создал книгу, значительно отличавшуюся от сирийского варианта и по форме и по содержанию, в котором. Ешшание главным образом акцентировалось на истории Арабского Халифата и истории периода правления монгольских Ильханов.

Второй раздел главы посвящен структуре и основному содержанию "Та'рих мухтасар ад-дувал". '

"Та'рих мухтасар ад-дувал" относится к произведениям,созданным на стыке двух основных жанров мусульманской историографии: всеобщей истории и биобиблиографии. В нем в соответствии с исторической традицией излагаются события от "сотворения мира" до периода, современного автору труда, "то есть до 1265-1286 гг. Композиционно труд состоит из предисловия' и десяти частей, каждая из которых посвящается истории' одного из "мировых" государств. '

Первые три части сочинения излетают историю государства СнблеГ.шшх святых, государств;? израильских судей и 'государства царей Израиля. • - '

- 13 -

Четвертая часть посвящена государству халдеев (Вавилонскому царству).

В пятой части речь идет о древнеперсицских правителях.

В шестой части излагаются события, касающиеся истории периода-правления греческих языческих правителей.

Седьмая часть повествует об истории правления римских правителей.

Последняя предисламская часть рочянения посвящена истории государства греческих христианских правителей от импе-1 ратора Тпверия (578-582) и до императора Ираклия (610-641).

Указанные восемь частей предваряют основную девятую часть сочинения, посвященную истории Арабского Халифата и являются вводными к ней.'

Лесятая заключительная часть повествует об' истории правления первых монгольских йльханов.

Какдая часть сочинения подразделяется на ряд глав, по- 1 священных отдельным правителям того или иного государства.

.В третьей главе исследуются основные источники труда Бар Эбрея и отношение к ним "Та'рих мухтасар ад-дувал".

Первый раздел.посвящен сравнительно-сопоставительному исследованию "Та'рих мухтасар .ад-дувал" и его основного источника, сочинения Кбн ал-Асира "ал-Камил фи-т-та'рих".

Текстологический анализ показал, что все основные све- > дения, касающиеся истории арабских халифов, начиная с пе- . риода правления омейядского халифа Сулаймана ибн ^бд ал-Ыалика (96-92/715-717) и до периода правления одного из последних аббасидских халифов ал-Мустансира (623-640/12261242) полностью привлечены из указанного сочинения Ибн ал-Асира, которое само являясь огромной исторической компиля-; цией, созданной на основе большого количества источников, стало для историков последугопдах поколений, в-том числе и Бар Эбрея, одним из самых авторитетных и незаменимых ис-тбчников.

Используя материал из сочинения Ибн ал-Асира, Бар Эбрей определенным образов обрабатывает его, в значительной степени сокращая его и располагая по своей.собственной схеме расположения материала, выдержанного р. рамках хронологического изложения событий. Каким образом Бар Збрей достигал

этого, диссертант_рассмэтривает на примерах сравнительно-' сопоставительного анализа отдельных статей Бар Эбрея и соответствующих рассказов из хроники Höh ал-Асира.

Результаты исследования моено свести к следующим положениям: а) Бар Эбрей нигде не ссылается на имя автора используемого им сочинения, и только сопоставление текстов обоих источников позволяет идентифицировать соответствующие статьи из "Та'рих мухтасар ад-дувал" с отрывками из рассказов Ибн ал-Асира; б) Бар Эбрей полностью полага-' ется на сведения Ибн ал-Асира и относится к ним с доверием; в) сведения Ибн ал-Асира он передает без изменений, только сокращая их, практически не дополняя и не компонуя их со сведениями других авторов; г) сведения Ибн ал-Асира об отдельных правителях, приведенные им в'различных рассказах и различных частях его летописи объединяются Бар Збреем в рамках отдельных глав-статей о халифах, фрагменты из отдельных рассказов хроники Ибн ал-Асира сводятся в рамки единой статьи; д) Бар Эбрей выбирает из летописи Ибн ал-Аскрэ, ео-первых, сведения которые непосредственно касаются того или иного правителя и, во-вторых, сведения о вашеШшх событиях, которые имели место.в период правления данного правителя и, которые имели влияние 'на ход дальнейших событии; е) при подаче материала Бар Эбрей.придерживается определенной последовательности изложения событий, которые приводятся в сокращенном и укомплектованном виде, что определялось формой его сочинения и основным его методом работы над материалом -сокращением.

Во втором разделе рассматривается отношение "Та'рих мухтасар ад-дувал" к сочинению Джамал ад-Дина ибн гл-Кифти "Та'рих ел-хукама". Основное внимание здесь уделяется исследованию методов использования материала, применяемых • Еар Эбреем при работе над источника«.'

Следует указать, что сочинение Еар Эбрея содержит сведения более чем о 120 ученых средневекового Востока,которые расположены в рамках спе'двальних разделов (йасл),следу здих за главами-статьями об отдельных правителях. Гатвиевская Г.Л. и РозевТюльц Б.А. относят "Та'рих мухта-

- 15)

cap ад-дувэл" к разряду важнейших источников, содержащих ' сведения историко-научного характера*.

В ходе текстологического исследования било установлено, что подавляющая часть био-бкблиографических сведений в указанных разделах (фасл) заимствована Бср Эбреем из сочинения Ибн ал-Кифти. Среди них сообщения о 1'ухашаде ибн Муса ал-Хорезми, Мухаммаде ибн Еакарийа ар-Рази, Мухаммаде ибн Мухаммеде ибн Тархане Абу. Насре ал-Фэраби, Сабите ибн Курра, Абу Йусуфе йе&убе ибн Ксхаке шг-Кшии и многие другие2:

Сведения об ученых расположены у Ибн ал-Кифти в алфавит-' ном порядке е рамках отдельных статей, каждая из которых представляет собой цельный законченны]'; очерк. Бар Эбрей,попользует их в своем сочинении, группируя сообщения о них в соответствии со структурой своего сочинения по периодам правления отдельных правителей-

Аналитическое сопоставление соответствующих статей обоих; источников показало, что: а) сочинение Ибн ал-Кифти является основным и единственным источником Бар Эбрея; б) сведения из "Та'рих ал-хукама" заимствуются Бар Эбреем в основном анонимно, без ссылок на'автора сочинения, который упоминается им всего лишь дважды, в) вместе с заимствуемым материалом привлекаются и ссылки Ибн ал-Кифти на его первоисточники, что создает впечатление того, что Бар Эбрей работал над источниками самого автора "Та'рих ал-хукамз"; г) заимствуемый материал приводится в различной степени сокращенном виде в соответствии с основным методом обработки материала Бар Эбрея; д) сокращениям подвергается полное имя ученого, куньи,нисбы1, перечень его трудов, часто - дата и место рождения, поэтические отрывки; е) объем сокращения зависит от объема привлекаема статей, небольше статьи оставляются без изменений и заимствуются полностью, статьи большого объема сокращаются значительным образом.

1. Иатвиевская Б.П., 1-озенфельд Б.А., указ.соч.,Т.I. - С.99.

2. В диссертации приводится полный список имен ученых, сообщения Бар Эбрея о которых восходят к сочинению Ибн ал-Кифти, а такие анализ отдельных статей-разделов об ученых..

Надо отметить, что Бар Эбрей. зачастую сокращает наибо- ■ лее ценные и важные сведения ксторико-научного характера, касающиеся в основном сочинений ученых, различных дат, и, напротив, оставляет малозначительные занимательные факты из жизни ученых, по-видимому, .для привлечения интереса широкого круга" читателей- Это определенным образом сникает ценность "Та*рях мухтасар ад-дувал", как источника по исто-•рии науки и культуры средневекового Востока.'

•Однако, "Та'рих мухтасар ад-дувал" сохраняет свою значимость в качестве исторического источника, представляющего ■ мусульманскую историографию ХШ в., и дающего нам определенное представление об уровне ее развития к указанному периоду.

Третий раздел главы посвящен рассмотрению сочинения "Та-рихи днахангуша" Ата Малика фкувайни в качестве источника Бар Эбрея по перио.цу монгольского вторжения.

Монгольское нашествие, как это ни парадоксально,-дало своеобразный толчок развитию мусульманской историографии, в особенности на персидском языке. "Тарих-и днахангуша" считается самым ранним персоязычным сочинением, освещающим эпоху монгольских завоеваний. Сразу же после.своего создания в 1252-1260 гг. оно стало одним из основных первоисточников по истории этого''перйода.

Сведения Дзува&ш использованы Бар Эбреем наряду со сведениями его основного источника Кбк ал-Лсира и его собственным! в трех заключительных главах девятой части "Та'рих мухтасар ад-дувал", посвященной истории Арабского Халибата, а также в последней десятой части по истории первых монгольских Ильханов.

При помощи текстологического сравнения текстов сочинений Джувайни и Бар Збрея нами были выявлены Есе сообщения Бар Эбрея, заимствование из сочинения "Тарихи днахангуша". На примерах отдельных сообщений устанавливаются данные, иллюстрирующие степень зависимости и характер использования Бар Эбрсем материала из соответствуащах частей- сочинения Джувайнп. Результаты показали, что: а) Бар Эброй, пс-• нсльзуя сведения Длсувайни, приводит их в собственной авторской редакции с некоторыми изменения?« на арабском языке; б) "сведения Дзурайни прр.везеик а "Та'рих гдухтасер

- 17 -

ад- дувал" анонимно, без ссылок на него; в) материал, привлекаемый из "Тарихи джахонгушэ" подвергается значительному сокращению, сокращаются в основном многочисленные детали, описания и сравнения, которыми изобилует сочинение Джувайни, а такяе поэтические цитаты; г) сведения Джувайни компонуются со сведениями 1'бн ал-Асира и самого Бар Эбрея."

В за ¡сличении подводятся итоги исследования, которые можно сформулировать, как положения выносимые на защиту. , •

Арабоязычное сочинение."Та'рих мухтасар ад-дувал" сирийского историка Абу-л-Фарадка Иоанна Григория Бар Эбрея является компилятивным сочинением, составленным на основе источников главным образом мусульманского происхождения. Этот труд, будучи написан в нанре всеобщей или всемирной истории, содержит большое количество сведений био-библио-графического характера, поэтому его мозно отнести к произведениям, созданным па стыке двух излюбленных канров средневековой мусульманской историографии; ;г.анра всеобщей истории и дайра бло-библлографлческой литературы.

Текстологический анализ частей сочинения, касающихся истории Арабского Халифата, а таю:;е начального периода истории монгольских правителей - Кльханов, проведенный путем сопоставления текста "Та'рих мухтасар ад-дувал" с соответствующими частями выявленных источников Бар Эбрея, а такзе с данными других' источников дал'нам возможность точно установить истинные источники Бар Эбрея, что также помогло определению его методов отбора, обработки и способов передачи заимствованного материала.

Бар Эбрей, обладая несомненным талантом популяризатора-и, учитывая факт того, что его заказчики, по-видимому.были представителя!,ш городской знати ("а'йан"), а не научных круговрешил излошггь свое сочинение в одной из наиболее популярных для его времени форм произведений - форм^ "мухтасар" ("компендий") на что есть указание и в предисловии к его сочинению. Поэтому все его способы обработки*'!! передачи материала подчинены единой общей цели; сокращению и упрощению материала, предлагаемого вниманию читателей. Все заимствованные сведения передаются в его собственной авторской редакцш^ что дает нам право считать его произведение в тол степени и оригинальный.

Было установлено, что если в доисламских частях "Та'рих мухтасар ад-дувал", .равно как и в сирийском варианте своего исторического труда Бар Эбрей пользовался в основном источниками сиро-византийского происхождения, на что било указано рядом исследователей, то в исследованных наш разделах он полностью опирается на сочинения мусульманских историков. Все основные сведения по военной и политической истории арабов, по истории арабских завоеваний, истории правления халифов, начиная с периода правления омейядского халифа Сулаймана ибн'Абд ал-Малнка (96-99/715-717) и до периода правления одного из последних аббасидских правителей халифа ал-Мустансира (623-640/1226-1242), однозначно заимствованы Бар Эбреем из исторического сочинения 'Изз-ац-Дина Абу-л-Хасана Ибн ал-Асира "ал-Камил фи-т-та'рих", которое можно считать единственным и основным источником Бар Эбрея в указанных разделах.

' Исследование материала содержащегося в специальных разделах (фасл) показало, что вторым по объему и значению источником Бар Эбрея является био-библиографическое сочинение мусульманского философа и историка Джамал ад-Дина ибн ал-Кифти "Та'рих ал-хукама". Более 8С$ сведений Бар Эбрея о средневековых ученых, философах, врачах, астрономах, известных к его времени извлечены Бар Эбреем из указанного сочинения Ибн ел-Кифти и включены в "Та'рих мухтасар ад-дувал" большей частью в сокращенном и обработанном виде. В основном зто сведения о тех ученых, которые непосредственно были связаны со службой при различных правителях и имели определенное отношение к ним, а также тех, кто пользовался известностью и имел авторитет в ученых кругах того периода. Все сообщения Бар Эбрея об отих ученых восходят к соответствующий! статьям из "Та'рих ал-хукама" Ибн • ал-Кифти и полностью от них зависят, хотя определенная часть из них преподносится в авторской редакции. Поэтому, на наш взгляд, считать сочинение Бар Эбрея одним из основных первоисточников, содержащих сведения исторнко-научйо-го характера не совсем верно, так как сообщение Бар Эбрея ие являются оригинальными н практически построены на сведениях Ибн ал-Кифти.

- 19-

Текстолсгпческий анализ также показал, что главным ис- ' точником сведений Бар Эбрея по периоду монголо-татарского завоевания и истории государства первых монгольских ханов является труд персоязычного историка Ала ад-Лина Ата Малика Джувайни "Тарихи джахангуша" ("История иирозавоевателя").

В указанном разделе Бор Эбрей менее зависит от своего источника, чем от сочинения Ибн ал-Асира и Ибн ал-Кифти. Он неоднократно цитирует ДяуваЗни, обычно прямо не ссылаясь на него, л его сведения по монгольскому периоду часто полностью й.дентифкццруются со сведениями автора "Тарихи джахангуша". Излагая события по истории canoro Чингизхана, Хулагухана, а также по истории хорезмшахов, Бар Эбрей широко использует сведения Джувайни, и хотя он полностью не зависит от него, он учитывает трактовку интересующих его моментов и версии событий Джувайни и дает их в своей редакции. Вероятно это объясняется тем, что при работе над "Та'-рих иухтасар гзд-цувал" им были привлечены и другие источники по отому периоду.

Бар Эбрей был человеком широкого.кругозора и большой эурудники. Он выбирал для работы над своим историческим трудом на арабском языке наиболее достоверные и надежные с его точки зрения сочинения мусульманских авторов,а также "новейшие" по времени создания, какими являлись .для его периода труды Ибн ал-Асира, Ибн ал-Кифти и Ата Малика Яиу-. ваВни. На сведения этих авторов Бар Эбрей' полагался полностью и привлекал их к своему сочинению практически без критических оговорок. Бар Эбрей лб мере возможности старался упростить и язык используемых источников, сложные и ' труднопонямаемые выражения, многочисленнее детали и излишне длинные описания им попросту опускались или заменялись более простыми вариантами. Привлекая несколько-отрывков из одного и того же места' используемого им сочинения, он иног-ixá сохранял последовательность этих отрывков,■ но часто он _ ■переставлял их местами, компонуя.материал уже по-своему, в удобной для него форме- Дополнения л изменения крайне редки для'его сочинения.

- 20 -

1 Рядом исследователей было отмечено, что для Бар Эбрея характерным является то, что он обычно не указывает на свои источники, а если и указывает, то совсем не на те, которые од использовал. Надо отметить, что в данном случае имеет место заимствования ссылок из источников вместе с текстом самих источников. Вторые и третьи лица из цепочек передатчиков Бар Эбреем обычно опускаются. Бар Эбрей действительно ни разу не ссылается прямо ни на Ибн ал-Аси-ра, ни на Ата Палика Д;::увайни, и всего лишь дважды приводит ссылку на Дкамал ад-Дина ибн ал-Кифти. Учитывая большое количество имен и названий сочинений средневековых авторов очень трудно установить истинное количество источников Бар Эбрея е "Та'рих ыухтасар ад-дувал". Сделать это оказалось -возможным лишь при помощи текстологического анализа, путем полного сличения текста сочинения Бар Эбрея с текстами его предполагаемых источников, что и было выполнено наш в предлагаемой диссертации.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Йсторико-научные сведения е "Истории пророков и царей" Абу Дкафара ат.гТабари //У Всесоюзная школа молодых востоковедов. - Т.1: История, Литературоведение. - 1;'.., 1989. - С.46. (0,1 п.л.)..

2. Ат-Табарий вакт улчови тартиблари хакида //Шаркшу-

нослик. - Тошкент. - 1992. - й 3. - 10-17-6. (0,4 п.л.). ,

3. К вопросу об источниках "Та'рих ¡.¡ухтасар ад-дувал" Абу-л-Фараджа Бар Эбрея. Деп. за й 2357-Уз95 от 10.01.95 в ГФНТИ ГОНТ РУз. (0,7 п.л.).'.

4. О био-библиогран.ичеышх материалах в "Та'рих мухта-сар ад-дувал" Абу-л-Фараджа Еар Збрея / Исследования по истории, истории науки и культуры народов Востока. - В печати. (0,8 п.л.).

АБУ-Л-ФШЛ; БАР ЭБРН.'ЛИНГ "ТА 'РИХ ШТАСАР АД-ДУВАЛ" АОАРИ ВА УН'-.'НГ МУСУЛМОН МАНБАЛАРИГА БУЛГАН ЮТОСАЕАТИ

• Мусулмон олами фани на мэданиятининг усипга ва ривожла-нишига уз хиссаларини турли миляат ва элатлар вакиллари ки-ритгаилар ва бунда сурён олимлари ва гарихчиларининг $ряи хам :куда мухим булган. Сурёнликлар араблер билан бйр неча асрлар мобайнида ёнма-ён яшаб келиб, улар хащда уз китоб-ларида бой ва щгаматли маълумотлар баё'н к,илгашгар!

Мазкур диссертзцияда с.урён маданиятининг йирик намоян-даларидан бири булган Абу-л-Фарак Григуриус йуханна ибн ал-'Ибрийнинг. (Бар Эбреининг) (1226-128С) "Та'рих мухтасар ад-дувал" ("Лавлатларнинг киска тарихи") асарицаги Араб халифа-лиги ва биринчи Элхонийлар давлати тарихларига багиашанган цисмларчи манбагаунослик таццгщоти олиб борилган ва унда бу асарга хос булган компилятив хусусиятлар эътиборга олинган.

Ушбу тацкдщотнчнг боа маь;соди ва вазифалари "Та'рих мухтасар вд-цусйл" материалларини ургашш, уларни унинг муалли-фи йойцеланген манбалар моълумотлари билен циёсиЯ солиштириш асоолда асэрни уаа цавр тарихшунослигидаги Урни ва ахашяти-ни ва шуштнгдек бу сохадаги мусулмон тарихнй китоблари билан боглитувчк даражасини курсатишдан иборатдир.

;:иссертощщ кирш, уч боб, хулоса, илова, фойдаланилган адабиётлар ва манбалар р?йхатицан иборет, Диссертация бобла-рини нойлашиш тортиби куйидагича:

1-6об. Бар,'Збрей ва'унинг доври.

П-боб. "Тя'рих 'мухтасар ад-п.увал"нинг умумий тавсафи.

Ш-боб. "Та'рих мухтасар ац-цув/?л"шшг асосий манбалари ва уларга булгпн муносабати.

Дисссртацияда матншунослик тахлили ёрдамида Бар Обрей-нинг асосий манбалари аншуганган ва мазкур асарнинг улардан хар бирига булган муносабати к}рсатилган. Тахлил натикалари мисол сифатпда келтирилган холда, Бор Эбреининг мусулмон му-аллифларйяинг китооларпдан фойдалашш жареёнида. фШ^ен усул ва услублари тадкиц цилинган. '¿у. билан бирга, дис'сертацияда "Та'рих мухтасар ад-дувал" асэридгги био-библиографик матё-риаллар уларни компилятивлиги хисобга олинган холда фан тари-хига оид маълумотлар сифатида к$риб чи!у1лгон.

Тащущот натекала ридан едйидаги асосии хулосалар келиб чицади:

"Та'рих мухтасар ад-дувал" арабларни буюртмаск б^йича ёзилган б^либ, ушшг муаллифк уз асарп учун ыанба Таиланда араб уцувчиси талабларига :;савоб бера оладиган мозонлардсн келиб чиедан. Асар буюртмачилари илм ахли булмай, шахар аъип-ларидан б$лганини назарда тутпб, оммабоп асарлар устаси б?л-ган Бар Эбрей $з китобини Jmа дапр учун яхпщ маълум ва ыаъкул б}лган "мухтасар" ("гуюнартма") шяклиад Пзган. У китобц.учун манба сифатида оиг ияончли, обрули, лратшгои вг.г.ти бу"шча "лиги" асарларни таилаб олдики, уларга пивал яратклгап ясорларда-ги маълумотлар хам кирген эдв.

Араб халифалиги тарихига оид б$лган к.ис.мларши Тар Збрей йирик мус'улмон тарихчиси'Изз ад-Лин йбп ал-Асирнинг(в.1233 а.) "ал-Камил фи-т-та'рих" асарп асосидо ёзг&н булиб, уидеи олин-ган материалларни "мухтасар" езкш услубига мувофицлаштцрилган холда, уз тахририда келтирган.Олходийлар давлати терихига те-гишли булган цисмда Бар Эбрей Ота 1'алик Еува'пшившг (в .I2C2 и.) "Тарих-и ■ жахонгушо" асаридан фоп.далапган га бу асар форс тили-да ёзилганлиги учун, ундаги маълумотлории араб тилига тержима килиб, цисцартирилган равишде келтирган. Фан терихига оид бЦл-' ган маълумотларнинг асосил кисми ламол ад-1'нн нби ол-^фтиКявиг (в. I24G и.) "Та'рих ал-хукама" асарпцан олниган булиб, улар хам щюцартирилган холда келтирнлган.

Айтиб утилган хулосалар "Та'риг. мухтасар ад-цувал" аса-ридаги маълумотлардан фойдалашгада ва уларпн тугрн тушушюда катта ахамият касб этади.

"TA'RIKH MUKHTASAR AD-DUVAL" OF ABU-L-FARAGE BARHliBRABUS AI'ID HIS SOURCES OF I/.USLEI.l OEIGIH

The contribution into development of muslem culture and science Was made by representatives of various nations. Among them an important role belongs to the Syrian scientists and historians. For several centures Syrians have been living close to Arabs and their works contain very valuable and rich facts about Arabs.

The present dissertation,is a source study of the work "Ta'rikh mukhtasar ad-duval" ("The Brief History of States") by one of the most important representatives of Syrian culture - Abu-l-Farage Gregory Barhebraeus (1226-1286) taking into account its being a compilation; The work attracts attention by the very fact of being one of the most popular patterns of medieval works created in a "mukhtasar" form and combines simultaneously elements of both principal genres of muslem historiography, namely, of general history and bio-bibliography.

The dissertation consists of introduction, three chapters, conclusion, enclosure and list of sources and literature used.

The chapters of the dissertation are arranged in the following order:

Chapter 1. Barhebraeus arid hif-

1.1. Social, politi-,"i cultural situation in Syria and contiguous in A111-th century.

'1.2. Barhebraeus's life and activités.

Chapter 2. General characteristics of "Ta'rikh mukhtasar ad-duval".

2.1. The history of creation and exploration of the work.

2.2. The structure and main contents of "Ta'rikh mukhtasar ad-duval". •

Chapter 3. The principal sources of "Ta'rikh mukhtasar ad-dilval" and methods of their using by Barhebraeus.

3.1. "al-iamil fi-t-ta'rikh" by Ibn al-Asir as the main source of "Ta'rikh mukhtasar ad-duval".

3.2. Relation of "Ta'rikh mukhtasar ad-duval" to the work "Ta'rikh al-hukama": by Ibn al-Qifti.

3-3. "Tarikh-i Jahan-Gusha." by Ata L'alik Jvtvaini as one of

the principal sources of the "Xa'rikh mukhtasar ad-duval" .

The rextual analyse has indicated that all the principal date on military and political history of Arabs and history of reign of the caliphs starting from the reign of Oneyad caliph Sulaiman ibn AM al-Ualik (96-99/715-717) till the period of reigning one of the last Abbasid caliphs al-rustanfsir .(623-640/1226-12^2) were directly taken

froE. the historical work "al-l.amil fi-t-ta,rikh"by *izs ad-Din ibn al-Asir (d. in 1233) which may be considered as the principal and the only source for Barhebraeuo in there sections;.

It hat; also been established that the second in terms of volune and inportance source of Sarhebraeua in the bio-bibliographical work "Ta'rikh al-hukama" by the rmslem philosopher and historian Jamal ad-Din ibn ai-Qifti (d. in 1248).

The main source for Barhebraeua on L'ongol period in work "larikb-i -Talian-'iucha" by the Persian historian Ata J.:alik Ju-vaini (d. in 1282).

Barhebraeus completely relied on i'actc indicated in above mentioned sources and used then practically in iihort form in accordance with the for:.', ci hir; work.