автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Татарская философская мысль конца XVIII-XIX веков

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Юзеев, Айдар Нилович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Татарская философская мысль конца XVIII-XIX веков'

Текст диссертации на тему "Татарская философская мысль конца XVIII-XIX веков"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ

НА ПРАВАХ РУКОПИСИ

ЮЗЕЕВ АЙДАР НИЛОВИЧ ТАТАРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ КОНЦА XVIII - XIX ВЕКОВ /ЭВОЛЮЦИЯ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДСТАВИТЕЛИ/

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.00.03 - ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

I -

^ ^ / ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ /// УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ ДОКТОРА

V ФИЛОСОФСКИХ НАУК

МОСКВА 1998.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 4

ГЛАВА I. Теоретические и мировоззренческие предпосылки формирования

татарской философской мысли конца ХУШ-Х1Х веков. 43

#1.Татарская средневековая общественно-философская мысль Х-Третьей четверти XVIII веков. 48

#2.Ислам в духовной культуре татарского народа /1Х-1788 г./. 58

А. Ислам в Волжской Булгарии и в Казанском ханстве в IX - середине XVI вв. 58

Б. Ислам периода преследования- 1552-1788 гг. 69

#3 .Влияние западной цивилизации на становление татарской философии Нового времени.

А. Предистория татарского просветительства /вторая половина XVIII- первая половина XIX вв./. 75

ГЛАВА II .Татарское религиозное реформаторство. 82

#1.Типологическое сходство и различие татарского религиозного реформаторства, Западной реформации и арабо-мусульманского реформаторства. 85

#2.Татарское религиозное реформаторство конца ХУШ-начала XIX веков -раннереформаторский период /А. Утыз-Имяни, А. Курсави/. 97

A. Р.Фахрутдинов о первых татарских религиозных реформаторах А. Утыз-Имяни и А. Курсави. 99

Б. Реформаторские взгляды А.Утыз-Имяни. Х06

B. Реформаторские взгляды А.Курсави. Х15

#3. Татарское религиозное реформаторство второй половины XIX века.

А. Религиозно-реформаторские аспекты мировоззрения Ш. Марджани. 123

ГЛАВА III. Татарская религиозная философия конца XVIII-XIX веков. 134

#1.Калам в трудах А. Курсави и Ш. Марджани. 134

A. Проблема соотношения бога и мира в средневековой арабо-мусульманской

ТЯ7

философии. х

Б. Курсави и Марджани о единстве, сущности бога и его атрибутах. 146

тсс

B. Проблема возникновения мира в произведениях А. Курсави и Ш. Марджани. ^ и #2.А.Утыз-Имяни и суфизм. 1-вА А. Суфизм в Поволжье и Приуралье.

Б. Суфизм в историко-философских взглядах А. Утыз-Имяни. 141

ГЛАВА IV. Татарское просветительство XIX века. 1

# 1 .Просветительские взгляды X. Фаизханова. 1

#2.Просветительские аспекты мировоззрения Ш.Марджани. 188

#3 .Просветительские взгляды К.Насыри. 198

#4.Просветители об этногенезе татарского народа. 307

#5.Деятельность татарских просветителей по открытию светской школы и

9ТЧ

органов печати. 10X0

Заключение. 223

Приложение. 229

Источники и литература. 255

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Процесс обновления духовной культуры современного общества народов России непосредственно связан с новым взглядом на теорию и историю философской науки вообще, и с переосмыслением истории татарской философской мысли,в частности. Необходимость переоценки истории татарской философской мысли обуславливается многими историческими и общественно-идеологическими факторами, влиявшими и оказывающими влияние в наше время на исследование истории татарской философской мысли.

Существует большой разрыв между тем, какое значительное философское ! наследие имеет татарский народ и тем,как оно мало исследовано и потому до сих пор остается малоизвестным мировой науке. Не случайно в историях философии народов мира, написанных не только европейскими, но и мусульманскими учеными, не упоминается о философском наследии татарского народа и его выдающихся представителях. Оно как бы растворяется, исчезает в общем потоке истории общетюркской общественно-философской мысли и арабо-мусульманской философии. Между тем философское наследие татарского народа имеет многовековую историю: берет начало с Х-ХП вв. - времени "расцвета" булгарского государства и богато своими источниками. Хотя у татар нет общеизвестных философов, корифеев мирового масштаба, каждая историческая эпоха -Средневековье, Новое и Новейшее время рождала своих талантливых философов, некоторые из которых были известны во всем тюркском и части мусульманского мира. Следует иметь ввиду, что татарская философия, особенно Нового времени, выполняла цивилизаторскую миссию для многих тюркских народов России, но отставала в своем развитии как от русской философии, так и соответственно от западноевропейской философской мысли. Татарский народ, несмотря на очень трудные времена, наступившие после потери своей государственности, стремился сохранить свое духовное наследие, существовавшее и существующее в большей части,в виде рукописных книг.

Введение учеными в последние годы в научный оборот множества новых произведений, хранившихся у образованной части татар, а также находки старинных рукописей в архивах нашей страны и ряда зарубежных стран, дают возможность по-новому раскрыть закономерности и тенденции развития татарской философской мысли, ее роль и место в истории философии тюркских народов, выяснить общие и специфико-национальные особенности татарской религиозно-философской мысли как составной части развития арабо-мусульманской философии, ставшей со временем компонентом еще одной общности - философии народов России.

Философское наследие татарского народа различных эпох можно сравнить с айсбергом: современные читатели видят лишь его малую часть, а основная-все еще скрывается под водой...

В различные исторические времена существовали всевозможные барьеры, которые затрудняли историкам философии изучать, систематизировать духовное наследие татарского народа. Почему татарская философская мысль вообще, конца ХУШ-Х1Х веков, в частности, оказалась изучена лишь в незначительной степени?

Несколько факторов сыграло при этом решающую роль. Татарская философия конца ХУШ-Х1Х веков разрабатывала главным образом теологические вопросы и проблематику и была тесным образом связана со средневековой арабо-мусульманской философией, которую как оригинальную разновидность мировой философской мысли наука признала лишь в 60-90-ые годы XX века.

После Октябрьской революции 1917 года, поднявшей на щит идеи атеизма татарская религиозная философия была полностью отвергнута. Во имя воинствующей борьбы материализма и атеизма, религиозно-философские сочинения татарских мыслителей были надолго погребены в архивах как идеологически чуждые советскому обществу, а большинство татарских ученых, не эмигрировавших после революции 1917 года, было репрессировано. Все усилия философов были направлены на проводившуюся, как правило, в духе экстремизма и сектанства пропаганду атеистического, материалистического мировоззрения, и соответственно на доказательство реакционности, ненаучности произведений,

связанных с религией. На протяжении многих десятилетий ученые искусственно искали в творчестве писателей и мыслителей атеистические мотивы, игнорируя исторически значимые философские идеи, выраженные в религиозной форме.

В результате оказалось, что до сих пор почти нет монографических историко-философских исследований, посвященных татарской философской мысли как средневековья, так и Нового времени. Увидели свет, да и то в самые последние годы, лишь отдельные монографии, посвященные той или иной проблеме, направлению татарской философской мысли1. Данная работа, как надеется автор, позволит заполнить лакуну, имеющуюся в историко-философской науке.

Большинство своих трудов татарские мыслители писали на арабском и старотатарском языках, что затрудняло и затрудняет их исследование. Эти источники, как рукописные, так и книжные, по большей части не введены в научный оборот, не переведены на русский и современный татарский языки и потому остаются недоступными для большинства ученых, не владеющих арабским и старотатарским языками.

Духовная атмосфера современной эпохи открывает новые возможности для изучения "скрытого" и искуственно изъятого из обращения философского наследия татарского народа. На нынешнем этапе развития демократического общества в число основных задач входит обеспечение свободного развития духовной жизни всех народов, населяющих Россию, создание условий для развития на демократической основе национальных культур и их взаимодействие между собой на интернационалистических принципах, на базе лучших достижений мировой культуры, общечеловеческих ценностей и самобытных традиций народов России. Написание полной и адекватной истории философской мысли татарского народа, определение этапов, тенденций и направлений её развития, исследование отдельных исторических эпох и главных их

1 Амирханов P.M. Татарская социально-философская мысль средневековья.-Казань, 1993.-1, 2 части; Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль.-Казань, 1976; Юзеев А.Н.Мировоззрение Ш.Марджани и арабо-мусульманская философия.-Казань, 1992; Шихаб ад-дин Марджани: мыслитель, религиозный реформатор, просветитель. - Казань, 1997.

представителей - одна из актуальных и наиважнейших задач, стоящих сегодня перед историками философии Татарстана.

В этом отношении для истории философии народов России несомненный интерес представляет изучение истории развития татарской философской мысли конца ХУШ-Х1Х веков, исследование наследия её наиболее крупных представителей: А.Утыз-Имяни /1754-1834/, А.Курсави /1776-1812/, Х.Фаизханова/1828-1866/, Ш.Марджани /1818-1889/ и К.Насыри /1825-1902/, творчество которых составляет основу татарской философской мысли этого периода.

Отсутствие обобщающих историко-философских исследований по периоду с конца XVIII по конец XIX вв., наиболее важному периоду истории татарского народа, на протяжении которого татарская национальная философская мысль достигла довольно зрелый формы, необходимость и возможность эффективно использовать философское наследие данного периода для решения задач, стоящих сегодня перед татарским народом в сфере культуры позволяет считать тему данной диссертации актуальной с научно-теоретической и социокультурной точки зрения.

Историография вопроса. В истории изучения философских аспектов творческого наследия основных мыслителей татарской мысли конца ХУ1П-Х1Х веков, а именно: А.Утыз-Имяни, А.Курсави, Х.Фаизханова, Ш.Марджани и К.Насыри, можно выделить несколько периодов.

Первый период-дореволюционный. В это время татарские ученые конца XIX -начала XX веков /Ш.Марджани, К.Насыри, Р.Фахрутдинов и М.Рамзи/ впервые обратили внимание на творчество своих предшественников - А.Утыз-Имяни и А.Курсави.

Насыри в своём "Календаре" за 1877 год привел первые сведения о жизни и деятельности Утыз-Имяни и Курсави, дал краткое изложение нескольких поэтических произведений Утыз-Имяни. Насыри отнес Курсави к числу первых мыслителей, кто выступил с важной для мусульманской религиозно-философской

мысли концепцией "открытия дверей иджтихада" /вынесения самостоятельного суждения/1.

Марджани также в целом положительно оценил творчество Утыз-Имяни, но вместе с тем выделил и некоторые негативные его стороны2. Свое произведение "Танбих абна-л-аср аля танзих анба Аби-н-Наср" /Извещение сынов эпохи беспристрастными известиями Абу Насра/ Марджани написал в защиту Курсави. В нем он раскрывает некоторые аспекты религиозно-философских взглядов Курсави, называет его великим татарским мыслителем своего времени3.

Фахрутдинов также положительно оценивает наследие Утыз-Имяни4 и Курсави5. [Поскольку исследование Р.Фахрутдинова отличается особой содержательностью, мы сочли необходимым изложить его концепцию в основном тексте диссертации. См. ниже стр. 9 9 ТСб]

Рамзи, в основном, повторял сведения, введенные в научный оборот Марджани и Фахрутдиновым, но он также называл Утыз-Имяни6 и Курсави7 известными татарскими мыслителями, оказавшими значительное влияние на последующее развитие татарской духовной культуры. Русские ученые-востоковеды, основываясь, в основном, на трудах названных татарских исследователей ввели сведения о жизнедеятельности Утыз-Имяни в русскую литературу8.

1 Насыри К. Казан календаре. - 1877 елга. - Казан, 1876. - 43 б, 44 - 45 б.

2 Марджани Ш. Вафият ал-аслаф. - Т.6. — Л. — 182а - 184 б.

3 Марджани Ш. Танбих абна-л-аср. - ОРРК. - КГУ. - №1468.

4 Фахрутдинов Р. Асар. - 1т. - VI к. - Оренбург, 1904. - 300-316 б.

5 Фахрутдинов Р. Асар. - 1т. - III к. - Оренбург, 1903. - 95-130 б.

6 Рамзи М.Талфик ал-ахбар.-Т.2.-Оренбург,1908.-С.434-435.

7 Рамзи М. Талфик ал-ахбар.-Т.2.-Оренбург,1908.-С.116.

8 Шебунин А.Ф. Куфический Коран императорский С.-Петербургской публичной библиотеки -СПб., 1891. - С.54; Малов Е. Мухаммеданский букварь. - Казань. 1894. - С. 110; Малов Е. Книга о последнем времени /или о кончине мира/ // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. -Т.14. -Вып.1.- Казань, 1898.- С.34-38.

Классик татарской поэзии Габдулла Тукай (1886-1913) высоко оценивал литературную деятельность Утыз-Имяни, но сколько-нибудь подробного обоснования своей точки зрения не дал.1

Из татарских мыслителей XIX века наибольшую известность в России и за ее пределами приобрел Марджани. Востоковеды /В.В.Радлов, И.Ф.Готвальд и др./ признавали его крупным ученым-историком. В 1877 году он был приглашен на IV Всероссийский съезд Казанского общества истории, этнографии и археологии, на котором академик В.В.Радлов прочитал его доклад на русском языке, позднее опубликованный на татарском и русском языках2.

Изучение творчества Марджани стимулировали юбилейные даты /1914 - 25-летие со дня смерти, 1915 год - 100-летие со дня рождения/, которые широко отмечались в Поволжье. И не только там. Имя Марджани, его вклад в изучение культуры мусульманского Востока отразили в статьях ученые Египта, Сирии, Турции и Индии. Особенно много юбилейных статей, посвященных выдающейся роли ученого в истории татарской общественной мысли, появилось в татарских газетах и журналах. В этих статьях Марджани возвеличивался либо как ученый-историк, по своей мощи равный Геродоту3, либо как выдающийся религиозный деятель4.

От оценки наследия ученого не остались в стороне и деятели демократического направления. Великий татарский поэт и просветитель Габдулла Тукай в стихотворении, посвященном Марджани писал о нем как о человеке, который первым сделал шаг к просвещению,выступал за прогресс нации, который, хотя и ссылался на авторитет хадисов и аятов, тем не менее не подчинил им свой интеллект.5 Другой классик татарской литературы Фатих Амирхан писал: "Наша новая татарская литература была незнакома с Западом, а восточный мир был ей во

1 Тукай Г.Эсэрлэр.-Зт.-Казан,1955.-145 б.

2 Юсупов М.Х.Шигабутдин Марджани как историк.-КазаньД 981.-С.211.

3 Валиди Ж. Татар эдебиятнын барши. - Оренбург, 1912. -47. -б.

4 Эхмеди Г.Шихаб хэзрэт хем Тукай // Ил.-1914.-1март; Фуат М. Казанда эл-Марджаниконе // Ил.-1915.-16 январь.

5 Тукай Г.Эсэрлэр.-2т.-Казан, 1976.-273 б.

многом известен лишь негативной, отсталой стороной жизни. Наша литература этого времени, начиная с шейха Марджани, к великой нашей радости, стала нас знакомить с прекрасными, заслуживающими внимания и подражания достижениями культуры Востока"1.

Первые шаги по научному изучению наследия Марджани были сделаны Г.Ибрагимовым и Р.Фахрутдиновым. Ибрагимов показал Марджани как родоначальника татарской исторической науки. Он подверг анализу не только исторические труды ученого как"Мустафад ал-ахбар..." /Кладезь сведений.../, но и такие религиозно-философские, как "Назурат ал-хакк..." /Обозрение истины.../2. По сравнению со своими предшественниками, Ибрагимов сделал значительный шаг вперед в освещении роли Марджани в историческом процессе. Фахрутдинов, в основном, сосредоточился на описании жизнедеятельности Марджани3.

Начинание первых татарских исследователей творчества Марджани продолжили ученые, участвовавшие в написании коллективного труда, посвященного 100-летию со дня рождения Марджани, отмечавшемся в 1915 году. Для написания сборника под руководством историка и писателя Г.Губайдуллина /1887-1938/ была образована инициативная группа из пяти человек /Г.Губайдуллин, Ш.Шараф, Т.Ильяс, Г.Хисмати и К.Тарджимани/. Сборник вышел из печати в 1915 году, в Казани4.

Этот труд выделяется среди других многочисленных юбилейных статей своей научной направленностью, довольно широким набором поднятых в нем проблем и солидной глубиной анализа. Сборник содержит богатый фактологический материал о жизнедеятельности Марджани, в том числе материал о его отношении к восточной философии. Поэтому большинство статей остается ценным источником и для нашего времени.

1 Эмирхан Ф. Эсэрлэр. - 4т. - Казан, 1986. - 43 б.

2 Ибрахимов Г. Боек остазымызнын кайбер тоэлифлэрэ // Ан. - 1915. - №1. - 7-19 б.

3 Фахрутдинов Р. Болгар ва Казан тореклэре.-Казан, 1993.-148-191 б.

4 Марджани /Тоз. Г.Губайдуллин, Ш. Шараф хэм башк. - Казан, 1915.

Из четырех глав сборника в контексте данной диссертации выделяется вторая глава, имеющая отношение к историко-философским аспектам изучения творчества Марджани. Её авторы: Т.Ильяс, Г.Губайдуллин, К.Тарджимани, Г.Хисмати. Среди них особый интерес представляет статья Кашшафа Тарджимани /1887-1943/, который анализирует отдельные с�