автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Татарские исторические предания и легенды и их художественные особенности

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Гилязутдинов, Салим Мингазович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
Диссертация по филологии на тему 'Татарские исторические предания и легенды и их художественные особенности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Гилязутдинов, Салим Мингазович

Научная деятельность автора шла в 3-х направлениях: экспедиционно-собирательском, текстолого-эдиционном и научно-теоретическом.

Экспе дипионно-собирательскз я работа заключалась в участии в фольклорных экспедициях и записывании произведений народного творчества из уст информаторов на магнитофонную ленту, их расшифровке и оформлении согласно требованиям архивного дела, в составлении научных отчетов. Автор участвовал в 17-и научных экспедициях (в некоторых из них в качестве руководителя) в различные районы Татарстана, а также в Челябинскую, Свердловскую, Пермскую, Тюменскую, Кировскую, Рязанскую, Астраханскую области, республики Мари-Эл и Башкортстан, где компактно проживает татарское население. Всего во время экспедиций, организованных ИЯЛИ им.

1 Татарское народное творчество. Программа для отделений татарского языка и литературы высших учебных заведений. /Составитель Р.М.Мухамедзянов. —Уфа, БГУ, 1988. —С. 16, 34 (на тэт. яз.)

Г.Ибрагимова в 1979-1991гг., и в экспедициях, организованных Центром Татарского Фольклора при Министерстве Культуры Республики в 1992-1997гг., обследовано около 100 населенных пунктов и записано 1247 единиц произведений, в том числе 135 преданий, легенд и мифологических рассказов.

Текстолого-эдиционная работа заключалась в транскрибировании рукописей с арабской и латинской графики, расшифровке транскрипций, литературной правке (не редактирование), адаптации переводов арабских, персидских и архаичных слов для подстрочных примечаний, научном комментировании, технической подготовке к печати текстов произведений несказочной прозы, их частичном переводе (для изданий на русском языке) и корректировании типографических гранок.

В 1987 г. вышел из печати подготовленный соискателем том "Предания и легенды" из многотомного свода "Татарское народное творчество". В текстовой части (379 текстов, объем- 19 п.л.) представлены почти все основные жанры несказочной прозы: предания, легенды, мифологические рассказы. Более половины текстов (203 единиц) опубликованы впервые, а 33 текста извлечены нами из труднодоступных, ставших библиографической редкостью дореволюционных изданий. Введены также в научный оборот неизвестные или недоступные до сегодняшнего дня иностранные источники.

В 1992 году в библиотеке журнала "Казань" были изданы 6 сборников, составленных соискателем (3 на русском, 3 на татарском языках) общим объемом 22 п.л.

Сборники на татарском языке ("Исэ Болгар жиллэре", 'Теллэрдэн тешмэс Казан", "Щен-пэрилэр бар дилэр") состоят из 136 текстов (11 п.л.): 123 единиц преданий, легенд и мифологических рассказов и 13 единиц байтов и исторических материалов.

Сборники на русском языке ("Ветры Великих Булгар", "Сказания о Казани", "Пусть нам лешие попляшут, попоют"), состоят из 113 текстов (11 п.л.): 97 единиц преданий, легенд и мифологических рассказов и 16 единиц байтов и исторических материалов. Половина текстов (56 единиц) на русском языке печатались впервые. Часть текстов (8 единиц) переведена самим составителем (7 с татарского и 1 с персидского).

Общий тираж 7 выпусков указанных книг составляет более 100 тысяч экземпляров.

В настоящее время автором диссертации составлен и подготовлен к печати сборник "Предания и легенды" (25 п.л.) для 14-томного свода "Татарское народное творчество" на русском языке. В него вошли 389 текста преданий, легенд и мифологических рассказов (20 п.л.). Около 70 % из них (252 текста) переведены на русский язык впервые. Часть переводов (44 единиц) сделана автором.

Научно-теоретическая работа. Объектом исследований автора являются произведения несказочной прозы татар Среднего Поволжья и Приуралья. Предания, легенды и мифологические рассказы сибирских татар, хотя и представлены отдельным циклом в обеих томах соискателя (как на татарском, гак и на русском языках), не были предметом специального изучения, а привлекались нами в основном как вспомогательный материал для решения тех или иных вопросов.

Cipyj£iyp.a. диссертации:

- Общая характеристика работы.

- Введение, которое посвящено историографии вопроса.

- Глава I: Жанры татарской несказочной прозы.

- Глава II: Исторические предания и легенды и их художественные особенности.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по филологии, Гилязутдинов, Салим Мингазович

Круг источников по татарским преданиям, легендам и мифологическим рассказам чрезвычайно широк как по времени (с древнейших времен до наших дней), территории, так и по языку (источники на древнетюркском, арабском, персидском, западноевропейских, русском и татарском языках). Они охватывают почти все области истории культуры. Это, в первую очередь, труды по истории, археологии, географии (сочинения арабских, персидских, западноевропейских, русских и татарских путешественников), этнографии, языку (диалектологии и исторической ономастике), литературе, искусству, архитектуре и фольклористике (в основу многих дастанов легли древние легенды и предания. Происхождение целого ряда байтов, песен, пословиц и поговорок также связано с легендами и преданиями).

Значительный интерес для изучения древних форм мифологического мышления предков современных тюркских народов древних тюрков представляют варианты преданий, зафиксированные в китайских хрониках VI-VI1 вв.'

Словарь "Дивани лугагиг-тюрк", составленный знаменитым ученым XI века Махмудом Кашгари, также является солидным источником для изучения преданий и легенд тюркских народов . Первые образцы преданий и легенд

1 Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в Лрезнне времена. Т. t. —М. —Л., 1950 —С. 214. 220, 221.

2 Кошгарнй Махмуд. Туркий суэлар девони (Девону луготит-турк). Тошкент, 1 том —1960, 2 том — 1961,

3 том — 1963. •*» предков современных татар- волжских булгар зафиксированы в арабских и персидских источниках X-XV вв.

Большое количество исторических преданий и легенд, указывающих на преемственность Булгарского и Казанского ханств, имеются в татарских письменных памятниках XVII-XVUI вв.

Во второй половине XIX- начале XX вв. татарские историки

Ш.Марджани, Х.Амирханов, Р.Фахретдинов, Г.Ахмеров, Х.Атласи и др. при освещении событий эпохи древних Булгар и средневековой Казани, наряду с" 3 другими материалами, широко использовали и народные предания.

Большой вклад в дело собирания произведений народной исторической прозы внесли историк-любитель М.Аитов и выдающийся татарский ученый-просветитель К.Насыри.

Отдельные образцы преданий и легенд публиковались в татарской дореволюционной периодической печати.5

В русских источниках татарские предания и легенды начали фиксироваться в конце XVI в. , а первые публикации относятся к XVIII в.7

В собирании, публикации и изучении преданий и легенд значительна заслуга ученых Казанского университета, открытого в 1804 г.8

Достойна внимания книга С.М.Шпилевского, в которой автор поместил свыше 30 преданий, опубликованных до 1878 г. , и подверг их историческому анализу.

Произведения татарской несказочной прозы публикуются в местной периодической печати, а также в путеводителях, справочниках по Казани и в

1 Ковалевский А.П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 г. —Харьков, 1966; Путешествие Абу Хамила ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153гг.) Публикация Л.Г.Большакова, А.Л.Монгайта. —М., 1971.

2 Назэ китаб фаслы дастани Чингиз хан в» haM Аксак Тимер населенная баян идар. Тарих йиде йоэ елында. —Казан, 1882.; Мвслими Хисаметдин бине Шарэфетдин. Рисалаи тэварихы Болгария вэ зикре мауляна хэзрэт Аксак Тимер вэ хэрабе ШэЬри Болгар. —Казан, 1870, 1887, 1892, 1902.

3 Мэрг&ани ШиЬабетдин. Местафадел ахбар фи эхвали Казан вэ БоЛгар. —Казан, 1, 1885, 1897; II, 1900; дмнрхшов Хесэен. Тэварихы Болгария, Казан, 1883. Фэхретдин Рнзаэгдин. Асар. 1-2 жилдлар, 15 жезьэ, — Казан-Оренбург, 1900-1911.

4 Насыйри Каюм. Календарь 1881 ел очен. —Казан, 1880.; Каюм Насыйриньщ моцарчы басылмаган эсэрлэре Нам йвз еллык бэйрам материаллары. —Казан, 1926. s Вэлиди Тарифен. Актуба буйлары //Шура / —1913,. —№ 4, —С. 109-110.

6 Сказание о царстве Казанском. Под редакцией профессора Водовозова. —М., 1959.

Рынков Н. Журнал или дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства, 1769 и 1770 годы. —СПб., 1770.

8 Хальфин И.Й. Жизнь Дткингиз хана и Аксак Тимура с присовокуплением разных отрывков, до истории касающихся, коих все слова для обучающихся расположены по алфавиту, —Казань, 1822; Фукс К.Ф. Краткая история г.Казани. -—Казань, 1917.; Березйн И.Н. Турецкая хрестоматия, т. 1-й. —Казань, 1857-1876; Потанин. У вотяков Елабужского уезда. //Известия общества археологии, истории при Казанском университете (ИОАИЭ), 1884, т. III, —С. 192.; Коблов Я Д. Мифология казанских татар// ИОАИЭ, 1910, t.XXV. вып. 5 и др.

Шпилевскнй С.М. Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. '—Казань,

1877. других научно-популярных изданиях.

Некоторые образцы преданий и легенд быЯЛГОуоликованы в краеведческих изданиях других областей и губерний России, где компактно проживало 2 татарское население.

Из зарубежных источников следует отметить труд венгерского ученого Г.Балинта, приезжавшего в 70-е годы в Казанскую губернию для изучения татарского языка. В изданном им сборнике наряду с другими фольклорными произведениями имеются и рассказы о духах природы (иялэр).3

Введению в научный оборот исторических преданий сибирских татар мы обязаны Г.Ф.Миллеру. В свои трудах, наряду с привлечением преданий и легенд сибирских летописей, он широко пользуется материалами собственноручно записанными из уст сибирских татар. Предания об истории сибирских татар занимают важное место и играют роль существенных источников в известном сборнике академика В.В.Радлова.

Рассматривая дореволюционные источники, необходимо отметить, что несмотря на довольно большое количество зафиксированных произведений (более 100 единиц), подавляющая их часть не является "чистыми" записями, а представлена лишь в пересказах авторов-исследователей.

Образцы целостного рассказа, записанного по научным правилам фольклористики, появляются лишь в двадцатых годах этого столетия.6

Целенаправленная научная работа по сбору, изданию и изучению произведений устного народного творчества, в том числе преданий и легенд, началась после открытий в 1939 году Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова. Участниками научных экспедиций Х.Х.Ярми, Х.Х.Гатиной, И.Н.Надировым, Ф.И.Урманчеевым, Х.Ш.Махмутовым, Н.Ш.Хисамовым, Ф.В.Ахметовой, Н.Ф.Ибрагимовым, Л.Ш.Замалетдиновым, Р.Ф.Ягафаровым, А.И.Садыковой, К.Б.Ямалетдиновой, С.М.Гилязутдиновым и др. был собран и создан богатейший фольклорный фонд, который стал основой для многотомного свода "Татарское народное творчество".

Во время многочисленных диалектологических экспедиций ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова их участниками (Н.Б.Бурганова, Л.Т.Махмутова, Д.Б.Рамаза-нова, Ф.С.Баязитова, З.Р.Садыкова, Т.Х.Хайрутдинова и др.) также было Спутник по Казани. Под редакцией профессора Н.П.Загоскина. —Казань, 1895.

2 Зайковский Б .Я. Каменные бабы в Саратовском Поволжье. // Труды Саратовской Ученой Архивной Комиссии, 1908, вып. XIV. —С.31.

3 Balint G. Kazani-tatar nuelvtanulmanyok. I. Fuzet. Kazani-tatar szovegek. -Budapest, 1875. Миллер Г.Ф. Описание Сибирского царства и всех происходящих в нем дел от начала, а особенно от покорения его Российской державе по сии времена. Км. 1, —СПб., 1787; Миллер Г.Ф. История Сибири, т. 12. —М. —Л., 1937-1941.

5 Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен. Часть IV. Наречия барабинцев, тарских, тобольских и тюменских татар. —СПб., 1872.

6 Васильев М.А. Памятники татарской народной словесности. Сказки и легенды. —Казань, 1924; Вахиди С.Г. Татарские легенды о прошлом Камско-Волжского края // Вестник научного общества татароведения (ВНОТ). —1926. —№4; Тарзиманов В.Ф., Рахим А. Хузялар тавы. ВНОТ. 1928. —№8. записано большое количество произведений народного творчества. Всего в различных диалектологических сборниках и исследованиях по татарской диалектологии опубликовано около 200 единиц (в основном истории сел и деревень) фольклорных текстов . Многочисленные топонимические предания использованы в работах гю исторической ономастике академиком Г.Ф.Саттаровым и профессором Ф.Г.Гариповои5.

Фольклор сибирских татар, в том числе предания, широко представлен в исследовании ленинградского языковеда Л. В .Дмитриевой''.

Много сил по сбору преданий и легенд приложил известный археограф М.И.Ахметзянов. Во время археографических экспедиций им записано более 130 единиц произведений несказочной прозы. Около трети из них (44 текста) вошли в том "Предания и легенды" многотомного свода "Татарское народное творчество".

Начиная с 70-х годов появляется ряд научно-теоретических работ, посвященных изучению преданий и легенд как самостоятельных жанров национального фольклора. В трудах Ф.И.Урманчеева, Р.М.Мухамедзянова,

Г.М.Давлетшина, Н.Ф.Ибрагимова, С.З.Мухаматнурова анализируются отделные мотивы, сюжеты и образы преданий и легенд5.

В последние годы предания и легенды были включены в вузовские 6 программы по устному народному творчеству .

История собирания, публикации и изучения татарских преданий и легенд подробно ' изложена в статье соискателя "О преданиях, легендах и мифологических рассказах".7

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Татарские исторические предания и легенды и их художественные особенности"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Произведения несказочной прозы: предания (риваятьлэр), легенды и мифологические рассказы (мифологик хикэятлэр) являются неотъемлимой частью татарского устного народного творчества. В отличие от традиционных жанров фольклора, в них преобладает познавательная функция, в то же время они не лишены эстетического значения и художественной ценности.

Тесно взаимодействуя между собой внутри одной жанровой системы, они отличаются мерой историзма, отношением к действительности и характером художественного вымысла и фантастики.

Предания и легенды, имея много общих жанровых признаков, в то же время отличаются направленностью своей информации, своей функцией. Предание стремится прежде всего сообщить факт, и основная функция его познавательная. Легенде свойственен поучительный характер. Сообщая какой нибудь невероятный фантастический факт, легенда стремится поучать, она идеализирует своих героев, придавая им черты святости. Основная функция легенды- дидактическая.

Основная же задачи мифологических рассказов состоит в том, чтобы доказать, подтвердить то или иное народное верование, поэтому эти рассказы всегда носят характер свидетельского показания.

В то же время границы между названными выше жанрами порой очень зыбки, исторические предания могут легко превратиться в историческую легенду, а предания о кладах—- в мифологические рассказы.

Основным жанром татарской несказочной прозы является предание. В исторических преданиях нашли отражение важные этапы исторического пути, пройденного татарским народом: Булгарское государство, Казанское ханство, жизнь в составе многонационального Русского государства. В народной памяти сохранился большой пласт преданий и легенд об одних из предков современных татар— волжских булгарах. Предания о Казани показывают преемственность, генетическую связь и родство волжских булгар и казанских татар. Об этом же говорят и многочисленные предания о происхождении сел и деревень, жители которых связывают свое происхождение непосредственно с Булгарским государством.

Сюжеты, образы, вопросы, поднимаемые и изображаемые в исторических преданиях, связаны с действительностью и потребностями той эпохи, в которых они создавались. Если в преданиях глубокой старины преобладают мотивы и образы, связанные с древними верованиями (мифические богатыри— Алыпы), то в произведениях последующих эпох говорится об основании государств, городов и сел, о принятии ислама. Главные герои этих рассказов— реальные исторические лица: ханы, цари, батыри. Большое место в них занимает тема борьбы с иноземными захватчиками. Центральные же герои преданий позднего феодализма— борцы за национальную и социальную свободу или бунтари-беглецы, открыто выступающие против существующего строя.

Рассказывая о сугубо специфической, национальной истории, предания и легенды в то же время художественно обобщают события и факты, используя для этого интернациональные, "бродящие" сюжеты и мотивы (земля с бычью шкуру; змееборство; жертвоприношение; курган из земли, принесенной в шапках и т.д.).

В преданиях и легендах сосредоточены древнейшие формы мышления народа, ценнейшие сведения о его взглядах на мир, природу и свое историческое прошлое. В них нашла образное выражение мечта трудовых масс о героизме, справедливости и красоте, поэтому они являются ценным источником для раскрытия социально-политических и эстетических идеалов татарского народа в различные эпохи.

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ АВТОРА, НА ОСНОВЕ КОТОРЫХ НАПИСАН НАУЧНЫЙ ДОКЛАД:

1. Татар халык Игнаты. Риваятьлэр Ьэм легендалар (Татарское народное творчество. Предания и легенды)/Составитель тома, автор вступительной статьи и комментариев С.М.Гилязутдинов. Научный редактор Х.Ш.Махмутов. — Казань: Тат.кн. издательство, 1987. —368с.

Вступительная статья "О преданиях, легендах и мифологических рассказах": С. 5-18, научные комментарии: С. 288-363.

Рец.: Урманчеев Ф.И. //"Казан утлары", 1989. —№9.

Ахметьянов Р. Бабаларыбызныщ тере авазы //Ватаным Татарстан, 1988, 28 июль.

2. Сказания о Казани. Легенды и предания / Составление, подготовка текста и частичный перевод. —Казань: "Панорама". Библиотека журнала "Казань". — №2. —1992. —48 с.

3. Теллэрдэн тешмэс Казан. Риваятьлэр, баетлар Ьэм тарихи ядкарьлэр (На устах будет Казань. Предания, байты и исторические памятники) /Составление и подготовка текста. —Казань: "Офык". Библиотека журнала "Казань". — №2. —1992. —48 с.

4. Пусть лешие попляшут, попоют. Татарские мифы и легенды. /Составление и подготовка текста и частичный перевод. —Казань: —"Панорама". Библиотека журнала "Казань". —№3-4. —1992. —64с.

5. Щен-пэрилэр бар дилэр. Татар халык легендалары Ьэм мифлары. (Говорят, что есть джинны, пери. Татарские народные легенды и мифы) /Составление и подготовка текста. —Казань: "Офык". Библиотека журнала "Казань". -№3-4. —1992. —64с.

6. Ветры Великих Булгар. Предания, легенды, байты и исторические памятники" /Составление, подготовка текста и частичный перевод. —Казань: "Панорама". Библиотека журнала "Казань". —№11-12. —1996. —64с.

7. Исэ Болгар' ж,иллэре. Риваятьлэр, легендалар, бзетлэр Ьэм тарихи ядкарьлэр (Веют ветры Булгар. Предания, легенды, байты и исторические памятники) /Составление и подготовка текста. —Казань: "Панорама". Библиотека журнала "Казань". —№11-12, —1992. —64с.

8. Типологический анализ сюжетов татарских бытовых сказок по международным указателям сказочных сюжетов //Татарское народное творчества. Сказки (книга третья). —Казань: Таг.кн. изд-во, 1981. —С. 350353 (на тат. яз.).

9. Сводный указатель сюжетов татарских народных сказок // Татарское народное творчество. Сказки (книга третья) —Казань: Таг. кн. изд-во, 1981. — С. 354-356 (на таг. яз.).

10. Крестьян чыгышлары турында татар тарихи риваятьлэре (Татарские исторические предания о крестьянских выступлениях. Вторая половина XVI-XVIIIbb.) // Борынгы татар фольклоры мэсьэлэлэре. -—Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова КФАН СССР. 1984. —С. 77-92.

11. Хосэен Эмирхан. Болгар тарихы. Махсус Казан бэянындадыр (ж,иденче булек). (История Булгар. 0 Казани (глава седьмая). /Перевод со старотатарского исторических преданий и легенд о Казани. / /Мирас, 1994. —

10. —С. 109-112; -№11-12. —С. 105-110.

12. Предания— источник познания. //Научный Татарстан, 1998. —№1 —С. 67-71.

13. Риваятьлэр— белем чишмэсе //Татарлар хазерге доньяда (Халыкара фэнни-гамэли конференция материаллары. Татары в современном мире (Материалы международной научно-практической конференции). Академия наук Татарстана. Изд-во "Фан". —Казань, 1998. На тат. яз.: —С. 177-183; на рус.яз.: "Предания— источник познания. —С. 569-575; и на англ. языке (резюме) —С. 575-576.

14. Борынгы риваятьлэребезгэ бер караш (О наших древних преданиях //Казан утлары, 1999. — №5. —С. 176-180.

15. Мвслими. Тэварихы Болгария. (История Булгара) /Перевод со старотатарского, автор вступительной статьи, комментариев и словаря. —Казань: Изд. "Иман", 1999. —100 с. (на тат. яз.).

Вступительная статья: С. 5, научные коментарии : С. 91-95, словарь (350 слов): С. 96-100.

16. Элмэт тобэге тарихи риваятьлэре (Исторические предания Альметьевском региона) //"Альметьевский регион: проблемы историко-культурного наследия". Тезисы выступлений научно-практической конференции. Альметьевск, 23-25 ноября, 1999г. Альметьевск, 1999. —С. 128-130.

17. Татар халык риваятьлэре Ьэм легендалары (Татарские народные предания и легенды)/ Составитель, автор вступительной статьи и комментариев. —Казань: Изд-во "Раннур", 2000. —296 с.

Вступительная статья "О преданиях, легендах и мифологических рассказах": С. 4-6, научные коментарии : С. 287-291