автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Татарские народно-краеведческие сочинения как исторический источник (XIX - начало XX вв.)

  • Год: 1983
  • Автор научной работы: Шайхиев, Рафаэль Анварович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Диссертация по истории на тему 'Татарские народно-краеведческие сочинения как исторический источник (XIX - начало XX вв.)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Шайхиев, Рафаэль Анварович

В в е де н ие

Глава 1. Формирование жанра народно-краеведческой литературы у татар.

§ 1. Зарождение,развитие и распространение татарских краеведческих сочинений.

§2. Структура,тематика и источниковая база сочинений.

§ 3. О составе авторов.

Глава П. Историко-источниковедческое определение комплекса памятников и методика их анализа.

§ 1. Народно-краеведческие сочинения в системе татарских исторических источников

XIX начале XX вв.

§ 2. Анализ сочинения Поволжско-Уральского региона "История аула Новые Тинчали"

К.Биккулова.

§ 3. Народно-краеведческие сочинения Сибирского региона и их значение для изучения истории.

3 а к люч е н и е

Сводный список народно-краеведческих сочинений.

 

Введение диссертации1983 год, автореферат по истории, Шайхиев, Рафаэль Анварович

В советской исторической науке в последние годы идет процесс нового прочтения и переосмысления значения,характера письменных источников по отечественной истории. Пристально изучаются письменные рамятники на различных языках народов нашей страны^ том числе и татарские источники-как актовые,так и нарративные.

Складывается методика исследования татарских письменных памятников периода феодализма и позднейших времен. Все шире они вводятся в научный оборот. Это связано с тем,что сейчас получило развитие практическое источниковедение^ также стали разрабатываться вопросы исторической и общественной мысли народов Поволжья и Приуралья1.

Предметом исследования являются татарские народно-краеведческие сочинения XIX начала XX вв. Таким образом определен объект исследования и его хронология. См.; Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль.Казань :Татккигоиздат,1976; Михайлова С.М. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья.Казань:йзд-во Казак, ун-та,1979;0на же.Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья.Казань: Изд-во Казан.ун-та,1972; Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли. Казань:Изд-во Казан.ун-та,1964; Усманов М.А. За-» ветная мечта Хусаина Фаизханова.Казань:Таткнигоиздат,1980; Юл-дашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. Уфа,Башкни-гоиздат,1972; Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани как историк. Казань: Таткнигоиздат,1981, и другие.

Под народно-краеведческими сочинениями понимается жанр частной исторической литературы,описывающий историю»этнографию,язык и природу родной местности. Такие сочинения в оригинале иногда называются "ж,ирле (тебэк) тарихлар", т.е. "местные (локальные, краевые) истории" или чаще в просторечии - "авыл тарихлары", т.е. "истории аулов".

Такой жанр исторической литературы встречается у разных народов. В частности,из народов СССР подобные сочинения имеются у русских украинцев,латышей, эстонцев,у некоторых народов Средней Азии и Кавказа. Однако у каждого народа своя специфика зарождения и развития подобной частно-исторической литературы. Отсюда историки по-разному квалифицируют ее,например: "одно-аульные хроники","приходские хроники","генеалогические летопи-си","локальные или региональные истории" и т.п.^

Исследовав становление и развитие подобных сочинений,созданных на татарском языке,приходим к выводу,что они являются истоками зарождения краеведения в период складывания национального самосознания народа в Х1Х-начале XX в. Например,см.: Ярв В.-Р. Очерки истории краеведения в Эстонии: Автореф.дис. .канд.ист.наук. - Таллин,1971; Карцов В.Г. Опыт историко-социологического изучения села Молдино. М., 1968; Усманов М.А.Татарские исторические источники ХУП-ХУШ вв. Казань,1972; Шихсаидов А.Р.Мулк в Дагестане Х-Х1У вв.-В кн.: Формы феодальной земельной собственности и владения на Ближнем и Среднем Востоке.М.:Наука,1979;Ахметзянов М.й.Исследование татарских шеджере в источниковедческом и лингвистическом аспектах (по источникам Х1Х-ХХ вв.): Автореф.дис.канд.филол. наук. Казань,1981, и другие.

Источниковая база сочинений,основу которой составляют народные предания иди,по-другому "говоря,народная историческая традиция, дает нам право называть их "народными".

Анализ состава авторов показал,что подавляющее большинство их,несмотря на различие своего социального положения, не исто-рики-профессионалы,а любители исторического прошлого своего края. Они пользовались методикой сбора информации в большинстве своем по аматорному или популяриторному принципу,т.е. использовали те источники,которые непосредственно находились на руках у населения или у них самих,а также опрашивали бывалых жителей, т.е. обращались к живой памяти народа.

Таким образом, объект и значительная часть субъектов исследователей,а также время,в которое они жили, и методика их исследования дает нам основание квалифицировать образцы подобной литературы как народао-краеведческиеисто£ичес

Проблематика исследования исходит из актуальности изучения истории общественно-политической и исторической мысли народов России периода сложения и развития у них буржуазных отношений в XIX - начале XX вв. Исходя из этого, проблемными вопросами являются: изучение исторических условий формирования и развития татарской историографии (в широком смысле) известного периода, а также определение социально-идейной направленности авторов • исторической литературы в связи с формированием татарской интеллигенции буржуазного этапа развития.

Данная проблематика определила цель и задачи работы: во-первых, выяснить условия становления жанра народно-краеведческих сочинений у татар и выявить по их содержанию социально-идейную направленность авторов; во-вторых, дать источниковедческую квалификацию изучаемому комплексу памятников в системе татарских исторических источников и выработать методику их анализа.

- б

Актуальность работы состоит в том,что,во-первых,перед отечественной исторической наукой стоит проблема охвата,осмысления и использования всех комплексов разноязычных источников по истории народов СССР,в том числе тюркоязычных актовых и нарративных письменных памятников, в системе таких источников народно-краеведческие сочинения также должны получить достойную им оценку.

Во-вторых,татарские народно-краеведческие сочинения могут и должны играть относительно большую роль в пополнении и расширении источниковой базы изучения истории некоторых народов По-волжско-Уральского региона в ХУШ -начала XX вв.,чем это было до сих пор. Так,эти памятники при разработке методики их анализа могут явиться вполне надежным дополнительным источником при изучении вопросов локальной истории и этнографии не только татарского народа,но и других - живущих с ним в соседстве.

В-третьих, иеторико-источниковедческий анализ подобных сочинений носит и научно-прикладной характер: данный опыт может быть использован в конкретных историко-краеведческих работах.

И,наконец,в-четвертых, актуальность исследования состоит еще в том,что оно изучает одну из страниц становления краеведения в Поволжье и Приуралье,так как изучаемые сочинения свидетельствуют о зарождении локально-исторического метода в татарской историографии .

О практическом значении краеведения говорил В.И.Ленин в статье "Маленькая картинка для выяснения больших вопросов", в которой,рассматривая работу А.И.Тодорского "Год с винтовкой и плугом", писал: "Надо пошире распространить эту книгу и выразить пожелание,чтобы большее число работников,действующих в массе и с массой,в настоящей гуще живой жизни, занялись описанием своего опыта"Ч

0 значении краеведения в истории народа подробно сказано в р многочисленных статьях и выступлениях государственных деятелей , о и в работах советских исследователей .

Краеведческий метод познания действительности остается важнейшим и в сегодняшней жизни кашей страны^. Ставится задача изучения истории каждого города и села,завода и фабрики,колхоза и совхоза,школы и института,а через него расширение исторического кругозора и воспитание патриотизма у советских людей. Одним из 4 наиболее выдающихся трудов розданных за последнее время в краеведении, является двадцатишеститомная "История городов и сел Украинской ССР",написанная совместными усилиями ученых и народных краеведов^.

Методологической основой диссертации является диалектико-материалистический подход к историческим проблемам,ко всему историческому процессу в целом.Понимание характера и значения исто

1 Ленин В.И. Полн.собр.соч.,т.37,с.407.

2 Крупская Н.К. Краеведение и народное просвещение.- Пед. соч.в десяти томах,т.8,1968; Калинин М.й. О воспитании и обучении. М., 1957. о

Историческое краеведение Под ред.Г.Н.Матюшина.Изд.2-е. M.,1980; Строев К.Ф. Краеведение .Изд.2-е.М. ,1974 ; Кацюба Д.В. Историческое краеведение в школе,чч.1 и П.Кемерово ,1969,1973 ; Иванов П.В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 1966 и другие. Андропов Ю.В. 0 любви к родному краю. Избранные статьи и речи. М.Политиздат,1979,с.28-33.

5 /огор/я fi/fer / с/а УкАэмсьт PCP. 3 20-гя тома/. ///су/туг /сгор/ï Академ)/' РРРР. т-т. рического источника строится на основе ленинской теории отражения действительности.

Методика изучения источников базируется на достижениях современной источниковедческой науки теоретической "основой которой 1 является марксистско-ленинская методология1.

Анализу подвергаются сочинения,созданные прежде всего в Х1Х-начале XX вв. ,но при этом для сопоставления привлекаются рукописи более позднего времени,созданные в советское время.

Географические рамки определены районами проживания народа -татарскими населенными пунктами республики и областей Поволжья, Урала и Сибири,историю которых отразили народно-краеведческие сочинения. По Башкирской АССР включаются сочинения по аулам с татарским или смешанным та тарско-башкирским населением. Сочинения по башкирским аулам,которые в это время создавались также на старотатарском языке.привлекаются лишь для сопоставительного анализа.

Сейчас выявлено более семидесяти образцов татарской народно -краеведческой литературы,которые созданы в традициях как до См.: Источниковедение. Теоретические и методические проблемы. Сб.ста тай.М.: Наука,1969; Источниковедение отечественной истории. Сб.статей.М.:Наука,1973; Источниковедение отечественной истории. Сб.статей за 1Э75.М.: Наука,1976; Источниковедение отечественной истории. Сб.статей за 1976. М. :Наука,1977; Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М. :Наука,1977; Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по отечественной истории. М. :Наука,1975; Актовое источниковедение. М.:Наука,1979; Источниковедение отечественной истории.Сб.статей за 1981. М.¡Наука,1982; Фарсобин В.В. Источниковедение и его метод. М.: Наука,1983 и другие. революционного, так и советского времени. Большая часть их хранится в Отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И.Лобачевского Казанского университета,Рукописном отделе Ленинградского отделения Института Востоковедения АН СССР,а также в Научных архивах Башкирского и Казанского филиалов АН СССР. Кроме того были учтены отдельные образцы памятников,хранящихся в частных коллекциях.

Поиск источников дал возможность впервые составить сводный список известных народно-краеведческих сочинений,представленный в данной работе.

Все эти сочинения различны по своей форме и структуре, а также по времени создания. Разнятся они и по объему: есть тексты от двух-трех до двухсот и более страниц. Все они созданы на старотатарском арабописьменном языке и по содержанию следуют традициям исторической литературы татар ХУШ-Х1Х вв.

Оформление рукописей - бытовое: как правило,такие сочинения писались в обычных тетрадях и канцелярских книгах. Почерк большинства рукописей - бытовой настагликраспространенный у татар XIX века. Среди них есть также красиво оформленные манускрипты, выполненные каллиграфическим почерком,что свидетельствует о рас-читанности их на более широкий круг читателей. Например,к таким относится один из списков "Истории аула Параньга" А.Бараньгиви, 1 хранящийся в архиве КФАН СССР.

Определенная часть сочинений сохранилась в автографах,например,краеведческие работы А .Бараньгиви Д.Биккулова, М.-Н.Тюнтяри, А.Гиззатуллина и других.

Некоторые сочинения дошли до нас в нескольких списках. Так, сочинения А.Бараньгиви и М.-Н.ТЬнтяри имеются в двух списках, К.Биккулова - в пяти. Все это говорит о распространенности этих

1 Научный Архив КФАН СССР,ф.39,оп.1,д.34,227 лл.с об.

- 10 образцов среди определенного круга людей.

Из визуально известных списков рукописей хронологически самой ранней является "Аслы насле Сала авылыньщ", т.е. "Происхождение аула Сала" неизвестного нвтора,которая по палеографическим данным относится к 1870-1880 гг.1 Отложилась она в Рукописном отделе ЛО Ив АН СССР в составе фондов выдающегося российского востоковеда В.В.Радлова.

Хронологически поздние сочинения 1930-1940-х гг.включаются в разряд дореволюционных народно-краеведческих сочинений только в том случае,если они в своем содержании продолжают традиции старой историографии и созданы интеллигенцией прошлого времени. К таким сочинениям относятся работы Р.Таипова,Б.Аль-Чынлыви, Х.Бузикова и некоторых других.

Известная часть сочинений дошла до нас в опубликованном виде. Самой ранней публикацией на языке оригинала в транслитерации является "Илйас-мулла атасындан ишеткене",т.е. "То,что услышал Ильяс-мулла от своего отца". Сочинение,как выяснилось по генеалогии автора,написано на рубеже ХУШ-Х1Х вв. Опубликовал его В.В.Радлов в составе 1У части своего известного труда "Образцы народной литературы тюркских племен" в 1872 году^.

Одними из первых публикаций на арабописьменном татарском языке являются сочинения М.Тукаева,М.Сунчаляя,Г.Джиганши,Т.Сафа-рова и других, вышедших из печати на рубеже Х1Х-ХХ вв. в Казани, Оренбурге,Астрахани и Петербурге. Автографы всех опубликованных сочинений до сих пор не обнаружены.

1 См.: Дмитриева Л.В.,Муратов С.Н. Описание тюркских рукописей института востоковедения. Ч.П. М.:Наука,1975,с.41. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, ТА. СПб.,1872,с.212-215.

- и

Выше приведенное число известных сочинений не является окончательным,так как во время археографических экспедиций Казанского университета из года в год обнаруживаются новые рукописи с подобными текстами; судя по всему, их намного больше,чем это кажется на первый взгляд.

Известно,что некоторые из них хранятся в личных архивах ученых и деятелей культуры,в частности,сочинение Г.Куки,список сочинения М.-Н.Тюнтяри и другие.

Имеются сочинения,существование которых зафиксировано в трудах и статьях ученых и просветителей прошлого века,но они до сих пор не обнаружены. К таким относятся сочинения Г.-Н.Ширдани, "История Петропавловска" Ахмад-Вали Абдрахмана,"История Семипалатинска" Ахмад-Вали Мунасыпова,рукописные сборники З.Габдул-карима,С.Дусмухаммада и некоторых других. Эти авторы жили или на рубеже ХУШ-Х1Х вв. или были современниками Ш.Марджани,К.На-сыри, р.фахретдинова и других ученых XIX и начала XX вв.

Об исследованности теш необходимо отметить,что в изучении татарских письменных источников наблюдается,как и во всем советском источниковедении, переход от так называемого "потребительского отношения" к их историко-научному осмыслению. Исто-риков-источниковедов интересуют проблемы формирования татарской письменной исторической традиции,вопросы соотношения источниковедения и историографии в изучении истории народов Поволжья и Приуралья,а также конкретная задача классификации источников.

Вместе с тем трудно сказать,что все виды и группы исторических источников на татарском языке изучены равномерно.

К числу наиболее интенсивно изучаемых материалов в настоящее время относятся некоторые виды документальных источников

- 12 жалованные ярлыки^, документы по истории классовой борьбы крестьян ХУШ в.^ и такие образцы повествовательных исторических сочинений периода феодализма,как "Джамигат-ат-таварих" Кадыр-Али-бека, "Таварих-и-Булгария" Хисамутдина Муслиш и Тад-жетдина Ялчыгула^, а также определенный комплекс башкирских и татарских родословных - шадаара^.

Все эти источники,как актовые,так и нарративные - за исключением части родословных - относятся к более или менее ранним

1 Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса Х1У-ХУ1 вв. Казань: Изд-во Казан.ун-та,1979; Он же. Термин "ярлык" и вопросы классификации актов ханств Джучиева Улуса. - В кн.: Актовое источниковедение. М.: Наука,1979,с.218-244; Он же. Официальные акты ханств Восточной Европы Х1У-ХУ1 вв. и их изучение. - Археографический ежегодник за 1974 год. М.,1975,с.117-135; Он же. Актуальность комплексного изучения актовых источников Джучиева Улуса Х1У-ХУ1 вв. - В кн.: Южноуральский археографический сборник,вып.1. Уфа,1973,с.151-159 и др.

2 Алишев С.Х. Документы повстанцев Крестьянской войны 17731775 гг. на татарском языке. - "Советские архивы",19^5, с.62-67; Он же. Татары Среднего Поволжья в Пугачевском восстании.

Казань:Таткнигоиздат,1973; и другие. Я Усманов М.А. Татарские исторические источники ХУП-ХУШ вв. Казань: Изд-во Казан.ун-та,1972;Галяутдинов И.Г. "Тарих наме-и булгар" Таджетдина Ялсыгулова: Автореф.дис. канд.филол.наук. - М.: 1977; и другие. Кузеев Р.Г. Башкирские шеджере. Уфа: Башкнигоиздат,1960; Усманов М.А. Татарские исторические источники ХУП-ХУШ вв. Казань, 1972,с.167-195; Ахметзянов М.И. Указ. соч., 1981; и другие. периодам истории народов региона, - начиная с Х1У в.до начала XIX века.

Известно,что среди комплекса тюркоязычных письменных памятников по истории народов Поволжья и Приуралья периода позднего феодализма и эпохи сложения капитализма важное место занимают нарративные источники. Однако ряд описательных источников конца ХУШ-начала XX вв. освещены в научной литературе недостаточно полно, что связано ,в основном,с последовательностью изучения исторического процесса,с одной стороны, и степенью выявленности самих памятников, с другой.

Следующей причиной является то,что большинство исторических источников сохранилось в арабописьменных рукописях на старотатарском языке,которые малодоступны большинству современных исследователей без специальной подготовки.

Что касается изученности самих татарских народно-краеведческих сочинений,то необходимо отметить, что эти памятники до сих пор не подвергались специальному ни источниковедческому, ни историографическому анализу. Однако было бы ошибочно утверждать, что подобные источники не были известны ученым и что приводимый в них материал не использовался в исследованиях. Скорее наоборот: в исторических и филологических работах, как дореволюционных, так и советских ученых, мы очень часто встречаем обращение к ним. В большинстве своем это практическое использование информации, содержащейся в подобных источниках.

На ценность и значимость этих сочинений при изучении истории народа первым обратил внимание Шигабутдин Мардаани (18181889). Например, при написании своего известного труда "Мустафад-ал-ахбар., особенно второй части его, он стремится как можно больше собрать образцов такой литературы. Ш.Мард-жани понимал,что эти разрозненные локально-исторические сочинения в совокупности своей являются неоценимым источником при написании общей истории народа. Тем самым он одним из первых в татарской историографии поднял краеведческий материал до уровня научности. Более того, он явился пропагандистом краеведческого метода истории. Поэтому неслучайно многие историки-любители считают его труды основополагающими при создании краеведческих работ^.

Важный вклад в развитие татарского краеведения сделал Каюм Насыри (1825-1902). Он одним из первых ученых написал научно-краеведческий труд - "Материалы по археологии ( По аулам Свияжского уезда)"^. К.Насыри сам записывал легенды и предания среди населения Казанской губернии, собирал рукописи с историческими повествованиями, среди которых были и Мерзни Ш. Местафад ел-эхбар фи эхвали Казан ве Болгар. Ш,.2. Казан,1900.

2 об этом см.: Юсупов К. Шигабутдин Марджани как историк. Казань: Таткнигоиздат, 1981,с.81-95. Насыйри К. Археология материаллары (Зея еязе авыл-лары буенча). Сайланма эсарлар. 2-нче том. Казак, 1975, б. 7-44. народно-краеведческие сочинения1.

Большую роль в пропаганде краеведения сыграл Риза Фахрет-динов (1858-1936)^. Он является автором научно-краеведческого труда по истории села Каргала Оренбургской области . Р.Фахретдинов собирал и фиксировал рукописи с локально-историческими сочинениями, а некоторые образцы их нашли отражение в его многотомном труде "Асарь"\ Он побуждал к написанию краеведческих работ и пропагандировал их в печатных органах, особенно в редактируемом им журнале "Шура"^. Р.Фахретдинов находился в непосредственном контакте со многими авторами краеведческих работ, например, с А.Бараньгиви, М.-Н.Тюнтяри, К.Бик-куловым и другими.

Одним из первых дореволюционных русских ученых,кто обратил внимание на татарские локально-исторические сочинения,был

1 ^

1 См.: Гимади Х.Г. О трудах Каюма Насырова в области собирания историко-археологических материалов. Каюм Насыри. 1825-1945. Казань,1948,с.94-103; Фахрутдинов Р.Г. Вклад Каюма Насыри в исследование истории и археологии казанских татар.

Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри, Казань,1976, с.155-162. См.: Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX века.Казань; Таткнигоиздат,1975,с.229-241. о Фэхретдин Р. Сегыйд (Каргалы). Казан, 1898. Фэхретдин Р. Асэр. 1-2 ж;., 15 ж;езьэ. Казан-Оренбург, 1900-1911. См.: Фэхретдин Р. Тэрж;емэи хэл вэ табакат китаплары. -"Шура",1915, ® 2, 6.44-45.

В.З.Радлов (1837-1918). Он, как уже отмечалось, являлся публикатором и собирателем подобных сочинений*. Среди его коллекции рукописей сохранились интересные образцы подобных памятников по сибирско-татарским аулам.

Велика роль В.В.Радлова в распространении краеведения среди татарского населения, о чем более подробно будет сказано в соответствующем разделе. Он, будучи членом Общества археологии, истории и этнографии (ОАИЭ) при Казанском университете, проводил работу по сбору исторических материалов среди татар и других народов Поволжья, Урала и Сибири.

Заметную роль в сборе и фиксации татарских исторических рукописей сыграл на рубеже Х1Х-ХХ вв. Н.Ф.Катанов (1862-1922)2. Являясь с 1894 года секретарем ОАИЭ, а также редактором "Известий" Общества, он публиковал переводы татарских историко-краеведчееких сочинений, в частности такие, как "Предания тобольских татар о Кучуме и Ермаке", "Татарское предание о слободах Старо татарской и Новотатарской в г.Казани", "Татарские предания об озере Кабан в г.Казани"3 и ряд других. См.: Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен. 4 т. СПб., 1872. См.: Иванов С.II. Николай Федорович Катанов. (Очерк жизни и деятельности). Изд.2-е. М.-Л., 1980.

3 См.: Иванов С.Н. Николай Федорович Катанов. (Очерк жизни и деятельности). Изд. 1-е. М.-Л., 1962, с.94-104.

В .первые десятилетия после Октябрьской революции активную деятельность по' сбору рукописей, среди которых были и народно-краеведческие сочинения, развернул Сайд Вахиди1. Им переданы в различные архивы Казани и Ленинграда несколько образцов подобной литературы.

В 1930-1940-е годы Гали Рахим составляет специальное пособие по так называемому "монографическому" описанию татарского села, где в частности учитывает также старые традиции краеведения^. Его пособие,имеющее практическое значение в изучении родного края, сыграло важную роль в фиксации старых рукописных образцов народно-краеведческой литературы.

В 1960-1970-е годы интерес к народно-краеведческим сочинениям возрастает. Они чаще стали привлекаться для анализа тех или иных сторон истории, языка и культуры народа. К их матера риалу обращаются, например, историки: С.Х.Алишев , Р.Г.Фах-рутдинов^; филологи: Г.Ф. Саттаров^ М.Ахметзянов6 и ряд дру

1 Научный Архив КФАН СССР, кол.53, фонд С.Вахиди. Рэхим Г. Авылны ейрэну. Татар авылларын монография ысулы белэн ейрэнг ечен ж,ентекле кулланма-программа. Казан: Татиз-дат, 1930. о ° Алишев С.Х. Каюм Насыри и Мухаметзян Аитов. Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри. Казань,1976,с.193-198. Фахрутдинов Р.Г. Вклад Каюма Насыри в исследование истории и археологии казанских татар. Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри. Казань,1976,с.155-162. с и Саттаров Г.Ф. Татарстан АССРкыц антропотопонимнары. (Татарстан авыллары исемнере). Казан: КДУ, 1973. Ахметзянов Ы.И. Указ.соч. Алма-Ата,1981. гих исследователей. Однако обращение к ним носит чисто практический характер.

В это же время происходит качественное изменение изучения татарских письменных источников в целом, что не могло не отразиться и на судьбе народно-краеведческих сочинений. В частности, М.А.Усманов в своей монографии поставил задачу их источниковедческого изучения^. Он впервые предположительно называет их "региональными историями", а также видит истоки их зарождения в трансформации исторической литературы ХУП-ХУШ вв., особенно в письменной родословной традиции.

Таким образом,в предшествующей литературе не было специального источниковедческого анализа историко-краеведческих сочинений. Но в ней поставлена задача необходимости подобного анализа.

Новизна данного исследования состоит в том, что народно-краеведческие сочинения впервые подвергаются комплексному ис-торико-источниковедческому изучению.

По структуре работа содержит две главы,а также сводный список сочинений. В первой главе рассматриваются истоки зарождения краеведческого метода в татарской исторической литературе, прослеживается эволюция развития и выявляется источни-ковая база сочинений. Для выяснения классовой направленности татарского краеведения в XIX - начале XX вв. изучается состав авторов.

Во второй главе дается источниковедческая квалификация исследуемого жанра литературы и на отдельных образцах разра Усманов М.А. Татарские исторические источники ХУП-ХУШ вв. Казань: Изд-во Казан.ун-та,1972,с.194-195. батывается методика анализа народно-краеведческих сочинений. При этом комплексно изучается содержание сочинений по Сибирскому региону в связи с тем,что объем материала позволяет их рассматривать в рамках раздела данной работы. Что касается объемного анализа содержания сочинений, созданных в основном районе расселения татар - Поволжье и Приуралье, то их материал настолько обширен (на сегодня из известных сочинений около 70 процентов созданы в этом регионе), что не позволяет их рассматривать в рамках раздела, а требует отдельного исследования. Однако, излагая основные положения исследуемой теш, в качестве доказательства и иллюстративного материала опираемся-на сочинения Поволжско-Уральского региона, а также в отдельном разделе дается анализ списков одного из значительных образцов всего комплекса источников - сочинения,повествующего историю сел Буинского района Наго.ркой стороны Татарии.

Является очевидным, что локально-исторические сочинения свидетельствуют о зарождении краеведения среди населения,т.е. они становятся новым фактом развития татарской историографии прошлого столетия. Кроме того они являются,с одной стороны, источниковой базой для современного краеведения, с другой -надежным источником при изучении истории, этнографии, социальной психологии, филологии и культуры народов Поволжья, Урала и Сибири.

При источниковедческом изучении комплекса татарских народно-краеведческих сочинений автор настоящей работы не проводит сопоставительного анализа с подобной литературой других народов. Это задача будущего. В дальнейшем перед нами также стоит задача ознакомления широкого круга исследователей с конкретными образцами сочинений через их научную публикацию.

По объективным причинам остается нерешенным вопрос соотношения татарской научной историографии и национального краеведения. Особого исследования требует проблема взаимосвязи художественного и научно-исторического миропонимания в мировоззрении краеведов-любителей.

Известно,что традиция описания истории местности или села живет и сегодня, поэтому для полного представления развития народно-краеведчеекой литературы необходимо изучить ее развитие и в советское время.

 

Список научной литературыШайхиев, Рафаэль Анварович, диссертация по теме "Историография, источниковедение и методы исторического исследования"

1. Классики М8рксизма-ленинйзь5а

2. Ленин В.И. Развитие капитализма в России. - Полк.собр.соч.,т .З . - 791 с.

3. Ленин В.й. Карл Маркс. - Поли.собр.соч.,т.26,с.^3-93.

4. Ленин В.й. Маленькая картинка .для выяснения больших вопросов. - Полк.собр.соч.,т.37,с.^07-411. 1. X X 1. X речи. М.: Политиздат,1979.

5. Калинин М.И. О воспитании и обучении. М. ,1957. - 464 с.

6. Крупская Н.К. Краеведение и народное просвещение. - Пед.соч.в десяти томах, т . 8 . М.,19б8.

7. П. Архивные источники,неопубликованныерукописные материалы^

8. Библиотека Тобольского краеведческого музея, W- 30796.

9. Научный архив Казанского филиала АН СССР,фонд 53 (фонд

10. Вахиди); фонд 24 (исторические сочинения).

11. ОРРК НБ им.Лобачевского Казанского государственного университета. Погодные записи событий - вакаигнаме: т.2276,т.2277, 1.2406, т.2280, т.2494; т.843.

12. Рукописный отдел Ленинградского отделения ИВ АН СССР. А 1135,1. А 1545, В 40609 - П.

13. Ш. Опубликованные источники и исследованияа) на русском языке

14. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Казань:

15. Таткнигоиздат, 1976. - 317 с.

16. Актовое источниковедение. Сборник. М.: Наука. - 269 с .

17. Алаев Э.Б. Экономико-географическая терминология. М.:Мысль,1977. - 199 с.

18. Алексеев М.П. Сибирь в известиях западноевропейских путешественников и писателей ХШ-ХУШ вв. Изд.2-е, Иркушск,1941. 611 с.

19. Алишев Х. Документы повстанцев Крестьянской войны 17';S1775 г г . На татарском языке. - "Советские архивы", 19'rS, W 5, с.62-67.

20. Алишев Х. Татары Среднего Повожья в Пугачевском восстании. Казань: Таткнигоиздат, 19'JB. - 213 с .

22. Андреев А.И. Очерки по источниковедению Сибири,вып.1-2.1. М.-Л., 1960-1965.

23. Арабско-русский словарь. Составит'.проф.Баранов X.К. М.:

24. Советская энциклопедия, 1966.- 182

25. Ахатов Г.Х. Диалект западносибирских татар. Уфа,1963.195 с.

26. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.: Политиздат,1982.- 270 с .

27. Ахметзянов М.И. Исследование татарских шеджере в источниковедческом и лингвистическом аспектах. (По источникам Х1Х-Х в в . ) :

28. Автореф. дис . . . канд.филол.наук. - Ал1ла-Ата, 1981. - 25 с.

29. Ахметьянов Р.Г. Сравнительные исследования татарского ичувашского языков.. М.: Наука,1978. 246 с.

30. Барков А.С. Вопросы методики и истории географии. М.,1961. - 263 с.

31. Барсуков А. Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства ХУШ столетия. СПб., 1902. - 611 с.

32. Бартольд В.В. Фараб. Соч., т .2 . М.: Наука, 1965,с525.

33. Бартольд В.В. Бараба. - Соч., т . З , М.; Наука, 1965. - 711 с.

34. Бартольд Ь,':^, Работы по истории ислама и арабского халифата. Т.6. М.: Наука, 1966. - 78А с.

35. Бахрушин СВ. Очерки по истории колонизации Сибири //ъ кн . :

36. Бахрушин СВ. Научные труды. Т.3 ,ч .1 . М.: 1955. - 299 с.

37. Брук СИ. Население мира. Этно-демографический справочник.1. М.: Наука,1981.- 880 с.

38. Валеев Ф.Г, Западно-сибирские татары. Казань, 1980. - 232 с.

39. Васильев Л.С История религий Востока. Религиозно-культурные традиции и общество. М.: Высшая школа, 1983. - 366 с.

40. Вахидов С Г . Исследование ярлыка Сахиб-Гирей-хана^/ИО АИЭ,т.ХХХШ, вып.П, с.61-92.

41. Вахидов С Г . Ярлык хана Сахиб-Гирея. BHOT,i 12. Казань,1925,0.29-37. - ^^^ -.

42. Воробьев Н.й. Казанские татары. Казань, 1958. - 388 о.

43. Вульфсон Г.Н. Разночинно-демократическое движение в Поволжье и на Урале в годы первой революционной ситуации. Казань: йзд-во Казан, ун-таД974. - 350 с.

44. Гайнуллин М.Х. Татарская литература ХЦ века. Казань: Таткнигоиздат, 1975. - ""ЗОб с

45. Галяутдинов й.Г. "Тарихнаме- и булгар" Таджетдина Ялсыгулова: Автореф. дис .канд . филол. наук. М. ,1977. - 19 с.

46. Гафаров М.А. Персидско-русский словарь. 1-2 тт. М.: Наука,1976.

47. Гишди Х.Т. О трудах Каюма На сыров а в области собираний историке-археологических материалов.//Каюы Насыри 1825-Т845 . 1. Казань, 1948, с.94-103.

48. Греков Б.Д., Якубовский Й,Ю. Золотая Орда и ее падение.1. M.-Ji., 1950. - 201 с.

49. Григорьев А.Н. Христианизация нерусских народностей какодин из методов национально-колониальной политици царизма./^

50. Материалы по истории Татарии, вып.1. Казань,1948, с.226-285.

51. Губайдуллин Г. Из истории торгового класса приволнскихтатар. Баку, 1926. - 56 с.

52. Дмитриева Л.В., Муратов Н. Описание тюркских рукописейинститута востоковедения. Ч.П. М.: Наука,1975. - 229 с.

53. Елпатьевский А.В. К истории документирования актов гражданского состояния в России и СССР (с ХУШ в. по настоящее время)//

54. В сб.: Актовое источниковедение. М.: Наука,с.55-84.

55. Ермолаев И.П. Историческая хронология. Казань, 1980. - 246 с.

56. Ермолаев И.П. Среднее Поволжье во второй половине ХУ1-ХУП вз.

57. Управление Казанским краем. Казань: Изд-во КГУ,1982. - 220 с.- 184

58. Зерналов А.Н. Материалы по истории Симбирского края ХУП

59. ХУШ вв. Симбирск, 1900. - 131 с.

60. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства (1635-1758). М.,1964. - 482 с.

61. Иванов П.В. Педагогические основы школьного краеведения.

62. Петрозаводск,1966. 182 с

63. Иванов Н. Николай Федорович Катаков. Очерк жизни и деятель нос ти.Мт-Ж. , 1962. - 112 с.

64. Ионенко И.М.,Силаева Н.М., Синицина К.Р. К вопросу исторического краеведения (из опыта Татарии) / / Поволжский край, вып.6. Саратов,1979.

65. Историческое краеведение. М.: Просвещение,1980. - 175 с.йсшория Сибири. В 5-ти томах. Новосибирск, 1968-1976.

66. История Татарской АССР. Казань,1968. - 743 с.

67. История Татарии. В материалах и документах. М.: Соцэкгиз,1937. - 503 с.

68. Источниковедение. Теоретические и методические проблемы.

69. Сб. статей. М.; Наука,1969. - 511 с.

70. Источниковедение отечественной истории. Сб.статей. М.:1. Наука,19';^. - 396 с.

71. Источниковедение отечественной истории. Сб.статей за 1975.

73. Источниковедение отечественной истории. Сб.статей за 1976.1. М.: наука,1977. - 271 с.

74. Источниковедение отечественной истории. Сб.статей за 1981.1.i.: Наука,1982. - 280 с.

75. Каримуллин А.Т. Татарская книга начала XX века. Казань,1974. - 819 с. - 185

76. Карцев В.Т. Опыт историко-социологического изучения села1. Молдико. М., 1968.

77. Катанов Н.Ф. О религиозных войнах учеников шейха Багаутди

78. HS против иноземцев западной Сибири. - "Ученые записки Казанского университета", 1903, кн.12,с.133-146.

79. Катанов Н.ф. предания тобольских татар о Кучуме и iipMaKe.- Ежегодник Тобольского губ.музея, вып.5. Тобольск,1896,с.161162.

80. Кацюба Д.П. Историческое краеведение в школе,чч.1 и П. Кемерово,1969, .ЭЪ,

81. Климович Л.И. Ислам в царской России. Очерки. М.,193б.406 с.

82. Ковалевский А.П. Книга Ахмет ибн Фадлана о его путешествиина Волгу в 921-922 гг . Харьков, 1956. - 347 с.

83. Комиссаров Т. Что такое краеведение. Уфа, 1926. - 28 с.

84. Крывелев И. История религий. 1-2 тт . М.,1975-1976.

85. Кузеев Р.Г. Башкирсвие шеджере. Уфа: Башкниг6издат,19б0.- 234 с.

86. Лобанов-Ростовский А.Б. Русская родословная книга. Изд.2-е,

88. Луи де Йонг. Историк и интервью. Тезисы докладов ХШ Международного конгресса исторических наук в Москве 1970 года. М., 1970. - 17 с.

89. Мавлютов р. Ислам. М.: Политиздат,1980. - 168 с.

90. Магницкий В.К. Список селений мишарей в Буинском уезде

91. Симбирской губернии. - ИОАИЭ, т.ХУП, вып.2-3. Казань, 1901.

92. Мазитова Н.А. Изучение Ближнего и Среднего Востока в Казанском университете. Казань: Изд-во КГУ, 1972. - 225 с .

93. Марджани Ш. Завеса времени,покрывающая историю Булгара и- 186

94. Казани.//труды 1У археологического съезда в России, т .1 ,от .2 .1. Казань, 188А, с.40-58.

95. Мартынов П. Селения Симбирского уезда. Материалы для истории Симбирского дворянства и частного землевладения в Симбирском уезде. Симбирск, 1903. - 298 с.

96. Массэ А. Ислам. М.: Наука,1961. - 229 с.

97. Математические методы в историко-экономических и историкокультурных исследованиях. 1щ: Наук^, 1977. - 383 с.

98. Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т.1, УП-ХУ1 вв . / /

99. Арабские и персидские источники. М.-Л., 1939. - 612 с.

100. Методика историко-краеведческой работы в школе. М. :Просвещение, 1982. - 222 с.

101. Миллер Б.Ф. Персидско-русский словарь. М., I960.

102. Миллер Г.Ф. История Сибири , т .1-2 , М.-й., 1937-1938.

103. Мирзоев В.Г. Историография Сибири (домарксистский период).1. М.: Мысль, 1970. - 391 с.

104. Михайлова СМ. Формирование и развитие просветительствасреди а?атар Поволжья (1800-1861). Казань: Изд-во КГУ,1972. 227 с.

105. Михайлова СМ. Казанский университет и просвещение народов Поволжья и Приуралья. Казань: Изд-во КГУ, 1979. - 223 с.

106. Мухаммедова Р.Г. Татары-мишары. М.: Наука,1972. - 246 с.

107. Мухамедъяров Ш.Ф. Едигей. - Советская историческая энциклопедия, т .4 . М.: Советская энциклопедия,с.317.

108. Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарскойтатарской общественно-политической мысли. Казань, 1964. - 446 с.

109. Нуруллин И.З. Путь к зрелости. Казань: Таткнигоиздат,1971.222 с. - 187

110. Общественно-политическая мысль в Поволжье в конце Х1Х-начале XX вв.^^Под ред.проф. Р.И.Нафигова. Казань: Изд-во КРУ, 1977. - 272 с.

111. Окладников А.П., Громыко М.М., Докучаев Т.А., Соскин В.А.

112. Сибирь. - Советская историческая энциклопедия, т .12. М.: Советская энциклопедия, с.830-850.

113. Очерки истории арабской культуры. У-ХУ вв. М.: Наука,1982. - 357 с.

114. Перетяткович Г.И. Поволжье ХУ и ХУ1 веках. (Очерки из истории края и его колонизации). М., 1877. - 331 с.

115. Полное собрание законов Российской империи за 1649-1825 ггт.ХХП, Ш 10597, 16710. СПб., 1830.

116. Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источниковпо отечественной истории. М.: Наука, 1975. - 281 с.

117. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен.1. СПб., 1872,т.4. - 411 с.

118. Рашид ад-дин. Сборник летописей. Т.1-2. М. ,1952-1954.

119. Рахим А. К вопросу о татарском крестьянском двидении в1878 г . - "Вестник научного общества татароведения ", Ш 8, 1. Казань, 1928, с.144-152.

120. Саидбаев 'i'.C. Ислам и общество: опыт историко-социологического исследования. М.: Наука,1978. - Я53 с.

121. Сибирская археография и источниковедение. Новосибирск:1. Наука, 1979. - 238 с.

122. Сибирские летописи. СПб., 1907.

123. Синицина К.Р. К вопросу о предмете и сущности краеведения.(По материалам журнала "Советское краеведение" 1930-1936).//

124. История и источниковедение СССР. Казань, 1977.- 188

125. Сшков Ю.И. Крестьяне Среднего Поволжья в борьбе за зешгои волю. Казань: Таткнигоиздат, 1973. - 270 с.

126. Степанов Р.Н. К вопросу о служилых и ясачных татарах.

127. Сборник аспирантских работ КГУ. Казань,196^ .

128. Строев К.Ф. Краеведение. Изд.2-е. М.: Йросвещение, 1974.144 с.

129. Строев К.Ф. ,Ефремов Ю.К. Краеведение. -БСЭ, изд.3-е,

130. Т.13. М.: Советская энциклопедия, с .13.

131. Тагиров И.Р. Революционная борьба и национально-освободательное движение в Поволжье и на Урале. Казань: Изд-во КГУ, 1977. - 21бс.

132. Татаро-монголы в Азии и Европе. М.: Наука, 1977. - 503 с.

133. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.: Наука,1967.538 с.

134. Тизенгаузен В.Г. Соорник материалов,относящихся к истории

135. Золотой Орды, Т.1. Извлечения из сочинений арабских. СПб.,1884. - 564 с.

136. Токарев Религия в истории народов мира. М.: Политиздат,1976. - 575 с .

137. Тоыилов Н.А. Современные этнические процессы сибирскихтатар. Томск, 1978. - 216 с .

138. Труды 1У археологического съезда в России, т . 1 , отд.2.1. Казань, 1884. - 564 с.

139. Туьшшева Д.Г. Диалекты сибирских татар. Казань,1977.- 294с.

140. Тутаев М.З, Октябрь и просвещение. (Очерки истории просвещения в Татарии накануне Октябрьской революции и в перше годы

141. Советской власти). Казань, 1970, - Н4 с.

142. Усманов М.А. Татарсре исторические источники ХУП-ХУШ вв.

143. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1972. - 222 с.- 189

144. Усыанов М.А. Актуальность комплексного изучения актовыхисточников Джучиева Улуса Х1У-ХУ1 вв. В кн. : Южноуральский археологический сборник, вып.1. Уфа, 19*^, с.151-159.

145. Усманов М.А. Жалованные акты Джучиева Улуса Х1У-ХУ1 вв.

146. Казань: йзд-во КГУ, 1979. - 317 с.

147. Усманов М.А. Термин "ярлык" и вопросы классификаций актовханств Джучиева Улуса. - В кн . : Актовое источниковедение.

149. Усманов М.А. Заветная мечта Хусаина Фаизханова. Казань:

150. Татккигоиздат, 1980. - 223 с.

151. Фарсобин В.З. Источниковедение и его метод. М.: Наука,1983. - 220 с.

152. Фахрутдиков Р.Т. Вклад Каюма Насыри в исследование историии археологии казанских татар. Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри. Казань, 1976, с 155-162.

153. Федоров-Давыдов Г.А. Общественный строй Золотой Орды. М.,1973. - 180 с.

154. ХакимзяЕОв Ф.С. Язык эпитафий волжских булгар. М.: Наука,1978. - 206 с.

155. Халиков А.Х. Происхождение татар Поволжья и Приуралья.1. Казань, 1978. - 160 с.

156. Хальфин И.И. Жизнь Джингиз-хана и Аксак-Тимура,с присовокуплением равных отрывков, до истории касающихся коих все слова для обучающихся расположены по алфавиту. Казань, 1822.

157. Хасанов Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации.

158. Казань: Таткнигоиздат,1977. - 327 с .

159. Шайхиев Р.А. ,Усманов М.А. Образцы татарских народно-краеведческих сочинений по истории Западной и Южной Сибири./^В кн. :

160. Сибирская археография и источниковедешю. Новосибирск:Наука,- 190 1979, с.85-103.

161. Шайхиев Р.А. Татарские народно-краеведческие сочинения(Развитие и состав) / /В кн*: Вопросы отенествекной, зарубежкой истории, литературоведения и языкознания. 1 ч . Казань: Изд-во 1. КГУ, 1981, с.3-7.

162. Шайхиев Р.А. Мусульманское духовенство и его роль в становлении татарской исторической литературы. / / В кн. : Бартольдовские чтения. 1982. Тезисы докладов и сообщений. М.: Наука, 1982, с .73.

163. Шино П.А. (Пашино) . Волжские татары. - "Современник",i860,т.81,с.27^-284.

164. Шихсаидов А.Р. Мулк в Дагестане Х-Х1У ъъ. //^ кн . : Формыфеодальной и земелькой собственности и владения на Ближнем и

165. Среднем Востоке. М.: Наука, 1979, с.159-167.

166. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. Уфа:

167. Башкнигоиздат,1972. - 336 с

168. Юсупов Г.В. Введение в булгаро-татарскую эпиЕрафику. - М.-Л.,160. - 165 с .

169. Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани как историк. Казань: Таткнигоиздат, 1981. - 232 с.

170. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение . Изд. 2-6» Gilo., 1891. - 308 с.

171. Ярв В.-Р. Очерки по истории краеведения в Эстонии: Автореф.д и с . . . канд. ист.наук. - Таллин, 1972. - 37 с . - 191 б) На татарском языке ^^

172. Абдюшев К. Карашэм. Казан: Таткитнашр., 1976. - 52 б.* Атласи ft. Казак хаклыш. 1-кис8К. Казан: Магариф,1920. 344 б. * йтласи Ь . Себер тарихы. Казак,1912. - 177 б.

173. ИсэнОэт Н. Татар халык мэкальларе. 1-3 тт . Казак: Таткитнашр., 1959-1967. ^ Каюм НасыйриЕЫн; моцарчы басылмаган есэрларе. Мэж,муга. Гали

174. Насыйри К. Сайлань;а есэрлэр. 1-2 тт. Казан: Таткитнэшр.,1974-1975.

175. Насыйри К. Археология материаллары. Зея еязе авылларыбуенча. Сайлакма есэрлэр. Казан, 1975, т . 2 .

176. Нуруллин Й. Габдулла Тукай. АКТ. Казан: Таткитнэшр., 1979.302 б.

177. Нуруллин И. XX йез башы татар эдэбияты. Казан: КДУ,19бб.425 б.

178. Рэхим Г. Авылны ейреку. Татар авылларыныц монография ысулыбелек ейреку ечен ж;ектекле куллакма-программа. Казан: Таткитнешр., 1930. - 52 б.

179. Саттаров Г.Ф. Татарстан АССРныц антропотопонимнары. Казан,19*;^. - 297 б. •^ Сафаров Т. Ахунд эл-хаж; ыелла Техфэтулла Яйудэ-ахунд углы

180. Сафарогвкыц нэсел ве нэсеплеренец шеж,эрэседер. СПб., 1902. - 9 б.^ СУНЧЭЛЭЙ М. Иске Кыешкы тарихы. Оренбург, 1911. - 47 б. ^ Тарих-Е Магазин. Оренбург, 1905. - 16 б.

181. Татар халык иж,аты: Кыска ж;ырлар. Казан,1976. - 392 б.

182. Татар халык иж;аты: Табышмаклар. Казан, 1977. - 271 б.

183. Татар халык иж;аты: Экиятлэр. 1-3 китап. Казан, 1970-1981.

184. Татарча-русча сузлек. М.: Советская энциклопедия, 1966.

185. Татар теленец ацлатмалы сузлеге. Казан: Таткитнэшр., 1-3 тт.1978-1980. - 193

186. Татар теленец диалектологик сузлеге. Казан: Таткитнешр.,1959. - 643 б. * Тапиров 3 . Татарстанныц Минзеле кантонында 1905 елвы резолюция х8р9К8тенец тарихын ейрану яцалыклары. Казан: елы юк. - 3 б. •^ Тукаев М. Тарих-е Старлибаши. Казан, 1899. - 19 б.

187. Хэшин К.З . , Мэхмутов М.И., Сэифуллин Г.Ш. Гарэпчэ-татарчарусча алыЕыалар сузлеге. Казан,1965. * Шарки 3 . Оренбурда революция кеннаре. Тарих урнында. 19051919 еллар. Оренбург, 1926. - 59 б.