автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.01
диссертация на тему: Театральное движение в провинциальной России XIX -начала XX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Театральное движение в провинциальной России XIX -начала XX века"
Vi ,-Л
^ 'з №
Саратовский ордена Трудового Красного Знамени государственный университет имени Н.Г.Чернышевского
На правах рукописи
ДЬЯКОНОВ Вячеслав Алексеевич
ТЕАТРАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ XIX - начала XX века
На материалах Среднего Поволжья
Специальность 07.00.01 История общественных движений.« политических партии
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Саратов 1995
Диссертация выполнена на кафедре политических наук Саратовского государственного университета им.Н.Г.Чернышевского
Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор Ю.П. Суслов
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор А.Д.Крахмалева, кандидат исторических наук, доцент В.В.Всемнров.
Ведущая организация: Саратовский государственный технический университет
Защита состоится "3&" ноября 1995 г. в " " часов на заседании диссертационного Совета К 063.74.06 по защите диссертаций на соискание ученой степени
кандидата исторических наук в Саратовском ордена Трудового Красного Знамени государственном университете имени Н.Г.Чернышевского (410071,Саратов, улАстраханская,83).
С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале - Научной библиотеки госуниверситета
Автореферат разослан "Л? " 1995 г.
Утеиый секретарь диссертационного Совета доктор исторических наук, профессор / - Ю.Г.Голуб
мм /
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Необходимость исследования театрального движения в Среднем Поволжье в XIX г начале XX веков определяется общественной потребностью научного осмысления социального и духовного развития российского общества в различные эпохи. Особого внимания заслуживает процесс демократизации театральной жизни второй половины XIX века как исторический опыт, требующий изучения и применения на современном этапе культурного строительства в нашей стране.
До настоящего времени театральное движение Среднего Поволжья в научном плане не исследовано. Отсутствуют работы, анализирующие историю театральной культуры этого большого региона в целом и составляющих его областей.
Изучение истории поволжских театров, как и всего провинциального театрального движения, имеет научное познавательное, историко-краеведческое, воспитательное значеие. Трехвековая история русского театра - неотъемлемая часть национальной культуры нашего народа, давшей миру высокие образцы художественного творчества и признанных мастеров сцены. На Протяжении столетни театральное искусство увлекало.волновало, объединяло и воспитывало жителей не только столиц, но и глубокой провинции.
Исследователи утверждают, что с середины XIX столетия театр становится центром культурной жизни провинции, "самым мощным по тому времени средством просвещения"1.
' Петровская И.Ф. Театр и зритель провинциальной России: Вторая половина XIX века. Л. 1979. С.18-20.
Провинциальное театральное движение в Среднем. Поволжье формировалось и развивалось в неразрывном единстве с передовыми идейно-творческими традициями российской сцены. Оно отразило характерные черты социальной и духовной жизни большого региона с его этническими, национальными особенностями, укладом и обычаями. Всестороннее изучение поволжского театрального движения XIX -начала XX столетий дает возможность выявить социально-политические предпосылки возникновения и развития
провинциального . театра, его связь с народным творчеством и общественными организациями, его влияние на духовное развитие общества.
Исследование специфики крепостного театра, персонального состава устроителей и актеров, репертуара и зрителей способствует осмыслению его социально-художественной функции, порожденной феодально-крепостническими условиями России, его дальнейшего развития и перерастания в коммерческий профессиональный театр в обстановке зарождающихся буржуазных отношений.
Изучение театрального движения 40 - 60-х годов позволяет уяснить, как влияли на театр мировоззрение и характер его содержателей, антрепренеров, меценатов и актеров, какие требования выдвигали перед театром различные группы и слои населения, как оценивали состояние театрального дела в тот или иной период и воздействовали на его дальнейшее совершенствование. Анализ документов, и материалов дает возможность определить место театра в социальной жизни провинции, его связь с общественным движением, политическими и научными воззрениями, развитием экономики, образования и культуры местного населения, изменением его социальной психологии, обобщить передовой опыт поволжских театров, их вклад в театральную жизнь России.
Таким образом, исследование данной темы способствует более глубокому осмыслению театрального движения в Среднем Поволжье как процесса социального, общекультурного, духовного развития российской провинции, выработать научно обоснованные предложения По совершенствованию форм и моделей современного театрального дела.
Состояние научной разработки проблемы. Проблемы, взятые для исследования, имеют историографию, которую можно условно разделить на несколько хронологических периодов: первый - конец ХУШ века - 1917 год, второй 1917-1987 годы, третий - после 1987 года.
Обзор литературы по исследуемой теме показывает наличие значительного числа работ, касающихся истории русского дореволюционного театра.
Среди ранних попыток отразить становление русского театра следует назвал» воспоминания, дневники и записки С.Т.Аксакова, Ф.Ф.Вмгеля, Г.Р.Державина, И. М. Долгорукова, М.П./Кданова, С.П.Жихарепа, В.А.Ипсарского, Н.Коровкшм, А.С.Пишчевича, Н.П.Полевого, А.М.Тургепева
Они содержательны, приводят много ценных сведений о современных театрах, спектаклях, актерах, но зачастую пристрастны, субъективны в характеристиках.
Наиболее яр-;ие впечатления о театральной жизни в провинции оставили в своих мемуарах известные российские актеры н театральные деятели М.С.Щепкин, Л.П.Никулина-Коснцкая,
A.И.Шуберт, П.М.Медведев, П.А.Стрепетова, М.Г.Савнна,
B.Н.Давыдоп, В.А. Гиляровский, В.И.Качалов, Б.А.Горин-Горяйпов,
C.И.Танеев, В.А.. Штейн, Ю.М.Юрьев, С.Г.Ярон,
Аксаков С.Т. Лшературнъ'е ü театральнее поспомнпишя: Собр. еэт.п 4 т. М.,1955. Т.З.; Вшель Ф.Ф. Записки.Ч.1-УП.М.,1892; Державин Г.Р.Соч.Т.6.Спб.,1871; Долгорукий И.М. Капище моего сердца. М.,1874; Жданов МЛ. Путевые записки по России г> двадцати губерниях. Снб.,1843, Жихарев С.П. Записки современника. Воспоминания старого театрала: В 2-х т, Л.,1989; Инсарский В.А. Половодье: Картины провинциальной жизни. Спб.,1875; Коровкин Н. Гайны русских провинциальных театроз//Патсон и репертуар. 1845. Кн 4-6; Пишчесчч A.C. Жизнь им самим описанная. М, 1885;
Полевой Н.П. Мои воспомхтхшя о русском театре//Репертуар русского театра
1840. T.I; кн.2; Записки Л.МТургенека. 1772-1801 гг.//Русски стгртгна. 18S5.
л
Н.И.Собольщиков-Самарин, Н.Н.Синельников, Н.Н.Боголюбов, А.Д.Попов 3.
Первыми попытками написания и систематизации истории русского театра явились работы Я.Я.Штелина, П.Н,Арапова, В.О.Михневича, Е.Н.Опочинина, Н.В.Дризена, Б.В.Варнекс, В.Н.Всеволодского-Гернгросса4. Эти работы дореволюционного русского театроведения охватывают основные периоды русской театральной истории, содержат большой фактический материал, но не дают глубокого социального анализа проблематики драматургии, актерского мастерства, оежлшмх этапов культурного строительства.
Процессы становления и развития театрального искусства России исследуются в , трудах Б.В.Алперса, А.Я.Альтшуллсра, С.Л.Гинэбурга, А-А.Гозенпуда, С.С.Данилова, Ю.В.Кс.\дыша,
3 Щепкин М.С. Записки и письма. Иад.2-е. Спб., 1914; Записки Л.П.Никулнной-Косицкой//Русская старина. 1878. T.XXI; Шуберт А. И. Моя жизнь. Л.,1929; Медведев U.M. 60 лет на сценических подмостках//Библиотека театра и искусства. М.,1905: Стрепетова П. Жизнь и творчество трагической актрисы. Л.; М., 1959; Савина М.Г. Горести и скитания. Л., 1983; Давыдов В.И. Рассказ о прошлом. Л.; М., 1962; -Гиляровский ILA. Мои скитания. Люди театра, М.,1989; Горин'Горяйнов Б.А. Лктеры: Из воспоминаний. А; М., 1947; Качалов В.И. Мой приход во МХАТ//Огонек. 1938. N23; Танеев СМ. Театральные мелочи из прошлого императорских театров, Спб., 1890; Штейн В.А. Из театральной старины//Библиотека театра и искусства. Спб., 1907; Юрьев ЮМ- Записки. Л.;М., 1945; Яром С.Г. Воспоминания о театре (1867-1897гг.). Киев, 1898; Собагыл/иков-Самарин Н.И. Записки. Горький, .i960; Синельников H.H. Шестьдесят лет на сцене. Записки. Харьков, 1935; Боголюбов ПЛ. Шестьдесят лет в оперном театре. М.,1967; Попов А-Д. Творческое наследие: Воспоминания и размышления о театре. М., 1979.
4 Штелин Я. Краткое известие о театральных в России представлениях //С.-Петербургский вестник, 1779, август; Арапоб П. Летопись русского театра. Спб., 1861; Михневич В. Очерк истории музыки в России в культурно, общественном отношении. Спб., 1879; Опочинин Е. Русский театр, его начало и развитие. Спб., 1886; Дрияен Н.В. Материалы к истории русского театра. М., 1905; Варнеке Б. История русского театра. Казань, 1908; Всеаододский-Гернгросс В.Н. Театр в России в адоху Отечественной войны. Спб., 1912; Он же. История театрального образования в России. Спб., 1913; Он же. История русского театра. Л.;М., 1929 . T.I-U.
Т.М. Родиной, Н.Ф.Финдейзена, М.О.Янковского5. В них превалирует социологический подход к изучению театра как одной из специфических форм общественного сознания, тесно связанной со всей жизнью общества и занимающей важное место в идеологической борьбе.
Литературу по исследуемой теме можно условно разделить на три блока. Первый посвящен изучению крепостного театра в России. Это работы Э.Бескина, К.Бестужева, Н.Н.Еврейнова, А.Ивановского, В.Г.Сахновского, В.К.Станюковича, З.Шамурнной, раскрывающие специфику, устройство театров, тяжелый подневольный труд крепостных актеров6. Особого внимания заслуживает книга "Крепостной театр" Т.А.Дынник. Систематизировав имеющиеся сведения, автор анализирует проблематику, репертуар, актив и творческий состав барских театров России'. Однако в таблицах, составленных Т.Дынник, учтены далеко не все поволжские театры.
Следующий блок исследований касается истории русского драматического и музыкального театра XIX - начала XX веков. Работы А.А.Аникста, Б.В.Асафьева, А.А.Гозеипуда, С.С.Даннлова и М.Г.Португаловой, Ю.А.Дмитриева, В.М.Красовской, А.Р.Кугеля, Г.А.Ханченко, Е. Г.Холодова и других а хронологической последовательности прослеживают развитие театрального искусства с
5 Алперс Б.В. Актерское искусство б России. М.; Л., 1946; Алыпшуллср А.Я. Театр прославленных мастеров. М.; Л. ,1968; Гинзбург Русский музыкальный театр. 1700-1835 гг. Л.; М.,1941; Гозенпуд A.A. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Л., 1959; Данилой С.С. Гоголь и театр. Л., 1936; Он же. Русский театр в художественной литературе. М.; Л., 1939; Келдыш Ю.В. Русская музыка ХМ 11 века. М., 1965; Родина Т.М. Александр Блок и русский театр начала XX пека. М.;Л, 1928-1929. T.I-I1; Янковский М.О. Оперетта. Возникновение и развитие гканра на Западе и о СССР. Л.;
М., 1937.
6 Бсскин Э. Крепостной театр. М„ 1927; Бестужев К. Крепостной театр. М., 1913; Евреиное И. Крепостные актеры. Л., 1925; Ивановский А. Крепостные актеры и актрисы//Колосья. N И. 1886; Сахновский В.Г. Крепостной усадебный театр. А, 1925. Станюкович В.К. Домашние крепостные театры XY111 века. Л., 1927; Шамурина 3. Крепостные театры. М.,1923.
7 Дынник Т. Крепостной театр. М.^Л.,1933.
выделением наиболее значительных явлений и имен8. Отдельно
хочется остановиться на монографических исследованиях
И.Ф.Петровской, где на широком социально-культурном фоне
предреволюционного двадцатилетия дается анализ деятельности ста
театрально-зрелищных предприятий Петербурга и Москвы, а также
по-новому рассматривается деятельность провинциальных театров п
о
контексте социально-нравственных поисков эпохи .
Третий блок составляют вышедшие за последние годы монографии, докторские и кандидатские диссертации. статьи Е.Ю.Артемовой, А.И.Демченко, Б.Н.Дмитриевского, Н.Г.Недпигн, Е.И.Поляковой, А.Я.Рубинштейна, М.Е.Швыдкого,
Е.М.Шишкиной, Т.А.Щербакова и других исследователей, с современных позиций анализирующих достижения театрального и музыкального искусства России, в неразрывной связи с задачами, стоящими перед современным театральным движением10.
8 Аникст АЛ. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. \1., 1972; Асафьев Б£. Русская музыка:Х1Х и начало XX в. Л.,1968; Гозенпуд A.A. Русский оперный театр XIX в.: 1857-1872. Л., 1971; Он же. Русский оперный театр XIX в.: 18731889. М.,1973; Он же. Русский оперный театр между двух революций: 1905-1917. Л.,1975; Данилов С.С., Портуюлова М.Г. Русский драматический n-arp XIX века. Л.,1974; Дмитриев ЮЛ. К истории русской режиссуры 1880-1890 годов//1еатр и драматургия. Л.,1967; Красовская В.М. Русский балетный театр второй половины XIX века. Л,;М., 1963; Кугель А.Р. Театральные портреты. Л.1967; Хаи чет. о Народный театр// Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. М.,1968, 1977; История русского драматического театра. N1.. 1987. .
9 Петровская И.Ф. Театр и зритель провинциальной России: Вторая половика XIX века, Л.,1979; Она же. Театр и зритель российских столиц. 1895-1917. Л.. 1990.
10 Артемоеа Е.Ю. Культура и быт России последней трети XYIII в. в записках французских путешественников. Дис...канд. истор. наук, М.. 1990; Демчснк:о А.И. Отечественная музыка начала XX века. Дис... докт. иск.наук. М„ 1991;
" Дмитриевский Б.Н. Театр, зритель, критика: проблемы социального функционирования. Дис...докт.иск.наук. Л.. 1991; Hejeuia Н.Г. Государственная культурная политика в условиях перехода к рынку. Дис...канд. иск.наук. М.. 1972; Полякова Е.И. Зеркало сцены: эволюция сценического образа в русском театре XYIII-XIX ва. М., 1994; Рубинштейн А.Я. Исполнительские искусства и общество: социально-экономические отношения. Дис...докт. иск.наук. М.. 1991; Швыдкой М.Е. Драматургия, театр, жизнь. М., 1987; Шишкина Е.М. Музыка свадьбы Нижнего Поволжья. Дис...каяд. иск.наук. М., 1989; Щербакова ТА. Музыка быта и русская
профессиональная музыкальная культура XIX века. Дис...докт.иск.наух. М., 1989.
*
Основательными работами в этом плане явились "История русского драматического театра" в семи томах и многотомный альманах "Музыка России". В них провинциальный театр впервые широко и полноправно вводится в общую картину развития русского театрального и музыкального искусства".
В последние годы Появились работы, посвященные истории театров отдельных регионов России'^. Однако процесс становления и развития провинциального театрального движения еще мало изучен. Невелико число публикаций по истории театров Средней Волги. Из материалов дореволюционного периода до нас дошли очерки И.Славнна, В.Сологуба и Б.Правдина13 , несколько публикаций из местной прессы. В них не раскрыты истоки музыкального и театрального искусства, да и более поздние события и факты театральной старины порой преподносятся поверхностно и противоречиво.
Предпринимавшиеся в первые десятилетия советской эпохи опытен осветить театральное прошлое Поволжья также не принесли желаемых результатов. Наиболее заметные из них брошюра "Саратовский государственный театр имени Н.Г.Чернышевского. 1865-1925 гг." и работа Ю.В.Соболева. Позже, в 50-70-х годах, появились работы Я.К.Евдокимова, Н.Ф.Таубе, Л.М.Закома, И.А.Крутн, Г.А.Малинина, М.П.Молебнова, В.Н.Семенова, раскрывающие интересные страницы музыкального . и театрального прошлого
" История руского драматического театра: В 7-ми т. М., 1977-1991; Музыка России. Альманах. М., 1977-1991. Вьт. 1-9.
12 Андрианова Г.И. Из театрального прошлого. Волгоград. 1985; Борисов Г.П. Музыкальная культура Екатеринодара с начала Х1Хвека по 1922 г. Дне...канд. иск.наук. М., 1992; ,|слежя к.М. Формирование русского театра в Забайкалье (Х1Х-начало XX века). Дне...канд. иск.наук. М., 1988; Костсрииа А.Б. Особенности развития театральной культуры на Урале. Дис...канд. иск.наук. М.,
1991.
" П.Б. Казанский театр. Казань, 1852; Правлин Б. Еще о Казанском театре. Казань, 1867; Славин И. Саратовский городской театр. Саратов, 1992; Сологуб В.А. Симбирский театр. Спб., 1856.
ч
Среднего Поволжья14. Отдельные моменты театрального движения в регионе отражены в театральной, музыкальной, балетной, литературной и других энциклопедиях, а также в публикациях местной и центральной периодики последних лет.
Историографический обзор исследуемой темы со всей очевидностью показал, что в истории театрального движении России наиболее полно изучены столичные города и театры и значительно меньше уделено внимания ' периферии. К сожалению, tie существует театральной и музыкальной истории многих провинциальных городов, достигших значительных высот в своем культурном развитии и вписавших немало славных страниц и имен в историю отечественного искусства. Имеющиеся редкие публикации не дают целостною представления о театральном движении в средневолжской территории, отражающем сложный и многообразный путь зарождения и становления различных художественных коллективов, их творческого сподвижничества, взаимовлияния и гетерогенного развития в зависимости от разных условий и причин.
. Подводя итоги историческому обзору, можно констатировать, что имеющаяся литература не исчерпывает всех проблем истории современного театрального движения, в том числе и в поволжском регионе. Она лишь создает необходимую историографическую основу для дальнейших исследований.
Цели исследования. В данной работе автор поставил цель всесторонне изучить и системно проанализировать полуторавековой путь становления и развития одного из старейших в России сред!|еволжского театрального движения в неразрывном единстве с передовыми идейно-творческими традициями своего времени.
14 Саратовский государственный театр им.Н.Г.Чернышевского. 1865-1925. Саратов. 1925; Соболев ЮМ. За кулисами провинциального театра. М., 1928; Евлокимов Я.К, Музыкальное прошлое Саратова (до 1917 года); Таубе li-Ф. Четверть века Казанской оперы (1874-1901) // Из истории музыкального прошлого. М.,1960; Заком A.M. Из истории оперного искусства в Саратове //Литературный Саратов. 1948; Крути И. Русский театр в Казани. М.,1958; Малинин Г-А. Первые страницы: Из истории Саратовского театра // Поволжский край. Саратов. 1972. Вып.1.; Молебнов М. Пензенский крепостной театр Гладковых. Пенза, 1955; Семенов В.Н. В старину саратовскую: Очерки и рассказы о прошлом нашего края. Саратов. 1994.
ю
Задачи исследования:
- исследовать провинциальное театральное движение как составную часть общественной духовной жизни России;
- определить социально-политические предпосылки возникновения крепостных театров в провинции;
- выявить их специфику и особенности, условия преобразования в профессиональные коммерческие зрелищные предприятия;
- изучить основные формы театрального правления в поволжских губерниях и процесс демократизации театральной жизни;
- выявить запросы, выдвигаемые перед театрами различными "слоями населения и изменения, происходящие в театральном процессе;
- проанализировать содержание и формы театрального искусства, распространенные в средне волжских губерниях, их реальный вклад в театральное движение России;
- дать объективную оценку роли и места поволжских театров в социально-политической жизни страны.
Предмет исследования. Предметом исследования является деятельность различных театрально-зрелищных предприятий в Среднем Поволжье на протяжении полутора столетий.
Благодаря своему бурному развитию в конце ХУШ столетия Симбирск, Казань, Пенза и Саратов являлись административными н торговыми центрами обширных губерний, площадью в 328600 квадратных верст, с 3576 населенными пунктами и 257 колониями, с 2860 тысячами жителей1^. Правда, дело просвещения, повышенна культуры населения, как и по всей России, двигалось медленно. Население губернии в своей массе было неграмотным, даже дворяне и купцы не могли написать своего имени. Поэтому жители губернии проявляют повышенный интерес к массовым развлечениям и зрелищам. Появившиеся в конце ХУШ века в дворянских усадьбах театры и оркестры становятся первыми учреждениями культуры И искусства.
15 ЦГАДЛ. Ф-16. Д.798. Л.45-48; ПСЗ. Т.ХХ. N 14967,15080.
В начале XIX века в губерниях Среднего Поволжья,по сведениям Т.А.Дынник, имелось 5 усадебных театров, в том числе в Пензенской - I, Казанской - 1, Саратовской - 2 и Симбирской - I16.
В 70 - 80 -е годы прошлого столетия в Среднем Поволжье действовало уже 15 театров, рассчитанных на самые различные вкусы публики.В них выступали драматические, оперные.опереточные. Хоровые, балетные, эстрадные, цирковые коллективы.
В Поволжье, гастролировли лучшие столичные и провинциалы !ые
творческие коллективы, ведущие мастера русской сцены. Саратов,
Казань, Самара, Пенза назывались в числе театральных городов
благодаря многообразию действовавших здесь театров и актеров,
составлявших тогда или впоследствии "славу и гордость русской
сиены" .широкому развтию театральных кружков и любительских
объединений, "устойчивости симпатии" горожан к полюбившимся
актерам и "тесной длительной связи артистов с местными театралами.а
"17
через них с их семьями и знакомыми ".
Хронологические рамкн исследования. Период исследования включает в себя конец ХУШ века (время зарождения крепостных театров в провинции) - весь XIX век (период их превращения в профессиональные коммерческие театрально-зрелищные предприятия с различной системой управления и ориентации). На этом этапе происходит рост и популяризация театрального искусства, его тесное единение с общественным движением, активное реагирование на насущные жизненные потребности. Начало XX века содержательный и сложный период реформирования театрального дела, усиления творческой инициативы, поиска новой художественной выразительности. Имея в виду, что театральное движение в Среднем Поволжье прошло основные этапы становления и развития в рамках этого значительного периода, считаем правомерным и целесообразным Избрать его для диссертационной работы.
Методология исследования. Методологической основой исследования темы является диалектический метод познания, в основе которого лежит главный принцип - принцип историзма, конкретно-
,(> Дынник Т. Указ. соч. М.;Л, 1933. С 243-255.
17 Горин-Гор»иное Б-А. Актеры: Из воспоминании. Л.;М., 1947.С.48-50.
п
исторический подход к изучению социальных явлений, рассмпт|>енню их и (мзннтии и взаимосвязи. Ом примешггелги также При анализе источников,при оценке деятельности различных учреждений, организаций. государственных и общгепшшых деятелен, явлений общественного развития.
Для обоснования систематизации неторичгекмх фактов по типичности проявлении, возможности выделить главные и второстепенные используются струхтурнп-систгмный и статистический методы, дающие возможность покачать тенденции обществсшю-культурного разшггия. Г 1(>гллолагастся частичжж применение метода актуализации.направленного на пыянлсиие и обобщпгие исторического опыта для учета п современной пектине культурного ст{»ительстм.
Руководствуясь пмшеназваннмми методологическими установками, автор стремился при «талине докумптш.материалов и публикаций придержи ваться принципов научной объективности, добросовестности, патриотизма. Существенное значение при подготовке исследования имеет многолетний опыт практической работы диссертанта о сфере культуры и искусства.
Источники. Основой для написания диссертации послужили документы и факты о жизнедеятельности поволжских ттатроэ, кап находящиеся в архивах.так и опубликованные в многочисленных сборниках документов14. Изучены фонды материалов по история русского театра ХУШ века, хранящиеся в Центральном государственном архиве давних актов (ЦГЛДА) гю истории театроз XIX - начала XX века - в Цс1гтралыюм историческом архиве (ЦГИА) и в Центральном государственном архиве литературы н искусства (ЦГАЛИ). фонды местных театрально-зрелищных предприятий в областных государственных архивах Саратова
>к Архиз Дирекции императорских театров. Спб.,1892; Дризен НИ. Мггеря&ла к истории русского театра. Изд.2-е. М.,1913; Он же. Драматическая цен»ура двух эпох.1825-1881.Спб..191С; Всевкьюдский'Гсрнгросс В.И. История театра.\ьно.-о образования в России,.Спб.,1913. Т.!; Вся театрально-иугьоеллыдо Россия.1914-1913 гг.Спб.,1914; Данилов С.С. Материалы к истории русского театрального законодательства//О театре;Сб.статей.М.,1940; Труды Первого Всероссийского съезда сценических деятелей 9-23 ыгрта 1897 года Я Москве. Спб.,1898. 4.1-2.
п
(ГЛСО). Пенны (ГЛПО) и Казани (ЦГАТ). Использованы фонды Центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина, Саратовского областного музея краеведения, I осуда|>сп)енной центральной театральной библиотеки Союза те.П|>алы1ых деятелей, Санкт-Петербургской государственной публичной библиотеки имени М.Е.Салтыкова-Щедрина, зональной научной библиотеки Саратовского государственного университета имени
Н.Г.Чсрнышевского, Саратовской областной научной библиотеки. Содержащиеся в фондах архивов, библиотек и музеев афиши, программки, рекламные объявления, статьи, рукописные материалы дали возможность проанализировать репертуарную и ценовую политику, творческий состав, режим работы и специфику театров, выявить запросы И реакцию зрителей на отдельные постановки.
Документы, регламентирующие театральную деятельность в России, : позволили выявить . отношение государственных, муниципальных - и прочих властей и общественных организаций к театральному движению.определи'т основные направления и тенденции его развития.
Важным источником для исследования жизнедеятельности различных театральных коллективов стали центральная и местная Периодическая печать. Диссертант широко использовал в своей работе как о!ециалиэирова>нные газеты и журналы по вопросам литературы, искусства, театра и музыки, так и общественно-политические Помещенные в них объявления, рецензии, очерки, статьи, творческие {юртреты, мемуары, зарисовки дали объективную картину театральной Жизни губерний. Материалы центральной прессы, публиковавшиеся ёще до существования местной, помогли воссоздать истоки поволжского театрального движения - важного этапа в жизни всякого
15 Антракт, Артист, Библиотека театра и искусства. Вестник Европы, Волга, Волжский вестник. Голос минувшего, Дамский журнал, Драматический вестник. Заря, Зритель, Искусство, Исторический вестник, Колосья, Курьер, Литературная газета, Маски, Мир божий, Музыка и театр. Новое время, Новосга сезона, Рампа и жизнь, Репертуар и Пантеон, Русская старина, Северная пчела. Современник, Театр, Театрал, Театральная Россия, Художественный Саратов и т.д.
<¡>o|>MH|x>iuuiHH. Позже сопоставление разных публикации способствовало установлению объективных точек зрения па противоречивые с не до кия и правильной оценке событий.
Научная новизна исследования. Принципиальная нопинна исследования состоит в том, что это первая работа, рассматривающая театральное лпнжение п[х>пинцналм1ой России п историческом аспекте. На основе изучении большого ({шктического матгрнала, всестороннего анализа деятельности поволжских теат(юп, различных театральных объединений и организаций исследован п(х>цссс формирования этого специфического общественного движения, его активного влияния на развитие культуры и искусств.! в регионе и другие стороны социально-политической жизни.
В работе П(х-ол<)ле||ается господтюнашиее в отечественной историографии подставление о бс:»|мзлслыюм влиянии столичной сцены на П(х)пннциалы1ун>. П(хх:лсживая полуторавековую историю поволжского театрального движения, автор прояснил о ней ряд "белых пятен" и пропусков, уточнил ад(хча нескольких провинциальных театров, выявил тесные связи между ними и столичными зрелищными предприятиями.
Практическое значение. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории русского театра, учебных и методических пособий по краеведению. проблемам культуры и искусства. воспитания подрастающего поколения. Конкретные данные.обобщения и выводы работы могут быть использованы й уже используются в учебном процессе в высшей и средней школе, на семинарах, курсах повышения квалификации различны* звеньев, работников культуры, народного образования. Опыт проведенного исследования, методики изучения деятельности театрально-зрелищных предприятий по привлечению зрителей, обслуживанию и воспитанию различных слоев населения могут быть использованы при изучении театрального движения в других регионах России, что является настоятельной необходимостью нашего времени.
Апробация работы. По теме диссертации соискатель опубликовал 11 научных и популярных работ общим объемом боле«
20 печатных листов (моног{>а<}>ии. статьи, очерки, рецензии и др.). О полученных в ходе исследования результатах докладывалось на ряде теоретических и научно-практических конференцнй.семнна^юв, краеведческих чтении.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источником и литературы.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обоснована актуальность темы, лается се нсторнографичсскнн анализ, обзор источников, определены цели и задачи исследования, обоснованы предметы и хронологические рамки исследования.
Первая глава диссертации - "Социально-политические предпосылки возникновения театрального движения" - посвящена зарождению и становлению щюфессионалышго сценического искусства в Среднем Поволжье на рубеже XIX столетия. Основанное на культовой обрядности и народном творчесве предшествующих поколений, оно вобрало в себя характерные черты общественной и духовной жизни огромного поволжского региона с его этническими особенностями, укладом и традициями. Представленное сначала в виде скоморошества, народных обрядов и праздников, зрелищное искусство развивалось, совершенствовалось и входило в быт как сольное и хоровое пение, музицирование, балы, театральные представления.
Возникновение театров в Поволжье, как и по всей России, было вызвано ростом самосознания, общественного мнения, усилением дворянства. Одержимые культурно-просветительными идеями Запада, нмешпые вельможи, стремясь не отстать от венценосцев, заводили в своих провинциальных усадьбах хоры, оркестры, театральные забавы. За великосветской знатью к театральным и музыкальным затеям потянулись мелкопоместные дворяне и купцы. Вершиной таких увлечений становятся усадебные и городские театры,основанные на мастерстве крепостных актеров, музыкантов, художников, постановщиков, являющие примеры подлинного искусства. Уже в начале XIX столетия в Среднем Поволжье, по подсчетам
и>
исследователей, насчитывалось 13 подобных TraTjxm.n том числе 8 • в Пензенской. 2 - в Казанской, 2 - n Са(>ато1)ской и 1 • о Симбирской губерниях
В действительности их было значительно больше. Тольйо п Саратовской губернии нами исследованы усадебные театры Куракиных, Голицыных, Столыпиных, Бахметьевых, Кожиных и го[к>дскнс Гладкой и Папчулидзсва.
Б.1|>скнн театр изначально был ауцх-сован небольшой кучке помещиков. Эти неистовые меломаны являлись сюда иг только, чтобы насладиться зрелищем,но н покачать себя, своих домочадцев. Они шли н театр с семьями и сот/мпгшнками, броли с собой лакеев и чиновников. К ним присоединялись закоснелые театралы из разночинцев, молодежи, искавшие в теат(>е (>азилечсннй и ответов на жизненные вопросы. Этой гкгг[х-бности отвечал и театральный репертуар. Его составляли классиннстская трагедии, драма, комедия, водевиль, опера н балет, .«частую соседствовавшие в одном представлении.
Атмос(|>ера KfK.-iifxrnioro театра , как и всего подневольного искусства.была насквозь пропитана мучеииями.лнчным!1 драмам!!, поисками. Одни актеры искали утешения в работе, другие, не вынося помещичьего гнета, поднимали руку на своего поработителя, бежали от него, сдавались в рекруты, продавались казне. И ees 7,'л крепостной театр сыграл важную роль в разв!ггия русского сценического искусства и дал миру величайших тала)гтливых артистоз. Будучи почти единственным распространителем национального музыкально-сценического творчества на периферии, барский театр явился основой создания и дальнейшего развитая про!1И1Црплыюго театрального искусства.
Движение России по пути капитализма, усиление антикрепостнических настроений, рост ropo до я знаменовали падение крепостного театра, перерастание его в коммерческое театрально-зрелищное предприятие. Так, с 30-х годов прошлого столетия поволжские театры, сдаваемые в аренду антрепренерам, стм.'озятся публичными, общедоступными.
10 Дынник Т. Указ.соч. С 243-255.
Г1|>елп|>инмчипые аитрсирснсры из числа небогатых помещиков, домовладельцев, буфетчиков, чниовникои, актеров. арендуя театральное помещение на один или несколько сезонов и приглашая немногочисленную труппу, стремились извлечь для себя выгоду. В расчете на это строилась репертуарная, зрительская, кассовая театральная политика. Афиша театров была в основном развлекательной, сорис1Ггированнон на широкие слон населения. Особом популярностью у демократического зрителя пользовался национальный отечественный репертуар. Волжане очаровывались операми Кавоса, Фомина, Пашкевича, Ве(ктовского, восхищались трагедиями и драмами Сумарокова, Княжнина, Пушкина, негодовали и смеялись нал образами комедий Крылова, Фонвизина, Грибоедова, Капниста. Наряду с дворянами и купцами,интеллигенцией и учащейся Молодежью в театрах можно было встретить представителей "низших" городских сословий: торговцев, ремесленников, приказчиков, мастеровых, домашнюю прислугу, мещан и заезжих
крестьян Театры становились широкодоступными очагами духовной культуры и приобретали большое общественное значение.
Вторая глава - "Изменение характер« театрального движения, его общественный резонанс"- отражает историю поволжского театрального движения динамично развивающегося под воздействием событий общественно-политической и культурной жизни России второй половины XIX века. Решающее воздействие на художественную культуру Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова проявилось в сближении театрального искусства с жизнью, освоении реальных конфликтов и народного языка,в создании новой реалистической драматургии. Разнообразным и содержательным становится со временем репертуар провинциальных поволжских театров, растет их постановочная культура, повышается мастерство, эрелищность и действенность спектаклей.
Под давлением театральной общественности и зрителей на сцену проникают серьезные проблемные произведения, отражающие суть и веления времени, зовущие к нравственному очищению общества и
Ищгнко К.Н. Очерки и рассказы из провинциальной гкизни.Саратов, 1866.С.
27-32.
усовершенствованию самой жизни. I Ьтглнопка таких щюинисдсиий требовала качественно нового творческого подхода, благотворно илмяла на постановочную культуру и актг[>скоо масп-|>ство. 11ропинциальпая поволжская сцена поспитпла плеяду замечательных актг{юп, режиссеров, дирижеров, художников, организаторов театрального дела, ставших впоследствии гордостью и украшением столичных театров.
Наряду с антрепризами и Поволжье, как и по всей России, широкое распространение получили театральные комитеты, дирекции, попечительские советы и артистические товарищества. Как наиболее совершенная лсмок}>атнчная форма правления, товарищества добились значительных результатов в развитии сети театрально-зрелищных п[>елприятий, ук{>еплсиии их материально-технической базы, улучшении условий труда и быта актеров, воспитании молодой талантливой смены, привлечении к театру передовой творческой шстеллигснции и общественности.
Срслнсволжское театральное движение втг>рой половины XIX века вобрало в себя лучшие достижения театрально-сценического искусства России. Здесь действовало 15 сценических площадок, где выступали драматические, оперные, опереточные, хореографические, хоровые и эстрадные творческие коллективы, рассчитанные на различные запросы населения. Укомплектованные разноплановыми талантливыми исполнителями и постановщиками, они знакомили зрителей . я слушателей с лучшими творениями мировой н отечественной художественной культуры порой даже раньше, чем столичные театры. С театральным искусством постоянно общались жители Балашова, Вольска, Николаевска, Кузнецка, Сызрани, Царицына, Камышита и других уездных городов и поселков. На гастроли в Посол»ье приезжают известные столичные и провинциальные тзорческиг коллективы и исполнители.
Активизация и демократизация театральной жизни, растущее театральное движение способствовали созданию в губерниях Среднего Поволжья многочисленных любительских кружхов, объединении, отделений российских музыкального н театрального обществ, развернувших большую культурно-просветительную работу.
Уникальным нплснием тсат|>алы1ого общественного дпиження явилось создание п начале 90-х годов в губернских и уездных го(юдах н селах на|>однмх тсаТ|юи.объелнттшкх значительные П[мх|>сссиональныс н любительские силы в творческом процессе создания массовых теат|>алн:«>ванных подставлений и празднеств для широких народных масс.
Исследования показали, что многие поволжские театры чутко реагировали на различные проявления политической, экономической и культурной жизни страны. Они решительно выступали против зла, насилия, несправедливости, средствами искусства боролись за социальное равенство, свободу, независимость и общественный Прогресс. В их репертуаре н деятельности нашли реальное отражение событии революции 1905 года и последующей реакции, первой мировой войны, знаменательны; даты и свершения в истории России н ее именитых людей.
В зз;лшэчсшш диссертации сформулированы основные выводы исследования, высказаны рекомендации по использованию опыта работы поволжских театров в современных условиях.
Приведенный в исследовании материал показывает, что формирование и развитие ' театрального движения в Среднем Поволжье в XIX - начале XX века связано с ростом национального самосознания и культуры,с теми. значительными административными и общесткенньшн преобразованиями,которые происходили в крае и в стране. Распространившиеся повсеместно крепостные усадебные и городские театры были недолговечны. Однако, будучи в свое время почти единственными "рассадниками национальной культуры", они снесли ценный вклад в развитие профессионального сценического искусства, в просвещение и воспитание местного населения. Тщательный отбор и профессиональная учеба наиболее одаренных дсорозых людей способствовали формированию многих выдающихся орт&стов, ставших впоследствии украшением русской сцены.
Исследозанле истоков театрального движения Среднего Поволжья аазсобетсонало выявлению здесь целого "гнезда" крепостных театроз,ранге недостаточно изученных,которые имели преемственные сеязн с другими провинциальными и столичными театрами России, а
состоящие н них актеры, будучи члгцюданиымн кюис, положил« основание труппе Московского Малого театра и явились родоначальниками ннвеетных артистических династий.
П[юй,гя путь от нспр|гп1мтелы1ых домашних забав нлбрашки! публики до шщюкодостуннмх коммерческих н|>сд||рнитий, поволжские Театры к середине XIX века становятся посещаемыми и популярными, а и 60-70-е годы - признанными центрами духовной культуры н Школами "народной образованности".
Объединив актеров, постановщиков. тслт|>альнук1 общественность. П(>сссу и зрителей. они возглавили движение и просвещение н Приобщение к национальным и мщюпыч духовным ценностям И1И|юкнх слоев местного населения. Реальными достижениями »того движении стали расширение сети разнообразных тсатроо И их посещаемости, повышение идейно-художественного у(юиня репертуара, сценической культуры и зрслищности спектаклей, создание многочисленных любительских кружков, объединений, народных театров, всемерная борьба средствами искусства за могущество, образованность и культуру русского государства, за . свободу И равенство его граждан.
Анализ работы современных театров убеждает, что в их практике находят достойное применение контрактная <{х>рма найма актеров и постановщиков, абонементная система привлечения . зрителей, паритетные услопия организации гастролей, создание попечительских советов, товариществ и фондов поддержки искусства и многое другое Из исторического опыта деятельности театров Среднего Поволжья, Дальнейшее изучение и освоение этого опыта, несомненно, будет способствовать совершенствованию театрального делд в России,
„СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ ДЙССЕРТЛЦИИ:
1. Лицедеи, певчие, музыканты: Из истории саратооских театров. Сайтов: Прив.кн.изд-во, 1991.(Монография 14,9 пл,).
2. У порталов прославленной сцены. Первая наша любимица. Уроки Слонооа//Мастера Саратовской сцены. Саратов: Прнв.кн.нзд-«ю. 1994(2,1 пл.)
3. Учреждения искусств. Организации творческих союзов. Культурно-просветительные учреждения//Саратовская область за 70 лет. Саратов: Прнв.кн.нэд-во. 1987 (1,3 п.л.) .
4. Истоки. Из катарального прошлого // Политический собеседник. 1990. N 5.(0.2 пл.).
5. 50-60-е годы. Из театрального прошлого. Очерк II// Политический собеседник. 1990. N 6 (0,2 пл.).
6. Гастролеры летнего-театра. Из театрального прошлого. Очерк III//Политический собеседник. 1990. N 9 (0.2 пл.).
7 .Театральное товарищество П.М.Медведева. Из театрального ПроШлого.Очерк 1У//Политический собеседник. 1990. N 12 (0,2п..\.).
8. 70-80-е годы. Театры на любой вкус. Из театрального прошлого. Очерк У// Политический собеседник. 1990. N И (0,2 пл.). '
9. Народный театр. Очерк У1//Политический собеседник.1990.
N 17 (0,2 пл.) ;
10. Оперные сезоны в Саратове. Из театрального прошлого. Очерк У11//Политический собеседник. 1990. N 23 (0.2 пл.).
11. Саратовский музыка.\ьньш театр на рубеже эпох. Из театрального прошлого. Очерк У1Н//Па\иТический собеседник. 1991. N 3 (0,2 пл.).
Ответственный за выпуск, кандидат исторических наук Д.А.Валюкон
СГПГ-4 )». ы» >?5<?
Подпасаао к печати Объем 1 пл. Тираж 100 эка.
п