автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Театральное искусство кумыкского народа: история и проблемы развития
Полный текст автореферата диссертации по теме "Театральное искусство кумыкского народа: история и проблемы развития"
с
На правах рукописи
и'
АКАЕВА НАПИСАТ БАЙСОЛТАНОВНА
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КУМЫКСКОГО НАРОДА: ИСТОРИЯ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ (1930-2008 гг.)
Специальность: 07.00.02. - Отечественная история
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук
ВЛАДИКАВКАЗ - 2012
Работа выполнена на кафедре Отечественной истории ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор ФГБОУ
ВПО «Дагестанского государственного педагогического университета», Заслуженный деятель науки РД Ахмедов Джонрнд Назирович
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор
ведущий научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук Мирзабеков Мирзабек Яхьяевнч
доктор исторических наук, доцент кафедры Новейшей истории и политики России ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.ЛХетагурова» Хубулова Светлана Алексеевна
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Чеченский государственный
университет»
Защита состоится «30» мая 2012 г. в 13.00 часов на заседании диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д. 212.248.01 при ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова» по специальности 07.00.02. - Отечественная история, по адресу: 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, зал заседаний диссертационного совета.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагу-рова».
Электронная версия автореферата размещена на официальном сайт ВАК Минобрнауки РФ «о^ » ^ 2012 г. Режим доступа
http://vak.ed.gov.ru 7
Автореферат разослан » 2012 г
Учёный секретарь
диссертационного совета, /Ту
кандидат исторических наук, профессор^—С.Р.Чеджемов
РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА 2012
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Кардинальные перемены в экономике, общественно-политической и культурной жизни страны, развёрнутые в конце XX века нацелены на строительство демократического, правового и социального государства в Российской Федерации. Рост активности различных категорий граждан в общественно-политической и духовной жизни напрямую связаны с повышением образовательного и культурного уровня населения страны.
Решение задачи дальнейшего формирования и удовлетворения духовно - эстетических запросов и потребностей граждан - проблема комплексная, требующая целенаправленных усилий всех ветвей власти, учреждений культуры и искусства страны. Особая роль в этом контексте принадлежит театру.
Становление и развитие театра являются одной из важнейших направлений изучения проблем культуры и искусства в исторической науке. Важность анализа и обобщения опыта её деятельности на различных этапах поступательного развития обуславливается целым рядом факторов. Во — первых, театр является искусством синтетическим. Объединяя в себе элементы живописи и музыки, литературы и классических искусств, театр представляет собой мощное средство формирования личности. Во - вторых, потеря многих нравственных ценностей и моральных ориентиров, происшедших в эпоху либеральных рыночных реформ, в значительной степени восполнены театральным искусством. Театр всегда чутко реагировал и реагирует на коренные перемены в стране, являясь своеобразным камертоном и отражая целые пласты жизни, выявляет особенности нашей эпохи. Изучая непосредственно историю какого - либо театра, мы, таким образом, обращаемся к истории данного народа России, его работы в различных сферах жизнедеятельности и этапах поступательного развития страны.
Республика Дагестан является единственным регионом Российской Федерации, в котором успешно функционируют одиннадцать государственных театров и среди них Кумыкский музыкально - драматический театр им. А.-П. Салаватова. Проблематика образования и деятельности национальных театров, в том числе Кумыкского, нуждается в дальнейшем углубленном изучении. История Кумыкского театра началась задолго до его официального открытия, то есть со времени возникновения народных культурных традиций выражаемых театральными формами. В Советское время издан ряд обобщающих работ, посвящённых проблемам культурного строительства в многонациональном регионе. В них представлен и определённый материал о деятельности национальных театров республики, в том числе Кумыкского театра в разные периоды послеоктябрьской истории. Одновременно в периодических изданиях республики опубликовано и продолжает публиковаться немало информационных заметок, рецензий на спектакли, портретных зарисовок ярких представителей театральной общественности, статей - выступлений критиков и театроведов, актёров и драматургов. Однако обобщающих исследований, посвящённых изучению кумыкского театрального искусства, к сожалению, крайне мало. Перед нами стоит задача создания комплексного ис-
следования истории возникновения и развития театра у одного из крупных народов многонационального Дагестана - кумыков.
Степень изученности проблемы. Одной из важных и активно разрабатываемых проблем отечественной историографии является обобщение опыта культурных преобразований в стране за послеоктябрьский период. Опубликовано значительное количество монографий, научных статей, посвященных как общим проблемам культуры, так и отдельным аспектам, вопросам культурного строительства. Среди трудов, посвящённых общим проблемам культуры и культурного строительства в стране, выделяются исследования М.П.Кима, Г.Г.Карпова, В.Т.Ермакова, П.И.Кабанова, В.В.Горбунова и др.1.
В работах указанных историков проанализирован и обобщён ценный фактический материал о развитии культуры и культурном строительстве, в том числе и о деятельности профессиональных театров в стране за послеоктябрьский период. Ценность этих исследований принижается тем, что авторы в условиях идеологического диктата, вынуждены были акцентировать своё внимание на анализе позитивного материала, умалчивать или говорить о трудностях и нерешённых проблемах культурного строительства вскользь.
Есть немало интересных аналитических работ, освещающих историю театрального дела, позволяющих вникнуть в суть театральной жизни в период становления и развития новых общественных отношений в стране".
Наибольший вклад в разработку общих проблем культурного развития народов Дагестана внесли труды А.А.Абилова и Г.Ш. Каймаразова1.
1 Ким М.П. Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР. М., 1955; Его же. 40 лет советской культуры. М., 1957; Его же. Проблемы теории и истории реального социализма. М., 1983; Культурная революция в СССР. 1917-1967 гг. М., 1967; Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры 19171927. М., 1985; Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941. М., 1988; Карпов Г.Г. О советской культуре и культурной революции в СССР. М., 1954; Его же. Ленин о культурной революции в СССР. М., 1971; Кабанов П И. История культурной революции в СССР. М, 1971; Горбунов В.В. Ленин и социалистическая культура. М., 1972; Советская культура: 70 лет развития. Сб. статей. М., 1987 и др.
2 Царев М.И. Что такое театр? М., 1960; Дейч А.И. Мы любим театр. М., 1960; Зосимов-ский В.А. Основные этапы развития театра и кино. Л., 1967; Комиссаржевский В.Г. День театра. М., 1971; Брудный Д.Л. Беседы о театре. Л., 1983; Новицкая Л.П. Уроки вдохновения: система К.С.Станиславского в действии. М., 1984 и др.
Абилов A.A. Борьба Коммунистической партии за осуществление культурной революции в Дагестане. Махачкала, 1957; Его же. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала, 1959; Каймаразов Г.Ш. Великая Октябрьская социалистическая революция и культурное строительство в Дагестане. Махачкала, 1959; Его же. Культурное строительство в Дагестане (1920-1940 гг.). Махачкала, 1960; Каймаразов Г.Ш., Керимов И.К., Койсти-нен Г.С., Мелешко А.Г. Дагестан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Махачкала, 1963; Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана. М., 1971; Его же. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе (по материалам Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР). М., 1988; Его же. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989; Его же. Россия и прогресс культуры народов Дагестана (конец XIX - 30-е годы XX в.). Махачкала, 2008.
Весомый вклад в изучение истории культурного строительства в республике вносит книга Г.Ш.Каймаразова «Очерки истории культуры народов Дагестана». В монографии освещена история культуры народов Дагестана как дореволюционного, так и послеоктябрьского периода. Автор показывает положительное воздействие передовой демократической русской культуры на развитие культуры народов Дагестана, указывает на переломное влияние Октябрьской революции в пробуждении духовной жизни горцев, прослеживает становление и расцвет новой культуры народов республики, показывает особенности культурных преобразований. Хотя работа написана в плане освещения традиционных, устоявшихся в историографии проблем культурного строительства, она выгодно отличается от многих аналогичных исследований богатством источниковой базы, глубиной теоретических обобщений1. В монографии приводится много интересных фактов развития театров в республике, об их деятельности по удовлетворению художественно-эстетических запросов тружеников города и села.
Указанные выше исследования оказали и продолжают оказывать благотворное влияние на постановку и разработке проблем истории культуры народов Дагестана.
Дагестанская историография располагает и рядом других содержательных трудов, посвященных отдельным проблемам и аспектам истории развития культуры дагестанских народов в XX веке, в том числе и театральной жизни республики. Одним из первых обратился к теме становления и развития театрального дела в Дагестане С.Д.Говоров. Он издал серию небольших по объёму, но интересных по содержанию работ по истории сценического искусства республики2. Они посвящены истории Кумыкского, Аварского, Лакского и Лезгинского театров, содержат краткую информацию об основных вехах их создания и деятельности, а также о творческой жизни народной артистки СССР Б.С.Мурадовой.
Развитие театрального искусства в многонациональном регионе была проанализирована в работе А.И.Эфендиева1.
В квалификационном исследовании А.И.Эфендиева «Руководство партийной организацией Дагестана развитием театрального дела (1920-1970 гг.)» с привлечением широкого спектра разного характера источников показана деятельность Дагестанского обкома партии по развитию театрального дела в рес-
' Мирзабеков. М.Я. Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы. Махачкала, 1998. С. 15.
2 Говоров С.Д. Кумыкский театр. Махачкала, 1955; Его же. Лакский театр. Махачкала, 1957; Его же. Народная артистка. Махачкала, 1960; Его же. Аварский театр. Махачкала, 1960; Его же. Лезгинский театр. Махачкала, 1960.
1 Эфендиев А.И. Партийная забота о театре. Махачкала, 1969; Его же. Руководство партийной организацией Дагестана развитием театрального дела (1920-1970 гг.).; Дисс...
канд. ист. наук. Махачкала, 1970.
публике за значительный хронологический отрезок времени. Отмечается роль республиканской партийной организации в подготовке национальных актёрских кадров, формировании репертуара и развёртывании работы русского и национальных театров по удовлетворению художественно-эстетических запросов населения многонационального региона.
Труды С.Д.Говорова и А.И.Эфендиева явились началом дагестанского театроведения. Однако, наггисанные более полувека назад, они несут на себе отпечаток своего времени. В них приукрашивается значение партийной опеки и заботы о театрах республики.
В последующие годы внимание исследователей к проблемам развития театрального дела в республике возрастает. Книги М.И. Зульфукаровой и Б.Н.Магомедгаджиевой позволили читателям ознакомиться с проблемами дагестанской драматургии и анализа репертуарных пристрастий национальных театров2. При этом следует отметить, что анализ искусствоведческого материала в них превалирует над историческим.
Важное значение в исследовании истории театрального искусства в республике имеют работы Г.А.Султановой3. В них отразились шаги сценических постановок на дагестанской земле, успехи и неудачи национальных театров, творческие портреты актёров, режиссёров, художников, размышления о судьбах национальных театров республики.
Особый интерес в изучении истории театрального дела в республике имеют «Искусство Дагестана в годы Великой Отечественной войны 19411945: очерки истории» (Махачкала, 1984) и «Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941» (М., 1987). В этих обобщающих исследованиях разделы, посвященные театральному искусству и написанные Г.А.Султановой. В них прослежена история создания и развёртывания деятельности профессиональных театров в Дагестане, формирования в них актёрских коллективов, успехи и трудности в развёртывании работы по художественному обслуживанию населения в многонациональном регионе. Автор пристальное внимание уделяет и первенцу национального профессионального театрального искусства - Кумыкскому театру.
Ценную информацию исследователи получают из публикаций непосредственного участника становления и развития дагестанской сцены, народного артиста РСФСР Г.А.Рустамова1. Рассказывая о своей творческой жизни,
2 Зульфукарова М.И. Дагестанская советская драматургия. Махачкала, 1965; Её же. Жизнь в искусстве. Махачкала, 1973; Её же. Традиции, влияние, новаторство. Махачкала, 1986; Магомедгаджиева Б.Н. Русская классика на дагестанской сцене. Махачкала, 1981.
3 Султанова Г.А. Театр-первенец. Махачкала, 1973; Её же. Революции посвящается. Махачкала, 1981; Её же. В поисках современности. Махачкала, 1986; Её же. Многонациональный театр Дагестана. Махачкала, 1993. Ч. 1. Её же. Гамид Рустамов. Дагестан: время и судьбы. Махачкала, 1994.
1 Рустамов Г.А. Театральные россыпи. М., 1960; Его же. Книга о моём театре. М., 1983.
Г.А.Рустамов в принципе изложил историю дагестанского театра вообще и Кумыкского театра в частности. Более того, затронул многие проблемы драматического искусства в Дагестане. В них содержится большой фактический материал, посвященный описанию этапных спектаклей Кумыкского театра, дружеским характеристикам коллег по актёрскому цеху.
Важный материал по истории Кумыкского театра имеется в работах С,-М.Х.Акбиева и А.-К.Ю. Абдуллатипова1.
В работе А.-К.Ю.Абдуллатипова «Темирболат Бийболатов» анализируется богатейшее творческое наследие одного из основоположников кумыкской советской литературы, выдающегося дагестанского просветителя, театрального деятеля, поэта, драматурга, публициста и самодеятельного композитора, рассказывается о его жизненном и творческом пути.
Отдельные сведения о театральной жизни народов Дагестана разных периодов послеоктябрьской истории содержат работы И.А.Губахановой, А.-Г.С. Гаджиева, Д.М.Магомедова2.
Большое значение при анализе истоков Кумыкского театра имеют труды профессора С.Ш.Гаджиевой3. В них имеется уникальный материал об игровых и обрядовых формах народного творчества, заключающие в себе элементы театральности.
С анализируемой нами научно-исследовательской проблемой перекликается квалификационная работа М.Г.Абдуллаевой4. В ней автор даёт целостную научную картину создания и развития Аварского музыкально-драматического театра им. Г.Цадасы. Опираясь на документальный фактический материал, свидетельства непосредственных участников и очевидцев событий, диссертант приходит к обоснованному выводу, что театр стал важным составляющим духовной жизни аварцев.
1 Акбиев С.-М.Х. У истоков Кумыкского театра // Народные традиции в современном
профессиональном искусстве Дагестана. Махачкала, 1984; Его же. Театр, рождённый дружбой. Махачкала, 1989; Его же. Подвижники духа. Махачкала, 2000; Его же. Так сколько же лет Кумыкскому театру? // Дагестанская правда. 2000, 20 апреля; Абдуллати-пов А.-К.Ю. Темирболат Бийболатов. Дагестан: время и судьбы. Махачкала, 1995. 1 Губаханова И.А. Расцвет культуры народов Дагестана. Махачкала, 1960; Гаджиев А.-Г.С. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала, 1966; Магомедов Д.М. Некоторые вопросы формирования и развития профессионального искусства Дагестана. Махачкала, 1971.
3 Гаджиева С.Ш. Кумыки. М., 1961; Гаджиева С.Ш., Трофимова А.Г., Шихсаидов А.Р. Старинный земледельческий календарь народов Дагестана. М., 1979; Гаджиева С.Ш.Традиционный земледельческий календарь и календарные обряды кумыков. Махачкала, 1989; Её же. Кумыки: Историческое прошлое, культура, быт. Махачкала, 2000. 4.1; Её же. Кумыки: Историческое прошлое, культура, быт. Махачкала, 2005. Ч.П.
4 Абдуллаева М.Г. История становления и развития дагестанского национального театра (на материалах Аварского музыкально-драматического театра им. Г.Цадасы).: Дисс...канд. ист.наук Махачкала, 2007.
Особый интерес для исследователя данной научно-исследовательской темы имеют обобщающие труды, анализирующие социально-экономические и социально-культурные процессы в многонациональной республике1.
В целом обзор литературы показывает, что важные аспекты и направления деятельности Кумыкского государственного музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова привлекали внимание исследователей. Однако степень изученности и охват вопросов, глубина анализа и уровень теоретического обобщения по интересующей нас научно-исследовательской теме являются недостаточными. История театрального искусства кумыков как историко-культурное явление нуждается в дальнейшем глубоком научном изучении. Назревшей является задача дальнейшего изучения и воссоздания истории Кумыкского профессионального театра во всём многообразии палитр деятельности.
Объектом исследования является процесс становления и развития театрального искусства кумыков в 1930 году - начале XXI века.
Предметом исследования являются история и проблемы развития театрального искусства кумыков в 30-е годы XX века - начале XXI века.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1930 года до начала XXI века. Корни народного сценического искусства уходят в далёкое прошлое. В силу этого данная работа начинается с исследования элементов театрализованного действия в местном народном фольклоре, в обычаях и обрядах кумыков и других народов Дагестана. Методологически было необходимо вкратце рассказать о первых драматических кружках, созданных прогрессивно-настроенной кумыкской интеллигенцией Дагестана накануне Октябрьской революции и возникновении театрального искусства после 1917 года. 1930 год - это дата образования Кумыкского национального профессионального театра - первенца в Дагестане. Верхней хронологической рамкой выбрано начало XXI века. Такой большой хронологический отрезок времени позволяет в динамике проследить закономерности и особенности
' Ахмедов Д.Н. Периодическая печать Дагестана. Махачкала, 1963; Его же. Дагестан: вера, надежда, любовь. Махачкала, 2001; Ахмедов Д.Н., Камалов А. Столетие дагестанской прессы. Махачкала, 2006.; Алиев А.И. Исторический опыт строительства социализма в Дагестане. Махачкала, 1969; Вагабов М.В. Ленинская национальная политика КПСС в многонациональном Дагестане. М., 1982; Гасанов М.Р. Дагестан в истории Кавказа и России (проблемы, поиски и этюды). Махачкала, 2004; Его же. Дагестан: перекресток цивилизаций. Махачкала, 2007: Гасанов М.Р., Магомедова Э.М. История Дагестана XIX в. Махачкала, 2009; Даниилов А.Д. Строительство социализма в Дагестане. М., 1975; Даниялов Г.-А.Д. Развитие экономики и культуры Дагестана (1945-1965 гг.). М., 1966; История Дагестана в 4-х Т. М._, 1968, 1969. Т. 3-4; История народов Дагестана с древнейших времён до наших дней в 2-х Т. Махачкала, 2005. Т. 2; История советского крестьянства Дагестана в 2-х Т. Махачкала, 1989. Т. 2; Магомедов Ш.М. Солтан-Саид Казбеков. Махачкала, 1964; Его же. Солтан-Саид Казбеков. Махачкала, 1972; Очерки истории Дагестана в 2-х Т. Махачкала, 1957. Т.1; Османов А.И. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития. Махачкала, 2006 Ч. I; Его же. Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития. В 2-х книгах. Махачкала, 2007. Ч. II и др.
создания и развития, изучить деятельность Кумыкского профессионального театра во всём многообразии.
Цели и задачи исследования заключаются в том, чтобы всесторонне рассмотреть в историческом и художественном плане наиболее значимые проблемы развития Кумыкского национального профессионального театра с 30-х годов XX и до начала XXI вв. Исходя из этой общей цели, мы попытались решить следующие конкретные задачи исследования:
- выявление роли народных культурных традиций и форм театральных представлений в возникновении и развитии профессионального театрального искусства кумыков;
- показ образования и развёртывания деятельности Кумыкского национального театра в 30-е - первой половине 40-х годов XX в.;
- освещение творческого пути театра во второй половине 40-х-первой половине 80-х годов XX в.;
- анализ места и роли Кумыкского театра во второй половине 80-х годов XX в. - начале XXI в.;
- определение наиболее актуальных проблем существования и перспектив развития профессионального театра кумыков.
Методологической основой диссертации является историзм и научная объективность, рассматривающие исторические события и явления в динамике и взаимообусловленности на основе определённых объективных закономерностей. В диссертации выдержаны такие принципы как причинно-следственная связь, сравнительный анализ и комплексный подход.
В своей работе автор добивался решения указанных выше проблем, используя материалы архивных фондов, периодических изданий, опираясь на опубликованные источники и литературу, затрагивающую тему квалификационной работы.
Источниковая база исследования. В работе использован широкий спектр разного характера архивных документов, материалов периодических изданий, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот.
Основными источниками при разработке данной темы явились материалы и документы Центрального государственного архива Республики Дагестан, Научного архива и Рукописного фонда Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН, а также текущего архива Кумыкского государственного музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова Республики Дагестан.
При написании диссертации использованы материалы фонда 1-п ЦГА РД (Дагестанский обком КПСС). Наибольший интерес вызывают материалы областных партийных конференций, пленумов и бюро обкома партии, совещаний партийно-советского актива, отчёты, докладные записки и аналитические справки о тех или иных аспектах экономического развития, социально-культурной жизни, представленные в обком партии различными министерствами и ведомствами, общественными объединениями и др.
В фонде р-37 (Центральный исполнительный комитет ДАССР) особый интерес вызывают материалы Вседагестанских съездов Советов. В них представлены обобщённые итоговые данные о социально-экономическом и социально-культурном развитии республики за тот или иной временной отрезок.
Большую значимость для анализа тех или иных аспектов данной научно-исследовательской проблемы представляют материалы фонда р-168 (Правительство РД). Они позволяют проследить изменения в экономическом и социальном развитии республики в анализируемый период.
Ценную информацию по теме нашего исследования содержат фонды р-716 (Управление по делам искусств при СНК ДАССР) и р-1252 (Министерство культуры РД). В них отложились всевозможные справки, отчёты, переписка о работе учреждений культуры. Они отражают успехи, нерешённые проблемы в развитии искусства в республике, в том числе и Кумыкского театра.
Особый интерес для исследователя данной проблемы представляют материалы фонда р-1317 (Кумыкский государственный музыкально-драматический театр им. А.-П.Салаватова). Здесь представлены планы и отчёты о деятельности коллектива театра, протоколы художественного совета, статистические данные о количестве спектаклей и обслуженных зрителей на стационаре и выезде и другие, которые позволяют в динамике проследить деятельность театра.
В диссертации нашли отражение материалы и ряда других фондов министерств и ведомств.
В квалификационной работе широко использованы материалы научного архива и Рукописного фонда Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН, в которых содержатся важные сведения об истоках театрального дела в Дагестане, о формировании сценического искусства, выявленные сотрудниками ИЯЛИ ДНЦ РАН. Нами проанализированы и использованы материалы следующих фондов: Фонд 9. Оп. 1 - Фольклор народов Дагестана; Фонд 3. Оп. 5. - Плановые работы по литературе и фольклору А.М.Аджиева (Капендарно - обрядовая поэзия).
Исключительную ценность для анализа социально-культурных изменений в многонациональном регионе представляют материалы сборника документов «Культурное строительство в Дагестанской АССР» в 2-х томах1.
В сборнике приведены постановления и решения партийных, советских органов, доклады, отчёты, справки, газетные статьи и другие материалы, в которых отражается деятельность партийных, советских и общественных организаций по развитию культуры, повышению культурного уровня тружеников города и села. Однако приходится с сожалением отметить, что материалы сборника недостаточно отражают трудности и нерешённые проблемы куль-
1 Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1918-1941 гг. Сб. документов и материалов. Махачкала, 1980; Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1941-1977 гг. Сб. документов. Махачкала, 1988.
турного строительства в республике. Это явилось и следствием ориентации составителей в условиях жёсткого партийного диктата на включение в сборник преимущественно позитивного материала.
В диссертационной работе значительное место занимает материал, почерпнутый из Всесоюзных и республиканских газет и журналов: «Театральная жизнь» (Москва), «Дагестанская правда», «Советский Дагестан», «Ленинский путь» («Ленин ёлу» на кум. яз.), «Махачкалинские известия», и др.
В изучении и сборе материала автору помогли посещение спектаклей, беседы, встречи с деятелями искусств, театроведами, режиссёрами, актёрами и т.д. Для нашего исследования особое значение имели встречи с действующими актёрами Кумыкского театра: народной артисткой РФ И.А.Курумовой, заслуженной артисткой РД Г.Г.Акмурзаевой, заслуженной артисткой РФ З.И.Атагишиевой, заслуженным деятелем искусств РФ, профессором И.А.Казиевым, заслуженным артистом РФ Б.К.Осаевым, заслуженным деятелем искусств РФ С.Д.Тулпаровым и др.
Привлечённые для исследования источники и материалы позволяют полно и объективно осветить историю создания и деятельность Кумыкского театра в указанных хронологических рамках.
Научная новизна работы состоит в том, что в данной постановке научно-исследовательская тема в дагестанской исторической науке рассматривается впервые. В имеющихся публикациях, затрагивающих тему кандидатской диссертации, не нашли отражение многие аспекты становления и развития первого национального профессионального театра республики. Работа является первым в дагестанской историографии исследованием, в котором на основе анализа и обобщения широкого круга, ранее опубликованных и впервые вводимых нами в научный оборот источников сделана попытка проследить этапы становления и развития Кумыкского государственного музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова, его сценическо - постановочной работы по удовлетворению художественно-эстетических запросов широких слоев населения.
Практическая значимость квалификационной работы заключается в том, что обобщённый и проанализированный в ней материал может быть использован властными структурами и общественными формированиями в деле повышения эффективности в работе творческих коллективов республики. Основные научные выводы, обобщения диссертации могут быть использованы преподавателями исторических факультетов вузов при подготовке общих и специальных курсов, при проведении семинарских занятий по истории и культуре Дагестана, при подготовке обобщающих трудов по истории культуры Дагестана и Северного Кавказа, написании курсовых и дипломных работ студентами исторических факультетов.
Положения, выносимые на защиту:
1) национальные традиции и формы театральных представлений кумыков, отражая богатство духовной жизни народа и его идеалы, в XIX веке по-
лучили дальнейшее развитие, бережно сохраняя обычаи и традиции, где широко были представлены элементы театрального искусства;
2) благодаря активной деятельности прогрессивно-настроенной творческой интеллигенции, приобретению художественно-эстетического опыта более развитых культур, опираясь на достижения мирового и российского театра в первой трети XX века, отчётливо проявилась тенденция к профессиональному росту национальной сцены и национальных кадров, результатом чего стало создание профессионального национального Кумыкского театра;
3) Кумыкский театр, несмотря на серьёзные трудности и нерешённые проблемы в первое десятилетие своей деятельности играл всевозрастающую роль в приобщении широких масс населения к новым духовным ценностям;
4) в период Великой Отечественной войны театр вносил неоценимый вклад в патриотическое воспитание тружеников тыла, мобилизацию их усилий на скорейший разгром врага;
5) в послевоенный период, особенно в 60-х начале 80-х гг., благодаря появлению собственной национальной режиссуры, пополнению коллектива новыми квалифицированными актёрскими кадрами, расширению спектра используемых художниками, драматургами вспомогательных средств выразительности, эти десятилетия становятся наиболее ярким этапом творческого роста коллектива;
6) несмотря на ослабление внимания властных структур к развитию социально-культурной сферы, во второй половине 80-х годов в 90-е годы XX в. Кумыкский государственный музыкально-драматический театр им. А.-П.Салаватова оставался на ведущих позициях среди национальных театров республики;
7) начало XXI века в истории Кумыкского государственного музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова ознаменовалось новой вехой, творческий коллектив продолжил свою благородную миссию в стенах нового здания, оборудованного новейшими технологиями, что даёт возможность на современном этапе более активно развивать музыкально-театральное искусство.
Указанные положения соответствуют следующим пунш-ам Паспорта специальностей ВАК РФ: п.7. История развития различных социальных групп России, их политической жизни и хозяйственной деятельности; п. 12. История развития культуры, науки и образования России, её регионов и народов.
Апробация результатов исследования. О результатах своего научного исследования диссертант докладывала на заседаниях кафедры Культурологии и Отечественной истории Дагестанского государственного педагогического университета. Основные положения и выводы диссертации изложены в 7 публикациях автора общим объёмом 2,0 печатных листа
Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и строится по проблемно-хронологическому принципу.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении работы обоснованы выбор и актуальность темы исследования, определены её научная и практическая значимость, а также хронологические рамки, сформулированы методология и методика, а также историография и источниковая база проблемы.
В первой главе диссертации «Роль народных культурных традиций и форм театральных представлений в возникновении и развитии профессионального театрального искусства кумыков» выявлены и охарактеризованы сосредоточенные в быту, обрядах, празднествах элементы театрального искусства, которые сыграли огромную роль в становлении и развитии профессионального театрального искусства дагестанских народностей, в том числе и кумыков.
Фольклорный театр кумыков, как и других дагестанских народов, был органически связан с обрядовыми и культовыми ритуалами, религиозными действами, народными играми и праздниками, непременными элементами которых были музыка, пение, танцы, поэтические состязания. Становлению фольклорного театра способствовали также высокоразвитые формы словесного народного творчества, и все они были тесно связаны с производственной деятельностью, бытовым укладом, религиозными верованиями, формировавшимися на протяжении многих веков и отражавших нравственные представления народа. Видоизменяясь и приобретая новое содержание, все они активно и широко использовали и применяли зрелищные театральные элементы. Магическая и религиозная функции обрядов в то время сочетались с задачами экономическими.
Для формирования зрелищных элементов народного творчества особое значение имело то обстоятельство, что некоторые из обрядов входили в быт народов и, трансформируясь, постепенно теряли своё первоначальное религиозное содержание, превращаясь в игры, развлечения, приобретали в определённой мере характер народного представления.
Элементы сценического действия отчётливо прослеживались в игре, традиционно связанной с культом тотемного предка. Игра устраивалась как в помещении (на «посиделках», на «беседах» и т.п.), так и на улице (процессии и действа ряженых и другие).
Особое место в кумыкском фольклорном театре занимали представления, которые проходили в каждом ауле и ставились по сценариям анекдотов, посвящённых Молле Насретдину. Вышедшие из недр народа, передаваемые из поколения в поколение, юмористические сценки ставили перед собой проблемы своего времени, показывали недовольство народа существующими порядками. В них разоблачались лицемерие, эгоизм, безнравственность, жестокость, корыстолюбие.
Особое значение в подготовке театральных представлений сыграли пословицы и поговорки, содержащие в себе свод этических норм и основные требования морального кодекса горцев. Кумыки, как и другие дагестанские
народы, рассматривают пословицы и поговорки как драгоценное словесное богатство, заключающее в себе испытанную, проверенную в жизненной практике народную мудрость, помогающее убедительней раскрыть мысли и чувства.
В песнях, языческих обрядах кумыкского народа прослеживаются элементы театрального искусства, которые были заложены в героико-эпических сказаниях и песнях. В древний народный эпос «Йыр о Карткожаке и Максу-мане», а также в героико-исторические песни «Йыр об Абдулле», «Йыр о Со-лтанмуте и Исламбатыре» и другие произведения народного творчества, подстрочный перевод которых с кумыкского языка на русский язык впервые был осуществлён Т.Бийболатовым, входят образцы законченного диалога, являющиеся истоками театрального действа.
Элементы театральной зрелищности наблюдались также в древних обычаях и обрядах, связанных с различными отраслями хозяйственной деятельности и, прежде всего с земледелием. В них, в частности, можно заметить следы глубоко укоренившегося в народных верованиях культа языческих божеств и природных явлений: плодородия, дождя, воды, огня.
«Выход плуга в поле», «Праздник первой борозды» был одним из самых важных аграрных праздников кумыков и других народов Дагестана. Он сопровождался общим молением, жертвоприношениями, угощениями, песнями, танцами и спортивными соревнованиями. Праздник проводился на центральной площади аула, весь ритуал «выхода плуга», все действия имели магический смысл и символический характер. В намеченный обществом день пахарь надевал шубу, перевёрнутую шерстью наружу, косматую папаху (чтобы земля была такой же косматой, то есть хлебородной, согласно принципу имитативной магии). Когда пахарь начинал борозду, дети и взрослые забрасывали его камешками, комьями глины, размельченной соломой и сеном, «чтобы дожди шли часто, и трава и росла густо».
Зрители и исполнители обряда живо воспринимали символику, условность действия, отсутствие настоящей пашни, вспашки для посева, аксессуаров воображаемых, но не существующих. Обряд, переходивший в представление, имел словесный текст, действие, ряжение. Части обряда сохраняли строгую последовательность, чередуясь, согласно традиции, один за другим.
Из обрядовых форм драматического народного творчества наиболее близка к театральному искусству свадебная церемония. Кумыкскую свадьбу, как и свадьбу других дагестанских народов, можно было сравнить с театрализованным представлением, с импровизированными «сценками».
Элементы сценического действия отчётливо прослеживаются также в семейном обряде, связанном с появлением на свет детей. Рождение ребёнка любого пола у кумыков считалось большим событием для семьи, но с особой радостью встречалось появление мальчика как продолжателя рода. В честь первенца совершались обряды с магическими заклинаниями.
Формы театрального искусства и драматических элементов можно наблюдать и в верованиях кумыков о загробной жизни, о культе предков. Воз-
никшие в эпоху первобытнообщинного строя, этого рода представления позднее были пронизаны идеями ислама. Кумыки искренне верили, что душа (джан) бессмертна и требует постоянной заботы, она может прийти в дом в любое время, наблюдать за тем, как живут родственники, потомство, как они заботятся о своих умерших предках. Идея бессмертия души вызвала веру в загробную жизнь. С этим, в свою очередь, был связан целый ряд похоронных обрядов. Например, обряд обливания водой могилы, чтобы «разбудить покойника», обычай оставлять на кладбище несколько часов (чтобы охранять могилу после похорон) одного из близких родственников, чтобы покойник, проснувшись, и увидев своё новое место, не испугался. О вере кумыков в загробную жизнь свидетельствуют произведения обрядовой поэзии, в частности песни - причитания (ясы).
Синтез «старого и нового» в форме познания и образного отражения действительности в разных проявлениях духовной культуры, явился основой становления и развития в XX в. профессионального Кумыкского театра.
Во второй главе диссертации «Становление и развитие Кумыкского государственного театра имени А.-П.Салаватова в 30-е — первой половине 80-х годов XX в.» анализируется формирование национальной сцены, рассматриваются исторические условия, при которых шло развитие любительского театрального искусства, заложившие основу для рождения профессионального театра, его деятельность по формированию и удовлетворению художественно -эстетических запросов тружеников города и села.
Первый параграф «Образование и развёртывание деятельности Кумыкского национального театра в 30-е - первой половине 40-х годов» раскрывает деятельность любительских театральных коллективов в конце XIX- начале XX вв. Ростки национального театра зрели и вынашивались в народном искусстве. Однако во многом развитию драматического искусства способствовало и широкое проникновение в край элементов культур других народов, ставших ускорителями процесса «профессионализации» театра. Несмотря на всю ценность и значимость первых самостоятельных шагов, спектакли тех лет зачастую носили характер массовых зрелищ. Подобный любительский характер постановок имел объективные причины. Силы и знания прогрессивно - настроенной интеллигенции были недостаточны для создания полноценных работ. Отсутствие театральных зданий, репетиционных залов, финансовой поддержки едва ли стимулировал процесс профессионализации национального драматического искусства.
Уже в первые годы Советская власть уделяет пристальное внимание развитию театрального дела в стране как наиболее массового и доступного зрелища, способного привести новые идеи в широкие массы трудящихся.
При внешкольном подотделе Дагревкома была создана театральная секция, которую возглавил Т.Бийболатов. Она развернула целенаправленную работу по мобилизации в городах и аулах Дагестана художественно одарён-
ной молодёжи, из которой организовывались драматические, хоровые и музыкальные коллективы'.
В 1930 г. состоялся первый выпуск Дагестанского театрального техникума. Он положил начало функционированию первого в республике профессионального национального театра - Кумыкского.
Кумыкский театр, переименованный в 1932 г. в Центральный театр народов Дагестана, объединил вокруг себя национальные драмстудии. На базе в последующие годы были организованы Аварский, Лезгинский и Лакский драматические театры2.
В конце 1932 г. по решению правительства республики коллектив кумыкской труппы вновь получил самостоятельность и был переведён в г. Буйнакск. Это решение позволило приблизить коллектив к национальному зрителю и улучшить материальное положение театра'.
В тридцатые годы кумыкская драматургия добилась значительных успехов. Её развитию во многом способствовали конкурсы на лучшую пьесу. На состоявшемся в 1933 г. конкурсе из 26 представленных произведений первой премии была удостоена пьеса кумыкского драматурга А.-П.Салаватова «Красные партизаны», которая оказала существенное влияние на становление и развитие репертуара Кумыкского театра...2. 10 февраля 1940 г. Кумыкский театр отметил своё десятилетие. К юбилею театр представил зрителю спектакль «Айгази» А.-П.Салаватова, который вобрал в себя всё лучшее, что накопил творческий коллектив за прошедшие годы. Эта работа стала центральным событием сезона 1939-1940 гг. Она раскрыла творческую зрелость театра и в этом смысле стала этапной.
К юбилею театра, за особо выдающиеся заслуги в деле национального театрального искусства было присвоено звание заслуженного деятеля искусств ДАССР Рустамову Гам иду Алиевичу - художественному руководителю коллектива, Салаватову Алим - Паше Камбулатовичу - драматургу театра, автору пьесы «Красные партизаны» и «Айгази», Курумову Али Алимха-новичу - артисту и режиссёру театра. А также звания заслуженных артистов ДАССР Ахмеровой Гайине Галиловне, Легомениди Елене Дмитриевне, Ма-гомедовой Хайбат Гасанбековне, Магаеву Абдурахману - бывшему артисту Кумыкского театра, ныне режиссёру Аварского театра. Народная артистка ДАССР Мурадова Барият Солтанмеджидовна была награждена Почётной грамотой Верховного Совета ДАССР3. Огромный жизненный опыт, высокий интеллект, обаяние Б.Мурадовой снискали, ей уважение и симпатии у дагестанцев, имя которой навсегда вошло в золотой фонд многонациональной дагестанской культуры.
1 ЦТ А РД Ф.-1п. Оп. 18. Д.845. Лл. 76-77 Каймаразов Г.Ш. Россия и прогресс культуры народов Дагестана (конец XIX в.-30-е годы XX в.). Махачкала, 2008. С. 251.
1 Говоров С. Кумыкский театр. Махачкала, 1955. С. 26-27
2 Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941 гг. М., 1987. С. 186
3 ЦГА РД Ф.р.-716. Оп.8. Д.З. Л. 121
С началом фашистской агрессии театр утверждал на своей сцене антифашистские спектакли малых форм, одноактные агитки, интермедии, куплеты и композиции, вслед за которыми появились многоактные пьесы местных драматургов и произведения общесоюзного репертуара.
На сцене Кумыкского театра в годы Великой Отечественной войны ставились пьесы «Базалай» и «Айдемир и Умайганат» Г.Цадасы, «Андалаль-цы» М.Хуршилова, «Во имя победы» З.Эфендиева и др. Из - за слабого развития дагестанской драматургии в годы войны театры республики часто обращались к драматургии других народов, особенно русской (К.Симонов, А.Крон, Л.Шейнин и др.). Наряду с произведениями советских драматургов театры ставили произведения классиков русской и западноевропейской драматургии (Н.Гоголь, А.Островский, М.Горький, В.Шекспир, Ж.-Б.Мольер).
Большое значение в деле повышения художественного мастерства артистов национальных театров, роста театрального искусства в Дагестане имело пребывание в дни войны в Махачкале Московского театра им. М.Ермоловой во главе с народным артистом СССР Н.П.Хмелёвым, Ростовского драматического театра им. М.Горького, Московского цыганского театра «Ромэн», Харьковского драматического театра и других коллективов1.
Кумыкский театр военных лет, устояв перед трудностями, смог стать ярким примером высокого патриотического служения советского многонационального искусства Отчизне и всему народу.
Благодаря активной деятельности прогрессивно-настроенной интеллигенции, приобретению художественно-эстетического опыта более развитых культур, опираясь на достижения мирового театра, к 30-м годам отчётливо проявилась тенденция к профессиональному росту национальной сцены. В результате у ряда народностей Дагестана, в их числе кумыков, появляются свои драматические коллективы. На этом этапе Кумыкский театр тяготел к русской сцене, классическому характеру. Позже пришло умение отбирать из народного быта то, что наиболее ярко выражало дух народа, из драматических произведений то, что делало спектакли незабываемыми, имеющими национальный колорит.
Второй параграф «Творческий путь театра во второй половине 40-х - первой половине 80-х годов XX в.» посвящён всесторонней характеристике творческого пути театра в послевоенные десятилетия.
Развитие дагестанского театрального искусства в послевоенные годы продолжало оставаться под влиянием идеологических установок партии.
В условиях мирного развития перед театральными деятелями встала задача пересмотреть репертуар, драматургию, создать образы современников, прошедших через горнило войны и неимоверных трудностей тыла. Самым значительным явлением сезона 1947 г., определившим новую ступень
1 Искусство Дагестана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Махачкала, 1984. С. 29.
2ЦГАРД. Ф.р -716. Оп.12. Д. 141 Лл. 19-22.
творческого роста Кумыкского театра, был спектакль «Сын полка)) В.Катаева. Пьеса была подготовлена к смотру творческой актёрской молодёжи театров автономных республик страны, который проходил в Москве летом 1947 г. и переведена на все основные дагестанские языки.
Составляя репертуар на 1949 г., Кумыкский театр ставил себе задачу повышения социально-культурной и производственной активности тружеников города и села2.
Спектакль «Подарок Салимат» поднимал благородную тему труда. В спектакле ярко показывалась жизнь молодёжи Дагестана, особенно горянок. В этом же году в дни празднования 150-летия со дня рождения А.С.Пушкина Кумыкский театр впервые осуществил постановку замечательного произведения юбиляра «Каменный гость». Большой заслугой театра следует признать то, что он правильно понял и вскрыл идейное содержание пьесы.
В 1950-1951 гг. театр показал ряд значительных спектаклей на современную тему советских писателей, классиков и произведения местных драматургов. В их числе были «Сулейман из Ашага-Стала» Р.Фатуева, «Прага остаётся моей» Ю.Бураковского, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина и «Макар Дубрава» А.Корнейчука.
Осуществление постановки пьесы А.Корнейчука «Макар Дубрава» (постановщик С.С.Казимировский, художник Н.В.Лаврухин) явилось бесспорной удачей коллектива Кумыкского драматического театра. Это была одной из самых серьёзных и успешных работ театра в сезоне1.
В то же время начало 50-х годов было отмечено определёнными трудностями в работе Кумыкского театра. Прежде всего, это отразилось в режиссуре. В 1951 г. главный режиссёр Кумыкского театра Г.А.Рустамов был назначен главным режиссёром Русского драматического театра им. М.Горького. Новые режиссёры не сразу адаптировались в кумыкской труппе. Начала ослабевать драматургия. Раньше пьесы писались с учётом артистических сил Кумыкского театра. Г.А.Рустамов же знал творческие способности каждого актёра и заранее «распределял» роли будущей пьесы. Теперь начало сказываться отсутствие в репертуаре новых оригинальных кумыкских пьес.
Указанные трудности, крайне отрицательно сказались на выполнении театром производственно-финансовых планов 1950-1953 гг., а также на художественном уровне его отдельных постановок.
Интересным и богатым в репертуарном отношении был сезон театра 1953-1954 гг. и начало сезона 1954-1955 гг. Театр осуществил за эти два года ряд крупных сценических полотен, разнообразных по жанрам и содержанию.
В 1956 г. состоялся XX съезд ЦК КПСС, который наметил большую программу дальнейшего подъёма народного хозяйства и культурного строительства в СССР и был принят во внимание всей страной для решения выдвинутых им задач.
' ЦТ А РД. Ф.р-1317. Оп.2. Д.1. Лл. 16-18.
В 1957 г. Кумыкский театр участвовал во Всесоюзном конкурсе драматических театров, посвящённом 40-летию Октябрьской революции. В этом творческом соревновании участвовало свыше 300 театральных коллективов, хоров и ансамблей. В числе 32 лучших коллективов страны был и Кумыкский театр, который показал рост своих творческих сил1.
В 1960 г. Кумыкский музыкально-драматический театр принял участие в декаде дагестанского искусства и литературы, проходившей в Москве.
В 1957 г. открылась Кумыкская национальная студия при театральном училище им. Б.В.Щукина в Москве, а в 1962 г. состоялась программа показа дипломных спектаклей студии2.
Кумыкский театр получил хорошее пополнение. Среди выпускников были актёры, вскоре занявшие в театре ведущее положение: А.Айгумов, И.Курумова, Н.Мусаева, Л.Айгумова, З.Хиясов, И.Казиев и др.
Трудности, связанные с отставанием дагестанской драматургии, в середине 60-х годов всё ещё не отвечали требованиям национальных театров, с большими сложностями формировавшим свой репертуар и не находившим подчас соответствующего материала для разговора с современниками о текущей жизни. И это, несомненно, влекло за собой идейный и художественный спад в работе коллектива.
В декабре 1970 г. на Всесоюзном конкурсе лучших спектаклей, проведённом Министерством культуры СССР и Союзом писателей СССР, посвящённом 100-летию со дня рождения В.И.Ленина, спектакль «Сквозь бурю» по пьесе М.-С.Яхьяева был удостоен премии и Почётной грамоты Министерства культуры СССР и Союза писателей СССР.
В 1973 г. театр принял новое пополнение - выпускников факультета музыкальной комедии Тбилисского института им. Ш.Руставели: Э.Мансурова, С.Абдурагимову, Р.Махмудову, А.Асельдерова, Б.Осаева и др. «Теперь возможности ставить оперетты, водевили и музыкальные комедии стали шире...»3.
В 1976 г. в смотре спектаклей юга России, посвящённой 30-летию Победы в Великой Отечественной войне за спектакль «Свадьба на войне» по пьесе А.-В.Сулейманова Кумыкский театр был награждён дипломом Первой степени. Он вобрал в себя всё лучшее, что накопил театр за предшествующие годы, осваивая дагестанскую драматургию.
В 1977 г. Кумыкский театр принял активное участие в фестивале болгарской драматургии в СССР. Высшую оценку комиссии и зрителей получил спектакль по пьесе С. Стратиева «Новый пиджак»4. Важным направлением работы творческого коллектива Кумыкского театра являлось обслуживание детского зрителя.
1 ЦГАРД. Ф.р.-1252. Оп.1.Д.15.Л.37.
2ЦГАРД. Ф.р.-1252. Оп. 1.Д.47.Лл. 181-194.
3 Мантаев Б. Зависит от меня // Театральная жизнь. 1977. № 8. С. 12.
4 ЦГАРД. Ф.р.-1317. Оп.2. Д.62. Л. 3.
В послевоенный период, особенно в 60-е - первой половине 80-х годов Кумыкский театр всё увереннее раздвигал рамки воплощения на сцене герои-ко-романтических произведений и великого наследия классической драматургии. Благодаря появлению собственной национальной режиссуры, пополнению коллектива новыми квалифицированными актёрскими кадрами, расширению спектра используемых художниками, драматургами вспомогательных средств выразительности эти десятилетия становятся периодом активного поиска собственного лица, наиболее ярким этапом творческого роста.
В главе третьей «Успехи и трудности Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова в период перестройки и строительства демократического общества в 1985-2008 гг.» рассматривается творческая деятельность театра во второй половине 80-х годов XX в.-начале XXI в.
В первом параграфе «Место и роль Кумыкского театра в художественной жизни республики во второй половине 80-х годов» анализируется деятельность творческого коллектива по поиску своего места в духовной жизни кумыкского народа в условиях перестройки.
В новых условиях не снижалась острота социально-культурных проблем и в многонациональном Дагестане, в том числе и в развитии театров.
В 1985 г. Кумыкский театр обратился к исторической тематике. В его репертуар была включена героическая драма «Мамагаджи», автором которого являлся Х.Арсланбеков.
В республике доброй традицией стали театральные праздники, посвященные детям. В период проведения (с 23 ноября 1985 г.) Недели «Театр детям и юношеству» коллектив Кумыкского театра особое внимание обратил на постановку таких пьес, которые бы могли способствовать идейно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. В день открытия Недели был показан отрывок из спектакля по пьесе К.Гоцци «Ворон».
Среди спектаклей, показанных Кумыкским театром в театральные сезоны 1986-1988 гг., особый интерес представляла пьеса А.Атаева «Ташбике», в которой изображалась борьба кумыкского народа за свою свободу и независимость, против насилия и гнёта феодальных властей ХУ-ХУ1 вв. Она была построена на больших исторических и нравственно-социальных конфликтах народной жизни, идейно-философских обобщениях судьбы народа и судьбы личности1.
Коллектив Кумыкского театра, как и другие творческие организации, много сил и энергии потратил на подготовку спектаклей, посвящённых 70-летию Октябрьской революции.
Кумыкский государственный музыкально-драматический театр им. А.-П.Салаватова, несмотря на ослабление внимания властных структур к развитию социально-культурной сферы, во второй половине 80-х годов XX в. оставался на ведущих позициях среди национальных театров республики. Обо-
1 ЦГА РД. Ф.р.-1252. Оп.14. Д.69. Л. 8
гатил свой репертуар рядом серьёзных постановок, вызвавших значительный интерес театральной общественности, зрительской аудитории. Второй параграф «Старейший национальный театр Дагестана в новых социально-экономических реалиях» рассматривает современное состояние театрального искусства кумыкского народа.
Властные структуры многонационального региона, творческие организации и коллективы уделяли пристальное внимание преодолению негативных тенденций и явлений, оздоровлению морально-нравственного климата, активизации деятельности учреждений культуры и искусства.
Этим благородным целям был посвящен фестиваль национальных театров Северного Кавказа, проходивший в мае 1992 г. в Махачкале. Инициаторами его проведения выступили Министерство культуры, союз театральных деятелей Российской Федерации и Дагестана. Участниками смотра стали не только все национальные театры республики, но и Чеченский драматический театр им. Х.Нурадилова, Ингушский драматический театр им. А.Шогенцукова, Балкарский драматический театр им. К.Кулиева, Карачаевский драматический театр им. Б.Тохчукова, Черкесский драматический театр.
Коллектив Кумыкского театра продемонстрировал на фестивале эпическую музыкальную драму «Тенгир-Терек» по пьесе Б.Атаева и Б.Мантаева, которая была удостоена жюри премии за лучшее музыкальное оформление1. 6 января 1995 г. был открыт 65-й театральный сезон с показом спектакля «Айгази», который прошёл с огромным успехом. По тому, что зритель стал активно посещать театр, можно было сделать вывод, что выбор пьес и творческий уровень спектаклей оправдался.
За всю историю театра не было такой напряжённой работы всего творческого состава театра как в течение 65-го театрального сезона. Коллектив с пониманием отнёсся к тому, чтобы повернуть зрителя к театру, а для этого надо было знать их запросы и интересы, выкладываться полностью. Благодаря такому напряжённому труду, не выходя из графика и плана, театр смог в течение сезона выпустить 8 спектаклей, четыре из которых были поставлены в первом полугодии 1995 г.
В 1996 г. Кумыкский театр, в столице Турции Анкаре принял участие в тюркоязьгчном международном фестивале, посвящённом году «Молла На-сретдина», где показал возобновлённый спектакль М.Курбанова «Молла На-сретдин» в постановке И.Казиева и получил высшую оценку жюри2. В результате продуманной, целенаправленной работы коллектив театра в 1999 г. добился заметных результатов. В январе был сдан спектакль «Последняя любовь Насретдина» по пьесе В.Константинова, Б.Рацера, режиссёр-постановщик И.Казиев. В нём был занят весь творческий состав театра и студенты актёрского отделения факультета культуры ДГУ.
' Со слов зам. директора по худ. части Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова Б.Осаева. 22.09.2008.
2 Алиев М. Из жизии Кумыкского театра. Махачкала. 1999. С.ЗО
Столь ярко заявившая о себе ещё в 70-е годы XX в. традиция поэтического театра, увы, со временем угасла. Отчасти возродить творческие поиски в этом направлении был призван фестиваль «Поэтический театр Дагестана», который прошёл в декабре 2001 г.
Режиссёр З.Хиясов с артистами Кумыкского театра, поработав над пьесой «Ох, женщины, женщины», сумели за короткое время завершить постановку спектакля. З.Хиясов, используя произведения народных поэтов Дагестана А.Аджиева, А.-В.Сулейманова, А.Аджаматова и музыку заслуженного деятеля искусств РД композитора Х.Батыргишиева, показал зрителю музыкально-поэтическую композицию, которая была отмечена поощрительными премиями по пяти номинациям: за лучшую режиссуру, музыкальное и художественное оформление, сценарий и актёрское мастерство, внутреннюю красоту, духовную силу, жертвенность женщины матери, жены, дочери.
Объективные причины упадка драматического искусства в 90-х годах -начале XXI в. заявили о себе с новой силой. Существенное ослабление материально-технической базы привело к тому, что наряду с другими театрами Кумыкскому было необходимо обновление практически всех технических средств - сценической техники, оборудования цехов, звуко - и светотехнической аппаратуры и др.
Низкий уровень заработной платы, падение престижа профессии вызвало кадровый дефицит, усугубившийся отсутствием достойной смены.
У Кумыкского театра, как и других национальных театров республики, не только в 90-е годы одной из серьёзных проблем было отсутствие современных пьес. В новых условиях драматурги постепенно возвращались в театры, ибо без развития дагестанской национальной драматургии не может быть и речи о полноценном развитии национального театра.
Большим событием в театральной жизни республики стал смотр 2002 г. с приглашением ведущих театроведов Москвы - О.Д.Дубинской, Н.И.Жегина, Н.П.Ефремовой. Строгие театральные судьи из Москвы посмотрели и спектакль Кумыкского театра по пьесе итальянского драматурга С.Скарлетти «Дом сумасшедших», по постановке режиссёра И. Казиева, назвав её спектаклем на высшем уровне.
Свой 75-й сезон Кумыкский театр встретил в 2005 г. спектаклем «Если сердце захочет» (весь текст был обновлён, написаны новые тексты песням), поставленного по пьесе Г.А.Рустамова режиссёром И.Казиевым.
2005 г. был отмечен и как год 60-летия Великой Победы в Отечественной войне 1941-1945 гг. Этой дате была посвящена новая работа театра — постановка спектакля «Золото не ржавеет» по пьесе А.-В.Сулейманова. Режиссер-постановщик спектакля З.Хиясов блестяще справился с поставленной задачей. Спектакль был тепло принят зрителем1.
' Текущий архив Кумыкского музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова // Отч&г о творческой работе за 2005 год.
Театральный сезон 2008 г. в Кумыкском государственном музыкально-драматическом театре им. А.-П.Салаватова оказался насыщенным на новые постановки, серьёзные мероприятия, связанные с проведением вечеров и бенефисов известных актёров и режиссёров в четь их юбилейных дат и другие.
Сокращение государственного финансирования творческих организаций и коллективов республики негативно сказалось на материально-техническом обеспечении, репертуаре Кумыкского театра. Однако, несмотря на трудности, ни драматургия в целом, ни театр не угасли. Творческий коллектив продолжал выполнять благородную миссию приобщения широких масс к миру высшего искусства.
В заключении диссертации подведены итоги, сформулированы выводы и обобщения.
Семена театрального искусства зрели и вынашивались в народном творчестве, самобытной культуре дагестанских народов, в том числе и кумыков испокон веков.
1917-1925 гг. являются периодом становления новых форм театрального искусства в Дагестане. В эти годы произошёл переход от фольклорных форм творчества самодеятельных и любительских кружков просветительского назначения к возникновению профессионального сценического искусства в многонациональном театре.
Постановкой спектакля по пьесе Абдулхамита «Дочь Индии» в Махачкале в 1930 г. был официально открыт Кумыкский национальный театр.
30-е годы явились периодом интенсивного творческого роста актёров Кумыкского профессионального театра. В 1938 г. художественным руководителем театра был назначен Г.А.Рустамов, только что окончивший режиссёрское отделение ГИТИСа.
В годы Великой Отечественной войны Кумыкский театр сыграл важную роль в патриотическом воспитании, мобилизации духовно-нравственного потенциала тружеников города и села на отпор врагу и достижение скорейшей победы.
7 мая 1955 г. в день двадцатипятилетия Указом Президиума Верховного Совета ДАССР театру было присвоено имя выдающегося драматурга, режиссёра и писателя А.-П.Салаватова.
С 1974 г. творческий коллектив театра возглавляет заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист Абхазской АССР, профессор И.А.Казиев — режиссёр остро и ярко размышляющий о Человеке и Времени. С особой любовью относится он к пьесам, вошедшим в золотой фонд национальной кумыкской драматургии: «Айгази», «Карачач» А.-П.Салаватова, «Бораган» А.Курбанова и др.
Во второй половине 80-х годов XX века важным направлением деятельности Кумыкского театра стала историческая тематика.
Экономический кризис 90-х годов крайне негативно отразился на социально-культурной сфере республики, в том числе на материально-
техническом обеспечении Кумыкского театра, на материальном благосостоянии его творческих работников.
В новых непростых условиях театр смог не только выжить, но и сохранить накопленный духовный потенциал. Нам думается, что в данном квалификационном исследовании нелишне высказать ряд предложений, призванных способствовать улучшению деятельности Кумыкского театра:
1. Необходимы целенаправленные усилия по дальнейшему улучшению материально-технической базы театра. В условиях острой нехватки государственного финансирования театров республики, как и в целом, социально-культурной сферы, к этой работе следует активнее привлекать средства бизнесменов кумыкской национальности.
2. Важной для судеб театра является задача проведения грамотной кадровой политики, которая призвана прекратить отток талантливых актёров из творческого коллектива. Это сопряжено с целым рядом обстоятельств: повышение заработной платы, улучшение жилищно-бытовых условий и т.д.
3. Министерство культуры и туризма Республики Дагестан часто использует помещение театра для организации различных развлекательных мероприятий, носящих коммерческий характер. Это создаёт серьёзные трудности для творческой работы коллектива собственно Кумыкского театра.
4. Одним из серьёзных недостатков Кумыкского театра, как и других национальных театров республики, сегодня является нехватка национальной драматургии. Вывод не новый, но в условиях национального театра, который обязан каждый сезон ставить несколько «своих» пьес, он приобретает особую остроту. Театру, безусловно, нужны пьесы современного звучания, где бы герои были знакомы. Да, это трудно, тем более когда «героя нашего времени» нет в принципе. Режиссёры и актёры, можно сказать, идут на творческие муки, доделывая, дописывая «приблизительные» пьесы местных авторов, чтобы хоть в какой-то мере приблизить их к тому уровню, который может минимально удовлетворить театр. Но мы уверены, что, объединившись, национальная драматургия и театр осуществят во многом свои благородные цели, наградой которым будет чувство творческой радости.
Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:
Научные статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных перечнем ВАК РФ:
1. Акаева Н.Б. Становление Кумыкского театра. 1900-1941 гг.// Вопросы истории. М., 2010. Вып. № 1. С. 148-153 -0,3 п.л..
2. Акаева Н.Б. Творческий путь Кумыкского театра во второй половине 40 - х - в начале 60-х годов XX века// Вестник Адыгейского государственного университета. Раздел История. Адыгея, 2012. Вып. 1 (92). С. 94-101 -0,4 п.л..
Научные статьи, опубликованные в иных изданиях:
3. Акаева Н.Б. Кумыкский театр в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.// Учёные записки Российского государственного социального университета. М., 2007. Вып. № 2 (54). С. 129-132 -0,2 п.л..
4. Акаева Н.Б. Из истории театров Дагестана: элементы театрального творчества кумыков в народных зрелищах// История и география Дагестана. Труды преподавателей. Махачкала, 2002. Вып. № 4. С. 37-41 -0,2 п.л..
5. Акаева Н.Б. Деятельность Т. Бийболатова в «Театральном и литературном обществе мусульман» и журнале «Танг-Чолпан»// История и география Дагестана. Труды преподавателей. Махачкала, 2004. Вып. № 6. С. IIIS -0,2 п.л.0,2 п.л..
6. Акаева Н.Б. Вклад в искусство и культуру Дагестана Т. Бийболатова и А.-П.Салаватова// Актуальные проблемы истории Дагестана: Сборник научных статей. Махачкала, 2006. С. 93-100 -0,4 п.л..
7. Акаева Н.Б. Творческий путь Кумыкского театра во второй половине 40-50-х годов XX века// Современные проблемы науки и образования. Материалы ежегодной научной сессии профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного педагогического университета 28-29 апреля 2008 г. Часть 2. Общественные и гуманитарные науки. Махачкала, 2008. С. 9-11-0,1 п.л..
Формат 60x841/16. Печать ризографная. Бумага офсетная. Гарнитура «Тайме». Усл. п. л. 1,2. Тираж 100 экз.
Отпечатано в типографии АЛЕФ, ИП Овчинников М. А. Тел.: +7-903-477-55-64, +7-988-2000-16
12-13004
2012089656
5âi
2012089656