автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Театральный феномен Николая Коляды

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Щербакова, Наталия Геннадьевна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Театральный феномен Николая Коляды'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Театральный феномен Николая Коляды"

005533153

На правах рукописи *

Щербакова Наталия Геннадьевна

Театральный феномен Николая Коляды

Специальность 17.00.01 - Театральное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

1 9 СЕН 2013

Санкт-Петербург — 2013 г.

005533153

Работа выполнена на кафедре русского театра Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства»

Научный руководитель: кандидат искусствоведения Таршис Надежда Александровна

Официальные оппоненты:

Шалимова Нина Алексеевна - доктор искусствоведения, профессор, профессор кафедры истории театра России Российского университета театрального искусства (ГИТИС).

Матвиенко Кристина Николаевна — кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры эстетики, истории и теории культуры Всероссийского государственного университета им. С.А. Герасимова (ВГИК), заместитель художественного руководителя Московского драматического театра им. К.С. Станиславского по творческому развитию театра.

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств».

Защита состоится «-/¿7» 2013 г. в час. на заседании Дис-

сертационного совета Д 210.017.1)1 в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства по адресу: 191028, Санкт-Петербург, Моховая ул., д. 35, ауд. 512.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (Моховая ул., д. 34).

Автореферат разослан « У » ¿£/¿¿^£^4/2013 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета кандидат искусствоведения

Авторский театр в российской провинции рубежа XX-XXI вв. — редкое явление, исчезающее в связи с кризисом театра режиссерской формации. В условиях, когда ориентация на стремительный коммерческий успех у массового зрителя предпочитается долголетнему художественному развитию, идеологическая аксиома, утвердившая режиссера в статусе создателя театра, проверяется новыми формами авторства.

Расслоение профессиональных компетенций, приход в режиссуру актеров и драматургов, формирование продюсерского театра создает проблемное поле, где возникают новые театральные феномены.

Важнейший пример - театральная деятельность Николая Владимировича Коляды (род. 1957 г.), драматурга, режиссера, создателя авторского «Коляда-театра» (г. Екатеринбург, 2001 г.).

«Аутентичный театр драматурга» по выражению Г. Заславского1, распространился в отечественном театральном процессе 1990-2000-х гг., когда многие драматурги занялись постановкой своих пьес. Как правило, режиссура драматургов представлена на сценах столичных театров и в индивидуальных исполнительских проектах: Евгений Гришковец соединяет автора и исполнителя в одном лице, Михаил Угаров ставит свои пьесы в Театре.doc, «Центре драматургии и режиссуры», театре «Практика»2, Иван Вырыпаев режиссирует в московском театре «Практика» и варшавском театре «На Воли» (Na Woli)3, Андрей Максимов ставит в антрепризе.

На фоне разнообразной режиссуры драматургов рубежа XX-XXI вв. деятельность Николая Коляды представляет собой театральный феномен, поскольку соединяет несколько театральных ипостасей: драматурга, режиссера и театрального продюсера, причем внутренне не разделенных. Признанный в

1 Заславский Г. Аутентичный театр Николая Коляды // Независимая газета. 2006. 2 июня. № 109. С. 12.

2 См.: Угаров М. Режиссеры // Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина: [веб-сайт]. URL: http://cdr.theatre.ru/directors/ugarov/ (дата обращения 27.10.2012).

3 См.: Вырыпаев И. Как я не возглавил польский МХАТ / бесед. А. Шендерова // Театр. 2012. №5. С. 110-115.

начале творческого пути, в 1990-х гг., самым успешным коммерческим драматургом, в начале 2000-х гг. Н. Коляда менее востребован театральной аудиторией. Он уходит в режиссуру, организует «Коляда-театр», который представляет собой личный художественно-коммерческий проект. Главная цель театра состоит в популяризации пьес Н. Коляды и его учеников, авторов «Уральской драматургической школы», а также драматургов — победителей авторского конкурса Н. Коляды «Евразия» (2001-2013 гг.). С 2007 г. театр проводит в г. Екатеринбурге ежегодный международный авторский фестиваль «Коляда-Р1ау5», представляющий пьесы уральских драматургов.

В условиях перехода от советской модели репертуарного театра к про-дюсерскому, проектному театру, сопровождающегося борьбой за лидерство между финансовым и творческим руководством, Н. Коляда идет уникальным путем, то есть берет на себя всю полноту ответственности за свое детище. Противоречивость различных моделей театра, изначальная конфликтность художественных и коммерческих целей влияют на творческий метод Н. Коляды, обусловливая его эклектичный характер.

Создавая частный театр, Н. Коляда строит его на основе традиционной отечественной модели репертуарного театра, понимаемого как полифонический, развивающийся художественный организм, с постоянной профессиональной труппой, способной играть драматургию различных периодов и школ.

Н. Коляда вводит в репертуар спектакли по шедеврам мировой драматургии, расширяя тем самым свою аудиторию. Возникает эстетический парадокс: созданный для популяризации пьес современных молодых драматургов, «Коляда-театр» получает признание благодаря постановкам классики. Драматург Н. Коляда, оберегающий свои тексты от вмешательства режиссеров, сам став режиссером, подвергает классические тексты тотальной авторской интерпретации. Спектакли по классике проявляют достоинства и проблемы авторского доминирования Н. Коляды, способствуют развитию своео-

бычного авторского постановочного стиля, соединяющего элементы китча, соц-арта, психологического и игрового театра.

В театрально-критическом отражении репертуара «Коляда-театра» акцентируется проступающая в произведениях Н. Коляды смесь различных театральных культур: провинциальной, столичной и европейской; переосмысляются оппозиции авторского и коммерческого театра, категории элитарного и массового в искусстве. В его творчестве наблюдается размывание этих антиномий - процесс, характерный для переходной эпохи.

Актуальность исследования. Изучение авторского театрального феномена Н. Коляды представляется актуальным для отечественного театроведения, поскольку проявляет проблемные зоны развития провинциального театра рубежа ХХ-ХХІ вв. и позволяет определить эстетическую природу и проблематику явления, характерного для современной театральной культуры.

Объектом исследования является история провинциального русского драматического театра рубежа ХХ-ХХІ вв.

Предметом исследования стала драматургическая и сценическая практика Н. Коляды, рассмотренная сквозь призму авторского театрального стиля.

Цель диссертационного исследования заключается в определении специфики театрального феномена Н. Коляды как характерного явления русского провинциального театра рубежа ХХ-ХХІ вв.

В задачи исследования входит:

— периодизация творчества Н. Коляды и выделение основных эстетических концепций каждого периода;

— осмысление режиссерской методологии Н. Коляды через призму синтеза режиссерской практики и драматургического метода;

— определение специфики театральной деятельности Н. Коляды, совмещающего в себе основные формы авторства в театре;

— прослеживание влияния театрального феномена Н. Коляды на современную театральную практику российской провинции.

Методология исследования. Диссертационное исследование основано на выработанных отечественной театроведческой школой принципах изучения и анализа драмы и спектакля, в связях с историческим и культурным контекстом и в соотношении с мировоззрением и индивидуальностью режиссера. Работа опирается на традиции ленинградской - петербургской школы театроведения и современные подходы, объединяющие методы смежных гуманитарных дисциплин: культурологии и эстетики. Комплексный театроведческий анализ театрального феномена Н. Коляды как принципиально неразделяемого явления определяет логику исследования: через выявление режиссерской ориентированности драматургии, становление принципов игрового театра в режиссерском прочтении собственных пьес, к определению эстетических основ авторского театра и личной мифологии художника.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые предпринята попытка комплексного театроведческого анализа творчества драматурга, режиссера, актера и продюсера Николая Коляды как театрального феномена переходного периода.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в курсах лекций по истории русского театра XX - начала XXI вв., в спецкурсах по проблемам современной драматургии и режиссуры и в семинарах по театральной критике; способствовать изучению авторского репертуарного театра в российской провинции в последующих научных исследованиях.

Теоретическую базу диссертации составили современные научные труды о природе театра Ю. Барбоя, П. Пависа4; Н. Песочинского, В. Макси-

4 Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. Л.: ЛГИТМиК, 1988; Бар-бой Ю.М. К теории театра. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2008; Введение в театроведение: Учебное пособие / Сост. и отв. ред. Ю.М. Барбой. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2011; Павис П. Словарь театра. 2-е изд. М.: ГИТИС, 2003.

мова5, труды по теории драмы Э. Бентли, С. Владимирова, Б. Костелянца6, исследования по истории русского режиссерского театра XX в. Б. Алперса, К. Рудницкого, Г. Титовой7 и др.

В исследовании влияния постмодернизма на театральную деятельность Н. Коляды были необходимы книги И. Ильина, Н. Маньковской8.

В связи с анализом взаимопроникновения элитарного и массового в театре Н. Коляды в поле исследования включены такие понятия как: китч, пародия, миф. В их изучении необходимы были исследования Р. Барта, Г. Дебора, Е. Мелетинского, М. Элиаде9, труды С. Аверинцева, М. Бахтина, Ю. Лотмана, О. Фрейденберг, Й. Хейзинги10, а также работы Ж. Бодрийяра, К. Гринберга, С. Зонтаг, Н. Конрадовой, А. Яковлевой11 о китче как стиле современного искусства.

5 Максимов В.И. Век Антонена Арто. СПб.: Лики России, 2005; Песочинский Н.В. Театр Анатолия Васильева: деконструкция и метафизика // Режиссура: взгляд из конца века. Сб. науч. тр. / Ред.-сост. О.Н. Мальцева. СПб.: РИИИ, 2005.

6 Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Айрис-пресс, 2004; Владимиров C.B. Действие в драме. 2-е изд. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2007; Костелянец Б.О. Драма и действие. Лекции по теории драмы. М.: Совпадение, 2007.

7 Алперс Б.В. Театр социальной маски // Алперс Б.В. Театральные очерки: в 2 т. М.: Искусство, 1977. Т. 1. С 27-162; Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. 1898— 1907. М.: Наука, 1988; Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. 1908-1917. М.: Наука, 1990; Титова Г.В. Мейерхольд и Комиссаржевская: Модерн на пути к Условному театру. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2006.

8 Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998; Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.

9 Барт Р. Мифологии. М.: Академический Проект, 2008; Дебор Г. Общество cnem-акля. М.: Логос; Радек, 2000; Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994; Меле-тинский Е.М. От мифа к литературе. М.: РГГУ, 2000; Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994.

10 Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е.М. Мелетинского. М.: РГГУ, 1993. С. 341-345; Аверинцев С.С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» // Вопросы литературы. 1971. № 8. С. 40-69; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979; Лотман Ю.М. Семиотика сцены // Театр. 1980. № 1. С. 89-99; Фрейденберг О.М. Система литературного сюжета / Монтаж: Литература. Искусство. Театр. Кино. М.: Наука, 1988. С. 216-236; Хейзинга И. Homo Ludens: В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992.

11 Бодрийяр Ж. Общество потребления: Его мифы и структуры. М.: Республика; Культурная революция, 2006; Гринберг К. Авангард и китч // Художественный журнал. 2005. Декабрь. № 60. С. 48-58; Зонтаг С. Заметки о Кэмпе // Зонтаг С. Мысль как страсть. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. С. 46-54; Конрадова H.A. Китч как социокультурный феномен: дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. М. : Рос. ин-т культурологии

7

Материал исследования составили:

— пьесы и сценарии Н. Коляды, написанные с 1986 по 2012 гг., личные зрительские впечатления от просмотренных спектаклей и видеозаписи спектаклей Н. Коляды, поставленных в 1994—2012 гг. в Свердловском академическом театре драмы, Московском театре «Современник» и «Коляда-театре» (г. Екатеринбург);

- статьи, рецензии и интервью, касающиеся творчества Н. Коляды, в периодической печати 1990-2000-х гг.; материалы блога Н. Коляды (Ко-lyadanik Live-Journal) на протяжении 2008-2013 гг.; рецензии на спектакли «Коляда-театра» в отечественной и европейской периодической печати; отзывы зрителей «Коляда-театра» в социальных сетях;

- иконографические материалы: программки спектаклей, фотографии мизансцен, костюмов, реквизита, сценической площадки «Коляда-театра»;

— тексты учеников и коллег Н. Коляды - драматургов «Уральской драматургической школы» о различных аспектах театрального искусства.

Литература вопроса. Несмотря на значительность театральной деятельности Н. Коляды, его вклад в развитие российского провинциального театра отечественным театроведением недостаточно оценен и обобщен. При огромном количестве критических откликов на пьесы и спектакли Н. Коляды в поле научного исследования попадала лишь его драматургия 1980-1990-х гг.

В 1990-х гг. в рецензиях театроведов и практиков театра (А. Бегунова, А. Винокурова, В. Дрознина, О. Игнатюк, А. Иняхина, И. Кукулина, А. Со-колянского и др.) творчество Н. Коляды, как массового коммерческого драматурга, рассматривалось в контексте развития «новой волны»12.

Мин-ва культуры РФ, 2001; Яковлева A.M. Кич и паракич: Рождение искусства из прозы жизни // Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. СПб.: Алетейя, 2001. С. 252-263.

u В 1990-х гг. в современной драматургии были одновременно представлены признанные авторы «новой волны» (С. Алешин, А. Галин, Л. Зорин, Л. Петрушевская, Э. Радзинский, М. Рощин и др.) и молодые драматурги, только заявлявшие о себе (А. Винокуров, П. Гла-дилин, Н. Коляда, С. Лобозеров, Н. Садур, А. Слаповский и др.). В 2000-х гг. появилось

8

В статьях Е. Сальниковой, А. Злобиной13 было предпринято литературоведческое исследование художественных особенностей текстов.

Осмысление и признание художественных достоинств пьес Н. Коляды началось в Екатеринбурге. В рамках первого международного театрального фестиваля «одного драматурга» «Коляда-РЬув» (1994) прошла дискуссия о пьесах Н. Коляды, опубликованных в сборнике «Пьесы для любимого театра»14. Материалы конференции15 оказали значительную помощь диссертанту, раскрыв неоднозначное отношение уральского критического сообщества к ранней драматургии Н. Коляды.

На Урале опубликована единственная на данный момент монография о творчестве Н. Коляды, написанная литературоведом Н. Лейдерманом16. Опираясь на пьесы 1980-1990-х гг., Н. Лейдерман первым исследовал драматургию Н. Коляды как неповторимое единство, назвал тенденцию, разрабатываемую драматургом, «метафизическим сентиментализмом или сентиментальным натурализмом»17, отразив в терминологической двойственности противоречивость творчества Н. Коляды.

Критический очерк Н. Лейдермана открыл перспективы изучения драматургии Н. Коляды как целостного феномена. В 2000-х гг. это направление было развито в диссертациях ученых-филологов: Е. Старченко, О. Наумовой, О. Журчевой, Е. Лазаревой18, которые исследовали творчество Н. Коляды в кон-

направление «новая драма». Т. о., «новая волна», перестроечная драматургия и «новая драма» развивались параллельно. Исследователи не пришли к единому мнению в вопросе

0 том, к какому направлению причислить Н. Коляду.

13 Сальникова Е. В отсутствие несвободы и свободы // Современная драматургия. 1995. № 1-2. С. 205-208; Злобина А. Драма драматургии. В пяти явлениях, с прологом, интермедией и эпилогом // Новый мир. 1998. №3. С. 189-207.

14 Коляда Н.В. Пьесы для любимого театра. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1994.

15 Художественный мир Николая Коляды и его сценическое воплощение. Творческая дискуссия СТД РФ // Театр в зеркале критики. Екатеринбург: Дом актера, 1996. С. 54—59.

Лейдерман Н.Л. Драматургия Николая Коляды. Критический очерк. 2-е изд. Екатеринбург: Словесник, 2002.

1 Лейдерман Н.Л. Указ. соч. С. 136.

18 Старченко Е.В. Пьесы Н.В. Коляды и H.H. Садур в контексте драматургии 1980-90-х гг.: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М.: Моск. гос. обл. ун-т, 2005; Наумова О.С. Формы выражения авторского сознания в драматургии конца XX - начала XXI вв. (на примере

9

тексте перестроечной драматургии, литературной традиции «лирической драмы» и постмодернистской эстетики.

В 2000-х гг. изучение драматургии Н. Коляды входит в учебные программы по современной русской литературе. При написании данного диссертационного исследования существенную помощь оказали статьи в учебных пособиях М. Громовой, Н. Лейдермана, М. Липовецкого, И. Канунниковой, О. Богда-

~ 19

новой .

Филологическая наука относит драматургию Н. Коляды к направлениям «лирической драмы»20, «психологического постмодернизма»21, «неосентиментализма»22 и «гипернатурализма»23.

Разноголосица трактовок отражает внутреннюю противоречивость предмета исследования, а также эволюцию отношения к пьесам Н. Коляды, вызванную изменениями в социальной ситуации, расширением театрального контекста, в том числе появлением сценических версий, воссоздающих на подмостках авторский мир Н. Коляды. Убедительным становится утверждение «феномена Коляды»24 или «театра Коляды», обладающего своим жанровым и стилевым колоритом. В данном диссертационном исследовании драматургия Н. Коляды

творчества Н. Коляды и Е. Гришковца): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Самара: Сам. гос. ун-т, 2009; Журчева О.В. Формы выражения авторского сознания в русской драме XX века: автореф. дис. ... док. филол. наук: 10.01.01. Самара: Сам. гос. ун-т, 2009; Лазарева Е.Ю. Особенности художественного мира Н. Коляды в контексте исканий драматургии 1980-1990-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. 10.01.01. М.: Мое. пед. гос. ун-т, 2010.

19 Громова М.И. Творчество Николая Коляды // Громова М.И. Русская драматургия конца XX - начала XXI века. Учеб. пос. М.: Флинта; Наука, 2005. С. 178-188; Канунникова H.A. Русская драматургия XX века. Учеб. пос. М.: Флинта; Наука, 2003; Лейдерман Н.Л., Липо-вецкий М.Н. Драматургия Н. Коляды / Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е гг.: В 2-х т. М.: Академия, 2003. Т. 2: 1968-1990. С. 568582; Богданова О.В. «Психологический постмодернизм» Николая Коляды// Богданова О.В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е гг. XX в. -начало XXI в.). СПб.: СПбГУ, 2004. С. 633-656.

20 Журчева О.В. Указ. соч. С. 37.

21 Богданова О.В. Указ. соч. С. 633.

22 Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Драматургия Н. Коляды. С. 568.

23 Липовецкий М., Боймерс Б. Николай Коляда: мелодраматическая альтернатива / Липовецкий М., Боймерс Б. Перформансы насилия: Литературные и театральные эксперименты «Новой драмы». М.: Новое литературное обозрение, 2012. С. 230.

24 Матафонова Ю.К. Феномен Коляды // Матафонова Ю.К. Кумиры сцены. Екатеринбург: Пакрус, 2000. С. 127.

рассматривается, прежде всего, с точки зрения содержащихся в ней предпосылок авторской режиссуры.

Ключевыми при написании диссертации стали лекции практика игрового театра М. Буткевича25, прояснившие специфику театрального направления, к которому принадлежит Н. Коляда. Работа о проблемах театрального прочтения прозы Н. Скороход26, раскрывающая антиномию автора текста и режиссера-интерпретатора, способствовала выявлению особенностей авторского метода Н. Коляды.

Существенную помощь диссертанту оказали театроведческие исследования, посвященные современному театральному процессу в российских столицах и в провинции: А. Висловой, М. Давыдовой, М. Дмитревской, В. Калита, Н. Таршис27; рецензии, в которых представлен анализ проблематики и поэтики театра Н. Коляды: статьи Г. Брандт, М. Гаевской, Д. Годер, Р. Дол-жанского, Г. Заславского, А. Карась, В. Кичина, Я. Левченко, В Максимовой, П. Руднева, О. Скорочкиной. В диссертационном исследовании использованы материалы дипломной работы студентки ЕГТИ Л. Кириковой «Николай Коляда - режиссер» (2001), а также дипломной работы студентки театроведческого факультета СПбГАТИ Е. Гориченко «Олег Ягодин - актер Коляда-театра» (2010).

Апробация исследования. По теме диссертации с 2009 г. опубликован ряд статей, в которых анализируются различные аспекты театральной деятельности Н. Коляды. На научных аспирантских конференциях в СПбГАТИ (2010 и 2012 гг.) были сделаны доклады. Обсуждение диссертационного ис-

25 Буткевич М.М. К игровому театру: В 2-х т. М.: РАТИ-ГИТИС, 2010. Т. 1. Лирический трактат.

Скороход Н.С. Как инсценировать прозу: Проза на русской сцене: история, теория, практика. СПб.: Петербургский театральный журнал, 2009.

2 Калиш В.Я. Театральная вертикаль. М.: СТД РСФСР, 1991; Давыдова М.Ю. Конец театральной эпохи. М.: ОГИ, 2005; Вислова A.B. Русский театр на сломе эпох. Рубеж XX-XXI вв. М.: Университетская книга, 2009; Дмитревская М.Ю. Разговоры. СПб.: Петербургский театральный журнал, 2010; Таршис H.A. Музыка драматического спектакля. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2010.

следования проходило на заседаниях кафедры русского театра Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 235 названий на русском, английском и французском языках, двух Приложений.

В Приложении I приводится сводная таблица наиболее значимых театральных постановок по пьесам Н. Коляды в хронологическом порядке с 1989 по 2013 гг., включая авторские режиссерские постановки на различных сценах (в Свердловском академическом театре драмы, Московском театре «Современник» и «Коляда-театре»).

В Приложении II приводятся сведения о репертуаре «Коляда-театра» (2001-2013 гг.) с указанием дат, сценических площадок, имен авторов и режиссеров.

Во Введении обосновывается выбор темы и ее актуальность, определяются цель и задачи исследования, методологические принципы, анализируется литература вопроса: дается спектр литературоведческих концепций творчества драматурга Н. Коляды в контексте литературного процесса; выявляются основные стилевые направления, к которым был причислен драматург. Определяются особенности театрально-критического восприятия его драматургии; характеризуются основные направления театральной деятельности и позиционируется уникальность театрального феномена Николая Коляды.

Впервые предлагается периодизация творчества этого театрального деятеля, основанная на анализе его драматургии в ракурсе заявленной темы, исследовании мотивов освоения режиссерской профессии, создания авторского «Коляда-театра», репертуара режиссера и эволюции эстетики спектаклей.

Первый период, 1986-1994 гг., характеризуется высокой творческой

активностью, с которой молодой драматург вырабатывает авторский почерк,

осваивает и переосмысляет проблематику и поэтику драматургического на-

12

правления «новой волны». В этот период написаны пьесы, сделавшие его известным драматургом: «Игра в фанты» (1986), «Рогатка» (1989), «Мурлин-Мурло» (1989), «Канотье» (1992), «Полонез Огинского» (1992).

Второй период, 1994-2001 гг., характеризуется совмещением драматургической и режиссерской деятельности, что вызвано осознанием необходимости адекватного образного перевода своих пьес на сценический язык. Эксперименты с жизнеподобным традиционным театром сменяются поисками в направлении игрового театра.

Третий период, 2001-2012 гг., ознаменован созданием и развитием авторского «Коляда-театра», в репертуаре которого совмещаются постановки по классическим пьесам и текстам самого Н. Коляды и его учеников. Складывается самобытный постановочный стиль.

В Первой главе диссертации «Театральность драматургии Николая Коляды» на материале пьес «Полонез Огинского» (1992) и «Большая Советская Энциклопедия» (2010) раскрывается поэтика драматургии, содержащая в скрытом виде элементы авторской режиссуры.

Глава состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Формы авторского присутствия в драматургии Н. Коляды» анализируется авторский голос как скрытый режиссерский комментарий к драматургическому тексту на материале пьес «Черепаха Маня» (1991), «Полонез Огинского» (1992), «Носферату» (2003).

Творчество Н. Коляды, художника переходной эпохи представляет собой опыт воссоединения распавшегося космоса вокруг единственного центра - собственного лирического мироощущения. Свободно лавируя между ипостасями авторского присутствия, Н. Коляда играет с читателем/зрителем, переключает действие из реальности в вымышленный план, отстраняется от декларативной демиургической позиции, прячется за маску персонажа, но при этом сохраняет собственный взгляд на происходящее, транслируя его через эпическую повествовательность ремарок. Например, обширная авторская вступительная ремарка-исповедь «МОЙМИР» из пьесы «Полонез Огинско-

13

го» перерастает в лиризм монологов главной героини. Автор проявляется во всех структурных связях внутри и вокруг текста, что объективно представляет режиссерский подход и несет в себе вариативность игрового театра.

Во втором параграфе «Интертекстуальность как структурообразующий принцип драматургии Н. Коляды» проводится сравнительный анализ пьесы Н. Коляды «Полонез Огинского»28 с пьесами Т. Уильямса «Трамвай "Желание"» и А. Чехова «Вишневый сад» с целью выявления особенностей авторской интерпретации и театральной игры с классическим текстом.

Интертекстуальность в творчестве Н. Коляды проявляется, прежде всего, как игровой диалог с классическими театральными текстами. Драматург обладает способностью вживаться в заимствованные сюжеты как в собственные: так проявляется его актерская склонность к «переживанию» чужих ситуаций и «перевоплощению» в чужой текст по системе К. Станиславского. Он берет предлагаемые обстоятельства А. Чехова или Т. Уильямса, помещает в них своих героев, извлеченных из гущи современной российской смуты, и смотрит, как они себя поведут в игровых обстоятельствах. Вслед за Т. Уиль-ямсом Н. Коляда «утверждает драму не как деяние, а как переживание, пере-

29 т—г

плавленное в форму внутреннего действия» . При этом средства выразительности, с помощью которых происходит раскрытие внутреннего мира персонажей, в пьесах Н. Коляды тяготеют к игровому, балаганному театру.

Персонажи пьес Н. Коляды - артистические натуры30, страдающие от непреодолимого ментального разрыва между удручающей реальностью и мечтой о «красивой» жизни. Их артистизм проявляется в сочиненной «искусственной» речи, скомпилированной из различных пластов: советского псевдодеревенского и «детского» фольклора и книжной городской культуры,

28 Выбор данной пьесы обусловлен тем, что «Полонез Огинского» - первая режиссерская работа Н. Коляды в профессиональном театре.

Лапенков Д.С. Драматургия Теннесси Уильямса 1930-х-80-х гг. Вопросы поэтики: дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03. Н. Новгород : НГПУ, 2003. С. 183.

30 Н.Л. Лейдерман разделял персонажей пьес Н. Коляды на «блаженных» и «артистов» (Лейдерман Н.Л. Указ. соч. С. 14.). На наш взгляд, у Н. Коляды актерствуют все персонажи.

сленгов, осознанного и скрытого литературного и театрального цитирования, лирической темы, развивающей исповедальную интонацию авторских ремарок. Речь героев вытесняет из действия поступки. Монтажный принцип речевого поведения формирует сложносочиненную структуру персонажа, сконструированного из театрального амплуа (истеричка, простак, юродивый и пр.) и языковой характеристики, отражающей социальную принадлежность. Через слияние обыденности и театральности драматург ищет разгадку русского национального характера.

Первооснова театра Н. Коляды - талантливый драматургический текст, «самоигральная» пьеса, которая для автора является главным условием успеха спектакля. В то же время, в его драматургии есть моменты, заведомо нуждающиеся в переводе с языка слова на язык театрального действия. Переключения из бытового в метафизический план существования, образное расширение места действия, «наплывы» из прошлого героев, музыкальная и световая партитура необходимы для того, чтобы выразить театральную проекцию душевных ощущений героев. Обилие символических образов, рассыпанных в бытовых деталях, музыкальность - следствие режиссерской ориентированности текстов Н. Коляды.

В третьем параграфе «Пьесы 2000-х гг. Жанровое своеобразие. Система персонажей» на примере пьесы «Большая Советская Энциклопедия» (2010) определяется специфика жанрового синкретизма как ведущей характеристики драматургии Н. Коляды. «Большая Советская Энциклопедия» является позднейшей полнометражной пьесой, в которой эволюция автора, освоившего режиссерскую профессию, представляется наиболее интересной для изучения.

Драматург стремится захватить внимание зрителя яркой театральной формой, используя сюжетные схемы анекдота и сказки. Исходное событие собирает персонажей в пороговое время (праздник, похороны) в замкнутом пространстве (квартира, дом). Через комическую завязку, в которой демонстрируется гротесковый парад персонажей, действие стремительно несется к

15

фарсовой кульминации. Момент общего скандала сопровождается срыванием масок: герой проявляет свою истинную сущность обиженного судьбой маленького человека. Происходит карнавальное разоблачение и жанровый слом, переключающий действие из внешнего конфликта во внутренний план: герои раскрывают друг перед другом душу в пространных монологах, перемежаемых многозначительными паузами. Открытый финал возвращается к первоначальной - онтологически неразрешимой - ситуации.

Чтобы стать близким и понятным зрителю, драматург использует приемы «массовых» театральных жанров, активизируя эмоциональную природу восприятия. В его пьесах угадываются родовые черты экстраваганцы, бурлеска, мелодрамы, с которой автора роднит демократизм и ориентация на человека простого сознания. Как известно, Э. Бентли в своей книге «Жизнь драмы» писал: «Мелодрама выражает важные свойства человеческой природы, но ей не хватает зрелости. При богатстве воображения ей не хватает интеллекта»31. Н. Коляда предвосхищает зрительское восприятие, умело играя на эмоциях, переводя их из смехового, бурлескного плана - в серьезный, из жестокого, абсурдного — в сентиментальный. Стихийность чувств возникает на одновременном «недоверии - притяжении к смеху, как точке прорыва к свободе»32. Смех, жестокость и сентиментальность сливаются в синтетической жанровой природе. Благодаря личному авторскому высказыванию через героев традиционные для русской драматургии «маленькие люди» в пьесах Н. Коляды приобретают экзистенциальный масштаб.

Вдохновение Н. Коляда черпает в теме детства, которая у него обычно соединяется с личностным перерождением. В то же время в его творчестве через вариативность темы детства прослеживается процесс распада советского утопического мифа. Инфантилизм современников, переживших крушение прежней аксиологической системы, автор врачует жестким разоблачением

31 Бентли Э. Указ. соч. С. 248.

32 Авсринцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху. С. 342.

16

сказок о прекрасном будущем, прояснением экзистенциальной позиции героя.

Высмеивая консюмеризм современного массового общества33, Н. Коляда стремится разоблачить изнаночную систему ценностей карнавального характера, вернуть в дегуманизированный мир человеческий образ страдающего скомороха; продолжает искать в театре катарсис.

Контрастно монтируя действенные пласты — фабульные повороты, жанровые сломы, взвинченный эмоциональный строй, подсознание и сновидения как часть бытия героев, Н. Коляда создает эстетический код собственного театрального языка.

Выводы: В драматургии Н. Коляды преобразующая активность режиссерского решения запрограммирована в соединении внешнего бытовизма и внутренней образности, в синтезе жанров, в ярко выраженном авторском начале и в броскости театральной формы. Драматург ставит перед потенциальным режиссером задачу театрального монтажа, способного передать много-слойность действенной природы пьес, в которых прозаические монологи и пространные лирические ремарки несут определяющую содержательную нагрузку, а интертекстуальная игра с литературным и театральным контекстом задает игровую природу чувств.

Во Второй главе «Становление режиссерского метода Н. Коляды» на примерах спектаклей «"Нелюдимо наше море..." или Корабль дураков» (1997), «Уйди-уйди» (1999), «Ромео и Джульетта» (2001), поставленных на малой сцене Свердловского академического театра драмы, прослеживается формирование режиссерского стиля Н. Коляды.

Глава состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Предпосылки режиссерской профессии в творчестве Н. Коляды» анализируются мотивы обращения драматурга к режиссуре в контексте постановок его пьес режис-

33 «Демонстрируемый спектаклем мир, одновременно присутствующий и отсутствующий, есть мир товара, господствующего над всем, что переживается». (Дебор Г. Указ. соч. С. 28).

серами Г. Волчек и Р. Виктюком, дается периодизация режиссерского творчества Н. Коляды.

Как правило, в 1990-х гг. пьесы Н. Коляды ставились в традиционной для «новой волны» стилистике бытового жизнеподобного театра, в которой подчеркивались «свинцовые мерзости жизни» маргиналов, физиологизм взаимоотношений и площадная грубость выражений выводились на первый план, оставляя за рамками спектакля внутреннюю жизнь героев и трепетное отношение автора к персонажам. Эпатажность драматургии усиливалась в результате односторонности режиссерского прочтения. Именно на этом этапе развития у Н. Коляды сформировалось намерение стать автором спектакля как художественно-целостного явления искусства.

Драматург дебютировал в режиссерской профессии в 1994 г., когда поставил спектакль по своей пьесе «Полонез Огинского» на малой сцене Свердловского академического театра драмы (г. Екатеринбург). В течение восьми сезонов работы с труппой он выпустил семь спектаклей по своим пьесам и пьесам своих учеников.

Во втором параграфе «Первые режиссерские опыты Н. Коляды на сцене Свердловского академического театра драмы» на примере спектакля «"Нелюдимо наше море..." или Корабль дураков» (1997) анализируется режиссерский эксперимент над собственным текстом с позиций карнавального театрального прочтения. На примере авторской постановки пьесы «Уйди-уйди» в Екатеринбурге (1999) и Москве (2000) определяется специфика режиссерского метода в работе со столичной и провинциальной труппой.

Режиссер Н. Коляда смог по-новому увидеть собственную раннюю пьесу «"Нелюдимо наше море..." или Корабль дураков» (1986). Жанр пьесы определялся как трагикомедия, место действия описано бытовым способом, конфликт развивался по логике причинно-следственных связей, герои представляли собой социальные характеры, очерченные гротескно, но с претензией на жизнеподобие. Спектакль решался в жанре притчи, с элементами карнавальной игровой стилистики, в нем проступали два пла-

18

на: бытовой и карнавальный - серьезно-смеховой, герои становились социальными масками, способ существования актеров соединял элементы жиз-неподобия с игровой масочной природой. Вычурность и преувеличенная яркость, репрезентативность игрового поведения стала оправданием психологической схематичности персонажей.

Содержательность спектакля моделировалась средствами карнавального режиссерского комментария: вставными дивертисментами массовки, введением в спектакль хора ряженых «бабаев» и «бабаек», символической фигуры «Бабочки-Ангела», погружением действия в лубочную стихию.

Эклектичность художественного мышления Н. Коляды проявлялась в выборе реквизита. Не приемля «бутафорию чувств», он наполнил пространство спектакля настоящими, взятыми из жизни предметами. В максимально натуралистичной обстановке карнавальное речевое поведение персонажей приобретало окраску подлинности.

В отзывах критики зафиксирован переходный характер творческой манеры автора-режиссера. Очевидно, что слабость сюжетного развития, подмеченная многими рецензентами, не ставилась во главу угла при восприятии спектакля. Энергетический напор, каскадность и зрелищность компенсировали даже отсутствие идеи, которая в каждом критическом отражении формулировалась по-разному. Таким образом, театр Н. Коляды нашел «идеальное пристанище <...> в его собственной режиссуре»34.

В период работы в Свердловском академическом театре драмы вокруг Н. Коляды сформировался коллектив актеров-единомышленников, сумевших воплотить эклектическую манеру исполнения его текстов. В молодых героях спектакля «Уйди-уйди» (Екатеринбург, 1999) - высокой, крупной, с низким голосом Ирине Ермоловой и тщедушном, транслирующем эманацию «неблагополучия»35 Олеге Ягодине - была узнаваемая острая современность: каза-

34 Скорочкина О. И корабль плывет // Петербургский театральный журнал. 2000. № 3 (21). С. 86.

35 Дмитревская М. Надо любить // Петербургский театральный журнал. 2005. № 2 (40). С. 44.

лось, что они пришли прямо с улицы и стали идеальным актерским дуэтом сценического мира Н. Коляды.

В третьем параграфе «Идентификация режиссера Н. Коляды. Спектакль "Ромео и Джульетта" (2001)» анализируется процесс сочинения игрового авторского спектакля на материале классического текста, исследуется формирование репетиционного метода. В этом спектакле режиссер решительно порывает с иллюзорным жизнеподобным театром, переключая действие в стихию театральной игры.

Замысел спектакля базировался на идее прославления детской любви героев и на образе театрального балагана, в котором разыгрывается вечный шекспировский сюжет. Н. Коляда художественно доминировал на всех уровнях сочинения спектакля: драматургическом (сокращал и переписывал пьесу Шекспира); режиссерском (сочинял композиционное и пластическое решение спектакля), сценографическом (совместно с художником В. Кравцевым придумал сценографическое решение и предметное наполнение); актерском (репетировал в хоровом процессе игровой импровизации и сам играл Брата Лоренцо).

Шекспировский текст - только импульс, миф, пробуждающий сценическую фантазию. Н. Коляда адаптировал классический текст к уровню массового «формульного» восприятия, перевел поэтический сюжет в невербальный ряд через пластические интермедии, игру с предметом, образный ритуальный рисунок, музыкальные лейтмотивы. Выстроив режиссерский монтаж на чередовании эмоционально неокрашенного текста, ритуальных движений, связанных с темой фатальности, бесстрастных лиц персонажей и открытой эмоции, вырванной из нутра человека-актера, режиссер Н. Коляда разрушил структуру психологического переживания, воздействовал на зрителя резким переключением планов существования и смешением ассоциативных манков. Отчуждая текст от переживания, режиссер возвратил театру чистую, открытую эмоцию, которая безотказно действовала на зрителей.

Стилистический закон спектакля - эклектика: из «сора» натурального мира режиссер создал мир театральных метаморфоз, складывая из символических манипуляций с предметами ритуальную пляску вневременной условной Вероны. Проведя зрителя через карнавальный перевертыш смерти-воскресения в финале спектакля, Н. Коляда утвердил собственный драматургический сюжет о признании в любви к вечно возрождающемуся искусству

36

театра .

Спектакль имел оглушительный успех у екатеринбургского массового зрителя и провинциальных журналистов. Для Н. Коляды он стал мифологемой, заложенной в основание авторского «Коляда-театра» (2001).

Профессиональное театральное сообщество восприняло спектакль неоднозначно. Шекспировед А. Бартошевич диагностировал проблемные зоны спектакля: «иллюстративность, скверный вкус, повторяемость, длинноты, избыточность фантазии, неумение отобрать из массы придуманных приемов один точный»37.

Попытки критиков призвать Н. Коляду соблюдать меру и вкус обречены, поскольку для него не существует эстетической нормы. С упрямством ребенка и дилетанта, настаивающего на своем дилетантизме, режиссер усугублял те моменты зрелища, которые будоражили эмоциональное восприятие массового зрителя.

Выводы: Режиссер Н. Коляда переносит в постановки свой драматургический метод: создает «сценический вариант пьесы», адаптированный для современного восприятия; тяготея к синтезу жанров, выстраивает структуру действия по принципу контрапункта, на контрастных перепадах от интенсивного звучания массовки - к тишине пантомимического соло, переводит всякое действие и чувство в свою противоположность. На границе

36 Пьесы о театре и людях театра составляют сквозную тему творчества автора: «Курица» (1989), «Куриная слепота» (1996), «Группа ликования» (1999), «Кармен жива!» (2002), «Носферату» (2003), «Птица Феникс» (2003), «Нюра Чапай» (2003), «Старая зайчиха» (2006), «Всеобъемлюще» (2008), «Баба Шанель» (2010) и др.

37 Бартошевич А. В нем есть суть и искренность // Известия. 2002. 4 апр. № 58. С. 8.

21

подлинности актерского существования, бытовой речи - и символической образности интермедий и предметного мира вырабатывается эклектическая манера режиссера Н. Коляды.

В Третьей главе диссертации «"Коляда-театр": грани явления» на материале спектаклей авторского «Коляда-театра» выявляется сформировавшийся режиссерский метод и самобытный театральный стиль, отличительной чертой которого является мощное личностное начало, парадоксально соединяющееся с установкой на диалог с массовым сознанием.

Глава состоит из четырех параграфов. В первом параграфе «"Коляда-театр" как экспериментальная площадка для выработки новой театральной технологии» анализируется репертуар и процесс подготовки спектаклей в «Коляда-театре».

По мнению П. Брука, утвердившаяся в современном европейском и российском театре система искусственного производства спектакля, осуществляемого на разных этапах последовательно драматургом, режиссером и актерами, уничтожает самую сущность театра как уникального живого процесса общения между людьми. «В настоящем театре все это должно быть единым»38, - утверждает великий режиссер.

В «Коляда-театре» пресловутый разрыв между драматургом и режиссером преодолен благодаря совмещению литературного и театрального автора в одной художественной личности. На репетициях с актерами режиссер стремится к обретению новой искренности. Сводя к минимуму застольный период разбора пьесы, он создает ситуацию игровой импровизации, способствующую раскрепощению фантазии и рождению новых театральных приемов. Атмосфера доверительной творческой игры сохраняется в энергии сценического существования.

Вовлечение зрителя в процесс создания спектакля также протекает от момента рождения замысла до премьеры. Театрализованные читки пьесы на

38 Брук П. Я ненавижу слово «культура» / записал А. Соломонов // Известия. 2005. 4 марта. № 37. С. 29.

зрителе в проекте «Театр в бойлерной», информирование о ходе репетиций в Блоге (Ко1уас1ашк.1луе-.1оигпа1)39, серия открытых прогонов и генеральных репетиций в «Коляда-театре» создает атмосферу, способствующую сочинению живого, художественно-актуального театрального высказывания. Н. Коляда проявляет высокую поисковую активность и творческую изобретательность. В отсутствие временных и финансовых возможностей для лабораторных исследований он совмещает поиск нового театрального языка с производственным процессом выпуска спектаклей.

Пристальное внимание уральского театрального сообщества к спектаклям Н. Коляды объясняется не только уникальностью авторского прочтения, но и отсутствием конкурентного поля: в течение ряда лет на местном театральном ландшафте не было интересных режиссерских работ в драматическом театре. Многие постановки в «Коляда-театре» отмечены премиями Свердловского отделения СТД РФ и Губернатора Свердловской области.

Благодаря усилиям своего основателя, «Коляда-театр», единственный из театров Свердловской области, ежегодно выезжает на гастроли в Москву, продолжая прерванную в постперестроечные годы советскую традицию «творческих отчетов» перед столичной публикой и критикой. Четырежды номинированные на высшую Национальную премию «Золотая маска», работы Н. Коляды ни разу не были удостоены награды40.

Активная гастрольная деятельность «Коляда-театра» за рубежом моделирует на родине образ успешной труппы. Спектакли по классике дают европейским критикам возможность попытаться разглядеть «загадочную русскую душу» сквозь призму общемирового культурного мифа о России. По мнению французского критика Ж.-П. Тибода, театр Н. Коляды - «одна из самых великолепных авантюр», которые он увидел в России. «Он наполовину евро-

' Блогер Kolyadanik URL:http://kolyadamk.Iivejournal.com/ один из самых читаемых екате-

инбургских Int ' «Золотая май миру Кравцеву.

ринбургских 1Шегпе1-авторов.

«Золотая маска» была присуждена художнику спектакля «Ромео и Джульетта» Влади-

пейский, наполовину азиатский и, конечно, колядовский. У него своя манера, свой подход к театру»41.

Таким образом, в отношении к театру Н. Коляды проявляется различие провинциальной, столичной и европейской театральной культуры.

Во втором параграфе «Авторская режиссура Н. Коляды в игровом театре» на материале спектаклей авторского и «классического» репертуара прослеживается синтез режиссерской практики и драматургического метода, выраженный в ритуальности, музыкальной драматургии и подчинении вербальной составляющей пластическому режиссерскому решению.

В спектаклях «классического репертуара» режиссер Н. Коляда проявляется не только как интерпретатор, но как тотальный автор, внутренне противоречивый и конфликтный. Синтезируя единый сценический текст, он формирует структуру, композицию, сценический язык, подчиняет своему авторству все уровни сочинения спектакля: литературный первоисточник, форму и жанр, решение сценического пространства, изобразительное, музыкальное и ритмическое наполнение действия и даже актерское воплощение. Опора на субъективный эмоциональный опыт и ориентация на вкусы массового зрителя определяют художественный результат — новую театральную историю.

Внутренние связи в постановках Н. Коляды выстроены по ассоциативному принципу. В каждом спектакле развивается несколько параллельных сюжетов, которые можно условно обозначить следующим образом: внешний фабульный пересказ пьесы, иронический слой полемики с традиционной эстетикой, лирический нарратив личной памяти. Эти слои, переплетаясь и чередуясь, создают пеструю эклектичную ткань действия. Из драматургического текста извлекается минимальное — фабульный каркас, поэтическое и эстетическое содержание игнорируется. В сущности, режиссер взаимодействует

41 Тибода Ж.-П. Открыть российский театр Европе: беседовала К. Дубичева // Российская газета. 2011.4 нояб. № 5623. С. 7.

не с произведением классика, а с мифом, пропущенным сквозь детектор массового восприятия.

Важнейшей составляющей авторского сюжета в спектаклях Н. Коляды становится музыкальная партитура, которая не только компенсирует смысловые лакуны, но и помогает режиссеру выстроить эмоциональную композицию зрелища. Заданные музыкальным сопровождением образы, возникающие еще до прозвучавшей со сцены реплики, как увертюра, предваряют и формулируют главные смыслы. Резкие смены сценической атмосферы достигаются стилевыми стыками контрастных музыкальных рядов. Главный лейтмотив обычно развивает авторскую тему и выражен народной или популярной песней, шлягером. Н. Коляда знает, что обращение к советской культурной памяти, подменившей рухнувшую идеологию и мораль, эмоционально объединяет зрителей столичных и провинциальных театров. Музыкальный ряд, апеллирующий к массовой коллективной памяти, строится по принципу узнавания и прямого эмоционального воздействия.

В третьем параграфе «Типы связей между актером и персонажем в театре Н. Коляды» анализируется метод работы с артистами, соотношение масочной и психологической составляющей образов, применение игровых приемов сочинения действия, роль коллективного героя.

Ритуальность как главный композиционный элемент эстетики спектаклей «Коляда-театра» выдвигает в центр представления толпу, чей коллективный портрет вытесняет и заменяет индивидуальность, целостную личность, ликвидирует персонаж. Н. Коляда строит хороводную структуру спектакля: его сочиняют хором и играют хором, во время действия постоянно водят хороводы, дивертисменты-зачины обязательны в начале каждого спектакля. С толпой разнообразно сопряжена фигура протагониста, выражающая авторское alter ego. Выдвижение солистов из массовки, чередование коллективных и сольных номеров, исполнение одним актером нескольких ролей, фронтальные мизансцены, прямое общение с залом, ритм, энергетический напор связывает стиль «Коляда-театра» с эстетикой народного театра и телевизионных

25

командных шоу. Режиссер создает своего «коллективного героя» для того, чтобы через энергичные массовые танцы достичь тотального подчинения зрителя авторскому высказыванию.

Гротеск, восходящий к древней народной культуре, работает как главный формообразующий принцип во всех сценических построениях Н. Коляды. Создавая на сцене сплав ужаса и веселья, режиссер объединяет отвратительное и комическое в формах юмористической монструозности: широко использует травестию как прием театрализации, выводит на сцену фигуру «дрэга» - актера-мужчину, выступающего в женских ролях, также использует трикстера — провокационное, подверженное постоянным метаморфозам существо. Гротескное видение мира влияет на распределение ролей; эксплуатируется прием несоответствия психофизических особенностей актера герою, что наиболее ярко проявляется в центральном лирическом дуэте И. Ермоловой и О. Ягодина.

Можно сказать, что моделирование персонажа в театре Н. Коляды ближе театру Мейерхольда, нежели театру Станиславского, — если иметь в виду, что «... центром сценической системы образа, создаваемого актером, у Мейерхольда оставались не слитые, но со-поставленные амплуа или маска актера и соответствующее обобщение-маска в роли»42.

Аналогичным образом в спектаклях Н. Коляды работает протагонист его театра Олег Ягодин, который может одновременно существовать в маске и транслировать личностное отношение к персонажу43. Режиссер монтирует маски актера и роли в сценических эпизодах, раскрывающих противостояние и сопряжение героя и толпы. Многомерность рождает диапазон внутреннего содержания образа и в карнавальных обстоятельствах делает его человечным. Именно персонажи в исполнении О. Ягодина соединяют разные уровни композиции спектакля.

42 Барбой Ю.М. К теории театра. С. 118.

43 Исчерпывающий анализ техники артиста О. Ягодина представлен в дипломной работе выпускницы театроведческого факультета СПбГАТИ Е.П. Гориченко «Олег Ягодин - актер Коляда-театра» (2010).

В четвертом параграфе «Китч как театральный язык» выявляется соотношение авторского режиссерского стиля с эстетическими признаками китча, понимаемого в качестве ведущего направления массовой культуры и стиля современного искусства; определяется специфика театрального феномена Николая Коляды.

Классический китч как производное популярной культуры представляет собой, согласно определению исследователя Н. Конрадовой, «результат коммуникации аутентичного художественного произведения, свежего, высоко оцененного "элитарной" культурой, и потребителя - представителя "массовой" культуры, которая происходит в условиях развитого художественного рынка через посредника: производителя китча или СМИ как тиражирующую инстанцию»44.

Художественная позиция Н. Коляды трансформирует эту коммуникацию: с помощью знаковой системы китча, понятной для массового зрителя, он создает театральные смыслы, принадлежащие к элитарной языковой сфере. В силу своей актуальности китч для Н. Коляды — и почва для фантазии, и художественный стиль, более жизнеспособный, чем традиционные стили классической и модернистской эпохи. На противоречивости отношения к китчу основан режиссерский стиль, в котором соединяются различные формы китча: китч как акт этической манипуляции, китч как стиль и пародия на китч («кэмп (camp) - китч для эстетов»45).

В сценографии спектаклей Н. Коляда использует товары массового потребления, творчески преобразуя их обыденное предназначение. Режиссер соединяет натуральные материалы с галантереей китайского ширпотреба и тиражированными репродукциями мировых шедевров. Смешивая несоединимые с точки зрения традиционного вкуса краски в палитре своей режиссерской образности, он осуществляет коммуникацию между элитарной и массовой культурой, продолжая развивать традицию театра для народа.

44 Конрадова Н. А. Указ. соч. С. 63.

45 Зонтаг С. Указ. соч. С. 51.

Маргинальность как «культурный гибрид»46, который вместил в себя ценности конфликтующих общественных систем, проявляется в эстетике пьес и спектаклей Н. Коляды. Синтезируя антиномии города и деревни, отечественной и европейской культуры, высокого и низкого, прекрасного и безобразного, его творчество рождает яркие художественные произведения, отражает общий культурный контекст плюралистической эпохи. В мире, где все распалось, театр становится единственным местом, в котором художник может создать целостную картину жизни, воздействовать на реальность с помощью театрального сочинительства.

В Заключении подводятся итоги исследования.

На основании анализа пьес и спектаклей Н. Коляды в контексте отечественного провинциального театра рубежа XX - XXI вв. решены поставленные задачи и сделаны необходимые выводы.

Проведена периодизация творчества драматурга и режиссера Николая Коляды и сформулированы эстетические концепции каждого периода. Эволюция от жизнеподобного бытового театра к игровому театру в его творчестве протекает одновременно с освоением театральных профессий актера, драматурга, режиссера и продюсера частного «Коляда-театра».

Режиссерская методология Н. Коляды рождается через синтез постановочной практики и драматургического метода. Развивая традицию лирической драмы, он создает театр, в котором главной составляющей становится проекция самого художника, раскрывающая личное «сокровенное» творца. Взаимодействуя с драматургическим материалом на интуитивно-чувственном уровне, режиссер транспонирует классическую драматургию в пространство собственного сценического языка, переводя хрестоматийный текст в исповедальное авторское высказывание.

В диссертации определен стиль Н. Коляды - эклектика. Используя китч и разновидность китча кэмп (сашр) в качестве инструментов театрального

46 Стоунквист Э.Ф. Маргинальный человек: Исследование личности и культурного конфликта // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. Вып. 1 (29). С. 16.

28

языка, автор берет на вооружение занимательные приемы массовой культуры, но выстраивает с их помощью пронзительную историю человеческой души в сегодняшнем стандартизированном обществе. В его творчестве разрушается антиномия элитарного и массового в театральном искусстве.

Выявлено влияние театрального феномена Н. Коляды на современную театральную практику российской провинции. На примере деятельности «Коляда-театра» выявлено, каким образом авторский частный театр развивает национальную традицию репертуарного театра-дома, который видоизменяется в театр-семью, построенную на принципах патриархального крестьянского, домостроевского уклада, где все решается по произволу главы рода.

Определена специфика театрального феномена Николая Коляды, совмещающего в себе основные формы авторства в театре, что является уникальным сочетанием в контексте развития отечественного провинциального театра. В условиях капиталистического производства этот театральный феномен объединяет конфликтные профессиональные компетенции. В приложении к нему теряют остроту проблемы разделения полномочий между драматургом и режиссером, художником и финансистом, противопоставления театро- и литературоцентричности. Таким образом, Н. Коляда снимает привычные для XX в. оппозиции, являя новый - и в то же время глубоко традиционный — путь театрального творчества через тотальное авторство человека-театра.

Публикации автора по теме диссертации

в ведущих научных изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

1. Щербакова Н.Г. Авторский театр Николая Коляды и «классический репертуар» // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. Серия Гуманитарные и общественные науки. 2013. № 160. С. 137-146. (0,7 п. л.).

2. Щербакова Н.Г. Китч как элемент в театральной эстетике Н. Коляды // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 23. С. 204-212. (0,6 п. л.).

в других изданиях:

3. Щербакова Н.Г. Военный миф по Коляде // Искусство театра: вчера, сегодня, завтра. Выпуск 5. Екатеринбург: Журнал «Урал», 2010. С. 140-144. (0,4 п. л.).

4. Щербакова Н.Г. Феномен Николая Коляды // Феномен актера: Профессия, философия, эстетика. Материалы четвертой научной конференции аспирантов (17 мая 2010 г.). СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2011. С. 91-94. (0,2 п. л.).

5. Щербакова Н.Г. Актер-персонаж: вариант Коляда-театра // Феномен актера: Профессия, философия, эстетика. Материалы шестой научной конференции аспирантов (16 мая 2012 г.). СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2012. С. 29-35. (0,4 п. л.).

6. Щербакова Н.Г. Ритуальность как элемент в театральной эстетике Николая Коляды // Театрон. 2013. № 1 (11). С. 77-85. (0,7 п. л.).

7. Щербакова Н.Г. Китч как театральный язык (на материале творчества Николая Коляды) // Временник Зубовского института. 2013. № 14. (1 п. л.) (в производстве).

Подписано в печать 02.09.13 Формат 60х84'/і6 Цифровая Печ. л. 1.3 Тираж 100 Заказ 01/09 печать

Отпечатано в типографии «Фалкон Принт» (197101, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 54, офис 2)

 

Текст диссертации на тему "Театральный феномен Николая Коляды"

На правах рукописи

Щербакова Наталия Геннадьевна

Театральный феномен Николая Коляды

Специальность 17.00.01 - Театральное искусство

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Санкт-Петербург - 2013 г.

Оглавление

Введение.......................................................................... 3

Глава I. Театральность драматургии Николая Коляды................. 23

1.1. Формы авторского присутствия в драматургии Н. Коляды...... 23

1.2. Интертекстуальность как структурообразующий принцип драматургии Н. Коляды............................................................... 30

1.3. Пьесы 2000-х гг. Жанровое своеобразие. Система персонажей................................................................................. 51

Глава II. Становление режиссерского метода Н. Коляды.............. 73

2.1. Предпосылки режиссерской профессии в творчестве

Н. Коляды........................................................................ 73

2.2. Первые режиссерские опыты Н. Коляды на сцене Свердловского академического театра драмы (1994-1999 гг.)........ 80

2.3. Идентификация режиссера Н. Коляды. Спектакль

"Ромео и Джульетта"........................................................... 99

Глава III. "Коляда-театр": грани явления................................. 122

3.1. "Коляда-театр" как экспериментальная площадка для выработки новой театральной технологии............................................. 122

3.2. Авторская режиссура Н. Коляды в игровом театре............... 126

3.3. Типы связей между актером и персонажем в театре Н. Коляды. 156

3.4. Китч как театральный язык.............................................167

Заключение......................................................................186

Список использованных источников.......................................191

Приложение I.

Пьесы Н. В. Коляды, поставленные в театрах в 1989-2013 гг.......205

Приложение II.

Спектакли, поставленные в «Коляда-театре» в 2001-2012 гг........211

ВВЕДЕНИЕ.

Авторский театр в российской провинции рубежа XX-XXI вв. - редкое явление, исчезающее в связи с кризисом театра режиссерской формации. В условиях, когда ориентация на стремительный коммерческий успех у массового зрителя предпочитается долголетнему художественному развитию, идеологическая аксиома, утвердившая режиссера в статусе создателя театра, проверяется новыми формами авторства.

Расслоение профессиональных компетенций, приход в режиссуру актеров и драматургов, формирование продюсерского театра создает проблемное поле, где возникают новые театральные феномены.

Важнейший пример - театральная деятельность Николая Владимировича Коляды (род. 1957 г.), драматурга, режиссера, создателя авторского «Коляда-театра» (г. Екатеринбург, 2001 г.).

«Аутентичный театр драматурга»1 распространился в отечественном театральном процессе 1990-2000-х гг., когда многие драматурги занялись постановкой своих пьес. Как правило, режиссура драматургов представлена на сценах столичных театров и в индивидуальных исполнительских проектах: Евгений Гришковец соединяет автора и исполнителя в одном лице, Михаил Угаров ставит свои пьесы в TeaTpe.doc, «Центре драматургии и режиссуры»,

театре «Практика»2, Иван Вырыпаев режиссирует в московском театре

1

«Практика» и варшавском театре «На Воли» (Na Woli) , Андрей Максимов ставит в антрепризе.

Исследователь развития режиссерского театра констатирует: «чем активнее профессиональная режиссура внедряется в художественные рамки драматургии, совмещая функции интерпретатора и автора текста и тем са-

1 Заславский Г. Аутентичный театр Николая Коляды // Независимая газета. 2006. 2 июня. № 109. С. 12.

2 См.: Угаров М. Режиссеры // Центр драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина: [сайт]. URL: http://cdr.theatre.ru/directors/ugarov/ (дата обращения 27.10.2012).

3 См.: Вырыпаев И. Как я не возглавил польский МХАТ / бесед. А. Шендерова // Театр. 2012. №5. С. 110-115.

мым лишая автора пьесы его авторства, тем активнее драматург вторгается в мастерскую режиссуры, отстаивая границы собственного художественного пространства»4.

На фоне разнообразной режиссуры драматургов рубежа ХХ-ХХ1 вв. театральный феномен Николая Коляды является исключением, поскольку соединяет несколько театральных ипостасей: драматурга, режиссера и театрального продюсера, причем внутренне не разделенных. Признанный в начале творческого пути, в 1990-х гг., самым успешным коммерческим драматургом, в начале 2000-х гг. Н. Коляда менее востребован театральной аудиторией. Он уходит в режиссуру, организует «Коляда-театр», который представляет собой личный художественно-коммерческий проект Н. Коляды. Главная цель театра состоит в популяризации пьес Н. Коляды и его учеников, авторов «Уральской драматургической школы», а также драматургов - победителей авторского конкурса Н. Коляды «Евразия» (2001-2013 гг.). С 2007 г. театр проводит в г. Екатеринбурге ежегодный международный авторский фестиваль «Коляда-Р1ауз», представляющий постановки по пьесам уральских драматургов.

В условиях перехода от советской модели репертуарного театра к про-дюсерскому, проектному театру, сопровождающегося борьбой за лидерство между финансовым и творческим руководством, Н. Коляда идет уникальным путем, то есть берет на себя всю полноту ответственности за свое детище. Противоречивость различных моделей театра, изначальная конфликтность художественных и коммерческих целей влияют на творческий метод Н. Коляды, обусловливая его эклектичный характер.

Создавая частный театр, Н. Коляда строит его на основе традиционной отечественной модели репертуарного театра, понимаемого как полифонический, развивающийся художественный организм, с постоянной профессио-

4 Слесарь Е. А. Режиссер - драматург: модели их взаимоотношений в зарубежном и отечественном театре концаXIX- XX веков: автореф. дис.... канд. искусствоведения: 17.00.09. СПб.: С-Петерб. гуманит. ун-т профсоюзов (СПбГУП), 2006. С. 22.

4

нальной труппой, способной играть драматургию различных периодов и школ.

Необходимость привлечения массового зрителя вынуждает Н. Коляду вводить в репертуар спектакли по шедеврам мировой драматургии. Возникает эстетический парадокс: созданный для популяризации пьес современных молодых драматургов, «Коляда-театр» получает признание благодаря постановкам классики. Драматург Н. Коляда, оберегающий свои тексты от вмешательства режиссеров, сам став режиссером, подвергает классические тексты тотальной авторской интерпретации. Спектакли по классике проявляют достоинства и проблемы авторского доминирования Н. Коляды, способствуют развитию своеобычного авторского постановочного стиля, соединяющего элементы китча, соц-арта, психологического и игрового театра.

В театрально-критическом отражении и оценке репертуара «Коляда-театра» акцентируется проступающая в произведениях Н. Коляды смесь различных театральных культур: провинциальной, столичной и европейской; переосмысляется противопоставление авторского и коммерческого театра, оппозиции категорий элитарного и массового в искусстве. В его творчестве наблюдается размывание этих антиномий - процесс, характерный для переходной эпохи.

Актуальность исследования. Изучение авторского театрального феномена Николая Коляды представляется актуальным для отечественного театроведения, поскольку проявляет проблемные зоны развития провинциального театра рубежа ХХ-ХХ1 вв. и позволяет определить эстетическую природу и проблематику явления, характерного для современной театральной культуры.

Объектом исследования является история провинциального русского драматического театра рубежа ХХ-ХХ1 вв.

Предметом исследования стала драматургическая и сценическая практика Н. Коляды, рассмотренная сквозь призму авторского театрального стиля.

Цель диссертационного исследования заключается в определении специфики театрального феномена Николая Коляды как характерного явления русского провинциального театра рубежа ХХ-ХХ1 вв.

В задачи исследования входит:

- периодизация творчества Н. Коляды и выделение основных эстетических концепций каждого периода;

- осмысление режиссерской методологии Н. Коляды через призму синтеза режиссерской практики и драматургического метода;

- определение театрального феномена Николая Коляды, совмещающего в себе основные формы авторства в театре;

- прослеживание влияния театрального феномена Николая Коляды на современную театральную практику российской провинции.

Методология исследования. Диссертационное исследование основано на выработанных отечественной театроведческой школой принципах изучения и анализа драмы и спектакля, в связях с историческим и культурным контекстом и в соотношении с мировоззрением и индивидуальностью творческого метода режиссера. Работа опирается на традиции ленинградской (гвоздевской) школы театроведения и современные подходы, синтезирующие смежные гуманитарные дисциплины: философию, культурологию, эстетику. Комплексный театроведческий анализ театрального феномена Николая Коляды как принципиально неразделяемого явления определяет логику исследования: через выявление режиссерской ориентированности драматургии, становление принципов игрового театра в режиссерском прочтении собственных пьес, к определению эстетических основ авторского театра и личной мифологии художника.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые предпринята попытка комплексного театроведческого анализа творчества драматурга, режиссера, актера и продюсера Николая Коляды как театрального феномена эпохи переходного периода.

Практическая значимость диссертации:

Результаты могут быть использованы в курсах лекций по истории современного русского театра и в семинарах по театральной критике, способствовать изучению авторского репертуарного театра в российской провинции и тенденций его развития в последующих научных исследованиях.

Теоретическую базу диссертации составили современные научные труды о природе театра Ю. Барбоя, П. Пависа5; Н. Песочинского, В. Макси-

А 7

мова , труды по теории драмы Э. Бентли, С. Владимирова, Б. Костелянца , исследования по истории русского режиссерского театра XX в. Б. Алперса, К. Рудницкого, Г. Титовой8.

В исследовании влияния постмодернизма на театральную деятельность Н. Коляды были необходимы книги И. Ильина, Н. Маньковской9.

В связи с анализом взаимопроникновения элитарного и массового в театре Н. Коляды в поле исследования включены такие понятия как китч, пародия, миф. В их изучении необходимы были исследования Р. Барта, Г. Дебора, Е. Мелетинского, М. Элиаде10, труды С. Аверинцева, М. Бахтина, Ю. Лотма-

о 11

на, О. Фрейденберг, И. Хейзинги , а также работы Ж. Бодрийяра, К. Грин-

5 Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. Л.: ЛГИТМиК, 1988; Бар-бой Ю.М. К теории театра. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2008; Введение в театроведение: Учебное пособие / Сост. и отв. ред. Ю.М. Барбой. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2011; Павис П. Словарь театра. 2-е изд. М.: ГИТИС, 2003.

6 Максимов В.И. Век Антонена Арто. СПб.: Лики России, 2005; Песочинский Н.В. Театр Анатолия Васильева: деконструкция и метафизика.// Режиссура: взгляд из конца века: сборник научных статей / Ред.-сост. О.Н. Мальцева. СПб.: РИИИ, 2005.

7 Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Айрис-пресс, 2004; Владимиров C.B. Действие в драме. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2007; Костелянец Б.О. Драма и действие. Лекции по теории драмы. М.: Совпадение, 2007.

8 Алперс Б.В. Театр социальной маски // Алперс Б.В. Театральные очерки: в 2 т. М.: Искусство, 1977. Т. 1. С 27-162; Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. 18981907. М.: Наука, 1988; Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство. 1908-1917. М.: Наука, 1990; Титова Г.В. Мейерхольд и Комиссаржевская: Модерн на пути к Условному театру. СПб.: Изд-во СПбГАТИ, 2006.

9 Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада, 1998.; Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000.

10 Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2008; Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000.; Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М.: РГГУ, 1994; Мелетин-ский Е.М. От мифа к литературе. М.: РГГУ, 2000; Элиаде М. Священное и мирское. М.: МГУ, 1994.

11 Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е.М. Мелетинского. М.: РГГУ, 1993. С. 341-345; Аверинцев С.С. Грече-

7

берга, С. Зонтаг, Н. Конрадовой, А. Яковлевой о китче как стиле современного искусства.

Материал исследования составили:

- пьесы и сценарии Н. Коляды, написанные с 1986 по 2012 гг., личные зрительские впечатления от просмотренных спектаклей и видеозаписи спектаклей Н. Коляды, поставленных в 1994-2012 гг. в Свердловском академическом театре драмы, Московском театре «Современник» и «Коляда-театре» (г. Екатеринбург);

- статьи, рецензии и интервью, касающиеся творчества Н. Коляды: в периодической печати 1990-2000-х гг., материалы блога Н. Коляды (Kolya-danik Live-Journal) на протяжении 2008-2013 гг.; рецензии на спектакли в отечественной и европейской периодической печати 1990-2000-х гг.; отзывы зрителей «Коляда-театра» в социальных сетях;

- иконографические материалы: программки спектаклей, фотографии мизансцен, костюмов, реквизита, сценической площадки «Коляда-театра»;

- тексты учеников и коллег Н. Коляды - драматургов «Уральской драматургической школы» о различных аспектах театрального искусства.

Литература вопроса. Несмотря на значительность театральной деятельности Н. Коляды, его вклад в развитие российского провинциального театра отечественным театроведением недостаточно оценен и обобщен. При огромном количестве критических откликов на пьесы и спектакли Н. Коляды

екая «литература» и ближневосточная «словесность» // Вопросы литератуы. 1971. № 8. С. 40-69; Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд. М.: Сов. Россия, 1979; Лотман Ю.М. Семиотика сцены // Театр. 1980. № 1. С. 89-99; Фрейденберг О.М. Система литературного сюжета // Монтаж; Литература. Искусство. Театр. Кино. М.: Наука, 1988. С. 216-236; Хейзинга Й. Homo Ludens: В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992.

12 Бодрийяр Ж. Общество потребления: Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика, 2006; Гринберг К. Авангард и китч // Художественный журнал. 2005. Декабрь. № 60. С. 48-58; Зонтаг С. Заметки о Кэмпе // Зонтаг С. Мысль как страсть. М.: Русское феноменологическое общество, 1997. С. 46-54; Конрадова H.A. Китч как социокультурный феномен: дис.... канд. культурологии : 24.00.01. М.: Рос. ин-т культурологии Мин-ва культуры РФ, 2001; Яковлева А.М. Кич и паракич: Рождение искусства из прозы жизни // Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. СПб.: Алетейя, 2001. С. 252-263.

в поле научного анализа попадала лишь его драматургия 1980-1990-х гг., исследованная в ряде филологических диссертаций.

На протяжении 1980-Х-1990-х гг. в современной драматургии были одновременно представлены авторы «новой волны» и молодые драматурги, только заявлявшие о себе. В рецензиях театроведов и практиков театра (А. Бегунова, А. Винокурова, В. Дрознина, О. Игнатюк, А. Иняхина, И. Кукули-на, А. Соколянского и др.) творчество Н. Коляды, как массового коммерческого драматурга, рассматривалось в контексте поздней советской драматургии «новой волны» (Л. Петрушевская, Э. Радзинский, Л. Зорин, А. Галин, С. Алешин, М. Рощин и др.). Развитие последней совпало по времени с вхождением в литературу молодых драматургов перестроечной эпохи, или, как их

1 "Я

назвал театровед Б. Любимов, драматургии «промежутка» (Н. Коляда, А. Слаповский, С. Лобозеров, Н. Садур, П. Гладилин, А. Винокуров и др.).

В 2000-х гг. появилось направление «новая драма»14. Т. о., «новая волна», перестроечная драматургия и «новая драма» развивались параллельно15. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению в вопросе о том, к какому направлению причислить Н. Коляду.

Н. Коляда заполнил паузу, возникшую в развитии драматургии между «новой волной» позднего советского периода и «новой драмой» рубежа веков. На фоне предшественников он воспринимался как эпигон. «Разговор о массовой жизни он повел, усвоив язык массовой культуры, и тем самым лишил

13 Любимов Б. Духовная реформа // Современная драматургия. 1986. № 4. С. 214.

14 Согласно исследованию театроведа К. Матвиенко, «термин "новая драма" позаимствован у эстетически цельного художественного направления в драматургии конца XIX - начала XX вв. Европейская "новая драма" Г. Ибсена, А. Стриндберга, Б. Шоу была чисто театральным явлением. Нынешний бренд "новая драма" не претендует на оригинальность названия, скорее, использует удобную и отражающую разнообразие авторских стилей формулировку». (Матвиенко К. «Новая драма» в России: краткий экскурс в недавнее прошлое и эскиз настоящего // Петербургский театральный журнал. 2008. № 2 (52). С. 92.). Для молодых «новодрамовцев» начала"ХХ1 в., драматургов «Уральской школы драматургии», которую он сам и основал, Н.В. Коляда стал учителем и своеобразным «крестным отцом».

15 Периодизация взята из учебного пособия: Громова М.И. Русская драматургия конца XX - начала XXI века. М.: Флинта; Наука, 2005. С. 4-5.

9

традиционные темы «новой волны» надрывной и болезненной остроты»,16 -обозначил главную антиномию восприятия его драматургии московский театровед А. Соколянский.