автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Ал-Йа'Куби - как историк Арабского Халифата

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Шаниязов, Камол Каримович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Автореферат по истории на тему 'Ал-Йа'Куби - как историк Арабского Халифата'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Ал-Йа'Куби - как историк Арабского Халифата"

г», ~ О О ^

¡ч о я;..

1 1 НОП 1ВНЗ

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ имени ЛБУ РАЙХЛНЛ БЕРУНИ

На правах рукописи УДК 961/969

ШАНИЯЗОВ КЛМОЛ КАРИМОВИЧ

АЛ-ИА'КУБИ - КАК ИСТОРИК АРАБСКОГО ХАЛИФАТА

иепиалыюсть 07.00.09 - историография, источниковедение и методы исторического

исследования.

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Ташкент - 1996

Работа выполнена в Институте востоковедения им.Абу Райхана Беруни АН Республики Узбекистан

Научный руководитель - член корреспондент

АН Республики Узбекистан, доктор филологических наук,

профессор Булгаков П.Г.

Официальные оппоненты - доктор исторических наук,

Хасанов A.A.

кандидат филологических наук Уватов У.

Ведущая организация - Ташкентский государственный

институт востоковедения

Защита диссертации состоится ■■ /? " 199ц г

в /У""час, на заседании специализированного совета Д 015.14.01 по защите докторских диссертаций в Институте востоковедения им.Абу Райхана Беруни Академии наук Республики Узбекистан (700170, г.Ташкент, пр. акд. Х.Абдуллаева, 81).

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан (700170, г.Ташкеит, ул. И.Муминова,13).

Автореферат разослан " /ß 1996г.

Ученый секретарь специализированного совета

Д 015.14.01 кандидат химических наук

.У.Каримова

Общая характеристика работы

актуальность темы. История Узбекистана неразрывно связана с историей оседних центральноазиатских государств, Кавказа и Закавказья, Передней : Южной Азии, а также обширной территории, охватывающей современный »лижний Восток и Северную Африку, входивших в средние века в состав диной мусульманской империи, известной в исторической литературе как Арабский халифат".

Для восстановления средневековой истории Узбекистана и осударств, входящих в постсоветское пространство, равно как и близким к им областей ( Северного Афганистана и Хорасана), немаловажную роль грает изучение письменных памятников и источников, в числе которых емало средневековых арабских исторических сочинений. "Арабские сгорические и географические сочинения представляют один большой омплекс источников, на основании которых современная наука строит сторическую картину для стран, входивших в средние века в круг лияния арабской культуры".1

Использование и оперирование фактами арабских исторических сточников, было бы недостаточным без исследования всего комплекса тих источников, без познания развития арабской историографии в общем и клада отдельных средневековых ученых в частности.

"Китаб ал-булдан" и "Китаб ат-та'рих" ал-Йа'куби уже более голетия привлекали внимание крупнейших отечественных и зарубежных остоковедов, но специальной крупной работы о жизни и творчестве ал-[а'куби до сих лор не было, что касается его трактата "Мушакалат ан-нас и заманихим", то он до недавнего времени был неизвестен исследователям.

В этой связи цельное изучение творчества ал-Йа'куби как историка .рабского халифата также является актуальным, так как ранее спользовались лишь отдельные исторические факты и данные из его рудов без учета его собственных взглядов и суждений по отдельным

Беляев В.И. Арабские источники по истории туркмен и Туркмении IX-

III вв.// Материалы по истории туркмен и Туркмении/ АН СССР. Ин-т эстоковедения Акад.наук СССР и Туркменский гос.н.-н.ин-т истории. Труды ин-та эстоковедения. XXIX. Источники по истории народов СССР, в 2-х т.-М.Л.: АН ССР, 1939. - Т.1 - С. 19.

вопросам истории Арабского халифата и его подхода к освещенш исторических событий.

Объект исследования. Одно из первых мест среди имен арабски средневековых ученых - историков занимает ал-Йа'куби, живший творивший во второй половине IX в.н.э.

Его труд "Китаб ат-та'рих" по праву можно назвать самым ранни: дошедшим до нас произведением арабоязычных средневековых сочинени по всеобщей истории и истории Арабского халифата. Его географически труд "Китаб ал-булдан", содержащий немало данных по вопросам истори Арабского халифата, появляется почти одновременно с первым дошедши: до нас сочинением подобного содержания Ибн ал-Хордадбеха (ум. в 913 г.] С обнаружением и публикацией его третьего сочинения - трактат "Мушакалат ан-нас ли заманихим" (Приспособление людей к их времени У.Миллуардом, благодаря публикации в 1956 г. Каталога арабски рукописей в микрофильмах1 Институтом арабских рукописей пр Лиге Арабских стран2, мы сталкиваемся также с самым ранним примеро: попыток арабских ученых познать причины развития общества общественных процессов.

Сведения из "Китаб ат-та'рих" и "Китаб ал-булдан" ал-Йа'куб частично использовались отдельными исследователями, но специальном комплексному исследованию не подвергались. При этом трактат ал-Йа'куб "Мушакалат ан-нас ли заманихим" до сих пор не переведен на русски язык и остается по сей день вне поля зрения исследователей. Больша насыщенность трудов ал-Йа'куби сведениями по истории Арабског халифата и, в частности Центральной Азии и Хорасана, при недостаточност их исследованности и определяет объект исследования диссертации и выбо ее темы.

Цель и задачи исследования. В работе делается попытка определени места и роли трудов ал-Йа'куби в арабской историографии, дается оценк значимости его сведений с учетом его мировоззрения и научной эрудиции.

' Films al-Makhtutat al-Musawwara, Vol.2. Pt. 1, (Ta'rikh) by. Lutfi Abd al-Badi, Cain 1956. p. 214, No. 405.

2 William Millward. The Adaptation of Men to Their Time. An Historical Essay by a Ya'qubi//Mushakalat al Nas li Zamamhim (The Adaptation of Men to Their Time) By a Ya'qubi, edited by William Millward, The New Book Publishing House, Beirut, 1962. ] 4. ( Далее: Ал-Йа'куби. Мушакалат. С. ...)

Труды ал-Йа'куби в работе рассматриваются как исторический источник, отражающий общественные явления и общественное развитие в арабском халифате УП-1Х вв., могущий служить в качестве непосредственного объекта для исторических концепций. Поэтому основной ¡адачей было не только выявление сведений ал-Йа'куби по определенным вопросам истории Арабского халифата, но и

установление их истинности путем сравнения с другими источниками и зьывления расхождений между ними, а также выявление данных, оказавшихся вне поля зрения современных исследователей.

В процессе анализа сведений ал-Йа'куби по рассматриваемым ¡опросам истории Арабского халифата выявлялись их достоверность и :воеобразие с учетом мировоззрения автора и на сравнении с другими тсточниками. Основной упор делается на выявление данных, не имеющих тараллелей в других источниках.

Дстория изучения . Из трудов ал-Йа'куби по степени изученности ■южно выделить лишь его географическое произведение "Китаб ал-5улдан".

Заслуга создания арабского критического текста "Китаб ал-булдан" финадлежит известному ученому прошлого века Де-Гуе, издавшему эту снигу в VII томе издания ВИзНоШеса geagraphorшn агаЫсогшп1 .

Сведения об ал-Йа'куби имеются в "Лекциях об арабских гсториках" Марголиуса2 . Немецкий востоковед К.Брокельман является штором статьи об ал-Йа'куби в "Энциклопедии ислама"3 , он также фиводит сведения о нем в своей "Истории арабской литературы"4. введения ал-Йа'куби из "Китаб ат-та'рих" и "Китаб ал-булдан" юпользованы польским востоковедом Т.Левицким в его работах по истории :лавян на материалах арабских источников5. "Китаб ал-булдан" ал-Йа'куби

Bibliotheca geagraphorum arabicorum. edidit M.J. de Goeje, Lugduni Batavorum, VII, -eiden, 1892.

Margoliouth, Lectures on Arabic Historians, Calcutta, 1930, p.125

The Encyclopaedia of Islam, a Dictionary of the Geography, Ethnography and Biography f the Muhammcdian peoples, ed. by m.Th.Houtsma, A.J. Wensinck, v.IV, 2, Leiden--ondon, 1934, p. 1152.

C.Brockelmann, Geschichte der arabishen Literature, 1 - II, Weimer - Berlin, 1898 - 1900. T.Lewicki, Zrodla arabskie do dziejow slowianszczyzny,Wroclaw - Krakow, 1956. (Далее сылки на этот труд будут даваться в сокращенном варианте на русском яз.: Левицкий С...).

была в некоторой степени исследована русскими востоковедам! И.Ю.Крачковским, В.И.Беляевым, членом-корреспондентом Академи наук Узбекистана П.Г.Булгаковым1 .

В русской исторической науке заслуга введения трудов ал Йа'куби в научный обиход принадлежит В.В.Бартольду, особенно широк использовавшему его "Китаб ал-булдан" и "Китаб ат-та'рих" в свои: трудах, касающихся истории Арабского халифата и ислама, а также трудах по истории Центральной Азии и Ирана. Ссылки на вышеуказанны труды ал-Йа'куби мы встречаем в его монографиях "Халиф и Султан"2 "Культура Мусульманства"3, в рецензии на книгу И.А.Медников "Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабски: источникам" (1897-1902 )4, в статьях "Карл Великий и Харун ар-Рашид"5 "К вопросу о франко-мусульманских отношениях"6, "К вопросу I Сабиях"7 , "Халиф Омар II и противоречивые сведения о нем"8 и др.

Следует отметить, что привлеченные В.В.Бартольдом данные и произведений ал-Йа'куби представляют собой лишь отдельные факты ■ датах, о назначении наместников и некоторые другие частные факты дополняющие использованные им сведения других авторов.

То же можно отметить и об использовании сведений ал-Йа'куб] А.И.Колесниковым9 , который в числе мусульманских хроник и сочинений

1 См.: Крачковский И.Ю. Арабская географическая литература//Избр.соч. Т.1\ М.-Л., 1957; Беляев В.И. Ал-Йа'куби //Материалы по истории туркмен и Туркменш T.I, М.-Л., 1939; Булгаков П.Г. Сведения арабских географов IX - начала XX в. маршрутах и городах Средней Азии: Дис. ... канд.филол.наук.- Л., 1954.

2 Бартольд В.В. Халиф и султан// Бартольд В.В. Соч.: в 9-ти т.- М.: Наука, 1966. Т.6. - 1966. - С.19, 22.

3 Бартольд В.В. Культура мусульманства// Бартольд В.В. Соч.: В 9-ти т. -М Наука, 1966. - Т.6. - С. 174-188.

4 Бартольд В.В. Рецензия на книгу : Медников H.A. Палестина от завоевания с арабами до крестовых походов по арабским источникам (1879-1902)// Бартольд В.Е Соч.: В 9-ти т. - М.: Наука, 1966. - Т.6. - С.323, 329-330.

5 Бартольд В.В. Карл Великий и Харун ар-Рашид// Бартольд В.В. Соч.: В 9-ти т М.: Наука, 1966. - Т.6.- С. 354, 358-359.

6 Бартольд В.В. К вопросу о франко-мусульманских отношениях// Бартольд В.Е Соч.: В 9-ти т.-М.: Наука, 1966. - Т.6.- С. 436, 447.

7 Бартольд В.В. К вопросу о Сабиях//Бартольд В.В. Соч.: В 9-ти т.- М.: Наук; 1966.-Т.6 - С. 469-486.

8 Бартольд В.В. Халиф Омар II и противоречивые сведения о нем// Бартольд В.Е Соч.: В 9-ти т.- М.: Наука, 1966,- Т.6.- С.504-531.

9 Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами: Иран при "праведных" халифах,- М Наука, 1982. С. 21-22.

о истории завоевании первым приводит "Историю" ал-Йа'куби и дает раткую характеристику композиции данного сочинения.

Однако, несмотря на справедливое замечание А.И.Колесникова, что ведения ал-Йа'куби дополняют информацию современных ему писателей ли дают иное истолкование известным историческим фактам1 , спользуемые им сведения из трудов ал-Йа'куби в большинстве случаев лужат для подтверждения дат сражений и военных походов, имеющихся ал-Белазури и ат-Табари2 , или для подтверждения данных о некоторых обытиях описываемых ал-Белазури, ат-Табари, Бал'ами и Ибн ал-Асира, це ал-Йа'куби констатирует те же факты3 .

Другие сведения ал-Йа'куби, извлеченные А. И. Колесниковым асаются таких фактов как количество сподвижников пророка Мухаммада, оселившкхся в Басре и дневного жалованья одного из уполномоченных по 5ору налогов4 .

Е.А.Беляев упоминает "Историю" (Китаб ал-булдан) ал-Йа'куби элько среди источников по истории образования Арабского халифата с жечанием, что в этом произведении встречаются упоминания о таких эбытиях и явлениях, которые отсутствуют в более обширных исторических рудах5. Однако, единственная цитата из ал-Йа'куби, касающаяся риведенного им высказывания одного влиятельного мекканца о роли эрговли в Мекке6, приводится не из самого источника, а по книге >ранцузского востоковеда Анри Ламменса7 .

Некоторые факты из II тома "Китаб ат-та'рих" ал-Йа'куби спользопаны И.П.Петрушевским в его книге "Ислам в Иране"8 и части Китаб ат-та'рих" ал-Йа'куби, касающиеся истории Азербайджана, ереведены на русский язык П.К.Жузе9. Сведения ал-Йа'куби по истории

Колесников Л.И. Завоевание Ирана арабами: Иран при "праведных" халифах. - М.: аука, 1982. С. 21-22. Там же. С. 76. Там же. С. 86.

Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами: Иран при "праведных" халифах. - М.: аука, 1982. С. 185, 197.

Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. М.: Наука, )66. С. 129-130. Там же. С. 98.

H.Lammens. La Mecque a'la veille de l'hegire.- Beyrouth, 1924.

Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV веках: Курс лекций. - Л.: Изд-во енигр. ун-та, 1966. С. 244, 250,253.

Жузе П.К. Обследования и изучение Азербайджана Йа'куби. История.- Баку, 1927.

широко использованы в монографических исследованиях З.М.Буниятова1 А.Н.Тер-Гевондяна2 .

Отдельные данные из "Истории" и "Географии" ал-Йа'куб привлечены в монографии О.Г.Большакова3 . Некоторые сведения а.; Йа'куби по истории Центральной Азии привлечены также Б.Г.Гафуровым4.

Выше приведен далеко не полный перечень исследований, которых сведения ал-Йа'куби в той или иной степени использовались и авторами. Однако, следует отметить, что привлеченные ими факт] использовались в основном для подтверждения параллельных данных и других источников или в качестве дополнения их деталями отсутствующими у последних, т.е. труды ал-Йа'куби до сих по использовались для извлечения из них фактического материала и до си пор нигде не ставилось целью исследование степени отражения этог материала с учетом субъективных особенностей творчества ал-Йа'кубг его подхода к освещению исторических событий и его интересов.

К этому следует добавить, что привлеченные до нашего времен современными исследователями сведения ал-Йа'куби охватывают далеко н все стороны вопросов истории Арабского халифата и входящих в его соста стран, имеющиеся в его трудах.

В данной работе мы попытались на некоторых примерах показат то новое, что могут дать труды Йа'куби для продолжающегос познания прошлого как Арабского халифата, так и входивших в его соста стран, особенно Мавераннахра.

Источники диссертации. Основными источниками диссертаци

являются труды ал-Йа'куби: "Китаб ат-та'рих", "Китаб ал-булдан" и тракта "Мушакалат ал-нас ли заманихим".

"Китаб ат-та'рих" изучалась нами по бейрутскому изданию его труда5,

1 Буниятов З.М. Азербайджан в VII-IX вв.- Баку: Изд-во АН АзССР, 1965.

2 Тер-Гевондян А.Н. Армения и Арабский халифат/А.Н. Тер-Гевоидян; А] Арм.ССР, ин-т истории.- Ереван: Изд-во АН Арм.ССР, 1977.

3 Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока, VII - середина XII в Социально-экономические отношения.- М.: Наука, 1984.

4 Гафуров Б.Г. Таджики: Древнейшая, древняя и средневековая история,- М.: Наук; 1972.^

5 Ал-Йа'куби. Китаб ат-та'рих. Т.1-2.- Бейрут, 1960,- На араб.яз.

итаб ал-булдан" - по изданию Де Гуе1 , "Мушакалат ан-нас ли ¡манихим" - по изданию У.Миллуарда2 .

В связи с тем, что эти произведения являются основным Зъектом изучения данного исследования подробное их описание риводится в соответствующих разделах второй главы диссертации.

Кроме того, в работе над диссертацией мы пользовались такими ;точниками как "История" ат-Табари3, "Книга завоеваний стран" ал-елазури4, "Канон Мас'уда" Абу-Райхана Беруни5( и другими его роизведениями, как "Фармакогнозия")6, "История Бухары"

аршахи7, "История Мас'уда" Абу-л-Фазла Байхаки8 .

В работе широко использовались исследования русских зстоковедов: И.А. Медникова9, А.А.Васильева10, В.В.Бартольда11 ,

\л-Йа'куби. Кигаб ал-булдан//В!ЫюЬЬеса Geographorum Arabicorum (BGA), il.VII, ed. M.I. De Goje, Leiden, 1892.

Vlushakalat al-Nas Ii Zamanihim (The Adaptation of Men to Their Time), by al-Ya'qubi, lited by William Millward, The New Publishing Hause, Beirut, 1962. - Предисловие на [гл/араб. яз., текст произведения под редакцией У.Миллуарда на араб.яз. \t-Tabari. Annales qous scripsit Abu Djafar Mohammed ibn Djarir at-Tabari/Cum Iiis edidit M.J. de Goje. Lugduni Batavorum, series I. t. I-VI, 1879-1907; series II, t. I-III, 181-1889; series III, t. I-IV, 1879-1890; Introductio, glossarium, addenda et amendanta, Ю1; Indices, 1901. (Далее в ссылках будет использоваться краткое название: "ат-i6apn").

\л-Балазури. Футух ал-булдан,- Бейрут, 1958.

Зируни Абу-Райхан. Канон Мас'уда// Бируни Абу-Райхан. Избранные юизведения./АН УзССР. Ин-т бос. им. Абу-Райхана Беруни.- В 6-ти т.- Т.: Фан, 173.-Т.5. Ч.1.:(Кн.1-5)/Вступ. статья, пер., примеч., П.Г.Булгакова и А.Розенфельда. Ответ.ред.: акад. С.Х.Сиражидинов и д-р. физ.мат.наук П.Матвиевская.

Зируни Абу-Райхан. Фармакогнозия в медицине// Бируни Абу-Райхан. Избранные юизведения. / АН УзССР. Ин-т вост. им. Абу-Райхана Бируни. - В 6-ти т.-Т.: Фан, 173. - Т.4.:/Исслед., пер., прим., указ. У.И.Каримова. Отв.ред. д-р филол. наук К.Аренде.

^аршахий Абу Бакр Мухаммад ибн Джаъфар. Бухоро тарихи/форс-тожик тилидан рж. А.Расулевники. Маъсул мухаррир А.Уринбоев./УзССР Фанлар акад. Абу шхан Беруни номли шаркшунослик ин-ти. - Т.: Фан, 1966.

Зайхаки Абу-л-Фазл. История Мас'уда (1030-1041)/Пер. с перс., введ., коммент. и 1ИЛ. А.К.Арендса.- 2-е изд., доп. - М.: Наука, 1969.

Ледников И.А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов. По абским источникам: Исследование: В 4-х т. // Православный палестинский орник,- Спб., 1903.-XVII. Вып.2.

Васильев A.A. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за емя македонской династии. Император Василий I, Лев IV Философ, Константин VII »грянородный (867-959).- Спб: Тин. И.Н.Скороходова, 1902. Бартольд В.В. Сочинения.: В 9-ти т.- М.: Наука, 1966.

И.Ю.Крачковского1 , В.И.Беляева2, кроме прочих исследований которс следует выделить его огромный кропотливый труд над "Историей" ; Табари3.

Среди использованной зарубежной литературы следует выдели исследование немецкого востоковеда прошлого века А.Мюллера - £ Историю ислама с основания до новейших времен, с которой и ознакомились благодаря переводу этого произведения на русский язык редакции вышеупомянутым русским востоковедом И.А.Медниковым4 .

В данном разделе приведен далеко не полный перече использованных источников и литературы. Мы ограничились перечислит лишь тех, которые послужили хрестоматийной основой для написан исследования и которые мы бы причислили больше к разряду источнике чем литературы.

Полный библиографический перечень использованной литерату! вместе с источниками, приведенными выше, прилагается к диссертации.

Практическое значение работы. Исследование творчества ал-Йа'куби к историка Арабского халифата имеет немалое практическое значение, работе делается попытка показать вклад ал-Йа'куби в развитие арабск историографии, что, по нашему мнению, может дополнить теоретическ представление об арабской историографии на ее раннем этапе.

До сих пор основное представление об арабской исторически науке IX века делалось по произведениям ал-Белазури и ат-Табари. классификации этого периода развития арабской исторической литерату] творчеству ал-Йа'куби уделялось недостаточное внимание. Цельное изучен творчества ал-Йа'куби на историческом поприще вносит некотор] уточнения в жанровую характеристику этой литературы.

1 Крачковский И.Ю. Избранные сочинения/ Ред.коллегия: акад. В.А.Гордлевский.-6-ти т.- М.: Изд-во АН СССР, 1957.

2 Беляев В.И. Арабские источники по истории туркмен и Туркмении 1Х-ХШ вв. / Материалы по истории туркмен и Туркмении/АН СССР. Ин-т вост. Акад.наук СС( и Туркменский гос. п. и. ин-т истории. Труды института востоковедения. XXI Источники по истории народов СССР. В 2-х т. - М.Л.: АН СССР, 1939. - Т.1.;

3 ат-Табари Мухаммад: / Избр. отрывки : Пер. с арабского, предисловие комментарии В.И. Беляева; АН Уз.ССР. Ин-т востоковедения им. Абу Райха Беруни. - Т.: Фан, 1987.

4 Мюллер И.А. История ислама с основания до новейших времен: В 4-х т. / Пер нем., иод редакцией приват доцента И.А. Медникова. - Спб., 1895.

Ал-Йа'куби по праву можно назвать родоначальником жанра :сторической литературы отходящего от традиционного метода иснад, ;родолжателями которого можно назвать ал-Мас'уди (X в.) и арабского нонимного автора XI в. Этот жанр, как это указано в основных выводах иссертации, приближается к более передовому методу исторического :сследования того времени, отличающегося от анналов ат-Табари и книги авоеваний ал-Белазури тем, что при нем мы имеем дело с результатом ознания исторического прошлого самого ал-Йа'куби.

Таким образом, в лице ал-Йа'куби мы имеем яркий пример уровня азнития исторической мысли в Арабском халифате в IX в. Без цельного зучения творчества ал-Йа'куби, по нашему мнению, невозможен альнейший процесс познания арабской средневековой историографии.

Ввиду принадлежности ал-Йа'куби к шиитам, цельное изучение го трудов может внести дополнение как к уже существующему обзору гиитской историографии1 , так и дальнейшему более глубокому еоретическому исследованию этого вопроса.

Практическое значение данной диссертационной работы пособствует более широкому привлечению трудов ал-Йа'куби для зучения как внутренней истории Арабского халифата УИ-1Х вв., так и стории стран, входящих в его состав, в частности истории Центральной 13ии, Хорасана, Закавказья, и стран Северной Африки, с учетом лассового характера и политической направленности его трудов. 1рилагаемый к диссертации перевод трактата ал-Йа'куби "Мушакалат ан-ас ли заманихим", способствует знакомству с ним более широкого круга сследователей, не владеющих арабским языком.

Диссертация может быть использована для чтения специального урса по арабской литературе, источниковедению, философии арабского остока и приведенные в ней новые сведения полезны для специалистов и шрокого круга читателей.

[аучная новизна исследования заключается в самой постановке вопроса, [иссертация представляет собой попытку первого цельного сториографического исследования научного наследия ал-Йа'куби как сторика Арабского халифата.

См.: Прозоров С.М. Арабская историческая литература в Ираке, Иране и Средней зии в VII - середине X в. = Арабская историческая литература раннего средневековья

VII - первая половина XI в.: Шиитская историография / под ред. П.А.Грязневича .1.: Наука, 1980.

Новизна настоящего исследования состоит также в том, что в нег впервые делается анализ некоторых сведений ал-Йа'куби по политическо] истории Арабского халифата УН-1Х вв., характеристики личности самоп ал-Йа'куби, его мировоззрения и научной эрудиции.

Делается попытка к раскрытию своеобразия ал-Йа'куби в подход к освещению исторических событий. Уточняются сферы интересов ал Йа'куби.

Впервые определяется степень отражения сведений ал-Йа'куби п экономике и культуре Арабского халифата.

Вносятся коррективы в некоторые укоренившиеся в научно] литературе утверждения. Так например, до сих пор считалось, что ал Йа'куби проявлял определенный интерес к фактам общей истории культуры В результате своего исследования диссертант приходит к новому выводу что ал-Йа'куби проявляет большой интерес к событиям политическоп характера, в частности, к антиправительственным, национально освободительным движениям, дворцовым интригам и переворотам.

Перевод и исследование его трактата "Мушакалат ан-нас л] заманихим" дополняет круг его интересов, интересом к причинам влияющим на общественные отношения в Арабском халифате. Проявляете: новая сторона его творчества - социология.

В работе сделано обобщение всех данных по биографии ал Йа'куби предыдущих исследователей, дополненные некоторыми деталями и его собственных трудов.

Сделана первая попытка изучения его мировоззрения ] определения его научной эрудиции.

Впервые проводится более полный обзор его "Китаб ат-та'рих" ] исследование вопросов истории его "Китаб ал-булдан", определяются чист исторические разделы этого труда.

На базе анализа трактата "Мушакалат ан-нас ли заманихим выявляются сведения по социологическим вопросам.

На основе анализа сведений ал-Йа'куби по истории и истори; культуры и экономике Арабского халифата сделана первая попытк определения его подхода к освещению таких проблем истории ка: антихалифатские движения в Арабском халифате и междоусобные войны завоевания Арабского халифата, династийная история и административны: уклад, сведения об экономике и некоторые сведения о материально; культуре.

Диссертация содержит немало данных, являющихся новыми как в ¡опросах теоретического изучения отдельных исторических событий, так и : качестве фактического материала, дополняющего известные данные по [ругим источникам.

Лппробания работы. Диссертация Шаниязова К. К. обсуждена на 1аучном Семинаре Института востоковедения им Абу Райхана Беруни АН Узбекистана по специальости 07.00.09.- историография, источниковедение и 1етоды научного исследования (Протокол N0.5 от 07.06. 1996 г.) и Научном "еминаре Института истории АН Узбекистан (Протокол N0.1 от 10.06.96 г. [ рекомендована к защите в качестве кандидатской на рассмотрение псциализированного Совета Института востоковедения АН Республики Узбекистан.

Основные положения и выводы работы изложены в докладе на [аучно-теоретической конференции молодых ученых (Ташкент, 1984) и тражены в опубликованных статьях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, [еревода трактата Ал-Йа'куби "Мушакалат ан-нас ли заманихим" Приспособление людей к их времени) и комментарий к переводу, списка [спользованных источников и литературы и приложения.

Основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность исследуемой темы, ее :аучная новизна, дается характеристика объекту исследования, пределяются цели и задачи исследования, практическая значимость аботы, приводится общая характеристика основных источников, ривлеченных к данному исследованию.

Первая глава - "Ал-Йа'куби и его труды" посвящена анализу рудов ал-Йа'куби, его месту и роли в арабской историографии IX века н.э., сследованы время ал-Йа'куби, его биография и мировоззрение. Глава остоит из шести разделов.

Первый раздел ( "Время ал-Йа'куби") посвящен исследованию ремени ал-Йа'куби - периода его активного творчества, приходящегося на торую половину IX в. и охватывающего времена правления первых ббасидских халифов от ал-Мутаваккила (848-902) до Му'тадида (89202).

В данной части работы проведен сопоставительный анализ сведенш по истории Арабского халифата, имеющихся в современной научно] исторической литературе и трудах самого ал-Йа'куби.

Основным выводом этого раздела диссертации является то, чт политический кризис аббасидского халифата не повлиял на эволюцм общественного сознания и научной мысли мусульманского мира Происходит развитие естественных наук под влиянием греческого научног наследия, а также культурных традиций Ирана и Индии.

Появляются истории городов, как история Багдада ибн Аб Тахира Тайфура (ум. 280/893) и истории завоеваний и походов ал Вакиди (ум. 203/823) и ал-Мада'ини (ум. 234-235/849-850). Наряду этим уже в середине IX в. появляются первые произведения типа всеобщи: историй написанных в форме анналов. К их числу следует отнести "Книг истории" Мухаммада ибн Мусы ал-Хорезми1 . Вклад вышеназванны: ученых в развитие арабской историографии был продолжен и разви следующим поколением историков: Абу Ханифа ад-Динавери (ум 282/895), ал-Белазури (ум. 279/892), ал-Йа'куби (ум. 905) и ат-Табар: (ум.310/923). Все эти ученые жили и творили почти одновременно, и каждый из них по-своему пытался объяснить связь исторических явлений.

Во втором разделе ("Биография ал-Йа'куби") приводите, дополнительные данные по биографии ал-Йа'куби на базе новых сведени: исследуемых сочинений. В частности, уточнена дата смерти ал-Йа'куби определены основные периоды его творчества, хронология и мест написания его основных трудов.

Третий раздел ("Китаб ат-та'рих") посвящен исследованию самог крупного из дошедших до нас произведений ал-Йа'куби - ег исторического труда "Китаб ат-та'рих" в двух томах. Первый том - эт попытка ал-Йа'куби передать всемирную историю от сотворения мира д возникновения ислама. Второй том - история Арабского халифата о возникновения ислама, доведенная до 872 года н.э.

В данном разделе дается характеристика композиционном построению двух томов "Китаб ат-та'рих". Определено, что, не смотр на идею автора написать Историю в двух томах, каждый том как I

1 Булгаков П.Г., Розенфельд Б.А. "Книга истории" ал-Хорезми // Общественны науки Узбекистана.- 1983.- N 7,- С. 21.

ематическом, так и композиционном плане может рассматриваться как ггдельное произведение.

На основе всестороннего анализа "Китабат-та'рих" как в плане »держания, так и в плане его структуры диссертантом сделаны следующие

1ЫВОДЫ.

В первом томе "Китабат-та'рих" ал-Йа'куби, строя свое ювествование по династийному принципу, пытается осветить историю Древнего Востока со "Вселенского потопа" до VII в. н.э., сводя эту историю : несложному перечислению правивших династий древних стран, »дословную которых он непременно сводит к мифическому Ною. Такой годход к разрешению поставленной перед ним задачи не исключает кжажения исторических фактов под влиянием древних мифов и ¡иблейских сказаний, обнаруживается весьма нечеткое представление ал-4а'куби об описываемых им эпохах и их хронологических рамках. Вместе : тем выявлено, что первый том "Истории" ал-Йа'куби представляет [емалый интерес для исследователей, благодаря наличию в нем многих (енных деталей по истории, истории культуры, этнографии Ближнего Зостока, Северной Африки, Центральной Азии и Закавказья раннего редневековья.

Второй том "Китаб ат-та'рих" ал-Йа'куби охватывает историю Арабского халифата от возникновения ислама ira Аравийском полуострове 10 872 г. н.э.

В композиционном плане "Китаб ат-та'рих" строится по [инастийному принципу, что отличает это произведение от исторических рудов современников ал-Йа'куби: ал-Белазури и ат-Табари. В работе [риведено сравнение композиционного строя данного сочинения ал-1а'куби с "Историей" ат-Табари.

Ал-Йа'куби строит свое сочинение по принципу описания дней [равления халифов и не придерживается метода "иснад". В отличие от ат-'абари он не сковывает свою историю описанием событий каждого года в тдельности и берет на себя смелость обобщения и анализа сведений своих [сточников, связывая их согласно избранному им композиционному плану, ем самым обнаруживает свой научный подход к освещению истории.

В четвертом разделе (" Вопросы истории Арабского халифата в Китаб ал-булдан" ал-Йа'куби) проведено исследование данного роизведения ал-Йа'куби. Приводится характеристика его содержания и омпозиции. В разделе основной акцент был сделан на значении этого

произведения в качестве источника по изучению истории Арабской халифата. Определено место этого произведения в арабской гсографическо1 литературе.

Исходя из вышеприведенного обзора географического труда ал Йа'куби в качестве источника по изучению истории Арабского халифата мы пришли к выводу, что этот труд ал-Йа'куби наряду с "Книгой путей ] стран" Ибн Хордадбеха является первенцем арабской географическо] литературы статистико-топографического направления и благодаря частом; привлечению исторических фактов и сведений по этнографии и экономик' стран Арабского халифата, является ценным источником для изучени: истории этих стран.

Пятый разлел ("Трактат "Мушакалат ан-нас лизаманихим /Приспособление людей к их времени/) посвящен исследованию третьего дошедшего до нас сочинения ал-Йа'куби.

В разделе проводится исследование данного сочинения определяется его значимость в качестве источника по изучению истории материальной и духовной культуре Арабского халифата.

Определяется новое направление творчесвта ал-Йа'куби социология. В разделе делается вывод, что исследуемый трактат не имее целью представить краткий обзор эпох правления халифов от Абу Бакр. (632-634) до Му'тадида (892-902), на что указывает первый издатель этоп сочинения У.Миллуард1 , а является попыткой автора вникнуть в причин! эволюции общества в Арабском халифате от возникновения ислама до еп дней и одним из самых ранних произведений социологическо: направленности.

Социологическая направленность трактата послужила тому, что : нем мы находим много сведений по экономике и культуре Арабскоп халифата.

В отличие от "Китаб ат-та'рих" и "Китаб ал-булдан", где сведени: об экономике Арабского халифата выражены в суммах хараджа, джизьи ушры и другими данными по налоговой политике Арабского халифата здесь мы встречаем данные о личных доходах халифов и их наместников ] правителей.

Сведения о культурной жизни Арабского халифата представлен! многими деталями об изменениях в одежде, вооружении, церемониале архитектуре, распространении различных игр и т.п.

1 Миллуард У. Предисловие к "Мушакалат...". С.5.

В шестом разделе ("Мировоззрение ал-Йа'куби") на основе анализа подходов ал-Йа'куби к композиционному построению своих произведений, стиля изложения в сравнении со временем его творчества и некоторыми особенностями его биографии определяются основные черты его мировоззрения, уровень его мышления, научной эрудиции, что в той или иной степени отражается на достоверности его сведений в качестве источника по изучению истории Арабского халифата.

Вторая глава - "Сведения ал-Йа'куби по политической истории Арабского халифата"- посвящена исследованию значения трудов ал-Йа'куби как источника по изучению политической истории Арабского халифата. Глава состоит из шести разделов.

Первый раздел ( Сведения ал-Йа'куби о междоусобных войнах и народных движениях в Арабском халифате). В данном разделе определены четыре характера сведений, касающихся данной тематики:

1. Сведения о политической и вооруженной борьбе представителей противоборствующих династий и политических объединений за право на верховную власть в Арабском халифате;

2. Освободительные движения порабощенных народов против политического и экономического господства арабов;

3. Междоусобные войны между сторонниками правящей династии за право наследования престола Арабского халифата и междоусобные войны между смещенными наместниками прежних халифов, с одной стороны, и вновь назначенными наместниками нового халифа, с другой;

4. Сепаратистские движения правителей и наместников Арабского халифата за обретение независимого от центральной власти правления своими владениями.

В разделе определена значимость и достоверность указанных выше г ведений на сравнении с подобными сведениями ат-Табари и ал-Белазури и других источников, а также выявлено отношение самого Ал-Йа'куби к тем или иным историческим событиям.

Особо подчеркнуты сведения ал-Йа'куби о народных движениях в Хорасане (восстание Шарика ибн Шайха ал-Махри против Абу Муслима з 133/750-751 гг.1 , восстание Йусуфа ал-Барма при халифе и "ал-чухаммира" (облачившихся в красное).

' Ал-Йа'куби. Ат-та'рих. Т.2. С. 354.

Сделан вывод, что имеющиеся сведения ал-Йа'куби представляют плод его собственного анализа и обработки данных предшествующих ем\ авторов и отражают его субъективное мнение, что несколько умаляет значение его произведений в качестве источника компелятивного материала, однако такой подход ал-Йа'куби позволяет представить уровеш исторической мысли того времени. Кроме того, в разделе выявлень: сведения ал-Йа'куби имеющие некоторые факты и детали, представляющж немалую ценность для современных исследователей.

Второй раздел ("Сведения ал-Йа'куби о завоеваниях") посвящет исследованию сведений ал-Йа'куби о завоевательных походах арабо1 содержащихся в его историческом и географическом трудах.

В разделе проводится анализ значения его географического т исторического трудов в освещении указанной тематики.

Делается вывод, что по сравнению со сведениями о завоевательных походах арабов, представленными ал-Йа'куби в "Китаб ал-булдан", которьк носят только справочный характер, те же сведения в его "Китаб ат-та'рих", по своей форме можно разделить на два типа: сведения справочного характера и развернутые сведения с повествованием основных событий, происходящих в дни правления того или иного халифа, у включенные им в разделы его произведения в хронологическое последовательности описываемых событий.

В данном разделе, также как и в предыдущем, сведения ал-Йа'кубг исследуются на сравнении тех же сведений, представленных ат-Табари и ал Белазури. Выявлены некотрые детали, дополняющее ранее извлеченные и; других источников (ат-Табари, ал-Белазури, Наршахи) сведения по исторш завоевания Хорасана и Мавераннахара. Сделано заключение, что сведенш ал-Йа'куби могут быть основой для пересмотра некоторых моментог истории Центральной Азии и дополнить ее важными деталями.

Третий раздел (" Сведения ал-Йа'куби по династийной историг Арабского халифата"). В разделе проводится исследование передачи ал Йа'куби династийной истории Арабского халифата на основе его трудо! "Китаб ат-та'рих" и "Мушакалат ан-нас ли заманихим".

Исследование произведений ал-Йа'куби показывает, что автор подразделяет династийную историю Арабского халифата на следующие этапы:

1) правление Абу Бакра и Умара, которых он считает праведными в морально-этическом отношении;

2) правление Усмаиа, положившего начало разложению нравственных и идеологических принципов общины мусульман;

3) правление Али ибн Абу Талиба и Хасана ибн Али, ознаменовавшее торжество справедливости в отношении права на верховную власть в Арабском халифате;

4) правление халифов рода Умаййа - ознаменовавшее черную полосу в истории Арабского халифата;

5) Арабский халифат представителей рода Хашим ознаменовавший относительное торжество справедливости в вопросе о праве рода Мухаммада (Бану хашим) на верховную власть.

Общие сведения ал-Йа'куби по династийной истории Арабского алифата не расходятся с данными, известными в историографии по ругим источникам, но отличны своеобразием подхода автора к их свещению, где он проявляет больший интерес к причинам заступления на рестол того или иного халифа, к его личным качествам как [усульманина и как государственного деятеля, раскрывает слабые и ильные стороны правления халифов, рассматриваемые им с критических озиций, описывает портреты некотрых халифов.

Ал-Йа'куби критически подходит к освещению династийной стории Арабского халифата, что послужило тому, что по многим опросам ал-Йа'куби представляет свое собственное мнение, для оказательства которого он сознательно подбирал данные своих источников.

Четвертый раздел ("Сведения ал-Йа'куби по административному кладу Арабского халифата"). Изучение трудов ал-Йа'куби показывает, что анный вопрос не входит в круг его специальных интересов. Несмотря на го, в ходе повествования основных событий, в частности, о нововведениях алифов, перемещениях должностных лиц, а также при описании городов, стречаются некоторые сведения, дающие представление об администрации .рабского халифата. В разделе приведены примеры этих сведений на равнении со сведениями других источников.

Основной вывод данного раздела заключается в том, что сведения л-Йа'куби об административной системе Арабского халифата описываемого м периода истории, имеют немаловажное значение для изучения истории з развития и воссоздания ее ранней структуры, предшествовавшей цминистративным реформам халифа ал-Му'тадида (892 - 902гг.).

Пятый раздел: (" Сведения ал-Йа'куби по экономике"). Данные

сведения классифицированы в разделе на три типа:

1) Статистические данные о харадже стран;

2) Сведения об экономических мероприятиях центральной власп по упорядочению налоговой системы;

3) Отдельные сведения о размере жалованья наместников, личныз доходов некоторых халифов и наместников.

В разделе в таблицах приведены отдельно сведения о харадже взимаемом с провинций Арабского халифата, извлеченные из его "Китаб ат та'рих" и "Китаб ал-булдан". Приведена сравнительная таблица сведений с харадже, извлеченных из трудов ал-Йа'куби, Ибн ал-Факиха и Иб1 Хордадбеха. Выявляются противоречия в этих сведениях.

Немногочисленность сведений ал-Йа'куби по экономик! свидетельствует о том, что этот вопрос не входил в круг его интересов в то! степени, как внутриполитическая история и завоевания. Однако, даж! немногочисленные факты, приводимые им по экономике, не лишень значения для специалистов.

Сведения ал-Йа'куби по истории культуры Арабского халифат; представлены в его трудах значительно меньше сведений по экономике 1 представляют краткие разрозненные данные о некоторых фактах пс материальной и духовной культуре и культурно-экономическим связян Арабского халифата с другими странами1 .

Кроме приведенных выше, в трудах ал-Йа'куби имеются такж< отдельные сведения о суммах доходов с рынков Багдада и Сурра ман ра'а2 стоимости ирригационных работ в Мекке при Харуне ар-Рашиде3 ; и ] Сурра ман ра'а 4 ; стоимости одной из усадьб Му'авии5 и т.п.

Шестой раздел (" Сведения ал-Йа'куби по духовной культур« Арабского халифата"). В данном разделе перечислены немногочисленны! сведения из трудов ал-Йа'куби по духовной культуре Арабского халифата.

Малочисленность фактов по духовной культуре Арабской халифата, описываемого ал-Йа'куби периода, позволяет заключить, чтс ал-Йа'куби не имел интереса к фактам общей истории культуры в тако{ степени, чтобы они могли преобладать над его действительным интересом к

1 Ал-Йа'куби. Мушакалат. С.17.

2 Ал- Йа'куби. Китаб ал-булдан. С. 254, 263.

3 Ал-Йа'куби. Мушакалат. С.26.

4 Ал-Йа'куби. Китаб ал-булдан. С.267.

5 Ал-Йа'куби. Мушакалат. С.17.

юбытиям политической истории, что вносит поправку в существовавшее до :их пор мнение историографов1 .

В заключении сделаны следующие выводы:

- Ал-Йа'куби - арабский историк и географ - жил и трудился во ¡торой половине IX века, в эпоху острого политического кризиса \рабского халифата и бурного развития общественного сознания и «учной мысли мусульманского мира, обусловившего всестороннее развитие средневековой арабской культуры, процветание естественных и )бщественных наук, в эпоху, когда вопросы двухсотлетней истории \рабского халифата становятся насущной потребностью для познания ■екущих кризисных явлений Арабского халифата, что не прошло Зесследно в развитии арабской историографии, пережившей, наряду с штературой, теологией и другими общественными и естественными науками ¡начительный сдвиг в своем развитии. Стремление к познанию связи гастоящсго и прошлого Арабского халифата, а также различные подходы к разрешению этой задачи обусловили почти одновременное появление ^скольких исторических трудов, принадлежащих перу таких историков, сак Абу Ханифа ад-Динавери (ум. в 282/895), ал-Белазури (ум. в ¡79/892), ал-Йа'куби (ум. 905) и ат-Табари (ум.310/923), труды соторых отличаются друг от друга как в жанровом и тематическом плане, ак и в степени отражения исторического прошлого.

- Биографические данные ал-Йа'куби позволяют заключить, что он )ыл выходцем из мавали - принявших ислам неарабов, происходил из емьи служащих и сам был секретарем (катибом) при аббасидских [аместниках в Армении, Хорасане и Египте.

Принадлежность ал-Йа'куби к разряду чиновников в большей тепени определяла его научные интересы как носителя светских знаний. Заучная эрудиция ал-Йа'куби охватывает как познания в истории и еографии, так и в философии, логике, медицине, астрономии, математике и еометрии. Он обнаруживает сравнительно глубокие для своего времени юзнания в древних индийских и греческих научных наследиях.

Мировоззрение ал-Йа'куби тесно связано с исповедуемой им религией -ииитским исламом, что обусловливает его идеалистическую направленность

См.: Грязневич П.А. Предисловие. - История халифов анонимного автора XI века,-<1.: Наука, 1967.

в отражении исторической действительности и в познании общественны: явлений.

- Будучи носителем общественного сознания своего времени, ка] ученый ал-Йа'куби обладал сравнительно высоким потенциалом мышления позволившим ему в некоторых своих умозаключениях выходить за рамга идеалистического мировоззрения, что выделяет его как носителя передовш мысли своего времени. Однако, высокий потенциал мышления ал-Йа'куб] и его сравнительно научная эрудиция не избавила его сочинения о некоторых неточностей и искажений, допущенных под влиянием библейски: преданий, мифов и религиозных представлений, но все эти неточности, ка] и весь вклад ал-Йа-куби в арабскую средневековую историографии отражают объективную степень развития научной мысли его времени.

- "Китаб ат-та'рих" ал-Йа'куби является более ранним из ел произведений и одним из самых ранних дошедших до нас сочиненш арабских историков по всемирной истории и истории Арабского халифата "Китаб ат-та'рих" состоит из двух томов.

Первый том представляет историю народов, населявших территории Арабского халифата до Ислама.

Второй том представляет историю Арабского халифата от рождение Мухаммада доведенную до 872 г. н.э.

Как по содержанию, так и в композиционном плане оба тома еп "Китаб ат-та'рих" можно рассматривать как два отдельных произведения Идея написания "Истории" в двух томах (книгах) принадлежит самом; ал-Йа'куби.

Первый том "Китаб ат-та'рих" ал-Йа'куби представляет немалы] интерес для познания доисламского прошлого Ближнего Востока, Северно] Африки, Закавказья и Центральной Азии ввиду наличия в нем многи: ценных деталей по истории, истории культуры и этнографии этих стран.

Второй том "Китаб ат-та'рих", в отличие от первого, написанного н< территориальному, затем по династийному принципу, строится исключительно по династийному принципу.

Среди источников использованных ал-Йа'куби для написание второго тома "Китаб ат-та'рих", были сочинения ал-Вакиди (ум 207/823), Мухаммада ибн Исхака (ум. в 151/768), Абу ал-Мунзир; Хишама ал-Калби (ум. 204/819-20 или 206/821-22 гг.), Абу Сайфа ал Мада'ини (ум. 234-35/848-49), которые были также широк! использованы ат-Табари и ал-Белазури.

Исключение метода "иснад" и описание исторических событий в более широких рамках, не ограничивающихся описанием событий каждого года, свидетельствует об аналитическом подходе ал-Йа'куби к своим источникам и его способности к обобщению известных ему фактов, что ставит данное произведение в научном отношении намного выше хроник ат-Табари, но в то же время несколько умаляет значение его труда для современных исследователей, так как здесь мы имеем дело с результатами отражения исторических фактов в сознании самого ал-Йа'куби и лишены возможности оперировать сведениями его источников, которые, по примеру хроник ат-Табари, не исключают нескольких версий одного исторического события.

- "Китаб ал-булдан" ал-Йа'куби одно из первых дошедших до нас арабских географических произведений, появившееся в свет почти одновременно с географическим сочинением Ибн ал-Хордадбеха, считавшимся до сих пор первенцем арабской географической литературы.

"Китаб ал-булдан" также как и его "Китаб ат-та'рих" является немаловажным источником для изучения истории, истории культуры и этнографии стран, входивших в состав Арабского халифата, ввиду того, что данное произведение включает в себя помимо сугубо географических разделов не лишенных некоторых фактов исторического и географического характера, и разделы, которые можно отнести к чисто историческим.

Исторические сведения из "Китаб ал-булдан" подразделяются на сведения по исторической топографии, этнографии, истории завоеваний стран и политической истории Арабского халифата и его провинций.

- Трактат "Мушакалат ан-нас ли заманихим" является поздним плодом творчества ал-Йа'куби и является попыткой автора вникнуть в процессы развития общества в Арабском халифате. Основным замыслом автора является прослеживание процесса разложения нравственных норм общества, рассматриваемого автором через призму приспособления людей к их времени и их подражание своим халифам и является одним из самых ранних сочинений арабских ученых социологической направленности.

- Сведения ал-Йа'куби по политической истории Арабского халифата содержатся в основном в двух его трудах "Китаб ат-та'рих" и "Китаб ал-булдан".

Особый интерес автор проявляет к сведениям о междоусобных войнах и народных движениях в Арабском халифате, а также к дворцовым переворотам и интригам, где ал-Йа'куби представляет в основном внешнюю

сторону этих сведений, не увлекается описанием подробностей и представляет результаты своего собственного анализа и обработки данных своих предшественников.

Сведения ал-Йа'куби о междоусобных войнах и антихалифатских движениях имеют немало данных не имеющих параллелей у его современников или представленных в несколько иной интерпретации, многие из которых могут служить немаловажным дополнением к существующим положениям об этих движениях в нашей историографии как в качестве фактического материала, так и для пересмотра некоторых теоретических положений.

Сведения ал-Йа'куби о завоеваниях представлены в двух основных аспектах: сведениями о маршрутах военных походов и сведениями о военно-политической обстановке завоевываемых стран и завоевательной политике Арабского халифата.

Сведения о маршрутах завоеваний представлены кратко, без описания подробностей, касающихся промежуточных этапов завоеваний и представляют большой интерес в изучении стратегии арабских завоеваний, чем тактики отдельных военных действий.

В целом, сведения ал-Йа'куби о завоеваниях, уступая в подробности тем же сведениям его современников ал-Белазури и ат-Табари имеют немало дополняющих их данных и деталей. Некоторые сведения о военно-политической обстановке завоеванных арабами стран могут служить существенным дополнением к современным исследованиям.

Подход ал-Йа'куби к изложению фактов о завоеваниях более наглядно выявляет его способность к обобщению фактов источников и их анализу и наличие собственной научной методики, отличающей его от других авторов.

- Общие сведения ал-Йа'куби по династийной истории Арабского халифата не расходятся с данными известными современным ученым по другим источникам. Однако, ввиду своеобразия автора в ее освещении, эти сведения пополняются многими фактами, дающими представление о дворцовой обстановке при правлении отдельных халифов, о личных качествах халифов как государственных деятелей, дается нравственная характеристика каждому халифу.

Характеристики халифов и других должностных лиц ал-Йа'куби дают основание судить о его объективности как историка. Несмотря на данную ал-Йа'куби отрицательную нравственную характеристику отдельным

алифам, он не умалчивает об их положительных личных качествах, об их мении вести государственные дела.Здесь наиболее наглядно рослеживается критический подход ал-Йа'куби к освещению истории .рабского халифата, проявляется собственное мнение автора по тем или ным вопросам династийной истории Арабского халифата, которое ащищается удачным подбором фактов из источников.

- Сведения ал-Йа'куби об административной системе Арабского алифата имеют немаловажное значение для изучения истории ее развития воссоздания ее ранней структуры.

- Сведения ал-Йа'куби по экономике и культуре Арабского алифата не представлены в той степени как политическая история и не ходят в круг специального интереса автора.

Немногочисленные и разрозненные сведения по экономике и ультуре Арабского халифата, однако, не лишены значения для тециалистов, ввиду того, что многие из них представляют оригинальные анные о личных доходах халифов и наместников, суммах доходов ынков Багдада и Сурра май ра'а, стоимости некоторых ирригационных абот, имеются некоторые детали о материальной культуре тюрков и ругих народов, об изменениях в одежде и обмундировании, некоторые гтали об изменениях в архитектуре.

- В лице ал-Йа'куби мы видим самого раннего историка Арабского алифата, обладающего сравнительно высоким для своего времени уровнем аучного познания прошлого, творчество которого можно считать началом ерехода арабской историографии на более высокую ступень развития - от эмпиляции фактов предшествующих источников к их анализу, обобщению отражению в рамках собственного мировоззрения и научной эрудиции.

Без учета творчества ал-Йа'куби невозможно цельное редставление о средневековой арабской историографии.

- Сведения ал-Йа'куби по многим аспектам истории Арабского алифата, входивших в его состав стран и, в частности, Центральной зии, могут служить как практическим так и теоретическим дополнением к ^временным исследованиям.

Основное содержание диссертации изложено в следующих убликаниях:

Исторический труд ал-Йа'куби "Китаб ат-та'рих" - ценный источник по ::тории и культуре средневекового Востока. - Тезисы научно-теоретической энференции. - Ташкент, 1984.

2. Ал-Йа'куби и его труды. - Адабий мерос.- Ташкент, 1985. - N0. 1(32).- С 61-69.

3. Ал-Якубининг "Тарих китоби". - Фан ва турмуш, 1985.- N0.3.- С. 26-28.

4. Жасур аел. - Саодат, 1986.- N0.9.- С.20.

5. "Кураш лавхалари".- Фан ва турмуш, 1987. - N0.12. - С.26-27.

CK. Шониёзовнинг "ал-Йак,убий - Араб халифалиги тарихчиси" сифатида мавзуидаги диссертациясининг к,иск,а мазмуни

Узбекистан тарихи тарихий адабиётда Араб халифалиги :б аталмиш урта асрлардаги ягона мусулмон империяси 1ркибига кирган к,ушни Марказий Осиё давлатлари, Кавказ ва авказорти, Гарбий ва Жанубий Осиё тарихи билан, ва :уиингдек х,озирги Як,ин Шарк, ва Шимолий Африкани цамраб vran бепоён ХУЛУЛ тарихи билан чамбарчас богликдир.

Узбекистошганг ва собик, СССР таркибига кирган шлатларнинг дамда уларга як,ин жойлашган (Шимолий фгонистон ва Хуросон) вилоятларнинг урта асрларга дойр фихини тиклаш учуи ёзма ёдгорлик ва манбаларни урганиш тгга ах,амиятга эга, шулар жумласида урта асрларга оид араб фихий асарлари оз эмас. Араб тарихий ва жугрофий асарлари тгта бир манбалар мажмуиии ташкил этиб, х,озирги замон фани у анбалар асосида урта асрларда араб маданияти таъсир доирасига ipran мамлакатларнинг тарихий манзарасини тасвирлаб беради.

Урта асрлардаги араб тарихчи олимлари ургасида замизнинг IX асрининг иккинчи ярмида яшаган ва ижод к,илган ;-Йак,убий биринчи уринлардан жой олади.

Унинг "Китаб ат-тарих" номли ишини х,ак,ли суратда ^умий тарих ва халифалик тарихи буйича арабча ёзилган урта :р асарларининг бизгача етиб келган эиг аввалгиси деб х,исоблаш умкин.

Унинг Араб халифалиги тарихи масалалари буйича /пгипа маълумотларга эга булган "Китаб ал-булдан" номли угрофий асари Ибн ал-Хордадбех (913 йилда вафот этган)нииг гдл,и шундай мазмундаги бизгача етиб келган биринчи асари 1лан бир вак,тда пайдо булган эди.

Араб давлатлари утошмаси хузурида Араб кулёзмалари [ституги 1956 йилда Араб к,улёзмаларининг микрофильмлари »талогини нашр этгани туфайли У.Миллуард ал-Йак,убийнинг [инчи асари - "Мушокалот ан-нос ли замоних,им" ("Одамларнинг i замонларга мослашишлари") трактатини топгани ва нашр •гани иатижасида биз араб олимларининг жамият ва ижтимоий араёнлар ривожланиши сабабларини билишга х,аракат 1лганларининг биринчи намуналарини х,ам курамиз.

Диссертация кириш, иккита боб, ал-Йак,убийнинг Лушокалот ан-нос ли замонидим" ("Одамларнинг уз замонига зслашишлари") рисоласи таржимаси ва таржима юзасидан

берилган изсдлар, фойдаланилган манбалар ва адабиётлар руйхат ва идовадан иборатдир.

Диссертацияда ал-Йак,убий асарларининг ар; тарихшунослигидаги урни ва ролини аникдашга х,аракат к,илинад уиинг дунёк,араши ва билимдонлигини х,исобга олган х,олда уни] маълумотлари ах,амиятига бах,о берилади, чунки ал-Йак,убийнш асарлари халифаликнинг илк тарихини урганиш учун мух,и манбалардан бири булиб хизмат к,илади. Бунинг сабаби - ул< ушбу муаммо буйича биринчилар к;аторида бизгача етиб келге монографик асарлардир ва араб тарих фани ривожининг и; мисолидир, буларни чук,ур тахдил к,илмай ва ички к,онуниятларш: урганмай туриб, халифалик тарихини билишнинг бутун олдиш йулини умумлаштириб булмайди.

Шу муносабат билан ал-Йак,убийнинг халифам тарихчиси сифатида ижодини яхлит урганиш хам жуда мух,имди чунки илгари фак,ат унинг асарларидан олинган айрим тарихк фактлар ва маълумотлардан фойдаланилган, халифал> тарихининг айрим масалаларига унинг к,арашлари ] мулох,азалари ва тарихий вок,еаларни ёритишга ёндошишлар х,исобга олинмаган.

Диссертацияда ал-Йак,убийнинг ишлари У11-1Х асрлар/ Араб халифалигидаги ижтимоий вок,еаларни ва ижтимор тарак,к,иётни акс эттирувчи, тарихий концепциялар учун бевоси-объект сифатида хизмат к,илиши мумкин булган тарихий ман( тарик,асида куриб чик,илади.

Шунинг учун асосий вазифа - фак,ат ал-Йак,убийни] халифалик тарихининг маълум масалалар буйича маълумотлариь топиш эмас, балки уларнинг х.ак^ийлигини бонща манбалг билан солиштириш ва уларнинг уртасидаги фаркдарни аникда йули билан тасдик,лаш, ва шунингдек хрзирги тадк,ик,отчиларни] назар доирасидан четда к,олиб кетган маълумотларни топи х,амдир.

Халифалик тарихининг куриб чик,илаётган масалалар буйича ал-Йак,убий маълумотларини тах,лил к,илиш жараёниу уларнинг тугрилиги ва узига хослиги аникданди, бун^ муаллифнинг дунёк,араши ва бошк,а манбалар билг солииггирилганлиги х,исобга олинди. Асосий эътибор бонн манбаларда учрайдиган маълумотларни топишга к,аратилган.

Диссертация мавзуи буйича бешта илмий мак,ола ч( зтилган.

Annotation to the dissertation by K.K. Shanijazov on the subject: " AI-Ya'kubi as a historian of the Arab Khalifat"

le history of Uzbekistan is closely linked to the history of neighboring intral Asian states, Caucasus and Trans-caucasus, Middle and South Asia, as :11 as a broader territory covering modern Middle East and North Africa, lich were a part of Single Muslim Empire during Medieval centuries, known historical literature as "Arab Khalifat".

i recover Medieval history of Uzbekistan and former-Soviet states, including proximate areas (Northern Afghanistan and Khorasan), it is important to idy manuscripts and sources, including a number Medieval Arabic historic itings. Arabic historic and geographic writings represent a big complex of urces for modern science in depicting the history of medieval countries "luenced by Arabic culture.

le of the leading Medieval Arabic historians is Al-Ya'kubi, lived in the ;ond half of IX b.c.

s work "Kitab at-ta'rikh" may fairly be called as the earliest preserved sdieval writing in the Arabic on the universal history and the history of lalifat. His geographic work "Kitab al-buldan", contains much data on ues of the history of Arab Khalifat, emerges almost simultaneously with the st preserved similar writing by Ibn AL-Khordadbeh (died in 913.). When his rd writing - treatise "Mushakalat An-nas Li Zamanihim" (The Adoption of in to their time) was recovered and published by W.Millward through the blication of "Catalog of Arabic Manuscripts in Microfilms" in 1956 by the stitute of Arabic Manuscripts under the Arabic Countries League, we come :oss with the earliest example of attempts by Arabic scientists to study the tsons of social development and social processes.

ssertation consists of Introduction, two Chapters, translation of the treatise Al-Ya'kubi "Mushakalat An-nas Li Zamanihim" (Adjustment of people to ;ir time) and comments to the translation, list of sources and annexes.

this work author attempted to define the place and role of Al-Ya'kubi's irks in the Arabic historiography, to provide an assessment of the significance his references, taking into account his world-vision and academic erudition, ;ause the works of Al-Ya'kubi serve as one of the important sources for idying early history of Khalifat, considering that they are one of the first inographs on the subject reached nowadays, and early examples of

development of the Arabic historic science, and without deep analysis of whi' and studies of its internal nature it is impossible to generalize all previo studies of the Khalifat's history. In this respect integral studies of the works Al-Ya'kubi, as a historian of Khalifat are also actual, since before only separa historic facts and data from his writings were used, omitting his own visit and thoughts on certain issues of the history of Khalifat and his approaches outlining historic events.

In the dissertation the writings of Al-Ya'kubi are considered as historic source, reflecting social phenomenon and social development in the Ar Khalifat in V1I-IX centuries, which may be used as direct object for histoi concepts. Therefore the major aim was not only to find out references of I Ya'kubi on separate questions of Khalifat's history, but to determine th< reliability trough comparison with other sources and finding out th< controversies, as well as discovering data, which left out of attention modern students.

In the process of analysis of Al-Ya'kubi's works related to the issues Khalifat's history it have been investigated their reliability and originalit taking into account authors' world-vision and comparing to other sources.

The main emphasis was made on discovering data, which have i analogs in other sources.

On the subject of Dissertation were published 5 articles.