автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Технотронная цивилизация и ее влияние на парадигмы современного образования

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Трусов, Николай Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Технотронная цивилизация и ее влияние на парадигмы современного образования'

Текст диссертации на тему "Технотронная цивилизация и ее влияние на парадигмы современного образования"

и

Государственная академия сферы быта и услуг Институт гуманитарного сервиса Кафедра философии

На правах рукописи

Трусов Николай Алексеевич

Технотронная цивилизация и ее влияние на парадигмы современного образования

(Гносеологический аспект)

Специальность 090001 - онтология и теория познания

Диссертация на соискание ученой степени кандидата

философских наук

Научный руководитель д. ф. н., профессор Диденко Валерий Дмитриевич

Москва 1999г.

Введение стр.3

Глава 1. Философско-мировоззренческие проблемы

и перспективы развития информационной цивилизации стр.17

1. Информация, знание, сознание: диалектика

взаимодействия в конце XX века. стр. 19

2. Формирование современного рынка информации

и проблемы внедрения новой информационной техники. стр.26

3. Концепция новой глобальной этики и мировой системы

образования. стр.47

Глава 2. Информационное общество и формирование новой

системы высшего образования. стр.59

1. Изменение парадигмы высшего образования

за рубежом: США, Япония, Германия. стр.64

2. Современное состояние и перспективы высшей школы

в России в контексте развития информационной цивилизации. стр.81

Заключение стр .108

Актуальность и обоснование темы исследования.

Последняя треть XX столетия является периодом завершения индустриальной эпохи и началом строительства информационной цивилизации. Характерным для этого периода является небывалый рост и развитие новых научных направлений и наукоемких промышленных процессов на базе новых информационных технологий, оказывающих значительное влияние на всю мировую систему высшего образования. Эти процессы затрагивают всю социально-экономическую структуру мирового сообщества и коренным образом изменяют парадигмы сознания современного человека. На это обратил внимание еще в середине 70-х годов нашего века Томас Кун, им же был впервые введен термин "парадигмы", означающий принятую модель или образец1. В этой связи происходит пересмотр научных и образовательных концепций на основе последних достижений информатики, кибернетики, синергетики, психологии, философии, педагогики и нового научного направления - глобалистики, в которой значительное место занимают разработки всемирной системы высшего образования на основе новейших информационно-образовательных технологий. Об этом свидетельствуют и последние программные документы Юнеско и ООН, в которых подчеркивается, что "Современные тенденции высшего образования и стоящие перед ними новые задачи указывают на необходимость переосмысления его роли и миссии,, выработки новых подходов и определения новых приоритетов будущего развития"2. В этой связи возникает целый ряд конкретных вопросов:

1 Кун Т. Структура научных революций. М.,1977. С.11.

2 Реформа и развитие высшего образования. Программный документ - Юнеско, Paris, 1995.С.З.

• в каком направлении меняется сознание современного человека под воздействием развития информационного общества?

• в какой мере эти процессы затрагивают традиционные национальные системы высшего образования?

• существует ли опасность дегуманизации сознания при внедрении в сферу образования современных информационных технологий на базе новейших компьютерных разработок?

Исследование этих вопросов имеет как научный интерес, так и громадную общественную значимость. Еще в прошлом столетии российские мыслители Н.Данилевский, К.Леонтьев, В.Соловьев и др. исследовали феномен развития технической цивилизации и изменения сознания человека, в том числе влияние этого процесса на систему воспитания и образования, а в более широком аспекте - проблему взаимоотношения цивилизации и культуры3.

Так;В.С. Соловьев отмечал: "Признавать в человеке только деятеля и экономического производителя, собственника и потребителя вещественных благ - есть точка зрения ложная и безнравственная"4. В первой четверти 20-го века эти проблемы были особенно остро поставлены русскими и немецкими мыслителями Н.Бердяевым, С.Булгаковым Х.Риккертом, О.Шпенглером, Ф.Дессауэром5.

3 См.: Данилевский Н., Россия и Европа. Спб., 1995; Леонтьев К. Византизм и славянство. М., 1992; Соловьев B.C. Нравственная философия в 2-х т. Т. 1. Оправдание добра. - М., 1989.

4 Соловьев B.C. Нравственная философия в 2-х т. Т.1. Оправдание добра. - М., 1989. С.407.

5 См.:Бердяев H.A. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техни-ки.//Путь, №38,- Paris. 1933; Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. Основные проблемы теории прогресса. - М., 1992; Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. Спб., 1905; Философия истории. - Спб., 1908.

Отмечая технократические тенденции современной жизни, Н.А.Бердяев одним из первых поставил вопрос о диалектике технического прогресса, подчеркивая, что "Машинная техническая цивилизация опасна прежде всего для души. Для нашей эпохи характерны процессы разрушения сердца, как ядра души... Происходит дегуманизация человека. Ставится вопрос: быть или не быть человеку, не старому человеку, который должен преодолеваться, а просто человеку. Но в этой дегуманизации повинен сам человек, а не машина"6.

Говоря о противоречивости и двойственности прогресса цивилизации, философ выделяет в качестве наиглавнейшей задачи проблему воспитания и образования человека, т.е. духовного самосовершенствования личности. "Роль техники с необыкновенной остротой ставит проблему духа, духовного овладения жизни. Техника дает в руки людей страшные орудия истребления и насилия. Группа людей, захватившая власть при помощи техники может тиранически управлять миром. И поэтому вопрос о духовном состоянии людей делается вопросом жизни и смерти"7.

Значительное место уделено в работах М Вебера,В.Зомбарта, А.Риха влиянию религиозно-этических норм протестантизма на развитие техники и системы национального образования в странах Запада8.

В 30-е - 40-е годы все эти проблемы получили дальнейшее развитие в работах В.И. Вернадского , Тейяра де Шардена, К. Ясперса, А.

O.Spengler. Der Mensch und die Technik. Berlin, 1923; F.Dessauer Philosophy der Technik. Tubingen, 1926.

6Бердяев H.A. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики техни-ки.Шуть, №38,- Paris. 1933, С.31.

7 Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. - М., 1995.С. 272.

8 См: Вебер М. Избранные произведения. Протестантская этика и дух капитализма. - М., 1990; Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории развития современного экономического человека. - М., 1994; Рих А. Хозяйственная этика. - М., 1996.

Швейцера и ряда других ученых, решавших задачи взаимосвязи и единства природы, человека, техники, культуры и образования9.

Мысли о создании целостной картины мира были высказаны и сформулированы французским теологом и философом Тейяром де Шарденом и выдающимся русским ученым XX века В.И. Вернадским. "Человек впервые понял, что он житель планеты и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но и в планетарном аспекте, конкретно в биосфере"10.

После Второй мировой войны усилиями зарубежных философов, экономистов, футурологов, историков науки, таких как Дж.Бернал, А.Швейцер, Т.Маркузе, Дж.Гелбрайт и других, был продолжен анализ кризисных явлений быстро растущей индустриально- технической цивилизации и ее системы высшего образования11.

Так, ограниченность технико-экономического подхода к жизни отмечал А.Швейцер, который подчеркивал: "Материальные достижения это еще не культура; они становятся ею лишь в той мере, в какой их удается поставить на службу идее совершенствования индивида и общества"12.

Однако до этого времени исследователями данной проблематики были только поставлены вопросы взаимосвязи технической цивилизации и изменения сознания человека и его образования. Это были ско-

9 См: Вернадский В.И. Размышление натуралиста: научная мысль, как планетарное явление. - М., 1977; Тейяр де Шарден. Феномен человека. - М., 1967; Ясперс К. Истоки истории и ее цель. - М.,1978; Швейцер А. Культура и этика. - М.,1973.

10 Вернадский В.И. Размышление натуралиста: научная мысль, как планетарное явление. - М., 1977, С.263.

11 Бернал Дж. Наука в истории общества. - М.,1956; МаркузеТ. Очерк об освобождении. - М.,1970; Гелбрайт Дж. Новое индустриальное общество. - М.,1969.

12 Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973. С.16

рее футурологические прогнозы. Еще не наступило время информационных технологий.

С внедрением в программное производство и в систему образования новых технологий на базе компьютерной техники и электроники, а также в связи с процессом развития новых информационных технологий, появилась необходимость более углубленного и более конкретного анализа современного способа производства и пересмотра концепции традиционного высшего образования. Новое поколение ученых, философов, экономистов, футурологов, педагогов явились выразителями различных точек зрения на противоречивый характер изменений, происходивших как в области экономики, так и в системе . высшего образования. Особенную остроту эти дискуссии приобрели в связи с разработками новых образовательных технологий на базе телекоммуникационной техники и на основе новейшей технологии "виртуальной реальности". Все эти проблемы конкретно анализировались в работах Дж. Форрестера, Д. Медоуза,^Поппера, Т.Куна, Т.Роззака, Я.Масуды, Т.Морриса-Судзуки, Дж.Нэсбитта, Ф.Кумбза, Б.Луссато, Ж.Аллака, Б.Меттлер-Майбома, Лео фон Нефедова, Т.Зедера, Т.Шредера, Д.Робертсона, Р.Кулена, Д.Белла и целого ряда других западных ученых13.

13 См.: Форрестер Джей. Мировая динамика. - М.,1978; Медоуз Денис. Пределы роста. - М., 1991; Медоуз Денис. За пределами роста. - М.,1994; Поппер Карл Р. Открытое общество и его враги. Т. 1-2- - М.,1992; Поппер Карл Р. Нищета истори-цизма. - М.,1993; Кун Томас. Структура научных революций. - М.,1977; Roszah Th. The cult of information. (The folklore of computers and true art of thinking).- New York, 1987; Masuda J. Managing in the information society: Releasing synergy. Japanese style. - Oxford, Cambridge, 1990; Morris-Suzuki T. Beyond computoris: Information, automation and democraru in Japan. L.,1988; Нэсбитт Дж. Мегатенденции, год 2000. Что нас ждет в 90-е годы. - М.,1992; Coombs Р.Н. The world crisis in education: the view from the eighties. - New York, Oxford University Press, 1985; Аллак

Среди множества этих новых книг, монографий и статей, прежде всего следует отметить фундаментальную работу немецкого экономиста Лео фон Нефедова "Факты и перспективы Пятого Кондратьева", где ярко и убедительно, используя богато иллюстрированный материал, автор раскрывает перед читателями перспективы новой информационной цивилизации, которая наступит согласно предсказаниям русского ученого-экономиста Н.Д. Кондратьева, разработавшего в 20-е годы нашего века теорию волнообразного экономического развития общества. Согласно концепции, Н.Д. Кондратьева существовало четыре экономических уклада, ныне общество вступает, согласно анализу, проведенного Л.Нефедовым, в эпоху "Пятого Кондратьева", которая принципиальным образом отличается от всех предыдущих: ее основным экономическим фактором является информация. Сегодня во всем мире концепция Н.Д.Кондратьева больших циклов коньюктур получила название "Циклов Кондратьева"14.

Большое внимание проблемам будущего информационного общества и системе его высшего образования уделяется внимание в рабо-

Жак. Вклад в будущее: приоритет образования. - М.,1993; Metter-Meibom В. Soziale Kosten in der Informationsgesellschaft. Überlegungen zu einer Kommunikations -Ökologie. - Frankfurt a.M. 1987; Nefiodow Leo F. Der Fünfte Kondratieff: Strategie zum Strukturwandel in Wirtschaft und Gesellschaft. - Frankfurt a.M., 1991; Seger Th. Informationswissenschaftliche Bilding in Europa. Stand und Pershchtiven. UVK -Konstanz,1995; Schroder Th.A. Information Science in Europe. A study quide. Amsberdam JOS-Press, 1994; Robertson D.S. The information revolution.// Communication research. - New York, 1990. Vol.17, №2, - p.235-254; Kuhlen R. Informationsmarkt., UVK - Universitatsverlag Konstanz, 1995; Bell D. The coming of post-industrial society: A venture in social forecasting. N.Y., 1973; Bell D. The third technolodgical revolution and its possible socioeconomic consequences. // Dissent. -N.Y.,1989.Vol.36. №2.- P. 164-176. 14 Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. - М.,1993.

тах американских футурологов А.Тоффлера и Дж.Нэсбитта15 . Так в своей знаменитой книге "Футуршок" А.Тоффлер делает вывод, что "логически разработанная картина будущего помогает проникнуть в тайны настоящего"16 . А. Тоффлер с оптимизмом относится к перспективе будущего информационного общества и новой прогнозируемой им системы образования.

С большим оптимизмом относится к применению компьютерной техники и новых информационных технологий в области воспитания и образования новых поколений американский профессор Дж.Нэсбитт, который полагает, что "компьютер расширил могущество личности и граждане могут более эффективно повышать уровень своего профессионального образования и следить за действиями своих правительств, нежели правительства могут следить за действиями своих граждан"17.

Однако такие прогнозы резко критикует американский философ и педагог Т.Роззак, который считает, что следует ограничить применение информационных технологий в области высшего образования. Оценивая ситуацию, он подчеркивает, "информационная техника будет использована для еще большей концентрации власти в руках кар-поративной финансовой элиты и военных... Политическая цель культа информации - сконцентрировать еще большую власть в руках тех, кто уже имеет и власть и прибыль"18.

Большое значение для развития и модернизации системы выс-

15 Toffler A. Futur shoch. London, 1971 .Р; Toffler A. The third wave. - New York, 1980; Toffler A. Previews and premises. N-Y., 1983; Toffler A. Power shift. New York, 1990.

16 Toffler A. Futur shoch. London, 1971.P. 13.

17 Нэсбитт Дж. Мегатенденции, год 2000. Что нас ждет в 90-е годы. - М., 1992. С.347.

18 См.: Roszah Th. The cult of information. (The Folklore of computers and true art of thinking).- New York, 1987.

шего образования имеют работы А.Масуды, Ж.Аллака, Ф.Кумбза, Т.Зегера, Б. Меттлер-Майбома и Т. Шредера19.

Среди публикаций российских авторов следует отметить в первую очередь проблемы информационной цивилизации и современного образования и исследования Р.Ф. Абдеева, А.Н. Авдулова, А.И. Ра-китова, Т.П. Ворониной, Б.С. Гершунского, К.Х. Делокарова, Д.В. Диденко, Э.Ф. Днепрова, Н.М. Мамедова, H.H. Моисеева, А.Ф. Урсул и др.20

19 См.: Masuda J. Managing in the information society: Releasing synergy. Japanese style. - Oxford, Cambridge, 1990; Аллак Жак. Вклад в будущее: приоритет образования. - М.,1993; Coombs Р.Н. The world crisis in education: the view from the eighties. - New York, Oxford University Press, 1985 ; Seeger Th. Aspekte der professionalisierung des Berubsfeldes Information UVK - Universitatsverlag, Konstanz, 1995; Metter-Meibom B. Soziale Kosten in der Informationsgesellschaft. Überlegungen zu einer Kommunikations - Ökologie. - Frankfurt a.M. 1987; Schroder Th.A. Informationswissenschaftliche Bilding in Europa. Stand und Pershchtiven. UVK - Konstanz,1995; Schroder Th.A. Information Science in Europe. A study quide. Amsberdam JOS-PressЛ 994.

20 См.: Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.,1994; Авдулов А.Н. Наука и производство: век интеграции. - М., 1992; Ракитов А.И. Компьютеризация общества и человеческий фактор. - М., 1988; Ракитов А.И. Компьютерная революция и информатизация общества. - М.,1990; Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.,1991; Ракитов А.И. Информационная революция: наука, экономика, технология. Реферативный сборник. - М.,1993; Ракитов А.И. Информационные технологии и образование. - М.,1996; Ракитов А.И. Наука, образование и технология в России. РАН. Научно-аналитический обзор. - М.,1996. Воронина Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. - М., 1995; Гершунский B.C. Менталитет и образование. - М.,1996; Гершунский B.C. Философско - методологические основы стратегии образования. - М.,1993; Гершунский B.C. Философия образования для XXI века. - М.,1998; Делокаров К.Х. Философия и кризис современной цивилизации. - М.,1993; Делокаров К.Х. Экологическое образование и устойчивое равновесие. - М.,1996; Диденко В.Д. Опыт исторической типологии российских интеллектуальных слоев.//Социально - полити-

Так, к числу наиболее значительных и важных исследований по проблемам современного образования следует отнести работы академика РАН B.C. Гершунского, в которых автор серьезное внимание уделяет проблемам взаимосвязи менталитета и образования. Он пишет: "Ментальность - это корни общественного духа и бытия, пересадить которые на иную почву невозможно. Она формируется из поколения в поколение и в нее входит религия,, культура, философия, образ жизни"21 . •

Проблемам внедрения в среднюю и высшую школу России новых информационных технологий уделяется внимание в работах А.И. Ра-китова22.

Совместно со специалистами по информатике, электронике и педагогике он возглавляет проект, разрабатывающий новые формы не-

ческий журнал. - 1998.- №4. С.226-234; Днепров Э.Д. Школьная реформа между "вчера" и "завтра". - М.,1996; Мамедов Н.М. Экология, культура, образование. -М.,1989; Моисеев H.H. Современный рационализм . - М.,1995; Моисеев H.H. Россия на новом рубеже. - М.,1995; Моисеев H.H. Историческое развитие и экологическое образование. - М.,1995; Моисеев H.H. Некоторые общие особенности цивилизации наступающего века. - М.,1994; Моисеев H.H. Человек, среда, общество.

- М.,1982; Моисеев H.H. Размышление о будущем России.//США: Экономика, политика, идеология. - 1998, №5; Моисеев H.H. Глобальная нравственность. -М.,1990; Урсул А.Д. Философские аспекты информатизации. -• М.,1990; Урсул А.Д. Экологическое образование и устойчивое равновесие. - М.,1996; Урсул А.Д. Фи-лосовские проблемы информации. - М.,1989.

21 Гершунский Б.С. Менталетет и образование. - М.,1996. С. 14.

22 Ракитов А.И. Компьютеризация общества и человеческий фактор. - М.,1988; Ра�