автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Теле-виртуальная реальность

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Прилукова, Екатерина Григорьевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Челябинск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Диссертация по философии на тему 'Теле-виртуальная реальность'

Текст диссертации на тему "Теле-виртуальная реальность"

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

УНИВЕРСИТЕТА КОММЕРЦИИ МИНИСТЕРСТВА ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На правах рукописи

ГРИЯУЮВА ЕКАТЕРИНА ГРИГОРЬШНА

ТЕЛЕ-ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Специальность 09. 00. 01 - онтология и теория незнания

Дйюефтащш на шиокание ученой степени каадидата фшюоофских наук

Шучньж руководщтель БРАШН Г. М? доктор 4»шошс|кжих наук, профессор

Челябинск:

1998

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................:...3

Глава I КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТАТУС ТЕЛЕВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ..............................................................14

1.1 Теоретическое обоснование категории агеле-виртуальная реальность" ...........................................................................15

1.2 Гносеологические функции геле-виргуальной реальности ....... 39

ГЛАВА II ТЕЛЕ-ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ...............................................58

2.1. Предпосылки генезиса геле-виртуальной реальности: гносеологический аспект.........................................................59

2.2 Средства формирования теле-виртуальной реальности...........78

2.3 Экспликация теле-виртуальной реальности..........................98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................118

ЛИТЕРАТУРА......................................................................126

ВВЕДЕНИЕ

Одна из непреложных реальностей сешдаяшнеш да - стремительное разрастание экранной системы, интенсивное развитие визуального видения мира и его визуального моделирования. Тежвидение глубочайшим образом внедрено в современность. Его возникновение было подготовлено всем ходом исторического развития общества. Рйввитие науки и техники, технологий массовой коммуникации и информации создало возможность для появления тежввдения.

Обращение к теме исследования обусловлено необходимостью поиска подходов к решению проблемы доминирующего влияния тежзвидения на общественное и индивидуальное сознание и вызвано <юциштЕНО-пракшческой и научно-теоретической потребностью.

В соцгтяьш}~щткт1ческом видении проблемы очевидно неконтролируемое влияние телевидения на полшжу, право, экономику-идеологию, науку, эстетику, хфавсгаенные отношения, социализаоию, образование, воажтание и на другие ителлектуатьньве сффы жизнедеятельности. Кроме того, изучав» тежвизшнной реалшосш продиктовано и политачехжим моментом: при всем стремшнии человечества к демократии продолжает оставаться ашгушмвьм вопрос о 'Тцензуре" тежвидения, выраженный в различного рода запретах и ограничениях. Во второй половине XX века телевидение превращается в силу, которая способна создавать виртуальную реальность и управлять обществом.

Предельно широкая '^еяшшация" общества реализовалась возшжновением в общественном сознании феномена "телевизионная реальность". ТегквЕздгние тотально, оно обладает оюсобносхъю концентрировать власть в себе. Оно начинит занимать пространство между человеком и дшсшжегьносшо, оно по суш дещ, инсценирует действительность, вовлекая зрителей в масштабный спектакль, и формирует

реальность: культ сшва выгоняется безграничным дакшгом «картинки» меняющегося образа Телжидшие стало уже честью повседневной жизни, своеобразной формой, в котором лоди переживают события современной истории» причем это переживание все больше сталэ ншо&зшть комтьютерную игру; что показала, война в Заливе. Потребность анализа вжли тежвиж-юнных образов и их роли в формировании новой реальности, которая стшовшся все более образной, искусственной и нщзтуалшой, не вьвгывает сомнения. Образы татшввдееш оказывают свое воздействие на миллионы жителей вшх континентов, конструируют <х>щтш1ьнук> реалЕЕГОсгь, зацают видение мира С помощью телевидения и других электронных средств массовой информации и коммутжвации создается "друга«7' реальность. Телевидение тесно пфшлетается со всеми явлениями жизни социума и предлагает свой мозшчжммйр.

При осмыслении тежвизионной реальности в сощшлшо-пракшчесжом шине оказывается, что в сращении с другими видовъми реальностями -поэтической, матемагичесжой, знаковой и другими - телевизионная реальность теда$®рдаа: она принципиально ншабшоцаеш!, нфешстрвдша^ то есть она виртуальна Это означает, что здесь возникает актуальность наследования проблемы статуса специфичной реалыюсщ, - теда-виртуадьной реальности» - а это требует сугубо теоретического подхода к решению проблемы.

С тем» чтобы иметь возможность перейти на тшрешчеший уровень поиска решения пробжмы в данном диссертационном исследовании вводится понятие 'теле-виртпуальная реальность то есть это инновационный плод теюрешчежого осмьжжеия тежвташнной реальности, который включает в себя философские аспекты ксспщовашя хфобпгмы

В теоретмвсшм ппше "жче-виртуал-ная реапшостъ" представляет собой исследовательский объект в качестве структурного элемента 41бьпия" в широком смькж, в ужом - как особшный вид в ряду "других реальностей",

общепршиянных уже шучным сообществом, - ывтемашчежой, социальной, физической, символической, экокомичеошй, знаковой и др.

С одной стороны, категория теле-виртуальной реальности вькпушет в квмесзве струвоурной кожрешждаи трщщционной фижюофской категории

и, с другой стороны, создает эвржшческий потеждашх да ишщрвшия специфической реалыюсга в ряду другая ~ шциатшой, бношшчесжж, оймвошчесзшй, знаковой и т. п. Эврисгажхжие всшюшюста этой кшшри шособсшуют дальнейшее развитию новых ис€ледоват^¥>ашхш,дхсздов в совремшном изучении общественного бытия.

Здесь научный. интерес вызывается сохщально-гджгичожой необходимостью решения проблемы: с тем, чтобы ишждовазь прецмшньш характер теда-виртуатшой реальности необходим фшософою» тосеолюгнчесжйй шхл^/шшщ^й. Одвэш в лошчежом жошжсте аоувлшо преодолеть 'Ъшрадркс сущаивовшия" (существует "X", который не существует): оп|>едежме жачествеиного пржшшса тезкшшшшюй реашжкяи лишает ее качественной опредежнносш Чюфтуалыгосзь'*. Мл вьщвигаем ггтоте&у, что в шхшлшичесжой форме познания теж-в^дэтушжшя реальность предстает сдошюй системой, которая обьекгавяруегся "не~ вйртуалшосзью" - предаеяюй ж опфадвзнашж-понятийной сторонами зншия.

Этот научный цзоз познания такой реальности оправдан и связан с необходимостью формализации тшрездчеасой области, которая нажчелвует в компощдауме человеческого знания. Конкретные тегаередачи, весь сталь современных. средств массовой коммушшжщи ж вообще тенденции развития техники коммуникации требуют некоторой формшшзшдш.1 Фзрмашвщия: предстает ж деусторонний процесс: с одной стороны;, это сзжовлшие и развитие особой оемштичшсой и семшичежой сферы внутри" той изж иной научной области (скажем "тшрия кино и твтавдшия"! с другой -

1 См.: Моль А. Социодннадшка культуры. - М., 1973.

экстраполяция абстрактных форм в формализуемую область ночного познания. Кроме того» ш предметная область, представленная различной институальной деятепытостью, она требует некоторого аппарата для аншжшч^жого представления. Поэтому исследование телевизионной реальности в да виртуальном аотжге гносеолошчесашми средствами оправдано в русле развития общей ночной тенденции жгализации научного знания.

Степень разработанности проблемы, Телевидению как социальному институту и тежвизиожой деятельности в контексте иссждовжий масс-медиа коммуюоеации посвящено множество научных трудов» в ряду которых имеются фундаментальные работы5"

Изучение литературы, посвященной масс-медиа, в контексте которой являет себя телевизионная реальность в ее вариативности (виртуалытости) показывает» что благодаря развитию эжастронных средств массовой коммуникнщш, и прежде всего телевидения, «мир действительности» предстает в единственной реальности масс-медиа как мир симулякра он расколот на множество эпизодов-драм, которые, першлегшясь, образуют новые "сим>'Ляшоннь.К! артефактъг. Медиа создают реальность медиа-шбьпий. Тшшидение радениваекя как штатский канал» который репродящирует иллюзии, распространяет эталоны чувств и поступков. Редкое исследование телевидения не содержит реестра обвинений или грозных

1 См.: Бойко В. В. О восприятии телевизионного сообщения в зависимости от темпа чтения //Вопросы психологии. - 1972. № 3: Исправникова А. Н. Аудитория телевидения: исследования за рубежом //Аудитория. - 1987. № 1; Мельникова О. Т. Психологические и социологические аспекты функционирования телевидения в современном западном обществе //Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения. - М., 1987; Фомичева И. Д. Печать, телевидение и радио в жизни советского человека. - М,, 1987; Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение. -М., 1988; Родионов Б. Л. Коммуникация как социальное явление. - М.> 1988; Бодрийяр Ж. Злой демон образов /./Искусство кино. - 1992. - № 10; Добротворский С. Восприятие стандарта '/Искусство кино. - 1994. № 2; Внрильо П. Тирания настоящего времени //Искусство кино. - 1996. 1; Mcluhan М. and oth. The Medium is the Massage. - N.Y., 1964; Mclulian M. Understanding Media: the Extension of man. - N.Y., 1964; Mcluhan M. and oth. The Medium is the Massage and Inventory of Effects. - N.Y., 1967

предостережешь» что стирается грань между событием и его репродукцией. "Вфх взял образ1', - пишет Ж. Бодрийяр.1 Иседедователи видят в современных медиа-технологиях силу» которая способна создавать виртуальную реальность и управлять обществом/

Значительная часть исследователей теж-виртуальной реальности (философы, социологи» куж>турошга и искусствоведы) взят на себя роль критиков и видит в масс-медиа в целом ивдустрию грез. "'

'Будаичность" тежвидшия в качестве массовой коммуникации и информации подтверждают данные многочисленных сощтодашческих и психолютических иождований,4

Традиции исследований теж-виртуальной реальности формируются под воздействием социальных» техюнесжих и технологических преддосыжж. Однако избранный предмет иажедоваеия - теле-еиртуальная реальность - в шосеологическом аспекте - не нашел отражение в синтетическом виде в современной научной литературе.

1 Бодрийяр Ж. Злой демон образов //Искусство кино. - 1992. № 10. С. 66

См.: Mciuhan М. and oft. The Medium is the Massage. - N.Y., 1964; Mcluhan ML Understanding Media: the Extension of man, - N.Y., 1964; Mcluhan M. and oft. The Medium is the Massage and Inventory of Effects. - N.Y., 1967; Бодри йяр Ж. Злой демон образов //Искусство кино. -1992. № 10; Он же. Система вещей. - М., 1995; Вирильо П. Киберпространство, Бог и телевидение. Интервью. 21.10.1994 г. //Комментарии. -1995. № 6; Эко У. Под Сетью //Искусство кино. - 1997. № 9; Жижек С. Киберпространство. или Невыносимая замкнутость бытия //Искусство кино. - 1998. NaNs 1 -2

3 См.: Идеологическая борьба и современная культура /Ред. В. Р. Щербина и др. - М.„ 1972; "Массовая культура": Иллюзии и действительность /Под ред. Э, Ю. Соловьева -М., 1975; Зоркая Н. М. Уникальное и тиражированное. - М., 1980; Западная Европа и культурная экспансия американизма. - М., 1985; Массовые айда и формы искусства - М., 1985; Борев В. Ю.„ Коваленко А. В, Культура к массовая коммуникация. - М„, 1986; Завадский С. А,„ Новикова Л. II Искусство и цивилизация - М., 1986; Куликова И. С. Современное буржуазное искусство: техника и человек. - М., 1987; Вартанов А. Мифы старые, мифы новые...//Телерадиоэфир. - 1990. № 11; ФроммЭ. Иметь или бьггь? -М., 1990;ГалушкоР. II. Западное телевидение и массовая культура. - М.? 1991; Гуревич П. С. Приключения имиджа. - М., 1991.

4 См.: Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения. - М., 1987; Дети и молодежь в системе массовой коммуникации. - М., 1988; Шариков А. В, Проблемы медиа-образования в современной западной педагогике //Телевидение и школа - М., 1989; Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радно и телевидения. - М., 1991

Предетжжшя о виртуальной реальности давно и прочно распространились во многих и очень разных областях знания. Ихледованишс различных проблем виртуальной реальности занимшшж многие науки. Каждая из них обращается к своему аспекту рассмотрения виртуальности. Они (исследования) нашли применение в связи с конкретным опытом, внедршмсъ в сферы новейших тешолошй, прошли в ряде случаев практическую проверку. Однако все наличные материалы свидетельствуют о том» что представления о виртуальной реальности продолжэоют оставаться лишь именно тфедсшв1книями или инт\жшями.

Первоначально термин ' виртуальность" означал нечто, что может или должно проявиться,5 Сейчас этот термин приобрел несколько другой смысл. Вфтуапьным называют такой феномен, который по сфьезным тшрешческим или косвенным эмпирическим оюбражениям и констатацням может обладать объективным существованием, однако никогда и ни при каких условиях не будет поддаваться прямому наблюдению/ №иболее формализованы предсшшкеия о в^этуальностн в теоретической физике. Психологическая виртуальная реальность рассматривается как особого рода образ реальности, формируемый в сознании. Шртушьная ¡реальность - обьекттжный феномен, характфиз\тощийся всегда нежим частичным или ноцовошющенным сущесзвованием, недостатком, отсутствием тех или иных сущностных черт явлений обычной змпиричешой реальности. Применительно к виртушвынюй реальности изменяет свое содержание и смысл, требует пересмотра подавляющее большинство привычных фгоюсофсжих понятий,

1 Виртуальный //Словарь иностранных слов. - М,5 1954. С. 141

* Пивоваров Д. В. Проблема, носителя идеального образа: операционный аспект. -

Свердловск, 1986. С. 45

'' Хоружий С. С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности //Вопросы философии. - 1997. № 6. С. 54.

Раашмн&е ажекзы шщаушашМ решяяосш освещаются пршмуществшно в работах фююсофов и культурошюв Зшщщ.1

Наниннют появляться работы по вопросам осмысжеия внртуажносш и в отечественной философии. Преимущественно эти работы посвящены онтотюгии вир'ттчшогс существования.*

В шосеошгичажом шзше тежнвиртуздтькая реальность не рассматривается. Имеющееся противоречие между необходимостью изучения теж-виртуалыной реальности средствами хносешюгаческого тялрумшщмя и недостточхтостыо разработанности подходов к решению проблемы подчеркивает актуальность настоящего дассфтационного исследования и определяет* его цель.

Цель диссертационного исследования - инсгмуироватъ категорию £1теш-в5ф*1уалшш реальность'" в компендиуме философского знания. Сопутсгвутсхдая цепь в шциально-практичежом плане - создать предпосылки для развития фитюсофско-теорегического аппарата (инструментария) при исследовании тежвизионной деятельности и тежвидения как институтв в

ц€8ж>м,

1 См.: Wooley Benjamia Virtual Words. - Oxford, 1992; Виртуальная реальность /Гамильтон Дж., Смит Э., Мак Уильяме Г. и др. //Бизнес Уик. - 1993. № 1. С. 29-35; Генис А. Гипертекст - машина реальности //Иностранная литература. -1994. Ш 5; Он же. Глаз и слово //Иностранная лит ерагура. - 1995. №4; Коэ Ф. Виртуальное чудовище //Неделя. -1994. М§ 17; Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., 1995; Turcle Sherry. Life on the screen. Identity in the age of the Internet. - N.Y., 1995; Вирильо П. Киберпросгранство, Бог и телевидение. Интервью. 21.10.1994 г. //Комментарии, -1995. Мб; Эко У. Под Сетью //Искусство кино. - 1997. Ks 9; Жнжек С. Киберпросгранство, или Невыносимая замкнутость бытия//Искусство кино. - 1998. JSfeNa 1-2

" См.: Пивоваров Д. В, Проблема носителя идеального образа: операционный аспект. -Свердловск, 1986. С. 44 - 56: Воронин А. А. Техника как коммуникационная стратегия //Вопросы философии. - 1997. № 5; Митрофанова А. Субъект в эпоху тотальной коммуникации //Комментарии. -1995. № 6; Хоружий С. С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности //Вопросы философии.-1997. № 6; Кутырев В.А. Пост-пред-гипер- коитр-модерннзм: концы и начала //Вопросы философии. -1998. Ks 5. С. 137 - 139, 141; Абрамова Н. Т. Ценности образования, новые технологии и неявные формы знания (к публикации перевода главы "Практический интеллект" из книга Бу Геранзона "Практический интеллект, компьютеры, умения и навыки") //Вопросы философии. - 1998. № 6. С.62; Кемеров В. Е. Метафизика-динамика//Вопросы философии. -1998. № 8. С. 60, 62, 66 - б?)

Для: реализации основной и шпутсгаукэвдей целей потребовалось решение рящ, задач:

1. Отредашпъ фишюофский статус категории "тезю-вир1>'ельная: реалшость" в трщшдконном дискурсе фшюсюфствовшня (не касаясь стрзшуршй компоненты в устоявшшся концепции существования ряда реальностей - ошшшчесжзо^, физической» мшшшичесшй, социальной, позшчежой, символической, знжовойи т. п.

2. Ввдешпь и рассмотреть шосеошгичесжие функции теж-вщзтуальной реальности ж метальной данности в дискурсе общественного сознания.

3. Шилешгаь и осмыслить (дастшЕщруясь от нарративной истории фактов и собьхшй) генезис тежвиртуальной реальности в строго гаостлошческом ашжге, руководствуясь тготезой, что она есть система шосеолошчесжих образов, иншрв^ууЕсжщя в себе чувственное и рациональное отображение эмпирической реальности.

4. Рассмотрел» особенности средств формирования теж-вжтуалшой реальности, руководствуясь гипотезой, что они являются ищдашшвными феноменами существования телевизионной реальности в ее неретютрирутом, ненаблюдаемом (в^туальном) состоянии,

5. Установить "не-внртуаль>ностъ" существования теле-виртуашкой реальнос