автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Телевидение в контексте глобализации культуры

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Мухамед Наим
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Телевидение в контексте глобализации культуры'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Телевидение в контексте глобализации культуры"

'¿ооЗ-Я

На правах рукописи

Мухамед На им

ТЕЛЕВИДЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРЫ

Специальность 24.00.01- теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва - 2003

«ь.-

ИЛ

Работа выполнена на кафедре теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств

Научный руководитель - доктор философских наук, доцент

Воеводина Л.Н.

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор

Аржшьдои А.К.

кандидат исторических наук, доцент Зая И.Ю.

Ведущая организация - Краснодарский государственный

университет культуры и искусств

1 ^

Защита состоится/2 2003 г. в/ б час. на заседании

диссертационного совета ^ 210.01fif.04 г;ри Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406, Московская область, Химки-6, ул. Библиотечная, 7, кор. 2. ауд. 218 (Зал защиты диссертаций).

С диссертацией можно «знакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств.

АетегоеАсргргразссгта" РОС. НАЦИОНАЛЬНАЯ

БИБЛИОТЕКА

СП ОЭ

2003 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, профессор ~ у

■у И"

Малыгина И.В.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Доминирующей мировой тенденцией развития СМИ за последние десятилетия является все более интенсивное и широкое внедрение телевидения, а с 80-х годов XX века и компьютерной техники в жизнь современного человека. В современном мире с развитыми массовыми коммуникациями телевидение превращается в значительный и многофункциональный социокультурный институт, активно участвующий в глобализационных процессах современности. Во всем мире оно является самым популярным средством массовой коммуникации, выступая и как неотъемлемая часть культурной жизни, что, безусловно, вызывает к себе исследовательский интерес и требует глубокого осмысления.

Создаются глобальные информационные каналы с привлечением средств спутниковой связи, Интернета. Глубинные изменения в сфере информационных технологий приводят к революционным переменам в различных сферах культуры и жизнедеятельности современного человека, к большей открытости и демократизации мирового сообщества.

На сегодняшний день одной из функций современного телевидения в культурном контексте вполне может считаться укрепление международных отношений, поддержание, раскрытие и развитие общественных связей между различными странами. Комплексные социокультурные, политические, экономические преобразования, рост образовательного и культурного уровня населения, резко увеличивающиеся объёмы общей информации, циркулирующей в СМИ, и бурное развитие систем телекоммуникации делают необходимым изучение воздействия телевидения на современное общество.

Поэтому в сложившейся ситуации систематизированное изучение культуротворческих, социальных, психологических закономерностей функционирования телевидения и стратегии его развития является весьма актуальным. Знание и раскрытие этих закономерностей позволит в будущем ещё более целенаправленно ориентировать работу_телевидения на решение общеобразовательных " гп.турньтх залач. стоящих перед обществом, а также успешно привлекать большее число зрителей из разных слоев населения, что повысит эффективность процесса социализации и коммуникации.

При этом социокультурные аспекты современных коммуникативных процессов в развивающихся странах затрагиваются в недостаточной степени, хотя исследование их крайне существенно, так как позволяет понять тенденции развития современных национальных культур, а также исследовать роль телевидения в глобализационных процессах современности, в диалоге различных стран и народов. Изучение воздействия телевидения на культурные процессы и общество в целом на примере функционирования телевидения Сирии представляется нам актуальной

задачей в целях прогрессивного развития страны в контексте модернизационных процессов, переживаемых народами Азии.

Степень разработанности темы исследования.

Современное состояние научного осмысления роли телевидения как фактора воздействия на динамику общества и культуры свидетельствует о большом интересе к этой проблеме со стороны научной общественности.

Воздействие массовой коммуникации на современные общественные процессы и идеологию были предметом рассмотрения таких исследователей, как Л.Н.Землянова, В.П.Конецкая, П.Лазарсфельд, Г.Лассвелл, Р.Мертон, М.Маклуэн, М.М.Назаров, Э.А.Орлова, Г.Г.Почепцов, К.Э.Разлогов, Э.В.Соколов, В.П.Терин, АЛ.Флиер, Ю.Хабермас, Г.Шиллер и др.

Становление глобальной культуры и новейшие информационные технологии в глобальном масштабе изучались такими авторами, как А.И.Арнольдов, А.С.Ахиезер, П.С.Гуревич, Л.Г.Ионин, М.С.Каган, Э.С.Маркарян и др. Также проблемы глобализации изучались известными западными авторами У.Беком, Д.Беллом, Ф.Броделем, И.Валлерстайном, Э.Гидденсом, М.Кастельсом, О.Тоффлером и др.

Средства массовой информации Сирии были объектом рассмотрения таких исследователей, как Хаддур ядиб, Ясир Аль-Фаху, Тала Х^ейн н др. Они исследовали роль средств массовой информации в современной сирийской культуре, выявляли перспективы развития и пути устранения недостатков в работе.

Средства массовой информации Сирии были рассмотрены в коллективных трудах обобщающего характера и российских исследователей. Таких, как В.П.Викторов, Б.Г.Гафуров, А.А.Дружинина, Б.С.Ерасов, Н-А.Длин и др. Предметом их научного интереса являлись страны арабского региона и развитие массовых коммуникаций в странах Азии.

Вместе с тем, если в целом средства массовой информации и их функции в современном обществе довольно широко изучались как в Сирии, так и за рубежом, то тенденции развития и функции телевидения изучены в недостаточной степени.

Цель исследования.

Научная цель исследования состоит в изучении специфики трпрпипештя в социокультурном аспекте, а также его воздействия на культурно-информационное пространство, что напрямую связано с выявлением роли новых информационных технологий в жизни современного общества, их влияния на культуру и на массовое сознание в глобализирующемся мире.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:

- рассмотреть место, специфику и роль телевидения в системе современных средств массовой информации;

- выявить характерные черты экранной культуры и значение телевидения в расширении визуализации современной культуры;

- определить социокультурные функции телевидения;

- выявить позитивные и негативные последствия широкого внедрения телевидения в современную культурно-информационную среду;

- определить роль телевидения в проведении культурной политики;

- выявить основные тенденции глобализации культуры;

- определить специфику влияния телевидения на развитие современных национальных культур;

- охарактеризовать культурную политику Сирии и роль телевидения в проведении социокультурного курса страны.

Объект исследования.

Объектом исследования является телевидение как социокультурный феномен.

Предмет исследования.

Состояние, тенденции развития и функции телевидения как фактора глобализации национальных культур и интенсификации межкультурных взаимодействий.

Методологические основания исследования. В данной работе автор опирался на фундаментальные методологические идеи современных наук о культуре. Методологически значимыми для исследования были работы структурно-функциональною направления, в киюрыл функции массовой коммуникации изучались на уровне общества. Такие исследователи, как П.Лазарсфельд, Р.Мертон, Г.Лассвел рассматривали массовую коммуникацию как средство поддержания функционирования общества, культурных норм и ценностей, образцов и идеалов, социальной общности и социальных связей, обеспечения преемственности культуры, и т.п.

Автор руководствовался также важнейшими разработками в области анализа средств массовой коммуникации, в частности, идеями исследователя критического направления Ч.Р. Миллса, который рассматривал телевидение и другие средства массовой коммуникации как инструмент формирования общественного мнения и средство политического управления и контроля в массовом обществе.

Методологической основой исследования являются также разработки Н.Постмана, выступавшего с критикой массовой культуры, проводником которой является и сопременное телевидение. Важными для нашего исследования были и идеи М.Маклуэна, который одним из первых осознал роль телевидения и других форм массовой коммуникации в культурной эволюции.

Осмыслению теоретико-методологических проблем, связанных со становлением современной массовой культуры и массовым сознанием, посвящены труды Т.Адорно, Д.Белла, М.Вебера, А.Моля, С.Московичи, Э.Шилза, П.Штомпки и др., также представляющиеся автору весьма существенными для данного исследования.

Методологически значимыми для нас были работы российских культурологов, посвященные фундаментальным проблемам массовой культуры, глобализации и роли массовой коммуникации в современном

мире. Это исследования Г.В. Аванесовой, А.И. Арнольдова, Л.Г. Ионина, Б.С. Ерасова, Э.А. Орловой, А.Я.Флиера.

Методы исследования.

В диссертационном исследовании использовались различные методы в соответствии с целями и задачами, поставленными в работе, а также в соответствии с особенностями предмета исследования. Использовался анализ социокультурных процессов на фоне глобальных изменений, связанных с формированием экранной культуры и влиянием информационной революции. В исгпрдлнании также использовались эмпирические методы: контент-анализ, просмотр программ национального телевидения, беседы с телезрителями и экспертами средств массовой информации. В качестве теоретических методов были использованы: метод изучен';>■ материала от абстрактного к конкретному, генетический и компаративн? ■:..

Научная новизна и теоретическая значимость. Заключается в изучении телевидения в контексте глобализацпонных процессов современности как мощного инструмента управления маисовым сознанием, в выявлении социокультурных механизмов телевидения и последствий его воздействия на культуру на основе анализа современной телевизионной практики на примере Сирии. В связи с этим научная новизна исследования состоит в том, что

- выявлены значение и роль телевидения в расширении визуализации современной культуры, а также место телевидения в современной экранной культуре;

- - выявлены социокультурные последствия широкого внедрения телевидения в общественную практику;

- телевидение рассмотрено как инструмент проведения культурной политики;

- выявлены основные тенденции глобализации культуры, связанные с телекоммуникацией;

- даны прогнозы развития телевидения в глобализирующемся мире, очерчены его перспективы;

- определена роль телевидения в развитии современных национальных культур;

признана необходимость ттпттгаплейстяия унивепсализируюшей тенденции, «американизации» национальных культур посредством телевидения и других средств массовой информации;

- исследована роль и функции сирийского телевидения в контексте глобализадионных процессов и межкультурных взаимодействий.

Положения, выносимые на защиту.

Авторское понимание сущности и роли телевидения в контексте экранной революции и формирования глобального сообщества отражается в следующих положениях, выносимых на защиту.

1. Потребности развития современного общества диктуют доминирование экранной культуры, поскольку она отвечает таким

требованиям современности, как оперативность, информативность, наглядность и представляет собой универсальную информационную среду, сочетающую в себе возможности книги, изобразительного и других видов искусств.

2. Телевидение является инструментом проведения культурной политики. Оно создаёт своеобразные «социальные матрицы», формирующие определённый тип личности, её поведение и стиль. Но не следует забывать и о том, что контроль, осуществляемый телевидением, может быть ограничен или снят всё той же личностью, её умением ориентироваться в информационном потоке и отбирать нужную информацию, что связано с духовной культурой воспринимающей личности. Поэтому, развивая культуру личности, общество приобретает защиту от манипулятивных воздействий любой пропаганды.

3. Глобализация интенсифицицирует протекание культурных процессов в мировом сообществе, в том числе и в развивающихся странах. В условиях глобализации появляется возможность оперировать всеми возможными видами информации в единой структуре знания. Подчиняя себе постепенно все сферы жизни и области деятельности человека, глобальная информация (ичпьизйруст БЗаимодсистБис между народами 15 области культуры.

4. Особую роль в глобализации культуры играет телевидение. В современном мире с развитыми массовыми коммуникациями оно превращается в значительное и многоплановое социокультурное явление, активно участвующее в глобализационных процессах современности. Телевидение во всём мире является самым популярным средством массовой коммуникации, оно выступает неотъемлемой частью национальной культурной жизни.

5. Телевидение выполняет двойственную функцию в эпоху глобализации. С одной стороны, оно помогает зрительской аудитории приобщиться к мировой культуре, а с другой стороны, вполне реальна опасность информационного неравенства между различными странами и регионами, когда одни выступают трансляторами информации, а другие всего лишь реципиентами.

6. Телевидение как институт социального управления и воздействия на массы испытывает на себе модернизационные процессы, принимая самое непосредственное участие как во внутренних аспектах модернизации развивающихся стран, так и оказывая непосредственное влияние на самые широкие слои населения. Анализ развития основных модернизационных тенденций в Сирии позволяет нам утверждать, что в наши дни ни одна страна уже не может позволить себе обойтись без развития и применения высоких технологий. Телевидение имеет огромный культуротворческий потенциал, который необходимо использовать для развития межкультурных связей, обеспечения культурной преемственности, гуманизации и демократизации общества.

Практическая значимость.

Материалы и результаты исследования позволят значительно улучшить, оптимизировать и совершенствовать работу телевидения, а также на основе анализа его функций и воздействия на массовую аудиторию использовать его широкие возможности в культурном строительстве в странах арабского региона, в частности, в Сирии.

Материалы диссертации могут быть интересны сотрудникам телевидения, а также органам управления культурой для выработки оптимальной культурной политики в области средств массовой информации.

Диссертация может использоваться при подготовке национальных кадров в сфере телевещания, а также в лекционных курсах по культурологии, социологии, истории культуры стран и регионов и т.п.

Апробация работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в рамках научных международных, российских и других конференций. В частности, на научно-практической конференции «Пр^лемы современной философии и социального управления в условиях современного российского общества» (Москва, 2003), на международной научной конференции «Созидательная миссия культуры» (Москва, 2003). По результатам исследования опубликованы научные статьи.

Структура работы определяется логикой :т целями исследования, актуальностью и степенью разработанности проблемы. Диссертация включает введение, две главы, заключение и список литературы.

П. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, степень изученности проблемы, формулируются основная цель, задачи, объект и предмет, важнейшие методологические принципы исследования, выявляется его научная значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Телевидение как социокультурный институт», в первом параграфе «Телевидение как средство массовой информации»

анализируется место и роль телевидения в ряду других средств массовой информации Отмечается, что телевидение, являясь электронным носителем информации, пришло на смену книжной культуре, правда, не вполне заменив её в некоторых аспектах: функциональном, социально-экономическом, эстетическом. Однако книга как средство передачи и хранения информации в знаковой форме в каких-то аспектах может быть заменена электронными средствами хранения и передачи информации, хотя сама трансляция информации и доступ к ней, осуществляемый посредством дисплея, практически копирует или имитирует книжную форму.

Как книга всегда была соразмерна человеку, так и телевидение соразмерно ему даже в большей степени, поскольку создаёт идентичную картину мира, которую привык видеть человек в повседневном существовании. Воздействие телевидения тотально, оно в состоянии

охватить личную и социальную жизнь. Скорость передачи информации с помощью телевидения позволяет освещать события в момент его возникновения.

Всё дело в том, что телевидение, наряду с другими СМИ, предлагает предпочтительный набор моделей деятельности, стандартов общественного потребления, моды и т.п. Массовое сознание сегодня буквально захлестнули потоки музыки, фотографии, видеопродукции, они управляют духовными желаниями и потребностями человека уже сейчас при помощи рейтингов, моды и т.п. Современная культура расширяет свои горизонты, используя возможности средств массовой информации, и здесь визуальная коммуникация приобретает особую роль. Мир образов обладает гораздо большей силой убеждения, чем абстрактные идеи. Правда, недостатком является то, что просмотр телевидения даёт уже готовые образы и навязывает определённые представления, практически не оставляя места для сотворчества телезрителя.

В наиболее полной мере изменения в СМИ отражаются в термине «экранная культура», а само явление находится в центре научно-исследовательского внимания и занимает значительное место в повседневной жизни современною человека. В^с Силоший вес приобретает око и в государственных институтах управления: создаются исследовательские программы, фонды поддержки исследований в этой области.

«Экранность» новой культуры создаваемого глобального общества в первую очередь решает проблемы информационной поддержки планирования и развития, а также удовлетворения насущных нужд современного человека. Информация и средства её создания, хранения, конвертирования и трансляции на сегодняшний день играют решающую роль в построении новой сверхсистемы многоуровнего уклада жизни мирового сообщества. И тенденция эта день ото дня усиливается.

В самом ближайшем будущем человечество должно преодолеть противоречие между вербальным и визуальным способами коммуникации для того, чтобы ещё больше обогатить возможности современных культур, а также придать новые черты таким сферам человеческой деятельности, как образование, наука, искусство, творчество.___

Во втором параграфе «Культурная политика и телевидение» отмечается, что телевидение воздействует на общественные процессы, усиливая интеграцию или дезинтеграцию общества, ускоряя или замедляя социальную динамику. Телевидение - это и определённая технология социального контроля и управления.

Если рассматривать телевидение как социальный институт, встроенный в политическую и культурную систему данного общества, то необходимо отметить, с одной стороны, воздействие телевидения на массовое сознание, а с другой стороны, воздействие данной общественной системы на телевидение и другие СМИ, постоянный их контроль со стороны государственных структур. Формирование общественного мнения становится одной из главных социальных функций телевидения, именно в связи с згим

оно получает возможность социального управления и контроля в качестве носителя социальной информации. Масс-медиа приобретают статус четвёртой власти, которая оказывает влияние на всю общественную практику в условиях глобализации экономики и культуры. Опыт различных стран мира свидетельствует о том, что телевидение служит политическим, социальным, экономическим и другим интересам власти.

Телевидение идеологически и информационно готовит общественное мнение к тем или иным социальным проектам, изменениям, формирует реакцию телезрителя. Государство либо отдельные организации и группы определяют культурную политику телевизионных каналов с помощью политических (цензура и т.п.) либо экономических (коммерческих) рычагов управления. Идеи, ценности, образцы поведения, идеалы, стереотипы мышления современного человека формируются в большей степени с помощью телевидения.

Исследователи средств массовой коммуникации, занимавшиеся разработкой роли средств массовой информации в 50-х — 60-х годах, в частности, У.Шрамм, отмечали две крайние позиции по отношению к воздействию СМИ на общество. Первая позиция заключалась в активном Привлечении внимания К нриишандинишм и маппПуЛЯТКБКЫт возможностям средств массовой информации, последствием чего являлись социальные изменения. Вторая позиция исследователей заключалась в том, что средства массовой информации объявлялись стабилизирующими механизмами общественной жизни, которые охраняют данное общество от негативного воздействия извне или изнутри и в целом противодействуют разрушению общественной целостности. То есть главная функция СМИ - это поддержание в обществе статус-кво, его сохранение и упрочение.

Аннебергская школа придерживалась концепции стабилизирующей роли СМИ, а телевидение осознавалось как главное культурное орудие американского общества и средство установления порядка. Его главная цель виделась в трансляции социальных моделей и культивации ценностей и идеалов общества. Системная сущность телевидения, по мнению учёных аннебергской школы, таким образом, заключается в сохранении целостности общественных отношений и структур.

ИнсЬоомация во многом становится средством замещения реальности. Средства массовой информации активно участвуют в проведении государственной политики. Необходимо отметить, что информация в современном мире создаётся и распространяется с учётом этого фактора.

Государственное регулирование культурными процессами различных стран осуществляется в рамках культурной политики. Термин «культурная политика» весьма многозначен. С одной стороны, это деятельность государства в сфере культуры и образования для централизации процессов управления культурой. С другой стороны, термином «культурная политика» характеризуется и деятельность местных и региональных органов управления в области культуры. В любом случае культурная политика связана с государственным регулированием важнейших культурных процессов и

культурной жизни общества и представляет собой целенаправленное государственное вмешательство в социокультурные процессы. Это также и поддержка на институциональном уровне учреждений культуры и искусства, определение стратегических целей и задач культурного строительства.

Проведение агитационной и пропагандистской деятельности с помощью средств массовой информации - важная задача средств массовой информации. Поскольку информация, оставаясь инструментом воздействия на общественное сознание, способствует управлению обществом или является инсгрументом социального управления. От того, кто владеет средствами массовой информации, зависит качество и содержание национальной информации.

Средства массовой информации служат популяризации как мировой, так и традиционной национальной культуры. Основными органами, которые планируют культурную политику, являются органы государственной власти, а основными органами, которые проводят культурную политику государства, являются различные культурные институты (библиотеки, архивы, музеи, творческие союзы, киностудии, театры, телерадиовещательные компании, книгоиздательские учреждения и т.п.).

Международные ^труднкчсстйо б облает;: культуры преимущественно осуществляется центральными управленческими органами культуры. Культурную политику осуществляют также научно-исследовательские и учебные заведения культуры. Культурная политика является частью государственной политики и она должна выполнять общие стоящие перед ними задачи.

Бурное развитие средств массовой информации, в частности, телевидения, во многом облегчает протекание модернизационных социальных процессов, поскольку трансформирует общественное сознание. Средства массовой информации способны в корне изменить политические процессы и повлиять на ход современной истории как в масштабах страны, так и целых регионов.

Телевидение обладает мощным потенциалом воздействия на общественное сознание людей, разнообразием средств и техники информирования, большими агитационно-пропагандистскими

возможностями. В конечном счёте надо помнить о том, что телевидение способно искусственно конструировать общественные и политические реалии, а также общественное мнение населения, то есть осуществлять манипулирование его сознанием.

Во второй главе «Телевидение как фактор глобализации современной культуры», в первом параграфе «Глобализационные процессы и современные телекоммуникации» отмечается, что мир претерпел за последние два столетия коренные преобразования, позволяющие нам говорить об их революционности. Научно-техническая революция, национально-освободительные движения, процессы глобализации мировой экономики и культуры - все эти явления не могли бы в такой степени реализоваться на практике, если бы они не

актуализировались параллельно взрывными изменениями в массовых коммуникациях.

Одной из тенденций развития современного мира являются ускоряющиеся процессы глобализации, коренным образом меняющие характер и сущностные характеристики национальных культур. С развитием средств массовой коммуникации культура становится всё более проницаемой, подверженной инокультурным воздействиям. Она во многом утрачивает национальные традиции и, отчасти, духовную целостность. Спутниковые средства коммуникации изменили культурную ситуацию в различных регионах мира. Традиционные обычаи и верования вытесняются стандартизированной западной культурой - культурой общества массового потребления. Культура идёт по пути коммерциализации. Народная и элитарная культуры отступают под натиском китчевой массовой культуры с упрощённым содержанием, ходульными сюжетами и героями, неизбежной примитивностью и поверхностностью.

С другой стороны, повышается общий уровень информированности населения, информация преодолевает государственные границы, пространство и время. Реальной становится угроза манипуляции сознанием граждан со стороны власть предержащих, политической ъласш. "Лроза информационной безопасности для многих развивающихся стран становится всё более очевидной.

В то же время национальные культуры являются довольно устойчивыми, их основные архетипы и символы сохраняются веками и многое из духовного наследия народа составляет содержание неразрушимого культурного ядра, которое не подвержено существенной трансформации, несмотря на продолжающиеся процессы глобализации общества и культуры и мощное инокультурное воздействие.

Глобализация - сложное социокультурное явление, которое имеет как положительные, так и отрицательные черты. Демократизация общества, плюрализм мнений, толерантность к чужим взглядам обычаям и верованиям - таков вектор развития мировой цивилизации. Национальные культуры должны преодолеть региональные ограничения и рамки, ассимилировав лучшее из мирового опыта других культур и народов. Современные средства массовой коммуникации птпппяют осуществить этот процесс с наименьшими потерями, показав новые ориентиры, познакомив с новыми достижениями науки и техники. Становится понятным, что национальное государство не может решить глобальных экономических и политических проблем без сотрудничества с другими странами и народами, без выхода на международную арену, хотя частично оно может делегировать свои функции наднациональным организациям.

Духовная жизнь человека локальной культуры связана отнюдь не только с информационной культурой, а ещё больше с традиционной культурой, в которой заложены основные фундаментальные доминанты духовной жизни данной культуры. Ведь само по себе развитие информационной культуры не в состоянии решить проблемы гармонизации

общественной жизни. Как и накопление и распространение информации сами по себе не являются самоцелью человеческого прогресса. Более того, распространение информационной культуры не только не устраняет, а в значительной степени даже провоцирует цивилизационные и социальные конфликты, углубляет разделение мира на высокоразвитые и менее развитые нации вследствие информационного неравенства, вплоть до возможности появления новых форм тоталитаризма.

Превращение культуры в вид информации, прорыв из этнической, национальной социальной среды к информационному универсальному пространству может негативно повлиять на веками складывающуюся духовную составляющую национальной культуры. Подлинная культура невозможна без богатства её проявлений, формирующихся на основе национально-этнической и сословно-классовой дифференциации. Индивид может при этом превратиться в объект информационных манипуляций, в определённой степени утратив духовную самоидентификацию.

Следует отметить и ещё одно важное обстоятельство. Существуют две прямо противоположные точки зрения на развитие национальных культур в контексте глобализации. Одна из этих точек зрения заключается в признании глобализации исторически необходимым и прогрессивным явлением, а универсализации культур и цивилизаций насущной необходимостью. Моделью данной унификации служат американские культурные ценности и идеалы общественного развития. Построение постиндустриального общества, позволяющего на основе наукоёмких технологий совершенствовать все стороны общественного развития по образцу стран Запада, провозглашается единственно правильным путём развития человечества.

Наравне с этой точкой зрения существует и другая, которая отрицательно оценивает последствия глобализации для национальных культур, которые обречены на гибель и неизбежную деформацию, на утрату творческого многообразия и самобытности. Вымирание этих культур, экологические катастрофы, военные конфликты на национальной и религиозной почве - всё это расценивается как неизбежные последствия западного влияния на незападные культуры и их экспансии. Впрочем, не стоит недооценирятг, и запас прочности духовных ценностей национальных культур, ядро которых остаётся практически незыблемым и сохраняется тысячелетиями. Поэтому существуют пределы, границы любой ассимиляции инокультурного воздействия, глобализация воздействует на поверхностном уровне, встречая сопротивление со стороны духовной культуры данного народа.

В различных странах существуют свои варианты модернизационных процессов, находящие под держку в национальном менталитете и культурных традициях. Более того, насколько бы данное общество ни казалось статичным для внешнего наблюдателя, тем не менее даже в нём идут постоянные модернизационные процессы обновления. Естественно, что критерии развития для разных обществ будут разными.

Главная причина обеспокоенности состоит в том, что особое воздействие американских СМИ испытывает молодёжная аудитория, которая в большей степени, чем пожилое поколение, имеет доступ к спутниковым СМИ, глобальной сети Интернет, видеокассетной продукции американского образца.

Уже ни у кого не вызывает сомнения тот бесспорный факт, что телевидение в условиях глобализации культуры приобретает совершенно новое значение. Информационный прорыв, произошедший вследствие развития телевидения, коренным образом изменил облик культуры, черты которой становятся всё более универсальными.

Во втором параграфе «Особенности современного сирийского телевидения» отмечается, что динамичный и поистине социально ориентированный прогресс любой развивающейся страны может обеспечиваться лишь в тех условиях, когда общество наделено независимостью, уделяет равное внимание образовании', науке и технике, преобразует и развивает экономику и культуру в интересах выступающих за перемены классов.

Большинство сирийских газет, радио- и телеканалов принадлежат государству и контролируются правительством и паршей БААС. В последнее время многие СМИ Сирии, включая основные телеканалы и даже государственное ТВ, активно критикуют неэффективность работы чиновников, противосшят коррупции и т.п. С начала 60-х годов появляется частный сектор СМИ Сирии, например, отмечен постоянный рост числа частных газет, журналов в открытой продаже. Наряду с этим нет никаких ограничений на установку спутниковых средств телеприёма. Всё большее количество сирийских граждан получают доступ к глобальным телеканалам.

Так, например, в конце 2001 года более 60 тыс. человек имели свободный доступ в Интернет. Официальный прогноз 2002 года предполагает, что ежегодно на период времени до -006 года число пользователей сети Интернет будет увеличиваться почти на 50%.

Сирийское государственное телевидение, основанное в 1960 году, вещает как на внутренних каналах, так и на спутниковом канале. Вещание осуществляется на арабском, - английском и французском языках. Функционирует правительственная Генеральная дирекция радиовещания и телевидения и правительственная коммерческая служба - Сирийское телевидение. Сирийское арабское агентство новостей (САНА) возникло в 1966 году в Дамаске. Оно действует и по сегодняшний день. Все новости передаются на арабском, английском и французском языках.

Агентство САНА активно участвует в процессах глобализации, внедряя информацию о Сирии в масштабах мирового сообщества и таким образом осуществляя мирное сотрудничество с другими народами в условиях формирования информационного общества.

При этом необходимо подчеркнуть, что деятельность САНА подчинена не коммерческим целям, а гуманитарным общечеловеческим идеалам и ценностям, что способствует сохранению национальной самобытности

сирийской культуры и её трансляции в транснациональном масштабе по каналам СМИ.

Целью различных информационных центров является помощь региональным и городским каналам СМИ в приобретении дорогостоящей транслирующей и вычислительной техники, новейшего оборудования в области информационных технологий для внутреннего вещания и т.д., а также развитие внешнего вещания, главным образом в арабских республиках, на различных иностранных языках. В рамках таких проектов созданы ярограмы развития Института массовой коммуникации в Адене, Института массовой коммуникации в Йеменской Республике. Целью этих программ, кроме всего прочего, является и подготовка национальных кадров в области средств массовой информации.

Создание информационных центров является результатом сложных и неизбежных процессов глобализации информационных знаний в различных странах мира, что позволяет им выполнять гуманитарные функции и своевременно подавать объективную и достоверную информацию о событиях, происходящих в Сирии и во всём мире.

С помощью глобальной информации и благодаря открытому доступу к новейшим коммуникациям формируются сознание и образ жи^ни современных сиририйцев. Уходит в прошлое сосредоточенность сирийских граждан только на информации о жизни собственной страны. В центре внимания широкой сирийской общественности находятся события и движения общемирового. значения, то есть происходит глобализация интересов сирийской аудитории. Сирийское общество всё больше ощущает на себе воздействие продукции американской информационно-развлекательной индустрии, транслируемой по каналам глобализирующихся масс-медиа, что вызывает серьёзную обеспокоенность у правящей партии БААС и правительства.

Средства массовой информации Сирии, как и многих других арабских стран, выполняют образовательно-просветительские функции. Телевидение Сирии транслирует просветительные программы, рассчитанные на самые широкие круги населения. Они способствуют развитию в стране просвещения и культуры, формируют общественное мнение.

До 50-х годов С;:р:ь1 била практически «я той же ступени развития, что и народы Средней Азии до Октябрьской революции. Главным было знание мусульманских молитв и обрядов, арабских священных текстов. С приходом партии БААС к власти дело народного просвещения стало осознаваться как важнейшая государственная задача. Важную роль при этом сыграли работники культуры, сирийская интеллигенция, школьные учителя, хотя недостаток кадров в сфере образования и культуры был весьма ощутим, как и недостаток материальных средств, отсутствие материально-технической базы.

Были созданы специальные школы для взрослых, организована сеть курсов на предприятиях без отрыва от производства, создавались самые разнообразные образовательные курсы по интересам обучающихся.

Внедрялись формы вечернего и заочного обучения. Велась широкая лекционная работа, пропагандировалось самообразование.

Государственная культурная политика Сирии исходила из утверждения статуса образования и культуры в обществе как обязательного элемента жизни каждого человека. Одной из её задач было сохранение культурной самобытности и уникальности, национального самосознания и самоидентификации. Необходимо было разработать государственные программы по правовой, экономической, политической и информационной защите национальной культуры от нивелирующих воздействий извне. Кроме этого, стояла задача сохранения богатого культурного наследия, в котором заключался духовный потенциал народа. В рамках государственных программ решалась задача обеспечения доступности культурных ценностей для всего народа, а также развития современной культуры, средств массовой информации, системы образования, стимулирования творческой деятельности народа.

Одним из средств создания новых общественных отношений и структур в связи с этим является сирийское телевидение, которое осуществляет социализацию и инкультурацию значительной части населения. Оно обеспечивает общество набором стандартных моделей поведения и социальной адекватности, а также осуществляет социальный контроль и является инструментом политического, идеологического, культурного развития сирийского общества. Социальные функции телевидения несомненны, поскольку именно оно рассчитано на немедленное восприятие данной информации массовой аудиторией. Телевидение - это не только средство развлечения, но и средство достижения политической стабильности или, при необходимости, модернизации общества.

Наряду с этим в сирийском законодательстве сформулированы основные задачи стратегического развития СМИ. Они заключаются в развитии политического самосознания человека, достижении целей пропаганды посредством трансляции правдивой информации широким слоям населения, а также в развитии образовательных направлений деятельности СМИ, сохранении культурных и национальных традиций, государственной целостностигразвитии научной мысли. Наконец, одна из наиболее важных функций СМИ 2 Сирии - что несомненно, оказание всяческой информационной поддержки борьбы арабской нации за самоопределение.

Телевидение должно быть в большей степени направлено на вывод личности за пределы выполняемых социальных ролей, на обогащение её духовного мира, на удовлетворение её информационных потребностей в целях достижения внутренней гармонии с социальной средой.

Заключение диссертации содержит обобщающие положения, выводы и результаты исследования. В частности, отмечается, что формирование современного информационного общества в контексте глобализационных процессов задаёт, наряду с невиданным размахом поставленных задач, бесчисленное количество беспрецедентных задач практически любой стране мира, в том числе и Сирии.

Бесспорно и то, что на передний план в решении сложных задач культурного строительства сирийское телевидение способно внести неоценимый вклад, игнорировать который как в настоящее время, так и в отдалённой перспективе, совершенно невозможно.

Формирование новой информационной среды в развивающихся странах, в том числе и в Сирии, воздействует на индивидуальное и общественное сознание граждан. Как мы видим, формирование глобального информационного общества является не только положительным фактом в истории человечества, но и порождает новые проблемы и противоречия между различными государствами, в том числе и культуролш ическиго характера. Не следует забывать, что высокие технологии сами по себе не обеспечивают и не гарантируют защиту гуманистических принципов и общественных идеалов.

В настоящее время телевидение как наиболее интенсивно влияющее на массовое и индивидуальное сознание людей средство массовой информации, представляется нам наиболее перспективным. Частично уже на сегодняшний день можно говорить о существовании потребности в едином коммуникационном пространстве глобального сообщества.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Национальные культуры в контексте процессов глобализации// Социальная философия и проблемы современного общества (Материалы «круглого стола»): Сб. науч. ст. - Ч.2.-М.:МГУКИ, 2003. - С. 49-51.

2. Телевидение как средство массовой коммуникации//Созидательная миссия культуры: Сб. ст. молодых ученых. - Вып. 3.- М.: МГУКИ, 2003. - С. 233-236.

3. Телевидение как социокультурный институт//Науки о культуре: Новые пути. Научно-практич. конф. молодых ученых:Сб. науч. ст.- М.: МГУКИ, 2003. - С. 46-52.

i

Подписано в печать 12.11.2003 г. Объем 1 п.л. Тираж 100 экз. Заказ ^ _ Ротапринт МГУКИ

I

»20267

%

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Мухамед Наим

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ИНСТИТУТ.

1.1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.2. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА И ТЕЛЕВИДЕНИЕ.

ГЛАВА 2. ТЕЛЕВИДЕНИЕ КАК ФАКТОР ГЛОБАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

2.1. ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ.

2.2. КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ТЕЛЕВИДЕНИЯ СИРИИ.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Мухамед Наим

Актуальность исследования. Доминирующей мировой тенденцией развития СМИ за последние десятилетия является все более интенсивное и широкое внедрение телевидения, а с 80-х годов XX века и компьютерной техники в жизнь современного человека. В современном мире с развитыми массовыми коммуникациями телевидение превращается в значительный и многофункциональный социокультурный институт, активно участвующий в глобализационных процессах современности. Во всем мире оно является самым популярным средством массовой коммуникации, выступая и как неотъемлемая часть культурной жизни, что, безусловно, вызывает к себе исследовательский интерес и требует глубокого осмысления.

Создаются глобальные информационные каналы с привлечением средств спутниковой связи, Интернета. Глубинные изменения в сфере информационных технологий приводят к революционным переменам в различных сферах культуры и жизнедеятельности современного человека, к большей открытости и демократизации мирового сообщества.

На сегодняшний день одной из функций современного телевидения в культурном контексте вполне может считаться укрепление международных отношений, поддержание, раскрытие и развитие общественных связей между различными странами. Комплексные социокультурные, политические, экономические преобразования, рост образовательного и культурного уровня населения, резко увеличивающиеся объёмы общей информации, циркулирующей в СМИ, и бурное развитие систем телекоммуникации делают необходимым изучение воздействия телевидения на современное общество.

Поэтому в сложившейся ситуации систематизированное изучение культуротворческих, социальных, психологических закономерностей функционирования телевидения и стратегии его развития является весьма актуальным. Знание и раскрытие этих закономерностей позволит в будущем ещё более целенаправленно ориентировать работу телевидения на решение общеобразовательных и культурных задач, стоящих перед обществом, а также успешно привлекать большее число зрителей из разных слоев населения, что повысит эффективность процесса социализации и коммуникации.

При этом социокультурные аспекты современных коммуникативных процессов в развивающихся странах затрагиваются в недостаточной степени, хотя исследование их крайне существенно, так как позволяет понять тенденции развития современных национальных культур, а также исследовать роль телевидения в глобализационных процессах современности, в диалоге различных стран и народов. Изучение воздействия телевидения на культурные процессы и общество в целом на примере функционирования телевидения Сирии представляется нам актуальной задачей в целях прогрессивного развития страны в контексте модернизационных процессов, переживаемых народами Азии.

Степень разработанности темы исследования.

Современное состояние научного осмысления роли телевидения как фактора воздействия на динамику общества и культуры свидетельствует о большом интересе к этой проблеме со стороны научной общественности.

Воздействие массовой коммуникации на современные общественные процессы и идеологию были предметом рассмотрения таких исследователей, как Л.Н.Землянова, В.П.Конецкая, П.Лазарсфельд, Г.Лассвелл, Р.Мертон, М.Маклуэн, М.М.Назаров, Э.А.Орлова, Г.Г.Почепцов, К.Э.Разлогов, Э.В.Соколов, В.П.Терин, А.Я.Флиер, Ю.Хабермас, Г.Шиллер и др.

Становление глобальной культуры и новейшие информационные технологии в глобальном масштабе изучались такими авторами, как А.И.Арнольдов, А.С.Ахиезер, П.С.Гуревич, Л.Г.Ионин, М.С.Каган,

Э.С.Маркарян и др. Также проблемы глобализации изучались известными западными авторами У.Беком, Д.Беллом, Ф.Броделем, И.Валлерстайном, Э.Гидценсом, М.Кастельсом, О.Тоффлером и др.

Средства массовой информации Сирии были объектом рассмотрения таких исследователей, как Хаддур Адиб, Ясир Аль-Фаху, Таха Хуссейн и др. Они исследовали роль средств массовой информации в современной сирийской культуре, выявляли перспективы развития и пути устранения недостатков в работе.

Средства массовой информации Сирии были рассмотрены в коллективных трудах обобщающего характера и российских исследователей. Таких, как В.П.Викторов, Б.Г.Гафуров, А.А.Дружинина, Б.С.Ерасов, Н.А.Длин и др. Предметом их научного интереса являлись страны арабского региона и развитие массовых коммуникаций в странах Азии.

Вместе с тем, если в целом средства массовой информации и их функции в современном обществе довольно широко изучались как в Сирии, так и за рубежом, то тенденции развития и функции телевидения изучены в недостаточной степени.

Цель исследования.

Научная цель исследования состоит в изучении специфики телевидения в социокультурном аспекте, а также его воздействия на культурно-информационное пространство, что напрямую связано с выявлением роли новых информационных технологий в жизни современного общества, их влияния на культуру и на массовое сознание в глобализирующемся мире.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих исследовательских задач:

- рассмотреть место, специфику и роль телевидения в системе современных средств массовой информации;

- выявить характерные черты экранной культуры и значение телевидения в расширении визуализации современной культуры;

- определить социокультурные функции телевидения;

- выявить позитивные и негативные последствия широкого внедрения телевидения в современную культурно-информационную среду;

- определить роль телевидения в проведении культурной политики;

- выявить основные тенденции глобализации культуры;

- определить специфику влияния телевидения на развитие современных национальных культур;

- охарактеризовать культурную политику Сирии и роль телевидения в проведении социокультурного курса страны.

Объект исследования.

Объектом исследования является телевидение как социокультурный феномен.

Предмет исследования.

Состояние, тенденции развития и функции телевидения как фактора глобализации национальных культур и интенсификации межкультурных взаимодействий.

Методологические основания исследования. В данной работе автор опирался на фундаментальные методологические идеи современных наук о культуре. Методологически значимыми для исследования были работы структурно-функционального направления, в которых функции массовой коммуникации изучались на уровне общества. Такие исследователи, как П.Лазарсфельд, Р.Мертон, Г.Лассвел рассматривали массовую коммуникацию как средство поддержания функционирования общества, культурных норм и ценностей, образцов и идеалов, социальной общности и социальных связей, обеспечения преемственности культуры, и т.п.

Автор руководствовался также важнейшими разработками в области анализа средств массовой коммуникации, в частности, идеями исследователя критического направления Ч.Р. Миллса, который рассматривал телевидение и другие средства массовой коммуникации как инструмент формирования общественного мнения и средство политического управления и контроля в массовом обществе.

Методологической основой исследования являются также разработки Н.Постмана, выступавшего с критикой массовой культуры, проводником которой является и современное телевидение. Важными для нашего исследования были и идеи М.Маклуэна, который одним из первых осознал роль телевидения и других форм массовой коммуникации в культурной эволюции.

Осмыслению теоретико-методологических проблем, связанных со становлением современной массовой культуры и массовым сознанием, посвящены труды Т.Адорно, Д.Белла, М.Вебера, А.Моля, С.Московичи, Э.Шилза, П.Штомпки и др., также представляющиеся автору весьма существенными для данного исследования.

Методологически значимыми для нас были работы российских культурологов, посвященные фундаментальным проблемам массовой культуры, глобализации и роли массовой коммуникации в современном мире. Это исследования Г.В. Аванесовой, А.И. Арнольдова, Л.Г. Ионина, Б.С. Ерасова, Э.А. Орловой, А.Я.Флиера.

Методы исследования.

В диссертационном исследовании использовались различные методы в соответствии с целями и задачами, поставленными в работе, а также в соответствии с особенностями предмета исследования. Использовался анализ социокультурных процессов на фоне глобальных изменений, связанных с формированием экранной культуры и влиянием информационной революции. В исследовании также использовались эмпирические методы: контент-анализ, просмотр программ национального телевидения, беседы с телезрителями и экспертами средств массовой информации. В качестве теоретических методов были использованы: метод изучения материала от абстрактного к конкретному, генетический и компаративный.

Научная новизна и теоретическая значимость. Заключается в изучении телевидения в контексте глобализационных процессов современности как мощного инструмента управления массовым сознанием, в выявлении социокультурных механизмов телевидения и последствий его воздействия на культуру на основе анализа современной телевизионной практики на примере Сирии. В связи с этим научная новизна исследования состоит в том, что - выявлены значение и роль телевидения в расширении визуализации современной культуры, а также место телевидения в современной экранной культуре;

- - выявлены социокультурные последствия широкого внедрения телевидения в общественную практику;

- телевидение рассмотрено как инструмент проведения культурной политики;

- выявлены основные тенденции глобализации культуры, связанные с телекоммуникацией;

- даны прогнозы развития телевидения в глобализирующемся мире, очерчены его перспективы;

- определена роль телевидения в развитии современных национальных культур;

- признана необходимость противодействия универсализирующей тенденции, «американизации» национальных культур посредством телевидения и других средств массовой информации;

- исследована роль и функции сирийского телевидения в контексте глобализационных процессов и межкультурных взаимодействий.

Положения, выносимые на защиту.

Авторское понимание сущности и роли телевидения в контексте экранной революции и формирования глобального сообщества отражается в следующих положениях, выносимых на защиту.

1. Потребности развития современного общества диктуют доминирование экранной культуры, поскольку она отвечает таким требованиям современности, как оперативность, информативность, наглядность и представляет собой универсальную информационную среду, сочетающую в себе возможности книги, изобразительного и других видов искусств.

2. Телевидение является инструментом проведения культурной политики. Оно создаёт своеобразные «социальные матрицы», формирующие определённый тип личности, её поведение и стиль. Но не следует забывать и о том, что контроль, осуществляемый телевидением, может быть ограничен или снят всё той же личностью, её умением ориентироваться в информационном потоке и отбирать нужную информацию, что связано с духовной культурой воспринимающей личности. Поэтому, развивая культуру личности, общество приобретает защиту от манипулятивных воздействий любой пропаганды.

3. Глобализация интенсифицицирует протекание культурных процессов в мировом сообществе, в том числе и в развивающихся странах. В условиях глобализации появляется возможность оперировать всеми возможными видами информации в единой структуре знания. Подчиняя себе постепенно все сферы жизни и области деятельности человека, глобальная информация активизирует взаимодействие между народами в области культуры.

4. Особую роль в глобализации культуры играет телевидение. В современном мире с развитыми массовыми коммуникациями оно превращается в значительное и многоплановое социокультурное явление, активно участвующее в глобализационных процессах современности. Телевидение во всём мире является самым популярным средством массовой коммуникации, оно выступает неотъемлемой частью национальной культурной жизни.

5. Телевидение выполняет двойственную функцию в эпоху глобализации. С одной стороны, оно помогает зрительской аудитории приобщиться к мировой культуре, а с другой стороны, вполне реальна опасность информационного неравенства между различными странами и регионами, когда одни выступают трансляторами информации, а другие всего лишь реципиентами.

6. Телевидение как институт социального управления и воздействия на массы испытывает на себе модернизационные процессы, принимая самое непосредственное участие как во внутренних аспектах модернизации развивающихся стран, так и оказывая непосредственное влияние на самые широкие слои населения. Анализ развития основных модернизационных тенденций в Сирии позволяет нам утверждать, что в наши дни ни одна страна уже не может позволить себе обойтись без развития и применения высоких технологий. Телевидение имеет огромный культуротворческий потенциал, который необходимо использовать для развития межкультурных связей, обеспечения культурной преемственности, гуманизации и демократизации общества.

Практическая значимость.

Материалы и результаты исследования позволят значительно улучшить, оптимизировать и совершенствовать работу телевидения, а также на основе анализа его функций и воздействия на массовую аудиторию использовать его широкие возможности в культурном строительстве в странах арабского региона, в частности, в Сирии.

Материалы диссертации могут быть интересны сотрудникам телевидения, а также органам управления культурой для выработки оптимальной культурной политики в области средств массовой информации.

Диссертация может использоваться при подготовке национальных кадров в сфере телевещания, а также в лекционных курсах по культурологии, социологии, истории культуры стран и регионов и т.п.

Апробация работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в рамках научных международных, российских и других конференций. В частности, на научно-практической конференции «Проблемы современной философии и социального управления в условиях современного российского общества» (Москва, 2003), на международной научной конференции «Созидательная миссия культуры» (Москва, 2003). По результатам исследования опубликованы научные статьи.

Структура работы определяется логикой и целями исследования, актуальностью и степенью разработанности проблемы. Диссертация включает введение, две главы, заключение и список литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Телевидение в контексте глобализации культуры"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Формирование современного информационного общества в контексте глобализационных процессов задаёт, наряду с невиданным размахом поставленных задач, бесчисленное количество беспрецедентных задач практически любой стране мира. Строительство целых отраслей экономики, связанных со средствами массовой коммуникации, научных институтов, исследующих социальные последствия информационных преобразований в политическом и экономическом ключе, несомненно, в самом ближайшем времени коренным образом изменит облик культуры. Не вызывает сомнения и тот факт, что и человек, и орудия его труда, и сфера культуры и науки будут претерпевать самые серьёзные и глубинные изменения как во внутренней структуре, так и по своим внешним показателям. При этом глобализационные процессы вызовут многочисленные интеграционные изменения на всех уровнях общественной жизни и государственного управления.

В сложившихся условиях телевидение становится естественным, органическим продолжением таких областей человеческого знания, как политика, бизнес и экономика, культура и искусство. Причём, в этих сферах уже в настоящее время необходимо стратегическое комплексное планирование преобразований. В связи с этим встаёт проблема теоретического осмысления лавинообразно накапливаемых проблем и такого института, как телевидение. Повышенная сложность и противоречивость этой проблемы во многом объясняется именно её беспрецедентностью. Действительно, человечество ещё никогда не сталкивалось с информационной революцией, информационным шоком глобализационных ' процессов.

Бесспорно и то, что на передний план в решении сложных задач культурного строительства телевидение способно внести неоценимый вклад, игнорировать который как в настоящее время, так и в отдалённой перспективе, совершенно невозможно. В определённом смысле можно сказать, что к современному уровню развития, адекватному появлению телевидения, помогающему преодолевать пространства и времена, человечество стремилось на всём протяжении своего развития. И правда, системы маяков, слуховые каналы и т.д. создавали лишь иллюзию преодоления пространства, а книжная культура преодолевала время лишь в вопросах поколенной трансляции. Однако прорыв в науке и технике позволил синтезировать многие области человеческого знания в синтетическое искусство, особый и неповторимый институт, который мы называем телевидение.

При этом очевидна двойственность внутреннего содержания телевидения. Одна его часть, или природа, информационна. Информационная составляющая была издавна присуща любой коллективной деятельности. Другая часть направлена на персоналистское, индивидуализированное времяпрепровождение человека. И, несомненно, что между двумя этими пластами существует некая эстетическая составляющая, регулирующая в конечном счёте состояние и индивида, и общества в целом. Одновременно с этим телевидение является и революционным прорывом в познании окружающего мира.

Информация и степень её влияния на психику и биологию человека должна оставаться подконтрольной величиной в системе накопленных человеческих ценностей и знаний, а за человеком должны быть закреплены законодательным образом право на свободу получения и отказа от информации, свободу образа мыслей, культурного и религиозного самоопределения.

Высокая техническая оснащённость должна быть поставлена на службу прежде всего духовным и насущным потребностям человека, оптимизации и планирования его труда и отдыха. Иначе мир превратится в нагромождение бессмысленных символов, гигантскую информационную свалку, а человек окажется задавленным ею и неспособным вернуться даже к прежнему образу жизни и практического управления ею.

В современном обществе нарастает так называемая информационная зависимость, происходит разделение людей на информационно-зависимых и информационно-независимых. Средства массовой информации оставляют всё меньше возможностей интеллектуального освобождения человека, свободы выражения мысли, свободы от навязанной со стороны идеи, от чужой воли, проводимой с экрана телевизора. Может ли сложиться такая ситуация, что в конечном счёте в плане контроля и управления информационными потоками победит «сильнейший»? Человечество пришло к необходимости осмысления информационной системы с целью защиты ее равновесия и динамичности.

Знание, наряду с информацией, становится сейчас настоящей силой, атрибутом динамичной власти, средством манипулирования и давления, управления любыми процессами современной жизни. Экономика и финансирование в большей степени нуждается уже в информации, чем в привычной нам бумажной денежной массе, кредитах, формах оплаты и перевода средств и т.д. Бурный рост претерпевает и специализированная информация, что в будущем потребует от телевещания создания систем, поддерживающих общение между профессиональными работниками различных областей народного хозяйства.

Однако, анализируя все эти изменения и многочисленные трансформации и взаимосвязи, мы неизбежно приходим к выводу, что всеми информационными преобразованиями в конечном счёте фиксируется объективная универсальная динамика развития человечества. Фундаментальное и полномасштабное развитие новых процессов и технологий манипулирования (управления) информационными потоками, а также интенсивность их применения в политике, экономике и культуре только увеличивается.

Продолжаются глубокие научные исследования в области применения этих технологий в менеджменте, социологии, психологии. Существуют прогнозы, что в близком будущем 75% населения земли будут профессиональными работниками в области создания, хранения, обработки и передачи информации. Эта тенденция, в свою очередь, позволяет утверждать о целенаправленном создании сверхинформационного общества.

Важно осознавать и тот факт, что для защиты общества от тоталитаризации, сохранения демократических ценностей системой правовой защиты должны с опережением разрабатываться законодательные акты, что повлечёт за собой создание мощной отрасли хозяйственно-информационной безопасности, совмещённой со службами охраны прав граждан, коммерческой деятельности, медицины. Охрана от экономической и политической дезинформации, аудиовизуального пиратства, хакерства также уже сейчас становится приоритетной деятельностью министерств внутренних дел развитых и развивающихся стран.

К сожалению, пока ещё и право, и политика, и экономика многих стран уступают лавинному наступлению информационных технологий, что оставляет возможности намеренного внесения в них дополнительных факторов энтропии как искусственного, так и человеческого происхождения. Разработка методов оптимизации целых систем относительно друг друга облегчит выявление наиболее важной информации из динамичной среды и позволит установить их гибкую взаимозависимость между собой.

Телевидение и внедрение в его работу новых технических и научных достижений позволят не только моментально информировать людей всей планеты о происходящих событиях, но и послужат началом глобального объединения всех планетарных средств массовой информации. Систематизация всех средств массовой информации в сверхкорпорацию, подчинённую одной цели, несомненно в самом близком будущем сформируется как фундаментальная, системообразующая составная глобализационного процесса и в дальнейшем будет только усиливаться. Вместе с тем она будет являться составной частью социализации индивида, максимально оптимизируя процессы самоидентификации личности в контексте традиционных культур и инокультурного влияния.

Формирование новой информационной среды в развивающихся странах, в том числе и в Сирии, воздействует на индивидуальное и общественное сознание граждан. Телевидение выполняет двойственную функцию в эпоху глобализации. С одной стороны, оно помогает зрительской аудитории приобщиться к мировой культуре, а с другой стороны вполне реальна опасность информационного неравенства между различными странами и регионами, когда одни выступают трансляторами информации, а другие всего лишь реципиентами.

Как мы видим, формирование глобального информационного общества является не только положительным фактом в истории человечества, но и порождает новые проблемы и противоречия между различными государствами, в том числе и культурологического характера.

Сумеют ли развивающиеся страны сохранить свою национальную самобытность и уникальность под обрушившейся на них лавиной западной массовой культуры? Уже сейчас перед странами арабского региона как никогда остро стоит проблема обеспечения информационной безопасности и защиты от новых технологий воздействия на массовое сознание.

Что будет с традиционной национальной культурой Сирии, как защититься от навязываемых извне образцов западной культурной продукции, большая часть которых совершенно чужда народной культуре и традициям сирийского народа, поскольку направлена на дегуманизацию общества и личности? Не следует забывать, что высокие технологии сами по себе не обеспечивают и не гарантируют защиту гуманистических принципов и общественных идеалов.

Главная причина обеспокоенности состоит в том, что особое воздействие американских СМИ испытывает молодёжная аудитория, которая в большей степени, чем пожилое поколение, имеет доступ к спутниковым СМИ, глобальной сети Интернет, видеокассетной продукции американского образца. Учёные всё чаще приходят к мысли, что: «Главные проблемы человечества будут решаться не в экономической или политической сфере, а в сфере культуры, которая должна стать в ближайшие годы центром внимания в контексте устойчивого развития цивилизации»51.

Формирование глобального мирового сообщества конечно же не является одномоментным и элементарным процессом, а представляет собой сложный конгломерат противоречивых взаимосвязей, зачастую конфликтующих между собой социальных изменений.

Горизонтальное разнообразие, вертикальное неравенство в мировом глобальном сообществе не только не устранятся, но будут продолжать нарастать. Глобализируется информация, но сохраняется этническое и национальное разнообразие культур и обществ, разнообразие религий и конфессий и т.п.

Фундаментальные, непреодолимые на сегодняшний день, а может быть и принципиально непреодолимые различия в экономическом и социально-политическом развитии стран мирового сообщества, несхожесть

51 Колин К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция // «9 Вестник высшей школы. - 2002. - №8. - С.9. религиозных верований и несоблюдение принципа паритетности в отношениях к основным проблемам человеческого бытия приводят к конфликтам, а нередко и к войнам.

Человечество по-прежнему живёт в разных измерениях. Западное общество создало собственную модель развития, но и оно не смогло решить многие проблемы, стоящие перед человечеством: «Эта модель роста и связанная с ней структура производства и потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть взяты на вооружение бедными. Следование этому пути может привести к концу нашей цивилизации. Расточительный и разрушительный образ жизни богатых не может сохраняться за счёт жизни и условий существования бедных и природы» .

В настоящее время телевидение как наиболее интенсивно влияющее на массовое и индивидуальное сознание людей средство массовой информации, представляется нам наиболее перспективным. Частично уже на сегодняшний день можно говорить о существовании потребности в едином коммуникационном пространстве глобального сообщества. Современные средства связи способствуют реализации этой потребности на практике. Это один из наиболее существенных факторов общечеловеческого и общеэкономического объединения во многих областях и сферах деятельности человека: социальной, образовательной, научной, политической, развлекательной, креативной и рекреативной.

Всё заметнее проникающая во все области жизнедеятельности человека «экранность» современной культуры является одним из наиболее значительных факторов и универсализирующих инструментов в процессе глобализации. Телевидение также является проводником извечного интереса человека к «чистому видению», возможности свободного присутствия где бы то ни было, знания обо всём, полученного через наблюдение. При этом оно

52 Цит. по: Исаев К. «Общество риска» в условиях глобализации // СОЦИС. - 2001. - №12. -С.18. выполняет сразу две функции: с одной стороны, являясь именно такой иллюзией присутствия, подобно кинематографической картине, с другой -производит иллюзию полной обособленности личности. Индивидуализация и космополитизация личности в синхронном развитии — одна из самых удивительных возможностей, предоставляемая каждому человеку глобальным телевидением.

 

Список научной литературыМухамед Наим, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Аванесова Г.А. Культурно-цивилизационные взаимодействия в условиях глобализации // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения.- Вып.З. М., 2002. - С.3-33.

2. Агарышев А. Ближний Восток: терроризм и его покровители. М., 1986. -223с.

3. Агрессия против разума: информационный империализм. М., 1988. — 227с.

4. Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. — М., 1999. — 136с.

5. Актуальные проблемы идеологии национально-освободительного движения в странах Азии и Африки. М., 1982. - 447с.

6. Антология исследований культуры. Т.1. Интерпретация культуры. — СПб., 1997. —728 с.

7. Арабские страны. История и современность (социальные, экономические и политические проблемы). М., 1981. - 248с.

8. Артёмов B.JT. Психологическая война в стратегии империализма. — М., 1983.-144с.

9. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978. - 151с.

10. Беленький А.Б. Интернациональный фактор в идеологии национального движения. М., 1988. - 298с.

11. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма ответы на глобализацию. - М., 2001. - 304с.

12. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М., 1998. — 786с.

13. Ближний и Средний Восток. Экономика и история. М., 1983. - 271с.

14. Блумер Г. Коллективное поведение // Психология масс. — Саратов, 2001.1. С. 575-588.

15. Борев Ю.В., Коваленко. Культура и массовая коммуникация. — М., 1986. -298с.

16. Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М., 2002. — 260с.

17. Бродель Ф. Политология. М., 1992. - 86с.

18. Брутенц К.Н. Освободившиеся страны в 70-е годы. -М., 1979. 159с.

19. Буданцев Ю.П. В контексте жизни: системный подход и массовые коммуникации. М., 1979. - 262с.

20. Быченков В.М. Анонимность, безличность, виртуальность//Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001, - С.65-75.

21. Вачнадзе Г.Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации их аудитория, техника, бизнес, политика. - Тбилиси, 1989. -282с.

22. Вебер М. Избранное. Образ общества. — М., 1994. — 704с.

23. Вильчек В .Я. Под знаком ТВ. М., 1987. - 152с.

24. Гидденс Э. Социология. М., 1999. - 704с.

25. Галушко Р.И. Западное телевидение и «массовая культура».- М., 1991. -240 с.

26. Глобализация: Контуры XXI века. М., 2002. - 4.1. - 264с., 4.II. - 252с., Ч.Ш. - 196с.

27. Глотц П. Европейская идентичность // Идеи европеизма во второй половине XX века. — М., 2000. — С.36—41.

28. Голядкин Н.А. Телевизионная информация в США. — М., 1994. —236с.

29. Грунвальд А. От книги к компьютеру: эволюция или революция?// Общество и книга: от Гутенберга до интернета. М., 2001. - 280с.

30. Гуидо Аристарко. История теорий кино. — М., 1966. 230с.

31. Гусейнова Н.М. Глобализация и этноцентризм в странах Центральной и Восточной Европы // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып. 1. - М., 2002. - С.30-34.

32. Гусейнова Н.М. Триумф английского языка: мировая империя другими средствами // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. -Вып. 2. М., 2002. - С.27-34.

33. Движение неприсоединения в документах и материалах. М., 1983. — 341с.

34. Дружинина А.А. Сирия старая и новая. М., 1979. - 200с.

35. Егоров В.В. Телевидение: теория и практика. М., 1992. - 189с.

36. Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2 ч. Ч. 1. 380с., Ч. 2. - 239с. — М., 1994.

37. Ерасов Б.С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1982. - 280с.

38. Ермошкин Н.И. Новый международный информационный порядок: проблемы и решения. М., 1988. - 63с.

39. Зарубежный Восток и современность. Основные проблемы и тенденции развития стран зарубежного Востока. М.: Наука, 1980-1981. Том I, 1980 -533с.; том И, 1980.-319с.; том III, 1981.-528с.

40. Землянова JI.M. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества: Толковый словарь терминов и концепций. — М., 1999.— 320с.

41. Землянова JI.M. Современная американская коммуникативистика. Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. — М., 1995. — 227с.

42. Интеллигенция и социальный прогресс в развивающихся странах Азии и Африки. М., 1983. - 271с.

43. Ионин Л.Г. Социология культуры. — М., 1998. — 280с.

44. Исаев В.А., Наумкин В.В. Арабский мир. Три десятилетия независимого развития. М., 1990. - 373с.

45. Исаев К. «Общество риска» в условиях глобализации // СОЦИС. 2001. -№12.-С. 17-28.

46. Ислам в истории народов Востока. М., 1981. - 197с.

47. Исламский фактор в международных отношениях в Азии. М., 1987. -187с.

48. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. — М., 2000. — 685с.

49. Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии "паблик-рилейшнз": Опыт историко-социологического исследования. — Калининград, 2001. — 547с.

50. Катасонов В.Н. Технологии информационной цивилизации и мудрость книжной культуры//Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. — М.,2001. -С.76-81.

51. Колин К. Информационная глобализация общества и гуманитарная революция // Вестник высшей школы. 2002. - №8. — С.8-11.

52. Колин К.К. Информационная цивилизация, какой она будет? // Библиотековедение. 2001. - №5. - С.32-38.

53. Конецкая В.П. Социология коммуникации. — М., 1997. — 304 с.

54. Коробейников В. Редакция и аудитория: социологический анализ. — М., 1983.- 190с.

55. Котлов Н.Н. Становление национально-освободительного движения в арабских стразах Азии. М., 1988. - 191с.

56. Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. — Вып.1. — М.,2002. 128с., Вып.2. - 128с., Вып.З. - 128с.

57. Кухтерин С. Европейская культура и мировое развитие. М., 1987. - 192с.

58. Лазарсфельд П.Ф., Мертон Р.К. Наркотизирующая дисфункция средств массовой коммуникации // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия. — Казань, 2000. — С. 186 — 196.

59. Лебон Г. Психология масс // Психология масс. — Саратов, 2001. — С.5-130.

60. Ленк Ханс. Становление системотехнологического суперинформационного общества // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001. - С.29-37.

61. Лютикова Г.В. Какой хочет видеть себя Германия в XXI веке? // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. Вып.2. - М., 2002. - С.З-26.

62. Майерс Д. Социальная психология. — СПб., 1997. — 688с.

63. Мансуров Н.С. Плюрализм в исследовании общественного мнения. — Предисловие к книге Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. — М., 1996. С.21-24.

64. Маркс К. Введение. Из экономических рукописей 1857-1858 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 12. — С. 709-738.

65. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. — М., 1988. — 574с.

66. Международная программа развития коммуникаций. Париж. 14-21 апреля 1980.-35с.

67. Межуев В. Феномен книги и национальное в культуре. // Общество и книга: от Гуттенберга до Интернета. М., 2001. — С.95-110.

68. Мейнард Д. Язык и средства массовой коммуникации // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. — М., 2000. — С. 54-62.

69. Моль А. Социодинамика культуры. — М., 1973. — 406с.

70. Морфология культуры. Структура и динамика. — М., 1994. — 415с.

71. Московичи С. Машина, творящая богов. — М., 1998. — 560с.

72. Московичи С. Наука о массах // Психология масс. — Саратов, 2001. — С. 397-534.

73. Муратов С.А. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. — М., 2001. 176с.

74. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. — М., 1999. — 240с.

75. Общественная мысль развивающихся стран. — М., 1988. — 335с.

76. Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001. - 280с.

77. Оганесян Н.О. Образование независимой Сирийской республики (1939 -1946).-М., 1968.-116с.

78. Оганов Г.С. TV по-американски. М., 1979. - 231с.

79. Осипов А.И. США и арабские страны 70-х начала 80-х годов. - М., 1983.-225с.

80. Панарин А.С. Философия политики. — М., 1994. — 367с.

81. Почепцов Г.Г. Как становятся президентами. Избирательные технологии XX века. — Киев, 1999. —380с.

82. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. — М., 1999.—352с.

83. Почепцов Г.Г. Психологические войны. — М., 2000. — 528с.

84. Примаков Е.М. Анатомия ближневосточного конфликта. М., 1978. -374с.

85. Психология масс. — Саратов, 2001. — 450с.

86. Пугачёв В. Средства массовой коммуникации в современном политическом процессе. — Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки, 1995, №5. С.18-25.

87. Савицкая Т.Е. Янусов лик глобализации: размышления культуролога // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. — Вып. 1. — М., 2002.-С.З-29.

88. Сапунов Б.М. Телевидение и культура. М., 1989. - 151с.

89. Сирия//Б.С.Э. (В 30 т.). М., 1976. - С.451-461.

90. Скворцов JI.B. Информационная культура и цельное знание. // Теория и практика общественной информации. М., 2002. - Вып. 17. - С.253-270.

91. Современная Сирия. Справочник. М., 1974. - 366с.

92. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Cep.l 1, Социология: РЖ/РАН.ИНИОН. М., 2001, №2. - 164с.

93. Средства массовой информации и пропаганды. М., 1984. - 352с.

94. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы. — Казань, 2000. —224с.

95. Стивенсон Н. Глобализация, национальные культуры и культурное гражданство // Глобализация: контуры XXI века. М., 2002. - С.5-12.

96. Страны мира. Справочник. М., 1999. - С.376-378.

97. Теплиц К.Т. Все для всех. Массовая культура и современный человек // Человек: образ и сущность: Ежегодник РАН ИНИОН. — М., 2000. — С. 242-284.

98. Тёрин В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. — М., 2000. —224с.

99. Тоффлер Э. Третья волна. — М., 1999. — 469с.

100. Тоффлер Э. Футурошок. — М., 1997. — 467с.

101. Уилсон Э. Дж. На пути к глобальному информационному будущему // Глобализация: Контуры XXI века. М., 2002. - 4.III. - С. 183-189.

102. Федоренко В.М. Изменение в социально-классовой структуре Сирии в результате социально-экономических преобразований 1958 1968г.г. - М., 1974.-121с.

103. Флиер А. Я. Культурология для культурологов. — М., 2000. — 459с.

104. Флиер А.Я. Культура как основа национальной идеологии России. — М., 2000.—162с.

105. Флиер А.Я. Массовая культураУ/Культурология.ХХ век. — СПб, 1997. — С. 265-268.

106. Фомичёв П.Н. Витрок Б. Модерность: одна, никакой или множество? Европейские истоки модерности как глобальное условие// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: РЖ/РАН.ИНИОН. М., 2001, №2. - С.23-31.

107. Фромм Э. Бегство от свободы.-М., 1990.

108. Шварц Н. Социальная психология // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: РЖ/РАН ИНИОН. — М., 2001. — № 2. — С. 97 116.

109. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М.,1980. — 326с.

110. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. — М., 2000. — 448с.

111. Штомпка П. Социология социальных изменений. — М., 1996. — 416с.

112. Эко.У. От Интернета к Гутенбергу// Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001. - С.275-279.

113. Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды. М., 1980. -256с.

114. Balance of Payment Bank for Reconstruction and Development. Sana'a, 1977.

115. Coombs P., Ahmed M. Attacking rural poverty: how non formal education can help. Wash., 1971.

116. Giddens A. The Consequences of Modernity. — Cambridge: Polity Press, 1990.

117. Hurst L. Arabian Studien., 1978, p.211.

118. Lazarsfeld P.F., Merton R.K. Mass Communication, Popular Taste, and Organized Social Action // The Communication of ideas / Ed. Bryson L. — NY.: Horper & Row, 1951.

119. Massenkommunikations forschung. — Hrsger Prokop D. Von. — Frankfurt a. Mein. Bd. 1. 1972. Bd. 2. 1973. Bd. 3 1977.

120. Mc Luhan M.Understanding Media, op. cit; p. 41.

121. Mc Luhan M. Culture is Our Business, NY — Toronto, 1970.

122. UNESCO DOCUMENT de Traval Khartoum /Soudan/ 19-25 juillet 1987.

123. UNESCO DOCUMENT un de development de l'information dans les pays arabes Bosoins et prioritets Etudes et documents de ^information UNESCO, №95.

124. Литература на арабском языке.

125. Арабский комитет по культуре, науке и образованию. Программа ООН. -Каир, 1976.

126. Доклад Генеральной компании радиовещания и телевидения. — Дамаск: 1990.

127. Документы совещаний исследований комиссии диалога между арабскими и мировыми информационными агентствами. Бейрут: 1985 -1988.

128. Документы ЮНЕСКО. Изучение и информация. №100. ЮНЕСКО. 1986. 102с.

129. Заглул А. Образование и нужды арабского общества. — Дамаск, 1986.

130. Касим Яги. Роль информации в развитии страны. Дамаск: 1991. - 128с.

131. Масмуди М. Новый информационный порядок. Кувейт: 1985. - 283с.

132. Сирийская пресса. Том 2. Дамаск: 1982. - 795с.

133. Хаддур А. Сирийская печать. Возникновение, развитие и настоящее. — Дамаск: 1996.