автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему:
Темпоральная структура текстов дневников и воспоминаний

  • Год: 1989
  • Автор научной работы: Голубева, Татьяна Ильинична
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.04
Автореферат по филологии на тему 'Темпоральная структура текстов дневников и воспоминаний'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Темпоральная структура текстов дневников и воспоминаний"

Московский ордена Дружбы народов государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза

Специализированный совет К-053.17.01

На правах рукописи УДК .378.147.420

ГОЛУБЕВА Татьяна Ильинична

ТЕМПОРАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТОВ

ДНЕВНИКОВ И ВОСПОМИНАНИЙ

(на материале английских и американских авторов XIX и XX веков)

Специальность № 10.02.04 — германские языки

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва — 1П89

Работа выполнена на кафедре стилистики английского языка

Московского ордена Дружбы народов государственного института иностранных языков имени Мориса Тореза.

Научный руководитель 1 - кандидат филологических наук,

заседании специализированного совета К-053.17.01. по присувде-нию ученой степени кандидата филологических наук в Московском ррдена Дружбы народов государственном институте иностранных языков имени Мориса Тореза по адресу: П9034, Москва, ул.Остоженка, 38.'

. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

доцент Н.А.Левковская

Официальные оппоненты

доктор филологических наук, профессор Е.И.Иендельс ; кандидат филологических наук, доцент Р.Р.Николаевская

Ведущая организация

Педагогический московский областной институт им. Н.К.Крупской

Автореферат разослан

Ученый секретарь специализированного совета З.В.Семерикова

Реферируемая диссертация посвящена изучению темпоральной

Предметом исследования является темпоральная структура текстов дневников и воспоминаний, как одна из обязательных категорий текста, механизм ее формирования и языковые средства выражения временных отношений.

Актуальность диссертации обусловлена большим интересом к категории времени /ак в области языкознания, так и в области других наук. Являясь Фундаментальной категорий?', она тесным образом взаимосвязана и с категориями текста, а иногда является и определяющей для них. Актуальность работы определяется также современным состоянием языкознания, неойходкксстыз комплексно;': разработки проблем лингвистики текста, в частности, в плане изучения категории времени как таково!*; и как важной текстовой категории. Необходимость создания универсальной теории вышеназванной категории требует глубокого и многоаспектного ее изучения. В этой связи важным представляется исследование темпоральной структуры текста, которая требует своего рассмотрения на материале текстов разных стилей и жанров.

Актуальность темы обусловлена также возросшим в настоящее время интересом к документалистике вообще и к дневникам и воспоминаниям, в частности, как ватным документальном источникам определенно!': обхественно-историчзскоГ: эпохи.

Научная новизна диссертации определяемся новизной предмета исследования: на уровне мемуарного текста впервые рассматривается темпоральная структура, определяются ее параметры,, показывается ее взаимодействие с другими категориями, впервые

,:;,Т1Руктуры текста и особенностям ее формирования.

подвергаются анализу лингвистические характеристики текстов дневников, которые исследовались ранее только в плане литературоведения.

Основная пель работи заключается в выявлении специфики темпоральной структуры текстов дневников и воспоминаний и ее текотообразующей функции. Поставленная цель предусматривает решенье, следующих задач:

- уточнение понятия темпоральной структуры и выявление ее параметров как текстовой категории;

- определение типологических черт дневников и воспоминаний;

- рассмотрение темпоральной структуры исследуемых текстов как одной из жанроразличительных характеристик мемуарных текстов;

- выявлений связи темпоральной структуры с другими категориями текста;

- исследование взаимодействия языковых средств выражения временных отношений.

Материалом исследования послужили 55 дневников и воспоминаний английских и американских авторов XIX и XX веков.

Достоверность полученных результатов обеспечивается достаточно большим объемом выборки (общим объемом около 19000 страниц Достоверность выводов обеспечивается также использованием методов, наиболее адекватных для изучения темпоральной структуры текстов дневников и воспоминаний: метод непосредственного наблюденияв контекстологического анализа, элементов компонентного и суперлинеаркого анализа.

Теоретическая 'значимость работы заключается в том, что разностороннее изучение темпоральной структуры текста позво-

ляет установить его параметры, выявить его занрообрааукцио черты, показать иерархичность взаимоотношений категорий текста.

Определенную значимость имеет вывод о возможности и деле-сообразности исследовать типологию текстов по характеру и по специфике кх темпоральной структуры.

Теоретически важен также вывод о необходимости изучения темпоральной структуры исследуемых мемуарных текстов б тесной связи с особым двупланоЕЫМхарактером образа автора в текстах дневников и воспоминаний.

Определение специфических характеристик времени в тексте, выявление особенностей темпоральной структуры текстов дневников и воспоминаний в связи с их информационной структурой, с модальностью и другими текстовыми категориями позволяют продвинуться в решении задач, имеющих непосредственное отношение к теоретическим проблемам функциональной стилистики и лингвистики текста.

Практическая ценность диссертации определяется тем, что результаты исследования в той ее части, где выявляются жанровые характеристики дневников и воспоминаний и устанавливается евпэь темпоральной структуры с другими категориями текста, могут быть использованы в курсах по функциональной стилистике английского языка и лингвистике текста, а также при написании курсовых и дипломных работ, при составлении учебных пособий и методических рекомендаций по анализу текста определенного стиля ч жанра.

X X

X

Методологической основой всестороннего вналнза темпоральной структуры текстов дневников и воспоминаний является маркспстско-

ленинская философия, трактующая время как одну из фор;.; существования материи. "Б аире нет ничего, кроме движущейся материи, -говорит В.К.Ленин, - и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени".*

Современная философия предпринимает попытку дать толкована о лолимсдалънпсти времени, рассмотреть ъремя в философско-при-родном, социально-историческом и субъективно-психологическом аспектах. Выявление особенностей объективного, социально-исторического и субъективно-психологического времен, тесно взаимодействующих между собой, дает возможность научно подойти к рассмотрению лингвистической категории времени.

Лингвистический аспект рассмотрения категории времени, хотя и имеет свои специфику, подчинен философскому, ибо в гносеологическое плане он предполагает прежде всего выявление соотнесенности времени литературного произведения с объективным временем внеязыковой действительности.

х х

х

При изучении категории времени применительно к языку литературного произведения необходимым представляется всестороннее рассмотрение в тесной взаимосвязи лингвистического и лингвости-листического аспектов этой проблемы.

Привлечение к лингвистическому анализу других родственных областей знаний (в первую очередь литературоведческих) необходимо длн более глубокого решения задач собственно лингвистических.

1 Ленин В.П., ПОС. - г.18. - с.18.

Существенными для нашего исследования является следуйте положения о художественном времени произведения: художественное время - это образная и опосредованная модель объективного времени реальной действительности, оно обладает известной самостоятельностью и внутренними специфическими закономерностями; художественное время связано с его жанровыми характеристиками, что диктует необходимость рассмотреть жанровый статус, экстралингви-стическяе и лингвистические параметры текстов дневников и воспоминаний.

При исследовании темпоральной структуры текстов дневников и воспоминаний за основу берется точка зрения, по которой дневники н воспоминания относятся к документально-художественной литературе С в диссертации исследуются литературно обработанные дневники и воспоминания )<

Выдвинутая гипотеза о том, что дневники и воспоминания -это жанровые разновидности документально-художественной мемуарной литературы, подтверждается анртизом исследуемых текстов.

Проявляются их инвариантный экстралингвястические характеристики: документальность и дидактичность, высокая степень субъективности, ретроспективный характер повествования. Эти инвариантные экстралннгвистические параметры изучаемых жанров определяются двойной Функцией коммуникации - образовательно-воспитательной и ее массовой сферой общения.

В то же время .жстралингвистические особенности накладывают на каждую жанровую разновидность свою специфику, обеспечивая тем самым жанровую вариативность текстов мемуарной литературы.

Документальность текстов дневников выражена в больше;: фак-тологичности. Тексты ьоспоминьний не отличаются таким разнообразием и обилием документальных деталей, однако докумонталыюсь в втих текстах подтверждается всевозможными временными связями, которые устанавливает автор. Документальное воспроизведение прошлом информации в воспоминаниях верифицируется временем, в чем сказывается объективирующая функция последнего.

Дидактичность произведении исследуемых жанров имеет как интравертный характер, то есть направлена на самого автора, так и экстравертный характер, то есть нацелена на читателя. В дневниках преобладает интравертный характер дидактнчности, а в воспоминаниях - ее скстравертная направленность. Современные дневниковые зайиси выявляют появившуюся тенденции к углублению зкст-равертного характера их дидактичное™.

Субъективность как один из основных экстралингвисткческкх параметров исследуемых мемуарных жанров рассматривается в плане диалектического единства субъективного и объективного факторов, в рамках материалистической гносеологии, утверждающей вторич-ность сознания по отношении к объективно;'! реальности. Специфика диалектического единства объективного и субъективного в жанрах-дневников и воспоминаний состоит в том, что, с одной стороны, в них осуществляется установка на документальность, подлинность, с другой - объективная действительность познается через субъективно-авторское отражение. Авторская субъективность мемуарных жанров имеет свою специфику: это субъективность реального участника ошюываек'ых событии. Степень субъективности, соотношение субъективного и о'л ектирпого г, акторов различии

как в отдельных жанрах мемуарной литературы, так и з типах произведений одного и того же жанра. В дневниковом жанре, по сравнению о жанром воспоминаний, субъективность проявляется сильнее. Это объясняется тем, что, во-первых, автор дневниковых записей - главки? участник описываемых событий, а, во-вторых, субъективность в них углубляется за счет больщеп эмоциональности, которая объясняется временной приближенностью происходивших событий к их записи в днешшке. В воспоминаниях автор является лишь одним из участников событии, эмоциональность несколько сличается за счет временной удаленности, усиливается рациональный характер субъективности, которая углубляется за счет временного переосмысления, изменения авторских оценок, за счет объективирующей (Тугашяи врем"ни в этих мегг/арных текстах.

В исследовании с учетом разностороннего подхода к трактовке вопросов категории времени в литературном произведении, наряду с анализом собственно языкового Ерег/.енк (.грамматического и лексического ) текстов дневников и воспоминаний, характеризуются и другие важные экстралингвистические компоненты времени. Это к существование текста ъ объективном социально-историческом времени, и индивидуальное времч автора, реальное и мемуарное время с реальное время - Еремя написания мемуарного произведения, мемуарное время - время отражаемых в произведении происходивших в прошлом событий ).

Свою специфику в дневниках и воспомгнгниях имеет ретроспективны:! характер изложения - важнейший зкcтpaлингвиcтл,;e', -кий параметр мемуарной литературы. В дневниковых записях ретро-спективнссть весы/а значительна, к мемуарное время в них более

емкое, так как охватывает длительный период, гораздо чаще наблюдается в них нарушение хронологии, события мемуарного времени характеризуются в нескольких ракурсах,соотносятся и сравниваются разные временные планы.

Основные экстралингвистйческие характеристики дневников и воспоминаний определяют их лингвистические параметры: двуплано-вый образ автора, повествование от первого лица, взаимодействие временных планов, ретроспективно-проспективный характер повествования.*

Экстралингвистические и лингвистические особенности текстов исследуемых мемуарных жанров в своей совокупности оказывают влияние на их темпоральную структуру как Еажную текстообра-¡¡уищую категории этих жанров. Поэтому темпоральная структура текстов дневников и воспоминаний рассматривается в работе нэ фоне их экстралипгвистическпх и лингвистических параметров.

X X

X

При исследовании темпоральной структуры текстов дневников п воспоминаний исходим из того, что темпоральная структура -ею важнейшая категория текста. Она является онтологической характеристикой текста, обеспечивает его существование, так как без временной организации текста быть не монет.

Положив в основу универсальную для всех типов текстов дефиницию темпоральной структуры З.Я.Тураевой, в соответствии с целями нааего исследования и кэнровыми параметрами текстов

* Лингвистические характеристики исследуемых текстов рассматриваются далее в связи со спецификой их темпоральной структуры (c.IQ- 17 ).

дневников и воспоминаний принимаем следугаес рабочее определение темпоральной структуры: темпорзльная структура текстов дневников и воспоминаний - это сеть отнесений, которая отражает временную соотнесенность текста с зпеязыковой действительностью, сложное переплетение планов реального и мемуарного времен и совокупность языковых средств выражения временных отношений текста , объединенных функциональной и семантической общностью.

Темпоральная структура рассматривается в работе как содержательная категория, которая тесно связана, с одной стороны, с авторский мировоззренческим пониманием объективного времени, а с другой - о его субъективно-психологически'.! временем, транс-форми рунди» в тексте объективное и социально-историческое время.

Темпоральная структура текста характеризуется вариативностью в зависимости от дзнрозых характеристик. Мемуарное время в дневннкогкх записях характеризуется сильно;; приближенностью к реально:.»у времени (как правило, от одного до нескольких дней), в работе очо обозначается как мемуарное приближенное-Мр В текстах воспоминаний мемуарное время находится на значительном удалении от реального греме;.и, проявляется многоступенчатость временных отнопеш:",, по степени удаленности от реального времени мемуарное время а текстах воспоминаний соответственно обозначаете" как и, Чд, п т.д.

Дневники отличаются в целом взаимодействием двух плопов (реального - Р и мем.уар-'ого приблинепного - в личностно -

психологических х'Ы».лк".с пз:.'о.;лф увеличение количеотис гре-иегошх планов. 6<>спо«кненки из-зз удаленности мемуарного времени огвх текстах от р:.!згч'0г« и ею м погосту пен-. уго<: характеризуются :< за;-, 7 од г > трех более вренепш..: г.лано;;

(Р и М2, М3, Нл и т.д.).

Темпоральная структура исследуемых мемуарных текстов связана прекдз всего с таким лингвистическим параметром, как дьу-плаковый образ автора.

Вслед за В.Виноградовым, который подчеркивает интегрирующую функции категории образа автора, понимаем под последней "концентрированное выражение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествованием, рассказчиком или рассказчиками и через них являющуюся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого".*

Особенно актуальным представляется изучение категории образа автора в текстах мемуарной литературы, где связь темпоральной структуры исследуемых текстов с их особым двуплановым характером образа автора проявляется в том, что как объект повествования ов выступает в мемуарном времени, а как субъект -создатель произведения - автор действует в реальном времени. Это дает возможность придать временным отношениям в этих текстах свою специфику: многоступенчатость процессу восстановления по памяти прошлой информации, широкое взаимодействие временных планов (Р и Мд, М^ и т.д.), которое является , основной лингвистической характеристикой исследуемых мемуарных текстов. Взаимодействие временных планов, скрепляемых воедино автором-повествователем к автором-участником происходивших событий, делает временную организацию текста этих мемуарных жанров средством его интеграции, определяет композицию всего прли/иецепиь.

* Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. !., Высшая школа, 1931. - С.16С.

Рассмотрение совпадения или расхождения авторских временных планов и их оценок позволяет выделить три модели взаимодействия реального и мемуарного времен: наложение ( полное совмещение мемуарного и реального планов), соположение ( частичное их совмещение ) и противопоставление этих временных планов.

Характер взаимодействия указанных планов, преимущественное использование тех пли иных моделей этого взаимодействия отражает деление мемуарной литературы на яанры, а такяо внутрииан-ровую вариативность.

х х

X

Специфика темпоральной структуры текстов дневников г. воспоминаний в значительной степени зависит от видов информации, заключенной в них.

В исследуемых мемуарных текстах рассматриваются два основных вида информации: содержательно-фактуальнал информация / СФЯ/ и содержательно-концептуальная /С1ОД/(термины И.Р.Гальперина). В зависимости от характера взаимодействия того пли иного вида информации в работе выделятся информативно-фактологические дневники и воспоминания (в основе превалирует СФИ )и личностно-психо-логические С преобладает сип.

Информативно-фактологические дневники характеризуется простой темпоральной структурой: одним эксплицитно внрат.егг-:;м мемуарным планом С Г^- мемуарным приближенные 1. Отсутствие выраженности плана реального времени снимает взаимодействие временных планов.

Личностно-психологические дневники выявляют усложнение т&шюрелыюй структуры: наличие, как правило, двух или трех эксплицитно выраженных мемуарных планов (М^, Ид и т.д.),» указывающих на разную степень приближенности/удаленности от реального времени, и проявление взаимодействия реального и нескольких мемуарных времен. Наиболее типичной иодельа взаииодей-ствия временных планов в текстах иичностно-психоиогических дневников является наложение времен.

Темпоральная структура текстов воспоьынзний, по сравнению с текстаыи дневников, характеризуется большей усложненностью.

В информативно-фактологических воспоминаниях взаимодействуют в основное ,ива плана: реальный и эксплицитно выразенный мемуарный план (Ug). В текстах лпчкостно-псп.сологпческих воспоминаний число взаимодействующих планов увеличивается (от трех до пяти временных планов). При этой действуют все модели взаимодействия временных планов: наложение, соположение и противопоставление.

"I began by not liking London at all (1)• It seeded to ue, a stranger, the most unfriendly community I had ever knovm. - sill cold, grey stone and dingj brick, ancient dampness and dxabneas, and a purposeful hurry and push in the streets

(2). Indeed, an honest description of uy original response to London would be that it evoked in me a bonedeep dislike

(3). There was about the city a pervading indifference, a rsaoteness and withdrawal that eeeued alien to the hiuian spirit ... (4). One can be more alone in London that in any other city in the world and coming to know it io a far more complicated process than, for exanple, coning to know Paris

- i;: -

( -5). '¿hat city is a feast fco ¡.he еуез, tcaethir.t fco Ъй i^-.id:.-ately savoured and shared ( 6). Tke difference 'jü", .-.¿n ch« tv:o cities as has bean re-narked before, is that Paris is like a wo-aar. while London is lika a man (7). I" time, ас ny knowledge to English xiri'jz deepened, I яаь to change iirsü emotional impression of London (8). Like a '..'eucLerd x'ccn, fcha character of London partakes of the cliiaate that envoi opes it {•)). iisno-afch the unoroaising exterior lies the v;arjth of a iiaLitrJ firo (10)" (Wallis VI., p.IWS).

Соотнесение ьремешшх планов, с о,.¡¡o.j сюрони, уг-убляьг освещение сг.Яитай прг.ц»ого, с гги - yc.wm^aei с; ллггвъвкй орекгзр с нов го по^естю: и...-.ii. ¿V, х отрь уго

модно проследить на взап !■" трел. ..ему,> п;анов -

:<0, г., М, (М2 - .¡оран ПИ: aacpened, v.ас _ - п(лгд..ол.; М- -

fcj О "1 ¿i

формы ПИ: began, setmed, evokad, wes _ x-4 пред;.;);.; -форма ПИ • had biora - 2 предлсь) и реального - Р (.-' - формы 1Ц1; can, is _ g_g нрадлок.; partakes, envelopes, lies -9, 10 предлоа.). За счет действующих моделей, 8 именно протию-поехэвьепия мемуарных времен - Ч, и !.Ц автор дое-г противоположные временные оценки своего восприятия Лондона через контраст: первая отрицательная (cold, unpromising exterior), вторая - положительная ( ^аги interior ) R дэяозскля времен -и Р.'

Субъектизность усагиваэтся за счег углубленной сцечкг - sr-tacH-Hoil опыт опрогер.'зет первые впечатления, под ьяялниеч времена вез в иди тс у; мод доуь.м углом зрения.

X X

X

- I о -

Взаимодействие соотносимых временных планов в текстах личностно-психологкческих дневников и воспоминании осуществляется с помощью ретроспекции и проспекции - основных составляк^-щих их темпоральной структуры.

Ретроспекция рассматривается в исследовании, вслед за И.Р.Гальпериным, в сатом широком плане, как категория текста, относящая читателя к предшествующей содержательно-фактуальной информации. Проспекотя трактуется в работе также, вслед за И.Р.Гальпериным, как категория текста, предупреждающая читателя о том, что произойдет в будущем.

При изучении мемуарных текстов было установлено, что в них используются следующие виды ретроспекции: в дневниках - контактная ( имплицитная и эксплицитная), с преобладавшей контактной имплицитной, в воспоминаниях - дистантная ( средней и значительной удаленности ), имплицитного и эксплицитного характера. Контактная ретроспекция относит читателя к событию, непосредственно предшествующему дневниковой записи (от одного до нескольких дней), дистантная средней удаленности - к событиям, произошедшим несколько лет назад, дистантная ретроспекция значительной удаленности отсылает читателя к детству, юности я т,п.

Для обоих ханров выделяются три общие функции ретроспекции: композициоино-кнтегрурушая (расвврящая хременпне рамки повествования и интегрирующая текст в единое целое), перспекти-во-устанавливащая (определяющая лременкую перспективу, вызываемую разнообразными ассоциативными и причинно-следственными связями)« стилистическая, усиливахчцая и углубляющая взаимодействие различию: временных планов, экспрессивность,

психологизм повествования и оуйьектизяо-звторску» .з.^чачк.

Длл воспотаизниВ выделяется, нариу с »¡.-lieufs-psr.'-iu, следудополнительные '¡уакции: оообдэклал (под^одяцая читателя к выводу, осмысленно г, обобщении ппомих еогн,'?пй) и п-зреакцен-тпрувцая (по-югак^эн воспо.и ачать ияцорчоии« г.«д дпупш у :т.»н зрения).

Рассмотри.Lie прпвп<лк*з2 i.cako? сост-тя^деа гзупсрзяь-пой структуры sconces «к -змуа¡1 ■ ■ l'"/. ув'.стов гшли т^^заие; некоторые заирпроглачительние закономерности как в определении семантических видов и функций лроопекцнп, ток и з ее лсг.о,~ап-вании.

В текста:-: дпегаехга '¿одно ночетзтирозэть :'':улг>т£'.'л:;!1?ст1 проспекцил, охоректеразо- . s «с кок диитзчтг'-д " о "ексгсг.уз, отчеткгь ее условный хзрз»;гер, ппа/;поло,"гитс;!ь;к'-лредсказЗ':'елт,-нуя функцию.

Для текстов воспоминания наиболее распроитрангнлыиц пзл::-iJicn дистантные текстовые проспекции иаплдцитлого я зясшгсцят-ного характера, с более разнообразными функциями: коцпозкциол-яо-интзгряруюцей, перспектив о -усгапэвлйвакщей, стглясгэтзс.чой, переакцентнрутазй и обобщающей.

Исследование текстов личпостпо-исихолпгических воепп-.ип;.';-паЯ с точки зренид лепользоваш:;! в них рс-тоспскциП к протекций, обеспечиззк^нл пэреплетеяве и зооггесе-аос:* "оде р дг! л о их взхну о лиигвастячссяуь * -г^яуврасхаку: -¡эстое о./тсть;:с оо'-?их как сг.яухсгвугдех друг .щгу, тесное зэоино-

дипитше.

"Soday, as 3 ooV ЪасК 1 9 seoras л horrid year, steinased by a tv:oro'";hiy nasty Ргасе.

But when it саше in, it appeared to an exhausted world as divine normality, the spring of life after winter of death, the stepping-stone to a new era, the gateway to an infinite future - a future not without its dreams and discomforts, but one in whose promise we had to believe, since it was all that soma of us had left and believe in" (Britain V., p.174).

To:t отрывок из воспоминаний В.Британ характеризуется пересечением ретроспективно-проспективных линий (дистантная ретроспекция - мэркер-глзгол ретроспективного плана -look back и проспекция-индикаторы -future, infinite future ). Взаимодействие отрезков ретроспективной и проспективной направленности шполняот композиционнп-иптегрируюцу» функцию (расширяется временная перспектива повествования, интегрируются временные планы - Р и ;.<п) и создает модель противопоставления реаль-(■j

ного и мемуарного плана (тогда 1919 год казался "прекрасной весной лизни" - divine normality,spring of life, м a теперь уяе "страшный кестокий мир" -horrid year, nasty Геасе - Р), в результате чего к облигаторноН композиционно-интегрирующей функции добавляется стилистическая, создающая контраст.

Указанный пример наглядно демонстрирует тесное взаимодействие проспекций и ретроспекций в различных функциях и их участие в создании временных моделей.

х х

х

Временные отнопени;; в текстах дневников и воспоминаний выражаются совокупностью взаимодействующих языковых средств: грамматических, лексических, сиптактико-стилиоткческих. Проецируемые и тот пни ином временной пласт изложения, эти взаи--

- ig -

водекствуздиз язшозиз средства внрзлеяки охнткш'Я,

явяялсь компоивйгоа геипорэлыгой струк?)ра, осуцестиг.^йт sexcio-образувзд» '¿ункцню темпоральной струмуpu ksучзем.-ч тексгпз.

Язикоаиз единицы ¿ирэхения временны.: nspaaerpoj гексгоз отличавтсл хари&твзпогтьи з зэь»с»;чпс2л от хварлаой п^инадяез-ности они текстов (дневник:; или ^осломпнэнин) и ns их отнесенное и: к тому ¡:.«и вдапу типу ver.íyэрн-го произведения (ин:ор\:а-тизно-фактплопческому или лпчпостно-пси.сологнчеекому).

Основными средствам:; выр^:качия зреиешшх сгноаенвй как в текстах дневников, так и в текстах aocnoiuniauiit являются в и довременные глагольные формы. Ечдуцэя форма информативно-фактологических и лкчностно-пспхолпглческих дневников и воспоминаний - праве диве индефинитное мрем л (ПК)« выступаю*» з повествовательной и описательной фун. ,'ях. Кроме того, в цщпрлагвгис-фактологических текстах исследуемых кэнров сирого пспольгуотся настоящее индефинитное вреия (ПИ) б функции сбоба-нля (значительно pese з других Функциях), э з личностно-псахологччесннх текстах эта форма тесно взаимодейстзует с формами про^еддэго лреиенл и употребляется практически во вссх Функциях: Ш1 обоб-цащее, НИ описательное, IUI историческое, ¡и повестэсЕательпос.

Помимо 5орм ПИ и НИ времен, темпоральные отношения в текстах лнчпосгпо-психояогг.ческих дпезпикоь и зосио:щ;!:..'.:;л оформляются перфектными формами - наемном перфектным (!'П) и прегедшш перфектш/м (ПП), виступжадми в ретроспективной и результативной Функциях, обеспечивающими переплетение временных планов и соотносящимися з сяязц с этим с другим;; глагольными ;ор-.1лчи (Н.1, (Ш).

Для лк'> ностяо-психологич ее них ¿невинно в наиболее хэра.ч-

- 17 -

териой является форма настоящего перфектного времен«, а для воспоминаний этого ке типа - прошедшее перфектное время.

Наряду с грамматическими ср-здствэци, оформляющими временные отношения в текстах дневников и воспоминаний, существенную роль играют лексические сродства выракшшл темпоральное™.

В информативно-фактологических дневниках и воспоминаниях лексические средства (существительные меры времени, уточняемые прилагательными, числительными и наречиями с временной семантикой, глаголы с временны.!! шшченнем) по вначимосш разделяют с грамматическими первое место.

В личностно-психологических дневниках и воспоминаниях лексические средства, перечисленные выше, дополняются лексическими указателями на неопределенные отрезки времени, увеличивается число существительных, опосредовано указывающих на время, о также существительных, приобретающих темпоральное значение в условиях контекста, большую значимость имеют прилагательные, наречия и глаголы, выражэнлцие в атих текстах временную соотнесенность.

Существенная роль а характеристике временных отношений в текстах личностно-психологических дневников и воспоминаний принадлежит спнтактпко-стилистическич средствам. Эти средства (эпитеты, метафоры, сравнения, семантические и стилистические повтори, инверсии) усиливают взаимодействие различных временных планов, углубляют психологизм и субъективность повествования. Некоторые синтактшю-стилистическпз приемы могут самостоятельно, при отсутствии лексических временных указателей, создавать темпоральную многоплановость, модели взаимодействия временных планов (наложения, соположения, противопоставления).

- 18 -

itpnao того, синтаятико-оти/шстачоскяе орзд'гт ,о поппл<,гувтся ostopoa ари •сзтскюркстигс отдельна* сипйс^л зропв ««(А.-.вгавь-ностл, ¡фе'рнаростг./яепгеиивноагй, одяокрзтяомйА .ок.крэгао» сти и др.).

Типачшдш при-дера«« могут служить фрагменты .мспошлм-Hiiil В.Вол'Шс (с.13) ч З.Ьригл! (c.lG).

В перкод случае ci-.RjJKi-KKO-c';:-, ¡кстичес.где йрн-гмн jw&ci-liViji в создании моАоя1: и: ^гмоот^лорг.а tlhoi о ме муарного времени: автор дяд хврокгерлста»:'. сьоего гйопраяхпя городj

о рззнн< зре".е»гоых позиций использует кочтоео* - cold, c-rey еКопс- and die ¡ту bric'-i, ancient d'-aipn^ta and drabna^riitrtirior)

Я the wartstr. of a banked fira(interior) л s углуоле.:;;и si ¿ftp* с?.ой cyci'citriii'if);; *jг-■ - ■ ь.• ■ i; вое;:;,;.hi,:;: \>- ( пг>-

аощ»в с рашпиля, napa:i;!6....j"0 и зл'хктсли: betvs >r

the two cities as Iise Ъоеп геазг!:с;й before is ¡."hat Paris i .1 liks а чгошш while London is like а сел), во втором случае для моделирования противопоставления реального и мпмуорного времен используются эпитеты и метафочи -hcrrid (year ), nasty Peace - divine (normality), spring cf life - v.intar of dsntb, доющне полйрн)» оценку в рззных временных: ракурса/ ¡1 создающие тем сомы" антитезу.

х х

х

Темпоральная структура 1екото;. ..'яеваььов и уооло-.'икския тесно сзяслш " су5ьек11Лг/.)-аз'.гоъско:1 мо;..г^ностьм, которая трзктусся з ва,'.-;оа ошпле icsk vo'iks sp г';й:1 «•«зооъгогр '¡э отноиенао сод'.»р.;очпч ь^окбзмос.-ыя а ¿.ействаг* 1ьап<;;и. Ясяед ье- л .Гальперпн.чМ, ^читаем жатого:.-'..-; -

оценочной и отмечаем в исследуемых текстах исключительно высокий коэффициент оценочности как результат глубокой авторской субъективности этих мемуарных жанров.

Во взаимосвязи темпоральной структуры текстов дневников и воспоминаний с субт^сктивно-авторской модальностью выявляются определенные закономерности. Изменение авторски? оценок, повышение в мемуарных текстах авторской модальности вызывает в них усложнение темпоральной структуры, проявляющееся в увеличении взаимодействующих, перс ¡етзющихся и соотносящихся временных планов.

В работе устанавливаются определенные различия в характере взаимосвязи темпоральной структуры изучаемых текстов с проявлением в них авторской модальности в вависимости ог жанровой вариативности этих мемуарных текстов, а также от принадлежности дневников и воспоминаний к определенным типам. В информативно-фактологических дневниках с простой темпоральной структурой, с одним эксплицитно выраженный мемуарным планом цодальностъ проявляется чрезвычайно слабо.

В личкоотно-психологичсских: дневниках и воспоминаниях с усложненной темпоральной структурой, с чередованием и взаимодействием разных временных планов, которые вызываются сменой авторской оценки, авторская модальность существенно усиливается и углубляется.

X X

X

Темпоральная структурз исследуемых мемуарных жанров зависит от композиционно-речевых 4ори изложения (КРФ), которые в свою очередь определяются видами информации. Взаимодействие темпоральной структуры и композиционно-речевых форм выявляет

- 20 -

слелущлз снецигичесике черти; ммпорзльнзя сгрултур-' л.'лг.пст-но-лсксологкчиских текстпз псозедуеи!гс за врез о прбсз.пггзииеи содержательно-концептуальной информации усложняет'.-; ;.и счет "смесения" КР*, увеличения удельного зесэ рзссугх^ений-рзяшпа-лений, подзчл информации в нескольких лзаимодействуццих временных планах. Описательная композиционно-речевая форма нглодения з мемуарных текстах, в противоположность текстам художественной литературы, где эта форма КР5, как правило, характеризует временную синхронности отражаемых язве ива и собмаЯ, подает информацию либо з двух, либо в нескольких вре^клыс планах. Рассмотрение взаимосвязи в наследуемых текстах диалогической формы изложения с темпоральной структурой покрывает, чи ?> диалоге происходит максимальное сблигеие (оно?;а г.п с;:рои— ного) мемуарного и реально, . времен, чем ос'ьпснксюл частое наличие диалога 5 дневниковых записях и весьма робкое их использование в воспоминаниях.

Проведенный сравнительный аналяз временных огноыекий в текстах дневников и воспоминаний и языковых средств их вырз-кения показывает, что темпоральная с тру г. ту рз монет рассматриваться как одна из основных жанрорааличн-гельных характеристик мемуарного текста, что подтверждает необходимость дальнейшего изучения и сравнения текоюй различных капрон и типов и по параметрам их темпоральной структуры. дает возможность более детальной ззнрозой классикп::аинд не только для мемуарной литературы, но •• для других отлей.

х

Цель л задачи исследования определит структуру диссертации, котор?я состоят аз введения, дьух глав :: заключения. Но

введении формулируется проблема нсследования, раскрывается актуальность и научная новизна работы, определяется цель, основные задачи и методы исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость.

Б первой главе рассматриваются общие проблемы категории времени: объективного, природного, социально-исторического, субъективно-психологического и художественного, анализируется жанровый статус дневников и воспоминаний, их экстралингдяста-ческие характеристики.

Во второй главе исследуется темпоральная структура текстов дневников и воспоминаний; характеризуется ее специфика в связи с лингвистическими параметрами этих жанров, показывается связь темпоральной структуры с другими категориями текста.

В заключении подводятся основные итоги проведенного диссертационного исследования.

X X

X

Основные положения диссертации отражены а следующих публикациях автора:

I. Коммуникативная значимость видодременпых форм глагола как одного из средств выраже- ия художественного времени в текстах воспоминаний // Стилистические аспекты устной и письменной коммуникации // Сб.научн.хр.ИГПВШ им.М.Торезе, вып. 286. - М., 1987. - 0,5 п.л.

2. Особенности темпоральной структуры текста воспоминаний и языковые средства ее вырааения // Текст в функционально-стилевом аспекте // Сб.научн.тр.МГИИЯ им.М.Тореза, вып.309.-М., 1988. - 0,5 п.л.