автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему: Темперальная структура текстов дневников и воспоминаний
Оглавление научной работы автор диссертации — Голубева, Татьяна Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ ТЕКСТА.
1.1.Категория времени как философская проблема
§ I, Объективное природное и социальноисторическое время.
§ 2. Субъективно-психологическое время
1.2. Лингвистическая категория времени
5 I. Время литературного произведения
§ 2. Жанровый статус и экстралингвистические характеристики текстов дневников и воспоминаний
1.3. Темпоральная структур: как категория текста
Глава II. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ТЕМПОРАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ
ТЕКСТОВ ДНВЗНИКОВ И ВОСПОМИНАНИЙ
2.1. Временные отношения в текстах дневников
5 I. Образ автора и темпоральная структура текстов дневников
5 2. Взаимодействие временных планов в текстах дневников
§ 3. Вэль ретроспекции и проспекции в конструировании временных отношений в текстах дневников
2.2. Временные отношения в текстах воспоминаний 9?
5 I. Образ автора и темпоральная структура текстов воспоминаний. Взаимодействие временных планов
5 2. Роль ретроспекции и проспекции в конструировании временных отношениР в текстах воспоминаний
- 3
8.3. Языковые средства виражения временных отношений в текстах дневников и воспоминаний
§ I. Грекиэтические средства выражения временных отношений в текстах дневников и воспоминаний
§ 2. Лексические средства выражения временных отношений в текстах дневников и воспоминаний.
§ 3. Синтактико-стидиетические средства вырэвения временных отношений в текстах дневников и воспоминаний
2.4. Связь темпоральной структуры текстов дневников и воспоминаний с другими текстовыми категориями
§ I. Специфика проявления в темпоральной структуре текстов дневников и воспоминаний авторской модальности.
5 2. Связь темпоральной структуры дневников и воспоминаний с видами информации и композиционно-речевыми формами изложения . 16*
Введение диссертации1990 год, автореферат по филологии, Голубева, Татьяна Сергеевна
Наогояиее исследование посвящено изучены) темпоральной структуры текстов дневников и воспоминаний, которая согласно традиционному лингвистическому пониманию определяется характе-рои в репе ян toe отноиений в тексте н bs asm о действием в ней языковых единиц, выражающих указанные отяоиения.
В последнее десятилетие интерес к проблеме времени взрастает не только в философских, естественных, точных неуках фигико-иатематичеокого цикла,но и в социологии, истории, психология, искусство»нании н лингвистике. Отсюда категория времени рассматривается учеными в различных аспектах: философском, психологическом, искусствоведческом, литературоведческом, лингвистическом.
Методологической основой всестороннего анализе категории временя, в тон числе и в лингвистическом плене, является марксист око-лени некая философия, трактущвя время как одну из форм существования материи. "В мире нет ничего, кроме движуиейся нетещи, - говорит В.И.Ленин, - и движуцаяся материя не нохет двигаться иначе, каж в пространстве и во времени" (Пения В.К., т.18, 181). Современная философия предпринимает попытку деть толкование полимодаявности времени, рассмотреть время и хек природное явление, и как социально-историческое, охарактеризовать субъективно-психологический аспект времени и раскрыт» его искусствоведческое понимание (Аскин я,*., 19 6S; Днепроз В.П., I9H0; Каган U.C., 1988; Мостегюнекко A.M., 1969, 1974, 1977; Молчанов В.Б., 1977; Лой А.Н. и Шинка рук Е.В., 1979).
На основе неркоистско-ленинекой философии, рассматривающей категории времени в литературе как искусство временное, художе
- 5 ствеяно воспроизводящее события и явления объективной действительности, пройдена времени получает развитее в теоретически;* работах советских литературоведов: Д.С.Лихачеве (1971, 1975, 1979), М.Н.Бахтина (1974, 1979), В.С.Белъкянда (1972), Э.Ф.Володина (1978), Н.К.Гея (1965, 1974), А.Я.Гуревнча (1968), С.М.ЛОТ-мана (1970), Т.Л.Иотьтевой (1974), Н.*.Р*евской (1969), В.Б.Шкловского (1970) и других.
В работах 1ше перечне sen пых и следователей время правомерно рассматривается как неотъемлемый элемент художествеиного отраке-пия действительное™, которое обязательно предполагает временную организацию, детально вскрывается взаимосвязь, своеобразные взаим001новелия художествеиного и объективного времени, характеризуется специфика художественного времени, предпринимаются попытки доказать жанроразлич и тельную роль времени в литературном произведении. "Жанр устанавливает свои временные аакони", -говорит В.Б.Шкловский (I97D, 42). 1анроравличительную функяис времени выделяет и Д.С.Лихачев: "Свои особенности в изображении времени имеют отдельные жанры" (1979, 237).
Изучение текста как лингвистического объекта ставит задачей рассмотрение его темпоральных характеристик как одного из важнейших текстообрааувдих факторов, взаимосвязи и вз вам ообу о ков ценности времен объективного, художественного и грамматического, темпоральной структуры текста, системы языковых средств, выражающих временные отнопения в тексте.
На уровне художественного текста категория времени исследуется в работах лингвистов: Т.А.Андреевой (1976), А.Й.Антаповой (1988), Т.И.Дешерневой (1383), М.Н.Левченко (19Й), Н.Л.Мировой (1970), Ё.Н.ЫмхтовоВ (1983), К.В.Морозовой (I9S3),
- 6
Н.Г.Сивохиной (1982), В.Л.Спивака (1979), Е.&.Стеценко (1977), В.В.Сычвсвэ (1376), З.Я.Тураевой (1979. 1985, 1986), Е.И.Шендельс {1970, 1986).
Опираясь ва материалистическое философское толкование объективного , субъективного и художественного времен, исходя из жанровых особенностей художественных гекотов, лингвисты характеризуют особенности художественного и граиматичеоких времен, специфику вреиенного восприятия рассказчика, персонажей и читателей, ана-лиаируют взаимодействие языковых средств, выражаяцих временные отновемя в тексте.
В ряде за рубежных литературоведческих к лингвистических ис-о ледова ни* также рассматривается категория в реме за художественное текстов (Б.Bull, I960; М.Church, 1961; Y,Hax-v«y, 1965} B.bunestad, 19591 Л.Uen&Llow, 1952; Y.Mi»l, 1969; Н J(«y»rhoff, I960; G.HJ&sMr, 1982( E.qjujffc, S.ЗгмлЪямт, 1982).
В работах перечислении авторов дается анализ «которых собственно языковых средств, выражавднх временные отношения в художественном тексте (главный образом, грамматических).Одвеко в целом следует отметить, что в основе рассмотрения категории времени в зарубежной лингвистике лежит идеалистическая философия, В противоположность советской Филологии, рассматривающей время в литературном произведении как необходимое условие отражения объективно оудествуадмх явлений реальной действительности, как отрежете объективного времени, больпинство зарубежных литературоведов при рассмотрении времени в литературном тексте стоят на субъективно-идеалистических позициях, часто замыкаются в сфере ограниченного индивидуального сознания, видя в художествеиной времени в основном лимь "личное, персональное, субъективное
- 7
Время" С Meyerhoff H., I960, 4).
Как отмечалось вше, ъ витерату роведечни а лингвистике категория временя я некоторые аспекты теипоральной структуры после д овал иоь ливь на примере художествевных текстов- В текстах мемуарной литературы изучение категории времени в темпоральной структур и ввходится еш,е аа начальной стадии. Здесь сдедует назвать работы Н.АЛевковской (1981, 1982, 1985» 1986), где эта пробхема освещается в общей плане о учетом isпровой вариативности.
Ре осмотре ни е категории времени и теш пора ль вой структура в текстах мемуарной литературы осложняется неразработанностью вопросов определения функционального статусе меиуарной итера туры в цегом и ее жанровых разновидностей, в частности.
По вопросу о функциональной при над нежности мемуарной литературы нет единого четко сфориувиревенного мнения. В советском литературоведении произведения мемуаристики чеце всего относят к документально-художественной литературе. Это утве[«даетоя, например, в работах И.Л.Андроников8 (1966), А.Г.Бочарова (1974, 1988)t Л.Я.Гинзбург (1970), Г.Г.Енизаветиной (1986* 1982) , А. П. Лещиков а (1974), С.И .Ыашняского (I960, 1967), Ю.М.Рарикова (I97I), ваияо также поддержку в дискуссиях и на конференциях со проблемам художественно-документальных жанров: "Жизненный матерная я художественное обобщение", 1966; "Литература, документ, факт", 1968; "Художеотвенво-документальные жанры (Вопросы теории и истории)", 1970; "Права к обязанности документалиста", 1971; "Обязанности свидетеля, права художнике", 1974.
Анализируя в основном литературно обработанные произведения мемуаристики, подчеркивая в них документальнук основу повествова
- 8 ни я, "установку as подлинность" как вахне «sett структурный принцип мемуарной литературы (Гинзбург Л.Я., 1977, 9) и отвечая в то же гремя в мемуарных произведения! определенное 0аскетическое начало" (тек же, 13)» использование в них образ нас художественных оредств с цеяью воздействия на эмоции читателей, большие»о советских литературоведов считают мемуарную литератур? "жанром - сплавом", "женром - синтезом" художественной и документальной литературы (Рюриков ЮЛ!., 1971). Многие иитерагуроведы, ссылаясь на размытость границ между мемуарной литературой к другми стилями и жанрами (документальной провой, публицистикой, научным стилем, художественной литературой, исторической прозой и др. ), рассматривают отдельные жанровые разновидности мемуарной литературы то как художественную литературу, то как документально-историческую прову (С.Я.Мвшнский, 1366; A.M.Стрельцов, 1972; U.M.Кораллов, 1974; А.П.Ланщиков, 1974; T.ti.Mapexosa, 13S7). В советском литературоведетак крайне мело теоретических работ по проблемам мемуаристики обобваюаего характера, можно назвать лишь несколько наиболее значимых исследований: Л.Я.Гинзбург (1977), И.С.Янская и В.Кардин (1981). Б основном это либо анализ отдельных мемуаров (И.К.Авадовский, 1951; Г.Г.Еливавегина, 1968), либо изучение мемуаров только линь как исторических документов определению: общественно-исторических эпох (Голубцов B.C., 1970; Дмитриев С.С., 1970; Тартвковскнй А.Г., 1980; Черноморский U.K., 1959). Исследуются мемуары и в плане источниковедения (Вушсанец Е.Г., 1974; Рудакова М.Н., 1975), где внимание акцентируется линь не деталях документальности, многие авторы изучают мемуарные произведения лишь как документальные жанры (Явчуневский Я.И., 1974).
- 9
В исследованиях зарубежных литеретурогедо* функциональный с те ту с ароивведений мемуарной интерэтуры я ее жанровых: разновидностей гоже точно не определен ( Qiraid Alain, 1975» Dctole Brian, 197*1 Just Klaus Gttater, 1976) A.Mendilow, 1952» J.Alney, 1Э72.19В0; JJiolloeell, 1977).
Вопрос о функционально-стилевой принадлежности произведений мемуарной литературы не решается однозначно и в лингвистике. Например, И.Р.Гальперин, замечая в текстах мемуарной литературы много общих черт о публицистическим стилем, относит йояышаотво мемуарных произведений к жанру эссе (Galperin 1 л.,1977 ). В диссертационной работе Е.И.Голубевой (1967), рассматривающей хааровые характеристики текстов автобиографии, произведения мемуарной литературы характеризуются как документально-художественная литература. Отмечая, что процесс формирования самостоятельного стиля мемуарной литературы еде не завершился, автор показывает сильное влияние на автобиографию как жанровую разновидность мемуарной литературы публицистического, научного и художественного стилей. Д.Л.Лавин® (1988) в своем исследовании пользуется ли-■ирггзрозедчдскии таршшм, "дав.умлйталькы4 стияь" и. рассматривай мемуарную литературу как подетиль документального стиля. В первых работах П.АЛевковской (1981), в которых анализируются произведения английской и американской мемуарной литературы, последняя, вслед за И.Р.Гальпериным, относится автором к публицистическому стили, однако в дальнейших работах уже выделяется самостоятельный стиль мемуарной литературы, находя в нем своп функцию общения - образовательно-воепктатеаьнуп к своп массовую сферу коммуникации (Левковокэя, 1982, 1985, 1986). |
Ыы следуем В.В.Виноградову в представлении, что стиль -"это j i
- ю общественно осознанийя м функционально обусловленнаи совокупность приемов употребления отбора и сочетания средств общенародного общенационального языка" (Виноградов, 1955, 78) и отмечаем еве недостаточную доказательность самостоятельного функцво-кально-стилевого статуса мемуарное литературы, особенно в плане выявления совокупности приемов отбора языковых средств общения в рамках общенациопального языка, Учитывая это, а такие то, что в задачу яаоего исследования не входило установление Функциональности левого статуса мемуарной литературы, в делом, придерживаемся более распространенной точки зрения, относящей произведения ие-иу а рис тики к документально-художественной литературе.
В диссертационном исследовании лингвистическому анализу подвергается темпоральная структура двух полярных жанров мемуарной литературы: дневников и воспоминаний, лишь как один на их жанрора значительных параметров.
Актуальность данного исследования обусловлена как в области языкознания, так и в области других неук болышм интересом к категории времени. Являясь фундаментальной категорией, она тесным образом B8Sимосвязана и с другими категориями текста, а иногда является и определяющей для них. Актуальность работы определяется также современным состоянием языкознания, необходимостью комплексной разработки проблем лингвистики текста, в частности, и в плаве всестороннего изучения лингвистического аспекта категории времени. Необходимость создания универсальной теории вышеназванной категории требует глубокого и многоаспектного ее изучения. Одним из наиболее важных аспектов данного явления выступает темпоральная структура текста, которая требует своего рассмотрения на материале текстов разных стилей и жанров. Актуальность тепы
- II повышается также воэроопим s настоящее время интересом к документалистике вообще и к дневникам и воспоминаниям, в частности, как важный документальным источникам определенной общественно' исторической эпохи.
Научная новизна диссертации определяется новизной предмете исследования: на уровне мемуарного текста впервые рассматривается темпоральная структура, объемно представлены все возможные параметры этой структуры, показано ее вам иоде йствае с другими текстовыми категория»!) и ее роль в создании текста, вносится вклад в развитие типологических исследований, типология текстов определяется по характеру темпоральной структуры, впервые под* вергаются анализу лингвистические характеристики текстов дневников, которые исследовались ранее только в плане литературоведения.
Теоретическая значимость работы заключается в тон, что разностороннее изучение темпоральной структуры текста позволяет установить его параметры, выявить его «а прообразу щи е черты, показать иерархичность взаимоотношений категорий текста. Определенную значимость имеет вывод о возможности и целееообразности исследовать типологию текстов по характеру и по специфике их темпоральной структуры.
Теоретически важев также вывод о необходимости изучения темпоральной структуры исследуемых мемуарных текстов в тесной связи с особым двуплановым характером образа автора в текстах дневников и воспоминаний.
Определение специфических характерастик времени в тексте, выявление особенностей темпоральной структуры текстов дневников и воспоминаний в связи с их информационной структурой, модаленость в и другими текстовыми категориями, позволяют продвинуться
- 12 в реиении задач, ииещих не по средстве иное отношение к теоретическим проблемам функциональной стилистики и лингвистики текста.
Практическая ценность диссертации состоит в том, что результаты исследования в той ее части, где выявляются жанровые характеристики дневников и воспоминаний и устанавливается связь темпоральной структуры с другими категориями текста, могут быть использованы в курсах по функциональной стилистике английского языка и лингвистике текста, а также при написании курсовых и дипломных работ, при составлении учебных и методических рекомендаций по анализу текста определенного стиля и жанра.
Предметом исследования являются темпоральная структура текстов дневников ■ воспоминаний.
Объектом исследования явились 55 дневников и воспоминаний английских и американских авторов XIX и XX веков (общим объемом 19000 страниц).
В работе поставлена цель - выявить специфику темпоральной структуры текстов дневников и воспоминаний и текстообрвзуюцуга функцию последней, что предопределило решение следующих задач:
- уточнить понятие темпоральной структуры в выявить все ее параметры;
- определить типологические черты жанров дневников и воспоминаний;
- рассмотреть темпоральную структуру исследуемых текстов с помощью сравнительного анализа временных отноиений в этих текстах как одну из жанроразличитальных характеристик мемуарных текстов;
- исследовать взаимодействие языковых средств выражения временник отношений;
- 13
- показать связь темпоральной структуры текстов дневвиков и воспоминаний о другими категории текста.
При реиении поставленных задач потребовалось обращение к следующим областям знаний:
1) к материалистической философии и ленинской теории познания как важной методологической базе для научного реиения проблемы отражения в литературе объективной действительности, объективного, социально-исторического времени;
2) к литературоведении для теоретического обоснования категории времени в литературе;
3) к психологии для научного понимания теоретических основ нанята и специфики субъективно-психологического времени;
4) к педагогике для уяснена я обрааовательно-воопигательной Функции произведений мемуарной литературы, для рассмотрения ди-дактичности как одной из основных ее экстралиатеистических характеристик;
5) к лингвистике текста и функциональной стилистике для определения жанровых характеристик текстов дневников и воспоминаний, для анализа лингвистических средств выражения временных отноаений в исследуемых мемуарных текстах.
В работе в соответствии с поставленными целью и задачами использовались еледанаде методы исследования: метод непосредственного наблюдения, контекстологического анализа, элементов компонентного и супралинеарного анализа.
Цель и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав я заключения.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Темперальная структура текстов дневников и воспоминаний"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование выявило особенности темпоральной структуры текстов мемуарной литературы (дневников и воспоминаний английских и американских авторов XII и XX веков).
Темпоральная структура рассматривалась в работа как содержательная категория, которая тесно связана, с одной стороны, с авторским мировоззренческим пониманием объективного времени, з, с другой стороны, с его субъективно-психологическим временем, трансформирующим в тексте объективное и социально-историческое время.
Лналиэ темпоральной структуры текстов дневников и воспоминаний проводился на фоне их экстралингвистических характеристик: документальности, дидактичности, высокой степени субъективности, ретроспективного характера повествования.
Темпоральная структура рассматривается в диссертации как сеть отношений, которая отражает временную соотнесенность текста с внеязыковой действительностью и представляет собой сложное переплетение планов реального (время написания произведения) и одного или нескольких мемуарных (время происходящих событий) времен и совокупность языковых средств выражения временных отношений текста, объединенных функциональной и семантической общностью. Было показано, что данная категория Функционирует в рамках тексте, в котором взаимодействуют различные языковые средства, формирующие временные отношения.
Темпоральная структура текста характеризуется вариативность» в зависимости от жанровых характеристик. Мемуарное время в дневниковых записях характеризуется сильной псближенностью
- 178 к реальному времени. В текстах воспоминаний мемуарное время находится на значительной удалении от реального времени, проявляется многоступенчатость временных отношений.
Дневники отличаются в целом взаимодействием двух планов .{реального - р и мемуарного приближенного - М-ц), в дичноетно-поихологических дневниках возможно увеличение количества временных планов.
Боспоминания из-за удаленности мемуарного времени в этих текстах от реального и его многоступенчатости характеризуются взаисодействием трех и более временных плэнов (Р и ll2, klg, Ц^ и т.д.).
Темпоральнея структура исследуемых мемуарных текстов свя-занз прежде всего с таким их лингвистическим параметром, как двуплановый образ автора, обусловливается им, что диктует необходимость рассматривать темпоральную структуру этих текстов сквозь призму образа автора мемуарного произведения.
Связь темпоральной структуры текстов дневников и воспоминаний с их особым двупяановвм характером образа автора проявляется в том, что> как объект повествования автор выступает в мемуарном времени, а как субъект- создатель произведения - он действует в реальном времени. Это придает временным отношениям в этих текстах свои специфику; многоступенчатость процессу восстановления по памяти прошлой информации, широкое взаимодействие временных планов, которое является основной лингвистической характеристикой исследуемых мемуарных текстов.
Взаимодействие временных планов, скрепляемых воедино автором - повествователем и автором - участником происходивших событий, делает временную организацию текста этих мемуарных
- 179 жанров средством его интеграции, определяет композицию всего произведения.
Рассмотрение совпадения или расхождения авторских временных планов и их оценок позволило выделить зри модели взаимодействия реального и мемуарного времен: наложение (полное совмещение мемуарного и реального планов), сополонение (частичное их совмещение) и противопоставление этих временных планов. Характер взаимодействия указанных планов, преимущественное использование тех или иных моделей этого взаимодействия отражают делание мемуарной литературы на жанры, а также внутрижаяровую вариативность.
В зависимости от характера взаимодействия и превалирования того или иного вида информации были выделены инФормативно-фактологические дневники и воспоминания (в оонове которых лежит со-деркатепьно-фактуальная информация) и личностно-психологические (в основе которых лежит содержательно-концептуальная информация).
Информативно-фактологические дневники характеризуются простой темпоральной структурой: одним эксплицитно выраженным мемуарным планом (tlj - мемуарным приближенным). Отсутствие эксплицитной выраженности плана реального времени снимает взаимодействие временных планов. Личноотно-психологические дневники выявляют усложнение темпоральной структуры: наличие, как правило, двух или трех эксплицитно выраженных мемуарных планов (filg, Мд),указывающих не разную степень приближенности/удаленности от реального времени, и проявление взаимодействия реального и нескольких мемуарных времен. Ори этом наиболее типичной для них моделью этого взаимодействия является наложение времен.
Темпоральная структура текстов воспоминаний характеризуется большей
- ISO усложненностьв по сравнении с текстами дневников. В информа-тивно-фажтологическах воононинениях взаимодействуют в основном две плене: реальный и эксплицитно выраженный мемуарный план (Mg). Б текстах личностно-психологических воспоиинений число взаимодействующих планов увеличивается (oiipex до пяти временных планов), действуют в равной степени все выделенные модели этого взаимодействия: наложение, соположение и противопоставление.
Взаимодействие соотносимых временных планов в текстах личност но-психологических дневников и воспоминаний осуществляется о помощью ретроспекции и проспекции - основных составляющих их темпоральной структуры.
В ходе исследования текстов дневников и воспоминаний было установлено, что в них используются следующие семантические виды ретроспекций: в дневниках - контактная (имплицитная а эксплицитная), с преобладающей контактной имплицитной, в воспоминаниях - дистантная (средней и значительной удаленности) имплицитного и эксплицитного характера. Для обоих жанров выявлены три общие функции ретроспекции: композиционно-интегрирующая, перспективо-устенав кивающая и стилистическая. Кроме того, установлены дополнительные жанрораэличительные функции ретроспекции для воспоминений - обобщающая и переакцентирующая.
Рассмотрение употребления проспекции в исследуемых мемуарных текстах выявило определенные жанрораэличительные закономерности в ее использовании, а также в определении семантических видов и функций. В текстах дневников можно констатировать факультативность проспекции, охарактеризовать ее как дистантную и аатекстовую, отметить ее условный характер, предположительно
- 131 предсказательную функцию. Для текстов воспоминаний наиболее раса рост ране ниши являются дистантные текотовыс проспекции имплицитного и эксплицитного характере с более разнообразными функциями: композиционно-интегрирующей, перспективо-устанзвли-вающей, стилистической, переакцентирующей и обобщающей.
В ходе исследования текстов личностно-психологических воспоминаний с точки зрения использования в них ретроспекций и проспекциЕ, обаопочивающих переплетение и соотнесенность временных планов, подтвердилась их важная лингвистическая характеристика: частое присутствие их в этих текстах как содутствувдих друг другу, их тесное взаимодействие.
Исследование темпоральной структуры текстов дневников и воспоминаний показало, что временные отнопения выражаются совокупностью взаимодействующих языковых средств: грамматических, лексических, синтактико-стидиетических. Проецируемые в тот или иной временной пласт изложения, эти языковые средства выражения временных отношений, являясь компонентом темпоральной структуры, осуществляют такстообразующую функцию темпоральной структуры изучаемых текстов.
Языковые единицы выражения временных параметров текстов дневников и воспоминаний отличаются вариативностью в зависимости как от жанровой принадлежности, так и от их отнесенности к тому или иному типу мемуарного произведения (информативно-фактологическому или личностяо-психологическому).
Основными средствами выражения временных отношений как в текстах дневников, так и в текстах воспоминаний являются видо-временные глагольные формы.
Для информативно-фактологических, а также для личностно
- 182 психологических двевников и воспоминаний прошедшее индефинитное время (ПИ),выступающее в повествовательной и описательной Функциях, является ведущей формой (причем в личвпотно-поихологических текстах эта форма, участвующая в выражении переплетения различных временных пианов, взаимодействует как с настоящим временем, так и с другими прошедшими глагольными формами). Кроме того, в информативно-фактологических текстах этих жанров используется настоящее индефинитное (НИ) время в функции обобщения и значительно реже в остальных. В личностно-психологических дневниках и воспоминаниях эта форма является одной из основных и тесно взаимодействует с формами прошедшего времени. В дневниках и воспоминаниях данного типа употребляются практически все разновидности Ш: 1Ш обобщающее, НИ описательное, НИ историческое, НИ повествовательное. Помимо прошедшего индефинитного и настоящего индефинитного времен, временные отношения в текстах личяостно-психологических дневников и воспоминаний оформляются перфектными видо-временными формами (НП и Ш1), выступающими в ретроспективной и результативной функциях, обеспечивающими переплетение временных планов и соотносящимися в связи с этим с другими глагольными формами (НИ, Ш). Для личностно-психологических дневников наиболее характерной является форма НП времени, а для воспоминаний этого же типа - ПИ время.
Наряду с грамматическими средствами, оформляющими временные отношения в текстах дневников и воспоминаний, играют существенную роль и лексические средства выражения темпоральности.
Б текстах информативно-фактологических дневников и воспоминаний лексические средства (практически совпадающие в дневниках и воспоминаниях) являются одними из основных для выражения
- 183 временных отношений. К ним, в первую очередь, относятся существительные меры времени, уточняемые прилагательными, числительными, наречиями с временной семантикой, а танке глаголы с временной семантикой. В текстах личноетно-поихологических дневников и воспоминаний лексические средстве выражения темпоральных отношений, выступающие в тесном взаимодействии с грамматическими средствами, дополняются лексичеокими указателями на неопределенные отрезки времени, увеличивается число употребляемых существительных, опосредованно указывающих на время, а также существительных, приобретающих темпоральное значение в условиях контекста, большую значимость имеют прилагательные, наречия и глаголы, выражающие в этих текстах временную соотнесенность.
Существенная роль в характеристике временных отношений в текстах личностно-психологических дневников и воспоминаний принадлежит синтактико-стилистическим средствам, Эти средства (эпитеты, метафоры, сравнения, семантические и стилистические повторы, инверсии), углубляющие психологизм и субъективность повествования, усиливают взаимодействие различных временных планов -основную лингвистическую характеристику иоследуемых мемуарных текстов. При отсутствии лексических временных указателей некоторые синтактико-стилистичеокие приемы могут самостоятельно создавать темпоральную многоплановость, модели взаимодействия временных планов (наложения, соположения, противопоставления). Кроме того, синтактико-стидиетические средства используются автором при характеристике отдельных свойств времени (длительности, прерывности/непрерывности, однократности/многократности и др.).
Темпоральная структура текстов дневников и воспоминаний тесно связана с субъективно-авторской модальностью. При этом
- 184 выявляются определенные закономерности этой взаимосвязи: усложнение темпоральной структура, проявляющееся в увеличении взаимодействующих, переплетающихся и соотносящихся временных планов, связанное с изменением авторских оценок, с повышением в мемуарных текстах авторской модальности. Удалось установить определенные различия в характере взаимосвязи темпоральной структуры текстов дневников и воспоминаний с проявлением в них авторской модальности в зависимости от жанровой вариативности зтих мемуарных текстов, а также от принадлежности дневников и воспоминаний к определенным типам.
3 информативно-фактологических дневниках с простой темпоральной структурой, с одним эксплицитно выраженным мемуарным планом модальность проявляется чрезвычайно слабо. В личносгно-психологических дневниках и воспоминаниях с усложненной темпоральной структурой, с чередованием и взаимодействием разных временных планов, которые вызываются сменой авторской оценки, авторская модальность существенно усиливается и углубляется.
Как отмечалось выше, темпоральная структура двух мемуарных жанров,прежде всего, зависит от видов информации и от определяемых ими композиционно-речевых форм изложения (KF4>). Взаимодействие темпоральной структуры и композиционно-речевых форм выявило следующие специфические черты: темпоральная структура личностно-психологических текстов исследуемых жанров, с преобладанием содержательно-концептуальной информации, усложняется за счет "смешения" КРФ, увеличения удельного веса рассуждений-размышлений, подачи информации в нескольких взаимодействующих временных планах. Кроме того, в противоположность текстам художественной литературы, где описательная композиционно-речевая
- 185 форма изложения, кзк правило, характеризует в ре ценную синхронность отражаемых явлений и событий, в мемуарных текстах сна подает информацию пибо в двух, либо в нескольких временных планах; в диалоге происходит мексимальное сближение (иногда до синхронного) мемуарного и реального времен, чем объясняется частое наличие диалога в дневниковых записях, которые сильно приближены н происходившим событиям, и весьма редкое их использование в воспоминаниях, характеризующихся значительным временным интервалом между происходившими событиями (мемуарное время) и временем их воспроизведения (реальное время).
Рассмотрение темпоральной структуры исследуемых мемуарных текстов на фояв их экстралингвистических и лингвистических параметров, а также в тесной связи с другими текстовыми категориями позволило установить определенную иерархическую зависимость: категория обреза автора в мемуарных текстах является определяющей для таких категорий текста как темпоральная структура, модальность и информациияная структура, тесно взаимосвязанных в организации временных отношений в мемуарных текстах, а также иерархическую подчиненность ретроспекции и проспекции темпоральной структуре как пеновных составляющих этой категории.
Проведенный сравнительный анализ временных отношений в текстах дневников и воспоминаний и языковых средств их выражения показал, что темпоральная структура может рассматриваться как одна из основных жанроразначительных и типологических характеристик мемуарного текста, что подтверждает необходимость дальнейшего изучения и сравнения текстов различных жанров и типов и по параметрам их темпоральной структуры. Это дает возможность более детальной жанровой классификации не только для мемуарной литературы, но и для других стилей.
Список научной литературыГолубева, Татьяна Сергеевна, диссертация по теме "Германские языки"
1. йарко К., Энгельс ф., Соч. - Т.16. - 839 с.
2. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т.20 - 630 с.
3. Ленин В.И. Полн.ообр.соч. Т.18. - 525 с. Леннн В.И. Полн.ообр.соч. - Т.25. - 646 с.
4. Адамович A.M. Ответы на вопросы анкеты "Жизненный материали художественное обобщение"// Вопросы литературы. 1966. -» 9. - С.3-6.
5. Азадовский U.K. Мемуары Бестужевых как чисто историческийи литературный памятник // Воспоминания Бестужевых. И., 1951, - С.381-678. ?. Аанаурова Э.С. Очерки по стилистике слова. - Ташкент: Фан, 1973. - 405 с.
6. Андреева Т.А. Структура сюжетного времени (на материалерассказов Э.Хемингуэя) / Автореф. дисс. . канд.филол. наук. Л., 1976. - 19 с.
7. Андронников И. Ответы на вопросы анкеты "1изнешшй материали художественное обобщение" // Вопросы литературы. 1966.- It 9. С.8-13.
8. Анохин П.К. Кибернетические аспекты в изучении работы мозга.- 14.: Наука, 1970. 283 С.
9. Антипова Д.Д. Категория ретроспекции и проспекции в научномтексте (на материале английской лингвистической литературы) / Дисс. . канд. филол. наук. -М., 1^88. 245 с.
10. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка:стилистика декодирования) Л.: Просвецение, 1981, - 295 с.
11. Арутюнова Н.Д. Об объекте общей оценки // Вопросы языкознания. 1985. - № 3. - С.13-24.- 187
12. Аскин й.ф. Категории будущего и принципы ее воплощения вискусстве Ц Ритм, пространство и время в литературе и искусстве, Л.; Наука, 1974. - С.67-73.
13. Аспекты общей и частной лингвистической теории текста.1.,: Наука, 1982. 192 с.
14. Ахыанова 0.0. Словарь лингвистических терминов. М.; Советсвая энциклопедия, 1969. 607 с.
15. Ахундов И.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. -М.: Наука, 1982. 222 с.
16. Бабушкин С.А. Пространство и время художественного образа/
17. Автореф.дисс. . канд.филол.наук. Д., 1971. - 20 с.
18. Earдонас А. Двуликий Янус в живой природе (Об измерениивремени в живых системах} // Наука и Хнэкь. 1972. -II.- С.3741.
19. Бархударов Л.е., Штеллинг Д.А. Грамматика английского языка.- П.; Высшая школа, 1973. 423 с.
20. Бахтин U.U. Бремн и пространство в романе // Вопросы литературы. 1974. - № 3. - С.133-179.
21. Бахтин N.M. Проблема автора // Вопросы философии. 1977.7. С.148-160.
22. Бахтин M.li. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетикасловесного творчества, И.: Искусство, 1979/а/. - С.237-28С
23. Биологические часы // Труды Международного симпозиуме нобиологическим часам. П.; Мир, 1964. - 694 с.
24. Борнсенко U.H. Темпоральные модели авторской речи художественного текста (жанр рассказа) // Вопросы грамматики германских языков. М., 1980. - 0.206-216.
25. Бочаров А.Г. Время в четырех измерениях // Вопросы литературы.-188 - 1974. fe II, - С. 33-68.
26. Браадее И.П. Стилистический анализ. U.: Высшая школа,1971. 190 с.
27. Ьрандес М.П. Стилистика ненецкого языка. й.; Высшая школа,198$. 271 с.
28. Ерускова Н.В, Категория ретроспекции и проспекции в художественной тексте (на материале ненецкого языка) / Дисс. . канд.филол.наук, П., 1983. - 181 с.
29. Бушшнец Ё.Г. Источники мемуарного повествования // Русскаялитература и освободительное движение. Казань, 1974. -О, 3-15.
30. Вакуров В.П., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетныхжанров. В., 1978. - I8S с.
31. Вернадский В.И. Размышления натуралиста // Кн.1. Пространство и время в неживой и живой природе. Наука, 1975.173 с.
32. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словахв русском языке // Труды Мн-та русского языка. М.-Л., 1950. - Т.2. - 0. 38-79. ЗА. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. - id.; Высшая школа, 1981. - 320 с.
33. Виноградова Т.А. Синтаксические средства выражения темпоральных отношений в современном английском языке / Автореф. дисс. . канд.филол.наук. -М., 1932. 23 с.
34. Винокур Т.Г. Закономерности стилистического использованияязыковых единиц. U,: Наука, 1980. - 150 с.
35. Винокур Т.Г. Стилевой состав высказывания в отношении к говорящему и с лущащем у // Русский язык. Функционирование-169 грамматических категорий. Текст и контекст. Н., 1984. -(J. 135-154.
36. Володин Э.Ф. Специфика художественного времени // Вопросыфилософии. IS78. - «I! 8. - (J.I32-I4I.
37. Вольф E.U. Функциональная семантика оценки. М.: Наука,1.8S. 228 с.
38. Выготский Д.ц. Психология искусства, М.; Искусство, 1968.- 560 с.
39. Гальперин И.Р. Информативность единиц языка // Пособие нокурсу общего языкознания. Н.: Высшая школа, 1974, - 175с.
40. Гальперин И.Р. Ретроспекция и проспекция в тексте // Филологические науки. 1980. - 1 5,- С.44-52.
41. Гальперин И. Г, Та кат как объект лингвистического исследования. М.; Наука, 1981. - 139 с.
42. Гальперин И.Р. Членимость текста // Вопросы роыано-германской филологии (сб.науч.тр.) МГПШЯ ны.Ы.Тореза. Ы., IS78. - Вып.125. - U.26-36.
43. Гей Н.К. Время входит в образ // Известия АН (XUP. Отделение литературы и языка. 1965. - Т.2^, - бип.5. -С. 386-395.
44. Гей Н.К. Время и пространство в структуре произведения //
45. Контекст. В., 1974. - С.205-216.
46. Герасименко В. Время как жанрообразуюиий фактор и его воплощение в романах Тургенева // Каир (эволюция и специфика). -Кишинев, 1980. 0.50-58.
47. Гинзбург Д.Я. О психологической прозе, Д.: Художественнаялитература, 1977. 448 с.
48. Грамматика современного русского литературного языка / Подред. Н.В.Шведовой.- П.: Наука, 1970. 768 о.
49. Гришина О.Н. Соотношение повествования, описания и рассуждения в художественном тексте (на материале англо-американской прозы XX века) / Дисс. . канд. филол. наук, -М., 1933. 177 с.
50. Гулыга В.В., Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля всовременном немецком языке. И.: Просвещение, 1969. -184 с.
51. Гуревич А.Я. Что есть время? // Вопросы литературы.1968. № II. - С.151-174.
52. Данчеэва К.В. Грамматические формы видо-временвых системанглийского глагола в ситуативном тексте / Дисс. . канд. филол.наук. П., I9S2. - 132 С.
53. Демченко И.Г. Выражение временных отношений лексическимисредствами // Ученые записки. Вопросы романо-германской филологии. Т.63. - И.: МГШИЯ им.11.Тореза, 1971. -С. 243-253.
54. Деиернева Т.К. Лингвистический аспект категории времени в его отношении к физическому и философским аспектам // Вопроси языкознания. 1983, - fe 6. - С.37-47.
55. Дмитриев С.С. Мемуары, дневники и частная переписка первой половины XIX века // Источниковедение истории CGCF XIX -начала XX вв. Н., 1970. - С.346-367.- 191
56. Днепр об В. Идеи времени и формы времени. Л.; Советский писатель, I960. - 598 с. €0. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Пространственно-временные факторы в организации нервно-психической деятельности // Вопросы философии. - 1975. - № 5. - С.133-145.
57. Долинин К.А. интерпретация текста: французский язык. U.:1. Просвещение, 1986. 146 с.
58. Донскова D.A. Средства выражения категории модальности вдраматургическом тексте (на материале англо-американской драмы XX века)/ Дисс. . канд.филол.наук. М., 1932. -184 с.
59. Елизаветина Г.Г. "Былое и думы" Герцена и русская мемуаристика XIX в. // Автореф.диес. . канд.филол.наук. -М«, 1968. 16 с.
60. Елизаватина Г.Г. Становление жанров автобиографии и мемуаров
61. Ц Русский и западноевропейский классицизм. Проза. М., 1982. - С.235-263.
62. Есперсен 0. философия грамматики, Ы.: Изд-во иностр.литературы, 1958. С.404.
63. Жалейке Р.А. Перцептуальное время и его выражение в функционально -сен анти чес ком поле темпсральности (на материале английского языка) / Автореф. дисс. . канд.филол.наук. -Ы., 1980. 22 с.
64. Зобов Р.А., Иосгепаненко А.Я. О типологии пространственновременных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. -11.: Наука, 1974. -С.11-25.- 193
65. Зонина Л. Новый роман, вчера, сегодня // Вопросы литературы 1974. - № IX. - С.69-106.
66. Иванов Н.В. Актуальные вопросы клинической психиатрии.1. Горький, 1973. 254 с.
67. Иванчикова Е.А. Категория "образа автора" в научном творчества В.В.Виноградова // Известия АН СCUP. Серия литературы и языка. 1985. - Т.Н. - К 2, - С.123-134.
68. Иванчикова Е.А. О дифференциации жанровых форы речи //
69. Структура лингвистики и ее основные категории. Пермь, 1985. - С.10-15.
70. Каган Id.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. 1982, - № 10. - C.II7-I24.
71. Каган й.С. Пространство и время в искусстве как проблемаэстетической науки // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. - С.26-39.
72. Кант И. Критика чистого разума // Соч.- Т.З. Ы., 1964.-.С.138-140.
73. Кобалия ЛД. Темпоральная структура текста газеты в современном нем едкой языке / Дисс. . канд.филол.наук. К., 1981. - 169 с.
74. Кожина М.Н. Об отношении стилистики к лингвистике // функциональный стиль научной прозы. Проблемы лингвистики и методики преподавания. Ы.: Наука, 1980. - С,3-17.
75. Кожина Ы.Н. О соотношении стилей языка и стилей речи спозиций языка как функционирующей системы // Принципы функционирования языва к его речевых разновидностях. -Пермь, 1984. С.3-8.
76. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных-193 факторов в языке. М.; Наука, 1975. - 230 с. 79. Колшанский Г.В. Коммуникативная фувкция и структура языка.- M.i Наука, Ш. 174 с.
77. Кораллов 11.1:. Опыт нажитый, опыт осознанный // Вопросы литературы. 1974. - № 4. - С.46-62.
78. Краткая литературная энциклопедия. Ы.: Советская энциклопедия, 1967. Т.4. - 1024 с.
79. Кухаренко В.И. Интерпретация текста. Л.; Просвещение,1978. 327 с.
80. Данщмков А.П. Обязанности свидетеля // Вопросы литературы.- 1974. Ж 4. - 0.87-95.
81. Левковская Н.А. Еанровая вариативность мемуарной литературы.
82. Труды ИГМИЯ ив-И.Тореза. Вып.197. - «., 1982. -С.158-167.
83. Левковская Н.А. Интегрирующие свойства проспекции в текстеавтобиографии / Труды КГШШЯ им.Ы. Тореза. Вып.215. -К., 1983. - С.134-146.
84. Левковская Н.А. Категория времени как одно нз средств связитекста мемуарного жанра / Хруды иТПМЯ им.П.Тореза. Вып.178. И,, 1981, - С.19-25.
85. Левковская Н.А. Лингвостилистические средства создания временного континуума в письменном тексте воспоминаний // Стилистические аспекты устной и письменной коммуникации. -if., 1987./ Труды МГПИИЯ им.И.Тореза. Вып.286. - 0.117-120.
86. Левковская Н.А. Организующая роль ретроспекции в системекатегорий текста мемуарной литературы / Труды МГТШИЯ им.Ц.Тореза. Вып.245. - М., 1985. - 0.81-89.
87. Левченко М.Н. Темпоральная структура художествевного текста194
88. Дисс. . канд. фи дол. наук. -М., 1981. ISO с.
89. Литература, документ, факт Ц Иностранная литература.1966. № Б. - СЛ78-Е07,
90. Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведениялитературы древней Руси. 11.: Современник, 1975. - 366 с,
91. Лихачев I.C. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Художественная литературы, IS7I. 413 с.
92. Лихачев Д.С. Поэтика художественного времени // Поэтикадревнерусской ли!вратуры. 11.: Наука, 1979. - 352 с.
93. Лой А.Н., Шинкарук Е.В. Время как категория социально-исторического события // Вопросы философии. 1979. - № 12. -0.73-86.
94. Локшика Т.Ь. Соотношение стилевых, коммуникативных и информативных аспектов текста / Дисс. . канд.филол.наук. -Id,, 1983. 191 с,
95. Лотман Ю.И. Структура художественного текста, М.: Искусство, 1970. 381 о.
96. Лотман Ю.Ц. Структура и семиотика художественного текста.1. Тарту, 1981. 3S6 с.
97. Лук А.Н; Память и кибернетика. М.: Наука, 1966. - 96 с.
98. Молчанов ID.Б. Четыре концепции времени в философии и физике / АН СССР. Ин-т философии. М.; Наука, 1977. - I9Z С.
99. Боровскаfl А.Н. и др. Стилистика английского языка. Киев:1. Вица школа, 1984. 247 с.
100. Монанова К.Ф. Объективирующая функция времени в жанре мемуаров И Филологические науки, 1974. - № 3. - С.3-12.
101. Морозова Е,В. Грамматическая категория пространственновременного континуума в художественном тексте / Дисс. . канд.филол.наук. И., 1984. - 184 с.
102. Москальская О.Й. Грамматика текста. И.; Высшая школа,1981. 185 с.
103. Мостепаненко A.M. Проблема универсальности основных свойствпространства и времени. l.s Наука, 1969. - 229 с.
104. Иотылева Т.Д. О времени и пространстве в современном зарубежном романе // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Д.: Наука, 1974, - С.186-200.
105. Наер В.Д. К проблеме жанра в системе функционально-стилевой дифференциации языка // Об.науч.«р./ МГПИВД им.Н.Тореза. М., 1987. - Вып.286. - С.39-47.
106. Наер В.Л. О текстовых параметрах функционального стиляк постановке проблемы) // Сб.науч.тр./ МГПИИЯ им.М.Тореза. 11., 1988. - Вып.309. - С.4-9.
107. Научная литература: Язык, стиль, жанры. М.: Наука, 1985.- 336 с.
108. ИЗ. Нечаева О.Я. Функционально-смысловые типы речи (рписание,- 196 повествование, рассуждение). Улан-Уде; Бурятское кн. изд-во, 1974. - 260 с,
109. Никитович Б.Ч. Лингвистике текста. Современное состояние иперспективы / Новое в зарубежной лингвистине. «1.: Прогресс, 1378. - Был.УШ. - С.5-39.
110. Одинцов В.В, Стилистика текста. М.: Наука, 1980. - 363 с.
111. Ожегов С.И. Словарь русского языка // русский язык. а.:1981, 816 с.
112. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. М.: Мысль, 1974. - 487 с.
113. Проблема ритма, художественного времени и пространства влитературе и искусстве / Тезисы и аннотации. iJ.-Л,, IS70, - 71 с.
114. Разин ни на НЛ. Об устойчивости Функциональности стиля //
115. Вопросы языкознания. 1986. - № 4. - C.II4-II9.
116. Разинкина H.iJ. Развитие языка английской научной литературы.- М.: Наука, 1978. 211 с.- IS?
117. Распопов И.П. Н вопросу о модальности предложения / Уч.зап. Благовещенекий пед.ин-т. Г.8. - Благовещенск, 1957. - СЛ34-196,
118. Рейхенбах Г. Направление времени. а.: Йзд-во иностраннойлитературы, 1962. 396 с.
119. Ржевская Н.Ф. Изучение проблемы художественного времени взарубежном литерэтуроведеним // Вестник а(ГУ. 1969. -ft 5. - С.117-128.
120. Ризель Э.Г. К вопросу об иерархии стилистических систем иосновных типологических единиц // Иностранные языки в школе. 1975. - 16 6. - С.8-15.
121. Ритм, пространство и время в литерзтуре и искусстве.1. Л.: Наука, 1974. 299 с.
122. Роговин '(I.C. Философские проблемы теории памяти. П.,1966. 55 с.
123. Рюриков Ю. Сквозь увеличительное стекло // Вопросы литературы. 1971. - fe S. - С.77-84.
124. Солгэник Г.Я. Синтаксическая стилистика. М.; Высшая школа,1978. 214 с.
125. Сяивак В.Я, Языковая характеристика художественного временив романах У.Фолкнера / Дисс. . канд.филол.наук. Львов,1979. 193 с.
126. Степанов Ю. Французская стилистика. ,'J.: Высшая школа,19£5. 354 с.
127. Стеценко Е.А. Художественное время в романах У.Фолкнера //
128. Филологические науки. 1977. - № 4. - С.36-46.
129. Тзртаковский А.Г. 1812 год и русская мемуаристика (Опыт источниковедческого изучения). Я.: Наука, 1980. - 312 с.- 198
130. Тер-Минасова С.Г. Синтагматика функциональных стилей.а., 1980. 336 с.
131. Тураева 3.8. Категория времени. Время грамматическое ивремя художественное (на материала английского языка)./ М.: Высшая школа, 1979. 219 с.
132. Туpeesа З.Я. Лингвистика текста / Текст: структура и семантика. М.: Просвещение, 1986. - 127 с.
133. Тураеьа З.Я. Темпоральная структура научных и художественных текстов // Функциональные стили. Лингвомеюдические аспекты. Науке, 1985. - С.26-38.
134. Тюрин И.А. Специфика временных свойств биологических систем
135. Вопросы философии. 1977. - № 6. - С.82-91.
136. Уитроу Дх. Естественная философия времени. М.: Прогресс,1964. 431 с.
137. Успенский Б.А. Поэтика композиции. П.; искусство, 1970.- 224 с.
138. Философские аспекты проблема времени // Сб.науч.трудов /
139. ЛГШ им.А.Н.Герцена. Л.,1978. - 120 с.
140. Федорова Л.Н. Категория ретроспекции в художественном те®сте
141. Диос. . канд.филол.наук. М., I98E. - 159 о.
142. Хованская 3.11. Стилистика французского язнка. Si.: Высшаяшкола, 1984. 844 с.
143. Холичер В. Человек в научной картине мира. М.: 1971.220 о.
144. Хэллидей ''J.A.K. Лингвистическая функция и литературный стиль
145. Човое в зарубежной лингвистике. Лингвистика. W.: Прогресс, 1980. - С.II6-147.
146. Черноморский М.Н. Мемуары как исторический источник. М,,1959. 10 с.- 199
147. Чернышевский Н.Г. Поля.собр.соч. в 15-ти томах. Ц.:
148. Гослитиздат, 19*7. Г.З, - 684 с.
149. Чудак об а И.Н. Беседы об архивах. '.!.: Молодея гвардия,1. XS75. 22£ с.
150. Шайтанов И.О. Как выло и как вспомнилось (Современная автобиографическая и мемуарная проза). М.: Знание, 1981.- 64 с.
151. Шзйтанов И.О. "Напроявленный жанр" или мемуарные заметкио мемуарной форме // Вопросы литературы. 1979. - ft Е. -С. 50-77
152. Шанина А.А. Лингв о с мистические средства выражения образаавтора в тексте воспоминаний / Дисс. . кэнд.фипоп.наук.- «., 1988. 161 с.
153. Шендельс Е.И. Категория времени в коммуникативном аспектефункционирование языковых единиц в коммуникативных актах. / Труды ЯГПИИЯ им.М.Тореза. Вып.272. - М., 1986,- С.71-77,
154. Шендельс Е.И. Многозначность и синонимия в грамматика (наматериале глагольных Форм современного немецкого языка).- IJ.: Высшая школа, 1976. 204 с.
155. Шкловский В.Б, Хили-были. Воспоминания, мемуарные записи,повести о времени; с конце XIX в. по 1964 г. М.: Советский писатель, 1966. - 551 с.
156. Шкловский В.Е. Тетива. О несходстве сходного. И.: Советский писатель, 1970. 374 С.
157. Шпетный К,И. Лингвостилистические и структурно-композиционные особенности текста короткого рассказа (на материалеамериканской литературы)/ Дисс. . каид.филол.науч. -М., 1975. 191 с.- г№
158. Элькин Д.Г. Впсприятие времени. iL: Академия лед.наук1. РОКЗР, 1962. 311 с.
159. Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и Е.Ефрона. СПб.- Т. ЮШ. 1897. - С.675-678.
160. Энциклопедический словарь Ф.Брокгауза и И.Ефрона. СПб.- Г. 1У. 18Э1. - С.33-36.
161. Зстрина В.А. Образ автора как пингвостилисгичесная категория текста / Автореф. дисс. . канд.Филол.наук. -Львов, IS80. 19 с.
162. Нвчуновскнй Я.И. Документальные жанры. Образ, жанр, структура произведения. Саратов; Саратовский ун-т, 1974. -231 с.
163. Яковлев В.П. Социальное вреия. Рпстов-на-Дону, 1980. -130 с,
164. Янская И., Кардян В. Пределы достоверности, М.: Советскийписатель, 1981. 408 о.
165. Autobiography. Essays Theoretical and Critical. Princeton,1. К.Г., 1980. J60 p.
166. Berger J. (Ягeg)i Diary of America. The Intimate Story of
167. Our Nation, Told by 100 Diarists.-K;Y., 1957. 621 p.
168. Brian P. Dear diary . Seme atudiea in aelfintereet,bonded, Haxilfou, 1974. 270 p.
169. Bull W. Tine, tense and the verb.-Berkley and Los Angeles,160. 120 p,
170. Cipolla C. Clocks and Culture, 1}00-1700. London, 1967.p,80-67•
171. Church II, Time and reality,-Chapel Hill, 1965,- 502 p.17?. Dijk van T. Text and Context; Explorations in the
172. Semantics and Pragmatics of Discourse, Lcmgnan. 1974. - 261 p.- 201
173. Dressier П. Binftthrung in die Zeitlinguistik. Tubingen,1975. 155 S.
174. Dudek L. The first person in literature,^ or onto, 1967. -69 p.
175. Enkvist H. Context Perameteres // In HJSnkvist. Linguistic
176. Stylistics. The Hague-Paris, 1973. - P.51-66. 1??. Praser J. The study of tine .-Berlin, Springer, 1975.- 550 p.
177. Fraser J. The Voices of time .-New York, Braailler, 1966,710 p.179. (Jalperin I. Stylistic6. It,: Higher School, 1977. - 552 p.
178. Soodheart E, The cult of the ego. The self in nodemliterature. Chicago-London, i96s. - 225 p.
179. Halliday X. Linguistic function and Literary Style.1.dfH.Y., 1971. 58 p.
180. Harvey J. Time and identity. // Int Character and thenovel. ИЛ., 1965. - P.96-131. 18J. Harweg I. Stills til: und Teoctgrsmmatik.// Ini Zeitecbrift fttr Literatunrissenschaft and Linguistik. - Frankfurt-am Main, 1972, Yg 2, H,5, S.71-81.
181. Hollovell J. Fact and Fiction. The Hen Journalism andnonfiction Novel. Chapel Hill, 1977. - 190 p.
182. JohnefcaaB, Biography, the Literature of Personality,1. N.Y., 1927. 10 p.
183. Johnston X, One Mighty Torrent, The Drgna of Biography.tf.T., 1957. 32 p.
184. Laraohdel, Je me souviens: La literature personelle au
185. Quebec (1860-1980). Quebec, 19SJ. - 275 p.
186. Lemmert B. Die B»uf ortoen des Erгahlers.-Stuttgart, 1955.56 p.- 202
187. Lowenfeld V. lour child and his art. New York, 1959. -1S6 p.
188. Lyngstad 1. Time in the Modem Britieb Novel. New York,1975. 126 p.
189. Mansell J. The Parade® of Literary Introspection. -London,1935. 15 p.
190. Matthews W. British SAutobiographies. Berkley and Los
191. Angeles, 1955. 576 p. 195. Mendilow A. Tine and the Hovel. - L.: Hevill, 1952. -245 p.
192. Meyerhoff H. Time in Literature. Berkley Los Angeles,1955. 160 p.
193. Kiel J. Temporal form in the novel. M.LJt,, vol.84. -No 6,1. Baltimore, 1969. P.25-50.
194. Miller H. Die Bedeutung der 2>eit in der ErzShlkunst.1. Bonn, 1947. 154 p.
195. O'Brien K. English Diaries end Journals.-London, Collins,1945. 48 p.198. alney 7. Methaphors of Self.US New Jersey, 1972. p.
196. Olney I. Some Version» of Memory . Essay. // Theoreticaland Critical. Kew Jersey, 1980. - P.236-267.
197. Peeples Б, The Value Of Motes and Diares. /7 InJ The Writer70. Boston, 1957. P.8-21.
198. Ponsanby A. English Diaries. London, 1929, - 1GJ p.
199. Quirk R., Sreenbaum S. Concise Grammar of Contemporary
200. English. New York, Chicago, 1975. - 4S4 p. 205. Bead Я. Collected essays in literacy criticism. - London,1976. 381 p.
201. Reichenbach H. The direction of time. Sew York, 1971,- 280 p.- 205
202. Higter G. Five studies on tense in English. Leiden, 1982190 p.
203. Binge, Donald A. The pictorial mode. Space and time in theart of Bryant, Irving and Cooper, Kentuctcy, 1971. - 244 p.
204. Rodwey A. Life, time and the art of fiction // British
205. Journal of Aesthetics, 1967, vol. 7, Ho 4.- Р.15-52,
206. Bombers B. Studies in the narrative technique of the firstperson novel, Stockholm, 1962. - 579 p.
207. Salamm £. A great confession. London, 1975. 512 p.
208. Shumaker 1. English »utobiography, Its emergence, materialsand form, Berkley-LOs Angeles, 1954. - 262 p.
209. Spalding P. Self-Harvest // A study of Diaries and the
210. Diariat. London, 1949. - 87 p.
211. Spengemann W. The forms of Autobiography, Hew Haken Lnd,,198D. 254 p.
212. Staee W. Tine and Etertnity-Princeton, 1952. 262 p.
213. Starobinsky Y. The style of autobiography // Literary style;
214. A Symposium. Lnd.-H.Y,, 1979, - P.286-297.
215. Taylor T. Linguistic Theory and Structural Styli sties.1. Oxford, 1981. 111 p,
216. The Study of Time Proceedings of the Third Conference of the1.ternational Society for the Study of Time. Austria, 1976. - 727 p.
217. Time in Science and Philosophy // An International Study of
218. Some Current Problem. Prague. - 1971. - 305 p.
219. Vllman S. Language and Style // Language and Style Series.1. Oxford, 1964. P.186-1Se.
220. Whitrov S. The natural philosophy of Time, Lnd.r,1961 .-524 p.- zbi
221. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИ ЯШ ТУРЫ
222. Bensell К. All quiet on the ysmhill. The civil таг in
223. Oregon. Eugene (Oreg), 1959. - 226 p.
224. Bilainkin G. Diary of a Diplomatic Correspondent. London,1942, 272 p.
225. Boerner P. Tagebuch. Stuttgart-, 1969. - 86 p.
226. Boultoin A. Part of a long story. N.Y., 1958. - 551 p.
227. Britain V. Testament of youth. An Autobiographical Studyof the years 1900-1925. 635 p.
228. Biyran Q. Byron's letters and journals. Lad.Vol.5,1975. 2S5 p.
229. Carter V. Winston Churchill as 1 Knew Him. London, 1965.528 p.
230. S. Chaplin Oh. My father, Charley Chaplin. Il.Y.,1960. - 369 p. 9. Chasins A. Speaking of pianists. В.X., 1958,- 291 p.
231. Christiansen A. Headlines all my life. Lnd., 1961. - 295 p.
232. Churchill S. a thred in the tapestry. London, 196?.- 101 p.
233. Cooper P. The letters and journal» oi Cooper. Cambridge.1. Vol.1, 1960. 444 p.
234. Cooper F. The letters and journals of Cooper. Cambridge.1. Vol.2, I960. 420 p.
235. Crossman К, The diaries of a Cabinet Minister. Lnd.1. Vol.1, 1975. 680 p.
236. CudlippH. Walking on the water. London, 1976. - \2? p.
237. Dana H. The journal of R.H.Dana. Cambridge. - Vol.1-5, 1968. - 1201 p.
238. Driberg T. The best of both world, A personal diary. Lnd.,1953. 234 p.- 205
239. Dunlap W. Diary of W.Dunlap,. H.Y.-London. - Vol.1-3,1969. 964 p.
240. Glenn W. Between North and South. A Maryland Journalistviews the Civil War. Lnd., 1976. - v>0 p.
241. Greene G, In search of a character. Two African journals,laid, 1961. 123 P
242. Hawthorne N. The heart of Harwthome's journals. H.Y.,1967. 545 P.
243. Huxley J, Memories. Loudon, 1973. - 269 p.
244. Hyams J. Bogie. The authorised biography introduced by1.uren Bacall. Mayflower Books, ly?5. 189 p.
245. Jones T. A diary with letters. 1931-1950. bnd., 1954.532 p.
246. Kent E. Wilderness. A journal of quiet adventure in Alaska
247. Ъу Kant H.- H.Y., 1957. 217 p.26. bona* J. The diplomatic smuggler. Lnd., 1965-,- 268 p,
248. Macready W. The journal of W.Macready. 18J2-1851. London,1967. 315 P
249. Mansfield K. Journal of K.Mansfield. S.Y., 1927. - 255 p.
250. Medwin Г, Medmn's conversations of lord Byron. E.1.,1966. 28? p.
251. Montgomery C. Hemingway in Michigan. N.Y., 1966. - 224 p.
252. Могan Ch. Winston Churchill. The struggle for survival.1940-1965. Lnd, 1966. - 829 P.
253. Hel E. Mr. Churchill's secretary. Recollections (1941-45).1. Я.У., 1958. 185 p.
254. NiсOlson H. Diaries and letters, 19J0-1939. London, Vol.1,1966. 446 p.- 206
255. Nicoleon H. Diaries and letters. 1945-1962, London. Vol.3,1971.-415 p.
256. Nin A. The Diary of Anais Hin. H.Y. - Vol. 5, 1974. - 275 p. 36» Borman HcG. My years with Churchill . - London, 1958, - 16? p.
257. Preseott fl. The literary memoranda of W ,H;Pre»cott. Herman. Vol.2, 1961. - 275 p*
258. Seward W. My friend E.Hemingway. An affectionale reminiscence. M.Y.- Lnd,, 1969. 69 p.
259. Shaw B. My memories of Oscar Wilde // Harris P. Oscar Wilde,
260. His life and confessions. N.Y., l^JO. - P.585-404.
261. Sloane F. The diary at a romantic age. N.Y., 19S5. - 227 p.
262. Stevenson R. Memories and portraits. Boston, 1907. - 271 p.
263. Stevenson R. The Cevennes journal) Hotea on a journeythrough the French Highlands. H.Y., 1979* - 159 p.
264. Taylor A, An old man's diary. London, 1984. - 155 p.
265. Thcupson W. I was Churchill's Shadow. By ex-detectiveinspector. London, 1951. - 200 p.
266. Twain M. Mark Twain's notebooks and journals. Berkeley1. Vol.5, 1979. 870 p.
267. Vanderbilt C. Man of the world. My life on five continents.1. N.Y., 1959. 542 p.- 20?
268. Whitman W. Wait «bitroan's Civil War. N.T., i960. - 555 p. 55. Wilde 0. Interviews and recollections. - London, Vol.1, 1979. - 255 p.54, Windsor V. The heart has its reasons. Lnd., 1956,- 381 p.
269. Winterton E. Fifty tumultuous years. Lnd., 1У55- - 252 p.