автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Тенденции мирового цивилизованного процесса

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Карадже, Татьяна Васильевна
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Тенденции мирового цивилизованного процесса'

Текст диссертации на тему "Тенденции мирового цивилизованного процесса"

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. у

Глава I. Культура как основа цивилизации. V £

2.2. Исходные методологические позиции.

1.1.1. Историко-эволюционный подход, исследующий изменение содержания культуры во времени.

1.1.2. Структурно-функциональный подход, метафизическая природа идеала.

1.1.3. Ценностный подход, прослеживающий зависимость уникальности культуры от ее мировоззренческих характеристик.

1.2. Типология культур.

1.2.1. Системный принцип ее построения. Основные концепции.

1.2.2. Классификация культур.

Глава П. Диалектика взаимосвязи культурной матрицы и цивилизационных структур. /¿¿^

2.1. Условия и факторы, определяющие формирование цивилизации.

2.2. Причины, детерминирующие рост, стагнацию и распад цивилизаций.

2.3. Типология цивилизаций.

Глава Ш. Социокультурные реалии современного цивилизационного процесса.

3.1. Запад.

3.2. Восток.

3.2.1. Индо-буддийская культурная традиция.

3.2.2. Конфуцианская культурная традиция. 3.2.3.. Арабо-исдамское культурное единство.

Глава IV. Формирование цивилизационной парадигмы развития мира.

4.1. Современные социокультурные ареалы.

4.2. Тенденции развития цивилизационного процесса.

4.3. Формирование метакультуры как основы глобальной цивилизации.

Заключение.

33$

ВВЕДЕНИЕ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. В настоящее время резко повысился интерес научного и политического сообщества к исследованиям связанными с теоретическим осмыслением и прогнозированием миропорядка.

Сегодня нашему обществу предстоит заново осмыслить свое место в мировом пространстве, определить роль и значение российского государства на международной арене, и в связи с этим, так важны научные работы в области социального моделирования. Разрабатываемые как отечественными так и западными учеными цивилизационные модели и являются попыткой объяснения существующих и формирующихся взаимоотношений субъектов мирового процесса. В основе этого подхода лежит реальный процесс "глобализации" общественного развития, результатом которого стала возрастающая интенсивность связей экономических, политических, культурных и коммуникационных.

Следует отметить, что разработка перспективного исследования в области развития цивилизаций - дело чрезвычайно трудное и на уровне какого-либо одного общества, а если оно проводится в мировом масштабе, к нему надо подходить с особой осторожностью. "Наша задача не в точных прогнозах на будущее, которые, скорее всего, будут опровергнуты самой жизнью, а в том, чтобы пролить дополнительный свет на возможные последствия сегодняшних действий и выработать дальновидную политику." 1 Эти слова в значительной степени отражают цель исследований цивилизационной проблематики.

!The Director Generals replay to the debate on the Draft Medium - Term Plan. 1997., p. 16.

Эмпирия нынешнего мира свидетельствует о четко выраженных тенденциях к образованию новых межгосударственных блоков и распаду давно устоявшихся. Объединенные раннее по идеологическим критериям страны составляли три группы, взаимоотношения которых и определяли мировой процесс - резко поляризованные два лагеря -капиталистический и социалистический и страны третьего мира, борьба за которые и составляла значительное содержание мирового процесса.

Параллельно продолжали развиваться тенденции, которые определяют форму и способы взаимодействия субъектов современного мирового процесса. Это связано с образованием новых социокультурных сообществ, формирование которых происходит по признакам цивилизационной идентичности. Формы взаимосвязи и взаимодействия как внутри этих формирующихся цивилизаций, объединяющих группу стран с единой культурно-религиозной традицией, так и формы взаимосвязи и взаимодействия с внешним миром являются сегодня важной темой для исследования.

Но работы подобного рода постоянно сталкиваются с такими сложностями как неоднозначность в понимании терминов и категорий, используемых в различных разработках. Анализ исследований и статей, связанных с обсуждением цивилизационной парадигмы, дают основание утверждать, что многозначность и расплывчатость понятия "цивилизация" затрудняют работу не только по исследованию мирового цивилизационного процесса, но и делают весьма проблематичными исследования в области генезиса локальных цивилизаций. Поэтому так важными и актуальными представляются попытки теоретического осмысления понятий "цивилизация", "локальная цивилизация", "региональная

цивилизация", "глобальная цивилизация". Рассматривая мировой цивилизационный процесс, мы не должны ограничиваться константацией реально существующей картины,- это будет всего лишь фрагмент постоянно развивающейся действительности - наша задача представить процесс в развитии - а значит показать причины его зарождения, условия и факторы, определяющие его динамику и стагнацию, и только после этого будет научно корректной попытка прогнозирования тенденций цивилизационного развития.

Аналитики отмечают, что реальностью современного мира является образование региональных цивилизаций - но рассматривать данную ситуацию, на наш взгляд, необходимо всего лишь как этап в развитии цивилизационного процесса.

Но есть ли у нас основания утверждать что переход от локальных цивилизаций к региональным это всего лишь один из этапов длительного цивилизационного процесса, и что наряду с проявленными признаками формирования региональных цивилизаций зарождаются тенденции будущей картины мира, как модели планетарной цивилизации?

Чтобы обосновать такой вывод, необходимо знать внутреннюю структуру цивилизации, ее элементы и принцип их взаимосвязи, а также формы взаимодействия цивилизаций как между собой, так и с межцивилизационным пространством.

Изучение функционирования и внутренней разнородности сложных социальных систем, составляющих единый цивилизационный процесс, динамики развития цивилизаций, форм их освоения окружающего пространства позволяет сделать вывод, что каждая цивилизация имеет свой алгоритм развития, свою модель проживания, которая в значительной степени обусловлена культурно-религиозными традициями, типом духовного идеала.

Анализ тенденций мирового цивилизационного развития дает основание утверждать, что именно культурно-религиозные традиции являются системообразующим фактором формирования региональных цивилизаций. Процесс перехода от одного уровня цивилизаций к более глобальному, т.е. от локальных к региональным - вот реалии современного цивилизационного процесса и целью данного исследования определить причины и условия этого перехода.

В нашей работе предпринята попытка выявить закономерности и сложности современного этапа мирового цивилизационного процесса. В научной литературе обсуждается проблема перехода к глобальной цивилизации, но практически не рассматриваются условия и факторы, определяющие этот процесс. Анализ генезиса мирового цивилизационного развития определения условий формирования отдельных цивилизаций, механизмов их динамичного и стабильного развития, выявления причин интеграции цивилизаций и образование новых социокультурных общностей, определения базисных основ формирующихся новых цивилизаций - дают возможность выявить тенденции общего мирового цивилизационного процесса. А это, дает возможность не только прогнозировать и моделировать картину будущего мира, но прежде всего предвидеть те сложности с которыми столкнется человечество. Мы должны отметить, что процесс интеграции по единому культурологическому основанию ряда цивилизаций имманентно содержит в себе дезинтеграционные процессы по отношению к другим культурам. Это заложено в культуре и поэтому было важно в данной работе остановиться на анализе генезиса сознания, определяющего формы и типы культур, объяснить причины этой корреляции. Таким образом, анализ корреляционных механизмов взаимосвязи сознания, культуры и

цивилизации дают дам ключ к пониманию современных реалий и тенденций мирового цивилизационного процесса.

Для современной социологии стало характерным выдвижение культуры на первый план. Культура постепенно становится для социологов главным инструментом объяснения социальных трансформаций. Самые выдающиеся социологические концепции современности, в частности, концепции П.Бурдье, Н.Элиаса, Ю.Хабермаса являются по существу развернутыми версиями социологии культуры. Сущность изменений достаточно образно, но верно отразил современный автор. "Там, где было общество, -сказал он, - стала культура".2

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ.

Одной из задач данного исследования - это формирование цивилизационной модели. И в связи с этим, представляется необходимым остановиться на концепции идеального типа М.Вебера, которая стала одной из методологических установок в данной работе. Вот как определяет М.Вебер роль идеального типа в социологии: "Социология, как это многократно предполагалось в качестве само собой разумеющегося, создает понятия типов и ищет общие правила событий, в противоположность истории, которая стремится к каузальному анализу... индивидуальных, важных в

о

культурном отношении действий, образований, личностей". В связи с этим, по мнению Вебера, задачей социологии является конструирование идеальных моделей. В первый раз, вводя понятие

2 BerkingN. Kultur-Soziologie. Mode und Methode. Neumann, 1989.

2 Weber M. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Tubingen, 1951., p.51

идеального типа в своих работах, Вебер рассматривает его главным образом как средство исторического познания и поэтому он подчеркивает, что идеальный тип есть лишь средство, а не цель познания.

Идеально-типические конструкции должны, согласно Веберу, выполнять всего лишь подсобную роль при установлении своеобразия индивидуально-исторических событий. Ученый отказывается от задачи установления законов социальной жизни, ограничиваясь более скромной задачей - установлением правил протекания событий. В этой связи немецкий социолог Г.Фрайзер замечает, что "понятие идеального типа смягчает противоположность индивидуализирующего и генерализирующего способов мышления, поскольку он, одной стороны, выделяет в индивидуальном характерное, а с другой - на пути генерализации доходит только до типического, а не до всеобщности закона".4 Это объясняет почему концепция идеальных типов Вебера стала одной их основных методологических установок в исследовании цивилизационной проблематики.

Цивилизационная проблематика в науке считается недостаточно исследуемой, а если анализируются глобальные цивилизационные процессы, то возникает необходимость уточнения многих концепций и категорий, которые являются основополагающими в цивилизационной парадигме. Поэтому на наш взгляд, исходя из логики исследования, обзор литературы целесообразно провести в следующей последовательности:

1) современные исследования по мировым цивилизационным моделям;

2) обзор научной литературы по истории цивилизационной проблематики;

4 РгеуегН. 5о2ю1о%1еаЪ ШггкИсЬкей^ввеяска^. ВегИп.1930., р. 65

3) анализ работ по проблеме генезиса и структуры цивилизации;

4) обзор научной литературы по проблеме взаимодействия культуры и цивилизации;

5) обзор литературы по проблеме генезиса категорий "культура" и "цивилизация".

Мы уже отмечали, что переосмысление и анализ основных характеристик современной международной системы делают необходимым создание новых моделей мира, где основной структурной особенностью является многополярность. Важное значение имеют работы по геополитике, но несмотря на всю значимость геополитических исследований, они не могут в полной мере сегодня объяснить современный мировой процесс. Традиционная геополитика рассматривалась как наука о влиянии геопространства на политические цели и интересы государства, -современная - исследует причины и факторы, обусловливающие прочность и динамичность глобальных и региональных союзов, соотношения в них экономических, культурных и идеологических компонентов. Но все же , даже обновленная, она явно не в состоянии выполнить возлагающую на нее задачу некоего универсального ключа к проблемам современных международных отношений.

Одна из основных категорий геополитики это категория экспансии - производная от категории государственных интересов. Большинство исследований вращаются вокруг экспансии. Различные модели предложенные классиками геополитики -такими как Р.Челлен, Х.Маккиндер, Дж.Фэргрив, А.Мэхен, К.Хауехофер, Н.Спайкмен и др. - выделяли те или иные сухопутные комбинации ("хартленд", "римленд", "жизненное пространство", "мировой остров", "океанические позиции" и т.п.) имея в виду

и

обеспечения с опорой на них мирового доминирования для тех или иных стран или группировок. В основе этих геополитических моделей лежит все та же идея экспансии. Традиционно в геополитике это понимается как территориальные приобретения и установление военно-политических сфер влияния, а также деятельность в этом направлении. Нельзя сказать, чтобы такая экспансия сошла на нет, но сегодня она имеет другие "измерения": информационное, культурно-цивилизационное, религиозное, которые и являются стержнем современной политики. Поэтому, на наш взгляд, геополитические модели не могут в полной мере отразить картину современного многополярного мира.

Радикальные изменения заставляют искать новые подходы к объяснению современного полицентризма, идущего на смену геополитического (преимущественно военно-политического и идеологического по своему выражению) противостояния. Цивилизационная парадигма предлагает модель, в основе которой взаимодействие равноценных социокультурных систем. В рамках классического цивилизационного подхода положение об особом, привилегированном положении какой-либо одной цивилизации по отношению ко всем остальным является недопустимым.

Теория цивилизаций постепенно утверждалась в общественной отечественной мысли в ходе дискуссий по поводу соотношения формации и цивилизации, которые шли в отечественной науке на протяжении последнего десятилетия В результате дискуссий определены особенности цивилизационнного подхода: "Предмет его внимания - не одна какая-то сторона человеческого бытия, а совокупность всех форм жизнедеятельности того или иного общества - материальных, идейных, культурных,

религиозных, нравственных и т.д., в их единстве и неразрывности, в их историческом развитии и преемственности".5

Ряд современных отечественных ученых -Л.И.Новикова, Л.И.Рейснер, Б.С.Ерасов - раскрывают значение цивилизационного устроения общества как собственно социального, основанного на всеобщих принципах формы организации жизни людей.6 Как отмечает Л.И.Новикова понятие "цивилизация" это "конкретно-всеобщее понятие, которое характеризует исторический процесс в целом с точки зрения его преемственности, воплощает в себе богатство единичного и особенного, связывая через обобщение многообразие конкретно-исторических цивилизованных обществ в

о vy II

единыи процесс мировои человеческой цивилизации.

В работах Л.И.Рейснера раскрывается содержание макросоциальной регуляции как синтеза двух взаимодополняющих сущностей - формационной и цивилизационной: способа производства и способа общения, классовой и социокультурной структур, власти и управления, официальной идеологии и культуры, нации и народа, смены стадий и сохранения преемственности и т.д.

Формации или цивилизации. Материалы круглого стола. Вопросы философии. 1994, 10; Гудожник Г.С. Материальные основы многообразия цивилизаций. Вопросы философии. 1988. 4; Араб-Оглы Э.А. Европейская цивилизация и общечеловеческие ценности. Вопросы философии. 1990, 8; Новикова., Козлова Л.И., Федотова К.Н. Цивилизация и исторический прогресс. М.Знание. 1983; Илюшечкин В.Н. Цивилизация: ступени развития и региональные типы. Азия и Африка сегодня. 1986. 10; Гудожник Г.С. Цивилизации; развитие и современность. Вопросы философии. 1986. 3; "О соотношении понятий "формация", "цивилизация" и "культура". Новая и новейшая история, 1983, 4; Доклады VI Всесоюзного координационного совета "Цивилизация и исторический процесс". М. РАН. 1983 и т.д.) 5

6Поздняков Э. Формации или цивилизации. Материалы круглого стола. Вопросы философии. 10. 1989

6."Цивилизации". Вып. 1.. см. Б.С. Ерасов "Культура, религия, и цивилизация на Востоке. Очерки общей теории". М. 1992; Л.И.Рейснер. "Цивилизация и способ общения." М. 1993.; Л.И.Козлова. "Цивилизация и исторический прогресс"., М. Знание., 1993.

Оба начала могут находиться в противостоянии друг другу, но могут и взаимодополнять. Эта точка зрения развивается в работах Е.Б.Черняка. Формационный подход рассматривает "классового человека", поведение которого продиктовано его местом в общественном производстве, а тем самым выступающего олицетворением экономических отношений