автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Тенгрианство как религиозная система

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Аюпов, Нурмагамбет Глаждынович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Алматы
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Тенгрианство как религиозная система'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Тенгрианство как религиозная система"

АЛМАТИНСКИЙ ГОСУДАРС'1 ВЕННЬЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ

РГ6 од

? О ;.'-/! На правах рукописи

ШОВ ДОРМАГАМБЕТ ГЛАВДШОВИЧ ТЕИГРИАНСТВО 1САК Р1Ш1ГН031Ш1 СИСТЕМА СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 09.СЮ.06 - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ И ТЕОЛОГИЯ

АВТОРЕФЕРАТ

ДИССЕРТАЦИИ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ФИЛОСОФСКИХ НАУК

АЛМАТЫ 1995

- г -

Диссертация выполнена на кафедре философии и методологии наук Алматинского государственного университета имени Абая.

Научный руководитель - кандидат философских наук,доцент Носенко В.П.

Официальные оппоненты - доктор философских наук, профессор Мукашев З.А.

- доктор философских наук, профессор Яядаров А. Д.

Ведущая организация - Отдел казахской философии Института философии МН-АН PK.

Защита состоится "J/" t^d^r^ в ¿й' часов на заседании специализированного совета ДР 14.05.08. по защите диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук при АГУ им. Абая (480100, г. Ад-маты, ул.Казыбек Би, 30, 3 этаж).

Автореферат разослан "J&?' 1996г.

кандидат философских наук,доцент Пузанов О.П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Вхождение человеческого сообщества в третье тысячелетие характеризуется на только процессами интеграционного характера, но прежде всего сохранением самобытности и специфики культуры каждого народа как необходимой самоценности для существования человеческой культуры. Поэтому изучение корней культуры народа, ее традиций, религии как ее составной части становится актуальным на современном этапе развития общества.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в нынешней ситуации переходного периода особое значение приобрели вопросы религии. Характерным является процесс секуляризации, когда происходит определенный упадок и раскол внутри ортодоксальных религий, что подтверждается возникновением различных сект. С другой стороны, идет процесс сакрализации, когда потеря духовных ориентиров, идейно-нравственных устоев общества ведет к тому, что человек меняет мировоззренческую' ориентацию и переходит на религиозные позиции в восприятии окружающего мира. Проблемы реальной действительности, которые человек не способен решить в рамках рационального существования, приводят его к поиску духовного пристанища в религиозности.

В связи с этим в религиоведении на современном этапе много внимания отводится вопросу изучения религиозной ситуации в обществе. Спецификой цеитралъноааиатских тюркских государств является то, что не только в настоящее время их общественная жизнь отличалась религиозным многообразием, но это было характерным на протяжении всей их истории.

. Воаникзет еопрос о месте и роли в мировой культуре духовной культуры тюркских народов и как ее проявления религии этих народов на современно« этапе и в разные исторические эпохи. Если учесть, что духовность в культуре тюркских народов занимает доминирующее положение, то научение религиозности этих народов становится актуальным для становления суверенных тюркских государств Центральной Азии.

Без изучения религии древних тюрков невозможно осмысление духовности, сложных мировоззренческих вопросов, возникающих на современном этапе этих государствах.

Развитие духовной культуры требует постоянного обращения к своим истокам, истории развития, осмысления ее особенностей на разных этапах развития, изучения взаимовлияния .с другими . культурами. Поэтому актуальность изучения религии древних тюрков - тенгриансгва - на современном этапе очевидна.

Степень разработанности проблемы. В этнографической, исторической я религиоведческой литературе, говоря о религии тюркских народов, ученые,-.в основном, придерживаются двух линий. :

Во-первых, традиционно считается, что основной формой религии, которая была у древних тюрков, является шаманизм. При этом шаманизм рассматривается в одних случаях как форма религии, в других - как сопутствующий элемент религии. Также тотемические, анимчстические и фетишистские представления, магия, существовавшие в духовной культуре древних тюрков, рассматриваются многими учеными как формы религии или отдельные верования. В рамках шаманявма принято выделять культ

природы и культ предков как отдельные верования древних тюрков. Практически мало работ, в которых утверждалось бы наличие определенной религиозной система, отвечающей Согатой культуре и психологии этих'народов, да и то, к сожалению, над ними довлеет авторитет установок, подходов, которые сложились в западной и русской тюркологии,

Вторая линий, по которой идут равраСотчск вопросов истории, е силу специфики многозлементнсй номздическон культуры, эти народы прошли практически через вое мировые религии в разных их формах. На территории Центральной Азии з разные исторические эпохи распространены были такие религии, как зороастризм, манихейство, буддизм, христианство несторианс-кого толка, иуадаизм, ислам. Впоследствии доминирующими стали ислам и буддизм в форме ламаизма. Исследуются вопроси не только развития этих религий в этом регионе,' но и почему Центральная Азия стала ареной сосуществования этих религиозных систем, их взаимовлияния, влияния их на культуру народов, населяющих этот регион, синкретизма мировоззрения тюркских народов. 1

В силу превалирования европоцентристского и марксистско-ленинского мышлений были непоьможны глубокие научные разработки по Еоиросу религиозности древних тюрков. Именно третья линия, по которой а большей степени должна была бы рестись работа, получила наименьшее развитие - это иаучение древних религиозных систем тюркских народов.

Большая работа по изучению древних религиозных верований тюрков проделана Ш.Валихановым а работах "Гонгри", "Следы шаманства у киргизов", в которых шаманизм расоматравае-.'оя

как комплекс традиционных верований,

Большая работа по исследованию древних религиозных веровании тюркских народов' проделана казахстанскими учеными Д.Маргулаиом, М.Искаковнм, К.Мукановым, К.Ш.ШулембаевыМ, С.Н.Акату.евым, Х.А.Аргымбаевым, М.Орынбековым, А.Т.Толеубае-вым, З.А.Мукашевым, Нурлановой К., Г.Есимом, О.СегиаОаевым, Д.Исиевым и др. Проблемами религиозных верований тюрков занимались Л.Н.Гумилев, С.Л.Токарев, В.А.Литвинский, В.Н.Баси-лов, С.П.Толстой, Г.П.Скесарев, А.М.Саганаев, Л.П.Потапов, С.Г.Кляшторкый, М.И.Бугра, Т.Алмао, А.Хабиббула и др. Большой научный вклад в изучение культуры древних тюрков внесли Бартольд B.S., Бернштам А,П., Бичурин Н.Я., Малов С.Е. и др.

При этом нужно отметить, что чужая культура обычно представляется иррациональной, поэтому европейские, арабские, китайские исследователи централыгаазиатского культурного района вкладывали в понимание этой культуры свои собственные стереотппи мышления, мировоззрения, миропонимания, обусловленные их социокультурным уровнем. Не умаляя всей значимости научного вклада этих исследователей в иаучение культуры тюркских народов, надо помнить, uto проводимые ими исследования, к сожалении, не могли быть полностью объективными, так как в основном осущес мялись в преломлении через слагаемые субкультуры самих исследователей, таких как религиозные (православные, католические, исламские, конфуцианские), политические (советский тоталитаризм, китайская з«$с-паиси'я), идеологические (воинствующий атеизм, панисламизм, марксизм-ленинизм) и другие. Это еще раз подчеркивает актуальность дальнейшего изучения религиозности древних тюрков.

Целью данного диссертационного исследования является изучение тенгрианства как религиозной системы древних тортов не через приему преобладающего в религиоведении взгляда на эту религию как шаманизм, а как естественной эволюции религиозных преставлений, соответствущих развитию культуры, изменению ее компонентов - артифэктов. социофактов, мектифак-тоа, которые приведи к воаникноветио и. рйазитию в тюркской среде религиозной системы монотеистического характера.'

В диссертации решаются следующиезадачи:

- дать классификацию непосредственно самой религии тюркских народов в зависимости от этапов развития как культуры, так и изменения самой религии;

- в свете этого выявить место и роль тенгрианства в

. развитии духовной культуры древних торков, спязи ьгэ

С другими религиозными системами; ■

- рассмотреть социально-эганомические предпосылки возникновения и развития тенгрианства;

- исследовать структуру религиозной система тенгриннс-тва и возможности ее трансформации и эксто&иоляшш в другие религии;

- определить идейные основы тенгрианства, -.через гшиаму которых можно изучать специфику и самобытность куль-. туры тюркских народов, их исторические судьбы.

Новизна диссертационного исследования. В диссертации рассмотрены возникновение и развитие в доисламский период тенгрианства как сложной религиозной системы монотеистичес* кого характера, исоледована его структура и выявлены идеи тенгрианства, которые стали духовными основами менталитета

тюркских народов, отражающими специфику и самобытность их культуры, дана классификация тенгрианства и его связи с другими религиями.

Пог.окения диссертации, выносимые на защиту:

- теигрнанство как религиозная система монотеистического характера, сложившаяся в тюркском культурном ареале;

- классификация тенгрианства в аспекте его историко-культурной эволюции;

- условия и пути трансформации и экстраполяции отдельных элементов тенгрианства _в другие религии;

- тенгрканствб как результат развития артифактов, социо-' фактов, ментифактов является неотъемлемой частью духовной культуры тюркских народов;

- теш'рианство вследствие взаимообогащения и взаимообращения со сложной, многоэлементной номадической культурой' становится не просто религией, а системой мировоззрения, миропонимания и мироотношения тюркских народов. Методологическая основа исследования и основные источники. Методологической базой исследования является комплекс ный, системный подход рассмотрения религии, который позволяет изучить "явление как в статике (метафизически),так и в динамике развития (диалектически). При изучений и классификации тенгрианства в диссертации бил использован метод "культурных ареачов", расширенный историко-культурным и истори-ко-типологическим подходами. Такой метод позволяет дать характеристику особенностей верований отдельного народа с уче-

юм специфики его культуры, психологии, сходстьа и различия между национальными религиями, преемственности религиозник верований, динамики их развития. В исследовании мы исходили иа того, что социально-экономические предпосылки, объективные условия существования индивида и общества, окружающая Среда являются только необходимыми условиями возникновения и раавития религиозности, а индивидуально-психологические корни - достаточными условиями. Такое моделирование, применение закона "необходимого и достаточного" позволяет подойти к явлению в ее. целостности, неразрывности его чаотей, отвечает идее единства человека и природы, духовного и природного. Это же моделирование предполагает область, пространство, в котором протекает данное явление, определенность его состояния, . направление изменения или' ее трансформацию. Такт,? пространством является культура ^материальная, ду/оан&я, Психологическая), а определенность состояния, направление изменения, трансформацию обеспечивает историко-культурный подход. Моделирование тенгрианства ¡сак религиозной сиотекы позволяет лучше увидеть его место и роль в раазитии общественного устройства, культуры тюркских народов ьа разных этапах истерии. Такое моделирование, отвечающее иоторико-культурным и социально-психологическим принципам, имеет важное значение для национального самосознания, осмысления прошлого и будущего.

В диссертации использован широкий круг источников и материалов. Главным образом, вывод« и заключения с<Зреиоеива-, лись данными дренетиркских и дреаноуйгурских письчекних памятников, мифологическим и археолоптчдекгм материалами. !'ро-

мо пил автор диссертации опирайся на труды современных ученых, где интересующие материалы получили освещение и фило~ софс;со-методологическую, религиоведческую обработку. .

Научно-теоретическое и практическое значение. Научная значимость диссертации состоит в новизне темы, в малой' ев разработанности. Ценность для религиоведения представляет разработка теигриаиства как религиогной системы древних тюрков, его классификация, выделение типологических черт и ос HOBHbüi идей, характеристика структуры. Идеи и выводы работы могут быть использованы для ивучепия религии тюркских народов, их духовной культуры, при чтении лекций по религиоведению, при разработке спецкурсов: "Религия древних тюрков", "Тенгрианство", "Духовная культура древних тюрков".Получей-ные результаты й выводы диссертации представляют.определенный интерес для методологии и практики исследования духовной жизни общества, формирования национальной школы религиоведения .

Апробация работы. Основные положения и результаты диссертации отражены в выступлениях на заседаниях кафедры философии и методологии наук АГУ им. Абая, на научных конференциях, опубликованы в межвузовских сборниках. Некоторые ре- -зультаты работы доложены на международных конференциях и опубликованы в научных .статьях.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, 2 глав, Заключения и списка литературы,

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается актуальность диссертационно-

го исследования, анализируется степень разработанности проблемы, приводится классификация религий, выявляются цель и задачи исследования, определяются основные положения диссер- ■ тации, показывается научная новизна и методологическая осно-'ва.

В первой главе "Древние верования тюрков" рассматриваются культурный ареал древних тюрков, корни их религии и религия природы как система религиозных верований, которая явилась первым етэлом возникновения и развития ¡¿нгрианства.

В научной литературе, говоря о древнейших очагах человеческой культуры, традиционно принято говорить о Древнем Востоке: Китай, Индия, Шумеро-Вавилонил, Египет; Иран; о Древнем Западе: Восточное Средиземноморье, Древняя Греция и Древний Рим. Древняя, многоэлементная номадическая культура .Центральной Азии, которая.в разные эпохц оказывала решающее влияние на ход развития мировых процессов, оказалась как бы .в тони, в силу разных обстоятельств. Это произошло я силу доминировавшего в науке еропоцентристского мышления и подхода к номадической культуре (сак культуре "варварской". Хотя, если следовать тому, что древнейшие культуры возникли там, где существовал необходимый для этого природный фон, гдэ на р(анней стадии был возможен переход к производящему хозяйству, то обширный регион Центральной Азии имел для этого асе предпосылки. Именно этот регион», как показали археологические расколки, является одним из центров происхождения культурных растений, пшеницы, одомашнивания pt/да основных видоз животных. Еме одним препятствием в постановка "¿опроса . и древней культуре тюрков налается такое ясление,п научной ли-

■Гературе, как ариалоцеитризй, который в отношении Центральной Азии проявляется в том, что именно арийские племена в лице пранояаычнык народов принесли сюда культуру, лишая самостоятельности тюркскую культуру.

Тюркский культурный ареал составляют родственные культуры тюркоязычных народов, представленных в настоящее время более тридцатью нациями и народностями, населяющие обширные территории пространства Центральной Азии. О древности тюркские племена занимали территории от степей Юго-Восточной Ев» ропы до Байкала и Хикганских гор,от Сибири до Гималаев и Гиндукуша. Они представлены степями Причерноморья и Казахстана, пустынями Средней Ааии,оазисами Мевдуречья Аму и Сыр Дарьи,Семиречья(богатой природой Урала,Южной Сибири и Алтая, горными массивами ТякЬ- Шаня и Памира,пустынями и оазисами Восточного Туркестана.

В древности (стало десяти тысяч, лет назад) климат в. Центральной Азии был более мягким и влажным,Богатая растительность и животный мир, мягкие благоприятные климатические условия давали возможность развития земледелия (дехканства ), скотоводства,различных ремесел, что впоследствии привело к появлению торговли и городов, геологические.и археологические данные говорят о том, что около 0-8 тысяч лет назад в Центральной' Азии произошли крупные климатические изменения и началась длительная засуха, которая привела к обмелению рек и озер, появлению огромных песчаных пустынь. Это привело К некоторому упадку существующей культуры, на в большей стегни к ее дифференциации, что вызвано было обособлением степных районов, пригодных для скотоводства, оазисов - для эем-

леделия и районов, дающих возможность вести смешанную деятельность - земледелие и скотоводство с использованием вертикальных пастбищ - яйлак, Кроме этого многим племенам, населявшим эту территорию, пришлось покинуть места своего проживания и искать новые земли. Этот период в развитии народов Центральной Азии назван эпохой переселения. Племена, которые были вынуждены переселиться большими массами, несли свою культуру, язык, обычаи тем народам, на земли которых они селились. Происходило взаимовлияние культур, их синтез, возникала новые культуры, языки, письменности. Но эти племена сохраняли основные элементы свЪей культуры, особенности и специфику своей психологии, поэтому на обширных территориях Центральной Азии сложились родственные по своим корням народы о .общей культурой, языком, мировоззрением, религией. В то же время, у этих народов стали складываться свои особенности в культуре, языке и письменности. В своей истории тюркские народы прошли разные этапы развития. В данном исследовании нами предлагается следующая хронологическая периодизация культуры тюркских народов:

1. IV-I тысячелетие до н.э. -возникновение и развитие культуры прототюрков.

2. VIII-II1,11 вв. до н.э. - эпоха караханоь - культура Турана.

3. 111,11 вв. до н.э. - IV,V вв. н.э. - эпоха культуры гуннов.

4. V-VIil вв. н.э. - эпоха культуры Кок тюрков - каганатов.

5. 1Х-ХШ вв. н.э. эпоха культуры Караханидов, нача-

ло исламизации.

6. XII 1-ХIV вв.. н.э. - культура тюрко-монгольской

эпохи. - .

7. Х1У-ХУШ вв. н.э. - эпоха ханств,

8. XVIII начало XX вв. н.э. - эпоха мункарраа (зависимого развития).

Четыре этапа доисламского периода в развитии культуры тюркских народов представлены многочисленными памятниками материальной культуры, древними захоронениями, письменными памятниками. ■ ' •

Древние захоронения, сходные но своим данным и предметам материальной культуры, распространены на всей территории Центральной Азии: в Причерноморье, Средней Азии и Казахстане, Южной Сибири и Алтае, . Восточном Туркестане и Монголии. Археологические данные подтверждают существование богатой культуры прототюркских племен, развитие орошаемого земледелия, скотоводства, различных ремесел, больших достижений в области медицины. Носители этой культуры, относящиеся к ев-ропеидной расе, впоследствии участвовали в сложении ски-фо-сакских, гуннских и тюркских племен. .

В польау культурного и этнического единства прототюркских племен говорит и существование в этом регионе торговых путей, связывающих Восток и Запад. Прежде всего-- йто Великий Шелковый путь, связавший культуры древних тюрков и Китая с культурами Передне^ Азии, Ближнего Востока и Средиземноморья. "Ат' ноли" или "Алтун йол" (конный или золотой путь, связавший древние очаги тюркской культуры) с культурой Запада.

Кроме этих караванных путей археологические данные показывают существование в древности таких путей, как Нефритовый путь, связавший Хотан с Северным Китаем, Западный мери-диальный путь, связавший Центральную Азию и Шную Сибирь с Китаем и Юго-Восточной Азией. Он проходил через Ордос, Гань-су и Шаньси и заканчивался в Бирме,

Как следствие высокой культуры тюркских племен, вобравших в себя земледельческую культуру оазисов, скотоводческую культуру, смешаннув культуру, развитую горгоилю, ремесла и городскую культуру, явилось то, что тюркские племена с древности имели свсю письменность, под которой в научной литературе в более узком плане понимают очень близкие друг другу древнетюркскую и древнеуйгурскую руники.

• Ареал распространения рунического письма подтверждает очерченный культурный ареал тюркских народов.Памятники этого письма найдены в Монголии, в бассейнах рек Орхона, Толы и Селенги, Хангае и Гоби; в долине Енисея, Прибайкалье л верхнем течении Лены; Восточном Туркестане, Семиречье и ферганской долине, Поволжье и юге Восточной Европы. Последние археологические данные, исследования ученых показали, что нижняя временная граница появления руники пока определяется V в. н.э., а верхняя - ХУ-ХУШ веками. Последними представителями тюркских народов, употреблявших эту письменность, в науке принято считать "желтых" уйгуров, ныне проживающих н китайской провинции Ганьсу.

В жанровом отношении памятники древнетюркской литературы очень разнообразны. Прежде всего, многочисленны мемориальные иоторико-биографические тексты с изложением соцналь-

ных, политических событий, носящие определенный назидательный характер, как например, надписи на каменных стеллах в честь Еильге кагана, Кюль Текина, Тоньюкука, Моюнчур кагана, намогильные надписи с указанием имени, титула, деяний героя. Памятные надписи на скалах, камнях, строениях, предметах быта. Деловые документы на бумаге, различные расписки, долговые обязательства, например, юридические документы, написанные древнеуйгурской руникой, которые приводит Малов С.Е. в работе "Памятники древнетюркской письменности". Мифологическая литература - "Алтун ярук", "Огуз наме", "Икки йылтыз ном". Одним из самых значительных памятников древнетюркской литературы является босточнотуркестанская рукопись "Ырк би-тиг". До сих пор в тюркологии она носит название "Книга гаданий" и считается шаманской по содержанию. Хотя, как отмечает Литвинский Б.А., перевод каждой из 65 притч прдеставля-ет большую сложность и во многих случаях остается предположительным. Если обратиться к этимологии слова "ырк", то оно ближе к словам "поучение","наставление", поэтому не претендуя на окончательный вариант, мы даем название этой книги 1сак "Книга наставлений". Такой перевод более близок к смыс- ' ловому содержанию притч, и, конечно же, "Ырк битиг'; по назначению не является шаманской.

Очень многочисленны памятники религиозного содержания. • Это фрагменты или относительно полные списки сочинений, входящих в буддийский 'канон, среди них можно отметить "Сутру лотоса благого закона", переложение на рунику "Майтрисими!", которая является примером не только религиозной литературы,; но и драматической. Среди литературы религиозного содержания

выделяется Хуастуанифт, которая Матовым С.Е. названа "Покаянная молитва манихейцев", хотя по содержанию она ближе к древнетюркской религии. Синкретичным по своему содержанию и духу, являются рукописи несторианского толка, найденные близ Турфана и написанные уйгурской руникой. Самым крупным из них является "Поклонение волхвов", содержащий в себе евангельский отрывок о поклонении волхвов родившемуся младенцу Христу. Наконец древнеуйгурскйм письмом написано и такое крупное произведение Ю. Баласагунского "Кутадгу билиг", филососф-ско-этическое по содержанию, оно написано на раннем этапе развития культуры тюркских народов исламского периода. Оно 4 было предназначено хану Караханидского государства, за это произведение автор был возведен в сан хаджипа (советника) при дворе караханидских ханов.

Подтверждением богатой культуры древних тюрков является наличие у них календаря, основанного на Мучале - двенадцати. летнем цикле. Мучал появился у тюрков во 11—I тыс до н.э., каждый год назван по имени животного и соответствует определенному первоэлементу:

огонь - I году Мыши,5 году Рыбы, 9 году Обезьяны; земля - 2 году Коровы, 6 году Змеи, 10 году Курицы; воздух - 3 году Льва, 7 году Лошади, И году Собаки; .вода - 4 году Зайца, 8 году Барана, 12 году Свиньи. Мучал, состоящий из двенадцати лет, назывался "сап мучал", но для летоисчисления тюрки также пользовались и 60-летним циклом - "дэвир мучал", 180-летним циклом - "чои мучая". Наряду с этим,. тюрки и сутки делили на 1" частей -"чаг", а "чаг" в свою очередь делился на 8 частей - "гах",

составляющий 15 минут. Народный календарь тюрков также был связан с небесными телами Солнцем, Луной и созвездиями. Так, календарь, называемый "Отуш" был основан на вращении Луны вокруг Земли, прохождением Луны через созвездие Уркер (Плеяды).

«

Такое летоисчисление с использованием Мучала, календаря, основанного на знании вращения небесных тел, показывает развитые астрономические знания древних тюрков, накопленные -в результате долгих наблюдений природы, небесных тел, животных и их повадок, цикличности явлений, происходящих в природе, взаимосвязи жизни человека и природы.

Археологические данные, исторические факты, письменные памятники, особенно религиозного содержания, подтверждают существование богатой культуры древних тюрков, а следовательно, и существование сложной религиозной системы, отвечающей самобытности и специфике этой культуры, каковой является, на наш взгляд, тенгрианство.

Моделирование тенгрианства как религиозной системы связано с уакмм вопросом, как древние религиозные представле-А

ния, культы, их роль в сложении этой системы. Следуя -законам комплексного, системного подхода, целостности, , единства части и целого, единичного и общего, нельзя разбивать верования древних на бесконечные культы и обряды, как-то: культ Солнца, неба, огня, коня, воды или культ предков, погребальные культы, промысловые, аграрные, культ вождей и т.д. Исходя из единства человека и природы, природного и духовного, необходимо объединение их в общее, хотя сами термины вполне законны и употребимы. Аналогично, анимизм, магия, фетишизм, тоте-

мизм суть характерные признаки любой религиозной системы, ее составные элементы, но никак не отдельные формы религии.

. Именно единство человека и природы , духовного и природного, проявляющееся в гармонии и борьбе, слиянности и разъединенности, тождественности и противоположности ведет к религиозности, направленной на всеобщее, • на природу, что можно назвать пантеизмом - что все есть Бог. В такой форме эта религиозность является ранним монотеизмом (прамоноте-изм), когда она направлена на окружающий мир, природу как на Бога. Форму такой религиозности, которая соответствует номадической культуре, как раз и можно назвать религией природы.

• Древние тюрки, занятием котсэрых было земледелие, скотоводство, охота, находились в состоянии "погруженности" в природу. Их мировоззрение отличало высокое почитание природы, ее обожествление как начала жизни.

Религия природы полагает единство природного и духовного, выразителем которого выступает человек. Природное и духовное, как всеобщее, целое распадается в его представлениях на единичности^ Обожествление всеобщего, целого содержит в себе и обожествление, одухотворение единйчностей, Для древнего номада это прежде всего Небо, Солнце, Луна и звезды, животные и растения, огонь, земля, воздух и вода, как первоначала. , Обожествление единичностей происходит в форме тоте-мических, анимистических, фетишистских представлений. Особенностью мировоззрения тюркских народов являются императивы "табигатка сыгыньш" и "табигатка тивиниш" - вера и поклонение природе. Традиционно любовь и уважение к природе были своего рода духовно-религиозными образованиями, такому миро-

воззрению не свойственна была философия, определяющая человека, как-хозяина природы, насилия над природой. Ей присуще было обожествление природы как универсума, источника всего.

Особенно ярко религия природы древних тюрков отражена в древнем эпосе тюркских народов " Огуз наме". Природа как начало жизни, как высшее божество, присутствовавшее в мировоззрении тюрков, проявляется в том, что Огуз хан вступает в брак с небесной и земной девами, которые родят ему шесть сыновей - Кун, Ай, Юлдуз и Кок, Таг, Дениз, каждый из которых имеет по четыре сына. Именно они дают начало 24 тюркским родам.

Особое место в религии природы занимало обожествление Неба - Кок Тенгри, которое понималось и как небо-бог, и как священное небо. Поклонение Небу, как божеству, носило очень сложный и многогранный характер. Оно включало в себя поклонение Солнцу - Кун Тенгри, Луне - Ай Тенгри, звездам." Обожествление Неба воплощалось и в бытовой культуре, например культ юрты, культ казана, освящение бубна. Сложным является представление Неба как отца - по поверьям тюрков, сохранившимся по настоящее время, считается "асман -ата, йэр - ана"

- " небо - отец, земля - мать" У древних тюрков существовало много астральных мифов, связанных с созвездиями Уркер (Плеяды), Большой Медведицы, с Полярной звездой - Томур козук, Венерой - Шолпан и др. Олицетворение природы в результате абстрагирования давали космогонические картины мира. Важное место в почитании природы, природных сил у тюрков занимало почитание огня. Огонь почитали не потому, что он был "злым''

- пожары, засуха, и не потому, что был "добрым" - давал теп-

- 21 -

Л. '

ло, возможность приготовить пищу, свет, а потому,, что рассматривался как одно иа первоначал. Наиболее грубыми субстанциональными считаются земля и вода, из которых сотворено тело человека, и более гонкими - огонь и воздух, из которых сделана его душа. Почитание огня у тюрков отличается от зороастризма. В авестийской религии огонь был возведен в абсолют - нельзя было сжигать труп, дабы не осквернить священный огонь, мобеды при приближении к огни в храмах надевали вуаль, чтобы не осквернить его своим дыханием. В. отличие от зороастризма • в тюркской религии отношение к огню Сило более "естественным", природным. Огонь считается природной силой -' кудрэтлик, с помощью которой тюрки боролись с болезнями, злыми духами-, огонь считался очистительной силой. Религия природы включала в себя и тотемические представления, по которым тюрки почитали животных, среди которых выделяется волк как уран тюркских народов, деревья - кипарис и сосна, культ коня.

Религия природы, как религия всеобщего, кроме поклонения непосредственно природе, ее объектам включает в себя и верования, направленные во внутренний мир, мир человека, окружающих его людей. Поэтому составными, неотъемлемыми частями религии природы являются такие древние верования тюркских народов, как культ предков, вождей и старейшин, почитание родителей, погребальные культы. Культ предков широко представлен й древнеяоркских письменных памятниках, этнографичес-' ком материале. С культом предков непосредстсенно связано почитание души умершего. Души умерших предков - .ару ах и у тюркских народов по настоящее время выступают как духи-заотушш-

ки перед Тенгри и не имеют общего с шаманским почитанием духов. Культ-предков и культ природы, как выражение единства 1 человека и природы, духоеного и природного, являются стержневыми в религии природы и эвошоционно переходят в новое качественное состояние религии тюрков. - тенгрианство как религиозную систему монотеистического характера, в которую, как мы считаем, органично входит и сама религия природы.

•Во второй главе "Тенгрианство' мы определяем социаль-"" но-экономические предпосылки возникновения и развития тенг-

I ■ '

риапотва как религиозной системы монотеистического каракте-, ра, ее структуру, основные идеи и типологические черты условия и пути ер трансформации и экстраполяции в другие религии.

.'' Дальнейшее развитие производительных сил, социализация отношений привели к развитию культуры древних тюркоа. В начале I тысячелетия до н.э. на востоке Еврааик окончательно олскклиоь два отличных друг от друга хозяйственно-культурных региона - собственно китайский в среднем и нижнем течении Хуанхэ и центрально-азиатский - тюркский хозяйственно-кудь-. турный регион. Тюркские племена освоили металлургию бронзы и железа, металлообработку, колесные повозки и всадничеотво. Вслед за сложением номадической культурой, системой хозяйства естественным следствием явилось появление городов, которые превратились в важные центры экономической, административной и социальной жизни, в том числе и религиозной.

Развитие культуры тюркских народов в период с начала I тысячелетия по П рек до н.э. подтверждает гипотезу К.Яспер-оа, который назвал это Еремл осевым во^менем, когда с поразительной плодотворностью ало такое формирование человечео-

Кого бытия, которое независима от определенного религиозного содержания могло стать настолько убядительньш, своей эмпирической основой для Запада, Азии, для всех людей вообще, что тем самым для всех народов были найдены общие рамки понимания их исторической значимости. Тогда произошел резкий поворот в истории. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день. Возникли философские, религиозные, морально-этические системы в разных культурах этого периода.

Древнетюркская культура, находившаяся в сердце Азии, связавшая Западную и Восточную культуры, не могла остаться в стороне от столбовой дороги раввития человечества. Именно в1 это время сложилась первая кочевая империя тюркских народов - Туран, преемниками которой в разные исторические эпохи стали номадические империи тюрков: Гуннская империя, Великий Тюркский каганат, Уйгурский каганат, Кыргызский каганат, Ка-раханидское государство и империя Тимура. Все эти государства, отличаясь друг от друга во времени, имели общие принципы в устройстве. Верховная власть принадлежала кагану, которого выбирали на курултае.*, Был определен свод законов, которым должны были следовать все, включая самого кагана. Исполнение законов и правопорядок в государстве достигались тремя путями:

- строгое следование традициям и обычаям предков, почитание старейшин, старших и родителей, исполнение религиозных предписаний и установок;

- строгое исполнение приказов и распоряжений кагана, вышестоящих сановников,при зтом особое внимание уделялось тому, чтобы приказы и распоряжения были на

благо народа;

- важные государственные вопросы, такие, как война, выборы кагана, заюючение договоров и другие решались на курултае, в котором могли принять участие не только избранники народа от родов и племен, но и любой способный носить оружие, а также женщины.

Тенгриансгво как религиозная система монотеистического характера явилась идеологическим основанием централизованных номадических империй. Центральным представлением является Тингри как верховное божество. Он - творец всего: Неба, Земли, всего космоса, распоряжается судьбами людей, дарует власть каганам. Тенгрианотво имело свою космогонию, суть ко-, торой в разделении мира на верхний - мир тенгриев, средний -мир Человека, а.иний - подэемный ыир, на четыре отароны света ро горизонтали, что составлядо, по понятиям древних тюрков, сакральность икра, его гармонии, выражающуюся в числе ?. Религиозно-этическое содержании тенгриаиетва заключалось "в знании истинного божества и чистого закона, двух соноь: светлой небесной ызнокн и ы^ачний осиоьы - ьеши адоьой.", {; следовании "печатям" богов; любви, вере, преодолении страна - вола, мудрого решения. Как единство пространства и времени в представлениях тюрков выступала космогония и "трехвремен-, ной закон" - освящение прошлого, настоящего и будущего. Основы религии сохранялись и развивались священнослужителями теигрианства - тангриканами, тивинаыи, камеди, в них верили и на них опирались, "печать которых бща ыудроэ знание". Тенгрианотво имело свою демонологию, явившуюся результатом развития предотаилений о загробной мира, Зрдик хане как вла-

дыке подземного мира. В тепгрианстве сохранился культ предков и культ природы, имелся пантеон богов; Жер-Су И Умай, "Ала атлик иол тзнри" - божество вечнотекущего времени, ''Кара йол тэнри" - бЬжество судеб, Кун Тенгри и Ай Тенгри. .

С развитием тюркского общества в VIЫХ вв. н.э. ирея-зошли большие изменения в религиозной жизни 'тюрков. Распад каганатов, ослабление тюркского могущества, усиление монго-лоязычных народов на востоке и арабской экспансии на западе< с усилением влияния мировых религий буддизма, христианства и ислама, распространение их на обширных регионах Центральной ' Азии привели к вытеснению тенгрианства на периферию тюркско-. • го чира. Здесь тенгрианство в связи о исчезновением централизованной власти кагана, уменьшением влияния тивинов и усилением роли камов в повседневной жизни людей предстало в форме религйи камов.

Мировые религии буддизм, ислам, христианство несториан-ского толка, а также, манихейство, которые получили широкое распространение в тюркской среде, имели для этого религиозную основу в лице монотеистического тенгрианства, вере в единный Тенгри. В то же время шаманство:тунгусо-маньчжурских племен, Чье политическое и культурное влияние усилилось в этот период внесли в тенгрианство элементы шаманизма.

Поэтому в диссертационном исследовании предлагается следующая классификация тенгрианства:

I; Религия природы, включающая в себя анимистические, тотемические и фетишистские предстар-ленил, центральными положениями которой являлись - вера в Тенгри как верховного божества Неба, культ предков и культ

природы, выражающие единство человека и природы.

г. Тенгрианство с верой в верховное божество Тенгри, о пантеоном богон, космогонией, демонологией « релит«--оаной этикой, в котором сохранились культ природы и культ предков.

3, Религия камов как эволюция тенгриаиства, о элементами шаманизма.

4. Религия саяно-алтайских и сибирских тюркских народов как эволюция тенгриаиства о преобладанием веры в добрых и алых духов, шананской практики.

При классификации религии древних тюрков необходимо отметить , что иа основе этой религии возникли самостоятельные религиозные системы: иитраизм и религия бон, которые оказали большое влияние на религиозные представления соседних народов. Тенгрианство через религию бон оказало влияние на возникновение ламаизма, поздних религий тюркских народов Алтая, Сибири, "желтых" уйгуров Ганьсу) через митраизм - на религии иранских народов.

Тенгрианство, пройдя через многие религиозные системы) буддизм, христианство, ислам, сохранило свои основы ввиду их универсальности, а также в силу того, что они не противоречили основным догматам этих религиозных систем. Эти основы тенгрианстьа были присущи духовной культуре тюркских народов, выражали его самобытность и специфику. Стойкость тенгриаиства продиктована, о одной стороны, тем, ,что тюркские народы были,подвержены религиозной экспансии и они естественно стремились к. сохранению своей веры; с другой стороны» сама "открытооть" иомадической культуры содержало в себе ди-

- £Г-

г

алектическое противоречие между стремлением к интеграции о другой культурой и стремлением сохранить свою самобытность и специфику.

В результате исследования мы выделили следующие основные типологические черты теигрианства, соответствующие духовной культуре тюркских народов:

- вера в Тенгри как бога, творца всего, но бога, находящегося не вне-мира, не над ним, а присутствующем во всем, в том числе и человеке\

- поклонение природе кяк всеобщему, источнику жизни, представление Тенгри как гармонично единого Человек- Дуние;

- поклонение душе умершего, душам предков-аруахам, вера в загробную жизнь, бессмертие души, неотъемлемой части общего Человек-Дуние;

'-.почитание старейшин, старших и родителей, культ детей как неразрывность поколений, трансляция духовных ценностей;

- приоритет межличностных отношений, общения, связи между людьми, их обшносги;

- следование традициям культуры, сохранение обычаев и нравов, обрядности, правил поведения> приличия, порядка и иерархии}

- вера в жизненную силу - кудрэтлик как активное начало, присущее как общему Человек-Дуние, так и самому человеку.

В заключении сделан краткий обзор основных выводов исследования, выделены традиционные духовные ценности, харак-

терныо для тснгрианства. Изучение тенгрианства как религиозней системы, ка:с феномена тюркской культуры поможет нам лучше проявить духовные, морально-этические ценности, которые складывались на протяжении многих тысячелетий, которые помогут нам строить свою культуру в соответствии о народной памятью и памятью предков.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ!

1. К вопросу об этнониме "тюрк". //Проблемы гуманизации сознания и поведения студенческой молодежи. - Алма-ть(; АТУ км. Абая. 1995.- С.(0.5 п.л.)

2. Тенгрианотво.//на делан. КазгосИИТИ. <М марта 1996 г, ШЗЗ-Ка УО.- С. (1.а и.л.)

3. Интеграция через национальное возрождение.//Триалог Грсударотво - Капитал - Добровольческий сектор: социальное партнерство ради устойчивого раавития./ сб.от,- Алматы. 1996 г,- С.(0.6 п.л.) - (в печати).

Антон Нурмагамбет Глаждшгопич. "Тен1рл1к Д1ни жуйе рет!нде" философия гылымынын кандидаты дережес1н алу уш!н усынылып отырган диссертациясы 09.00.06 .- д1нтану лене теология мамандыгы бойынша орындалды.

Мвдени-тарихи» тарйхи типологиялык тургыдан енбекте ислам деу1р!ие Дей1нг1 тур!к халыктарынын д!ни сен!м1ндег1 "тен1р" меселес! царастырылган. Медени даму саласын зерттей кел!п, Тен1р табигат жайлы сен1мн1ц эволюциялыц (артифакт, социофакт, ментифакт) калыптасуын 0елг1лейд1. Теч1р угымы тур!к халыцтарында Аспан, Ралам, т!пт1 Алла, кудай рет!нде тусШлген. Осыган орай енбекте теч1рл!к кудайлары.чыч жуйес1 - "Жер-Су", "Умай катын", "Ерл1к-хан", "Ала ат-жол тен*Р" -уакыт кудайы мек тагдыр кУДайы "Кара жол-тек!р" герттелген.

Àjupov Hurraagambet Glazbdynovisb

"Tengriancy as a religions system" Speciality 09.00.06 - Religion science and teology.

significant part of religion science - tengriancy. The author discovers historical, Ideological, socio-economical sources of this religion. Using cultural-historical approach for consideration this religions system, he shows the evolution in process of developing of the ancient turk religion. The attention is given to the central concept of tengriancy - Tengry. This idea in Turk religion innltiates from the notion of Ter.gry. as Heaven to the notion of Tengry as the Universe and at East develops, as the idea of God, Allah, Huda. The author reveals typological features of Tengriancy which characheri2e spiritual culture Turk people. The most impotant contribution of the dissertation is the study off links between tengriancy and buddizm, islam and Christianity. The sointific novelty of the dissertation is classification of Turk religion in close connection with cultural development of Turk people before islam period.

. This dissertation Is devoted to. theoretically,