автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Теоретические идеи и художественная практика Огюста Родена в историко-культурном контексте Франции XIX века
Полный текст автореферата диссертации по теме "Теоретические идеи и художественная практика Огюста Родена в историко-культурном контексте Франции XIX века"
На правах рукописи
АВТАЙКИНА Лариса Юрьевна
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ОГЮСТА РОДЕНА В ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ФРАНЦИИ XIX ВЕКА
Специальность 24.00.01 -теория и история культуры
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Саранск 2004
Работа выполнена на кафедре культурологии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Н.И. Воронина
доктор философских наук, профессор Н.П. Ледовскнх кандидат филологических наук, доцент Н.Е. Переплетчнкова
Ведущая организация: Ярославский государственный
педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Защита состоится 28 мая 2004 г. в 14 ч на заседании диссертационного совета Д 212.117.03 по присуждению ученой степени доктора философских наук при Мордовском государственном университете им. Н.П. Огарева (430000, г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, 39а), в актовом зале.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева.
Автореферат разослан «/?-$>> ¿2^25^^2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук, доцент
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Развитие французской культуры XIX века отмечено событием, равного которому не было в истории французской пластики - она выдвинула великого мастера, имя которому Опост Роден (1840 - 1917). Опираясь на опыт А.Бари, Ж.Б.Карпо, Ф.Рюда,- он совершил в сфере пластики переворот и создал новый пластический язык. И если в живописи подобное переосмысление средств художественной выразительности было совершено целой группой щедро и по-разному одаренных художников - Э.Дега, Э.Моне, П.Сезанн, П.О.Ренуар и др., то Роден долгое время один нес на своих плечах бремя всех преобразований. Это был титанический духовный акт; дороденовская скульптура, несмотря на существование во Франции крупнейших талантов, была настолько отвлеченным от реальных условий видом искусства, что и представить было невозможно те страстные, яростные, бурные споры современников, которые стали разгораться при появлении роденовских работ. Роден и сегодня продолжает привлекать к себе самое пристальное внимание, так как в его творчестве заложены и развиты непреходящие начала духовного опыта человека и подлинного искусства. Творчество Родена подняло ряд проблем, многие из которых сегодня включены в контекст культурофилософского дискурса.
Будучи выразителем идей своей эпохи и своего народа, Роден выступал и как теоретик искусства. Эта его ипостась является мало изученной. Его высказывания о природе, искусстве, красоте обнаруживают пытливый и ясный ум мастера, его страстную и увлекающуюся натуру. Они имеют точки соприкосновения как с мыслителями прошлого (античности, эпохи Возрождения и т.д.), так и с современными эстетиками и исследователями искусства. Поэтому творчество Родена является предметом не только искусствоведческого и исторического анализа, которые позволяют раскрыть специфичность творчества и контекст эпохи, в которую жил и творил мастер, но представляет интерес и для культурологов, в контексте философского дискурса.
Кроме того, его творчество необходимо изучать культурологам и искусствоведам Мордовии, так как в мировой практике «мордовским Роденом» считают Степана Дмитриевича Эрьзю, которого с его великим французским предшественником многое сближает в мирочувствовании, мировосприятии и языке пластики.
Основанием для подобного исследования послужила книга П.Гзелля. В ней, пока единственной на русском языке, представлено написанное Роденом об искусстве, его наблюдения о выставках, творчестве художников, ряд бесед и диалогов со скульптором. Убеждение Родена в необходимости глубокого постижения натуры и изучения подлинной правды жизни сопровождается в этой работе самым решительным осуждением холодной академической беспристрастности, погони некоторых мастеров за внешним правдоподобием, резко порицается раболепие перед авторитетами. Кроме того, мы встречаем здесь интересные сведения об образе особенностях
ЮС. НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА СПтрйт л и
03 Щ^бЦ
творческих приемов скульптора, его меткие наблюдения, точные сравнения и неповторимые образные описания.
Степень разработанности проблемы: проблема происхождения и природы искусства, затронутая Роденом, была и сегодня остается одной из актуальных. Отсюда многочисленные философские, эстетические, искусствоведческие работы, к которым обращался автор дисертации:
- в области философии можно отметить труды: Э.Берка, Г.Ф.Гегеля, И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинга и др.;
- в области эстетики - работы мыслителей прошлого (Вольтера, ЖЛДаламбера, Ш.Лало, Ф.Шиллера и др.) и эстетиков современности (Ю.Б.Борева, А.Я.Зися, А.ФЛосева, М.Ф.Овсянникова, Д.Д. Среднего, Л.К. Столовича и др.);
- в области культурологии и искусствознания - труды В.В.Ванслова, Н.И.Ворониной, Л.С.Выготского, С.Н. Иконниковой, В.В.Кандинского, М.С.Кагана, Л.Н. Когана, Ю.В.Петрова, АД.Чегодаева и др.
Происхождение искусства рассматривали в своих работах А.О. Богданов, Ю.Б. Борев, А.Н. Веселовский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Г.Н. Поспелов и др., выделяя в качестве источников, его порождающих, труд, игру, синкретизм, социальную потребность и т.д.
Выразительность вообще и в скульптуре в частности исследовалась О.П. Вороновой, Т.В. Дадиановой, Н.А. Дмитриевой, В.И. Костиным, М.Л. Либманом, С. X. Раппопортом, И.М. Шмидтом и понималась как раскрытие сущности отражаемого явления действительности и передача эмоционального отношения к нему художника, без которого искусство в своих произведениях не раскрывает смысл, а лишь констатирует факты бытия.
Важным для решения основной проблемы диссертации является контекст эпохи. История культуры Франции XIX века изучалась как зарубежными, так и отечественными авторами: L.Dimier, J.Fabre, V.M.Hilliger,
E.G.Huly, В.И.Божовичем, Н.Н.Калитиной, Ю.Д. Колпинским, В.И.Раздольской и др. Культура античности (древней Греции и древнего Рима) рассматривалась в работах: М.В. Алпатова, А. Боннара, Н.Н.Бритовой, Л.О.Винничука, Б.Р. Виппера, Н.В.Мирецкой, А.П. Чубовой и др. Культура эпохи Возрождения и творчество Микеланджело - в трудах В.Н.Гращенкова, М.Т.Кузьминой, А.Ф. Лосева, Е.И.Ротенберга, В.И. Рутенбурга и др.
Изучением творческой личности Родена занимались Н.А.Дмитриева, А.Б. Матвеева, Я.И. Николадзе, В.В. Стародубова, Б.Н. Терновец и др. Из публицистики можно отметить статьи Д. Аркина, Ю. Колпинского, А. Полякова, Т. Рыхловой и др. В зарубежном искусствознании творчество Родена является темой многочисленных книг, статей, эссе. В диссертации были использованы работы Д. Вейса и P.M. Рильке, переведенные на русский язык, а также труды следующих авторов: L. Benedite, J. Cladel, G. Coquiot, G. Grappe,
F. V. Grunfild, O. Mirbeau и др.
Особо отметим авторов, чьи работы способствовали более глубокому и полному знакомству с личностью и творчеством С.Д.Эрьзи: О.Г. Беломое-ву, И.В. Клюеву, НЛО. Лысову, Б.Н. Полевого, Н.И. Шибакова и др.
Тем не менее подчеркнем, что исследования жизни и творчества Родена чаще всего носят искусствоведческий характер, с обозначением образности и содержания работ, особенностей пластики, материала и т.д. Редко затрагиваются вопросы формирования личности художника, его мировоззрения, осмысления им самим специфики творческого процесса, внутреннего духовного потенциала, концептуальных и теоретических идей и многое другое. Все это и исследовано в данной работе.
Объектом исследования является творчество Опоста Родена в истории культуры Франции XIX века.
Предметом исследования - теоретические идеи и художественная практика Огюста Родена в историко-культурном контексте Франции XIX века.
Цели и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в осмыслении личности Родена, его теоретических идей и творчества в историко-культурном контексте разных эпох. В соответствии с целью исследования в нем ставятся следующие задачи:
- рассмотреть историко-культурный контекст «эпохи Родена»;
- определить теоретические основания происхождения и природы искусства в роденовских концептах: выявить основные теории происхождения искусства, акцентировать базовые определения искусства, определить его значение для человека и общества;
- рассмотреть творчество Родена как летопись основных выразительных средств изобразительного искусства, проследив процесс формирования его художественной личности;
- исследовать трансформации традиций античной культуры и творчества Миксланджело в искусстве Родена;
- актуализировать творчество великого мастера, определить степень его воздействия на зарубежных и отечественных скульпторов.
Методологическая основа исследования базируется на специфике изучаемой проблемы, а также сущности избранного подхода к ее анализу. Интеграционный характер исследования обусловил необходимость использования работ смежных гуманитарных областей научного знания: философии, культурологии, истории, эстетики. В основу исследования легли следующие методы:
- сравнительно-исторический, позволяющий выявить сущностные стороны античной культуры, культуры эпохи Возрождения и культуры Франции XIX века;
- историко-теоретический, основополагающий при изучении и анализе теоретических работ по философии, эстетике, искусствознанию отечественных и зарубежных авторов;
- метод интерпретации, дающий возможность реконструировать
идеи Родена с концепциями мыслителей прошлого и современности;
- метод системного анализа, используемый для выявления ассоциа-
тивных связей Родена со скульпторами, у которых он учился, и с теми, кто продолжил его дело.
Научная новизна исследования определяется самим обращением к теоретическим идеям Родена, которые впервые сопоставляются с тенденциями развития искусства и его осмысления эстетиками, искусствоведами, историками прошлого и современности. Подобный аспект исследования позволяет получить наиболее полное представление об искусстве и о личности Родена, который был не только великим художником и скульптором, но и теоретиком искусства.
Положения, выносимые на защиту:
- исследование теоретических идей и художественных практик Огю-ста Родена имеет самостоятельное, исключительное значение в изучении культурофилософских вопросов становления творческой личности. Историко-культурный контекст «эпохи Родена» показывает, что Роден-художник объединяет три стороны (романтик с элементами символизма, импрессионист и реалист), которые гармонично сочетаются как в его творчестве, так и в культурологическом дискурсе нашего времени;
- процесс формирования художественной личности Родена включает:
а) изучение тенденций работ античных мастеров и Микеланджело;
б) методы, которыми он пользовался для реализации своих замыслов: непосредственное общение с натурой, сосредоточенность на основной линии и идее без лишней детализации, изменение реального в сторону большей выразительности, обобщение образа и сведение его к силуэту с одновременным выражением движения со всех сторон и др.;
- реконструкция роденовских концептов понимания искусства позволила выделить: а) эстетическое воздействие и наслаждение, получаемые в процессе художественного творчества и восприятия искусства; б) индивидуальность и оригинальность художника, которые являются основополагающими в синхронном развитии внутреннего (мысль, чувства, фантазия) и внешнего (просвещение и образование) специфического диалога художника и творчества, человека и общества;
- актуализируются теоретические доминанты творчества в идеях и практиках скульптора: многоуровневость положений в области пластики языка, движение и рисунок как основа выразительности, цвет как дополнительное и вспомогательное средство при создании скульптурного произведения;
- в мировой художественной практике СД.Эрьзю называют «русским Роденом», что позволило рассмотреть взаимопересечения их творчества (художественная «самоиндукция» материала, динамика движений, контрастность, острая ритмика, эссеистика и экзистенция в пластике и т.д.). Тем не менее каждый из них был совершенно самостоятельным и оригинальным в выборе материалов, языка пластики, сюжетов.
Практическая ценность исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курса лекций по культурологии, истории и теории искусства, эстетике, страноведению.
Апробация работы. Основные теоретические положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора и представлены в виде научных докладов на Эрьзинских чтениях (Саранск, 2001), на Огаревских чтениях (Саранск, 2001-2003) и на заседаниях научно-методологического семинара кафедры культурологии МГУ им. Н.П. Огарева.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 207 источников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее научной разработанности, теоретическое и методологическое обоснование, формулируются цели и задачи исследования, указываются положения, выносимые на защиту, сообщается степень научной новизны, практической и теоретической значимости работы.
Первая глава «Огюсг Роден в традициях осмысления искусства» состоит из трех параграфов. В первом - «Историко-культурный контекст «эпохи Родена» диссертант исследует социокультурную ситуацию во Франции XIX века и отмечает ее наиболее важные черты: развитие буржуазных отношений, повлекшее за собой изменения во всех сферах общественной жизни, в том числе и в искусстве; рост научно-технического прогресса, приведший к предпочтению позитивного научного знания как результата наблюдения, что явилось поводом для возникновения оптимистических иллюзий и связанных с ними надежд на изменения в эстетических и нравственных вопросах; революционные потрясения и война, послужившие толчком к ломке устаревших взглядов и традиций в искусстве, поставившие под сомнение не только традиционное понимание прекрасного, но и сам эстетический подход к реальности.
В аспекте этих противоречивых черт эпохи автор рассматривает те художественные явления и направления, которые определили характер французского искусства и, прежде всего, его высочайшие достижения. Диссертант подчеркивает, что культура этого времени обнаруживает чрезвычайную неоднородность. Конфронтация официального салонно-академического искусства и передовых творческих тенденций, достаточно резко обозначив-
шаяся уже в предшествующий период, продолжала определять основное направление в размежевании художественных сил. Сложность общественного развития, ускорение его темпов породили возникновение и быструю смену разных стилистических явлений. При этом различные творческие тенденции не просто следовали одна за другой, но и сосуществовали, порою в весьма сложном взаимодействии. Нередко те или иные художественные течения или отдельные крупные мастера еще не успевали полностью обнаружить своих устремлений, как появлялись другие, отражающие совсем иные принципы в своих работах, эстетических программах и манифестах.
Автор отмечает, что XIX век во французском искусстве начался с романтизма, который имел своих предшественников в XVIII столетии, но возобладал в первое десятилетие XIX. Программа романтизма провозглашала личную творческую активность художника и свободное выражение им своего внутреннего мира. Романтизм раздвинул горизонты искусства, введя в его поле зрения героические эпизоды современности, сокровища фольклора, историческое прошлое, мало знакомые европейцам мифы Востока; он открыл неисчерпаемую сложность человеческой души, дал волю чувству и воображению, развил и обогатил поэтику гротескного, причудливого, фантастического.
Но уже в середине XIX столетия романтизм был оттеснен с передовых рубежей французской художественной культуры мощным реалистическим движением. Вызванный к жизни глубокими изменениями в общественной структуре после июльских дней 1830 года, реализм не ограничивался просто отображением действительности, а выносил ей оценку и приговор с позиций передовых общественных сил.
Постепенно реализм перестал отвечать устремлениям молодого поколения художников и скульпторов. Конечно, их интересовала и привлекала современность, но главное для них было заключено в свежести и непосредственности видения. Поэтому к началу 70-х годов возникло такое направление как импрессионизм.
Предметом искусства, источником вдохновения импрессионистов являлся окружавший их объективный мир, который они старались запечатлеть как можно живей и правдивей. Они показывали всю множественность явлений реального мира, без предвзятого подразделения их на поэтические и тривиальные, высокие и низкие. Импрессионисты стремились к фиксации непосредственного впечатления окружающей их действительности. Они ставили своей задачей уловить именно первое, непосредственное впечатление, характерное для данного состояния природы. Эти художники понимали движение не как перемещение фигур в пространстве, а как изменение самих вещей в окружающей их световоздушной среде. Для них каждый мотив и каждое мгновение жизни наполняется внутренним движением, которое не нуждается во внешнем драматическом выражении и не поддается ему.
Импрессионизм не оправдал возлагавшихся на него надежд и был довольно мимолетным. Поэтому с середины 80-х годов уже в символизме явст-
венно обозначилась тенденция к разрыву с чувственной реальностью, зародилось стремление выразить природу в ее ощутимой реальности, внутренней значительности, в длительных, жизненных, «вечных» ритмах.
Диссертант выясняет, что искусство Родена аккумулировало разнообразные художественные тенденции эпохи: многое связывало его с романтизмом и символизмом. Существенная и характерная область роденовского творчества проходит под знаком романтизма, окрашенного символизмом. Искания выразительности в его статуях, страстность его обнаженных тел, их эротизм, их символика прежде всего романтичны. В своем изображении Роден исходит от изучения натуры, от конкретного наблюдения. Однако в процессе формирования образа он уходит от данной реальности к абстракции, к символу. Мир его творчества становится миром абстракций, надземных фантазий, миром символов и снов. Подчеркивается близость между техническим языком Родена и живописной манерой импрессионистов: господство дробного мазка, заменяющего спокойные поверхности классических полотен и статуй, своевольная игра руки, отзывчиво и нервно регистрирующая впечатление глаза, тенденция к размыванию объемов, но при этом пафосом искусства мастера всегда было страстное постижение жизни, правда ее выражения. И при всей стилистической сложности его творчества Роден предстает в своих произведениях как один из величайших реалистов в истории искусства. Это та область, где скульптор, сохраняя связь с действительностью, дает ей высокохудожественную и яркую интерпретацию. Это, прежде всего, область его портретного творчества. Роден умеет сжать и сконцентрировать всю полноту своего представления о человеке, дать яркую, образную концепцию, передать не только внешнее сходство, но и духовную сущность портретируемого. Он лепит живого человека, его характер, свойство его ума, строй его чувств. Своих результатов мастер достигает путем реалистической передачи действительности, повышая и акцентируя наблюдаемые черты, но не искажая, не деформируя их.
Рассмотрев художественные тенденции, которые в той или иной степени нашли отражение в творчестве Родена, автор указывает на то, что разговор об искусстве французского скульптора, не был бы полным без обращения к его основному свойству - верность Родена природе, его неустанное стремление познавать ее, учиться у нее. Непосредственное общение с природой, борение за полное овладение природой накладывает отпечаток на все его творчество. Он отдает изучению натуры все свои силы. Здесь корень реализма Родена, здесь основа его глубоких знаний, его мастерства.
Таким образом, противоречивая политическая обстановка и неоднородная картина художественной жизни Франции XIX века способствовали формированию личности Родена и определили характер его искусства.
Во втором параграфе «Происхождение н природа искусства: теоретические основания» для актуализации идей Родена диссертант выделяет точки зрения К. Бюхера, Р. Грубера (источником, порождающим искусство, является труд, трудовой акт); В. Вундта, Г. Спенсера, Ф. Шиллера (игра как
проявление избыточных сил порождает искусство); сторонников вульгарно-экономических взглядов (А.О.Богданов и др.), рассматривающих искусство как непосредственный продукт материального производства; создателя теории синкретизма А.Н. Веселовского (особенность первоначального искусства в «синкретическом безразличии», из которого постепенно вычленяются различные виды искусства); синкретизм искусства М.С. Кагана, Г.К. Поспелова; отдельно автор рассматривает точку зрения А.Ф.Еремеева, который подчеркивал несостоятельность теории синкретизма и фактическую невозможность существования первобытного синкретизма (в основе искусства лежит социальная потребность), а также теорию происхождения искусства А.Н. Леонтьева (искусство рассматривается в ней как процесс, как развивающаяся во времени система психических деятельностей).
Важно отметить, что Роден в своих теоретических размышлениях присоединяется к мнению о том, что стремление понять природу искусства возникло с самыми начальными попытками теоретического осмысления художественного творчества, а последние появились с первыми признаками выделения искусства из синкретической религиозно-обрядовой или производственно-трудовой деятельности в относительно самостоятельную область.
Диссертант подчеркивает, что существует множество ответов на вопрос о том, что такое искусство. Это многообразие не случайно, и его нельзя рассматривать как результат одних лишь ошибок и заблуждений. Оно вызвано, во-первых, тем, что искусство на протяжении своей истории изменялось и в разные эпохи на первый план выступали разные его грани и стороны. А во-вторых, тем, что понимание искусства всегда зависело от общего понимания мира и человека, т.е. от философских позиций теоретиков, от их идеологических установок, которые тоже были различны в разные эпохи.
Однако было бы неверно из многочисленных определений искусства и ответов на вопрос о его сущности делать вывод о всеобщей относительности понятий, о неопределенности и непознаваемости художественного творчества, об отсутствии в этом вопросе объективной истины. Наоборот, каждое учение об искусстве, каждое определение искусства дополняет друг друга, вносит что-то свое, новое в понимание искусства, способствует поиску объективной истины в вопросе о его сущности. Затрагивал этот вопрос и Роден. На протяжении многих лет жизни он делал заметки об искусстве, скульптуре, красоте, представляющие собой в сущности своеобразные «стихотворения в прозе».
Автор указывает на многогранность личности Родена, хотя в большей мере он был гениальным художником, скульптором, выразителем идей своего времени, но среди множества его интересов - теоретические мысли, охватывающие самые разнообразные стороны творческого процесса, бытия искусства. Не оставив специальных трудов по этим вопросам, он выстроил свои концепты понимания искусства, которые отличаются не только содержательностью и ясностью, но и глубиной, проницательностью в выяснении основных позиций. Он вполне может быть включен в хор самых разнообразных и
сущностных исследователей искусства. Диссертант предпринимает попытку сопоставить его идеи с тенденциями развития искусства, его осмысления в концепциях эстетиков, искусствоведов, историков как прошлого так и современности и выясняет, что для Родена через эстетическое воздействие и наслаждение, получаемые в процессе художественного творчества и восприятия искусства, а также благодаря индивидуальности и оригинальности художника искусство воздействует на:
- мысль - по мнению Родена, оно ставит перед людьми проблемы, пробуждает и активизирует познавательные способности, стимулирует мыслительную деятельность;
- чувства - как определял художник, оно учит верной эмоциональной реакции на вещи, события, поступки, формирует эстетические вкусы, потребности людей, пробуждает творческий дух, творческое начало, желание и умение творить по законам красоты;
- фантазию - по идее Родена, искусство пробуждает ее в зрителе, способствуя росту его художественной культуры,
а также является, с его точки зрения:
- средством просвещения - передача фактов и знаний; образования -передача навыков мышления, обобщения, системы взглядов;
- специфическим каналом связи - Роден считал, что произведения искусства воспроизводят многообразные ситуации общения людей, моделируют сам процесс общения.
Третий параграф «Роден о проблемах выразительности в изобразительном искусстве» посвящен проблеме средств выразительности, которая дебатировалась теоретиками искусства XVIII века, будоражила умы исследователей в XIX веке, интересовала выдающихся мыслителей прошлого столетия. Не оставил ее без внимания и Роден. По его мнению, актуальность проблемы выразительности связана со стремлением расширить язык искусства, раскрыть идеи своего времени, показать духовную жизнь человека.
Роден рассматривал пластичность и живописность как наиболее существенные и сущностные средства выразительности, как эстетические категории, подчиненные общему понятию выразительности, как ее материальные носители, как универсальные свойства художественного творчества и художественной формы. Он считал, что они находятся в диалектическом единстве, где каждый элемент является условием существования другого, а абсолютизация одного из них приводит к утрате не только художественной выразительности, но и целостности художественного произведения.
Автор указывает на то, что для Родена пластичность - это основное правило всего живущего, это сама жизнь, это возможность многих жизней, многих движений жизни, которые сменяют друг друга; живописность - динамическое взаимодействие форм, объемов, пятен, цвета, линий, света и тени, при котором возникает яркое впечатление общей подвижности, изменчивости, многообразия аспектов.
Диссертант пытается определить значение пластичности и живописности, их основных структурных элементов - движения, цвета, рисунка для искусства Родена.
Рассмотрев эволюцию движения в скульптуре, автор выясняет, что зародившись в эпоху архаики, в последующие века оно получало новое содержание и к концу XIX века достигло невиданных высот. Но особенно богато и сложно развернулись новые мотивы у Родена, все произведения которого наполнены движением, трепещут жизненной правдой. Диссертант подчеркивает, что новое содержание требовало новых форм для реализации неосуществленных движений и подсознательных импульсов, поэтому Роден изобрел новые приемы:
- прием умалчивания (он обрабатывал поверхность мрамора так мягко и расплывчато, что фигуры оказывались словно в тумане и сливались одна с другой - создавалось впечатление, что в мраморе высечены не только фигуры, но и окружающие их пространство и воздух);
- прием, распространенный и современной скульптуре, состоит в том, что пластический образ еще не высвободился полностью из каменной глыбы, он как бы дремлет в необработанной массе;
- прием пластического фрагмента, цель которого достичь высокой степени духовной завершенности, придать максимальную экспрессию и т.д.
Роден определял движение как переход от одного положения к другому и считал, что искусство художника состоит в умении заставить зрителя прочувствовать все эти моменты в последовательном порядке, чтобы из их совокупности получилось впечатление движения. Для подтверждения этих слов автор обращается к его «Бронзовому веку», в котором представлен переход от дремоты к жизненной силе, готовой претвориться в движение. Ноги только что проснувшегося юноши еще скованы дремотой и как бы шатаются, по мере того как взгляд поднимается выше, весь облик крепнет: ребра выступают из под кожи, грудная клетка расширяется, лицо обращается к небу, руки вытягиваются, чтобы встряхнуть оцепенение сна.
По мнению Родена, скульптор может представить не только жест или движение, но и продолжительное действие. Ему стоит только расположить свои фигуры так, чтобы они представлялись зрителю в последовательном порядке: начало действия, его продолжение и завершение. В качестве примера диссертант рассматривает скульптурную группу Родена «Граждане Кале».
Роден полагал, что у гениев средства выражения различны, как и их души, и нельзя сказать, что рисунок и цвет у одних лучше, чем у других. Вместе с тем всякий рисунок и всякое цветовое сочетание несут в себе определенный смысл, при отсутствии которого не приходится говорить о красоте.
Автор выясняет, что цвет обладает большими выразительными возможностями, позволяющими передать эмоционально - смысловой настрой произведения. Он, безусловно, является материалом скульптора, но не в том
смысле, в каком краска является материалом живописца. Раскраска и цветные материалы должны быть использованы в скульптуре для достижения чисто классических эффектов, например, для подчеркивания декоративного ритма, тектонических членений, выделения статуи на определенном фоне и т.д. Но как только краска из аккомпанемента обращается в мелодию, начинает изображать, то неизбежно наступает разложение пластической формы.
Роден выделял три вида полихромии: 1) тонирование; 2) раскраска в несколько тонов; 3) применение цветных материалов. В тех же случаях, когда не использовался ни один из этих видов, скульпторы, по его мнению, так искусно использовали все возможности рельефа, так умело сочетали «смелость света со скромностью тени», что их работы были сочны, как самый красочный великолепный офорт, и являлись «волшебной симфонией белого и черного».
Диссертант отмечает, что рисунок с живой непосредственностью отражает моменты вдохновения и ход мысли художника. Изучая подготовительные рисунки и наброски, можно документально восстановить процесс рождения произведения искусства от первоначального замысла до окончательного воплощения.
Роден считал, что рисунок помогает скульптору воплотить душу в камне, позволяет выявить всю многогранность души и вместе с тем все линии тела.
Познакомившись с манерой рисования Родена, автор подчеркивает, что его рисунки представляют собой фиксацию беглого видения действительности, в них мастер стремится уловить и передать священный трепет жизни, не заботясь об их точности.
Таким образом, исследовав проявления пластичности и живописности и их основных структурных элементов: движения, цвета, рисунка в искусстве Родена, диссертант приходит к выводу о том, что мастер обращался к ним не только в своей практической деятельности, но и затрагивал их в своих теоретических концептах.
Также автор рассматривает процесс формирования художественной личности Родена, который, начавшись с изучения натуры, античности и скульптуры Микеланджело, завершился выработкой особого метода, который был блестяще реализован в его работах. Суть этого метода состоит:
- в непосредственном общении с натурой. Перед глазами Родена всегда были живые модели, которые двигались и наполняли его разум формами и движениями. Он был далек от того, чтобы создавать свои персонажи по заранее установленному образцу и брал только то, что жизнь ему добровольно давала;
- в сосредоточенности на основной линии, идее. Роден считал, что внешняя завершенность мешает выражению замысла художника и передаче его мыслей публике;
- в умении придать глубину предмету, смотреть на предмет не как на поверхность, а как на завершение объема;
- в умении обобщить образ и свести его к силуэту и валеру, так как излишняя детализация фигуры отвлекает от восприятия основного движения персонажа и его духа, с одновременным выражением движения со всех сторон. Работая над поверхностью в целом, Роден без конца поворачивал свои фигуры и делал последовательные рисунки для всех планов, с помощью которых выявлял контуры будущих фигур и добивался выражения движения в пространстве;
- в умении изменить реальное в сторону большей выразительности. Роден деформировал отдельные части тела с целью подчеркнуть характерное.
Диссертант заключает, что Роден, насыщая свои произведения большим идейным содержанием, постоянно стремился к созданию глубоких обобщающих образов. Однако богатство и совершенство художественной формы, тонкость исполнения и острота восприятия никогда не являлись самоцелью автора, а служили тем идейным задачам, которые ставились им в его творческих замыслах.
Вторая глава «Художник и время: трансформация традиций» включает в себя три параграфа. В первом - «Роден и идеи античной культуры» для выявления пересечений основных тенденций античной культуры с творчеством Родена автор изучает феномен античности, искусство Древней Греции и Древнего Рима и приходит к выводу о том, что античность была близка Родену. Об известной внутренней связи между античными произведениями и собственными замыслами скульптора можно судить по тем его работам, в которых проявилось его восхищение величайшими творениями античности. В основном это образцы раннего творчества Родена: портрет отца, созданный для поступления в Большую школу изящных искусств в 1860 году, бюст настоятеля монастыря отца Эймара (1863), поражающий своим уверенным мастерством, сжатостью формы, решительностью своего непосредственного и смелого реализма. К произведениям, навеянным античностью, можно причислить и женские бюсты Родена, выполненные между 1865-1870 годами, моделью для которых была спутница жизни скульптора Роза Бере: «Девушка с распущенными волосами», «Флора» и др.
Однако эти работы своей легкостью, миловидностью не дают предчувствовать будущего драматического и взволнованного искусства мастера.
Несколько иначе соотносится с античностью «Человек со сломанным носом» Родена. Это образ резко противоположный канонам академической красоты, безраздельно господствовавшим в искусстве. Он как бы отодвигается в историю, перекликаясь с образами подневольных рабов, созданных античным искусством, как в самой трактовке, так и в выполнении чувствуется подлинность большой традиции, слышатся уроки, полученные Роденом в Лувре.
Страстно любивший природу и античность, скульптор населил свои «Врата ада» языческими божествами, олицетворяющими силы природы:
фавнами, нимфами, сиренами. Часто он вводил в свои произведения мотивы античных богов, богинь, мифологических героев.
Диссертант считает, что под влиянием идей античности Роден выступал в двух ипостасях - теоретика и практика. Как теоретик, он разделял представления античных мыслителей о природе, о красоте, о человеческом теле; занимался изучением живой и чувственной науки лепки у греческих мастеров и шедевров античности. Как практик, он воплощал все это в своем творчестве. Он овладел техническими возможностями и методами работы античных скульпторов, воспользовался их достижениями. У Фидия Роден учился умению передавать объемность, раскрепощенность фигур и гармонически их сочетать. Умение Мирона изображать человеческое тело и показывать мимолетные, быстрые движения разглядел и использовал он в своем творчестве. Образцовым для многих поколений скульпторов, в том числе и для Родена, являлось изображение Поликлетом полной силы мужской фигуры. Со Скопасом его сближала своеобразная композиция скульптурного произведения (обозрение со всех сторон), с Праксителем- интерес к обнаженному женскому телу, с Лисиппом - метод работы (без позирования). С римской скульптурой Родена связывал жанр скульптурного портрета.
Роден сравнивал себя с мостом, соединяющим два берега - прошлое и настоящее. Он проникал в существо искусства античности, но плененный этим искусством, мастер никогда не становился на путь внешнего подражания, стилизации - он оставался глубоко самобытным.
Во втором параграфе «Влияние творчества Микеланджело на искусство Родена» автор подчеркивает, что античность была близка Родену, являлась источником и образцом его творчества и жизневосприятия. Он испытывал огромную, неугасимую любовь к греческой скульптуре. Но кроме этого, он восхищался творчеством великого Микеланджело. Диссертант выясняет, что все основные и самые ценные черты эпохи, весь положительный спектр её способностей и потенций нашли выражение в духовном облике и творчестве Микеланджело, а впоследствии - и в творчестве Родена:
- главное и основное место в их произведениях занимал человек, которого они рассматривали как венец творения и который, по их мнению, являлся подлинным хозяином судьбы и устроителем лучшего мира;
- в традиционные религиозные, мифологические, исторические сюжеты, которые разрабатывались до них многими художниками, они вкладывали особый смысл и особое содержание. Микеланджело использовал сюжет как повод для раскрытия больших человеческих чувств и идей своего времени. У Родена сюжет возбуждал воображение зрителя и открывал широкое поле для фантазии;
- античность была для них не только примером для подражания, но и объектом исследования, и источником вдохновения, из которого они черпали творческие импульсы.
Сопоставив творческое наследие двух великих скульпторов, автор заключает, что от Микеланджело к Родену стремится поток художественных замыслов, который оплодотворяет и направляет его творчество. Поэтому вряд ли удастся найти хотя бы одно произведение Родена, в котором не отозвалось, пусть даже слабо, эхо огромного мира флорентийца:
- луврский портретный бюст Микеланджело, созданный его учеником Даниеле де Вольтеррой, поразил воображение Родена и побудил его искать самостоятельное решение этого образа. Так, был создан бюст «Человека со сломанным носом» (в скульптуре Родена в восковую, анемичную голову луврского бюста ворвалась полнокровная, пульсирующая жизнь, причем она не только наложила свой отпечаток на это лицо, но буквально избороздила его);
- «Бронзовый век» Родена - почти зеркальное отражение «Умирающего раба» Микеланджело: общность решения тематических проблем, родство форм и др.;
- наиболее явственно сказалось воздействие Микеланджело в скульптурной композиции Родена «Врата ада». Оно проявилось и в глубоком пессимизме, и в величии, обширности замысла;
- еще один источник, сближающий обоих мастеров - метод «non finito» ( сознательное сохранение в произведении внешней незавершенности), делающий зрителя соучастником творческого процесса и заставляющий его додумывать, дорисовывать образ в его воображении.
Несмотря на это, Микеланджело был для Родена не образцом, а всего лишь отправной точкой. Он был ему многим обязан, но никогда не видел в нем своего единственного вдохновителя.
В третьем параграфе «Актуализация творчества Родена» диссертант выясняет, что воздействие искусства Родена в конце Х1Х-начале XX века распространялось не только во Франции, но и далеко за ее пределами. Автор считает, что если присмотреться к характеру этого воздействия, то можно увидеть, что пересекались, скорее, второстепенные и случайные моменты; то, что было наиболее ценно в художнике, как раз не находило и не могло найти подражателя. Ученики и преемники Родена заимствовали у него тенденции развития скульптуры, углубления внутреннего содержания образов и, конечно же, пластику языка.
Диссертант утверждает, что с именем Родена можно связать имена скульпторов, которые творчески, а не подражательно продолжили его дело: Э.А. Бурдель, Ш. Деспио, К. Менье и др. Были и такие скульпторы, чье творчество развивалось в резком противоречии с искусством Родена. Например, Майоль являлся одновременно наследником и антиподом великого реформатора европейской скульптуры.
Автор отмечает, что в сознании русских скульпторов Роден выдвигается на первый план в середине 1890-х годов. Соприкосновение с искусством Родена - и в его лице с живой традицией всей европейской пластики нового
времени помогло русской скульптуре побороть ложного противника академизма, псевдореалистическнй натурализм, который одно время казался «выходом» к действительности, и отрешиться от мнимодраматических и неглубоких сюжетов и мотивов.
Влияние роденовского искусства на развитие отечественной скульптуры осуществлялось не только через учеников французского художника (А.С. Голубкина, Я. Николадзе и др.), но и через восприятие и претворение его пластических принципов русскими мастерами, не входившими в прямое общение с мэтром (Н.А. Андреев, В.Н. Домогацкий, Б.В. Королев, С.Д. Эрьзя и
ДР.).
Особое внимание диссертант уделяет проблеме пересечений Родена и Эрьзи, за которым закрепился титул «мордовский Роден», «Роден - гений волжских лесов» и которого с его великим французским предшественником многое сближает в языке пластики:
- сложный творческий путь: бесконечные искания, совершенствование мастерства, изучение жизни;
- эссеистика (передача глубоких человеческих переживаний, волнений, душевных движений);
- отражение человеческого достоинства;
- большое количество скульптурных портретов, в которых они передают не только внешний облик и характер, но и внутреннее содержание человека, его душевное сходство;
- художественная «самоиндукция» материала (умение выбирать материал, мыслить в материале - у них он становится неотъемлемой частью образа, превращается в средство художественной выразительности);
- экзистенция в пластике (умение выразить в мифологических образах не мистические идеи, а собственные земные мысли и чувства, наполнить отвлеченные понятия конкретным жизненным содержанием).
Автор подчеркивает, что влияние Родена распространялось не только на художников и скульпторов. Его творчество вызывало интерес и вдохновляло на создание новых произведений писателей и поэтов, таких как О. Мир-бо, К. Моклер, P.M. Рильке, Б. Шоу и др.
. В заключении диссертации обобщаются результаты исследования: рассмотрена многогранность личности Родена, выявлены пересечения с творчеством многих художников, писателей, определено, что несмотря на то, что фундамент его творчества корнями уходит во французскую культуру, он был гражданином мира и сумел раскрыть внутренний мир человека в скульптуре так, как до него редко кому удавалось; также намечаются направления, по которым возможна дальнейшая разработка поставленных проблем.
По теме диссертационного исследования опубликованы следующие статьи:
1. Взаимопересечения С.Д. Эрьзи и О. Родена //Уникальность и универсализм творчества С.Д. Эрьзи в контексте современной культуры: Материалы и тезисы II Международных эрьзинских чтений. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2001. - С. 36-37.
2. Именной указатель лиц, встречавшихся с С.Д. Эрьзей //Словарь-справочник жизни и творчества С.Д. Эрьзи. - Саранск: Тип. «Крас. Окт.», 2001. - С. 20-35 (в соавт.).
3. Опост Роден и античная культура //Б^КиИ^^. Материалы аспирантского семинара МГУ им. Н.П. Огарева (кафедра культурологии). Вып. 3. - Саранск, 2002. - С. 3.
4. Роден об искусстве //БККиКЗШ. Материалы аспирантского семинара МГУ им. Н.П. Огарева (кафедра культурологии). Вып. 4. - Саранск, 2003. - С. 15-16.
5. Влияние римской культуры на творчество О. Родена //Феникс. Ежегодник кафедры культурологии. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002.-С. 114-115.
6. Роден и Микеланджело //XXXI Огаревские чтения: Материалы науч. конф.: В 3 ч. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. Ч. 1: Гуманитарные науки. - С. 202-203.
Подписано в печать 20.04.04. Объем 1,0 п. л. Тираж 100 экз. Заказ № 740.
Типография Издательства Мордовского университета 430000, Саранск, ул. Советская, 24
11-89 0 7
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Автайкина, Лариса Юрьевна
Гл. I. ОГЮСТ РОДЕН В ТРАДИЦИЯХ ОСМЫСЛЕНИЯ ИСКУССТВА
1.1. Историко-культурный контекст «эпохи Родена».
1.2. Происхождение и природа искусства в теоретических концепциях Родена.
1.3. Роден о проблемах выразительности в изобразительном искусстве.
Гл. II. ХУДОЖНИК И ВРЕМЯ: ТРАНСФОРМАЦИЯ ТРАДИЦИЙ
2.1. Роден и идеи античной культуры.
2.2 Влияние творчества Микеланджело на искусство Родена.
2.3. Актуализация творчества Родена.
Введение диссертации2004 год, автореферат по культурологии, Автайкина, Лариса Юрьевна
Актуальность темы исследования. Развитие французской культуры XIX века отмечено событием, равного которому не было в истории французской пластики - она выдвинула великого мастера, имя которому Огюст Роден (1840 - 1917). Опираясь на опыт А.Бари, Ж.Б.Карпо, Ф.Рюда, он совершил в сфере пластики переворот и создал новый пластический язык. И если в живописи подобное переосмысление средств художественной выразительности было совершено целой группой щедро и по-разному одаренных художников - Э.Дега, Э.Моне, П.Сезанн, П.О.Ренуар и др., то Роден долгое время один нес на своих плечах бремя всех преобразований. Это был титанический духовный акт; дороденовская скульптура, несмотря на существование во Франции крупнейших талантов, была настолько отвлеченным от реальных условий видом искусства, что и представить было невозможно те страстные, яростные, бурные споры современников, которые стали разгораться при появлении роденовских работ. Роден и сегодня продолжает привлекать к себе самое пристальное внимание, так как в его творчестве заложены и развиты непреходящие начала духовного опыта человека и подлинного искусства. Творчество Родена подняло ряд проблем, многие из которых сегодня включены в контекст культурофилософского дискурса.
Будучи выразителем идей своей эпохи и своего народа, Роден выступал и как теоретик искусства. Эта его ипостась является мало изученной. Его высказывания о природе, искусстве, красоте обнаруживают пытливый и ясный ум мастера, его страстную и увлекающуюся натуру. Они имеют точки соприкосновения как с мыслителями прошлого (античности, эпохи Возрождения и т.д.), так и с современными эстетиками и исследователями искусства.
Поэтому творчество Родена является предметом не только искусствоведческого и исторического анализа, которые позволяют раскрыть специфичность творчества и контекст эпохи, в которую жил и творил мастер, но представляет интерес и для культурологов, в контексте философского дискурса.
Кроме того, его творчество необходимо изучать культурологам и искусствоведам Мордовии, так как в мировой практике «мордовским Роденом» считают Степана Дмитриевича Эрьзю, которого с его великим французским предшественником многое сближает в мирочувствовании, мировосприятии и языке пластики.
Основанием для подобного исследования послужила книга П.Гзелля. В ней, пока единственной на русском языке, представлено написанное Роденом об искусстве, его наблюдения о выставках, творчестве художников, ряд бесед и диалогов со скульптором. Убеждение Родена в необходимости глубокого постижения натуры и изучения подлинной правды жизни сопровождается в этой работе самым решительным осуждением холодной академической беспристрастности, погони некоторых мастеров за внешним правдоподобием, резко порицается раболепие перед авторитетами. Кроме того, мы встречаем здесь интересные сведения об образе жизни, убеждениях, особенностях творческих приемов скульптора, его меткие наблюдения, точные сравнения и неповторимые образные описания.
Степень разработанности проблемы: проблема происхождения и природы искусства, затронутая Роденом, была и сегодня остается одной из актуальных. Отсюда многочисленные философские, эстетические, искусствоведческие работы, к которым обращался автор дисертации:
- в области философии можно отметить труды: Э.Берка, Г.В.Ф.Гегеля, И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинга и др.;
- в области эстетики - работы мыслителей прошлого (Вольтера, Ж.Л.Даламбера, Ш.Лало, Ф.Шиллера и др.) и эстетиков современности (Ю.Б.Борева, АЛ.Зися, А.Ф.Лосева, М.Ф.Овсянникова, Д.Д.Среднего, Л.К.Столовича и др.);
- в области культурологии и искусствознания - труды В.В.Ванслова, Н.И.Ворониной, Л.С.Выготского, С.Н. Иконниковой,
В.В.Кандинского, М.С.Кагана, JI.H. Когана, Ю.В.Петрова, А.Д.Чегодаева и др.
Происхождение искусства рассматривали в своих работах А. О. Богданов, Ю.Б. Борев, А.Н. Веселовский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Г.Н. Поспелов и др., выделяя в качестве источников, его порождающих, труд, игру, синкретизм, социальную потребность и т.д.
Выразительность вообще и в скульптуре в частности исследовалась О.П. Вороновой, Т.В. Дадиановой, H.A. Дмитриевой, В.И. Костиным, M.JI. Либманом, С. X. Раппопортом, И.М. Шмидтом и понималась как раскрытие сущности отражаемого явления действительности и передача эмоционального отношения к нему художника, без которого искусство в своих произведениях не раскрывает смысл, а лишь констатирует факты бытия.
Важным для решения основной проблемы диссертации является контекст эпохи. История культуры Франции XIX века изучалась как зарубежными, так и отечественными авторами: L.Dimier, J.Fabre, V.M.Hilliger, E.G.Huly, В.И.Божовичем, Н.Н.Калитияой, Ю.Д. Колпинским, В.И.Раздольской и др. Культура античности (древней Греции и древнего Рима) рассматривалась в работах: М.В. Алпатова, А. Боннара, Н.Н.Бритовой, Л.О.Винничука, Б.Р. Виппера, Н.В.Мирецкой, А.П. Чубовой и др. Культура эпохи Возрождения и творчество Микеланджело - в трудах В.Н.Гращенкова, М.Т.Кузьминой, А.Ф. Лосева, Е.И.Ротенберга, В.И. Рутенбурга и др.
Изучением творческой личности Родена занимались Н.А.Дмитриева, А.Б. Матвеева, Я.И. Николадзе, В.В. Стародубова, Б.Н. Терновец и др. Из публицистики можно отметить статьи Д. Аркина, Ю. Колпинского, А. Полякова, Т. Рыхловой и др. В зарубежном искусствознании творчество Родена является темой многочисленных книг, статей, эссе. В диссертации были использованы работы Д. Вейса и P.M. Рильке, переведенные на русский язык, а также труды следующих авторов: L. Bénédite, J. Cladel, G. Coquiot, G. Grappe, F. V. Grunfild, O. Mirbeau и др.
Особо отметим авторов, чьи работы способствовали более глубокому и полному знакомству с личностью и творчеством С.Д.Эрьзи: О.Г. Беломоеву, И.В. Клюеву, Н.Ю. Лысову, Б.Н. Полевого, Н.И. Шибакова и др.
Тем не менее подчеркнем, что исследования жизни и творчества Родена чаще всего носят искусствоведческий характер, с обозначением образности и содержания работ, особенностей пластики, материала и т.д. Редко затрагиваются вопросы формирования личности художника, его мировоззрения, осмысления им самим специфики творческого процесса, внутреннего духовного потенциала, концептуальных и теоретических идей и многое другое. Все это и исследовано в данной работе.
Объектом исследования является творчество Огюста Родена в истории культуры Франции XIX века.
Предметом исследования - теоретические идеи и художественная практика Огюста Родена в историко-культурном контексте Франции XIX века.
Цели и задачи исследования. Основная цель исследования состоит в осмыслении личности Родена, его теоретических идей и творчества в историко-культурном контексте разных эпох. В соответствии с целью исследования в нем ставятся следующие задачи:
- рассмотреть историко-культурный контекст «эпохи Родена»;
- определить теоретические основания происхождения и природы искусства в роденовских концептах: выявить основные теории происхождения искусства, акцентировать базовые определения искусства, определить его значение для человека и общества;
- рассмотреть творчество Родена как летопись основных выразительных средств изобразительного искусства, проследив процесс формирования его художественной личности;
- исследовать трансформации традиций античной культуры и творчества Микеланджело в искусстве Родена;
- актуализировать творчество великого мастера, определить степень его воздействия на зарубежных и отечественных скульпторов.
Методологическая основа исследования базируется на специфике изучаемой проблемы, а также сущности избранного подхода к ее анализу. Интеграционный характер исследования обусловил необходимость использования работ смежных гуманитарных областей научного знания: философии, культурологии, истории, эстетики. В основу исследования легли следующие методы:
- сравнительно-исторический, позволяющий выявить сущностные стороны античной культуры, культуры эпохи Возрождения и культуры Франции XIX века;
- историко-теоретический, основополагающий при изучении и анализе теоретических работ по философии, эстетике, искусствознанию отечественных и зарубежных авторов;
- метод интерпретации, дающий возможность реконструировать идеи Родена с концепциями мыслителей прошлого и современности;
- метод системного анализа, используемый для выявления ассоциативных связей Родена со скульпторами, у которых он учился, и с теми, кто продолжил его дело.
Научная новизна исследования определяется самим обращением к теоретическим идеям Родена, которые впервые сопоставляются с тенденциями развития искусства и его осмысления эстетиками, искусствоведами, историками прошлого и современности. Подобный аспект исследования позволяет получить наиболее полное представление об искусстве и о личности Родена, который был не только великим художником и скульптором, но и теоретиком искусства.
Положения, выносимые на защиту:
- исследование теоретических идей и художественных практик Огюста Родена имеет самостоятельное, исключительное значение в изучении культурофилософских вопросов становления творческой личности. Историко-культурный контекст «эпохи Родена» показывает, что Роден-художник объединяет три стороны (романтик с элементами символизма, импрессионист и реалист), которые гармонично сочетаются как в его творчестве, так и в культурологическом дискурсе нашего времени; процесс формирования художественной личности Родена включает: а) изучение тенденций работ античных мастеров и Микеланджело; б) методы, которыми он пользовался для реализации своих замыслов: непосредственное общение с натурой, сосредоточенность на основной линии и идее без лишней детализации, изменение реального в сторону большей выразительности, обобщение образа и сведение его к силуэту с одновременным выражением движения со всех сторон и др.; реконструкция роденовских концептов понимания искусства позволила выделить: а) эстетическое воздействие и наслаждение, получаемые в процессе художественного творчества и восприятия искусства; б) индивидуальность и оригинальность художника, которые являются основополагающими в синхронном развитии внутреннего (мысль, чувства, фантазия) и внешнего (просвещение и образование) специфического диалога художника и творчества, человека и общества; актуализируются теоретические доминанты творчества в идеях и практиках скульптора: многоуровневость положений в области пластики языка, движение и рисунок как основа выразительности, цвет как дополнительное и вспомогательное средство при создании скульптурного произведения; в мировой художественной практике С.Д.Эрьзю называют «русским Роденом», что позволило рассмотреть взаимопересечения их творчества (художественная «самоиндукция» материала, динамика движений, контрастность, острая ритмика, эссеистика и экзистенция в пластике и т.д.). Тем не менее каждый из них был совершенно самостоятельным и оригинальным в выборе материалов, языка пластики, сюжетов.
Практическая ценность исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курса лекций по культурологии, истории и теории искусства, эстетике, страноведению.
Апробация работы. Основные теоретические положения диссертационного исследования отражены в публикациях автора и представлены в виде научных докладов на Эрьзинских чтениях (Саранск, 2001), на Огаревских чтениях (Саранск, 2001-2003) и на заседаниях научно-методологического семинара кафедры культурологии МГУ им. Н.П. Огарева.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 207 источников.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Теоретические идеи и художественная практика Огюста Родена в историко-культурном контексте Франции XIX века"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Искусство Родена представляет собой одно из исключительно интересных и значительнейших явлений в истории мировой пластики. Живой интерес вызывают его сложный творческий путь, яркий и могучий талант, а также бесспорное влияние мастера на многие поколения скульпторов.
Для творчества Родена характерны смелые поиски и дерзания, благодаря которым значительно расширились возможности скульптуры как искусства и открылись пути ее дальнейшего развития. На долю Родена выпала трудная, но вместе с тем благодарная роль - внести свежую, жизнеутверждающую струю в искусство пластики, раскрыть перед ним новые горизонты. P.M. Рильке писал: «Благодаря ему скульптура стала драмой, т.е. чем-то живым и человеческим вместо размеренной трагедии, какою она была раньше. Жесты и позы тел, им изображаемых, скорее снова найдены, чем открыты; не академические, а только человеческие» (140; 113).
Можно утверждать, что Роден дал бой застывшей академической традиции, салонным красивости и манерности, сделав девизом своего творчества правду и подчинив ее выражению всю силу своего искусства. Он предстал в своих произведениях как один из величайших реалистов. Эта та область творчества, где Роден, сохраняя связь с действительностью, давал ей высокохудожественную и яркую интерпретацию. Однако совершенно очевидно, что его искусство не может быть в целом охарактеризовано как реалистическое. Становление Родена как скульптора совпало с выступлениями представителей французского импрессионизма, к которому он не мог остаться равнодушным, поэтому среди его произведений появляются работы, отмеченные усиленными поисками сложных рефлексов светотени и той своеобразной «мягкой» манеры обработки скульптурных материалов, которая создает ощущение окружающей атмосферы. Кроме того, чрезвычайно существенная область роденовского творчества проходит под знаком романтизма, окрашенного символизмом.
Роден был не только гениальным художником, скульптором и выразителем идей своего времени. Среди множества его интересов - теоретические мысли, охватывающие самые разнообразные стороны творческого процесса, бытия искусства. Не оставив специальных трудов по этим вопросам, он выстроил свои концепты понимания искусства, которые отражают пытливый и ясный ум великого скульптора, страстную и увлекающуюся натуру, раскрывают возвышенный духовный мир подлинного художника. Они позволяют отнести Родена к числу наиболее сущностных теоретиков и исследователей искусства.
Из теоретических проблем, к которым обращался Роден, можно особо отметить проблему выразительности, которая была и остается одной из актуальных в эстетике и искусствознании. Это связано с косноязычием определенных художественных методов на определенных этапах, со стремлением расширить язык искусства, раскрыть идеи своего времени и духовную жизнь человека, что нередко заставляет деятелей современного изобразительного искусства прибегать к опыту других искусств, заимствовать у них специфические средства раскрытия содержания и их выразительные возможности, способствуя тем самым расширению диапазона выразительности вида, направления, жанра искусства.
Пластичность и живописность представляют собой выразительные характеристики искусства, универсальные свойства художественного творчества, так как нет ни одного вида искусства, где бы они ни присутствовали. Они неразрывно связаны друг с другом, не существуют друг без друга, соотношение их зависит от той социальной функции, которую искусство стремится выполнить, от природы творческого метода, от особенностей рода, жанра искусства, от склада творческого дарования художника, от характера решаемых задач.
Проведенное исследование дало возможность говорить о том, что формирование художественной личности Родена представляет собой длительный процесс, который, начавшись с изучения натуры и лучших образцов прошлого: античности и скульптуры Микеланджело, завершился выработкой особого метода, который был блестяще реализован в его работах. Суть этого метода состоит в непосредственном общении Родена с натурой, в сосредоточенности на основной линии и идее, в его умении придать глубину предмету, изменить реальное в сторону большей выразительности и т.д. Роден насыщал свои произведения большим идейным содержанием, постоянно стремясь к созданию глубоких обобщающих образов. Однако богатство и совершенство художественной формы, тонкость исполнения и острота восприятия никогда не являлись самоцелью автора, а служили тем задачам, которые им ставились в его творческих замыслах. Таким образом, опираясь на традицию, он никогда не может быть обвинен в подражательстве, так как ему ненавистно надевание чужих одежд и чужих масок. В своих произведениях он стремился показать свое, личное отношение к миру, отношение, продиктованное всей индивидуальностью мастера.
Творчество Родена оказало сильное влияние на развитие пластического искусства почти всех стран мира. Из прославленных французских скульпторов его влияние сказалось на Э.А. Бурделе, Ш. Деспио и др. Бесспорное воздействие творчества Родена испытали учившиеся у него в Париже выдающийся русский мастер A.C. Голубкина, известный грузинский скульптор Я. Николадзе и др. Кроме того, примечательные «роденовские» периоды были характерны для многих зарубежных и отечественных скульпторов (H.A. Андреева, В.Н. Домогацкого, Б.В. Королева, С.Д. Эрьзи и др.).
Тем не менее, еще при жизни Родена зарождаются и получают быстрое развитие новые направления в скульптуре, зачинателями которых явились такие самобытные мастера, как А. Майоль и некоторые ученики Родена. Но, как ни один другой скульптор XIX и XX веков, Роден продолжает привлекать к себе самое пристальное внимание и его творчество остается неиссякаемым объектом исследований. А проблема пересечений Родена и Эрьзи может стать предметом отдельного исследования, так как она еще не до конца изучена и имеет перспективы для дальнейшей разработки.
Список научной литературыАвтайкина, Лариса Юрьевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Алехин А.Д. О языке изобразительного искусства. М.: Знание, 1973. -48 с.
2. Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. -М.: Искусство, 1987. 222 с.
3. Алпатов М.В. Этюды по всеобщей истории искусств. М.: Сов. художник, 1979.-287 с.
4. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве. М.: Изд-во Всес.академии архитектуры. 1935. Т. 1. - 307 с.
5. Античное наследие в культуре Возрождения. М.: Наука, 1979. - 288 с.
6. Античность в контексте современности. М.; Изд-во МГУ, 1980. - 252 с.
7. Античность. Культура Древней Греции. Саранск: «Рузаев. печатник», 2000. - 43 с.
8. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. - 183 с.
9. Аркин Д. «Граждане Кале» Родена //Искусство. 1956. - № 7. - С. 6-9.
10. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Наука, 1968. - 324 с.
11. Астахов Н.Б. Эстетика. М.: Моск. рабочий, 1971. - 438 с.
12. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. М.: Сов. художник, 1981. -351 с.
13. Басин Е.А. Творческая личность художника. М.: Знание, 1986. - 64 с.
14. Башинская Н.А.Образ в изобразительном искусстве. Законы восприятия живописи, скульптуры и графики. СПб.: Знание, 1992. - 31 с.
15. Беломоева О.Г. Женские образы Эрьзи //Словарь-справочник жизни и творчества С.Д. Эрьзи. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2001. - С. 167172.
16. Берг Р.Л. Элементарные средства выражения разных видов искусства // Человек. 2001. - № 6. - С. 34.
17. Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей о возвышенном и прекрасном. М.: Искусство, 1979. - 237 с.р~
18. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. Франция: конец XIX-начало XX века. М.: Наука, 1987. - 320 с.
19. Боннар А. Греческая цивилизация. В 3-х т. М.: Искусство, 1992.
20. Борев Ю.Б. Эстетика. М.: Политиздат, 1988. - 496 с.
21. Бритова Н.Н. и др. Римский скульптурный портрет. М.: Искусство,1975. 104 с.
22. Буало Н. Поэтическое искусство. М.: Искусство, 1957. - 671 с.
23. Букин В.Р. Восхождение к прекрасному. JL: Лениздат, 1979. - 176 с.
24. Бурдель Э.А. Искусство скульптуры. М.: Искусство, 1968. - 311 с.
25. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956. -318 с.
26. Буткевич О.В. Красота. Природа. Сущность. Л.: Изд-во «Художник РСФСР», 1979. - 438 с.
27. Бюхер К. Работа и ритм. М.: Изд-во «Новая Москва», 1923. - 341 с.
28. Вагнер Л.А. Вхожу, ваятель, в твою мастерскую. М.: «Сов. Россия»,1976. 224 с.
29. Ванслов В.В. Прекрасное в жизни и в искусстве. М.: Знание, 1957. - 39 с.
30. Ванслов В.В. Что такое искусство. М.: Изобр.искусство,1989. - 328 с.
31. Вахеметса А.П., Плотников С.Н. Человек и искусство. Полифункциональность искусства. М.: Мысль, 1968. - 196 с.
32. Верман К. История искусства в 2 т. М.: ООО «Изд-во ACT», 2001. Т. 1. -944 с.
33. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Искусство, 1940. - 445 с.
34. Вейс Д. ОгюстРоден. М.: Искусство, 1969. - 581 с.
35. Винкельман И.И. История искусства древности. Л.: Полиграфкнига, 1933.-432 с.
36. Винничук Л.О. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М: Изд-во «Высшая школа», 1988.496 с.