автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.08
диссертация на тему:
Теоретическое мышление как культурно-исторический феномен

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Глебкин, Владимир Владиславович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.08
Диссертация по философии на тему 'Теоретическое мышление как культурно-исторический феномен'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Глебкин, Владимир Владиславович

Введение.

Глава 1. Понятие теоретического мышления.

§ 1. Мышление как философская категория.

1.1. Представления о мышлении в античной философии.

1.2. Представления о мышлении в средневековой западной философии.

1.3. Представления о мышлении в философии Нового времени.

1.4. Подходы к описанию мышления в современной философии.

1.5. Определение теоретического мышления в современной философии.

§ 2. Мышление как психологическая категория.

2.1. Описание процесса мышления в гештальт-психологии.

2.2. Описание процесса мышления в генетической психологии Жана Пиаже.

2.3. Описание процесса мышления в культурно-исторической психологии JI.C. Выготского и его школы.

2.4. Определение теоретического мышления в современной психологии.

Глава 2. Структура процесса мышления в дотеоретических культурах.

§1. Мышление человека первобытной и традициональной культуры.

§ 2. Мышление человека культур первой древности (Древний Египет, Древняя

Месопотамия).

Глава 3. Социо-культурные основания процесса формирования теоретического мышления в культуре Древней Греции.

§1. Традиционные модели объяснения процесса теоретизации древнегреческой культуры.

§2. Практика прорицаний и формирование теоретического мышления в культуре

Древней Греции.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по философии, Глебкин, Владимир Владиславович

Предметом данной диссертации является исследование теоретического мышления как культурно-исторического феномена, т.е. как формы мышления, возникающей в определенном социо-культурном контексте и ориентированной на наиболее эффективное решение порождаемых этим контекстом задач. Особое внимание уделено в ней процессу формирования теоретического мышления, раскрываемому на материале древнегреческой культуры. Однако, прежде чем говорить о самом предмете и методах исследования, имеет смысл очертить более широко проблемное поле, в рамках которого это исследование возникало.

Идея прогресса, выражающаяся в стремлении связать необратимость времени с необратимостью социо-культурных процессов и ранжировать культуры или исторические эпохи по набору определенных параметров, дающих возможность объективно зафиксировать рост «качества жизни» при переходе от прошлого к настоящему - одна из определяющих идей западной культуры, по крайней мере, с эпохи Просвещения. Аргументы и ее защитников, и ее противников, утверждающих равную ценность всех исторических эпох и их принципиальную несоизмеримость, слишком хорошо известны, чтобы здесь останавливаться на них подробно. Стоит, тем не менее, отметить, что, несмотря на откровенную несостоятельность идеи прогресса в ее наиболее прямолинейном виде, качественное различие в мышлении и мироощущении, например, эвенков или индейцев зуньи и современных европейцев - факт, относящийся к разряду трюизмов на уровне обыденного сознания и подтверждающийся разнообразными материалами исследований социальных и культурных антропологов. Сциентизм, связывающий идею прогресса с ростом научного знания, грешит европцентризмом, т. е. выделением европейской культуры из ряда «конгениальных» ей культур, а глобальные философские концепции, например, концепция «осевого времени» К. Ясперса, представляют собой своеобразный философский эпос, в котором картина исторического развития рисуется широкими, размашистыми мазками, без внимания к подробностям. Такая широта и эссеистичность описания, с одной стороны, ведет к смазыванию картины и скрытому европоцентризму (алгоритмы, характерные для европейской культуры, «узнаются» и в других культурных традициях, предопределяя таким образом их интерпретацию), с другой же стороны, не дают возможности понять внутренние основания описанных трансформаций. Проблема комплексного описания отмеченных Ясперсом процессов, описания, свободного от оценочных характеристик и позволяющего высветить как их общность, так и их принципиальные отличия друг от друга, остается одной из ключевых проблем, стоящих перед современным гуманитарным знанием.

Кажется, что одним из возможных решений этой проблемы может стать разрабатываемая в последние десятилетия модель теоретической культуры1, в рамках которой зафиксированные Ясперсом культурные сдвиги описывают формирование теоретических культур различного типа. Ключевыми для данной модели являются понятия теоретической деятельности и теоретического мышления, весьма продуктивно используемые в философии и психологии. Понятие теоретического мышления, центральное для настоящего исследования, связано со способностью человека участвовать в особых, «теоретических» формах социальной деятельности, требующих от него умения как бы "раздваиваться" на "Я" действующее и "Я" наблюдающее за этими действиями со стороны и оценивающее их. Несмотря на то, что предложенный критерий теоретичности выглядит весьма искусственным, он определяет многие сущностные особенности любой теоретической культуры, задает основные ее параметры. И наука в привычном нам смысле слова, связанная с построением моделей и процедурой аксиоматизации, и привычные нам литература и искусство, и формы экономической деятельности, сросшиеся с современной культурой, правовые нормы и организация политических институтов - все это оказывается невозможным без описанного выше «раздвоения» на деятеля и наблюдателя, созерцателя, теоретика (напомним, что бесорга и имеет первым значением «созерцание»).

Действительно, то, что научная деятельность связана с процедурой отстранения от окружающей тебя повседневной жизни и созданием особого идеального пространства, населенного треугольниками, кругами, сферами или материальными точками, идеальными шарами, идеально гладкими материальными плоскостями, не вызывает, видимо, ни у кого сомнений. Такое идеальное пространство может находиться в разнообразных отношениях с

1 См.: Романов, 1991, с.8-10. реальным миром, важно, тем не менее, что оно не совпадает с ним, задает точку отсчета для взгляда на повседневный мир со стороны.

Однако и возможность эстетического восприятия литературного произведения, спектакля, архитектурного сооружения связана с подобной процедурой осознания их вне всякой связи с повседневными нуждами, за пределами пространства повседневности. Как известно, для рождения эстетической эмоции необходимо состояние незаинтересованного созерцания. Человек, дом которого горит, тушит пожар и ему не до эстетических эмоций. Состояние художественного вдохновения при виде яркого пламени пожара на фоне ночного неба становится возможным при полной отстраненности созерцающего от объекта созерцания, твердом осознании того, что этот пожар не касается его лично и не требует немедленного вмешательства. Для него все происходящее происходит в особом идеальном пространстве, аналогичном пространству мысли. Не случайно литература в привычном нам смысле этого слова и первые формы научного знания (математика в Греции и в Китае, лингвистика в Индии) возникают во всех теоретических культурах приблизительно в одно время и являются следствием их теоретизации.

Аналогичные рассуждения можно провести и по отношению к современным формам экономической деятельности, формам государственного управления. Таким образом, идея теоретизации оказывается более адекватной, чем идея развития научного знания, для характеристики качественного различия античной, древнеиндийской, древнекитайской культур, с одной стороны, и культуры эвенков или австралийских аборигенов, с другой, позволяя зафиксировать как принципиальную общность теоретических культур, так и отличия, связанные с различными типами теоретизации2.

Переходя теперь непосредственно к кругу проблем, исследуемых в диссертации, мы сталкиваемся с проблемой инструментария. Прежде чем описывать, как возникает теоретическое мышление, мы должны понять, что, собственно говоря, возникает, о каком наборе феноменов мы говорим. Попытка обращения к предшествующей традиции ставит больше вопросов, чем дает ответов, из-за коренных расхождений в представлениях как о мышлении в целом, так и теоретическом мышлении в частности, характерных для философов

2 Культуры Древнего Египта и Древней Месопотамии занимают, как мы увидим в дальнейшем, промежуточное положение, оставаясь по главным своим характеристикам дотеоретическими. и психологов. Указанные расхождения могут быть осмыслены как проявление одной из наиболее фундаментальных проблем, встающих перед исследователем-гуманитарием - необходимостью согласования культурной и метакультурной составляющей в исследовании. Действительно, инструментарий, которым пользуется исследователь, по определению претендует на универсальность, но он сформирован в рамках определенной культуры и используемые категории несут на себе отчетливый культурный отпечаток. Обычно культурная составляющая используемых теоретических категорий не эксплицируется исследователями и неявно принимаемый ими постулат можно обозначить как одно из проявлений уже упомянутого выше европоцентризма: подходы, отработанные на европейском материале, считаются применимыми и к любой другой традиции.

Вопрос согласования позиций философов и психологов слишком глубок, чтобы его можно было снять во введении - его решению будет посвящена первая глава диссертации. Однако кажется разумным наметить здесь основные контуры указанного противоречия. Действительно, проблема мышления наряду с проблемой бытия осознается как проблема уже у истоков формирования европейской философской традиции и вскоре прочно занимает в ней одно из наиболее авторитетных мест. В качестве условной точки отсчета здесь можно принять поэму Парменида «О природе» - пожалуй, наиболее ранний античный философский текст, о котором мы можем судить не по поздним пересказам и интерпретациям, а по нескольким значительным фрагментам. Постановка проблемы и одновременно возможный путь ее решения выражен в знаменитой парменидовской формуле то yap аЬто voeiv eoriv те ка! e'lvai (то же самое - мыслить и быть). Существенным для понимания смысла высказывания Парменида является введенное им разделение пути истины, приводящего к мыслимому миру, и пути мнения, ведущего к миру видимостей. Затем заданное у Парменида противопоставление мира мыслимых сущностей миру видимых и ощущаемых вещей и связь мышления с первым, идеальным миром становятся одним из наиболее стойких мотивов европейской философии. Платон, отчасти Аристотель, Плотин, Августин, Фома Аквинский, Декарт, Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Гуссерль - вот неполный перечень «классиков», работавших в рамках обозначенного Парменидом проблемного поля. В этом поле мышление прочно ассоциируется с идеальным миром, «мыслить» - значит либо интуитивно постигать идеальные структуры, либо совершать с ними дискурсивные операции. Не вдаваясь в терминологические тонкости, можно сказать, что «мыслить» в классической философии - значит «оперировать с понятиями», поэтому понятийное мышление - синоним мышления в целом. В некотором смысле «понятийное мышление» - тавтология, аналогичная «квадратному квадрату» или «толстому толстяку». Можно оперировать с понятиями плохо или хорошо, значит, и твое мышление будет плохим или хорошим, но мыслить вне понятий для классической философской традиции - нонсенс. Фактически, наряду с крайне значимым разделением интуиции и рационального дискурса, разнообразие форм мышления в философии будет определяться разнообразием логик или предметных областей: диалектическое, формально-логическое или математическое, физическое и т.д.

Совсем иная ситуация складывается в психологии, где проблема мышления также лежит в центре научной проблематики. Здесь мы встречаемся с существенно иной типологией, в которой понятийное мышление оказывается лишь одной из многих форм: теоретическое, наглядно-действенное, образное, визуальное, аутистическое, творческое, критическое, практическое, техническое. Эти формы с трудом поддаются строгой классификации, некоторые из них выглядят как предложенные разными психологами обозначения одинаковых по сути процессов, но в сухом остатке мы все равно получим разнообразие форм мышления в психологии, качественно отличных принятых в философии форм.

Сложившаяся ситуация весьма показательна и связана с отсутствием междисциплинарного взаимодействия. Разные дисциплины исследуют один и тот же феномен в различных дисциплинарных рамках, забывая о том, что человек един и односторонность подходов должна быть по крайней мере согласована. Согласованию позиций философов, психологов, лингвистов в вопросе о соотношении мышления и речи, понятийного и наглядно-действенного мышления и будет посвящена первая глава диссертации. В первом ее разделе мы рассмотрим эволюцию представлений о мышлении в философской традиции, начиная с античности и кончая современной культурой, что позволит увидеть базовые инварианты в философских представлениях о мышлении и проследить генезис этих представлений. Второй раздел посвящен изложению представлений о мышлении и теоретическом мышлении у психологов. Здесь акцент сделан на работах гештальт-психологов, отечественных психологов школы JI. С.

Выготского и исследованиях Ж. Пиаже. В этом разделе мы также попытаемся согласовать обе позиции и предложим свое определение теоретического мышления, на которое будем опираться в дальнейшем тексте работы.

Вторая глава посвящена описанию культур, в которых теоретическое мышление отсутствует, а основные виды деятельности связаны с наглядно-действенной формой мышления. В первом разделе рассматриваются традициональные3 культуры, подробно исследованные этнографами, социальными и культурными антропологами. Как известно, спектр представлений об этих культурах весьма широк и колеблется от идей «пралогического мышления» Л. Леви-Брюля до концепций о «всесакральности» и «безбытности» архаического мировосприятия, разрабатываемых М. Элиаде или В. Н. Топоровым, или модели «бриколажа», предложенной К. Леви-Строссом. Мы будем опираться здесь на подход, разработанный в рамках школы культурно-исторической психологии Л.С. Выготского и его учеников* имеющий в своем основании богатую экспериментальную традицию, не учитываемую или, на наш взгляд, весьма поверхностно объясняемую исследователями, указанными выше. Основным для нас будет в этом разделе понятие связности с полем повседневной деятельности, определяющее и остальные особенности мышления и мировосприятия традиционала: принципы классификации предметов, неумение решать силлогизмы и абстрактные задачи, неумение давать себе характеристику и описывать свои недостатки, «нелюбопытность» и т.д.

Второй раздел главы посвящен описанию культур Древнего Египта и Древней Месопотамии. Среди исследователей существует мнение, что формирование теоретического мышления начинается с возникновением государства, важной чертой которого является формирование институтов управления, школьного обучения и письменности. Гипотеза о наличии в культурах первой древности теоретического мышления проверяется в данном

3 Термин «традициональные культуры» широко распространен в современной этнопсихологии. Под традициональными культурами этнопсихологи подразумевают культуры, в которых отсутствуют привычные нам виды экономической деятельности, наука, школьное образование, чаще всего, также письменность (см., напр., Тульвисте, 1988, с.87). Обычно такие культуры существуют на родо-племенной стадии и основным видом деятельности в них являются охота, собирательство, реже земледелие и скотоводство. О причинах выбора этого термина среди ряда синонимичных ему («архаические культуры», «традиционные культуры») мы будем говорить во второй главе.

разделе на литературных текстах, законодательных памятниках, сборниках предсказаний и математических задач. Анализ этих текстов показывает, что они организованы по принципам «мышления в комплексах», характерным для традициональной культуры, и необходимая для теоретического мышления рефлексия, способность преодоления связи с полем повседневной деятельности в культурах первой древности еще не возникает.

Третья глава посвящена описанию возможных механизмов теоретизации культуры на примере Древней Греции. В первом разделе описываются основные модели объяснения этого феномена, называемого «греческим чудом» - в первую очередь, модель полиса и модель агона. Главный недостаток этих концепций, подчеркивающих роль открытого спора, силы логических аргументов, стремления к интеллектуальной победе над соперником, состоит в игнорировании или недостаточно убедительном объяснении ранних стадий процесса теоретизации, когда эти факторы оказываются еще не востребованными. Предложенная автором данной работы концепция интеллектуального переворота в древнегреческой культуре, дополняющая полисный и атональный фактор, излагается во втором разделе. Она опирается на некоторые особенности религиозного опыта древних греков, проявляющиеся, в первую очередь, в специфике дивинационной практики. Мы пытаемся показать, что теоретическое мышление в древнегреческой культуре возникало не в результате преодоления религиозного сознания за счет внешних факторов, а как рационализация внутренних возможностей, встроенных в структуру религиозного сознания.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Теоретическое мышление как культурно-исторический феномен"

Заключение

Вернемся теперь еще раз к задачам, поставленным во введении, и посмотрим, каких результатов удалось добиться в результате проведенного исследования. Внутренним стержнем работы было выявление «срединного пути» в описании эволюции культурных типов, пути, позволяющего избегнуть как Сциллы европоцентризма, так и Харибды мультикультурализма. Мы увидели этот срединный путь в концепции теоретического мышления, разработанной в отечественной школе культурно-исторической психологии, а затем перенесенной на историко-культурный материал некоторыми отечественными историками культуры. Для корректного описания процессов культурной динамики с помощью избранного инструментария нам необходимо было ответить на два вопроса: что такое теоретическое мышление и как оно возникает.

Основная проблема, с которой мы столкнулись в поисках ответа на первый вопрос - различие в подходах к мышлению вообще и теоретическому мышлению в частности, принятых среди традиционных философов и традиционных психологов. Если философская традиция, начиная с античности, жестко связывает мышление с понятийным мышлением, то в психологии мышление в понятиях или теоретическое мышление - лишь наиболее развитая форма мышления, соседствующая с другими формами. Причем, как нам удалось показать, традиционные философские представления о мышлении возникают во вполне определенной культурной ситуации и отвечают на запросы этой ситуации, а затем входят в традицию как достоверное знание, опирающееся на авторитет таких фигур как Платон, Аристотель, Августин, Фома Аквинский, а за представлениями психологов стоит богатый экспериментальный материал. После проведенного анализа мы попытались согласовать обе указанные позиции и пришли к определению теоретического мышления как мышления, в котором оказывается возможным преодоление жесткой связи с полем повседневной деятельности и формирование рефлексивной позиции.

Заметим, что проблема, с которой мы столкнулись, имеет общий характер и найденные пути ее решения могут быть использованы и в других подобных ситуациях. Неотрефлексированное использование одного понятия в разных значениях представителями различных предметных областей, создающее серьезные препятствия для проведения корректного междисциплинарного исследования, может быть преодолено выявлением и анализом семантических истоков понятия в каждой области.

Во второй главе мы описали основные мировоззренческие и ментальные характеристики носителей культур, в которых отсутствует теоретическое мышление. Это, в первую очередь, традициональные культуры, определяющим фактором в которых является жесткая связь с контекстом повседневной деятельности, но также и культуры первой древности, которые, несмотря на формирование развитого государственного аппарата и развитие письменности, не создают того качественного скачка в мышлении, которые ведет к формированию новых, теоретических форм. Это показывает, что, несмотря на весьма стойкое убеждение некоторых исследователей, ни возникновение письменности и школьного обучения, ни формирование государственных институтов не становятся достаточным условием для формирования теоретического мышления.

Третья глава была посвящена анализу процессов, которые позволяют такое мышление сформировать на примере древнегреческой культуры. Мы начали с описания существующих моделей объяснения интеллектуального переворота, произошедшего в Древней Греции в VI-V вв. до н.э., выделив две наиболее убедительных и наиболее популярных, ключевыми понятиями в которых служат «полис» и «агон». Основной недостаток этих концепций состоит в том, что они опираются на процессы, отчетливо проявляющиеся весьма поздно, в зрелую классику, и упускают ранний период, в котором и происходил запуск процесса теоретизации. Мы попытались показать, что ранние этапы теоретизации связаны с особенностями религиозной практики древних греков и прежде всего с особенностями мантической традиции.

Проведенный анализ дает возможность предположить, что переход от мифа к логосу происходил не путем преодоления мифа за счет внешних по отношению к нему факторов, а за счет рационализации самого мифа, заключающего в себе возможности для такой рационализации. Это заключение подтверждается и работами исследователей, обращающихся к другим теоретическим культурам. Так в культуре Древней Индии формирование теоретического мышления происходило за счет рационализации обряда жертвоприношения. Эта рационализация происходила по нескольким линиям и, в частности, определила представления о тапасе как мысленном жертвоприношении, а затем и медитативный характер древнеиндийской культуры в целом, проявившийся и в философских системах, и в буддизме. С процессом жертвоприношения связаны и особенности научного знания в Древней Индии: роль лингвистики в системе этого знания, особенности древнеиндийской математики и т.д.

Принятые сокращения

Августин

Conf. - Confessiones De Trin. - De Trinitate De gen. ad litt. - De Genesi ad litteram De lib. arb. - De libera arbitrio Ep. -Epistolae

Apollod. - Apollodorus

Аристотель

De an. - De anima Met. - Metaphysica EN - Ethica Nicomachea

AG Noct. Att. - Gellius, Aulus. Noctes Atticae Call. Lav. Pall. - Callimachus. Lavacrum Palladis Cic. Tusc. Disput. - Cicero. Tusculanae Disputationes

Нош. II. - Homerus. Ilias Horn. Od. - Homerus. Odyssea

Дуне Скот

Opus Oxon. - Opus Oxoniense

Eur. IA - Euripides. Iphigenia Aulidensis Hdt. Hist. - Herodotus. Historia Paus. - Pausanias

Платон

Conv. - Convivium Phaed. - Phaedo R.P. - Respublica Tim. - Timaeus

Plut. De curios. - Plutarchus. De curiositate

Soph. Aj. - Sophocles. Ajax Soph. Ant. - Sophocles. Antigone Soph. El. - Sophocles. Electra Soph. ОТ. - Sophocles. Oedipus Tyrannus

Древнегреческие и латинские источники: тексты, переводы

1. Aristotle in twenty three volumes. - Cambridge (Mass.): Harvard

University Press; L.: William Heinemann - V. VIII. On the soul. Parva naturalia. On breath, 1975; V. XVIII. Metaphysics. Books X-XIX, 1977

2. Sancti Aurelii Augustini Hipponesis Episcipi operum. V. XI. De Trinitate.

Bassani, 1797

3. The Attic Nights of Aulus Gellius. V. I-III. - Cambridge (Mass.): Harvard

University Press; L.: William Heinemann, 1970

4. Cicero in twenty eight volumes. V. XVIII. Tusculan Disputations.

Cambridge (Mass.): Harvard University Press; L.: William Heinemann, 1971

5. Die Fragmente der Vorsokratiker, griechisch und deutsch / Von H. Diels, hrsg. Von W. Kranz. 6 Aufl. Bd. I-III. Berlin, 1951-1952

6. Oeuvres de Decartes publiees par Ch. Adam & Paul Tannery. V. VII.

Meditationes de Prima Philosophia. Paris: Leopold Cerf, 1904

7. Herodotus in four volumes. - L.: William Heinemann, G.P. Putnam's sons.

- V. I. Books I and II, 1926; V. II. Books III and IV, 1928

8. Homer. The Iliad. - Cambridge (Mass.): Harvard University Press; L.:

William Heinemann - V. I, 1978; V. II, 1976

9. Plato in twelve volumes. - Cambridge (Mass.): Harvard University Press;

L.: William Heinemann - V. I. Euthyphro. Apology. Crito. Phaedo. Phaedrus, 1977; V. III. Lysis. Symposium. Gorgius, 1975; V. VI. The Republic. Books VI-X, 1980; V. IX. Timaeus. Critias. Cleitophon. Menexenus. Epistles, 1981

10. Pausanius. Description of Greece. V.IV. Books VIII-X - Cambridge

Mass.): Harvard University Press; L.: William Heinemann, 1979

11. Sophocles. The plays and fragments. P. VI. Electra, P. VII. Ajax.

Cambridge: At the University Press, 1907

12. Benedicti de Spinoza opera quotquot reperta sunt. Recognoverunt J. Van

Vloten et J.P.N. Land. Editio altera. T. 1. Hagae comitum, apud Martinum NijhofF, 1895.

13. Sancti Thomae de Aquino Opera Omnia. Romae, 1882 -.

14. Августин А. Исповедь. Пер. с лат. М.Е. Сергиенко. - М.: Ренессанс,

1991.

15. Аристотель. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1976-1983.

16. Геродот. История. Перевод и примечания Г.А. Стратоновского. - JI.:

Наука, 1972.

17. Гомер. Илиада. М.: Московский рабочий, 1982.

18. Гомер. Одиссея. М.: Художественная литература, 1986.

19. Еврипид. Трагедии. В 2-х т. М.: Художественная литература, 1969.

20. Платон. Соч. в 4-х т. М.: Мысль, 1990

21. Софокл. Трагедии. М.: Художественная литература, 1988.

22. Эсхил. Трагедии. М.: Художественная литература, 1971.

 

Список научной литературыГлебкин, Владимир Владиславович, диссертация по теме "Философия науки и техники"

1. Абрамова, 2001 - Абрамова Н.Т. Являются ли несловестные актымышлением? // Вопросы философии, №6. М., 2001.

2. Аверинцев, 1972 Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об

3. Эдипе // Античность и современность. М.: Наука, 1972.

4. Аверинцев, 1975 Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучениюсредневековой эстетики // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М.: Наука, 1975.

5. Аверинцев, 1977 Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийскойлитературы. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1977.

6. Аверинцев, 1996 Аверинцев С.С. Греческая «литература» иближневосточная словесность (противостояние и встреча двух творческих принципов) // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры, 1996.

7. Адамар, 1970 Адамар Ж. Исследование психологии процессаизобретения в области математики. М.: Советское радио, 1970.

8. Андреев, 1981 Андреев A.JI. Художественное мышление какэстетическая категория. М.: Знание, 1981.

9. Аполлонов, 2002 Аполлонов А.В. Фома Аквинский и антиаверроистскаяполемика 70-х годов XIII столетия // Фома Аквинский: Сочинения. М.: Едиториал УРСС, 2002. - С. V-XXX.

10. Афанасьева, 1981 Афанасьева В.К. Комментарии к «Энума Элиш» // Яоткрою тебе сокровенное слово. М.: Художественная литература, 1981.

11. Афанасьева, 2000 Афанасьева В.К. Сказание о Гильгамеше, Энкиду иподземном царстве в свете космогонических представлений шумерийцев // Вестник древней истории. №2. -М: Наука, 2000.

12. Барг, 1987 Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. - М.:1. Мысль, 1987.

13. Башмакова, Смирнова, 1996 Башмакова И.Г., Смирнова Г.С. Новыйвзгляд на геометрическую алгебру древних // Историко-математические исследования. Сер. 2. Вып. 1(36). №2. -М.: Янус, 1996.

14. Бенвенист, 1974 Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Прогресс, 1974.

15. Березницкий, 1999 Березницкий С.В. Мифология и верования орочей.

16. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999.

17. Богораз, 1991 Богораз В.Г. Материальная культура чукчей. - М.: Наука,1991.

18. Бриллиантов, 1998 Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословияна западное в произведениях Иоанна Скота Эриугены. -М.: Мартис, 1998.

19. Быкова, 1990 Быкова М.Ф. Гегелевское понимание мышления. - М.:1. Наука, 1990.

20. Бычков, 1984 Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. - М.:1. Искусство, 1984

21. Вазюлин, 1985 Вазюлин В.А. Рассудочное и разумное мышление вразвитии понятия // Марксистско-ленинская диалектика: В восьми книгах. М.: Издательство МГУ, 1985. Книга 3: Диалектика процесса познания.

22. Васильева, 1979 Васильева Т.В. Беседа о логосе в платоновском

23. Теэтете» (201с 210d) // Платон и его эпоха. - М.: Наука, 1979.

24. Василевич, 1959 Василевич Г.М. Ранние представления о мире уэвенков // Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. -М.: Наука, 1959

25. Варден ван дер, 1959 Варден ван дер Б. Л. Пробуждающаяся наука.

26. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. М.: Изд-во физико-математической литературы.

27. Варден ван дер, 1991 Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II.

28. Рождение астрономии. М.: Наука, 1991.

29. Вдовин, 1981 Вдовин И.С. Чукотские шаманы и их социальныефункции // Проблемы истории общественного развития аборигенов Сибири. Л.: Наука, 1981.

30. Вернан, 1988 Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли.1. М.: Прогресс, 1988.

31. Вундт, 1912 Вундт В. Очерки психологии. М.: Московскоекнигоиздательство, 1912.

32. Вертгеймер, 1987 Вертгеймер М. Проодуктивное мышление. - М.:1. Прогресс, 1987.

33. Выгодский, 1967 Выгодский М.Я. Арифметика и алгебра в древнеммире. М.: Наука, 1967.

34. Выготский, 1982 Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С.

35. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.2. -М.: Педагогика, 1982.

36. Гайденко, 1980 Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление иразвитие первых научных программ. М.: Наука, 1980.

37. Гайденко, 1987 Эволюция понятия науки (XVII - XVTII вв.).

38. Формирование научных программ нового времени. М.: Наука, 1987.

39. Гамкрелидзе, Иванов, 1984 Гамкрелидзе Т.В., Иванов В.Вс.

40. Индоевропейский язык и праиндоевропейцы. Т. 1-2. -Тбилиси: Издательство Тбилисского университета, 1984.

41. Гарнцев, 1987 Гарнцев М.А. Проблема самосознания взападноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта). М.: Издательство Московского университета, 1987.

42. Гарэн, 1986 Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. - М.:1. Прогресс, 1986.

43. Герасимова, 2000 Герасимова И.А. Танец: эволюция кинестезическогомышления // Эволюция. Язык. Познание. М.: Языки русской культуры, 2000.

44. Гоббс, 1989 Гоббс Т. Человеческая природа // Гоббс Т. Сочинения в 2 т.1. Т.1.-М.: Мысль, 1989.

45. Гоббс, 1991 Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и властьгосударства церковного и гражданского // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т.2.-М.: Мысль, 1991.

46. Горан, 1990 Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы.1. Новосибирск: Наука, 1990.

47. Гостев, 2001 Гостев А.В. Проблема человеческого мышления в трактате

48. Аристотеля «О душе» // Знание и традиция в истории мировой философии. М.: РОССПЭН, 2001.

49. Гуревич, 1984 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.:1. Искусство, 1984.

50. Декарт, 1989 Декарт Р. Описание человеческого тела. Об образованииживотного // Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т.1. М.: Мысль, 1989.

51. Декарт, 1994 Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р.

52. Сочинения в 2-х т. Т. 2 М.: Мысль, 1994.

53. Декарт, 1994а Декарт Р. Письмо маркизу Ньюкаслу // Декарт Р.

54. Сочинения в 2-х т. Т. 2 М.: Мысль, 1994.

55. Депперт, 1996 Депперт В. Мифические формы мышления в науке напримере понятий пространства, времени и закона природы // Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996.

56. Доброхотов, 1980 Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. - М.:

57. Издательство Московского университета, 1980.

58. Доброхотов, 1986 Доброхотов А.Д. Категория бытия в классическойзападно-европейской философии. М.: Издательство Московского университета, 1986.

59. Дьяконова, 1981 Дьяконова В.П. Тувинские шаманы и их социальнаяроль в обществе // Проблемы истории общественного развития аборигенов Сибири. Л.: Наука, 1981.

60. Евзлин, 1993 Евзлин М. Космогония и ритуал. - М.: Радикс, 1993. - 344с.

61. Еремина, 1991 Еремина В.И. Ритуал и фольклор. - Л.: Наука.

62. Ленинградское отделение, 1991.

63. Жмудь, 1989 Жмудь Л.Я. Наука и государство в античном мире //

64. Вопросы истории естествознания и техники. №2, 1989.

65. Зайцев, 1985 Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII

66. V вв. до н.э. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1985.

67. Зайцев, 2000 Зайцев А.И. О моей книге «культурный переворот» //

68. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. / 2-е изд., испр. и перераб. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2000.

69. Зубов, 2000 Зубов В.П. Аристотель. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.

70. Зотов, 1973 Зотов А.Ф. Структура научного мышления. М.: Политиздат,1973.

71. Иллич-Свитич, 1964 Иллич-Свитич В.М. Древнейшие европейскосемитские языковые контакты //Проблемы индоевропейского языкознания,- М.: Наука, 1964.

72. История Древнего Востока, 1983 История Древнего Востока. 4.1.

73. Месопотамия. М.: Главная редакция восточной литературы, 1983.

74. История и культура коряков, 1993 История и культура коряков. - СПб.:1. Наука, 1993.

75. Ильенков, 1997 Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретногов научно-теоретическом мышлении. М.: РОССПЭН, 1997.

76. Кант, 1966 Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? // Кант И.

77. Соч. в шести т. Т.6. М.: Мысль, 1966.

78. Касевич, 1989 Касевич В.Б. Языковые структуры и когнитивнаядеятельность // Язык и когнитивная деятельность. М.: Наука, 1989.

79. Кассен, 2000 Кассен Б. Эффект софистики. - М.-СПб: Московскийфилософский фонд, Университетская книга, Культурная инициатива, 2000.

80. Клочков, 1983 Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии: человек,судьба, время. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1983.

81. Кнабе, Протопопова, 1998 Кнабе Г.С., Протопопова И.А. Культураантичности // История мировой культуры: Наследие Запада. М.: Изд-во РГГУ, 1998.

82. Коростовцев, 1976 Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. - М.:1. Наука, 1976.

83. Коул, 1997 Коул М. Культурно-историческая психология: наукабудущего. М.: «Когито-Центр», Издательство «Институт психологии РАН», 1997.

84. Крамер, 1991 Крамер С.Н. История начинается в Шумере. - М.: Наука,1991.

85. Леви-Брюль, 1994 Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытноммышлении. -М.: Педагогика-Пресс, 1994.

86. Левин, 2000 Левин Курт. Теория поля в социальных науках. - СПб.:1. Сенсор», 2000.

87. Леви-Стросс, 1994 Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня // Леви-Стросс К.

88. Первобытное мышление. -М.: Республика, 1994.

89. Леви-Стросс, 1994а Леви-Стросс К. Структурализм и экология // Леви

90. Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

91. Леви-Стросс, 1994b Леви-Стросс К. Неприрученная мысль // Леви

92. Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.

93. Лейбниц, 1982 Лейбниц Г.-В. Монадология // Лейбниц Г.-В. Сочиненияв четырех томах: T.l. -М.: Мысль, 1982.

94. Лейбниц, 1983 Лейбниц Г.-В. Новые опыты о человеческом разуменииавтора системы предустановленной гармонии // Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырех томах: Т.2. М.: Мысль, 1983.

95. Лекторский, 1996 Лекторский В.А. Научное и вненаучное мышление:скользящая граница // Научные и вненаучные формы мышления.-М., 1996.

96. Лекторский, 2001 Лекторский В.А. Мышление // Новая философскаяэнциклопедия. Т.2. -М.: Мысль, 2001.

97. Ле Гофф, 1992 Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М.:

98. Издательская группа Прогресс, Прогресс-Академия, 1992.

99. Леменева, 1999 Леменева Е.М. Из «Этимологий» Исидора Севильского

100. Одиссей. Человек в истории. 1998. -М.: Наука, 1999.

101. Леонардо да Винчи, 1995 Леонардо да Винчи. Избранные произведения.

102. В 2 т. Т.1 -М.: Ладомир, 1995.

103. Леонтьев, 1983 Леонтьев А.Н. Мышление // Леонтьев А.Н. Избранныепсихологические произведения: В 2-х т. Т. II. М.: Педагогика, 1983.

104. Локк, 1985 Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Локк Дж.

105. Сочинения в 3-х т. Т.1. -М.: Мысль, 1985.

106. Лосев, 1972 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика.- М.: Искусство, 1972.

107. Лосев, 1993 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии.1. М.: Мысль, 1993.

108. Лосев, 1994 Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ.

109. Платон. -М.: Ладомир, 1994.

110. Лосев, 1996 Лосев А.Ф. Гомер. - М.: Молодая гвардия, 1996.

111. Лурия, 1974 Лурия А. Р. Об историческом развитии познавательныхпроцессов. М.: Издательство Московского университета, 1974.

112. Лурия, 1979 Лурия А.Р. Язык и сознание. - М.: Издательство

113. Московского университета, 1979. 320 с.

114. Малинаускене, 1972 Малинаускене Н.К. Семантика «зрения»свечения» в античности // Из истории античной культуры. Под редакцией В.В.Соколова, А.Л.Доброхотова. М.: Издательство Московского университета, 1976. - С. 18-30

115. Мамардашвили, 1968 Мамардашвили М.К. Формы м содержаниемышления (к критике гегелевского учения о формах познания). -М.: Высшая школа, 1968.

116. Марру, 1998 Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция).

117. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А.Шичалина, 1998. -432 с.

118. Мифологические сказки нганасан, 1976 Мифологические сказки иисторические предания нганасан. М.: Наука, 1976.

119. Михеев, 1985 Михеев А.В. Свободная классификация набора предметовэксперимент в Нагорном Карабахе) // Лингвистические и психолингвистические структуры речи. М.: Институт языкознания, 1985.

120. Нейгебауэр, 1968 Нейгебауэр О. Точные науки в древности. - М.:1. Наука, 1968.

121. Нестик, 2001 Нестик Т.А. Понятие внутреннего слова в средневековойфилософии (Августин и Фома Аквинский) // Знание и традиция в истории мировой философии. М.: РОССПЭН, 2001.

122. Онианс, 1999 Онианс Р. На коленях богов. М.: «Прогресс-Традиция»,1999.

123. Орлов, 2000 Орлов В. В. Проблема научности в философии:

124. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 9. Пермь: Пермский университет, 2000,

125. Оппенхейм, 1990 Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия. Портретпогибшей цивилизации. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990.

126. Паскаль, 1994 Паскаль Блез. Мысли. - М.: REFL-book, 1994.

127. Петров, 1991 Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука. Главнаяредакция восточной литературы, 1991.

128. Пиаже, 1994 Пиаже Жан. Психология интеллекта // Пиаже Жан.

129. Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994.

130. Пиаже, 1994а Пиаже Жан. Речь и мышление ребенка. - М.: Педагогика1. Пресс, 1994.

131. Подорога, 1992 Подорога В. Страсть к свету. Антропологиясовершенного (материалы к исследованию философии Р. Декарта) // Совершенный человек. Теология и философия образа. -М.: Валент, 1997.

132. Попов, 1948 Попов А.А. Нганасаны. - М.; Л., 1948. - Вып. 1.

133. Попов, 1984 Попов А.А. Нганасаны: Социальное устройство иверования. Л.: Наука, 1984.

134. Поршнев, 1974 Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. - М.:1. Мысль, 1974.

135. Поэзия и проза Древнего Востока, 1983 Поэзия и проза Древнего

136. Востока. -М.: Художественная литература, 1983.

137. Прокофьева, 1981 Прокофьева Е.Д. Материалы по шаманствуселькупов // Проблемы истории общественного развития аборигенов Сибири. Л.: Наука, 1981.

138. Приходько, 1999 Приходько Е.В. Двойное сокровище. М.: «Прогресс1. Традиция», 1999.

139. Протасова, 1989 Протасова Е.Ю. Некоторые процессы номинации удетей // Язык и когнитивная деятельность. М.: Наука, 1989.

140. Путилов, 1997 Путилов Б.Н. Эпическое сказительство: Типология иэтническая специфика. М.: Восточная литература, 1997.

141. Рожанский, 1972 Рожанский И.Д. Анаксагор. У истоков античной науки.-М.: Наука, 1972.

142. Романов, 1991 Романов В.Н. Историческое развитие культуры.

143. Проблемы типологии. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1991.

144. Романов, 1997 Романов В.Н. Исповедь научного работника, или

145. Утешение методологией // Три подхода к изучению кульутры. -М.: Издательство МГУ, 1997.

146. Рубинштейн, 1989 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1.1. М.:Педагогика, 1989.

147. Рубинштейн, 1992 Рубинштейн Р.И. Шаи // Мифы народов мира. Т.2.

148. М.: Советсякая энциклопедия, 1992.

149. Савельева, 1972 Савельева О.М. Содержание понятия «нус» вгреческой литературе VII VI вв. до н.э. // Из истории античной культуры. Под редакцией В.В.Соколова, А.Л.Доброхотова. - М.: Издательство Московского университета, 1976.

150. Самухин, Биренблум, Выготский, 1981 Самухин Н.В., Биренблум Г.В.,

151. Выготский Л.С. К вопросу о деменции при болезни Пика //

152. Хрестоматия по патопсихологии. М.: Издательство Московского университета, 1981.

153. Сафронов, 1989 Сафронов В.А. Индоевропейские прародины. Горький:

154. Волго-Вятское книжное издательство, 1989.

155. Серл, 2002 Серл Дж. Открывая сознание заново. М.: Идея-Пресс, 2002.

156. Смоляк, 1991 Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение.-М.: Наука, 1991.

157. Соколов, 1973 Соколов В.В. Спиноза. - М.: Мысль, 1973.

158. Степин, 2000 Степин B.C. Теоретическое знание. - М.: Прогресс1. Традиция, 2000.

159. Суриков, 1997 Суриков И.Е. Перикл и Алкмеониды // Вестник древнейистории. № 4. -М.: Наука, 1997.

160. Тайлор, 1989 Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М.: Политиздат,1989.

161. Топоров, 1982 Топоров В.Н. Первобытные представления о мире (общийвзгляд). // Очерки истории естественнонаучных знаний в древности,-М.: Наука, 1982.

162. Топоров, 1988 Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику. //

163. Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М.: Наука, 1988.

164. Тульвисте, 1988 Тульвисте П. Культурно-историческое развитиевербального мышления. Таллин: Валгус, 1988.

165. Фрагменты, 1989 Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. - М.:1. Наука, 1989.

166. Франкфорт и др., 1984 Франкфорт Г., Фроанкфорт Г.А., Уилсон Дж.,

167. Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1984.

168. Фрумкина, Михеев, 1985 Фрумкина P.M., Михеев А.В. «Свобода» инормативность» в экспериментах по свободной классификации // Лингвистические ипсихолингвистические структуры речи. М.:Институт языкознания, 1985.

169. Фрумкина, Рюмина, Мостовая, 1985 Фрумкина P.M., Рюмина Н.А.,

170. Мостовая А.Д. Типология классификационных решений в экспериментах по свободной классификации (по данным самоотчетов) // Лингвистические и психолингвистические структуры речи. -М.: Институт языкознаия, 1985.

171. Хомич, 1981 Хомич Л.В. Шаманы у ненцев // Проблемы историиобщественного развития аборигенов Сибири. Л.: Наука, 1981.

172. Хрестоматия по Древнему Востоку, 1980 Хрестоматия по истории

173. Древнего Востока. 4.1 -М.: Высшая школа, 1980.

174. Чайковский, 2000 Чайковский Ю.В. Основатели милетской школы (кистории рождения европейской науки) // Диалог со временемю Вып. 2. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

175. Шишков, 2000 Шишков А.М. Метафизика света в средневековойевропейской культуре // Вопросы философии, №5. М., 2000.

176. Шишков, 2000а Шишков A.M. Проблема соединения души с телом вантичной и средневековой антропологии // Историко-философский ежегодник'98. -М.: Наука, 2000.

177. Шпенглер, 1993 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологиимировой истории. 1. Гештальт и действительность. М.: Мысль, 1993.

178. Шульц & Шульц, 1998 Шульц Д.П., Шульц С.Е. История современнойпсихологии. Спб.: Евразия, 1998.

179. Элиаде, 1987 Элиаде М. Космос и история. - М.: Прогресс, 1987. - 312 с.

180. Якобсен, 1992 Якобсен Т. Сокровища тьмы: История месопотамскойрелигии. М.: Восточная литература, 1995.

181. Ярхо, 1999 Ярхо В.Н. Поэзия культового содружества: Сапфо и Алкей //

182. Ранняя греческая лирика. СПб.: Алетейя, 1999.

183. Adamson, 2000 Adamson G.D. Bergson's Spinozist Tendencies //

184. Philosophy today. -V. 44, N Chicago: DePaul University, 2000.

185. Baier, 1972 Baier A. C. How to Get to Know One's Own Mind: Some

186. Simple Ways // Studies in the Philosophy of Mind. Oxford: Blackwell, 1972.

187. Beierwaltes, 1985 Beierwaltes W. Denken des Einen: Studien zurneuplatonishen Philosophie und ihrer Wirkungsgeshichte. Frankfurt am Main: Klostermann, 1985.

188. Block, 1998 Block N. How to Find the Neural Correlate of Consciousness //

189. Current Issues in Philosophy of Mind. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1998.

190. Bohler, 1982 Bohler J. Intuitive and abstractive cognition // The Cambridge

191. History of Later Medieval Philosophy of Aristotle to the Disintegration of Scholastism. 1100-1600. Cambridge etc.: Cambridge Univercity Press, 1982

192. Bottero, 1974 Bottero J. Symtomes, signes, ecritures en Mesopotamieancienne // Divination et rationalite. P.: Editions du Senie, 1974.

193. Brisson, 1974 Brisson L. Du bon usage du dereglement // Divination etrationalite. P.: Editions du Senie, 1974.

194. Brown, 1972 Brown H. Perception and Meaning // Studies in the Philosophyof Mind. Oxford: Blackwell, 1972.

195. Burckhardt, 1955-58 Burckhardt J. Gesammelte Werke. Berlin:

196. Ruttern&Loening, 1955-1958. Bd. VIII. Griechische Culturgeschichte. Bd. 4.

197. Campbell, 1998 Campbell J. Joint Attention and the First Person // Current1.sues in Philosophy of Mind. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1998.

198. Carlier, 1974 Carlier J. Science divine et raison humaine // Divination etrationalite. P.: Editions du Senie, 1974.

199. Clark, 1998 Clark A. Embodiment end the Philosophy of Mind // Current1.sues in Philosophy of Mind. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1998.

200. Clay, 1915 Clay A.T. Miscelaneous Inscriptions in the Yale Babylonian

201. Collection. New Haven: Yale University Press, 1915.

202. Cornford, 1957 Cornford F.M. From Religion to Philosophy. - N.Y.: Harper1. Brothers, 1957.

203. Crahay, 1974 Crahay R. La bouche de la verite // Divination et rationalite.

204. P.: Editions du Senie, 1974.

205. Crane, 1998 Crane T. Intentionality as the Mark of Mental // Current Issuesin Philosophy of Mind. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1998.

206. Dennett and Kinsbourne, 1992 Dennett D. and Kinsbourne M. Time and the

207. Observer: the Where and When of Consciousness in the Brain // Behavioral and Brain Sciences. V. 15. New York: Cambridge University Press, 1992.

208. Detienne, 1967 Detienne M. Les maitres de verite dans la grece archaigue.

209. P.: Librairie FrancoisMaspero, 1967.

210. D'Onofrio, 1998 D'Onofrio S. The Metaphor of Light and the Active Intellect as

211. Final Cause: De Anima III. 5 // The Papers of the Twentieth World Congress of Philosophy. Boston, Massachusetts U.S.A. 10-15 August 1998

212. Durkheim, 1912 Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse.1. P., 1912.

213. Ehrenberg, 1954 Ehrenberg V. Sophokles and Pericles. - Oxford: Basil1. Blackwell, 1954.

214. Ehrenberg, 193 5 Ehrenberg V. Ost und West. Briinn etc.: Rohrer, 1935

215. Ehrenberg, 1957 Ehrenberg V. Der Staat der Griechen. - T.I. Der Hellenische

216. Staat. Leipzig: Teubner, 1957.

217. Elian, 1998 Elian N. Perceptual Intentionality, Attention and Consciousness

218. Current Issues in Philosophy of Mind. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1998.

219. Finley, 1981 Finley M. Politics and political theory. I.Politics // The legacy of

220. Greece. A new appraisal. Oxford: Clarendon Press, 1981.

221. Fodor, 1975 Fodor J.A. The Language of Thought. - N.Y.: Thomas Y.1. Crowell company, 1975.

222. Fritz, 1943 Fritz K. von. N002 and NOEIN in the Homeric Poems //

223. Classical Philology. V. XXXVIII, N.2. Chicago: The University of Cnicago Press, 1943.

224. Fritz, 1945 Fritz K. von. NOYX, NOEIN and their Derivatives in pre

225. Sokratic Philosophy (Excluding Anaxagoras). Part I. From the beginning to Parmenides // Classical Philology. V. XL, N.4. -Chicago: The University of Cnicago Press, 1945.

226. Fritz, 1946 Fritz K. von. NOYS, NOEIN and their Derivatives in pre

227. Sokratic Philosophy (Excluding Anaxagoras). Part II. The Post-Parmenidian Period. // Classical Philology. V. XLI, N.I. -Chicago: The University of Cnicago Press, 1945.

228. Fritz, 1964 Fritz K. von. Der NOYX des Anaxagores // Archiv fur

229. BegrifFsgeschichte, B.8. Bonn, 1964.

230. Gallois, 1994 Gallois A. Deflationary Selfknowlege // Philosophy in mind:

231. The place of philosophy in the study of mind. Dordrecht etc.: Kluwer, 1994.

232. Guthrie, 1965 Guthrie W.K.C. A History of Greek Philosophy. V.II. The

233. Presocratic Tradition from Parmenides to Demokritus. -Cambridge: The Univercity Press, 1965.

234. Gilson, 1947 Gilson E. Le thomisme. Introduction a la philosophic de Saint

235. Thomas d'Aquin. Paris: Librarie philosophique J.Vrin, 1947.

236. Gilson, 1947a Gilson E. La philosophie au Moyen Age. - Paris: Payot, 1947.

237. Gilson, 1951 Gilson E. Etudes sur le role de la pencee medievalle dans laformation du systeme cartesian. Paris: Librarie philosophique J.Vrin, 1951.

238. Gilson, 1952 Gilson E. Jean Duns Scot. Introduction a ses positionfondamentales.- Paris: : Librarie philosophique J.Vrin, 1952.

239. Gilson, 1983 Gilson E. Constantes philosophiques de l'etre. - Paris: Librariephilosophique J.Vrin, 1983.

240. Gilson, Langan, 1964 Gilson E., Langan Th. Modern Philosophy. Decartes to

241. Kant. N.Y.: Random House, 1964.

242. Glassnet, 1986 Glassnet J.-J. La chute d'Akkade: L'evenement et samemoire. Berlin: Reimer, 1986.

243. Goetze, 1947 Goetze A. Old Babylonian omen texts. - New Haven: Yale1. University Press, 1947.

244. Hartog, 2000 Hartog Fr. The Invention of History: the Pre-history of a

245. Concept from Homer to Herodotus // History and Theory. Studies in the Philosophy of History. V.39, №3 Wesleyan University, 2000.

246. Henze, 1972 Henze F.D. Decartes on Other Minds // Studies in the

247. Philosophy of Mind. Oxford: Blackwell, 1972.

248. Honderich, 1998 Consciousness as Existence // Current Issues in Philosophyof Mind. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1998.

249. Hornsby, 1998 Hornsby J. Dualism in Action // Current Issues in Philosophyof Mind. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1998.

250. Jaeger, 1945 Jaeger W. Paideia: the Ideals of Greek Culture. V.l. - N.Y.:

251. Oxford University Press, 1945.

252. Jaeger, 1948 Jaeger W. The Theology of the Early Greek Philosophers.

253. Oxford: The Calderon Press, 1948.

254. Kenny, 1970 Kenny A. Intellect and Imagination in Aquinas // Aquinas: A

255. Collection of Critical Essays. L.: Lowe and Brtdon, 1970.

256. Kenny, 1973 Kenny A. The Origin of the Soul // The Development of

257. Mind.- Edinburg: The University press, 1973.

258. Kenny, 1973a Kenny A. The Origin of Language // The Development of

259. Mind.- Edinburg: The University press, 1973.

260. Kim, 1998 Kim J. The Mind-Body Problem after Fifty Years // Current1.sues in Philosophy of Mind. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1998.

261. Keller, 1998 Keller O. Questions ethnographiques et mathematiques de laprehistoire / Revue de synthese. №4. P.,1998.

262. Knudsen, 1982 Knudsen Ch. Intentions and impositions // The Cambridge

263. History of Later Medieval Philosophy of Aristotle to the Disintegration of Scholastism. 1100-1600. Cambridge etc.: Cambridge Univercity Press, 1982

264. Kohler, 1925 Kohler W. The Mentality of Apes. - L.: Paul, N.Y.: Harcourt,1925.

265. Kuhn, Amsel, O'Longhlin, 1988 Kuhn D., Amsel E., O'Longhlin M. Thedevelopment of scientific thinking skills. San Diego etc.: Acad. Press, 1988.

266. Kuksewicz, 1982 Kuksewicz Z. The potential and agent intellect // The

267. Cambridge History of Later Medieval Philosophy of Aristotle to the Disintegration of Scholastism. 1100-1600. Cambridge etc.: Cambridge Univercity Press, 1982

268. Leveque, 1964 Leveque Pierre. L'aventure Grecque. - P.: Armand Colin,1964.

269. Maher, 1910 Maher M. Immortality // The Catholic Encyclopedia. V. VIII.

270. N.Y.: The Gilmary society, 1910.

271. Maher and Boland, 1912 Maher M. and Boland J. Soul // The Catholic

272. Encyclopedia. V. XIV. N.Y.: The Gilmary society, 1910.

273. Mahoney, 1982 Mahoney E.P. Sense, intellect and imagination in Albert,

274. Thomas and Siger // The Cambridge History of Later Medieval Philosophy of Aristotle to the Disintegration of Scholastism. 1100-1600. Cambridge etc.: Cambridge Univercity Press, 1982

275. Markus, 1970 Markus R.A. Marius Victorinus and Augustine // The

276. Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. Camridge: The University Press, 1970.

277. Martin, 1998 Martin M. G. F. Setting Things before Mind // Current Issuesin Philosophy of Mind. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1998.

278. Mathematical cuniform texts, 1945 Mathematical cuniform texts. - New

279. Haven: Yale University Press, 1945.

280. Mattei, 1998 Mattei J.-F. Plato and Modern Thought // Greeks and Romans inthe Modern World / Ed. by Droit R.-P. Boulder: Soc. science monogr., 1998.

281. Maurer, 1962 Maurer A. Medieval Philosophy. - New York: Random House,1962.

282. McCulloch, 1998 McCulloch G. Intentionality and Interpretation // Current1.sues in Philosophy of Mind. Cambridge etc.: Cambridge univ. press, 1998.

283. McDowell, 1994 McDowell J. H. Mind and world. - Cambridge (Mass.); L.:

284. Harvard univ. press, 1994.

285. Michaelis, O'Leary-Hawthorne, 1994 Michaelis M., O'Leary-Hawthorne J.1.troduction: Philosophy in mind // Philosophy in mind: The place of philosophy in the study of mind. Dordrecht etc.: Kluwer, 1994.

286. Mogiliano, 1990 Mogiliano A. The Classical Foundations of Modern

287. Historiography. Berkley etc.: University of California Press, 1990.

288. Nelson, 1996/97 Nelson T. Deception, Gods and Godness in Homer's "Iliad"

289. Acta antiqva. Budapest, 1996/97. V.37, F.3-4.

290. Oehler, 1962 Oehler K. Die Lehre vom noetischen und dianoetischen Denkenbei Platon und Aristoteles. Munchen: C.H.Beck'sche Verlagsbuchhandlung, 1962.

291. Owens, 1982 Owens J. Faith, ideas, illumination and experience// The

292. Cambridge History of Later Medieval Philosophy of Aristotle to the Disintegration of Scholastism. 1100-1600. Cambridge etc.: Cambridge Univercity Press, 1982 - P. 440-459.

293. Peifer, 1952 Peifer J.F. The Concept of Thomism. - N.J.: Bookman, 1952

294. Panaccio, 1999 Panaccio C. Grammar and Mental Language in Pseudo

295. Kilwardby // Medieval analyses in language and cognition: Acts of the sympos. «The Copenhagen school of medieval philosophy», Jan. 10-13, 1996. Copenhagen, 1999.

296. Perkins, 1972 Perkins M. Meaning and Feeling // Studies in the Philosophyof Mind. Oxford: Blackwell, 1972.

297. Perrier, 1909 Perrier J. L. The Revival of Scholastic Philosophy in the

298. Nineteenth Century. New York: Columbia Univ. Press, 1909.

299. Pohlenz, 194- Pohlenz M. Der Hellenische Mensch. - Gottingen:

300. Dandenhoed&Ruprecht, 194-.

301. Pohlenz, 1966 Pohlenz M. Freedom in Greek life and thought. The history ofideal. Dordrecht: Reider, 1966

302. Premack, 1976 Premack D. Intelligence in Age and Man. - Hillsdale, New

303. Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 1976.

304. Robinson, 1955 Robinson P.S. Crucial Issues in Philosophy. - Boston: The

305. Christopher Publishing House, 1955.

306. Rochberg, 1999 Rochberg Fr. Empiricism inBabylonian Omen Texts and the

307. Classification of Mesopotamian Divination as Science // Journal of American Oriental Society. V. 119, №4 New Haven, 1999.

308. Ross, 1951 Ross D. Plato's theory of ideas. Oxford: The Clarendon Press,1951.

309. Ryle, 1951 Ryle G. The Concept of Mind. - L.: Hutchinson House, 1951.

310. Ryle, 1979 Ryle G. On Thinking. - Oxford: Basil Blackwell, 1979.

311. Searle, 1994 Searle John R. The Problem of Consciousness // Philosophy inmind: The place of philosophy in the study of mind. -Dordrecht etc.: Kluwer, 1994.

312. Sirridge, 1999 Sirrige M. «Qum videndo intus dicimus»: Seeng and Saying in

313. De Trinitate» XV // Medieval analyses in language and cognition: Acts of the sympos. «The Copenhagen school of medieval philosophy», Jan. 10-13, 1996. Copenhagen, 1999.

314. Snell, 1953 Snell Br. The Discovery of the Mind. - Cambridge, Mass.:

315. Harvard University Press, 1953.

316. Stump, 1999 Stump E. Aquinas on the Mehanisms of Cognition: Sense and

317. Phantasia // Medieval analyses in language and cognition: Acts of the sympos. «The Copenhagen school of medieval philosophy», Jan. 10-13, 1996. Copenhagen, 1999.

318. Thompson, 1955 Thompson G. Studies in Ancient Greek Society. V. II. The

319. First Philosophers. L.: Lawrence & Wishart, 1955.

320. Teichman, 1974 Teichman J. The mind and the soul. An introduction to thephilosophy of mind. L., Routledge & Paul; N.Y., Humanities press, 1974.

321. Tomasello, 1990 Tomasello M. Cultural transmission in the tool use andcommunicatory signalling of chimpanzees? // Language and Intelligence in Monkeys and Apes: Comparative

322. Developmental Perspectives. New York: Cambridge University Press, 1990.

323. Tomasello, Kruger, Ratner, 1993 Tomasello M., Kruger A. and Ratner H.

324. Cultural learning // Behavioral and Brain Sciences, 1993. V. 16.

325. Tomasello, Savage-Rumbaugh, Kruger,1993 Tomasello M., Savage

326. Rumbaugh S. and Kruger A. Imitative learning of actions on objects by chimpanzees, enculturated chimpanzees, and human children // Child Development, 1993. V. 64.

327. Tourraux, 1998 Tourraux A. A. Greek Invention // Greeks and Romans in the

328. Modern World / Ed. by Droit R.-P. Boulder: Soc. science monogr., 1998.

329. Vernant, 1957 Vernant J.-P. Du mythe a la raison. La formation de la penseepositive dans la Grece archaique // Annales. №2. P.: Armand Colin, 1957.

330. Vernant, 1974 Vernant J.-P. Parole et signes muets // Divination et rationalite.- P.: Editions du Senie, 1974.

331. Waddington, 1973 Waddington C.H. The Evolution of Mind // The

332. Development ofMind.- Edinburg: The University press, 1973.

333. Williams, 1996 Williams CI. Christian materialism and the parity thesis //

334. Philosophy of religion. V. 39, № 1 Dordrecht etc.: Kluwer Academic Publishers, 1996.

335. Winton, Garnsey, 1981 Winton R., Garnsey P. Politics and political theoiy1..Political theory // The legacy of Greece. A new appraisal. -Oxford: Clarendon Press, 1981.