автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.05
диссертация на тему:
Теоретико-методологический аспект исследования нравственной культуры социалистического общества

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Звейниекс, Андрис Карлович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ленинград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.05
Диссертация по философии на тему 'Теоретико-методологический аспект исследования нравственной культуры социалистического общества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Звейниекс, Андрис Карлович

ВВЕДЕНИЕ.'.3-

Глава I. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЪЕКТ ЭТИКО-ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА

§ I. Нравственная культура, её сущность и место в духовной жизни общества .20

§ 2. Система детерминации нравственной культуры.57

Глава П. ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ПРОЦЕСС

§ I. Соотношение новаторства и традиции в нравственной культуре .100

§ 2. Национальное и интернациональное в нравственной культуре .134

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Звейниекс, Андрис Карлович

Строительство коммунизма органически включает в себя формирование нового человека, отвечающего требованиям коммунистических идеалов. В отчете ЦК КПСС ХХУ1 съезду отмечалось, что "Советский человек - это добросовестный труженик, человек высокой политической культуры, патриот и интернационалист. Он воспитан партией, героической историей страны, всем нашим строем. Он живет полнокровной жизнью созидателя нового мира.

Это не значит, что мы уже решили все вопросы, связанные с формированием нового человека. Задач здесь стоит немало"*.

Одна из самых неотложных задач - повышение нравственной культуры советских людей.

Нравственная культура социалистического общества - это один из тех узловых пунктов, в котором сходятся и решаются в комплексе важнейшие вопросы социалистического образа жизни и всестороннего развития личности.

Рассматривая нравственность как один из важнейших факторов утверждения коммунизма, В.И.Ленин в речи "Задачи союзов молодежи" подчеркивал, что "Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием р в ней коммунистической морали . Практика коммунистического строительства убедительно подтвердила обоснованность этой ленинской идеи.

Актуальность вопросов, связанных с изучением нравственной культуры социалистического общества, обусловлена целым Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат,1982, с. 63. р Ленин В.И. Полн. собр.соч., т.41, с. 309. рядом факторов:. И прежде всего тем, что "Советское общество вступило в такой этап, когда назрели глубокие качественные изменения в-производительных силах и соответствующее этому совершенствование производственных отношений. В тесной взаимосвязи с этим должны происходить и изменения в сознании людей, во всей надстройке общества"*. Эти изменения неотделимы от совершенствования и гармонизации всех общественных отношений, от дальнейшего развития нравственной культуры.

В современных условиях все теснее и неразрывнее обнару- г живается взаимосвязь социально-политического, экономического и культурно-Нравственного прогресса. Сегодня нет ни одного организаторского, хозяйственного вопроса, который не затрагивал бы "человеческого фактора", линии поведения, нравственной позиции каждого советского человека. Результаты совместного труда, благосостояние и социальное самочувствие всех и каждого все более зависит от добросовестного труда каждого отдельного человека, его ответственности, организованности, сознательности, инициативности и социалистической предприимчивости. Наше общество заинтересовано не просто в нравственной, а высоконравственной личности с качеством социальной надежности, не только в несотворении зла и ненарушении определенных норм, запретов, а в активной жизненной позиции, в активной борьбе против нравственного зла, за нравственные идеалы коммунизма.

Высокая нравственная культура в современных условиях является одной из предпосылок успешного выполнения заданий одиннадцатого пятилетнего плана. Безупречный, добросовестный Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г• - М.: Политиздат, 1983, с. 67. труд, ответственное отношение к своецу слову, к договорным и социалистическим обязательствам коллектива имеет непосредственное значение в решении интенсификации общественного производства.

Организованность и ответственность - непременные условия правильного использования достижений научно-технического прогресса, улучшения качества продукции и других экономических показателей, а в конечном счете - ускорения темпов роста производительности труда как главного источника накопления средств для выполнения экономических и социальных задач.

Недостаточная развитость нравственной культуры является одним из факторов, который не только тормозит качественное развитие производительных сил, но и противодействует дальнейшему совершенствованию социалистических производственных отношений как отношений товарищеского сотрудничества и взаимопомощи.

Изъяны в нравственной культуре приводят к нарушению морально-психологического климата общества, коллектива, семьи и порождают конфликтные ситуации на производстве, в быту, в сфере досуга, отрицательно влияют на качество социальных связей, характер делового и неформального общения и воспитания подрастающего поколения,.

Динамичность и насыщенность социальной жизни, урбанизация и все большая дифференциация, автономность сфер социальной активности выдвигают серьезные проблемы социального наследования и преемственности, оптимального синтеза традиций и новаторства в нравственной деятельности, перестройки и совершенствования системы социально-нравственного контроля.

Интенсивность миграции актуализует вопросы интернационализации нравов советских людей, нравственно-культурного взаимовлияния, взаимообогащения и исключения влияний национально-архаичных норм и обычаев.

Противоречивость последствий научно-технической революции, феномен акселерации в развитии молодого поколения, усложнение социально-культурной среды требуют пристального изучения сложно-иерархизированной системы детерминации нравственности.

Актуальность всех этих проблем вызывает ". растущее внимание нашего общества к вопросам морали"* и обуславливает объективную необходимость их изучения. На это неоднократно указывалось в решениях ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС, в материалах июньского (1983 г.), февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС. На необходимость усиления разработки проблем "повышения политической, нравственной культуры членов общества" обращается внимание в аналитико-обобщающих материалах ВАК СССР2.

Исследование теоретико-методологических проблем нравственной культуры социалистического общества имеет важное значение для теории и практики коммунистического воспитания. Это особенно важно сейчас, когда "всю нашу идеологическую, воспитательную, пропагандистскую работу необходимо поднять на уровень тех больших и сложных задач, которые решает пар Материалы ХХУ1 съезда КПСС, с. 62. р

Кирилов-Угрюмов В. Советская система аттестации кадров на современном этапе. - Коммунист, 1982, № 10, с. 64. тия в процессе совершенствования развитого социализма"*.

Теоретико-методологическое осмысление развития нравственной культуры приобретает важное значение и в связи с резким обострением в современных условиях идеологической борьбы. Оно позволяет глубже раскрыть и ярче продемонстрировать гуманизм социалистического строя, его преимущества, дать достойный отпор попыткам классового противника извратить подлинный смысл процесса формирования нового человека и оклеветать цели культурной политики КПСС.

Глубина и многозначность практических задач, связанных с нравственной культурой, может быть раскрыта лишь на основе теоретического осмысления самого понятия нравственной культуры и выявления механизма ее развития. Однако эти вопросы не получили достаточного освещения в современной научной литературе. Разработка этой темы носит поисковый характер.

Нравственная культура только в последнее десятилетие стала привлекать внимание советских этиков. Правда, и раньше как в обыденном словоупотреблении, в научно-популярных работах, так и в этических исследованиях встречались такие понятия как "культура поведения", "культура чувств", "внутреняя и внешняя культура" и др., но их содержание и смысл, как правило, не рассматривались, а эти понятия принимались как общеизвестные, не требующие научных объяснений и доказательств. В случаях же применения понятия "нравственная культура" под нею обычно понималось соблюдение элементарных правил приличия и требований этикета. Для обозначения уровня нраветвен Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г., с. 5. ного развития личности обычно использовались термины "нравственная зрелость", "нравственная воспитанность", "моральность*^ т.п.

Исследование проблем нравственной культуры осуществлялось как бы по трем, рядом идущим, но редко пересекающимся направлениям. Одно из них шло в русле выяснения общетеоретических проблем культуры в целом. Усилиями ученых А.И.Арноль-дова, Э.А.Баллера, Е.В.Боголюбовой, Ю.Р.Вишневского, В.Е.Давидовича, Ю.М.Давыдова, Ю.А.Жданова, Н.С.Злобина, М.Т.Иовчу-ка, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, Ю.М.Лотмана, Э.С.Маркаряна, В.М. Межуева, Э.В.Соколова, Б.Л.Яковлева и др.* была раскрыта по-лиморфность и полифункциональность культуры, проявляющаяся в См.: Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. - М.: Политиздат, 1975.- 128 е.; Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969. - 294с.; Боголюбова Е.В. Культура и общество: (Вопросы истории и теории). - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1978.- 232 е.; Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 1979. -263 е.; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. - М.: Наука,1980.- 303 е.; Иовчук М.Т., Коган Л.Н. Советская социалистическая культура: Исторический опыт и современные проблемы. - М.: Политиздат, 1979.- 208 е.; Каган М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа).- М.: Политиздат, 1974.- 328 е.; Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. -Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1970. - 95 е.: Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука:(логико-методол.анализ).-М.: Мысль, 1983.- 284 е.; Межуев В.М. Культура и история: (Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма). - М.: Политиздат, 1977.- 199 е.; Соколов Э.В. Культура очеловечивании" всех субъектно-объектных и межличностных отношений, в том числе и нравственных.

В значительной мере разработка теории культуры стимулировала этиков, педагогов, психологов и социологов заняться исследованием актуальных вопросов конкретно-исторического приобщения широких масс не только к потреблению культурных ценностей, но и к их сотворению. В этике появился ряд содержательных работ, затрагивающих глубинные пласты нравственной культуры. Исследование нравственных отношений, исторических структур нравственного сознания, развития нравственных потребностей, коллективистских начал, проблем морального выбора* и др. образует второе русло проблематики нравственной культуры.

Третью, и по сей день, пожалуй, самую малочисленную группу составляют работы, посвященные собственно нравственной культуре.

Впервые нравственная культура содержательно была охараки личность. - Л.: Наука, Ленинград.отделение, 1972.- 228с.; Яковлев Б.Д. Дутсовная культура развитого социализма: (К методологии исследования). - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981.- 118 с. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. - М.: Мысль, 1974. - 221 е.; Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - 119 е.; Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания: (Опыт этико-философского исследования). -М.: Мысль, 1974.- 278 е.; Ефимов В.Т. Социальный детерминизм и мораль. - М.: Высшая школа, 1974.- 192 е.; Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. - М.: Изд-во теризована Л.М.Архангельским и Н.В.Рыбаковой*. Не ставя перед собой специальной цели ее исследования, указанные авторы дали общее представление о нравственной культуре, ее основных признаках и путях формирования.

До начала 80-х годов в круг интересов этиков в основном попадали частные аспекты нравственной культуры - отдельные её элементы, их развитость и соотношение, возможности совершенствования и т.д., причем весь материал, как правило, не

Моск. ун-та, 1974. - 157 е.; Проблема потребностей в этике и эстетике. (Под ред. М.С.Кагана, В.Г.Иванова. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. - 175 е.; Николаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности.

- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 96 е.; Мораль развитого социализма: (Актуальные проблемы теории). /Ред.коллегия: А.Г.Харчев (отв.ред.;) и др. - М.: Мысль, 1976.- 287 е.; Крутов H.H. Мораль в действии: (0 закономерностях влияния морали на поведение личности). - М.: Политиздат, 1977. -255 е.; Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. - М.: Мысль,1979.

- 142 е.; Кобляков В.П. Этическое сознание: Ист.-теорет. очерк взаимодействия мор.сознания и этич.воззрений. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. - 223 с.; Моральный выбор /Гусейнов A.A., Александрова Р.И., Анисимов С.Ф. и др.; Под общ.ред. Титаренко А.И. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. - 344 с. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике: Учеб. пособие для высш.учеб.заведений. - М.: Высшая школа, 1974, с. 27I-3II; Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура, с. 50-51. выходил за рамки нравственной культуры личности*. Среди работ того времени выделяются публикации С.Н.Иконниковой и В.А.Бачинина, в которых впервые решаются методологические вопросы этико-философского осмысления нравственной культуры2.

С середины 70-х годов интенсивное изучение проблем нрав Бакштановский В.И. Элементы моральной культуры личности.-В кн.: Актуальные проблемы нравственного развития личности: Материалы регион.конф./Ред.коллегия: В.И.Бакштановский (отв.ред.) и др. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 1975, с.39-46; его же. Культура нравственного сознания и поведения личности. - М.: Знание, 1979. - 64 е.; Титаренко А.Н. Материалы о культуре нравственных чувств. - В кн.: Актуальные проблемы нравственного развития личности, с.29-33; Волчен-ко Л.Б. Нравственная культура советского человека. - М.: 0-во "Знание" РСФСР, 1978.- 46 е.; Советский этикет: Сборник. - 2-е перераб. и доп.изд. - Л.: Знание, 1974.- 192 с. 2

Иконникова С.Н. Методологические проблемы исследования нравственной культуры развитого социализма. - Труды Ленинград, ин-та культуры, 1978, т.47, с. 3-19; Бачинин В.А. 0 статусе понятия нравственной культуры общества: К постановке вопроса. - В кн.: Социальные процессы развитого социалистического общества и идеологическая борьба. - Таллин, 1979, с.85-93; его же. Диалектика объективного и субъективного в моральной культуре. - В кн.: Объективная закономерность и сознательная деятельность людей в развитом социалистическом обществе: Тез.докл.науч.конф. Таллин, с. 27-36. ственной культуры велось этиками Литвы - на литовском языке вышло несколько сборников, почти полностью посвященных нравственной культуре*. В них уже не только описывается то или иное частное явление, элемент нравственной культуры, но и осуществляется поиск методологических подходов для ее определения и теоретического воспроизведения как категории, находящейся на стыке этики и культурологии.

Качественный скачок в научном анализе сущности нравственной культуры наблюдается в ходе подготовки и проведения межреспубликанского симпозиума "Методологические вопросы нравственной культуры социалистического общества и личности", состоявшегося в ноябре 1981 г. в г.Вильнюсе. До этого, в 1980 г. была защищена первая кандидатская диссертация о нравственной культуре^.

E.Krakauskas. Dorovine zmogous kultura. - Kn.: Dorovines asmenybes tobulejimes. V.î Mintis, 1976.,p.74.-86., Darbas ir bendravimo kultura. - Kn.: Dorovine bendravimo kultura, V.î Mintis, 1976., p.74.-86.; V.Zemaitis. Dorovine asmenybes kultura. - Kalba Vilnius, 1977, Nr.52, p.14.; J.Lazaus-kas, R.Zibaitis. Dorove ir kitos dvasines kulturos sritys.-ICn.î Etikaî Marksistines-leninines etikos pradmenys. V. 1979» P» 355-52.; Dorovine bendrovirao kultura. V.î Mintis, 1976; Dorovine bendrovirao kultura. Etikos etiudai - 3, V.î Mintis, 1979.; Dorovine kultura. V.î Mintis, 1980; Kultura, dorove, esmenybe. Etikos etiudai - 5» V.î Mintis, ■ 1981.

Бачинин B.A. Моральная культура личности: Автореф.дис. . канд.филос.наук. M., 1980. - 22 с.

В статьях вышедшего в канун симпозиума сборника*, в тезисах*" и выступлениях его участников обнаружилось, что, во-первых, среди советских этиков нет единого мнения относительно категориального статуса нравственной культуры, во-вторых, с различных позиций трактуется ее сущность, содержание и специфика, в-третьих, различно понимаются задачи и возможные пути ее дальнейшего исследования, и, в-четвертых, нет согласия относительно определения уровня ее развития в современном обществе и способов его повышения.

Более углубленное изучение материалов симпозиума также показало, что решение всех частных, соподчиненных, так сказать, "внутренних" проблем нравственной культуры зависит, с одной стороны, от трактовки культуры в целом, с другой - от понимания самой нравственности. Исследование тех или иных элементов, явлений нравственной культуры, их взаимосвязей и взаимообусловленности, механизмов становления, развития и трансформации, корреляции с материальной и духовной жизнью общества и т.д. дает "многокрасочные" фрагменты пестрой мозаики, которые соединяются и могут быть соединены, в зависимости от познавательных интересов исследователя, самым различным образом. Но эта россыпь в целом, не говоря уже о кат

Нравственная культура: Сущность. Содержание. Специфика: Сб. статей /Ин-т философии, социологии и права АН ЛитССР, Филос.о-во СССР. Лит.отд-ние; Редкол.: В.Жямайтис(отв.ред.) и др. - Вильнюс: Минтис, 1981. - 271 с. р

Вопросы нравственной культуры: Методол.вопр.нравств.культуры соц. о-ва и личности. Тез. симпоз.(ноябрь 1981 г.). /Редкол.: В.Жямайтис (отв.ред.) и др. - Вильнюс: Ин-т философии, социологии и права АН ЛитССР, 1981. - 148 с. кой-то ее черте, сколь бы она ни была богата частными определениями связей и закономерностей, еще не есть нравственная культура. Чтобы эти фрагменты объединить, спаять воедино, создать общую картину, необходимо целостное описание, алгоритм, общее правило - основа этому многообразию нравственных явлений. А это можно установить только на концептуальном уровне исследования нравственной культуры.

Таких работ у нас крайне мало, и то - в большинстве случаев они затрагивают какие-то отдельные аспекты философско-целостного осмысления нравственной культуры. Между тем, необходимость общетеоретического исследования нравственной культуры обусловлена не только узкими интересами этики как науки, но и практической потребностью осмысления и оценки пройденного этапа социалистического развития, чтобы на этой основе определить не столько общие перспективы развития, сколько конкретные меры по ее дальнейшему совершенствованию. Отсутствие четкого представления о том, что же такое нравственная культура, препятствует выработке таких эффективных и научно обоснованных мер. В этой связи сошлемся лишь на один пример. Практические нужды оптимизации нравственного воспитания концентрировали внимание наших этиков на нормативно-регулятивных аспектах морали. Рассматривая в этом русле нравственную культуру, некоторые этики, особенно концентрирующие внимание на психологические и педагогические проблемы нравственности, интерпретируют нравственную культуру как усвоение, принятие и реализацию в поведении императивов морали. Не отрицая, что это важная сторона нравственной культуры, можно сказать - даже доминирующая, все же следует отметить, что в данном случае личность рассматривается не как субъект нравственной культуры, а лишь как ее объект, т.е. здесь обходится такой важный момент, что моральные ценности не только "потребляются" людьми, но и создаются ими. От этого различного понимания роли субъекта зависит характер и направленность рекомендации по повышению уровня нравственной культуры. Если в первом случае они будут нацелены на максимальное освоение предписаний морали и их пунктуальное воплощение в поведении, то во втором случае, когда личность рассматривается как подлинный субъект нравственной культуры - эти мероприятия должны быть направлены на раскрытие ее нравственно-творческих способностей.

В свете всего сказанного правомерен вывод, что наша этика стоит по-существу у истоков глубокого и всестороннего научного исследования нравственной культуры социалистического общества. Недостаточная степень научной разработки категории "нравственная культура" предопределили выбор темы и цель исследования, которая в самом общем плане может быть сведена к следующему: исследовать сущность и основные черты нравственной культуры социалистического общества. Достижение этой цели поставило необходимость решения ряда теоретико-методологических задач:

- опираясь на марксистско-ленинскую методологию, наметить возможный путь исследования нравственной культуры: выявления ее сущности, структурно-содержательных компонентов и признаков;

- раскрыть систему факторов, определяющих ее уровень;

- выявить диалектику традиций и новаторства в нравственной культуре;

- исследовать соотношение национального и интернационального в ее развитии.

Научность рассмотрения предмета во многом зависит от выбранных отправных теоретических посылок и методологических принципов, которые в своей совокупности образуют общую теоретико-методологическую основу исследования. В качестве таковой для решения вышепоставленных задач являются положения, содержащиеся в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, в Программе КПСС, Конституции СССР, материалах съездов КПСС и Пленумов ЦК КПСС. Совокупность существенных для данного исследования методологических принципов и теоретических посылок составляет диалектико-материалистическая концепция структурных уровней системного целого, принципы предметной деятельности, единства сознания и деятельности, принцип целостности и диалектической противоречивости социальных явлений, марксистское понимание сущности человека и коммунистического общественного идеала.

В диссертации широко используются работы советских философов, этиков, психологов, этнографов, социологов и педагогов. Это обусловлено тем, что проблемы, относящиеся к нравственной культуре, имеют междисциплинарный характер и находятся на стыке областей прежде всего таких наук, как культурология и этика, а также социальная психология, психология, педагогика, социология.

Учитывая сложность и многоплановость, а также достигнутый уровень научной разработки избранной проблемы, автор, разумеется, не ставит перед собой непосильную для него цель дать исчерпывающий ответ на все общетеоретические и прикладные вопросы, связанные с данной темой.

Тем не менее автор полагает, что работа содержит определенную новизну, которая проявляется:

- в обращении к дискуссионной и недостаточно исследованной в этике проблеме нравственной культуры. На основе достижений марксистской культурологии и этики, дано сущностное определение нравственной культуры как качественной характеристики нравственного развития общества и обосновано, что основными чертами нравственной культуры социалистического общества являются коллективизм и гуманизм, все более полное раскрепощение сущностных сил человека;

- в раскрытии взаимосвязи нравственной культуры с другими сферами социальной жизни: ее зависимости от уровня развития всех общественных отношений, статуса морали в системе соционормативной регуляции и ее обратного воздействия на любые проявления социальности;

- в выявлении внутреннего механизма саморазвития нравственной культуры, который представлен новаторством и традицией. Доказывается, что гармоническое развитие нравственной культуры возможно только при оптимальном синтезе инноваций и традиций;

- обосновывается, что современный процесс интернационализации нравственной культуры реализуется не за счет ликвидации всех национальных черт нравственной культуры, а придания им социалистического содержания. Аргументируется подход к оценке ее состояния и выделяются виды сравнений, им предъявляемые требования и критерии.

Теоретические аспекты данного исследования состоят, по замыслу автора, в конкретизации определенных сторон философской концепции культуры, в углублении представлений о диалектике (взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимополага-нии) нравственного сознания, поведения и отношений. Категория нравственной культуры, выражая сущностные определения субъекта, выполняет при этом интегративно-методологическую функцию, поскольку посредством ее дается целостная характеристика нравственного состояния общества и перспективы его развития.

Практическое значение данного исследования заключается в том, что оно служит ориентиром для оптимизации возможных подходов к совершенствованию нравственной культуры социалистического общества и управления процессом формирования и воспитания людей, становления целостной и гармонически развитой личности.

Результаты диссертационного исследования философско-этических проблем изучения нравственной культуры социалистического общества могут быть использованы в научной, педагогической и пропагандистской работе; в курсе исторического материализма при изложении тем: "Наука и культура" и "Форш общественного сознания"; в курсе "Основы марксистско-ленинской этики" в темах: "Общественный прогресс и нравственность", "Детерминизм, свобода выбора и моральная оценка поступка", "Коммунистическая мораль и воспитание нового человека"; в воспитательной работе, при проведении диспутов по проблемам социалистической нравственности.

Основное содержание исследования и его результаты были апробированы на следующих конференциях: У1 Межзональной научный симпозиум "Проблема нормативности в этике и эстетике" (Горький, 1978 г.); научно-методические конференции профессорско-преподавательского состава Рижского ордена Трудового Красного Знамени политехнического института им.А.Я. Пельше "Научная организация учебного процесса" (Рига,1981 и 1983 гг.); научная конференция Эстонского отделения Философского общества СССР "Проблемы духовной культуры и задачи идеологической и воспитательной работы кафедр общественных наук" (Таллин, 1981 г.); республиканская научная конференция

ХХУ1 съезд КПСС и проблемы общественного развития" (Рига, 1981 г.); республиканская научно-методическая конференция, посвященная 60-летию образования СССР "Коммунистическое воспитание как средство совершенствования социалистического образа жизни" (Лиепая, 1982 г.), а также обсуждены на объединенном заседании республиканского совета философских (методологических) семинаров и руководителей семинаров (Рига, 06.04.84).

Результаты диссертационного исследования использовались автором при разработке методических рекомендаций по курсу "Социалистический образ жизни: (методические указания)". (Рига: об-во "Знание" Латв.ССР, 1981, с. 25-31), в лекционном курсе "Нравственная культура и проблемы ее развития", читаемом диссертантом в Вечернем университете марксизма-ленинизма при ЦК КП Латвии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Теоретико-методологический аспект исследования нравственной культуры социалистического общества"

I. Основные выводы

Теоретико-методологический анализ нравственной культуры позволяет сделать следующие выводы:

1. Введение понятия "нравственная культура" в категориальный аппарат марксистско-ленинской этики обусловлено потребностями расширения коллективистских, гуманистических начал в социалистическом образе жизни и необходимостью оптимизации процесса формирования нового человека. Раскрытие сущности нравственной культуры позволяет с новых позиций посмотреть на развитие морали и нравственности в условиях социализма, более четко выявить достижения, а также упущения в нравственном восхождении нашего общества.

2. Понять сущность нравственной культуры можно на основе единого, системного подхода к понятии "культура" и "нравственность". Для этого необходимо преодолеть недостатки уз-коаспектного видения культуры и адекватно представить двухуровневый характер оценочно-императивного способа освоения действительности: нравственность и мораль.

3. Нравственная культура - это сложное социальное явление, представляющее собой качественную характеристику нравственного развития субъекта (общества, класса, личности). Она отражает степень развития морального сознания и нравственной практики, меру их соотнесенности, проявляющиеся в нравственных отношениях.

Основными показателями нравственной культуры общества являются утверждение в жизни общества гуманности и коллективности, проявление людьми своей общественной сущности. Нравственную культуру личности характеризует развитость человека не только со стороны "потребления" (освоения и претворения в поведение, нравы) уже имеющихся норм,ценностей, но и активное участие в их созидании.

4. Такое решение вопроса, во-первых, показывает конкретно-историческую относительность нравственной культуры субъектов любой общности и любой эпохи, во-вторых, развеивает просветительские иллюзии насчет поднятия уровня нравственной культуры путем только этического просвещения, и в-третьих, выявляет причастность каждого к формированию не только собственной нравственности, но и всего общества.

5. Конкретный уровень нравственной культуры зависит от взаимодействия множества различных факторов. Поскольку нравственная культура получает содержательный смысл только через мораль и нравственность, то в систему ее детерминации входят те же факторы, что и при определении морали и нравственности, но в таком измерении, которое обнаруживает их обуславливающее влияние на совершенство, развитость и меру соотнесенности морали и нравственности.

6. В целом детерминация нравственной культуры имеет вероятностно-статистический характер - с переходом от макроуровня обусловленности на микроуровень, возрастает количество факторов (особенно идеальных), увеличивается многовариантность их связей. Среди прочих детерминирующих факторов на макроуровне следует выделить реальный статус морали среди других видов регуляции, предоставленные ей реальные возможности выполнить свои специфические функции. На микроуровне - кроме непосредственного окружения, вццеляется также развитость воли и способности к самосовершенствованию.

7. Внутренним источником развития нравственной культуры является противоречие новаторства и традиции, т.е. обогащения социалистической нравственности новыми чертами и воспроизводства утвердившихся поведенческих стереотипов. В случаях превалирования одного из этих процессов нарушается гармоническое развитие нравственной культуры. Чрезмерный приток инноваций, несбалансированный силою традиций, делает неустойчивой нравственную жизнь общества, и наоборот, - опора лишь на традиции вызывает ее стагнацию. Оптимальный синтез новаторства и традиции достигается не одним идеологическим внушением, а требует и упорядочения социально-экономических отношений во всех сферах общественной жизни.

9. В классовых обществах развитие нравственной культуры опосредовано классовыми различиями. Наряду с этим, нравственная культура имеет и определенное этническое своеобразие, в котором отражаются исторические судьбы данного народа, географические и социальные условия его бытия (доминирование тех или иных видов деятельности, особенности быта, интенсивность общения, преимущественное развитие тех или иных элементов духовной культуры и т.п.). Незнание или игнорирование этноспецифики в сфере нравственности может породить конфликты различных масштабов, даже при отсутствии для этого какой-либо социально-экономической основы.

10. Нравственную культуру разных этнических общностей можно сопоставлять, но не противопоставлять. Такие сравнения производятся не для установления предпочтительности нравственных черт того или иного этноса, а для раскрытия внутреннего богатства, пластичности и поливариантности нравственной культуры человечества. Многообразие этнически опосредованных норм, ценностей свидетельствует об определенной "избыточности" нравственных потенций человечества, а сами эти нормы, ценности служат селективным материалом для совершенствования ее нравственной культуры.

11. При насыщении нравственной культуры этноса социалистическим содержанием, происходит ее интернационализация, консолидация. Изучение этих процессов имеет большое значение для раскрытия закономерностей формирования новой исторической общности - советского народа.

12. Обеспечиваемые советским строем базисные отношения поддерживают и стимулируют нравственное восхождение. Однако, как в любой сфере общественной жизни, так и в нравственности, в общем поступательном движении возможны зигзаги, отступления, тупики, временные спады. Такие перерывы возможны и в развитии нравственной1ультуры социалистического общества, но они не выражают общую тенденцию ее поступательности.

Вместе с тем, проведенный нами анализ позволяет утверждать, что возможности, предоставленные социалистическими производственными отношениями и советским строем, с его исторически достигнутым уровнем демократии и гуманности,используется только частично. Одно из достоинств нами отстаиваемой концепции нравственной культуры заключается именно в том, что она ориентирует на необходимость постоянно фиксировать достигнутый уровень нравственного совершенства, сопоставить его с пройденным этапом и запросами будущего. На личностном уровне она стимулирует нравственную самокоррекцию, сличение своего нравственного образа с нравственным совершенством других людей и требованиями общества.

П. Рекомендации, базирующиеся на итогах исследования

Повышение уровня нравственной культуры социалистического общества предполагает:

I. Более широкое применение категории "нравственная культура" в исследованиях нравственной жизни социалистического общества и перспектив ее дальнейшего развития. Основываясь на научном понимании сущности нравственной культуры, необходимо четко определить систему критериев ее развития (уровней), и на этой основе выявить достижения пройденных этапов, достоинства и недостатки сегодняшнего состояния.

2. Повысить общественный престиж моральных ценностей. С этой целью необходимо: а) более оптимально согласовать требования других видов социальной регуляции поведения (правовой, административно-управленческой, хозяйственной и проч.) с нормами морали; б) свести до минимума внутренние противоречия самих предписаний морали; в) выработать научно-обоснованные модели иерархии моральных ценностей для типичных ситуаций нравственной жизни в условиях развитого социализма.

3. Всесторонне способствовать формированию социалистических нравственных традиций, особое внимание уделяя их развитию в сфере труда, быта и досуга. Исключительная роль в этом процессе должна отводиться семье, как начальному звену закладки основ нравственной культуры подрастающего поколения.

4. Пристально изучить нравственный опыт прошлого и шире использовать его ценности на практике нравственного воспитания. Обогатить нашу: мораль достоянием нравственного опыта советских народов, обеспечивая одновременно преемственность и поступательность в нравственном развитии.

5. Знакомить советских людей и особенно тех, кто включен в интенсивное межнациональное общение, с этноспецификой общения, психологии, ценностных ориентаций и т.п., братских народов нашей страны.

6. Добиться качественного перелома в реализации нравственного воспитания. Для этого необходимо:

- на деле внедрить комплексный подход в нравственном воспитании, т.е. использовать все многообразие форм, методов и средств этико-педагогического, социально-психологического, эмоционального воздействия на нравственную сферу воспитуемых (сочетание принуждения и убеждения, вербального воздействия с упражнениями, подражание, следование положительному примеру, творческий поиск и т.п.); действенное влияние на все стороны и все структурные элементы личности (мышление, чувства, волю);

- получить достоверную информацию <й> нравственном состоянии, зрелости, уровне нравственной культуры воспитуемых, при этом руководствоваться едиными критериями оценки их нравственного облика;

- скоординировать воспитательные усилия всех социальных институтов (семьи, школы, трудовых коллективов, органов права и общественного порядка, органов общественного самоуправления, общественных организаций и др.), включая выработку и внедрение единых требований к выполнению моральных норм;

- скорректировать воздействия непосредственно воспитательного характера с реальной обстановкой, моральной атмосферой общества, наличными общественными отношениями;

- соблюдать последовательность, поступательность, планомерность воспитания;

- гармонически сочетать нравственное воспитание с другими видами (политическим, эстетическим, трудовым, физическим и т.п.) воспитания;

- соблюдать меру идеологического, политического и воспитательного воздействия на воепитуемых;

- учитывать динамику общественной жизни, которая противодействует формированию таких необходимых черт нравственной культуры как устойчивость, закрепленность, регулярность, повторяемость и пр.;

- максимально нейтрализовать нецеленаправленные, социально-стихийные влияния и воздействия.

Все это будет способствовать повышению уровня нравственной культуры советских людей, достижению более гуманных отношений между людьми.

178

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Список научной литературыЗвейниекс, Андрис Карлович, диссертация по теме "Этика"

1. Маркс К. Критические заметки к статье "Пруссака" "Корольпрусский и социальная реформа". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., с. 430-448.

2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с. 1-4.

3. Маркс К. Введение (Из экономических рукописей I857-X858 годов). Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.12, с. 709-738.

4. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с. 9-32.

5. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.Ш. Кн.Ш.

6. Процесс капиталистического производства, взятый в целом. Часть вторая. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.25, ч.П, с. 1-458.

7. Маркс К. Письмо П.В.Аненкову. 28 декабря 1846 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.27, с. 401-412.

8. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с. 41-174.

9. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, чЛ, с. 3-508.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. -Соч. 2-е изд., т.2, с. 3-230.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Критика новейшейнемецкой философии в лице ее представителей Фейербаха, Б.Бауэра и Штирнера и немецкого социализма в лице его различных пророков. Соч. 2-е изд., т.З, с. 7-544.

12. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с. 185-230.

13. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенныйгосподином Евгением Дюрингом. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с. 1-338.

14. Энгельс Ф. Из подготовительных работ к "Анти-Дюрингу".

15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.629-654.

16. Энгельс Ф. Маркс и Родбертус. Предисловие к первому немецкому изданию работы К.Маркса "Нищета философии". Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с. 180-194.

17. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкойфилософии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с. 269-317.

18. Энгельс Ф. Письмо В.Боргиусу. 25 января 1894 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.39, с. 174-177.

19. Энгельс Ф. Письмо К.Шмидту. 12 марта 1895 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.39, с. 353-358.

20. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе). Полн.собр.соч., т.I, с. 357-534.

21. Ленин В.И. Отношение к буржуазным партиям. Полн.собр.соч., т.15, с. 368-388.

22. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии. Полн. собр. соч., т. 18, с. 7-384.

23. Ленин В.И. Тезисы по национальному вопросу. Полн.собр.соч., т.23, с. 314-322.

24. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. -Полн.собр. соч., т.24, с. II3-I50.

25. Ленин В.И. Карл Маркс. (Краткий биографический очерк с изложением марксизма). Полн.собр.соч., т.26, с. 43-93.

26. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики". Полн. собр.соч., т.29, с. 77-218.

27. Ленин В.И. К вопросу о диалектике. Полн.собр.соч., т.29, с. 316-322.

28. Ленин В.И. Доклад Совета Народных Комиссаров 5 июля (У Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, солдатских и красноармейских депутатов 4-10 июля 1918 г.). Полн.собр.соч., т.36, с. 491-513.

29. Ленин В.И. Речь об обмане народа лозунгами свободы и равенства 19 мая. Полн.собр.соч., т.38, с. 333-372.

30. Ленин В.И. Великий почин (0 героизме рабочих в тылу. По поводу "коммунистических субботников"). Полн.собр. соч., т.39, с. 1-29.

31. Ленин В.И. От первого субботника на Московско-Казанской железной дороге ко всероссийскому субботнику-маевке. Полн.собр.соч., т.41, с. 107-109.

32. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи (Речь на Ш Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г.). Полн.собр.соч., т.41, с. 298-318.

33. Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина. Полн.собр.соч., т.42, с. 264-304.

34. Ленин В.И. К четырехлетней годовщине Октябрьской революции.- Полн.собр.сгч., т.44, с. 144-152.

35. Ленин В.И. Новая экономическая политика и задачи политпросветов. Полн.собр.соч., т.44, с. 155-175. Ленин В.И. О кооперации. - Полн.собр.соч., т.45, с. 369-377. Ленин В.И. Лучше меньше, да лучше. - Полн.собр.соч., т.45, с. 389-406.

36. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.:

37. Агаев А.Г.^Социалистическая национальная культура. М.:

38. С.Анисимова (рук.авт.коллектива) и Р.Миллер. -М.: Мысль, 1977, с. 62-74.

39. Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. М.: Политиздат, 1975. - 128 с.

40. Арнольдов А.И. Социалистическая культура и личность. М.: Знание, 1975. - 47 с.

41. Арутюнов С.А. К проблеме этничности и интерэтничности культуры. Советская этнография, 1980, № 2, с.61-67.

42. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция. Советская этнография, 1981, № 2, с. 97-99.

43. Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.: Высшая школа, 1974, с.

44. Архангельский Л.М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания. Науч.докл.высш.шк. Филос.науки, М., 1980, № I, с. 17-38.

45. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. - 221 с.

46. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М.: Знание, 1979. - 64 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Этика",№7).

47. Бакштановский В.И. Элементы моральной культуры личности. -В кн.: Актуальные проблемы нравственного развития личности: Материалы регион.конф./Ред.коллегия: В.И.Бакштановский (отв.ред.) и др. Томск, изд-во Том.ун-та, 1975, с. 39-46.

48. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. - 294 с.

49. Баранов А.В. Социально-демографическое развитие крупногогорода. М.: Финансы и статистика,1981.- 191 с.

50. Бачинин В.А. К методологии исследования моральной культуры общественного человека. В кн.: Методологические проблемы науки и культуры. Куйбышев, 1979, вып.4, с. 99-106.

51. Бачинин В.А. Моральная культура личности: Автореф.дис. . канд.филос.наук. М., 1980. 22 с.

52. Бачинин В.А. 0 статусе понятия нравственной культуры общества: (К постановке вопроса). В кн.: Социальные процессы развитого социалистического общества и идеологическая борьба. - Таллин, 1979, с. 85-93.

53. Бгажнаков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик: Эльбрус, 1978. - 160 с.

54. Бгажнаков Б.Х. Коммуникативное поведение и культура: (К определению предмета этнографии общения). Советская этнография, 1978, № 5, с. 3-17.

55. Бгажнаков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983. - 229 с.

56. Березин С.Л. Диалектика внешнего и внутреннего в нравственном воспитании личности. Науч. докл. высш. шк. Философ, науки, М., 1982, № 3, с. 11-19.

57. Бернштейн Б.М. Традиция и социокультурные структуры. Советская этнография, 1981, № 2, с. 107-109.

58. Боголюбова Е.В. Культура и общество: (Вопросы истории и теории). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978, - 232 с.

59. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 283 с.

60. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. -411 с.

61. Бромлей Ю.В. К вопросу об особенностях этнографии изучения современности. Советская этнография, 1977, № I, с. 3-18.

62. Бромлей Ю.В. Этнические аспекты современных национальных процессов. История СССР, 1977, № 3, с. 19-28.

63. Бромлей Ю.В. Этнографическое изучение современных национальных процессов в СССР. Советская этнография, 1983, № 2, с. 4-13.

64. Бычкова Р. Национальное и его структура. В кн.: Образование СССР - торжество ленинской национальной политики: Материалы межвуз.науч.конф. 18-20 мая 1972 г. /Ред.коллегия С.М.Арутюнян (отв.ред.) и др. - Пятигорск, 1972, с. 431-437.

65. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское кн.изд-во, 1974. - 376 с.

66. Волонцов A.B. Культурная жизнь современного села. Л.: Лениздат, 1982. - 176 с.

67. Вопросы нравственной культуры: Методол.вопр. нравств. культуры соц. о-ва и личности: Тез.симпоз.(нояб. 1981 г.) /Редкол.: Жямайтис (отв.ред.) и др. -Вильнюс: Ин-т философии, социологии и права АН Лит.ССР, 1981. 148 с.

68. Волченко Л.Б. Нравственная культура советского человека. -М.: 0-во "Знание" РСФСР, 1978. 46 с.

69. Волченко Л.Б. Культура поведения, этикет, мораль. М.: Знание, 1982. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Этика", № 10).

70. Гончаренко Н.В. Духовная культура: Источники и движущие силы прогресса. Киев: Наук.думка, 1980. - 379 с.

71. Гофман А.Б., Левкович В.П. Обычай как форма социальной регуляции. Советская этнография, 1973, № I, с.19-25.

72. Гусейнов A.A. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 157 с.

73. Давидович В.Е. Культура и общественный прогресс. Науч.докл. высш. шк. Филос. науки. М., 1978, № 3, с. 3-12.

74. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1979. - 263 с.

75. Дапщамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности. Советская этнография, 1977, № з, с. 3-13.

76. Дашдамиров А.Ф. Этика социалистического интернационализма.-Вопросы философии, 1979, № 8, с. 3-15.

77. Дашдамиров А.Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем. Советская этнография, 1983, № 2, с. 62-73.

78. Денисюк Н.П. Традиции и формирование личности. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1979. - 136 с.

79. Диалектика и этика /Под ред. Ж.М.Абильдина и Л.М.Архангельского. Алма-Ата: Наука, 1983. - 304 с.

80. Диалектика интернационального и национального в социалистическом обществе /Ред.коллегия: Ф.Т.Константинов (отв.ред.) и др. М.: Наука, 1981. - 366 с.

81. Дробыжева Л.Н. Духовная общность народов СССР: (Историко-социологические очерки межнациональных отношений). М.: Мысль, 1981. - 263 с.

82. Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк. М.: Наука, 1974. - 387 с.

83. Дубинин Н.П. Социальное и биологическое в современной проблеме человека. Вопросы философии, 1972, № II, с. 21-29.

84. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность: (0 природе антиобщественныхпоступков и путях их предупреждения). М.: Политиздат, 1982. - 304 с.

85. Ефимов В.Т. Социальный детерминизм и мораль. М.: Высшая школа, 1974. - 192 с.

86. Журавков: М.Г. Социализм и мораль: Некоторые черты и особенности формирования морали советского общества. М.: Наука, 1974. - 263 с.

87. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М.: Наука, 1980. - 303 с.

88. Иванов В.Г. Нравственные потребности. В кн.: Структура морали и личность. /Под ред. С.Анисимова (рук. авт.коллектива) и Р.Миллера. - М.: Мысль, 1977, с. '29-43.

89. Иванов В.Г., Рыбакова Н.В. Нравственные потребности общества. В кн.: Проблема потребностей в этике и эстетике /Под ред. М.С.Когана, В.Г.Иванова. - Л.: Ленингр. ун-та, 1976, с. 46-57.

90. Иванчук Н.В., Эйнгорн Н.К. Нравственная потребность и деятельность. В кн.: Проблема потребности в этике и эстетике /Под ред. М.С.Когана, В.Г.Иванова. -Л.: Ленингр. ун-та, 1976, с. 110-116.

91. Иконникова С.Н., Соколов Э.В. Диалектика развития личности.- В кн.: Духовная культура развитого социализма и личность: Сб. науч. тр. Ленингр. гос. ин-та культуры им.Н.К.Крупской. Л., 1980, т.48, с. 52-109.

92. Кобляков В.П. Этическое сознание: Ист.-теорет.очерк взаимодействия морального сознания и этических воззрений. -Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979. 223 с.

93. Коган Л.Н., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск: Сред.-Уральск, кн.изд-во, 1972. - 169 с.

94. Козлов В.Н. О некоторых методологических проблемах изучения этнической психологии. Советская этнография, 1983, № 2, с. 74-79.

95. Кон И.С. Национальный характер миф или реальность? - Иностранная литература, 1968, № 9, с. 215-229.

96. Кон И.С. К этнографическому изучению мира детства. Советская педагогика, 1981, № 9, с. 44-48.

97. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М.: Наука, 1970. - 99 с.

98. Костоморов Н.И. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в ХУ1 и ХУЛ столетиях. 1887.

99. Крутов Н.Н. Мораль в действии: (0 закономерностях влияния морали на поведение личности). М.: Политиздат, 1977. - 255 с.

100. Крутов Н.Н. Нравственные потребности личности. М.: Знание, 1981. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. "Этика", № 2).

101. Кузнецов И.М. Об обыденных этнокультурных психологических представлениях. Советская этнография, 1983, № 2, с. 84-87.

102. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.

103. Маркса. 2-е изд. М.: Политиздат, 1976. - 247 с.

104. Кузьмин В.П. Место системного подхода в современном научном познании и марксистской методологии. Вопросы философии, 1980, № I, с. 55-73.

105. Куличенко М.Н. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. М.: Мысль, 1972. - 564 с.

106. Культура человек - философия: К проблеме интеграции иразвития. Вопросы философии, 1982, № I, с. 3351; № 2, с. 54-66.

107. Левкович В.П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения. В кн.: Психологические проблемы социальной регуляции поведения /Под ред. Е.В.Шорохова и И.Бобнева. - М.: Наука, 1976, с. 225-229.

108. Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. 2-е изд. М.: Политиздат, 1974. - 598 с.

109. Леонтьев A.A. Национальная психология и этнопсихология. -Советская этнография, 1983, № 2, с. 80-82.

110. Лихачев Д.С. Заметки о русском. Новый мир, 1980, № I, с. 12-13.

111. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры. Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1970. - 95 с.

112. Лотман Ю.М. Проблема "обучения культуре" как психологическая характеристика. Учен.зап. Тарт. гос. ун-та, 1971, т. 284. Тр. по знаковым системам, вып.5, с. 4-18.

113. Лукач Й. По-разному ли идут часы?: (К вопросу о сопоставимости культурных систем). Вопросы философии, 1982, № 10, с. 64-75.

114. Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса. Вопросы философии, 1968, № 6, с. 14-25.

115. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1969. - 228 с.

116. Маркарян Э.С. 0 генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1973. - 146 с.

117. Межуев В.М. Культура и история: (Проблемы культуры в фило-софско-исторической теории марксизма). М.: Политиздат, 1977. - 199 с. Методология этических исследований /Отв.ред. Архангельский

118. Л.М. М.: Наука, 1982. - 382 с. Милтс А. Гармоническое и дисгармоническое в личности: фило-софско-этический очерк. - Рига: Авотс, 1983. -151 с.

119. Михалин М. Диалектика развития социалистической морали.

120. М.: Прогресс, 1978. 288 с. Моральный выбор /Под общ.ред. Титаренко А.И. - М.: Изд-во

121. Моск. ун-та, 1980. 344 с. Мораль развитого социализма: (Актуальные проблемы теории).

122. Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР /Ред.коллегия: Е.Ф.Тарасов (отв.ред.) и др.- М.: Наука, 1982. 152 с.

123. Николаичев Б.О. Осознаваемое и неосознаваемое в нравственном поведении личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 96 с.

124. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики /Ред.коллегия: А.К.Уледов (отв.ред.) и др. М.: Мысль, 1979. - 303 с.

125. Нравственная культура: Сущность. Содержание. Специфика. Сб.статей /Редкол.: В.Жямайтис (отв.ред.) и др. -Вильнюс: Минтис, 1981. 271 с.

126. Нравственные проблемы развития личности /Под ред. А.И.Тита-ренко М.: Изд-во Моск.гос.ун-та, 1982. - 144 с.

127. Опыт этносоциологического исследования образа жизни: (Поматериалам Молдавской ССР) /Редкол.: Ю.В.Арутю-нян (отв.ред.) и др. М.: Наука, 1980. - 270 с.

128. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. - 348 с.

129. Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологи-ческого исследования. М.: Мысль, 1982. - 220 с.

130. Полис А.Ф. Единство социального и биологического в гармоническом развитии личности. Рига: Зинатне, 1981. - 227 с.

131. Проблемы нравственного воспитания студентов: Сборник совместных трудов ученых социалистических стран. -М.: Высшая школа, 1977. 216 с.

132. Проблема потребностей в этике и эстетике /Под ред. М.С.Кагана, В.Г.Иванова. Л.: Ленингр. ун-т, 1976, -175 с.

133. Проблемы теории и практики развитого социализма: Сборник

134. Редкол.: Ю.Н.Солодухин, В.А.Моев. Прага-Москва: Мезадународн. отношения, 1977. - 341 с.

135. Рыбакова Н.В. Моральные отношения и их структура. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - 119 с.

136. Семенов В.С. Новые черты социалистического облика советского общества. Вопросы философии, 1977, № 10, с. 4662.

137. Семеновский В.Н. Домашний быт и нравы крестьян во второй половине ХУШ в. 1882.

138. Советский этикет: Сборник. 2-е перераб. и доп.изд. ЛЛ Знание, 1974. - 192 с.

139. Современные этнические процессы в СССР. 2-е изд. /Редкол.: Ю.В.Бромлей (отв.ред.) и др. М.: Наука, 1977.562 с.

140. Согомонов Ю.В. О методе критического анализа этических рационализации . В кн.: Насущные проблемы этики: Межвуз. сборник /Отв.ред. А.Л.Хайкин. - Тамбов: Тамб. гос.пед. ин-т, 1975, с. 149-157.

141. Соколов В.М. Нравственный мир советского человека: Опыт социологического анализа нравственных проблем современника. М.: Политиздат, 1981. - 279 с.

142. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука Ленингр.отд., 1972. - 228 с.

143. Соскин В.Л., Василькова В.В. Нравственность в системе культуры: К постановке вопроса. В кн.: Партийнаяорганизация Сибири во главе культурного строительства. Новосибирск, 1982, с. 3-16.

144. Социальная сущность, структура и функции морали: Материалы всесоюз. межвуз. науч.конф. Москва, 17-19 сен. 1974 г. /Ред.коллегия: С.Анисимов (отв.ред.) и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. - 202 с.

145. Социологические очерки о Советской Эстонии /Рук.исслед. и сост. Ю.Арутюнян и Ю.Кахк. Таллин: Периодика, 1979. - 128 с.

146. Социалистическое общество: Соц.-филос. проблемы соврем.сов.общества /Р.И.Косолапов, В.М.Межуев, А.С.Айзико-вич и др. М.: Политиздат, 1975. - 343 с.

147. Степоненко А.В. Город в условиях развитого социализма. -Киев: Наук.думка, 1981. 293 с.

148. Терещенко А. Быт русского народа. 1884.

149. Титаренко А.И. Структуры нравственного сознания: (Опыт эти-ко-философского исследования). М,: Мысль,1974.-278 с.

150. Титаренко А.И. Материалы о культуре нравственных чувств. -В кн.: Актуальные проблемы нравственного развития личности: (Материалы регион.конф.) /Ред.коллегия: В.И.Бакштановский (отв.ред.) и др. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1975, с. 29-33.

151. Титаренко А.И. Предмет этики: основания обсуждения и перспективы исследования. Вопросы философии, 1982, № 2, с. 89-94.

152. Титова Т.А. Возникновение нравственности как проявление общественной потребности. В кн.: Социальные и гносеологические проблемы познания общественных явлений: Сб.статей /Ред.: М.П.Завьялова, Л.С.Гурьева. - Томск: Изд-во Том.ун-та, 1980, с. 195-199.

153. Токарев С.А. "Избегание" и "этикет". Советская этнография, 1979, № I, с. 68-75.

154. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М.: Мысль, 1980.271 с.

155. Уледов А.К. К определению культуры как социального явления.- Науч.докл.высш.школы. Философские науки, М., 1974, № 2, с. 22-30.

156. Файзулин Ф.С. Социологические проблемы города. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1981. - 207 с.

157. Федосеев П.Н. Культура и мораль. Вопросы философии, 1973, № 4, с. 23-41.

158. Харин Ю.А. Диалектика социального отрицания. Минск: Изд-во Белорус, ун-та, 1972. - 280 с.

159. Харчев А.Г., Алексеева В.Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М.: Политиздат, 1977 - 143 с.

160. Харчев А.Г. Соотношение интернационального и национального в моральных ценностях социализма. Социологические исследования, 1975, № I, с. 53-63.

161. Чебоксаров H.H., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. -М.: Наука, 1971. 256 с.

162. Человек и его работа: Социологическое исследование /Под ред.

163. А.Г.Здравомыслова и др. М.: Мысль, 1967.-392 с.

164. Человек и среда: Материалы I Уральских философских чтений /Ред.коллегия: Л.М.Архангельский (отв.ред.) и др. Свердловск, Уральск, ун-т, 1975. - 252 с.

165. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. - 343 с.

166. Ширшов И.Е. Динамика культуры. Минск: Изд-во Белорус, унта, 1980. - 112 с.

167. Штейн О.М. Актуальные проблемы теории общественного сознания и использование категории "духовная культура". ~ В кн.: Актуальные проблемы общественного сознания и духовной культуры /Под ред. А.И.Горячевой. Таллин, 1980, с. 5-13.

168. Эйнгорн Н.К. Нравственные условия детерминирующий фактор развития моральной культуры. - В кн.: Социальная детерминация познания: Тез.докл.науч.конф. Посвящается 350-летию Тарт. гос. ун-та. - Тарту: Тарт. ун-т, 1982, с. 184-187.

169. Этика, мораль, воспитание: Прикладные аспекты. Материалы конф. 22-25 июня 1982 г., Тюмень /Редкол.: В.В. Алексеев, В.И.Бакштановский (отв.ред.) и др. -Новосибирск-Тюмень: Тюмен. индустр.ин-т, 1982,191 с.

170. Яковлев Б.Д. Методологические проблемы исследования истории социалистической духовной культуры. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978. - 107 с.

171. Яковлев Б.Д. Духовная культура развитого социализма: (К методологии исследования). Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. - 118 с.

172. Станков Д. Нравствена култура. София, Философска мысл, 1975, № 12, с. 105-113.

173. Станков Д. Морал и културно поведение. София, Философскамысл, 1977, № 4, с. 62-71. Станков Д. Нравствена култура. София, 1977. - 162 с.

174. Apiñe I. Parunäsim par terminiem.- Literatura un Líales la,1980,17. oktobrí. Dorovine bendravimo kultüra: Etikos etiudai 3/ Red.kolegia: V.Zemaitis (ats,red.) ir kt.- Vilnius:Mintis,179.-295 P.

175. Dorovine kultüra/ Bed.V.Zemaitis.-VilniussMintis,1980.208 p.

176. Elgesio kultüra / Sudare V.Zemaitis .-Vilnius sMintis ,1980.262 p.

177. Zemaitis V. Dorovines kultüros problemos.-Kultüros barai,1981, Nr.10, p.-24-27. The Jear Book of World Affairs. London, I960.-315 p.