автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Теория и практика альтерглобалистского движения

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Михайлова, Алиса Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Теория и практика альтерглобалистского движения'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Теория и практика альтерглобалистского движения"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На правах рукописи

МИХАЙЛОВА Алиса Сергеевна

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АЛЬТЕРГЛОБАЛИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

1 7 МАЙ 2012

005043906

Москва, 2012

005043906

Работа выполнена на кафедре философии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Научный руководитель: Делокаров Кадырбеч Хаджумарович

доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации

Гобозов Иван Аршакович

доктор философских наук, профессор

Москалев Игорь Евгеньевич

кандидат философских наук, доцент

Институт переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ имени М.В.Ломоносова

Защита состоится «28» мая 2012 г. в « » часов на заседании

диссертационного совета Д-504.001.08 при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, Москва, проспект Вернадского, д. 84 ( .7 уч. кор., аудитория -¿сЪ'^).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации». , .

Объявление о защите и автореферат соискателя опубликованы «' 16 » апреля 2012 года на официальном сайте Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» www.rane.ru

Автореферат разослан ^ ^ 2012 г.

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат философских наук, доцент

В.И. Ефременко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования.

В конце XX века человечество оказалось в неизвестной ему до сих пор ситуации - глобализации: всех происходящих с ним и в нем процессов. 11роисходит унификация • и взаимопроникновение различных аспектов жизнедеятельности людей - экономики, социальной жизни, производства, науки и образования, мировоззрения и миропонимания, политики, религии и культур, потребностей и трудовых отношений, государственности, демографии, экологии и многих других. Специфика современного этапа глобализации в том, что в силу экономических, политических и социальных предпосылок, на первый план выходит трактовка глобализации как организуемого индустриально-развитыми странами, и в первую очередь США, процесса. Однако приверженность подобной точке зрения и развитие глобализационных процессов в русле неолиберальной идеологии ведет к усилению напряженностей и существующих разногласий, эскалации системного кризиса цивилизации, увеличению разрыва между странами «золотого миллиарда» и остальным миром, углублению экологического кризиса и в итоге может стать причиной мировой катастрофы. В ответ на такие пессимистичные сценарии будущего человечества стали возникать сначала на региональном уровне, а затем и на международной арене, общественно-политические движения, целью которых явился поиск альтернативных путей развития цивилизации. «Ищущие» назвали себя «антиглобалистами». Само обозначение движения и его идеологии как «антиглобалистских» таит в себе неточность. Участники движения, которые являются его исследователями, отмечают, что правильнее называть движение «альтерглобалистским». Этим подчеркивается необходимость другой модели глобализации, отмечается не только неэффективность неолиберальной модели глобализации, но и её опасность для всей цивилизации. При этом, необходимо принимать во внимание, что критика глобализации предполагает построение системы аргументов, касающихся противоречивости рассматриваемого процесса, а также теоретическое обоснование и конкретные предложения по регулировашпо глобальных процессов. Выполнить эти задачи был призван альтерглобализм.

Несмотря на то, что феномен альтерглобализма возник весьма недавно, на современном этапе он обладает достаточно широкой известностью. Средства массовой информации активно обсуждают акции, организованные представителями альтерглобализма, в политических кругах не отрицается необходимость считаться с существованием данного явления, в академических кругах проблематика, связанная с развитием альтерглобализма на современном этапе, находится в стадии активной разработки. Вместе с тем, не всегда доступна системная информация о движении, динамика его трансформаций и эмоционально окрашенные информационные всплески в средствах массовой информации и политических кругах, затрудняют оценку явлений, связанных с альтерглобалистским движением.

Исследование социально-философских оснований альтерглобализма как протестной реакции на современный миропорядок на попытки придать общепланетарных характер неолиберальной модели глобализации, позволяет глубже понять сущность процесса глобализации, его социально-экономические механизмы, противоречия, перспективы и место в общецивилизационном развитии. Разнообразие организаций, интересов, подчас неясность, являются ли некоторые участники движения альтерглобалистами, или, наоборот, могут ли быть отнесены к движению те, кто не принимает в нем формального участия, но по заявляемым интересам и формам участия должен быть к нему причислен, ставят перед исследователем множество интересных и новых вопросов.

Альтерглобализм и его практическое олицетворение - движение альтерглобалистов — на сегодняшний день уже являются признанным феноменом политической и общественно-социальной жизни. Вместе с тем, требует систематического изучения вопрос о потенциале альтерглобализма, поскольку остаются дискуссионными вопросы о том, позитивный или деструктивный потенциал несет в себе альтерглобализм с точки зрения различных мирополитических, общественных процессов. Противоречивость оценок альтерглобализма как социокультурного феномена, растущий интерес общественности к проблемам альтерглобализма, необходимость поиска новых моделей глобализации, и, что немаловажно, формирование адекватных представлений об альтерглобализме в обществе подчеркивает актуальность диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Принимая во внимание то, что движение альтерглобализма порождено глобализацией в её современной трактовке, и оно насчитывает всего несколько десятилетий, то исследований по изучению его истории, а тем более его социально-философских оснований, пока не много. Среди наиболее доступной информации можно, в первую очередь, отметить многочисленные сообщения средств массовой информации, рассматривающие и оценивающие деятельность альтерглобалистов . Однако насколько широко этот вопрос освещается в СМИ, настолько мало ему уделяется внимания в научных изданиях. В современном социально-гуманитарном знании актуальными остаются вопросы, связанные с составом и структурой движения, его перспективами. Социально-теоретические основы данного движения являются практически неисследованными. В связи с новизной феномена, его разносторонностью и многообразием, систематической теории альтерглобалистского движения пока не существует ни в зарубежной, ни в отечественной литературе. Однако, учитывая очевидную взаимосвязь деятельности альтерглобалистов с происходящими в мире глобализационными процессами, необходимо обратиться к работам, посвященным проблемам глобализации, в которых можно найти не только истоки зарождения основных

1 См. например: Occupy Russia (Russia beyod the headlines) URL. http://rbth.rU/articles/2011/l 0/18/occupy_russia_13587.html$; Occupy Protests' Seismic Effect (The Daily Beast) URL. http://www.thedailybeast.com/articles/2011/1 (VI7/occupy-wall-street-will-have-seisnuc-effect-marks-spUt-with-obama-dems.html; The Brains Behind 'Occupy Wall Street* (Forbes) URL. Mtp://www.fortes.conVsites/kenrapoza/2011/10/14/the-brains-tehind-occupy-waH-street-and-where-its-heading/; Антиглобалисты: «Нас не остановить» (InoPressa) URL. http://inopressa.ru/article/08Jul2009/lastampa/italy4.html; Контрнаступление супербанкиров: секретный саммит, чтобы остановить Обаму (InoPressa) URL.

ltttp://inopressa.m/article/01Feb2010/repubblica/davo3l.html

идей и принципов современного альтерглобализма, но и определенные идеи о его сути и динамике развития.

С момента появления глобализации в социально-гуманитарной литературе начинаются дискуссии относительно сути процесса глобализации. При этом если одни авторы превозносят глобализацию, то другие её резко критикуют. В данном ключе интересными являются работы У. Бека, М. Алле, Дж. Стиглица, 3. Бжезинского, С. Хантингтона, Дж. Бхагвати, В. JL Иноземцева,

A. С. Панарина, А. И. Уткина, Г.-ii. Мартина и X. Шуманна, В.Кузнецова, Ю. Яковлева, В. К. Егорова, В. Г. Федотовой, К. X. Делокарова, В. Н. Шевченко, Л. Н. Москвичева, О. А. Митрошенкова, В. П. Торукало. Заслуживают особого внимания работы, посвященные различным аспектам глобализации, среди которых можно выделить труды М. Г. Делягина, И. А. Гобозова, П. Д. Жилина,

B. П. Колесова, В. Л. Иноземцева, С. П. Перегудова, В. Н. Скворцова, А. И. Уткина, А. В. Бузгалина, В. А. Гуторова, М. В. Ильина, А. С. Панарина,

C. А. Проскурина, С. М. Рогова, Ю. В. Яковец.

Отметим, что в дискуссиях конца 90-х - начала 2000-х годов о глобализации была довольно распространена тема негативных последствий, вызванных данным процессом, что идейно близко альтер глобализму. Существующие сегодня определения места альтерглобализма в системе мировой политики, политических и общественных процессах стран и регионов неоднозначны. По проблематике альтерглобализма как общественно-политического, идеологического течения, социального движения издан ряд научных публикаций, как в России, так и за рубежом. Экономисты и историки, среди которых можно выделить В.Г. Хороса, Л. Туроу, Дж. Стиглица, М. Алле, A.B. Бузгалина, А.И. Колганова, М.А. Чешкова, А.Г. Мовсесян, С.Б. Огнивцева, В.М. Коллонтай, H.A. Косолапова, К.Л. Майданика, Н.Г. Рогожину, Б.Ю. Кагарлицкого, A.C. Панарина отмечали, что в результате глобализации, особенно финансовой, приводящей к ослаблению роли национальных государств и возрастанию роли транснационального капитала, происходит отделение денежных потоков от реальной сферы торговли и производства. Последнее приводит к неуправляемому перемещению огромных «виртуальных», ничем не обеспеченных денежных масс, что грозит возможным финансовым и экономическим коллапсом, который даже может затмить Великую депрессию. Несомненно, эти работы поддержали весьма актуальную дискуссию, начатую их зарубежными коллегами, о пагубности неолиберального подхода в экономике, однако, они мало затрагивали социально-философские аспекты и вопрос о теоретических основах альтерглобализма, как влиятельного социокультурного феномена.

Участники альтерглобалистского движения с самого начала использовали Интернет для выстраивания связей, которые составляют информационное поле движения. По этой причине часть источников, имеющих отношение к данной проблематике, доступна лишь в сети Интернет. К ним можно отнести документы официально зарегистрированных организаций, движений, таких как АТТАК, «Peoples' global action», «Public citizen» и других1. Кроме того, здесь можно

См: About Public Citizen // официальный сайт общественной организации «Public Citizen». URL:

отметить документы и программные заявления некоторых профсоюзов, различных организаций, которые время от времени проявляют себя в выступлениях альтерглобалистов1. В них содержатся ценные сведения, позволяющие составить концептуально значимые представления о причинах, намерениях, идеях тех или иных субъектов альтерглобалистского движения в ходе подготовки и проведения протестных акций и мероприятий.

Из отдельных аспектов регионального альтерглобализма наиболее отражена и русскоязычной и зарубежной научной литературе протестная деятельность сапатистов во главе с их лидером субкоманданте Маркосом. Так, современному состоянию альтерглобалисткого движения, тенденциям и перспективам его дальнейшего развития, главным образом, в странах Латинской Америки был посвящен «Круглый стол», где выступили такие ученые, как А. В. Бузгалин, А. Б. Вебер, Ю. И. Визгунова, Е. А. Голоцан, В. М. Давыдов, К. Л. Майданик, Л. С. Окунева, С. И. Семенов, В. А. Теперман, В. П. Тоцкий и другие. В выступлениях ученых поднимаются такие проблемы, как трактовки термина «антиглобализм», тематика II Всемирного социального форума, соотношение новых протестных движений с идеей устойчивого развития, стратегические методы действий альтерглобалистов в латиноамериканском регионе и негативные последствия глобализации2.

К 2005 году накопленную информацию по истории альтерглобализма стало возможным трансформировать в первый опыт учебного пособия для студентов ВУЗов. Доктор политических наук, профессор К. Денчев подготовил учебное пособие, в котором предпринял попытку раскрыть сущность альтерглобалистского движения как оппозиции неолиберальной глобализации, дать сравнительную социально-историческую характеристику

антиглобалистских движений за последние двести лет3.

К наиболее известным современным зарубежным теоретикам альтерглобализма можно отнести французского активиста альтерглобалистского движения К. Агитона, египетского экономиста С. Амина, основателей международной альтерглобалистской сети АТТАК И. Рамоне и Б. Кассана. Среди наиболее почитаемых теоретиков в среде альтерглобалистов следует также отметить всемирно известного американского лингвиста Н. Хомского. В своих работах он критикует современный мировой порядок, основанный на политической, экономической и военной гегемонии Соединенных Штатов. Можно также отметить известного британского социолога Зигмунта Баумана, автора работы «Глобализация: последствия для человека и общества».

http://www.citizerLorg/about/index.cfm; Organisational Principles // официальный сайт общественного движения «Peoples' Global Action». URL: httpi/Avww.nadir.oi^mdk/initiativ/agp/coclWprinciples.htni; Platform of the International Movement ATT AC // официальный сайг международной сети АТТАС. URL: http:/Avww.attac.org/spip.plip7article2; What Globalise Resistance Stands For // официальный сайг общественного движения «Globalise Resistance». URL: http://wwvv.resisLorg.uk.

1 См.: Mission and Goals H официальный сайг Американской федерации труда и Конгресса производственных профсоюзов (АФТ-КПП). URL: http://www.aflcio.org/aboutus/thisistheaflcio/mission/; WEDO's Mission Statement II официальный сайт Британской феминистской организации "Women's Environment & Development Organisation" (WEDO). URL: http://www.wedo.org/about, WSF Charter of Principles // официальный сайг WSF. URL: ht^;//www.forumsocialmundial.org.brAnain.php?Ldmenu=4&cdlanguage=2.

2 См.: Антиглобалистское движение: тенденция и перспективы (Круглый стол) // Латинская Америка, 2001, № 10.

3 См.: Денчев К. Феномен антиглобализма: учеб. пособие для вузов. М.: изд. дом Гос. ун-т— Высшая школа экономики, 2005, С. 86

Некоторые исследователи, такие как Дж. Бхагвати характеризуют альтерглобализм как «антикорноративизм, антикапитализм и антиамериканизм»1.

Таким образом, интерес исследователей к рассматриваемой проблеме растег. Однако пока нет систематических исследований концептуального характера о теории и практике альтерглобалистского движения.

Гипотеза исследования - феномен движения альтерглобалистов как субъект широкой протестной реакции, будет развиваться по мере нарастания противоречий, порождаемых современной преимущественно неолиберальной формой глобализации, что может привести к иной, более отвечающей императивам современности, модели глобализации.

Объектом диссертационного исследовании выступают глобальные трансформации современного мира, характеризующиеся качественно новыми свойствами, такими как многоаспектность, единство процессов организации и самоорганизации.

Предмет исследования - теория и практика альтерглобалистов как нового субъекта цивилизационного развития.

Цель диссертационной работы - исследовать социальный феномен движения альтерглобалистов, показать присущие ему особенности, формы деятельности и перспективы развития.

Для реализации цели работы должны быть решены следующие задачи:

1. Выявить предпосылки возникновения альтерглобалистского движения, его особенности и характер трансформаций;

2. Раскрыть суть теоретических основ движения альтерглобалистов, показать его значимость для будущего современной цивилизации;

3. Дать характеристику практике альтерглобалистского движения: выявить его принципы, особенности организационного устройства и форм деятельности;

4. Эксплицировать основные перспективы альтерглобалистского движения на будущее.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили такие общенаучные подходы как системный, теоретико-информационный, широко был использован междисциплинарный подход, который позволил в более полном объеме показать сложность и многогранность альтерглобалистского движения.

Источниками исследования стали многочисленные статьи и монографии, а также Интернет-источники, посвященные вопросу становления и развития движения альтерглобалистов, их месту в современных мировых процессах, распространению идей и принципов альтерглобализма и их роли в формировании нового альтернативного неолиберальной глобализации пути развития человечества. В работе используется сложившийся методологический и понятийный инструментарий, применяемый для исследования социально-философских проблем глобализации и её альтернативной формы -альтерглобализма.

1 См.: Бхагвати Дж. В защиту глобализации. М., 2005. С. 31 .

Анализ основывается на данных из отечественных и зарубежных монографий, статей, материалов. Большой массив информации об антиглобалистах и их движении, содержащейся в сети Интернет на сайтах антиглобалистской направленности, а также в печатных изданиях, где он представляется в форме переписки по электронной почте1 или является распечаткой «общения» в форумах,2 в работе не используется ввиду сложности однозначной идентификации автора и ссылки на него.

Научная новизна исследования:

1. Уточнено современное содержание термина «альтерглобалистское движение», как одного из влиятельных международных социальных движений. Движение альтерглобалистов можно определить как транснациональное массовое движение, эффективно использующее имеющуюся современную инфраструктуру, объединяющее в себе членов различных общественных организаций, преследующих различные цели, но связанных между собой базовыми принципами, прописанными в Хартии Всемирного социального форума, и принимающих участие в деятельности движения для повышения своего общественно-политического влияния.

2. Разведены понятия «антиглобализм» и «альтерглобализм». Антиглобализм представляется в качестве направленной критики глобализации как таковой, альтерглобализм показывает важность социальной ориентации глобализационных процессов и стремится к выработке своей модели глобализации, принципиально отличной от неолиберальной модели;

3. Определены особенности и основные сущностные черты альтерглобалистского движения, сформулирован универсальный перечень принципов альтерглобалистского движения.

4. Выделены характерные для современного альтерглобализма черты, основные принципы и требования, благодаря предложенной классификации, основанной на существующих подходах к феномену альтерглобализма.

5. Оценены возможные пути развития альтерглобализма с обоснованием наиболее вероятного. В диссертации выделены три возможных сценария развития альтерглобалистского движения, способных ответить на вызовы современности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Капитализм, являясь ведущей формационной моделью современности, стал источником споров о будущем человеческой цивилизации, стремление к глобализации неолиберальных ценностей породило теорию и практику альтерглобалистского движения.

2. Глобализация представляет собой сложное социальное явление. 11о своему содержанию она представляет собой качественно новый уровень человеческой деятельности, связанный с новейшими достижениями науки и техники, имеющей планетарный масштаб. Усиливающаяся экономическая, политическая, финансовая взаимосвязь ведущих стран мира не только открывает

1 См. напр:. Цветков А. Суперприсутствие: Краткий курс альтерглобализма: Избранные места из электронной переписки с друзьями.- М.: Культура, 2003. - 246с.

2 См напр.: Альтерглобализм и глобальное управление: Доклады, дискуссии, справочные материалы,- М.: МГИМО (У) МИД России.- 2006г. - с. 147-328

новые возможности, но и ставит сложные проблемы перед теми странами, которые вступили в новое тысячелетие с нерешенными проблемами, отстают в технологическом развитии, а потому недостаточно конкурентоспособны на глобальном рынке. В этом смысле глобализация, как выражение усиливающихся взаимосвязей в различных сферах бытия, естественна и необходима. Но глобализация имеет и другую сторону, связанную с целями, формами и способами ее осуществления. Этой своей стороной глобализация альтернативна. В альтернативности глобализации выражается ее социальная направленность. В зависимости от социально-мировоззренческой ориентации, варианта управления глобализацией, она может быть как гуманной, так и антигуманной.

3. Современный этап глобализации осуществляется на основе идей и ценностей неолиберализма. Эти ценности искусственным путем внедряются промышленно развитыми странами Запада в странах иной культуры и цивилизации. В целом неолиберальная модель глобализации по своей социальной направленности служит интересам избранных стран, является антигуманной и не может служить основой устойчивого развития человечества.

4. Господство неолиберальной формы глобализации, неприемлемой для других стран, вызывает потребность формирования альтернативной концепции глобализации, включающей в себя общечеловеческие ценности и моральные нормы, учитывающие интересы и духовные устремления всех культур и народов. Безальтернативность западной формы глобализации, ее негативные последствия вызывают в мире волны протеста. Лидером широкого протестного движения, его «лицом» выступает сегодня альтерглобализм.

5. Основная идея альтерглобализма заключается не в отрицании объективных процессов глобализации, а в критике её преобладающих в современном мире форм, в первую очередь, неолиберальной формы глобализации. При этом, если антиглобализм акцентирует внимание на критике глобализации, то альтерглобализм, критикуя неолиберальную модель глобализации, стремится к выработке новой, отвечающей императивам современности, модели глобализации.

6. Выделяются две преобладающие тенденции проявления феномена альтерглобализма - радикальная, обращенная против глобализации и ее конкретных форм, и конструктивная, направленная на создание реальной альтернативы глобализационным процессам неолиберальной ориентации.

7. Перспективы альтерглобализма зависят от тенденций развития глобализационных процессов, а также действий региональных и международных общественно-политических институтов.

Апробация работы. Основное содержание работы обсуждалось на следующих конференциях: Международная конференция с участием кафедр ЮНЕСКО и сетей ЮНИТВИН «Устойчивое развитие в условиях глобализации: реализации стратегии ЮНЕСКО на вторую половину декады ООН по образованию для устойчивого развития» (г. Москва, 2010 г.), мезвдисциплипарная аспирантская конференция «Власть и управление в современном мире», в рамках IX Международного научного форума «Государственная власть и местное самоуправление в России: история и

современность» (г. Санкт-Петербург, 2011 г.), итоговая международная научно-практическая Конференция с элементами научных школ «Научные школы и вызовы современности (Премии Альфреда Нобеля 100 лет)» (г. Москва, 2011 г.); а также на аспирантских семинарах кафедры философии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. По теме диссертационного исследования опубликовано четыре работы (общий объем 2,3 п.л.), в том числе две работы в рецензируемых научных журналах ВАК.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав - по два параграфа в каждой, заключения и библиографического списка, включающего 132 наименования. Работа изложена на 133 листах машинописного текста.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность, рассмотрено состояние изученности темы, сформулированы цель и задачи, раскрыта научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования.

Первая глава диссертации «Социально-философские основашш возникновения альтерглобалнстского движения» посвящена анализу антиглобализма как социокультурного феномена. На сегодняшний день исследователи, занимающиеся поиском альтернатив неолиберальной глобализации, настаивают на том, чтобы их называли «альтерглобалистами», тем самым они подчеркивают, что выступают не против объективности глобализационных процессов, а против определенных форм, которые они принимают и последствий таких трансформаций. В настоящее время назрела насущная потребность в изучении нового социального движения альтерглобалистов, а также идей альтерглобализма. Выявления принципов его формирования и тенденций развития, которые способствуют оптимизации общественного прогресса и смягчению негативных последствий глобализации. Для того чтобы ответить на вопрос: какую роль в современном мире играет альтерглобализм, какой потенциал в нем заложен и есть ли у него перспективы, в первой главе рассматривается феномен глобализации - её характер, формы, истоки и последствия, и особое внимание уделяется неолиберальной форме глобализации, как основному субъекту критики представителей альтерглобализма.

В первом параграфе «Динамика глобализационных процессов и необходимость поиска новых моделей общественного развития» характеризуются подходы к определению процесса глобализации, рассматривается разнообразие трактовок глобализации, выявляются особенности её современного этапа, раскрывается взаимосвязь глобализации с альтерглобализмом.

В конце 90-х годов XX века тема глобализации заняла прочные позиции в общественной дискуссии и социально-политических науках. Усилившийся к этому моменту интерес к этому процессу кроется в определенном нарушении существовавшего до недавнего времени равновесия между региональными и глобальными тенденциями от произошедших в мире цивилизационных

трансформаций. Диссертант придерживается позиции исследователей, полагающих, что глобализация представляет собой сложное единство двух противоречивых процессов - самоорганизующегося, неуправляемого или естественного, и организуемого сверху, управляемого, а потому искусственного. Исходя из этого понимания глобализации в работе отмечается, что на сегодняшний день в мире преобладает организуемая модель глобализации, это в том числе выражается в движении современной цивилизации к однополярному миру во главе с США. Лидирующая роль США позволила некоторым исследователям трактовать глобализацию как американизацию. Такая трактовка глобализации имеет под собой основания, однако она справедлива только отчасти. Подобная интерпретация процесса глобализации недостаточно учитывает естественные интеграционные явления, происходящие в мире, которые привели к возрастанию взаимозависимости региональных экономических систем и формирование мировой экономики, а также мировой информационной системы на базе новейших достижений в области компьютерной технологии и многих других интеграционных изменений. В свою очередь ядром американизации выступает неолиберальная рыночная экономика, которая исходит из приоритетности финансовой сферы над производством и распределением. Глобализация именно этой модели приводит к кризисным явлениям в мире. Более высокими темпами происходит накопление капитала в индустриально-развитых странах и международных финансовых институтах, обслуживающих транснациональные корпорации. Обратной стороной этого процесса являются высокие темпы обнищания стран третьего мира.

Для более полного понимания истоков возникновения идей необходимости поиска альтернативы современной глобализационной модели диссертант обращается к рассмотрению существующей критики глобализации. В результате сделан вывод о том, что интерпретация глобализации только как универсализации принципов неолиберальной идеологии приводит к углублению глобальных проблем, усилению напряженности между различными странами, росту недоверия в мире. Отмечается, что подобных осложнений возможно избежать в том случае, если мировое сообщество сможет найти новое соотношение национальных и глобальных интересов, считаться с интересами других стран, в первую очередь стран третьего мира, учитывая наличие в мире общепланетарных глобальных опасностей, требующих единого общепланетарного подхода. Все это потребовало от человечества начать работу по разработке альтернативной концепции глобализации.

Во втором параграфе «Феномен альтерглобализма как реакция на неолиберальную форму глобализации» рассматривается неолиберальная форма глобализации как предпосылка возникновения движения альтерглобалистов, анализируется общее содержание антиглобализма, тенденции взаимодействия между ними.

Неолиберальная глобализация в ее нынешнем силовом исполнении нарушила естественный процесс развития экономической интерации, подорвала все принципиальные основы традиционного миропорядка. Фактически в выигрыше от глобализации и получили основную часть преимуществ «богатые» страны -

и

страны «золотого миллиарда». Происходит не выравнивание доходов, а скорее их поляризация.

Особо в диссертационном исследовании отмечается, что неолиберальная глобализация активно или пассивно оказывает огромное влияние на ментальность, социальное поведение людей. Изменяются мотивы и ценностные ориентиры людей. Возрастает индивидуализация современных обществ в условиях прогрессирующего ослабления связей личности с определенной социальной средой или группой, все менее способной снабжать ее четкой и ясной системой норм, ценностей, стандартов поведения. Изменение социально-поведенческих свойств личности и ее отношений с обществом, в конечном итоге, скажутся на историческом развитии человечества. Нарастающий процесс формирования глобального информационного общества как актуального явления научно-технической цивилизации приводит к тому, что стираются элементы культурной дифференциации. Кроме того, в современных условиях глобализации наблюдается резкое снижение управляемости общественных процессов. Делается вывод о том, что необходима транформация институтов и систем управления общественным развитием, которая позволила бы с большей результативностью вмешиваться в процессы глобализации с целью противоборства не с объективной логикой этих процессов, а с издержками и возможностью несправедливого их использования в интересах небольшого числа государств и сравнительно узких социальных групп.

В свою очередь, потребность в альтернативной, отличной от неолиберальной теоретико-идеологической парадигмы, способствовала развитию достаточно мощных и качественно новых оппозиционных течений. Так, естественным явилось появление социально-общественных движений, исповедующих социально-ориентированные идеи справедливости, гуманизма, соблюдения прав человека и особенно - пересмотра существующего цивилизационного пути развития, в свете его очевидных негативных последствий. Одним из ярких тому примеров является альтерглобалистское движение, бурно заявившее о себе на рубеже ХХ-ХХЕ вв.

Характеристика антиглобализма в диссертации включает постановку вопроса о его содержании и последующую выявление последнего через рассмотрение конкретных форм.

Происходит конкретизация терминов «антиглобализм» и «альтерглобализм», под которыми часто подразумеваются один и тот же феномен (продукт взаимодействия различных культур, народов при поиске альтернативных господствующему порядку моделей развития). Однако в данной работе объясняется, что предпочтительнее использовать термин «альтерглобалистское движение» («движение за альтернативное мировое развитие», фр. -аНегтопЛаНзаиоп) или «движение за глобальную справедливость», подчеркивая тот факт, что его представители не полиостью отвергают все, что связано с глобализацией и ее процессами, а скорее оспаривают ее содержание и методы, и в перспективе предлагают альтернативные пути развития человечества.

В деятельности альтерглобалистов выделяются две главные тенденции — радикальная и реформаторская, которая и характеризуется как альтернативная. Последователи первой отвергают неолиберальную модель глобализации,

критикуют деятельность ТНК и мировых финансовых институтов, являются в некоторой степени современными нигилистами, тогда как вторые стремятся разработать альтернативу существующему социально-политическом}' строю. Утвеждается что роль реформаторского альтерглобализма - как представителей умеренного крыла движения альтерглобалистов - состоит в «этической корректировке» современного капитализма, «гуманизации» процессов глобализации и характера её проявлений.

На основе классификации направлений глобализации, выделяется ряд форм альтерглобализма, с помощью которых раскрываются черты, характерные для современного альтерглобализма.

В исследовании особо отмечается, что внутри альтерглобализма существует проблема позитивной альтернативной программы, поскольку основным вопросом, который задают альтерглобалистам - «если вы против неолиберальной глобализации, за что вы?». Для ответа на данный вопрос были организованы ежегодные Всемирный социальный форумы, на которых ученые и исследователи из различных государств пытаются путём переговоров, семинаров, споров разработать реальную альтернативу неолиберальной глобализации, которая должна иметь противоположную ей социальную направленность, равный ей глобальный масштаб и охватывать все сферы общественной жизни. Соотнося с этими требованиями современные положения альтерглобалистов, можно придти к выводу, что такая конструктивная программа альтерглобализма еще не выработана. Её замещают отстаиваемые ими ценности и принципы, такие, как социальная справедливость, солидарность, демократия, социальные и экономические права, самоуправление, здоровая окружающая среда, культурная самобытность и разнообразие. На основе этих ценностей альтерглобалисты пытаются сформулировать возможные альтернативы - «необходимость создания «плюралистической», «солидарной» экономики, ориентированной на удовлетворение основных потребностей граждан, а в перспективе - на создание «плюралистического общества»»1.

Несмотря гга то, что теоретическое осмысление феномена альтерглобализма остается мало изученной проблемой, его практическое выражение - движение альтерглобалистов активно развивается, масштабы его деятельности растут, а круг участников расширяется, в потому рассматривая деятельность движения альтерглобалистов можно оценить основные ценностно-целевые установки, согласно которым они проводят свои протестные акции.

Во второй главе «Альтерглобалистское движение как выражение протеста против организуемой глобализации» анализируются особенности генезиса и развития антиглобалистского движения, а также раскрываются возможные сценарии развития как практических, так и теоретических его основ.

В первом параграфе «Становление альтерглобалистскош движения. Генезис антиглобалистских организаций» непосредственно сосредоточено внимание на формировании альтерглобалистскош движения, его характерных особенностях, отличающих его от других социальных движений современности.

1 См.: Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. М.,2003, С.372

; В диссертационном исследовании рассматриваются присущие всем участникам движения требования, общие цели: социальный прогресс, необходимость углубления демократии и пересмотр взаимоотношений между странами. Показывается, что антиглобалистское движение имеет ряд особенностей: идейно-организационный плюрализм, ' межнациональный, межрегиональный и межклассовый характер.

Отмечается, что радикальное направлешге антиглобализма предпочитает различные массовые акции, порой экстремистские по своему характеру. Реформаторское направление акцентировано на социальные форумы. Эффективность тех и других методов ограничена, что объясняется и молодостью движения, и сложностью стоящих перед ним задач.

В работе диссертант придерживается определения альтерглобалистского движения как транснационального массового движения, эффективно использующего имеющуюся современную инфраструктуру, объединяющего в себе членов различных общественных организаций, преследующих различные цели и принимающих участие в деятельности движении для повышения своего общественно-политического влияния.

Отмечается, что состав участников движения альтерглобалистов на сегодняшний день достаточно разнообразен и обширен. Общей тенденцией является то, что к движению примыкает все больше общественных объединений, что увеличивает пестроту движения альтерглобалистов. При рассмотрении вопроса о составе важным, является не перечисление конкретных участников, а скорее выявление общих тенденций и параметров, которые характеризуют состав движения в целом.

Суммируя все вышеперечисленные подходы к определению основных принципов и черт альтерглобалистского движения, был сформирован следующий универсальный перечень характерных принципов:

- интернациональный характер и межгосударственность;

- открытость и свобода как для вступления в движение, так и для выхода из него;

- неформальный характер участия, отсутствие устава или программы - только отдельные «рамочные» параметры;

- самоорганизация и самоуправление как механизмы жизнедеятельности движения;

- равноправие участников.

Общим для участников альтерглобалистского движения, несмотря на их пестроту и разнообразие, является разделение .стремления к «справедливой» или . «другой» глобализации. Вопрос о том, какой потенциал, конструктивный или деструктивный, имеет движение альтерглобалистов в целом, пока остается открытым.

На современном этапе в среде участников. движения альтерглобалистов наметились тенденции к переосмыслению стратегии, которой должно, в целом, придерживаться движение. Это говорит о том, что идеологи, лидеры движения после некоторого периода работы приходят к пониманию необходимости изменений в деятельности движения из-за недостаточной эффективности движения в его нынешнем виде.

В целом ситуация характеризуется отсутствием единой позиции как по вопросам оценки как результатов работы движения на данный момент, так и того, какими средствами достигать поставленных целей в будущем. Глубокого взаимопонимания между частями движения, представляющими различные позиции и интересы, пет. На данном этапе говорить о скором расколе или распаде движения не приходится, однако нельзя сказать, что перспективы его существования безоблачны. Организационные и концептуальные проблемы сегодня присущи движению на всех уровнях и во всех частях. От того насколько успешно участники смогут организовываться, решить указанные проблемы, будет зависеть существование движения. С точки зрения идеологии, целей и задач движения, перспектива изменений в сторону выработки единой, практически ориентированной программы действий не вызывает сомнений.

Во втором параграфе второй главы «Перспективы теории п практики альтерглобалшма» анализируются пути развития антиглобалистского движения и перспективы формирования теоретической концепции антиглобализма.

Выдвигаются три сценария три наиболее вероятных варианта развития протестного движения альтерглобалистов:

1. Движение альтерглобалистов в следующие десять-пятнадцать лет испытает подъем с точки зрения увеличения числа участников, расширения общественной поддержки в странах мира, не испытывая при этом качественной трансформации по своему содержанию. Количество мероприятий в рамках движения возрастет. Эффективность деятельности движения возрастет.

2. Движение альтерглобалистов в рассматриваемой перспективе испытает спад. Возможен раскол движения. Количество и активность участников движения снизятся. Общественная поддержка и интерес к движению сократятся. Количество мероприятий в рамках движения снизится. Эффективность деятельности движения пойдет на спад.

3. Движение альтерглобалистов в рассматриваемой перспективе испытает качественные изменения. Произойдет формирование широкого числа политических партий, выражающих интересы альтерглобалистского характера. Вероятно сохранение общественных организаций в странах мира. Эффективность деятельности собственно движения альтерглобалистов испытает некоторое снижение.

В качестве вероятных прогнозов развития теоретических оснований альтерглобализма выделяются следующие:

1. Теория альтерглобализма будет активно формироваться в нынешнем направлении, полностью развертывая свой потенциал именно как путь противопоставления неолиберальной формы глобализации, предлагая наиболее перспективные альтернативы существующего цивилизационного развития. И тогда рано или поздно он превратится в главного политического и общественного противника существующего строя, по крайней мере на Западе, станет вторым полюсом в рамках западной цивилизации. При этом варианте альтерглобализм станет легитимным преемником социал-демократического, коммунистического и иных левых движений прошлого.

2. Альтерглобализм, сохраняя свои нынешние позиции, останется массовой организацией глобального гражданского общества вне политической

активности. И в этом плане он предстанет не столько антагонистом существующего пути развития человечества, сколько силой, добивающейся максимума своего влияния, максимума своего голоса в решении глобальных проблем.

Делается вывод о том, что несмотря на то, что в теоретическом отношении альтерглобализм только формирует свои позиции в науке, уже сегодня его влияние отразилось на политике многих государств. Если говорить о перспективах альтерглобализма как социокультурного феномена и социального движения, то отмечается, что он одним своим появлением уже поспособствовал объяснению причин происхождения социальных противоречий в обществе с точки зрения отсутствия сформулированных альтернатив неолиберальной форме глобализации. Более того, при всей противоречивости альтерглобализма, его несформированность, как целостного явления и выражешюго в деятельности антиглобалистского движения, на сегодняшний день кроме альтерглобализма не сформировалось другой общественно-политической силы, способной противопоставить современной мировой системе определенную альтернативу.

В заключении диссертант резюмирует основные положения исследования и формулирует наиболее существенные выводы работы.

Основные идеи и положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Публикации в научных сборниках, включенных в реестр ВАК:

1. Михайлова, А. С. Альтерглобализм: основания и перспективы // Социология власти. 2011. № 7. - 0,7 п.л.

2. Михайлова, А. С. Альтерглобализм как идеология и практика антиглобализма // Социология власти. 2011. № 6. - 0,6 п.л.

Статьи в научных изданиях:

3. Михайлова, А. С. Антиглобализм и сопротивление универсализации неолиберализма // Сб. статей «Власть и управление в современном мире». Спб. 2011.-0,6 п л.

4. Михайлова, А. С Концепции устойчивого развития в контексте глобализации // Сб. статей Международной конференции «Устойчивое развитие в условиях глобализации: реализации стратегии ЮНЕСКО на вторую половину декады ООН по образованию для устойчивого развития». М. 2010. - 0,4 п.л.\

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Михайловой Алисы Сергеевны

Теория и практика альтерглобалистского движения: социально-философский анализ

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ Дслокаров Кадырбеч Хаджумарович

Изготовление оригинал-макета: Михайлова Алиса Сергеевна

Подписано в печать_апреля 2012 г. Тираж 80 экз.

2 усл. п.л.

Отпечатано Типография Управления «Реалпроект» Заказ №_

119526, Москва, пр-т Вернадского, 93, корп. 1 Тел.: 433-12-13

 

Текст диссертации на тему "Теория и практика альтерглобалистского движения"

61 12-9/309

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АЛЬТЕРГЛОБАЛИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ

На правах рукописи

МИХАЙЛОВА Алиса Сергеевна

Специальность 09.00.11 — Социальная философия

Диссертация на соискание научной степени Кандидата философских наук

Научный руководитель — Доктор философских наук, Профессор, заслуженный деятель

науки Российской Федерации Делокаров К.Х.

Москва — 2012

Оглавление

Введение.................................................................................................3

Глава I. Социально-философские основания возникновения

альтерглобалистского движения.........................................................21

§1.1. Динамика глобализационных процессов и необходимость поиска

новых моделей общественного развития..................................................21

§1.2. Феномен алътерглобализма как реакция на неолиберальную форму

глобализации...............................................................................................40

Глава II. Альтерглобалистское движение как выражение протеста

против организуемой глобализации...................................................68

§2.1. Становление альтерглобалистского движения. Генезис

антиглобалистских организаций...............................................................71

§2.2. Перспективы теории и практики алътерглобализма...................103

Заключение.........................................................................................115

Список использованной литературы и источников.........................122

Введение

Актуальность темы исследования. В конце XX века человечество обнаружило себя в неизвестной ему до сих пор ситуации - глобализации всех происходящих с ним и в нем процессов. Происходит унификация и взаимопроникновение различных аспектов жизнедеятельности людей - их мировоззрения и миропонимания, политики, экономики, социальной жизни, производства, науки и образования, религии и культур, потребностей и трудовых отношений, государственности, демографии, экологии и многих других. Это актуализирует вопрос о том, что объективного и что субъективного в этих процессах. Глобализация представляет собой суть единство двух процессов, а именно естественной глобализации, которая продолжает естественный процесс взаимопроникновения различных социокультурных достижений друг в друга, и искусственной глобализации, связанной с попыткой ведущих индустриально-развитых стран мира, и в особенности США, приобрести доминирующее положение в мире с помощью процессов глобализации, а инструментом этого стремления выступают мировые транснациональные компании. Важно отметить, что тогда как естественная глобализация происходит преимущественно добровольно и зависит от уровня развития той или иной социокультурной традиции, ее желания усвоить и на практике применить различные достижения других социокультурных традиций, искусственная её форма является попыткой силовыми методами навязать те или иные представления о мире. При этом, искусственная глобализация связана с насильственным внедрением экономических, политических, ценностно-мировоззренческих представлений. Таким образом, глобализация требует комплексной оценки своих последствий, которые с одной стороны способны открыть дополнительные возможности для индивидов, а с другой - привести к усилению коррупции, социального

расслоения, антисоциальным реформам. Объективный характер глобализационных процессов ставит перед человечеством задачи по принятию соответствующих этим процессам субъективных решений. Изучение глобализации как специфического явления показало его исключительную сложность, многогранность и неопределенность. Несмотря на это можно говорить сегодня о глобализации как о вполне созревшем, объективном историческом феномене, который выступает в целом как многоуровневый и разнонаправленный процесс, создающий предпосылки формирования в исторической перспективе единого общечеловеческого мира. Специфика современного этапа глобализации в том, что в силу экономических, политических и социальных предпосылок, на первый план выходит трактовка глобализации как организуемого индустриально-развитыми странами, и в первую очередь США, процесса. Однако приверженность подобной точке зрения и развитие глобализационных процессов в русле неолиберальной идеологии ведет мировое сообщество к усилению существующих разногласий и напряженностей, эскалации системного кризиса цивилизации, увеличению разрыва между странами «золотого миллиарда» и остальным миром, углублению экологического кризиса и в итоге может стать причиной мировой катастрофы. В ответ на столь пессимистичные сценарии будущего человечества стали возникать сначала на региональном уровне, а затем и на международной арене, общественно-политические движения, целью которых явился поиск альтернативных путей развития цивилизации. «Ищущие» назвали себя «антиглобалистами». Само обозначение движения и его идеологии как «антиглобалистских» таит в себе неточность. Участники движения, которые зачастую являются его исследователями, отмечают, что правильнее называть движение «альтерглобалистским», тем самым подчеркивается, что объективный характер процесса глобализации не ставится под сомнение, но отрицается эффективность нынешней модели

глобализации в её преимущественно неолиберальном исполнении. Однако в научной литературе многие авторы не выделяют различий между антиглобализмом и альтерглобализмом, используя то один термин, то другой, объединяя данные социальные движения в одно — анти-альтер-глобализм, поскольку оба движения, несмотря на определенные различия, выступают против актуальной формы развития глобализации — неолиберальной. Согласно подходу, предложенному директором Центра исследований индустриального общества В.Л. Иноземцевым, современную глобализацию различают как американизацию, ядром которой выступают геополитические и геостратегические трансформации, начавшиеся в конце XX века и продолжающиеся в XXI веке, и глобализацию XIX и первой половины XX века как вестернизацию, лидером которой были индустриально развитые страны Западной Европы1. Основанием различения модели глобализации как вестернизации и модели глобализации как американизации служит их цивилизационная роль в мире, а также особенности трактовки идей рынка, экономики. Вестернизация предполагала стремление европейцев «цивилизовать» народы периферийных стран и приобщить их к своей культурной традиции. Европейцы осознавали свое превосходство и стремились привить свои порядки колонизируемым народам. В то же время они пытались глубоко понять эти народы и приблизить их к новому образу жизни. И, что не менее важно, европейцы не жалели средств и сил для колонизации мира, поскольку были уверены, что этот мир когда-нибудь станет частью их собственной цивилизации. Все это характеризует процесс вестернизации. Американизация в свою очередь характеризуется отсутствием понимания ценностного мира других народов, попытками навязать им собственное видение мира, и в результате происходит

1 См.: Иноземцев, В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация / Вопросы философии. 2004. №4. С. 60

«уменьшение смыслового пространства цивилизации»1. Более того, исходные принципы капитализма, которые американский экономист Л. Туроу описал как «беспощадные силы жадности и стремление к обогащению, чтобы получить максимальную прибыль»2, и на которых базируются США, сегодня резко критикуются ведущими экономистами и политологами. Глобализация становится формой универсализации неолиберальных ценностей. Однако отсутствие конкурентов у капитализма оказывает решающее влияние на концептуальные споры о глобализации. Так, Дж. Сорос подвергает критике именно современную модель капитализма за абсолютизацию рынка в жизни современного общества, и предлагает не разрушать глобальный капитализм, а реформировать его . Так, в Европе (Швеция, Австрия, Германия), чьей гуманитарной традиции сложно принять характерное для американской модели глобализации сведение человека к экономической составляющей, появляются социально ориентированные модели капитализма.

Глобализация ни как вестернизация, ни как американизация не может привести к устойчивому глобальному миропорядку, изменить систему ценностей капитализма также представляется проблематичным. Поэтому необходимо принимать во внимание, что критика глобализации предполагает построение системы аргументов, касающихся противоречивости рассматриваемого процесса, а также теоретическое обоснование и конкретные предложения по регулированию глобальных процессов. Выполнить эти задачи был призван альтерглобализм.

Несмотря на то, что феномен альтерглобализма возник весьма недавно, на современном этапе он обладает достаточно широкой известностью. Средства массовой информации активно обсуждают

' Глобализация: Учебник / под общ.ред. В.А. Михайлова и B.C. Буянова. - М.: Изд-во РАГС, 2008. С. 69.

2 Туроу Л. Будущее капитализма: Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. URL. http://fictionbook.ru/author/turou_lester/budushee_kapitalizma/download.a6.pdf С. 322

3 См.: Сорос, Дж. Открытое общество: Реформируя глобальный капитализм. М. 2001.

информацию об акциях, организованных представителями альтерглобализма, в политических кругах необходимость считаться с существованием данного явления не отрицается, в академических кругах предпринимаются исследования влияния данного феномена на развитие международных отношений и мировой политики.

В академических кругах проблематика, связанная с развитием альтерглобализма на современном этапе находится в стадии активной разработки. Недоступность подробной информации о движении, динамика его изменений, эмоциональные информационные всплески в средствах массовой информации и политических и общественных кругах, затрудняют оценку явлений, связанных с движением.

По своим идеологическим установкам движения анти- и альтерглобализма являются идентичными, имеют единые идеологические и теоретико-методологические контуры и выступают против главных субъектов неолиберальной глобализации: МВФ, ВТО, Всемирный банк, и политики государств «большой восьмерки». В данной диссертационной работе мы преимущественно будем оперировать терминами «альтерглобализм» и «альтерглобалистское движение», как наилучшими выразителями современной сути теоретической концепции поиска альтернативы неолиберальной глобализации и её практического воплощения. Однако в исторических экскурсах, в рассмотрении генезиса движения альтерглобалистов, где необходимо ярко проиллюстрировать отличие первых этапов зарождения идей альтернативного цивилизационного развития, проявлявшихся преимущественно в радикальных протестных акциях, от современных взглядов на концепцию альтерглобализма, мы будем использовать устоявшиеся термины «антиглобализм» и «антиглобалистское движение».

Исследование идеологических оснований широкой протестной реакции на современный миропорядок — альтерглобализма — позволяет

глубже понять социально-экономические механизмы, противоречия, перспективы и место глобализации в общеисторическом процессе. Разнообразие организаций, интересов, подчас неясность, являются ли некоторые участники движения альтерглобалистами, или, наоборот, могут ли быть отнесены к движению те, кто не принимает в нем формального участия, но по заявляемым интересам и формам участия должен быть к нему причислен, ставят перед исследователем множество интересных и новых вопросов.

Альтерглобализм и его практическое олицетворение - движение альтерглобалистов - на сегодняшний день уже являются признанной реалией политической и общественно-социальной жизни, и не считаться с ними нельзя. Какой потенциал, позитивный или деструктивный, несет в себе альтерглобализм с точки зрения различных мирополитических, политических, общественных процессов - определение данных аспектов сегодня не может не быть оценено как актуальное. Противоречивость оценок альтерглобализма как социокультурного феномена, растущий интерес общественности к проблемам альтерглобализма, необходимость поиска новых моделей глобализации, и, что немаловажно, формирование адекватных представлений об альтерглобализме в обществе подчеркивает актуальность диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Принимая во внимание то, что движение альтерглобализма порождено глобализацией в её современной трактовке, и оно насчитывает всего несколько десятилетий, то исследований по изучению его истории, а тем более его социально-философских оснований, пока не много. Среди наиболее доступной информации можно, в первую очередь, отметить многочисленные сообщения средств массовой информации, рассматривающие и оценивающие деятельность альтерглобалистов. Однако насколько широко этот вопрос освещается в СМИ, настолько мало ему уделяется внимания в

научных изданиях. В современном социально-гуманитарном знании актуальными остаются вопросы, связанные с составом и структурой движения, его перспективами. Социально-теоретические основы данного движения являются практически неисследованными. В связи с новизной феномена, его разносторонностью и многообразием, систематической теории альтерглобалистского движения пока не существует ни в зарубежной, ни в отечественной литературе. Однако, учитывая очевидную взаимосвязь деятельности альтерглобалистов с происходящими в мире глобализационными процессами, необходимо обратиться к работам, посвященным проблемам глобализации, в которых можно найти не только истоки зарождения основных идей и принципов современного альтерглобализма, но и определенные идеи о его сути и динамике развития.

С момента появления глобализации в социально-гуманитарной литературе начинаются дискуссии относительно сути процесса глобализации. При этом если одни авторы превозносят глобализацию, то другие её резко критикуют. В данном ключе интересными являются работы У. Бека, М. Алле, Дж. Стиглица, 3. Бжезинского, С. Хантингтона, Дж. Бхагвати, В. Л. Иноземцева, А. С. Панарина, А. И. Уткина, Г.-П. Мартина и X. Шуманна, В. Кузнецова, Ю. Яковлева, В. К. Егорова, В. Г. Федотовой, К. X. Делокарова, В. Н. Шевченко, Л. Н. Москвичева, О. А. Митрошенкова, В. П. Торукало. Заслуживают особого внимания работы, посвященные различным аспектам глобализации, среди которых можно выделить труды М. Г. Делягина, И. А. Гобозова, П. Д. Жилина, В. П. Колесова, В. Л. Иноземцева, С. П. Перегудова, В. Н. Скворцова, А. И. Уткина, А. В. Бузгалина, В. А. Гуторова, М. В. Ильина, А. С. Панарина, С. А. Проскурина, С. М. Рогова, Ю. В. Яковец.

Отметим, что в дискуссиях конца 90-х - начала 2000-х годов о глобализации была довольно распространена тема негативных

последствий, вызванных данным процессом, что идейно близко альтерглобализму. Существующие сегодня определения места альтерглобализма в системе мировой политики, политических и общественных процессах стран и регионов неоднозначны. По проблематике альтерглобализма как общественно-политического, идеологического течения, социального движения издан ряд научных публикаций, как в России, так и за рубежом. Экономисты и историки, среди которых можно выделить В.Г. Хороса, JI. Туроу, Дж. Стиглица, М. Алле, A.B. Бузгалина, А.И. Колганова, М.А. Чешкова, А.Г. Мовсесян, С.Б. Огнивцева, В.М. Коллонтай, H.A. Косолапова, K.JI. Майданика, Н.Г. Рогожину, Б.Ю. Кагарлицкого, A.C. Панарина отмечали, что в результате глобализации, особенно финансовой, приводящей к ослаблению роли национальных государств и возрастанию роли транснационального капитала, происходит отделение денежных потоков от реальной сферы торговли и производства. Последнее приводит к неуправляемому перемещению огромных «виртуальных», ничем не обеспеченных денежных масс, что грозит возможным финансовым и экономическим коллапсом, который даже может затмить Великую депрессию. Несомненно, эти работы поддержали весьма актуальную дискуссию, начатую их зарубежными коллегами, о пагубности неолиберального подхода в экономике, однако, они мало затрагивали социально-философские аспекты и вопрос о теоретических основах альтерглобализма, как влиятельного социокультурного феномена.

Из отдельных аспектов регионального альтерглобализма наиболее отражена в русскоязычной и зарубежной научной литературе протестная деятельность сапатистов во главе с их лидером субкоманданте Маркосом. Так, современному состоянию альтерглобалисткого движения, тенденциям и перспективам его дальнейшего развития, главным образом, в странах Латинской Америки был посвящен «Круглый стол», где выступили такие

ученые,