автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Теория и практика интонирования в современной вокальной музыке
Полный текст автореферата диссертации по теме "Теория и практика интонирования в современной вокальной музыке"
На правах рукописи УДК 781.22
Иготти Елена Юрьевна
Теория и практика интонирования в современной вокальной музыке
специальность 17.00.02 — музыкальное искусство
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
1 9 МАЙ 2011
Санкт-Петербург 2011
4846921
РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА КАФЕДРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И. ГЕРЦЕНА»
Научный руководитель:
доктор искусствоведения, профессор
Гуревич Владимир Абрамович
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ
Ковнацкая Людмила Григорьевна
кандидат искусствоведения, доцент
Радвилович Александр Юрьевич
Ведущая организация: Нижегородская Государственная
консерватория (академия) им. М.И. Глинки
Защита состоится <№■ >А1г\рСс1 2011 года в (/ часов на заседании Совета Д 212.199.20 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена по адресу: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2, ауд. 404.
С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке РГПУ имени А.И. Герцена по адресу 191186 г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.
Автореферат разослан « 6.0.9 2011 года.
Ученый секретарь Совета
кандидат педагогических наук, профессор
И.С. Аврамкова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Исследования, посвященные проблемам исполнения современной музыки, сами по себе обречены стать актуальными, ибо освещают вопросы, научный анализ которых осуществляется, как правило, впервые и охватывает стилистическое «поле», разработка которого сплошь и рядом не имеет и не может иметь утвердившихся традиций. Инерция былых, давно устоявшихся понятий, категорий и дефиниций довлеет, однако, над необходимостью применять новые инструменты анализа. Привычное же далеко не всегда даёт адекватный музыкальному материалу аналитический результат.
Всё это в полной мере относится к теме данной диссертации. Как известно, специфика интонирования вокальной музыки состоит в обязательной опоре на предварительные представления слухового образа с целью озвучить соответствующую интонацию. Академическое образование формирует голос певца, опираясь на язык XVIII-XIX веков. Этот процесс осуществляется на классическом материале, базирующемся на трёхфункционалыюй системе квадратной структуры с опорой мелодии на гармонию. В меньшей степени используются достижения эпохи романтизма, и фактически игнорируется современная музыка.
Такие смысловые элементы музыкальной речи, как неквадратная структура, децентрализованный лад, частая смена устоев, нетемперированный строй, свободная метрика, сложная ритмическая организация и т.д., кардинально отличают музыку XX-XXI веков от произведений предыдущих трёх столетий и являются общими и для авангарда, и для музыки тональной ориентации. Особенностью современного вокального языка стало использование всего богатства возможностей голоса и органов речи для формирования процесса фонации1. При этом практикуется не только певческий, но и речевой способ звукоизвлечения. Под «певческим» и «речевым» мы понимаем режимы работы голосового аппарата. Собственно же способы звукоизвлечения (звукового самовыражения) здесь и далее разделяются на фонационный (с участием голосового аппарата) и нефонационный (без участия голосового аппарата, т.е. «звучащие жесты»). При фонационном способе можно выделить звуки, имеющие преобладающую частоту основного тона, и звуки, не имеющие преобладающей частоты тона. На основе с одной стороны равноправного, а с другой стороны взаимодополняющего существования и использования певческого и речевого способов фонационного звукообразования, а также внедрения нефонационных способов звукоизвлечения, возникают новые системы организации вертикали и горизонтали. В этих условиях стереотипы, сформированные существующей системой академического образования, господствующие в сознании
1 Фонация (от греч. phone - звук, голос) в фонетике, физический процесс образования речевых звуков, воспринимаемых слухом.
современного музыканта, не соответствуют тому, с чем он сталкивается в реальной концертной деятельности. В частности, одним из требований международных конкурсов является исполнение произведений XX-XXI веков. Участие в форумах современной музыки, таких как российские и зарубежные фестивали "Звуковые пути", "Барокко и авангард" "От авангарда до наших дней", "Московская осень", "New classic", "Música nova" требует от артиста владения новыми приёмами интонирования. Ныне он, так или иначе, вынужден работать с новейшими произведениями. Но этот процесс носит стихийный характер, без систематического изучения элементов современного музыкального языка, которыми можно пользоваться далее в работе над другими сочинениями.
Проблема освоения современной вокальной музыки рассматривается автором с различных сторон: композиторской, исполнительской, теоретической и излагается с позиций композитора, практикующего вокалиста-исполнителя академической, фольклорной и современной музыки и преподавателя теоретических дисциплин. Ракурс диссертации определяется спецификой современного вокального репертуара.
Цель работы - выявить объективные возможности человеческого голоса, описать наиболее распространённые способы звукоизвлечения и способы их фиксирования, и на примерах их использования в произведениях второй половины XX века определить закономерности современного вокального интонирования, а также упорядочить работу исполнителя над ними.
Задачи работы — систематизировать различные приёмы звукоизвлечения в камерной вокальной музыке второй половины XX века исхода из их звуковысотной, ритмической и тембровой характеристик, и выявить устоявшиеся закономерности их функционирования.
Объект исследования - образцы вокальной музыки второй половины XX века, зиждущиеся на новых закономерностях музыкального языка, воплощенных в способах интонирования, и входящие в камерный репертуар современного певца.
Предмет исследования — исполнительские приёмы, характерные для новейшей вокальной музыки, использующие фонационные и нефонационные способы звукоизвлечения, и различные возможности их фиксирования.
Степень научной разработанности проблемы.
Вокальная музыка XX-XXI веков исследовалась в различных аспектах: вокальной технике посвящены работы В.П. Морозова, В.И. Юшманова; исследованиями в области физиологии голосообразования занимались М.И. Фомичёв, И.И. Левидов, A.B. Яковлев и др.; проблемы исполнительства, вопросы, близкие данной теме, затрагивались ранее в трудах О.Ф. Шульпякова, В.П. Сраджева, В.И. Юшманова; фонетический аспект обсуждался Юкари Яно, П. Люнгом; вопросы акустики поднимались И.А. Алдошиной; с точки зрения композиции этот исторический период описан у Ц. Когоутека, Ю.Н. Холопова,
Е.А. Ручьевской; аспекты гармонии обсуждались в работах Т.С. Бершадской, Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева, Ю.Н. Тюлина, Б.М. Теплова, Н.С. Гуляиицкой; ритма - Ю.Н. Холопова, М.Г. Харлапа; ладотоналыюсти - Э.Е. Алексеева, Е.В. Гиппиуса; формирование слуховых стереотипов - О.П. Коловского, Н.А. Бергер, Л.М. Маслёнковой, М.В. Карасёвой, П.П. Сладкова.
Исследований же по теории и практике современного вокального интонирования в России до сих пор не было.
Научная новизна
1. В научный оборот впервые вводится труд, посвященный проблемам современного вокального интонирования, в котором ситуация рассматривается с точек зрения композитора, теоретика и исполнителя, обладающего опытом академического (классического и авангардного), а также фольклорного исполнительства.
2. В работе впервые проанализирован корпус современной вокальной музыки с целью выявления основных способов звукоизвлечения, композиторских и исполнительских приёмов, созданных на их основе, и вариантов их графической записи.
3. На основе проведённого анализа создана сводная таблица, применимая в повседневной практике, как композиторов, так и вокалистов. Такая систематизация позволяет авторам и исполнителям достичь взаимопонимания в процессе создания музыкального произведения.
4. В целом исследование открывает новые горизонты для изучения возможностей человеческого голоса в композиторской и исполнительской практике.
Теоретическая значимость
Впервые в отечественном музыкознании систематизирована и теоретически проанализирована система приемов вокального интонирования в современной музыке. Дана характеристика каждого из этих приемов, определено его место и функция в композиторском и исполнительском процессах. Выявлены теоретические основы практического применения новой вокальной техники в музыкальном искусстве ХХ-ХХ1 веков. Составлена обобщающая таблица - свод основных обозначений вокальных приемов и их расшифровки в различных стилевых направлениях современного композиторского творчества.
Практическая значимость работы
Основной материал диссертации может быть использован исполнителями, а также преподавателями - певцами, композиторами, дирижёрами, музыковедами при изучении современной вокальной музыки. Отдельные положения исследования помогут педагогам теоретических дисциплин (в частности, сольфеджио) в занятиях со студентами-вокалистами
разрешить некоторые проблемы развития слуха вне мажоро-минорной системы, расширить возможности освоения метра и ритма. Профессиональные композиторы и преподаватели композиции смогут глубже изучить возможности певческого голоса как инструмента, найдут способы применить их в композиторской практике, получат импульс к изобретению новых приёмов вокального интонирования. Подробно описанные в диссертации варианты фиксации звукового материала послужат справочником для студентов-композиторов и исполнителей при написании и разучивании вокальной литературы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования опираются на более чем двадцатилетний исполнительский, композиторский и преподавательский опыт автора, богатую концертную практику в России и за рубежом, и подтверждаются соответствующими нотными примерами, аргументирующими основные положения работы.
Авторская апробация основных выводов и идей проходила:
• В форме докладов на различных научных конференциях.
• В опубликованных статьях.
• В регулярной практической работе вокалиста - концертах современной музыки в Carnegie Hall, Merkin Concert Hall (New York, USA), Санкт-Петербургской филармонии, выступлениях на международных фестивалях современной музыки - таких, как «Kavvai», «Звуковые пути», «Барокко и авангард» и т.д.
• В мастер-классах.
• В композиторской практике.
Результаты исследования отразились в исполнительской и педагогической практике автора диссертации: в РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербургской государственной консерватории им. H.A. Римского-Корсакова, а также в Julliard Music School (Нью-Йорк, США) и в Chicago State University (Чикаго, США).
По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 1,75 печатных листа (из них две в изданиях, рекомендованных ВАК).
Основные положения, выносимые на защиту
• Доминирующими компонентами вокального языка являются певческий и речевой способы звукоизвлечения.
• Данные способы звукоизвлечения формируют базис для образования различных приёмов вокального интонирования.
• Основой певческого интонирования является произвольная работа дыхания, базирующаяся на условно-рефлекторной динамике.
• Контролируемая, произвольная высота возникает при помощи «динамики дыхания» на основе устойчивого, «примарного» тона.
• Развитие певческого аппарата как специфического инструмента зиждется на принципе тиражирования примарного тона в непрерывном и дискретном движении интервала. .
• Единицами вокального интонирования являются скользящее и ступенчатое (непрерывное и дискретное) интонирование - «образ скольжения» и «образ шага».
• Важнейшая характерная черта приёмов звукоизвлечения - наличие или отсутствие преобладающей основной частоты в извлекаемом звуке.
• Звуки с преобладающей основной частотой традиционно организуются в темперированные системы.
• Звуки без преобладающей основной частоты, со сложным спектральным устройством также требуют определённой систематизации, примером чего для фонем языков является МФА (международный фонетический алфавит).
• Возникает необходимость в универсальной системе графической записи вокальных приёмов интонирования, включающей существующие способы нотации, но не ограничивающуюся ими.
Структура работы
Диссертация (170 стр.) состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы, включающего 127 наименований.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается научная новизна концепции, определяется цель, задачи и объект изучения. Рассматриваются в целом новые приёмы вокального звукоизвлечения, используемые в музыке ХХ-ХХ1 веков, выявляются основные проблемы, связанные с её исполнением.
Глава первая: «Вокальный язык - система звукового выражения человека».
Ракурс исследования находится в русле проблем, касающихся речевого и певческого звукоизвлечения2. Среди крупнейших исполнителей, использующих оба принципа работы голосового аппарата в своём творчестве - Кэти Берберян, Мередит Монк, Жан Де Гаэтани, Нусрат Фата Али Кхан, Михико Хираяма, Диаманда Галас, Джоан Ла Барбара, Марианна Шуппэ, Сабина Мейер. Взаимодействие речевого и певческого начала в музыке - проблема, поднимаемая и рассматриваемая композиторами (Шёнберг, Берио, Кейдж) и искусствоведами (Е.А.Ручьевской, А.А.Володиным и др.). В связи с усилением речевого начала в современном вокальном творчестве анализ этой проблемы представляет особый интерес.
2 Поя речевым и певческим способом звукоизвлечения подразумеваются любые фонационные (то есть
выраженные посредством голосовых связок) приёмы самовыражения человека.
Все способы звукоизвлечения, основанные на применении голосового аппарата, базируются на двух основных режимах его работы: певческом и речевом. С точки зрения физиологии между ними существует принципиальное различие (об этом писали: ИМ. Левидов, И.А. Максимов, М.И.Фомичёв и др.). Во время речи на согласных голосовые связки разомкнуты, воздушное давление под ними неравномерно изменяется. Поэтому для обычной разговорной речи характерно неустойчивое положение голосового аппарата. Во время пения, наоборот, голосовой аппарат находится в устойчивом взаимодействии гортани и дыхания. При спокойном вокальном голосообразовании голосовые связки сомкнуты, гортань относительно устойчива. Под связками воздушное давление также более или менее устойчиво.
Под академическим пением обычно подразумевается техника владения голосом и приёмы звукоизвлечения, опирающиеся на выявление основной частоты звука и области побочных ему частот - т.е. обертонов основного тона. Данный вопрос изучался такими исследователями, как А.В. Яковлев, В.В. Медушевский, И.К. Назаренко, В.А. Багадуров, Ю.А. Барсов, А.Е. Варламов, Е.В. Круглова и др. К XX веку академическое пение сформировалось в стройную систему, ставшую базисом профессионального вокального искусства и показателем технической подготовки певца.
Общеизвестно, что процесс образования континуального (певческого) тона связан с работой дыхания. В настоящем исследовании этой проблеме уделяется большое внимание. Рассматривается его классификация, а так же теоретическое и практическое значение в звукообразовании. Подобный процесс - не хаотичен, а управляем на условно-рефлекторном уровне. Фундаментом же певческого интонирования становится произвольная работа дыхания, базирующаяся на условно-рефлекторной динамике.
Поскольку основой пения является выдох, выделяются два его типа:
1. Выдох непроизвольный, т.е. естественный, рефлекторный, бесконтрольный, над которым человек (или любое другое живое существо) не задумывается. Главная особенность такого выдоха - сокращение количества воздуха в лёгких, а следовательно, угасание звука (diminuendo дыхания), и понижение высоты тона (если в процессе участвуют голосовые связки).
2. Выдох целенаправленный, осознанный, контролируемый. Основное его отличие от непроизвольного заключается в необходимости большего количества дыхания, а точнее, постоянной его «подачи» (crescendo дыхания).
Для рассмотрения вопроса о естественном, рефлекторном звукообразовании, требуется обращение к явлению «примарного тона» -источника певческого интонирования. По мнению М.И.Фомичева, «примарный тон - наилучше звучащая нота, обычно в середине диапазона или ряд тонов -область примарного звучания». На основании данного определения заметим, что главным фактором владения певческим инструментом, т.е. способности управлять им как по мелодической горизонтали, так и по гармонической
вертикали, становится память на примарный тон (ощущение). Этот тон становится точкой отсчёта, от которой начинающий певец отрабатывает осознанные, контролируемые интонации. С помощью данного удобного, регулируемого тона, человек, развивая свой диапазон, по сути дела, стремится перенести эти ощущения на другие топы с помощью усиления и «натяжения» дыхания, эмоциональной напряжённости. Под «натяжением» или динамикой дыхания мы подразумеваем процесс фонации, то есть работу всего певческого аппарата, включая различные группы мышц, участвующие в нём, а также действие центральной нервной системы как основы функционирования всего организма.' . '
Контролируемая, произвольная высота возникает при помощи динамики дыхания на основе устойчивого, примарного тона. Плавное прибавление дыхания способствует постепенному, непрерывному изменению звуковысотности, а резкое, толчкообразное - дискретному, ступенчатому. Становление этого процесса как осознанного, отработанного на уровне условного рефлекса, слухо-мышечного стереотипа и позволяющего управлять звукообразованием — основная задача начинающего вокалиста.
Дальнейшее развитие певческого аппарата как специфического инструмента зиждется на принципе тиражирования примарного тона в непрерывном и дискретном движении интервала - первичного звена певческой интонации. Единицами вокального интонирования оказываются скользящее и ступенчатое.
В отличие от академической, одно из новых главных слагаемых современной вокальной музыки - сложный комплекс частот, без доминирующего основного тона. В частности, у фонем речи существует такая особенность, как форматная структура спектра.
Поскольку в природе присутствуют как звуки, . издаваемые естественными резонаторами (высотная точечность), так и звуки, не имеющие ярко выраженной основной частоты, в традициях пения, отличных от академического (например, в устном народном творчестве) зачастую нет чёткой границы между тоном и шумом, континуальностью и дискретностью, пением и речью. И закономерно, что звуки человеческого голоса, исполняемые вне традиции академического пения, имеют сложный спектр звуковых частот.
Теоретически возможно создание сигнала со сколь угодно сложным спектральным составом. Исходя из поставленных в нашем труде задач, мы провели исследование спектральных характеристик голоса профессионального вокалиста, использующего различные исполнительские техники. Данный анализ призван выявить богатство вокальных возможностей человека, а также уточнить специфику объективных' физических характеристик звуков, производимых в той или иной манере.
Вот итоги спектрального исследования голоса одного певца (автора диссертации), воспроизводящего короткие вокальные фрагменты (звук «а »)., четырёх типов:
Чистый тон
ют®
Классический вокал
«¡Гц
¿¡Г-Ч-} #
с «ал* ■ • ♦аавгц
• £ а»«»" }
Фольклорное пение
Л*-» ЗДОГК чХЛЛ-а 4И«»1«.
Ч-лхелх а «а . Ги«8Я V
ЗЗ'-'-К&чад*:- ? ........
......................
3 > ;
га С-ЗЕ12Э
ю
IV. Фонема
Спектральный анализ производился при помощи компьютерной программы Audacity 1.3.10-beta.
Спектр чистого тона показал ярко выраженный основной тон и обертоны. Классический вокал отличает большее богатство обертонового ряда, при сохранении прежней обертоновой опоры. Характеристика фольклорного пения выявила структуру, не являющуюся, однако, обертоновым рядом. Здесь наблюдается гораздо большее богатство частотных компонент. И, наконец, чистая фонема звука «а» представила типичную формантную структуру с fl=671Hz и f2=1176Hz, а также «певческую форманту» (свойственную профессиональным вокалистам) на 3559Hz.
Таким образом, мы видим, что один и тот же человек может создавать звуки самой разнообразной спектральной окраски, т.е. тембра, которые невозможно представить одной только звуковысотностью, и для оценки которых приходится привлекать другие нотации. Это обстоятельство является основополагающим моментом в образовании певца, желающего откликнуться на всё многообразие современного репертуара, а не ограничивать себя исключительно академическим вокалом.
Обратим внимание на то, что спектральная структура фольклорного пения занимает промежуточное положение между классическим вокалом и фонемами речи: тема, заслуживающая отдельного исследования.
Таким образом, для некоторых манер исполнения ведущей характеристикой оказывается высота, а для других - тембршъиш краска звука. В современной вокальной музыке тембр несет особую конструктивную функцию.
Здесь и далее под «тембром» мы понимаем сложную спектральную характеристику звука.
Глава вторая: «Новые приёмы звукоизвлечения в вокальной музыке XX века и способы их фиксирования».
С использованием в технике композиторского творчества новых приёмов звукоизвлечения возник вопрос о способах фиксирования, записи музыкального материала. Он особенно важен для музыкантов XX-XXI веков и касается не только современной академической музыки. Для учёных, занимающихся неевропейскими культурами, эта проблема не менее актуальна. Вместе с тем, как следствие её обсуждения, сформировался вопрос более широкого плана - о целях записи музыкального материала и её возможностях.
Современный этап музыкального искусства характеризуется новыми формами взаимоотношения композитора и исполнителя. В частности, композиторы нередко намеренно предлагают исполнителю «домыслить» идею своих сочинений, предлагая не йотированный текст, а скорее «правила игры», в которую вовлекается исполнитель, а затем и слушатель. Задача композитора -не только изучить и «смоделировать» новые приёмы, но и, возможно главное, найти такой способ записи, который бы максимально полноценно отражал его замысел. В свою очередь для исполнителя необходимо чёткое представление о намерениях автора музыкального текста - как в плане высоты, ритма и артикуляции, так и в плане общего характера произведения. То есть, новые возможности человеческого голоса требуют новых способов фиксирования.
В целом, можно выделить две различные цели графической записи современного звукового материала:
1) Фиксирование звучащего произведения или отрывка.
2) Запись идеи, намерений автора, предполагающая индивидуальное прочтение исполнителем данного произведения на правах (до определённой степени) соавторства.
Данному вопросу уделяют внимание учёные разных поколений: Ц. Когоутек, Р.И. Грубер, Г.А. Орлов, В.Г. Карцовник, Е.В. Герцман, А.Т.Тевосян, Е.А. Дубинец, Е.И. Аронова, Е.Г. Гуренко, С.М. Мальцев. Актуальным и в настоящее время остаётся анализ способов нотации, разработанных Ф. Бузони, Н. Обуховым, А. Шёнбергом, К. Потом, Р. Фости. Рассматриваются также различные варианты записи фольклорного музыкального материала, представленные в работах Е.В. Гиппиуса, Э.Е. Алексеева, И.И. Земцовского, E.H. Разумовской и др.
В связи с использованием новых приёмов интонирования и формирования новой композиторской техники возникает вопрос о способе записи музыкального материала и удобства его прочтения исполнителями для воплощения в звучании с наименьшими искажениями. В этом ракурсе необходимо проследить новые приёмы звукоизвлечения с позиций ритма и высоты, а так же уделить особое внимание речевой интонации и звучащим жестам.4
4 Под звучащими жестами в данной работе подразумеваются звуки дыхания - без работы голосовых
связок, не имеющие определённой звуковысотности, и звуки, издаваемые не дыхательным аппаратом (щелчки языком, хлопки в ладоши, топанье логами).
Одно из следствий новых или неиспользованных ранее приёмов вокального звукоизвлечения — переосмысление высотной и временной организации музыки {ритма и звуковысотности). Европейская классическая вокальная музыка основывалась на метре. И временная организация словесного текста, в той или иной степени, но обязательно подчинялась ритмической размеренности музыкальной ткани. В современной вокальной музыке вся композиция может быть построена на игре ритма стиха и ритма музыки. Композиторы часто выбирают нерифмованные тексты, дабы не быть «привязанными» к равномерной пульсации и акцентам. В связи с этим возникает новый тип ритмической организации - не по принципу сильной и слабой доли и кратности составляющих её элементов, а по принципу акцентуации и «веса» звуков. Любые два звука, составляющих интонацию, независимо от их положения во времени, могут не иметь точного количественного, математически выверенного взаимодействия, но находятся между собой в акцентно-«весомом» соотношении.
Следует отметить, что в истории музыки были периоды, когда голос использовался как инструмент с широким спектром звуковых частот, нетемперированный по своей природе. На определённом историческом этапе темперация, господствовавшая в инструментальной музыке, подчинила себе и вокальное интонирование. Отход от темперации и стремление к единству пения и речи сближает современный музыкальный язык с языком античной культуры, в которой слово оказывало особенно большое влияние на музыку. В отличие от классической музыки, где высотная и временная организации основаны на постоянных единицах измерения (тон и доля), здесь нет стабильных высотных и временных констант. Мера исчисления высоты (вертикали) и метроритма (горизонтали) зачастую весьма относительна.
Понятия относительной высоты и длительности звука, а так же влияние речевой интонации рассматриваются в диссертации на примере вокального цикла С. Слонимского «Польские строфы». Данный опус представляет собой характерный образец использования нетемперированной звуковысотности, а точнее, системы темперации иного нестандартного типа - с одной стороны, и системы относительной, некратной длительности - с другой, что отражено в специфических приёмах записи.
Элементами современной вокальной интонации могут быть и тембральные, динамические, артикуляционные, берущие начало от речевой интонации. В начале XX века под речевой интонацией в музыке подразумевали БргесШтте. К концу XX - началу XXI веков в связи с применением не только речевых интонаций, но и собственно речи и дыхания понятие З^ргескитипе разрастается, появляется множество его видов (максимально высокий тон, крик, шёпот и др.). В письменном варианте основное принятое обозначение -штиль без ноты или штиль с крестиком - становится не всегда понятным. Оно часто подразумевает совершенно разные способы произнесения речевых единиц в вокальной музыке, возникшие помимо собственно пения. В данной работе предпринята попытка расшифровать этот способ нотации на примерах
произведений композиторов XX века, таких, как А. Волконский, У. Карлинс и др.
Помимо речевой лексики, материалом для создания современного музыкального произведения могут быть отдельные фонемы. Если в традициях европейского классического вокала согласные не распевались, то в музыке XX века они наделяются длительностью наравне с гласными. Существуют примеры, в которых авторы используют не только фонемы, но звуки, вычленяемые из слов, своего рода «звуковые стандарты», которыми обладает каждый язык, а так же парафонетические элементы5. Роль фонетики в современном вокальном языке сопоставима с аналогичной её ролью в поэзии XX века - В.В. Хлебникова, А.Е. Кручёных и т.д., где она выполняет конструктивную функцию в организации художественного текста.
Наряду с пением, использование речи и других приёмов звукового самовыражения человека в современной вокальной музыке позволяет значительно расширить тембровые возможности человеческого голоса - как инструмента. Тембральная краска, которая требует соответствующего определения и способа фиксирования в композиторском творчестве, становится не только свойством, но и самостоятельным средством выразительности, таким же, как высота. До сих пор музыкальная нотация не имела специальных обозначений в этой области. При рассмотрении использования фонетической игры в создании вокального произведения, наряду с примером из опуса Ж. Апергиса, проводятся параллели с употреблением этого приёма в устном народном творчестве, а также приводятся примеры различных графических способов фиксации музыкального материала.
Ещё одним новым средством выразительности в современной вокальной лексике становится звучащий жест. Этот приём издавна практикуется в фольклоре как одна из форм синкретического проявления знаковой системы самовыражения человека, средство комуникации между собой и природой. На примерах произведений М. Баббита, Дж. Кейджа, Л. Берио и др. демонстрируется включение его как специального приёма интонирования.
Итак, введение нетрадиционных способов звукоизвлечения связано с необходимостью возникновения новых типов организации музыкального текста и соответствующей нотации. Выбор символов, отражающих высотные, временные, артикуляционные и другие характеристики звука, может быть сугубо специфическим, продиктованным особенностями того или иного музыкального отрывка. В этой связи цель записи данного конкретного опуса часто подразумевает фиксирование намерений автора, предполагающее индивидуальное его прочтение.
5 Парафонетический фактор - наличие в речи звуков, не связанных с вербальными и мелодическими явлениями, таких как смех, плач, вздохи, прищелкивание пальцами, хлопки и т. д Эти приемы рассматриваются на примере произведения Д.Шелси "Canti del Capricomo".
Глава третья: «Практическое использование новых приёмов современной вокальной музыки».
Трактовка образцов вокальной музыки XX-XXI веков требует от исполнителя применения особых тембровых и артикуляционных красок певческого аппарата, выработанных на основе устойчивой звуковысотной интонации.
Опорой вокалисту в его певческой деятельности служит «память на звучание»6, высотными элементами которой становятся: память на регистры, тембр, интервалы, точечная память (память на отдельные тоны) и др.
Как уже упоминалось, с исчезновением границ между речевой и собственно певческой интонацией в современной музыке, при ее анализе и исполнении на первый план выступает конструктивная роль тембра и регистров, что на протяжении истории уже имело место в музыке бесписьменной традиции (древние календарные песни и другие архаические жанры). Так, например, в фольклорных плачах не имеется определённой звуковысотности, но присутствуют три контрастных по тембру (а, следовательно, и по звуковой шкале) регистра. В фольклорном материале в целом простые интонационные формулы существуют во взаимодействии с тембрально-регистровой окраской, в единстве с текстом и движением. На примерах русского устного народного творчества и способах их фиксирован™, заимствованных из трудов E.H. Разумовской, Э.Е. Алексеева, A.M. Листопадова, А.Т. Гречанинова, выявляются специфические приёмы звукоизвлечения, особенности звукового строя, ритмической организации, используемые впоследствии в музыке XX-XXI веков. Нетемперированный строй, гетерофонная фактура, несимметричная структура, свободная метрика, линеарный тип развития мелодии, незаполненные звукоряды, мелодические лады с переменными устоями и «плавающими» ступенями и т.д., всё это -исторический и практический багаж, неотделимый от современности.
Понимание принципов организации фольклорной музыки служит своеобразным «мостом» к исполнению музыки современной, которая так же, как и в бесписьменной традиции, воплощается в звучании на основе неразрывного единства певческого и речевого способов звукоизвлечения. Особенности строения музыкальной ткани, связанные с ними, анализируются на образцах творчества А. Веберна, Д. Лигети, Л. Берио, Г. Крама, Д. Кейджа, Д. Шелси, А. Волконского, С. Слонимского, Б. Тищенко, Э. Денисова, У. Карлинса, Ю. Вейр, К. Майербе, Б. Рэндса. Здесь в русле поставленной проблемы предпринята попытка систематизировать приёмы певческого и непевческого интонирования и обозначить порядок действий по их освоению.
Процесс певческого фонационного интонирования происходит с помощью контролируемого плавного (скользящего) или дискретного (ступенчатого) прибавления дыхания, в результате которого при певческом режиме работы голосового аппарата образуется звук с преобладающей
6 Выражение О.П.Коловского
основной частотой (традиционно понимаемый как звук, имеющий точную высоту).
Важнейшими для интервала как первичного элемента певческого интонирования оказываются его образно-эмоциональная и физиологическая характеристики. Из всех возможных способов интонирования интервала можно выделить два основных - «интонацию скольжения» и «интонацию гиага», которые в исполнительской практике сосуществуют в постоянном взаимодействии и являются источниками континуальной интервалики, речевых фонем, их регистровой смены, памяти на относительную и абсолютную высоту. Расстояние создаёт форму интервала, а «скольжение» дыхания наполняет её. Для полноценного, стабильного интонирования интервала необходимо взаимодействие этих двух образов, подкреплённое определёнными физиологическими ощущениями, выработанными на уровне стереотиповЛ
Дискретный образ интервала как сочетания двух высотных точек -«образ шага» - возникает с помощью специфического вида памяти - памяти на абсолютную высоту. Непрерывный образ интервала, «образ скольжения» вырабатывается на основе памяти на относительную высоту.
В образцах вокальной музыки с преобладанием речевого способа звукоизвлечения, где основным интонационным звеном оказывается фонема, фонетическая окраска текста становится центральным формообразующим элементом сочинения. Внутри лингво-фонетической системы обнаруживаются взаимосвязи и тяготения между её элементами. То же происходит и с тембровыми элементами. Они могут взаимодействовать так же, как ступени звукоряда - равноправно. Сила каждого из них зависит от контекста. В тех случаях, когда требуется точная высота согласного звука, не используемая или не фиксированная ранее в классической музыке, необходимо научиться артикулировать данный тон на определённой высоте.
Среди звуков человеческого голоса с неопределенной основной частотой тона выделяются «звучащие жесты». Отрабатывать их, как и любые другие новые приемы звукоизвлечения, необходимо с особой тщательностью, на условно-физиологическом уровне, учитывая, что именно в такого рода музыке мышечные ощущения и мышечная память «фиксируют и запоминают» интонации лучше, чем слуховые. Работу с подобным произведением следует начинать с подробного изучения комментариев к нему, где описываются специальные приемы звукоизвлечения.
Приступая к репетиционному процессу, прежде всего, необходимо выявить основное интонационное звено (или несколько звеньев) музыкального отрывка, выработать слуховые, а главное, - мышечные, физиологические ощущетш-рефлсксы, необходимые для дальнейшего свободного музицирования. Освоение ритма, интервалики и фонетики должно быть доведено до такого совершенства, чтобы каждый звук интонировался и воспринимался не как составляющая интервала, слова или ритмической фигуры, но как индивидуальная деталь, тембро-краска, составляющая всю конструкцию произведения. Поэтому, для начала работы вокалиста с
современной музыкой необходима полная переоценка, переосмысление им возможностей собственного голоса в живом интонационном процессе.
В Заключении подводятся общие итоги исследования, а также намечаются его дальнейшие перспективы.
В своей работе мы попытались отобразить узловые моменты, связанные с диалектикой вокального интонирования в современной музыке. Этот процесс — сам по себе архисложный, предъявляет особые требования к анализу музыкального материала. Ведь ландшафт современного вокального искусства разительно изменился по сравнению, например, с эпохой bel canto. При этом, однако, музыкальный материал и педагогические принципы, используемые в образовании современного вокалиста, в основном, по-прежнему опираются на постулаты прошлого. Такие техники вокального звукоизвлечения, как применение фонем различных языков, нетемперированный строй, звукоподражание, звучащие жесты, электронная обработка голоса, являющиеся существенным элементом языка современных композиторов, не находят своего отражения не только в образовании современного вокалиста, но порой даже в самой музыкальной нотации. Подобное положение вещей приводит к парадоксальной ситуации игнорирования «новой музыки» значительной частью музыкальной общественности не столько по причине сознательного решения, сколько из-за своего рода «языкового барьера», вызванного, во многом, отсутствием элементарных навыков понимания новых интонационных систем. Как и любой новый язык, язык современной музыки требует постоянной практики восприятия для всех категорий слушателей, тем более для профессионалов - исполнителей и композиторов.
Нами была произведена систематизация техник вокального звукоизвлечения, которая может оказаться полезной как в исполнительской, так и в композиторской деятельности. Предпринята попытка, основываясь на двух видах интонирования - певческом и речевом, с учетом двух основных способов вокального звукоизвлечения - фонационного и нефонационного, показать, сколь многообразны фундаментальные акустические версии различных исполнительских вокальных техник. При этом семиотический (знаковый) смысл вокальной интонации оказывается неразрывно связанным со слуховым ее восприятием. Подробный анализ различных аспектов собственно певческой интонации позволил кристаллизовать в качестве важнейших признаков два ее тина: скользящее и ступенчатое интонирование - базовые для современной вокальной лексики. Не менее богатый материал дало исследование речевой интонации, благодаря которому стало возможным выделить те ее компоненты (тембровые, артикуляционные и др.), которые непосредственно повлияли на процесс ее инкорпорирования в профессиональную вокальную культуру нашего времени. В концентрированном виде новые приёмы вокальной техники приведены в нижеследующей сводной таблице.
Классификация приемов вокальной техники
Фонационный звук, имеющий фиксированную высоту (преобладающую основную частоту тона)
Певческий способ звукоизвлечения
О-
Речевой способ звукоизвлечения
Фонационный звук, не имеющий фиксированной высоты
гтп ^
По разделению на | Монорегистро регистры вый
Певческий
Речевой
Многорегистро Певческий
выи
и ' 1
V * * у
Речевой
и
Контрастно-регистровый
Певческий
5
Речевой
ЯЗ"
По типу интервалики
По длительности
Точная на
фиксированной
высоте
Неточная на
фиксированной
высоте
Певческий
Речевой
Щ
Точная на
относительной
высоте
Неточная на
относительной
высоте
Длящийся тон
Короткий тон
Певческий
Я
Речевой
1}1> ¿1
Певческий
Речевой
Певческий
Речевой
Певческий
И
По форме звукообразования
Речевой
Открытый рот Певческий
Закрытый рот +
Речевой
» Г
о
г
Певческий
Речевой !
Полуоткрытый рот в в Певческий р
в Речевой ^
Широкий оскал СИ
С вытянутыми губами СГ^^З
Со сжатыми зубами | -р
По фонетическим характеристикам На нейтральную гласную ©
На нейтральную согласную ©
Щелевой ©
Неспецифический сегмент о
На определенную гласную [а]
На определенную согласную [5]
Плавный переход с одной гласной на другую о=и
По атаке звука 1 Аспирация на
Гласный Согласный
[ьа] ОТ
ра]
Га] м
Эективный звук на вдохе
[®а3 №
Озвончение
[иа] ] [1®]
Оглушение звонких ГЬ1 1-^
Озвончение глухих С-0
Фарингадизация - точная, напряженная артикуляция [30 |
Хриплый голос
Веляризованный, глубокий _. хрип
Перед- и пост-вокальная артикуляция
Носовой фрикативный (с носовым придыханием) [тр]
Немая артикуляция.
С£0
По
парафонетическим характеристикам
Дыхание
¡Ртом
Вдох
Выдох
Шепот Кашель
Смех Свист
Щелчки
Щелевой губно-губной глухой [ф]
Щелевой губно-губной звонкий [р]
Носом
С
Р
С7 Ф
Губами ' Срединный щелчок
¡губами двугубный О
Языком
Срединные ¡Глухое цоканье
на зубах и альвеолах ;
Звонкое цоканье на зубах | | и альвеолах £
Боковой - звонкое боковое цоканье
Ретрофлексный удар по альвеолам (язык загнут)
Лингволабиальный щелчок (язык ударяет по верхней губе)
6
РРР5
ЬЬЬ
Быстрое щипковое окончание звуков ^ г\
ЛГЦП^
Зубами Обратный дентолабиальный р (нижние зубы ударяют по верхней губе)
Бидентальный щелчок 1__1 1 1
Бидентальный щелчок ^ с ВЫДОХОМ 1 1
По тембру Академический (вокал)
Драматический (театр) ч. - ' <—-•
Фольклорный
Звучащие жесты Щелчки пальцами ^
Хлопанье в ладоши Ж
Топанье ногами ш
Каждый т этих средств певческого, речевого (фонетического и парафонетического) инструментария, а так же звучащих жестов может использоваться как приём интонирования в вокальной музыке.
Остается надеяться на то, что материал данной диссертации может оказаться полезным исследователям, педагогам, а в первую очередь, конечно, исполнителям-вокалистам. И мы верим, все они будут вознаграждены за свои усилия по изучению новых вокальных техник богатством приобретенных знаний и свободы самовыражения, которую эти техники открывают.
Основное содержание работы отражено в следующих публикациях: Статьи:
1. Антоненко Е.Ю. «Память на высоту» как основа интонирования современной вокальной музыки / ЕЛО. Антоненко // Искусство н образование. - 2008. - №3 (53). - С. 94-105 (0,6 п.л.).
2. Антоненко Е.Ю. Речевая интонация в вокальной музыке XX-XXI веков / ЕЛО. Антоненко // Искусство и образование. - 2010. - №2 (64). -С. 40^18 (0,5 п.л.).
3. Антоненко Е.Ю., Бергер Н.А., Яцентковская Н.Я. Проблемы формирования и преодоления слуховых стереотипов в процессе обучения теоретическим предметам студентов вокального факультета / Е.Ю. Антоненко, Н.А. Бергер, I I.Я. Яцентковская // Международная научная конференция «Инновационные технологии развития образовательного пространства художественного ВУЗа»: 30 октября 2008, Саратовская государственная консерватория им. JI.B. Собинова / под ред. Е.А. Александровой, Д.И. Варламова. - М.: Экшеи, 2008. - С. 255-260 (0,3/0,1 п.л.).
4. Антоненко ЕЮ. Преломление фольклорных традиций в вокальной музыке XX века / Е.Ю. Антоненко // Современное музыкальное образование 2007—2008: Материалы международной конференции. -СПб.: Издательство ООО «Синтез Бук», 2008. - С. 78-81 (0,2 п.л.).
5. Антоненко Е.Ю. Вопросы речевого интонирования в вокальной музыке XX-XXI веков / Е.Ю. Антоненко // Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование 2007-2008». -СПб.: Издательство ООО «Синтез Бук», 2008. - С.82-87 (0,3 п.л.).
Подписано в печать 28 02 2011 г
Формат 60х84/16.Бумага офсетная. Печать офсетная. Объем: 1,0 п,л. Тираж: 100 экз. Заказ № 1818. Отпечатано в типографии ООО «Копи-Р Групп» 190000, Россия,Санкт-Петербург,пер. Гривцова, д. 1/64
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Иготти, Елена Юрьевна
Введение.
Глава первая. Вокальный язык — система звукового выражения человека.
1. Фонационный способ звукоизвлечения. Звук - основа певческого и речевого принципа работы фонационного аппарата.
2. Спектральная характеристика звука.
3. Вокальная интонация — семиотический знак.
4. Слуховое восприятие.
5. Певческая интонация.
6. Примарный тон.
7. Скользящее и ступенчатое интонирование.
8. Речевая интонация.
9. Звуки речи.
Глава вторая. Новые приёмы звукоизвлечения в вокальной музыке XX века и способы их фиксирования.
1. Нотация в современной вокальной музыке.
2. Возникновение потребности в новых способах записи.
3. Особенности нотации фольклорной музыки.
4. Временная и высотная организации музыки. Способы записи.
4.1 Способы записи высотной организации вокальной музыки.
5. Способы записи речевых элементов звукоизвлечения.
5.1 Фонема как элемент речевого способа звукоизвлечения.
6. Цели и задачи современной нотации.
Глава третья. Практическое использование новых приёмов современной вокальной музыки.
1. Практическое овладение скользящим и ступенчатым интонированием (образами «скольжения» и «шага»).
2. Принципы взаимодействия образов «скольжения » и «шага».
3. Использование различных видов памяти для закрепления приобретенных навыков звукообразования.
4. Использование динамики дыхания в образе «скольжения» и «шага». Принцип тиражирования примарного тона на непрерывном и дискретном интервалах.
5. Фольклорные основы интонирования современной вокальной музыки. «Память на высоту».
6. Стилистическая общность фольклора и современной музыки. Знакомство с образцами бесписьменной традиции.
Введение диссертации2011 год, автореферат по искусствоведению, Иготти, Елена Юрьевна
Актуальность исследования. Исследования, посвященные проблемам исполнения современной музыки, сами по себе обречены стать актуальными, ибо освещают вопросы, научный анализ которых осуществляется, как правило, впервые и охватывает стилистическое «поле», разработка которого сплошь и рядом не имеет и не может иметь утвердившихся традиций. Инерция былых, давно устоявшихся понятий, категорий и дефиниций довлеет, однако, над необходимостью применять новые инструменты анализа. Привычное же далеко не всегда даёт адекватный музыкальному материалу аналитический результат.
Всё это в полной мере относится к теме данной диссертации. Как известно, специфика интонирования вокальной музыки состоит в обязательной опоре на предварительные представления слухового образа с целью озвучить соответствующую интонацию. Академическое образование формирует голос певца, опираясь на язык XVIII-XIX веков. Этот процесс осуществляется на классическом материале, базирующемся на трёхфункциональной системе квадратной структуры с опорой мелодии на гармонию. В меньшей степени используются достижения эпохи романтизма, и фактически игнорируется современная музыка.
Такие смысловые элементы музыкальной речи, как неквадратная структура, децентрализованный лад, частая смена устоев, нетемперированный строй, свободная метрика, сложная ритмическая организация и т.д., кардинально отличают музыку XX-XXI веков от произведений предыдущих трёх столетий и являются общими и для авангарда, и для музыки тональной ориентации. Особенностью современного вокального языка стало использование всего богатства возможностей голоса и органов речи для формирования процесса фонации1. При этом
1 Фонация (от греч. phone — звук, голос) в фонетике, физический процесс образования речевых звуков, воспринимаемых слухом. Фонация — совокупная активность органов речи, обеспечивающая 3 практикуется не только певческий, но и речевой способ звукоизвлечения. Под «певческим» и «речевым» мы понимаем режимы работы голосового аппарата. Собственно же способы звукоизвлечения (звукового самовыражения) здесь и далее разделяются на фонационный (с участием голосового аппарата) и нефонационный (без участия голосового аппарата, т.е. «звучащие жесты»). При фонационном способе можно выделить звуки, имеющие преобладающую частоту основного тона, и звуки, не имеющие преобладающей частоты тона. На основе с одной стороны равноправного, а с другой стороны взаимодополняющего существования и использования певческого и речевого способов фонационного звукообразования, а также внедрения нефонационных способов звукоизвлечения, возникают новые системы организации вертикали и горизонтали. В этих условиях стереотипы, сформированные существующей системой академического образования, господствующие в сознании современного музыканта, не соответствуют тому, с чем он сталкивается в реальной концертной деятельности. В частности, одним из требований международных конкурсов является исполнение произведений XX-XXI веков. Участие в форумах современной музыки, таких как российские и зарубежные фестивали "Звуковые пути", "Барокко и авангард" "От авангарда до наших дней", "Московская осень", "New classic", "Música nova" требует от артиста владения новыми приёмами интонирования. Ныне он, так или иначе, вынужден работать с новейшими произведениями. Но этот процесс носит стихийный характер, без систематического изучения элементов современного музыкального языка, которыми можно пользоваться далее в работе над другими сочинениями.
Проблема освоения современной вокальной музыки рассматривается автором с различных сторон: композиторской, исполнительской, звукопроизводство (артикуляционный аспект), и совокупность акустических характеристик звука, обеспечивающая его слуховое восприятие и анализ (акустический аспект). Процессы производства и восприятия звуков взаимодействуют по принципу обратной связи: при образовании звука важную роль играет слуховой самоконтроль говорящего, при восприятии звука слуховой (сенсорный) анализ дополняется «внутренним» артикуляционным (моторным) самоконтролем слушающего (т. н. анализ через синтез). [93] теоретической и излагается с позиций композитора, практикующего вокалиста-исполнителя академической, фольклорной и современной музыки и преподавателя теоретических дисциплин. Ракурс диссертации определяется спецификой современного вокального репертуара.
Цель работы — выявить объективные возможности человеческого голоса, описать наиболее распространённые способы звукоизвлечения и способы их фиксирования, и на примерах их использования в произведениях второй половины XX века определить закономерности современного вокального интонирования, а также упорядочить работу исполнителя над ними.
Задачи работы — систематизировать различные приёмы звукоизвлечения в камерной вокальной музыке второй половины XX века исходя из их звуковысотной, ритмической и тембровой характеристик, и выявить устоявшиеся закономерности их функционирования.
Объект исследования — образцы вокальной музыки второй половины XX века, зиждущиеся на новых закономерностях музыкального языка, воплощенных в способах интонирования, и входящие в камерный репертуар современного певца.
Предмет исследования — исполнительские приёмы, характерные для новейшей вокальной музыки, использующие фонационные и нефонационные способы звукоизвлечения, и различные возможности их фиксирования.
Степень научной разработанности проблемы.
Вокальная музыка XX-XXI веков исследовалась в различных аспектах: вокальной технике посвящены работы В.П. Морозова, В.И. Юшманова; исследованиялш в области физиологии голосообразования занимались М.И. Фомичёв, И.И. Левидов, A.B. Яковлев и др.; проблемы исполнительства, вопросы, близкие данной теме, затрагивались ранее в трудах О.Ф. Шульпякова, В.П. Сраджева, В.И. Юшманова; фонетический аспект обсуждался Юкари Яно, П. Люнгом; вопросы акустики поднимались И.А. Алдошиной; с точки зрения композиции этот исторический период описан у
Ц. Когоутека, Ю.Н. Холопова, Е.А. Ручьевской; аспекты гармонии обсуждались в работах Т.С. Бершадской, Б.Л. Яворского, Б.В. Асафьева, Ю.Н. Тюлина, Б.М. Теплова, Н.С. Гуляницкой; ритма - Ю.Н. Холопова, М.Г. Харлапа; ладотональности - Э.Е. Алексеева, Е.В. Гиппиуса; формирование слуховых стереотипов — О.П. Коловского, Н.А. Бергер, Л.М. Маслёнковой, М.В. Карасёвой, П.П. Сгтадкова;
Исследований же по теории и практике современного вокального интонирования в России до сих пор не было.
Научная новизна
1. В научный оборот впервые вводится труд, посвященный проблемам современного вокального интонирования, в котором ситуация рассматривается с точек зрения композитора, теоретика и исполнителя, обладающего опытом академического (классического и авангардного), а также фольклорного исполнительства.
2. В работе впервые проанализирован корпус современной вокальной музыки с целью выявления основных способов звукоизвлечения, композиторских и исполнительских приёмов, созданных на их основе, и вариантов их графической записи.
3. На основе проведённого анализа создана сводная таблица, применимая в повседневной практике, как композиторов, так и вокалистов. Такая систематизация позволяет авторам и исполнителям достичь взаимопонимания в процессе создания музыкального произведения.
4. В целом исследование открывает новые горизонты для изучения возможностей человеческого голоса в композиторской и исполнительской практике.
Теоретическая значимость
Впервые в отечественном музыкознании систематизирована и теоретически проанализирована система приемов вокального интонирования в современной музыке. Дана характеристика каждого из этих приемов, определено его место и функция в композиторском и исполнительском процессах. Выявлены теоретические основы практического применения новой вокальной техники в музыкальном искусстве ХХ-ХХ1 веков. Составлена обобщающая таблица — свод основных обозначений вокальных приемов и их расшифровки в различных стилевых направлениях современного композиторского творчества.
Практическая значимость работы
Основной материал диссертации может быть использован исполнителями, а также преподавателями-певцами при изучении современной вокальной музыки. Отдельные положения исследования помогут педагогам теоретических дисциплин (в частности, сольфеджио) в занятиях со студентами-вокалистами разрешить некоторые проблемы развития слуха вне мажоро-минорной системы, расширить возможности освоения метра и ритма. Профессиональные композиторы и преподаватели композиции смогут глубже изучить возможности певческого голоса как инструмента, найдут способы применить их в композиторской практике, получат импульс к изобретению новых приёмов вокального интонирования. Подробно описанные в диссертации варианты фиксации звукового материала послужат справочником для студентов-композиторов и исполнителей при написании и разучивании вокальной литературы.
Достоверность и обоснованность результатов исследования опираются на более чем двадцатилетний исполнительский, композиторский и преподавательский опыт автора, богатую концертную практику в России и за рубежом, и подтверждаются соответствующими нотными примерами, аргументирующими основные положения работы.
Авторская апробация основных выводов и идей проходила:
• В форме докладов на различных научных конференциях.
• В опубликованных статьях.
• В регулярной практической работе вокалиста — концертах современной музыки в Carnegie Hall, Merkin Concert Hall (New York, USA), Санкт-Петербургской филармонии, выступлениях на международных фестивалях современной музыки — таких, как «Kawai», «Звуковые пути», «Барокко и авангард» и т.д.
• В мастер-классах.
• В композиторской практике.
• В дискографии — записях, осуществленных автором диссертации:
1. «Оттенки русской музыки» — вокальная музыка («M-Studio», 2000)
2. «Самуэль Барбер» — вокальная музыка («M-Studio», 2002)
3. «Сфинкс» - мультимедиа-композиция для аудио-видеозаписи и танцовщицы («Amiga», 2003)
4. «Старинная музыка» — классическая вокальная музыка для голоса и органа («M-Studio», 2004)
5. «Санкт-Петербург-Чикаго» - вокальная музыка современных русских и американских композиторов («M-Studio», 2005)
6. «Л.Резетдинов. Весёлые глазки.» — Музыка для детей и взрослых («Дом Музыки» Союза Композиторов СПб, 2007)
Кроме того, у автора имеется более 100 рабочих записей сосвременной вокальной музыки, хранящихся в фондах союза композиторов Санкт-Петербурга, а так же глобальной сети интернет.
Результаты исследования отразились в исполнительской и педагогической практике автора диссертации: в РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербургской государственной консерватории им. H.A. Римского-Корсакова, а также в Julliard Music School (Нью-Йорк, США) и в Chicago State University (Чикаго, США).
По теме диссертации опубликовано 5 работ общим объемом 1,75 печатных листа (из них две в изданиях, рекомендованных ВАК).
Основные положения, выносимые на защиту
• Доминирующими компонентами вокального языка являются певческий и речевой способы звукоизвлечения.
• Данные способы звукоизвлечения формируют базис для образования различных приёмов вокального интонирования.
• Основой певческого интонирования является произвольная работа дыхания, базирующаяся на условно-рефлекторной динамике.
• Контролируемая, произвольная высота возникает при помощи «динамики дыхания» на основе устойчивого, «примарного» тона.
• Развитие певческого аппарата как специфического инструмента зиждется на принципе тиражирования примарного тона в непрерывном и дискретном движении интервала.
• Единицами вокального интонирования являются скользящее и ступенчатое (непрерывное и дискретное) интонирование - «образ скольжения» и «образ шага».
• Важнейшая характерная черта приёмов звукоизвлечения - наличие или отсутствие преобладающей основной частоты в извлекаемом звуке.
• Звуки с преобладающей основной частотой традиционно организуются в темперированные системы.
• Звуки без преобладающей основной частоты, со сложным спектральным устройством также требуют определённой систематизации, примером чего для фонем языков является МФА (международный фонетический алфавит).
• Возникает необходимость в универсальной системе графической записи вокальных приёмов интонирования, включающей существующие способы нотации, но не ограничивающуюся ими.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 127 наименований.
Список научной литературыИготти, Елена Юрьевна, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Алдошина И.А. Музыкальная акустика / И.А. Алдошина, Р. Приттс. — СПб. : Композитор, 2009. - 719 с.
2. Алексеев Э.Е. Нотная запись народной музыки : теория и практика / Э.Е. Алексеев. -М. : Советский композитор, 1990. 168 с.
3. Алексеев Э.Е. Проблемы формирования лада / Э.Е. Алексеев. — М. : Музыка, 1976.-288 с.
4. Альтшулер М.С. Русские похоронные причитания: виды, формы, генезис, бытование: автореф. дис . канд. искусствоведения / Альтшулер М.С.; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. — М., 2007.-24 с.
5. Ансерме Э. Беседы о музыке / Э. Ансерме. — JI. : Музыка, 1985. 103 с.
6. Аронова Е.И. Графические образы музыки: культурологический, практический и информационно-технический взгляды на современную вокальную нотацию / Е. Аронова. — Новосибирск : Новосиб. унив. изд-во, 2001.-232 с.
7. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной методологии : в 3 ч. /B.А. Багадуров. М. : Музгиз, 1932-1937. - Ч. 2. - 1932. - 219 с. ; Ч. 3, вып. 1.- 1937.-215 с.
8. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И. Глинки / Ю.А. Барсов. JI. : Музыка, 1968. - 66 с.
9. Белинский В.Г. Общее значение слова литература. // Полн. собр. соч. : [в 13 т.] / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушкин, дом). М., 1954. - Т. 5.C. 620-629.
10. Бергер H.A. Мелодия: пространственные параметры / Н.А.Бергер. — СПб. : Композитор, 2010. 206 с.
11. Бондарко JI.B. Основы общей фонетики / JI.B. Бондарко, JI.A. Вербицкая, М.В. Гордина. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. — 150 с.
12. Браз С.JI. Песни реки Лузы : из коллекции фольклориста. Вып. 14. — М. : Советский композитор, 1977. — 268 с.
13. Булыгина Т.В. Денотат / Т.В. Булыгина, С.А.Крылов // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. — М., 1990.-С. 128-129.
14. Варламов А.Е. Полная школа пения / А.Е. Варламов; под ред.B. Багадурова. -М. : Музгиз, 1953. 165 с.
15. Варфоломеева Т.Б. Белорусский свадебный причет: национальная традиция и финно-угорские типологические параллели // Музыка в свадебном обряде финно-угров и соседних народов. — Таллин : Ээсти раамат, 1986. С. 74-88.
16. Виноградов В.А. Артикуляция // БСЭ. 3-е изд. — М., 1970. — Т. 1.C. 263.
17. Виноградов В.А. Тон в языке // БСЭ. 3-е изд. - М., 1977. - Т. 26. -С. 69.
18. Виноградов В.А. Тональные языки // БСЭ. — 3-е изд. М., 1977. - Т. 26. -С. 70.
19. Виноградов В.А. Форманта // БСЭ. 3-е изд. - М., 1977. - Т. 27. - С. 542.
20. Володин A.A. Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков : автореф. дис. . канд. психол. наук / Володин A.A. ; Науч.-исслед. ин-т общ. и пед. психологии АПН СССР. М., 1972. — 36 с.
21. Герцман Е.В. Античное музыкальное мышление / Е.В. Герцман. — Л. : Музыка, 1986. 224 с.
22. Гиппиус Е.В. Мелодический склад, мыслимый вне гармонии и тактовой ритмики, и мелодический склад, гармонически опосредованный // Е.В. Гиппиус : материалы и статьи : к 100-летию со дня рождения. — М. : Композитор, 2003.-С. 112-168.
23. Григорьев A.A. Русские народные песни : критический опыт. Ст. 1 / А. Григорьев. -М., 1854. 50 с.
24. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки : в 2 ч. Ч. 1 / Р.И. Грубер. -Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Музыка, 1960. - 488 с.
25. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации : (философский анализ) / Е.Г. Гуренко. Новосибирск : Наука, 1982. — 256 с.
26. Денисов A.B. «Музыкальный язык в семиозисе художественной культуры: (на материале европейской музыки) : автореф. дис. . канд. искусствоведения / Денисов A.B.; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. СПб., 2002. - 27 с.
27. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. М. : Наука, 1963.-675 с.
28. Дубинец Е.А. Американская музыка второй половины XX века : нотация и методы композиции: автореф. дис. канд. искусствоведения / Дубинец Е.А.; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. — М., 1996.-26 с.
29. Ерёменко К.А. Музыка от ледникового периода до века электроники : в 2 кн. / К.А.Ерёменко. М. : Советский композитор, 1991. — Кн. 1. -320 с. Кн. 2.-288 с.
30. Ефименкова Б.Б. Севернорусская причеть / Б.Б. Ефименкова. — М. : Советский композитор, 1980. — 392 с.
31. Жинкин Н.И. Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии : дис. . канд. психол. наук / Жинкин Н.И. ; Ин-т психологии АН СССР. М., 1947. - 365 с.
32. Жинкин Н.И. Механизмы речи : дис. . д-ра психол. наук / Жинкин Н.И. -М., 1959.-370 с.
33. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. М. : Политиздат, 1982. — 250 с.ч
34. Земцовский И.И. Интонирование как мышление Homo musicians // Из мира устных традиций : заметки впрок : к 70-летию И.И. Земцовского. — СПб. : РИИИ, 2006. С. 71-88.
35. Земцовский И.И. Мелодика календарных песен / И.И. Земцовский. Л. : Музыка, 1975.-224 с.
36. Земцовский И.И. Проблематика считалки // Из мира устных традиций : заметки впрок : сб. ст. : (к 70-летию И.И. Земцовского). — СПб. : РИИИ, 2006.-С. 123-131.
37. Земцовский И.И. Русские народные песни, напетые А.А. Степеновой / И.И. Земцовский. Л. : Советский композитор, 1975. — 40 с.
38. Зиндер Л.Р. Звуки речи // БСЭ. 3-е изд. - М., 1971. - Т. 9. - С. 434.
39. Зиндер Л.Р. Общая фонетика / Л.Р. Зиндер. — 2-е изд. М. : Высш. шк., 1979.-312 с.
40. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости / В. Кандинский. СПб. : Азбука, 2003.-240 с.
41. Карасёва М.В. Модальные лады в музыке XX века: (к проблеме их слухового освоения) // Традиционное и новаторское в современной музыке : сб. ст. -М., 1987. С. 5-19.
42. Карцовник В.Г. О невменной нотации раннего средневековья // Эволюционные процессы музыкального мышления. — Л., 1986. — С. 21— 43.
43. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX в. / Ц. Когоутек. М. : Музыка, 1976. - 568 с.
44. Кон Ю.Г. Об одном свойстве вертикали в атональной музыке // Музыка и современность. -М., 1971.-Вып. 7.-С. 294-318.
45. Котов А.И. Выразить невыразимое: слово звучащее / А.И. Котов, A.A. Тимошенко // Голос в культуре : артикуляция и тембр. — СПб. : РИИИ, 2007. 140 с.
46. Круглова Е.В. Традиции барочного вокального искусства и современное исполнительство : на примере сочинений Г.Ф. Генделя : дис. . канд. искусствоведения / Круглова E.B. — М., 2007. 288 с.
47. Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии / И.И. Левидов. — Л. : Искусство, 1939. — 261 с.
48. Левидов И.И. Развитие голоса певца и профессиональные болезни голосового аппарата : научные предпосылки к методике постановки голоса / И.И. Левидов. Л. : Гос. муз. изд-во, 1933. — 195 с.
49. Линёва Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации. Вып. 2. Песни новгородские / записаны Е. Линевой. — СПб. : Имп. Акад. наук, 1909. -LXXVIII, 62 с.
50. Листопадов A.M. К вопросу о записях народных песен // Музыка и жизнь. 1909. -№ 1. - С. 5-6.
51. Лопатин Н.М. Русские народные лирические песни / Н.М. Лопатин, В.П. Прокунин ; ред. В. Беляева. М. : Музгиз, 1956. - 452 с.
52. Мальцев С.М. Нотация и исполнение // Мастерство музыканта-исполнителя. М. : Советский композитор, 1976. - Вып. 2. — С. 68-104.
53. Максимов И.А. Фониатрия / И.А. Максимов. М.: Медицина, 1987. -283 с.
54. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления / М.К. Мамардашвили. М.: Моск. шк. полит, исслед., 2000. — 412 с.
55. Масленкова JT.M. Интенсивный курс сольфеджио : метод, пособие для педагогов / Л.М. Масленкова. СПб. : Союз художников, 2003. — 167 с.
56. Мациевский И.В. Традиционное пение и молодёжные инициативы : исполнительская проблематика // Голос в культуре : артикуляция и тембр. СПб. : РИИИ, 2007. - С. 127-138.
57. Медушевский В.В. Внемлите ангельскому пению / В.В. Медушевский. — Минск : Православ. братство во имя Архистратига Михаила, 2000. — 368 с.
58. Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи / В.П. Морозов. — Л. : Наука, 1977.-232 с.
59. Морозов В.П. Вокальный слух и голос / В.П. Морозов. Л. : Музыка, 1965.- 147 с.
60. Морозов В.П. Занимательная биоакустика: язык эмоций в мире животных и человека / В.П. Морозов. М. : Знание, 1983. — 184 с. ; То же. - 2-е изд., перераб., доп. - 1987. - 204 с.
61. Морозов В.П. Тайны вокальной речи / В.П. Морозов. — Л. : Наука, 1967. 204 с.
62. Морозов В.П. Руководство по фониатрии / В.Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В.П. Морозов. -М. : Медицина, 1970. 288 с.
63. Назаренко И.К. Искусство пения / И.К. Назаренко. 3-е изд., доп. - М. : Музгиз, 1963.-512 с.
64. Никитенко О.Б. Фонологические аспекты музыкального языка : автореф. дис. . канд. искусствоведения / Никитенко О.Б. ; Ленингр. гос. ин-т тетра, музыки и кинематографии им. Н.К. Черкасова. — Л., 1987. — 24 с.
65. Орлов Г.А. Древо музыки / Г. Орлов. — Вашингтон : Frager; СПб. : Советский композитор, 1992. — 408 с.
66. Панов М.В. Фонетика // Современный русский язык / под ред.B.А. Белошапковой. М. : Азбуковник, 1997. - С. 67 - 68.
67. Пискарёв А.И. Русские народные песни // Финский вестн. — 1847. Т. 21, № 9. - С. 1-18 (Отд. 6 «Смесь») ; Т. 22, № 10. - С. 1-24 (Отд. 6 «Смесь»).
68. Работнов Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов / Л.Д. Работнов. -М. : Музгиз, 1932. 160 с.
69. Реформатский A.A. Фонема // БСЭ. 3-е изд. - М., 1977. - Т. 27.C. 529-530.
70. Ромодин A.B. Звучащее и неслышимое: голоса в традиционной культуре // Голос в культуре : артикуляция и тембр. — СПб. : РИИИ, 2007. — С. 36— 51.
71. Рубцов Ф.А. Основы ладового строения русских народных песен / Ф.А. Рубцов. Л. : Музыка, 1964. - 96 с.
72. Ручьевская Е.А. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации: (на примере творчества С. Слонимского, В. Гаврилина и Л. Пригожина) // Поэзия и музыка : сб. ст. и исслед. — М. : Музыка, 1973. С. 137-185.
73. Ручьевская Е.А. О соотношении слова и мелодии в русской камерно-вокальной музыке начала XX века // Русская музыка на рубеже XX века : ст., сообщ., публ. М. ; Л. : Музыка, 1966. - С. 65-110.
74. Ручьевская Е.А. Слово и музыка / Е.А. Ручьевская. Л. : Музгиз, 1960. -56 с.
75. Ручьевская Е.А. Функции музыкальной темы / Е.А. Ручьевская. — Л. : 1977.-160 с.
76. Серов А.Н. Избранные статьи. Т. 1 / А.Н. Серов. M. ; JI. : Музгиз, 1950. - 628 с.
77. Симонова Э.Р. Певческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel canto : автореф. дис. . д-ра искусствоведения / Симонова Э.Р. ; Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского. М., 2006. - 41 с.
78. Сокальский П.П. Русская народная музыка, великорусская и малорусская в её строении мелодическом и ритмическом и отличия её от основ современной гармонической музыки : исслед. П.П. Сокальского. — Харьков, 1888.-368 с.
79. Спешнев H.A. Акустическая природа словесного ударения в современном китайском языке // Вопросы корейского и китайского языкознания. JL, 1958. — С. 82-88. - (Ученые записки Ленинградского государственного университета ; № 236).
80. Старчеус М.С. Слух музыканта / М.С. Старчеус. М. : Моск. гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2003. - 368 с.
81. Стереотип динамический / Э.А. Асратян // БСЭ. 3-е изд. — М., 1976. — Т. 24, кн. 1.-С. 501.
82. Тевосян А.Т. Средневековая монодия и пятилинейная нотация: расшифровка или перевод? // Музыкальная культура Средневековья : (тез. и докл. конф.). М. : Моск. консерватория, 1992. — Вып. 2. - С. 5457.
83. Тембр//БСЭ.-3-е изд.-М., 1976. Т. 25. - С. 414.
84. Традиционная музыка Русского Поозерья / сост. и коммент. E.H. Разумовской. СПб., 1998. - 240 с.
85. Тюрин А.Ф. Замечания о напевах русских народных песен: по поводу выхода в свет четырёх тетрадей собрания русских народных песен М. Стаховича. СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1855. - 19 с.
86. Филин Ф.П. Русский язык // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В.Н. Ярцева. М., 1990. - С. 429-430.
87. Фомичёв М.И. Основы фониатрии / М.И. Фомичев. Л. : Медгиз, 1949.- 188 с.
88. Фонация//БСЭ.-3-е изд.-М., 1977.-Т. 27.-С. 521.
89. Харлап М.Г. Метр в стихосложении и в музыке. // БСЭ. — 3-е изд. — М., 1974.-Т. 16.-С. 167-168.
90. Холопов Ю.Н. Мелодия // Музыкальная энциклопедия / гл. ред. Ю.В. Келдыш.-М., 1976.-Т. З.-Стб. 511-529.
91. Чудинова И.А. Византийский звукоидеал: к вопросу о специфике фонизма литургической речи // Голос в культуре : артикуляция и тембр.- СПб. : РИИИ, 2007. С. 20-35.
92. Чудинова И.А. Время безмолвия: музыка в монастырском уставе / И.А. Чудинова. СПб. : РИИИ, 2003. - 188 с.
93. Чудинова И.А. Голос и пространство храма // Вопросы инструментоведения : статьи и материалы. — СПб. : РИИИ, 2004. — Вып. 5,ч. 2.-С. 191-196.
94. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О.Ф. Шульпяков. — Л. : Музыка, 1986. — 124 с.
95. Щерба Л.В. Русские гласные в качественном и количественном отношении / Л.В. Щерба. СПб., 1912. - 155 с.
96. Юссон Р. Певческий голос : исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса / Р. Юссон. — М. : Музыка, 1974.-262 с.
97. Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы / В.И. Юшманов ; ред. Г.Л. Ержемский. — СПб. : Деан, 2001. — 128 с.
98. Юшманов В.И. Певческий инструмент и вокальная техника оперных певцов : автореф. дис. . д-ра искусствоведения / Юшманов В.И. ; Рос. ин-т истории искусств. — СПб., 2004. — 38 с.
99. Яковлев A.B. Физиологические закономерности певческой атаки / A.B. Яковлев. Л. : Музыка, 1971. - 64 с.
100. Яковлева A.C. Русская вокальная школа : исторический очерк от истоков до середины XIX столетия / A.C. Яковлева. — 2-е изд. — М. : Изд.-полигр. центр «Глобус», 1999. 96 с.
101. Bartholomew W.T. A physical definition of «good voice quality» in the male voice / J. of the Acoustical Soc. of America. — 1934. — N 6. P. 25-34.
102. Bartok В. Serbo-Croatian folk songs / B. Bartok a. A. Lord. New York : Columbia Univ. press, 1951. — 431 p.
103. Boulez P. Boulez on music today / transi, by S. Bradshaw a. R. R. Bennet. -Cambridge (Mass.) : Harvard Univ. press, 1971. 144 p.
104. Boulez P. Orientations : collected writings / collected a. ed. by J.-J. Nattiez ; transi, by M. Cooper. Cambridge (Mass.) : Harvard Univ. press, 1990. — 542 p.
105. Crystal D. The Cambridge encyclopedia of language / D. Crystal. — Cambridge : Cambridge Univ. press, 1987. — 472 p.
106. Erpf H. Stunden zur Harmonie-und Klangtechnik der neueren Musik / H. Erpf. Leipzig, 1927. - 427 p.
107. Estreicher Z. Une technique de transcription de la musique exotique : (expériences pratiques) / Z. Estreicher. -Neuchätel, 1957. 28 p.
108. Husson R. La voix chantée / R. Husson. — Paris : Gauthier-Villars, 1960. — 220 p.
109. Ladefoged P. A course in phonetics / P. Ladefoged. Cambridge : Cambridge Univ. press, 1983.-300 p.
110. Lefevre A. Du cri à la parole // La Voix. 1891. - P. 102.
111. McLean B. Symbolic extension and its corruption of music // Perspectives of new music. 1981, fall-winter - 1982, spring-summer. - P. 331—356.
112. Messiaen O. The technique of my musical language / O. Messiaen. — Paris : Leduc, 1944.-71 p.
113. Sapper C. Das nördliche Mittee-Amerika : Reisen und Studien aus den Jahren 1888-1895 / C. Sapper. - Vieweg : Brounschweig, 1897.-436 S.
114. Schoenberg A. Harmonielehre / A. Schoenberg ; transi, by Roy E. Carter. — 3d ed. Vienna : Universal Edition, 1978. - 520 p.
115. Schoenberg A. Style and idea : selected writings of Arnold Schoenberg / ed. by Leonard Stein ; with transi, by Leo Black. New York : St. Martin's Press ; London : Faber & Faber, 1975. — 559 p.
116. Scotto di Carlo N. Le classiment vocal des chanteurs débutants // Travaux de l'Institut de phonétique d'aix. 1980. -N 7. - P. 277-291.
117. Stockhausen K. Electroacoustic performance practice // Perspectives of new music. 1996. - Vol. 34, N 1. - P. 74-105.
118. Stockhausen K. Towards a cosmic music / K. Stockhausen ; texts select, a. transi, by Tim Nevill. Shaftesbury : Element Books, 1989. - 146 p.
119. Webern A. The path to the new music / ed. by Willi Reich ; transi, by Leo Black. — London : Universal Edition, 1975. 67 p.
120. Yukari Y. Songs of an infaluated muezzin = Pieceni muezina szalonego, op. 42 by Karol Szymanowski : a practical performance guide for singers and pianists / Y. Yukari. Tallahasse (Fla) : The Florida State Univ. College of music, 2010. - 68 p.