автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Проблема формирования культуры интонирования у корейских певцов
Текст диссертации на тему "Проблема формирования культуры интонирования у корейских певцов"
Российская государственная академия музыки имени Гнесиных
Магнитогорская государственная консерватория
^ 1Г
ПАК Чон Сун .....у ? С
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНТОНИРОВАНИЯ У КОРЕЙСКИХ ПЕВЦОВ
(в аспекте исполнения сопрановых партий в операх Глинки и Чайковского)
\
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Специальность 17.00.02. — Музыкальное искусство
Научные руководители: народная артистка России профессор В. Н. Левко,
доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств России профессор М. М. Берлянчик
Москва-Магнитогорск 1999
СОДЕРЖАНИЕ
Введение...................................................................... 3
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ИНТОНАЦИИ И ИНТОНИРОВАНИЯ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО (ВОКАЛЬНОГО) ИСКУССТВА................................... 12
1.1. Роль учения об интонационной природе музыки
в профессиональной подготовке певца...................................... 12
1.2. К изучению интонационной специфики мелодики
в оперной и камерно-вокальной музыке русских':$^по,зиторов....... 28
1.3. О музыкально-сценическом воплощении женских образов в операх Глинки и Чайковского: Из прошлого русского вокального искусства........................................................................... 45
Глава 2. ВОЗМОЖНОСТИ ОСВОЕНИЯ КОРЕЙСКИМИ ПЕВЦАМИ СПЕЦИФИКИ РУССКОЙ ОПЕРНОЙ МУЗЫКИ......... 63
2.1. Интонационная культура и мастерство исполнителя
как комплекс взаимосвязанных качеств....................................... 65
2.2. Методы адаптации корейских певцов к русской музыкальной интонационности................................................ 79
2.3. Опыт интонационного анализа вокальной мелодики
(на материале сопрановых партий опер Глинки и Чайковского)...... 98
Заключение......................................"............................ 115
Нотные примеры...........................................................119
Рисунки-схемы..............................................................152
Дискография.................................................................154
Фильмография...............................................................157
Список литературы.........................................................159
Введение
Последние десятилетия уходящего века характерны усилением геокультурных и социально-эстетических тенденций, отмеченных возрастающей в современном мире интеграцией национальных культур, ростом их взаимовлияния и взаимодействия, необходимых для сохранения гуманистических основ человеческого сообщества, обогащения накопленных духовных ценностей. Поэтому постижение народами Востока высочайшего духовного потенциала европейской культуры в единстве с овладением художественно-эстетической и профессиональной спецификой ее национальных ветвей становится одной из насущных задач в процессе развития музыкального (прежде всего — исполнительского) искусства в странах Азии — Корее, Вьетнаме, Малайзии и др. Это связано не только с их более поздним включением в мировые культурные процессы, но и с пониманием значимости последних для экономического и социального развития этих стран.
В многогранном процессе культурной интеграции впереди идет инструментальное исполнительство: представители некоторых стран азиатского контингента в последние 20-30 лет достигли заметных успехов в приобщении к европейской (в частности, российской) культуре фортепианного, скрипичного, виолончельного и других видов исполнительского творчества.
Вокальное же искусство, связанное со спецификой национальной речи и словесно-поэтической образности, в этих процессах еще отстает. Особенно трудным оказывается освоение духовных богатств и глубочайших гуманистических идей, которые воплощены в оперном наследии (шире — в вокальной музыке) великих русских композиторов. В силу многих причин задача приобщения к ним музыкантов и слушателей в музыкальной жизни стран Азии (в частности, Южной Кореи) еще не близка к своему разрешению. Таким образом, назрела потребность активизировать усилия в данном направлении. Они могут идти как по линии непосредственной профессиональной
подготовки исполнителей, достаточно овладевших национальной спецификой вокального (оперного, камерного) творчества русских композиторов, так и в плане создания теоретических и методических работ, посвященных научному осмыслению путей и средств познания специфики русской музыкальной и вокальной культуры — необходимого условия создания современной певческой школы в странах Востока.
Иными словами, сегодня в более широком культурном пространстве важное значение приобретает освоение художественных богатств русской оперной классики— наиболее демократичной сферы музыкального искусства, способной завоевывать симпатии иностранной публики, и тесно связанной с нею специфики российской певческой культуры.
Однако на этом пути существуют немалые препятствия, вызванные не только органическими различиями языков, вербальной речи, национальной специфики музыки и музыкального мышления, а также певческих традиций. Большое значение имеют и разные черты менталитета: строй характера, мировосприятие, психический склад. И, в частности, иная конструктивно-семантическая функция речевой интонационности. Проблема эта, как известно, существует не только в вокальном искусстве. Она актуальна и в отношении инструменталистов и дирижеров разных национальностей, выступающих на мировых эстрадах с исполнением произведений русских композиторов.
Применительно же к искусству оперы, к освоению певцами разных стран национально-художественной специфики русской оперной музыки эта проблема особенна сложна. Это связано с богатством и своеобразием интонаций русской вербальной и музыкальной речи, способных тонко отражать характеры, психологические состояния и поведение оперных персонажей, с выразительнейшей интонационной структурой вокальной мелодики в русских операх, со спецификой ее образно-поэтического содержания.
«Национальная опера, — писал Л. Б. Дмитриев в книге „Основы вокальной методики", — с присущими ей особенностями предъявляет певцу свои
требования как в отношении общего характера исполнительской манеры, так и в чисто вокальном отношении. Драматургия оперы, используемые композитором выразительные средства — характер и тесситура вокальных партий, плотность и динамика оркестрового сопровождения и т. п. определяют голосовые приспособления певцов. Певческая манера профессиональных певцов в каждой национальной школе определяется прежде всего характером музыки, которую им приходится исполнять» (50, 9-10; курсив везде мой. —77. Ч. С.).
О том же говорит и А. С.Яковлева: «... от того, что исполняет певец, зависит и к а к у него будет работать голосовой аппарат в плане звукообразования и звуковедения. Достаточно вспомнить, — подчеркивает она, — какое влияние на искусство певцов, а вслед за ним и на эволюцию педагогических принципов оказала музыка итальянских композиторов романтического направления (Беллини, Доницетти, Верди), творчество плеяды представителей большой французской оперы, эстетика музыкальных драм Вагнера» (175, 76-77; разр. автора. — П. Ч. С.).
И далее ею высказаны мысли, которые легли в основу настоящей работы: «Оперы Глинки, затем Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского и других русских композиторов потребовали сообразно особенностям драматургии каждого из их творцов своих интерпретаторов. Следуя требованиям музыкального материала певцы изменяли технику пения. В свою очередь вокальная педагогика отреагировала на это пересмотром методики воспитания голоса. В результате появились школы Ламперти в Италии, Днепре и Гарсиа во Франции, школа примарного тона в Германии... <.. .>
Далее также говорится о вещах, близко затрагивающих тему настоящей диссертации. «Концентрический метод Глинки в России, по словам Яковлевой, был вызван к жизни музыкой композитора, потребовавшей большей правдивости и реалистического подхода певца к ее исполнению с использованием новых методов развития голоса не по традиционной линеарной сис-
теме, а за счет выработки свободного звучного центра и распространения его на края диапазона» (175,16-17;курсив мой. —П. Ч. С.).
Вернемся, с учетом этих мнений, к обсуждению правомерности постановки обозначенной проблемы в настоящем диссертационном исследовании. Данная проблема, конечно, во много раз усложняется, когда речь идет об освоении русской оперной музыки певцами стран Восточной Азии, где речь и национальная музыка, не говоря уже о культурно-художественном менталитете в целом, кардинально отличаются от европейской. Не случайно в этих странах (в частности, в Южной Корее) в последнее время стали появляться специальные исследования, посвященные адаптации европейского музыкального языка и культуры в целом к иной системе музыкального восприятия и мышления, к другим принципам и методам деятельности музыканта (183). Но соответствующие проблемы вокального искусства в них еще не затрагивались.
Таким образом, актуальность диссертационной темы продиктована: во-первых, задачей поиска путей и эффективных средств подготовки корейских певцов к исполнению русской оперной классики, осуществляемой в контексте решения более общей проблемы постижения духовного своеобразия русской музыкальной культуры музыкантами-неевропейцами; во-вторых, вытекающей из этого потребностью осмыслить наиболее существенные черты русской вокальной музыки и, соответственно, вокально-интонационной культуры певцов — выдающихся интерпретаторов русского оперного наследия.
Своеобразие русской оперно-вокальной культуры в аспекте приобщения к ней певцов азиатских стран, пути и средства овладения ее духовно-эстетическими и профессиональными основами, таким образом, еще не становились объектом и предметом специального научного исследования в российском и зарубежном музыкознании. Не касалась этого круга проблем и во-
кальная педагогика, в рамках которой нам известна лишь одна статья о воспитании певцов национальных республик бывшего СССР (1964 г.).
Методологической и источниковой базой диссертации послужили основные положения учения об интонационной природе музыки, созданного в российском музыкознании Б. В. Асафьевым и Б. Л. Яворским, а затем развитого их последователями В. В. Медушевским, Е. В. Назайкинским, Б. М. Орловой, С. С. Скребковым, В. П. Костаревым, зарубежными исследователями Д. Куком, Д. Христовым и др.
Обширный материал о специфике русской песенности и типических чертах мелодики в вокальных сочинениях русских композиторов автор нашел в трудах А. Г. Алынванга, В. А. Васиной-Гроссман, Л. В. Кулаковского, Л. А. Мазеля, В. А. Цуккермана и др. Важные теоретические положения, раскрывающие принципы современного музыкального исполнительства, его ин-терпретаторскую природу и специфику исполнительского интонирования почерпнуты из работ в области фортепианного и смычкового искусства (А. Д. Алексеев, Л. А. Баренбойм, Г. М. Коган, В. Ю. Григорьев, М. М. Бер-лянчик, И. А. Лесман, А. В. Малинковская и др.).
Автор диссертации неизменно опирался на монографические работы и исследования, посвященные творчеству великих русских певцов — А. В. Неждановой, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, выдающихся исполнительниц более позднего времени (В. В. Барсовой, Н. Д. Шпиллер и др.), а также деятельности крупных русских педагогов-вокалистов В. М. Зарудной-Ивановой, М. М. Мирзоевой, С. Г. Рубинштейн, О. Н. Благовидовой, П. Л. Трониной и др. Эмпирические данные об их исполнительском и педагогическом творчестве автор диссертации стремился соотнести с научными положениями в области методологии, теории и методики вокального искусства, содержащимися в трудах Л. Б. Дмитриева, А. Л. Доливо, В. П. Морозова, Л. К. Ярославцевой, А. В. Яковлевой и др., в многочисленных статьях педагогов-исследователей, опубликованных в
гогов-исследователей, опубликованных в различных журналах и вузовских сборниках.
Наконец, побуждающим стимулом и ориентиром в процессе теоретических изысканий были наблюдения творческой практики выдающихся современных российских певцов И. К. Архиповой, Г. П. Вишневской, Е. Е. Нес-теренко, Е.В.Образцовой и др., а также постановка обучения певцов в вокальных классах Московской консерватории и Российской академии музыки, в частности, в классе В. Н. Левко.
Цель настоящей диссертационной работы состоит в содействии подготовке корейских певцов-профессионалов и любителей пения к освоению богатейшей сокровищницы русской вокальной музыки, сконденсированной в оперном наследии великих русских композиторов, в первую очередь Глинки и Чайковского.
Объект исследования — интонационно-смысловые особенности мелодики в вокальной музыке русских композиторов, постижение которых может стать основой подготовки иноязычных певцов-артистов к исполнению русской оперной классики.
Предметом исследования в настоящей диссертации является определение комплекса предпосылок, условий и методов, в рамках которых может осуществляться достаточный для самостоятельной артистической деятельности процесс подготовки корейских певцов к интонационно содержательному исполнению ведущих партий в операх русских композиторов (в первую очередь Глинки и Чайковского). Иначе говоря — процесс формирования у вокалистов стран Азии основ интонационной культуры исполнения русского оперного репертуара.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, в настоящей диссертации поставлены следующие задачи:
- уяснить сущность разработанного российским музыкознанием учения об интонационной природе музыки как вида искусства и вытекающих из него основных положений современной теории исполнительского интонирования;
- постичь интонационно-структурные особенности и связанную с ними художественно-образную специфику мелодики оперных партий и камерно-вокальной музыки русских композиторов;
- обобщить основные характеристики индивидуальной интонационной культуры и мастерства выдающихся русских певцов, проявившиеся в создании исторически непреходящих музыкально-сценических образов в операх Глинки и Чайковского;
- раскрыть комплексный (системный) характер явлений и понятий «интонационная культура» и «мастерство исполнителя-вокалиста» применительно к профессиональной деятельности оперного певца;
- обосновать, исходя из предыдущего, некоторые, наиболее существенные пути и методы адаптации корейских певцов к исполнению русской оперной музыки;
- осуществить, в порядке эксперимента, интонационный анализ некоторых фрагментов сопрановых партий опер Глинки и Чайковского с целью конкретизации приведенных положений и сделанных наблюдений.
Научная достоверность диссертации обусловлена рассмотрением темы с современных, утвердившихся в России, общенаучных и музыковедческих позиций, предполагающих системный подход к изучению объекта и предмета исследования, осуществляемый во взаимосвязи его различных ракурсов: эстетико-философского, историко-теоретического, культурологического, психологического, методического и пр.
Методы исследования, использованные в настоящей работе, включали:
- анализ музыковедческих источников и литературы в области исполнительского искусства, посвященных изучению интонационной природы музы-
ки и ее воплощения в интерпретаторском творчестве музыкантов различных специальностей;
- анализ специальной литературы по вокальному искусству, посвященной, в частности, характерным чертам творческой деятельности выдающихся исполнительниц женских партий в операх русских композиторов;
- наблюдение и обобщение особенностей творческой практики современных российских певцов и педагогов-вокалистов;
- анализ интонационно-мелодической структуры фрагментов сопрановых партий опер Глинки и Чайковского;
- моделирование целостной системы подходов и методов подготовки корейских певцов к участию в постановках русских опер.
Основные положения и выводы диссертации апробированы в ходе личной ассистентской практики автора в Российской академии музыки имени Гнесиных и самостоятельной педагогической работы в музыкальном колледже университета г. Пусан (Южная Корея). Отдельные положения работы были представлены в трех открытых публикациях, доложены на Российской научно-практической конференции по музыке и музыкальному образованию в г. Оренбурге и Международной научной конференции «педагогический процесс как культурная деятельность (секция „Интонирование в художественной культуре") в г. Самаре.
Диссертация состоит из Введения, двух глав, включающих шесть параграфов, Заключения и Приложений.
В первой главе применительно к задачам воспитания профессиональной культуры певца-актера сначала осмыслены сущность учения об интонационно-речевой природе музыки и концепция исполнительского интонирования. Затем проанализированы интонационно-смысловые особенности мелодики в вокальной музыке русских композиторов и рассмотрены характерные черты воплощения выдаю