автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.04
диссертация на тему:
Теория катарсиса в глубинной психологии и экзистенциализме (критический анализ)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Беляев, М.М.
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.04
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Теория катарсиса в глубинной психологии и экзистенциализме (критический анализ)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Беляев, М.М.

Введение

Глава I. Проблема катарсиса в глубинной психологии

1.1. Катарсис и психоанализ.II

1.1.1. "Катарсическая" предыстория .

I.I.2. Не катарсис, а психоанализ: исцеление через осознание.

I.I.3. Наслаждение художественное и катарсическое

1.2. Мосты к будущему'/А.Адлер/

1.2Л. Конфликт.

1.2.2. "Творческая сила души"

1.2.3. Новые перспективы

1.3. "Очаровывающая сила архетипического образа" /К.Г. Юнг/. . . 60 1.3Л. Конфликт.

1.3.2. Архетипы.

1.3.3. Озарение

Глава 2. Теория катарсиса в философии искусства немецкого классического экзистенциализма

2.1. "Оберегание искусства" у М.Хайдеггера

2 Л Л. Что есть искусство?.

2.1.2. Произведение искусства

2.1.3. "Земля".

2.1.4. "Мир".

2.1.5. "Башмаки" Ван Гога.

2.1.6. Греческий храм. Вечный спор земли и мира.

2.1.7. "Оберегающие" . . . .'.

2.2. Катарсическое преображение, по К.Ясперсу.

2.2.1. Пограничная ситуация и катарсис души.

2.2.2. Катарсическое превращение и эстетическая необязательность

2.2.3. Катарсическое преображение и дальнейшая жизнь.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Беляев, М.М.

Проблема воздействия искусства на человека неизменно называется одной из первых в ряду актуальных и наиболее сложных проблем, стоящих перед марксистско-ленинской эстетикой. Ее актуальность определяется тем, что речь идет о воздействии на жизненное поведение людей, об эффективнейшем средстве формирования личностных убеждений, лич-ностно усвоенного мировоззрения. Именно усиливающееся "воздействие искусства на умы людей""'", его способность формировать духовные потребности человека, активно влиять на нравственный облик личности были подчеркнуты на ХХУ1 съезде КПСС, на июньском /1983 г./ и апрельском /1984 г./ Пленумах ЦК КПСС. Сложность же и комплексность данной проблемы обусловливаются тем, что искусство воздействует на человека в его целостности, во всей совокупности условий его социального бытия и его высших духовных проявлений; воздействие оказывается на личность непосредственно в ее конкретной, деятельной жизненной ситуации.

Одним из средств разработки данной проблемы в марксистско-ленинской эстетике является критическое исследование ее состояния в современной буржуазной философии. В качестве предмета критического анализа в диссертации взято осмысление воздействия искусства, содержащееся в концепциях основоположников глубинной психологии -З.Фрейда, а.Адлера и К.Г. Юнга, а также классиков немецкого экзистенциализма - М.Хайдеггера и К.Ясперса.

Актуальность обращения к этим направлениям западной философской мысли определяется тем, что хотя звездный час их влияния остался позади, в работах их крупнейших представителей были выдвинуты те толкования назначения, характера и механизма воздействия искусства, Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с. 20. сформулированы те методические установки и понятия, которые в значительной мере служат сегодня на Западе теоретической основой для осмысления и разработки проблемы, воспроизводятся в таких направлениях, определяющих нынешний облик буржуазной философии, как философская антропология, философская герменевтика, экзистенциальная феноменология, экзистенциальный психоанализ, экзистенциальная теология и др.

В силу самих концептуальных особенностей глубинной психологии и экзистенциалистской философии в центре эстетических построений Фрейда, Адлера, Юнга, Хайдеггера, Ясперса оказалась именно проблема воздействия искусства на человека, причем в его интенсивнейшем, ка-тарсическом проявлении. Все они так или иначе имеют в виду воздействие на человека, остро испытывающего состояние глубокого внутреннего конфликта, жизненного кризиса, состояние, в котором воздействие искусства становится преображающим откровением. В глубинной психологии оно тожуется в связи с терапевтическим эффектом и вследствие этого вписывается в сердцевину выдвинутых здесь представлений о динамике душевной жизни человека. Понятия, составляющие ядро экзистенциалистского философствования - "экзистирование", "пограничная ситуация", "экстатирование", "трансцендирование", "непосредственный опыт бытия" и т.д. - оказались привлеченными как раз для интерпретации преображающей захваченности воздействием искусства. Рассматриваемые концепции содержат претензию иметь дело с целостным человеком, они разработаны с предельной методической последовательностью, что делает их в высшей степени репрезентативными для критического анализа и позволяет со всей определенностью судить о возможностях применяемых в них способов исследования.

Глубинная психология и экзистенциалистская философия, с большой проникновенностью отобразившие острейший кризис буржуазной культуры, более того, в немалой степени давшие облик некоторым его проявлениям и тем способствовавшие его дальнейшему углублению - оказали и оказывают, прямо и опосредованно, огромное влияние не только на западную эстетическую мысль, но и на западное искусство. Оно сказалось на творчестве некоторых крупных художников, с произведениями которых знакомятся советские люди, и обнаружилось в самых отвратительных трансформациях. Вокруг идейного наследия крупнейших представителей глубинной психологии и экзистенциалистской философии происходит острая борьба. И что касается наших идеологических противников, то они интенсивно используют многое из него, зачастую в вульгаризированной, двусмысленной форме, в идейной борьбе против марксизма- ленинизма и социализма.

Советская критическая литература, посвященная данным направлениям буржуазной философской мысли, насчитывает немало работ. Вместе с тем в ней относительно мало публикаций, специально рассматривающих взгляды их основоположников на искусство, причем подавляющее их число имеют дело с Фрейдом и французскими экзистенциалистами. Что же касается Адлера и Юнга, представляющих дальнейшую и весьма показательную эволюцию глубинной психологии, а также классиков немецкого экзистенциализма, влияние которых не уступает французам, то можно назвать лишь единичные и небольшие статьи советских авторов. Если же говорить о проблеме воздействия искусства, то в советской литературе нет ни одного специального исследования, анализирующего ее осмысление и разработку в глубинной психологии и немецком экзистенциализме. Между тем именно этот аспект эстетических взглядов их крупнейших представителей представляет особый интерес, получил широкое распространение, оказал самое действенное и неоднозначное влияние.

Целью диссертации и является критический анализ теории катар-сического воздействия искусства в концепциях основоположников глубинной психологии и немецкого экзистенциализма. Диссертант ставил своей целью, не претендуя на исчерпывающую полноту исследования, выявить особенности ее разработки у Фрейда, Адлера, Юнга, Хайдегге-ра, Ясперса в свете основных положений их психологических и философских учений, а также общих тенденций эволюции современной буржуазной философии и искусства. При этом особое внимание уделено вычленению тех моментов, которые важны не только в плане критического анализа, но и представляют некоторый позитивный интерес в плане исследуемой проблематики.

В связи с этим ставятся следующие задачи диссертации:

- показать, как воздействие искусства соотносится в анализируемых концепциях с процессом осознания и разрешения жизненных проблем и задач личности; какие именно проблемы и задачи человеческой жизни и вследствие каких особенностей концепции выходят на первый план у того или иного автора;

- выявить и проанализировать авторские интерпретации динамики творческого процесса решения жизненных проблем в его основных этапах - конфликт /кризис/, поиск выхода и обретение его - а в связи с этим объяснить особенности различного толкования характера воздействия искусства;

- показать, как,,в представлении авторов, воздействие искусства сказывается на дальнейшем жизненном поведении человека;

- вскрыть методологические принципы и установки, с помощью которых разрабатывается проблема воздействия искусства в глубинной психологии и экзистенциалистской философии, выявить их ограниченность в решении конкретных аспектов данной проблемы.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составляют произведения классиков марксизма-ленинизма, в первую очередь те из них, в которых обосновываются материалистическая теория отражения действительности в искусстве, идеи о его социальной функции, а также принципы критики буржуазной философии. Основополагающее значение для исследуемой проблематики имеют Программа КПСС, материалы партийных съездов и пленумов, постановления ЦК КПСС, в которых определяются задачи развития советских общественных наук, литературы и искусства, формирования коммунистического мировоззрения, идейной убежденности, эстетической взыскательности советских людей, борьбы против буржуазной идеологии.

При написании работы диссертант опирался на труды советских исследователей глубинной психологии: М.Н. Афасижева, Ф.В. Бассина, Л.С. Выготского, Р.®. Додельцева, В.Л. Какабадзе, В.М. Лейбина, А.Е. Шерозия и других; на труды исследователей философии немецкого экзистенциализма и эстетиков: A.C. Богомолова, P.M. Габитовой, П.П. Гайденко, Б.Т. Григорьяна, A.B. Гулыги, А.Г. Егорова, И.С. Куликовой, М.Ф. Овсянникова, Т.Н. Ойзермана, С.Ф. Одуева, Г.И. Патента, Э.Ю. Соловьева, Г.П. Тавризян, А.Н. Типсиной и других советских авторов, а также на соответствующие труды прогрессивных зарубежных исследователей.

Диссертация представляет собой первую в советской литературе попытку целостного критического анализа теории катарсического воздействия искусства в классических концепциях глубинной психологии и немецкого экзистенциализма в их взаимном соотнесении. В связи с этим проанализировано большое число произведений Фрейда, Адлера, Юнга, Хайдеггера, Ясперса и других западных философов, произведений, которые или совсем не рассматривались в нашей литературе, или впервые анализируются в свете выбранной проблематики. Привлечена обширная западная литература о них, в том числе и новые работы, изданные в последние годы. Все цитаты из оригиналов даны в собственном переводе диссертанта.

Новым является замысел рассматривать каждую из анализируемых концепций воздействия искусства в связи с трактовкой динамики осознания и разрешения жизненных конфликтов и влияния этого воздействия на последующее жизненное поведение человека. Кроме того анализ проблемы преображающего воздействия искусства вообще проведен в соотнесении с разработкой традиционной проблемы катарсического воздействия трагедии, как наиболее интенсивного и действенного вида воздействия искусства. Сегодня, как и всегда прежде, споры о том, как в самом деле понимал Аристотель воздействие трагедии, оказываются частным приложением к этому вопросу современных подходов к общей проблеме воздействия искусства на человека. Поэтому по ходу анализа привлекаются работы, интерпретирующие катарсическое воздействие трагедии с позиций, близких экзистенциалистскому толкованию воздействия искусства или даже предпринятые под влиянием экзистенциалистской философии. Что же касается глубинной психологии, то здесь оказывается просто необходимо затронуть некоторые работы, касающиеся проблемы трагического катарсиса, с которыми связано само становление психоаналитической концепции. Рассмотренные в диссертации работы Бернай-са, Бергера, Бара, Плесснера, Шадевальдта, Гадамера и др. позволили показать связь анализируемых концепций с традицией и родственными подходами к разработке проблемы катарсического воздействия трагедии.

При анализе эстетической позиции основоположников глубинной психологии и экзистенциалистской философии главное внимание обращено на осмысление ими действенного значения искусства в жизни людей. В каждой из рассматриваемых концепций выяснялось, какие, по представлению ее автора, необходимы условия, чтобы катарсическое воздействие могло состояться. Между тем это не всегда делается авторами достаточно определенно. Поэтому их специальные работы или суждения, касающиеся проблем искусства, приходится дополнять, эксплицировать, экстраполировать, исходя из работ, трактующих их взгляды на условия социального бытия людей, динамику психической жизни человека, динамику творческого процесса и т.д. Таким образом, диссертант стремился рассматривать проблему воздействия искусства в широком контексте, которого она требует: в контексте целостной личности, для которой это воздействие важно и нужно и не помимо конфликтов, задач, всего течения ее всерьез принимаемой жизни, а именно для ее жизнетворчества.

Другой важный момент состоит в том, что попытки решать проблему воздействия искусства во всех рассмотренных концепциях оказываются главным образом исследованием творческого процесса. Каждая из концепций воспроизведена в динамике соответствующего толкования его развития. Воспроизведение же этой динамики в жизненном контексте личности оказывается одновременно и воссозданием условий состоявшегося для нее воздействия искусства. Поэтому в развернутом виде каждая из рассмотренных концепций воздействия представляет собой определенную интерпретацию творческого процесса в его зарождении, развитии и разрешении.

Диссертация состоит из двух глав. В первой главе анализируются взгляды на психологический механизм и значение воздействия искусства, содержащиеся в психоанализе Фрейда, "индивидуальной психологии" Адлера и "аналитической психологии" Юнга. Во второй главе рассмотрено, как представлен смысл и характер воздействия искусства в философии Хайдеггера и Ясперса.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Теория катарсиса в глубинной психологии и экзистенциализме (критический анализ)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработка проблемы воздействия искусства в глубинной психологии и немецком экзистенциализме, рассмотренная во взаимном сопоставлении и эволюции, явственно обнаруживает усиление антисциентистских тенденций. В этом отношении она в известной мере отображает общий характер эволюции буржуазной философии в нашем столетии. Первоначально отправляясь от противоположных установок - психологической и антипсихологической, ориентированной на выявление причинной обусловленности воздействия и принципиально лишь на его феноменологическое описание - эти два направления пришли в конечном счете к весьма сходному представлению о преображающем воздействии искусства, в котором постулируется его экстатический характер, получающий более или менее откровенное фидеистическое толкование, его независимость от усилий сознания личности и, что особенно показательно, в котором иррационализируются, мистифицируются как раз решающие для разработки проблемы области исследования. ■

Проблема воздействия искусства имеет свое внутреннее членение, крепко связанные между собой компонёнты. Анализируя концепции Фрейда, Адлера, Юнга, Хайдеггера, Ясперса, диссертант стремился выявить это членение, взаимосвязь важнейших компонентов проблемы и их трактовку. Речь идет прежде всего о соотношении непосредственной жизни людей и искусства, воздействии социальной жизни на внутренний мир человека, об участии искусства в творческом процессе осознания и разрешения жизненных конфликтов и задач личности, о влиянии воздействия искусства на последующие жизненные поступки человека.

Знаменитое "как" искусства, художественное воздействие произведений искусства оставались на периферии внимания как основоположников глубинной психологии, так и ведущих немецких экзистенциалистов.

Воздействие искусства предстает в их концепциях как в высшей степени напряженное, преображающее событие в жизни человека, одним словом, как воздействие катарсическое. Оно непосредственно связывается с переживанием, осознанием и преодолением жизненных конфликтов, кризисных ситуаций как личного, так и широкого социального порядка.

Вместе с тем критический анализ показывает, что эти интересные с точки зрения исследуемой проблематики моменты рассмотренных концепций несут в себе характерное искажение. Так, демонстративная неприязнь немецких экзистенциалистов к "эстетике", "эстетическому сознанию", связываемая ими с отрицанием так называемой "эстетической дистанции", наслаждающейся отстраненности по отношению к произведению искусства, требование мыслить не об искусстве, а в искусстве, т.е. мыслить его осуществляющимся в его воздействии на человека и более того как то, в чем и чем живет человек, - оборачивается воинствующим ограждением непосредственного личного эмоционального опыта воздействия искусства от проникновения какого бы то ни было научного исследования. Точно так же, признавая преображающее воздействие искусства, его влияние на последующее жизненное поведение человека и в целом его связь с кризисной жизненной ситуацией, в которой он пребывает, экзистенциалисты, рассматривают эффект воздействия как проявление свободной сущности человека, т.е. как лишенный какой бы то ни было мотивации, причинной обусловленности.

В диссертации показано, что эти, как и другие односторонности и мистификации, вскрытые в концепциях Фрейда, Адлера, Юнга, Хайдег-гера, Ясперса - отображают основные положения и противоречия их психологических и философских доктрин, являются прямым следствием применяемых в них методик исследования.

Диссертант дает себе отчет,, что проведенная им работа не может считаться исчерпывающей. Дальнейшего исследования требует как историко-философский контекст становления рассмотренных концепций, так и дальнейшая эволюция выдвинутых в них идей, их связь с современным западным искусством и влияние на него. Но и в настоящем виде этот первый опыт критического анализа теории катарсического воздействия искусства в классических концепциях глубинной психологии и немецкого экзистенциализма может быть полезным в научной и пропагандистской работе по критике многих ведущих направлений современной буржуазной философии и эстетики.

 

Список научной литературыБеляев, М.М., диссертация по теме "Эстетика"

1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23. 907 с.

2. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 42, с. 41-174.

3. Маркс К. К критике гегелевской философии права: Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 414-429.

4. Маркс К. К критике политической экономии: Предисловие. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 13, с. 5-9.

5. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 5-338.

6. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 20, с. 339-676.

7. Энгельс Ф. Предисловие к книге "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии". Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21, с. 370-371.

8. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 21, с. 269-317.

9. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18. - 525 с.

10. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т. 29.782 с.

11. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся. Полн. собр. соч., т. 2, с. 507-550.

12. Ленин В.И. О "Вехах". Полн. собр. соч., т. 19, с. 167-175.

13. Ленин В.И. Памяти Герцена. Полн. собр. соч., т. 21, с. 255-262.

14. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

15. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

16. Черненко К.У. Утверждать правду жизни, высокие идеалы социализма: Речь на юбилейном пленуме правления Союза писателей СССР 25 сент. 1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 15 с.

17. Аверинцев С.С. "Аналитическая психология" К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии. В кн.: О современной буржуазной эстетике. Сб. статей. Вып. 3. Сост. В.И. Тасалов. - М.: Искусство, 1972, с. II0-I55.

18. Андреев A.JI. Место искусства в познании мира. М., Политиздат, 1980. 255 с.

19. Арановская O.P. О фольклорных истоках понятия "катарсис". -В кн.: Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Отв. ред. Б.Н. Путилов. JI.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1974, с. 60-68.

20. Аристотель. Поэтика. Сочинения: В 4-х т. /Пер. с древне-греч.; Общ. ред. А.И. Доватура. - М.: Мысль, 1984, т. 4, с. 645-680.

21. Аристотель. Политика. Там же, с. 375-644.

22. Арнаудов М. Психология литературного творчества. Пер. с болгар. - М.: Прогресс, 1970. - 653 с.

23. Афасижев М.Н. Фрейдизм и буржуазное искусство. М.: Наука, 1971. - 126 с.

24. Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека /Об особенностях воздействия искусства на личность/. М.: Знание, 1982. -НО с.

25. Баженова A.A. Русская эстетическая мысль и современность. -М.: Знание, 1980. 144 с.

26. Баженова A.A. Творческий процесс и типизация. В кн.: Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. /Сост. И.С. Куликова, А.Я. Зись. - М.: Прогресс, 1980, с. 276-288.

27. Баженова A.A. Принцип историзма в эстетическом исследовании. В кн.: Эстетика, искусство, человек: 0 судьбах буржуазного искусства. Сборник статей. Отв. ред. М.Ф. Овсянников и др.. -М.: Наука, 1977, с. 172-182.

28. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного'/0 неосознаваемых формах высшей нервной деятельности/. М.: Медицина, 1968. - 468 с.

29. Бассин Ф.В. О "силе Я" и "психической за/щите". Вопросы философии, 1969, № 2, с. II8-I25.

30. Берхин Н.Б. К проблеме катарсиса. Философские науки, 1981, № 3, с. 127-130.

31. Богомолов A.C. Немецкая буржуазная философия после 1865 года. М.: Изд. Моск. ун-та, 1969. - 448 с.

32. Богомолов A.C. Современный экзистенциализм: "поворот" или кризис. В кн.: Философия марксизма и экзистанциализм'/Очерки критики экзистенциализма/. Сб. статей под ред. И.С. Нарского и Т.И. Ой-зермана. - М.: Изд-ва Моск. ун-та, 1971, с. 217-234.

33. Борев Ю.Б. Критика современных буржуазных эстетических концепций. М.: Высшая школа, 1977. - 173 с.

34. Бычков В.В. Эстетика поздней античности: П-Ш вв. М.: Наука, 1981. - 325 с.

35. Вольперт И.Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. Л.: Медицина, 1966. - 274 с.

36. Воронина Л.А. Основные эстетические категории Аристотеля. -М.: Высшая школа, 1975. 126 с.

37. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. -576 с.

38. Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация. В кн.: Умственная отсталость, слепота и глухота /Психофизиология. Педагогика. Профилактика/. - М.: Долой безграмотность, 1927, с. 51-76.

39. Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. Критика филос. концепций М.Хайдеггера и К.Ясперса . . М.: Наука, 1972. - 221 с.

40. Гайденко П.П. Экзистенциализм и проблема культуры /Критика философии М.Хайдеггера/. М.: Высшая школа, 1963. - 119 с.

41. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма: Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М.: Искусство, 1970. - 246 с.

42. Гайденко П.П. Философия искусства Мартина Хайдеггера. -Вопросы литературы, 1969, № 7, с. 94-115.

43. Гайденко П.П. Искусство и бытие. М.Хайдеггер о сущности художественного произведения. В кн.: Философия. Религия. Культура. -М.: Наука, 1982, с. 188-212.

44. Гайденко П.П. Проблема интенциональности у Гуссерля и экзистенциалистская категория трансценденции. В кн.: Современный экзистенциализм. Критические очерки. / Ред. коллегия: Т.И. Ойзерманруковод. авт. коллектива/ и др./. М.: Мысль, 1966, с. 77-107.

45. Гайденко П. и Бородай Ю. Философия буржуазного иррационализма и современная эстетика. В кн.: О современной буржуазной эстетике. Сборник статей. - М.: Искусство, 1963, с. 143-206.

46. Гапочка М.П. Материализм против фидеизма: Ленинские принципы критики фидеизма и современность. М.: Политиздат, 1980, -189 с.

47. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 5-х т.Перевод. Под ред. и с предисл. М.Лифшица. . М.: Искусство, 1968-1973.

48. Гете И.В. Примечание к "Поэтике" Аристотеля. Собр. соч. В 10-ти т. М.: Художественная литература, 1980, т. 10, с. 398-401.

49. Григорьян Б.Т. Философская антропология: Критический очерк. -М.: Мысль, 1982. 186 с.

50. Громов Е.С. Художественное творчество /Опыт эстетической характеристики некоторых проблем/. М.: Политиздат, 1970. - 261 с.

51. Гулыга A.B. Искусство в век техники. М.: Наука, 1978. -182 с.

52. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен: К характеристике эстетико-политических взглядов Платона и Аристотеля. -М.: Наука, 1968. 285 с.

53. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. M.: 1910. -518 с.

54. Джидарьян H.A. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. -191 с.

55. Дильтей В. Описательная психология. М.: Русский книжник, 1924. - У, 118 с.

56. Додельцев Р.Ф. Проблема искусства в мировоззрении Зигмунда Фрейда. В кн.: О современной буржуазной эстетике. Сб. статей. Вып.З. - М.: Искусство, 1972, с. 61-109.

57. Додельцев Р. Фрейд как объект критики в советской эстетике. -В кн.: Вопросы эстетики. Вып. 9. М.: Искусство, 1971, с. 279-293.

58. Додонов Б.Г. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. -272 с.

59. Долгов К. Основы эстетики экзистенциализма. В кн.: Критика основных направлений современной буржуазной эстетики. /Сборник статей/. Ред. М.Ф. Овсянников и др. . . - М.: Искусство, 1968,с. 77-142.

60. Долгов K.M. Критика буржуазного философско-эстетического сознания. Автореф. дис. д-ра филос. наук. М.: 1973. - 46 с.

61. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М.: Советский писатель, 1977. - 461 с.

62. Зись А.Я. Конфронтации в эстетике: Очерки о природе искусства. М.: Искусство, 1980. - 239 с.

63. Иванов В.В. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976. - 300 с.

64. Иванов В.И. Дионис и прадионисийство. Баку: 1923. - ХП, 303 с.

65. Изард К. Эмоции человека. Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1980.439 с.

66. Какабадзе B.JI. Теоретические проблемы глубинной психологии. -Тбилиси: Мецниереба, 1982. 184 с.

67. Какабадзе 3. Феномен искусства. Тбилиси: Мецниереба, 1980. - 133 с.

68. Кант И. Критика способности суждения. Сочинения. В 6 томах. /Под общ. ред. В.Ф. Асмуса и др./. - М.: Мысль, 1966, т. 5, -563 с.

69. Каралашвили Р.Г. Функция персонажа как "фигуры" бессознательного" в творчестве Германа Гессе. В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси: Мецниереба, 1978, т. П, с. 529-537.

70. Киященко Н.И. ,JIe йзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики. М.: Искусство, 1983. - 224 с.

71. Клеман К. и др. Марксистская критика психоанализа. Пер. с фр. М.: Прогресс, 1976. 281 с.

72. Кодуэлл К. Иллюзия и действительность. Об источниках поэзии. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1969. - 365 с.

73. Конев В.А. Социальное бытие искусства. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1975. - 188 с.

74. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. Пер. с польск. М.: Политиздат,. 1980. - 360 с.

75. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление: Психологический очерк. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1977. - 260 с.

76. Кузнецов О.Н. и Лебедев В.И. Психология и психопатология одиночества. М.: Медицина, 1972. - 335 с.

77. Кузьмина Т.А. Проблема субъекта в современной буржуазной философии /Критика некоторых концепций/. М.: Наука, 1979. - 200 с.

78. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1980. - 271 с.

79. Куликова И.С. Искусство и мир человека/Итоги IX Международного эстетического конгресса/. М.: Знание, 1981. - 64 с.

80. Куркина Л.Я. Предмет и метод исследования в западноевропейской "теории интерпретации": Критический анализ. В кн.: Вопросы истории и теории эстетики. Под ред. М.Н. Афасижева. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976, с. 177-186.

81. Курцин И.Т. Критика фрейдизма в медицине и психологии. -М.-Л.: Наука, 1965. 296 с.

82. Левчук Л.Т. Психоанализ и художественное творчество: /Критич. анализ/. Киев: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1980. - 160 с.

83. Лейбин В.М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М.: Политиздат, 1977. - 246 с.

84. Лессинг Г.Э. Гамбургская драматургия. М.-Л., Academia, 1936. - X ЬУШ, 455 с.

85. Лилов А. О природе искусства. Критика соврем, концепций буржуазной эстетики. Пер. с болг. М.: Искусство, 1977. - 199 с.

86. Лилов А. Природа художественного творчества. Пер. с болг. -М.: Искусство, 1981. 479 с.

87. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. -М.: Искусство, 1965. 372 с.

88. Лук А.И. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. - 175 с.

89. Любимова Т.Б. Категория трагического в эстетике:'/Ист. очерк/. М.: Знание, 1979. - 64 с.

90. Ляликов Д. К критике юнгианских концепций художественного творчества. В кн.: О современной буржуазной эстетике. Сборник статей. - М.: Искусство, 1963, с. 293-311.

91. Маньковская Н.Б. Критика основных направлений современной буржуазной эстетики. М.: Знание, 1982. - 64 с.

92. Маргвелашвили Г.Т. Сюжетное время и время экзистенции. -Тбилиси: Мецниереба, 1976. 71 с.

93. Маргвелашвили Г.Т. Психологизмы в хайдеггеровской экзистенциальной аналитике. Вопросы философии, 1971, № 5, с. 121-130.

94. Марков М.В. Искусство как процесс: Основы функциональной теории искусства. М.: Искусство, 1970. - 239 с.

95. Морено Дж. Л. Социометрия. Пер. с англ. М.: Иностранная литература, 1958. - 288 с.

96. Мостепаненко Е.И. Свет как эстетический феномен. Философские науки, 1982, № 6, с. 88-95.

97. Мясищев В.Н. Личность и неврозы,. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та 1960, - 426 с.

98. Ницше Ф. Рождение трагедии. Полн. собр. соч., т. I, -М.: Моск. кн-во, 1912. - У1, 412 с.

99. Новиков А.В. От позитивизма к интуитивизму: Критич. очерки буржуазной эстетики. М.: Искусство, 1976. - 255 с.

100. Овсянников М.Ф. Искусство и капитализм. М.: Искусство, 1979. - 343 с.

101. Овсянников М.Ф. Что изучает эстетика. М.: Знание, 1976.63 с.

102. Овсянников М.Ф. и Смирнова З.В. Очерки истории эстетических учений. М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1963. - 452 с.

103. Оганов A.A. Теория отражения и искусство. М.: Искусство, 1978. - 132 с.

104. Одуев С.Ф. Тропами Заратустры /Влияние ницшеанства на немецкую буржуазную философию/. 2-е дораб. изд. - М.: Мысль, 1976. -431 с.

105. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. М.: Высшая школа, 1975. - 224 с.

106. Ортега-и-Гасет X. Дегуманизация искусства. В кн.: Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX в. Вып. 2. - М.: ИНИОН АН СССР, 1980, с. III-I55.

107. Патент Г.И. Марксизм и экзистенциализм. К критике иррационализма "фундаментальной онтологии" М.Хайдеггера. Челябинск: 1973, -251 с.

108. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

109. Петровский Ф.А. Сочинение Аристотеля о поэтическом искусстве. В кн.: Аристотель. Об искусстве поэзии. - М.: Художественная литература, 1957, с. 5-35.

110. Работы М.Хайдеггера по культурологии и теории идеологий /Европейский нигилизм/. Сб. обзоров. М.: ИНИОН АН СССР, 1981. -216 с.

111. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1968. -160 с.

112. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. В кн.: Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1973, с. 255-385.

113. Сидоров А.И. Плотин и гностики. Вестник древней истории, 1979, № I, с. 54-70.

114. Силичев Д. Проблема художника и художественного творчества в эстетике М.Дюфренна. В кн.: Проблемы художественного творчества. Критический анализ. - М.: Наука, 1975, с.

115. Симонов П.В. О познавательной функции сопереживания. -Вопросы философии, 1979, № 9, с. 137-142.

116. Симонов П.В. Категория сознания, подсознания и сверхсознания в твсР^еской системе К.С. Станиславского. В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси: Мецние-реба, 1978, т. П, с. 518-528.

117. Современная буржуазная философия./А.С. Богомолов, Ю.К. Мель-виль, И.С. Нарский и др.; Под ред. A.C. Богомолова и др. М.: Высшая школа, 1978. - 581 с.

118. Современная буржуазная философия и религия. A.C. Богомолов, В.И. Гараджа, A.M. Каримский, В.Н. Кузнецов. : Под ред. д-ра филос. наук, проф. A.C. Богомолова. М.: Политиздат, 1977. 375 с.

119. Современная буржуазная эстетика: Критич. очерки. / Овсянников М.Ф., Самохин В.Н., Гуреева A.B. и др.; Под общ. ред. докт. филос. наук М.Ф. Овсянникова и канд. филос. наук В.Н. Самохина.1. М.: Мысль, 1978. 299 с.

120. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм'/Историко-критический очерк/. Статья первая и вторая. Вопросы философии, 1966, № 12, с. 76-88; 1967, № I, с. 126-139.

121. Средний Д.Д. От прометеевского вызова к сизифову отчаянию. Вопросы философии, 1969, № 5, с. 100-110.

122. Тавризян Г.М. Феноменологический "антипсихологизм" и проблема интуиции в экзистенциализме. В кн.: Философия марксизма и экзистенциализм.'/Очерки критики экзистенциализма/. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971, с. 57-86.

123. Татаркевич В. Античная эстетика. Пер. с польск. М.: Искусство, 1977. - 327 с.

124. Темников Е.А. О философии и искусстве в экзистенциально-онтологическом учении Мартина Хайдеггера. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1980. 16 с.

125. Типсина А.Н. Философия религии К.Ясперса: /Критический анализ/. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 152 с.

126. Толстой Л.Н. Крейцерова соната. Полн. собр. соч. Юбилейное издание. /1828-1929/ . Под общ. ред. В.Г. Черткова. -M.-JL: Госуд. изд. худож. лит-ры, 1933, с. 5-78.

127. Толстых В.И. Искусство и мораль'/0 социальной сущности и функции искусства/. М.: Политиздат,, 1973. - 439 с.

128. Уэллс Г.К. Павлов и Фрейд. Пер. с англ. М.: Изд. иностр. лит-ры, 1959. - 467 с.

129. Уэллс Г.К. Крах психоанализа: От Фрейда к Фромму. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1968. - 287 с.

130. Фиалкова Е.М. Методологические аспекты, аналитической психологии К.Г. Юнга. Вопросы философии, 1979, № I, с. I4I-I48.

131. Филиппов Л.И. Философская антропология Жан-Поля Сартра. -М.: Наука, 1977. 285 с.

132. Филипьев Ю.А. Что. и как познает искусство. М. : Наука, 1976. - 112 с.

133. Флоренская Т.А. Катарсис как осознание: Эдип Софокла и Эдип Фрейда. В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси: Мецниереба, 1978, т. П, с. 562-569.

134. Фрейд 3. Толкование сновидений. M.: T9I3. - 448, УП с.

135. Фрейд 3. О психоанализе. М.: Наука, I9II. - У, 67 с.

136. Фрейд 3. Леонардо да Винчи. М.: Современные проблемы, 1912. - 119 с.

137. Фрейд 3. По ту, сторону принципа удовольствия. M. : 1925. -НО с.

138. Фрейд 3. Поэт и фантазия. В кн.: Современная книга по эстетике. Антология. - М.: Изд. иностр. лит., 1957, с. 188-196.

139. Фурст Д. Невротик. Его среда и внутренний мир. Пер. с англ. М.: Изд. иностр. лит., 1957, - 375 с.

140. Хайдеггер М. Искусство и пространство. В кн.: Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX в. Сборник переводов. - М.: ИНИОН АН СССР, 1979, с. I54-I6I.

141. Чалин M.JI. Концепция искусства в философии К.Ясперса. -В кн.: Философия марксизма и экзистенциализм /Очерки критики экзистенциализма/. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971, с. II4-I35.

142. Честертон Г.К. Гамлет и психоанализ. В кн.: Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX в. Вып. 2, - М.: ИНИОН АН СССР, 1980, с. 95-98.

143. Шварц Т. От Шопенгауэра к Хайдеггеру. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1964. - 359 с.

144. Шерозия А. К проблеме сознания и бессознательного психического. т. 1-2. Тбилиси: Мецниереба, 1969-1973.

145. Шерток JI. Непознанное в психике человека. Пер. с фр. -М.: Прогресс, 1982. 311 с.

146. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности. М.: Наука, 1971. - 221 с.

147. Шангаров Г.Х. Социальная природа эстетических чувств. -М.: Знание, 1978. 63 с.

148. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление, т. I, П. Полн. собр. соч., - М.: Книжное дело, I900-I90I, т. 1-2.

149. Щуровский А.Н. Буржуазно-апологетический характер религиозно-экзистенциалистской концепции "пограничных ситуаций". Автореф. дис. канд. филос. наук. Харьков, 1975. 24 с.

150. Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. М.: Мысль, 1969. - 183 с.

151. Юлдашев JI.Г. Искусство: философские проблемы исследования. -М.: Мысль, 1981. 247 с.

152. Юнг К.Г. Избранные труды по аналитической психологии. Авториз. изд. под общ. ред. Эмилия Ментера. Т. 1-3 Цюрих: Мусагет, 1929-1939.

153. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество. В кн.: Судьба искусства и культуры в западноевропейской мысли XX в. Сборник переводов. - М.: ИНИОН АН СССР, 1978, с. I54-I6I.

154. Юнг К.Г. К пониманию психологии архетипа младенца. Там же, с. 197-206.

155. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М.: Политиздат, 1974. - 447 с.

156. Adler А, Menschenkenntnis. Frankfurt а.М.: Fischer Taschenbuch Verl,, - 254 S.

157. Adler A. Der Sinn des Lebens. Frankfurt a.M.: Fischer Taschenbuch Verl., 1977. - 191 S.

158. Bahr H. Dialog vom Tragischen» Berlin: Fischer, 1904.151 S.

159. Berger A.F. Wahrheit und Irrtum in der Katharsis-Theorie des Aristoteles. In: Gomperz T. Aristoteles* Poetik. Leipzig: Veit, 1897, S.69-98.

160. Bernays J. Grundzüge der verlorenen Abhandlung des Aristoteles über Wirkung der Tragödie. In: Bernays J. Zwei Abhandlungen über die aristotelischen Theorie des Drama. - Berlin: Hertz, 1880, S.1-78.

161. Biemel W. Heidegger in Selbstzeugnissen und Bilddokumenten. Reinbek bei Hamburg: Rowohlts Monographien, 1975. - 175 S.

162. Freud S. "Selbstdarstellung": Schriften zur Geschichte der Psychoanalyse. Frankfurt a.M.: Fischer Taschenbuch Verl., 1971. - 248.

163. Freud S. Das Interesse an der Psychoanalyse. In: Freud S. Darstellungen der Psychoanalyse. - Frankfurt a.M.; Hamburg: Fischer Bücherei, 1970, S.96-134.

164. Freud S. Der Moses des Michelangelo. Frankfurt a.M.: Insel Bücherei, 1964. -47 S.

165. Fromm E. Märchen, Mythen und Träume: Eine Einführung zum Verständnis von Träumen, Märchen und Mythen. Zürich: Diana, 1957. - 247 S.

166. Gadamer H.-G. Wahrheit und Methode: Grundzüge einer philosophischen Hermeneutik. Tübingen: Mohr /Siebeck/, 1960. - XIII, 486 S.

167. Heidegger M. Heimkunft/An die Verwandten. In: Heidegger M. Erläuterungen zu Hölderlins Dichtung. - 5«Aufl., - Frankfurt a.M.: Klostermann, 1981, &.I3-3I.

168. Heidegger M. Wie wenn am Feiertage. Ibid., S.49-77.

169. Heidegger M. Hölderlin und das Wesen der Dichter. Ibid., S.33-48.

170. Heidegger M. Andenken. Ibid., S.79-151.

171. Heidegger M. Hölderlins Erde und Himmel. Ibid., S.I53-181.

172. Heidegger M. Das Gedicht. Ibid., S.182-192.

173. Heidegger M. Wozu Dichter? In: Heidegger M. Holzwege. 3.Aufl. - Frankfurt a.M.: Klostermann, 1957, S.248-295

174. Heidegger M. Bauen. Wohnen. Denken. In: Heidegger M. "Vorträge und Aufsätze. - Pfullingen: Neske, 1954, S.145-162.

175. Heidegger M. Einführung in die Metaphysik. 4.Aufl. -Tübingen; Memeyer, 1976. 156 S.

176. Heidegger M. Vom Wesen der Wahrheit. 6.Aufl. Prankfurt a.M.: Klostermann, 1976. - 28 S.

177. Heidegger M. Die Sprache. In: Heidegger M. Unterwegs zur Sprache. - Pfüllingen: Neske, 1959, S.11-33*

178. Herrmann P.-W. Heideggers Philosophie der Kunst: Eine systematische Interpretation der Holzwege-Abhandling "Der Ursprung des Kunstwerkes". Prankfurt a.M.: Klostermann, 1980. - XXV, 379 S.

179. Hüllen J.W. Die philosophischen Relation der Komplexen Psychologie C.G. Jung. Iiiaug.-Diss. ./Münster/, 1966. 291 S.

180. Jaspers K. Von der Wahrheit. München; Piper, 1947. -XXIII, 1102 S.

181. Jaspers K. Philosophie. 2.Aufl. - Berlin, Göttingen, Heidelberg: Springer, 1948. - XVIII, 912 S.

182. Jaspers K. Psychologie der Weltanschauungen. 5.Aufl. -Berlin, Göttingen, Heidelberg: Springer, 1960. - XIX, 486 S.

183. Jaspers K. Kant: Leben, Werk, Wirkung. München: Serie Piper /124/, 1975. - 230 S.

184. Jaspers K. Philosophische Autobiographie. München: Piper, 1977. - 136 S.

185. Jung C.G. tJber die Psychologie des TJnbewussten. Gesammelte Werke. - 2.Aufl. - Ölten, Freiburg i.Br.: Walter-Verlag, 1974, Bd.7, S.3-126.

186. Jung C.G. Die Beziehungen zwischen dem Ich und dem TJnbewussten. Ibid., S.127-3^6.

187. Jung C.G. Über die Beziehungen der analytischen Psychologie zum dichterischen Kunstwerk. Gesammelte Werke. - 2.Aufl. -Ölten, Freiburg i.Br.: Walter-Verlag, 1972, Bd.15, S.75-96.

188. Jung C.G. Psychologie und Dichtung. Ibid., S.97-120.

189. Jung C.G. Paracelsus. Ibid., S.11-20.

190. Jung C.G. Sigmund Freud als kulturhistorische Erscheinung. -Ibid., S.43-52.

191. Jung C.G. Picasso. Ibid., S.151-156.

192. Jung C.G. "Ulysses". Ibid., S.121-150.

193. Jung C.G. Erinnerungen, Träume, Gedanken. Aufgezeichnet und hrsg.von Aniela Jaffe. Zürich: Buchclub Ex Lihris, 1976.419 s.

194. Krips H. Zur individualpsychologischen Theorie von Alfred Adler: Eine methodologische Untersuchung anhand zentral Begriffe der Individualpsychologie. Inaug.-Diss. Köln, 1976. - 227 S.

195. Kuhn H. Wesen und Wirken des Kunstwerk. München: Piper, 1960. - 148 S.

196. Latzel E. Die Erhellung der Grenzsituation. In: Karl Jaspers. Hrsg.von Paul Arthur Schlipp. - Stuttgart: Kohlhimmer, 1957, S.164-190.

197. Lorenzer A. Kritik des psychoanalytischen Symbolbegriffs. -2.Aufl. Frankfurt a.M.: SuHrkamp, 1972. - 128 S.

198. Mack D. Ansichten zum Tragischen und zur Tragödie: Ein ompendium der deutschen Theorie im 20.Jahrhundert. München: cink:, 1970. - 178 S.

199. Marcel G. Grundsituation und Grenzsituation bei Karl Jas->ers. In: Karl Jaspers in der Diskussion. Hrsg.von Hans Saner. -lünchen: Piper, 1973, S.156-173.

200. Pfeiffer J. Zur Deutung der Kunst bei Karl Jaspers. In: Karl Jaspers. Hrsg.von Paul Arthur Schipp. - Stuttgart: Kohlhim-mer, 1957, S.673- 695.

201. Plessner H. Lachen und Weinen. In: Plessner H. Philosophische Anthropologie. - Frankfurt a.M.: Fischer, 1970, S.5-172.

202. Poggeler 0. Philosophie und Politik bei Heidegger. Freiburg-München: Alber-Broschur Philosophie, 1972. - 151 S.

203. Rank 0. Der Künstler und andere Beiträge zur Psychoanalyse des dichterischen Schaffens. Aufl. - Leipzig-Wien-Zürich: International psychoanalytischer Verl., 1925« - 208 S.

204. Riccour P. Philosophie und Religion bei Karl Jaspers. In: Karl Jaspers in der Diskussion. Hrsg.von Hans Saner, - München: Piper, 1973, S.358-389.

205. Rotchaker E. Die Wirkung des Kunstwerks. In: Rotchaker E. Zur Genealogie des menschlichen Bewusstseins. - Bonn: Bouvier,1966, s.304-325.

206. Sartre J.-P. Entwurf einer Theorie der Emotionen. In:

207. Sartre J.-P. Das Transzendenz des Egos Drei Essays. Reinbek bei amburg: Rowohlt paperback, 1964, S.152-195.

208. Schadewaldt W. Furcht und Mitleid? (Zur Deutung des Aristotelischen Tragödiensatzes. In: Schadewaldt W. Hellas und Hesperi-m. - Zürich und Stuttgart: Artemis, 1960, S.346-388.

209. Schadewaldt W. Von der Wirkung des Trauerspiels. Ibid., i. 388-391.

210. Schadewaldt W. Einleitung zur "Antigone" des Sophokles von iölderlin in der Vertonung von Carl Orff. Ibid., S.268-270.

211. Scheler M. Zur Phänomen der Tragischen. In: Scheler M. rom Umsturz der Werte. - 2.Aufl. - Leipzig: Der neue Geist, 1919» ■d.1, S.239-270.

212. Staiger E. Zu einem Vers von Mörike: Ein Briefwechsel mit artin Heidegger. In: Staiger E. Der Kunst der Interpretation. -ürich: Atlantis-Verl., 1957, S.35-49.