автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему: Теория созидательного альтруизма Питирима Сорокина
Полный текст автореферата диссертации по теме "Теория созидательного альтруизма Питирима Сорокина"
На правах рукописи
Долгов Александр Юрьевич
ТЕОРИЯ СОЗИДАТЕЛЬНОГО АЛЬТРУИЗМА ПИТИРИМА СОРОКИНА: ГЕНЕЗИС И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Специальность 22.00.01 - Теория, методология и история социологии
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата социологических наук
13 МАЙ 2015
005568474
Москва 2015
005568474
Работа выполнена в Отделе социологии и социальной психологин ФГБУН «Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук».
Научный руководитель: Ефременко Дмитрий Валерьевич,
доктор политических паук, заместитель директора по научной работе ФГБУН «Институт научной информации по общественным наукам РАН»
Официальные оппоненты:
Янпцкий Олег Николаевич,
доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт социологии РАН»
Федотова Надежда Николаевна,
доктор социологических наук, доцент кафедры социологии ФГОБУ ВПО «МГИМО (У) МИД России»
Ведущая организация: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Защита состоится 3 июня 2015 года в 14:00 часов на заседании Диссертационного совета Д 002.011.01 при ФГБУН «Институт социологии РАН» по адресу: 117218, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5, ауд. 323.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке и на сайте ФГБУН «Институт социологии РАН» — http://www.isras.ru
Автореферат разослан « ач » апреля 2015 года.
Ученый секретарь ^
диссертационного совета, ^л^^СК
, , Климова Светлана Гавриловна
кандидат философских наук
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования
В современной социологии наблюдается заметный рост интереса к проблематике альтруизма. Однако еще совсем недавно, во второй половине XX в., ситуация была существенно иной, и феномен альтруизма, напрямую связанный с функционированием моральных норм и укреплением социальной солидарности, оставался вне социологического мейнстрима. Социальные конфликты и бедствия прошлого столетия актуализировали научный поиск механизмов обеспечения социального порядка, не ограничивающих при этом нрава и свободы индивида. Школа структурного функционализма (Т. Парсонс, Э. Шилз) стремилась выявить системные факторы, способствующие установлению согласованности институциональной и ценностной структур. Франкфуртская школа социальных исследований (Т. Адорно, М. Хоркханмер, Э. Фромм) представила критический взгляд на репрессивные властные институты, идеологию и массовую культуру как формы непрямого принуждения. Разрабатывались футурологические теории (Дж. Гэлбрейт, Д. Белл), предвещавшие конец идеологии и трансформацию социальных конфликтов благодаря развитию научно-технического знания. Теоретики конфликтологии (Р. Дарендорф, Л. Козер) защищали тезис о неизбежности социальных конфликтов, признавая при этом возможность их минимизации за счет достижения консенсуса и расширения гражданских прав. На этом фоне контрастно выделялась особая позиция выдающегося русско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889—1968), утверждавшего в 1940-1960-х годах, что ни экономическое благополучие, ни демократические преобразования, ни возрастание роли науки и распространение образования не смогут устранить причины, ведущие к социальным конфликтам, которые в условиях техногенной цивилизации становятся глобальной угрозой. В своих работах Сорокин пытался показать,
з
что альтруизм является эффективным ресурсом преодоления общественной дезинтеграции в условиях социального кризиса, а также играет роль важнейшего регулятора общественного развития.
Исследования феноменов неэгоистического поведения в поздний период творчества П.А. Сорокина приобрели статус отдельного проекта в рамках Гарвардского центра по изучению созидательного альтруизма, официально учрежденного в 1949 г. Проект развивался по двум направлениям — теоретическому и прикладному. Теоретические поиски П.А. Сорокина преимущественно были связаны с игнорированием проблем морали и ценностей в социологии середины XX в. П.А. Сорокин предпринял амбициозную попытку реанимировать идею морали в социологии через изучение альтруизма, доказывая необходимость использования потенциала философии и религиозных учений в науке. По сути дела, его исследования альтруизма стали серьезной заявкой на обновление социологии, которая, как считал Сорокин, должна не просто заниматься поиском истины, но и формировать ценностную систему общества. Прикладной аспект исследований альтруизма был связан с формулированием конкретных задач и разработкой способов альтруизации личности, общества и культуры в условиях кризиса чувственной системы ценностей (в терминологии Сорокина). В этом контексте актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью дальнейшей разработки комплекса историко-социологических и теоретических проблем, связанных с изучением альтруизма в социологии, а также с рассмотрением возможности применения выводов Сорокина о роли альтруизма в решении социальных задач.
В настоящее время интерес к феномену альтруизма в социальных науках неуклонно возрастает, поэтому теоретическое наследие П.А. Сорокина можно рассматривать в качестве историко-социологического базиса, продолжающего оказывать влияние па дальнейшую научную
4
разработку данного вопроса. В подтверждение сказанного можно отметить, что многие выводы П.А. Сорокина получают переосмысление в процессе институционализации научных направлений, занимающихся исследованием альтруизма. Например, в 2011 г. в рамках Американской социологической ассоциации была официально создана Секция по изучению морали, альтруизма и социальной солидарности1, одним из направлений работы которой стала реинтернретация идей П.А. Сорокина. Вместе с тем теория созидательного альтруизма все еще остается малоизученной проблемой творчества П.А. Сорокина.
Изучение феномена альтруизма, с одной стороны, связано с проблемами морали, ценностей, социальной солидарности, взаимопомощи, кооперации, эмпатии и благотворительности, с другой, - с теоретико-методологическими подходами к кзучешпо неэгоистического поведения в других дисциплинах (философия, биология, психология, антропология). Таким образом, исследования альтруизма носят междисциплинарный характер, на что в свое время указывал П.А. Сорокин.
В прикладном отношении обращение к теме альтруизма может быть связано с попыткой осмысления причин воспроизводства социальных конфликтов, которые в условиях современных глобализационных и технологических рисков приобретают высокое политическое, социальное и культурное значение. Кроме того, исследования морали, альтруизма и социальной солидарности могут быть направлены на решение проблем дегуманизации, насилия, дискриминации, последствий экологических бедствий.
Исходя из вышесказанного, проблема исследования состоит в следующем: на сегодняшний момент нет комплексного историко-
1 См.: Офшдоальныс страницы Секции в Интернете [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р:/Л.улулу-сяип.ес1и/--11Ьзос 126/ и
hltps://sites.eoog^e.com,,site/зltп■^ismmora^ilv'solidari^/home (последнее посещение 28.11.2014).
социологического понимания генезиса теории созидательного альтруизма П.А. Сорокина, а также не проанализирован теоретико-методологический потенциал его идей для современной социологии.
Степень научной разработанности темы исследования
Попытки осмысления добра, добродетелей и нравственности можно найти во многих философских традициях. Социологическое понимание альтруизма связано с дисциплинарным оформлением социальных исследований в XIX в. Основатели социологии - О. Конт (автор термина «альтруизм»), Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель - уделяли значительное внимание неэгоистическому поведению в своих социологических и философских концепциях, по-разному оценивая функциональную роль и будущее данной поведенческой установки. Дискуссии классиков касались необходимости / избыточности альтруизма в условиях социального прогресса, а также вопроса о негативных последствиях самопожертвования для индивида и общества.
Социологические подходы к изучению альтруизма в России складывались вокруг позитивистской теории и методологии, а также идеологии народничества. В позитивистских концепциях М.М. Ковалевского и Е.В. Де Роберти альтруизм и социальная солидарность представлялись в качестве закономерного итога развития человечества. Народники Н.К. Михайловский и П.Л. Лавров, анархист П.А. Кропоткин подчеркивали значение альтруизма, взаимопомощи и солидарности для противостояния государству со стороны самоорганизованных гражданских институтов. Еще одна версия понимания альтруизма как важного социобиологического механизма сложилась в рамках естественных наук, и была представлена в работах биологов И.И. Мечникова и А.И. Яроцкого. Позднее, в советский период, генетические основы морали исследовались В.П. Эфроимсоном.
В отечественной философской традиции тема альтруизма имела ярко выраженный религиозный подтекст. Представители религиозно-нравственного направления (J1.H. Толстой, Ф.М. Достоевский) и русской религиозной философии (B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, Н.О. Лосский) рассматривали любовь и добро в качестве способов постижения Бога, поэтому западноевропейский научный термин «альтруизм» воспринимался ими преимущественно критично, в качестве подмены понятия истинной христианской любви. В отличие от западных социологов, которых интересовало функциональное значение альтруизма, отечественные философы стремились постичь онтологический характер любви. Данный акцент на фундаментальном значении бескорыстных действий был воспроизведен и П.А. Сорокиным, что отразило проблематичность синтеза западной социологической мысли и российской философской традиции в его творчестве. Последним во многом объясняется недостаточный интерес западной социологии второй половины XX в. к проблеме альтруизма в работах Сорокина.
Современные исследования альтруизма опираются на широкую совокупность идей и подходов, отличающуюся междисциплинарностью и гетерогенностью. Различные дисциплины, такие как эволюционная биология, психология, экономика, антропология, социология, предлагают множество теоретических моделей, гипотез и экспериментов, объясняющих природу и функции неэгоистического поведения1. Зачастую эти подходы переплетаются — социальные науки абсорбируют и развивают выводы естественнонаучных дисциплин. Большой резонанс имели западные социобиологические
1 Детальные описания современных междисидалинарных теоретико-методологических
подходов к исследованию альтруизма можно найти в аналитических обзорах:
Якимова Е В. Феномен альтруизма: Новые аспекты и современные аналитические тенденции // Социологический ежегодник, 2012: Сб. науч. тр. / Ред. U.E. Покровский,
Ред.-сост. Д.В. Ефремеико. М: ШМОН РАН; Кафедра общей социологии НИУ-ВШЭ,
2013. С. 241-266; Быков A.B. Теоретико-методологические подходы к изучению
альтруизма: Аналитический обзор // Социология: 4M. М., 2013. № 37. С. 179-207.
7
трактовки альтруизма, опирающиеся на такие понятия как «эгоистичный ген» (Р. Докинз), «реципрокность» (Р. Триверс) и «родственный отбор» (У. Гамильтон, Э. Уилсон). Среди современных отечественных социобиологических исследований, объясняющих альтруистическое поведение с точки зрения эволюционных механизмов, можно выделить работы A.B. Маркова и Л.М. Баскина. Значимый вклад разработку концепта альтруизма в социальных науках внесли Д. Кребс, Дж. Пильявин, Г. Беккер, Сэмюэль и Перл Олинеры, С. Пост, Д. Бэтсои, К. Монро, М. Ли, Дж. Тернер. Основными темами современных социологических исследований феномена альтруизма являются: идентификация факторов, определяющих альтруистическое действие (родственные связи, социальная дистанция); анализ нормативности неэгоистических поступков; выгоды и издержки бескорыстного поведения для индивида; социальные институты и процессы, возникающие благодаря актам взаимопомощи.
Несмотря на интерес к работам П.А. Сорокина в России и за рубежом, в социологии теория альтруизма остается одной из наименее исследованных проблем его творчества1. Чтобы осуществить комплексный анализ, позволяющий объяснить специфику генезиса и концептуальных рамок теории созидательного альтруизма, необходимо рассмотреть историко-биографический контекст формирования взглядов Сорокина, получивший определенное отражение в работах ученого, а также философско-методологические принципы его исследований. Интеллектуальная биография П.А. Сорокина представлена в работах Б. Джонстона, П. Талботга, Л. Козера, П.П. Кротова, В.В. Сапова, Ю.В. Дойкова, В.В. Василенко, М.Б. Глотова.
' Например, по подсчетам К.П. Лазебпой в периоде 1990-х по 2010-е гг. в России опубликовано около 14 работ, посвященных проблематике любви и альтруизма в творчестве П.А. Сорокина. Большинство авторов обращается к философским аспектам теории альтруизма П.А. Сорокина. Большинство диссертаций, посвященных позднему периоду творчества Сорокина, также посвящено философской тематике. См.: Лазебная К.П. Теория символического в творчестве П.А.Сорокина: историко-социологический анализ: Дисс. ... кандидата социологических паук. М., 2013. С. 153-173.
S
Анализ эволюции теоретических положений, касающихся социокультурной динамики, интегрализма и гуманистической трансформации провели С.А. Кравченко, Ю.Н. Давыдов, И.А. Голосенко, М.В. Ломоносова, К.П. Лазебная, Ф.Р. Кауэл, Дж. Форд, М. Оно, К. Йосино. Общая характеристика социологического творчества П.А. Сорокина дается в исследованиях М. Зафировского, Г. Яворского, Г.В. Осипова, Ж.Т. Тощенко, A.M. Медушевского, А.Ю. Согомонова, А.Б. Гофмана, Н.Е. Покровского, М.Ф. Черныша, В.Г. Николаева, И.В. Пономаревой.
Одна из первых зарубежных работ, посвященных теории альтруизма П.А. Сорокина, была подготовлена Дж. А. Маттером, однако она носит скорее публицистический характер1. В работах У. Экхардта теория альтруизма Сорокина была представлена в контексте исследований проблем мира и конфликтов (peace research)2. Систематическое исследование теории альтруизма с опорой на методологические принципы интегрализма осуществляется в работах Б. Джонстона3, В. Джеффриса4 и Л. Николса5. Э. Тириакьян в своих размышлениях затрагивает глобальный аспект проблемы альтруизма6.
1 Matter J.A. Love, altruism, and world crisis: The challenge of Pitirim Sorokin. Chicago: Nelson-Hall, 1974.313 p.
2 Eckhardt W. Pioneers of peace research III: Pitirim A. Sorokin: Apostle of love // International interactions. 1983. Vol. 10, № 2. P. 147-177; Eckhardt W. Transitions, revolutions, and wars // Sorokin and civilization: A centennial assessment / Ed. by J.B. Ford, M.P. Richard, P.C. Talbutt. New Brunswick: Transaction, 1996. P. 213-224.
3 Johnston B.V. Integralism, altruism and social emancipation: A Sorokinian model of prosocial behavior and social organization // The Catholic Social Science Review. 2001. Vol. VI. P. 4155.
4 Jeffries V. The eleven theses of integralism // Integralism, altruism and reconstruction: Essays in honor of Pitirim A. Sorokin / Ed. by E. Del Pozo Avino. Valencia: Universität de Valencia, 2006. P. 43-57; Jeffries V. The scientific system of public sociology: The exemplar of Pitirim A. Sorokin's social thought // Handbook of public sociology. Lanham (MD): Rowman & Littlefield, 2009. P. 107-120.
5 Nichols L.T. North Central sociological association presidential address. Renewing sociology: Integral science, solidarity, and loving kindness // Sociological focus. 2012. Vol. 45, N 4. P. 261-273.
6 Tiriakyan E.A Global altruism: Some considerations // Handbook of public sociology / Ed. by V. Jeffries. Lanham: Rowman & Littlefield Publishers, 2009. P. 409-428.
9
Критическое переосмысление теории альтруизма П.Сорокипа в рамках современных социологических дискуссий развивается в публикациях С. Олинёра и В. Кросби1, Дж. Вайнштейн2, Э. Дель Посо3, С. Поста4. Одно из последних монографических исследований теории любви П.Сорокина опубликовал итальянский социолог В. Мерло5. Ряд новейших работ посвящен эмпирической проверке модели «созидательной любви», разработанной П.А. Сорокиным (Дж. Левин и Б. Каплан6; Дж. Д'Амброзио и А. Фаул7).
В современных российских исследованиях обращение к теории альтруизма П.А. Сорокина происходит преимущественно в рамках философского осмысления проблем нравственного кризиса и ценностей. Это связано с рецепцией Сорокиным базовых принципов теории альтруизма из русской философии начала XX в. Одним из первых социально-философские аспекты этического учения П.А. Сорокина проанализировал Н.Ф. Зюзев8. В
1 Crosbie P.V., Oliner S.P. Sorokin's vision of altruistic love as a bridge to human consensus // Sorokin and civilization: A centennial assessment / Ed. by J.B. Ford, M.P. Richard, P.C. Talbutt. New Brunswick: Transaction, 1996. P. 199-212.
2 Weinstein J. Giving altruism its due: A possible world or possibly no world at all // Journal of applied social science. 2008. Vol. 2. N 2. P. 39-53.
3 Del Pozo E. Sorokin and altruism: An inspiration to collective action studies // Integralism, altruism and reconstruction: Essays in honor of Pitirim A. Sorokin / Ed. by E. del Pozo Avino. Publicacions de la Universität de Valencia, 2006. P. 123-144.
4 Post S. Pitirim A. Sorokin as pioneer in the scicntific study of unlimited love: Introduction // Sorokin P.A. The ways and power of love: Types, factors, and techniques of moral transformation. - Philadelphia (PA): Templeton foundation press, 2002. P. xv-xxviii.
5 Merlo V. II miracolo dell'altruismo umano: La sociologia dell'amore di P.A. Sorokin. - Roma: Armando, 2011. 173 p.
6 Levin J., Kaplan B.H. The Sorokin multidimensional inventory of love experience (SMILE): Development, validation, and religious determinants // Review of religious research. N.Y., 2010. Vol. 51, N4. P. 380-401.
7 D'Ambrosio J.G. Faul A.C. Development and Validation of the Sorokin Psychosocial Love
Inventory for Divorced Individuals // Research on Social Work Practice. 2013. Vol. 23, N 4. P. 447-457.
! Зюзсв Н.Ф. Философия любви Питирима Сорокина. Сыктывкар: Эском, 2000. 15S с.
10
работах M.B. Бадмаевой и представлен социально-философский анализ роли альтруизма б преодолении кризиса культуры1.
Биографический контекст разработки теории альтруизма рассматривается в публикациях П.П. Кротова" (в том числе в работах в соавторстве с АЛО. Долговым3). Е.В. Натарова проанализировала теорию альтруизма Сорокина, обращая внимание на современные методологические подходы к изучению альтруизма4.
Теоретическая взаимосвязь альтруизма с морачью, социальной солидарностью и ценностями актуализирует важность рассмотрения этих явлений в контексте изучения теории созидательного альтруизма П.А. Сорокина. В этой связи особую важность в рамках диссертационного исследования представляют работы, посвященные теории и истории изучения социальной солидарности (А.Б. Гофман, А.Ф. Филиппов, Д.В. Ефременко, И.В. Ксенофонтова, К.В. Урсуленко, Дж. Александер); социальной солидарности в условиях катастроф (О.Н. Яницкий, У. Бек); волонтерской деятельности (С.Г. Климова, O.A. Усачева), морали (В.А. Ядов, Г.С. Батыгин, O.A. Симонова, С. Хитлин, С. Вэйзи), взаимопониманию, толерантности и консолидации (Т.З. Адамьянц, П.М. Козырева, В.В. Семенова, JI.M. Дробижева).
Цель диссертационного исследования, задачи
1 Бадмаева М. В. Любовь и альтруизм в философско-культурологнческой концепции Питирима Сорокина // Вестник Бурятского ун-та. Сер. 5. Философия, социология, политология, культурология. Улан-Удэ, 2006. Вып. 12.С. 51-66.
2 Кротов П.П. Автобиография как отражение ачьтруистической трансформации Питирима Сорокина// Социология. М„ 2005. № 1. С. 158-166.
3 Кротов П.П., Долгов АЛО. От войны к миру: У истоков теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина. Вологда: Древности Севера, 2011. 400 с.
4 Натарова Е.В. Сорокипский интегрализм и его перспективы в сфере научного изучения альтруизма, любви и социальной солидарности // Наследие. Сыктывкар, 2013. № 3. С. 2536.
Цель диссертационного исследования состоит в историко-социологической реконструкции теоретического потенциала исследований альтруизма в работах П.А. Сорокина.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- анализ биографического контекста формирования теории альтруизма П.А. Сорокина;
- выявление и изучение интеллектуальных предпосылок эволюции теоретико-методологического подхода П.А Сорокина к изучению альтруизма;
- экспликация основополагающих методологических принципов исследований П.А. Сорокина, рассмотрение концептуальных и операциональных рамок теории созидательного альтруизма;
- установление внутренней теоретической взаимосвязи между научными категориями и понятиями системы взглядов П.А. Сорокина на личность, общество и культуру;
- характеристика прикладного аспекта теории альтруизма П.А. Сорокина;
- критическое переосмысление теории созидательного альтруизма в контексте современных социологических дискуссий и социальных проблем.
Объект, предмет исследования
Объект исследования - проблематика альтруизма в работах П.А. Сорокина.
Предмет исследования - теоретико-методологический потенциал модели альтруизма П.А. Сорокина для современной социологии.
Методологические н теоретические основы диссертации
В рамках диссертационного исследования используются приемы историко-социологического анализа, биографический и сравнительный
12
методы. Значительную часть исследования составляет анализ источников, позволяющий реконструировать эволюцию теоретических взглядов ПЛ. Сорокина на альтруизм; рассматриваются интеллектуальные корни его воззрений.
Источники подразделяются на следующие категории.
1) Биографические источники и вторичные биографические исследования (автобиографические воспоминания П.А. Сорокина; документы и переписка; биографические исследования Б. Джонстона, JI. Николса, В.В. Санова, П.П. Кротова, Ю.В. Дойкова);
2) Научные и философские работы западных и отечественных мыслителей второй половины XIX - начала XX вв., посвященные изучению альтруизма, идейное влияние которых можно обнаружить в исследованиях П.А. Сорокина (работы Г. Спенсера, О. Конта, Э. Дюркгейма, JI.H. Толстого, Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева, ILA. Бердяева, П.А. Кропоткина, М.М. Ковалевского, Е.В. Де Роберти);
3) Работы П.А. Сорокина, посвященные изучению альтруизма. В их числе выделяются следующие подкатегории: а) ранние работы, связанные с анализом неэгоистического поведения; б) четырехтомный труд «Социальная и культурная динамика» (1937-1941), представляющий собой сложившуюся систему теоретико-методологических принципов; в) работы позднего «альтруистического» этапа творчества, на основе которых в диссертации реконструируются концептуальные рамки теории созидательного атьтруизма.
4) Работы, содержащие критическое переосмысление модели альтруизма П.А. Сорокина, а также современные социально-психологические исследования атьтруизма.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют следующие положения и выводы исследований российских и зарубежных ученых:
1) Адекватное объяснение эволюции мировоззрения ГГ.А. Сорокина невозможно без понимания специфики исторического, социально-политического, культурного и интеллектуального контекстов в России конца XIX - начала XX вв. (Л. Николе, В.В. Сапов):
2) Автобиография ГГ.А. Сорокина «Долгий путь» представляет собой форму саморефлексии в рамках альтруистической трансформации (П.П. Кротов);
3) Теорию альтруизма необходимо рассматривать в качестве прикладного аспекта интегрализма (Дж. Вайнштейн);
4) Интегрализм и теория альтруизма в совокупности представляют альтернативную парадигму описания социальной реальности; выводы Сорокина могут быть переосмыслены как в целях обновления исследовательской программы социологии, так и в целях трансформации социальных институтов (Б. Джонстон, В. Джеффрис, Л. Николе, Дж. Вайнштейн, Э. Тириакьян).
Научная новизна исследования состоит в осуществлении комплексного историко-социологического анализа генезиса и методологических проблем теории альтруизма П.А. Сорокина. Новизна отражена в следующих пунктах:
- Обоснована важность понимания биографического контекста при изучении теории альтруизма П.А. Сорокина, проанализированы основные вехи жизненного пути П.А. Сорокина, повлиявшие на его интерес к теме неэгоистического поведения, установлена взаимосвязь между событиями его жизни и эволюцией его научного подхода.
- Изучены интеллектуальные истоки генезиса теории созидательного альтруизма, позволяющие объяснить специфику предложенной П.А. Сорокиным методологии исследования альтруистических поступков. В ходе анализа выявлено пересечение в теории альтруизма П.А. Сорокина
14
научных и культурных традиций дореволюционной России и Западной Европы. Проанализированы основные расхождения между пониманием альтруизма в отечественной и западной социально-философской мысли.
- По результатам комплексного анализа эволюции мировоззрения П.А. Сорокина показано, что разработка теории альтруизма связана не только с поздним периодом творчества мыслителя, а является прямым продолжением развития его системы социологии. Установлено, что теоретико-методологическая основа изучения альтруизма складывалась на протяжении всего периода сорокинского творчества, начиная уже с ранних работ.
- Осуществлена историко-социологическая реконструкция теории альтруизма П.А. Сорокина, позволяющая связать «альтруистические» идеи Сорокина со всем его творчеством; теория атътруизма проанализирована в контексте всей системы социологии П.А. Сорокина.
- Дана характеристика современного контекста проблемы альтруизма. Осуществлено сравнение идей ПЛ. Сорокина с современными междисциплинарными подходами к изучению альтруистического поведения в социологии, продемонстрирован объяснительный потенциал теории созидательного альтруизма, который заключается в интегральном характере концепции.
Положения, выносимые на защиту
1) Необходимой предпосылкой комплексного анализа генезиса теории созидательного альтруизма является учет биографического контекста, в котором формировались взгляды П.А. Сорокина. Изучение контекстуальности идеи альтруизма позволяет попять переломные моменты в эволюции взглядов П.А. Сорокина и объяснить специфику прикладного аспекта изучения «энергии любви» в его творчестве.
2) Теория созидательного альтруизма относится к разряду интегральных, поскольку в ней соединяются научный, философский и религиозный опыт объяснения феномена бескорыстных поступков. В «альтруистических» идеях Сорокина синтезируются традиция русской философии, связанная с необходимостью самоидентификации индивида со сверхсознанием в целях альтруистического преобразования, и западная социологическая мысль, которая сфокусирована на функциональном значении неэгоистического действия.
3) Теория созидательного альтруизма стала завершающим компонентом эволюции мировоззрения П. А. Сорокина, дополнив макросоциологическую концепцию социокультурной динамики и эпистемологический принцип интегрализма морально-этическим проектом альтруизации личности, общества и культуры. С одной стороны, разработка теории завершила формирование системы социологии П.А. Сорокина, в которой интегрализм взаимосвязан с альтруизмом, с другой стороны, теория альтруизма позволила Сорокину предложить практические способы достижения интегральной стадии развития общества, в связи с чем теорию альтруизма можно считать прикладным аспектом интегрализма.
4) Применение принципов альтруизации в общественном развитии получило продолжение в сорокинской программе преобразования общественных наук и трансформации политической власти. Реализация данного подхода означала, что социология должна выполнять мировоззренческую функцию и формировать интегральную систему ценностей, а политические элиты — отказаться от формирования социальной солидарности по принципу «свой-чужой» или «друг-враг», поскольку это ведет к ценностной дезинтеграции и воспроизводству социальных конфликтов.
5) Объяснение непопулярности теории созидательного альтруизма в социологическом мейнстриме может быть представлено на двух уровнях -
16
академическом и содержательно-методологическом. Первый уровень связан с нежеланием Сорокина создать собственную научную школу, конкурирующую с влиятельной социологической теорией Т. Парсонса, а также с его жесткой критикой своих коллег. Второй уровень объяснения связан с размытостью понятийного комплекса интегрализма и с попыткой Сорокина включить религиозный и интуитивный опыт, а также этические и философские концепции в научный дискурс.
6) Модель альтруизма Сорокина позволяет провести интегрированный анализ микро- мезо- и макроуровня альтруистического действия, учитывающий биологическую, социальную и культурную природу феномена бескорыстного поведения. Широкое определение альтруизма дает возможность включить в область анализа множество социальных феноменов, таких как взаимопомощь, социальная солидарность, благотворительность, волонтерская деятельность и т.п.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при разработке учебных курсов по истории и теории социологии. Полученные выводы дают возможность продолжить переосмысление идей П.А. Сорокина в контексте актуальных научных дискуссий и современных социально-политических проблем. Результаты исследования создают предпосылки для изучения социальной солидарности, морали, ценностей, причин социальных конфликтов.
Степень достоверности и апробация результатов работы
Материалы и выводы исследования были апробированы в ходе участия в научных конференциях и образовательных мероприятиях: Международная научная конференция «Питирим Сорокин и парадигмы глобального развития XXI века (к 125-летию со дня рождения)» (СыктГУ, Сыктывкар, 21 августа
17
2014 г.); Международная научная конференция «"Стены и мосты" III: история возникновения и развития идеи междисцнплинарности» (PI i У, Москва, 25 апреля 2014 г.); Международная научная конференция «Ломоносов-2014» (МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва, 8 апреля 2014 г.); Круглый стол «Ценностные основы филантропической деятельности» в рамках XXI Международных образовательных рождественских чтений (Москва, 25 января 2013 г.); Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Политическая власть: теоретико-методологический, нравственно-правовой и информационные аспекты» (МарГУ, Йошкар-Ола, 2009); Региональная межвузовская конференция «Перспективы развития российской политии в XXI веке», приуроченная к 120-летию со дня рождения П.А. Сорокина (СьпстГУ, Сыктывкар, 2009).
Проведенный в рамках диссертационного исследования анализ послужил заделом для работы соискателя в составе научного коллектива проекта «Интеграция социобиологических и социологических методов в исследовании эволюционных оснований морали и альтруизма (в приложении к российским сообществам)», поддержанного Российским фондом фундаментальных исследований (2014-2016 гг.; руководитель — к.соц.и. O.A. Симонова).
Полученные в ходе работы выводы нашли отражение в публикациях автора. По теме диссертационного исследования опубликованы — 1 монография (в соавторстве), 11 статей, 3 из которых входят в перечень ВАК.
В рамках сотрудничества с Фондом Питирима Сорокина (г. Винчестер, США) материалы исследования публиковались на Информационном портале Фонда - www.pitirim.org.
Структура диссертации
Диссертационное исследование состоит из взедения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения и списка использованной литературы.
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ГЕНЕЗИС ТЕОРИИ АЛЬТРУИЗМА П. А. СОРОКИНА: БИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ
1.1. Биографический контекст формирования теории созидательного альтруизма
1.2. Интеллектуальные истоки теории альтруизма П.А. Сорокина в философских и социологических идеях второй половины XIX - начала XX вв.
1.3. Проблема альтруизма в ранних работах П.А. Сорокина
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЙ АЛЬТРУИЗМА В РАБОТАХ ILA. СОРОКИНА (ПОЗДНИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА)
2.1. Интегрализм как методологическая основа изучения созидательного альтруизма
2.2. Концептуализация и операционализация понятия «альтруизм»
2.3. Альтруистическая личность и теоретический конструкт альтруизации
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ АЛЬТРУИЗАЦИИ: СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И НАУЧНЫЕ ЗАДАЧИ
3.1. Общечеловеческая солидарность и социокультурная интеграция
3.2. Альтруизм, интегрализм и методологические принципы реформирования общественных наук
3.3. Теория созидательного альтруизма в контексте современной социологии и социальной психологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении раскрывается научная актуальность и степень разработанности темы работы, основные задачи и цели, методология и теоретические основы исследования, теоретическая и практическая значимость диссертации, апробация ее результатов.
В первой главе «Генезис теории альтруизма П.А. Сорокина: биографические и идейные истоки» анализируются предпосылки создания теории созидательного альтруизма. Истоки интереса П.А. Сорокина к феномену бескорыстных действий рассматриваются сквозь призму его жизненного пути и его научной биографии; исследуется культурно-историческая и интеллектуальная специфика, в которой формировались взгляды ученого.
В параграфе 1.1. анализируется биографический контекст возникновения темы альтруизма в работах П.А. Сорокина. С помощью исследования жизненного пути Сорокина демонстрируется взаимосвязь исторических событий, личных переживаний ученого и эволюции его мировоззрения. С одной стороны, в автобиографии Сорокин отмечал, что истоки усилий, увенчавшихся созданием Гарвардского центра по изучению созидательного альтруизма, восходят к ценностям, усвоенным в детстве. С другой стороны, социолог признавался, что личное переживание войн и революций стало для него стимулом научного поиска способов предотвращения социальных кризисов. Итогом осмысления проблемы кризиса стало то, что Сорокин посвятил свое творчество изучению возможности альтруистического преобразования личности, общества и культуры. Указание в автобиографии на особенности собственной социализации и личностное отношение к проблеме кризиса дает основания полагать, что научный интерес Сорокина к феномену неэгоистического поведения связан со спецификой его биографии.
Параллельно изучению биографического контекста сделан вывод о том, что в автобиографии Сорокин попытался осуществить самоанализ с позиции альтруистической трансформации личности. Исследуя виды альтруистической трансформации, Сорокин выделял следующие типы альтруистов: 1) «удачливые» (с самого детства имеют склонность к альтруистическому поведению и воспитываются в благоприятных для этого условиях); 2) «кризисные» (воспринимают ценности альтруизма в результате пережитого кризиса); 3) «переходные» или «промежуточные» (сочетают в себе черты первых двух, находятся в постоянном поиске морального совершенства). По этой классификации сам Сорокин ближе всего соотносится с «переходным» типом альтруистов, что подтверждается фактами из его биографии. Социальная среда коми-зырянской глубинки, в которой он воспитывался, заложила в нем идеалы альтруистических ценностей. Под влиянием личностного и социального кризисов во время революции в России альтруистическая трансформация получила подкрепление под воздействием «закона моральной поляризации». Итогом эволюции его мировоззрения в американский период творчества стала разработка теории созидательного альтруизма, цель которой состояла в попытке преодоления негативных последствий социокультурного кризиса. Таким образом, личное восприятие проблем морали, ценностей, взаимопомощи и альтруизма нашло отражение в научном творчестве мыслителя.
Параграф 1.2. содержит к себе результаты обзора социологических и философских работ западных и отечественных мыслителей второй половины XIX — начала XX вв., посвященных изучению неэгоистического поведения. Представленные идеи составляют интеллектуальный контекст, в рамках которого формировался подход П.Л. Сорокина к изучению альтруизма. В параграфе анализируется различие в понимании альтруизма в дореволюционной России и в Западной Европе. Работы западных социологов
21
(О. Копт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм) рассматриваются в качестве примера рационалистической традиции понимании альтруизма, которая основана на эмпирически подтверждаемых закономерностях. В конце XIX - начале XX в. в России данная традиция получила развитие в контексте осмысления альтруизма, социальной солидарности и взаимопомощи в работах теоретиков анархизма и народничества (П.А. Кропоткин, Н.К. Михайловский); в работах социологов Е.В. Де Роберти, М.М. Ковалевского, A.A. Исаева; в социобиологических исследованиях И.И. Мечникова и А.И. Яроцкого.
Альтернативный комплекс идей формирует русская религиозная философия, имеющая глубокие корни изучения проблем, лежащих в нравственной сфере. В отличие от рационалистической западной философии, стремящейся к созданию целостных логических систем, русская философия тесно связана с религиозными идеями. Нравственно-религиозное направление (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский) и русская религиозная философия (B.C. Соловьев, H.A. Бердяев, Н.О. Лосский) ставили во главу угла проблемы добра, милосердия, любви, красоты, правды и справедливости. В русской философии тема бескорыстного поведения развивалась во взаимосвязи с проблемой любви и не рассматривалась вне религиозного контекста. Поэтому западноевропейское понятие «альтруизм», имеющее светские корни, было воспринято критично, как попытка создания морали без веры.
В концепции созидательного альтруизма П.А. Сорокина выявлено пересечение влияния западной рационалистической и русской этико-философской традиций рассмотрения альтруистического поведения. Сорокин стремился интегрировать философские и религиозные концепции, объясняющие феномен альтруизма, в социологию, что явно противоречило основным тенденциям развития социальных наук в середине XX в. Идеи Сорокина не были восприняты западным научным сообществом во многом именно в силу различия традиций понимания проблемы альтруизма. В то же
22
время в своих работах Сорокин использовал именно понятие «альтруизм», к которому русские философы относились весьма противоречиво. В работах социолога понятия «альтруизм» и «любовь» синонимичны и взаимозаменяемы. Фактически можно говорить о том, что по своему значению созидательный альтруизм тождественен деятельной любви, а использование понятия «альтруизм» связано с социологической традицией на Западе.
В параграфе 1.3. анализируются ранние работы Сорокина (до 1922 г.), в которых содержатся теоретико-методологические и философские корни будущих исследований альтруизма. В российский период творчества Сорокин обращался как к социологической, так и к философской проблематике, что предопределило формирование его интегрального мировоззрения. С позиций позитивизма ранний Сорокин указывал на поступательность человеческого развития, в ходе которого интенсифицируется альтруистическое поведение и укрепляется социальная солидарность. Он также исследовал феномен «сверхнормального» (геройского) поступка. В то же время в русский период творчества проявилось стремление Сорокина найти способы преобразования общества, которые он связывал с необходимостью нравственного совершенствования. Особенное влияние в этом вопросе на Сорокина оказачо творчество Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого. Таким образом, уже в ранних работах Сорокина проявляются два аспекта его интегрального метода: с одной стороны, использование строгих логических процедур, с другой - обращение к универсальным философским, религиозным и нравственным максимам в качестве исходных положений теоретических моделей. Если в ранних работах Сорокин был приверженцем социолог™, как науки, лишь фиксирующей причинно-следственные связи, то в поздний период творчества он призывал к необходимости участия социологии в формировании ценностной системы общества.
23
Во второй главе «Теоретико-методологические рамки исследований альтруизма в работах П.А. Сорокина (поздний период творчества)»
реконструируется подход П.А. Сорокина к изучению альтруизма, анализируются основные принципы его исследований 40-60-х гг., посвященных «созидательной любви». Также рассматриваются теоретическая конструкция, объясняющая факторы и способы альтруистической трансформации.
Параграф 2.1. посвящен анализу теоретико-методологической взаимосвязи интегрализма и альтруизма в работах Сорокина. В рамках изучения альтруизма интегрализм играет двойственную роль. С одной стороны, он является важным элементом генезиса теории альтруизма, с другой - выполняет значение методологической конструкции, в рамках которой, с точки зрения Сорокина, происходит наиболее качественное осмысление феномена бескорыстного поведения. Альтруизм и интегрализм в работах Сорокина являются взаимодополняемыми категориями. Как социальные феномены они предопределяют друг друга: интегральное мировоззрение создает предпосылки альтруистического преобразования, и наоборот, — альтруистическое поведение становится основой для интегрального мировоззрения. Альтруизация, по Сорокину, должна стать катализатором перехода к интегральной стадии, поэтому амитологию1 можно считать прикладной составляющей интегрализма. В научном творчестве П.А. Сорокина идея интегрализма хронологически получила теоретическое оформление раньше идеи альтруизма, поэтому она является важнейшей методологической предпосылкой обращения к проблемам любви и нравственного преобразования.
В параграфе 2.2. формулируются основные теоретические и эмпирические принципы изучения альтруизма в работах Сорокина.
' Амитология - название прикладной дисциплины, предметом которой являются дружба, взаимопомощь и любовь в индивидуальных и межгрупповых отношениях. Термин «амитология» предложен самим Сорокиным.
74
Характеризуя феномен альтруизма, Сорокин подразделяет его на минимальный и подлинный. Минимальная степень альтруизма имеет место тогда, когда индивид, осуществляя свои законные права и исполняя свои законные обязанности, не наносит вреда и не нарушает права и обязанности других индивидов. Такая форма предписанного поведения является промежуточной: не будучи ни эгоистической, ни по-настоящему альтруистической, она ограничена юридическими нормами и санкциями за их нарушение и не содержит в себе элементов самопожертвования. Подлинный альтруизм определяется как свободное жертвование своими законными интересами в пользу другого, воздержание от причинения вреда другому, даже если законное право дает ему возможность это сделать, и оказание другим помощи в различных ситуациях при отсутствии нормативного требования выполнения таких действий. Кроме того, подлинный альтруизм всегда сопряжен с достижением других ценностей и добродетелей; он обязательно должен носить не идейный, а деятельный (созидательный) характер.
Разделение на подлинный и минимальный альтруизм связано с тем, что Сорокин приходит к выводу о двойственной природе любви, которая находит свое воплощение во всех известных религиозных, философских и этических системах. В одних учениях высшей ценностью признается любовь-эрос (эгоцентристская, утилитарная, гедонистическая, «рациональная», основанная на взаимности, ограниченная любовь); в других - любовь-агапе (эгопревосходящая, основанная на полном самопожертвовании, неограниченная любовь). На данном принципе основаны классификация альтруистов на «добрых соседей» («обычных» альтруистов) и «святых» («выдающихся» альтруистов), а также деление на эгоцептрированные и эгопревосходящие методы альтруизации.
Исходя из градации альтруистического действия, Сорокин разрабатывает модель его эмпирического измерения. Социолог выделяет
25
пять характеристик альтруизма (любви): интенсивность, экстенсивность, продолжительность, чистота и адекватность. Предложенная шкала не является строгим эмпирическим инструментарием, но при этом позволяет количественно измерить и графически расположить по отношению друг к другу явно различающиеся или даже контрастные проявления альтруизма. Кроме того, пятимерная модель альтруизма Сорокина дает возможность установления причинно-следственных связей между обозначенными переменными. Также шкала позволяет понять, исходя из каких критериев накапливается и распространяется «энергия любви».
В параграфе 2.3. рассматриваются факторы формирования альтруистической личности и методы альтруизации исходя из деления на «ранних», «кризисных» и «промежуточных» альтруистов. Альтруизация должна охватывать три ключевых уровня: личность, общество (группы и институты) и культуру. На уровне личности завершенная альтруизация возможна тогда, когда человек контролирует свои бессознательные влечения с помощью социосознания и сверхсознания. Неконтролируемые биологические импульсы приводят к фрагментации личности и конфликтам с другими индивидами. Приемы альтруизации могут основываться на различных бихевиористских, биологических, рационально-логических, творческих и религиозных методиках. На уровне социальных групп и институтов важную роль играют агенты первичной социализации (семья, школа, близкое окружение). Для преобразования на уровне культуры все культурные системы должны быть реконструированы в сторону усиления альтруистических и ослабления эгоистических компонентов.
Третья глава «Перспективы альтруизации: социально-политические условия и научные задачи» посвящена переосмыслению потенциала теории созидательного альтруизма для решения актуальных задач, стоящих перед социологией и обществом. Рассматриваются
достоинства и недостатки теории созидательного альтруизма в контексте современных социологических дискуссий.
В параграфе 3.1. анализируется позиция Сорокина в вопросе соотношения власти и морали. Сорокин предлагает альтернативное видение проблемы моральной составляющей в политической сфере, которое основано на необходимости формирования общечеловеческих ценностей, а не на разделении «свой-чужой». Один из ключевых вызовов глобального внедрения идеи альтруизма в практику социального взаимодействия заключается в том, что если его применение ограничено рамками какой-либо группы (семья, род, партия, раса, нация и т.д.) и не распространяется на всё человечество, то он имеет тенденцию генерирования внегруппового антагонизма. И чем крепче внутригрупповая солидарность, тем неизбежнее становятся конфликты с другими группами. Эту- проблему Сорокин обозначил как «трагедия трайбалистского альтруизма».
Питирим Сорокин полагал, что для устойчивого развития и перед угрозой глобального кризиса человечество будет вынуждено взять курс на ценностную интеграцию и социокультурное сближение. Государства, формирующие впутригрупповой эгоизм и отрицающие возможность пересечения нравственной и политической сфер не способны достигнуть целей масштабного социокультурного преобразования, поскольку они действуют в устаревшей «системе координат». Однако постепенно данная ситуация может измениться под воздействием объективных процессов культурного сближения. Таким образом, Сорокин предлагает реализовать масштабный социальный проект, осуществление которого зависит от предпринимаемых индивидуальных и коллективных действий. Несмотря на утопизм некоторых выводов Сорокина, его теория альтруизма позволяет объяснить актуальные проблемы, связанные с социокультурными и политическими аспектами глобализации.
В параграфе 3.2. рассматриваются принципы обновления социальных наук, реконструированные на основе исследований П.А. Сорокина. По мнению Сорокина, скептическое отношение к потенциалу альтруизма со стороны обществоведов связано с ценностями угасающей чувственной культуры. Эти ценности предопределяют веру людей в силу, эгоизм, борьбу, принуждение, гедонизм, меркантильные интересы и т.д. В связи с этим Сорокин предпринимает попытку предложить альтернативный вектор развития социальных наук. Позиция Сорокина воссоздается на двух взаимосвязанных уровнях: теоретико-мировоззренческом и инструментально-методологическом. Первый касается критики содержательной и предметной области науки и её общественной роли, а второй - приемов и методов получения нового знания.
Альтруизм как социокультурный проект, подразумевающий трансформацию системы социальных и политических отношений, подкрепляется в работах Сорокина реформаторской программой в науке. Теория альтруизма в данном случае приобретает иарадигмальный характер, поскольку она предполагает качественную модификацию методов познания, а также кардинальный пересмотр структуры личности, общественных отношений и культуры. Сорокин попытался указать на мировоззренческую роль социологии, которая должна взять на себя задачу морального совершенствования личности, общества и культуры. Только так она способна содействовать решению проблемы социального кризиса.
Параграф 3.3. посвящен анализу современных теоретико-методологических подходов к изучению альтруизма. Показано, что в рамках современных дискуссий об альтруизме модель Сорокина имеет ряд преимуществ, а многие положения его теории перекликаются с современными исследованиями. Во-первых, отмечается, что модель Сорокина охватывает значительное многообразие проявлений альтруизма, поскольку она допускает возможность существования различных его видов -
28
религиозного, этического, онтологического, физического, биологического, психологического и социального. Во-вторых, по Сорокину, альтруистический компонент может содержаться в любом действии, не нацеленном на удовлетворение собственных интересов. Для П.Л. Сорокина даже самое малозначительное действие может быть альтруистическим. Разница лишь в том, что акты будут иметь различные характеристики по шкале интенсивность / экстенсивность / чистота / продолжительность / адекватность. В-третьих, для Сорокина устойчивый и последовательный рост альтруистического поведения возможен лишь без группового ограничения (универсальный альтруизм). Через призму данного теоретического вывода можно охарактеризовать современные проблемы глобализации и мультикультурализма. В-четвертых, Сорокин одним из первых социологов обратил внимание на необходимость изучения особого типа личности -альтруистов. Исследования специфики социализации, системы ценностей поведенческих моделей альтруистических личностей могут продемонстрировать вопросы функционирования общественной морали и воспроизводства неэгоистических форм поведения. В-пятых, исходя из сорокинских исследований, делается вывод о том, что альтруистическое поведение воспитывается и подкрепляется с помощью различных методик, альтруизм как феномен общественного взаимодействия подлежит последовательному социокультурному подкреплению.
В Заключении подводятся основные итоги исследования, резюмируются факторы генезиса теории созидательного альтруизма, формулируются причины, по которым американская социология критично восприняла идеи Сорокина, отмечается возможность использования теоретических выводов Сорокина в социологических исследованиях, а также в решении социальных проблем.
Публикации в периодических научных изданиях, рекомендуемых ВАК:
1. Долгов АЛО. Историко-методологическая реконструкция теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина // Социологические исследования. - М., 2014. -№ 9. - С. 104-114. (1 п.л.);
2. Долгов А.Ю. Теория альтруизма Питирима Сорокина: Глобальная перспектива // Журнал социологии и социальной антропологии. - СПб., 2015. - № 2. - (0,8 п.л.);
3. Долгов А.Ю. Переписка Питирима Сорокина: Проблема взаимодействия науки и власти // Политическая экспертиза. - СПб, 2010. -№ 1. - С. 280-283. (0,2 п.л.);
Научная монография:
4. Долгов А.Ю., Кротов П.П. От войны к миру: У истоков теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина. - Вологда: Древности Севера, 2011.-400 с. (16 п.л.; личный вклад 8 п.л.);
Другие публикации:
5. Долгов А.Ю. Питирим Сорокин о методах альтруизации личности, общества и культуры // Социальная солидарность и альтруизм: Социологическая традиция и современные междисциплинарные исследования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Д.В. Ефременко. -М.: ИНИОН РАН, 2014. - 205-221. (0,9 пл.);
6. Долгов А.Ю. Изучение альтруизма в России в начале XX в.: Социобиологический аспект // Социологический ежегодник, 2013-2014: Сб. науч. тр. / ИНИОН РАН; Кафедра общей социологии НИУ-ВШЭ / Ред. Н.Е. Покровский, Ред.-сост. Д.В. Ефременко. - М., 2014. - С. 231-238. (0,5 п.л.);
7. Долгов А.Ю. Генезис теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина: Социально-исторический и методологический аспекты // Социологический ежегодник, 2012: Сб. науч. тр. / ИНИОН РАН; Кафедра общей социологии НИУ-ВШЭ; Ред. и сост. Н.Е. Покровский, Д.В. Ефременко. -М., 2013. - С. 267-279. (0,7 п.л.);
8. Долгов А.Ю., Кротов П.П. Теоретическое осмысление войны и кризиса п научном творчестве П.А.Сорокина // Питирим Сорокин: Новые материалы к научной биографии: Сб. науч.тр. / Отв. ред. Д.В. Ефрсмснко, П.П. Кротов. -М.: ИНИОН РАН, 2012. - С. 193-225. (1,7 пл.; личный вклад 0,8 п.л.);
9. Долгов АЛО. Проблемы и перспективы изучения теории созидательного альтруизма Питирима Сорокина // Наследие. - Сыктывкар, 2011. - № 1. - С. 198-203. (0,3 п.л.);
Ю.Долгов А.Ю. Питирим Сорокин и Роберт Мертон в социологии и в жизни // Социология науки и технологий. - СПб, 2010. - Том 1, № 4. — С. 185-189. (0,1 п.л.);
П.Долгов А.Ю. П.А. Сорокин и американское социологическое сообщество: взгляд через переписку // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. -М„ 2010.-№2.-С. 161-163.(0,1 п.л.);
12. Питирим Сорокин: избранная переписка / Под ред. П.П.Кротова; Вступительные статьи, перевод с английского, примечания — Долгов А.Ю., Кротов П.П. - Вологда: Древности Севера, 2009. - 336 с.
Подписано в печать:
23.03.2015
Заказ № 10654 Тираж -100 экз. Печать трафаретная. Объем: 1,5 усл.п.л. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru