автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Пуха, Наталия Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии'

Текст диссертации на тему "Типология религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии"

Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова

Диссертационный совет Д 053.05.84 по философским наукам

На правах рукописи

ПУХА Наталия Викторовна

ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ГРУПП и ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ

Специальность 09.00.06. - философия религии

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва 1999 I

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Стр. 1

Глава 1. Развитие представлений о типах религиозных групп и организаций в американской социологии религии. Стр. 9

1. Концепции Макса Вебера и Эрнста Трельча как предпосылка развития американской социологии религии и понимания типов религиозных групп и организаций. Стр. 9

2. Разработка Ричардом Нибуром понятия деноминация. Стр. 22

3. Уточнения типов религиозных организаций современными американскими социологами религии. Стр. 31

Глава 2. Динамика и тенденции развития религиозных групп и организаций в США по материалам американских социологических исследований 1970 - 90-х годов. Стр. 56

1. Американские социологи религии о динамике развития религиозных организаций и тенденциях социальных и теологических изменений внутри них по материалам исследований 1970 - 80-х годов. Стр. 56

2. Американские социологи религии об источниках «роста» консервативных религиозных организаций по материалам исследований конца 1980 - 90-х годов. Стр. 69

3. «Экуменическая» тенденция в развитии американского протестантизма. Стр. 80

Глава 3. Критика и применение американской теории типов религиозных групп и организаций в отечественной социологии религии. Стр. 91

1. Отношение отечественной социологии религии к разработкам американских социологов религии в 1960 - 80-е годы. Стр. 98

2. Изменение отношения отечественной социологии религии к американским теориям в 1990-е годы. Стр. 115

Заключение. Стр. 135

Библиография.

Стр. 138

ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность исследования.

С теоретической точки зрения необходимость создания идеальных типов религиозных групп и организаций объясняется необходимостью аналитических инструментов и средств изучения конкретных религиозных групп и организаций. Поэтому, в широком смысле, проблема типологии -это проблема анализа религиозных групп и организаций, динамики и тенденций их эволюции. В наши дни этот метод является одним из самых перспективных.

В условиях религиозного плюрализма, присущего современной России, религиоведы и социологи религии испытывают насущную потребность в инструменте, с помощью которого, и в практическом, и в теоретическом аспектах, можно было бы упорядочить и систематизировать многообразные религиозные группы и организации, как российского происхождения, так и прибывшие из США. Поэтому предлагаемый материал диссертации актуален еще и тем, что он дает возможность увидеть, как американские социологи типологизируют свои же религиозные группы и организации.

В американской социологии религии проблема типологии религиозных групп и организаций - одна из ключевых. Фактически остальные вопросы социологии религии американские социологи решают исходя из типологии групп и организаций. В американской социологии религии накоплен большой теоретический и конкретно-социологический опыт, касающийся рассматриваемой в диссертации проблематики. Это и есть тот опыт, который может использовать отечественная социология в решении аналогичных проблем.

Первые две главы диссертации посвящены проблеме типов и тенденций эволюции религиозных групп и организаций в США. В третьей главе анализируются различные подходы к решению данной проблемы в

отечественной социологии. Интерес к опыту американской социологии религии подтверждается тем, что сегодня работы американских исследователей активно переводятся на русский язык (Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. 1996). Американская социология может оказать, и уже оказывает, существенное влияние на отечественную социологию, особенно по данной проблематике.

Все вышеизложенное обосновывает научную актуальность темы диссертации.

2. Степень научной разработанности проблемы.

Отечественные социологи религии и религиоведы на протяжении истории, с одной стороны, критиковали, с другой стороны, заимствовали в собственных исследованиях американские теории типов религиозных групп и организаций. Однако до сих пор никто из исследователей не дал целостного рассмотрения проблемы типологии религиозных групп и организаций так, как она дается в американском ключе. Отдельные аспекты данной проблемы всегда обсуждались в отечественных религиоведческих кругах. Ссылки на американских исследователей, в частности на Ричарда Нибура и Мильтона Йингера, можно было найти у Ю.А. Левады, Д.М. Уг-риновича, Ю.В. Крянева, Д.Е. Фурмана.

В настоящее время многие российские социологи религии в своих учебниках обращаются к данной теме, используя опыт американской и европейской социологии (Гараджа В.И. 1996; Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. 1996; Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. 1996; Радугин A.A., Радугин К.А. 1997(6)).

В третьей главе диссертации дан подробный анализ критики и применения американской теории типов религиозных групп и организаций в отечественной религиоведческой литературе.

3. Цели и задачи диссертации.

Цель диссертации - раскрыть проблему типологии религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии как одного из способов анализа конкретных религиозных групп и организаций.

Для нашего исследования необходимо раскрыть содержание основных терминов, использованных в формулировке темы. Речь идет о таких понятиях как религиозная группа и религиозная организация. Религиозная группа может пониматься в нескольких смыслах. В общем смысле - это совокупность индивидов, объединенных общей религиозной идеей или системой верований, вступающих в определенные взаимодействия и формирующих социальные отношения. В узком смысле термин «религиозная группа» часто используется для обозначения начальной стадии существования совокупности индивидов, объединенных общей религиозной идеей, с низкой степенью организации. В процессе рутинизации харизмы, или ин-ституционализации, происходит формирование и усложнение религиозной организации. Кроме того, под религиозной группой может подразумеваться религиозная община или приход1, начальное звено религиозной организации (Яблоков И.Н. 1979:110). Общесоциологическое понятие организация может тоже иметь несколько значений: 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, сведение чего-либо в систему; 3) объединение людей, совместно реализующих интересы, программы и цели, на основе определенных норм и правил (Энциклопедический социологический словарь 1995:490). Если сказать кратко, то термин «организация» может использоваться, когда речь идет о степени организованности, процессе организации и объединении (или группе) людей. Таким образом, совокупность индивидов может называться одновременно и группой, и организацией. Религиоз-

ные группы могут отличаться по степени организации; и в религиозных группах происходит процесс организации, который обычно называется ин-ституционализацией или рутинизацией харизмы. Религиозная группа также может быть низшей (начальной) ступенью организации, если речь идет об общине или приходе (вторая глава диссертации как раз рассматривает эту проблему).

Для достижения поставленной цели, диссертант решает следующие задачи: во-первых, систематизировать и проанализировать теории и концепции типов религиозных групп и организаций в американской социологии религии. Во-вторых, раскрыть решение американскими социологами конкретно-социологических проблем, связанных с развитием и эволюцией религиозных групп и организаций. В-третьих, показать отношение отечественных социологов к американским теориям в разные периоды истории.

4. Источники.

Основными теоретическими источниками, послужившими для работы над данной диссертацией, были оригинальные труды американских социологов религии, не переведенные на русский язык. Среди этих авторов назовем Ричарда Нибура, Мильтона Иингера, Бентона Джонсона, Эндрю Грили, Джефри Нельсона, Родни Старка, Чарльза Глока, Вильяма Бэйн-бриджа, Дина Келли, а также их идейных вдохновителей немецкого социолога Макса Вебера и теолога Эрнста Трельча, чьи тексты по данной теме опубликованы на русском языке. Использовалась американская учебная литература по социологии религии, рекомендованная для высших учебных заведений США.

В качестве эмпирических источников можно назвать личные наблюдения в ходе посещений различных приходов США и миссионерских организаций на территории России. В 1992 году мною был прослушан спецкурс по американской социологии религии, проводившийся на социологи-

1 Приход - низшая (начальная) административная единица в христианских организациях; община ве-

ческом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова, прочитанный на английском языке американским социологом Шэрон Линзи.

В 1992-1993 году диссертант участвовал в социологическом проекте по созданию справочника западных христианских организаций (преимущественно американских), работающих в Центральной и Восточной Европе и на территориях бывшего Советского Союза (ред. Линзи Ш., Раффин X., Эллиотт М. 1993).

5. Методологическая база диссертации.

Основные методологические принципы данной диссертации также совпадают с общесоциологическими принципами объективности и опоры на эмпирические факты. Объективность проявляется в том, что диссертант рассматривает религиозные группы и организации беспристрастно, не используя ценностных суждений, представляя разнообразные мнения американских социологов по данной проблеме. Что касается опоры на эмпирические факты, то фактическим материалом, послужившим для выводов данной диссертации, стали результаты конкретно-социологических исследований американских социологов религии.

Основные методы данной диссертации - метод анализа письменных источников, то есть работ американских социологов, и наблюдения. Метод анализа письменных источников включает в себя и другие методы - структурно-функциональный, сравнительно-типологический, контент-анализ и генетический анализ.

Описываемые в диссертации типы религиозных групп и организаций имеют определенные функции в социальной системе, обеспечивающие ее равновесие. Примером применения структурно-функционального метода в диссертации служат различные корреляции, устанавливаемые между функционированием религиозных организаций и другими социальными

рующих (состоящая из клира и мирян), объединенных при храме.

структурами. Определения терминов, вводимых в диссертацию, также носят функциональный характер.

Сравнительно-типологический метод проявляется в самой постановке проблемы диссертации, поскольку речь идет о типах религиозных групп и организаций. Присутствуют также элементы сравнения религиозных организаций американского и российского происхождения.

Контент-анализ - это исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности. В диссертации этот метод реализуется в анализе результатов конкретно-социологических исследований и газетных публикаций.

В диссертации также присутствует метод генетического анализа. Этот метод проявляется, во-первых, в изучении концепций предшественников современных американских социологов, которые первыми сформулировали изучаемую проблему. Во-вторых, в том, что авторы, чьи теории и концепции используются в данной диссертации, помещены в исторической последовательности.

Наблюдение конкретных американских общин и беседы с их представителями также нашли свое воплощение в диссертации и повлияли на ее выводы.

6. Научная новизна диссертации.

В диссертации анализируются самые последние результаты работ американских социологов. До сих пор отечественная социология религии не рассматривала подобную проблематику в целостном виде.

В научный оборот отечественного религиоведения вводятся источники, не переведенные на русский язык. Реконструируется общая картина решения американской социологией религии типологии религиозных групп и организаций.

Раскрыто понимание американской социологией структуры, возникновения и институционализации религиозной группы.

Обобщены результаты конкретно-социологических исследований, проведенных в 1970-90-е годы по этой проблеме в США, и представлены отечественной научной общественности.

7. Практическая значимость диссертации.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что она рассматривает проблему типов религиозных групп и организаций, являющуюся актуальной для современной отечественной социологии. В диссертации представлены новейшие исследования американских авторов, на которые до сих пор не обращалось должного внимания, но которые внесли ощутимый вклад в изучение данной проблематики.

Особенную практическую значимость диссертация может иметь для министерства юстиции и других правовых и юридических организаций, которые призваны регулировать деятельность религиозных общин и организаций и проводить научные религиоведческие экспертизы, связанные с этой деятельностью.

Материал, предоставленный в диссертации, может также служить теоретической базой для конкретно-социологических исследований в России.

Материалы диссертации могут быть использованы в педагогической деятельности для преподавания социальной философии, религиоведения, социологии религии, курсов по американистике.

8. Апробация работы.

По теме диссертации диссертант выступал с сообщениями на Ломоносовских чтениях, на конференциях, проводимых кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. Ломоносова.

В 1995 году автор прочитал спецкурс «Современная американская социология религии» в Российском христианском университете в городе Санкт-Петербурге.

По теме диссертации опубликованы работы «Американская социология религии о типах религиозных организаций»// Вопросы религии и теологии. Сб. по материалам студенческо-аспирантской конференции на кафедре философии религии и религиоведения МГУ им. Ломоносова, -Москва, 1995, стр. 38-54; Американские социологи религии о динамике и некоторых тенденциях развития религиозных групп и организаций по материалам социологических исследований 1970 - 90-х годов в США. // Деп. в ИНИОН РАН № 54061. - Москва, 1998. - 30 с.

9. Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из Введения, трех глав («Развитие представлений о типах религиозных групп и организаций в американской социологии религии», «Динамика и тенденции развития религиозных групп и организаций в США по материалам американских социологических исследований 1970 - 90-х годов», «Критика и применение американской теории типов религиозных групп и организаций в отечественной социологии религии»), Заключения и Библиографии.

Глава 1. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТИПАХ РЕЛИГИОЗНЫХ ГРУПП И ОРГАНИЗАЦИЙ В АМЕРИКАНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ РЕЛИГИИ.

Цель данной главы выяснить, как американские социологи религии понимают термины "церковь", "секта", "деноминация" и «культ», какие идейные источники послужили основой для их типологических исследований, что нового они добавляют к классическим понятиям типов религиозных групп и организаций.

1. Концепции Макса Вебера и Эрнста Трелъча как предпосылка развития американской социологии религии и понимания типов религиозных групп и организаций.

Основой для изучения типов религиозных групп и организаций в американской социологии религии считаются исследования немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920), первым определившего понятия "церковь" и "секта", и немецкого теолога и социального философа Эрнста Трельча (18651923), который создал типологию "церковь-секта".

Значение немецкого социолога Макса Вебера в современной социологии религии, особенно в США, общепризнанно. Социологическую концепцию М. Вебера можно назвать методологической и понятийной основой современной американской социологии религии. Он был автором большинства исходных понятий, дающих ключ к пониманию исследуемой нами темы диссертации о типах религиозных групп и организаций в современной американской социологии религии. Поскольку речь идет об исходных категориях, то остановимся на них подробнее в рамках данного параграфа.

М. Вебер является одним из родоначальников сравнительного метода исследований. Этот метод включает в себя использование так называемых «идеальных типов»; это описание универсальных характеристи�