автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Типология жанров и систематизация художественных образов в поэзии Роберта Миннуллина

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Насибуллина, Нурида Шайдулловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Типология жанров и систематизация художественных образов в поэзии Роберта Миннуллина'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Типология жанров и систематизация художественных образов в поэзии Роберта Миннуллина"

На правах рукописи

Насибуллина Нурида Шайдулловна

ТИПОЛОГИЯ ЖАНРОВ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ПОЭЗИИ РОБЕРТА МИННУЛЛИНА

10.01.02 - литература народов Российской Федерации (татарская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

005535771

2 4 ОКТ 2013

Казань-2013

005535771

Работа выполнена в отделе литературоведения Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан.

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент,

заведующий отделом литературоведения Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ Хасанова Фарида Фирдавесевна (г. Казань)

Официальные оппоненты: Яхин Фарит Закизянович, доктор

филологических наук, профессор, профессор кафедры татарской литературы и методики преподавания Института филологии и искусств ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» (г. Казань)

Валеев Мударис Харисович, кандидат филологических наук, доцент, заведующий отделом текстологии ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ (г. Казань)

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»

Защита состоится «14» ноября 2013 года в 1200 часов на заседании диссертационного совета Д 022.001.01 при Институте языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан по адресу: 420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31.

С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Казанского научного центра РАН (420111, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лобачевского, 2/31).

Автореферат разослан «12» октября 2013 года.

Учёный секретарь ^

диссертационного совета ту

доктор филологических наук, доцент^/7/У/ А.А.Тимерханов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Роберт Мугаллимович Миннуллин (родился в 1948 году) сегодня известен как автор многочисленных сборников стихов и песен (последние были положены на музыку ведущими татарскими композиторами современности - Р. Яхиным, С. Садыковой, причем следует отметить, что значительная часть из них «ушла в народ»), публицист, один из наиболее популярных детских поэтов страны. Тиражи его книг перевалили за миллионную отметку, произведения Р. Миннуллина были переведены на многие языки мира, найдя своего читателя в Польше, Черногории, Турции, Белоруссии, Азербайджане и других странах. С 1977 года Роберт Миннуллин является членом Союза писателей Татарстана, а в 2005 году ему было присвоено звание «Народный поэт Республики Татарстан». Своеобразной вехой стал 2007 год, когда увидело свет семитомное собрание сочинений поэта1. Его вклад в детскую литературу был отмечен присуждением Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая, Международного почетного диплома Х.-К. Андерсена, республиканской премии им. М. Джалиля. Для поэзии Р. Миннуллина характерны морально-этические, социально-философские поиски, интегрирующие ее в литературный дискурс, сформированный татарской творческой интеллигенцией второй половины прошлого века.

Закономерно, что в науке обозначился устойчивый интерес к изучению творчества поэта, прочно ассоциирующегося с татарской литературой конца XX - начала XXI веков. Настоящее диссертационное исследование представляет собой попытку осмысления произведени Роберта Миннуллина с точки зрения жанровой типологии, что предполагает пристальное внимание к поэтике образа как одного из ключевых жанро-образующих агентов - исследование образной иерархии стихотворений автора предпринято нами в системном ключе.

Актуальность нашей работы детерминирована рядом взаимообусловленных проблем истории и теории литературного процесса. Прежде всего необходимо указать на тот факт, что национальное литературоведение на данный момент не имеет типологии жанров татарской поэзии на современном этапе ее развития. Данное диссертационное исследование служит заполнению названной лакуны путем типологического изучения жанровой парадигмы творчества одного из наиболее известных татарских художников слова - Роберта Миннуллина, своеобразие поэтической системы которого наиболее ярко проявляется именно на уровне жанра. Предпринятый нами системный анализ корреляции

1 Мицнуллин P.M. Эсэрлэр: 7 томда. - Казан: Таг. кит. нэшр., 2007.

генологического и образного дискурсов на фоне недостаточной изученности взаимодействия поэтики жанра и поэтики образа также свидетельствует об актуальности настоящего исследования.

Степень изученности темы и проблемы. Творчество P.M. Мин-нуллина занимает особое место в современной татарской литературе. О его поэзии высказывались известные литературоведы, признанные поэты и писатели. Следует отметить, что первые литературно-критические отклики на произведения молодого поэта принадлежат таким классикам татарской литературы, как С. Хаким2, Ф. Хусни3, Ш. Галиев4, И. Юзеев5, Н. Наджми6, которые в своих статьях обратили внимание на значительный художественный потенциал первых стихотворений интересующего нас автора, указали на нравственную и социальную значимость тех образов и мотивов, которые сформировали поэтическую систему его ранних произведений. С момента блестящего литературного дебюта Р. Мин-нуллина интерес к его творчеству лишь усиливался: поэзия Миннуллина в разное время становилась объектом внимания уже не только собратьев по перу, но также литературоведов, фольклористов, лингвистов, литературных критиков, среди которых следует назвать М. Ахметзянова7,

2 Хаким С. Певец детства // Вечерняя Казань. -1982. - 15 окт.; Хэким С. Без телэгэн шагыйрь // Социалисток Татарстан. - 1982. - 17 окт.; Хзким С. Сэфэре озын булсын // Социалистик Татарстан. - 1983. - 16 окт.; Хэким С. ГелжэуЬэрнец оныклары // Социалист™ Татарстан. -1985.-21 дек.; Хэким С. Яшэ, борчулы жаным! - Казан: Татар, кит. нэшр., 1988.-Б. 239.

3 Хесни Ф. Кызык шагыйрь бу Мицнуллин! // Татарстан яшьлэре. - 1981. - 23 май.

4 Галиев Ш. Балалар - тормыш чэчэклэре, жимешлэре кайчан булыр? // Казан ут-лары. - 1979. -№ 11.; Галиев Ш. Роберт Мицнуллин кемгэ охшаган? // Айга очтьпс! -Казан: Татар, кит. нэшр., 1982. - Б.З; Галиев Ш. Ихласлыкка, шаянлыкка охшаш без // Яшь ленинчы. -1982.-29 сент.; Галиев Ш. Шагыйрьнен денья балаларына эйтер сузе // Татарстан яшьлэре. -1982. - 7 окт.; Галиев Ш. Сеенсеннэр эле сабыйлар // Социалистик Татарстан. - 1990. - 25 март; Галиев Ш. Р. Мицнуллин. Кучтэнэч Ш. Галиев. - Казан: Мэгариф, 1995. - Б. 3-6.; Галиев Ш. Праздники детства // Советская Татария. - 1990. -15 апр.; Галиев Ш. Денья Сабан туе батыры: шагыйрь Роберт Мицнуллин - Халыкара Андерсен булэге лауреаты // Ватаным Татарстан. - 1993. - 30 дек.; Галиев Ш. Теплые ладони поэта // Молодежь Татарстана. -1994. - 8-15 апр. (№14). -С. 2.; Галиев Ш. Бэйрэм безнец урамда // Татарстан. - 1994. - № 3-4. - Б. 62-64.

5 Юзеев И. Хэерле юл! // Социалистик Татарстан. -1970. -16 янв.; Юзеев И. Эметле омтылыш // Татарстан яшьлэре. - 1973.-27 окт.; Юзеев И. Бэхетле булыгыз. - Казан: Татар кит. нэшр., 1976. - Б. 3.; Юзеев И. Безнец сафка. Роберт Мичнуллин // Казан утла-ры. - 1978. - № 3; Юзеев И. Шагыйрьлэр нинди була? // Уфа - Казан юллары. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1998. - Б. 3; Юзеев И. Сайланма эсэрлэр: 5 т. - Т. 2. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2002.-Б. 117.

6 Нэжми Н. Талантныц гадилеге//Ватаным Татарстан. -1991.-29 март.; Нэжми Н. Куцел сэхифэлэре. - Уфа: Башкортстан кит. нэшр., 1999. - Б. 214.

7 Эхмэтжанов М. Шагыйрь куцелендэ нилэр тумас, йерэгендэ нилэр ятмас // Татарстан. - 1994. - № 3—4. - Б. 65; Эхмэтжанов М. Килер бер кен...- Казан: Татар, кит. нэшр., 1998. - Б. 210; Эхмэтжанов М. Шагыйрь сузе - хак суз // Татар иле. - 2003. - Июль (№30).-Б. 5.

Ф. Галимуллина8, Т. Галиуллина9, Г. Гильманова10, М. Валеева11, Р. Муста-фина12, Р. Рахмани13, Р. Сарчина14, А. Сахапова15, Ф. Урманчеева16, Н. Хи-самова17, А. Шарипова18, Н. Юзиева19, Ф. Яхина20 и других21. Примечательно, что начиная с конца 70-х - начала 80-х годов прошлого столетия творчество поэта преодолевает национальные рамки, привлекая внимание русских, башкирских, удмуртских поэтов, писателей и критиков:

8 Галимуллин Ф. Роберт Мицнуллин - балалар шагыйре // Хэзерге татар эдэбияты Ьэм Роберт Мицнуллин. - Казан, 2008. - Б. 67.

9 Галиуллин Т. Бизэклэр терлелеге // Казан утлары. - 1981. -№ 6. - Б. 168; Галиул-лин Т. Безнец заман - узе ядор: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1982. - Б. 143; Галиуллин Т. Здравствуй, поэзия! - М.: Современник, 1987. - С. 181; Галиуллин Т. Шигърият баскычлары. - Казан: Мэгариф, 2002. - Б. 142,149,151,152,162.

10 Гыйльман Г. Осталык: Роберт Мицнуллин // Энкэйнец ак чэчлэре: шигырьлэр жы-ентыгы. - Казан, 1986; Гыйльман Г. Заман суз сорый. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1991. -Б. 121-133; Гыйльман Г. Шагыйрьнец моцлы чагы // Талбишек. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1995.-Б. 5-9.

11 Валеев М. Татарская детская литература и детская книга конца XX века (1980— 2000 г.): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2004.; Вэлиев М. Возвращайтесь чаще в детство // Куцел тарэзэбездэ ут сунмэсен. - Казан: Матбугат йорты, 2009. — Б. 10-18. Вэлиев М. Балачакка ешрак кайтыгыз! // Гамэл дэфтэре: эдэбият Ьэм тор-мыш турында уйланулар. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. - Б. 295-304; Вэлиев М. Роберт Мицнуллин мэктэбе Ьэм татар мэктэбенец Роберт Мицнуллины // Хэзерге татар эдэбияты Ьэм Роберт Мицнуллин. - Казан, 2008. - Б. 74-78.

12 Мостафин Р. Ихласлык: Роберт Мицнуллин ижаты турында уйланулар // Ватаным Татарстан. - 2002. - 16 авг.; Мостафин Р. Р. Мицнуллин. Айныц татлы яктысы. - Казан: Рухият, 2001. - Б. 3; Мостафин Р. Достоинство поэта... // Татарстан. - 2005. -№ 2. -С. 66.

13 Рахмани Р. Талантлар ничэ терле?.. //Мицнуллин P.M. Эсэрлгр: 7 томда: Т. 1. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2007. - Б. 8 - 52.

14 Сарчин Р. Лирика Роберта Миннуллина. - Казань: Магариф-Вакыт, 2012.-192 с.

15 Сэхапов О. Сабыйлыкны онытмагыз! // Идел. - 1985. - № 17. - Б. 59; Сэхапов Э. Алтын тамырлар. -Казан: Татар, кит. нэшр., 1990. - Б. 148; Сахапов А. Помнить о детях // Детская литература. 1989. - № 2. - С. 20.

16 Урманчеев Ф. Роберт Мицнуллин: шигьри осталык серлэре. - Казан: Мэгариф, 2005.-335 б.

17 Хисамов Н. Нинди гамьнэр шагыйрь куцелендэ? Татар шагыйрьлэре: монографик мэкалэлэр, иж;ат портретлары Ьэм этюдлар. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2012. - Б. 224.

18 Шэрипов ©.М. Р. Мицнуллин шигырьлэренец сэнгатьчэ эшлэнеше («Уфа-Казан юллары» жыентыгы мисалында) // Хэзерге татар эдэбияты Ьэм Роберт Мицнуллин. - Казан, 2008. - Б. 47-58.

19 Юзиев Н. Шигьрияттэ уз йозе бар // Казан утлары. - 1983. - № 6. - Б. 167.

20 Ф. Яхин. Р. Мицнуллин лирикасында «эстетик денья сурэте» // Хэзерге татар эдэбияты Ьэм Роберт Мицнуллин. - Казан, 2008. - Б. 23-30.

21 Гафурова Ф.А. Лингвистическая поэтика татарской детской поэзии: на примере творчества Ш. Галиева, Р. Валиевой, Р. Миннуллина: Автореф. дис.... канд. филол. наук. - Казань, 2006. - 22 е.; Шаяхметова Л.Х. Концепт «Ут» и его отражение в лирике Р. Миннуллина: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2007. - 22 е.; Хамито-ва Л.М. Поэтический ономастикон в татарских детских стихотворениях (на материале художественных текстов Ш. Галиева и Р. Миннуллина): Автореф. дис.... канд. филол. наук. - Елабуга, 2007. - 26 с.

С. Михалков, М. Львов, М. Пляцковский выступили с оценкой творчества перспективного автора22. Отдельно хотелось бы упомянуть книгу известного удмуртского писателя Вячеслава Ар-Серги «Путешествие с поэтом Робертом Миннуллиным из Казани в Уфу и обратно»23, автору которой удалось создать детальный, отличающийся глубиной прорисовки творческий портрет P.M. Миннуллина. Другой известный писатель - Суфиян Поварисов - посвятил творчеству Р. Миннуллина статью под названием «Акыл Ьэм хис дулкыны»24 («Волна мыслей и чувств»), в которой акцентируется внимание на его публицистике, и прежде всего - на художественных особенностях его публицистического стиля.

Творчество поэта в монографическом плане исследовал фольклорист Ф.И. Урманчеев. В принадлежащем ему труде под названием «Роберт Мицнуллин: шигъри осталык серлэре»25 («Роберт Миннуллин: секреты творчества») освещены фольклорные и мифологические основы произведений Р. Миннуллина, возводимые не только к архетипам тюрко-татарской мифологии, но и к общемифологическим воззрениям народов мира. Показательно, что творчество поэта притягивает к себе внимание ученых разных гуманитарных сфер и является источником разноплановых научных исследований. Необходимость систематизации накопленного научного опыта послужила толчком к проведению Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня рождения P.M. Миннуллина. Материалы конференции были изданы в виде сборника под названием «Хэзерге татар эдэбияты hsM Роберт Мицнуллин»26 («Современная татарская литература и Роберт Миннуллин»), куда вошли статьи ученых всего Волго-Уральского региона. Из представленных в указанном сборнике материалов хотелось бы отметить работу уже названного нами Ф.И. Урманчеева, которая явилась своего рода реакцией научной общественности на выход в свет

22 Михалков С. Про все на свете: о победителях конкурса на лучшее стихотворение для дошкольников, объявленного правлением Союза писателей РСФСР // Лит. Россия. -1983. - 4 февр.; Михалков С. Своя мелодия // Глядит в окошко человек: стихи. - М.: Дет. лит., 1986.-С. 2.

23 Ар-Серги В. Путешествие с поэтом Робертом Миннуллиным из Казани в Уфу и обратно (Эссе с симпатией - и на «Ты», и на «Вы»...). - Казань: Идел-Пресс, 2008. -192 с.

24 Поварисов С. Акыл 1юм хис дулкыны. Роберт Мицнуллин публицистикасына бер караш // Казан утлары. - 2003. - № 9. - Б. 139.

25 Урманче Ф.И. Роберт Мицнуллин: шигъри осталык серлэре. - Казан: Мэгариф, 2005.-335 б.

26 Хэзерге татар эдэбияты Ьэм Роберт Мицнуллин: Татарстанныц халык шагыйренэ 60 яшь тулуга багышланган тобэкара фэнни-гамэли конференция материаллары (16 окт. 2008). - Казан, 2008. - 344 б.

фундаментального многотомника поэта. Ученый отмечает репрезентативность собрания сочинений Р. Миннуллина, актуальную для дальнейших научных изысканий27. Интересно, что в рассматриваемом нами сборнике материалов конференции была размещена вводная статья Р. Рахмани «Талантлар ничэ терле?»28 («Разновидности таланта»), открывающая отмеченный семитомник. Ее автор выявляет основные этапы развития поэзии Роберта Миннуллина, анализирует узловые ее элементы. Литературовед Н. Хисамов посвятил свое выступление освещению центральных мотивов поэзии Р. Миннуллина29. Ф. Галимуллин посвятил свою статью стихотворениям поэта для детей30, указав, что они не могут рассматриваться в отрыве от «взрослых» произведений Роберта Миннуллина, формируя вместе с ними единую идейно-художественную систему. Таким образом, данная конференция и сборник, увидевший свет по ее итогам, представляют собой значимую веху в комплексном изучении художественной системы Р. Миннуллина.

В то же время в приведенных работах проблемы типологического изучения жанрового многообразия поэзии Роберта Миннуллина практически не затрагиваются, а потенциал системы образных средств получает далеко не полное освещение. Это еще раз подчеркивает актуальность и научную новизну нашего исследования.

Объектом исследования в данной диссертационной работе послужили лирические и лиро-эпические произведения Р. Миннуллина, изданные в период с 1970-х годов по настоящее время.

Предметом исследования стали элементы жанровой и образной систем в творчестве Р. Миннуллина.

Основной целью настоящего диссертационного исследования является выявление характерных особенностей поэзии Р. Миннуллина в

27 Урманче Ф. Дидетомлык - вдцегэн йолдыз (халык шагыйренец яца куптомлы-гына карата) // Хэзерге татар эдэбияты Ьэм Роберт Мицнуллин: Татарстанныц халык шагыйренэ 60 яшь тулуга багышланган тебзкара фэнни-гамэли конференция материал-лары (16 окт. 2008). - Казан, 2008. - Б. 276-290.

28 Рахмани Р. Талантлар ничэ терле? //Хэзерге татар эдэбияты Ьэм Роберт Мицнуллин: Татарстанныц халык шагыйренэ 60 яшь тулуга багышланган тебэкара фэнни-гамэ-ли конференция материаллары (16 окт. 2008). - Казан, 2008. - Б. 290-338.

29 Хисамов Н.Ш. Роберт Мицнуллин шигъриятенец узэк мотивлары // Хэзерге татар эдэбияты Ьэм Роберт Мицнуллин: Татарстанныц хапык шагыйренэ 60 яшь туяуга багышланган тебэкара фэнни-гамэли конференция материаллары (16 окт. 2008). - Казан, 2008.-Б. 8-14.

30 Галимуллин Ф.Г. Роберт Мицнуллин - балалар шагыйре // Хэзерге татар эдэбияты Ьэм Роберт Мицнуллин: Татарстанныц халык шагыйренэ 60 яшь тулуга багышланган тебэкара фэнни-гамэли конференция материаллары (16 окт. 2008). - Казан, 2008. -Б. 67-74.

плане типологии жанровой природы произведений и системы функционирующих в них образов. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- обобщить и систематизировать теоретический материал по проблеме типологии и типологизации жанров, адаптировав его к изучению художественной системы Роберта Миннуллина;

- рассмотреть произведения поэта в контексте жанровых исканий в мировой и тюрко-татарской литературах;

- изучить корреляцию между жанровой формой и жанровым содержанием произведений интересующего нас автора;

- определить, что совокупность жанров, характеризующая творчество Р. Миннуллина, является одной из существенных примет его поэтической индивидуальности;

- проанализировать творчество поэта с точки зрения выделения доминантных образов в тематических жанрах его лирики.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в истории татарского литературоведения творчество Р. Миннуллина исследуется в монографическом плане в аспекте типологии жанров и систематизации образов. Нами был предложен диалогический подход к изучению поэтической системы интересующего нас автора: в качестве диалогической корреляции рассматривается взаимодействие поэтики жанра и поэтики образа, жанровой формы и жанрового содержания, канонического и новаторского etc. В работе выявлены факторы, повлиявшие на формирование художественного мировоззрения и жанрового мышления поэта, определены поэтологические особенности его лирических произведений, относящихся к разным периодам творчества, жанровым и тематическим пластам, а также проанализированы индивидуальные черты поэзии Р. Миннуллина на основе современных литературоведческих концепций.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды С. Аверинцева, С. Бройтмана, М. Бахтина, А. Веселов-ского, О. Зырянова, А. Есина, А. Казаркина, Н. Лейдермана, Р. Спивака, Д. Лихачева, С. Сендеровича, П. Тамарченко, Ю. Тынянова, В. Хализе-ва, Л. Чернец и других, посвященные вопросам жанровой природы произведений устного народного творчества и литературы. При определении методов и приемов научного анализа литературных текстов, изучении их поэтических особенностей, исследовании творческих подходов Р. Миннуллина как поэта-новатора, оценке влияния социальных и культурных тенденций на процессы литературного творчества мы ориентировались на работы татарских литературоведов А. Ахмадуллина, М. Ба-кирова, Т. Галиуллина, Р. Ганиевой, Д. Загидуллиной, X. Курбатова,

X. Махмутова, К. Миннуллина, А. Саяповой, Ф. Урманчеева, Ф. Хати-пова, Н. Хисамова, А. Шарипова, Ф. Яхина и др.31

Методы исследования. Диссертационное исследование базируется на следующих методологических принципах: системный подход к изучению феноменов жанра и жанрового сознания в лирике; интегрирующий анализ художественной структуры лирических произведений Р. Миннуллина с точки зрения проблемы жанрообразования. Основными в работе являются сравнительно-сопоставительный, историко-типологический, структурный, литературно-эстетический, описательный методы исследования.

Материалами исследования послужили поэтические тексты Роберта Миннуллина, включенные в собрание сочинений поэта в семи томах32. Кроме того, были проанализированы стихотворения поэта, вошедшие в различные сборники33, а также произведения, опубликованные в литературных журналах и альманахах.

Практическое значение исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при разработке общих и специальных лекционных курсов, посвященных вопросам развития современной татарской литературы, проведении практических и лабораторных занятий по истории татарской литературы, по отдельным вопросам теории литературы, организации специальных курсов и семинаров по творчеству Р. Миннуллина и т. д. Также отдельные положения работы могут стать основой для дальнейших исследований в области истории и теории литератур народов Российской Федерации рубежа ХХ-ХХ1 веков. На защиту выносятся следующие положения: 1. Доминантными чертами поэзии Роберта Миннуллина являются коммуникативность и диалогичность, которые детерминируют актив-

31 Бакиров М.Х. Шигърият деньясына сэяхэт. Фолыслордан язма шигырьгэ кучеш тарихыннан // Путешествие в мир поэзии. - Казань: ТГЖН, 1999.; Галиуллин Т.Н. Шигърият офыклары // Татар шигърияте (1980-2000). - Казан: Мэгариф, 2003. - Б. 4-30.; ЗаЬпдуллина Д.Ф. Денья сурэте узгэру: Монография. - Казан: Мэгариф, 2006. - 191 б.; Курбатов Х.Р. Татарская лингвистическая стилистика и поэтика: Монография. - М.: Наука, 218 е.; Мицнуллин K.M. Шигърият Ьэм жыр. - Казан: Мэгариф, 1998. - 287 б.; Ша-рипов A.M. Зарождение системы стихотворных жанров в древнетюркской и в тюрко-татарской литературе (VIII-XIVbb.) и др.

32 Мицнуллин P.M. бсэрлэр: 7 томда. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2007.

33 Миннуллин P.M. «Бэхетле булыгыз» (1976), «Свенсеннэр эле каеннар» (1979), «Мэцгелек еэфэр» (1983), «Энкэйнец ак чэчлэре» (1986), «Саидугачныц туган коне» (1990), «Энекэш кирэк мица» (1990), «Деньядагы иц зур алма» (1992) «Талбишек» (1995), «Энкэмнеч догалары» (1995), «Уфа - Казан юллары» (1998), «Кояш алмасы» (1998), «Айиыц татлы яктысы» (2001), «бнкэй безне Сеннэн альт кайткан» (2002), «Сеенсеннэр эле сабыйлар» (2002), «Дусларым, дус-ишлэрем...» (2007), «Татарларым» (2012) и др.

ное взаимодействие европейских, русских и исконных тюрко-мусуль-манских лирических жанров.

2. Для лирики Р. Миннуллина характерна поливекторная рецепция традиционных жанровых форм: трансформация классических их вариантов соседствует с ориентированностью на реконструкцию тех из них, которые в условиях современного литературного процесса начинают тяготеть к архаике. Кроме того, ярко выраженная фрагментарность стиля его поэзии свидетельствует о напряженных поисках в области новых способов выражения авторского сознания, интегрируя творчество автора в постмодернистский художественный дискурс, диалог с которым проходит также на уровне хронотопа и художественной эстетики.

3. Вышеназванная трансформация классических для татарской литературы жанровых форм не приводит к отрицанию жанрового содержания, обусловленного типом цивилизации, что маркирует и специфику восприятия европейских и русских жанровых форм.

4. Жанровая природа песенно-музыкальной лирики Р. Миннуллина определяется, с одной стороны, ориентацией на фольклорную традицию, с другой - влиянием музыкальных жанров на творчество поэта. Актуальность традиций устного народного творчества для поэзии Роберта Миннуллина формирует смычку между поэтикой жанра и поэтикой образа, когда закономерности, формирующие типологическую вертикаль ее жанров, оказываются императивны и для системы образов: трансформация или деформация канонических жанров влекут за собой аналогичные изменения образной сферы соответствующих произведений, когда происходит, с одной стороны, переосмысление ставших устойчивыми образов-символов, с другой - обогащение вышеназванной системы новыми образами. Однако своеобразие творчества интересующего нас автора заключается также и в том, что ярко выраженная ориентация на сохранение традиционного для татарской литературы жанрового содержания детерминирует частотность употребления тех образов, генетическая связь которых с фольклором наиболее крепка.

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены во время выступлений и докладов на шести Международных конференциях (Стерлитамак, 2008; Казань, 2009,2011,2012,2013; Уральск, 2013); на Всероссийских конференциях (Уфа, 2008, Казань, 2011; Москва, 2013); на конференциях межрегионального и республиканского масштаба (Казань, 2010,2012; Набережные Челны, 2011), в ряде научных и научно-практических семинаров и круглых столов по проблемам развития и изучения современной татарской поэзии.

По теме диссертационного исследования опубликовано 18 статей, в том числе три статьи в ведущих периодических научных изданиях,

рецензируемых Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении приводится обоснование актуальности и научной новизны, определяются цели, задачи, объект, предмет, теоретико-методологическая база исследования. Также анализируется состояние изученности проблемы, дается оценка теоретической и практической значимости полученных результатов.

В первой главе («Жанровая система произведений Роберта Миннуллина в типологическом срезе»), состоящей из трех параграфов, анализируется история постановки проблемы типологии родов и жанров в литературе, освещаются вопросы типологии жанров в поэзии Р. Миннуллина.

В первом параграфе («Типология литературных жанров и проблемы типологизации жанровой системы поэзии Роберта Миннуллина») приводится исторический обзор различных принципов и подходов к классификации литературных произведений.

Первые попытки классифицировать литературные произведения с учетом их формальных качеств и содержательной составляющей предпринимались уже в эпоху античности. Именно древнегреческим мыслителям принадлежит традиционное подразделение литературных произведений на три рода: эпос, драму и лирику.

Вместе с тем в XIX веке, в особенности в период романтизма, развилось иное понимание родов литературы. Литературное произведение в эстетике романтизма рассматривалось не столько как факт художественного творчества, но прежде всего как результат философских измышлений автора, не привязанный к словесной форме.

Гегель выделял роды литературы на основе понятий субъективности и объективности. По его мнению, эпическое произведение являлось объективным, лирическое - субъективным, а драма - родом литературы, синтезировавшим в себе оба качества34. Концепция Гегеля долгое время превалировала в отечественном литературоведении, в первую очередь потому, что их в статье «Разделение поэзии на роды и виды» (1841) поддержал крупный теоретик литературы и известный критик В.Г. Белинский.

34 Гегель Г.В.Ф. Эстетика: в 4-х т. - Т. 3. - М.: Искусство, 1971. - С. 419-420.

В XX веке предпринимались попытки выделить роды литературы по принципу взаимосвязанности с различными аспектами психологии личности (воспоминание, представление, напряжение), лингвистики (первое, второе, третье грамматическое лицо), а также с временными представлениями (прошлое, настоящее, будущее).

Для поэтики жанра корреляция последнего с родами литературы имеет особое значение. Как мы уже отмечали, само понятие «род литературы» несет в себе определенный энтропийный заряд, самим своим существованием разрывая границы структуры, основу которой они же и составляют. В данном контексте может рассматриваться отмеченная уже в 1980-е годы «тенденция к отождествлению [...] рода с одним из жанров»35. Особенно наглядно данный процесс, по мнению исследователей, прослеживается на примере романа, что во многом было определено мыслями М.М. Бахтина касательно данного «жанра-рода» (термин В.Б. Шкловского)36. В концепции Бахтина мы находим положение, согласно которому жанрообразующим фактором следует считать время, эпоху, что перекликается с позицией Д.С. Лихачева, согласно которой жанры в каждый исторический период соотносятся по-разному. Лихачев справедливо отмечал, что жанры вступают во взаимодействие, поддерживают существование друг друга и одновременно конкурируют друг с другом. Исходя из этого, следует изучать не только отдельные жанры и их историю, но и «систему жанров каждой эпохи»37. В данном разделе нами была прослежена эволюция жанра в каждую из значимых для Европы эпох от античности до наших дней, однако концептуаль-ность данного параграфа заключается, во-первых, в рассмотрении истории жанра на Востоке (к сожалению, европоцентризм в литературоведении до сих пор занимает сильные позиции, что ограничивает подобные исследования рамками узкоспециальных работ по истории литератур народов Азии), во-вторых, в проведении сопоставительного анализа европейских, русских и восточных жанровых традиций в современной татарской литературе, в частности - в творчестве Роберта Миннуллина.

Итак, было определено, что в процессе развития литературы существующие жанры обновляются, возникают новые, меняется характер взаимодействия между ними. Феномен жанра литературного произведения порождается культурно-историческими явлениями. Литератур-

35 Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 192 с.

36 Шкловский В. Тетива. О несходстве сходного. - М., 1970. - С. 337.

37 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979. - С. 56.

ный жанр есть конкретное единство особенных свойств формы в основных ее моментах - композиционных, образных, речевых, ритмических. Понятно, что произведения одного и того же жанра, принадлежащие разным эпохам или даже разным художникам, обладают более или менее существенными жанровыми различиями. Однако жанр, понимаемый как тип произведения, есть образование исторически достаточно устойчивое, способное сохранять свои качества на протяжении долгого периода историко-культурного развития.

Диалог поэта с традиционными для тюрко-татарской и, в целом, восточной литературы жанрами панегирического характера исследуется во втором параграфе данной главы («Типология лирико-панегнрических жанров в поэзии Р. Миннуллина»). В нем отмечается, что для восточной словесности наиболее активными жанровыми формами являются панегирические, получившие бурное развитие во всех арабо-персидских и тюркских литературах, в том числе в татарской литературе - еще в период активного влияния Востока. На протяжении веков система панегирических жанров и их качественные характеристики в татарской литературе обогащались за счет заимствования эстетических приемов европейской литературы.

Поэтические произведения «высокого», торжественного, хвалебного содержания, посвященные воспеванию достоинств выбранного автором центрального образа, получили развитие как в классической европейской поэзии, так и в поэзии Востока. И если в западноевропейской литературе особенно широкое распространение получила ода, то в классической восточной поэзии (равно как и в татарской) к панегирической литературе принято относить несколько нормативных жанровых форм, наиболее частотными из которых являются касыда, мадх, марсийа, посвящение. Зачастую для обобщенного наименования этих жанров употребляют слово «ода». Оды древних татарских поэтов в основном представляли собой славословия всевышнему, пророкам, ханам, бекам и т. д. В период с конца XVII до второй половины XIX века в татарской литературе происходит определенная «демократизация» панегирических жанров, детерминированная историческим контекстом: их содержание приобретает конкретность, в них проникают новые темы и мотивы, связанные с прославлением прогрессивных деятелей эпохи, их труда на ниве просвещения народа; возрождаются хвалебные стихи возлюбленным (поэзия М. Колый, Г. Утыз-Имяни, Г. Чокрый, М. Акмуллы, Г. Кан-далый и др.).

В годы революции 1905-1907 годов панегирическая поэзия прочно утвердилась в творчестве Г. Тукая (в частности, особо продуктивным оказался жанр оды). Чуткому к вызовам современности поэту удалось

обогатить эту форму новым социальным содержанием, яркими гражданскими мотивами. Одну из своих первых од (1906 г.) Г. Тукай посвятил Пушкину. Обращение поэта к образу Пушкина - очевидная попытка осмыслить в торжественной оде образ поэта-бунтаря. В советской татарской поэзии традиции высокой гражданской оды, заложенные классиками, развили Хади Такташ, Фатих Карим и Муса Джалиль.

Панегирические жанры особенно активизировались в татарской поэзии второй половины XX века. Одним из наиболее ярких авторов, придавших новое звучание панегирическим жанрам, раскрывших новые их функции на современном этапе развития национальной литературы, является Р. Миннуллин. В его поэзии наиболее активны такие жанры, как ода, мадх и марсийа. Идейно-тематической и образной доминантой панегирической лирики поэта является чувство патриотизма и гордости за свой народ. Данная эмоциональная составляющая проявляется в различных контекстах: в воспевании мужества татарской нации («Херрият» / «Свобода», «Башкортстан татарлары» / «Татары Башкортостана», «Иделебез» /«Наша Волга», «Батырлар жыры» / «Песня героев», «Ьэйкэллэрне тыцлыйк!» / «Послушаем памятники!», «Таш Ьэйкэллэр» / «Каменные памятники», «Имин булыр иллэр!» / «Да будет мир!»), в оценке просветительской деятельности татарской интеллигенции («Жырны булмый утереп» / «Песня бессмертна», «Эллуки» / «Аллюки», «Татарымныц изге тебэклэре» / «Святыни татар»), дружбы между народами («Мэскэу фестивале» / «Московский фестиваль»), в восхищении самоотверженностью матерей («И изге йорт» / «О, святой дом», «Шагыйрьлэрнец газиз Аналары» / «Святые матери поэтов»), красотой женщин («Кызлар, жырлар» / «Девушки, песни», «Татар хатынна-ры» / «Татарские женщины», «Гузэллек» / «Красота») и т. д.

Специфика одического жанра требует нестандартных образных выражений, красочности, порой помпезности стиля. Возвеличивая объект поэтической речи, автор описывает его достоинства посредством ярких образно-стилистических средств. При этом зачастую идейная составляющая оды отходит на второй план, однако подобной деструктивной тенденции на онтологическом уровне противостоит поэзия Р. Миннуллина. Он оказался одним из первых в татарской литературе авторов, воплотивших принципы реализма в одической тематике. Уже в одном из самых ранних произведений - стихотворении «И изге йорт!» / «О, святой дом!», опубликованном в сборнике «Бэхетле булыгыз» / «Будьте счастливы», - поэт обращается к приемам, присущим жанру оды.

Такие жанры, как ода и марсийа, в идейно-тематическом и стилистическом планах демонстрируют схожие черты: и в том, и в другом случае произведения преследуют цель прославления и восхваления ка-

кой-либо личности. В литературоведении не очерчиваются четкие рамки объема и законы рифмовки этих форм. Однако их отличительная черта заключается в центральном образе, адресате: если в оде хвала возносится, как правило, живому человеку, в марсийе - человеку, покинувшему бренный мир. Кроме того, ода может быть адресована не только определенной личности, но может быть написана в честь какого-либо события, населенного пункта etc. Например, среди стихов интересующего нас поэта есть ряд од, посвященных Казани: «Казан, назлы Казан!» / «Казань, нежная Казань!», «Казаным!» / «Моя Казань», «Яшэ, Казан!» / «Живи, Казань!», «Казанга кайту» / «Возвращение в Казань». Марсии же согласно законам жанра должны быть посвящены усопшему человеку, возвеличивать его деяния при жизни («Башкорт шагыйре Наж;ар ara Нэжмигэ» / «Башкирскому поэту Назару Наджми», «Тукай минем яшьтэ улгэн» / «Тукай умер в моем возрасте», «Декабрь. Переделкино. Пастернак кабере» / «Декабрь. Переделкино. Могила Пастернака»). Необходимо отметить, что в творчестве Р. Миннуллина в исключительных случаях объект произведений в жанре марсийа преодолевает обозначенные выше генологические границы. В частности, марсийа может быть посвящена городу или деревне, стертым с лица земли в результате войны. Таким образом, у поэта жанр марсийа сближается с жанром «сыктау», присущим фольклорной лирике.

В творчестве Р. Миннуллина стихотворения-оды приобрели граж-данско-публицистический тематический оттенок. Это является одним из важнейших моментов эволюции оды в лирике поэта, когда восточные одические традиции органически переплетаются с традициями европейской и русской гражданско-одической поэзии. В подобных произведениях Р. Миннуллина пафосное одическое начало сочетается с публицистически острыми высказываниями автора, образуя тем самым сложный идейно-эмоциональный комплекс. Таковы стихотворения-оды «Кол Шэрифкэ мэдхия» / «Ода Кул Шарифу», «Татар балаларына!» / «Сыновьям татарского народа!», «Башкортстан татарлары» / «Татары Башкортостана».

Посвящения Р. Миннуллина отмечены социальным и гражданским пафосом, в них можно видеть прямое продолжение одических традиций. Таким образом, применительно к ряду панегирических жанров поэзии Роберта Миннуллина можно говорить о прямой рецепции жанровой традиции, тогда как другие жанры, относящиеся к данному классу, подвергаются активному переосмыслению, трансформации - в частности, диалог поэта с русской и западноевропейской литературами актуализирует в них гражданско-публицистическое начало.

В третьем параграфе (Жанр «кечкенэкият»: художественный мир и поэтика жанра») исследуются произведения, относящиеся к жанру «кечкенэкият», и поэтика малых форм стихотворных сказок.

Уже на начальном этапе своей творческой деятельности Р. Мин-нуллин стал известен как поэт, пишущий для детей, а его стихотворения для детской аудитории приобрели заметную популярность. Примечательно, что уже тогда поэт в своих детских стихах неизменно ориентировался на фольклорные образцы - подобная тенденция характерна для всего периода его творчества. Возможно, именно этим объясняется появление среди его произведений для детей такой оригинальной жанровой формы, как «кечкенэкият». Важно отметить, что до Р. Мин-нуллина понятие «кечкенэкият» («маленькая сказка») в парадигме литературоведческой терминологии отсутствовало. Несмотря на то, что в жанре «кечкенэкият» встречаются мотивы и художественные приемы, характерные для сказок и других форм устного народного творчества, ученый-фольклорист Ф. Урманчеев отмечает, что сюжет произведений в жанре «кечкенэкият» не совпадает с сюжетом народных сказок38.

В поэтических сборниках Р. Миннуллина обнаружено 18 произведений, жанр которых автором определен как «кечкенэкият». Среди них «Жряу йеруче машина турында кечкенэкият» / «Кечкенэкият о машине, которая ходила пешком», «Батыр куянныц ничек итеп куркак куянга эверелуе турында кечкенэкият» / «Кечкенэкият о том, как смелый заяц превратился в трусливого зайца», «Футбол тубы тибэргэ яратучы ма-лай турында кечкенэкият» / «Кечкенэкият о мальчике, который любил играть в футбол», «Балыкчы булырга хыялланучы суалчаннар турында кечкенэкият» / «Кечкенэкият о дождевых червях, мечтающих стать рыболовами», «Кояш, жираф Ьэм толке турында кечкенэкият» / «Кечкенэкият о солнце, жирафе и лисе». Как демонстрируют даже приведенные названия, произведения Р. Миннуллина, написанные в данном жанре, отличаются от фольклорных аналогов тем, что они стандартно основываются на явлениях современного мира - это делает их особо притягательными в глазах детей, видящих, как в окружающую их реальную действительность поэтом органично вписываются элементы фантастического, чудесного.

Следует указать, что специалисты единодушно отмечают тонкий юмор, присущий «маленьким сказкам» Роберта Миннуллина: поэт, создавая необычные, смешные ситуации, удачно использует приемы нонсенса и парадокса, которые трактуются нами как отражения концеп-

38 Урманче Ф.И. Роберт Мицнуллин: шигъри осталык серлэре. - Казан: Мэгариф, 2005.-335 б.

туальной для литературы постмодернизма категории игры в сюжетах, образах названной группы произведений. Интересен способ конституи-рования поэтической действительности в произведениях жанра «кечке-нэкият»: изначально происходит преодоление законов реального мира с последующей из реставрацией, что может быть рассмотрено как трансформация жанровых канонов постмодерна, которые усматривают в хаосе универсальную константу бытия.

Вторая глава диссертации («Систематизация образов в лирико-тематических жанрах поэзии Р. Миннуллина») посвящена исследованию тематических жанров и многообразия образной палитры лирических произведений поэта различной направленности, а также художественного мира его пейзажной, любовной, философской и гражданской лирики.

Первый параграф второй главы носит название «Образно-жанровая специфика и поэтика песенной лирики Р. Миннуллина».

Нельзя не отметить, что особо продуктивным для Роберта Миннуллина является жанр песни - поэт является автором более 300 лирических песен.

В песенных текстах Р. Миннуллина доминируют фольклорные ритмы и поэтические приемы. Разным оттенкам настроения и чувства в песнях поэта соответствуют разные ритмы, способы рифмовки и строфические формы. Таким образом, в поисках песенных ритмов, соответствующих разным оттенкам содержания, поэт не только продолжил, но и развил стихотворную практику татарского фольклора. В стихах Р. Миннуллина соблюдены требования поэтики песенного жанра. Художественно-стилистические приемы песен поэта выбраны, исходя из условий их существования и восприятия слушателем. В них учтены три основных признака песни: показ действительности в художественном плане; передача их в простой и доступной широким народным массам форме; трансляция их в разных условиях (на сцене, дома, на улице), в различной форме (один человек, дуэт, группа). Среди песенных произведений поэтов поколения 1970-х годов тексты песен Р. Миннуллина отличаются стремлением углубиться в лирику народного творчества, во внутреннюю красоту, в силу и ритмику фольклора.

Второй параграф данной главы («Систематизация образов в пейзажной, любовной, философской лириках поэта») посвящен влиянию жанрово-тематического характера стихотворений на их образную систему.

В настоящем разделе нами выявляется специфика рецепции поэтом эстетики окружающей действительности: как известно, природа издавна вдохновляла поэтов, занимая прочное место в лирической системе

любой литературы. Примечательно то, что у Роберта Миннуллина тема родной природы сливается с гражданско-патриотической тематикой, что является свидетельством трансформирующего диалога интересующего нас автора с поэтическими мирами как русских, так и татарских лириков - Г. Тукая, X. Туфана, С. Хакима, X. Такташа, А. Атнабая, Н. Нажми, А. Ахматовой, Б. Пастернака. Также нужно отметить тенденцию к растворению лирического героя в природном окружении. Герой пейзажной лирики поэта стремится через картины природы осмыслить окружающий мир, действительность, тесно связанную с человеком. Среди пейзажей родного села лирический герой ощущает полную гармонию с природой, там поэт мыслит себя частью мироздания, его сознание сливается со вселенной. Интересна пейзажная дифференциация сезонных стихий: она позволяет явственно усмотреть романтическую направленность поэзии Миннуллина. Размышления на тему времен года неизбежно приводят поэта к мысли о неразрывности бытия человека и существования природы. Увеличивается и число дополнительных сюжетных линий («Черные камни», «Ночной пейзаж»), В них можно отметить усиление мифологического начала, что придаёт универсально-архетипический характер основной сюжетной линии.

В творчестве поэта представлены все времена года. Образы, созданные Р. Миннуллиным в пейзажных стихотворениях, символичны. Осень для поэта - время печали, пора грусти, уныния, разочарования, но в то же время вдохновения. Образ осеннего ненастья символически передает психологическое состояние лирического героя. Зима - холод и трезвость ума; поэта эстетически привлекает белизна, чистота зимнего снега, кружащиеся снежинки своим движением преодолевают статику замершего в зимней спячке мира, ассоциируясь у поэта с любовными порывами. Весна у Р. Миннуллина, как и у Г. Тукая, является символом возрождения, молодости, цветения души. Вместе с пробуждением природы к поэту приходит и творческое вдохновение. Мотивы «весенних» стихотворений являются семантическими ключами ко всей поэзии поэта («Донья яшэргэндэ» / «Возрождение») и др.). Продолжая мысль о диалоге с предшественниками, уместно отметить, что Р. Миннуллин остаётся верным наследию X. Туфана и стремится продолжить традицию очеловечивания и одухотворения природы. В творчестве Р. Миннуллина мы находим целый ряд природных образов, схожих по функциональным значениям с образами лирики X. Туфана (цветы, деревья, лебеди и т. д.), но каждый поэт вкладывает в них свое особое содержание. X. Туфан отдаёт предпочтение глобальным категориям (концепты «Вечность», «Космос», «Красота», «Печаль»), передавая их через кон-

кретные образы белых берёз, цветов, птиц. Яркими примерами, подтверждающими вышесказанное, служат стихотворения Роберта Мин-нуллина «Донья яшэргэндэ» / «Когда молодеет мир», «Кояш котэм» / «Жду солнца», «Улэн» / «Трава», «Каеннарны сецел сана» / «Считай березы сестрёнками», «Таллар, тупыллар» / «Ивы, тополя», «Кайту» / «Возвращение», «Сон буе талсыз булалмый» / «Нет берегов Сюни без ив», «Сен дулкыны» / «Волны Сюни», «Хан тавы» / «Ханская гора», «Моцсу чиркэу» / «Печальная церковь», «Балачак тегермэне» / «Мельница детства» и др.

Художественный мир Р. Миннуллина чувственно достоверен и материально насыщен. Он вобрал в себя все природные стихии, все предметы «первой» (естественной) и «второй», рукотворной природы. Природа в стихах Р. Миннуллина очеловечена, внутренне близка и понятна читателю. Как истинный художник, он схватывает характерное, существенное в явлениях. Р. Миннуллин не просто словами описывает внутренний мир человека, он через знакомые каждому явления природы пытается передать переживания лирического героя. Автор в своих произведениях с помощью приемов поэтического параллелизма, контрастов и сравнений создает психологически достоверную картину проникновения человеческой души в природу и природы в душу человека.

В заключении подводятся итоги исследования и приводятся его основные результаты. Итак, считаем необходимым акцентировать внимание на том, что при написании настоящей работы мы исходили из трактовки жанра как всеобщей формы литературного произведения, во многом определяющей творческую деятельность каждого поэта или писателя. В то же время неотъемлемым элементом концепции нашего диссертационного исследования является та точка зрения, согласно которой при глубоком изучении отдельно взятого произведения со всей очевидностью проявляются его индивидуальное жанровое начало, своеобразие, характерные черты.

Было выявлено, что поэзия Р. Миннуллина характеризуется широким жанровым разнообразием: жанровая система его творчества содержит в себе такие элементы, как традиционное лирическое стихотворение, песня, «кечкенэкият», посвящение, эпиграмма, пародия, поэма, поэтическая сказка, ода, элегия и т. д. Важное место в творчестве интересующего нас автора занимают панегирические жанры, продуктивные для тюрко-татарской литературы с эпохи средневековья.

Особый интерес представляет жанровая специфика произведений Р. Миннуллина для детей, среди которых выделяются «маленькие сказки» («кечкенэкият»), характеризующиеся опорой на постмодернистскую

эстетику, что обусловило широкое распространение нонсенса и парадокса как отражений концептуальной для литературы постмодернизма категории игры в сюжетах, образах названной группы произведений. Интересен способ конституирования поэтической действительности в жанре «кечкенэкият»: изначально происходит преодоление законов реального мира с последующей их реставрацией - жанровые каноны постмодернизма диктуют ориентацию на игровой дискурс.

Таким образом, выявление типологической вертикали жанров поэзии Роберта Миннуллина и систематизация ее образов позволили определить доминантные для его творчества категории, среди которых необходимо отметить диалогичность, коммуникативность и песенность.

Основные положения и результаты диссертационной работы

отражены в следующих публикациях по теме исследования:

I. Статьи, опубликованные в реферируемых научных журналах, входящих в перечень ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Насибуллина Н.Ш. Мотивы гражданственности в поэзии Роберта Миннуллина // Вестник Чувашского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2011. - №4. - С. 317-320 (0,3 п. л.).

2. Насибуллина Н.Ш. Патриотизм как основа этических ценностей в художественном мире Р. Миннуллина // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение», выпуск 71, №32 (286). - 2012. - С.72-76 (0,3 п. л.).

3. Насибуллина Н.Ш., Хасанова Ф.Ф. Типология жанров в поэзии Роберта Миннуллина // Вестник Челябинского государственного университета. Серия «Филология. Искусствоведение», выпуск 77, №14 (305). - 2013. - С. 45-48 (0,2 п. л.).

II. Научные публикации в других изданиях:

4. Насибуллина Н.Ш. Роберт Мицнуллин ижатында туган як образы (Образ родного края в творчестве Роберта Мицнуллина) // «Функционирование родного языка и литературы в Урало-Поволжском регионе»: материалы Всерос. научн.-практ. конф., поев. 130-летию классика татарской литературы Гаяза Исхаки (13 мая 2008 г.). - Уфа, 2008. - С. 225232 (0,5 п. л.).

5. Насибуллина Н.Ш. Роберт Мицнуллин ижатында хронотоп Ьэм архетипларныц узенчэлеге (Особенности хронотопов и архетипов в творчестве Р. Миннуллина) // «Проблемы изучения и преподавания тюркской филологии: преемственность поколений»: материалы Меж-

дународн. научн.-практ. конф., поев. 80-летию академика М.З. Закиева и 10-летию кафедры татарской и чувашской филологии (18-20 сентября 2008 г.). - Стерлитамак, 2008. - С. 189-192 (0,3 п. л.).

6. Насибуллина Н.Ш. Шагыйрьнец патриотик Ьэм куцел лирикасы (Патриотическая и имтимная лирика поэта) // «Современная татарская литература и Роберт Миннуллин»: материалы межрегион, научн.-практ. конф., поев. 60-летию народного поэта Татарстана (16 октября 2008 г.). — Казань, 2008. - С. 228-232 (0,4 п. л.).

7. Насибуллина Н.Ш. Туган якта еч горурлык - Агыйдел, Урал, Илеш (Агидель, Урал, Илеш - вот моя гордость) // «Современная татарская литература и Роберт Миннуллин»: материалы межрегион, научн.-практ. конф., посвященной 60-летию народного поэта Татарстана (16 октября 2008 года). - Казань, 2008. - С. 160-167 (0,5 п. л.).

8. Насибуллина Н.Ш. Роберт Мицнуллин жырларыныц халыкчанлы-гы (Народность песен Роберта Миннуллина // «Актуальные проблемы современной фольклористики»: материалы Международн. научн.-практ. конф. (29 июня 2009 г.). - Казань, 2009. - С. 324-325 (0,1 п. л.).

9. Насибуллина Н.Ш. Хэсэн Туфан Ьэм Роберт Мицнуллин поэзия-сендэ табигать сурэте аша хис Ьэм фикер бирелеше (Отражение переживаний и мыслей поэта через пейзаж в поэзии Хасана Туфана и Роберта Миннуллина) // «Творчество Хасана Туфана и современная татарская литература»: материалы межрегион, научн.-практ. конф., поев. 110-летию со дня рождения X. Туфана (8 декабря 2010 года). - Казань, 2010. -С. 181-184(0,3 п. л.).

10. Насибуллина Н.Ш. Р. Мицнуллинныц милли шигырьлэрендэ автор позицияее (Авторская позиция Роберта Миннуллина в стихах на национальную тематику) // «Актуальные проблемы татарского языка, литературы и методики их преподавания»: материалы республик, научн.-практ. конф., (4 февраля 2011 г.). - Казань, 2011. - С. 51-55 (0,4 п. л.).

11. Насибуллина Н.Ш. Традиции Тукая в поэзии Р. Миннуллина // «Наследие Г. Тукая в контексте национальных культур»: материалы Международн. научн.-практ. конф., поев. 125-летию со дня рождения Габдуллы Тукая (25 апреля 2011г.). -Казань, 20011. - С. 159-161 (0,3 п. л.).

12. Насибуллина Н.Ш. Роберт Мицнуллин ижатында гражданлык лирикасы (Гражданская лирика в творчестве Роберта Миннуллина) // «Наука XXI века. Проблемы филологии и искусствоведения»: материалы Международн. научн. конф. молодых ученых и аспирантов (18 мая 2011 гада): выпуск 5. -Казань, 2011. -С. 131-135 (0,4 п. л.).

13. Насибуллина Н.Ш. Роль Роберта Миннуллина в развитии многонациональной российской поэзии // «Актуальные проблемы и перспективы развития русскоязычной литературы в контексте национальных литератур»: материалы Всерос. научн.-практ. конф., приуроченной к 75-летию со дня рождения Рустема Кутуя (9 ноября 2011 г.). - Казань, 2011.-С. 180-187 (0,5 п. л.).

14. Насибуллина Н.Ш. Балалар шигьриятендэ Роберт Мицнул-линныц ижат узенчэлеклэре (Особенности творчества Роберта Миннуллина в детской поэзии) // «Наука XXI века. Проблемы филологии и искусствоведения»: материалы Международн. научн. конф. молодых ученых и аспирантов (18 мая 2012 г.). - Казань, 2012. - С. 162-164 (0,3 п. л.).

15. Насибуллина Н.Ш. Источник поэзии Роберта Миннуллина // Сборник трудов молодых ученых Академии наук Республики Татарстан за 2013 год. - Казань: Изд-во ЯЗ, 2013. - С. 106-115 (0,6 п. л.).

16. Насибуллина Н.Ш. Роберт Мицнуллин шигырьлэрендэ кез образы (Образ осени в стихотворениях Роберта Миннуллина) // «Проблемы филологии народов Поволжья»: материалы VII Всерос. научн.-практ. конф., (11-13 апреля 2013 г.). -М.: Экон-информ, 2013. - (Вып. 7). -С. 205-210 (0,4 п. л.).

17. Насибуллина Н.Ш. Художественное отражение злободневной темы в оран-поэме «Мои татары» // «Наука XXI века: проблемы филологии и искусствоведения»: материалы Межрегион, научн. конф. молодых ученых и аспирантов (17 мая 2013 г.): выпуск 7. - Казань, 2013. -С. 165-168 (0,2 п. л.).

18. Насибуллина Н.Ш. Преемственность традиций Тукая в поэзии Р. Миннуллина» // «TypiK тшд1 халыктар тарихындагы Габдолла Токайдыц орны» («Место Тукая в истории тюркоязычных народов»): материалы Международн. научн.-практ. конф., (1 июня 2013г.). -Уральск, 2013. - С. 143-147 (0,2 п. л.).

Подписано в печать 11.10.2013 Формат 60x84 '/16. Гарнитура Times New Roman. Усл. п.л. 1,5. Тираж 150 экз. Заказ К-85

Отпечатано в Институте языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова АН РТ

 

Текст диссертации на тему "Типология жанров и систематизация художественных образов в поэзии Роберта Миннуллина"

ИНСТИТУТ ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА ИМ. Г. ИБРАГИМОВА АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

На правах рукописи

НАСИБУЛЛИНА НУРИДА ШАЙДУЛЛОВНА

ТИПОЛОГИЯ ЖАНРОВ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ В ПОЭЗИИ РОБЕРТА МИННУЛЛИНА

Специальность 10.01.02 - литература народов Российской Федерации

(татарская литература)

Диссертация

_ на соискание ученой степени

. кандидата филологических наук

N

Ю со

со £

о Научный руководитель:

^ кандидат филол. наук,

т— доцент Хасанова Фарида

^^ СО Фирдавесевна

Казань-2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА I.

ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РОБЕРТА МИННУЛЛИНА В ТИПОЛОГИЧЕСКОМ СРЕЗЕ..........................................................16

1.1. Типология литературных жанров и проблемы типологизации жанровой системы поэзии Р. Миннуллина...............................................................16

1.2. Типология лирико-панегирических жанров в поэзии Р. Миннуллина..38

1.3. Жанр «кечкенэкият»: художественный мир и поэтика жанра............................................................................................................63

ГЛАВА II.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВ В ЛИРИКО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ЖАНРАХ ПОЭЗИИ Р. МИННУЛЛИНА...'......................................................75

2.1. Образно-жанровая специфика и поэтика песенной лирики Р. Миннуллина......................................................................75

2.2. Систематизация образов в пейзажной, любовной, философской лириках поэта.......................................................................98

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................134

ЛИТЕРАТУРА...........................................................................146

ВВЕДЕНИЕ

Типология изучаемых явлений - одна из важнейших задач науки. Объект научного познания постоянно изменяется, приобретает разные формы, наука же при этом стремится обнаружить общие свойства во всех его проявлениях, упорядочить многообразие вариаций. Для этого используются различные методы: первый и наиболее важный из них - классификация. Классификация - это выделение некоторой группы (класса) явлений на основе их тождества между собой и отличия от других явлений. Осуществляется она на эмпирическом уровне, на уровне наблюдаемых свойств тех или иных явлений. Однако для описания сложных систем классификация оказывается недостаточно продуктивной, здесь становится необходим другой метод - типологизация - причисление изучаемого объекта к какому-либо типу. Типология всегда связана с построением идеальной, абстрактной модели, отвлекающейся от конкретных свойств объектов1.

Необходимо отметить, что типология - это совокупность методов научного познания, основанная на делении объектов изучения по определенным признакам и последующим их обобщением на основе типовой или идеализированной модели. Типология, как правило, применяется практически во всех науках, где имеется разнородное по составу количество систем, которое требуется упорядочить или систематизировать с помощью каких-то отличительных свойств. При изучении объектов определяются принципы выявления сходств и отличий между ними, исследуется строение системы, которая объединяет данные объекты, для надёжной идентификации названных сходств и отличий, а также фиксации закономерностей, обеспечивающих ее функционирование, для поиска аналогичных, но неизвестных пока объектов. Типология по способу построения подразделяется на эмпирическую и теоретическую. Первая обрабатывает систему в количественном выражении, проводит обобщение опытных

1 Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - С. 685.

3

данных и фиксирует их на основе устойчивых признаков сходства и различия, далее идет систематизация и интерпретация полученного материала. Вторая основана на построении идеальной модели объекта, фиксации принципов множественного описания изучаемых объектов. Теоретическая типология дает представление структурного построения системы, связующей ее свойства и служащей одним из главных средств объяснения объекта и создания ее теории. Также по методике применения научного знания выделяют различные формы типологии. Морфологическая типология нацелена на поиск некоего постоянного признака, «плана строения», и нашла применение, в частности, в биологических исследованиях. При изучении истории применяется историческая типология, которая исследует систему в её динамике. В языкознании, например, она представлена в виде построений различных генеалогических древ народов мира.

На протяжении XX века типология применялась как методологическое средство, с помощью которого выстраивались теоретические интерпретации действительности. При этом множество объектов исследовалось в виде сложной теоретической реконструкции, объединяемых с помощью методов типологии. С точки зрения такого подхода типологию, в свою очередь, можно разделить на: 1) структурную типологию; 2) метод идеальных типов, где тип - формальная конструкция, с которой сравниваются изучаемые объекты; 3) метод конструированных типов, где тип - некий объект, выделяемый по ряду признаков или особенностей из всего множества.

В ряде направлений социальной мысли типология рассматривается в виде теории культурно-исторических типов (Данилевский, Шпенглер), в разрезе вычленения множества реально существующих типов культур, что коррелирует с идеальной типологией, разработанной М. Вебером . Типология, по Веберу, представляет собой создание абстрактных идеальных

2 Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - С. 602-643.

типов, которые используются для исследования причин и характера отклонения исторической действительности от идеального типа3. Американский социолог X. Беккер, проповедуя концепцию конструированных типов, выдвигает объективные критерии разработки типологии для отхода от произвольного выбора исследования одного какого-либо случая или события в качестве типа4.

Историческая типология органически связана с периодизацией. Большое значение при построении типологических понятий имеет сравнительно-исторический метод. В процессе типологизации чрезвычайно важна роль научной гипотезы, научного принципа. Именно с их помощью выделяются существенные признаки, в соответствии с которыми осуществляется распределение и упорядочение культурно-исторического материала. Примерами культурно-исторических типов являются такие понятия, как «Ренессанс», «Реформация», «Просвещение». Типология осуществляется путем выделения какого-либо основания, параметра, критерия.

Жанры художественной литературы также можно классифицировать в зависимости от того, к какому типу они принадлежат. Такая классификация называется типологической. Например, в литературоведческой практике широко известна классификация жанров по античному принципу, а также европейскому, восточному принципам. Выбор критерия для типологизации определяется целями и задачами исследования, научной позицией исследователя. Исходя из поставленных задач, в нашей работе типология жанров рассматривается по всем трем указанным принципам.

Вопросы типологии лирических жанров рассматриваются в работах таких учёных-литературоведов, как С.С. Аверинцев5, С.И. Бройтман6,

3 Понятие социологии и «смысла» социального действия // Общая социология: хрест. - М.: Высш. шк, 2006. - 783 с.

4 Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М.: Мысль, 2000-2001.

5 Аверинцев С.С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика: Итоги и перспективы изучения. -М., 1986.

6 Бройтман С.И. Историческая поэтика: учеб. пособие. - М.: РГГУ, 2001. - 420с.

5

В.И. Коровин7, H.J1. Лейдерман8, E.H. Левинтова9, В.А. Пронин10, Н.Д. Тамарченко11, Л.В. Чернец12 и др.

Классическая типология жанров лирики, основанная на совмещении понятий жанрового и родового содержания, предложена Г. Поспеловым13. Исследователь выделяет следующие тематические разновидности лирики: медитативная, медитативно-изобразительная, описательно-изобразительная, персонажная, повествовательная. Мысль об отчуждении традиционных жанров в лирике XX века получила развитие в работе Г. Маркевича. Исследователь полагает, что в современной литературе «жанровыми наименованиями обладают только стилизации»14. С Г. Маркевичем соглашается И.Г. Неупокоева, отмечая факт неустойчивости «приметы» той или иной жанровой формы и присутствия в каждом истинном произведении искусства тайны неповторимости, связанной не только с неповторимостью индивидуального таланта и судьбы художника, но и особым национальным складом его художественного видения13.

Исследования, связанные с формированием типологий жанров, продолжаются и по сей день, причем в последние годы обозначилась тенденция к типологическому изучению национальных литератур16.

7 Коровин В.И. Лирические и лиро-эпические жанры в художественной системе русского

романтизма: Автореф. дис... докт. филол. наук. - Москва, 1982. - 20с. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. - Свердловск, 1982. - 256с.

9 Левинтова E.H. Существующие и возможные герменевтические подходы к вопросу о жанре // Общая стилистика и филологическая герменевтика. - Тверь, 1991.

10 Пронин В.А. Теория литературных жанров: учеб. пособие. - М.: Изд-во МГУП, 1999. - 196с.

11 Тамарченко Н.Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика. - Тверь, 2001. - 72с.

12 Чернец Л.В. Литературные жанры (проблема типологии и поэтики). - М., 1982. - 194с.

13 Поспелов Г.Н. Типология литературных родов и жанров. Введение в литературоведение: хрест. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2006. - 387с.

14 Маркевич Г. Литературные роды и жанры // Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. - М., 1980. - С. 186.

15 Неупокоева И.Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. (Опыт типологии жанра). - М.: Наука, 1971. - С. 331.

16 Ефремова Е.М. Поэзия Л.А. Попова: лирические образы в жанрово-типологическом аспекте: Автореф. ... канд. филол. наук. - Якутск, 2010.; Яковлева В.Д. Циклы лирических стихотворений в якутской поэзии: типология и поэтика: дис. ... канд. филол. наук. - Якутск, 2006.; Габидуллин P.P. Татарская «лагерная проза» во второй половине XX века: жанровая типология и поэтика: Автор. ... канд. филол. наук. - Казань, 2009; Замалиев A.M. Татарское стихосложение: типологические и национальные особенности: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2011; Галиуллин Р.Г. Творчество Тауфика Айди: жанровая типология и система образов: Автореф. дис. ... канд.

6

Степень разработанности темы. Творчество Роберта Мугаллимовича Миннуллина занимает особое место в современной татарской литературе. Произведения поэта, пришедшего в литературу в так называемый период возрождения - в 1970-е годы - и сегодня не теряют своей актуальности. Кроме того, Р. Миннуллин и сегодня продолжает свою творческую деятельность. В его поэзии отражаются морально-этические, социально-философские поиски, свойственные татарской интеллигенции второй половины прошлого века. О его творчестве высказывались известные литературоведы, признанные поэты и писатели. Следует отметить, что первые литературно-критические отклики на произведения молодого поэта

17

принадлежат таким классикам татарской литературы, как С. Хаким , Ф. Хусни18, Ш. Галиев19, И. Юзеев20, Н. Наджми21, которые в своих статьях обратили внимание на значительный художественный потенциал его первых стихотворений, указали на нравственную и социальную значимость тех образов и мотивов, которые сформировали поэтическую систему его ранних произведений. С момента блестящего литературного дебюта Р. Миннуллина его творчество вызывало интерес литературоведов, лингвистов,

филолог, наук: - Казань, 2012.; Ибрагимов М.И. Типология лирических систем в сопоставительном изучении лирики // Научный Татарстан. - 2010. — №3.

17 Хаким С. Певец детства // Вечерняя Казань . - 1982. - 15 окт.; Хэким С. Без телэгэн шагыйрь // Социалистик Татарстан. - 1982. - 17 окт.; Хэким С. Сэфэре озын булсын // Социалистик Татарстан. - 1983. - 16 окт.; Хэким С. ГелжэуЬэрнец оныклары // Социалистик Татарстан. - 1985. -21 дек.; Хэким С. Яшэ, борчулы жаным!. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1988. - Б. 239.

18 Хесни Ф. Кызык шагыйрь бу Миннуллин! // Татарстан яшьлэре. - 1981. - 23 май.

19 Галиев Ш. Балалар - тормыш чэчэклэре, жимешлэре кайчан булыр? // Казан утлары. - 1979. -№11.; Галиев Ш. Роберт Миннуллин кемгэ охшаган? // Айга очтык! - Казан: Татар, кит. нэшр., 1982. - Б.З; Галиев Ш. Ихласлыкка, шаянлыкка охшаш без // Яшь ленинчы. - 1982. - 29 сент.; Галиев Ш. Шагыйрьнен денья балаларына эйтер сузе // Татарстан яшьлэре. - 1982. - 7 окт.; Галиев Ш. Сеенсеннэр эле сабыйлар // Социалистик Татарстан. - 1990. - 25 март; Галиев Ш. Р. Миннуллин. Кучтэнэч. - Казан: Мэгариф, 1995. - Б. 3-6.; Галиев Ш. Праздники детства // Советская Татария. - 1990. - 15 апр.; Галиев Ш. Донья Сабан туе батыры: шагыйрь Роберт Миннуллин - Халыкара Андерсен булэге лауреаты // Ватаным Татарстан. - 1993. - 30 дек.; Галиев Ш. Теплые ладони поэта // Молодежь Татарстана. - 1994. - 8-15 апр. (№14). - С. 2.; Галиев Ш. Бэйрэм безнец урамда // Татарстан. - 1994. - № 3-4. - Б. 62-64.

20 Юзеев И. Хэерле юл! // Социалистик Татарстан. - 1970. - 16 янв.; Юзеев И. бметле омтылыш // Татарстан яшьлэре. - 1973. - 27окт.; Юзеев И. Бэхетле булыгыз. - Казан: Татар кит. нэшр., 1976. -Б. 3.; Юзеев И. Безнец сафка. Роберт Миннуллин // Казан утлары. - 1978. - № 3; Юзеев И. Шагыйрьлэр нинди була? // Уфа - Казан юллары. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1998. - Б. 3; Юзеев И. Сайланма эсэрлэр: 5т. Т. 2. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2002. - Б. 117.

21 Нэжми Н. Талантныц гадилеге // Ватаным Татарстан. - 1991. - 29 март.; Нэжми Н. Кунел сэхифэлэре. - Уфа: Башкортстан кит. нэшр., 1999. - Б. 214.

7

лл

литературных критиков, среди которых следует назвать М. Ахметзянова , Ф. Галимуллина23, Т. Галиуллина24, Г. Гильманова25, М. Валеева26,

27 28 29 30 31

Р. Мустафина , Р. Рахмани , Р. Сарчина , М. Сахапова , Ф. Урманчеева , Н. Хисамова32, А. Шарипова33, Н. Юзиева34, Ф. Яхина35 и других36. Примечательно, что начиная с 70-х - 80-х годов прошлого столетия уже не только татарские, но и русские, башкирские писатели, поэты и критики считали невозможным обойти вниманием поэзию Р. Миннуллина: М. Львов, С.Михалков, М. Пляцковский выступили с оценкой творчества

22 Эхмэтжанов М. Шагыйрь кунелендэ нилэр тумас, йерэгендэ нилэр ятмас // Татарстан. - 1994. -№ 3-4. - Б. 65; Эхмэтжанов М. Килер бер кен...- Казан: Татар, кит. нэшр., 1998. - Б. 210; Эхмэтжанов М. Шагыйрь сузе - хак суз // Татар иле. - 2003. - Июль (№ 30). - Б. 5.

23 Галимуллин Ф. Роберт Миннуллин - балалар шагыйре // Хэзерге татар эдэбияты Ьэм Роберт Миннуллин. - Казан, 2008. - Б. 67.

24 Галиуллин Т. Бизэклэр терлелеге // Казан утлары. - 1981. - № 6. - Б. 168; Галиуллин Т. Безнец заман - узе жыр: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1982. - Б. 143; Галиуллин Т. Здраствуй, поэзия! - М.: Современник, 1987. - С. 181; Галиуллин Т. Шигърият баскычлары. -Казан: Мэгариф, 2002.-Б. 142, 149, 151,152,162.

25 Гыйльман Г. Осталык: Роберт Миннуллин // Энкэйнец ак чэчлэре: шигырьлэр жыентыгы. -Казан, 1986; Гыйльман Г. Заман суз сорый. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1991. - Б. 121-133; Гыйльман Г. Шагыйрьнец моцлы чагы // Талбишек. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1995. - Б. 5-9.

26 Валеев М. Татарская детская литература и детская книга конца XX века (1980-2000 г.): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2004.; Вэлиев М. Гамэл дэфтэре: эдэбият Ьэм тормыш турында уйланулар. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2003. - Б. 295-304; Вэлиев М. Роберт Миннуллин мэктэбе Ьэм татар мэктэбенен Роберт Мицнуллины // Хэзерге татар эдэбияты Ьэм Роберт Миннуллин. - Казан, 2008. - Б. 74-78.

27 Мостафин Р. Ихласлык: Роберт Мицнуллин ижаты турында уйланулар // Ватаным Татарстан. -2002. - 16 авг.; Мостафин Р. Р. Миннуллин. Айньщ татлы яктысы. - Казан: Рухият, 2002. - Б. 3; Мостафин Р. Достоинство поэта... // Татарстан. - 2005. - № 2. - С. 66.

28 Рахмани Р. Талантлар ничэ терле?.. //Миннуллин P.M. Эсэрлэр: 7 томда: Т. 1. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2007. - Б. 8 - 52.

29 Сарчин Р. Лирика Роберта Миннуллина. - Казань: «Магариф-Вакыт», 2012.- 192 с.

30 Сэхапов Э. Сабыйлыкны онытмагыз! // Идел. - 1985. - № 17. - Б. 59; Сэхапов Э. Алтын тамырлар. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1990. - Б. 148; Сахапов А. Помнить о детях // Детская литература. 1989. - № 2. - С. 20.

31 Урманчеев Ф. Роберт Мицнуллин: шигъри осталык серлэре. - Казан: Мэгариф, 2005. - 335 б.

32

Хисамов Н. Нинди гамьнэр шагыйрь куцелендэ? Татар шагыйрьлэре: монографик мэкалэлэр, ижат портретлары Ьэм этюдлар. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2012. - Б. 224.

33 Шэрипов Э.М. Р. Мицнуллин шигырьлэренец сэнгатьчэ эшлэнеше («Уфа-Казан юллары» жыентыгы мисалында) // Хэзерге татар эдэбияты Ьэм Роберт Мицнуллин. - Казан, 2008. - Б. 47-58.

34 Юзиев Н. Шигърияттэ уз йезе бар // Казан утлары. - 1983. -№ 6. - Б. 167.

35 Ф. Яхин. Р. Мицнуллин лирикасында «эстетик денья сурэте» // Хэзерге татар эдэбияты Ьэм Роберт Мицнуллин. - Казан, 2008. - Б 23-30.

36 Гафурова Ф.А. Лингвистическая поэтика татарской детской поэзии: на примере творчества Ш. Галиева, Р. Валиевой, Р. Миннуллина: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Казань, 2006. -

22 е.; Шаяхметова Л.Х. Концепт «Ут» и его отражение в лирике Р. Миннуллина: Автореф.....

канд. филол. наук. - Казань, 2007. - 22с.; Хамитова Л.М. Поэтический ономастикон в татарских детских стихотворениях (на материале художественных текстов Ш. Галиева и Р. Миннуллина): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Елабу�