автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Типы и функции новообразований в поэзии эгофутуристов

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Фомина, Людмила Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Диссертация по филологии на тему 'Типы и функции новообразований в поэзии эгофутуристов'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Фомина, Людмила Николаевна

Введение

Глава 1. Общие проблемы изучения индивидуально-авторских новообразований

1.1. Проблемы выделения индивидуально-авторских новообразований

1.2. Окказиональные и потенциальные слова 25 Выводы

Глава 2. Способы создания новообразований в творчестве эгофутуристов

2.1. Круг мотивирующих слов индивидуально-авторских новообразований эгофутуристов

2.2. Типы мотивации новообразований эгофутуристов

2.3. Способы образования потенциальных и окказиональных слов эгофутуристов

2.4. Морфонологические явления в структуре новообразований 70 Выводы

Глава 3. Комплексные словообразовательные единицы в поэзии эгофутуристов

3.1. Словообразовательные типы, включающие новообразования эгофутуристов

3.2. Функционирование словообразовательных гнезд в текстах эгофутуристов

Выводы

Глава 4. Семантика новообразований в произведениях эгофутуристов 115 4.1. Семантическая классификация новообразований

Эгофутуристов

Выводы

Глава 5. Функции индивидуально-авторских новообразований в текстах эгофутуристов

5.1. Способы ввода индивидуально-авторских новообразований в контекст

5.2. Функции новообразований в произведениях эгофутуристов

5.3. Функция создания художественного образа

5.4. Функция языковой игры 163 Выводы 169 Заключение 172 Библиография 181 Глоссарий (Словарь новообразований эгофутуристов)

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по филологии, Фомина, Людмила Николаевна

На рубеже XIX и XX веков в языке художественной литературы шли процессы обновления: разные авторы в зависимости от художественных установок с разной степенью смелости и опоры на традицию обращались к словотворчеству. Создание новых слов в литературе как средство образности известно давно (широкошумные дубравы - Пушкин, громокипящий кубок -Тютчев), но в начале XX века этот прием приобрел такую значимость, что возникла необходимость говорить о словотворчестве не как о частном приеме, а как об отражении особенностей мышления, попытке словесно выразить открывшееся человеку многообразие мира: безграничную непознаваемость мироздания и вместе с тем ее чувственную осязаемость. С течением времени границы этого явления постепенно сужались, но словотворчество сохраняет свою активность и в современной литературе. В чем же заключается жизненность этого явления, каковы причины словотворчества, особенности создания и функционирования новообразований? Ответить на эти и многие другие вопросы пытались многие ученые, анализируя различные новообразования.

В качестве материала подобных лингвистических исследований привлекались прозаические произведения (Виноградова В.Н., Улуханов И.С. Словотворчество В. Набокова // Язык как творчество. - М., 1996. - С. 267-276; Виноградова В.Н. Стилистические функции словообразовательно мотивированных слов в художественной прозе // Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. - М., 1977. - С. 289-335; Кириченко C.B. Функционирование окказиональных сложных прилагательных (ОСП) в произведениях современной советской художественной прозы. - Алма-Ата, 1989), поэтические тексты (Александрова О.И. Поэтическое словотворчество (К проблеме единиц художественной речи). - JL, 1973; Бакина М.И. Отадъек-тивные новообразования в языке современной поэзии. Автореф. дисс.канд. филол. наук. — М., 1973; Загрузная И.Л. Семантическая и словообразовательная структура окказионализмов в поэзии Н.Асеева. Автореф. дисс.канд. филол. наук. — JL, 1980), а также эпистолярное наследие отдельного автора или целой группы поэтов или писателей (Александрова О.И. Окказионализмы в эпистолярном жанре разговорной речи. (Опыт функционального анализа)// Вопросы стилистики. Межвуз. сб. науч. тр. - Саратов: Изд-во Сарат. унта, 1972. - Вып. 5. - С. 17-32; Богданов H.A. Словообразовательная структура речевых новообразований: (На материале писем русских писателей второй половины XIX века). Автореф. дисс.канд. филол. наук. - Алма-Ата, 1979; Жигарева Е.А. Авторские новообразования и их функционирование в письмах А.П.Чехова. Автореф. дисс.канд. филол. наук. - Л., 1983). Особое внимание уделялось изучению новообразований в творчестве поэтов-модернистов (Григорьев В.П. Поэтика слова. На материале русской советской поэзии. — М.: Наука, 1979; Корнеева Т.А. Сложные отадъективные новообразования в языке поэзии русских символистов. - Казань, 2001; Масленников Д.Б. Окказионализмы в футуристической поэзии и особенности их функционирования. Автореф. дисс.канд. филол. наук. - Уфа, 2000), однако ни в одной из названных работ нет детального анализа новообразований эгофутуристов. В центре внимания творчества исследователей оказались преимущественно произведения кубофутуристов (Вл.Маяковского и В.Хлебникова): Винокур Г.О. Маяковский - новатор языка. - М., 1943; Григорьев В.П. Грамматика идиостиля. В.Хлебников. - М.: Наука, 1983; Григорьев В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. - М.: Наука, 1986; Григорьев В.П. Будетлянин. - М., 2000; Перцова H.H. Словарь неологизмов Велимира Хлебникова. - М.: Vien: Hansen-Löve, 1995; Дуганов Р. Ве-лимир Хлебников: Природа творчества. - М., 1990; Паперный 3. О мастерстве Маяковского. - М., 1953; Творчество Маяковского. - М.: Изд-во АН СССР, 1952; Тренин В.В. В мастерской стиха Маяковского. - М.: Советский писатель, 1991 и др.). Исследовались лишь новообразования самого «яркого» представителя эгофутуристов - Игоря Северянина (Виноградова В.Н. Словотворчество (И.Анненский, М.Волошин, И.Северянин) // Очерки истории языка русской поэзии. Образные средства поэтического языка и их трансформация. - М., 1995. - С. 143-177; Коршунова Т.Н. Семантико-деривационная структура и функционирование новообразований в художественных произведениях Игоря Северянина. Дисс. канд филол наук. - Орел, 1999; Никуль-цева В.В. Лексические неологизмы Игоря-Северянина (деривация, значение, употребление). Дисс. канд. филол. наук. - М., 2004). Однако в работе Коршуновой Т.Н. нет анализа слов, мотивирующих новообразования поэта, отсутствует четкое разграничение потенциальных и окказиональных слов в составе новообразований, не представлена их семантическая классификация, а также недостаточно полно изучены функции новообразований в текстах Игоря Северянина. Работа Никульцевой В.В. посвящена анализу суффиксальных новообразований И.Северянина. Слова, созданные другими способами словообразования, автором исследования не рассматриваются.

Между тем следует заметить, что при изучении новообразований пристального внимания заслуживает не только И. Северянин, но и все эгофутуристы. Известно, что отличительной чертой произведений эгофутуристов является именно словотворчество:

Мы живы острым и мгновенным, -Наш избалованный каприз: Быть ледяным, но вдохновенным,

И что ни слово, - то сюрприз. (И.Северянин «Пролог «Эго-футуризм»),

К сожалению, издания эгофутуристов малодоступны, и поэтому исследователям нелегко понять историческое значение этого движения. Эгофутуристы заслуживают пристального внимания уже потому, что именно они ввели в русскую литературу слово «футуризм»: «Именно Северянин первым в России, в 1911 году, назвал себя эгофутуристом, прибавив к этому слову другое - «эго». Получился эгофутуризм («Я - Будущее» или «Я в Будущем»)» (Поэзия русского футуризма 2000, 10-11). Нельзя забывать и того, что для современников футуризм довольно долго означал исключительно эгофутуризм.

Этим объясняется наше обращение к творчеству эгофутуристов при изучении новообразований.

Таким образом, объектом исследования являются индивидуально-авторские новообразования - окказиональные и потенциальные слова, зафиксированные в произведениях эгофутуристов.

Нами проанализировано 650 новообразований (потенциальных и окказиональных слов), выделенных в поэтических текстах эгофутуристов.

Эгофутуризм как литературное направление возник в октябре 1911 года. В Петербурге был образован кружок «Ego», в который, кроме Северянина, вошли Константин Олимпов (Константин Константинович Фофанов), Грааль-Апрельский (Степан Степанович Петров), Георгий Иванов. В январе 1912 года кружок был «преобразован» в «Академию Эгопоэзии», расширившую свой состав: к эгофутуристам примкнули Павел Широков, Павел Коко-рин и Иван Оредеж (Иван Созонтович Лукаш).

Вскоре группа поэтов-эгофутуристов выпустила свой манифест. Но еще до выхода манифеста, в ноябре 1911 г., Северянин в одностороннем порядке провозгласил свою принадлежность к эгофутуризму: в сборник «Ручьи в лилиях» (СПб., 1911) было включено стихотворение «Рядовые люди» с подзаголовком «Из цикла «Эго-футуризм», а в ноябре 1911 года в Петербурге тиражом 100 экземпляров под издательской маркой «Ego» вышла «тридцать вторая» (как было указано на обложке) брошюра «Пролог «Эгофутуризм»: Поэза-грандиоз», которая, в общем, не была отмечена критикой.

К тому времени имя Северянина было известно не столько по его многочисленным брошюрам, сколько по отрицательной оценке Л.Н.Толстым стихотворения «Хабанера».

Свою деятельность группа «Ego» начала в январе 1912 г. с выпуска листовки, в которой объявлялась «программа» «Академии Эгопоэзии» (впоследствии ее стали называть «Скрижалями»). «Предтечами» эгофутуризма были объявлены М. Лохвицкая и К.М.Фофанов, провозглашались следующие «скрижали»:

I. Восславление Эгоизма:

1. Единица - Эгоизм.

2. Божество - Единица.

3. Человек - дробь Бога.

4. Рождение - отдробление от Вечности.

5. Жизнь - дробь вне Вечности.

6. Смерть - Воздробление.

7. Человек - Эгоист.

II. Интуиция. Теософия.

III. Мысль до безумия: безумие индивидуально.

IV. Призма стиля - реставрация спектра мысли.

V. Душа - Истина.

Один из исследователей модернистских течений в русской литературе, В.Ф.Марков, рассматривая эту «листовку», отмечает: «Фактически манифест является декларацией безграничного индивидуализма» (Марков 2000, 61), и в доказательство своей правоты приводит слова В.Брюсова: «В «Скрижалях» вряд ли можно найти новое слово» (там же).

Практически никому не известными в это время были имена остальных эгофутуристов, хотя еще в 1911 г. Грааль-Апрельский издает книгу «Голубой ажур», оставшуюся не замеченной ни критикой, ни читателями.

И.Игнатьев до встречи с И.Северяниным писал критические статьи о театре и литературе и печатал их в десятке газет и журналов. В 1912 г. он собрал свои статьи в книгу «Около театра» (воспоминания о молодом Чехове, юмористические наброски, пародии, стихи) и опубликовал ее. И.Игнатьев оказался предприимчивым человеком и талантливым организатором. Так, сотрудничая в газетах «Нижегородец» (1911-1913 гг.) и «Дачница» (1912 г.), Игнатьев способствовал появлению на страницах этих газет произведений практически всех эгофутуристов; для некоторых из них это был дебют в литературе. В 1912 г. Игнатьев организовал издательство «Петербургский глашатай», под маркой которого вышло в свет большинство эгофутуристиче-ских «эдиций»; тогда же начинает издаваться одноименная газета, содержащая статьи об искусстве и рецензии на книжные новинки и театральные спектакли.

В сентябре 1912 г. И.Северянин под маркой издательства «Ego» опубликовал уточненную и дополненную «программу» эгофутуристов, подписанную лишь им. Это была вторая листовка эгофутуристов. В «Доктринах» Северянин объявил «признание Эгобога (Объединение двух контрастов)» и «обрет вселенской души (Всеоправдание)». Многие литературоведы и исследователи творчества футуристов считают, что в стихах Северянина «самоутверждение через «эго» осуществляется прямее и эффективнее» (Поэзия русского футуризма, 12). В доказательство приводятся строки из стихотворений И.Северянина и К.Олимпова: «Я прогремел на всю Россию, / Как оскандаленный герой!», «Я покорил литературу!» и т.д. Приведем полностью текст «Доктрин», вызывавших и продолжающих вызывать споры критиков и ученых. Именно «Доктрины» послужили впоследствии одной из причин разрыва И.Северянина с эгофутуристами.

Интуитивная школа «ВСЕЛЕНСКИЙ Эго-ФУТУРИЗМ» (Грядущее осознание жизни и искусства).

Основана Игорем-Северянином в ноябре 1911 г., изданием его пролога «Эго-Футуризм».

Доктрины: Ego

Признание Эгобога (Объединение двух контрастов).

Обрет вселенской души (Всеоправдание).

Восславление Эгоизма, как своей индивидуальной сущности.

Беспредельность искусствовых и духовных изысканий.

Каждый искусствовик или мыслитель, солидарный в доктринах с основателем, есть Эго-футурист.

Эго-Футуризм не имеет ничего общего с футуризмом Итало

Французским: 1) иностранные футуристы осмертили местоимение «я»,

2) они не знают всеоправдания.

Игорь-Северянин

1912

Через месяц после опубликования «Доктрин» в группе эгофутуристов разразился скандал, вызванный соперничеством И.Северянина и К.Олимпова. Борьба за право считаться основателем эгофутуризма вызвала кризис в группе эгофутуристов. В октябре 1912 года редакции многих петербургских газет получили «листок» протеста, подписанный К.Олимповым, который заявил о том, что он был соавтором «Скрижалей» и изобрел марку издательства «Ego» (треугольник с вписанными в него латинскими буквами названием издательства), и фактически обвинил Северянина в плагиате. Олим-пов утверждал, что идеи «Доктрин» заимствованы Северяниным из его интервью об эгофутуризме, опубликованного в одной местной газете. На это Северянин ответил открытым письмом, в котором назвал Олимпова клеветником и тут же великодушно простил его. «Находя миссию моего эгофутуризма выполненной, — продолжал он, — я желаю быть одиноким, считаю себя только поэтом и этому я солнечно рад. Моя интуитивная школа «Вселенский эго-футуризм» - путь к самоутверждению. В этом смысле она бессмертна» (Игнатьев 1913, 6).

Олимпов ответил Северянину еще одним письмом, озаглавленным «Декларация», где повторил свои обвинения в плагиате. Финалом разрыва Северянина с эгофутуризмом стало его открытое письмо в редакцию «Биржевых ведомостей» и издание в ноябре 1912 г. брошюры № 35 «Эпилог. Эгофутуризм». На этом завершается первый период русского эгофутуризма, в котором Северянин сыграл важнейшую роль. Движение продолжало существовать, меняться и развиваться, но теперь во главе его стоял Игнатьев, и потому отождествлять весь эгофутуризм с Северяниным неверно.

И.Игнатьев создал на руинах «Академии Эгопоэзии» объединение «Интуитивная Ассоциация Эго-футуризм». Ареопаг «Интуитивной ассоциации» составили И.Игнатьев, П.Широков, В.Гнедов, Д.Крючков. Основные положения «Ассоциации.» были зафиксированы в «Грамате Интуитивной Ассоциации «Эгофутуризм»:

I. Эго-футуризм — непрестанное устремление каждого Эгоиста к достижению возможностей Будущего в Настоящем.

II. Эгоизм - индивидуализация, осознание, преклонение и восхваление

Я».

III. Человек - сущность.

Божество - Тень Человека в Зеркале Вселенной.

Бог - Природа.

Природа - Гипноз.

Эгоист - Интуит.

Интуит - Медиум.

IV. Созидание Ритма и Слова.

9 января 1913 г.

Говоря о теоретической программе эгофутуристов, обо всех трех листовках, выпущенных ими, исследователи и критики отмечают такие качества их теоретических установок и деклараций, как отсутствие новизны, а иногда даже полную беспомощность и фактически отсутствие программы как таковой. Так, Б.Лившиц пишет: «Когда и эгофутуристам пришлось как-то формулировать свою программу, они оказались неспособны на это: во всех выпущенных ими маловразумительных декларациях, «скрижалях», «хартиях», «граматах», «прологах» и «эпилогах» нельзя было при всем желании нащупать хотя бы одну четкую, до конца продуманную мысль» (Лившиц 1989, 367-368).

Сам Игнатьев усматривал начало нового этапа эгофутуризма в четвертом альманахе «Дары Адонису», вышедшем в начале 1913 г. с подзаголовком «Эдиция ассоциации эгофутуристов, IV».

Поворот в ориентации эгофутуризма стал очевидным с выходом пятого альманаха «Засахаре кры» (1913, осень). Его название призвано было не только эпатировать читателей, но и доказать способность авторов альманаха к словесному эксперименту. Здесь напечатана статья Игнатьева «Эго-футуризм», в которой он пытается по-новому сформулировать идеологию течения. В этой статье Игнатьев объявляет культуру исконным врагом личности, поскольку она уничтожает в личности ее нетленную составляющую. Эту истину осознали Ж.-Ж. Руссо, Ф.Ницше, А.Герцен, М.Горький, Л.Толстой. В конце статьи Игнатьев приходит к выводу: христианство было религией рабов, протестом против римской цивилизации, социализм - религия труда и капитала, а эгоизм - религия рабов «духовного крепостничества», культуры, города. В статье Игнатьев развенчивает урбанизм - важнейшую составляющую эгофутуристической эстетики. Завершается статья довольно неожиданно: экскурсом в историю эгофутуризма, фактически в историю разрыва Северянина с группой. Игнатьев обвиняет Северянина в самовосхвалении, непоследовательности, в том, что движение не получило от Северянина ничего, кроме слова «эго-футуризм», смысл которого он и сам не мог определить. Роль Северянина в истории эгофутуризма не отрицается, но фактически сводится к роли «яблока», приведшего Ньютона к открытию.

Второй период эгофутуризма является достаточно ярким и плодотворным. Кроме вышеназванных альманахов «Дары Адонису» и «Засахаре кры» издаются книги В.Гнедова «Гостинец сентиментам», «Смерть искусству». В 1914 г. выходит в свет «Книга Великих» П.Широкова и В.Гнедова, альманах «Бей (но выслушай)!», альманахи № 7 и № 8 «Всегдай» и «Небокопы». Девятое (и последнее) совместное издание петербургских эгофутуристов - альманах «Развороченные черепа» - вышло в 1913 г.

В 1913 г. К.Олимпов под маркой «Петербургского глашатая» издал книгу «Жонглеры-нервы». В последующих книгах Олимпова исследователи отмечают прогрессирующую манию величия поэта. Его произведения наполнены самовосхвалением, космическими видениями, гиперболами. Примером может служить «Феноменальная Гениальная Поэма Теоман Великого Мирового Поэта К.Олимпова», в которой эволюция жизни во Вселенной определяется стремлением к идеалу, а идеалом провозглашается сам Олимпов. Поэма была опубликована в 1915 г. и немедленно конфискована, вероятно, потому, что автор отождествлял себя с Богом. В 1922 г. последние отголоски влияния эгофутуризма в поэзии Олимпова исчезают, а его имя покидает литературный горизонт.

Третий период эгофутуризма связан с альманахом «Очарованный странник» (осень 1913 г.). Альманах предполагалось выпускать ежемесячно, но вскоре он стал выходить раз в квартал. Последний выпуск (№ 10) появился в марте 1916 г. Начиная с пятого выпуска на его обложке значилось: «Издательство эго-футуристов».

Эгофутуризм исчез на литературном небосклоне так же неожиданно, как и возник. 20 января 1914 г., на следующий день после свадьбы, Игнатьев бросился на жену с бритвой в руках и после того, как она вырвалась, перерезал горло себе. После смерти Игнатьева группа распалась, и эгофутуризм фактически прекратил свое существование, хотя некоторые члены группы продолжали публикации своих стихов в альманахе «Очарованный странник».

Заслуживает отдельного внимания творческая судьба самого яркого представителя эгофутуристов - Игоря Северянина. После разрыва с эгофутуристами И.Северянин сближается с другими литературными кругами, в частности с символистами и акмеистами.

Вышедший в марте 1913 года с предисловием Ф.Сологуба сборник «Громокипящий кубок» - лучшая книга Северянина, «книга истинной поэзии», по словам Брюсова (Брюсов 1990, 496), - сделал имя его автора необычайно популярным. Северянин много печатается в периодике, издает и переиздает свои книги огромными по тем временам тиражами («Громокипящий кубок» за два года был переиздан семь раз), его «поэзы» даже экранизируются. Северянин находится в центре внимания критики, диапазон оценок его творчества необычайно широк - от самых уничижительных характеристик до безудержных восхвалений. Но все критики сходились в том, что творчество Северянина самобытно, своеобразно, что он нашел свою тему, свой голос, свою манеру исполнения стихов перед публикой (Северянин исполнял их нараспев). Его поэзию ценили А.Блок, В.Маяковский, Н.Гумилев, В.Ходасевич, К.Бальмонт.

Осенью 1913 года состоялся непродолжительный альянс Северянина с кубофутуристами. Было проведено несколько совместных выступлений, Северянин принимал участие в сборнике «Рыкающий Парнас» (СПб., 1914) и даже подписал декларацию «Идите к черту», открывающую этот сборник, -самый резкий по тону футуристический манифест. Однако зимой 1914 года во время турне футуристов по югу России между Северяниным и Маяковским произошла размолвка, и от дальнейшего сотрудничества с кубофутуристами основоположник эгофутуризма отказался.

Книги Северянина, выходившие после «Громокипящего кубка», продолжали пользоваться читательским спросом, но популярности предыдущего сборника стихов не достигали. В 1916 году вышел сборник критических статей, посвященный творчеству Северянина.

Несмотря на то, что пик популярности поэта остался позади, 27 февраля 1918 года на выборах «Короля поэтов» в Политехническом музее И.Северянин одержал победу (вторым оказался Маяковский).

В том же году Северянин переехал из Петрограда в эстонский поселок Эст-Тойла на побережье Балтийского моря и в 1919 году в результате провозглашения независимости Эстонской республики оказался за пределами России. Его стихи в Советской России не печатались, а имя Северянина оказалось надолго забытым публикой.

Таким образом, эгофутуризм как литературное направление отличается неоднородностью: поэты, входившие в это направление, были слишком разными, придерживались различных эстетических идеалов и установок, подчас по-разному понимали цели поэзии, но все они стремились к одному - эпатировать публику, создать что-то новое, необычное, оригинальное. Именно в этом, по мнению эгофутуристов, заключается предназначение поэзии, именно поэтому эгофутуристы так активно пользовались возможностями, заложенными в системе языка, создавая новые слова.

Для всех поэтов-эгофутуристов характерно внимание к личности, к собственному «Я», а также к творческой реализации этого «Я». Эгофутуристов объединяет также внимание к интуиции человека, установка на раскрытие внутреннего мира, духовных ценностей и эмоциональных переживаний лирического героя. С точки зрения эгофутуристов, узуальных слов подчас бывает недостаточно для выражения всех оттенков мыслей и чувств, поэтому они прибегают к словотворчеству.

Таким образом, цель диссертационного исследования - анализ новообразований эгофутуристов в структурном и функционально-стилистическом аспектах.

Эта цель определила основные задачи исследования:

1) определение критериев разграничения потенциальных и окказиональных слов применительно к индивидуально-авторским новообразованиям эгофутуристов;

2) рассмотрение мотивационных отношений новообразований;

3) анализ словообразовательных особенностей неузуальной лексики эгофутуристов;

4) выявление наиболее продуктивных словообразовательных типов, к которым относятся новообразования;

5) разработка семантической классификации новообразований эгофутуристов;

6) выявление основных способов ввода индивидуально-авторских новообразований в контекст;

7) анализ функционирования новообразований в поэтических произведениях эгофутуристов;

8) определение основных функций новообразований;

9) выявление общих для всех эгофутуристов образований и индивидуальных новообразований.

Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования: общенаучные (описательный, статистический, сопоставительный) и частный лингвистический (метод компонентного анализа).

Актуальность работы определяется значимостью данного исследования для разработки общей теории неологии, а также для всестороннего изучения поэтического языка XX века.

Новизна исследования определяется тем, что в настоящее время нет монографических фундаментальных работ по теме исследования; данный материал еще не был объектом специального изучения лингвистов, новообразования большинства эгофутуристов не рассматривались (проанализированы только новообразования И.Северянина, но лишь частично).

Материал исследования: к анализу привлекаются произведения эгофутуристов, написанные авторами в период с октября 1911 г. по январь 1914 г. включительно (Гнедов В. Гостинец сентиментам. - П., 1913; Гнедов В. Смерть искусству. - П., 1913; Гнедов В., Широков П. Книга великих. - П., 1914; Иванов Г. Отплытие на остров Цитеру. - П., 1912; Иванов Г. Горница. -П., 1914; Игнатьев И. Около театра. - П., 1912; Крючков Д. Падун немолчный. - П., 1913; Крючков Д. Цветы ледяные. - П., 1914; Олимпов К. Жонглеры-нервы. - П., 1913; Широков П. В и ВНЬ. - П., 1913); а также стихотворения названных авторов, извлеченные из следующих эгофутуристических изданий: Дары Адонису. - П., 1913; Оранжевая урна. - СПб., 1912; Орлы над пропастью. - П., 1912; Очарованный странник. №№ 1 - 10. - П., 1913-1916; Развороченные черепа. - П., 1913; Стеклянные цепи. - П., 1912. Исключение составляют стихотворения И.Северянина: к анализу привлекаются все его поэтические тексты, вошедшие в книгу И.Северянин. Стихотворения. - М., 2000.

Теоретическая значимость. Результаты исследования важны для описания окказиональных способов русского словообразования, уточнения их классификации, определения основных тенденций развития 1) русского словообразования в целом, 2) поэтического словотворчества, 3) поэтической речи первой половины XX века.

Практическая ценность. Материалы исследования могут быть использованы: а) в лексикографической практике (при составлении словаря индивидуально-авторских новообразований), б) при изучении курса «Словообразование» в вузе и школе, в) при разработке спецкурсов и спецсеминаров, посвященных изучению потенциальных и окказиональных слов, стилистике художественной речи.

Структура исследования: работа состоит из введения, в котором определяются цели и задачи работы, называется материал исследования, его теоретическая и практическая значимость, а также характеризуется эгофутуризм как особое литературное направление, пяти глав, заключения, библиографии и приложения. Первая глава «Общие проблемы изучения индивидуально-авторских новообразований» содержит два параграфа, в которых рассматривается история изучения и выделения индивидуально-авторских новообразований, а также подробно рассматривается специфика окказиональных и потенциальных слов. Вторая глава «Способы создания новообразований в творчестве эгофутуристов» включает четыре параграфа, в которых анализируются особенности мотивирующих слов индивидуально-авторских новообразований эгофутуристов, типы мотивации новообразований, способы создания потенциальных и окказиональных слов эгофутуристов, а также устанавливаются морфонологические явления в структуре новообразований. Третья глава «Комплексные словообразовательные единицы в поэзии эгофутуристов» содержит два параграфа. В этой главе рассматриваются словообразовательные типы, включающие новообразования эгофутуристов, и функционирование словообразовательных гнезд в текстах эгофутуристов. В четвертой главе дается семантическая классификация новообразований эгофутуристов. Пятая глава «Функционирование индивидуально-авторских новообразований в текстах эгофутуристов» содержит четыре параграфа. В этой главе определяются способы ввода индивидуально-авторских новообразований эгофутуристов в контекст, а также анализируются функции новообразований в произведениях эгофутуристов, причем отдельно рассматриваются функция создания художественного образа и функция языковой игры. В Заключении подводятся итоги исследования.

В Приложении представлен Глоссарий (словарь индивидуально-авторских новообразований эгофутуристов в алфавитном порядке).

Апробация работы: основные результаты исследования докладывались и обсуждались на аспирантском объединении кафедры русского языка МПГУ.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Типы и функции новообразований в поэзии эгофутуристов"

ВЫВОДЫ

В данной главе рассмотрены особенности функционирования индивидуально-авторских новообразований эгофутуристов в их поэтических произведениях: способы ввода новообразований в контекст произведения, функции новообразований, причем особого внимания заслуживают новообразования, выполняющие функцию создания художественного образа и функцию языковой игры, в том числе и каламбура.

Эгофутуристы используют различные приемы и способы введения индивидуально-авторских новообразований в контекст произведения. Чаще всего мотивирующее слово (основа) новообразования включается в контекст произведения: .И бесстенье свободы средь стен. (Северянин); также достаточно последовательно эгофутуристами используется прием сопоставления индивидуально-авторских новообразований с одноструктурными узуальными производными словами: Как безответно! Как безвопросно\ (Северянин); нередко в произведении того или иного автора-эгофутуриста рядом с новообразованием можно встретить узуальное слово - синоним или антоним новообразования: Вокруг - талантливые трусы/ И обнаглевшая бездарь (Северянин); Покачнетесь Вы влево, - / Королев Королева,/ Властёлинша планеты голубых антилоп. (Северянин).

В произведениях эгофутуристов индивидуально-авторские новообразования выполняют общие функции, характерные для всех слов русского языка: собственно номинативную (нимфея, грезэрка, озерзамок - новообразования Северянина), конструктивную {грезность, знойность, гоньба - новообразования Северянина, миражность, шумность - новообразования Крючкова), компрессивную (Корабли оякорили бухты. (Северянин), экспрессивную (Огонь, природоцап,/ Высовывай язык! (Северянин), стилистическую (Но медлит сон — чародарящий маг (Крючков), а также частные: интертекстуальную (О ты, Миррэлия моя! - /Полустрана, полувиденье! (Северянин), функцию создания художественного образа (новообразования-метафоры, новообразования-эпитеты, новообразования-оксюмороны), функцию языковой игры.

Метафоричность новообразований эгофутуристов возникает двумя способами: 1) метафоричность их определяется семантикой производящих слов (Как золотела зелень! - Северянин); 2) метафорическое значение новообразований формируется в деривационном акте создания нового слова (Был лес одет зелено и бархател луч пестро. - Широков). Большая часть новообразований-метафор относится ко второй группе.

Новообразования эгофутуристов часто используются как средство олицетворения. Так, неодушевленным предметам могут приписываться части тела, органы, которыми обладают человек и животные (Остановись у криволапой липы. — Северянин; И лампады огонь желток. — Крючков).

Новообразования эгофутуристов выступают также в роли эпитетов, которые характеризуют человека (Плюс Судейкин бездарно-свекольный. - Игнатьев; .Не жаль себя, бутончатой и кроткой? - Северянин), его настроение, эмоции (К сердцу радость льнет слад ко-э/сгу чая. - Кокорин), внешность, детали внешности или отличительные особенности человека (Страшитесь и дев апатичных / С улыбкой безлучно-сталъной- Северянин), а также явления природы и наименования предметов окружающей среды (Воздух лазурно-крылат! - Северянин), акт речи, своеобразие речевых произведений и мыслей (Мой стих серебряно-брильянтовый / Живителен, как кислород. -Северянин), конкретные предметы и вещи (Видишь, Рок нам на чресла повесил / Пояса из улыбчатых лилий. - Крючков).

Кроме того, в текстах эгофутуристов нами зафиксированы новообразования-оксюмороны: Кто ядовит и нежно-груб (Северянин); .И ночи плам-но-ледяные. (Северянин) и т.д., передающие неоднозначное отношение к изображаемому, показывающие противоречивость какого-либо явления, а также отражающие различные, подчас противоречивые, свойства и признаки предмета и неоднозначное отношение лирического героя к нему: .В платье радостно-лсалком, как грошовый цветок. (Северянин).

Новообразования эгофутуристов выступают как средство языковой игры и, в частности, такого ее вида, как каламбур.

Языковая игра на словообразовательном уровне возникает путем нарушения и обыгрывания словообразовательных моделей; она заключается в «несоблюдении правил сочетаемости основ со словообразующими аффиксами, в сочетании того, что по разным причинам признается узуальным словообразованием несочетаемым» (Санников 2002, 146). Прежде всего это проявляется в окказиональных образованиях эгофутуристов: солнечник (Северянин), клавишить (Северянин), ребенкость (Северянин) и т.д. В данных новообразованиях наблюдается намеренно допускаемая языковая неправильность, осознаваемая говорящими (авторами произведений) и слушателями (читателями).

Функцию языковой игры выполняют и другие окказионализмы: шаплет-кчя-фетропорт (Северянин), уверхаю (Гнедов) и т.д.

Новообразования эгофутуристов часто участвуют в создании каламбура. Каламбурные новообразования эгофутуристов могут быть основаны на смысловом объединении в одном контексте либо 1) паронимов (В хитоны солнца возоблекись, Балькис! - Северянин), либо 2) омонимов (Любовью сердца не онегена / И не любя совсем Онегина, / Довольна партией своей. -Северянин), либо 3) антонимов (Я безвопросеп: вы безответны. - Северянин).

Каламбур акцентирует внимание читателя на том или ином предмете, явлении, пробуждает рефлексию читателя, а также может являться средством характеристики персонажа. Кроме того, каламбур создает комизм за счет дискредитации описываемого, помогает развлечь себя и своего собеседника, способствует лучшему овладению языком, обогащению речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русскому футуризму и его отдельным представителям посвящено достаточно много исследовательских и критических работ. Вместе с тем на сегодняшний день трудно назвать другое поэтическое течение в русской литературе XX века, которое подверглось бы такому же противоречивому и переменчивому освещению, как футуризм. Это связано с тем, что рассматриваемое явление характеризуется сложностью и некоторой запутанностью, не поддается однозначным трактовкам и определениям.

Эгофутуризм, как и другие футуристические течения, отличался творческой неоднородностью и неоднозначностью. Эгофутуристы, как и другие футуристы, претендовали на роль первооткрывателей. Они пытались создать новую поэзию, отвечающую требованиям современности, и с этой целью использовали различные приемы, в том числе и словотворчество.

Проблема отношения к слову и проблема содержательности формы породили в начале века острые теоретические и поэтические споры. Эгофутуристы стремились подчеркнуть материальную, заземленную сущность слова; само слово они сравнивали с вещью, которую можно препарировать, видоизменить. Только в таком случае, по их мнению, слово становилось "самоценным" и "самовитым", действительно живым.

В 1914 г. вышла книга В.Шкловского "Воскрешение слова", в которой автор высказал свое отношение к лингвистическим экспериментам эгофутуристов: "Их поэтические приемы - приемы общего языкового мышления, только вводимые ими в поэзию" (цит. по Шкловский 1990, 42).

Рассмотрению словотворчества как важнейшего признака эгофутуризма посвящено данное научное исследование.

Среди новообразований эгофутуристов различаются потенциальные и окказиональные слова. Потенциальные слова - новообразования, которые произведены (но еще не закреплены традицией словоупотребления) или могут быть произведены по образцу слов высокопродуктивных словообразовательных типов (мартный, лимонолистпый - Северянин; доэ/сдить - Крючков), окказиональные слова — слова, образованные по непродуктивным типам, а также слова, при образовании которых нарушены законы, действующие в системе словопроизводства (ребенкость, шаплетка - Северянин, го-пот - Гнедов и др.). В текстах эгофутуристов окказиональных слов значительно меньше, чем потенциальных. Таким образом, среди новообразований эгофутуристов преобладают слова, созданные по высокопродуктивным словообразовательным моделям.

Широтой и разнообразием отличается круг мотивирующих слов индивидуально-авторских новообразований эгофутуристов.

В процесс создания неузуальных слов авторы вовлекают различную по происхоадению лексику: собственно русские слова (общеслав. смех - ус-мейный (Крючков), солнце — солнчить, осолнечен (Северянин); старославянизмы (фимиам - офимиамен (Олимпов), но гораздо чаще производящей базой для создания новообразований служат заимствованные слова. Особенно распространены заимствования из французского языка, например, la fleur (цветок) - офлеря, розофлер (Северянин), нюанс — нюансировать (Олимпов), demimonde (полусвет) - демимонденка (женщина полусвета) (Северянин). Кроме того, в процесс создания новообразования иногда вовлекаются слова из разных языков: моно-таксо (Игнатьев) < моно (лат. «один») и искаженное такси (франц.), аэро-кеб (Игнатьев) < аэро (греч. «воздух») и кеб (англ. «экипаж») и др.

При создании новообразований эгофутуристы используют лексику различных тематических сфер. Необходимо отметить абсолютное преобладание трех групп: 1) лексики, обозначающей качества, черты характера и внутреннее состояние человека (печалетъ (Северянин) < печальный); 2) слов, называющих мифологические существа (лесофея (Северянин, Широков) < лес + фея); 3) лексики, называющей явления природы (зарничить (Олимпов) < зарница); причем лексика последней группы часто используется эгофутуристами в переносном значении: Я опьянел грозово, Все на пути пьяня (И.Северянин).

Как известно, производное и производящее слова связаны отношениями словообразовательной мотивированности. Для новообразований эгофутуристов характерны метафорическая и полная прямая мотивированность. Метафорически мотивированными новообразованиями являются слова разных частей речи: имена существительные (бичелучье, зеркалозеро (Северянин), весьма значительное количество глаголов (бриллиантится (роса) (Северянин - «сверкает на солнце, как бриллиант»; наречия и слова категории состояния (майно (Северянин) - «как в мае»; (было) тундрово (Северянин) -«холодно и неуютно, как в тундре». Полной прямой мотивированностью обладает ряд существительных со значением лица (прославитель — «тот, кто прославляет» (Северянин); ряд относительных прилагательных (угрозный (небосклон) — «небосклон, обладающий угрозой» (Северянин), глаголов (по-пулярить (Северянин) - «делать популярным»). К этой же группе можно отнести некоторые сложные имена существительные, имена прилагательные и причастия: альпорозы - «розы Альп» (Северянин), златокудрая - «с золотыми кудрями» (Северянин), чародарящий (Крючков) - «дарящий чары» и др.

Индивидуально-авторские новообразования эгофутуристов создаются как узуальными, так и окказиональными способами словообразования.

Среди чистых узуальных способов словообразования наиболее продуктивными являются суффиксация и сложение. При помощи суффиксов активно образуются слова различных частей речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы и наречия. Наиболее частотными при создании потенциальных имен существительных являются суффиксы -ость (например, улыбность — Северянин, прямость - Северянин). Достаточно последовательно при создании новообразований используются также суффиксы -И.Ь и ".)'" (безлюдие - Олимпов), влюбленъе - Олимпов), а также суффиксы с семантикой лица: -ник-, -тель, -ец и др., обладающие в русском литературном языке высокой продуктивностью (чарник - Северянин, окрылитель -Северянин, вселенец - Широков, непогрешимец - Олимпов). Кроме того, высокопродуктивной в текстах эгофутуристов является нулевая суффиксация (проруб - Игнатьев, матовъ — Олимпов, лунь, воль, фиоль, сонь - Северянин).

При образовании имен прилагательных наиболее продуктивными в произведениях эгофутуристов являются суффиксы -н- (моторное - Северянин), -ов- (ев) (мимозовая - Северянин, Широков) и -чат- (свирельчатый, стрельчатый — Северянин).

При образовании глаголов эгофутуристы регулярно используют суффиксы -и(ть) и -е(ть): дождить - Крючков, снежеть - Северянин.

При создании наречий и слов категории состояния последовательно используется продуктивный суффикс -о (херувимчато - Крючков).

Большое количество новообразований, особенно прилагательных, создано сложением (.пуноструна, бально-больной, убого-милый, лазурно-крылатый — Северянин, дерзко-смелый - Игнатьев, молитвенно-шумный — Оредеж и

ДР-)

Среди смешанных узуальных способов словообразования наиболее продуктивным являются префиксально-суффиксальный способ (им образованы более 90 новообразований, причем активнее всего префиксально-суффиксальным способом создаются глаголы при помощи префикса о- суффикса -и(ть) (например, отрелитъ - Широков) и сложение основ с одновременной суффиксацией (например, звездоносная — Крючков).

Чистые окказиональные способы словообразования представлены скорнением (междусловным наложением и контаминацией): чужеводец (Северянин), шаплетка (Северянин), гопот (Олимпов) и др. Достаточно последовательно используется создание производных с нарушением условий образования по той или иной модели (ребенкость - Северянин).

Потенциальные новообразования эгофутуристов группируются нами в словообразовательные типы, продуктивные для русского литературного языка первой половины XX века. Анализ данных словообразовательных типов позволил предположить, что образование неузуальной лексики эгофутуристов находится в русле активных словообразовательных процессов русского литературного языка первой половины XX века. К этим явлениям можно отнести:

• в области существительных:

1) образование отглагольных существительных с суффиксами -тель, -щик, -ник (чарователъ, чаровалъщик, чарник - Северянин);

2) образование отглагольных существительных с нулевыми суффиксами ((сверк - Крючков);

3) образование существительных от основ прилагательных при помощи суффикса -ость и нулевого суффикса (шумность — Крючков, матовь - Олимпов);

4) образование сложных существительных (бракоцепъ - Северянин);

5) образование суффиксально-сложных существительных (наиболее частотными являются суффиксы -ец и нулевой): солпцестрел -Крючков, идолопоклонец - Северянин;

• в области прилагательных:

1) образование прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов -н- и -ов-: скальный - Крючков, хрусталевый -Широков;

2) образование прилагательных при помощи префикса без-(бес-) и суффикса -н-: безлистный — Северянин;

• 3) образование сложных прилагательных: паутинчато-серый

Крючков;

4) образование суффиксально-сложных прилагательных (наиболее частотными являются суффиксы -н-, -енн- и нулевой): смелоглазый — Олимпов, светловодная — Крючков;

• в области глаголов:

1) образование глаголов от основ существительных при помощи суффиксов -и(ть) и -е(ть): драприть - Северянин, серебретъ — Северянин;

2) образование глаголов при помощи префикса о- и суффикса -и(ть): оякорить — Северянин;

• в области наречий и слов категории состояния:

1) образование наречий и слов категории состояния при помощи суффиксов -о, -е: звучно - Северянин.

Рассмотренные новообразования эгофутуристов входят в состав тех или иных словообразовательных гнезд. Достаточно часто созданные поэтами сло-> ва образуют сильноразвернутые словообразовательные гнезда. В них входят новообразования с вершинами ветер, солнц(е), крыл(о), лун(а) и т.д., обозначающие явления природы, а также с вершинами злат(о), бел(ый), голубей) и т.д., обозначающие цвет, причем последние употребляются в сложных словах. Кроме того, продуктивны новообразования с вершинами грез(ы), чар(ы), фе(я), мираж - и это закономерно: словообразовательные гнезда отражают особенности поэтической картины мира эгофутуристов. Поэты этого направления считали основной задачей поэзии раскрытие внутреннего мира человека, его «Я», изображали нереальный, идеальный мир, поэтому в их текстах так много слов с вершинами грез(ы), чар(ы) и т.д. По мнению эгофутуристов, человек - часть природы (отсюда так много новообразований с вершинами мор(е), солнц(е), ветер и т.д.).

Нами зафиксирован случай изменения существующего в литературном языке слаборазвернутого гнезда в сильноразвернутое: в литературном языке зафиксировано гнездо мирабе - миражный, эгофутуристы дополняют его следующими новообразованиями: миражностъ (Крючков), миражить (Олимпов), омиражитъ (Крючков).

Таким образом, функционирование новообразований в гнездах свидетельствует об их системных связях, раскрывает их, а также является средством характеристики поэтической картины мира эгофутуристов.

Новообразования эгофутуристов объединяются в различные семантические группы. Характерной особенностью всех новообразований является разнообразие их семантики. Так, в сфере существительных можно отметить абсолютное преобладание существительных со значением отвлеченного понятия, среди которых особенно продуктивны новообразования, обозначающие действия {проруб - Игнатьев), состояние {бескрылье - Северянин), а также слова, обозначающие качества, свойства, понятия {нынчесть — Олимпов), и существительных со значением лица, а также слова, обозначающие лиц женского пола: замужница, рыболовка (новообразования Северянина).

В составе рассмотренных новообразований-прилагательных наблюдается абсолютное преобладание качественных и относительных прилагательных, причем среди качественных прилагательных довольно обширные группы составляют новообразования со значением наличия или отсутствия качества, свойства, признака {бархатно-пушистый - Северянин), цвето-световым значением {голубо-блесткий — Северянин), среди относительных - слова со значением отношения к предмету {вечеровый - Северянин), а также со значением отсутствия предмета, признака {бесстебельный — Северянин). Кроме того, в текстах эгофутуристов представлены новообразования-прилагательные переходного характера (качественно-относительные прилагательные): алмазно-струйный - Северянин). Единичными образованиями представлены притяжательные новообразования-прилагательные {девий -Северянин). ? ' • \

Среди новообразований-глаголов отметим преобладание глаголов поведения: стрекозитъся (Олимпов), крокодилитъ (Северянин); достаточно многочисленными также являются группы новообразований-глаголов со значением «становление и выявление признака»: сиреневеть (Северянин) и со значением «начало действия»: заморетъ (Северянин).

Среди рассмотренных наречий и слов категории состояния, образованных эгофутуристами, выделяются две группы: 1) наречия и слова категории состояния со значением «так, как свойственно тому, кто (что) назван(о) мотивирующим словом»: тундрово (Северянин) и 2) наречия с соединительным значением: вечно-радостно (Крючков).

Создание эгофутуристами новообразований ориентировано, с одной стороны, на позицию адресата, с другой стороны, связано с желанием автора выделить новым словом нужные ему оттенки смысла, подчеркнуть личное отношение к называемому, дать свою оценку. С этой целью эгофутуристы используют различные приемы и способы ввода индивидуально-авторских новообразований в контекст произведений.

Чаще всего одновременно с новообразованием в текстах эгофутуристов можно встретить производящее слово или производящую основу новообразования (.Лица, которого бесчертны / Неуловимые черты. - Северянин); также достаточно продуктивен прием сопоставления индивидуально-авторских новообразований с одноструктурными узуальными производными словами в поэтических текстах эгофутуристов (Почему Безначальность страшит / Бесконечность конца? — Игнатьев); нередко в произведении того или иного автора-эгофутуриста рядом с новообразованием можно встретить узуальное слово - синоним или антоним новообразования (Ог{арься, раб! -Северянин), а также однокоренное узуальное слово индивидуально-авторского новообразования (Она безместна и повсеместна. - Северянин).

Все эти способы ввода в их взаимодействии способствуют адекватному восприятию новообразований эгофутуристов.

Анализ материала позволил выделить основные функции индивидуально-авторских новообразований эгофутуристов: как общие (собственно номинативную, конструктивную, компрессивную, экспрессивную, стилистическую), характерные для всех производных слов русского языка, так и частные (интертекстуальную, функцию создания художественного образа, функцию языковой игры).

В текстах эгофутуристов художественно значимы окказиональные образования и потенциальные слова, выступающие в роли изобразительно-выразительных средств. Некоторые из них можно назвать тропеическими, так как они являются средством реализации поэтически преобразованного, тропеического смысла. Среди них можно отметить новообразования-метафоры, новообразования-олицетворения, метафоры-эпитеты, новообразования-оксюмороны.

Метафоричность новообразований эгофутуристов возникает двумя способами: 1) метафоричность их определяется семантикой производящих слов (Как золотела зелень! - Северянин); 2) метафорическое значение новообразований формируется в деривационном акте создания нового слова (Был лес одет зелено и бархател луч пестро. — Широков). Большая часть новообразований-метафор относится именно ко второй группе.

Новообразования эгофутуристов последовательно используются как средство олицетворения: 1) неодушевленным предметам могут приписываться части тела, органы, которыми обладают человек и животные (И лампады огонь желтоок. - Крючков); 2) неодушевленным предметам приписывается способность совершать действия, свойственные человеку (В ледяной, холодной прелести / Сколько скрипа, сколько шелеста! — / Звездоносная река. - Крючков).

Новообразования эгофутуристов выступают и в роли эпитетов, характеризующих человека (Плюс Судейкин бездарно-свекольный. — Игнатьев), его настроение, эмоции (К сердцу радость льнет сладко-жгучая. - Кокорин), внешность, детали внешности или его отличительные особенности (Страшитесь и дев апатичных / С улыбкой безлучно-сталъной.— Северянин), а также явления природы и наименования предметов окружающей среды (Воздух лазурно-крылат! - Северянин), акт речи, своеобразие речевых произведений и мыслей (Мой стих серебряно-брильянтовый / Живителен, как кислород. -Северянин), конкретные предметы и вещи (Видишь, Рок нам на чресла повесил / Пояса из улыбчатых лилий. - Крючков).

Кроме того, для текстов эгофутуристов характерно использование новообразований-оксюморонов: .Кто ядовит и нежно-груб (Северянин), И мысль привычно-необычная (Северянин) и т.д., передающие неоднозначное отношение к изображаемому предмету, показывающие противоречивость какого-либо явления, а также отражающие различные, подчас противоречивые, свойства и признаки предмета и неоднозначное отношение лирического героя к нему: .В платье радостно-эюалком, как грошовый цветок. (Северянин).

Новообразования эгофутуристов выступают как средство языковой игры и, в частности, такого ее вида, как каламбур.

Языковая игра на словообразовательном уровне возникает путем нарушения и обыгрывания словообразовательных моделей; она заключается в «несоблюдении правил сочетаемости основ со словообразующими аффиксами, в сочетании того, что по разным причинам признается узуальным словообразованием несочетаемым» (Санников 2002, 146). Прежде всего это проявляется в окказиональных образованиях эгофутуристов: солнечник (Северянин), клавишить (Северянин) и т.д. Данные новообразования созданы с нарушением условий образования дериватов по той или иной модели, то есть в данных новообразованиях наблюдается намеренно допускаемая языковая неправильность, осознаваемая авторами произведений и читателями.

Новообразования эгофутуристов часто участвуют в создании каламбура (шутки, основанной на смысловом объединении в одном контексте либо разных значений одного слова, либо разных слов (словосочетаний), тождественных или сходных по звучанию). Каламбурные новообразования эгофутуристов могут быть основаны на смысловом объединении в одном контексте либо 1) паронимов (В хитоны солнца возоблекись, Балькис! - Северянин), либо 2) омонимов (Любовью сердца не онегена / И не любя совсем Онегина, / Довольна партией своей. - Северянин), либо 3) антонимов (Я безвопросен: вы безответны. - Северянин).

В произведениях эгофутуристов каламбур выполняет функции, свойственные языковой шутке (комический эффект, функция воздействия на читателя, пробуждения рефлексии читателя, характеристики или автохарактеристики персонажа, «маскировочная» и др.). Кроме того, каламбур создает комический эффект за счет дискредитации описываемого, помогает развлечь адресата текста и способствует лучшему овладению языком.

Индивидуально-авторские новообразования эгофутуристов отражают, с одной стороны, активные словообразовательные процессы первой половины XX века и выявляют возможности русской словообразовательной системы, с другой стороны, позволяют выделить особенности мировосприятия поэтов. Поэтому дальнейшей перспективой исследования можно считать полное и всестороннее описание индивидуальных стилей поэтов-эгофутуристов, одной из существенных особенностей которых является словотворчество.

 

Список научной литературыФомина, Людмила Николаевна, диссертация по теме "Русский язык"

1. Оранжевая урна. СПб., 1912

2. Орлы над пропастью. П., 1912

3. Очарованный странник. №№ 1 10. - П., 1913 - 1916

4. Развороченные черепа. П., 19136. Стеклянные цепи.-П., 1912

5. Гнедов В. Гостинец сентиментам. П., 1913

6. Гнедов В. Смерть искусству. П., 1913

7. Гнедов В., Широков П. Книга великих. П., 1914

8. Иванов Г. Отплытие на остров Цитеру. П., 1912

9. Иванов Г. Горница. П., 1914

10. Игнатьев И. Около театра. П., 1912

11. Крючков Д. Падун немолчный. П., 1913

12. Крючков Д. Цветы ледяные. П., 1914

13. Олимпов К. Жонглеры-нервы. П., 1913 Ю.Северянин И. Стихотворения. - М., 2000 11 .Широков П. В и ВНЬ. - П., 19131. Научная литература1. lA6ili30¿ Ю. ШсфьКЕеверянин во второй жизни: (О творческой судьбе поэта) // Даугава. 1989. - № 7. - С. 13-25

14. Адаме В. Утопия Игоря Северянина // Adams Valmar. Vene Kirjandus mu arm.-Tallin, 1979.-С. 132-145

15. Аксенов И. К ликвидации футуризма // Печать и революция. 1921. - № 3. - С. 3-10

16. Александрова О.И. Поэтическое словотворчество (К проблеме единиц художественной речи). — JL, 1973. 142 с.

17. Александрова О.И. Русское поэтическое словотворчество: (организация плана выражения) // Художественная речь: Традиции и новаторство / Межвуз. сб. науч. тр. Куйбышев, пед. ин-та. Куйбышев, 1980. -Т. 238.-С. 91-142

18. Александрова О.И. Окказионализмы в эпистолярном жанре разговорной речи. (Опыт функционального анализа)// Вопросы стилистики. Межвуз. сб. науч. тр. Саратов. - Изд-во Сарат. ун-та, 1972. - Вып. 5. -С. 17-32

19. Александрова О.И. К проблеме классификации новых слов // Науч. труды Куйбыш. пед. ин-та. Вып. 133. - 1974. - С. 3-19

20. Александрова О.И. Новообразования в поэтическом творчестве Маяковского и его современников. // Ученые записки Горьковского пед. ин-та.-Вып. 62.- 1967.-С. 84-105

21. Александрова О.И. Окказиональные безаффиксные существительные женского рода в поэтических произведениях начала XX века (Краткий анализ для словаря) // Ученые записки Горьковского пед. ин-та. -Вып. 95.-1969.-С. 193-228

22. Александрова О.И. О текстовых функциях поэтических новообразований (на материале поэзии начала XX века)// Язык и композиция художественного текста. М., 1983

23. Апрельский Г. Эгопоэзия в поэзии // Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания. -М., 1999. С. 131-132

24. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. (Синонимические средства языка). М.: Наука, 1974. - 367 с.13