автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
"Торговые меньшинства" стран Арабского Востока и Тропической Африки

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Дятлов, Виктор Иннокентьевич
  • Ученая cтепень: доктора исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему '"Торговые меньшинства" стран Арабского Востока и Тропической Африки'

Полный текст автореферата диссертации по теме ""Торговые меньшинства" стран Арабского Востока и Тропической Африки"

ПОСКОЕСИШ ГОСУДЛРСГЕЕШиП УНИВЕРСИТЕТ им. И.В,ЛОМОНОСОВА

р СК Кистптух отряд Азия.и Африки |

#

На правах рукояиоп

ДЯТЛОВ ВИКТОР ШЮКШТБЕЕНЧ

"ТОРШПЗ МШШШСТВА" СТРАН АРАБСКОГО ВОСТОКА II ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ .

Специальность 07.00,03 - Воеобчая история.

АВТОРЕФЕРАТ дассзртацяи На оонскаыаэ ученоП степени доктора иотаричооках наук.

Москва , 1Э95

Работа випохиена в Иркутском государственном университете.

Официальные оанонеатв : доктор экономических наук , профеосор Л.А.ФРИДМШ /11СМ врн

МГУ / •

доктор исторических наук , профессор Б.Г.СЕЙРДНЯН /ЙВ РЖ/ доктор исторических наук , профессор Н.Н.ДЬЯКОВ /СИ6Г&/ ,

Ведущая организация : Институт Африки ?Ш

Зацита диссертации состоится_' _-1995 г*

на заседании Снецааливированыого оовота Д*053.05.23 ио исторический наукам Института стрел Двон и Африки при 1Я7 / Москва , ул. Моховая , д, II /

С диссертацией можно ознакомиться в библзотеко. Института

Автореферат разослан '_■ ' • 1925 г.

Учений секретарь Специализированного совета ,

кандедат исторических наук Е.С.Цзякунет •

' ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ .

Во многих странах мира , в самые различные периоды их история обыденной и привычной бала ситуация , когда человек , собираясь что-нибудь купить , занять денег , заказать обручальное кольцо или отремонтировать ботинки , говорил - надо сходить к евреи или - в зависимости от страны - к китайцу , ливанцу , армянину , индийцу и т.д. Зачастую название той иля иной зтииче кой и/или религиозной общности становилось синонимом слова торговец или - в зависимости от отношения - торгап. Иногда это было настолько привычным , что первоначальное значение слова уходило на второй план - и К.Маркс , например , в своей ракней работе "К еврейскому вопросу" рассматривал еврейство не как &тно-религиознур общность а как касту , тип человеческого поведения , воплощенное торгаиество .

В этом отразилось отношение к некоторым народам и кон'осск-т как к сообществам по преимуществу торговым , в более широком смысле слова - предпринимательский . То очевидное обстоятельство , что значительная , а иногда и большая часть их членов торговцами не были , такого взгляда не меняло . Устойчивость подобных представлений , распространенность явления свидетельствует о некой закономерности , о том , что такой взгляд мог сформироваться как результат существования социумов со специфическими , отличающимися от обычных для своего временя и места , экономическими и социокультурными характеристиками , со своей экономической специализацией , особым набором профессий яг сфер занятости .

Именно эта общность и является предметом настоящего исследования . На эмпирическом уровне , в сфере обыденного сознания , ее существование , специфика структуры и деятельности , образа жизня , ценностных ориентация , характер взаимоотношений с ксружаидими , были отмечен« давно . Но на протяжении веков эти качества просто ассоциировались с их конкретными но-

сителями , приписывалиоь"изиачальной природе" той или иной группы /"еврей торгует ибо по натуре он торгаш"/. Но близкое знакомство европейцев с экономическими и социальнями отношениями на Востоке показало юл , что и .там имеются "сбои евреи" - национальные , религиозные , кастовые сообщества , специализирующиеся в сЛере торгово-ростовщических ' операций , ремесел . Сама, специфика европейского проникновения заставляла их иметь тесные , дате преимущественные отношения с такими группами , опираться на них в деле зкон-омического и политического освоения колоний и полу-колоний.. Практический интерес заставлял их задумываться о природо таких социумов , их происхоздешш и месте в обществе .

Зарождается и научное представление1 о ш« как о некой разнородной , разноликой , но общности . Нервна гипотезы, возникшие в конце XIX в., строились на еврейском материале . Более того ,'многие исследователи и пубшцисты того' времени рассматривали Феномен как проявление соцдокультург ной и религиозной специфики евреев . В крайнем виде эта позиция была сформулирована В.Зомбартои :"Современный капитализм есть в своей основе ни что иное , как эманация еврейского духа". Не переваривавший ни капитализма , ни евреев Г.С.Чамберлен согласен с ним , только объяснение находит к не в имманентно присущем евреям "капиталистическом духе" , а з "крови" , "дурной расе". Неразрывно связаны , почти синонимичны понятия "еврейство" и "торгашество" у молодого К.Маркса . Вслед аа ним К.Каутский считал евреев скорее кастой , социальным слоем , чем народом . Однако в "Экономических рукописях 1857-1858 годов" у К.Маркса появляется подход , позволивший более широко взглянуть на проблему. Он отмечал , что само существование традиционных земледе-льчесмах обществ диктует потребность в появлении особых "торговых народов" и приводил в качестве примеров финикийцев и карфагенян древности , евреев и ломбардцев средневековья ■

Позднее к этой мысли приходит и известный социолог Г.Зи-■шель . В эссе "Чужак" /1908 г./ он развивает идею , что в во всей всемирной истории торговец - это всегда "чужак , а -чужак - почти всегда торговец ., что торговец должен быть «ужаком . Поэтому в земледельческом 'общество ш не земле-

делеа по психологии и образу жизни .. Он чухак не как личность , а как часть группы - национальной , религиозной кастовой . Перекликается с этим мысль М.Вебера о.стимулирующей роли для занятия предпринимательством состояния дискриминируемого , неполноправного , низкостатусного меньшинства . Продолжая эту идею , Л.Копер и Э.Геллнер высказали и убедительно проиллюстрировали положение о том , что такие меньшинства /евнухи , рабы , чужеземцы , иноверцы / были у удобным инструментом в руках традиционных правителей для исполнения жизненно важных , требующих болыгих знаний и опыта функций / государственное управление , финансы , да-Я9 военное дело /. Низкий статус и чужеродность делали кх управл^мыми , полностью эависимнми от воли правителей и потому безопасными . Накопленные такими rpynnai.ni ресурсы / знания , информация , деньги / не могли радикально нарушать равновесия в правящей элите .

Огромный отпечаток на дальнейшее".ос.',ысление проблемы наложила концепция "плюрального общества" британского уче-' иого и колониального чиновника Дж.С.Фэрниволла . Исходя из реалий колониальных обществ Юго-Восточной Азии , он считат, " 'что они состоят' из различных этно-культурных и расоБ!.гх груди , отъединенных друт от друга , замкнутых , гшвуэдис своей обособленной жизнью . Они специализируются в различных сферах деятельности и вступают в отношения друг с другом только как группы - в основном на ринке , через торговли.

С аргументированной критикой такого подхода выступил известней социолог В.Ф.Вертхейм . Соглашаясь с тем , что в ¡ОБА границы экономической специализации часто совпадает с оттпесклмн , он считал однако , что между группа»,и существуют многообразные социальные связи , делающие общество по конглогле; -.том обособленных о&дан , а органическим целым. В рамках этих представлений он и рассматривал условия и-ме-ХШШ31ЛЫ формирования и функционирования этнических групп , специализировавшихся в с(Тере торговли и Финансов , презд •всего - зарубежных китайцев . В качестве решающего фактора он выделял потребности принимающего общества и условия , к

которые оно создает для пришли: меньшинств .

Из этого же исходлк ученые , водящие проблему через категории "посреднических меньшинств" /Х.М.Елолок , Э.Бонасич) П.Д.ван ден Берге , Д.Хоровиц /. С их точки зрения , в традиционных обществах существуют глубокие разрывы между от-делышмк социальными слоями , которые и заполняется "посторонними", как правило пришвши группам . Они до словам Э.Бонасич , "играют роль посредника мезду производителем и потребителем , нанимателем и нанимаемым владельцем и рантье , элитой и массами".

Таким образом , в последние десятилетия была поставлена проблема', очерчены ее контуры , сформировалось представление о некой типологической общности , однородности ряда эт-но-конфессиональных групп , широко разбросанных во времени и пространстве . Однако все это до сих пор остается довольно разрозненным набором гипотез , подходов и. оценок , слабо увягалных между собой . Более того , и имеющиеся подходи , ооладаочие значительной эвристической ценности , мало используются при анализе конкратных ситуаций .

Эхо отражается даже в неразвитости терминологического аппарата , Еув пет общепринятого , понятного специалистам оаз дополшителышх разъяснений , название изучаемых грува, Имеется насколько предложена г. но этому поводу : ''торговце народи" /К.'Лп-хга/ , "торговца ьодиь;щстза* /Б.<1'.ВерйШЙц/, "¡¡0сри;;,нйме,с1:;ч.й ииньйкямва" /X .¡.Е.Блодок - ¡»..Бонасич/ , "акл" /Г.Зигжль/ » "«жыгчшю-ги-паряа" /М.Вчовр/ »"Пт-'.мчосаов яро^пршшиат&акигю" /й.В.Гадоэв/ . (.«»л/шй ыг ц-А-кх торданоз и:леь'г илон доптышсаьи , ¡..и. иул-

г.сстао иаздие иторош« л&виик , Однако ьса и «а ноляо-

СГХ.З ЧТО П(Ч?Л<Я1(«5ДйДКЙ'С упЬВКЫКЛПа .««-Х ЩЬЗадОЙЬННЦХ Ш1»

риьнгов . Ноатому , .асходя на пооч'улага » чдч> и ч'«ркаиах ио опор)!т о них ао1-оварйиа.№си , аг.тор пзорад ьар'лиг.и "-г "*оргоьых моиь&лжпчз" - кик наиболее час-до употрооляокшй и огрдчаюсдай кшчвые яда данного исследования сторонку про-опека . То же самое относится и к обобщающему названии тех народов , среди которых кили ирадотаюпчгли .раооштривавыих

групп. Чаще всего употребляются термины "принимающее общество" , "хозяйское общество" , "большинство" . Все они-так же отражаят некоторые стороны проблемы , отдельные ситуации и потому используются в данном исследовании . При этом существует ясное представление о их уязвимости . Taie , наиболее часто употребляемое выражение "принимаодее общество" при вефе своих несомненных достоинствах , мокет косвенно , но подразумевать пришлость , неавтохтонность всех "торговых меньшинств" . При распространенности такого варианта , он все-таки не единственный . Евреи арабского мира , например , куда более автохтонный народ , чем арабы , которые выступают здесь в роли большинства, "хозяйского общества".

Слабая концептуальная проработанность проблемы , малая включенность ее в научный оборот находится в очевидном и разительном контрасте с огромной ролью "торговых меньшинств" в экономике и общественно'/, жизни традиционных обществ а также в процессе их рыночной , индустриальной трансформации . Здесь достаточно вспомнить о роли евреев в Западной и Восточной Европе , чтобы стал понятен масштаб проблемы . Нельзя сказать , что она не изучена - одним евреям посвящено столько литературы , что только список библиографических указателей включает б яьше десятка позиций . ¡Дного написано о китайцах ЮВА . Но в подавляющем большинстве случаев проблема рассматривается только как еврейская или китайская . Поэтому основное внимание уделяется специфике этих групп , их социокультурным характеристикам , особенностям религиозной жизни , перипетиям истории . Все это треавыча'/но интересно , вне всякого сомнения нуждается в дальнейшей исследовательской проработке , но интересующая нас сторона проблемы остается в тени' .

Основное мля данной работы - взглянуть на эти меньшинства как ва группу , попытаться выявить некие общие черты и характеристики , выстроить типологический ряд . Это изначально предполагает необходимость сравнения максимально большого количества конкретных вариантов и ситуаций . Компаративистика станог тся здесь ключевым элементом анализа . Такой подход сопряжен с немалыми трудностями , одна из которых - неравное фная изученность отдельных оощин . Наряду с

классическими вариантами , которым посвящен поток литературы , имеется масса групп , которые исследованы слабо идя н на исследованы вообще .

Так , в частности , обстой» дело и в таком огромном регионе , как Арабский Восток и Тропическая Африка . Между тем , 8десь исторически сложился такой богатый набор самих разнообразных по происхождению , истории , религии и .культуре "торговых меньшинств" , какого нет , видимо , больше нигде . Они формировались , жили , действовали среди самых разнообразных по уровню развития , цивилизационннм характеристикам народов и культур , в колониальный ,, доколониальный и пост-колониальный периоды . Вместе с принимающими обществами , народами большинства они активно участвовали в чрезвычайно сложных модернизационных процессах , более того , сыграли в них огромную роль . По богатству и разнообразив предложенных форм - это настояздий • подарок для исследователя .

Но освоить этот подарок оказалось делом чрезвычайно трудным . Возникла масса проблем концептуального , историографического и источникового характера . Для того , в частности , чтобы определить круг изучаемых общностей , необходимо предварительно сформулировать критерии отйора . Са-л характер предмета исследования предопределяет заведомую невозможность четкого , однозначного выбора . Правилом является наличие массы переходных вариантов , размытость , "слоистоать" , неоднозначность - при самых четких и корректно сформулированных критериях . Сомнительные си- ' туации возркают при оценке сашх бесспорных , казалось бы случаев . Так , евреи - классический , эталонный образец "торгового меньшинства" , но эфиопские евреи - фалалш по занятиям и образу жизни мало чем отличались от своих соседей . Из индийских переселенцев в Восточную Африку почти везде сформировались "торговые меньшинства* , а на Мав-рикие они образовали крестьянское земледельческое- большинство . Нереальной , да и не очень нужной выглядит задача полного охвата всех имеющихся вариантов - хотя бы потому , что некоторые группы могли просто выпасть из поля зрения

исследоватей , остаться неизвестными .

Априорность , предварительность Формулировки критериев-также весьма уязвимая для Критига процегура . Правда , п процессе работы происходила их корректировка и уточнение . В основу было положено понимание того , пто предметом изучения должны стать меньшинства , занятые по преимуществу в несельскохозяйственных профессиях и сферах занятости - прежде всего в торговле , ремеслах , услугах . В тех или иных масштабах и Формах этим занимаются все народы - но у изучаемых грипп было только это . Такое место в системе общественного разделения труда предопределяло их статус , роль в социальной иерархии . Их инорвлигиозность , во многих случаях пришлость , неавтохтонность , иные обстоятельства затрудняли или делали невозможным соединение носителей этих качеств с землей и властью , причастность к которым дает высокий статус в традиционном обществе , место и ощущение хозяина . поэтому для оольшинства населения они оставались - часто на протяжение веков - "чужаками" , сообществами •, находящимися вне или на отшибе социума .

Ситуация "чужака" была предпосылкой , стимулом к тому, чтобы некая этно-религиозная группа заняла "нишу" "торгового меньшинства" , но не делала такой выбор обязательным. Так , не заняли ее египетские христиане-копты , несмотря на изначально большую чем у мусульман причастность к торговле и услугам . Наличие у них полного набора профессий и сФер занятости , преобладание в их составе земледельцев „и аемлевладельцев предопределили иной статус , образ и стиль жизни , систему ценностей .

Вряд ли возможно включение в эту категорию таких иммигрантских групп , как сообщества рабочих-отходников , с одной стороны , и представителей господствующих , "имперских" наций , с другой . Первые были низкостатусными "чужаками" , но не обладали предпринимательской прослойкой . Вюрне же и не стремились вписаться в социокультурную ткань принимающих обществ ■, будучи и ощущая себя частью метрополии и ее общественных структур .

Важный критерий - устойчивое существование в качестве общин , наличие развитой общинной инфраструктуры , ярко .. выраженной внутригрупповой солидарности'. Разровненные случайные переселенцы , краткосрочные визитерн-кулцы вряд ли могут быть предметом нашего анализа .

В результате , в кругу изучаемых и сравниваемых общая 1 оказались : евреи и армяне арабских стран , кроме того - , греки , сиро-ливанци , мальтийцы , магрибинцы , итальянцы , персы Египта , индийцы , ливанцы и персы Аравии , ин-? • дайца , китайцы Восточной и ливанцы Западной Африки . Стоит еще раз оговориться о принципиальной невозмокности "жесткого" подхода из-за разнообразия , размытости , раа-новариантности самого явления . Неизбежны , изначально предопределены сомнительные и спорние ситуации . Не ставилась задача выявить и хотя бы кратко описать все случаи - это'перегрузило бн работу и превратило ее в некий-справочник . Важно то , что в представленном списке име- 1 ются самые разные типы изучаемых общностей . Это дает во-вмояность не строить утомительно-однообразные ряды фактического материала / хотя без этого не обошлось / , а попытаться воссоздать противоречиво-многообразный облик этого явления .

Но и анализируемые группы рассматривались не во всей' иолноте своей общинной жизни , не на протяжении всей сво- . ей истории . Во главу угла ставилась их социально-экономическая функция , социальные , культурные , политические последствия специализации , облик , сформированный местои в системе,.,разделения труда . Больше интересовали не индивидуальные , уникальные черты , а общие характеристики . .

"'Торговые меньшинства" видятся специфической , автономной , но интегральной часть» принимающего , "хозяйского" общества , в каком-то смысле его порождением . Инородные, низкостатусные , немногочисленные общины могли существовать и успешно реапиаовывать свою экономическую функцию только' если в зтои было ваинтересовано большинство , его

элита . Можно предположить , что опрос на них и создавал еам феномен . С другой стороны , важно было выяснить , почему "торговые меньшинства" почти всёгдя были конфликто-генным фактором , выявить основные причины , составляющие и результаты конфликта . Многое здесь может прояснить образ , стереотип еврея •, армянина , китайца , индийца , сложившийся у окружающих . В каком-то смысле , это концентрированный опыт взаимоотношений , их регулятор .

Было нвобхо^шо оценить место "торговых меньшинств" в экономике , динамику их участия в отдельных отраслях , формы и методы хозяйствования , характер экономических и социал! :ых связей с принимающим обществом .

Ваянейзий комплекс исследовательских задач сосредоточен вокруг внутриобщшннх отношений : характер связей > институты , их воздействие на экономическую (пункцию , на выживание в чужеродном и не очень доброжелательном окружении *

С этим связан и вопрос о том , какие группы и почему реализовывались в качестве "торговых меньшинств" .

Это основной.набор рассматриваемых в работе проблем . В трех первых разделах они выявляются и анализируются на конкретном материале отдельных стран и общин . В заключительной главе на этой основе делаются вывода и рассматриваются отдельные ключевые проблема как таковне . В исто-, рии обкдан совершенно отчетливо выделяются три основных периода , модно сказать - эпохи : предколониальный / колониальный и пост-колониальный . Соответственно всему отому и выстраивается структура работы .

Научное.значение теми'в том , что.здесь как нигде скон-центрированк , причем в органическом единстве ., проблемы вкономичёские , этнокультурные , психологические , политические . "Торговые меньшинства" занимали видное место в лизни своих стран , их роль в экономике , общественной жизни , ....юсовом сознании , политике намного превышала их весьма скромную численность . Без учета этого Фактора

трудно понять многие особенности развития региона , В бо«* лее широком .плане , роль таких групп велика настолько что невозможно адекватное представление о генезисе капитализма вообще , если исключить их из анализа .

Одно время казалось , что проблема принимает чисто академический характер■, а сам феномен все больше ста- 1 новится достоянием истории . В общем г возникали сомнения по поводу того , что Формулируется как "актуальность и практическая значимость". Действительно , почти полное- " тью исчезли еврейские общины арабских стран , оттуда вытесняются греки и армяне . После насильственной депортации • индийцев из Уганды казалось , что во всей Восточной Африке эта община доживает•последние дни , За пределами рассматриваемых регионов - китайцев изгнали из Бирмы и ''■ Вьетнама , активно "ввдавливали" из других стран ЮВА ♦ Если же брать ситуацию вне того , что в недавние времена называлось "третьим миром" , то и здесь создавалось впечатление об исчезновении феномена , В социалистических странах "торговые меньшинства" исчезали вместе с торговлей , рыночными отношениями , уничтожалась- общшшоегь как форма социальной организации . В рыночных индустриальных и пост-индустриальных странах Запада давно нет того типа разделения труда , который требовал специализации в рыно-. чных профессиях и сферах занятости каких-то определенных групп .

Но последнее десятилетие показало , что "хоронить" "торговые меньшинства"'рано . В развивающихся странах те из них , ?что перекили опаснейший период деколонизации , адаптировались к новым условиям и теперь успешно интегрируются в структуры независимых государств .•Особенно поразительных успехов в етом добились китайцы ЮВА , Без их активного участия вред'ли состоялся бы стремительный рывок этих стран , вхождение их в группу "новых индустриальных". Быстро растет роль и значение "азиатов" Восточной Африки , ■ особенно ливанцев . У них саше благоприятные перспективы , особенно учитывая повсеместное разочарование

в этатистских моделях и стремительный рост рыночных отношений . Совершенно по-новому поставили эту проблему события в нашей стране . Революция и строительство "реального социализма" уничтожили "торговые меньшинства" , игравшие большую роль в Российской империи . /Речь идет , конечно, об уничтожении функции феномена , а не о физическом выживании тех или иных этнических или конфессиональных групп /. Нерыночный характер нового общественного строя казалось вообще снял эту проблему . Но как только "перестройка" открыла путь для реанимации , возрождения или - в отдельных случаях - для легализации рыночных отношений и структур , как в считанные годы сложились и сильные , активные , быстро растущие "торговые меньшинства". Речь идет о выходцах с Кавказа , из Средней Азии , необычайно динамичной китайской диаспоре на Востоке России . Изучен' нив этих групп чрезвычайно интересна с научной точки зрения и имеет важное практическое значение . • Научная новизна и оригинальность работы . Впервые в отечественной и зарубежной историографии проведено комплексное сравнительное исследование ряда этно-кон-фессиональных общностей стоан Арабского Востока и Тропической Африки , выделены факторы , позволяющие с достаточной долей уверенности говорить о их типологической общности , о «существовании целого класса явлений , довольно. условно названных "торговыми меньшинствами". Это открывает новое направление исследований - при том , что некоторые из этих групп довольно неплохо изучены . Однако включение их в контекст единой проблематики позволяет выявить новые стороны и характеристики .явления , поставить новые вопрос}; , что , в сущности , и является главной задачей ученого . В научный оборот уводятся значительные массивы дотоле неизвестной информации . История,таких групп , как ливанцы Западной Африки , исследована впервые в отечес^енной историографии и - в большинстве аспектов-в мировой .

II . ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОЕДИМ . источники .

Характер работы потребовал привлечения нескольких боль-; ших комплексов исследовательской литературы . Компаративистика ценна широтой охвата материала , но неизбежная' плата за это - невозможность глубокой , детальной проработки каждого случая . Трудно , почти невозможно одинаково свободно ориентироваться в трехтысячелетней истории иракских евреев и в вековой , но почти не известной исто£ рии ливанцев Западной Африки . Эго особенно касается деталей контекста характера многообразных связей и отношений с принимающим обществом . Поэтому изначально предполагается опора на исследовательские работы по конкретным сюжетам , по истории отдельных стран и групп , Но . степень их изученности неодинакова .

Особенно это касается проработки общетеоретических проблем . Авторы наиболее интересных и значительных работ этого плана уже назывались . На их гипотезах , концепциях отдельных замечаниях - в согласии или дискуссии с ниш -во многом строится эта .диссертация .

Кроме того , необходимо упомянуть обсуждение несхюль-ких более частных , но ватных общетеоретических проблем . Изучение "торговых меньшинств" , опыта их жизни среди окружающих обществ было бы неполным и даже искаженным без выявления взаимных представлений друг о друге , без ана--лиаа Т0150 , что с легкой руки У.Липпмана стало называться этническим стереотипом .. Проблематика стереотипа , образ-за , предрассудка , предубеждения в научном плане нова и почти не изучена . Поиск в этом направлении ведут психологи , которых больше интересует механизм формирования стереотипа , а с другой стороны - этнологи , социологи , историки , для которых более вакен результат -. сложившиеся ббразы взаимодействующих народов и их роль в меагру-

пповом общении . Пока эти поиски ведутся почти независимо друг от друга , учение зачастую говорят на разных языках, т.к. используется концептуальный и терминологический аппарат , возникший на базе различных наук и потому плохо стыкующийся . Имагология - наука об образах и стереотипах - переживает начальную стадию своего Нормирования , однако и то , что есть , позволило поставить вопрос об образе "торгаша" и "чужака" как о некой общей проблеме и дало возможное" описать некоторые его составляющие .

В 70-х гг. в зарубежной и отечественной историографии почти независимо друг от друга была сделана попытка объяснить проблему через категории "уклад" , "капитал" , "буржуазия" /"инонациональная" , "местная" , "национальная" , "иностранная" , "компрадорская" /. Дискуссия довольно быстро заглохла , т.к. предает■исследования явно не вмещался в заданные рамки . Тем не менее , попытка осмыслить проблему "торговых меньшинств" только или преиму-Явственно через их экономическую функцию , причем в категориях рыночного общества , оказалась полезной . Она еще раз продемонстрировала комплексность проблемы , несводимость ее к экономической стороне , ее протяженность во времени , динамизм , иэме;. тавость .

Комплексность теш заставляет привлекать самые разнообразные по.жанру и проблематике исследования по каждой из. изучаемых общин : от экономических и демографических обзоров до идеологизированной публицистики , белдетризиро-ванных биографий и т.д. "Торговые меньшинства" были сос- • тавной частью принимающих обществ , поэтому привлекалась литература по их экономике , общественным отношениям , даже внешней политике . Часто эти группы не были предметом специального изучения , поэтому обрывочные сведения о них приходилось искать в работах по другим еючетам . Вокруг "торговых меньшинств" всегда существовала напряженность , что неуд' тителыго , учитывая их социокультурную чукерод-ность и экономическую специализацию . Поэтому значитель-

ная часть ■ литературы о них - даже исследовательской - гуо-то окрашена эмоционально и идеологически . Спектр велик-- от сиропно-алологетического до откровенно расистского, ксенофобского отношения . Вся эта разнообразность , разношерстность , многоплановость заставляет отказаться даже от простого перечисления наиболее интересных или показательных работ и авторов-. Стоит отметить лишь отдельные тенденции .

Истории еврейских общин арабского мира посвящено-мно-* х-.ество самых разнообразных публикаций - по уровни , жанру, стилю , проблематике . Кажется , что есть, почти все необходимое , стоит только тщательнее поискать . Но более ' близкое знакомство показывает , что ситуация не так про, ста . Отчетливо просле:гивается гипертрофированный интерес к одним проблемам и состояние , близкое к 'игнорированию - к другим . Довольно тщательно изучены многие аспекты вкутриобаршной жизни - религиозная традиция , культура , клановые распри . Много пишется о правовом статусе , проблеме гонений , дискриминации . Куда меньше места отведено социально-экономической стороне жизни , Масштабы , формы , стиль торговой , финансовой , ремесленной деятельности , воздействие экономической специализации на внутриобщинные отношения , систему ценностей , образ жизни , проблема стереотипов , образов - все это. изучено крайне недостаточно . В отечественной послереволюционной историографии весь комплекс проблем , связан- . 'них с историей восточного еврейства , не изучен совершенно Не1? дане упоминаний о нем , не говоря уже о специальных работах . Причиной тому известные идеологические и политические обстоятельства , а сейчас , когда."политико-историографическая" ситуация изменилась - отсутствие шко- • лы , увлеченность другими"'проблемами , да и вненаучные. обстоятельства , связанные с еврейской проблематикой вообще .

Не обижена вниманием исследователей армянская диаспора.

Но и здесь отдельные аспекты проблемы освещены крайне неравномерно , а некоторые практически но изучены . Огром -кое внимание уделяется "армянскому вопросу" , событиям первой мировой войны , геноциду , формировании диаспоры -спюрка . Работы об армянах диаспоры строятся обычно по одной схеме : краткий исторический очерк судеб армянского народа и катаклизмов , повлекших за собой образовашш спюрка , история формирования описываемой общины , ее ре--лигиозная , ку.'"Угурная жизнь , школы , система благотворительности , взаимоотношения с Арменией , иногда - политическая ситуация .соперничество политических партий . Экономическая , социальная структура обцин , контакты с принимающим обществом , экономическая специализация - это описывается крауне редко , отрывочно и схематично . Получить представление о предпринимательской деятельности армян в арабских странах , например , .чрезвычайно трудно , имеются лишь отдельные сюжеты о вре.м&нах Османской империи,-

Об остальных "торговых меньшинствах" Арабского Востока имеются лишь статьи , посвященные отдельным сшетам или обрывочные упоминания в общих работах . Уяснить роль рассматриваемых групп в жизни региона невозможно без иони-мания происходивших там сидиально-экономических и политических процессов . Литература по этой тематике - важнейшая составная.часть историографической базы работы .

Историографическая ситуация вокруг "азиатов" Тропической Африки в чем-то проще , т.к. их общины начали нормироваться только с середины XIX в. Большая часть публика- • ций о них относится'к колониальному периоду и к первым месяцам.независимости . Имеется разительный контраст меа-ду тем , как изучены индийцы с одной стороны и ливанцы и китайцы , с другой . Ситуация с последними предельно проста - игл посвящено всего по нескольку разрозненных статей . Видало", европейских исследователей эти сюжеты не привлекали , а собственных не оказалось , т.к. интеллектуальная прослойка в этих общинах была очень тонка .

Истории индийской общины повезло больше . В ней' с самого начала было много служащих ; чиновников , лиц свободных профессий . Роль общины в деле колониального освоения региона была так велика , что она оказалась в сфере пристального внимания британских чиновников , политиков , ; ученых . За кизнью общины внимательно следили в Индии . , Все это способствовало появлении массы статей , монографий , очерков , путевых заметок , публицистических эссе и памфлетов как европейцев , так и индийцев . Поэтому проц«| есс становления общин , их место в колониальном обществе, многие аспекты внутриобщинных отношений изучены достаточно полно . Эти работы отличает меньшая идеологизированность и ангажированность , чем в случаях с евреями и армянами .Сами индийские ученые и публицисты пишут.о теневых , с их точки зрения , сторонах жизни своих соотечественников более свободно , чем их еврейские или армянские коллеги . Тем-не менее , многие важные для данного исследования сюжеты изучены слабо . Это особенно относится к пост-колониальному периоду , к чрезвычайно важному комплексу проблем , связанных с адаптацией "торговых меньшинств" к новым условиям жизни в независимых государствах . Это , кстати , характерно и для историографии общин Арабского Востока .

Поэтому потребовалось привлечение обширного комплекса источников / 01Ш разнообразны и их набор , информативности количество разнятся от страны к стране . Использована почти вся имеющаяся в России экономическая и демографическая статистика . Но если некоторые страны обеспечены еп в достаточном количестве и неплохого качества /например , Египет до 1952 г./, то в других такой статистики нет вообще , а имеющейся невозможно пользоваться из-за отвратичельного качества . Широко использовалась пресса , мемуары колониальных чиновников , инонациональных дельцов , публикации официальных документов , материалы опросов и социологических обследований , публицистика , беллетристика .

III . ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВИВОДЫ РАБОТЫ . •

В Главе I рассматривается положение "торговых меньшинств в структуре традиционных , предколониалышх обществ . Особенно большой и интересный материал для понимания проблемы дают общины Арабского Востела , история которых насчитывает не одну сотню лет . Веками устойчиво, функционировали в таком качестве евреи » армяне , магрибинцы , пер»» он , греки и ряд других групп . В их положении сложно сочеталось отъедашенность от основной массы населения / в силу религиозной , культурной , этнической чужеродности / с глубокой интегрированностьа в социально-экономическую "ткань" общества . Не очень многочисленные , они играли больауэ , а иногда и просто огромную роль в сфере торговли и финансов , ремесел . Этилу способствовала'их многовековая специализация , давшая соответствующие знания , опыт сформировавшая психологию , систему ценностей .менталыю-сть . Огромное значение имели разветвленные внутриобщин-еыо связи , групповая лояльность , На базе общин , кланов, ссЗс'эй складывалась двловаг инфраструктура , в рамках которой могли эффективно взаимодействовать и бррдячий еврейс -тай торгодей в горах Атласа. , я богатейший банкир Стамбула или Каира »

Между общинамя и кланами существовала конкуренция "за право контроля над ключевыми сферами торговли и финансов »• Преобладание той или иной группы напрямую зависело от расположения властей', от того , кому доверят они стратегически ванные позиции финансовых советников , казначеев , откупщиков , управляющих таможнями . За это ила ожесточенная борьба с применением всех средств и возможностей .Власти использовала ее для проведения регулярных ротаций . За счрт имущества отстраняемых групп пополнялась казна и , главное, предотвращалось излишнее усиление какой-либо из них'. Это

не вело к отстранении "торговых меньшинств" от контроля над Финансами и торговлей , т.к. власти были заинтересованы в их услугах . Использование низкостатусных , политически бессильных групп для управления этими жизненно вазсл ними сферами диктовалось как стремлением применить их огромный опыт , знания и предприимчивость , так и тем , что это не нарушало равновесия в правящей элите . ■

Персонификация иноэтническими , инорелигиозннми , ино*с культурными меньшинствами торговых и , особенно , ростовщических функций - кизненно важных , но изначально не популярных и на престижных среди большинства - от крестьянина до правителя - функций , требовавших совершенно осо- , бшс знаний умений , ценностных ориентации 'и образа жизни, не могло не создавать серьезных коллигий . Вокруг }шх по- : стоянно существовало "поле напряженности" , если не открытой врачды , то недоброжелательности.. Периодически эта напряженность прорывалась взрывами насилий , погромами , ,, грабежами . Это было особенно характерно для периодов смут , когда уровень безопасности резко снижался для всех,-а для "торговых меньшинств" особенно .

■ Поэтому вся их деятельность и даже существование были немыслимы без той или иной формы покровительства со стороны власть имущих - начиная от воздя племени , "усыновившего" бродячего еврейского торговца , до правителя государства , приблизившего лидера общины , сделавшего его своим советником , банкиром , Правовой основой был цре-< доставленный исламом христианам и иудеш статус "зпмш" /"покровительствуемых"/ и офоршвдаяся на его основа в Османской империя система миллетов . Она фиксировала права и обязанности меньшинств и предоставляла им право на -' внутреннее самоуправление . '

В результате , при всех неизбежных потрясениях сложилась довольно устойчивая система взаимоотношений . Это рц-' вновэсис начинает подтачиваться , а затем и разрушаться о " появлением нового фактора - с ростом экономического и.политического влияния капиталистического Запада , с постепе-

иным втягиванием рассматриваемых регионов в с&еру мирово**' го капиталистического хозяйства . '

При всех отмеченных общих чертах существовав! и значи-. телыше региональные особенности в положении и структуре . "торговых меньшинств" . Наиболее сложна и интересна ситуация в Египте , где издавна функционировало несколько эт-но-конфессионалышх общин , специализировавшихся в торговле , финансах и ремеслах . Мамлшсские правители широко пользовались услугами еврейских , армянских , сирийских суп-цов и финансистов при проведешш своей экономической по-, литики . В конце ХУШ в. севера финансов ко традиции контролировалась еврейскими банкирами и откупщиками , основ-' ные направления внесшей торговли - магрибинскш.ти , турецкими , египетскими купцами , а также французами и венецианцами . Но в середине этого века появляется новая община, значительно изменившая соотношение сил . Около 4000 подавно переселившихся в Египет сирийских христиан , в основном греко-католиков , энергично и решительно вторглись вначале в торговли , а заняв там ведущие позиции - в <!п-нансы . При Мухаммеде Али , широко использовавшего услуга всех инонациональных общин , на- многих ключевых позициях оказались армяне . На протяжении десятилетий одна община сменяла другуз в качестве проводника экономической политн-кц властей , причем цикл их деятельности был примерно одинаков - борьба -за то , чтобы оттеснить предыдущих фаворитов , добиться покровительства правителя , установление контроля над финансовым! институтами , обогащение , затем крах , Чс то сопрсзоядаемкй грабенжи , вымогательствам, казнями .

Более простой з этом сгмсло была ситуация в странах Магриба , где основным "торговли пенышшством" были евреи . Правда , сама их облтгша не отличалась однородности) Около половины ее состазляди потомки лудаизировшших 65-рбегов , вторая половина сформировалась за счет двух км-миграциошшх полн из Испании и Италии в Х17-Х7 а ХУ11-? ХУШ вв. Нз-за различий культур , языков , истбричес-

кого опыта они не смогли до конца слиться и создать более или менее однородное целое . Неодинаковым било и их место в социально-экономической структуре . Коренное еврейское население составляло; - за некоторыми исключениями - низы«-не и , отчасти , средние слои . Многие традиционно .жили в "глубинке" - деревнях к небольших- городках внутренних районов . Потомки выходцев из Испании и Италии /"андалузцы" к "ливорнийцы"/ осели в больших приморских городах . Богатые , сохранившие обширные международные связи , освобо-кдепнне от многих ограничений , они активно вкдячидись в средиземноморскую торговлю . К началу. XIX в. они монополизировали внешнюю торговлю своих стран , что дало ключевые .■позиции и во внутренней , особенно оптовой торговле . Нал копленные финансовые ресурсы , моядународные связи , отлаженная в виде системы кдиентеллы деловая инфраструктура , знания и предприимчивость сделали их естественными капди-да?ами иа высокие финансовые и административные посты- , в дипломатической службе , 0 масштабах внешнеторговых операций говорит то , что несколько еврейских торговых домов Туниса и Алжира были основными поставщиками продовольствия для французской армии во время наполеоновских войн . Отказ Франции выплатить им долги привел к межгосударственному конфликту , который «завершился оккупацией Алжира »

Не меньшуэ роль в экономической дазни своего региона : играли евреи Ирака . Они контролировали значительную часть Финансов , внутренней торговли , участвовали в мавду-.народной . Была и некоторая специфика - эта община была старейшей в диаспоре , к тому же более изолированной от других общин . В результате - большая интегрированность. в местную культуру и общественную жизнь .

Традиционным и сильным конкурентом еврейской торгово-финансовой элиты в арабском мире были армяне . Составляя наиболее сильную часть финансовой верхушки Стамбула .они и здесь играли не последнюю роль . Большим и стабильным влиянием они обладали в Египте , Сирии , прежде всего , в Алеппо , Дамаске , Бейруте , а такие в Ираке .

Иные варианты складывания и фулкционкрова;шя "торговых •■ меньшинств" моано проследить на примере Аравии и Занзибара . Они формировались на базе торговых Факторий , постепенно перераставших в постоянные поселения . Зто определяло их состав , функции , место в обществе . Века™ важнейшие торговые пути в треугольнике Индия-Аравия-Восточная Африка обслуживали индийские торговцы . Стабильность торговых отношений , специализация в них целых общия диктовали необходимость основания торговых факторий с непос-. тоянннм , прежде всего , мужским населением . Со временем часть торговцев оседают там на постоянное жительство , привозят семьи . Связи с родиной остаются при этом весьма, крепкими . Это предопределило многие особенности складывающихся здесь общин . Бросается в глаза их социальная однородность - почти полностью отсутствуют низшие слои ,мало ремесленников , преобладает торговая прослойка .

'Глава II ♦ "Торговые меньшинства" в колониальную эпоху : количественный рост и качественные перемены в по- ■ ложении и деятельности ".

Колониальный период оказался .переломным для "торговых меньшинств" , которые заняли место на стыке , в определенном смысле , двух цивилизаций , В традиционно-патриархальной они продолжали оставаться в своей прежней роли носителя торговых функций и предпринимательского менталитета , соответствующих образа жизни и системы ценностей , В западной они попадают в рыночную среду , причем в условиях , не просто гарантировавших безопасность личности и имущества , но и дававших более высокий социальный статус чем раньше . Это была среда , потенциально разрушающая их специфику , их идентичность как "торговых меньшинств" , замкнутых этно-конФессионалышх и социокультурных образований. , размывающая жесткие корпоративные связи . Ложно '-'•" гов рить о новом характере маргинальности , когда изучаем мне группы переставали быть 1. »тегралъной частью одного • мира и не растворились в другом , причудливо вбирая хара-

ктеристики и черты обоих . Нахождение на грани двух миров в качестве "стыковочного звена" кардинально усилило такую и" Функцию как посредничество . Fia какой-то период она стала определяющей , формируя не только место этих групп в колониальном обществе , но и с^л о'лик общин и людей , их составляющих .

Европейцам требовались энергичные , неприхотливые и дешевые посредники , знающие местные языки , обычаи , нравы, но имеющие при этом .европейское образование , владеющие европейски/я языками к методами ведения дел . Всем этим . требованиям "торговые меньшинства" полностью соответствовали .'Там , где таких общин не было , европейцы споссбст-' вовали их появлений . Именно так сформировались индийская китайская , ливанская колонии в Тропической АФркке .

Колониальные власти обеспечивали защиту и покровительство . Оно могло выраяатьса в различных Формах - от обес-печенгя гарантий неприкосновенности жизни и собственности, снятия дискриминационных ограничений до полного /как для евреев Алжира/ или выборочного предоставления гражданства. Интеграция ь мировую экономику , экспансия товарно-денак« ных отношений качественно изменили эконошгческие условия деятельности "торговых меньшинств" . На порядки выросли масштабы их торговой деятельности , появились новые с'Ферп приложения капиталов и энергии - современное банковское дело , страхование , промышленность . Они смогли удовлетворить огромный спрос на квалифицированных , умелых , дешевых чи.-JBifflKOB , служащих , клерков , инженеров , техников , агрономов и т.д. Евреи , армяне , индийцы стали каналом для проникновения в афро-азиатские общества европейских идей , ценностей , научных знаний , идеологически их доктрин . ■ •

Неизбежной становилась европеизация общин , особенно '" их младших поколений . Европейцы становятся для них не -только надежными покровителями и выгодными контрагентами, но и законодателями мод , образа и стиля кизни , системы ценностей . Свободное владение европейскими языками было

теперь, залогом делового процветания , вопросом статуса и престижа . Нормируется разветвленная сеть школ европейского типа , как правило хорошо поставленных и славящихся высоким уровнем преподавания . Европейская философия пре-. подавапия , программы , часто язык - все это соответствую щим образом отражалось на социализации детей , тем более что через школы проходило значительное их большинство .

Все это спосббствовало расцвету общий - стремительно увеличивалась их численность , росло богатство , повышался статус , к европейскому уровню приближались показатели грамотности и здоровья .

3 Египте , i частности , буквально за два-три последних десятилетия прошлого века ч.тслеанс-ть евреев , греков армян , итальянцев , сиро-ливанцев выросла на порядок . Переписи населения , регулярно проводаг^песя с конца прошлого века , однозначно свидетельствуют о городском , то-ргово-pi. .¡есленном характере этих общин , о высоком уделы? ном 'весе грамотных , образованных людей , Инвестиционный ' бум рубежа веков , во время которого было создано сотни новых компаний и фирм , качественно увеличились масштабы деятельности старых , возникли новые отрасли экономики , происходил при активнейшем участии "торговых меньшинств". Они основали и полностью' контролировали деятельность фондовых и товарных бирж , входили в составы правлений большинства компаний , дата тех , что полностью контролировались иностранцами , определяющей была роль в процесс • се скупки , первичной переработюа и экспорта хлопка . Неоспорима их огромная роль в деле формирования местной буржуазии , интеллигенции , рабочего класса . Концентра**? ция их жизни и деятельности в городах придала некоторым из них , прежде всего Александрии , совершенно особый облик , который иногда называют средиземноморским или ле-вантинским „

Индийцы и ливанцы Тропической Африки за несколько де- ■ сятилетий прошли путь от горст л нищих , необразованных-, иммигрантов к довольно многочисленным /несколько сот тысяч человек/ , процветающим , контролирующим значительную

часть экономики своих стран общинам . Они имели развитую общинную инфраструктуру - сеть школ , больниц , храмов , ' благотворительных , культурных , спортивных заведений , ' торговых палат , -собственные газеты и т.д. -

Всего этого "торговые меньшинства" достигли благодаря собственной энергии , предприимчивости , корпоративной солидарности умноженной на покровительство колонизаторов , Запада вообще . Роль "стыковочного звена" между западными и афро-азиатскими общества«! , между мировой рвиочной экономикой и натуральными или полу-натуральными аграрными хозяйствами колоний и полу-колоний , функция агента колониального освоения и модернизации их позволила достичь рассматриваемым группам такого процветания , какого не было . ни до , ни после .

Это создавало и новые проблемы , закладывало предпосылки новых противоречий и конфликтов . Европеизация способствовав а деловому успеху и процветанию , но создавала разрыв мезду поколениями и , самое главное , разрушала традиционную систему отношений и связей с большинством . К этому же вело неуклонное распространение товарно-денекных отношений в среде коренного населения формирование арабского и африканского среднего слоя - дельцов , служащих, чиновников , лиц свободны^ профессий . Все они претендовали на "экономическую нишу" "торговых меньшинств" . Недостаток опыта , знаний , средств они возмещали численностью , политической энергией и влиянием . Не имея возможности конкурировать на равных , они стали применять силовые методы , Существовавшая всегда напряженность вокруг общин стремительно возрастает , часто прорываясь открытыми конфликтам - угрозами , бойкотами , погромами . Колониальные власти продолжали обеспечивать довольно высокий уровень безопасности , но приближающаяся деколонизация остро поставила перед общинами проблему выживания .

Глава III . "Торговые меньшинства" в пост-колониальный период : отторжение и интеграция в принимающих обществах'.'

Уход колониальной администрации и медленное , мучитель-, ное становление национальной государственности , неизбежное в этих условиях ослабление власти как таковой , Формирование местных политических элит , неопытных , "верхиде-ологизировашшх , неуверенных в себе и потому радикальных, иющнейший всплеск национального самосознания ■, почти всегда переходящий в шовинизм и ксенофобию , агрессивный нажим конкурирующего коренного среднего слоя - все это поставило "торговые меньшинства" в совершенно новые условия заставило их искать новый облик , новое место в изменившемся мире - насколько этот мир-предоставлял такую возможность- .

В первые месяцы деколонизации казалось , что у них осталась только одна "ниша" - быть "козлом отпущения" , видимым , безусловным и слабыи врагом для всех , таким врагом , борьба с которым объединяла самые разнородные силы в молог"х государствах , способствовала формированию искомого национального единства , Для традиционалистов они были носителями ненавистного "духа капитализма" , для приверженцев социалистической идеи - эксплуататорами , для.' предпринимательских элементов - конкурентами для массы покупателей - хитроумными и пронырливыми торгашами , для политиков и чиновников - прислужниками колонизаторов ,' силой нелояльной , а то и просто враждебной идеалам независимости . Для всех - "чужаками" , раздражающими уже своей социокультурной чужеродностью , впеленностью .нежеланием слиться , раствориться в принимающем обществе.

Казалось , их дни- сочтены . 'Почти везде в первые'годы независимости происходят погромы , бойкоты , государственно организованное выдавливание , ограничения в гра^- • данских правах п возможностях для экономической деятельности . В результате , многие общины исчезли , остальные начали сворачивать свою деятельность .

Массовый , лавинообразный характер принял "исход" ев-рееь из арабских стран . За несколько лет от древних , .. казалось навсегда вросших в экономическую и социокуль-

турную ткань блшкневосточяых обнеств общин , жившие полнокровной экономической , религиозной и культурной жизнью , в у.алдоп кз стран , за исключением Марокко , осталось по нескольку сот келавдях сереть на родине предков стариков . Значительную роль в "исходе • с1»-рал и притягивающий Фактор Израиля , вообще весь .комплекс обстоятельств связанных с его образованием и ролью в регионе . Однако , один только анализ динамики еврейской эмиграции свидетельствует , что основные всплески , пики ее совпадали не с событиями ближневосточного конфликта , а с этапами-деколонизации и с политическими потрясениями в своих странах . Роль выталкивающих Факторов была явно преобладающей . Тем более , что значительный эмиграционный поток направился . не только в Израиль , но и во Францию , США , Канаду .

В ходе"экономической войны" , объявленной диктаторским режимом И.Амина в Уганде , там в течение нескольких меся* цев пс.:ностыэ исчезла 70-тысячная индийская община . Все имущество ее членов было экспроприировано и разграблено, а сами они насильственно депортирораш ,

Почти во всех странах Тропической Африки прокатились кампании "африканизации". Их основной целью было вытеснить "азиатов" из тех отраслей экономики , на которые претендовали африканцы . ф

Но когда немного"улеглась пыль" деколонизации » укрепилась новая государственность и в чем-то новые общественные отношения , "торговые меньшинства" вновь оказались востребованными . Выяснилось , что они давно и прочно стали органической частью принимающих обществ-, что меры по их изгнанию , выдавливанию или дискриминации обязательно ведут к огромным экономическим трудностям , а то и просто катастрофам , как это случилось в Уганде . Африканские элиты убедились , что от нормальных взаимоотношений с этими неудобными , нелюбимыми , но оказавшимися столь необходимыми группами, зависит оощественно-по-литическая стабильность и динамика развития экономики .

Там , где "торговые меньшинства" сумели пережить "ревущие шестидесятые" деколонизации , они быстро и эффективно налаживают взаимовыгодные отношения с африканскими поли» . тиками , виновниками , дельцами . Это необходимая предпо^ "¡ылка их выживания и делового успеха . Способы интегра-даш не новы , они отработаны десятилетиями взаимоотноше-1шй с самими разнообразными властями . Это финансирование политических партий и движений , оказание разнообразных услуг влиятельным людям и кланам , прямой подкуп . Растет роль таких инструментов как создание совместных предприятий , бесплатное выделение крупных пакетов акций, привлечение представителей коренной элиты в директораты ■ акционерных компаний и т.д. Реальной перспективой становится такое сращивание интересов , что покровительство "торговым меньшинствам" становится собственным , причем_ важнейшим интересом правящей элиты .

■Доказателен в этом смысле пример ливанцев Западной Африки . Пережив немалые трудности в первые годы независимости , подвергнувшись стадартному набору экономических ограничений , иногда и репрессий , они не только не уме- . ньщили масштабов своей деятельности , но вывели ее на но- • вый уровень .. На порядок /от нескольких десятков до нескольких сотен человек/ выросла их численность . Многие представители африканской элиты-, настроенные в свое время резко антигливански , разделяют сейчас мнение покойного патриарха африканской политики , бывшего президента Кот д'Ивуар Ф.Уфуэ-Буаньи : "Ливанцев нам сам Бог послал. Нам надо г-;ячески их защищать".

Вместо Заключения . "Торговые меньшинства" в приникающем обществе симбиоз - конфликт - интеграция".

В этом раздело рассматриваются некоторые общие характеристики "торсовых меньшинств" . Прежде всего , это обе- . тоят^льства и контекст их формирования , факторы , способ-, ствующие многовековому существованию , удивительной устой-

чивости нкзкостатусных , политически бессильных и относительно богатых групп в мире , где не существовало гарант".

безопасности жизни и имущества всех , а их особенно . Бакен вопрос о том , какие групп-' и почеау становились "торговыми меньшинствами" , зависело ли это от качества "исходного материала" или от "производствешюй ситуации", в которую попадали те или иные общности . Сопоставление конкретных ситуаций дает основание отказаться от первой позиции , от того , чтобы признать те или иные народы "торговца»® по крови" говоря словами В.Зомбарта '. В рассматриваемом регионе в таком качестве выступают христиан не , мусульмане , кудеи , парсы , индусы , но этнической принадлежности - это евреи , арабы , берйеры , армяне , греки , мальтийцы , персы , китайцы , представители многих народов Индостана . Слишком большой набор для того , чтобы говорить , что у всех .имеется природная склонность к "торгаыеству".

Имеются и просто лабораторяо-чистые ситуации , подтверждающие f^o . У тех же евреев - классического , модельного "торгового народа" , сохранившего это вачоство среди различных народов и культур ,есть /вернее была-до недавнего времени/ чистю крестьянская общность - эфиопские фалазк . ^щийские офцины Маврикия и Мадагаскара iTop-мировались в одно время и одинаково . lío на Маврикие переселенцы и их потомки создали деревенское , крестьянское большинство , а на Мадагаскаре - типичное "торговое меньшинство". Из однородного "исходного материала" , попавшего в различный "контекст" , несхожие обстоятельства, сформировались отличающиеся по своей природе , экономической специализации , 'статусу и образу жизни группы.

Важное значение имеют также и некоторые -исходные качества рассматриваемых групп , а также свойства , приобретаемые в процессе адаптации . И здесь необходимо выделить положение "чужака" , аутсайдера . В его основе могут ле-

яать различные обстоятельства - пряшлость , еоциокультур-ная , религиозная расовая- , национальна? "внделенность" Но в любом случае это ставит их вне рамок системн социальных связей и обязательств . Особенно Нормирует и подчеркнет их аутсайдерство невключенность в деревенский мир , отстраненность от земли . Земля воспринималась в традкци-' онных земледельческих обществах не только как средство производства /а может быть и не столько/ , но как нечто сакральное , дающее в том числе и статус хозяина , вообте более высокий статус по сравнению с теш , кто на земле ле работает , С другой стороны , положение "чужака" давало преимущество для ведения бизнеса . Зму разрешалось тоу • что порицалось или прямо запрещалось своему .

лизнь в чужеродном окружении формировала набор качеств,/ способствовавших 'предпринимательскому успеху . Их особенно отчетливо демонстрируют сравнительно молодые иммигрантские оищинн . Сам факт миграции , означавший "прыжок в неизвестность", отрыв от семьн , привычного существования . веками отлаженного уклада и ритма жизни , повышал ценно-' сть таких человеческих качеств как. подвижность , динамизм . предприимчивость , даже авантюрность , умение быстро ори- • ентироваться в новых и стремительно меняющихся обстоятельствах , адаптивность . Умение жить в чужом мире , отно« сительно легко переходить из одного мира в другой , с одного языка на другой , готовность к освоению нового - обя-. зательные качества "торговых меньшинств".

Одна из ключевых характеристик - общинпость . Ьез органического растворения человека в группе , без существования мощной , разветвленной системы норм , правил поведения , институтов , жесткой структуры подчинения и покровительства , внутригрупповой иерархии , строкайшего взаимного контроля и суровых санкций к нарушителям вклеить в чужеродном окружении было просто невозможно . Корпора-тиви м , общинная солидарность были не только единственно возможной , естественной йормол устройства жизни в традиционном обществе•, нг только инструментам выживания , но и важнейшей предпосылкой.делового успеха . В рамках об-

щии и на их основе эффективно функционировали торговые и финансовые структуры , покрывавшие иногда огромные расстояния .' По ним эффективно циркулировали товары , финансы, информация . Не менее важной функгаей общины было моральное одобрение предпринимательских уси^й и делового успел ' ха своих членов , выработка и поддержание соответствующей системы ценностей . Здесь происходило накопление и транс' ляция опыта поколений., в т.ч. и опыта экономической деятельности . Только здесь можно было испытать чувство защищенности , поддержки , понимания - все это для бизнеса не менее важно , чем доступ к кредиту или деловой информации .

/ . Казалось , с приходом европейцев , несших с собой индивидуалистическую систему ценностей , общннность должна была разлагаться , эрродировать . Ослабло внешнее давление на общины шла их европеизация . Однако , европеи-зироваьлое , секуляризированное , индивидуалистическое молодое поколение продолжало сохранять и развивать общин* ные институты . Этому способствовала мощная многовековая инерция , осознанная элитой общин необходимость сохранения идентичности , чисто прагматические соображения . Опора на общину оставалась Фактором силы во взаимоотношениях с колониальными властями , европейскими дельцами, элитой принимающего общества Общинные институты зачастую становились не препятствием , не пассивным объектом , . а эффективным инструментом модершгаащш . Особенно ярко _это продемонстрировала история секты исмаилитов-ходжа , общины последователей Ага-хана . В результате целенаправленного и умелого использовшшя общинных институтов , прежде всего статуса имама и его безграничную власть над последователями исмаилиты-ходжа , бывшие еще в конце XIX в. типичным средневековым образованием , передававшим к тому же огромные внутренние трудности и конфликты, стали к настоящему времени сообществом людей , свободно ориентирующихся в' индустриальном , рыночном мире , добившихся в нем социального успеха и экономического процветания . В то же время , это не привело к утрате корпора-

тивншг связей и отношений , к эррозии общинных институт тов и лояльности , к индивидуализму и космополитизму . В экономическом плане община стала своеобразной транснациональной корпорацией L ведущей свои операции по всему све-'ij , причем делающей это чрезвычайно эффективно .

"Торговые-меньшинства" веками были рыночным элементом в обществе нерыночном . В сочетании с положением "чужаков" ,это (Нормировало целый комплекс качеств , одинаково присущих всем этим группам : адаптивность , приспосабливаемо-сть , желание и умение осваивать и соблюдать нравы , обычаи , нормы поведения принимающего общества , его язык , систему ценностей . Необходимо было уметь , сохраняя свои идентичность , не раздражать ею окружающих . Характер профессиональной деятельности Нормировал предприимчивость, динамизм , подвижность , умете реагировать на изменения ситуации , привычку к восприятию нового , неожиданного. Создавало" человек , полностью ориентированный на деловой успех!' , который выражался количественно' - в денежной форл ме . Бизнес перерастает рамки профессии , становится об- • разом жизни , почти инстинктом . Предпринимательская деятельность расценивается как Служение , а успех в' ней , материальные результаты - как высшее одобрение эвой деятельности . Нормой было умение жить одновременно в нескольких социокультурных , языковых мирах , так же как и стремлен.. ние и умение посредничать между ними , заниматься переводом в самом шировом смысле этого слова .

Все эти качества подмечались окружающими и соответствующим образом интерпретировалисв Формировались зтносте-реотипы . В ...ix закладывался, спрессованный опыт многих поколений , опыт , полученный в результате постоянного межгруппового взаимодействия , контакта , сожительства . Стереотип - вовсе не исследовательский инструмент , он не претендует на эвристичность , на получение объективного-знания . Его главная составляющая - отношение . Опыт контакта организуется и окрашивается этим отношением , при этом ненужное , невписывающееся отбрасывается , противо-

речия просто не замечаются , отсутствие причинно-следственных связей игнорируется . Доказательства или рациональ-нп объяснения не требуются . Именно поэтому стереотип так важен в качестве объекта исследования . Он позволяет выявить "человеческую составляют^»)" отношений , то иррациональное , что присутствует всегда и что трудно объяснить материальными Факторами , реальными интересами .Еще более паяно то , что стереотипы - это не только индикатор межгрупповых отношений , но и их регулятор .

Поразительно то , что в огромном регионе , среди различных народов , почти никак не общающихся друг с другом , ■по отношению к различным "торговым меньшинствам" формиро- ' вались стереотипы , совпадающие почти дословно . Их анализу и описанию посвящена значительная часть раздела , здесь же стоит только отметить , что их вакнейшими составляющими были соответствующим образом оцннешше комплексы "чу :аков" и "торгашей" .

При всей огромной адаптивности "торговых меньшинств" , при острой заинтересованности принимающих обществ в их услугах , сгио существование и деятельность таких групп создавало вокруг них "поле напряженности" , зачастую -острейшие конфликты . Вообще говоря , конфликт - это естественный , нормальный тип взаимоотношений в рбществе , особенно между разнородными его элементами . В конфликтной атмосфере вокруг "торговых меньшинств" нет ничего экстраординарного , учитывая их чужеродность и характер деятельности /сам акт-торговли конфликтен по условию /. Имеются различные пути и способы разрешения конфликта -от деструктивных попыток его уничтожения путем уничтожения участников /пример Уганды здесь наиболее показателен/ } до различных стратегий управления конЯишктом , до стремления использовать его в качестве конструктивного фактора , составной части механизма развития общества . Второй путь реализуется секчас в стратегии . интеграции "торговых меньшинств" в структуру независи-

мой государственности , в использовании их потенциала в целях ускоренного социально-экономического развития .Путь трудный , болезненный , но реальныл . Об этом говорит и опыт китайцев ЮВА-, и собственны^ первые шаги "азиатов" Тропической Африки .

В любом случае , эта интеграция предусматривает и бу«у дет предусматривать в обозримом будущем , сохранение, "торговых меньшинств" как групп , поддержание и укрепление их социокультурной и этнической идентичности , продолжение их -¿воноьздческой Функции и специализаций . Альтернативой этому может быть только их исчезновение . То , что произошло с их аналогами в рыночных , постиндустриальных странах Запада , когда исчезла общественная потребность в таких группах , общество атамиэиро-валось , индивидуализировалось , отказалось от общин-ности как основного принципа своего построения , короче говори , когда "торговые меньшинства" исчерпали своя функцию и исчезли в этом качестве , возможно когда-нибудь я'произойдет в афро-азиатских обществах', но это будет настолько не скоро , что не колет быть пока предметом научного анализа .

17 . ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ ОПУБЛИКОВАНЫ СЛЕДУЮЩИЕ РАКрТН :

1. Крупная буржуазия Египта накунунс революции 1952 года -Иркутск : Изд.Ирк. ун-та , 1983 _ /10 п.л./

2. Иностранный капитал в акционерных обществах Египта на" кануне революции 1952 г. // Вестник Московского университета . Сер. востоковедение - 1976 - К 2 /I п.л./

3. Генезис и структура крупной египетской буржуазии /первая половина XX в./ //^Народы Азии и Африки - 1977 -» 2 /I П.л./

4. Генезис и структура египетской буржуазии : некоторые

" проблемы зарубежной историографии . // Страны Востока : проблемы социально-экономического и политического развития / Тез. докл. - Иркутск , 1982 /0,2 п.л./

5,. Национальные меньшинства и инонациональная буржуазия Египта / первая половина XX в./ // Арабские страны : история и современность - М.; Наука , 1981 /I п.л./

8. Ливанская буржуазия в странах Западной Африки . // 17 Всесоюзная конкуренция арабистов /Ереван , 1985/ / Тез. докл . и сообщ. - Ереван , 1985 /0,2 п.л./

7. Иагнанпо индо-пакистанцев из Уганды : уроки"окончательного решения" проблемы инонациональной буржуазии // Вестник Московского университета . Сер. 13 . Востоковедение . - 1989 -И /I п.л./

8. Роль "пре/.лркшшательских" этно-конфессиональных ме-

' ньшинств в формировании современной социальной структуры Египта // Вестник Московского ушверситета . Сер 13 . Востоковедение .- 1990 -И I /в ссавт./ /I п.л./

9. Формирование современной социальной структуры Египта: вклад инонациональных меньшинств / конец ХУШ -.первая половина XX вв./ // ан-Нахдж /Никозил/ - 1991 -& "3 /на араб.яз./ /в соавт./ / 1,5 п.л./

10 . Этноконфассиональиые меньшинства и формирование бур- '

жуазии арабских стран -// Восток в новое время . Эко-ношка , государственный строй - М. ¡Наука , 1991 /1,5 п.л./ "

11 . "Торговые меньшинства" Арабского Востока' как агент

вестернизации и интеграции в мировую экономику // Восток в мировой экономической системе /ХУ1 - XX вв./ /Тез. докл. - М.,1992 /0,2 п.л./

12 . Ливанская община в Западной Африке // Расы'и народч. ■ Вып. 21 - М.:11аука , 1992 /I п.л./

13 . "Торговые меньшинства" Арабского Востока и Тропичес-

кой Африки : некоторые механизмы формирования стереотипа // 1У Всесоюзная конференция востоковедов "Восток : прошлое и будущее народов" /Тез . докл. -М.,1991 , Т; I /0,2 п.л./ . 14 . "Образ азиата" , "Торговые меньшинства" Тропичес-. кой Африки глазами африканцев // Африка : культура, зтничность , языв - М.,1991 /0,5 п.л./ . . 15 . Судьбы еврейских' общин арабских стран в колониаль -ный и пост-колониальный период // Сибирский еврейс- . кий сборник .¡81- Иркутск- : Арком , 1992 /1,5 п.л / '

16 . "Исход" евреев из арабских стран : причины и послед-

ствия // Россия и народы Востока . Проблемы исследования и преподавания истории стран Азии и Африки в высших учебных заведениях / Тез. докл. - Иркутск , 1993 / 0,2 п.л./

17 . "Торговые меньшинства" Африки в иноэтничном окру-

жена : симбиоз - конфликт - интеграция // Историческое познание : традиция и новация / Тез. докл.- ' Ккевск , 1993 / 0,2 п.л./ Ш . "Образ азиата" в Тропической Африке : некоторые аспекты формирования стереотипа // Восток -.1991 -.'5 4/1 П.Л./ ' , ; ,

19 . Процесс формирования, китяйской диаспоры в Сибири как объект мониторинга и анализа // Россия и Восток : проблемы взаимодействия / Тез. д<3кл-. - Уфа <, 1993 /0,,2 п;л./

20. Диаспора как исследовательская проблема // Диаспоры в историческом времени и пространстве .. Националь-

'ная ситуация в Восточной Сибири / Тез.докл. - Ир. куток , 1994 /0,4 п.л./

21. "Азиаты" Кении : "Торговое меньшинство" в условиях независимости // Россия , Сибирь и страны Азиатско-Тихоокеанского региона /' Тез. докл. - Иркутск , 1994 /0,2 п.л./

22. "Торговые меньшинства" современного Иркутска : проблема стабильности и конгТтликта в российскойпро-винции // Россия и Восток : проблемы взаимодействия / Тез.докл. - Челябинск , 1995 , Т.2 /0,5 п.л./

23. "Кавказцы" в российской провинции : криминальный эпизод как индикатор уровня межэтнической напряженности // Вестник Евразии - 1995 - № I /в соавт./

/ I п.л./

24. Торговые меньшинства" Иркутска и принимающее общество / история и современность / // Взаимоотношения народов Россш , Сибири.и стран Востока : история и современность - Ыосква-Иркутск , 1995

/в совт/ /0,5 п.л./

Всего по теме диссертации и смежным проблемамавтором

опубликовано 34 работы общим объемом более.30 п.л.

Бдэ 5 статей сданы в печать .

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на

заседании кафедры истории стран Ближнего и Среднего

Востока ИСАА при МГУ 14 июня 1995 г.