автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Традиции и новаторство в творчестве Ю.П. Казакова

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Байнеева, Кулияш Темиргалиевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Традиции и новаторство в творчестве Ю.П. Казакова'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции и новаторство в творчестве Ю.П. Казакова"

п~ п о [\

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА П ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. П. ЛЕНИНА

СпсциплпзнроЕ.ишьш оо:!Ст К 053.0!. 10

На правах рукоппся

БАШШЕСА Кулиш Тсг.шргалневна

ТРАДИЦИИ II НОВАТОРСТВО В ТВОРЧЕСТВЕ 10. П. КАЗАКОВА

Специальность 10.01.02 — литература пародов.СССР (советского периода)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата; филологических наук

Москва 1993

Работа выполнена. в Московском ордена Лошша ¡и ордена Трудового Кратного она:: он и педагог:: ческом государственном университете имени 1). II. Ленина.

] I а у ч и ы Л р у 1; о в о д п т с л ь:

кандидат фило.:т; пческнл наук-, доцент 11. Л. СЛЛШШЛ

С) ф и д г. а л ь и ы е о и гт о н о и т ьт:

кандидат филологических наук Т. 11. СЛСЬКОВЛ

I'»сдуцая оргаш.чацня: Институт мировой литератур].! имели Л. М. Горького РЛ1Г.

На щита диссертации состоится «............И)!)3 г. а

■ П чаем:; па а к-едачни сиоциалиаиронашнач) сонета К 053.01.1!) по 1ф1!1.,у;кде;.|;ю учеши"! степени кандидата филологических па\ к а Московском орд,сна Ленина и ордена Трудового Красного Пиамеан педагогическом государственном университете имени П. II. Ленина но адресу: Москва, Малая Пироговская ул., .1,

О днп'орт.н'н;'!' можно ознакомиться I! библиотеке МП Г У имени П. П. Ленина по адресу: 119882, Москва, Малая Пнро-|'о1;п;ан. а. I.

УД-

шиалпзиропанпого совета \ А. 13. КЛРЛВЛШКИП

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Образно говоря, движение всемирной истории шжта представить в ввде бесконечной кривой,. 1де точки минимума обозначай упадок, а точки максимума вошгощеют расцвет цивилизации. Плавная, безмятеино-спокойная эволюция сменяется коренной ломкой сложившихся устоев в тех или иных сферах общественной жизни, достигая своего апогея в социальной революции.

Переживаемое Россией й другими, в недавнем прошлом братскими республиками бывшего советского Союза, время уяе сейчас оценивается как смутное. Разрушена некогда шгучая деркава, оборонный, экономический, культурный потенциал которой порождал уважение всего мирового сообщества; искакается, а порой и оплевывается история, пусть и коммунистическая, но история великой страны; на смену повальному единогласию и единомыслию, ныне ностальгически ощутимой уверенности в завтрашнем дне, пришли, 1фоие всего прочего, духовные разброд и шатания, массовая потеря ценностных ориентаций у взрослой части населения и полное отсутствие веры в какие-либо общественные идеалы среди значительного слоя, современной молодежи.

С учетом такого переломного характера нынешней исторической ситуации обращение к проблеме взаимодействия традиций и новаторства, даже на материале литературы, приобретает особую актуальность. Этны подчеркивается как бы непрерывность исторического процесса, непрезсодяцее значение в нем предшествующего социального опыта, накопленного в различных областях как материальной, гая я духовной сфер общественной жизни.

Творчество Ю.П.Казакова / 1927-1982 / - известного русско»: писателя - связано о развитием советской прозы 50-70-х годов Это было время тотального проникновения КПСС во все поры социальной жизни, особенно сщутиш и властно партийный диктат осуществлялся в области вдеолопш г искусства. Учет специфики политического режима, особенностей царившей в стране духовной атмэсфе-ры, проявившейся в литературе в насавдении и официальном признания лишь метода социалистического реализма, позволяет более чет-

ко и взвешенно понять мировосприятие такого писателя, как Ю.Казаков, своеобразие его индивидуальной творческой манеры.

В центре художественно-эстетической концепции Ю.Казакова находится частная жизнь ивдиввда, вовлеченного в орбиту художественного анализа в отдельный,, фрагмзнтарно взятый шмент сво-. его бытия. Писателя, в отличие от его маститых, собратьев по перу, вовсе не интересует человек как активный субъект общественных отношений, в этом коренится нравственно-философский ла£ос и лирический характер творчества писателя.' Отскда, глубокий и стойки!; интерес автора к "патриархальщине", к быту и жизни аи- . телей Русского Севера, в сохранившешя укладе деятельности и образе миросозерцания которых, писатель ввдит истоки национального бытия и истинный смысл человеческого существования. Именно этим обусловлено преклонение Ю.Казакова перед шгуществом и красотой природы, которая выступает у него в качестве самодостаточной 1фавственно-эстетической ценности.

Нельзя утверздать, что Ю.Казаков относится к числу "камерных" писателей, что он не ставит в своем творчестве больших общественных проблем. В его произведениях обнаруживается постоянный поиск новых тем, сюяетов, героев, новых средств художественного воплощения персонажей, поиск иных форм повествования. Неслу чайно поэтому дальнейшая творческая эволюция писателя характеризуется обрацением к элементам сатирического изображения совре- . менной ещ действительности, а такие попыткой осмыслить средств вами литературы фатальное и губительное воздействие войны па судьбу человека.

Особенности художественно-эстетической концепции Ю. Казаке-» ва нашли своеобразное преломление в литературной форме его про- . взведений, определив приверженность писателя яанру рассказа. В фабульном отношении его произведения непритязательны, они не захватывает воображение читателя занимательностью и закрученностьо сваета. Событийная канва в них отходит на задний план, уступая место художественному осмыслению переживаний и настроений repd-ев. для передачи душевного состояния персонажей прозаик активно использует различные приемы ритмизации повествования.

Авторское начало в его произведениях макет быть сведено до минимума, когда писатель предоставляет действующим лицам цраво самостоятельно высказать Переполняющие их мысли и чувства. В иных случаях автор передает собственное отношение к происходящему, выступая в образе героя-рассказчика. В качестве самостоятельного персонажа у Ю.Казакова макет выступать и природа, которая то помогает героям понять смутные и неосознаваемые влечения душа, то подталкивает их к принятию верного решения.

Подобно произведениям классиков русской литературы финалы рассказов Ю.Казакова носят открытый характер, его герои не поддаются однозначной оценке. Автор словно предлагает читателю самому дошслить, дорассказать прочитанное.

Новаторский характер творческих поисков Ю.Казакова сопровождался сознательной приверженностью писателя традициям великой русской классической литературы, вдейно-худоаествешше достижения которой, он осмысливая и творчески преобразовывал на материале современной егду действительности.

Итак, общечеловеческая направленность вдейного содержания произведений Ю.Казакова, новаторский и оригинальный характер его ивдизвдуальной манеры созвучны духу свободы и свободомыслия, цронизывдацих содержание нынешнего этапа истории страны. В этой . связи актуальность поставленной в диссертации проблемы существенно возрастает.

Вместе с тем актуальность исследования вызывается и специфическим научным интересом, стремлением разрешить неразраЗ от энные или малоразработанные вопросы литературного наследия писателя.

Степень научной разработанности проблема. Проблема трзди-«ции и новаторства относится к разряду вечных проблем эстетики и конкретно-искусствоведческих дисциплин, поскольку отражает про--цесс и результат художественного творчества. Фундаментальный характер данной проблемы обусловил введение в структуру диссертации первой главы, которая носит теоретический х Ер актер. При освещении этого раздела соискатель-опирался на методологические положения В.Г.Белинского, Л.Н.Толстого, Я.Г.Чернышевского, а также на труды известных философов / Баллер Э.А., Маркарян Э.С. и др./, литературоведов и эстетиков / М.М.Бахтин, Ю.Б.Борев,

В.В.Ванслов, В.В.Коаинов, Д.С.Лихачев, М.Б.Храпчеахо и др./. Наиболее существенную помощь в раскрытии содержания первой главы оказали работы А. С.Бушмина.

Изложение последующих глав опиралось на литературоведческие исследования по проблемам русского и современного рассказа •• / В.В.Гусев, Э.А.Шубин и др./, на раЗоты, в которых рассматри-. вается творчество А.П.Чехова, И.А.Бунина, .И.С.Тургенева, а также на многочисленные критические статьи, посвяценные анализу художественных произведений Ю.Казакова. В диссертационных работах Н.А.Бря5иной, А.П.Казаркина, Н.А.Куц'елько, Р.Д.Цивина раскрываются отдельные аспекты художественного мастерства писателя: роль художественной детали и ее.значение в композиции произведений, приемы раскрытия характера героев, особенности сшета. Единственной диссертацией, специально посвяценной анализу творчества Ю.П.Казакова, является работа Н.А.Чекулиной, в основу которой положен проблемно-хронологический принцип исследования. Большая и плодотворная работа по изучению литературного наследия прозаика йроделана И.С.Кузьмичевым. Им написана единственная пока монография о Ю.Казакове. Кроме того, он участвовал в подготовке к изданию книги набросков и^заметок, непублиновавшихся прежде произведений писателя. .

Вместе с тем в научной и критической литературе о Ю.Казакове до сих пор отсутствует целостный анализ бунинских-традиций/ в рассказах художника, не в полной мере освещено тургеневское начало в его творчестве. Рассмотрение основных этапов эволюции -Ю.Казакова как мастера художественного, слова осуществляется вне связи с ранним периодом его творчества и без учета особенностей . незавершенных произведений. Диссертант в ходе своего исследования попытался преодолеть отмеченные недостатки и упущения.

Целью исследования, в прямом соответствии с его предмэтом," является анализ взаимодействия традиций русской классической литературы и новаторских поисков в творчестве Ю.П.Казакова.

Определение цели исследования дает возможность сформулировать его основные задачи: -

- показать специфику взаимодействия традиций и новаторства в литературе и искусстве;

- раскрыть творческий характер усвоения вдейно-художест- , венных достижений русской классической литературы в произведе-

ворной литературной деятельности. Во второй части параграфа соискатель рассматривает методику.исследования традиций и новаторства в творчестве отдельного писателя.

Основная часть диссертационной работы посвяцена исследованию творческого наследия Ю.П.Казакова, где автор диссертации дает собственную интерпретацию произведений писателя. Цель второй главы, которая обозначена как "Традиции русской классической литературы в творчестве Ю.П.Казакова", показать оригинальный характер усвоения вдейно-худояественных достижений великих ■ предшественников. В первом парагра&е главы - "Ю.П.Казаков и А.П.Чехов", анализ чеховских традиций проводится на пртлере рассказов "Туман", "Двое в декабре" и. "Проклятый Север".

. -Тема счастья, являясь стержневой в творчестве Ю.Казакова /"Осень в дубовых листьях", "Мам и Ева", "на острове" п т.д./, объединяет указанные произведения. Их персонани стремятся к счастью, говорят и тоскуют о нем, это то внутренне непобедимое состояние душ, .которое определяет поведение и отношения героев к окруяаацему миру. Счастье недосягаемо, мимолетно, хрупко, но герои Ю.Казакова, так страстно пытающиеся его обрести, иногда сами разрушают или не используют возможности его достижения. В этом состоит существенное отличие от чеховского понимания счастья, недостижимость которого связывалась, в основном, с общей "неразумностью", античеловеческим укладом российской жизни. Ответственность за свою судьбу, личное неблагополучие Ю.Казаков полностью накладывает на человека, отдельная личность в сдере своей повседневной яизни имеет возюяность решать свою судьбу в соответствии с келаемым.

Творчески опираясь на художественные искания А. П. Чехова, Ю.Казаков в рассказе "Проклятый Север" непосредственно исследует и салу личность писателя, причем рисует не хрестоматийный облик А.Чехова, а шизой, портрет человека. Рассказу подчеркнуто придается элемент субъективности в изобрааешт классика русской литературы, облик которого воссоздается через восприятие героев повествования, двух отдыхающих в Ялте рыбаков. Благодаря тако.'у приему выявляется кивая потребность в непосредственном общении с великим писателем, которую у Ю.Казакова ощущают люди обыкновенные."

Прием контраста, прямого противопоставления пронизывает

весь рассказ, начиная с его названия "Проклятый Север". Герои произведения, наЗлвдая юлсную природу» постоянно воспроизводят : в своем сознании облик,' родной, северной. Введение в образную систему рассказа иудиного дерева привносит мотив измены, преда- ' -тельства всего того, ч£о дорого и дало им: работы, друзей,„шря, Севера, они приходят к осознанию истинной ценнЬста; через'бопри-косновение с чужим для них. Таким образом, понятие севера-и юга ; в контексте рассказа наполняется новым, не гемрафическшя,: :а. окорее, нравственно-психологическим содержанием.. Попыткой'найти . неподдельное, чистое и стала поездка к Чехову, судьба которого перекликается с переживаниями героев, людьми другой эпохи. : Так .. стираются временные границы. прямое обрацение к личнооти А.Чехова дает возможность через образы рыбаков выразить свое сббствен- ? ное отношение к писателю. Это один из героев рассказа, Наверное, . самый главный, ведь он является своеобразной нравственнойточкой отсчета.. ' '

А.Чехов близок Ю.Казакову неизменным, неистребимым вниманием к обыкновенно^ человеку в "простейшей" ситуации. Из неоо- . тановимого потока текущей жизни берется довольно произвольный момент и описывается таю, что побуздаетчитателя к размышлениям, • переоценке окружающего. • ,■

Идейная общность обоих, писателей нашда своеобразное преломление и в определенной схввсести манеры письма, творческом ' . заимствовании Ю.Казаковым наработанных классиком художественных приемов. Так часто,используется чеховский;принцип.введения.шни- • мального количества сопроводительных комментариев., неприятие ок-т: рукшдей кизни героями передается посредством перебива изобрази-' телыю-сшсловых планов. Живо ощущается в казаковских текстах и специфическая музыкальность чеховской фразы, для чего использу-.. етоя трехчленное сочетание однородных синтаксических единиц, це-■ лые периоды, построенные на анафоре и синтаксическом параллелизме. • . " ■'

В пристрастии Ю.Казакова к определенным типам современной жизни, в способах обрисовки, в проявлении авторского начала явйо . чувствуется влияние И.А.Бунина, анализ чего составляет содержа- , ние второго гшрагргфа главы. Это глубокое воздействие И.Бунина, которой "обрушился" на писателя, как заявлял впоследствии Ю;Ка-. зеков, не раз отмечалось критикой, но нлкоцца подробно не иссле-;.

довалось. Молодого Ю.Казакова привлекла ле только сочная и плотная образность бунинских произведений, ясная и 'свежая ритмико-интонационная мелодика фразы, но и полное пренебрежение официоза/ . глубокий психологизм, близость к природе и естеству человека, высокая культура слова.

Активное приобщение к бунинркой традиции имело не просто художественное значение, но и в какой-то мере политической звучание. Этим подчеркивалась как бы прямая-связь литературы 50-х годов с классической русской литературой, представителем которой в 20-и столетии был И.А.Бунин. •

Открытая ориентация Ю.Казакова на художественный и Девственный опыт И.Бунина большинством критиков была воспринята отри^ ; цательно, хотя и нагадила поддержку и одобрение. Анализ рассказов, рассматриваемых в данном параграфе, тем самым преследует цель.не только обнаружения сходства и различий обоих писателей, ' но и опровержения тех критиков, которые обвиняли Ю.Казакова в эпигонстве и слепом подражании И.Бунину.

Подобно И.Бунину, Ю.Казаков в своих рассказах "Оленьи рогз / где его интересует состояние юной раскрывающейся дуии в ее соприкосновении с' природой /, на "на охоте". / в котором.основная коллизия предстает в соотнесении мироощущения отца и сына,__ушед- ' шего и настоящего / в.центр своего художественного исследования ставит человека с его переживаниями и настроениями, изображение которых и составляет сшетную основу повествования. Вместе с тем обоих писателей, в отличие от А.Чехова, в рассказах- которого действуют, в основном, заурядные лица, привлекают лвдп неординарные, необычные по своим внешним и внутренним качествам. Таг-кими предстают Тихон и Круглов, способные на сильные по глубине и длительности чувства, в рассказе "Старики".- Несколько особняком-в этой связи стоит рассказ "Странник", в котором писатель . стремится отобразить странничество как социальный феномен со-• временной ему жизни. Для И.Бунина .странничество - явление религиозного и нравственного порэдка, поэтому его странник в рассказе "Птицы небесные", показан как'человек высокой нравственной культуры. Ю.Казаков, стараясь избегать художественного воплоще-•ния идеологических клише,, рассматривающих странничество в каче-- стве переяотка прошлого в сознании людей, пытается быть объективным," предоставляя право высказаться селому герсю.

И.Бунина и Ю.Казакова - писателей разных и даже противо- . полочных кулътурно-ис.торических. формаций - объединяет преаде • всего обостренное внимание к частной жизни шщиввда, через художественное осмысление которой они штаотся выразить истинный смысл человечес^яго бытия, саш такое постижение невозможно вне соприкосновения с природой, вне осознания ее нравственной и эс-• тетической самоценности для личности, общность вдейно-эстети-ческих установок приводит к определенному структурном? сходству их прозы: фабульной непритязательности произведений, глубокому проникновению в мир человеческой души. Вот почему на первый план для названных писателей выступает настроение, эмоциональное состояние героев.

Своеобразным подтверждением неподдельного интереса Ю.Казакова к жизни и творчеству И.Бунина является очерк "Вилла Бельведер" - лирикр-публицистическое размышление о судьбе писателя, о мимолетности славы и о затерянности в чужом мире.. Сознательное . усвоение нравственно-психологического, вдейно-эстетического опыта И.Бунина помогло Ю.Казакову глубоко и оригинально выразить • противоречивое содержание окружавшей его социалистической дей- . ' ствительности. "■

Рассказы Ю.Казакова продолжают также традиции национального русского рассказа, который своими истоками уходит в "записки охотника" И.С. Тургенева. Характер освоения вдейно-художествешшх . достижений К.Тургенева в творчестве Ю.Казакова является объектом литературоведческого анализа третьего параграфа третьей главы.

Ранняя критика, советская и зарубежная, отметив влияние . К.Тургенева в произведениях писателя, не придала этому большого значения. Исторически и психологически такое отношение объяснимо 3 50-50-е годы основное читательское вншлание было сосредоточено попеременно то на произведениях Л.Чехова, то на литературных творениях И.Бунина, и И.Тургенева несколько "отстранили".

Проведенный в диссертации сопоставительный анализ рассказов Й.Тургенева /"Сввдание", "Певцы", "Хорь и Калиныч"/ с одной стороны, а также соответственно произведений Ю.Казакова /"На йолустанке", "Трали-вали", "Нестор и.Кир"/ позволяет соискатели сделать однозначный вывод о тематическом, сшетнбм п текстуальном сходстве указанных литературных произведений.

Особое место для понимания характера наследования ю.Каза-

ковым художественных традиций И.Тургенева занимает очерк "Нестор и Кир", который повествует о нелегкой судьбе умного и хозяйственного помора. Подлинной заслугой Ю.Казакова является то, что он попробовал "подойти к русскому народу с той ;се стороны, с какой зашел к нему" И.Тургенев в 19-м веке. И оказалось, что действительное положение не соответствует официальному представлению о народно^ киьни. Образ Нестора генетически восходит к тургеневскому Хоро, оба персонажа воплотили лучшие черты рус- . ского крестьянства - его трудолюбие, хозяйственную снетку, приверженность к традициям и образу жизни предков. Гоино ли теперь согласится с утверждениями тех критиков, будто Ю.Казаков - "ка- ■ мерный писатель", что он не ставил больших общественных проб- ' лем. Скорее всего, их просто не заметила. Ведь единственное, чего требует Нестор от властей или Хорь от барина - это всего лишь не мешать хозяйствовать.

Подводя итог сказанному, хотелось бы объяснить, почему в качестве литературных ориентиров Ю.Казакова названы А.Чехов, И.Бунин, И.Тургенев. Это диктуется обстоятельствами следующего . рода. Прехще всего Ю.Казакова роднит с этими писателями нров-ственно-философский и лирический характер его прозы, выразившийся в пристальном внимании к судьбе и переливаниям обыкновенного человека. При этом, раскрытие душевного состояния своих персонажей Ю.Казаков, подобно классикам русской литературы, стремится показать в соприкосновении с природой, которая выступает у него как высшая нравственная и эстетическая ценность^ С другой стороны, известное "подобие" художественно-эстетической концепции и художественного мышления писателей надло оригинальное преломление в творчестве самого Ю.П.Казакова. Он, заимствуя в определенной степени разработанные классиками ехпеты, характеры действующих лиц, стилистпчешше особенности, и т.д., ,• тем не менее выработал свой, присущий только ему стиль художественного изображения действительности. Наконец, писатель сам неоднократно признавался в тех мацны1-влияниях, которые он испытал со стороны А. Чехова и И.Бунина;

В третьей главе диссертации.- "Творческие искания и нрав-'ственно-чрилософские открытия Ю.П.Казакова" - соискатель, продолжая характеризовать особенности художественного мировоззрения писателя и его ивдиввдуальной манеры, стремится показать

новаторский характер творческих поисков Ю.Казакова. ' —

Литературное наследие писателя отличается ярко выраженной •' . нравственао-^шюсо^уской проблематикой и лирической 'направленностью. . Какие бы теш но затрагивал художник будь то рассказы о животных, история фрагментарных отношений меаду лвдьш иле описание быта и. характера жителей поморской деревни - в них. от-' четливо видны экзистенциальные штивы, стремление автора обнаружить коренные устои и смысл человеческого существования. Сложный, философский аспект поставленной задачи побуждает писателя обратиться к образам животных, чтобы на основе их жизни й поведения попытаться осмыслить эту проблему /"Тедди", "Дрктур,-гончий пес"/. Рассказ "Арктур - гончий пес" можно в определенной степени оценить как программный для творчества Ю.Казакова. Уже тоща, в конце 50-х годов, это произведение явно обнаружило главную нравственную установку писателя: выполнить свое предназначение, даке ценой собственной жизни, обязан кавдый.

; Известное "безразличие" Ю.Казакова к человеку как носителю социальных качеств, как субъекту коллективного действия является существенной чертой его художественного мышления. Писателя инте-

• ресует правде всего ивдиввд, эмоциональное состояние его душ.

' Поэтому, некоторые критики обвинили Ю.Казакова во "вневременнйс-ти" вдей, ситуаций, персонажей писателя, в "биологической" направленности его творчества. Акцент на анализе внутренних , перекиваний приводит художника. к . изображению психологии действую-'щих лиц в ее внешнем проявлении, что прослеживается.им порой на уровне физиологического противопоставления:.отец - сын, красивый парень - некрасивая девушка.

Рассказ "Некрасивая" продолжает разработку ЮЛ'азаковым темы предназначения, начатой им в новеллах- о животных, и показывает новый подход в осмыслении средствами литературы проблемы истинного существования: постижение подлинной экзистенции индивидуального бытия невозможно вне страдания. Пережитое, страдание не

• подавляет героиню произведения, скорее наоборот,' через страдание ей открылась пронзительная красота игра - ночное небо с полыхающими и падающими звездами.

Художественное осмысление роли эмоциональных потрясений в' постижении смысла собственного существования развивает -рассказ "Адам'и Ева", в котором Ю.Казаков обрадается к библейским моти-

вам. Подчеркнутый в названии религиозный оттенок повествования находит отражение..и в тшииеозроизведения. -Герой рассказа "Адам и Ева" - московский художник Агеев. Он испытывает кризисный момент своей жизни, думает о том, "как дальше жить", и находит спасение не в любви, а в творчестве. Знаменательно, что в постижении собственного смысла существования, в обретении самого . себя, герою произведения помогает не только красота природы, но И церковь. Сопряжение момента истинного црозрения с ццеей высшего сакрального объекта для советской литературы 60-х годов оказалось, несомненно, новым и смелым явлением.

Анализ рассказов "северного" цикла составляет содержание •второго параграфа третьей главы. В освоении новой для-писателя.• темы большую роль сыграли поездки Ю.Казакова на русский Север. Писателя сильно поразили нетронутая природа края. Белое море, непривычно светлые ночи и удивительный быт поморской деревни.

"Никшкины тайны" и "Манька" были первыми художественными произведениям Ю.Казакова о необыкновенном крае. В этих раз-сказах чувствуется некоторая литературность восприятия, затмевающая порой живость непосредственного впечатления; наблодает--1 ся явная ориентация на экспериментаторство в цзляс передачи близкой к оригиналу самобытной, народной, речи. Анализируя "Ни-кишкины тайны", диссертант оспаривает мнение Н.Чекулинбй,-определившей жанр произведения как рассказ-сказку. По мнению автора работы "Никишкины тайны" - талантливая стилизация под поморский народный сказ, сказовая интонация понадобилась Ю.Казакову для воосоздания поэтической детской натуры, воспринимающей мир как нечто совершенно- удивительное.

Рассказ Ю.Казакова "Никишкины. тайны" - щжий образец литературного мастерства писателя, в котором прекрасная стияиза-, .ция сочетается с великолепно выписанными картинами природы. • Причем, природа изображается как нечто антропоморфной, животные наделяются свойствами человеческою- сознания. Писатель переносит нас в мир, где лвди сосуществуют в редкостной гармонии с первозданной природой. Нравы и обычаи этого »лира сохранили опыт многих поколений и еще-не-,подверглись разрушительному во- адействию цивилизации. Жизнь поморской деревни находится как. бы в другом потоке исторического времени. Эта естественная* ■ приближенность к извечным основам бытия и привлекает Ю.Казажэд.

Своеобразным гимном остановившемуся времени представляется рассказ "поморка". Он статичен, в нем отсутствует динамика ' событий. Лапидарными' мазками, более угадывая, а не узнавая, пи-„ сатель как бы проникает в прошлое старухи Марфы. Глубокое и искреннее переливание позволяет постичь его, определяет лирический характер произведения. С этой целью автор использует прием ли-рико-ромактических вопросов - восклицаний, коэда герой-рассказчик только приступает к пониманию души и долгой аизни Марфы, а через ее образ, и поморской женщины. Так, образ главной героини из обыкновенной,-доживающей свой век старухи, вырастает до обоб-

• щшщего символа поморской неицины-трукеншщ.

Поездки на Север давали обильный жизненный материал для произведений Ю.Казакова. Таким образом родился "Северный дневник" . Дневниковый характер повествования позволил писателю объ~. единить написанное в разные годы и по разному поводу, не нарушая основной пи ей. главная цель, которой руководствовался Ю.Казаков -"познать Русский Север., как уникальный историко-культурный фено

• мен, как выражение русской национальной стихии.

Русский Север стан для Ю.Казакова не просто темой экзотической, новой, аде не освоенным литературой, жизненным материалом. Нет, он явился своего рода "духовной" Родиной, обретением дома, прикосновением к чистым первородным истокам национального бытия. Поэтому, писатель постоянно возврацается к Северу, его - природе и лздям. Ьа подчеркнуто-пристальным вниманием художника к патриархальному укладу жизни поморов, пока еще не испытавшего воздействия технотронной цивилизации, за показом гармонической близости северных кителей к природе и каждодневной их зависимости от ее капризов, просматривается неистребимое желание постичь коренные устои нравственности русской души.

Наше представление о творческих исканиях Ю.Казакова окажет ся неполным вне рассмотрения места и роли незавершенных произведений,, а такие литературных работ раннего периода для понимания художественной эволюции писателя. В этом состоит основное содержание третьего параграфа.

Самым значительным из всех незавершенных произведений Ю.

Казакова является набросок повести "Две" ночи" / 'Тазлучение душ"/, над которой он работал до последних дней своей низни. В основе повести лежит сопоставление двух ночей: военной, полной

N

страха и горя, и другой - в мирном времени, двадцать лет спустя. У героя на всю низнь остается ясно осознаваемое и мучительно перевиваемое чувство вины за то, что он, единственный из всех участников той ужасной ночи, оказался жив. Так возникает сквозной мотив произведений Ю.Казакова - память, неугасимая в человеческом сознании, не дающая ощутить всю полноту счастья, и, вместе с тем, дагоцая возможность оставаться человеку человеком. Отвечая на извечный вопрос жизни, кто виноват, Ю.Казаков приходит к выводу, что ответственность лежит на системе, которая поревдает зло войны. Возмокно,. именно здесь таится одна из причин незавершенности рассматриваемой повести. 5огично предположить, исходя из мировоззрения писателя, что он мог-сделать подобный вывод и в отношении истории собственной страны.

Эволюция творчества Ю.Казакова показывает, что стилевые искания писателя усложняются сатирическими элементам. Яркое свидетельство тому - рассказ "Дым". Он написан в совершенно несвойственной мастеру манере, ибо представляет собой остроушо написанную историю о "строительстве" дома и связанных с этим событиях.

Странное и противоречивое впечатление оставляет это единственное сатирическое произведение писателя. С одной стороны, перед нами попытка художественного осшсления соотношения Здравого смысла и легковерия в отдельных лхдях. Но после прочтения рассказа остается какой-то горький осадок. В этой связи диссертант предлагает собственную интерпретацию произведения, согласно которой оно содержит неявный оттенок социальной критики.

С целью лучшего уяснения жанрово-стилевих поисков 10.Казакова диссертант обрадается к анализу ранней пьесы писателя "Новый станок", само это произведение примечательно лишь четким. отображением общественной психологии своего времени, однако в • художественном отношении маловыразительно, и потому осталось незамеченным широким читателем.

Творческая судьба Ю.Казакова оказалась тесно связанной с казахской литературой. В этой связи в диссертации разбираются отдельные художественные достоинства и недостатки перевода романа-трилогии А.Нурпеисова "Кровь и пот".

В заключении излагаются наиболее общие выводы, к которым пргалел автор а ходе диссертационного исследования:

I. Творчество Ю.Казакова отличается новаторскими поисками и достижениями, которые проявились как в содержании, так ив

2. Ю.Казаков сознательно продолжает художественные традиции русской классической литературы /А.П.Чехова, И.А.Буннна, И.С.Тургенева /, творчески преобразовывая их с учетом своего мировосприятия, особенностей изображаемой действительности и.художнических задач. '

По теме исследования опубликованы следующие работы:

1. Тургеневские традиции в творчестве Ю.П.Казакова // Проблемы советской литературы: Межвузовский сборник научных трудов - Н.: Лзд-во "Прометей" МШУ им.В. И. Ленина. -1391. - С. 56-65.

2. Ю.П.Казаков и Казахстан // Рынок и проблемы развития науки и техники Казахстана: Тезисы докладов 1-ой научно-практической и учебно-методической конференции молодых ученых Казахстана. - 4.2. Педагогика, психология. - М., 1992. - С. 20-22.

3. Проблема художественной преемственности в творчестве Ю.П.Казакова // Труды молодых ученых, философия. Педагогика. Литературоведение: Межвузовский сборник научных трудов. - Кызыл, 1992. - С. 47-51. "' '

Форш его произведений.