автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Традиции искусства хафизов Ферганской долины (на примере творчества Содирхои-хофиза, Журахона Султонова, Расул Кори Мамадалиева)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции искусства хафизов Ферганской долины (на примере творчества Содирхои-хофиза, Журахона Султонова, Расул Кори Мамадалиева)"
МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ОРДЕНА «ДРУЖБЫ НАРОДОВ» НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ имени ХАМЗЫ ХАКИМЗАДЕ НИЯЗИ
5 Ой
На правах рукописи УДК: 78.03 (09); 781.7 БЕГМАТОВ СОИБЖОН МАХМУДОВИЧ
ТРАДИЦИИ ИСКУССТВА ХАФИЗОВ ФЕРГАНСКОЙ
ДОЛИНЫ
(на примере творчества Содирхон-хофиза, Журахона Султонова, Расул Кори Мамадалиеза)
Специальность — 17.00.02 — «музыкальное искусство»
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата искусствоведения
ТАШКЕНТ — 1995
Работа выполнена в Отделе фольклора и современной му-¿ь.ки Ордена «Дружбы народов» Научно-исследовательского института искусствознания им. Хамзы Министерства по делам культуры Республики Узбекистан
Научный руководитель — кандидат искусствоведения,
доцент Р. С. АБДУЛЛАЕВ
Официальные оппоненты: — доктор искусствоведения,
ДЮШАЛИЕВ К- Ш.
Кандидат искусствоведения, доцент, РАСУЛТОЕВ Ж- К.
Ведущая организация — Академия музыки Республики
Таджикистан
Защита состоится « » мЯ-Я^р-^ 1995 г. в /¿^часоа,
"а заседании Специализированного совета Д.092.11.21 по защитам докторских диссертаций при НИИ искусствознания им. Хамзы.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НИИ искусствознания им. Хамзы по адресу: 700029, Ташкент, пл. Мустакиллик, 2.
Автореферат разослан « » 1995 г>
Учёный секретарь _ Спецсовета ^ ----О. А. БЕКОВ
Изучение национального опыта астатической а творчеовой даятель ноо^п , как известно, обязательная основа дня полноценного а непрерывного существования классических художественных традиций любого народа, неохъемдеыая соатавнэя чаоть процесса их дальнейшего раэвитшя а новых »юторичеаких условиях. С этой точна зрения, огш-гим, чю усилия учётах по вшшлешш особенностей процесса развития музыкально-творческих традиций национального аокуоогва этого региона, в чаотности, искуаотва хафиэов - првдсчаввтапай в носителей клаооичеокия фора музыкального и поэтического искуаотвапродал-аает сохранять свою высокую научно-методологическую в прангачесиу® значимость.
Актуальность обращения в данному кругу проблем определяется, в частности, переходным хараагерш настоящего ааапа в ноториа народов бывшего Советского Бостона. - Проблема выбора нута дальнейшего развития культур народов совсем недавно приобретших политическую независимость, в том чдале, задача развития нультуры узбекского народа требуют нового разрешения извечного вопроса о соотношении традиционного и современного, национально-самобытного, локального и универсального начал. - Ответы на этот н многие дру-* гна злободневные вопроси во-ыногом шгут определить направленность а перспективу дальнейшего ноторино-кудьтурного лроцеооа.
Продолжая занимать лидирующее положение а системе национальной музыкальной культуры, жанры »радидаонной музыаи гребухя глубокого я всестороннего изучения. Реально существующие в фо£&ш нойкрегно-исполннгальсшого, индавидуакьно-хараянерного гюрчаот-ва певцов V музыааазов, она могут бнть полноценно оошелвнй даш> а контексте ообогвенно иоползштеяьовах традиций, ногоротаока оло авапшхоя творчеааах шол. - Изучение худшвогвводого аадяди о*» дельных, наиболее вздащахая творцов-нооителва цувшал&вяк форм
благодаря искусству ноюрых сохраняется и, в то же время постоянно обновляется изуотно-професоиональное музыкальное творчество ^меет неоценимую значимость не только для полноценного осознания ыуэыналыю-исторического ироцесоа, но в в деле подготовки современных музыкантов - продолжателей древних традиций.
При всей овоей неоомненной актуальности данные вопросы но получали пока достаточно полного освещения и научной разработай в современном музыковедении'Узбекистана. Это относится, в частности а к вершине традиционного исполнительского творчества в музыкальной культуре узбеков s тадагаков - к искусству хафизов, носителей и создателей классических Форм профессионального одяы-нально-поатачеокого творчества,При том, что многие характерные особенности, а танке фундаментальные закономерности этого типа традиционного музыкального искуоства были глубоко разработаны в трудах вак многих оовреыенных музыковедов (И.Радаабова, Д.Мулла-ваадова, Ф.Кароматова, М.Ахшдова, Г.Гафурбекова, О.Матёкубова, Р.Абдуллаева и др.), так и мыслителей прошлого (Сафиудцин Урш-вий, Аш-Шероэий,. Абдулкодир Марата, Кавиаби Бухорий, Ал-Хусайннй, Лбдурахмон Жомий, Дарвеш Али Чангий и т.д.), вопроо описания а характеристики локальных традиций творчества хафазов, в частности Ферганской долины до сих пор является слабо разработанным.
Таким образом, <$оновной далью данной диссертационной работы явилось исследование и создание научно обоснованной характеристика музыкально-творческого и исполнительсиого искусства певцов-ха$м8ов Ферганской долины конца ХН - первой половины Л. столетия а также освещение наиболее ярких индивидуальных творчаоно-аополаительових школ и личностей певцов-хафазоа указанного региона. 0
Обозначенная цель, обусловила постановку и решение в даооер-
тации следующих задач:
- выяснение смысла термина "хафиз" и описаний конкретных, связанных в историческом прошлом о различными типами творческой деятельности форм проявления этого иокусства}
- опиоанив и комментирование тех качеств павцов-хафазов, но-юрые определится принадлежностью форм их деятельности к алойному по предъявляемым требованиям и совершенному ио авоим результатам профессиональному творчествуj
- характеристика процесса освоения уровней исполнительского маотеротва в русле суфийской практики прохождения ступеней духовного оамоооваршенотвовання;
- уточнение ооновных критериев и о полни т а льоя ого ионуоотва о помощью определения таких его сторон,: как "уровень иополнвяия", Ьущнооть исполнения", "отрунтура i3onam8HHHrt;
- освещение естественных и искусственных факторов вокального иопонительства хафизон;
~ отбор и определенно стилевых особенностей исполнительских школ разных регионов путём сопоставительного анализа их о традициями искусства Бухарского Шашмакома;
- на основе выявленных критериев, характеристика 3-х ваибо-лсе показательных исполнительских школ Ферганской локальной вони на примере анализа творчаотва неокольяих ев наиболее ярках представителей конца XIX - начала XX столетий» Содирхон-ярфава Бобо-шарифова (1847 - I93I), Яуряхона Султонова (1393 - I3G5), Раоул-цорн Мамадалиава (1928 - 1976).
Таким образом, объектом исследования явняно* образцы градивз-опной вокальной мувыви в исполнении указанных вша хафээоз а ах последователей, вафяноиронанныа о помощи» средств авуаовадаои, оущеотвуюйие, в виде нотного материала, ó тсяке уолшинш« автором а авном исполнении. Материал исследования йыл собран диойвртантоы
в ходе музыкально-этнографических вкопедиций по городам Ферган-окой долины (Команд, Ходжент, Янгикургон и др.), а также путём общения с современными представителями этого искуоства - продол-каталями традиций своих уотозов* Народнш хафазом Таджикистана Маъруфхука Баходировым (школа Содирхон-^офааа), Камолидцином Хам-рокуловым и Абддаштиф Ходцоровыгл (школа Расул-кора Ыададалиева), Народнш хафизогл Узбекистана Орифхоногл Хатамовнм (школа ¿фрахона Султанова) .
Основная часть собранных музыкальных записей была расшифрована самим автором и составила нотное приложение к диооертации. Характеристика музыкального материала проводилась путём комплексного анализа образцов, вкличавдаго опиоание и сравнение интонационного, мувыиально-формального, ладового развёртывания мелода-чеаких структур, кроме того - обращенного я вопросам собственно иополнительокой культуры, непосредственно связанных о индивиду аль-но-вокальными стилями конкретных певцов-хафизов.
Методологической основой диссертации явилиоь некоторые научные полояешш и принципы выработанные современным музыкознанием я вокальной педагогикой. В частнооти,.диссертант .-опирался на фундаментальные положения трудов И.Раджабова, относящихся к характеристике классических ганров узбекской и тадашкокой традиционной музыки. Автором были использованы такие классификация вокальных типов относящихся к профессиональным формам певческого ио-куоотва народов Средней Азии, предложенную Д.Муллокавдовым, критерии определения качества вокального интонирования, разработанные ЮДац и другие положения современной вокальной методики.
Следовательно, научная новизна диссертацаонной работы мокзт быть обоонована как оашй постановкой проблемы, до оах пор не по-лучинсе й достаточного оовещения в гдузыковедепии Узбекистана, так в результатами исследования, основанного на сочетании традиционно
!узш?оЕ8дческих п вонально-псшшштельскпх аспектов.
Тесная связь шведов и полонвиий исследования с музынадько-юполнятельсной и музыкально-просветительской практикой проявилась ! том, что автор с 1984 года регулярно занимался леациоыно-проиа-чндчстской работой в облаотц узбекской традиционной музшально-кшоднияельакой культуры на концертных сценах Ташкента а других 'ородов Узбекистана, а таиаа являлшя оценариоаом и ведущим нескольких циклов передач на Узбекском радио и телевидении ("Меросв,"Ха-шна", "Муси^амиз тарихндан" и др.). Кроне того, теоретические »езультаты диссертации частично попользовались автором в ооботвва» юй педагогической и учебно-методической работа в стенах Ташаент-гаой гооконсерватории им.U.Ашраме.
Апробация научных полояеннй работы проводилась па Мваэднаг»" [ных онылозну^'зх (Бухара -1Э93, Алкаты - 1934), ряде конференций ><зопубликанокого ¡.масштаба (Ташкент - 1эи7, 1993, 1994> 1395} Фер-•ана - 1994) а также в автороких публикациях.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на оов-шстном заседании отделов "Фольклора и современной музыки" и "Ио~ ории музыки" НИИ искусствознания им.Хамзц.
ОС НОВ НОВ' СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ дссзртацдя состоит из Введения, 2-х глав. Заключения а 2-х пря-:оженай (Сшока использованной литературы в Музыкальных примеров),
Во БВБДЫШ обооновываетоя необходимость я актуальное?* ао~ ледоваиия, определяются six) цели а задача, осуществляется нрат-вй аналитический обзор литературы по поставленным в диоовртацви ющюсам, уточняется шзтодологачаская база а методика анализа isy ■ игаального материала. / ' ,
В ГЛАВЕ 1-й "Специфика исполниквлъохого искусства кафизов" редварительно рассматриваются этимологические аопвктн Термина
"хафИ8"(от араб. k-e-f - "рфа" - хранитель, сохраняющий в памяти) , в иоторичеоиом прошлом (а частично, и в настоящей) имевши следущие значения:
а) чтец Корана (пори) - знающий Коран наизусть.1
б) летопиоац, историк (например, Хофиз Таниш Бухорн - Ш в,|
ioфиs Абру - Х1У-ХУвв - летописец двора Темурндов2.
в) как псевдоним был широко вопольэован деятеля?® литературы в поэтами (например, Ходжа Шамоудцин Ыухамкад Хофаз Шеровий -Ш| Х,офиз /Абдурахим/ Хоразшй - Х1У-ХУ вв) 3.
г) бахши, исполнители даотанов *
д) чтецы клаооичеоких поэтических произведений (разалхон) * .
а) деятели музыкального искуоства - певцы и ыузызанты-ннотруыен-талиоты.
Одно из ранних свидетельств последнего толкования термина
мы находим в "Кобуонама" А мир Уяоурудыаопяй Кайковуоа4. В худо-
кзотвенной литературе и трактатах о музыке пооледущвго времена
праводятся имена многочисленных музыкантов-анатруманталвотов,
обладавших tasse красивыми голооаш, распевавших поетичаокке
текоты, в именах которых присутствовало олово "хафиэ" (Хрфяп
б
Турда Конуиий - Ш в., Хофаз Поянда Кобузий - ХУ1 в. и мн.др.).
Энцинлопедияи адабиёт ва санъати тожик, гшлди П. Душанбе, "Сарр.елм.8нцикл.сов,тоаав", 1989 , 524 о.
2* Там же, 0.525
3 фцвд Сулаймон "Хофяз Хоразмвй".- В кн.:'^офиз Хоразшй (девон). Т., Увбекиотон КШК нашрибти, 1981, оо5-6
* Кайковуо "К,обуонома". - Перевод с фарси Мухаммад Ризо Огаздай Т,."Ыероо", 1992, со I2I-I23: глава "^офяз ва хонандалар вия-рада
® Семёнов А. Среднеазиатский трактат по музыке Дарвеш Али (ХУЛ в.). Т,,яФан", 1978, 0059-71
г
Особенно"необходимо подчеркнуть значение в традиционной аопоаивтельоной практике хафазов, имена которых широко првдоааа» лены в исторической литературе и в музыкальных трактатах (в дно-« оартацци приведены десятки и-гён давцов прошлого а настоящего). Напомним, что в 1839 году Правительством Узбекской ССР било учреждено почётное звание "Народный хяфиэ Узбекистана", впервые присвоенное знаменитым певцам Дя.Султанову, М.У'закову и О.Ишы-ходаяеву. Посла долгого (52-х летнего) перерыва - в 1991 году - статус атого высокого звания был возрождён в республике.
Переходя а характеристике последней группы явлений, для диссертанта ставших ооновным предметом исследования, отметим, что пение хафиэов - эстетически совершенный, в то же время - технически (вокально) сложный, многосоставный процаоо, требующий о« певцов особого природного дарования, высокого ыаатаротва я оав-цирческнх вокальных качеств, необходим« для полноценной подача наполняя?,ж произведений. Правде всего, ха^из - это обладатель сильного а широкого по диапазону голоса (на менее 2-х октав), в го же время хзрантзрйзуияегеюя приятным и звучным темйром ва всех рабочих г.егистрах, Кроме того, голоо подданного ха^аза отличается оообш очарованием, саежеотьв краоок, интонационным богатством. Оладовательно, исполнительский уровень ивкуоогва хафя» зов определяется не только природными качествами голоса, но, а первую очередь, - требованиями' последовательного развитая его возможностей, оогшланным использованием интонаивонио-медодив-оких украииний, приОмащ вибрация и т.д.
■ Другим, обязательным качеством, предъявлявши а хафнзим является наличие хорошей гакягв и внимания, ибо они одновременно долакы; аЬог-^я вшшпие на 1шмичьский рисунок мелодии «охранять .»т-ричиокую основу уоу.шюго сопровондвнвя.б) »роив пешг.ь повтичеекай теков и глубоко вникать а его содержание» а)еоотж>»
сить друг о другом три параддашшх ритмических процаооа - развитие повтичесяого, 1'Слодичсс1;сго з анкошашодвдиго (усульного) рвтшв} не выходя эа рамка основной худозеотпанной идеи произведения, г) распевать мелодию, д) одновременно - играть на музняата ном инотруманто.
Следующим требованием являзюя наличие высокоразвитого музы-вальпого слуха, что нетосредственпо определяется как практическими упражнениями, так и совокупным багажом музыкальных знаний, богатством внутреннего, духовного мзра хафпзов.
Обязательна и способность к импровизации, то есть обладание воемшюстяш творчески самостоятельного претворения оущаствую-ещх произведений на основе личного худоаеотвенного ошта.
Кроне указанных выше, от хафаза так же требуется глубокое заа-шш поэтического и музыкального классического наоледая, уквнва игра на музыкальных инструментах, особые поихологачеокав свойотва, темпераман? (■«то мокет быть предметом отдельного исслодования и в8 еходит в нруг основных рассматриваемых автором вопросов).
Процаоо освоения исполнительского маотеротаа певцями-хафиза-ш осуществлялся, как известно, в рамках отношений "уотоз-погард" (Учитель - ученик). Для достижения профессионального уровня требовалось своеобразной практическое, а главное - духовное оамооо-ваюшенатвовапяе.Наиболее полпо его ступени и направленность были равработаны в суфийских упепиях, получивших широкое распространение а в регионе Средней Азии. Автором предложена предварительная схема символического сопоставления процессов освоения исполнительского мастерства и достижения гворчеокой оамоогоятельнооти хафявама с ооновньш этапами суфийской практики духовного оамо-уоовераеноиовашя (см. сигоку из с.П). о
Давая краткий коьиентарай к схема укакем, что ооответствую-вшз П-му эгацу ("таржуат") оемь ступеней ученичества можно пред-
париат ! тарц^ат ! ¿дояцат ?
и ш к /влечение к Богу/ ! гаогирдлик { /ученичество/ ! ^сциалия 1 /мастерство/ 1 !
создании /психологический наотро!!/ ! таНирлашш | /подготовка/ ! кунаммалляк | /совершенство/ I Г 1
кирвш - англяш /вхог<дониа - осоз-вшшч/ 1 7-та сос!\ачпи утаи! наод-фаолия! 1/прохо аде ни е 7-мя 1/тшрчво ияч л?гт~ ! ступеней/ 1 деятельность/ ! I I
I т а й и т ь в следующем вида:
Освоение правильного произношения; !. Искусство инструментального исполнения! I. Искусство пения {разумное в правильное пользование голосом) { I, Искусство аккомпанирования; >. Поотигмние музыкального наследия? и Искусство исполнения;
Поэнатзе законов атюстоягальлого творчества.
Прохождение эти£ ступеней било связано, яствотлешю,о нос-гояншг.а и регулярным' проятяческиггл упрзяштшия я полоязш учв~ пика, почти ньразлучно пребывающего радом с Уотозом, в нвобходя-ушх случаях выотупашего в роля екяомпппиатом-'Шатрукет'.талис'гя, яибо второго повод.
Характеристика индивидуальных качеств вокального исполнения того или иного хафиза потребовала от автора упорядочения и уточнения основных критериев исполнительского искусства, в чзотнооти, 1ш<ого пошлая как "урс-Еень исполнения". Поолидеай предполагает, что в процесае раскрытия онутрошшх а впеишх особенностей вокального произведения от певца требуется не только воспроизведение совершенных музыкальных звуков, но и \ ' вкракейИ6 0 нх
- 12 -
Помощью художественного ошола, фалооофюких идей. При »том паве1 обеспечивая единство мелодическогб а поэтического начал, стреми1 ся к раскрытию их внутреннего значения и выразительности посред ством собственного голоса. В то же время, индивидуальное толков! ни а фатального сочинения должно подчиняться определённым внутренним закономерностям музыкальной формы. Этот процесс оказывается связанным с соблздснявм интонационно-звуковой шкалы, глубоким постижением матро-гитглической системы, закономерностей ладового развития мелодии, драштургия соотношения частей пеоенного произведения. Степень творческого усвоения данных закономерностей в конкретном стплрвом проявлении и определяет уровень иопол нятельокого маотеротва и совершенство музыкального результата.
Обобщённо охарактеризованный "состав исполнения", в то на время предполагает своо реальное воплощение в том или ином градационном вояальногл отвле. Напоминая в связи о втмм о предложенной £*Ыуллояандовщ классификации певческих типов (башшги, гулляга, рвшаыа), наиболее распространённых у хафизов данного региона, & диссертации обращается внимание и на ода из специфических приёмов вокализации - "фальцет" - опособ искусственного расширения диапазона певческого голооа путШ использования лишь головного ревонагора изолированного от других ([грудного, бршного).
Таким образом, ная видно аз предыдущего изложения, I глава диссвргапян поовядаш харантервотиив общих оанов всполнительокого искусства хафязов, выполненной а в культурно-иоторичесаом срезе, 8 6 «очки зрения 'конкретного музыкаяьно-худокеотвешюго и вокального процессов.
ШЕЛ П - "Певческие шали Ферганской долины" - ноовотена характеристике 3-х наиболее показательных исполнительских школ уааааввого региона на примере анализа творчаотва неоколькьл о8 ера их представителей определённого периода.
г
1-й раздал Главы И направлен на изучений песенного 7ворча-ва а музыкальной деятельности Содирхон Хофаза (С.Бобошарафав! д. в 1347 в кишлаке Руымоя под Ходаентом, уыар в 1931 в Хад-нга). При этом, дисеартантом бшо удалено особое вщщаяав ха-ктвристикв начального обучения, имевшем огромное значение во ай шолвдуЩ8л творческой работе Содирхон ^офиза. В чаотноогв, тором отмечается значение для формирования личности а творча-ого облина Содирхон до|аза теоаого многолетнего общения со юшди первыми Устозами: кавиетл кишлана Руммон Сайд Буарунхоном даш и кори Саниш-дошш. Первоначально уовоив от них правила регламентированные формы "^кроаа,па (особой манеры чтения сур аятов Корана), Содирхон ^офиз - о детотва обладавший красивым приятным голосов - о »того аа времени оказался приученным об-ицазь большое внимание в первую очередь на поатическай теися, •о внугрешеа содержанка. Кроме етох«, к 20-латнаку возрасту I в совершенстве овладел игрой на танбуре. Постоянно посещая оо аш Уотозоы религиоэно-шстичеенае собрания (хона^он) - в ооог -¡тотвии оо взгляда:»«! и мировоззрением своих Учителей любые иа-шриятия увеселительного характера ему посещать было запрещено *» дархон ^орз в окончанию срока ученичества полностью усвоил шок о распространённые на этих собраниях формы "маонавайхошпга", шроияхошшя", "Наьгхонлив" и другие аналогичные к-шры распева ишгиозных текстов. !
При атоы оклечаетоя, что отличительными чер«аиа юполнитал*-(ой манеры этого хафяза бшш олвдующаа ыошнгш I наличие не только широкого по диапазону, аильного, но я'Приятного по тембру голоса $ кроме того - уди стельно обьЗтюго дыхания, позволявшего певцу свободно и энергично шзгь на войи протяженна мелодической фрааы» • •• •'
} болыаоа внимание к качеству произношения а сшадовоыу сод«р~
- 0.4 -
ваная повтичесього «евота, всегда ясно, отчётливо слышимого в его исполнении,
в) индивидуально-творческий подход и построению кавдого мелодического предложения, в частности, широкое использование хан-го» (расиовов), удушнящмх певческие фразы;
г) особенности пользования воз.молшостяш дыхания при распеве мелодических фраз, нередко (в отличие от обыденного исполнения) объединяемых Оодирхои попарно, ила дана исполняемых по тра на одно дыхание;
д) своеобразна использование инструментальных щюагршэЗ (ог 2-х такювых йорм"мелодидарованного усуля" до развёрнутых мелодических построений, состоящих из 3-4-х предлоЕений), отли-чавдихся здесь самыми разлачни.ча глаоштабаыя и интонационной выразительность®;
в) характерная, отлачалдзяся особой свободой развития метроритмическая организация создававши мелодий ("ёввойи уолуб"); н) развёрнутость кульминационных зон, иокуоное пользование выоо-
кам регистром голоса; а) индивидуально разнообразное проявление внутренней сишвтрви мелодий, за оч§2 широкого использования приёмаш "^анг" и "иазр;*1 - неповторимо своеобразные формы нарутаная явадратно-оти а интонационная характерность несенных произведений.
Указанные качества иополкительско-творчвокой манеры Содвр-хон .Хофава выявлены в диссарзгацаи путём комплеоного анализа во-
* "¡Иа^д" - тершш используемый ха-^заш Ферганской долины (сведения сообщены автору Народным хафизом Таддпк¡¡стана М.Бахады-юши) по отиоаешв к распевке аа основа определённого звукоряда, предваряющей начало собственно вокального произведения в целях шлдаональной настроен слушателей и разогрева голоса. Используется такшз и в кульминационных разделах,От п^акг"а отличается шоатабаш а интонационной сложностью.
вальных сочинений "Содирхон Уштория,(газал 1!п"-п), "К/^эрчап Ушо^а Содархон" (газал Хуорава), а таншз наблюдений над особенностями музыкальной форгды а интопацаошюг'о своеобразия дйоон "Гулвр", "Тал^шш Ушшо^и Содирхон". В чаотности, автором представлены графическое и охематичесноа описания интонационной драматургии, ьасптзбно-тематичеокого разштия, ладо-регяотрлвото процесса и других сторон музыкальной рорш укч:шшнх вша аогй!-нений, самостоятельно расшифрованных диссертантом.
Следующий раздел главы посвящен обладателе вцдооцахчктл *ч-лаята, прязнаянох-о всеми современниками, иску о пому исполнители форм народной а клаооичвояой традиционной музыки Народному ха~ фнзу Узбекистана Дяурахону Султанову (род. в Х8ЭЗ г. в г.;,!аргя-лан - умер в 1965 г. там ав).
Своеобразие его ТЕорчесной биографии определилось в первую очередь особенностями музыкально-художественной среда шального, ученического и посладущих этапов его испащщтольакоп деятельности. В отличие, например, от Содирхон ^о-Гпаа, Дкурлхса происходил из семьи музыкантов ц получил восп51танио з орала ио-полшигелей катта ааула - вднра, в большинства случаев свячпшю-го о обстановкой народных сайилей, праздничных собраний к йна-деб, проходивших как в семейной кругу, в махаллях, тая и а городских чайханах. - •
Устозами Дкурахона Султанова были Болтабай ¿^¿¡з Галибои (1й6? - 1960) и Мататбобо Сатторов (1385 - 196?) от ноюршс им били усвоеш мастерство и свобода вырааеная. овойотввняия этоглу аанру, импрзвизацнонность и эмопяоналыюсть катта ааула. Не случайно в последудаам Дкурахона Султанова Я1зиБалп"Пира:; катта ошулачей" ("катта аиулачцларшнп? пари"). Новатороиаш ч<.>-тагд! его о'хиля явились, в частности введение в традиции псншд-неиия вокальных произведений парного (уннсонно-янаамблового) ■
пения С^ашафаслна?!), происходящего из отиля пеоен капа ашуля, цуаыаалыше воалощанае образцов катта ашула о анотрушнтальным оопрововденаем£шшр., "0a¡ кии" - ол.Фурцага, "Гулуворштцани" ~ - газея -Шотфа),
Влияние зтох'о канра на музыкальное мышление Дкурахона Султанова проявилось аакже в характере творческого лереиатошарова-ния интонационно-ладовых основ узбекской традиционной пеона, свойственных катта ¿¡пула приёмах импровизационного обогащения мелодических фраз, ритмической свободе, нередко - мвтричеояой переменности. _
Более тсго, основным критерием пеоенного стиля Двурахона Суханова явилось широкое обращение я народным цузыкально-ао-полнательокЕм градациям (в частности» к традициям ханров куши, íüüis^ и iф.), в so as время - лоотоякнне 'лворческие поиски, отрешение к uoBasopci'ay, свойственные профессиональному искуоотву. На пересеченна втнх тенденций а сформировался нвповюрамо-инда-' вадуалышй песенный отиль данного хафИ83» получавший яркое своё воПловдиве в исполнении таких произведений дакощого канра, кан "Ёввои Чоргсп$и, "Дугоз$ ^усайна", "Савта Су вора", "Содархон уш-шгк" и др; Б первую ка очередь - в его собственном песенном творчества, гда ха$азом широко использованы такие слокные ма-вошше усули как "Савт", "Тадкиин, "ilaop".
Одним из ярких проявлений его песенного, стиля является пеоня "Булшоа" (СлДабиби). Здесь автором» помимо уоуля "Таллин" использован a ниаадни развития, свойственный раавёрнутым вокальным шкошш фораам$ иа^онационно-шлодвтеояая драматургия 1-го ьухашаоа в osa*им виде иредатаышет ообой соогноше-р'ч кш»»<$и разделов дароыад, шбнхаг, дунаор, ава, катта авж а Фуров&рд.*- йсшолшшае atoro произведения, конечно же spetíy-ег oí извца высокого иаотеротва, тренированного голоса (данще-
го возможность для быстрого распева поего диапазона произведения), глубоких знаний стиля макомиого исполиительства.
Характеризуя в целоы песенное в исполнительское творчество Д;курпхона Султа.чова, диссертант отмечает vaww» разносторонне использование хофввом многочислен««* яри рчов интонационного рэопе-ва звуков» иокуоное и нередко свободно!? толкование жлодячзояого гитериала при неизменности выразительного (основанного во-мюгом на принципах мелодического речитярованвя) произнесения одлвврнрт^ текста. Природной основой этого своеопрч^ад, егтсстгопно, шету-пзл сам голос хафиза - сильный, певчески активный, тембром своеобразный.
Boa 8ти качества, в частости, выразились и в ичроко использованных Джурахоно:« Султановым формах исполнения к a г та ащула в сопроЕоздениа инструментального ансамбля, что в последующем обогатило традиционный ре .черту ар певной-хафчзов ».ihoi'b«.® яавшя то-взведениями. Исполнительоввй стиль и песенное творчество Дорохова Султанова явились основой нрпстсии.яяации различных цагокш-лений пеоенного искусства в деятельности его многочисленна, у »4-наков и последователей (и.Узаков, Р.Мамадалиав, КЛямрокулпт?, П.Мамадалиев, ú.Xoтамов и др.).
Последний раздел главы посвящен- внесшему большой вкл°ц в ' развитие уэбеконого музшальнпго искуоотва, соэд'тчдю'яеповторз-мого стиля тявбурного исполнительства, воспитавизго мнокеатзо . современных певцоэ-хашиэов, обладатели уникального дарования и особого голооа - Раоул-г^орв Мавддалиеву (род. 1928 в киал.Сузаа Джа'лал-абадояоЙ области Киргизстана, умер ' 1976 г» о иоо.БуэдЗ-до Янгикургапакого района Ферганской.области). ■
Особенностью этапа формирования его музыкальной дзчноотй бил рано проснувшийся интерес будущего хафиэа в классическим
- Iü -
•[ормам профессионально:; :дузкки устной традиции, образцы kosopuü бшш и;л впервые услышны в граыоloimoíi записи (пз пате^на в кишлачной чайх-'ше):. несли г исполнении зиалснитих хз :язов г ого ире-шнп - Содирхои /,о..0пза, мулла lyliw, Ходаа Абдулазиэа 1'асулева, ¡.
Лешча До. ^лло Хаяим Лбодова, Орка-корп н др. ■
0дна7;о, практическое освоение искусства шипя Расул-корп так; ормпг.и- '
;;са начинает о оыадениЛ^Еиразшелкюго ччеиия Корана, требовавшего (как уао указывалось ьние) попягнох,о, четкого и ясного, интонационно строго произнесения -.раз venera, что в значительно!! степени поилияло на особенности песенного стиля хаТпзп.
В длльиеЛае;.!, азучпя и используя песешше традиции различных: ыузикалъпо-псполннЕсльсквх школ (кроме узбекского традиционного песенного искусства, гакав обращая ишлзпие на -Торин вокальной музыки братских народов бываег-о СССР - слепо;; от рождения ' Раоул-^ори постоянно слушал ;*узшшлышо радиопередачи и концерты), в качеств« эталонного образца он опирался на исполнительскую манеру еидного ковиа-хл '11 за и капа аиулачн Коканда первой половины XX столетия йрка-^ора.
Быстро ставший пироко извеспш;л среди народа кок "обладазгель Давидова голоса" (Довудпи оюз go^hcíií) , "вдохновен-шй соловой сада современности" (За,-.юн богшшнг хушалхр.i? булбулп), "лаТиз с волиебни;,; к ::огу цвет венным голосои" (Спрли ва дудратли овоз созрби) Расул-i^opn явился талке и создателем своего неповторимого пеаенного стиля, ь'го чертами явились в частности:
а) особое богатство в использовании приёмов ииа'опацзошюго распева, отлпчакшхея да:::е в соседних предложениях одного .мелодического периода (пзнр, "д.удо" - сл.Салозрй, "Л'азалхоплнк" -г-азал Чустг.-;;, "."..езулоисан" - va зал .у»вс.;:до);
б) csoooór^uie ладо-силодаческоП драматургии произведена:!, опв-
о
равдайся на отупанчатый пршпдап развития, ггрисупеН в целоч ¡шовному исполнительству, в то же првгя -- характерный для капра "Су-вора";
в) своеобразие в отношении я сопровождению, к инструментальной линии, в которой в скрытом виде концантрпрогпло.я усуль произведения;
г) особо ¡.-печатляшей стороной певческого иокусотвя Раоул--корп оыло использование приёма "ист" - временного замедления темпа при подчёркнутом пнтонгрогг.ппп :ллодячаски£ йразы (тшм»-терного для аанра Сувора, частично - для Катта ащула).
Таким образом, на основе анализа конкретных пеоашшх сочинен«!} Рагул-цсри "амадиева дисоертзнт раскрывает неповторимость исполнительского и творческого иокуоотва этого хафяза, давшего толчок к <Гюрщрования самобытной школы певчеокой культуры. Характеризуя деятельность этого неповторимого певца ч '«узшанта, находчивого аокиягчи, автор даёт оценку его творческой деятел^ностя, внёсшей много новых оттенков в традициопиов иси?аотпо хя^у?"*»
В ЗЛКЛШМШИ диссертации подводятая основные итогячволедош» ния.В частности, отмечается тот вклад Содпрхон '^сфма, Яурахояя Султонова и Расул-^оря Мамадалиева, который она внести в тие традиций узбекского пеоенного иокуоотва указанного региона, в создание новых направлений этого вида творчества, Тачка обобщается своеобразие {юры дакомного творчества, циклических произведений, особенности толкования принципов.аккомпанирования и ансамблевого пеняя в их исполнительской г музыкальной практа«е.
Подчеркивается также вакность исполнительской ооставлятагГ} традиционной ¡дузшшлыюй культуры, во-миогих случаях являющейся основным ректором содействующий историческому ряпеинш музываль-ных форм и жанров.
В заключении,. кроме указанных выше моментов, автором нагла-
чаются некоторые перопективы дальнейаего изучения проблематики диссертации, указываются наиболее важные вопросы, не получившие
освещения в диаоертации.
*
Спиаок опубликованных автором по теш дисоертации работ:
1. Шифобахт о^англар. - Гулистон, 1990 Н2, 0,4 б.т.
2. Шара, овоэи. - Пассат, 1933 №7-8, 0,6 б.т.
3. Улмао наволар, - Увбекиотон адабийти ва саньатн, 1Э91 й.29 ыа
0,2 б.т.
4. Ушшок( (Содирхон ^офи» ва Юнуо Ражабай талцинларада). - Раяса-бнйхошшн (иллшй анжушн ыатериалларн), Т. ,1994, 0,4 б.т.
б, Шашыа^ом ва аиьанавий икрочилнк мактабларн.- Бухара в мировая культура. Динамика культурных процессов (тезисы докладов 1-го Международного симпозиума). Бухара,. 1У94, 0,2 п.л.' 6, Иузлтоз хонандалик оаньата мззонлари. - Гулиотон, 1995 (в печати).
даССНТШЯНИНГ КИСКА Ч» БА&И ffiaps^ хал ад apa «уса^а капаииятнна ург&нзш касаяас» иуснкащунсслик фзипнкнг «лгор габхядарядаи хи^б-яидб,, ffy еъх&гч а^пчилик ояимлар тововдлая куносиб ггт-гчбор баряягли. Ifewtyeiits, муи-тоэ иусихд ыеросн нкро аньаналарннинг турера я|п. Зерокп* бяу «раён харвктвряовчи хусускятявр «а пияонаятлвр била» сугоукчгаи. Хофазляк сантгити бу сохши б iff .чатор кябхяяяри бкяан багоеита. оогййи буяган втаячя йуналиютаридандир.
Ижроччияк - tío* WyCRSa ивроскииззвни- йВЛОЯЙЛЯ-ЧАЯОага утяая, мпляий шгьаналар ва дадриятларна самаш, уяярпя эекоп таяаби áos-расида янгяча бадяяй иаэцун касб этишдагн »oras караёндяр. By ctmn нусака саиьатяшкграмшщ тйзвяяка тургв вкро йрлара, яига-яигн асаряар вугудга кеяиет билон хам хараатврианада. йазау ^агтокнй долзарб ахешят касб этшсвгт, лвхни ymnr вкроетлшг «сослала газаряй внхатдан «таряи одраяодя. |ргапялкзгяч. Лячслр-гецагтя» лес-сий ыацеади хак айгвш ясрочнвня «илаияларага вдепР-зиаявЯ этан ва. усяубяара ёритивиаи нборат. Еу борада нгфочюияод»»:« *хр>*&-
tías куринишядан хиеоблакгак "Хофчаяив сяиьата" демшаз&ривг та»=жшЯ» эамонагшП, влкяй »а ампакй иих&тп&п fprairasi к/явл тутвл«ии. йидаги тартабпа каксадга эрчгалади:
а/ *Хофиа" атаиасиданг исгнлохий маэвдгшня тукгнт1?рйш ва дадояк-даяарншнг шшаря ва касбиариш зняр этот?;
б/, ^офивйиа самыми" тадазо этувчз "хсфазяак твлп0яэрап«5Н кпог,-дав ва тасавзуф эстатикасишкг "дарава ва боевдчяар" «гаинн acocm-да баён этигв;
в/ икрочияяя нвзоняарк асосидагн - цг.рочивкк се^ияси, tea хп яти ва таркмбларяш отоб берга, оаоа хусусиятларига ёри тин;
г/ иврочилнй кактаблариш таснифн, Шгдаадом ивро вньаиаяйрн асе-сидя унта вдёсий ёндопмш ва устоз-ыогкрд давриии кзохяеа;
ц/ фаргона води йен хофизлик аньаналари хусусиятлариш амаянётаа
цуставда мвро таладнага эришган уч и&ктаб ыисолнда хурсатиб бернш.
I—боб у а ига хос уч булиид&н нборат буяиб, "Хофиз" тувуячаси-каыг дугавап ва истыло>;ай иаьнолари, тарихяй е&мдашш вараёш ва хофазвин соквсида эауур буяган еасбий ва т&йяий кииониятяар - ис-«аьйод1 бйяиы, ввоз, созандадик, иахорат, сабо* ва наы унсурларини вфодаяоеча "аьрочилик саньати" ва хонандаигани асосий оинллари ургашаг&н.
П-бобда Фар го на водийся устоз саньатнорл&ри Соднрхон Хофяз, Ё|рахон Оултошв ва Расул Кори Шшaaaaиввгapниш, хофизяик усдуб-лари ёритияган.
Узига хос уч буаниаая тар*иб топтан бу бобда цар уч ыахтаб на-шяндаларининг наюаий фаоямяти улар ■гададнинатц цуеды асарлар тах-яшш билаы нзохданган: Цаддощас саньата, узбек-товик цуытоз цуснка саньатинакг г$эад ань&жишря асосида шакдлантан Содирхон хофиз йкро усдуби "Хофизляк санъатншмг" фар гона водийси яахкасицаги ёрвдн надутсидар; Курахон (Зуя гонов фар гона водийскга харантврля булган хатга шувй ьньаналараш уавда цукассш агиб акурнавоэлхк, омыавий -„ яяда йуллари ва узига хсс чолгу журяагидаги эрвкн цгро усдубинх яра-»аига зранг&н хофиз; Расуа Кори Маыадалиев оса цуитоз цусика каро-вдаигиш б арча вохала$гв хос хусуеаятдарищ уз н&ро усдубмга синг-киршага цурЦ&а* буягал &а мхрочвлнх аньаиыарнни гуза* таявдн биган байитгш! устоздвр» Щу бвяан барга човгужарганг бетакрор км-кошятдаршш очаб бврг&н иохир саньат наыояндасндир.
Таддаиоака хонандЕГ^,' хусусаы *офазднх - цуитоэ «усица саньат» ш бойаига, е&здаа ва, ривовааншриш йуяыдагя цухки оыидвардан бнри вяашкги шшвдзндв.
U K Y A n y
Heritage) of the oriental art rmirjr rmltlfcim r"; -'".-ci -aditionr mnnifOfjtod in tfjffererct f ■ r;: ■., ' n'::r >■!< n ! ■ sr i .:
0 f 1 aO-s), that this thesis has for an object, taken n nlfr>5 « -acc.
Musi cal performance is a living proccsj of trajii-mii-jioij from •aeration to generation the richest n-u--.i<;al h^rAtr-wre. i.. 'Juo
1 Tm of preservation oJ i;aticnal r rr -;: ': ■ ■i:: -.vi •: * 1 ■ -■ ■ -..j .rae rilled with a new artistic content according to demands of the nee. Tr the trndit Ionu.1 i;;u-.ic the fai-Aor nf a rCTrf rr—
itrn.n.-ii t cry significance both for the development of different creative •enda and wanifeotation of new work3 of art. Nevertheless euch obviou» itnality of this theme theoretical mid practical bares of thin lenomenon are otill scantily explored. The purpose of this thenio > dinplay pecualiarities of tile !i o f i z'n performance style, to sive :ientific analysis to the historical factors of thio perfect forta of •eation. This purpose is gained In the following v/ayt
a) through elucidation of etiriiol";' i -.'"-1 meaning of ti.t- »v^
id description of differ-i) t typea of ■ r' !;' - ■ activity v/<r->
lir; rhenc™onc:i;
b) by character} zati on a o-oalitv oi f-in"erc-hof ian^l r. --occn; ' inab'to-in--- of a performance ckill ir a channel of <:f 1 practice
tl'C :: t e p n of t'-jc :pjritual eel / pr,r f oct ion| e) fication of main criteria of the performance -vv t - lie
:ilizir.'r ,uch definition- an "level of a performance", 'ir.'-encc of perforurinc..'", ■ "structure of a performance"j disclosure of voice inlitiesj
d) dot"rraination of t'»", hofis'n p^ri ormanco (schools and Iheir CTpari-o.'i with a pcrforaiance traditions; of " Sha3hmkom"> description ' a "ustoz - nhogkird"o reriod of a pupilage.
e) on hasi3 of the exposiared criteri- to characterize traditions ' three significant per'. or>--\nco sc^nol . of the hofixef- (aciialik)
' the I'er;;am local son?.
Charter One - contains three auction;; devoted to the lexical au.' I. .-¡liinological aeajiliifiti cí {he "li o £ i z" definition, historical jiruceac. of its formation no »ell аз to the description of professional and natural qualities indispensable to the hofiz art (hofizlik ) sich as abilities, knowledge, voice, mastership etc. v.liich cover conception of the "perforB-ançe art". At the sar.e tin? thêy are main factors of cincer't, art (kijchanJalj к ).
Chapter Two - dedicated to the "h o f i z 1 i к" style of the masters of the Pergeña У alley suçh as Sodyikhon-hofig, Juzakhon Sultonov und. Ra-julqoii liarandaliev. Representatives of this three schoolc have been opposed in three sections of this chanter, Creative activity of these, si»¿erb defined bj their repertoire. Sodyrkhon*з style of-perferahnet in btjêd both on art of "waddohUk" and usbek-tajik art ruSíc'.í; ber.tifùï tradition::. :!ii- ::tyle represents; a bricht example of the hofiialik art. of Рогдадь Valley'dialÉct:» -.■' , ..■
jiir-ikhon ftsltonc« is a proninent parf orc-sr of it a t t a - p.. з h ц 1 a - vocal «enre chartctaristie top Fer-ана Valley- At.thé caeç tima he ig a fornicator of ь ¡ípeci'ílc-таьо aiyie. af y ¡a. -i' 1 a 'j>erforhnnce-acf ci a kir.i of i'r.terprtl.iiich "of -к- a t t'V':a t'-ti'ix 1 a with instrumental
accenpar_h-.,snt. ........ . _ ...„. ¡. ... .... , . 1 .
Easul nor i -tScmt^eliev «otjcfení ratea in his .jperf orcújice all specific features of art. lausic1 о'performance '-'and "enrichíd ' trtditional 'perf oruance by pre oh ur nn iiiterprstation. Ind|;ed;.;he..is that talented art représentant who opened technical possibilities of the folk instruments.
К h one »i deli к .in; particular/,* й..о f'i'z 14 к , is one of ousical f'nenoaean viM sh needs today- to be enriched, preserved end developed, ' . . '