автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Традиция как феномен культуры
Текст диссертации на тему "Традиция как феномен культуры"
1 о о ( ; — /
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи Толкачев Вадим Валерьевич
ТРАДИЦИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Специальность:
09.00.13 - Философская антропология и философия культуры
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель-доктор философских наук, профессор, АВКСЕНТЬЕВ А.В.
Ставрополь - 1999
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Проблема традиции в философии..........................................................14
§ 1.Проблема традиции в истории философской мысли......................14
§ 2. Категориальный аппарат теории традиции..........................................36
§ 3. Методологические проблемы теории традиции..............................45
Глава II. Место и роль традиции в социодинамике
культуры....................................................................................................................57
§ 1. Концептуальные основы анализа социодинамики
культуры.......................................................................................................57
§ 2. Специфика традиций духовной ку-льтурБ1... ....................................82
§ 3. Соотношение традиций и инноваций в реформировании
российского общества в конце XX века..................................................................103
Заключение............................................................................................................................................136
Библиография....................................................................................................................................139
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Конец XX века для российского общества связан с качественными изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах, явившимися результатом изменения вектора общественного развития, динамизмом происходящих преобразований.
В современный период в жизни российского общества, когда возникает необходимость осмысления путей его прошлого и дальнейшего развития, представляется актуальным теоретическое рассмотрение механизмов поддержания целостности общественного организма, социальной стабилизации, механизмов преемственности, к которым в числе первых относится и традиция.
"Разорванность" российской истории XX века на противоположные по своей социально-экономической, политической и идеологической направленности этапы развития, и, как следствие, различное толкование фундаментальных проблем человеческого бытия, привело общество к отходу от социально-экономической идентификации в пользу этносоциальной. Этому способствовали процессы национально-государственного самоопределения субъектов бывшего СССР, развитие национального самосознания. Результатом этих процессов стала постановка вопросов о сохранении национальной самобытности, аутентичности современной национальной культуры, о национальных традициях, обычаях, национальной обрядности и т.п. В современном общественном сознании национальным традициям отводится чуть ли не ведущая роль в сохранении специфики национального бытия.
Необустроенность российской жизни 90-х годов общественное
сознание во многом связывает с практикой революционных преобразований, проводимых как коммунистическим руководством, так и пришедшим ему на смену демократическим. Усталость народа от постоянных социальных экспериментов также способствует возникновению позитивного образа общества, основой которого являются традиционные социальные ценности: благосостояние, свобода личности, ответственность человека за свое собственное благополучие и т.д. На смену революционному идеалу постепенно приходит традиционный идеал.
В связи с этим становится актуальным исследование социокультурного аспекта феномена традиционности, традиции как элемента социокультурной динамики общественной системы, механизма накопления и передачи культурных концептов и т.д.
Проблема анализа традиции как феномена культуры многоаспектна. Она включает в себя осмысление философского "видения" традиции на разных этапах развития философского знания; разработку понятийного аппарата, адекватного современному уровню развития философии культуры, выбор методологии исследования, позволяющей получить нетривиальные результаты, имеющие необходимые характеристики новизны, и вписывающиеся в общую "ткань" современной философии культуры.
К числу рассматриваемых проблем следует также отнести выявление сущностных характеристик традиции, исторических форм ее бытия, места и роли традиции на разных этапах развития социокультурной системы, рассмотрение связи традиции с другими составляющими процесса социодинамики культуры, осмысление способов культурного наследования и ряд других.
Степень исследованности проблемы. Проблеме социальной преемственности вообще, и традиции как одному из способов
I О А к А
стелен* иссАе^тц\ *
социальной преемственности в частности, в советской и российской социально-философской литературе уделялось и уделяется много внимания. "Пик" в исследовании методологических проблем традиционности пришелся на восьмидесятые годы, когда в философской науке стояла проблема осмысления механизмов упрочения и стабилизации общественных отношений. Естественно, в большинстве случаев - это работы, написанные с позиций диалектико-материалистической методологии исследования общественных явлений. Но если взглянуть глубже на проблему анализа традиций в социально-философской литературе советского периода, то можно констатировать, что достаточно часто в рамках марксистско-ленинской идеологической установки проводились серьезные системные и структурно-функциональные исследования, существовал вдумчивый анализ проявлений традиционности в сфере конкретной этнологии, что советское традициеведение в целом имело достаточно высокий научный статус.
В этой связи следует выделить следующие работы в той или иной степени посвященные интересующей нас проблематике: монографические работы А.Н. Антонова, В.Б. Власовой, В. Е Давидовича, Ю.А. Жданова, В. Д. Плахова, И.В.Суханова, статьи В.Б, Власовой, И.Т. Касавина, П.М. Кожина, В.А. Малинина, В.Н. Сагатовского1 и некоторых других авторов.
1 Антонов А.Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. - М.: Изд-во Москов. ун-та, 1985; Власова В.Б. Традиция в мире духовных ценностей. - М., 1983; Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1979; Плахов В.Д. Традиции и общество. - М.: Мысль, 1982; Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления. -Горький, 1973; Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М.: Политиздат, 1976; Власова В.Б. Исторические типы отношения общества к традиции // Философские науки. - 1984.- № 5; Власова В.Б. Об исторических типах традиционной ориентации // Советская этнография. -1981.- № 2; Власова
I -6-
B аспекте философии культуры проблема традиции рассматривалась С.С. Аверинцевым, Э.А. Баллером, И.А. Барсегяном, В,Б. Власовой, О.И. Джиоевым, А.И. Лучанкиным 2,
В диссертационном плане некоторые аспекты теории традиции рассматривалась С.Г. Азовцевой, С.А.Алексеевой, В.М. Артемовым,
B.В. Базовым, И.А. Барсегяном, В.М. Каировым, А.И. Лучанкиным,
C.А. Никульченковой3 и др.
В.Б. Традиция как социально-философская категория /7 Философские науки. -1980.- № 4; КасавинИ.Т. Традиции познания и познание традиций (о некоторых социальных механизмах познавательной деятельности) // Вопросы философии. - 1985. - № 11; Кожин П.М. Проблемы изучения традиций КНР // Информационный бюллетень Института Дальнего Востока АН СССР,- 1982.- № 32; Малинин В.А. К диалектике традиций в общественном сознании // Диалектика материальной и духовной жизни общества. - М.: Наука, 1966; Сагатовский В.Н. Традиции в системе человеческой деятельности // Традиции и современность. - Севастополь, 1985.
2 Аверинцев С.С. Судьба европейской культурной традиции в эпоху перехода от античности к Средневековью // Из истории культуры средних веков и Возрождения. - М.: Наука, 1976; БаллерЭ.А. Преемственность в развитии культуры. - М.: Наука, 1969; БарсегянИ.А. О классификации форм культурной традиции // Советская этнография. - 1981. - № 2; БарсегянИ.А. О классификации форм культурной традиции // Советская этнография. - 1981. - № 2; Власова В.Б. Традиция как форма преемственности культуры // Культура и цивилизация. - М., 1984; Джиоев О.И. Роль традиций в культуре // Культура и общественное развитие. - Тбилиси, 1979; Лучанкин А.И. Методологические проблемы исследования традиций народной культуры // Философские науки. -1986.-№6.
3 АзовцеваС.Г. Традиция как одна из категорий познания общественных явлений: Автореф. дисс. ...канд. филос. наук / МГПИ им. В.И. Ленина.- М., 1979; Алексеева С.А. Место этнических традиций в цивилизационном процессе: Автореф. дисс. ...канд. филос. наук / Моск. Гос. ун-т. культуры. М., 1996; Артемов В.М. Проблема традиционного в историческом материализме: Автореф. дисс. ...канд. филос. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова.- М., 1979.; Базов В.В. Культурные традиции и самоидентификация личности Автореф. дисс. ...канд. филос. наук / Моск.гос ун-т культуры М., 1996; БарсегянИ.А. Традиция как механизм воспроизводства общественной жизни (коммуникативный аспект): Автореф. дисс. ...канд. филос. наук / Ереван, гос.
-7В девяностые годы по известным причинам акцент исследования традиции сместился в сферу анализа конкретных форм традиционности: политических, национально-этнических традиций,
~ 4
традиции духовной культуры и т.д.
Автор считает целесообразным включение в сферу анализа
ун-т.- Ереван, 1985; Каиров В.М. Традиции и исторический процесс: (социально-философский анализ.): Автореф. дисс. ...докт. филос. наук / Росс, акад. управл. Гуманитарный центр. М., 1994.; Лучанкин А.И. Традиции в социокультурной преемственности: методологический аспект: Автореф. дисс. ...канд. филос. наук/Урал. гос. у-нт. им. А.М. Горького. - Свердловск, 1985. Никульченкова С.А. Философско-культурологический анализ формирования нравственных традиций русской интеллигенции / Автореф. дисс. ...канд. филос. наук / Санкт-Петербургский гос. ун-т. СПб. 1993.
4 Бергер Я.М. Модернизация и традиция в современном Китае // Политические исследования. 1995. - №.-5; Гладких C.B. Этнические стереотипы и проблемы межкультурного общения // Проблемы философии культуры. Сборник статей. Ставрополь, 1999; Кантор В.К. Западничество как проблема "русского пути" // Вопросы философии. - 1993.- №4; Кипкеева З.Б. Культурно-бытовые обычаи как элемент этнического самоопределения // Проблемы философии культуры. Сборник статей. Ставрополь, 1999; МельвильА.Ю. Опыт теоретико-методологического синтеза структурного и процедурного подходов к демократическим транзитам // Политические исследования. - 1998.- № 2; Мускаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992; Поляков Л. Методология исследования российской модернизации // Политические исследования. - 1997.- № 3; Ракитов А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России // Вопросы философии. - 1994.- №4; Сидоренко Ф.Ф. Этнос и традиция // Северный Кавказ на пороге XXI века. Тезисы региональной научно-практической конференции. Пятигорск, 1998; Сугрей Л.А. Традиционализм и этнос // Северный Кавказ на пороге XXI века. Тезисы региональной научно-практической конференции. Пятигорск, 1998; Тарасенко Н.В. Терское казачество: быт, нравы, традиции // Мир на Северном Кавказе через языки, образование культуру (Тезисы докладов II Международного Конгресса 15-20 сентября 1998 года). Симпозиум IV. Интегративная антропология и этнопсихология в современном научном пространстве. Нравы, традиции и обычаи народов Северного Кавказа (Часть II) Пятигорск, 1998. Традиции в
материалы известных западных исследователей традиции и конкретных форм традиционности Т. Куна, С. Тулмина, Р.К. Мертона, П. Сорокина5 и др.
Вышеуказанные авторы достигли определенных научных результатов при рассмотрении различных аспектов феномена традиционности. Однако, вышеназванные работы далеко не исчерпывают темы. Во многих работах, посвященных проблеме традиций, анализ последних проводится с позиций конкретно-исторического исследования. В то же время многие методологические проблемы функционирования традиций в процессе социокультурной динамики остаются выясненными в недостаточной мере.
Анализ традиции с позиций философии культуры и философской антропологии в настоящее время ведется все возрастающими темпами. Это связано во многом с социальным заказом в сфере национальной культуры, государственной политики в области национальных отношений, попытками выработки национально-государственной идеологии России.
Философское осмысление традиции - процесс сложный и во многом неоднозначный. В результате - сосуществование различных, порою, противоречивых точек зрения на круг проблем, находящихся в сфере внимания современного традициеведения. Весь этот комплекс проблем и определил цели исследования, его задачи, а также подходы, предпринимаемые для их решения.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования
общественно-политической жизни и политической культуре КНР. - М.: Наука, 1994.
5 ТулминС. Человеческое понимание М.: Прогресс, 1984; Кун Г. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1975.; Merton R.K. The sociology of science: Theoretical and empirical investigations Chicago, 1973; Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992.
являются диахронные процессы динамики культуры, социокультурной трансляции, преемственности в развитии культуры. Предметом исследования является традиция как структурный элемент вышеуказанных процессов, рассмотренный как целостный социокультурный феномен.
Цель и задачи исследования - рассмотреть традицию как целостный социокультурный феномен с методологических позиций философии культуры. В этой связи в диссертации поставлены следующие конкретные задачи:
• рассмотреть воззрения на традицию, существовавшие в истории философской мысли, выявить основные формы понимания традиции как способа социокультурной связи;
• рассмотреть основные точки зрения на традицию, существующие в современной традициеведческой литературе;
• провести анализ понятийного инструментария современной теории традиции;
• провести системный анализ традиции, выявить место и роль традиции в социокультурной системе;
• определить специфику действия традиции на различных этапах развития социокультурной системы;
• определить специфику действия традиции в различных подсистемах социокультурной системы;
• определить особенности функционирования традиций духовной культуры;
• на основе полученных в процессе исследования результатов, рассмотреть соотношение традиций и инноваций в современном российском обществе.
Методология исследования. Методологическими основаниями исследования явились общенаучные методы исследования,
цивилизационный подход к явлениям культуры, социокультурный и культурантропологический подход к проблеме традиции, системный анализ социодинамики культуры, структурно-функциональный и сравнительный анализ, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, в отдельных случаях дескриптивный метод.
Методологическое значение для диссертационного исследования имели положения и выводы, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных философов, социологов, культурологов, этнологов.
Научная новизна работы определяется тем, что традиция как целостный культурный феномен изучена не в полной мере. Диссертационное исследование до некоторой степени восполняет этот пробел.
В диссертации:
• впервые в отечественной философии культуры представлено подробное историко-философское рассмотрение проблемы традиции, показан процесс развития воззрений на традицию от древней философии до философии XX века;
• критически проанализированы различные концепции традиции, существующие в социально-философской литературе, в литературе по философии культуры, что позволило определить направления дальнейшего исследования проблемы;
• определено место традиции в процессе социодинамики культуры;
• выявлена роль традиции на различных этапах развития социокультурной системы;
• определены механизмы социокультурной обусловленности традиции как способа социальной связи, трансляции культуры;
• выявлена специфика традиций духовной культуры как целостности и проанализированы особенности традиционности в различных сферах духовной культуры;
• проанализированы процессы овладения традициями, сферы безрефлексивного и рефлексивного усвоения традиций;
• рассмотрена проблема соотношения традиций и инноваций в процессе современного реформирования российского общества и выявлены социокультурные особенности данного процесса.
Положения, выносимые на защиту:
• традиция является объектом философской рефлексии на протяжении всего существования философской мысли: от древней философии до философии современной;
• начиная с философии Нового времени традиция приобретает категориальный статус в философии;
• проведение философского рассмотрения понятийного инструментария теории традиции является методологи