автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Традиции в развитии экологической культуры общества

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Мангасарян, Владимир Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Традиции в развитии экологической культуры общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиции в развитии экологической культуры общества"

Санкт-Петербургский государственный университет

На правах рукописи

ИАНГАСАРШ Владимир Николаевич

ТРАДИЦИИ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени каадвдата философских наук

#

(у 1* 1 Санкт-Петербург

1992

Работа выполнена на Санкт-Петербургской кафедр^ философии Российской Академии Наук.

, Научный руководитель: Ефимов D.H. - доктор философских наук,

профессор

Официальные оппоненты; Плахов В.Д. - доктор философских наук,

профессор

Вишаренко B.C. - кавдидат философских наук, старший научный сотрудник Ведущая организация: Механический институт, г.Санкт-Петербург

Залита состоится " UAOyJsU992 года в_часов,

' ауд. _, на васеданик Специализированно/"» Совета К.063.57.38

по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук при Санкт-Петербургской государственном университете.

Адрес: Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5, философский факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Санкт-Петербургского государственного университета.

Автореферат разослан " 1992 г.

Ученый секретарь Специализированного Совета кандидат философских наук,

доцент В.А.Аполлонов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

Актуальность теш диссертационного исследования.

Экологическая проблематика, ее осмысление и переживание является особенно чуткий ивдикатором состояния культуры, показателем ее болонье: точек и значимых сдвигов. Ведь по самой своей сути то, что принято называть экологической проблемой, фокусирует в себе все базовые проблемы культуры: проблему человека и его отношения к природе и к себе подобным, испытание границ человеческих возможностей и человеческой свободы, выбор ценностных ориентиров в настоящем и понимание перспектив будущего и т.д.

При многофакторной неустойчивости, в которой оказалось человечество на пороге третьего тысячелетия, возможны раз-, личные варианты развития социоприродной системы. В .этой связи становится актуальным исследование путей предотвращения сползания к одномерному взгляду на это будущее с целью смягчить и, но возможности, затормозить ляЕину техногенных и культурогенных последствий экологического кризиса, охватив- ' шего ныне практически все регионы планеты. Причем экологическая катастрофа, грозящая нам, сочетается с опасностью антропологической катастрофы, т.е. уничтожением человечес-. кого в человеке. Опасность того, что человечество вследствие одностороннего, противоречащего его собственным интересам, оцениваемым с позиций исторической перспективы, осуществления преобразовательной деятельности уничтожает природную среду своего обитания, в настоящее время осознается многим!. Необходимо только отметить, что существуют разные уровни отого осознания угрожающей человечеству экологической катастрофы.

И если аналитическая традиция, безраздельно господствовавшая до последнего времен», не способствовала достаточно целостному восприятию социоприродного единства, то сегодня все отчетливее проявляются тенденции становления нового экологически ориентированного миропонимания. В этих условиях все больщую актуальность приобретает не только поиск и реализация новых способов оптимизации социоприродного взаимодействия, но и обращение к уже накопленному опыту, подоб-

ного взаимодействия, его воспроизводству в к аых условиях. Причем, как свидетельствует история человечества, казвдая эпоха выбирает себе в прошлом, иногда осознанно, иногда , стихийно, традиции, близкие ей по духу, служащие коррелятом 1 ее опыта. Именно поэтому выяснение роли традиций в развитии экологической культуры общества приобретает особу» актуальность в условиях усиления экологического стресса, роста числа "экологических беженцев" и нарастания конфликтов из-за перераспределения истощающихся природных ресурсов.

Актуальность избранной темы исследования обусловлена как потребностью практического решения вставших перед обществом экологических проблем, так и методологической необходимостью дальнейшей разработки теории взаимодействия общества и природы.

Степень разработанности проблемы.

В современной философской и специально-научной литературе рассматриваются различные грани проблемы взаимоотношения человека и природы. Особенно интенсивно увеличивается число работ, посвященных экологическим проблемам.

Анализируются теоретико-методологические аспекты, рассматриваются социальный статус и значение экологической проблематики в свете перспектив развития человеческой цившшзаг-ции, исследуется процесс "экологизации" сознания, фиксируется повышащийся статус экологического знания в системе наук о природе и обществе. В этом направлении плодотворно работают Э.А.Араб-Оглы, Л.И.Василенко, Ф.И.Гиренок, Э.В.Гирусов, A.A. Горелов, Р.С.Карпинская, В.П.Казначеев, А.В.Кацура, В.Д.Комаров, И.Д.Лалтев, В.АДось, А.С.Маызин, Ю.Г.Марков, Н.Н.Моисеев, Ю.П.Трусов, О.Н.Якицкий и др.

В работах С.А.Арутюнова, С.В.Бромдея, Н.С.Злобина, М.С. . Кагана, Э.С.Маркаряна, В.М.Меауева, А.Печчеи, Л.Уайта, А» Швейцера рассматриваются вопросы сближения культурологической и экологической проблема:тик, предприняты попыгки рассмотрения феномена культуры в егй соотнесенности с природой, исследования специфических характеристик их взаимодействия, нашедшие свае отражение в. понятии, "экологическая культура".

В работа* Л.Н.Когана, А.Г.Маслеева, О.Шшшна, других исследователей дается определение экологической культуры,

рассматривается ее структура, ввделятотся составляющие ее элементы. Вопросам формирования современной экологической культуры общества и личности посвящены диссертационные исследования Е.В.Никаноровой, Н.Н.Храменкова, В.В.Янча. Мировоззренческие аспекты становления современной, экологической культуры наши отражение в работах Г.И.Ефимова, И.К.Лисеева и В.И.Стрельченко, Н.Н.Киселева, К.И.Шилина.

В последние годи появилось немало работ, связывающих корни современных экологических проблем с существенными свойствам! культуры, ее исторического развития, особенностями культурных традиций.

Теоретическими предпосылками анализа традиций во взаимоотношениях человека с природой, формирования современной экологической культуры общества и изучения экологического фактора в становлении, развития и отмирании культурных традиций явились многочисленные философские, исторические и этнографические исследования сущности и места традиций в историческом развитии человечества. Причем первые фундаментальные обобщения, касающиеся рассматриваемой проблемы, были сделаны еще в трудах Дж.Вико и И.Г.Гардера.

В современной научной литературе предпринято множество , попыток определить сущность культурных традиций. И если до , недавнего времени последние сопрягались с доиндустриальными этапами развития человеческой цивилизации, то в последние годы в работах С.Н.Артановского, Э.А.Баллера, В.В.Власовой, Э.С.Маркаряна, В.Д.Плахова и др. получила поддержку расширительная интерпретация традиции как универсального механизма культуры, благодаря которому происходит восприятие, кумуляция и передача социально значимого опыта, в том числе эко-культурного. В восьмидесятые годы в исследованиях Э.Г.Абрамян, . В.Н.Афониной, Ю.Н.Даввдова, А.И.Зеленкова и П.А.Водопьянова, Э.С.Маркаряна, Н.Н.Моисеева и др. нашли отражение попытки , рассмотреть роль и действие культурной традиции как способа", организации связи человека (общества) с природой. Однако,' следует подчеркнуть, что специальных всесторонних научных , 'исследований этой проблемы нет.

Недостаточно исследованы пути, средства, механизмы вое! производства и передачи экокультурного опыта как одной из

основных предпосылок развития современной экологической культуры и коэволюции природы и общества. Мало внимания уделяется в литературе междисциплинарным исследованиям проблемы становления и развития современной экологически ориентированной картины мира, осмыслению роли традиций в этом процессе.

Цель и основные задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является рассмотрение противоречивой природы традиций в развитии социоприродных процессов и их роли в формировании современной экологической культуры.

Достижение поставленной цели осуществляется постановкой и решением следующих взаимосвязанных задач:

- исследовать теоретические и методологические принципы анализа традиции в развитии экологической культуры общества;

- рассмотреть генезис и развитие фундаментального взаимоотношения "общество-природа", роль традиции в социокультурной детерминации этого взаимодействия;

- выявить особенности становления и развития современной экологической культуры;

- исследовать диалектику традиций и новаций в развитии экологической культуры общества;

- определить роль и значимость традиций в экологическом воспитании как. одном из условий формирования экологической культуры.

Методологические основания, теоретические и эмпирические источники.

В настоящей работе диссертант опирался на исследования в различных областях знания, затрагивающие проблемы взаимо-. действия природы и общества.

При анализе проблем, исследуемых в диссертации, привлекались труды классиков философской мысли с древнейших времен до настоящего времени. Автор опирался на труды виднейших представителей современной науки, использовал монографические работы, диссертационные исследования, материалы научных конференций по проблемам экологии, личные беседы автора с учеными и опыт решения некоторых задач из числа рассматриваемых в диссертации.

Важнейшими основаниями, оказавшими определяющее влияние

?

на логику и направленность исследования, явились идеи "гуманизации" социоприродного взаимодействия; органического единства природного и социального» неразрывности мира природы и мира человека.; интеграции естественных, технических и гуманитарных наук как необходимого условия решения жизненно вашшх проблем человечества, в том числе и экологической.

Результаты и научная новизна исследования.

На защиту выносятся следующие результаты исследования, содержащие элементы научной новизны:

- рассмотрены теоретические и методологические принципы зализа традиции в развитии экологической культуры общества, а основе которых лежит представление о культуре как специфическом способе человеческой деятельности и культурной традиции как одном из важнейших ее механизмов, благодаря которой осуществляется закрепление, хранение, трансляция и трансформация социокультурного спита;

- раскрыта диалектика становления и развития представлений о взаимодействии общества и природы, определена роль традиций как одной из важнейших социокультурных детерминант этого взаимодействия;

- исследованы особенности становления и развития современной экологической культуры, выступающей как качественная характеристика социоприродного взаимодействия с точки зрения современных экологических требований, включающих в себя не просто совокупность приемов природопользования, не только основные типы отношения человечества с природой: предметно-практического, духовно-практического и духовно-теоретического, но и меру их соответствия научно обоснованным нормам и требованиям общей к социальной экологии;

- обоснована необходимость синтеза ококультурньс: традиций и новаций различных эпох и народов как условия развития экологической тгультуры общества;

- определена сущность экологического воспитания как приобщении личности к экологически ориентированным традициям, превращения их в его внутренний мотив поведения, свободно избираемую им программу экологической деятельности.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Материалы проведенной работы,, положения и выводы, еде-

Данные в ходе исследования, расширяют и уточняют наши представления о специфике взаимодействия в системе "общество-природа", о роли экологической культуры в этом взаимодействии, о влиянии традиций на процесс стгловления и развития современной экологической культуры общества и могут быть учтены в дальнейшей разработке этих проблем.

Основные положения исследования могут найти практическое применение в совершенствовании системы экологического образования и воспитания.

Теоретические положения и выводы, сформулированные в диссертационной работе, могут быть использованы в преподавании курса философии, при подготовке и чтении спецкурсов для слушателей и специалистов естественного, технического и гуманитарного профиля.

Апробация результатов диссертационного исследования.

Основные положения и результаты работы обсуждались на Санкт-Петербургской кафедре философии Российской Академии Наук, наши свое отражение в опубликованных статьях и тезисах докладов, в выступлениях автора на межреспубликанской научной конференции "Самоорганизация в природе и обществе" (Ленинград, 1988), на Пятой Всесоюзной школе молодых ученых-политологов "Политика и экология" (Москва, 1989), на конференции "Философские проблемы социальной экологии" (Москва, 1989), на Втором Соловецком общественно-политическом форуме (Архангельск - Соловки, 1990), на Всесоюзной конференции "Человек в мире диалога" (Ленинград, 1990).

Материалы диссертации использовались автором при проведении занятий с аспирантами и соискателями институтов и учреждений Российской Академии Наук в Санкт-Петербурге.

Структура и объем диссертации.

В соответствии с содержанием и логикой материала текст, занимающий 158 страниц, состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 261 позицию.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность исследуемой темы, характеризуется степень ее разработанности, формули-

руются цель и основные задачи исследования, отмечается научная новизна положений, вьлосимык на защиту и теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе "Методологические предпосылки исследования традиций в развитии экологической культуры общества" раскрывается генезис и развитие представлений о социопри-родном взаимодействии, выявляется роль традиций в социокультурной детерминации взаимодействия человека с природой, определяются исходные принципы исследования.

В первом параграфа - "Генезис и развитие представлений о социоприродном взаимодействии (историко-философский анализ)" - отмечается, что если практическая проблема взаимодействия человека с природой имеет место на протяжении всей истории общества, то научная теоретическая проблема идеального отображения этого взаимодействия могла возникнуть лишь на достаточно высоком уровне развития культуры. На современном этапе развития науки расшифровка и сравнение экологических представлений ранней и последующей истории человечества представляется той актуальной проблемой, решение которой будет способствовать становлению и развитии современной экологической культуры.

Исходя из целей исследования диссертант рассматривает . эволюцию экологических представлений. Отмечается, что в процессе своего развития человечество выработало ряд как последовательно сменяющихся, так и сосуществующих форм общественного сознания - мифологию, религию, науки и т.д.

Первобытному человеку он сам и его племя, животные и растения, земля и небо представляются в качестве взаимосвязанной целостности. Этому способствовало мифологическое мышление, характерными чертами которого являются синкретизм, нерасчлекенность в нем природы и человека, субъекта. . и объекта, реальности и фантазии. Непреходящей ценностью древнейшей мифологии являются мотивы равновесия и сохранения живой и неживой природы. Причем уже в мифологическом сознании проявляются как экофильная традиция, направленная ' на равновесное сосуществование человека с природой, так и экофобная, направленная на покорение природы.

■. Еще более ярко эти тенденции проявляются в религиоз-

ных представлениях о взаимоотношении природ: и человека. Если говорить о западной цивилизации, необходимо отметить, что возникновение христианства привнесло в человеческую культуру свое отношение к природе: она - источник ресурсов, а не просто объект созерцания. В то же время и в Ветхом и в Новом Заветах есть погашая»« самоценности всего живого, что стимулирует бережное отношение человека ко всему сущего.

В эпоху позднего Средневековья и возникновения феномена Возрождения теоцентризм уступает место антропоцентризму, провозгласившему господство человека над природой, сводившемуся нередко к восхвалению узкопонимаемого гуманизма, уверенности в возможности решения проблем, стоящих перед человеком, рациональным путем и утилитарными средствами.

Окончательный перелом во взглядах па взаимоотношения природы и общества произошел в ходе научной революции ХУП б. Ее первыми содержательными компонентами стали коперникан-ский гелиоцентризм и галлилеевско-ньютоновская механистическая концепция природы. Дальнейший процесс развитии науки Нового времени связан с идеями Ф.Бэкона о необходимости "великого восстановления" былого господства над природой. Программа покорения природы была понята как программа развития человечества, его освобождения от внешнего гнета. Дцеи Ф.Бэкона были развиты Р.Декартом, Т.Гоббсом и др.мыслителями.

Другая традиция, связанная с именами Д.Вико, Ш.Л.Монтескье, И.Г.Герцера, исходила из того, что социальное состояние ладей есть новый уровень естественности, на котором они могут совершенствоваться путем установления законов, гармонизирующих с фундаментальными законами природы.

Обо эти традиции развивались и уточнялись представителями различных философских течений вплоть до начала XX ь,

Ное&я научная революция, начавшаяся на рубеже XIX и XX вв., привели к смене научных парадигм. Она первоначально мало коснулась экологического миропонимания,- поскольку порт -дила идеологию сциентизма и технократизма. В то же время некоторые исследователи (Р,Парк; Э-Бёрцжэсс) приступают к разработке проблем, которые ныне являются полем исследования социальной экологии. Позднее формулируется общее учение о взаимодействии живой и неживой (косной) природы, нн-

теграг^я которых на высшем уровне создает биосферу в понимании В.И.Вернадского, которая в перспзктиве должна преобразоваться в ноосферу.

На исходе второго тысячелетия характер и интенсивность vex изменений, которые происходят в процессе антропогенного воздействия на природу, свидетельствуют о том, что оптимизация взаимоотношений человека с природой невозможна без пересмотра принципов, лежащих в осново этих отношений сообразно требованиям объективно существующих фундаментальных закономерностей самоорганизации биосферы.

В этой связи особую актуальность приобретает рассмотрение культуры как специфического социоприродного образования, которое определяется характером и способом сложившегося взаимодействия общества и природы. Такой подход определяет необходимость новых ориентации в выработке знекультурных 5,:зхаш!змов оптимизации взаимодействия человека с природа.!!.

Во втором параграфе "Традиции как специфическая форма содаозуиьтуг-«о?. детерминации взаимодействия человека ï при-vc.noñ" рл.->с1«г.-тривается противоречивая рель экокультуриьк градиздй г. гоэцэссе социоприродного пзакмодейзтзия.

Потел'.тиаяько человек способен овладеть всей наличной /триродой. Однако в реальной истории его универсальность отшдь не является актуально исчерпанной. Прогресс культуры в целсм представляет собой развертызакиа сущностных сил и способностей человека, расширение области "очеловеченной" природы. В то же время в актуальной ограниченности круга яркоо/ц«-« предпосылок общественного развития, которые могут Сигй в данный мемент времени вовлечены а исторический "кругоророт", заложена возможность кясода еощопри-родной йгетеин из состояния равновесия и гозникновения эко~ логического trpíisiíja.

В диосертатдии делается вывод, что поиск выхода из создавшейся; ситуации возможен на основе заново открываемой (каждый раз заново, хотя.ока - одна и та же) "керн" нормаль-них чзпимоотгйс.сниЯ г.езду человеком и природой: природой "вокруг" пего, з нем самом, в качества его самого и других

по „-¿¿..-.cea арястяяшзедяг этой мери получает

слое отражение в экокультурной традиции, благодаря которой происходят аккумуляция, хранение и передача опыта взаимодействия человека с природой.

Извлекая уроки из исключительно практически-оценочного отношения к феномену традиции, диссертант отмечает преимущества расшрителыюй интерпретации традиции. Такой подход позволяет дифференцировать культурную традицию и культуру в целом. Если культура есть специфический способ человеческой деятельности, то культурная традиция представляет один из важнейимх ее механизмов, благодаря которому структурируется социальный опыт. Йиенно поэтому особая роль в регуляции взаимодействия человека с природой принадлежит традициям, которые концентрированно выражают опыт тех или иных исторических общностей, и подобно гензтическому коду, ориентированы на существенно важные для вшивания этих общностей устойчивее, стабильные свойства среди. Благодаря выраженному з информационных проградаах экокультурной традиции пред-ввдонта условий обитания, последующих поколений людей кок раз и становится возмогшим их адаптивное воспроизводство,

В связи с анализом причин возникновения и возможностей преодоления современного экологического кризиса диссертант отмечает, что в процессе овладения искусством управления динамикой екокультурных традиций возможно будет преодолеть одну ко причин ухудшения экологической ситуации, вызванной н ионием общества и его институтов исследовать предшествующий опыт взаимодействия с природой, извлекать из кого уроки и предвидеть последствия нарушения равновесия в социоягриродной системе. При этом подчеркивается, что сведение культуры к механизму адаптации человека к среде и среды к человеку, а традиции к роли орудия этой адаптации бале бы большим упрощением. Экологические исследования подтверждают тот факт, что отношение организма к природе вкушает в себя также отношения индивидов данного вида друг к другу. Традиции формируют отношения человека к природе ккешо как общественного существа, как члена определенного сообщества. У! содержательно, и как механизм социального-наследования и сохранения памяти культуры традиции всегда принадлежат определенной группе и представляют собой важней-

шее средство ее самоорганизации и саморегуляции.

Взаимодействие человека с природой у каэдого народа имеет свои особенности. Хотя в современных условиях часть весьма важных экологических функций, которые этнокультурные традиции были призваны выполнять в прошлом, стала переходить к массивам надэтнической культуры, характеризующейся тенденцией к унификации, локальное разнообразие культуры продолжает сохраняться, что является одним из выражений ее избыточности, имеющей потенциально огромное адаптивное значение. Если поливариантность культур позволяет проявлять большую гибкость я нюансам экологической среди, то высокая степень однородности и специализации с одной стороны обеспечивает наивысшую продуктивность, но с другой стороны может привести н опасному кризису при резком изменении среды.

В этой связи диссертант указывает на противоречивый характер культуры в выполнении ею экологоадалтивньс. фунншй. Выступая как универсальный.адаптивно-адаптирующий механизм, неизмеримо увеличивая приспособительные возможности людей, она, в то же время, несет в себе и деструктивное, дестабилизирующее начало. Особо ощутимо это свойство проявляется в локальной поливериантности культуры, одним из последствий которой выступают противоречия и конфликты регионально выработанных интересов, идей, социальных институтов. Эти противоречия и конфликты естественным образом выступают одним из дестабилизирующих факторов во взаимодействии человека с природой. Но они же в процессах реального взаимодействия исторических общностей с окружающей их средой, в свою очередь, выступают источником рождения новых относительно устойчивых и более соответствующих наличным условиям культурных форм, создающих основы оптимального развития системы "общество-природа" .

Итак, необходимо признать, что корни современных экологических проблем связаны с важнейшими, существенннми свойствами культуры, ее исторического развития и особенностями экокультурных традиций. Сложившаяся ныне экологическая ситуация требует как изменений некоторых традиционных принципов взаимодействия человека с природой, так и обращения к традициям, аккумулировавшим в себе программ экологической

деятельности, социально-экологические знания и экологические ценности предшествующих: поколений людей.

Вторая глава "Роль традиций в становлении и развитии современной экологической культуры общества" посвящена исследованию характера современной экологической культуры и o6ocK0Bair.ro необходимости синтеза традиций и новаций как условия ее развития.

В первом параграфе "Характер современной экологической культуры" отмечается, что в современной литературе обозначились два осношшх подхода к рассмотрению экологической культуры, которые дополняют друг друга. Экологическую культуру общества мозшо исследовать как культуру экологической деятельности и как экологический аспект развития культура. При первом подходе экологическая культура общества определяется как конфигурация всех результатов, которых общество достигло в сохранении и восстановлен;!:-; природных условий своего существования. Во втором случае имеются в виду исторически возникающие формы преодолования опасных изменений сгружающей среды, вызванных деятельностью человека.

В понимании диссертанта экологическая культура общества виступает в первую очередь как качественная характеристика со1у:о;^лродпого взаимодействия с точки зрения современных экологических требований, включающих в себя не просто совокупность определении-: приемов природопользования, не только основ»"'э типы отношения человечества, с природой: предметно-практического, духовно-практического и духовно-теоретичэс-кого, но и меру их соответствия научно обоснованным нормам и требованиям общей и социальной экологии. При этом подчеркивается, что экологическая культ-ура призвана характеризовать способы взаимодействия человека не только с природной, но и с социально-исторической средой.

Нормирующаяся современная экологическая культура видит--ся как культура глобального масштаба, сознательно создаваемая путем синтеза экологических потенций различных культур, c'-ia культура ставит своей целья (имеет сутью) регулирование праг.стЕенндал и научными средствами взаимопола г дни л человека (общества) и природы. При таком подходе опэкзпется, что прлрода принципиально несводима ¿с объекту, дако к объекту

культуры, ибо нардду с этим она всегда остается в своем первичном качестве собственно природы. Проблема заключается не только в неприемлемости и вредности узкоутилитарного отношения к природе в пределах поля полезностей. Речь идет также о том обеднении, которое мы вносим в бытие, когда отказываем ему во всем том, что выходит за горизонт деятель-ностиого освоения, за границу распредмечиваемости, что надолго, а может быть, и навсегда останется неосвояемой и не-присвояемой, но предстоящей нам безусловно ценностной перспективой в ее неприкосновенности. При этом человек вынувден действовать с учетом экологического контекста, который ориентирует выбор его ценностей.

Показательным в этом отношении является процесс экологизации общественного сознания. Позиция диссертанта состоит в том, что если га или иная форт общественного сознания отражает определенную сторону общественного бытия, то экологическое сознание как бы присутствует во всех этих формах в зависимости от того, какова глубина связи этой стороны бытия с конкретно-исторической экологической ситуацией.

Необходимой предпосылкой экологизации сознания является формирование экологического стиля мышления. Яркое отражение этот стиль получил в феномене русского космизма, который явился результатом взаимовлияния философско-гуманитарной мысли и работ естествоиспытателей рубежа Х1Х-ХХ вв. Человек и природа предстают в идеях космистов как два относительно самостоятельных, но обусловливающих друг друга субъекта, которые могут вести "диалог". Более того, природа предстает познаваемой в той степени, в какой возможен такой "диалог". Гак как человек не есть суверенное и автономное существо в мироздании, его судьба неотделима от судео космического развития, но возникает и обратная зависимость: человек становится одним из мощных факторов дальнейшей эволюции природы в обитаемом им участке мироздания и притом фактором, действующим сознательно. Это налагает на него громадную ответственность, так как делает его прямым участником процессов космического масштаба и значения.

В исследовании отмечается, что использование и потребление человеком внешней природы является необходимым условием

его существования, поэтому те формы природопользования, в основе которых лежат системы разумных и экологически оправданных потребностей общества и отдельного ивдивида, не могут быть подвергнуты негативной нравственной оценке.

Средством выработки экологически ориентированной деятельности является социоэкологическое образование и воспитание, которые представляют собой длительный и поэтапный процесс, предполагающий специально организованную систему мер по формированию и передаче экологических знаний, убеждений и практических нсвыков, нравственных принципов.

Способствовать этому процессу мокет синтез экологически ориентированных традиций и новаций культур разных времен и народов.

Во втором параграфе "Синтез традиций и новаций как условие развития экологической культуры общества" отмечается, что изначально культура концентрировала в себе экологический опыт человечества., фиксировала представления об экологической опасности, формировала экологические потребности в единстве с определенной программой решения отологических проблем.

Действие механизма культурной традиции, специфическими чертами которой являются: социальная природа (надбиологичность), нодиндивидуальность, устойчивость, нормативность, обеспечивает включение субъектов экологически ориентированной деятельности в апробированные на практике оптимальные формы деятельности, регулирование последней в процессе взаимодействия человека с природой. Причем принятие функции стабилизации в качестве одной из определяющих характеристик традиции, отражает лишь момент воспроизводства деятельности, ее продолжения по заданным основаниям.

Если рассматривать традиции только с этой стороны, то , культура предстанет как монотонный процесс воспроизводства наличных форы, деятельность человека получит одностороннюю характеристику, абсолютизирующую ее репродуктивный аспект. И хотя консервативность традиции ограждает человека от неоправданных перестроек поведения при случайных флуктуациях внешних условий, ото не спасает от нарастания экологической опасности. Объясняется это тем, что слокивлиеся на определенном этапе развития культуры традиции ограничены решали

прошлой предметно-практической деятельности. В некоторый момент времени традиции перестают обеспечивать осуществление и регуляцию жизнедеятельности общества, его взаимодействие с природой. Тогда потребность самоподдержания организации со-циоприродной системы выдвигает на передний план продуктивный ' аспект культуры, который находит свое выражение в инновациях. Суть последней заключается в выработке таких средств, способов деятельности, которые позволили бы адаптироваться к непредвиденной традицией ситуации, освоить те объекты, способы оперирования которыми отсутствуют в фовде культурной традиции. Результат инновации существует вначале как единичный прием действия с конкретными объектами или способ взаимодействия в рамках системы "общество-природа". Впоследствии он обобщается и фиксируется в виде модели несущей информацию о "технологии" деятельности в процессе взаимодействия человека с природой. Ногда же путем репродуцирования подтверждзе'&ся способность новой программы обеспечить адаптацию системы к непредвиденным условиям, традиции берут на себя функцию сте-реотипизации и пространственно-временной трансмиссии результатов творчества.

При этом необходимо отметить двоякую направленность традиции. С одной стороны, программы, транслируемые традицией, обращены как бы "вовне" человеческого коллектива - к свойствам окружающей среды и к способам взаимодействия с ней. С другой стороны, они обращены "вовнутрь" - на самый коллектив, на его собственное устройство. Оба аспекта связаны, часто - до неразличимости. То, что субъективно в сознании самих носителей этой культуры, выступает как образ мира или средство воздействия на природу, на самом деле может выполнять функцию консолидации коллектива или сохранения его структуры и т.п. Поэтому нередко информация, передаваемая традицией, не сводится к научному или "правильному" знанию, иначе говоря, к знанию, отвечающему действительному положению вещей,

Вывод, к которому приходит автор, состоит в том, что современная экологическая культура характеризуется поиском своего рода равновесия, меры, гармонии следования традициям взаимодействия человека с природой и непрерывного обновле-

ния форм этого взаимодействия, ибо на этой основе может быть достигнута оптимизация социоириродного развития.

Сказанное имеет важное значение для правильного понимания "технологии" экологического образования и воспитания. Диссертант считает необходимым ввделить эту проблему, тал как одним из результатов научно-технической революции и внедрения массового производства стало культивирование автоматизма действий и соответственно автоматизма шипения, приводящего в итоге к снижению возможностей более гибкого, творческого взаимодействия человека с природой.

Преодолеть эту опасность призвана систсыа экологического образования и воспитания. Причем, если экологическое образование есть, коротко говоря, процесс передачи знаний, то есть накопленной в истории человечества нгучной информации о со-цмоприродном взаимодействии, очищенный от примесей субъективности и обращаемый к безличному адресату - каждому индивид у и каждому новому поколению, обладающему необходимым запасом знй1Я!й, позволяющим принять, декодировать и усвоить данную информацию, то процесс экологичоского воспитания оказывается более сложным процессом. Экологическое воспитание не только не может абстрагироваться от личностных особенностей ьс.:,питуемого, но всегда обращено к нему именно как к личности, субъекту, пак к уникально!,'.у и полноправному партнеру в диалогическом общении. Причем сегодня экологическая проблематика - это и необходимый контекст диалога (область "последних проблем мироздания") и объективное ситуативно значимое его содержание, поскольку стоит она сугубо практически. к поскольку ira один феномен культуры не возникает на пустом месте, мошо утверждать, что фундаментом экологического видения мира является диалог между прошлым и настоящим, использование опыта различных культур благодаря актуализации их посредством традиции.

Итак, развитие современной экологической культуры с необходимостью предполагает диалектическое единство ококультур-liLK традиций и инноваций, требует сбалансированного их взаимодействия кок в процессе генерации новых социально-?кологи-чоских зданий, та.к и их последующего использования в процессе оптимкзации взаимодействия человека с природой. Только на

база подобной концепции можно искать выход из экологического кризиса; возможные сценарии развития, альтернативные современным тенденциям, должны возникать на основе коллективного опьгга, заключенного в мировой палитре культур, с пониманием роли традиций, их значения в жизни и эволюции общества.

В Заключении подводятся основные итоги исследования.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

1. Феномен мировоззрения и философия // "Философия и духовная жизнь общества". Тезисы докладов. Научная конференция молодых ученых. Ленинград, Наука. 1989. 0,1 п.л.

2. Экологическая традиция как феномен культуры // "Философские проблемы социальной экологии". Тезисы к Ш-ему Совещанию Кафедры философии АН СССР. Москва. 1989. (В соавторстве). 0,1 п.л.

■ %

3. Экология, культура, нравственность // "Культура и политика в современном мире". Тезисы докладов П Соловецкого форума. Архангельск - Соловки. 1990. (В соавторстве). 0,1 п.л.

4. Диалог культур и формирование экологически ориентированной картины мира // "Человек в мире диалога". Тезисы докладов. Всесоюзная конференция. Ленинград. Наука. 1990. 0,1 п.л.

5. Экологическая культура как ценностная ориентация общества // "История. Культура. Цивилизация". Тезисы к У совещанию Кафедры философии АН СССР. Москва, 1991. (В соавторстве). 0,1 п.л.

6. К вопросу о месте экологических традиций в аксиологии глобальных социальных действий // "Духовно-ценностные ориентиры массовых действий лвдей". Тезисы докладов. Республиканская межвузовская научная конференция. Гродно, 1992. 0,15 п.л. <

7. Этнические традиции и экологическая культура общества // "Природа и культура". Тезисы II теоретического семинара.

Зуш. ШЗ. 0.15п,д,—_—-' ••„:.--—--

Подпиоаяо в печать I6.0A.92. Зам, 291 Тир. 100 акв. Беоплвтно. РПН БАН России, Ротапринт, 199032, С.-Петербург, Биржевая,!