автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Традиционная и современная материальная культура азербайджанцев, проживающих в Грузии

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Новрузов, Джалал Абдурахман оглы
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Традиционная и современная материальная культура азербайджанцев, проживающих в Грузии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционная и современная материальная культура азербайджанцев, проживающих в Грузии"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИНСТИТУТ ИСТОРИИ

На правах рукописи

НОВРУЗОВ ДЖАЛАЛ АБДУРАХМАН оглы

ТРАДИЦИОННАЯ И СОВРЕМЕННАЯ МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АЗЕРБАЙДЖАНЦЕВ ПРОЖИВАЮЩИХ В ГРУЗИИ

Специальность: 07.00.07 — Этнография

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

ВАКУ — 1991

Работа выполнена в Секторе археологии и этнографии Института истории АН Азербайджана.

Научный руководитель: —Доктор исторических наук, профессор Г. А. ГУЛИЕВ.

Официальные оппоненты:

—Доктор исторических наук, профессор Г. А. ГАВИЛОВ. —Кандидат исторических наук В. М. ИСЛАМОВА.

Ведущая организация—Азербайджанский ордена Трудо-в'ого Красного Знамени Государственный педагогический университет им. В. И. Ленина.

Защита состоится . $ * /С^_1991 г.

в ./" часов на заседании Специализированною совета (Д 1)04.02.01) по защите диссертации на соискание учёной степени доктора исторических наук по специальности 07.00.02—«Истории СССР», 07.00.06—Археология.; 07.00.07. —Этнография при Институте истории АН Азербайджана. Адрес: 370143, г. Баку, проспект Азизбекова, 31.

С диссертацией можно ознакомиться в научном кабинете Института истории АН Азербайджана.

Ученый секретарь Специализированного доктор исторических

ПИРИЕВ

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность исследования. За последние годы в связи с перестройкой и демократизацией общества большие изменения происходят и в жизни каждого, народа. Особенно больно;! интерес возрастает к истории и культуре народов, проживающих за пределами своих административно-территориальных образовании. К числу последних относится и азербайджанская диаспора в Грузин. Поэтому не случайно, что появление каждой новой работы о них вызывает большой интерес общественности. Кроне того, следует отметить, что слоке-ние ряда элементов материальной культуры азербайджанцев Грузик формировалось в процессе взаимодействия и культурного взаимовлияния азербайджанцев, проживающих в Азербайджане. Отдельные элементы этой культуры находят параллели в культуре соседнего народа - грузин, что дает возможность глубяо попять те отличительные черты к взаимосвязи в культуре этих народов.

В настоящее время в различных сферах материальной культуры азербайджанцев наблюдается синтез традиционного и нового, однако форш и степень сочетания их весьма различны. Немаловажный интерес представляет и процесс азербакд^анско-груз'.шекого этнокультурного взаимовлияния. Разработка данной проблемы открывает широкий простор для определения уровня этнического развития народа, дает возмохшость для углубленного анализа этногенеза, этнической истории, современных этнических и культурно-бытовых процессов. Особую актуальность приобретает исследование современной материальной культуры и ее трансформации в полиэтнической среде.

Степень изученности темы. Исследуемая тема как з дореволюционной, так и в советской науке специально не разработана.

Описание отдельных аспектов материальной культуры встречается в дореволюционной этнографической литературе прошлого века. Немаловажное значение для нашей теш имеют работ- А.Д.Ерицева, А.М.Аргутинского-Долгорукова, В.Н.Левиатов:, и др., в которых содержатся интересные сведения о материальной и духовной культуре азербайджанцев-'-. Но эти авторы не ставили перед собой исследова-

Ерицев А.Д. Экономический быт государственных крестьян Борча-линского уезда Тифлисской губернии //Г.МЗБГКЗК. Ти.плис. 1087. Т.7: Григоров Т. Селение Карзах Ахалкалакского уезда Тифгас-скои губернии //СМОМПК- Тяйлтз.1893.Дш.17;.Тифлисская губерния. Борчалинекии уезд (без нейтральной зоны). Тислис. 1916; Аргутинский-Долгоруков A.M. Борчалкнсклй уезд в экономическом и коммерческом отношениях. ТМлис.- 1ъ9Т: Колониальная политика российского царизма в Азербайджане в ;j0-60-x rr./ix в. м. ,j¡., I93G.4.I-2; Левиатов В.Н.Очерки истории Азербайджана в ХУШ в. Баку, 1948.

тельскуы задачу, их работы нослт .иряглочтарный характер и часто не лишены недостатков.

Поэтому при разработке теш мы опирались на работы современных этнографюв, в частности азербайджанскими грузинских.

.Многие аспекты материальной культуры азербайджанцев Грузин идентичны с таковыми в некоторых регионах Лзерба;даана (Карабах, западные районы).

Среди работ, посвященных материальной культуре азербайджанцев Грузии, следует отметить кандидатскую диссертацию А.М.Па-биева, посвященную поселениям и ¡ишшцам конца Х1Х-начала XX в.3 Автор ограничивается в своем исследовании дореволюционным периодом, который имеет к нашей теме непосредственное отношение.

Из грузинских эгногра'ТюБ» изучающих жилище народов Закавказья в сравнительно-историческом плане, следует отметить заслуги А.И.Робакидзе и Т.А.Чиковани'^. Немаловажное значение для нашей темы имеет и работа В.П.Кобычева, посвященная изучению крестьянского жилища Азербайджана^.

Названные авторы разработали общую типологию.поселений и жилищ Кавказа, которая слукила осноеол для разработки нашей теш.

Необходимо отметить и работы А.Н.Мустафаова, Г.Гавилова, К.Каракапглы л других авторов, которые затрагивают вопросы кули-'. нарии, одежды и жилища®.

о

Каскрли :,1.Н. Сельские поселения и крестьянские жилища Нахиче-ванской АССР. Баку. 1959. Аз.яз.; он же.„Народные жилища Шеки-Бакатальской зоны Азербайджанской ССР. Баку. 1975. Аз.яз.; Ка-ракашлы к.Т. Материальная культура азербайджанцев. Баку.. 196-1; Измайлова A.A. О народной одевде населения юго-восточных районов Азербайджана //Изв.АН АзССР. Сер.общеета.наук. 1964. й 4 и

Набиев A.M. Поселения и жилище азербайджанцев, проживающих в Грузии в конце XIX-начале XX в. (по материалам Квемо-Картлин-CKOii историко-этнографнческой зоны): Автора|>.дис. ...канд.ист. наук. Тбилиси. 1981.

^ Чикованя Т.А. Из истории народного жилища Закавказья (истопико-этнограейаческое исследование). Тбилиси, 1967; Робакидзе А.11., Чикованй Т.А. Классификация и генезис закавказского жилища со ступенчато-венцеобразньм перекрытием //Хозяйство и материальная культура народов Кавказа в XIX-XX веках. М. 1971« Вып.1; Роба-кидзе А.И., Гегечкори Г.Г. Формы жилища и структура поселения Горной Осетии. Тбилиси. 1975.

® Кобычев В.П. Крестьянское жилище народов Азербайджана в XIX в.// КЭС. М. 1962. Вып.З.

^ ¡Мустэфаев А.Н. i¡атериальнал культура Ширвана. Баку. 1977; Кара-кашли К.Т. Ун.раб.; Гавилог Г.,А. материальная культура Азербайджана конца Х1Х-иачэ.та XX б. (астортао-втаографтскоэ исследование по (ляторпалаи ГяядажбасарскоЛ зоны): Авторэф.дчс. ...канд. лег.наук. Бчку. 1069.

Источниковедческой базой диссертации служили полевые этнографические материалы, собранные автором в 19ЬЗ-19Ш гг. н районах исследуемо!-; зоны, а также дореволюционная, особенно прошлого цоке, и советская этнографическая литература и архивные материалы. Использован ташке, сравнительный маториап, собрании!! а соседних грузинских районах, а также в сопредельных с Грузией районах Азербайджана. Анализ собранных материалов дал возможность выявить специфику исследуемой зоны.

Объектом исследования явились районы компактного проживания азербайджанцев в юго-восточной части Грузинской ССР (современные Гардабансш-ш, >у1арнеульский, Болшгсский и Дманисский районы). Исследуемы!! регион,- иаиыстнш до революции под названием Борчали (Ксемо-Картли), - одна из своеобразных п интересных лсто-рико-этнограуических зон азербайджанцев, проживающих за пределами республики. Они являются дроьш-ши обитатылямп данного региона. В средние века, особенно в ХУ1-ХУП бе., изменения с их численности произошли вследствие миграционных процессов. В частности, в ХУЛ в. Ссфзвиди заселяли опустошенные персидскими войсками области Кахетии. из Карабаха сюда были переселены некоторые азорбайджанзкие пленена - нпирмл дёрд кадкар' - но главе с Псй-кар ханом. Бнвшиз борчалинскне земли находились в зависимости от азербайджанских или грузинских феодалов.

В начале-ХУ111 в. Борчалы находился в составе Гянджинского -беглярбекства. Позже, в 1736 г., при Надир иахе данная область вошла под протекторат Картли-Кахетинского даря. В ХУШ в. Борча-лы объявляется султанством. В XIX в. жители Борчалы совместно с Казахской и Шамшадильской конницей сражались против Ara Магомед лаха Каджара и Аббаеа Мирзы. В 1801 г. Борчалинское султанство, входит в состав России.

В 1929 г. на территории бывшего Борчалинского уезда бшм, эбразованы районы Люксембург, Башкечид и Борчалы, которые с 1950 г. соответственно назывались Дманисский, Бсшшсский и Мар-чеульский районы.

В конце XIX в. (в 1886 г.) здесь проживало 33382 азербайджанца, 147 I немецкий колонист, 3854 грузина, 17Ы5 греков. Азербайджанцы компактно проживали в. Борчалшгском ириставстЕв Борча-

' рахмани А.Д. "Тарих-ц алш арай-и Абба^и" как источник по истории Азербайджана. Баку. I960., 0.126.

линек,ого уезда, а грузины и армяне преобладали в Лорнйском и Триалетоком ¡шиставствах8.

В 11)913 г. население уезда составляло 89076 чел.9, а по данным перьг.кол НИЗ г. - 8С537 чел., из которых 50979 - азербайджанцу 19-19 - грузины, 14ЭоЭ - армяне.

По официальным данным в 1979 г. здесь проживало 257 тыс. азероапл;а1нцси, когерио составляли 5Д& от общего населения Грузин. Кроме того, азербайдаанцы проживают в Тбилиси, Руставн, Тетри-Шсаро, Сагореджо и других городах и районах Грузни.

Долъ и задачи наследования. Главной- цель» является истори-ко-этногра^ическое изучмше традиционной и современной материальной культура азербавдканцеЕ, проживающих в Грузин. В соответствии с этим намечено решить следующие задачи:

- исследовать степень эволюции и трансформации элементов . материальной культуры в сравнении их с культурами грузин в Грузинской ССР и азербайджанцев в Азербайджанской ССР;

- проанализировать и охарактеризовать процессы истории формирования и развития традиционной и новой культуры, соотношение традиций и инноваций;

- выявить характерные особенности современной материальной культуры азербайджанцев;

- выявить влияние этнокультурных контактов на характер современной материальной культуры азербайджанцев;

- раскрыть влияние географических и .социальных факторов на материальную культуру;

- выявить местные и общие черты в элементах материальной культуры азербайджанцев;

- выявить процессы взаимовлияния и взаимообогащения в бытовой культуре в полиэтнической среде;

- выявить ареалы типов и форм народного жилища, типологию национальной одежды и систему питания.

8 Щепстьев А. Доклад о спорных кавказских территориях, на которые имеют права самоопределившиеся азербайджанские тюрки //Изв. АН АзССР. Сер.истории, философии и права, 1990, Ге 2. С.51-54.

9 Аргутшоккй-Долгоруков A.M. Ук'.раб. С.33.

Методология и методы исследования. Методологическую основу диссертации составляет учение классиков марксизма-ленинизма о .нациях £ национальных отношениях, о культуре народа.

Основные метода, исследования - сравнительно-исторический анализ „ нолевые этно1 эафические наблюдения, статистическо-этно-графический метод.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые проводится монографическое изучение материальной культуры азербайджанцев, проживающих в Гру.гта. На основе их проведено-сравнительное историко-этнографическ'>е исследование л ретроспективный анализ, которые показали, что:

- многие эломенти материальной культуры азербайджанцев Грузин и Азербайджана е основном аналогичны;

- аналогия в неко-орых элементах материальной культуры азербайджанцев прослежт.эется также и с гиузинами, что является отражением длительных ку.тьтурно-историческнх связей между соседним этносом;

- выявлены тенденции к воэроэдешго некоторых положительных черт традиционной материальной культуры;

- впервые показаны изменения в материальной культуре азербайджанцев за последние десятилетия и современное ее состояние.

Научно-практическое значение. Результаты исследования и предложения могут бить использованы при написании обобщающих и фундаментальных работ по материрльной культуре, этногенезу и этнической истории, современных этнических процессов, при составлении учебников по этнографии. Некоторые прогрессивные элементы традиционной материальной культуры могут быть внедрены в современном жилищном строительстве, кулинарии, конструировании моделей современной одезды среда азербайджанцев.

Апробация исследования. Основный положения диссертации нашли отражение в статьях, опубликованных в научных изданиях. Некоторые вопросы диссертации были освещены в докладах, сделанных на научных сессиях и конференциях Академии наук Азербайджана. Диссертация обсуждена на заседании отдела этнографии советского периода Сектора археологии и этнографии Института истории АН Азербайджана и допущена к защите.

Структур .i о<у*ем диссертации. Дяссергзцпя, объемом liíi страчвд машдохшсяого текста, состоит из лведеная, трех глав и заключения; it ней приложена библиография, описок инсгорчаторов, иллюстрации 11 список сокращений.

П. ОС'¡03110!'! СОДКРУАГЖ И ВЫВОДУ ДЮОКРТЛЩЯ

Во рр^дегг и обоснозываэтся актуальнее,'ь тем», освещена степень зе изученности, раскрыты цель и задачи работы, методологическая ч методччеекзл основы ксследоьания, охарактеризованы объект изучения, источниковедческая база, показана научная цоеиз-на и практическая значимость работы.

В пешек главе ~ "Поселение и лигяце", состоялся из четырех разделов, исследуются вопроси поселекет, усадьбы, согромен- . ноге н традиционного «цли;ца, его внутреннего убранства.

£ зависимости от соцкалънэ-ькономичоского строя, хозяйственно-культурного типа и природных условий в ртой зоне с древних времен образовались различные типы поселении (кенд - село, бг-на - Еыселга, оиглаг - хутор, оба - отселок, юрд и др.), многие из которых сохранились еще в 20-30 годах. За годы Советской власти все указанные типы, поселений, кроме села, были упразднена. Основная масса кителей изучаемой зоны rama и живет в солениях, лс-ртому в дальнейшем нашем изложении мы будем придерживаться тер-минй селение, село (кенд).

По- вертикальной зональности существующие населенные пункты можно разделить на горнме, предгорьые я низменные. Горные селен/л - главным образом, мелкие, скученные по типу поселения. Предгорные и особенно низменные селения отличаются своей обширностью. Этнографический материал свидетельствует о том, что современные селения развиваются на месте традиционных и структура юс в настоящее время подверглась существепным изменениям. Такие характерные для дорево ^пионних селений постройки, как мечеть, дома крупных земледельцев и скотоводов, сельские плшадн," цере-лазы и другие, исчезли из структуры посолений. Во многих селениях ке сохранилось квартальное деление, так как выделившиеся молодце семьи для строительства дома получали земельные участки на окраине сала, чго способствовало разрушению долго сохранявшихся традаяй больших семей« "в настоящее время на глапной улице селонкя сосредоточены все'общественное здашш - правлениэ совхоза (или колхоза), Сельсовет, клуб, библиотека, мс.газшш

- а -

(продуктовые, промтоварни.), хозл".ствонныо).

Народное жилище как один из основных э.>'(Улентоп .материального бита, продукт г.асговзко'зо!': иоч-орли народа является ва-шым и ценннм лсточнлкоу. для исследования прибл^л этилчоской истории этноса, его культурной и еоциалыю-гконо шческол .'глзял1.

Яри типовой классификации современного народного жилища азербайджанцев Грузла за ее основу в данном исслсдованж взята со'5'алх.но-эконом:'чес1{'ле о'люкюч'дм с пр-шлемои:'.'«: исторических данных.

За годы Советском .ласти продзоми коримые изменения в жилищном строительстве азербайджанцев изучаемого ¡.юглона. За яослгднле Года ши-с) в этол зоне ид«'* иитенсизноо домостроительство и исчезают итарпе тнгш жилища. Современное у.иллщо, формирование которого связано с новжы ооцлальшыл оодошошгяш. но материала:.! н ¿¡его объекта но накло доо сточного освецошш в литературе как гр^занскол, так и азербаидааискок. Материалы, изложенные в даннои работе, в какой-то мере помогут восполнить зтот прооел.

Народное жилище азербайджанцев исследуемого региона, как и у других народов Кавказа, в огоом раЗЕПтил прошли долгий путь -от землянок, карадамоь, однокадеримх домов до просторных статаа^' многокамерных домов еопре;..еш;ого тика.

Как свидетельствуют надо материалы, одним из сохраниышх-ся типов жилища азербайджанцев в Грузии в й0-30-е годы были ка-радамъг. В Борчалллт-о'л уезце в прошом их називали чардлхлн дам (дел с нагпсом), и предоорноМ .зона - лвр дамы (яолуподзомнее жилище). того, существовала «до названия ой даш лш прос-

то дам (жилище тина ка.-адам),

Несг.отря на различные локальные названия, карадамы по своей форме и структуре ^ изучаемо!,: зоне имели незначительные различия.

Бытовании этого типа зашед ¿ечоть до 50-х юдов (в некоторых селениях до 60-х годов) свидетельствует о длительной ссх-

* Ганцкая O.A. Методика к&ртограТмчеслсги опроделэгнгя типов Комплексов Аресть.чноко. о жилища. М.: Наука. I9u4- 0.1; -

^ ^яковадл Т.Л. Опьт сравнительного изучения типа дар-

бази //Тр../II шСАЗП. Ш.

ранении пережитков патриархальных взаимоотношений - семейкой общины среди населения этой зоны.

С ростом экономики и культурного уровня появляются н02и£ типы ;шлищ, например, бепш; дам, являющийся переходным такж жилища от чардахлы дам к более совершенному типу эв дамы. Отличительной особенностью бешик дам являлось его перекрытие - оно имело сводчатую форму и называлось гёнд. Этот тип зюшпца в данной зоне бытовал до 70-х годоз. Другим типом жилища, бытовавшим в регионе, является эв дамы. Несмотря на тоа что это ггшпце считалось одной из форм карадама, по многим элементам они несколько различались.

3 60-20-х годах развитие социально-культурных отноиений оказало существенное влияние на планировку» внутреннее и внешнее оформление одно- и двухэтажных домов. Появились дома типа сарай и аг зеляр (или ишыглы эвляр). Из-за большие размеров оконных проемов жилище было светлым. Доли типа сарай получили широкое распространение в горной зоне, а жилища аг эв - в низменной части зоны. Хозяйственные помещения, в частности сараи строились многокамерные и однорядные, по планировке и строительной технике имели сходство с таким же типом кплшца в грузинских селах. Такое взаимовлияние информаторы объясняют тем, что грузинские строители принимали активное участие в строительстве жилиц в азербайджанских селениях и, наоборот, азербайджанские - в грузинских. Однако во внутренней планировке и в интерьера проявлялись специфические национальные особенности.

Начиная с 70-х годов, на изучаемой территории появились просторные двухэтажные дома с большими заставленными галереями (балконами) со всеми удобствами. В селениях проложены црямые и широкие улицы, застроенные школами, магазинами, жилыми домаык нового типа, ¡йнотие населенные пункты газифицированы к электрифицированы.

Характерной особенностью современного кклжца в изучаемых районах является деление его на несколько комнат с четко выраженным назначением каждой нз них.

Как свидетельствует описание грех видов жилища, в 19201950 а 1990-х годах при строительстве использовались пять видов строительного материала для кровли (земдя, каш, черепица а шифер, кесть), а сама кровля имела четыре формы (куполообразная, плоская, двускатная и четырехскатная).

В разделе "Внутреннее убранство" отмечаются большие из;ле-некия в убранстве комнат, что связано с ростом благосостояния народа, Елилнием города. В убранстве комнат сохраияутоя некоторые национальные черти, к которым можно отнести наличие большого числа' постелей, отразстгдего давнюю традицию гостеприимства азербайджанцев а получившую в советское время ецо большее распространение и развитие; преобладающее значение имеют ковры и паласы.

За годы Советской власти внутреннее "бранство в изучаемой зоне в СЕоем развитии прочло два этапа. В 20-40-о-годы характерным было оформление интерьера полкаш (рэф), ниша;,и (тахча), каминами (бухара). Ниши по своему размеру были разнн.\ш: большие джумахатаны (йюк йерл) били предназначен для складнэания постельных принадлежностей, среднего размера - для хранения одежды л малые (тахча) - дня ламп и , .ругих мелких вощоп. Количество ниш в каждой комнате колебалось от 2-х до 5-0, в зависимости от размера комнаты. Все нпап занавешивались занавескам;! (лэрдэ, сэрэн-дэ, зирендиз) разной фактуры (шелковые, 'ситцевые).

Кашны находились у главной стены комнаты, где готовилась повседноЕная гвпца, грелись члени семьи. Бухары (камин) отаюш-вался дровами (одун) и кизяком (тезек). Кроме камина как сродства отопления попользовали 1Мре (так называлась низкая квадратной формы таоуретка, которая устанавливалась над мангалом-жаровней и накрывалась большим одеялом для сохранения тепла).

По всему периметру слен (чащэ па двух стенах) устраивали рэф (полки \ на которые ставили декоративную посуду для украшения интерьера комната. Дчя жилища характерна ошм землянно полы (до 40-50-х годов), которые каждый месяц белили, Такио полы покрывали циновкой, паласамя. При освещении яшщ в этот период цс-аользова. и керосиновые лампы.

Начиная с 60-х годов вшяеперечислешше элементы внутреннего убранства постепенно стали исчезать. Их заменит современной мебелью (столы, стулья, шкафы, буфеты). Шел процесс обновления (реконструкции) старых домов и внутреннего убранства, появилось электричество, а вместе с ним электрические приборы (холодильники, пылесосы, стиральные маишш и т.д.). Нше по многим компонентам сельское жилища почти не отличается от' городского.

В раздзле "Усадьба" отмечаются изменения типа и планировки усадьбы (мэхлэ) крестьян изучаемой зона Современная усадьба разделяется на изолированные один от другого плетневым забором (или железной сеткой) части: огород или фру.товаи сад,.двор, хозяЙс*-,

генная чисть. Сельские дноры отдел еж один от другого д от улицы каменным или дяетневш зас'эрои, яаешрзл один вороха (дапгаза), выходящие на улицу, и калитку (ала rami). Заметны!; отлзчаюк на яоатища крестьян накладывает существование в совре;.;ем;ш.>: гслев;шх личного подсобного хозяйства. Привлекает внимание наличие-.- поя-ло на .-лице общественных иечеД. (фырын) для выпечки хлеба, гда по очерьди яеящшш квартала по принципу взаимопомощи 1?цпе;сл? хлеб. Эти печи характерны и для соседнего Казахского района Азербайджана.

Б разделе "Строительное материалы" отмечается, что за годы Советской власти в разные яерлоды использовато различный строительный материал. Орудия труда и инструменты, используемые в жилищном строительстве, также были разнообразны.

Б заключение главы отмечены и существенные недостачи в благоустройстве населенных пунктов. Поэтому необходимо улучяить сельскую социальную инфраструктуру. Так, для улучсенпя коммунальной службы на селе было бы желательно создать колхозные хозрасчетные коммунальный комбинаты и бригады. Не на должном уровне находится и водоснабжение. Нет бесперебойного обеспечения баллонами со сжиженным газом. Многие сслети не имеют общественно-культурннх учреждений (клубы, медпункты, школы и др.). Но уделяется должного внимания внешнему- облику села; отсутствует мастерские по ремонту электроприборов, производящие крашение, химчисг-ку, прачечные, бани, хлебопекарни и т.д.

Изменения, происходящие з жилищных условиях сельского населения изучаемой зоны, еще не означают, что жнлищрый вопрос в деревне разрешен до конца. Значительная часть семей сельчан не располагает еще достаточно удобной яснлом площадью. Многие вновь созданные семьи, из-за отсутствия собственного зедшлького участка, живут вместе со свогаш родителями.

Изучение современных, а также .и традиционных шщ азербайджанцев Грузии имеет немаловажное значение для изучения кх этнической истории, национальных особенностей и культурных взаимовлиянии с соседними народами. Так, проявляются сходные черты в строительстве и планировке калик с грузинами и греками, проживающие! а Далеком районе, гранич;ацем с горной зоной Квемо-Карт-ла, Экономические л культурно-исторические связи этих народов, дрожвавдих в. течение веков в одинаковых естественно-географич^-ских -условаях," нашли свое отражение в хеилых и хозяйственных по-

стройках. 0О;цеазербо;;днокская наиноклльная специфика в основном проявляется во внутрен:. ан планировке, лктерьоре а украсениях дома, а также в сельскохозяйственных лсмозеняях.

Глава вторая - "Еда к на пит ¡с.:1' - r.i'-гэчаст вссе^> раздело», яосгжцешшх ош:саш® разновидности и ьучных изделий, блюд иг риса, колочннх продуктов, адояо" швде, piidiiHX блюд, растительной еда, напитков и кухонной угаэрк. лазрб-г^-аи дрлаадле-кит к дроЕке;га:м очагам зегшеделия к окотовсдотп, и азероайд-заащи ишэт стоговекорой опыт в обработке продуктов пишеназЕпя-- них отраслбл хозяйства. Сравнительно с др^х*;?«;; разделами материально;! культуры традиционная лица,буду1;;: болев коасерр-ятивной, наиболее ярко отражает национальное спо'.-.ггвг,, a -хайле местные особеши зт:;.

С атоЯ точки зренгл этиографэтоскоо псслолование ши;и к напитков азербайджанцев, проянващих зз Грузии, j ^-дествен-ное значение, так как до сих пор, как и другие "спеют; материальной культуры, не были предметом этнографического следования.

Хлеб в повседневном пищевом рационе азербайджанцев изучаемой зоны занимает первое место. До «к пор во «когах сс;:ах к поселках продолжают бытовать з повседневном бьту такие разновидно-. ста хлеба, как садж чурек (хлеб, вылечзшы! на полезном вогнутом диске - садж), лаваш, фырия чурек (хлеб, ныдэченннй т. печи -фырын), фэтнр (лепешка), пха (тонко рзекатагчая лепо-ака из n¡ ного тест?), фасаллд (слоеный сдобный лаваш), назик (тонкий хлеб)-и др. При ^ш^чке этих хлебов используются пленичная, ячменная и кукурузная муха.

Среди них предпочтение отдается муке желтой гшшшщн. Выпечкой хлеба занимаются г*нцтш„". В основном Хмзб выпекается впрок на несколько дней. В зависимости от вида хлеба тесто квасится или ле замешивается преснюл. Тесто сдобных хлебов рзмсши-вается на молоке, а иногда и на свежей творожно": масс о - дэлэмэ. Широко распространенными способами выпечки хлеба являются тендер (тонур) и печь фырын. Пйешша и ячмень используются г т-пде муки и крупы;,из цельного зерна готовятся блвдг хэгок (кутья), сено-ян (солод), хвлимаши (ппешгшая капа с разваренным б ней мясом) и т.д. Отмочено большое распространение я разнообразив мучных блюд у населения исследуемого региона. Мучные блюда в основном готовились зимой, из них самим излюбленные ж часто приготовляв-мнм блюдом является хиякаль. Зтгм блодом по обычаю встречал-; до-.

рогах гостей. Из квдких мучных блюд одним из широко распространенных была ариата (лапша). Из муки, как в прошлом, так и в настоящее врегля, г.товятся,особенно в дни праздника Новруз, все-возмогл^е виды кондитерские изделий - иекербура, пахлава, гогал и другие восточные сладости. В национальной кухне азербайджанцев широко распространенней являются блока, прнготовлешме из риса. Особенно надо отметить плов, который И.Н.Еерозин считал "классическим блюдом на кухне Востока"-^, в исследуемой зоне насчитывается свшае 20-видов плова.

¿ национальной кухне населения этого региона молочные продукты и блюда с молоком занимают значительное место. Из первых главным образом мохно отмстить молоко, катит, сыр, млело и др. Местное население в основном употребляет молоко коровы, буйволицы, овцы к козы. В целом среди азербайджанцев наиболее ценными считаются коровьо масло катит буйволицы и овечий сыр. Козье молоко использовали сравнительно 'меньше в cvrycio лечеб;шх целях. В прошлом сошьи, не адеюцие достаточно дойных коров, при сбивании масла объединялись с другими бедными семьями. Такал взаимопомощь, имевшая распространение в селаниях Грузии, где аила азарбандканцы. называлась хан. ''аы составляли в основном близкие род.твенники или ж тели одного квартала-кехелле. В приготовлении молочных продуктов и ныне сохраняется ряд народных способов и методов их изготовления, без которых трудно сохранить высокие вкусовые качества.

В национальной ища азербайджанцев Грузии исключительно • важное место занимают блюда, цриютоЕлешше из мяса крупного рогатого скота, баранины, разные части.туши барана шли на приготовление определенных олвд (например, кебаб или шашлык - из сшш--то-лопаточной части, ппти - из грудинки, ширта-бозбаш - из грудинки и задней части). Кроме того, из рулька и годяшш туши готовится хаи, а аз внутренностей - вкусное жаркое - ич даигяр. На зиму впрок заготавливали каркое из жирной баранины - кавур.да. По сей день в некоторых селениях "зучаемого региона продолжает бытовать градация хранения на зиму вя-зного мяса - гахада, а мясное блюдо гоюх примечательно тем, что его можно приготовить в полезых условиях, обойдясь без. всякой утвари, в яме, в так называемой зыдляяой печи. Среди мясных блюд населения региона- как-

то •

• См.: Березин И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. Казань. .1850. 4.1. С.14.

большее предпочтение отеодится блюду бозар?;."л, всевозможным видам шашлыка (кебаб) - тине кебаб„ мт. кебаб, гас кебабк, сада кебабы, тендир кебабы, даш кебабы, балыт кебабы, тоюг кебабы и ',-ДР»

Характерный локальным питанием азербапдианцов Грузии являются такие, мясные блюда, как ашыглы сшук (мясное блюдо из бараньей кости), саршсаглы гузу аты (мяо о ягненка с чесноком), гэимэ чыхыртма (жареное мясо) и до. Этнографически!! опрос свиде-тельсавует о том, что до сих пор, хотя ¡з незначительней степени, местное население пользуется мясом стелкоЛ и лесной дичи (перепалки, куропатки, степного тураджа, фазана з др.).

Как в прошлом, так и теперь, в ассортименте продуктов питания азербайджанцев Грузик определенную- роль играет рыба.

Важное место в кухне аз ербаиджанцез исследуемого региона занимает растительная пиша, а в ней блида, приготовленные из дикорастущих растений. Из них приготавливали также ка зиму соления и сушили впрок, весной, когда у скотоводов кончались продукты, дикорастущие растения были большим йодспорьем в пищо и имела большое лечебное значение против весеннего авитаминоза и ряда других заболеваний. Характерными локальными блюдами являются блюда из спаряи - говсара, запекаемой в коре от шелковицы, ше~ шамадн - из картофеля и фасоли.

Обращает н*. себя внимание также' обрядовая (свадебная и траурная) ритуальная пгача. Следует особо отметить ащу светских и религиозных праздников. В этой плщэ преимущество составляют • мучные и гласные блюда. Особенно отмечается цразднлк весны -"Нов-руз".

Высокие вкусовые к ярематические качества пищи местного населения обусловлены различными приправами и пряностям, кото-рнш оно издавна традиционно заправляло сбою пищу и напитки.

Как и у Других народов„ у азербайджанского народа имеются свои выработанные з течение веков национальные напитки. Древними видами чая 7 местного населения являются заварки на различных травах. 0реда прохладительных напитков можно оплатить айран, ат-лама а всевозиозяыв шербеты (сиропы). ' *

Используемая в быту азербайджанцев кухонная утварь, будучи в основном современной,, содержат э себе, однако, немало традиционной утвариt характерной для яачэго народа б прошлом. Это свидетельствует о том, что и по coi г.екь сохраняют значение тра-

/

дициошше способа хранения пищевых продуктов, приготовления пиши ц подачи на стол.

Следует отметит;., что наряду с другими кошонетами материальной культуры в пище к напитках азероа1илдапцов наследуемой зону также проявляется взашишишние с соседними • народами.

Несмотря на то, что пища является начболее консервативной частью материальной культура, однако этнографические материалы сз.1Дот -льствуют о то:л, что г настоящее вре;ля состав ее значительно обогатился за счог. современна покупках продуктов, а ассортимент блюд стал разнообразнее.

Глава третья - "йаезда и украшения" - состоит из трех разделов , посищенных исследовашш вопросов традиционной женской и мужской одедды, годл-шгс-уборов, обуви, а также женские .-крашениям, характерным для азербайджанского деседешш иселедуэ..кы зоны.

Одилм из важных компонентов материальной культуры являются национадыпл оде..<да и украшения. Этнографическое изучение народной одезду азербайджанцев, проживающих ле только в пределах Северного, Советского Азербайджана, но и е других регионах (в частности, в Груеик), имеет кьк практическое, так и теоретическое значение.

Постоянные и порой весь::.а существенные изменения в различных формах ц покроях одежды, связанные с социально-экономич^ски-ми измененияш общества, были характерны и для культуры азербайджанцев исследуемой, зоны. Они били обусловлены как внутренней эволюцлей, так и зваишым проникновением отдельных элементов, непосредственным:; этнокультурными <:оптактами. Поэтому 'народный костюм населении исследуемого региона следует рассматривать во взаимосвязи с ';оседниш районами Азербайджана, Грузии и друг.1х стран. Эволюция народного костила б этой зоне црохедаш по тому же пути, что и в самом Азербайджане - покрой, шор;:;; народного костюма, названия отдельных цементов были аналогичны как в прошлом, так и в настоящее' время.

Вместе с тем надо отметить. что некоторые названия типов одежды и ее отде.«ьных элементов имели аналогию и среда груз"« (каба, .;у.;аджа, лечакм, зубут I, чоха и др. .

Яапиональнуш одежду азербайджанцев Грузи^ можно разделить на сле^.-ртдие компоненты: повседневная - до;лалняя и рабочая; об-

Т1 ' '

Чэчаиаши Г.А. Народные истоки грузинского костима середины Ш века. Тбилиси. 1964. С.С,7,9.

— г v —

рядовая ~ свадебная, траурная, праздничная, гостевая; сезонная -для холодного и теплого врзагкл года; производственная - для пастухов, ремесленников, духовенства. Не.наловажшй интерес представляет и головные убору, ооувь я украшен.ш.

В комплекта одекдн тетго просяеааьеэются возрастные особенности; для мс :эдшс муячкн, люде;; среднего возраста и стариков; з яенсксй - для девушек, невест, жетат до-35 я 40 лет и ли старух. Все хс..,'гтлекты одежды расличохяси нь ао покрою, а по качеству материала и украшениям.

Трацгаионный и современный тин костюма азерсйДдганцаа, несмотря на наличие локальных зарпииш, е обцпх чертах аналогичен одс-ддб населения Азербайджан-.:. но резко отличается от костит гатсв, тальасей, удйн п других народов, лмвук?1\: в Дзероайдкане.

Для современной одежды азербайджанцев характерно широкое использование Ti>aH"ft фабричного производства. а та*ые лотового платья. 3 последние десятилетия возрос спрос на одеццу фабричного производства или сшитую г'< красивых н ярких тканей. Кроме то-гс, рост'благосостояния сильно сказывается на ;.:атер/але, формах л покрое одезди. Теперь у каждого человека есть по несколько c;i6H одежды для ношения дока, на работе.'Дл* торжественных случаев ю,веется специальная од~жде.. Одной из особенностей одежды местных жителей, особэнно мужчин, стало господство европейского костюб&а. В некоторых селениях чособенно в горной к предгорной, зона) в отличие от сельской интеллигенции; у которой городская одевда j-же стала повседневной, жянская одежда больше сохранила ■градационные &лемекты старинного костюме .

Б современной одежда населения истззли те социгльные рал-лич4», которые имзта мгсто ешэ до 40-х годов, но сохраняются отличия, преимущественно гоэрастного порядка: взрослое поколение, особенно s многодетных и низкооплачиваемых семьях, отстает от современной моды, они s некоторой стелена критично я осторожно аодходйт к ней. £ настояпе Lpомл каждая семья имеет практически ас» необходимую одеаду к оВувь. .Kar в прошлом,.'тая ч теперь, девушки л молодые зенцинь носят яркую, красочную одежду,

?атодц Советской власти, особенно в послевоенные, в одежде азербгйдаанцев произошли значительные измененияь связанны«1 с аироким распространенней форм общесовегской культуры.

Этнографические материалы показывают, тхс глногкс эидч тра-д»шионной одеядк ъ изучаемой зоне сохранялись почти до i945-1950 годов, особенно среда женщин, в частности в отдельных.па-

селенных пунктах. '

Во время воины и после нее среди ыужжого населения широкое распространение получила оде:.<да военного образца: шинели, головные уборы, кирзовые и колсаные' саиогя. Это положение продолжалось почти до аэчила 60-х годов.

Постепенно рост доходов сельского населения и влияние города позволило крестьянам пользоваться готовой одеждой, которую з разнообразном ассортименте мохно" било найти •„ сельских магазинах. Фабричной одеждой раньше всех начали пользоваться мужчины, в первую очередь, молодые леди.

Большим разнообразием, как в чрошлом, так ц теперь, отличается традиционная женская одежда.

В главе описаны нилшее белье (алт палтары); различного покроя шаровары к штаны (шэлтэ, туман); верхняя рубашка (уст койнейи); верхняя поясная здокда (уст туман); верхняя одевда -архалык; элементы женской одежды, такие, как передник (мазэр, онлюк), кофта (зибын, чзнкэн) и надеваемый поверх нее кафтан (катиби); разновидность верхней женской одезды - безрукавка (юорда или сырыглы, кёдекче); женские головные уборы: шелковые головные покрывала (кэлагаи), мингэ, арахчын, шал, чаршаб, лэ-чэк, чалма и др.; женская обувь - узорчатые шерстяные носки (даорабы), башмаки, чарыхи, сафьяновая обузь -дзуга, чустн, традиционная и современная прическа женщин, косметика.

(Думская одежда азерба-щнаяцев, лрокиващих на территории Грузин, включала: нательную нижнюю рубашку (алт кейнэк) и кальсоны (дизллк); верхнюю рубашку (¿от кёйнэк), шаровары (шалаар), архалук, чуха, бурка (яшадгы), тулуп или шубу (кюрки), раздач-ного типа головные уборы - оаилык, тюбетейку (аракчыя), ночную тюоетейку (твекулах), различные воды меховых шапок (папах) -каракулевые и более широко распространенные барашковые папахи (мотал папахы, чобан папахи); шитые из сыромятой кохи чарыхи, являющиеся наиболее распространенной обувью, а такка кожаный башмаки (ба"шг) и европейскую обувь'.

В настоящее время мухская ^жд.- соответствует городской. Вся одежда готовая ш сшитая на заказ. Широко бытует импортная одеада, приобретшая престижный характер.

В главе описаны- также украшения, имехкцие немаловажное-значение в"ко1«шлакте костюма (ь частности, конского). Они до своему назначению делятся на несколько групп: головные (баш),

пояоныо (кэмэр), кольца, асл</.у (билэрзик). нагрудные (дош-синэ), нашейные (бога? бпзз,;:;;, украшения для одезды (полтар

бЭЗЭЙи), ДЛЯ ОРУЖИЯ чОГЛЭХ 0ЭЗЭ.1,').

Украшения жеяско:. оч*од< в вро'.шя,« состояли из различных застозг.ек, булавок (е;шд:/,-;г), г.утог- ш (дупмэ); украчгали такжо ворот, подол, рукава ьерхцеа одежды, руоншкч, голокие уборы, газ при. Состоятельнее ¡'-и сгъяно украипли головные уборы, обувь. К глугским украшениям относилось тшс» инкрустрированное холодное л огнестрельное 01.ч>гма. -

Некоторые ухращ^ип.ч диелл по только утилитарное лшчение, но одновременно слу:эдлк, ио поверьям местных кителей, оберега;.« от злых духов, чар, и болезней. И тепеоь встречаются,

особенно в отдаленньх ее^е-мях, детские украшения -- обереги $гоз чунджугу) - сглаза, болезни, испуга, ушиба и т.п.

Анализ национально,! одезди и украшений изучаемой зоны по- . казывает, что они ь основном идентичны таковым в Азербайджане. Однако нет сомнения, что национальная одезда и украшения этой зоны, с одной сторош*, носят ярко выраженные черти самобнтнос-ти (покрой, цвет в одежде, головные уборы), с другой, имеют общие черты сходства с «остшами других народов не только Закавказья, но и Кавказа.

Заключение содержит главные вывода исследования. Материальная культура как один из основных элементов лмзкеобеспечения является вазшшл и ценны;л источником для исследования проблем этнической истории народа, его культурной и социально-экономи-ческо.. ¡а этом смысле материальная культура азербайджанцев,

просеивающих на территории Грузинской ССР, - продукт их многовековой истории. Она связана также с рядом объективных дикторов: исторические процессы, ес1„ственно-геограпмческие условия и хозяйственное занятие населения, характер социально-экономического развития.

В советское время в материальной культуре азербайджанцев исследуемой зоны произошли коренные изменения, однако цядигцш продолжают сохраняться и в современном быту.

Анализ этнографического материала показывает, что азербайджанцы изменили свои традиции а. материальной культуре в основном в низменных регионах. Б горной части сохраняется национальное своеобразие в жилище, одежде и пище. Последняя отличается консервативностью.

Развитие современных населенных пунктов происходит различными путями. В большинстве случаев имеет место постепенная реконструкция старых сел, сопровождающаяся расширением га за счет освоения окраин, современные селения отличаются от старых и планировкой. По своей благоустроенности современные села приближаются к поселкам городского типа; они-электрифицированы, некоторые газифицированы, имеют телефонную связь, водопровод и т.п.

Народное жилище населения изучаемого региона отличается разнообразием типов и форм.

За годы Советской власти сформировался новый тип современного сельского жилища, тенденция эволюции которого заключается в отходе от традиционных типов народного жилища с его внутренним убранством. Современное сельское жилище-развивается на основе традиционного одно- и двухкамерного жилища и превращается в жилище с достаточной з санитарно-гигиеническом отношении площадью, усложненной планировкой, внешней отделкой, усадьбой, как основного структурно-композиционного компонента поселения, подвергаех'ося изменению не только в. смысле Планировки, но и в характере застройки, размещении и взаимосвязи на усадьбе хозяйственных построек, их составе V качестве.

Традиционная пища, будучи более консервативной, наиболее ярко отражает национальные свойства, а также местные локальные особенности азербайдчсанцеЕ, проживающих в иноэтнической среде.

Таким образом, этнографическое исследование пищи и напитков азербайджанцев, проживающих в Грузинской ССР, показывает, .что большая часть их состава характерна для всех азербайджанцев Азербайджана, некоторая же присуща только йтому этнографическому региону. Конечно, при этом нельзя забывать роль природной среды к хозяйственного уклада.

- Одним из важных и актуальных вопросов материальной культуры является национальная одедца и украшения. При изучении народного костюма азербайджанцев Грузии выясняется, что эволюция народного костюма в этой мяк; зоне проходила по тому же пути, что и в самом Азербайджане - покрой, формы народного костюма, название отдельных элементов были аналогичны как в прошлом, так и теперь с азербайджанцами, проживающими в Азербайджане. , Эта общая тенденция продолжала развиваться на протяжении многих веков. Национальная одезда и украшения этой зоны, с одной стороны, носят ярко выраженные черты самобытности, с другой - общие черты с - костюмами других народов не только Закавказья, но

и Кавказа.

Основное содержание диссертации отражено в следующих пуоликациях:'

1. О способах хранения продуктов питания у азербайджанцев, проживающих в Грузии //Материалы к сессии, посвященной итогам археологических и этнографических изысканий в Азербайджане (1985 г.). Баку. 1986. С.103-104.

2. Дикорастущие съедобные растения //Элм ве хаят ("Наука и жизнь"). 1986. Й 12. С.30-31. '

3. Отражение образа жизни борчалинцев в художественной литературе //Тезисы У конференции молодых литературоведов (Ин-т литературы им.Низами). Баку. 1987. С.103-104.

4. О современных жилищах азербайджанцев Грузинской ССР// Тезисы докладов конференции "Великий Октябрь и развитие археологической и этнографической науки в Азербайджане". Баку. 1989. С.147-149.

5. Сведения об азербайджанцах, проживающих э Грузии //Материалы научной конференции. Баку. 1989. С.179-180. / ■

6. О растительной пище азербайджанцев, проживающих в Грузинской ССР //Изв.АН АзССР. Сер. истории, философии и права. Баку. 1990. № I. С.155-159.