автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.00
диссертация на тему:
Традиционная книжность Прикамья XVI-начала XX вв. как источник для изучения духовной культуры

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Волгирева, Галина Павловна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.00
Диссертация по истории на тему 'Традиционная книжность Прикамья XVI-начала XX вв. как источник для изучения духовной культуры'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Волгирева, Галина Павловна

Введение

Глава I. Характеристика источников, историография и методы источни- ^ коведческого анализа традиционной книги

1.1. Характеристика источников

1.2. Историография и методы изучения традиционной книги

Глава П. Региональные книжные собрания Чердыни и Перми

2.1. Книжное собрание Чердынского краеведческого музея

2.2. Собрание кириллической книги Пермского областного краевед- 73 ческого музея

Глава Ш. Кириллическая книжность как источник изучения традицион- 103 ной картины мира

3.1. Нравственные традиционные представления

3.2. Пространственно-временные представления

3.3. Эсхатологические представления 166 Заключение 220 Список источников 225 Список литературы 233 Приложения

I. Записи в литургических и учительных книгах (Чердынь)

II. Старообрядческий род из Вильгорт 267 Ш. Книги в церквах Чердынского уезда в 1623-1624 гг.

IV. Репертуар рукописных сборников Обвинского поречья

V. Опись библиотеки А.Ф. Дубровских (1900-1988 гг.)

VI. Научное описание Псалтыри учебной

VII. Иллюстрации к Апокалипсису

VIII. Научное описание Кирилловой книги и Книги о вере

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по истории, Волгирева, Галина Павловна

Научная значимость темы. Объектом данного исследования являются кириллические рукописи и печатные книги XVI-XX вв., входящие составной частью в собрания редких книг музеев и библиотек Пермской земли. Под термином «традиционная кириллическая книжность» в диссертации понимается собрание источников, образованное в результате целенаправленной деятельности старообрядцев, приверженцев традиций древней русской культуры. Известно, что традиция содержит в себе не только передачу из поколения в поколения отобранных духовных ценностей: идей, обычаев, обрядов, но и «приспособление их к новым условиям жизни, а в связи с этим - их видоизменение и трансформацию. В области духовной культуры традиционализм существует в науке, в искусстве, но наиболее полно он проявляется в религии. Развитие традиции определяет ее жизнеспособность, благодаря традиции всякая система жизнедеятельна»1. В истории русской церкви традиция нередко существенным образом видоизменялась, тормозилась в своем развитии, угасала, снова возрождалась. Так, серьезные испытания русские традиции претерпели в период раскола церкви в середине XVII века, в период реформ Петра Великого в начале XVIII века, в период советской власти в XX веке, когда основным государственным идеологическим направлением был атеизм. Традиции, которые сложились в середине XVII века, наиболее полно и адекватно сохранились лишь в старообрядческой среде. Именно среди старообрядцев на протяжении длительного времени вплоть до сегодняшних дней именно древние традиции видоизменялись, трансформировались. Старообрядчество сохраняет не только традиционный семейный и хозяйственно-бытовой уклад, но, в первую очередь, сохраняет традиционный книжный обиход. Так, вплоть до XX века, старообрядцы в своем домашнем обиходе сохранили традицию уставного календарного чтения, что обусловливает вос

1 Философский энциклопедический словарь. М„ 1989. С. 663. производство традиционной духовной культуры, характерной для нее картины мира и мироотношения в целом. Народная память за столетия выработала устойчивые механизмы сохранения и передачи культурной информации, сумела удержать в себе православное знание, вероучение, традиционное образование. Поскольку традиционная старообрядческая духовная культура является частью общей традиционной культуры, постольку изучение традиционной кириллической книги является важным и необходимым для более глубокого понимания и уточнения особенностей традиционной духовной культуры русского народа в целом. Представление о важной роли христианской книги в традиционной народной духовной культуре общепринято, но фактически нет работ раскрывающих это понятие. Поэтому встает задача рассмотреть книгу как базу традиционной культуры, как ее реальный инструмент.

Книжные источники, представленные в диссертации - это часть корпуса источников по истории духовной культуры Пермской земли. Известно, что Прикамье, как западная часть Урала, играло особую роль на протяжении истории Русского государства. Города Перми Великой, солеварницы Строгановых, горнозаводское производство, наконец, уникальное соединение водных и транспортных магистралей: Север-Юг, Запад-Восток - все это наложило своеобразный отпечаток на формирование духовной культуры Пермской земли. Пермская земля представляла собой одну из важнейших в политико-географическом и экономическом плане территорий, являясь, своего рода, связующим звеном между Востоком и Западом. Также трудно переоценить значение региона для развития старообрядческого движения. На протяжении столетий (вт. пол. XVII - нач. XX в.) Пермская земля стала важнейшим перевалочным пунктом в движении старообрядчества с запада и северо-запада Европейской России на восток и юго-восток в Сибирь. Известно, что к XIX -нач. XX веков среди губерний, заселенных старообрядчеством, Пермская губерния занимала первое место.

Благодаря этой роли Пермской земли в истории России XVI - нач. XX веков, тема данной диссертации имеет большое значение для развития источниковедения отечественной истории. «Пермское собрание» состоит в основном из источников, которые до сих пор не привлекались к исследованиям и впервые вводятся в научный оборот. Тем самым принципиально расширяется источниковая база пермской истории. Комплексный подход в изучении коллекции рукописей и книг, примененный в работе, позволил систематизировать различные исследовательские методы и приемы, выработать особую методику извлечения и изучения информации по духовной культуре.

Источниковая база исследования состоит из нескольких исторически сложившихся комплексов. Первую часть составляют непосредственно кириллические рукописи и печатные книги XVI - нач. XX вв. из книгохранилищ Пермского и Чердынского музеев. Целенаправленный сбор данного материала (комплектования в экспедициях, от частных лиц) помогает дать характеристику информационной ценности комплексов и определить их место в корпусе источников Пермской земли XVI - нач. XX вв. Книжные комплексы дополнены делопроизводственными архивными документами Пермского и Чердынского краеведческих музеев. В них содержится необходимая информация по истории складывания и формирования книжных комплексов. Еще одним составляющим комплексом источниковой базы являются опубликованные материалы писцовых книг XVII в., статистические материалы по Пермской губернии XVIII - XIX вв. Эти источники необходимы для решения вопроса о степени распространения традиционной книжности в Прикамье. Четвертый комплекс составляют художественно-изобразительные материалы в лицевых рукописях XVII - XIX вв. Рассмотрение данного материала позволяет точнее определить место и роль эсхатологического учения в философии традиционной культуры. В качестве сравнительного материала в эту группу источников входит иконописный памятник XVI в. «Апокалипсис», который является источником Филаретовско-Чудовской редакции лицевых Апокалипсисов, бытовавших в старообрядческой среде в целом на Урале. Пятый комплекс составляют книги и документы личного происхождения книжника-старообрядца А.Ф. Дубровских (1900-1989). Данный комплекс рассматривается для решения проблемы личности в традиционной культуре. И, наконец, последний комплекс источниковой базы состоит из полевых экспедиционных дневников 1990-х гг., записей устных бесед со старообрядцами и их потомками.

Собирание и изучение корпуса источников по истории духовной культуры Пермской земли ведется с сер. XIX столетия в рамках общих работ по истории края и специальных исследований, посвященных истории старообрядчества и традиционной народной культуры. Изучение книжных источников началось работами архим. Палладия (Пьянкова), А.А. Дмитриева, В.Н. Шишонко, С. и П.С. Богословских. у

Основным источниковым материалом архим. Палладия послужили книги из библиотеки Пермской Духовной семинарии, которая пополнялась книгами из старообрядческой среды в результате ведения миссионерских предметов и необходимости целенаправленного изучения местного «раскола». Архим. Палладий одним из первых исследователей обратил внимание на традиционные кириллические рукописи и печатные книги как основу формирования философии и идеологии старообрядчества.

Критический анализ книжных кириллических памятников Прикамья представлен в работах пермского историка А.А. Дмитриева. С 1881 года он ежегодно совершал археографические экспедиции и обследовал девять уездов Пермской губернии. Источниковедческий характер носят его статьи о Чердынском синодике3, о рифмованной Псалтыри Симеона Полоцкого4, о

2 Палладий, архим. (Пьянков). Обозрение пермского раскола. СПб., 1863.

3 Дмитриев А.А. Чердынский синодик // Труды Пермской Ученой Архивной комиссии. Пермь. Вып. IV. С. 78-81.

4 Он же. Рифмованная псалтырь Симеона Полоцкого // Труды Пермской Ученой Архивной комиссии. Пермь. Вып. XII. С. 274-276. житии преп. Трифона Вятского. Нередко исследователь проводил сравнительный анализ поздних местных рукописных книг XVIII-XIX веков с ранними печатными изданиями XVI-XVII веков.

Исследователь В.Н. Шишонко опубликовал описи церковных книжных собраний Чердынского уезда в первой половине XVII века, дополнил информацию о распространении старообрядцев в Пермской губернии. Будучи директором народных училищ Пермской губернии, особое внимание он уделял «умственному состоянию народа». Так он пишет: «В большинстве народа польза грамотности (светская грамотность) еще не осознается. Грамоту народ считает лишнею приправою в своем семейном быту. Крестьянину преимущественно нужно чтение по церковной печати или, по крайней мере, чтение таких книг гражданской печати, которые отличаются религиозно-нравственным содержанием. Вследствие нерасположенности крестьян к земскому училищу в каждой деревне есть особый грамотей, который берет на обучение к себе мальчиков до пяти лет и учит их по Азбуке и Псалтыри (почти всегда раскольническим) церковному чтению и письму. Таких импровизированных домашних училищ можно насчитать в приходе до 20. Благо -учение приходится дешево, да и учит только тому, чему желает научить отец мальчика. Так распространяется книжная мудрость в здешних краях»5.

Работа С. Богословского посвящена рассмотрению рукописной книги «Статир»6 в 795 листов, написанной в XVII в. жителем Соликамского уезда, священнослужителем, духовником Г.Д. Строганова. Исследование показывает значение Строгановых в распространении книжности и приоткрывает страницу становления и формирования духовной культуры Прикамья.

Основной областью изучения профессора П.С. Богословского является проникновение мотивов древнерусской книжности в местную народную поэзию. В связи с чем он подчеркивает исключительное значение апокрифиче

5 Шишонко В.Н. Пермская летопись. Пермь, 1884-1886. Т. IV. С. 329.

6 Богословский С. Орловский проповедник конца XVII в. Пермь, 1916. ских представлений в древнерусском сознании: «Отсутствие критического отношения к ним способствовало широкому их распространению. Даже высшее духовенство с большим уважением относилось к апокрифам» . Методом его работы было изучение фольклора с целью выявления книжных и рукописных источников, что дает возможность определить круг литературных произведений, читавшихся в народной среде. Значительное внимание П.С. Богословский уделял биографии носителей и хранителей традиционной духовной культуры. Таково его описание старообрядки П.А. Горлаевой, уроженки с. Пыскора Соликамского уезда. П.С. Богословский называл ее «жио вой летописью Пыскора второй половины XIX в.» . Репертуар живой старины, которым располагала Павла Андреевна Горлаева, отражал две стихии: народно-поэтическую и письменно-литературную. «Тут чувствовалось обаяние Пролога, глубокие впечатления жутких эсхатологических картин, крайней занимательности апокрифов. Несмотря на мрачный характер этого влияния на душевный склад Павлы Андреевны, она сохранила живой интерес к другой стороне народной жизни, и мировоззрение ее было в общем светское, жизнерадостное»9.

Новый этап в изучении книжности Прикамья начался в 1970-х годах археографическими экспедициями МГУ, затем продолжен археографами Уральского университета и Пермского краеведческого музея. Разработка и применение совершенно новых методов полевых исследований и камеральной археографии дали возможность исследователям И.В. Поздеевой, С.Е. Никитиной, Е.М. Сморгуновой выявить наиболее репрезентативные источники изучения духовной культуры местного населения10. Р.Г. Пихоя, писав

7 Богословский П.С. Из местных историко-литературных розысканий// Материалы по изучению Пермского края. Пермь, 1915. Вып. V.

8 Там же.

9 Богословский П.С. Материалы по народному быту, фольклору и литературной старине// Краеведческий сборник. Пермь, 1924. Вып I. С.74-80.

10 Поздеева И.В. Верещагинское территориальное книжное собрание и проблемы духовной культуры русского населения верховьев Камы // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982. С. 40-71; Никитина С.Е. О взаимоотношениях устных и письменных форм в народной культуре (на материале полевых исследований старообрядцев) // Славянский и балканский фольклор. Реконструкция славянший о традиционной книжности старообрядцев Урала, справедливо утверждает, что: «Значительная часть этих книг бытовала в среде трудящихся в течении XVIII-XIX вв. Отсюда становится очевидным их значение как исторических источников. Эти книги позволяют судить об условиях формирования взглядов трудящихся, их мировоззрения»11. Книжной культуре Прикамья посвящен небольшой раздел кандидатской диссертации Н.А. Мудровой «Библиотека Строгановых» (Свердловск, 1990). Автор выделяет книгопис-ные центры, рассматривает традиции создания певческих рукописей, подробно останавливается на роли и значении в деле распространения книжности Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря.

Отдельные исследования ученых: И.В. Поздеевой, Е.М. Сморгуновой, Р.Г. Пихои, А.С. Соболевой, О.А. Туберозовой, Г.Н. Чагина,12 - представляют подробные описания и анализ наиболее уникальных памятников Прикамья XV-XIX веков. Исследователи используют описательный, сравнительный методы, с включением литературоведческих, лингвистических, а также искусствоведческих приемов анализа.

Сотрудниками археографических экспедиций МГУ Агеевой Е.А., Ко-бяк Н.А., Кругловой Т.А., Смилянской Е.Б. подготовлено и в 1994 году опубликовано научное описание кириллических рукописей, поступивших из Вер

13 хокамья . В целом из Верхокамья в НБ МГУ поступило 359 рукописей и 151 печатная книга кириллической традиции. В предисловии к каталогу дана об ской духовной культуры: источники и методы. М., 1989. С. 149-161; Сморгунова Е.М. Комплексное изучение традиционной народной культуры Прикамья (первые итоги эксперимента) // История СССР. 1988. № 2. С. 212-219.

11 Пихоя Р.Г. Общественно-политическая мысль Урала. Свердловск. 1987. С. 27.

12 Поздеева И.В. Миниатюры лицевого сборника из собрания МГУ и скульптура пермской земли // Искусство. М., 1979. С. 57-63; Сморгунова Е.М. Пермская рукопись XIX в. «О разделе» // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982. С. 247-264; Пихоя Р.Г. Пермская кормчая // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 171-175; Соболева J1.C. Рукописный лечебник XVIII в. строгановского крестьянина Василия Демидова // Там же. С. 75-83; Туберозова О.А. Источники изобразительной традиции в лицевом апокрифе XIX в. пермских крестьян // Народная культура Урала в эпоху феодализма. Свердловск, 1991. С. 34-47; Чагин Г.Н. Культура и быт русских крестьян Среднего Урала в сер. XIX - нач. XX вв. Пермь, 1991; Он же. Мировоззрение и традиционная обрядность русских крестьян Среднего Урала сер. XIX- нач. XX вв. Пермь, 1993.

13 Агеева Е.А., Кобяк Н.А., Круглова Т.А., Смилянская Е.Б. Рукописи Верхокамья. М., 1994. щая характеристика истории бытования книг в местной старообрядческой среде. В Верхокамье старообрядцы беспоповского поморского согласия делятся на «мирских» и «соборных». Это разделение отражается на характере использования книг, которое усугубилось во второй половине XIX века местным расколом на «максимовцев» и «дёминцев». «Соборными» обычно были дети и подростки, а также несемейные и престарелые люди, способные подчиняться жестким требованиям иноческого жития в миру14. В культовой практике «соборные» сохраняли запрет на использование в богослужении, как общественном так и частном, книг, напечатанных после реформы патриарха Никона, в том числе, в старообрядческих книгопечатнях. Недостаток богослужебных книг восполнялся рукописями, написанными представителями своего согласия. В отличие от «соборных», как отмечают исследователи, «мирские» старообрядцы Верхокамья довольно широко использовали позднюю старообрядческую печатную продукцию15. Таким образом «соборные» старообрядцы являлись хранителями сакральной чистоты.

Подробный анализ книжного репертуара верхокамских старообрядцев дан в статье И.В. Поздеевой в сборнике «Мир старообрядчества»16. Автор говорит о несомненной близости верхокамской, выговской и усть-цилемской книжности. Предпочтение в репертуарном чтении, как замечает И.В. Поздее-ва, уделялось, прежде всего, Прологу, Учительному Евангелию, Паренесису Ефрема Сирина, из рукописных источников наиболее часто использовалось Зерцало Великое и многочисленные Слова Иоанна Златоуста17. Отдельно автор останавливается на роли эсхатологических произведений, произведений, отражающих различные аспекты христианской нравственности, и на репертуаре духовных стихов и апокрифов. Также исследователь замечает что, вер-хокамские поморцы знали произведения бегунов (странников) и вели поле

14 Там же. С. 8.

15 Там же. С. 9.

16 Поздеева И.В. Продолжение традиции: книжная культура старообрядческого Верхокамья // Мир старообрядчества. Традиция. Культура. Вып. 3. М., 1996. С. 6-45.

17 Указ. соч. С. 29-30. мику с представителями белокриницкой церкви. Таким образом, в данной работе представлен прекрасный материал для сравнительного анализа репертуара с другими книжными собраниями Прикамья.

На современном этапе материал экспедиционных исследований позволяет разрабатывать проблему формирования личности в традиционной культуре. Так, И.В. Поздеева замечает: «.в учении старообрядчества о личности нет идеи об отказе ради Господа от себя самого, от собственной личности,

1 о идеи блаженных, которая не могла привиться в русском староверии» . В статье Е.М. Сморгуновой показан образ-портрет представительницы бегунского (страннического) согласия матушки Галины, жившей на Колве, в далеком Чердынском районе современного Прикамья19.

Кириллические издания, бытовавшие в Пермской земле среди старообрядцев, и поступившие в собрание научной библиотеки МГУ получили от

20 ражение в научных каталогах . В монографии, посвященной Московскому 21

Печатному Двору (1618-1652), авторы-составители, подробно проанализировав выбор книг для тиражирования, процесс их изготовления, цены на книги, систему распространения книг, доказали, что московская печать этого времени была важнейшим фактором всей русской жизни. Представленные факты показывают, что Пермская земля в первой половине XVII века не была в стороне от общего духовно-культурного движения. Можем лишь добавить, что в дальнейшем распространение старообрядчества в Прикамье в XVIII

XIX веках значительно усилило эти тенденции.

Кириллические рукописи и печатные книги Пермской земли XVI - нач.

XX веков, как видим, привлекают активное внимание исследователей разных

18 Поздеева И.В. Личность и община в истории русского старообрядчества // Мир старообрядчества. История и современность. Вып. 5. М., 1999. С. 3-28.

19 Сморгунова Е.М. Портреты и образы наших «благодетелей». Портрет первый: матушка Галина // Там же. С. 179-197.

20 Поздеева И.В., Камкарова И.Д., Леренман М.М. Каталог книги кириллической печати 15-17 вв. в Научной библиотеке Московского университета. М., 1980; Поздеева И.В., Ерофеева В.И., Шитова Т.М. Кириллические издания. XVI-1641 год. М., 2000.

21 Поздеева И.В., Пушков В.П., Дадыкин А.В. Московский Печатный Двор - факт и фактор русской культуры. 1618-1652. М., 2001. научных направлений, как историков, так и филологов, лингвистов, искусствоведов. В их работах показаны различные методы и подходы анализа материала, так или иначе решаются проблемы особенностей духовной культуры Прикамья. Наиболее активно введены в научный оборот источники, связанные с Верхокамьем. Корпус источников других книжных собраний кириллических рукописей и книг пока не используется столь активно, что тормозит воссоздание целостной картины традиционной духовной культуры Пермской земли и расширение источниковой базы изучения края в целом.

Хронологические рамки исследования обусловлены самим объектом изучения - кириллической книгой: наиболее ранние рукописные и печатные книги датируются серединой XVI века, а наиболее поздние печатные кириллические книги, выходившие из старообрядческих типографий, датируются началом XX века. Нижняя временная граница отражает влияние решений Стоглавого собора, которые легли в основу духовных приоритетов старообрядцев. Верхняя временная граница связана с общим подъемом деятельности старообрядцев после законов «О свободе совести» (1905) и «О порядке устройства общин» (1906) в предреволюционный период.

Территориальные границы исследования охватывают регион, ограниченный понятием «Пермская земля», которое обозначает территорию, расположенную по Каме и ее притокам Вишере с притоком Колва, Обве и Сыл-ве. В корпусе источников представлены значительные комплексы кириллических рукописей и печатных книг XVI - нач. XX веков, связанные с историей трех уездов: Чердынского, Соликамского и Пермского, - входивших в Пермскую губернию.

С точки зрения проблематики работы наиболее важным для нас является вопрос: какую репрезентативную историческую информацию несут источники, входящие в состав рукописных и старопечатных фондов книгохранилищ Пермской земли и что сделано в этом отношении в изучении Пермской книжности?

Основная исследовательская проблематика, а также структура объекта настоящего исследования позволили сформулировать его цель: дать источниковедческую характеристику традиционной кириллической книжности Пермской земли XVI - нач. XX веков, как репрезентативного комплекса для изучения традиционной духовной культуры. Источниковедческая характеристика требует разностороннего изучения объекта исследования и выдвигает целый комплекс задач, которые в зависимости от последовательности решения можно разделить на несколько групп:

- найти, определить и сформировать репрезентативные исторически сложившиеся комплексы источников традиционной книжности;

- дать характеристику источников по теме, представить обзор литературы и характеристику методов анализа источников;

- изучить историю комплексов: их складывание, хранение и изучение;

- представить классификацию источников, проанализировать книжные комплексы по их составу, содержанию и функции, по времени возникновения;

- определить бытование традиционной кириллической книги в основных функциях и ее восприятие в широком смысле (сохранность, чтение, понимание, комментарии, следование ее правилам и т.д.);

- определить и вычленить различные слои информации, которые существуют в столь длительно бытовавшем комплексе. Только такой многосторонний комплексный подход позволит поставить вопрос об информационном потенциале традиционной кириллической книжности как исторического источника.

В системе методов, применявшихся в данном исследовании для решения поставленных задач, условно можно выделить общенаучные и специальные. К первым относятся такие исследовательские приемы, как анализ, синтез, индуктивные и дедуктивные умозаключения, методы аналогии и моделирования, а также так называемый принцип историзма.

Специальные методы распадаются на исторические и источниковедческие. Из исторических наибольшее применение в исследовании нашли сравнительный, генетический и ретроспективный методы.

Источниковедческие методы можно подразделить на поисковые и исследовательские. К первым принадлежат такие приемы, как фронтальный просмотр книжного материала, составление инвентарного перечня, поиск материалов с использованием каталогов и справочников.

Исследовательские методы представляют собой сложную систему, объединенную под названием «историческая критика». Целью источниковедческой критики является определение информационных возможностей исследуемых источников и их оценка с этой точки зрения. Поэтому в систему источниковедческой критики входят следующие комплексы методов: 1) так называемая внешняя критика, или критика происхождения (характеристика внешнего вида источников, установления места и времени создания, авторства, - то есть, выяснение его подлинности); 2) внутренняя критика (анализ содержания источника, систематизация содержащихся в них исторических сведений) и 3) интерпретация (синтез информации, полученной из источников, сравнение ее с данными уже известных документов, оценка полноты, достоверности и новизны добытых сведений). В процессе исследования и реализации принципов источниковедческой критики мы использовали ряд специальных приемов, которые наиболее адекватно подходят для изучения кириллических рукописей и печатных книг.

Необходимо подчеркнуть, что наиболее важным в данном исследовании является изучение книжности путем применения комплексного подхода в изучении исторически сложившейся совокупности источников. Объект исследования - собрание рукописей и печатных книг - рассматривается как с точки зрения его истории и места в корпусе источников, имеющихся в арсенале современной исторической науки, так и с позиции внутренней структуры и содержания каждого элемента. Анализ информационного материала собрания позволяет расширить и уточнить представления о духовно-культурологических процессах, происходивших в XVI - нач. XX в. в традиционной культуре Прикамья.

Структура диссертации определяется логикой исследования в решении поставленных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во Введении обосновываются актуальность темы, постановка проблемы, формируются цели и задачи исследования, характеризуется методологическая основа диссертации. Первая глава посвящена характеристике источников, изложению методики и историографии изучения традиционной книги. Во второй главе рассматривается история формирования региональных книжных комплексов Чердыни и Перми. Третья глава представляет попытку показать различные пласты информации по философско-этическим, эсхатологическим представлениям в традиционной духовной культуре. В Заключении подводятся основные итоги работы. Работу завершают приложения, в которых представлены таблицы записей на книгах, схема родословия старообрядческой купеческой династии, миниатюры лицевых рукописей, входящих составной частью в региональные комплексы источников традиционной книжности.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Традиционная книжность Прикамья XVI-начала XX вв. как источник для изучения духовной культуры"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Традиционная книжность Прикамья как комплекс исторических источников является достаточным для разностороннего изучения духовной культуры Прикамья и репрезентативным комплексом, позволяющим восстановить различные аспекты русской традиционной культуры в целом. Функциональное назначение данных источников, общепринятое их классифицирование на богослужебные и четьи книги, составляют главную особенность, сложность определения и вычленения различных слоев информации, в столь длительно бытовавшем с XVI по нач. XX века комплексе.

Традиционная книжность XVI - нач. XX вв., заключающая в себе литургические (богослужебные) и четьи кириллические книги, как рукописные, так и печатные, отражает не столько реальную действительность, сколько духовную деятельность людей, влияющую на их общественную и личную жизнь. В традиционной культуре книга, при своем служебном или четьем назначении, выполняла функцию не только информативно-познавательную, но прежде всего «охранную», «защитную». Чтение было календарно-уставным, обязательно сосредоточенно-внимательным. Среди носителей традиционной культуры, и прежде всего, старообрядцев, книжное знание было поистине массовым явлением; постоянно составлялись сборники выписок наиболее любимых и необходимых текстов. Это своего рода настоящее массовое крестьянское духовное творчество. Наибольшим авторитетом пользовался самый грамотный, начитанный человек.

Особенностью данных источников является то, что широкий спектр богослужебных книг, предназначенных лишь для священнослужителей, вошел в массовый домашний обиход крестьян старообрядцев Прикамья. Это подтверждают не только полевые экспедиционные материалы, но прежде всего сами источники. При археографическом поэкземплярном описании нередко на богослужебных книгах встречаем записи типа : «Марковна читала» или «Катя читала». В анализе общей характеристике источников на первое место выходят именно богослужебные книги.

Рассмотрение историографии изучения традиционной книги показало, что еще одной особенностью данного корпуса источников является их рассмотрение в книговедческом аспекте. Помимо поэкземплярного описания каждой книги встает необходимость анализа книжного репертуара и репертуара личной библиотеки. Более того в историографии существуют различные подходы к классификации данных источников, обусловленные различными конкретно-историческими целями и задачами исследований.

Характерным типом русской традиционной книги, как считают исследователи, являются сборники. Выделяют сборники богослужебные и четьи, уставные и неуставные, постоянного и непостоянного состава, тематические, исторические, литературные, энциклопедические, смешанные и, наконец, старообрядческие. Задачи данного исследования потребовали разработки специального метода вычленения информации по духовной культуре. Нами был разработан лексико-семантический метод анализа, основанный на выделении ключевых понятий. Он состоит в выявлении скрытой информации в смысловых связях между понятиями внутри текста. Вместе с тем, нельзя не сказать, что выделение ключевых понятий является самым сложным, т.к. связано с выделением системы, с пониманием системного подхода, выявлением различных взаимосвязей всех ее элементов. В целях конкретно-исторического исследования была введена система: «книга - картина мира -личность». Таким образом были поставлены конкретные вопросы: какую картину мира формировала данная книжность? Какова была система ориентации и объект поклонения? Как духовный книжный уклад развивал и формировал личностное отношение к миру, чувство собственного достоинства, осознание своего места в жизни? И, наконец, почему, в данной системе представлений о картине мира каждый, независимо от природных способностей, становится личностью?

Рассмотрение истории формирования региональных книжных комплексов Чердыни и Перми показало прежде всего широкую миграцию традиционной книги на протяжении XVI-h.XX веков, а также широкий спектр социального состава их владельцев и читателей. Анализ разнообразных записей на традиционной книге выявил географию передвижения книг: прежде всего это близлежащие регионы - Вятка, Печора, Южный Урал, а также Центральная Россия и Поволжье, Север России, Сибирь. Среди читателей и владельцев книг в записях встречаются все слои российского общества: от крестьян и посадских до бояр, купцов и дворян, от старцев, иноков до митрополитов. Таким образом одни и те же книги формировали единое мироотноше-ние, мировоззрение, картину мира. Выстраивая различные методы анализа данного комплекса прикамских источников, как части духовной культуры Прикамья, можно получить информацию о традиционной -русской культуре в целом.

Анализ и рассмотрение записей в источниках показал, что:

1) самое большое количество записей в литургических книгах.

2) больше всего переписывались литургические книги.

3) больше всего мигрировали, переходили из рук в руки литургические книги.

Это еще раз доказывает, что литургическая книга имела первостепенное, жизненно-важное значение в обиходе человека традиционной культуры. Поэтому, именно литургическая книга, в первую очередь, должна подвергаться анализу с целью изучения системы «книга- картина мира - личность».

Среди рукописных сборников также преобладают сборники прежде всего литургического содержания. В сборниках смешанного состава преобладают учительные, затем литургические, затем эсхатологические произведения. В целом как в учительных статьях, так и в литургических прослеживается аскетико-исихастская тенденция.

Решение проблемы «книга - картина мира - личность» в данном исследовании связано с рассмотрением личного книжного собрания на примере описи библиотеки старообрядца А.Ф. Дубровских (1900-1989). В целях более точного понимания категории «личность» в работе введено понятие «сущность». Поэтому анализ состава личной библиотеки строился с позиции дополнительной системы «сущность и личность человека». Основная идея данной системы заключается в том, что под личностным началом понимается способность к самоутверждению (не важно в плохую или хорошую сторону), способность к самосознанию и к волеизъявлению, тогда как сущность - это способность к природному, естественному развитию, в рамках целесообразности, полезности как для себя, так и для других. Сущностное начало связано с прагматичным отношением к жизни. Поскольку традиционная картина мира во многом связана с прагматизмом или целесообразностью, причем нравственной целесообразностью, постольку традиционная картина мира способствует развитию и совершенствованию сущностного начала в человеке и, соответственно этому, развивает его личность в целом.

Анализ содержания книжного материала лексико-семантическим методом позволил выявить достаточно широкий слой информации, имеющий фи-лософско-культурологическое значение. Были выявлены вначале на основании анализа печатной Псалтыри учебной, затем уточнены на рукописном сборнике первой половины XIX века такие нравственные категории как: «правда», «покаяние», «истина», «милость», «ум», «смирение», «страх Божий». Исследование показало, что традиционная семантическая наполненность данных категорий имеет особую специфику и значительно отличается от современных представлений.

Вычленение слоя информации, касающееся пространственно-временных отношений, показало, что категории пространства, времени и вечность остаются в рамках средневековых христианских представлений и имеют особое ценностное, психологически-нравственное значение.

Отдельное рассмотрение эсхатологических произведений и применение искусствоведческих приемов для анализа лицевых книжных памятников значительно расширило понимание традиционной картины мира. Как выяснилось, проблемы общей эсхатологии, а также индивидуальной (что значительнее!) связаны с проблемой существования ложных и истинных учений. Отсюда проистекает проблема еретиков. Индивидуальная эсхатология связана с проблемой точного знания знамений пришествия Антихриста. Поэтому традиционалист всегда внимательно наблюдает за общественными событиями и, особенно, за действиями «власти». Именно это формирует активную жизненную позицию. И, наконец, последнее: индивидуальная эсхатология связана с проблемой целесообразного отношения к «последним временам». Живя в «последние времена» можно возвыситься до великих святых «первых времен».

Таким образом, традиционная книжность Прикамья XVI- нач. XX веков как источник содержит многоаспектную и ценную информацию, в том числе и по материальной культуре, и по хозяйственно-экономической жизни Прикамья и России в целом. Благодаря данным источникам удалось установить старообрядческие купеческие династии в Чердыни, определить степень внутренней культуры и образованности пермских крестьян. Вместе с тем, только данные источники содержат репрезентативную информацию по традиционной картине мира, по традиционным нравственным и философским представлениям.

Очевидно, традиционная книжность XVI- нач. XX веков является уникальным источником для дальнейшего изучения народной философии и культуры.

 

Список научной литературыВолгирева, Галина Павловна, диссертация по теме "Исторические науки"

1. Лицевые, рукописные книги и памятники иконописи

2. Костромской музей изобразительного искусства.• Инв. № 2132. Икона «Апокалипсис». XVI в.2. Научная библиотека МГУ.• инв» № 364. Лицевой Апокалипсис. Конец XVIII в. 195 лл.

3. Нижне-Тагильский историко-художественный музей-заповедник.• инв. № 18104. Лицевой Апокалипсис. XVII в. 199 лл.

4. Библиотека Археографической лаборатории УрГУ.• инв. № 421. Лицевой Апокалипсис. XVIII в. 192 лл.• инв. № 654. Лицевой Апокалипсис. Начало XX в. 232 лл.

5. Аверинцев С.С. Эсхатология// Философская энциклопедия. И., 1970.1. Т.5. С.580-582.

6. Аверинцев С.С. Древнееврейская литература // История всемирной литературы. М., 1983. T.l. С.271-302.

7. Аверинцев С.С. Истоки и развитие раннехристианской литературы // История всемирной литературы. М., 1983. Т.1. С.501-515.

8. Агеева Е.А., Кобяк Н.А., Поздеева И.В., Смилянская Е.Б. Итоги и перспективы организации комплексных археографических исследований МГУ // Археографический ежегодник. М., 1987. Вып.86. С. 170-178.

9. Агеева Е.А., Кобяк Н.А., Круглова Т.А., Смилянская Е.Б. Рукописи Верхокамья XV-XX вв. Каталог. М., 1994.

10. Адрианова-Перетц В.П. К вопросу о круге чтения древнерусского писателя//ТОДРЛ. Л., 1974. Т.28. С.3-30.

11. Актуальные проблемы книговедения. Сб. научных трудов. М., 1976.

12. Алексеев П.Т. «Статир» (Описание анонимной рукописи XVII в.) // Археографический ежегодник. М., 1965. Вып.64. С.92-102.

13. Алпатов М.В. Памятник древнерусской живописи конца XV в. Икона «Апокалипсис» Успенского собора Московского Кремля. М., 1964.

14. Андерсон Э.П. Чердынские купцы на Печоре // На Западном Урале. Пермь, 1964. С.82-98.

15. П.Анисимова О.М. Представления о правде, любви, добре в древнерусских памятниках ХП-ХШ вв. // Герменевтика древнерусской литературы XI-XVI вв. М., 1989. Сб.1. С.207-230.

16. Архангельский А.С. Творения отцов церкви в древнерусской письменности. T.I-IV. Казань, 1889-1890.

17. Асселино Ш. Ад библиофила// Книга. Исследования и материалы.

18. М., 1978. Вып.36. С.135-153.

19. Баренбаум Е.И., Давыдова Т.Е. История книги. М., 1960.

20. Баренбаум И.Е., Барсук А.И. К вопросу о методах книговедческих дисциплин // Книга. Исследования и материалы. М., 1974. Вып.29. С.20-45.

21. Баренбаум И.Е. К вопросу об универсальном определении понятия «книга» // Книга. Исследования и материалы. М., 1977. Вып.34.С.5-13.

22. Баренбаум И.Е. Книговедение в системе наук// Книга. Исследования и материалы. М., 1985. Вып.50. С.72-83.

23. Баренбаум И.Е. Книга и исторический процесс// Книга. Исследования и материалы. М., 1989. Вып.59. С.29-40.19. Барсов М. Апокалипсис.

24. Барсук А.И. О книговедении как комплексной науке // Книга. Исследования и материалы. М., 1968. Вып. 17. С.35-54.

25. Барсук А.И. Вопросы общей теории книговедения// Книга. Исследования и материалы. М., 1971. Вып.22.

26. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья. М., 1965.

27. Бахтин М.М., Молдавский Д.М. Старообрядческие народные легенды о начале раскола, о табаке и брадобритии// ТОДРЛ. Л., 1958. Т. 14. С.421-423.

28. Бахтина О.Н. Особенности творческой работы томского старообрядца-книжника к. XIX н. XX в. А.И. Нифантова // Мир старообрядчества. Личность. Книга. Традиция. М., 1992. Вып. 1. С. 100-107.

29. Бегунов Ю.К., Демин А.С., Панченко A.M. Отчет об археографической экспедиции в верховья Печоры и Колвы// ТОДРЛ. Л., 1961. Т.ХУП. С.548-550.

30. Бегунов Ю.К., Демин А.С., Панченко A.M. Рукописное собрание Чердынского краеведческого музея им. А.С. Пушкина// ТОДРЛ. Л., 1961.1. T.XVII. С.614-610.

31. Бегунов Ю.К. Обзор собрания древнерусских рукописных книг Пермского краеведческого музея// На Западном Урале. Пермь, 1964. С. 17170.

32. Белякова М.М., Черторицкая Т.В. О крестьянской старообрядческой библиотеке начала XX в. // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 16-21.

33. Берков П.Н. Русские книголюбы. M.-JI., 1967.

34. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. Моск. Патриархии. М., 1983.

35. Богословский П.С. Орловский проповедник к. XVII в. Пермь, 1916.

36. Богословский П.С. Материалы по народному быту, фольклору и литературной старине // Краеведческий сборник. Пермь, 1924.

37. Богословский П.С. Из местных историко-литературных розысканий// Пермский краеведческий сборник. Пермь, 1926. Вып.2. С. 1629.

38. Богословский П.С. Из материалов по истории литературы и печати в Пермском крае // Пермский краеведческий сборник. Пермь, 1926. Вып.2. С.94-110.

39. Бруцкая JI.A., Мудрова Н.А. Книга в Соли Камской XVII в. // Общественная и культурная жизнь дореволюционного Урала. Пермь, 1990. С.5-16.

40. Бубнов Н.Ю. Источники по истории формирования идеологии раннего старообрядчества. Автореферат канд. дисс. Л., 1975.

41. Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга во второй половине XVII века. Сиб., 1995.

42. Будовниц И.У. Словарь русской, украинской, белорусской письменности и литературы до XVIII в. М., 1969.

43. Буслаев Ф.И. Русский лицевой Апокалипсис. М., 1884. Т.1.

44. Буслаев Ф.И. Свод изображений из лицевых Апокалипсисов по русским рукописям с XVI по XIX в. СПб., 1884. Т.2.

45. Буслаев Ф.И. Мои воспоминания. М., 1897.

46. Буслаев Ф.И. Собр. соч. СПб., 1913. Т.2.

47. Буслаев Ф.И. Исторические очерки по русскому орнаменту в рукописях. Пг., 1917.

48. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критической ситуации. М., 1984.

49. Горячев А.Я., Горячев В.А. Старообрядцы Городца хранители русской книжной культуры // Мир старообрядчества. Личность, книга, традиция. М.-СП6., 1992. Вып.1. С.59-70.

50. Гранстрем И.Э. Иоанн Златоуст в древнерусской и южнославянской письменности (XI-XIV вв.) // ТОДРЛ. Л., 1980. Т.35. С.345-376.

51. Гребенетский А. Слова и Поучения в Великих четьих Минеях митрополита Макария II Богословские труды. М., 1992. Сб.31. С. 175-243.

52. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль Х-ХУПвв. М., 1990.

53. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

54. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.,1981.

55. Гурьянова Н.С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологический литературе периода позднего феодализма. Автореферат канд. дисс. Новосибирск, 1985.

56. Дементьев Г. Критический разбор так называемой «Книги о вере» сравнительно с учением глаголемых старообрядцев. СПб., 1883.

57. Демин А. С. Литературное значение русских старопечатных книг XVI-XVII вв. // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 121-126.

58. Демкова Н.С., Якунина С.А. Кормчая XV в. из собрания Пермского педагогического института//ТОДРЛ. Л., 1990. Т.44. С.330-338.

59. Демкова Н.С., Якунина С.А. Древнерусские и старопечатные книги в собрании Пермского педагогического института// ТО ДРЛ. Л., 1990. Т.44. С.412-419.

60. Дмитриев А.А. Древности бывшей Перми Великой// Пермская старина. Пермь, 1889. Вып. 1.

61. Дмитриев А.А. Рифмованная псалтырь Симеона Полоцкого // Труды Пермской Ученой Архивной Комиссии. Пермь, 1907. Вып.ХШ. С.274-276.

62. Дмитриев А.А. Чердынский синодик // Труды Пермской Ученой Архивной Комиссии. Пермь, 1904. Bbin.IV. С.78-81.

63. Дружинин Л. Писания русских старообрядцев. Перечень списков, составленных по печатным описаниям рукописных собраний. СПб., 1912.

64. Зернова А.С. Книги кириллической печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв. Сводный каталог. М., 1958.

65. Иннокентий (Просвирнин А.И.), арх. Русская патристика// Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 183-189.

66. Иоанн (Маслов), арх. Обрядовые особенности покаянной дисциплины Древней Руси //Богословские труды. М., 1992. Сб.31. С.16-34.

67. Истомин Ф. О религиозном состоянии обитателей Печорского края. СПб., 1890.

68. История книги. Теоретические и методологические основы. Сб. научных трудов. М., 1976.

69. Калужняцкий Э.И. Игумена Нафанаила «Книга о вере», ее источники и значение в истории южно-русской полемической литературы // ЧОИДР. СПб., 1886. Кн.4. Отд.2. С. 158-170.

70. Казаринова Н.В. Живописцы Пермского края к. XVIII п. п. XIX в.

71. Автореферат канд. дисс. СПб., 1992.

72. Киселев Н.П. О московском книгопечатании XVII в. // Книга. Исследования и материалы. М., 1960. Вып.2. С. 123-186.

73. Клаус Г. Сила слова. Гносеологический и прагматический анализ языка. М., 1967.

74. Клепиков С.А. Филиграни на бумаге русского производства XVIII -н. XX вв. М., 1978.

75. Книга в системе международных культурных связей. Сб. научных трудов. М., 1990.

76. Книжное дело в России в XVI-XIX вв. Л., 1980.

77. Кожин Н.А. Искусство русской рукописной книги XVIII-XIX вв. // Проблемы рукописной и печатной книги. М., 1976. С. 185-204.

78. Кондаков Н.П. Рецензия на книгу Ф.И.Буслаева «Русский лицевой Апокалипсис» // ЖМНП. 1885. Июль. С.

79. Костюхина Л.М. Из истории рукописного дела России XVII века // Археографический ежегодник. М., 1965. Вып.64. С.56-77.

80. Кривощеков И.Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. Пермь, 1914.

81. Кукушкина М.В. Репертуар памятников письменности в монастырских библиотеках XVI в. на Руси // Рукописная и печатная книга в России. Проблемы создания и распространения. М., 1988. С.39-49.

82. Культура русских-липован (русских старообрядцев) в национальном и международном контексте. Бухарест, 1996.

83. Куфаев М.Н. Проблемы философии книги. Л., 1924.

84. Куфаев М.Н. Библиофилия и библиомания (Психофизиология библиофильства). Л., 1927.

85. Куфаев М.Н. Избранное. М., 1981.

86. Лабынцев Ю.А. Памятники древнерусской письменности в изданияхстарообрядческих типографий XVIII-XX веков // Книга. Исследования и материалы. М., 1979. Вып.39. С. 173-178.

87. Ласунский О.Г. Заметки о библиофильстве // Книга. Исследования и материалы. М., 1970. Вып.21. С.231-247.

88. Лилов А.О. О так называемой «Кирилловой книге». Казань, 1858.

89. Лихачев Д.С. Основные направления изучения печатной и рукописной книги // Проблемы рукописной и печатной книги. М., 1975. С. 1085. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней1. Руси. М., 1984.

90. Лихачев Д.С. Канон и Молитва Ангелу Грозному воеводе Парфения Уродивого (Ивана Грозного) // Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л., 1986. С.

91. Ловягин A.M. Основы книговедения. Л., 1920.

92. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

93. Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной церкви // Богословские труды. М., 1971. Сб.8. С.7-128.

94. Лунегов И.А. Архив Чердынского музея // На Западном Урале. Пермь, 1964. С. 148-150.

95. Луппов С.П. Книга в России в XVII веке. Л., 1979.

96. Луппов С.П. Книга в России в первой четверти XVIII века. Л., 1973.

97. Луппов С.П. Печатная и рукописная книга в России в первом сорокалетии XVIII в. // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 182-192.

98. Луппов С.П. Книга в России в послепетровское время. Л., 1976.

99. Луппов С.П. Читатели изданий Московской типографии в сер. XVII в. Л., 1983.

100. Луппов С.П. Основные направления изучения истории русской книги эпохи феодализма// Книга. Исследования и материалы. М., 1985. Вып.50. С.136-141.

101. Макарий Винницкий. История русского раскола. СПб., 1855.

102. Малышев В.И. Усть-Цилемский книгописец и писатель XIX в. И.С.Мяндин// Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского дома. Л., 1985. С.323-338.

103. Мейендорф И.Ф. О византийском исихазме и его роли в культурном и историческом развитии Восточной Европы в XIV в. // ТОДРЛ. Л., 1974. Т.29. С.291-306.

104. Мелихов М.В. Печорский книжник XX века. С.А. Носов и его эпистолярное наследие. // Мир старообрядчества. Личность. Книга. Традиция. М., 1992. Вып. 1. С. 71-81.

105. Мельников П. Исторические очерки поповщины. М., 1864. 4.1.

106. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. М., 1979.

107. Мосин А.Г. Круг чтения крестьян, горожан и мастеровых Вятского края XVII перв. пол. XIXвв.: общие и специфические черты// Деревня и город Урала в эпоху феодализма: проблема взаимодействия. Свердловск, 1986. С.117-130.

108. Мудрова Н.А. Библиотека Строгановых. Автореферат канд. дисс. Свердловск, 1990.

109. Мудрова Н.А. К вопросу о личности автора «Статира» // Книга в культуре Урала XVI-XIX вв. Свердловск, 1991. С.23-33.

110. Мыльников А.С. О книговедческом методе в источниковедении// Книга. Исследования и материалы. М., 1972. Вып.25. С.8-21.

111. Мыльников А.С. Вопросы изучения поздней рукописной книги// Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 19-36.

112. Мыльников А.С. Книга и культура // Книга и культура. Сб.ст. М., 1979. С.3-15.

113. Мыльников А.С. Комплексное исследование по истории рукописной и печатной книги // Книга. Исследования и материалы. М., 1988.1. Вып.56. С.213-220.

114. Мыльников А.С. Книговедение и культура// Книга. Исследования и материалы. М., 1989. Вын.57. С.5-18.

115. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1983.

116. Немешаев И.П. Книгораспространение в системе книговедения и книжного дела// Книга. Исследования и материалы. М., 1974. Вып.28. С.21-36.

117. Немировский E.JI. К вопросу о предмете истории книги // Книга и культура. Сб.ст. М., 1979. С.32-49.

118. Новые материалы для описания изданий Московского Печатного Двора. Первая половина XVII в. Сост. И.В.Поздеева. М., 1986.

119. Опарина Т.А. Просветитель литовский: неизвестный памятник идеологической борьбы XVII в. // Литература и классовая борьба эпохи позднего феодализма. Новосибирск, 1987. С.87-94.

120. Опарина Т.А. К вопросу об использовании III книги Ездры в русской публицистике XVI-XVII вв. // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990.

121. Описание рукописного отдела БАН СССР. Л., 1984. Т.7. Вып.1. Сочинения писателей-старообрядцев. Сост. Н.Ю.Бубнов.

122. Островская Л.В. Источники для изучения отношения сибирских крестьян к исповеди (1861-1904) // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984. С. 131-152.

123. Очерк о состоянии церковно-приходского попечительства, приход Ильинской церкви села Ильинского Пермского уезда. Пермь, 1898.

124. Палладий, архимандрит. Обозрение Пермского раскола. СПБ.,1863.

125. Памяти Заволоко Ивана Никифоровича. Сборник статей и материалов посвященных И.Н.Заволоко. Рига, 1999.

126. Памятники истории старообрядчества XVII в. JL, 1927. Книга I. Вып.1.

127. Панкратов А.В. От востока направо. История, культура, современные вопросы старообрядчества. М., 2000.

128. Панченко A.M. Русская культура в канун Петровских реформ. Л.,1984.

129. Пихоя Р.Г. Книга в культуре Урала XVIII в. (Круг чтения уральского горнозаводского населения) // Археографический ежегодник. М.,1985. Вып.84. С.160-171.

130. Пихоя Р.Г. Общественно-политическая мысль трудящихся Урала (конец XVII-XVIII вв.). Свердловск, 1987.

131. Пихоя Р.Г. Пермская кормчая // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 171-176.

132. Плюханова М.Б. О некоторых чертах личностного сознания в России XVII в. // Художественный язык средневековья. М., 1982. С. 184-200.

133. Поздеева И.В. Миниатюры лицевого сборника из собрания МГУ и скульптура пермской земли // Искусство. 1979. № 3. С.

134. Поздеева И.В. Верещагинское территориальное книжное собрание и проблемы истории духовной культуры русского населения верховьев Камы // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982. С.40-71.

135. Поздеева И.В. Русские литургические тексты как источник изучения русской государственной идеологии XVII в. // Исследования по истории общественного сознания эпохи феодализма в России. Новосибирск, 1984. С. 12-24.

136. Поздеева И.В. Старообрядческая культура Верхокамья конкретно-исторический вариант выго-лексинских традиций // Археография и источниковедение истории Европейского Севера РСФСР. Вологда, 1989.1. С. 128-131.

137. Поздеева И.В. Московское книгопечатание первой половины XVIIв. //Вопросыистории. 1990. № 10. С.147-158.

138. Поздеева И.В. Традиционная книжность современного старообрядчества// Мир старообрядчества. Личность, книги, традиция. М.; СПб., 1992. Вып. 1. С. 11-27.

139. Поздеева И.В. продолжение традиции: книжная культура старообрядческого Верхокамья //Мир старообрядчества. Книга. Традиция. Культура. М„ 1996. Вып. 3. С. 6-45.

140. Поздеева И.В. Личность и община в истории русского старообрядчества //Мир старообрядчества. История и современность. М., 1999. Вып. 5. С. 3-28.

141. Поздеева И.В., Ерофеева В.И., Шитова Г.М. Кириллические издания. XVI век 1641 год. М., 2000.

142. Покровский Н.Н. О древнерусской рукописной традиции у староверов Сибири // ТОДРЛ. Л., 1969. Т.24. С.394-404.

143. Покровский Н.Н. Археографические экспедиции и проблемы изучения народного сознания// Археографический ежегодник. М. 1987. Вып.86. С.159-164.

144. Покровский Н.Н. Путешествие за редкими книгами. М., 1988.

145. Полный православный богословский энциклопедический словарь. М., Т. 1,2.

146. Попов Е., прот. Великопермская и пермская епархия(1379-1879). Пермь, 1879.

147. Проблемы общей теории книговедения. М., 1978.

148. Проблемы рукописной и печатной книги. М., 1976.

149. Прохоров Г.М. Исихазм и общественная мысль в Восточной Европе в XIV в. // ТОДРЛ. Л., 1968. Т.23. С.86-109.

150. Прохоров Г.М. К истории литургической поэзии: гимны и молитвы патриарха Филофея Коккина // ТОДРЛ. Л., 1972. Т.27. С. 120-150.

151. Прохоров Г.М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, Авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синант) в библиотеке Троице-Сергиевой лавры с XIV-XVII вв. // ТОДРЛ. Л., 1974. Т.28. С.317-325.

152. Пушвинцев И. Пустынничество// Чердынский край. Б.М., 1928. Вып.З. С. 18-20.

153. Пушкарев Л.Н. Повесть о разуме человеческом // ТОДРЛ. Л., 1958. Т. 14. С.322-326.

154. Рац М.В. Библиофил и книга // Книга. Исследования и материалы. М., 1979. Вып.39. С.185-194.

155. Розов Н.Н. Об исследовании географического распространения рукописной книги // Пути изучения древнерусской литературы и письменности. Л., 1970.С. 160-171.

156. Розов Н.Н. Русская рукописная книга. Этюды и характеристики. М., 1971.

157. Розов Н.Н. К определению понятия «книга» в историческом аспекте // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 11 -18.

158. Розов Н.Н. Книга в России в XV веке. Л., 1981.

159. Розов Н.Н. О некоторых трудностях описания четьих сборников русских монастырских библиотек // Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С.353-357.

160. Российская ментальность (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1994. № 1. С.4-25.

161. Рубакин Н.А. Избранное. М., 1975.

162. Румянцев Н. Апокалипсис Откровение Иоанна Богослова. М.,

163. Рыбаков Б.А. Псалтырь стригольника Степана// Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 195-202.

164. Сакович А.Г. Народная гравированная книга Василия Кореня (1692-1696). М., 1983.

165. Сапунов Б.В. Изменение соотношений рукописных и печатных книг в русских библиотеках XVI-XVLI вв. // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С.37-50.

166. Сапунов Б.В. Производство русской рукописной книги, ее цена, стоимость в XI-XIIIbb.// Книга. Исследования и материалы. М., 1975. Вып.30. С.92-112.

167. Сапунов Б.В. Книга в России в Х1-ХП1 вв. Л., 1978.

168. Сапунов Б.В. Книга и читатель на Руси в XVI в.// Книга. Исследования и материалы. М., 1983. Вып.46. С.60-80.

169. Сахаров В. Эсхатологические сочинения и сказания в древнерусской письменности и влияние их на народные духовные стихи. Тула, 1879.

170. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. М.,1987.

171. Свинцов В.И. О логической культуре редактора// Книга. Исследования и материалы. М., 1972. Вып.25. С.

172. Свирин А.Н. Искусство книги Древней Руси. М., 1964.

173. Сенатов В. Философия истории старообрядчества// Старообрядческий журнал. М., 1908. № 23, 34, 37, 39, 46.

174. Сидоров А.А. Узловые проблемы и нерешенные вопросы истории русской книги // Книга. Исследования и материалы. М., 1964. Вып.9. С.3-36.

175. Сидоров А.А. Искусство книги. М., 1979.

176. Сидоров А.А. Рукописность печатность - книжность //

177. Рукописная и печатная книга. М., 1975. С.227-245.

178. Сикорский Н.М., Барсук А.И. Советское книговедение на современном этапе и его актуальные проблемы// Книга. Исследования и материалы. М., 1972. Вып.23. С.5-18.

179. Сикорский Н.М., Немировский Е.Л. Книговедение и его задачи в свете актуальных проблем// Книга. Исследования и материалы. М., 1975. Вып.ЗО. С.5-25.

180. Сикорский Н.М., Немировский Е.Л. Книга и социальный прогресс // Книга. Исследования и материалы. М., 1985. Вып.50. С.5-30.

181. Словарь книжников и книжности Древней Руси XI п.п. XIV вв. Л., 1987.

182. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып.1. (вт. пол. XIV-XVI вв.). 4.1.

183. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1989. Вып.2. (вт. пол. XIV-XVI вв.). 4.2.

184. Слуховский М.И. Из истории книжной культуры России. М., 1964.

185. Слуховский М.И. Термин «библиотека» в феодальной России // Археографический ежегодник. М., 1972. Вып.71. С.106-113.

186. Слуховский М.И. Русская библиотека XVI-XVII вв. М., 1973.

187. Слуховский М.И. Проблемы истории чтения// Книга. Исследования и материалы. М., 1976. Вып.ЗЗ. С.33-43.

188. Смилянская Е.Б. Книжник старообрядческого села Кунича, что в Бессарабии, К.И. Донцов // Мир старообрядчества. Личность. Книга. Традиция. М., 1992. Вып. 1. С. 82-99.

189. Смирнов П.С. Изложение христианской православной веры. СПб.,1901.

190. Смолич И. Жизнь и учение старцев // Богословские труды. М., 1992. Сб.31. С.97-175.

191. Сморгунова Е.М. Пермская рукопись «О разделе»// Русские письменные и устные традиции и духовная культура. М., 1982. С.247-264.

192. Сморгунова Е.М. Из рукописей Верхокамья: особый вид взаимодействия устной и письменной культуры // Мир старообрядчества. Личность, книга, традиция. М.-СПб., 1992. Вып.1. С.46-58.

193. Сморгунова Е.М. Портреты и образы наших «благодетелей». Портрет первый: Матушка Галина. // Мир старообрядчества. История и современность. М., 1999. Вып. 5. С. 3-28.

194. Смышляев Д.Д. Источники и пособия для изучения Пермского края. Пермь, 1876.

195. Соболева Л.С. Рукописный лечебник XVIII в. строгановского крестьянина Василия Демидова // Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С.75-83.

196. Соболева Л.С. Рукописная библиотека строгановских крестьян XVIII-h. XIX вв. // Книга в культуре Урала XVI-XIXbb. Свердловск, 1991. С.61-88.

197. Сорокин Ю.Л. Библиопсихологическая теория Н.А.Рубакина и смежные науки// Книга. Исследования и материалы. М., 1968. Вып. 17. С.55-69.

198. Сорокин Ю.С. К истории термина «мышление» // Восточные славяне: языки, история, культура. М., 1985. С.271-277.

199. Сперанский М.Н. Рукописные сборники XVIII века. М., 1968.

200. Спиноза Б. Этика// Спиноза Б. Избранные произведения. М., 1957. С.359-619.

201. Срезневский В.И. Древний славянский перевод Псалтыри: исследование его текста и языка по рукописям XI-XIV вв. СПб., 1877.

202. Старообрядческие кириллические издания XVIII века. СПб., 1994.

203. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.

204. Толкование на Апокалипсис св. Андрея, архиепископа Кесарийского. М., 1901.

205. Точное изложение православной веры. Творение св. Иоанна Дамаскина. СПб., 1894.

206. Туберозова О.А. Источники изобразительной традиции в лицевом апокрифе XIX в. пермских крестьян // Народная культура Урала в эпоху феодализма. Свердловск, 1991. С.34-47.

207. Туров С.В. Старообрядческая книжность Западной Сибири в конце XVIII первой четверти XIX в. (на материалах судебно-следственной документации)// Книга в культуре Урала XVI - XIX вв. Свердловск, 1991. С.89-94.

208. Ундольский В.М. Славяно-русские рукописи. М., 1870.

209. Употребление книги Псалтырь в древней быту русского народа // Православный собеседник. Казань, 1857. С.814-856.

210. Успенский П. Д. Психология возможного развития человека // АУМ. Синтез мистических учений запада и востока. «ТЕРРА». 1990. № 3. С. 304.

211. Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах церкви. СПб., 1859. Т. 1-3.

212. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

213. Фромм Э. Искусство любить. М., 1990.

214. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М.,1981.

215. Христианство. Энциклопедический словарь. М., 1993. Т.1.

216. Церняк У. На рубеже культур: творчество Фаддея Зиновьевича Ионика. //Мир старообрядчества. М., 1992. Вып. 1. С. 108-116.

217. Чагин Т.Н. На Древней Пермской земле. М., 1988.

218. Чагин Т.Н. Мировоззрение и традиционная обрядность русскихкрестьян Среднего Урала в середине XIX н. XX века. Пермь, 1993.

219. Чагин Г.Н. Нравственно-этическое общение в современных старообрядческих общинах Среднего Урала// Старообрядческие общины в Европе, Азии и Америке, их место и традиции в современном мире. Варшава, 1994. С. 164-178.

220. Черняк А .Я. История книги как наука// Книга. Исследования и материалы. М., 1989. Вып.59. С.47-59.

221. Чесноков А. Среди кержаков// Пермская земская неделя. Пермь, 1908. № 11-15.

222. Четьи сборники Древней Руси // ТОДРЛ. Л., 1985. Т.39. С.236-274.

223. Чупин Н.К. Географический и статистический словарь Пермской губернии. Пермь, 1973-1883.

224. Шашков А.Г. К истории формирования идеологии антифеодального протеста урало-сибирских старообрядцев во втор. пол. XVII в. // Книга в культуре Урала XVI-XIX вв. Свердловск, 1991. С. 13-22.

225. Швецова-Водка Г.Н. Типология книги// Книга. Исследования и материалы. М., 1988. Вып.46. С.40-59.

226. Шестаков Я. Описание монастырей Пермской епархии. Вятка,1907.

227. Шилов А.В. Из истории краеведения на Урале (краеведческая деятельность Ф.А. и В.А.Волеговых) // Из истории демократической культуры на Урале (XVIII н. XX в.). Пермь, 1986. С.29-40.

228. Шишонко В.Н. Пермская летопись. Пермь, 1884-1886. T.I-V.

229. Щапов Я.Н. «Священство» и «царство» в Древней Руси в теории и на практике // Византийский временник. М., 1989. Т.50. С.131-139.

230. Экономцев И. Исихазм и восточноевропейское Возрождение // Богословские труды. М., 1989. С.59-74.

231. Юхименко Е.М. К вопросу о связях Сибири с Выгом и роли братьев Семеновых// Источники по истории общественного сознания и литературы периода феодализма. Новосибирск, 1991. С.223-246.

232. Юхименко Е.М. Выговская старообрядческая пустынь. Духовная жизнь и литература. М., 2002. Т. I-II.