автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.03
диссертация на тему: Традиционная культура тропической Африки: кинематограф и эгбакокуграфия
Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционная культура тропической Африки: кинематограф и эгбакокуграфия"
Госкино СССР
Всесоюзный государственный ордена Трудового Красного Знамени институт ккнематографик нмени С.Л.Герасимова
На правах рукописи УДК: 791.43 (6?)
РОМЕН АССОНГЕА (БЕНИН)
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЫУРА ТР01ШЧЕСК0Я АФРИКИ; КИНЙДООГРАФ И ЭГБАКОКУГРАФКЯ
Специальность 17.00.03 - киноискусство и тзлеЕидениа
АВТОРВАЕРАТ
ЕИссяртощш на соясканиэ ученой степени каиаидат.! иойуссусовеаенил
Москва - 1991
Работа выполнена на кафедре режиссура художественного фильма Всесоозного Государственного 'ордена Трудового Красного Зкакени • института кинематографии им. С.А.Герасимова
Научные руководители: - народный арстяст СССР, профессор
ЕОЦД&РЧУК С.®.
- доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РСФСР ИСМАШОВА Р.Н.
Официальные оппоненты: - доктор искусствоведения
РАЗЛОГОВ К.Э.
- кандвдат философских наук УКОЛОВ B.C.
Ведуцая организация - кафедра истории искусств Московского
Государственного художественного института им. В.И.Сурикова.
Защита состоится
на заседании специализированного совета Д.035.04.01 при Всесоюз-гом Государственном ордена Трудового Красного Знамени институте кинематографии ш. С.А.Герасшова. 1
Адрес: Москва, '129226, ул.Вильгельма Дика, 3, ВГИК. С диссертацией ысикно ознакомиться в библиотеке института, Отзывы просим присылать по адресу: Москва, 129226, ул.Вильгельма Пика, 3, ВГИК, учебная часть. Автореферат разослан " 6' " 19 & г.
Ученый секретарь' специализированного совет, кандидат искусствоведения
ВПК ^ТЙ91
'ЛЙковлёва'Т.В.
Актуальность тень: диссертации
Борьба за независимоеть и надяональное самоопределение, ведущаяся народами Тропической Африки, шзвала подъем национального самосознания. Процесс реабилитации собственной истории нааел горячий отклик у африканских деятелей литературы, к5тне?гатографа, театра, изобразительного искусства»
Слабая разработанность круга проблем» которые являются одним иэ оеиоэжи дгняущих факторов дальнейшего развития кинематографа, означенного региона, определяет актуальность это-»'о исследования. По мьешш диссертант, процесс поиска самобытности в кино Тропической Африки, сдчржчзаеащй рядом причин, имеет множестяо лераеяршг« всэмсжностсй, что подчеркивает шиуаяьяоеть вг<ш«денной им работа.
Обьектом исслзлонат'.я являются форш а метода традиционного искусства» кстсрие ксгу? лечь п основу псиндипоэ рстас-сорскей роботы, восплтшгая и .подготовки актера в страна* Тро-пичееяой ДФрикп. Для конкретного расскстроязш о?огс коиляекеа возможностей автор в качестве предает* исследораняя использует эстетические и ност?шоадчица пршцщщ, оалС'Г.еинио а деятельности п толтрзлязоЕшшнх прэдетаалеиш»: одяего из тайнах ритуально-магических обществ Эгунгун к культовой организации Ведун, Сп рассматривает такса на срииере собственной практической работ т создания эгбакокуграфии* как своеобразие фору юйологическего к зддодественкогс юялешш а соединении с не-ксто^го' принцип емк экранного искусства породил новый тяп сс-тетически-зрблгсяного искусства,
* Эгбококу - евшая площадь королей(<«а языке йеруба) в г.Дасса республики Венки, родине Р.Лссснгбы, аспиранта ВГИКа, открывателя искусства мифологического копра»филь«а в поябрз 1990 г.
_ о „
Цель и задач» исследования заключаются в обогащении и развитии принципов режиссуры и актерского кастерствл, на основе своеобразия форм художественного мышления и традиционных видов искусства, что отвечает стремлению африканских кинематографистов этого региона к самобытности. Этой целью определяется практическая ценность исследования: диссертант стремился определять некоторые принципы, которые могут быть положены в систему режиссерской и актерской работы кинематографистов Тропя
*
"ческой Африки, а также в систему их подготовки и воспитания. Излагаемые им положения могут быть утаены и разработаны преподавательским составом режиссбрско-актерской кафедры ВГЖа.. к открытия искусства ягбакокуграфии.
Теоретическая значимость работы.
По гипотезе автора путь развития цивилизации и ыышения на современном этапе последовательно устремляется к все боль-нему.осознанию -человечеством себя как части космического целого, во 'много« утраченного в самом ходе исторического развития. По мнению диссертанта, традиционное африканское искусство, воплощащее зту целостность, способно служить этил стремлениям. Изучение его традиций к преемственность с ниш обладают кивородязцей силой для искусства в целом и, в неменьшей мере' для кинематографиста.
Научная новизна исследования заключается в той, что автор стремился соединить целостное миропонимание и мироощущение свойственных традиционному искусству с кх практическим использование«. Такой подход продиктован не стремлением к искусственной реставрации, а является потребностью времени: научко-ксследоБатег.ьская лаборатория по искусству эгбакоку-графии.
Рмфкпщгшш,ас¿атвешогпщорян», Эта тема подробно ос-вощеиа в жспв&отпт Е.Г.Кулис "Проблемы к пути ртвтт sa-ншатогрзфа в стрлнах Трошгчеисой Африки" - ВГИК, 1903. В дшссртации Кулик скетемаадайровая тот круг звопросог, о которых говорилось даае. Примечательно, 4ïo Кулик определяет sait в у а в-.р ~ g м у яфрияанокеро атшатографа, тему "традиция н новация" я pnekçmasr psmtmsa этой тема на анализ© аирокого круга фияьмог стран Троюгаесйой Африки. Но там на «оное, рассматривая процессы поиска сшобютости киненаторрёфистаип этого региона, она претдв score еосродотачто&зтсп на 55ДоЯно-тогю~ тичесяум диапазоне развитая "супоргеш" африканского юшомато» графа и, ©р, искусства и летерхтуры.
Вопросы своеобразия художественного ыылягнпя, нмеющио корни п формх трздгахшшого ьсяусетва Тропической Африки, либо совсем 1;пз сфэрм нседот^занпя, либо но находят до-ета-тй^ю полного и глуоокого отргкенач. Это касается но только дкссортацки Кулик, юшющвйея однш иэ ягеервегая исследований проблем африканского кото означенного рзриона, но п бодьшкетт др>тих работ совятеяах, западиоояропэйсюас, а^фа-специалистов. Процесса еаврякенкя форм традиционного искусства Трсштог>око;5 ¡Цржсп м шюлэшга. разумейте, ептош-акеь иродиитгч раатаменач, но дслаяось ow фрагкентарю, боэ иеобходк«оро кошлвУйнорв подхода. С^йяьно-поаятзпмсккй ос-¡маг в подхода »г нннекагогрш^а преобладал под сналп-
зо.м преемственности фор» градацнонного нскусстса и хэдсгсст-ЕСчЧюго кызлемяя, тех противоречий на глубинном уросно, поз~ HîïRftrsHx а процесса попет саьобытпеетп кдасаатогряфйатаая Тропической Африка.
8орыы культуры Тропической Африки эпзрвне рассмотрены а. тором в теской связи с прщшетшй кинорекшзда к ак-герш),?о мастерства,,
Днссортант поставил перед собой задгшу аргу^енгиравагао доказать следующие положения:
- подход 8 исследований: квкенкй 1ааег4ат«раф& Трогайте» йфрш'.и» как отраженна еощшш^пояйтекзскйх: процессов» необходимо углублять и расзкрят-ь е^узк аяшша егзяэей кикс с &адмннкми видоми искусства и формами ^ддзщиешош ггудожест-венного мышления;
- поиск саиобшиоом, веду^икея кшшиаадрргфетамй Троп «вокой Африки, неоадешк <»• глубоко хго издгчешг традиционной згульгуры но только на грс®3® заимсявэкшкя «ем, образов и о г дельных форм, но прзядо всего на основе й'одео глубокого изу~ чешет принципов, лежащих в сскстэ fats« sjosaifp^i связанных с постановкой и зрвящноеть». йзученш as д«шио оозвэж'ьея о органическим синтезом этих принципов е зерш современного яокуссйва и методами тюревдссура?
- подготовка африканского актера г-рвбуеч? создания саке-бдаиой актерской шеола, в основ® мвтедав которой долянц бшъ заложены градация аф^каксшро аскуземза;
~ иифологичеекоз к а^т-ико-щеограшв.тичвскоз мышление свойственное ишгуссгву » соче-ташш с неко-уорда
к5аюкач;огр5фр?есх5шн пришдашш, способно порождать новые ви дк остатачеекого аравща и искусства, -А» горок предложено поп направление в искусстве ~ егбакоауграфия (шфзяогичаский ко-вер-фкашЬ
ЙГфобшдяя работа
Основные полоаоиия диссертации бшк представлены в проз
тациях мифологагского ковра-фильма экбахокуграфии "Музей человека" 26 ноября 1990 г. г>о ЗРИКе Я 16 карта 199г г. о Центральном Доме Журналистов СССР, Работа обсуядглась ка кафедре ре&иесуры художестчанного фильма а была рекомендовала к эедите. Эгбчкоиуграфия-получила отражение з прессе. ''Московские философы за социальную экологию человека ечнтаэт, что эгбако-куграфйк пробила брешь в европейском, искусстве к философии, ко.го-Р«е погрязли в рассудочности. Философское учение Ассонгбы очищено от гелухк цивилизации...я (гасета "Московски!! комсомолец" от 5 января 1991 г.
"...Если к сказанному, - пишет кандидат искусствоведения кафедры эстетики, теории и игтории нульгури БГИ&а Кисунько В.Г., дсбазить "рукотворность", геллоту эгоакоиуграфия, то, думается, ьозмокнейти этой формы прч копяецекии пе только' 'аифологк-чпсу^го рассказа, но и более сирского ряда сбреем« и дробленных структур, достаточно эели'.си. Надеясь быть есхнэ г.онятнм, обращусь к хрестоматийны« едеям Сергея ЭйзекзтгЯна, «асевзимся 80-' ияе^ешщ средствами кинематографа слсонеЯгих обугзои-псыпШих структур (гплогь дс отьакной идеи - экранизации "Капитала" 1Сарла Маркса /..,."
Структура работы. Диссертация состоит из вгйдения, че-тирех глав, прнлсегт'я и иллюстрации по агбекокуграфии.
Содесжаяиа дпссортчцич.
Впедекче вклочает з сьбя объяснение актуальности гезд, обоснонаняэ научно!» новизны, теоретической значимости и творческой ценности исследования.
Приложит? к диссертации стр.142.
Глава I.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАД-ВДОННОЙ КУЛЬТУРЫ ТРОПИЧЕСКОЙ АФРИКИ-
Диссертант рассмотрел теор"то негрит-юда сенегальского поэта «'государственного деятеля Леопольда Сенгора и пришел к ёыводу, что попытка сторонников иегритюда противопоставить африканскую культуру европейской играла во тогой отриц&тель-• нун роль. Хотя она яьлялась плодом протеста против белого расизма, но черный расизм, как и белый - явление антигуманное.
Традиционная скульптура, маски
Изобразительное искусстго Тропической Африки разевалось преимущественно в двух направлениях - создание скульптурных фигур и масок. В.В.Мйркмакрв. обаяй!;;.1 скывслическуа природу африканской традиционной скульптуры, пилет, что она обусловлена "той утилитарной функцией", которую выполняла эта скуяьптл ра и которая в са.лом широком плане мс:дет быть определена как
т
закрепление и передача информации"*.
Фольклор к гриоты
Африканский фольклор богат мифами, сказками, легендами, Отсутствие письменности у большинства народов этого региона закономерным образом способствовало развитию устного народного творчества. Диссертант не имеет возможности широко рассма1 ривать здесь особенности африканского фольклора и своеобразие устных народных творческих разных- этносов. Автору тш\о выявить некоторые существенные принципы фольклорных произведений. Проанализируем с этой точки зрения два конкретных фоль-
* В.Б.Цкрималов. Африка. Искусство. М., 198^, с.46.
кяорньос произведения - легенду и сказку.
Другой характерной особенностью африканского фольклора, которую диссертант считает необходимым подчеркнуть, является деятельность гриотов. Фольклорное наследие передавалось из поколения в поколение сказитслямк-гриогами. Они рассказывали сказки с наступлением сумерек и в течение нечи, По доевним перовьнияи считалось, что ночь» окиезют .сухи предков, и воображение слушателей наиболее готово к восприятию мифологического материала.
Тайные ритуально-магические общества
Во многих районах Западной Африки существовали и сутце-ствугт по сей день различила тайные ритуаг.ьно-ыагические общества. Они отличается друг от друга по структуре, по функциям, которые спи несли (и несут) в культовой и общественной лизни народа, по ритуалам и обрядам. Специфика какого из них определяется э немалой степени традициями и религиозными особенностями народа, где конкретное общество функционирует., а тахке целям, которые это оицесч'во преследовало и которые могли быть направлены на укрепление существующей общественной организации или на разрупекие. могли быть гуманными или антигуманными.
Традиционная культура и народный театр
Зрели^ые театрализованные произведения били оироко распространены г традиционной культуре Тропической Африки. Формы, ь которых они существовали, богаты и разнообразны.
Религиозные, общественные, календарные праздники, обрд-дм и торжества по случаи бракосочетания, инициации, роаденнл погресения сопровождались зрлриарплш ритуалами н це-
ремонтами. Структура этих зрелишиых представлений является синтетическим сплавом отдельных художественных компонентов: сюда входили карнавальные шествия, танца, пантомима, е-кроба^-тика, ораторское искусству, хоровое и сольное пенке, игры, »гузыкальные номера, драматические сцены и т.д. Каждый из этих компонентов отличался такае разнообразие форм.
ГлаЕа П.
"ЙЛШОНШ ТРАДИЦИИ И КИНЕМАТОГРАФ: ПРОБЛЕМА ПОИСКА САМОБЫТНОГО ЯЗЫКА"
Пионер африканского кино, сенегальски!» реаисеер Пазхен Вийор сказал, что кинематограф африканцев должен возложить на себя щункции, которые выполнял в традиционной культура гпиот, хранитель народной мудрости, проводите исторической памяти, (духовных и эстетических ценностей. Но сделать это неларосто, ибо, как сказа?: Сембен Усмен, сенегальский писатель и режис-,еер; "Древняя культурная традиция в том виде, в каком она была донесена до нас нашими предками, ,. : распадается перед лицом новой социально-политической рзальности. Встреча старой африканской культуры с агрессивной западной культурой обычно кончается победой последней. Сейчас можно наблюдать ка бо иногда африканских странах угасает чисто африканская культура, не вцдеркаввая эррозии-, не выдержавшая проникновения чуждых ей элементов" Л
К секалениа, кино часто черпает язык и средства у современна^, а не у народного танца, поэтому создание самобытного киквяашеа, понятного массовой аудитории, происходит слозкьш путей, йнгересен в этой отношении пример фильма "Адаани Gry"
I. TJÜCHE В, Interview Ssttbenc a. Cune;nCou<:oii 7"7I„ p.170
нигерийского режиссера Ола Балогуна. Он снят на языке йоууба, но несмотря на это* в Бенине, других африканских государства-:, зрителя, т готорятрв на этом языко, тшстаиваля огроикве очереди у кинотеатров, Как удалось преодолеть роодесеру язиговсй барьер, столь серьезней в r/скоеиях Африки? Если С.Уск8« 8 фильме "Свядо" отменился к »той цели при помогли контвзса, усвоив опыт советской "шжтагноЯ сколк", то Бзлогун ввбрал wwft путь и мудрости. Его фильм содержал т» себе обрати:/» унквер« егшьчоеть, восясдящуя si трвдгаршм народного театра.
йамеаедмн, проязешедаиз в повременном мшаении» отразя-яуль авк н& художественного кшкенкя, так и на ме-
гсс,у/-:х а е?<ще?пс<х отображения деЯстпительноети. Ко принципа рсалистическсго отображения «яра нередко усваивается к items? '¿у»тся аудожчикэмп неполно» поверхностно и з ii^jpcwwmcS етгпаю органично. Яроиллазтриоуем ото утверегдэ-Hiie иг. прикерв '"Кто виноват?" (Каиерунское Т6) и "Ji»{tJ5!u2 сещ^т^ул/' <ТВ Заира), сосвящениык нр&вствекхни проз-
к сдс.~П5Л!,чл ;гх современной материале. Например, декорами г техзедектаод» "Кто виноват?" всего дггкь поверхностная гсппк^йх д«сте:ж?зк>-'! •казг.мк'СЙ ероди; предлоги условно обозначен? обяза?детали жилого пространства» но информация, ¡•:ото$у» несут» оказывается оряближаккоВ к нулю, В гя:зу-пльмой» а^глъо?. и куноюй атмосфере постоянно пувстцувтел иеогринялянаеть: двери слитом грохко скрипят, а когда г frits пог.йяякгся лодн, возникает озэденяо, что озв» пояпяяотся но с a sa рпдем с?о»т;еП кулнеи. Рассматривая afy тсоблсуу, даееврт&и? уделяет бояьиов ошатание твь'рпсстку ведутззго режиссера, одного из самых та-лаятлйкяг в г/еелтй&айе дсятаяоЧ кино Тропической ЛФршш - Сгм-бена
Кинематограф Сембена Усмана прошел через все зтайн развития кино Тропической Африки, Творчество Сембена отразило два тенденции, характерные дая отого кинематографа. Первая из них выранает отклик на яивотр&пещущие проблемы общества, на актуальность тем и едой. Вторая выражает поиск самабнтннх форы воплощения.
' Говоря об особенностях фильме г- Сембена, мокно привести слова другого imoaepa киио Африки Палена Вкйера: "Африканские
ta
"кинематографисты, но имея никакой ющотеариц, делопт эксперименты, выражая африканскую действительность через изобращение этой действительности. Африканские фильмы гораздо болсо медлительные, чем аападные, и гораздо более многословны. Но они подчиняются условий« жизни Африки, где жесты, церемонии, ритуалы общения являются иаживж событиями. Например, привет-стеке может во времени совпадать с действием целого фильма. Но кино есть искусство. И, можно сказать, что африканское кино ужа не щотшо^й африканской акспресоии"? Соглашаясь с этим высказывашем, диссертант ошечает, что фильмы Сембена, несмотря на большое количество- интересных худоаественкжс деталей, ктутая аатднутши. В них неполностью отражены то динамика и разнообразно компонентов, которые присущи театрализованным йредоЕавленшш в традиционной культура Тропической Африки.
Глава И.
"РОЛЬ ТРЩЦИОШИХ ШЬТУИШХ ЦЕННОСТЕЙ В ^ОШГЛНИИ АКТЕРА
Если взять за основу африканской психологии ярко зыракен-пув интуитивность. эмоциональность, непосредственность чувства, всяк учесть, какую роль п жизни африканца занимают танец, ку-
I. P.evuft du cinema nfricain, иаге.'ХЧВТ. р.22
зыка, песня 5 ритуально-театрализованное представлен?:©, ■»уогшо ожидать, что африканцы щедро одарены дарок актерской профес-ми. Но экранные онтерские работы очень часто заставляют в сомневаться. Диссертант пидат несколько пртжн '¿того. Во-лерйяс, отсутствие хорошей профессиональной школы подго-»ояет я еостзяаш автора; зо~в?вркх, з&пвктика принципов рездисткчеекэто а н гэредэдяочвоя культуры, чте по мно-
яяя сй^о: яряводат к тгуртяетия&б&шу подражании ¡КЙЗНЙ, к шззрхиесяяой кшкггщяя...
Для азупеяи« еиеэдш содготогки актеров о Аыерике диг-йергант побзвал и йью-Яоркегсои улирерсктстз. Веля сравнить р*5отм ажфаваивхих студекзч?» о ортшеишя, то отие^аезь у подвал бвлие сояерггаийу» ^лзячйскуг- иодготоаку, яупяов еда-д^тиа п?яясм »? •гззщаан, Однако, даерккряская школа вроигрц» жх «гавте«сг.Й ;> етреяяен»® к глубокому осмыслеикэ кизмешна: В с\}ь-:-га"ЛХ етудгэдтда «ручается болоз глубоки:! с9ргялы<чЯ, пее.ылсА у.чеог-лй подт«;;'.;Гг з то ар зил кок игра студентов еупр^^с-их квнзшкол к-'ссадуп-'.а бояго на то, что-Сн разаиечь и яозаоаеить зрителя-
Вкводи дчссер-шг-г но носят «О&ГО ^е&ртгт-гз'-егжго характера. В терние 10 лет ом работая со многт сгйкгежас' я а**-рубегмем актера?«, снимаясь » тойяс голе- й "История одной кисни*, "Груяенмки кв]»*, "Я тебя тч&еяф*« иичоягуривлв "Фитадь" # 32Ь, "Игра в детектив "Лсстпч'и!**« 'Таигсгэрн п сЕ^ане".
ГгГ-^лодарашз лкгорского касторстпа й базируется,
п о-ио««*,' е<* системе Стагак*;,йвсхоге» ил «вате европейского тг.трч. 0|»ДйТ»лзя.вгел, «яч» отт факт нельзя оц*-
м«ть только (Ьюм ьародиого театра имели
целостную, обдадажцую глубокими корняш к традициями» систему воспитания актеров. Эта система осущеотвзмла дртошее, нравственное и профессиональное акт^ское развитие в традициях народного театра. Диссертант считает, необкодаши к® только бодрз глубоко изучить этот опыт, но и внедрить его в Есевз}-тшше и обучение африканских шетероя» депозита его ашаттой Станиславского и традициями мирового теелта и кино*
Обратимся, напрккер, к традициям воинов и юйеиотрйм» " шш элементы этой системы могут быть усвоеив ш иояольэоэанв два практического поспкгашш и обучения африканских актеров. ¡Сак ужо говорилось, водун - оурщтткжштш, отшм. одиоцу «з божеств африканского вантеоиа. Но наошсяысу служение облекается в форцу спекгания, предстаадапщ» ао~ сд'ояьку эта сторона деятельности водуна. ши яредеташшзг-егг яи» торзсной.
■ Поступить на обучение в вода-! коже? дзде&о не каздый. Сяу-даеели водуна отбирают ладей, обладай^« вааояой дрлваоетью, нравстаашюй частотой и 0£федеввиш,ш вгеграсензоркайи способ-костдак, сбоотрешой Ещуицнвй, гдактювваой скгой. Не всегда чсасвйй способен осознать в себе впг сяоесйкости,. Бы-а&зт„ что чш-ш водука сакд открывай? в толпа такого человека. Длд того, чтобы привлечь его а водун, нередко используется ' тонкая лгра и обаят-шшшеХ'Ь "водаесс". Дпя этой целя одна на них выражает знаки вявблекиостк ксшедсцу человеку. Уга этот факт говорит о способности членов ведуна к актерской игре. "Водунесса" проводит еврю паряпо тонко и безошибочно, и результат всегда бывает такой, что выбранный молодой человек станоьнтся учеников, а затеи .и членом водуна.
- ia -
Учсжлк'л водуна обучаются. полгода,. причем с такой степенью интенсивности,, которую нельзя.достичь ни в одном та театраль-в.;к я кшв?тогра&йческнх вузов. Студент ВПЖа или лябого другого вуза имеет -много возможностей," чтобы рассеять свое вки-коние на многие соблазны окружающей жиаии. Ott проводит несколько часов в институте, который он мояст посещать более или менее аккуратно, в зависимости от личной старательности и ответственности, затем монет тратить оставшееся время, кая захочет, .Утеши: водуна все эти полгода целиком сосредоточен на зонятши:. Груша учеников живет изолированно среди природы. Они должны научиться сяшать и воспринимать голоса природы, понять .душу птиц, зверей, растений, научиться, обиться, с Это, общенио с._природой сбогаяает..ибло»ека, расширяет его рмо-. или, чувствитеяьность.
Kjy.oga3igH;g?,.. з современных,. вузах. аавятая проходят в ка-йШШЖ> я студент но монет научиться тоьчу богатству общения с природой, которое постигает ученик водуна. По гшению диссертанта, этот большой недостаток значительно ограничивает психофизические возможности актора. Где как на у прнроды человеку черяать ыироту и полноту емоций и ощущений!?!
Уч&кик водуна учится слипаться с природой, черпает у нов . ШГМЧ8С1Ш0 силы, изучает свойства различных траз. Он и покоряется природе, и ywesT' воздействовать на нео. Есть очевидцы, которые били свидетелями того, как воздействием водуна дерезе за несколько секунд теряло листву. Можо задаться вопросом: нуяна ли такая власть над природой, которая приносит разрушение? Но, вс-перпнх, водун совершает нэ только губительнее действия, но и целебные, в зависимости от целей, гг о торю перед
- 14 -
кш стоят» Во-вторьк, разве современная наука иногда на в больших дасатабах приносит разрушения? Речь вдзт о резервная возможностях человека в его общении с Космосом и природой, о границах контакта с окружающий миром. Б личности актера нам очтъ сачен его духовный потенциал, его способность обогатить своей духовностью общество.
Особенно вто ваяно сейиед, когда бездуховное.?'» разъедает общество, к инстинкты агрессш',, насиди** жестокости, эгоизма, потребительства проявяяэтея очень сильно, Духовная ищь актера, его способность энергично влиять на уш я сердца яв-двй» становится качество» необходимы».' 7> для этой й*?хй ошэт? годуна кокет сыграть эначвтеяьчу» роаъ.
Вступив э водун, молодой человек всей сбоим существом отдается учению, все иные эз5зиенккс интересы на сто врезая отвергаются, Духонине и нравстшуаде корни такого ейлствсрйб--ния и подвижничества толе ааслухива»т изучения. Черс? полгода многочздовкх жэдаевкнх постоянных занятий г»а. суанэвктся поляо-дравида членса водуна, Трудно представить, чтоб« студент актерской мастерской ЕГИКе за полгода достиг значительных профессиональных успехов. Такое возможно -только той ьасокой степени сшояогящетоств и изоляции от всего меиатего, от всех инородных воздействий, которые предусмотрены сисгегой обучения б водуне» Диссертант убежден, что здесь действует магико-ыиотическап передача сакральных знпнчй, передающихся от учителя к ученику не татько через сознание или путем специальных тренировок, но и телепатически, гипнотически , т.е. путем развития в ученике его интуитигиих сил, потечпиальнкх возможностей психики, который, как правило, почти но ягпольяугтея человеком
в СбЩОСТйЭННОЯ йй311и.
- 15 -
Меже? возникнуть вопрос, какое- отношение к лктерскоцу обучен;;» и взаимодействиям режиссера и актера имеат такие свойства взаимоотношений человека с окружающим г.щром» кглг телепатия и гипноз.
Глава IV.
■"ШКОЛА ИСКУССТВА ЗГЕАШС/ГРАФИИ •
В период учебы во БГИКе диссертант искал художественный гсзше, художественные форш для выражения эстетико-фчлессфсюк взглядов на.вечные вопросы з..лзни и смсртп, ролкгки, культура, истории, этнографии, экологии и т.д.
Один из первых вопросов, давших толчок к формированию эстетических принципов и средств выразительности искусства эгбакокуграфии, стал вопрос о символике черного и белого цве-га. Какова была цель мыслителей, размышляя автор, которые прислали и культивировали последовательно едек) о,, том, что ад, цьпвол, символ проклятия, небытия - есть- черный цвет. Пожалуй, в этом есть недостаток мудрости по отношению к цветам, гармонии природы, Вселенной, красоте.
Неразрывность и гармония дня и'ночи, тьмы и света вырастают неразрывность и гармонию белого к черного цветов. Об это« диссертант сказал в следущих поэтических строках: Мать цветов
Стала под цветом.
И все цпота .
Утратили свой цвет.
Это есть Музей Человека.
Черное - траур Белого,
белое - саван Черного 4
И на земле,
И под землей.
Эететкко-фиософский выбор бил сделан: работать п черном и белом цвете,поскольку ато - цвета ьшфологического языка.
Диссертант сознательно искал такую форму, где были бы объединены различные виды искусства. Б ковре-фильме сочетается искуеегво ковроткачества (традиции ковра-аппликации очень распространены в Бенине), кинематограф, графика, ¿.•узьаса.
Автор вйбрвл форму актиапшшиацим, которая заключается в том, что на черной фоне р&здояяхчотся белке аиаки, и, такт.1 образом, создается впечатление-. что но черного раздастся бели
Сейчас уже не шешвют сомнения тот факт, что при ангя-шшюсшгш происходит трансформация цвета в сьйт. . Благодаря транфор;«щки 'уета в свет по шым саконам, че» эте было при' обычной шпдохацци, строится динамика зрительского «осяриятш. По наблюдениям диссертанта, о та динамика строится ни сиене четырех фас психологического состмвзд с<р.;;г»утя. Шш;:;;; фаз» -растерянное««, вторая - напряжение, «рсаъя - средоточие, четвертак - успокоенность, рояаксация.
ч Дкассртап? не сразу пр.ияял к идее о цеебходнмости гого, чтой* кобрн, соедипвкнно в один руло», прокручивались чероп специальное ышишческое устройство, Б таком вид* <ш юсцри-пшюте» не та суииь зтдолькчх ьзоброксни?!, а как гема, икс; обраа, зволйционпрз'одио во ъреж-нн н составлявшие закоиод;:кэ< и цельное содздовоо единство»
ОПТ-]
многоанам»??тп ц иютичнос«, яридцих ,<тдд обцкри,- жада» дяят.. пепаать в штвяный мкр яриуоин, (Иоеаа поаепяга? яояида» яоотещ зритель„.суднорится активную, соавтор, Нузкка,сопр:-воздаедап сеанс вгбад;окугч>афш;: яегУшпет спссобность ;; ду.поп полету, -
- 17 -
В ковре нужен математический расчет соотношения черного и белого, которое определяет настроение одного ковра и переход от одного ковра к другому. Это же соотнесение определяет, какое количество света будет з повествовании и сумеем ли ш удержать • зрителя в состоянии полета.
Необходимость глубокого знания миров и древних архетипов нашего мышления закономерно ставит вопрос о создании специальной школы эгбакокуграфии. В понимании диссертанта такая "школа" эгбакокуграфии, которая нухна для плодотворного развития этого вида искусства, исключает всякие догмы и демократическая по 'сути. Школа должна готовить следующих специалистов: эгбакокумкфолог. огбакс-аудраматург, огбакокухудоаник. огбакокуретассер, эгиакоху-комшзктор, агбакокумвханик. эгбааокупродюссерг. эгбакокукритик« згбакокупсихолог. Учитывая специфику эгбакокуграфии необходимо рассмотреть вопрос о возможности применения системы съемочной группн или же авторского создания ковра-фильма.
Згбакокуграфия - это искусство мифотворчества для развития интеллекта, таланта и.духовности через подсознание. Это мифологический ковьр-фильм. Для одних эгбаяокузриталой - это открытие своего рода кинематографа до Платоновского времени. Для других - это кино времен фараонов.
При желании освободиться от технократической цивилизации, автор рекомендует эгбакокуграфтз ученым, исследователям, студентам при изучении следующих сфер: психология, психоанализ, философия, педагогика, этика, эстетика, история культуры, оптика, религия, астрология, экология. энциФалогвоДшт, информатика.
I
социология, программированиа.' маркетинг, драматургия, кино, театр, критика, монументальная живопись, графика, поэзия, музыка, семиотика...
Назрело время сравнить эстетические принципы хинеиатогра-фа и эгбакокуграфки, сходства и различия в них. Прежде всего зададим себе вопрос, какие эстетический результаты даэт эгба-кокуграфии кинематографический принцип экранного показа и двиаения? Смысл отдельного ковра вполне понятен, когда зритель "читает" ого на стена в выставочном зало иди холле. В этой случае зритель может стоять сколько угодно у ковра, переходить от одного ковра к другому. Предположим, что те же десять ковров не прокручиваются чррзз барабан, а висят в вале.
Получит ли зритель при зтои ту же смысловую и образную информацию? Конечно же, да. Каждый ковер предстает как законченный кинокадр с внутриярэстр&мственньы монтажом, своей драматургией, содержащей определенную идеограмму, сиысол, закодированный смысл - он закончен по мысли, по содержащемуся здесь образу. Он самодостаточен, как отдельная единица.
Но ыы говорили еже у той бесконечности символов и ыифс-логических структур: где каждая единица тянет за собой ряд <*хо; ных ассоциативна* смусдов и образов, стропится выявить себя в контексте прошлого и порождает новые коитексты. Эта способность мифологемы и символа к бесконечному продолжению кик бы сама подсказывает движение и смену оОразов, сутцествопание их в определенном ряду. Это - процесс мифотворчества. И придание образам, запечатленным на коврах двоения - это по су^е-стгу ссгь еитипияоцйя «нетворческого процрсси, как со стороны создателя мифологического текста, ток и со сторояы сотьор-ца-зрителя. В последней случае это «ьжот никогда не побудить зрителя «с создании симеэликс-мифологичоских обршос п законченной форме искусства, но мифотворчество, как г.нутреиний актг
уже само по себе раскрывает в человеке большие потенции творческой созидательной энергии, что в конечном счете, порождает разике ьиды созидательной энергии, способной на полони-тельныз преобразования действительности.
В чем преянугцестзо эгбакокуграфии над кинематографом? Во-первых, эгбакокуграфия несет тепло-гу рук&творности, что утратило любое из аудиовизуальных средств. основанных на технике. Здесь приоутетвует тепло человеческой руки. Выя период, когда диссертант колебался по поводу того, что когда эгба-кокуграфил снозкет найти себе распространение, не следует ли подумать о тиравдгровании и фабричной технике исполнения ковров по готовым эскизам. Это бы намного облегчило создание отдельного ковра и ковра-фильма в целом, так как изготовление' ковра производится вручную и существует он з одном авторском экземпляре.
Кроме того, здесь применяется примитивная техника,, имеющая определённые неудобства и трудности: вес коврового руло-■ на и барабана тяжел (около 350 кг), барабан, через который пропускается ковер, вращается вручную. Но если упростить технику создания ■• я. показа эгбакокуграфии, например, путем фаб-ригмогоiтиражирования ковра или автоматического устройства
вращающего барабана, то у^дет рукотворность, теплота человек
i
ческой руки и ду;, что значительно обеднило бы возможности згбакокуграфии. Не приходим ли гад к виводу, что эгбакокугра-фист гораздо более похож на традиционного гриота и передает его функции гораздо органичнее, чек когда кинематографисты или театральные ратассерн виючагат образ гриота в деГшавиз,
Как мы пониин гриот кедет свое позеотпопаниа только с наступлением нпчи. Темнота ночи здесь необходимая атмос.фврч
и среда для того, чтобы мифологические и сказочные образы оказывали- наиболее сильнее воздействие на зрителя. В згбакокугрей функции ночи передает чешый ¿он экрана и темнота|зрительного зала. Создатель, рассказчик мифологических образов, подобно гриоту, находятся -рядом со зрителем: зрители зидят его, оп^ущам это яивое присутствие, сшпат его голос. Если бы вместо него ручку барабана крутил какой-нибудь посторонний человек, технический работник, равнодушии к тому, что повествуют ковгы, что то, какой-либо живой элемент задал бы из показа.
Эгбакокуграфист - тот же гриот, только использующий пру; этом язык пластических образов и элементы экранного движения♦ Кинематограф.,- откованный на современных технических средствах, не сможет донести дух шього человеческого присутствия.
' Еще преимущество эгбакокугрвфки заключается в качестве, о которой уже говорилось, гарксниэирущсу « релаксируадем аудитории, Вше уже говорилось о тех элементах эгб&кокуграфии, которые способствуют особому состоянию человеческой дуаа; находиться в состоянии "полета"* и приводить зрителя в состояние успокоенности, гармонии с внешним миром. Ккирматограф налет использовать и адаптировать некоторые из элементов, ведущих к такому психологическому воздействий, но никогда не сыокрт достигнуть такого рффекта. как это происходит яри показе ковра-фильма,
Во-пермд. кино, по всяком случае при современной технике, можот существовать только и условиях белого экрана.
Во-вторых, тот темп движения, который суцествурт в •»гбако-куг рафик, способствует погружению зрителя ео внутренний пир, от страненив ст повседневных ритмов. Оно близко к состояния медитации. В кино даде при условии медленных ионтпжнмх ритмеи и
движения действительности не сможет добэдься такого очищен-ксго плавкого движения, передавшего чувство и радость космического слияния.
В-третьих, даже учншвая богатое пластипесхие возможности шгае^атографа; етю.возможности знаковой передачи образа я смысла». его воэмокности в азрад&че югастичеекой вдеограмш -ограничены. Такой реконбтруктавш-аяастичбсийй тф форм, линейных ритмов, вэакмодвЧствид отдельной линий к объемов может только появиться цри графическом восприятии и невозможен при не-иосредстзегагай фиксации реальности.
Надо закетгггь, что той универсальности линейного рисунка, ритма пикейного к аряктектоишшского, а такие ассоциативного богатства сбьсшв и линий, кояорнэ существуют в традиционной африканской яшявтй, вред ля будет возможнш достигнуть при натурном изображении. Эгбакакуграфка,по мнений диссертанта. отталкивающаяся от шгастико-шфлогической идеограммы имеет больше воакошостей в передаче ¡щей и представлений о мировой совокупности космической целостности, универсальна* категорий бЫТЙЯ.
Диссертант не противопоставляет згбажокуграфию кинематографу. Напротив, диссертант считает, что ксв'ер-фяяьМ родился
из етгематографа и может на новом качественном уровне Оказать обратное воздействие на кинематограф. Специфика драматургии эгбЩщгрМт,. возмошости. жутздкадрового монт/таа» ..дгаамика йтатщтк^еокю; злекшат_к.-йВ.ет.ОгСв8товая. дштща .со черного и. белого. ьт1вол}иеак&я,жогозна^ость,,.образов.,_жо^ иолатм к особо«/ тот' худошетвейнд^щаатипеского мд<леии.1_-;шеат возможности обогатить кинематографические принцины, оказать на них плодотворное влияние,
В создании эрЗйкмДОфафйй диссертант етрсмкася к слиянию традиционного к соЕроксннсго, африканского к общсчелопеиеско- , го. Если сравнивать принципы зд^акокугрфш с теш- принципами, о когорт: говорилось в разделе, иосвящвишм традэдкашюй цуяьгуро Н искусству* здесь M03LU0 ШЙЖГЬ иного общего, ЙГбШ'ЛЯуГрчфйЯ ка носом современной уровне разаивае-т воамокнооти прямого коапзпг со зрнтеяем и активного вовлечения зрительского восприятия. Это^ му епосоебтвувт вас вжшкты эстейгчеокого зреяща, иашшаа от элементов изображения, одвяшсиа: в форме недека к црохюоддоодцх к активной раефифровке, раэгодке емюяь и кончая тезяшкой показа.
ЭгЙаяокугрвфик развивает многое особенности традиционного syyiaecfBowioro шшеиши ерр тзднпюоа костчности« кялстя-
эиачности. Этого пока ко далось еделать совршшшецу аинеиато» графиоту Тропически!! Африка к нъзю надеяться, что огооковурра-* фия окажет цодояктсяыгое влияний на лтъщщяо раз-
рыва в сегодняшней африканской культуре мтду тдодедош и ео»-> рекзшоетьй*
Несмотря на то, что эг&тяокугдаЗяц! тесно связана с ураддго»
нереальна по своему характеру.
Законы простоты я крассту,- которда етрвккяея исд'жнаться диссертент, в процесса творческой р&Соти и эксаерикеитировшшя, чал показшает арантика: действительно окаанвазись поияткынн людям различных национальностей, вограста, рвлигви. Примечательно, что йррвг$ posas сопроводгтлсп цуэики!! грочэекогс композитора Еангелнса, Цгнка ¡^цн'рдпоа,, яр, мнтир «ногиу, эрителой и
- 23 -
самого диссертанта, чрезвычайно оугти^лю "легла" на образы sospos, кмекиисе четко выраженную связь с традициями африканской дул ьа;?ры.' Разреза гультур от этого наложения но возникло: универсальность музыки Вангелиса оказалась сродни универсальности- образов ковров. ■
ЗАШНЕНИВ
Згбакокутрафия - ноеьтЙ аудио визуальный вид искусства мифотворчества* Она может принести пользу з освобождений человека от губительного влияния технократической цивилизации. Автор планирует проведение показа и творческого' семинара, при еоде'Зст-* ейя BHECKQ и всех заинтересованных научных организаций в университетах Сорбоны, Парижа (Франция), Ленинграда (СССР), Рио-де-Жанейро (Бразилия), Дшласка (Сирия), йбадана (Нигерия), Йогш«я . (Китай), Бомбея (Индия), Сиднея (Австралия), Александрии (Египет) у Токио (Япония), Мехико (Мексика), Вашингтона (штат Колумбия, ши.
шдшшше исследования отражено в сивдувдк
ПШИКАЩЯХ: ,
1. Журнал "Эгбакоку" - исследовательско-шфорыациошюе издание об истории и культуре королевства йдачи в городе Даоса (Бенин), 1975. Основатель аурнала Р.Ассонгба»
2. Интервью аспиранта агенству "фран-пресс" от 27,05.88 г. "
3. Интервью аспиранта ТВ СССР (передача я120 минут") 29 мая 1988 года.
4. Интервью аспиранта газете "Труд" от 4 июня 1988 г., зтр.З.
5. Интервью аспиранта ТВ Армении и газете "йоммутшст" VCCP от 5.01.89 г.
6. Интервью аспиранта газете "Вечерняя Москва" от 8.04.89 г., отрЛ,
7. Интсрвьа аспиранта, газете "Советская тсультура" от 13 апреля 1989 г., стр.3.
8. Интервью аспиранта ТВ СССР, передача "Взгляд" от 14.04.89 I'.
9. Встреча с послами африканское государств, аккредитованных в СССР, 21*12.89 г. в африканском культурном центре
г> Москве. (Сообщение об открытии искусства эгбако.куграфии).
1С. Интервью аспиранта кур!илу "¡{алейдоокоЕ" ХУ1 Международного Московского кинофестиваля в 1989 г., В 3, стр.З, 5г XI-, стр.? (Вручение приза "довйр жизни" китайское фильму за йшософскоо осмиошше жизни средствами кпнонскуесте.)
11. Интервью ЦТ в программе "Кииопанорм*»" 25 ьиш 1990 г.
12. Интервью газете "Слава Севастополя" от 28.С?»50 г,, стр»4.,
13. Интервью еяекеделышку "Смдай-Не?;^;" (г.НнЙроСи, Кения) от 30.09.90 г., 'ст-рДЗ.
14. Оглттщт аспирантом научной коифсрсида по теио "Зкбшюкуграфия и философия", врокедшей 28,П.20 г. в актовом зале ВГШа» (Презентация мифологического ковра-фильма "Музей челове-т*, Продолжительность сеанса I чао).
15. Публикация в газете "Московский комсомолец" о презентации ьгбаг.опуграфии от 9.01,91 г., стр.2.
16» Проведение научной конференция асг>лра»пом и Центральной Доме гурийлистов СССР. (Тша; "Згбшсокуграфи* и пресса") от 76.03.91 г.
Зап. 150-100 ВГИК