автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Традиционная народно-инструментальная музыка Беларуси
Текст диссертации на тему "Традиционная народно-инструментальная музыка Беларуси"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ_
/ ¿0 ¿г На правах рукописи
НАЗИНА Инна Дмитриевна
ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА БЕЛАРУСИ
Специальность 17.00.02 - Музыкальное искусство
Научный доклад
на соискание учёной степени доктора искусствоведения
у/лдл. ученую с.ег
..Москва -1998
тш1
Щ]
Научный доклад выполнен на кафедре белорусской музыки Белорусской государственной Академии музыки
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор Г.Л Головинский доктор искусствоведения, профессор В.М. Щуров доктор искусствоведения, профессор Н.И. Бояркин
Ведущая организация - Институт искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси
Защита диссертации состоится « фК^&сИю 1998 года в -•/У часов на заседании диссертационного совета по защите докторских диссертаций Д 092 10 03 при Государственном институте искусствознания (103009, Москва, Козицкий пер., 5).
С представленными работами и научным докладом можно ознакомиться. в Научной библиотеке Государственного института искусствознания
Научнь^^окла^ разослан «Зу! » г.
госу^ствеЙдя библиотека-
//941-99
Ученый секретарь (УжМ^а^
диссертационного совета, /
кандидат искусствоведения С.Г. ЗВЕРЕВА
СОДЕРЖАНИЕ
Характеристика публикаций автора, послуживших основанием
для обобщений и выводов научного доклада.../.............:..........................4
Традиционная народно-инструментальная музыка
Беларуси как объект исследования............................................................................................8
Классификация белорусской фолькпорно-инструментальной
музыки...............................................................................................15
Комплексный анализ выделенных классов наигрышей:
1. Сигнальные наигрыши......................................................................17
2. Звукоподражательные наигрыши............................................27
3. Песенные наигрыши..................................................................................................................34
4. Танцевальные и маршевые наигрыши......................................44
Заключение...............................................................................................53
Перечень научных публикаций автора.................................................56
ХАРАКТЕРИСТИКА ПУБЛИКАЦИЙ АВТОРА
В научном докладе обобщаются результаты этноорганологических, этноорганофонических и историографических изысканий автора в области традиционной народной музыкально-инструментальной культуры Беларуси, нашедшие отражение в публикациях 1979 - 1997 гг. Эти публикации можно условно разделить на три внутренне взаимосвязанные группы. Первая охватывает три монографии - «Белорусские народные музыкальные инструменты» (в 2-х вып. Минск, 1979; 1982) и существенно дополнившую их книгу под тем же названием (Минск, 1997). В монографиях на основе критического анализа и-сопоставления данных исторических памятников XI - XIX вв. (археологических, исторических, литературных - древнерусских и старобелорусских, рукописных и печатных, иконографических, фольклорно-этнографических, этноинструмен-товедческих), с одной стороны, и материалов, лично собранных в специализированных полевых экспедициях 1972 - 1997 гг. во всех этнографических регионах Беларуси, с другой, впервые был установлен состав белорусских народных музыкальных инструментов и осуществлена их классификация в соответствии с систематикой Хорнбостеля - Закса. Комплексное описание многочисленных звуковых орудий включило широкий круг вопросов: народную терминологию в ее географическом и содержательном разнообразии; инвариантные и вариантные свойства конструкции инструментов; разные способы их изготовления в зависимости от используемых природных материалов; характеристику строя, звукорядов, персонифицированных «голосов» (по народному определению), выразительных и технико-исполнительских возможностей инструментов как в их общераспространенной, так и локальной трактовке; особенности общественного и исполнительского функционирования; образно-стилевое содержание сольных и ансамблевых наигрышей в обусловленности их жанровой природой, спецификой местной музыкальной традиции, типом творчески-исполнительского мышления и степенью
индивидуального мастерства музыканта; историческое бытие музыкальных инструментов на этнически белорусской территории. Многоаспектное исследование музыкальных инструментов осуществлялось, как правило, одновременно с фиксацией воспроизводимых на них наигрышей, а также устоявшихся представлений и взглядов носителей фольклорно-инструментальной традиции на ее разные проявления, В результате удалось выявить определенную систему воззрений белорусов на инструментализм, которые и были впервые освещены в статьях «Белорусские народные музыкальные инструменты в свете антропоморфизма» (Минск, 1997), «О понятии «голос» в традиционной народно-инструментальной культуре белорусов» (М„ 1995).
Естественным продолжением нашей разнонаправленной исследовательской работы (собирательской, нотационной, аналитической) явилась публикация двух томов - «Белорусская народная инструментальная музыка» (Минск, 1989) и «Женитьба Терешки» (Минск, 1992), вышедших в академической серии «Белорусское народное творчество». Впервые белорусская традиционная фольклорно-инструментальная музыка была представлена столь крупным собранием сольных и ансамблевых (вокально-инструментальных и собственно инструментальных) наигрышей, зафиксированных нами с помощью технических средств (около четырехсот образцов) и нотированных с учетом современных научных требований (аналитическая нотация Е.В.Гиппиуса). Во вступительной статье к тому «Белорусская народная инструментальная музыка» был предпринят опыт выявления ее жанрового состава, классификации материала по совокупности устойчивых собственно музыкальных и внемузыкальных критериев - историко-генетического, этнографического, функционального, органологического, музыкально-стилевого, дана характеристика образного содержания, типичных форм исполнительского воплощения, особенностей структурирования инструментальных композиций, музыкально-стилевой специфики, внутренних и внешних
связей каждого класса наигрышей как друг с другом, так и с иными видами народного творчества. Исследование содержит научный Комментарий, Географический указатель и Список народных исполнителей-инструменталистов.
В томе «Женитьба Терешки», значительную часть материалов которого составили экспедиционно собранные и обработанные нами этнографические материалы, песенные и инструментальные фонозаписи, впервые были специально изучены особенности функционирования музыкально-инструментального компонента в целостном колядно-игро-вом обрядовом комплексе, вскрыты генетическая природа и последовательная жанровая трансформация наигрышей, обусловленная драматургией обряда и постоянным взаимодействием с «терешкой» - припеа-кой-песней-танцем, комбинаторный принцип формообразования при использовании небольшого числа типовых мелодических фраз, разнообразие видов вокально-инструментальной фактуры, обусловленное включением в ансамбль разных по своим технико-выразительным возможностям музыкальных инструментов.
Третья группа публикаций представлена главой «Становление и развитие белорусского этноинструментоведения как специальной научной дисциплины» из коллективного труда «Белорусская этномузыколо-гия: Очерки истории (XIX - XX вв.)» (Минск. 1997). В ней впервые прослеживаются пути и важнейшие этапы становления этноинструментоведения в Беларуси - от первоначального формирования в рамках лексикографии, этнографии, фольклористики и краеведения до выделения в самостоятельную область народоведения, а также определяются основные направления развития, методы исследования и достижения научной мысли.
Следует отметить, что белорусская фольклорно-инструментальная традиция изначально рассматривалась нами, как особого рода целостность, компоненты которой - музыкальный инструмент, музыкант и ин-
струментальная музыка - функционируют только в постоянной взаимосвязи и взаимообусловленности. Вследствие этого выделение одного из них в качестве главного объекта исследования позволяет установить подлинное значение и роль других в его формировании и развитии.
Как новый материал, который впервые был введен автором в научный обиход, так и предложенные принципы комплексного исследования музыкально-инструментального фольклора широко использованы в научно-исследовательских изысканиях, в концертно-исполнительской (музыкально-этнографические концерты народных музыкантов-инструменталистов в Москве и Минске; грампластинки с научным комментарием, из которых изданная по линии ЮНЕСКО «Музыкальный фольклор Белорусского Полесья» отмечена Гран-при Французской музыкальной академии), педагогической практике музыкальных школ, училищ и высших учебных заведений республики (курсы лекций «Белорусская музыкальная народно-инструментальная культура» в Белорусской государственной академии музыки и в Белорусском государственном университете культуры) и в музейной работе (организация Первой республиканской выставки музыкальных инструментов в Национальном музее истории и культуры Беларуси, создание постоянной экспозиции народных музыкальных инструментов в Музее древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора Национальной академии наук Беларуси).
Опубликованные исследовательские работы и практическая деятельность автора получили положительные отзывы и рецензии в республиканской печати. Результаты исследований в форме докладов были апробированы в научных симпозиумах и конференциях, в том числе международных: в Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Литве, Эстонии, Польше, Чехословакии, Венгрии, Шотландии. Свыше 200 статей опубликовано в 12-томной Белорусской советской энциклопедии, Белорусской энциклопедии литературы и искусства, продолжающемся
издании 18-томной Белорусской универсальной энциклопедии и в «New Grove's dictionary of music and musicians» (T.2. 1984).
ТРАДИЦИОННАЯ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Традиционная инструментальная музыка белорусов представляет собой масштабно развернутую и весьма неоднородную по истокам и составу область народного творчества, в которой удивительным образом сочетаются явления древние, порой реликтовые и возникшие сравнительно недавно. Ее активное функционирование на всем этногео-графическом пространстве Беларуси вплоть до 1980-х годов объясняется особыми условиями жизни крестьянской общины, которая на протяжении XVIII - XIX веков, в отличие от жителей городов, была в значительной степени «закрыта» для новаций, а также «выключена» из системы господствующих инонациональных культур. Это способствовало устойчивому бытованию исторически древних форм хозяйственно-бытового уклада, промыслов и ремесел, обычаев и обрядов, многих видов народного художественного творчества, взглядов и представлений, т.е. всего комплекса традиционной материальной и духовной культуры этноса. Начавшееся еще в первой половине XIX в. изучение ее многочисленных проявлений, особенно усилившееся в связи с формированием и становлением двух народоведческих дисциплин -фольклористики и этнографии, затронуло, естественно, и инструментальную музыку вкупе с другими составляющими фольклорно-инстру-ментальной традиции - музыкальным инструментарием и общественно-культурной деятельностью музыканта-исполнителя.
В истории собирания белорусской народной инструментальной музыки четко выделяются два качественно разных периода, особенности которых определяются слуховым и техническим способом ее фиксации. Наиболее ранние слуховые записи скрипичных наигрышей с этногра-
КСД-СИИ С КАЯ ГОСУДАРСТВА; АЯ &ИЫШО i БКЛ 9
фическим комментарием к ним были осуществлены в середине XIX в. белорусско-польским композитором, концертирующим исполнителем и музыкальным писателем М.Ельским1. Во второй половине XIX в. в печати появляются немногочисленные образцы свадебной инструментально-песенной, маршевой и танцевальной музыки, зафиксированные в разных регионах Беларуси «отцом польской этнографии» О.Коль-бергом2. В конце XIX в. известный польский фольклорист-этнограф М.Федеровский публикует в своем фундаментальном собрании «Народ белорусский» танцевальные мелодии западного региона Беларуси, собранные Я.Карловичем и Я.Трачиком3 В начале XX в. в свет выходят записи танцевальной музыки, сделанные в северном и восточном регионах белорусским фольклористом-композитором Н.Чуркиным4.
Использование в этномузыковедческой практике конца XIX - начала XX в. звукозаписывающей аппаратуры открыло перед исследователями ранее невиданные возможности фиксации, нотации и анализа песенного и инструментального фольклора. Свидетельство тому - фонографические коллекции белорусской инструментальной музыки, собранные в 1930-е годы на Полесье выдающимися учеными-славистами Ф.Колессой и К.Мошинским5, а также совместной экспедицией Фонограмархива АН СССР (З.В.Эвальд, Е.В.Гиппиус, Ф.А.Рубцов, С.Д.Магид) и АН БССР (М.Я.Гринблат). При публикации наиболее ярких в художественном и типичных в стилевом отношении образцов сольной и ансамблевой инструментальной музыки6 был использован разработанный Гиппиусом
1 Jelski M. Tance ludu gubernji Mihskiej. Статья хранится в Отделе рукописей Национальной библиотеки в Варшаве. № 469, пункт 7.
Kolberg О. Dzieta wszystkie. Bialorus. - Polesie. Warszawa, 1968. S. 300—304, 424—426.
3 Federowski M. Lud biaföruski, - Piesni. Warszawa, 1960.
4 Романов E.P. Белорусский сборник. Вып. 7. Вильна, 1910.
5 Музичний фольклор з Полюся у записах Ф.Колесси та К.Мошинського. Кшв, 1995. С. 179—194.
6 Белорусские народные песни // Песни народов СССР: Музыкально-этнографическая серия / Под ред. Е.В.Гиппиуса. М.—Л., 1941.
метод аналитической нотации, выявлена общность интонационных основ вокального и инструментального творчества одной музыкально-региональной традиции, показана зависимость стилевых особенностей наигрышей от специфики музыкальных инструментов. В помещенной в сборнике статье Е.В.Гиппиус и З.Я.Эвальд отметили, что, к сожалению, «белорусская инструментальная музыка, представляющая огромный научный и художественный интерес, до сих пор совершенно (подчеркнуто мной. - И.Н.) не изучена»1.
Столь успешно начатое изучение традиционного музыкально-инструментального творчества белорусов было прервано второй мировой войной и возобновилось только в 1960-е годы благодаря собирательской и исследовательской деятельности сотрудников Отдела музыкального искусства Института искусствоведения, этнографии и фольклора АН Беларуси. Особого внимания заслуживает программная по своей сути работа И.П.Благовещенского «К истории белорусской народной инструментальной музыки», в которой впервые был очерчен круг основных проблем, связанных с определением состава, предмета и границ содержания новой научной дисциплины, с обобщением характерных черт ее образности и стилистики, с необходимостью использования социально детерминированной классификации; выделены важнейшие аспекты исследования (исторический, теоретический и эстетический) при их обязательной взаимосвязи; затронуты вопросы методологии и методики анализа2.
Таким образом, в работах разных исследователей мало-помалу утвердился взгляд на фольклорно-инструментальную музыку Беларуси, как на особую, специфическую область художественного творчества на-
1 Гиппиус Е.В., Эвальд З.В. Замечания о белорусской народной песне // Белорусские народные песни, с. 121.
2 Благовещенский И.П. Некоторые вопросы музыкального искусства (Педагогика, эстетика, фольклор). Минск, 1965. С.103—143.
рода, которая не только заслуживает, но и требует всестороннего и глубокого историко-культурного и музыковедческого анализа. Однако дальнейшая ее разработка была возможна только после 1/ предварительной основательной проверки состава белорусского народного музыкального инструментария, во многих случаях обусловливающего только определенные образно-стилевые параметры музыки; 21 накопления репрезентативного во всех отношениях музыкально-инструментального материала, его нотирования, классификации и анализа; 3/ тщательного изучения исторически сложившихся взглядов и представлений белорусов о музыкальных инструментах, музыкантах и музыке в качестве обязательного условия для осмысления фольклорно-инструментальной традиции изнутри, с точки зрения ее создателей и носителей.
Источником информации о музыкальном инструментарии белорусов стали материалы как многолетних полевых экспедиций, так и исторические памятники XI—XX вв., включая археологические, собственно исторические, литературные (рукописные и печатные), иконографические, фольклорно-этнографические, музыковедческие, этноорганологи-ческие и этноорганофонические. Использование совокупнос