автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему:
Традиционные и современные этнические социокультурные процессы у ногайцев: состояние проблемы

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Уйсенбаев, Арслан Абдурахманович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.07
Автореферат по истории на тему 'Традиционные и современные этнические социокультурные процессы у ногайцев: состояние проблемы'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционные и современные этнические социокультурные процессы у ногайцев: состояние проблемы"

Московский ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции, ,ен,а Трудового Красного Знамени государственный университет им. М. В.Ломоносова

ч' _ --

.. ........ — л

^ На правах рукописи

' ■ . .. .. v.

УЙСЕНБАЕВ Арслан Абдурахманович

АДНЦИОННЫЕ И СО ВРЕМ ЕННЫЕЭТНИЧЕСКИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ У НОГАЙЦЕВ; СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Специальность: 07г 00. 07 — этнография

АВТОРЕФЕРА Т--, -диссертации на соискание ученой степени кандидата' исторических наук

МОСКВА — 1992

Работа выполнена . на кафедре этнографии исторического ф культета Московского государственного университета й М. В.,Ломоносова. > ,

Научный руководитель — доктор исторических наук, ■ * профессор Г. Е. Марков

Официальные аппоненты — доктор исторических наук, 4 профессор Б. В. Андрианов,

кандидат исторических наук Р. К. Сатлыкова

Ведущая организация.— Карачаевой-Ногайский НИИ

/

Защита состоится «_» ___1992 г. в':_:час.

заседании Специализированного Совета К-053.05.29 по археолог и этнографии в Московском государственном университете име М. В. Ломоносова. ' с

ч

Адрес: г, Москва, Ленинские горы, 1-ый корпус гуманитарн факультетов М.ГУ, Исторический факультет; 5-й этаж, ауд. № 5

С диссертацией можно ознакомиться в. Научной библиотеке : А. М. Горького (Ленинские горы, 1-ый корпус гуманитарных < культетов МГУ). '

, I ' -

Автореферат разослан «___1992 г.

Ученый секретарь Совета, кандидат исторических наук,

доцент Л. Б. Заседателев

\

Общая характеристика работы

МСШЛЫЮСЗЬ ТШЫ: В цели, как познавательной, так и гаагской, неизменно актуальной сохраняется тематика иос'лэдэ-5, посвященная малочисленным народам. Актуальность пэдоб-забог обусловлена современными этническими в социокулыур-процзссами (консолидации, интеграции, аккультурации, ас-1яции и т.п.), происходящими в ногайском обществе, как в I в независимых государствах бывшего СССР.

Изучение малочисленных народов становится'актуальным > е свете всзвозрасгашзго иптзрзса к своей истории и куль-представитзлзй этих этносов и может способствовать лучше-шиманию проблем обострённых межнациональными отношениями.

Тема настоящей? работы охЕагцгазг часть об;ией прэб-традииионно-бытовой культуры ногайцев и основное вниманнэ ¡доточено на возможных путях претворения права ногайцев ¡ской степи-на самоопределение в составе Российской Фэде-

■ Сложность изучения геш состоит в необходимовги комп-[ого подхода. Эта.задача требует интегрирования исслгдова-различных областях знания, обобщения информации, содзржа-■в разноплановых источниках.

ОБЪЕКТ ^СЛЕДОВАНИЯ: ногайцы Ногайской степи, прона-:а на территории Дагестанской,. Чзчено-Ингушско'3 Республик вропольского края. В конца XIX в. ногайский этнос состоял инясульцзв, эдасанцзв и даембойлуковиэв.

ОСНОВНЫЕ ЦЕНИ И ЗАДАЧИ работы автор видит в выяснани причин, приведших: народ, шэгаий начиная с 1391 г. могучее государство - Ногайскую Орду, на грань исчезновения как эх носа. По даенйвз автора, одна из причин, приведшая к такому в чаяьноыу всходу, кроется нз только в недальновидности ногайс правителей изначально расколовшихся на две противоположных-ориентации - про тура аскую и прорукскую, что несомненно осл било могущество государства, но и в том, что царизм, ожзрааа верх над одним из сальных своих противников в присущей eit ко низа юрской манере, сделал всё, чтобы ногайцы на воспряли вно Это к сожалению, продолжалось и с установление« Совет ской власти, когда командно-административная система без вид на го надобности, передавала и кромсала Ногайскую степь тоа во раз: в 1922-24 гг. из Терской области в Дагестан, с 1938 аз Дагестана в Ставропольский край, о 1944 г. в овязи с ооэя ем Грозненской области в состав последний. В 1957 г. когда в отношении к чеченцам а ингушам была восстановлена историчэга справедливость и была поставлена их государственность, Horaî степь была, расчленена на три части между Дагестаном, Чэчано-гутетаей а Ставропольским краем;

Отсюда автор должен решить своего рода сверхзадачу, вытекающую из швешнего состояния ногайского этноса, бедотвЕ кость которой углубляется по-мимо административной разобщён! по сына названным Республикам и краю, но и тягалэйшей эколо! кой ситуацией, бедственным экономическим положением, нэудов] ворённостыз социокультурных процессов на своей этнической я тории.

Автор глубоко убеждён, а убеждённость его опирает* на резолюции последних съездов« что все проблемы ногайцев В

можно и нужно резать только а мм случае, если консолидв-ь Ногайскую сгепь ила места компактного проживания ногайцам ударсгаенность.

Документальной основой диссертации являются источника зных типов, которые, цра всём их многообразии, можно услов-зделитв на чзтнрз категории: документы официального дзло-»здотва, дипломатическую переписку, материалы ногайских ¡нательных съезда* и полевых этнографических материалов.

Основные архшше материалы по теме раЗогы нахэдятся [увдих архивах: ЦГАДА й ГАСК.

На основании использования данних этих архивов установ-утц перемещения ногайпез л Северной Првчернодарье, на Вол-еверном Кавказе, взаимоотношений русских царей я ногайских соответствующе административные акты сагдегеяьстзувг о энйв ногайцев в определённых местностях. По доггуменгач вос-гся численность ногайцев по племенем. (халк) а прзсгавствая зчные годы.

ез основе материалов ЦГАДА. 0 ГАСК ыоеко судить о соцк-струкгурз я хозяйственной гизнв ногайцев, od отправлении гх и религиозных $ункавй. Большой интерес предоставляют ли, связашша с переселении.! ногайцев в Гурпап с 1859-продолкаваиыся до 1895 г», материалы связанные с рг{эр-I г. в частности, анкета главного пристава кочушах нарэ-тевропольской губернии, материалы, касавшиеся структуры ах племён, количества семей, хозяйственную авзаь цзгайцог jue ролы их занятий, роль скотоводства в эконзавкэ goto2-звень культуры, здравоохранения о просвещения до раволвага.

для того, чтобы глубае вникнуть в причину спирального развития ногайского бЗщзства в Советский период, автор в первую очзрздь лично работал и использовал материалы таких архивов: ШЛ ЦЕЛ, Партийных: архивов Ставропольского края, Дагестанского н Чзчзнэ-Ингушского обкомов. Данныз Партархивов дали возможное!: показать в диссертации становление Советской власти в Ногайской стзпи, причины, приведшие к тому, почему ногайцы на использовал право нации на самоопределение в полной мзрз, о причинах массо-яого дликзнля ногайцев с цзлыо выхода из Тзрекой области (губе|> нии), с последующим вхождением в Дагестанскую Республику на правах Кизлярскэго национального округа. О причинах передачи Кззля; ского национального округа £ состав Орджоникидззвского (Ставропольского) края, последующим упразднением в так обкромсанной государственности ногайцев во вновь созданную Грозненскую область и причины раздела Ногайской степи в 1957 г. Данныз Партархава ® ли возможность показать в диссертаций становление ногайских районов в административном плана, разращение, е условиях советского строя сложных проблем землеустройства и землепользования, перев; да кочэвых хозяйств на оездлоа юпогзние. Большой интерес представляют данныз архивов, показывающие историю осуществления НЭП до 1929 года создание и деятельность кредитного сельского общее: ва "Хлзбороб", животноводческого товарищества Всесоюзного Общее: ва "Овцзвод" и т.д. Цроведэниз сталинской коллективизации на сз; многочисленные материалы архивов на партийных и общественных дз? тзлзй ногайского народа (А.М.Ахяов, З.С.Сакглибазв, С.А.Шабанов а многих других), здесь нз содержатся материалы, позволяющие ава ру дать характеристику экономических, социальных и мзкнациокалъ-ных процессов,-происходивших в ногайских районах. Данныз архива^ даяя аззмэжнэсЕь показать тот значительней ущерб,-который бцл не нзсУн ногайскому наезлзшш Н9мзцка-$а2щ01г.има захгагчгкамв, а те же участие ногайцев в иеропраягиях по укрзплзншо обороносшь-эЗ-

си страны. Б партархавах содержатся материалы, позволяйте ¡зать развитие народного образования (создание национальных г, школ-интернатов, создание педучилищ, педвуза для подготов-гаииональных кадров), здравоохранения и культуры. В диссерга-привлечены материалы инспекции Центрального сгатистичэско-правления (ЦС7) е Ногайских районах. Эти материалы система-кованы в обобщены автором а современная характеристика даёте о районам (Ногайский, Не^текумский, Еелковскэй) объединено огря на то, что они административно разделены.

По данным ЦСУ конкретно охарактеризовано развитие яи-

оводства, динамика роста доходов колхозников, развитие сов* о

в как предприятий государственной собственности. Использо-е материалов ЦСУ позволило расширить источниковедческую базе ледовакий.

Анализируя историографии проблемы, необходимо отметить, в отечественной литературе нет на одного монографического здования, пэевяаённого современным этническим в социокулмур-зроаессам у ногайцев, вопросу создания ногайской государстве на современном этапе.

Однако, многое аспекты традиционного хозяйства а быта !цев до октябрьского периода рассматривались в грудах отгонных историков. Так, газета "Кавказ" опубликовала паяный •рэчический материал "О ногайцах в туркменах" А.П.Архипова.

Газета "Кавказ"'напечатала статьи.Рудановского А., "О огайскоЯ степи кочувдпх на ней племенах", гдз он описывает 'иозиые верования, обряды в праздники, предрассудки, игры енея.

В газете "Терские ведомости" опубликована статья: "Ка-раногайцы" Г.Ыаяявскэго, где даются очень ценные сведения об астрологии, Евяввд и роде деятельности ногайцев. Очень ценны сведения 1{апедъгородского С. - главного пристава Караногая: п: весть Аш-Хаду, рукопись "Караногай, страна кочевников и паргв! хального быта". Среди советских этнографов приоритет изучения быта в культуры ногайцев Ногайской степи принадлекит С.Гадяие-вой с фундаментальной монографией: "материальная культура ногайского народа в конце XIX - начала XX в."9 И.Керейтэву Р^ написавшего главы, посвященные материальной культуре в книге "Ногайцы", аггор хотел бы отметить, чго .сагр менные этнические процессы освящвнные только К.П.Калянэвскйй, Г.Е.Царкэвыы в статьях: "Ногайцы - проблемы национальных -птнэ-

шэний в культуры"^ в "Ногайцы: этнокультурные гпроблеш:в меж „72 ___

с зональные отношения" . Где на основе полевых ..материалов :дае ся глубокий анализ происходящих событий.

ШЗШЛОШЧНЖИЕ РАМКИ исследования :огергены коаеш УЖ в. Когда на месте расгоЕазйся Ногайской .орды -образовались Алтыульская и КасаеЕ улусы, Еудаакскав орда. .Меад .Кубанью и Доном располагалось наиболее модное ногайской .государство Ме Орда. 3 ХУШ в. Еудкакская и Малая. Ногайская орда находились I заЕПсвмэы положении от крымского хана и как .следствие .вэсста! против Крыма стали хроническими явлениями.

9 октября 1769 года командующий 2-й армией ^Румянце) сообщал Екатерине Н о намерении части ногайцев .перзйт.и:£,ру| пэдпапстЕэ.^

В период русско-турецкой войны 1768-1774 гг. ногайи играли активную роль. При поддержке ногайигв русские овладел уграпдевием Коиыл в приблизились к границам КаЗ?рды.

В начала 177Г года г ПзтзрЗург отправилось ногайское зольсмо от Едлсанскэй и Еудаакскзй орд."2 20 <?эвраля 1771 1а- ногайские посланники в депутаты были приняты Екатериной П сронном зала-

приёма старший Мурза-Али-Паша-Мурза произнёс речь на родном ■2

та и вручил-грамоту. 9 валя 1783 года А.В. Суворов принял юягу на верность императрицы от ногайский мурз. Между тзм, мский хан Шагин-Герей. стал возбуждать ногайазв х возмущениям: средством тайно рассылаеглых писем".^

В начале сентября ногайпы внезапно появились перед кии укреплением я попытались овладеть штурмом. Осенью 1783 з а долинах рек Кубани, Урупа п Лабы ногайшг потерпели сокру-ельноэ поражение от войск под командованием генерала А.В.Су--¡2.а. Шла уничтожает дзсйтка тысяч казаков. К как итог, пер-машнаэ пзрасзлензз ногайцев в Турист, посла которого, степи |рного Кавказа, Северного Причерноморья и Приазовья збезлз-' на долгие-годы.

3 первой четверти ИХ века оставшиеся аогайцы были дпшш в четыре приотазства: Калаусо-Сабланскоэ, Калаус-Сайлуковскоа Лчзкулак-Дгембайлуколское а К&раногай-Етипкулв-

0$асаальная историография до последнего времена считало национально-оовобздигельным двагением, а ИХ л. была гснн только Чечня, Дагестан а от часта Адыгея. Известно, I 1824 г. Казимагомед со сапа учеником Цймилём находились I год в Ногайской степа, где распространяли мюридизм. Имен-д воздействием мюридизма в начала 1830 года развернулось нальнз-зсвзбодятедБНОз двзхзниэ в Ногайской стзпз в $эраз енстда, особенно прэолавиляя своими огчояпншя набегами Алкпшз. В 1850 г. во глава чеченских абреков он саваравл З.рзПа а КарапогаВ, гдэ потаЗ а схватка о каззхшма.5-

- е -

Поражение в наааэнакьно-осЕободитзльном движении привело к пзрзселзнию народов Сзвзрногэ Кавказа, участвовавших в нзй. В ходе второго дет ногайцэв пзрзселзния полностью были ли ЕиднрОЕаны два из четырёх приставств Калзуса-Саблннскоз а Кала уса-Даенбойлуколское. Всего во время переселения в Турции уаха ло болза IOO тыс.ногайцэв.

К октябрю 1917 года ногайцы Ногайской стзпп сохранили два приставстга - Ачикулпкскоз а Караногайскоз.

шшшгашмшшшш.

В основу исследования по-юкен принцап ücropesaa, г.з. изучение событий и явлений в истории и культуре ногайца» Нэгай ской стзпи в их взаимодействии и разветви в непосредственной с за с конкретными историческими условиями» пэрошшавыи их,

Большое значенЕэ для настоящей работ смздв такса оба тзэретическиз в исторические разработки исторачзских с зтногра ^ичзских прэбдза s всторзи ыагзрзальной культуры s ïpyxias веду советских этнографов.

МШ1Шисследования определяется npasas ес го Tsu, что s ной, на всточниковоЕ базе, вклвчаацей нзвсполъзо ванные ранее архивные материалы I и 2 Объединённых съездоЕ в гайского народа, предпринята попытка обобщённого всслэдования основе традиционных в современных этнических процессов у нэгай охвагывашзго все аспекты национального развитая.

'ШШШйШМШ^ШШ' Материалы и выводы, сделанны в работа, могут быть использована при изучении этничэсках и со культурных процессов у малочисленных народов s свете проблемы этнических контактов, к ля соза&пия обобщавших работ по данной проблематике. Выдвинутыэ в диссертаций положения о современном состоянии ногайцев НэгаЯскзй степи, кэгуг пзаэчъ-сэгзгвя в раз Зэткз их cöioöarsou кульедк, е 2 будущем, в сэзданяв ногайск: гэоудзрсманаосза шазгхзэгйшга суг&д.

Бодьпая группа ногайсэв прогивзет в Адыге-Хебельском, Хебезском районах КЧССР - 14 тыс.чел. 3 Мпнероловодском района

с

(а.Канглы) - 5 тыс. чел. и Кочубеевском районе а.Карамурзай -I тыс.человек. Около 10 та.ногайцев проживают в Астраханской о: лести, за пределами СССР ногайцы зивуг в Афганистане (прав. г.Кг iy-).

2SE£¿3_J3I¿S^» "Традиционное п современное хозяйство"

Ногайская степь - это низменная равнина, которая у границ со

Ставропольской возвшэяносгьи приподнята на 150-170 м. над уров'

нам моря, а в восточной части, сосгаллягцей около половины всей

se пяоцади, лзгит hess уроеня океана.

По климатическим особенностям Ногайская степь являете

самым засуплшным на Северным Кавказе а занимает второе место по

засупливэсго в Европе.

Аномальные условия - возникновения засух приводивших

к голодовкам в вымирании населения наблюдались я 1890 iv, I8S7,

1905, 1907, I9II, 1917, 1920, IS24, 1927, 1931, 1934, 1938, т

1546, 1949 годах.

В конце НХ - начале XI вв. основным видом хозяйства

ка территории Ногайской степи было кочевое скотоводство. Для si

Л5КЕЯ скотоводства были eco необходимые условия - огромные пр:

раяегга, относительно небольшой снежный покров и сравнительно

мягкие зимы, позволяшие круглогодично дерзать скот на поднохн

корме. Недостаток эроиения препятствовал иирокому развитии ззм 15

MV /11. " #

Представляется бесспорный, что одной из вазяе&апх пр

чин, bu3£3S235 пэяяяениа кочевничества, било развитие разделен

т с

груда, сосгалыгых отнесений, обмена.

j ногвЬцгг ° рвосиатрпЕпеицй период нобледзлгеь раз; тггк к0ч?г8яеч. У ÍOZ^L.V.liZTVÜ СОХрЗВЯКЭС! У.". ЮГОНВО СО c£t

Материалы диссертации также могут быть использованы и ознакомления с историей и этнографией ногайцев, в системе 5разования. Фактический материал, приведённый в работе можно ¡пользовать для создания обобщающих работ, посвященных эгно->афии народов Северного Кавказа и Средней Азии.

МШШШ^Ж-ОШШШ- Основные вопросы диссертация шли своё отражение в ряде публикаций. По теме исследования [л сделан доклад на Всесоюзной научной конференции посвященной Ю-летию Ногайского государства и эпоса "Эдиге" (1991). По ге-! диссертации опубликованы дев статьи. Диссертация была збсуг-¡на на кафедре этнографии исторического факультета ШУ им. В.Ломоносова.

ЯШШЗ^^ШШ- Диссертация состоит из введения, iëx глав, заключения в приложения, в которое входит: список пользованной литературы, карта и таблица.

ç

СОДЕРНАШЕ ^ РАБОТЫ

ВЗЙШШ" Во введении обосновываются научная новизна и туальность работы, определяются хронологические рачки и задачи следования, содержится обзор источников и исторической литера-ры по избранной теме в что особенно важно подчёркнуто, дана едистория тех событий, рассмотрению которых и посвяпена дис-ртация.

Области современного расселения ногайцев располагаются степных просторах Северного Кавказа ыевду Тереком в Кумой, которой исторически закупалось название Ногайская степь, оцадь более 25 тыо.кв.ки.13 По переписи 1969 г. ногайцев 75 rue. ловек.14 Основная масса ногайцев живёт в Дагестане - Ж) гыс.чзл. Шелковской районе ЧИР - 10 тыс.чел.. В Нефтекумскэм в Станковом районах Ставропольского края - 10 кю. человек.

■агама а течении круглого года по традиционным маршрутам. :з г первую очередь относилось к караногайцам и части зтипзуль-¡1, живших в восточной части Ногайской степи.

У другой части ногайцев: эдясан, джзмбзйлук, з тяжу ль, 1ЕШИХ в бассэйнз .рзка Кумы, Аншкулак и озеро Зункорь, преобладал от хозяйства, гяз пзрекочзвкп соверпались только весной и лзто.'.;, зимние пастбища почта не менялись.

Б кочевом скотоводческом общества разведзние скота я 2-зтся непосредственной еелью каждого члзна общества. 3 свою зрздв эта задача могег быть осуществлена только при наличии сгбЕаяых угодий, необходимых для содержания скота. Прилгязкиз уда з скотоводстве здноврзыенно дзлгнэ сэпрозоздаться зсаоэпазм стбищ.

•Таким образом, основным средством производства у качзв-као являются скот п земля: ггаотЗваа с нх зодлкма аогэ'дпзсадш.

Основные вины скота, котопио пздавпа .разводила ногзйга -о овсы, лозадп, крупный рогатый скот а взрблады.

о

В первом десятилетии XX взка всего л Ногайской стэпн 1ч;-5-кулакскзм а КараногаЗском прнставствах оби:ая численность зга составляла 320045 голов. Из Пах варблвдзз - 1305, лзпадзй -148, 1<РС - 45081, овец - 224577. Мы видим, что разаздэкпе згзц : га л ля та основу занятий- ногайцев. Выводилась лппь одна порода ¡ц - овца с жировым наростом у хвоста. Ногайская овца имеет ?пноэ слэлзизэ я очень мясиста, но покрыта ассткой пзретьа, чздз ¡искового цвета. Количзством овец исчислялось и измзрялосв бегство ногайцев подобно тому, как у казахов владение лопадьми оделяла знатность скотовода.^

Коневодство у ногайцев было развито достаточно сильно, айские лопада низкорослые, па выносливые, своеобразной породы, нала только для верховой езды 18 , специальная комиссил пз

Петербурга зкегздяэ цриезкала £ Терекли-Ыектеб заспать верхоЕых лоыадзй для кавалерий.13

Наряду с коневодством ногайцы уделяли достаточное вниз-ние верблюдоводству. Ногайцы держали двухгорбых астраханских; вер' блюдов, обладавших большой силой и выносливостью. Верблюды использовались ногайцами как вьючные животные при перекэчезках, дк Еерховой езды, кроме того, верблюды давали шерсть, молоко, мясо, кону. Из верблюжьей шерсти изготовляли лёгкое и тёплое сукно.

Значительное место в хозяйства ногайца отводилось круп кому рогатому скоту, который разводили в основном на.&ясо и молэ ко. Ногайская корова была среднего размера и мяскстеег чем русск корова, но беднее молоком. Шкура была покрыта короткой п гладкой шерстью, рога длинные и сильно изогнуты.

По большей часта ногайские стада паслись на сравнител но ограниченной территории вокруг источников. Длина перегонов ко лебэлась от 20 до 40 км. а зависела от условий местности и величины стада* ■.

Страдным бичом в зиму была бураны. Так, в 1823 году во время пятидневного бурана на пространства от реки Кумы до Кизляр погийло 6931 лошадей, 7636 рогатого скота й 2837 овец.

Другим бичом для ногайцев зимой были волчьи стаи, унач тогавдие только у. одних ногайцев ежегодно до 600 голов рогатого скота, до 5 хысяч овей.*®

В эеот париод богатый человек мог в один день превратиться в кш;его.

Земля юридически считалась собственностью всего ногайского народа, фактически находилась в пользовании общинно-кочевы объединений. Но наибольшую выгоду от пользования пастбшцныаи землями получелн крупные скотовладельцы, особенно начиная.с конца Ш века.

Переход к земледелию к частичной оседлости ся крайне медленно - сказывалась многовековая тредщпд •лтодотэа, полное отсутотвш назынов по обработке зе^лл.

Переходу к оседлости всячески препятствовали бога— ногайпы, пепельзудзпе ногайскую 'бедному э своём хозяйстве -ереходом бедных скотоводов к оседлости онд лдпалала он де-oi рабочей силы е.

ем не .менее, ногайцы постепенно переходили к земле делил, по Ачпкулакскому приставе тзу за 1915 год число дока ззнев, змавиихся земледелием состевпдо ÏI87 человек»

Так, если в етидкульсксы ауле Мад^-д-Уэктеб зпшй 5 гола, было всего два дома, а 1892 г. з нём атаовзла jse ЮО семей » Средни:! ногаПскп.! аул по [аочёту ва 100* дуз las- д I десятая^"2.

В земледелии господотвовшт отсталая валезЕОмйврэ» .. ая едете;.». Еогайщ лс обрабатывает один ysers ссига

2 лет подряд»

В XIX - начале XX вв. слезились устойчпвнз земгседель-"е центры в Ногайской с теги; это аулы Г.'^тауд-Мекте.'»,, Тв.яипМЛекгеб, ИльяоКимау, Туяуй-жектеб, Ппг«:сдц-0 Орта-Тябэ, • Яарагао.

НоггЛцн очень та...ело перенесли гр.*"»даас1^р> войду, ;слтг j Клрллогайскоы приставств» 1916 г. било 227 тас.овец

38238 рогатого скота, 1425 лошадей, I25S зербтдоэ, '922 г. сократилось д.- 210 тыс.овец а коз, 2 тыо.рогатого : a LOP лошадей.

Следует отаетять то, что о первых дней усълссг aza ской влаота в Ногайскую отель уотреьсппь средшст: псьш так пользуясь сxaf тыо ясполхомое Советов яа иестпх г пс-тальстзои Нариомзела ДАССР0 с ~елыо нгапвн осэг":шнг.ь раз-э общества, тех, крупные бараяогоди-таврлчане о о»Урсягйп<й

Терского округа создали общество "Животновод", которое в своей собственности в 1924 г, шело более 20 тыс» овец.

Для урегулирования возникших недоразумений с барановодами на почве размещения баранов на неотведённых зимних пастбищах Ногайской степи, право выбора участков специальным Поста-новленвеы пленума Дагобкома ШК /б/, представлялось в первую очередь коранвшу населению, независимо о: количественного соотношения замлеустраиваемых груш.

С там, чтобы облегчигь тяжелое экономическое положение ногайоких хозяйств, Нарван PCSCP принял решение о необлагаемом минимуме, равнявшемся 400 руб.

Чтобы экономически поддержать ногайаав с тем, чтобы возроспа csenasb их благососмяная, и разрешалось держать в личном хозяйстве до 150 оьац, обеспеченных кориеыв в кредитами для обзеведация скотом.^

Действенная комплексная правительственная помощь, которая выразилась s соудах, кредитах для покупки скота, селъ-хозИЕвептвря для строительства домов, сыграли своз положительную роль.

Несмотря на то, что ногаОок в изучаемый период веда оседлый образ еззви, как наиболее рациональный в выгодный п„>о-дол^ала содержать скот на подаогнол корме» перегоняя с ыесга шз место. В пэреочёте па 0£зп, иа зимние пастбища было отправлено 20£000 голов,,27

Кздэ or^oTEïb, что еэяаыаправлекшзя ра1ота принэоила сzz'i плоды8 хотя 022 пс шшодьзовалиоь до конца. Так, настриг шерсти с одной овсы составляя £ средней 4,8 кг<,0 удой но одну ÇypozEyr; корму - ISDQ. кзтрэа, jrxoja в вагу л КРС - 450 кг.

ïrjziîjià по passHïi-r; скотоводства в Казлярском округе неагад- ; -ма5з;\г &ахгсг'1::ки, кохэрые на короткий срок оккусирсбсдд Сзйьзда "ûcsb Ногайской osenc.

Если до оккупации в Кизлярском округа было до 7CU тыс. голое скота, из пах до 50С гыс. голов овец, го после освобождения с возвращённым поголовьем овец составляло - 41 тыс. в 100 MT«S и ОТО осталось всего - 3824 лоаадзй, 8593 голов КРС.28* Последующие годы были посвящены увеличению поголовья довозннэго уровня и улучшении породы.

Надо с горечью признать, что в послевоенные годы в Ногайской степи полностью уничтожено поголовьз верблюдов, до прэдзла сокращено поголовьз лошадей.

На этом íоне поистине выдающимися являются достиззаия в овцеводстве. В 1у28 г. на база совхоза "Бакиган" был создан овцзеодчзский совхоз "Чэрвлёныз Буруны". Именно на оезз этого совхоза позднее племзавэда была вьшедзна новая порода овец, вобравшая в себя лучшие качества ногайской овцы. Совет Министрэз СССР от 15 сентября 1951 года утвердил новую породу тонкорунных овец "Грозненскую", названную гак в честь ^Грозненской области, куда входила Ногайская степь до 1957 г., выдающиеся свои качества ногайская овца пздтвзрзцшла каздыи год. Так, в 1967 гзду пг.зм* завод в зачетном весе с каждой овцы получили - 9,3 кг. шзрсти, к отбивкз по 125 ягнят от IOU овцематок. Чистый доход ежегодно составляет I,20d тыа. - 1,50с' тыс.рубо

Пять чабанов-ногайцов за это получала званаз "Лзроя социалистического труда". Так, у гэроя социалистического труда М.А.Эсчухамбетзва огдельнае особы дают по 26 кг. шерсти. Автор основываясь на мнение большинства информаторов - нзгаЗизв, которые категорически возражают против частной собственности в данном олучае на земли, которая во все времена была в общеегвак-ноа собственности, думает, что праватазацвя будет проходить нэ мзотах о учётом специфических особенностей кавдого народа.

Ногайцы, живя на своей этнической территории будут испокон скотоводами, сегодня оказались искусственно отчуждёнными от исконной сферы своей деятельности.

Tai:, из I тыс. чабанских бригад Нефгекумского района, только 200 состоят из ногайцев, туркмен и русских, а остальные дагестанцы, и из них подавляющее большинство - даргинцы. Такая so картина в Ногайском и Шелковской районах. Это притом, что огромные территории Ногайской степи отданы под отгонные пастбища.

Чтобы ликвидировать несправедливость в отноаении ногайцев к других коренных жителей необходимо:

I. Чтобы отгонные пастек да Грузии, которые освободились, были отданы ногайски!' хозяйствам, а те хозяйства IЬ горных районов Дагестана платили арендную плату Ногайскому районному совету, с (¡вфляйии зе условную голову с тем, чтобы рай-

совет мог направить часть этих средств на восстановление экологии на зимних пастбищах. Арендная плата приведёт к тому, что оггонники вынуждены будут думать о сокращении поголовья с последующим улучшением поголовья. Комплекс ыер приведёт, а ухе частично привёл к освобождению от вытаптывания территорию в 5 тыс. кв.шш.

А теперь, самое главное, дав земле необходимое время, чтобы она отдохнула, руководители хозяйств дают в аренду к примеру 100 молодым энергичным чабанским бригадам, укомплектованным из коренных жителей, отрога ограниченные огары ','Грозненской" породы, идеально приспособленных к местным условиям. Отары в 500-600 овец находятся на подкожном корму круглый год.

Чвбаны соододают священную заповедь кочевника: "Не цас- * тя в одном месте два раза г год". Укологвческоз равновесие соблюдено, е чабаны цриглк льди, заинтересованные в сохранении зсмла а пае то к. погожач.

графика для лезя ч2сздзе;.

3 япрзлз 1924 года ДзгоЗком высказался за езлзеззбразноегь

^атональность немедленного :! рзлогаизонного еэеэпяя нзгогз

оо

(лзтянекзго) а.чфазатз, путём отмены старого арабского .

Била&вдыся роль s из ля зоздзняя ногайской пясьмзкязста ка зенопе латинской графика сыграл просветитель А-л»1П.Д£аап0гкэЕ. которая Зылз завершена a I92Q гону. Одновременно ДланяЗзкоЕ я Яурманалззв пси поддергнз КНА (комитета нового алфавата) учёных Москвы, Баку, Казанз развернули работу но еззданет учебников по

Н0Г2ЙСКЗ!.!" язкку И ЛПТЗСЗТУрЗг

3 1923 году ? Дчзку.4зк5яга района Зало 21 шюгз разные стул пеней, первымй учагэляка Sürir: яргмэ Яур-чзпалпзЕа, Э.Дуйсаягаз, З.Квйбаляеэ ".Сая!шзз„

3 1927 гэ«у з Ачакуязкэ был создай ,тзга£!сксй sc: >рякэ-:-:р з эр э дче с к л Я му з е й.

Культурноэ сосмякяз нзгайсзв Сгвзро-чйвкг:;-:гггг края по пзрзппсв IS26 года :арекгзрп«ввлэсь: 10,3 5 au> обзэгэ кэпз-чзствэ, в тэ?1 числе грг.чзгпи'з на рзаага язнкэ £0,7 "3 э згаззэняя грамотноеr¡! нэгэйщ гшхэдпяпс*. на одном уроП!13 е «epo^o'Jíi горских ав.эчэмаЗ. 3 езяоз с язрэхэгом ко всеобщему эбучэнсо яра Астраханском гсшгкумэ г 1927 голу Зняа эрганвэовзкы дэухгэппч-выз педлурсы зля подготовка учагалэЗ нэгаСсгс..о языка, a r.l'j-ткала такгз билз "гкрыгы 2-х гэаачвнэ курса на 40 чэлэвзк для подготовки учатолэй, з в г.Еуйнакскэ яра тсрсклм пэл: хнакумь открыто ногайскээ отделенно аа 30 чэл0

С 3 ноя Зря 19о7 года вступи а сап» аакзн о ввзшыа нового пзгплекзго языка нг основа русской графика.

Пвоподсванзэ всех прасегов в 30~е5 40-э мал, гак з правда велось на ногайское яз^ча, рус 'сзЗ ззлк зстшглзя прзд-

метам обучения. Дахз в тяжёлом 1544 г. Грозненское издательство отпечатало 18 учезников ьа ногайском языке обпим травам 44700 стук34.

Я целом, изучении ногайского языка до середины 60-7. уделялось сзстаточное внимание. Последующие годы были отмечены сворачиванием национальных программ народного образования. Применительно, к ногайскому явыку это вылилось в то, что во всей Ногайской степе (за исключением Ногайского раЕэка) постз-пеннэ бытл закрыты все национальные сколы. А это привело, г. тому, что из пропагандах в Дагестане 28862 ногаГшев назвавших роляьш языкам язык не своей нсшшгшяьносгв 2866 чэя. счигоиг своем языком кумыкский. Есяв язык нз употребляют в обществеп-но-полЕ1йчгскоЁ кс^нв, на производства: гола нз помогает человеку в работе, то язык безусловно оттесняется в бытовую семейнуи с*еру в пзссйвиый запас.

Подъём Еосзояальыого самосознания привёл к тэау» что в 1К32 году обучение ка ногайском языке хоть а й усечённом варианте началось в сел.Тукуй-йектеб Не$текумского района. С 1889 гэла качалось иассэвое обучение родному языку в ногайских аулах Кизнярскэгэ и Геруиавского районов Дагестана, Шэлковского райо-ка Чэченэ-Ннгуаетпв, Еэфтекуыскэго района Ставропольского края е Красноярского района Астраханской области, что эе собой повлекло пассу проб два сеясзнйой ^ обеспечена«: учебниками с иетоличзс-кзап пособаямы. Подзгро^ючзсксе кгано^тв издательства, оно рас-пэюгеао только а Еарачаего- Черкесов не были расчвтаны ив го, что почке ошзврьиеннэ £ 60-те вогейсксх аулах восстановятся препэглгаавя рздвого явыжа*

Кгг^и го родноау изизр х*отолятся хакш> в Кара чаев ой Чэркося«: г ь^еткстч.'*?!» г.КарвчаеЕска б в Черкесском псдучвг.е-

щэ, гиз количество мест для представителей разных народов строго лимитировано а нз учитывается нынешнэ8 положение ногайцев. Думается, что коренным образом улучшить положение с преподаванием ногайского языка можно в том случае, если создать сеть учебных заведений, в том числе, и выступ в г.Черкесске и педучилище в а.Тзрзкли-Мектеб или а другом удобном населённом пункте, где имеется надлемщая база.

Для повышения социальной значимзста ногайского языка необходимо, чтобы во всех районах регулярно издавали газеты или радиопередачи на родном языке.

Вновь очень остро встал вопрос о письменности. Дискуссия разгорелась после открытого письма неродного депутата Российской Федерации М.Заргишяева. Мнения диаметрально противоположные от возврата к арабской связи, готическому шрифту а аэ совэршзнствованчя нынешнего алфавита.

Как известно, в ногайском зл^евяге 37 бу.кг, на -4 больше, чем в русском, это - аь, ль, уь, иь. Бзлыаэ всех именно

о

эти 4 буквы, а точнээ начертана» этих букв в нацгм алфавите подвергается критике. Думается, в ныияшних условиях самым оптимальным йылт бы нз разрушая кппиллио? заменить их на буквы, используемые в сорпзмэш'цм горских языках Содружества. Эго сняло бы многил проблемы издания газет и книг, нзхваткн ари^та.

Дапэз, в диссертации говорится з бедственном ползкэнап национальной культуры к литературы э Ногайской сгзпи, гак пл £30 тчч.ногайцев, живущих в степи, приходятся гсого два члена Союза пнсяточэй. ¡1 при этом, одни из талантливых пэзго? '¿ураг Авезов и Магомед Коад.-зв имеющие публикации, из-за аротркииоииг-ма руководства Соиза писателе! Дагестана, заинтересованных только в рзсп своих национальных писательская рядов: аварского.

ДарГПКСКОГЗ И т.д. нз могут ВСТУПИТЬ в эту организацию.

Только благодаря праздновании бСО-летия Ногайского государства и эпооа "Здиге", удалось опубликовать пилившиеся л гздакагях, богатейший фольклор ногайского народа, такие как: "Здегз", "Ахмед, сын Аасыла", "Шора Батыр", "Зртаргыя" к др.

В тяжёлом положении находи гея состояние искусс:га в культуры ногайского народа, исчезает национальный костюм, национальные орнамент, национальная музыка, национальная хореогра-

Прикладное искусство исчезло полностыс, У ногайцев нзV про-сэссеонзльного театра. Трагична судьба пг-'-¿старателей творческой янтоллзгексии: зверски замучена поэтесса Кадрая, поэтическое кос л: дез которой йьезстно на есв страну, Ногайцы до коназ не осознали горечь уграт ушедших нолодыри: Г.АдкигельдпеЕа, С.Еатырова и К.Зармамбетова.

Необходимо отметить, что ногайская национальная культура развивается на самодеятельной основе, существует и создаются новые самодеятельные худогественные, драматические, фольклорные коллективы. В последние годы начале проводить общенародные фольклор-кнр праздники. Создаётся центральный народный музей.

Б следующем разделе говорится о семейно-брачных отношениях у ногайцев. В настэяшез время у ногайцев малая семья. В Большинстве случаев она состоят из двух поколений - родителей с дгтеГ:. Выросшие дети обзаводятся сэЗствггныма семьями и выделятся, но не теряют связи с родителями. По традиции, с родителям!' част; ос1аются жить семьи младших сыновей, образуя грёх-покзлзнкиг семьЕ. Очень редки семьи в одно поколение. Ьогречаитоя не] азпгленные семье. Оки состоят из сеней друх и

Згзтьгр с рздвгг.-.е'!. Традиционно главой ое:ле обычно ярля-

Семья в среднем состоит из 6-7 человек, т.?. вмзют 4-5 детей в последние годы заметна тенденция к сокращению количества детей от 2 до 3. Вместе с тем, не редки случаи, когда количество детей достигает 3-10 детей.» Только в Ногайском районе 528 многодетных матерей, из них 42 - являются матерями-героинями.

В ногайской семье крепко увакенне к старшему мужчине.

Повсеместно возрождается празднование Нагруза - Нового гола по мусульманскому летоисчислении.

Среди ногайцев Ногайской степи очень мало макэтни-чзских бракоЕ. В большинстве своём, эти вноси женятся ка представительницах других народов. Среди кубанских ногайцев процент межэтнических браков гораздо выше.

Лиаа, происходящие из одного рода (гайпа, тамга, ту-кум) не вступают между собой а брак. Почти асжиты леверат и сорорат. 3 подавляющем большинстве молодожёны проходят мусульман- 0 ское бракосочетание (некэ кипе).

Ногайская семья в недалёком прошлом практически не знала, что такое развод, а сегодня они стали частим явлением.

Третий раздел второй главы посвящен роли ислама в жизни ногайцев. Многие учёные считают, что предки ногайцев кипчаки, приняли ислам суннитского толка в УШ в.

Аристократическую верхушку духовенства в Ногайской степи представляли кали, которые имели иврэкиэ права в полномочия. 13 обязанности кади входили разбирательства дел, относящихся к суду шриата, участие в дзлэжи имущества мехду взрослыми и малолетники наследниками, наблюдение за выполнением духов:-:;? завещаний.

К высшему духовенству относились и-япвты. Наата хотя а имели

павныэ цраза с кадиями, но их действия не распространялись за пределы куба„

Политической и общественное положение высшего духовенства было особенно значительным в караногай-едипкульском и здл-санско-джембойлуковском народах, что выражалось в сосредоточении в их руках и большой светской власти.

Самую многочисленную хруппу духовенства сзсгавпли муллы и э|знди. Так у дкзмбойлуковцев было 53 муллы, 52 эфенди, Э|зкди и муллы избирались для каждого аула.

Б караногайском народе было 4 куба.. Духовенство распрз-валялось следующим образом, на весь нарос существовал один кади, в кагдэм кубе один наиб, а такжз 20 ахунов.

В начале XX в. в Ачикулакском приставстве было 3 кадия, 3 наиба, 14 мулл и ЕО печатей.

Обучение религиозных деятелей происходило в началз в моцрессе. В ногайском районоз известностью пользовалось мз„ре-се имени Зармамбзга, после окончания медрзссе ученики (сокта) направлялась в Стамбул, Казань, Дамаск, Бухару и т.д.

Ногайцами Астрахани была создана религиозная обкина "Джа:.'.ия--1!с ламия".

В перпн; годы Советской власти позиции ислама были оч?нь сальны в ногайском збкзстге. Поворотным годом для ногайазр является 1Ь2Э год, когда обвинив к причастности , к мимической контрреволюционной организации "Аграрист" якобы су1нзствуви;зГ1 в Ногайской степи ГНУ Дагестана, были арестованы и бесследно исчезли десятки ногайцев, в первую очередь слузштзии культа.

Мечети были приспособлены под зчрзждокия, склады. Кораны .уничтожзны. Только последние годы принеста пзремзны и р дзлах религии. Так, оазнью 1990 г. в Шелковском районэ прошел вма-

намаз, гдз присутствовали м.у^тий Чечено-Ингушетии Ш-Г.Назаба-ев, муллы Дагестана, Карачагао-Черкзссии, после чзгз Зил заложен фундамент мзчзти.

В Ногайском районе зарегистрирована обиика мусульман а.Кунба-тар, Рамазан. В а.Тукуй-МекгэЗ Не^текумского района прошло соЗраниэ верующих мусульман, на котором утверждён устав мусульманской общины, изЗран имам-хатиЗ.

Заложено основание нечета в сеЛоТерекли-Мзктеб, которая Зулет построена способом кэродной стройки» В г.Кизляре состоялся съззл мусульман Нзгайской стзпи, гдз присутствовало окало 300 дзлзптог ногайизв, чеченцев, авариен в кумыков.

На зтом съезде кадием Ногайской степи избран Янмурза Козазв» В Гзрзкли-МзктеЗе кадием „ткрыто первое среди ногайцев мздрес-се, здесь оЗучавтся практически со всех районов Ногайской степи.

Группа писателей (Суш Кзпаев, БауЗек Карасзв а др.) приступила к переводу корана на ногайский язык» Суры и аяты печатаются в газете "Ногай Давысы", здесь аз печатаются хадисы Мухамзда в переводе Н.Магзрумз-а.

Третья глава - "Современные национальные оэнонзнся-" представляет акалвз современных этнических процессов, у нэгай-це° Ногайской степи двух: П - Объадинённого съезда ногайского народа (1Г59 г.) и Чрезвычайного съезда коренных жителей Ногайской стзпи (1<190 Го), гдз в полный го,»зс Зыяо заявлено, то гарантом сохранения ногайского народа является ^озданаз Ногайского государств г сзставе Рзсоив, а такжз затрагивает проблемы межнациональных отношений ногайизв) с горцами региона, даются рекомендации возможного рзсзнзя стоящих пр:илзы.

Предисторяя допроса такова, что Ногайская степь только л годи Советской власти переходила из одного административного подчинения в другой 5 раз. До 1922-24 гг. она входила в состав Терской области (губернии). С 1924 года в состав Дагестана, с 1938 года как Кизлярский округ била передана в состав Оршпникидзавского (Ставропольского) края, в 1944 г. в состав созданной Грозненской области, е 1957 г. поделана мзхду ДЮЗ3, ЧИАССР и Ставропольским краем.

Когда установилось относительное затишье в Терской губернии куда в первые годы Саветскзй власти первоначально входила все районы Ногайской стапи. Ногайцы на своих волостных, контонных, районных и объединённых съездах стала трзбовагь создания Ногайской автономии.

И такая возможность Ныла предоставлена на 1-ом объединённого съезде Ногай, КэраногаЙ, Туркмен состэявиемся II апреля 1922 года е ставке Ачакуяак. Делегатам съездам было предложено пять вариантов рзления Ногайской проблэмы:

I. Создать автономную единицу (область) на подобии Калмыков, Кабарды. >

2= Войти в состав Терской республики.

3. Войти в jocraE Дагестанской республики.

4. Объединиться с Кэбардой.

5. Статус-кво остаться в составе Терской губернии.

Об истякых" причинах, приведшую ногяйскуп степь в состав Дагестана, я имзэно тзкоэ решение принял сьэзд, мы може с;лэигь только догадки. Среда возможных причин мы ыочзм назвать то, что эрганиза^ры съезда (Шабанов С., Чнакэв Б. и др.) на была увз-рзны в том, что соадавве автономии замедлить ила тем болэе остановит ыиграагв таврачвн а т рских казаков, к примеру, аслв в

1912 г. е Ачикулакском пристазстве проживало I9C39 человек, из них 18464 ногайаэв, то к 1922 г. население района удвоилось за 'счёт гавричан и терских казаков, которые буквально слазали ногайцев с населённых мест. Так, эсли в сг. Ачику лак 1921 г. било IOO семей ногайца, то черзз год осталось около 10 семей, а остальные рассеялись по степи. Ко неё ке главная причина такого рзшения видится в прямой заинтересованности Дагестана в прясоз-дпнэнии ногайских ззмель. Это явно прзслеяиваегся в документах тзх лет.

В 1925 году четыре района Ногайской степи: Ачпкулак-ский, Караногайский, Шелковской и Кязлярский были объединены в Кизлярский округ. По переписи I92S г. численность ногайцев составила 36300, а чзрэз 13 лег в 193Э году - З66003°. Причины столь незначительного роста а .300 чел. кроэтея по-видимому нз только з голода, 'но з репрессиях 1929, 1937 гг.

С 17 мая 1938 года z Кизлярский округ ДАССР был передан в состав Орйгзникядззвскзго края.

В авгусгз-ноябрз 1942 годэ большая часть Ногайской степа была временно оккупирована немцами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 марта 1344 года Кизлярский округ был передан а состав образованной Грозненской области. Нзгайскзя стзпь составляла 4/5 части всзЗ области.

В 1957 году была устранена шзторичзская несправедливость з отношения чеченцев, ингушей в др. и восстановлены их автономии, в ходе выполнения этого Указа территория Ногайской степа Епервыз за годы Советской власти была расчлензнз на три часта.

Искусственное разделение ногайцев Ногайской степи, прекратило поступательное развитие национальных процессов.

Одним из самых важнейших доказательств уиемлённэсгс ногайазв является непредставленность в органах власти, управления дахз на уровнэ районов не говоря о республиканских, краевых.

ПрензЗреЕение национальными интересами ногайцгз привала к катастрофическим доыограСнческим изменениям в Нзфтекумск;;.; (б.Ачикулакский, Каясулинский) районе. На I января 1939 года о&шя численность населения района составила 61103 чел., из них только 8846 чед.ногайоы, что составляет 14,4 %. И о го зге время, общая численность представителей-горских народов Северного Кавказа равняется 7823 чал.

Основная напряжённость медотнсчоскпг: огаоазаий усиливается мощным прите::;:: населения Дагестана во вса районы Ногайской степи. Другая причина напряжённости крозтея в екааэыакв. Так, в Не*'/еку иском районе овцеводческого направления из бодзе чем 1000 чабанских брггад 80 % сосредоточены л руках дагзс-таназв. Обострению межэтнических проблем в Ногайском и Бабаэр-ЮЕСкоа районах способствовало то, что Грузия вынукдает аваразс, аввуцвх в Кваральском районе вернуться на историческую родину в Дагестан.

Верховный Соваг Дагестана пытается разместить бедениев в районе г.Ю-шо-Сухокуыска, расположенного в Ногайской сгепи. Необоснованные претензия до глубины душ в затронули ке'только ногайцев, но и представителей других народов, гивуких в Ногайской степи. В марте 1991 года состоялся модный митинг, направленный против переселения, что привело к отмене принятого"решения.

Цряиятво Российского Зог.энз о ревбвлитаиаи репрессированных народов пэтрсЗозего принятие ргаанип вэаврааенвя чеченцам-

аккпипам их родины - Новолакского (ст.Ауховскзго района). Вопрос стоял лиаь э том, кула переселить лакцев (около 5 тыс. чел.). Било предложено переселять севернее Махачкалы на что, кумыкское движение "Тзнглик" ответило митингами. Верховный Совет Дагестана зондирует вопрос о переселении лакцев зпзть к ногайцам, теперь ухе Бабаюртовского района.

Население Бабаюртовского района прибегло к крайней мера, к блокированию магистральной трассы Махачкала-Кизляр.

Среди возможных путей решения этих проблем видится а то, что лзкпэв мо-но переселить в родные места (ЛзкскгР. я Кумык-скай районы), покинутые ими в 1944 г., а аварцев Капральского района в горные аулы, которые сегодня на половину пуступт. Для развития горных районов были направлены в своё время миллионные средства.

Неуверенность в своём завтрашнем дле, чувство угемлён-яостя не только отсутствием государственности, но я разобаён-яостыз, находясь иа своей этнической Родгнз - Ногайской стали, заставляла а »вставляет искать выход из создавшегося полохрпзл. Для изучения меянзпиональных проблем в августе IS69 года г пэ-:гайских аулах работала' окспэдицпя кзгедры этнографии встогпчэс-кого факультета !ЯУ и института этнографии АНССС? (рук. проф. Г.Е.Цзрков). Но итогам экспедиции но Ученом Совете института этнографии был сделзн доклад об острых совреыгнных проблемах ногайцев, подготовлена сгга.°ка в Верховный Совет.

Лотом, IS09 года по шншапгввз Н.А.?саухаы;етзвз состоялась встреча ногайских аксакалов с Г.Н.Псгзнов1а, во гремя которой 3:;.Л2 пс;едзки о?рап::игя аогзЕцев с требованием автономгз.

г такое /¡сиростой cDii-аоги собрался Ц 01ьздл-iivHii;;?. нэга2.:>:ого народа.

Делегате съезда обсудили программы:

1. Вопросы сохранения языка и культуры.

2. Это экологическая обстановка Ногайской степи -среды обитания ногайцев. •

3. Проблема, нал которой думает каждый ногзеп, это ситуация возникшая в судьбе народа, в связи с Указом от 9 января 1Э57гзда, в той части, где речь идёт о разделении этнической целостности Ногайской степе.

Сьвзд принял обращение в адрес 1-го съезда народных депутатов РСФСР, где в частности говорится, что вэзрнЕденйз но-гейского народа, сохранение и спасение его языка, дальнейшее развитие его экономики во всей Ногайской степи только в объединении ныне разорённых, во имеющих общую территорию ногайцев в Республику.

Съезд объявил о создании общества "Бирлик", избрал его исполком для консолидации устремления всего ногайского народе, направленное на демократизацию общества в способствующие моральному его обновлению.

Но поднимаемым проблемам 17 июля 1990 года по инициативе К.И. Куыратовой состоялась встреча с Цредставителеы Верховного Совета РСССР т.Б.Н.Ельненым.

Обсуждение проектов о государственном с.уверинитете Чечзнз-Ингуаетвв и Дагестаном, в случае принятия проектов возникли проблемы в консолидации Ногайской степи. Коренные хители Ногайской стели высказали своё отношение к данным проектам е ходе Чрезвычайного съезда, состоявсегося 4 ноября 1990 г. Съезд привял декларацию о свмораспределзнвп коренных жителей Ногайской степи, для ЕриЕеденвя в действие данного акта избирается Временный исполнительный г.Зыигет (пр.народный депутат СССР г. А.ЬзккЕ^еов).

Бали приняты обращения к Верховным Советам РСОСР и всзх тр-зх сопрэдздьных республик а края, пз предлагалось Верхов ним Советам ДАССР, Ч;1АССР и Ставропольского краевого Совзта народных дэпутатов.

Чрезвычайный съезд давал полномочия Временному нсполнигзльнз-му комитету а случае принятия дэкг.зраиип о Государственном сувзринигзтэ, Дагестаном и Чзчэнз-Ичгушегизй. Как крайние меры, возможны были несколько путэй. Изрвоз. Обсудить принятие Декларации о самоопределения коренных народов Ногайской стзпз на сЭОС2И всзх районных Советов, в случае, если это нз удастся сделать из-за сопротивления на мэстах. Предлагалось создать еьззд народных дзпутатов всзх уровней. При невозможности ппо-вздзнпя сьззда а сессии народных депутатов, нзкоторыз члены Временного исполнительного комитета тазретвческя, как самую крайни» мзру, предлагали создание избирательных участков и гыдвигзнаэ кандзгзтов в народные дзпугзты Ззрховнзгз Совета провозглашённого ногайского гзсудзсствэ. 3 условиях суцэство-

о

вания сильного центра в лице СССР, данный акт в тзх условиях долгсэн был пройти достаточно безболезненно, и с высоты сзгод-вяинегэ дня такая кесткая постановка вопроса была оправдана.

В зедлЗОЧЗДИЭ С,*0Г,МПЛ!?Г,0П2НГЫ OCHОВНЫ" пЫВОДЫ ДИСС°0'!'3Г,',Г'

Проведение истэрякэ-этногра^аческогз исследования ногайцев, ногайской степа, начиная с ХГО в., что в своём развитии она прозла ряд этапов. Первый этап, рамки которого могно ограяа-чзть рубежом УУП и концом Х71Л в. харзктзризуэтся активной ролью, которув этот период играли ;.1адая Ногайская, Эдисэнскзя, Бтиг-кульская и Джембойдуковскзя Орды на Северном Кавказа, особзн-но в пзрзод обострения относзнзй мздду Хуриизй а Россией.

Началу второго этапа послужило образование в 30-е годы ХУШ в. Калаусо-Саблинского, Калаусо-ДжемЗойдукзвскзго, Ачику-лак-ДзеУбойяуковскогэ и Караногай-Етишкулъского приставив. Первые ша были ликвидированы в связи с переселением ногайцев в Турин» в итоге поражения в еоййэ национально-освободительного двикзния народов Сзварного Кавказа е начала 60-х XIX в.

Для этого этапа развития ногзйцэе характерен активный процесс взаимопроникновения культур ногайцев с культурами гвр- ' скях и кочевых народов Северного Кавказа, не случайно, совпадай с началом перехода от кочевого образа .жизни к оседлому.-

Окончательное закрепление на земла ногайцев Ногайской степи происходит во втором десятилетии XI в» С злого времзкк начинается новый период в их истории.

Этому периоду присуща продолЕенса ки^узионнаг процессов, причиной для которых послужила начатая в середине XIX е* ломка традиционной структура хозяйствоваизя tf усиленншс загс:,: гражданской войной, голодом, обнищанием и размещением в иы'ай-ских аулах иноэтнического пришлого населения. Этот процесс удалось замедлить в 20-з годы, мерами принятыми Советски!.? правительством. Они способствовали,-если не возрождению к развитез национальной культуры ногайцев Ногайской степи, го по крайней мере, некоторой стабилизации и консервации их этнической структуры, Коллективизация, Великая Отечественная война и пэсязщюци&, особенно, принятый & января 1957 года.

Указ Президиума Вэрховкого Совзга PCvCP в той части, где речь кдЗт о расчленений Ногайской отели, ряд других деструктивных правительственных мер кладут конец этому в какой-то стзпени положи тельному процессу.

3 последувдиз годы продолжалось активное разрушение самобытной культуры ногайцев в результате всё большей урбанизации. Нзкоторыз изменения в гизни ногайцев в начале ЭО-х голов - появление национальной школы, музея, газеты, могнз рассматривать как первые робкие шаги консолидации. Необходимо подчеркнуть, что изменения, происшедшие в регионе: в сеязи с провозглашением независимости и создания Чеченской Рзспублики, подписанием Федеративного договора Дагестаном привели к корректировке некоторых целей а задач.

Главная задача видится в отмене Верховным Советом ."России свозго Указа от S января 1957 года, где речь яде: о рао-^чяэненЕИ Ногайской степи. Подавляыаее большинство ногайизн думает и надеется, что демократически избранные прззсдгнт Чзчзн-.ской Республики и Верховный Совет Дагестана поймут боль ногайского народа и первыми шагами в их созидательной деятельности "будут шаги, направленные на объединение Ногайской степи я создание ногайской государственности в составе Российской бздерз-иии.

Известно, что раздел границ - это прзиэсс далеко не безболезненный и требует поэтапного решэния, граничащих из грани компромиссов. Таким компромиссом могла бы явиться передача, для начала, Новолакского (б.АуховскпЙ) района в Чеченскую республику в обмен на Еелхэвскэй или часть Сйлковского района, вк.-х-чввдиы ногайские аулы в состав Дагестана. При положитекьном резней этого вопроса переговоры о создании ногайской автономии ^лн

о

бы уже между двумя: Дагестаном и Ставропольским кроем, субъектами' Российской '¿здерзции, что естзсственно облегчило Зи рзшз-ние основного вопроса. Парзллзльно, ногайцы Нз^гекуысхэгэ г сел. Цргзклы Стгпнорского. района Ставропольского края, ставят вопрос

о создание Ногайского автономного округа ели области, но базе бывших Ачикулакского и Каясулинского районов, что положи-1' тзльно встречено администрацией и Советом народных депутатов края, о эти дни состоялись вс-рэчи комиссии раииовзта по подготовке данного Еопроса с депутатеми различных уровней района.

"Только сохранение этнического единства, вара в главную идею бессмертия принесут пользу ногайцем с всем народам. Эта идзя будет главным стимулом работы на благо обсей Родины0 .

ПРИМ

Ч А К И

1. Кавказ 1985 г. И 23

2. Там жз 1963 г. ПН 48, 49, 50, 51, 52

3. Тзрскяз ведомости 1982 г., НИ 89, 93, ИЗ, 118

4. С.Гаджизвэ. Материальная культура ногайского народа л конца XIX в. - нач.XX е. е М. "Наука", 1974 год

5. И.Х.Кастыков, Р.Х.КзрзЁтов, А.1Т.Сикаляев. Ногайцы, Чзркзсск

1988 Г.

6. Советская этнография ГЯ. 1990 г. стр.19

7. Взстник ИГУ И 8, 1991 год, В 4 отр.66

8. ЦГВИА • <£.БУА 1847, 1769 гг. я 36 об,.

9. АВПР <£.Едисанские дзла за 1768-1775 гг. он 112/2 9.2. л. 190-191*

10. Там жэ л.24-25

11. Бобровский П. Суворов на Кубани в 1778 г. Кубань в 1783 г. В.С. 1900 Я 1-2 стр.15

12. Канельгзролский Ф.Караногай, страна кочзвнпков и патриархального быта. Рукопись с.89.

13. ВСЭ. 1954 Г. 30 стр.116

14. Всесоюзная перепись населения 1989 г.

15. Сборник статистических свзденпй о Ставропольской губернии.

16. Марков Г.Е. Кочевники Азии М.1978 г. Издательство М.гос. ун-та стр. 26

17. Зимэнзв С.Е. Обцзстванный строй казахов I пол. XIX в А.д.:з-Ата 1958 г.

18. Живописная Россия. Отечэство наше в его земельном историческом, пламенном, экологичэскзм в бытовом значении г.7 г.И

1989 с.84 .

19. Ф.И.Капельгорэдсквй. Каранэгай, страна кочевников и патриархального быта. Рукопись, л 199.

20. Ставропольский инородец. Ставрополь 1918 К 10. '¿i. ГлСК i 24», оп 61, зд.хр. 2022, лл!43-144'

22. Якобий A.1I. Тюрка степей Северного Кавказа, Спб 1901, eil

23. ПАСК <.5172 зп.5 ЗЕ.хр. 2 л 1408

24. ЕЗА $.17 ов.21 зд.хр. 1022, я.333

25. ЕДА ¡Ш i.T7 эл.21 ед.хр.1066, л. 176

25. 1"/Л е. 17 оп.21 зд.хр. 1012 л. 97 27. УДА И,LI <;.17 оп43 зд.хр. 1735, л.£46

26. Щ1А ¡iL" i. 17. оп.43 зд. хр.Г733, л.148-149. 25. ГАСК 2.249, 2737 л. 12

ЗС. ГАСК $.249, s.2737 л.23

21. ЦГА PCvCP 2.296 оп.2 2 зд.хр.54 д.10

22. Архив Дагобкома tf.I сп,4 ед.хр.И8 л.2

33. UTA PCIC? £.296-30.1.9.411 л.137

34. УПА ШЛ. £ "17.0П.44 зд.хр.288 л.62 об.л.63

35. Итоге Всесоюзной перевиси населения 1959 г. ы. 1963 г. стр.324 ЗС. Всесоюзная перепись населения 1939 Г.

37. Литературная Россия и.С.Канаев Ji-46 IS6S г.