автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Традиционные костюмные комплексы Вятского края: проблемы формирования, взаимовлияния, современного состояния
Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционные костюмные комплексы Вятского края: проблемы формирования, взаимовлияния, современного состояния"
по
1 О ФЕВ Ш7
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ТРУШКОВА Ирина Юрьевна
ТРАДИЦИОННЫЕ КОСТЮМНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ВЯТСКОГО КРАЯ: проблемы формирования, взаимовлияния, современного состояния.
Специальность 07.00. 07.- этнография, этнология, антропология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Ижевск 1997
Работа выполнена на кафедре истории древнего мира и средних веков Удмуртского государственного университета
Научный руководитель - доктор исторических наук,
профессор В.Е.Владыкин
Официальные оппоненты - доктор исторических наук
Ведущее учереждение - Пермский государственный педагогический
институт
.... .05 по защите диссертаций н.
соискание ученой степени кандидата исторических наук при Удмуртско: государственном университете.
Адрес: 426034, г.Ижевск, ул.Красногеройская, 69.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Удмуртского государственного университета.
Чагин Г.Н.
кандидат исторических наук Никитина Г.А.
1997 года в 10 часов на заседа
Автореферат разослан " 2 2-"
1997г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук
О.М.Мельникова
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.
Актуальность темы. Народная одежда по праву считается одним из наиболее устойчивых элементов материальной культуры. На протяжении различных исторических периодов в ней наиболее ярко отражаются разные моменты этнической истории, особенности хозяйственно-культурного типа, некоторые виды традиционных производств, промыслов и т.п. Кроме того, традиционная одежда играет определенную роль в разных формах обрядности, с ней связаны изменения в этническом идентитете, этнопедагогические установки и другие компоненты духовной культуры. Таким образом, народная одежда является определенным синтезом материальной и духовной культуры, весьма аттрактивной частью этнокультурного наследия каждого народа.
В настоящее время наиболее актуальным видится изучение традиционной одежды не в сравнительно однородной этнической среде, а в так называемом этническом пограничье, так как при всем существующем многообразии соответствующих исследований при картографировании особенностей традиционной одежды именно пограничные районы остаются белыми пятнами; имеющаяся по ним информация не полна, иногда страдает неточностями, не совсем оправданными таксономическими построениями.
В связи с этим целесообразными могут быть исследования данных проблем на материале Вятского региона как своеобразного этнического пограничья, так как здесь на протяжении нескольких веков контактируют культуры финно-угорского, славянского и тюркского миров.
Весьма актуальными также являются выявление уровня дискретности вариантов костюмных комплексов (КК), характеристика наиболее типичных и промежуточных вариантов традиционных костюмов, описание течения различных процессов как внутри каждого КК, так и вне его, при взаимодействии с другими.
Рассмотрение этих вопросов и изучение материалов не только применительно к концу XIX - началу XX веков, но и далее, по возможности, в течение всего XX столетия^позволяет проследить некоторые закономерности в исторических изменениях КК практически до современного периода.
В конце XX века, когда межэтнические отношения вышли на более сложный цивилизационный уровень, изучение вопросов культурно-истори-
чесхих взаимовлияний приобретает особую актуальность и для понимания современных, процессов.
Цели и задачи исследования. Целью данной работы является целостная характеристика и выявление своеобразия в традиционной одежде различных этнических групп населения Ьятского края в конце XIX - XX веке.
Задачи исследования:
- описать процесс складывания этнокультурного пограничья в вятском крае
- охарактеризовать костюмные комплексы (КК) в традиционной одежде вятских крестьян в условиях полиэтнической среды
- определить направления традиционных и инновационных процессов в КК
- выявить механизмы, уровни взаимодействий между различными КК, а также отметить результаты этих взаимодействий.
Географические рамки исследования ограничены в основном территорией Вятского края. Исключены некоторые уезды бывшей Вятской губернии - Елабужский, часть Глазовского, Сарапульский, так как еще в начале XX века исследователями отмечалось большее культурное тяготение этих районов к промышленному Прикамью, нежели к аграрной Вятке. При этом рассматриваются КК из вятско-вологодского пограничья как своеобразного форпоста освоения русскими региона.
Хронологические рамки исследования определяются второй половиной XIX - XX веком. Это - период наиболее ярких (пореформенных и других) преобразований в крестьянской одежде, а также время, к которому принадлежит основная масса источников, используемых в работе.
Методология и методика исследования. В ходе работы со всей совокупностью источников использовались методы: историко-генетический, в сочетании с ретроспективным анализом и реконструкцией, сравнительно- исторический, включая сравнительно-географический и сравнительно- хронологический, а также некоторые методические подходы математического моделирования.
Степень изученности, историография и источники. В имеющейся дореволюционной и послереволюционной этнографической литературе, посвященной не только Вятскому краю, но и всему Приуральско-Ловолжско-му региону, информация о предметах народной одежды рассматривалась чаяр для описания различных частей костюма, краткой его характерис-
тики, нередко без четкой этнотерриториальной привязки.
Так, например, в основательном труде путешественника и исследователя XVIII века И.Г.Георги "Описание всех обитающих в Российском государстве народов..."(1799) даются примеры костюмов в целом, описывается марийский костюм вообще, удмуртский, татарский, русский и т.д. Региональные отличия отмечаются фрагментарно при поло-возрастных и сословных характеристиках одежды.
А.И.Герценым в работе "Вотяки и черемисы"(ВГВ,1838,N1-5) кратко описывается удмуртский женский и мужской костюм, отмечается ношение мужчинами у пояса и пришитых к нему ножен для ножа и топора, использование женщинами головного убора из бересты, украшений из монет, а также "шаровар и шитой мелкими цветами рубахи". Одежда марийцев сравнивается с удмуртской, но конкретное локальное бытование описываемых предметов одежды не отмечается.
Некоторыми вятскими дореволюционными исследователями в местных изданиях (ВГВ, ПКВГ) приводятся интересные описания элементов традиционного костима, упоминаются их диалектные названия, точное территориальное распространение, но сами описания отрывочны, так как даются в основном в контексте изложения информации о свадьбах (Крас-ноцеров,1860,Блинов,1865), об обрядах, связанных с рождением ребенка (Фармаковский,1879), о похоронах, церковных праздниках и т.д.(Магницкий,1883). У Селивановского (1892) в материалах по описанию местных промыслов отмечается преобразование ткачества из индивидуального занятия в промысел, как исчезающий вид промысла в с.Исто-бенском Орловского уезда отмечается шитье золотом, серебром женских головных уборов для сбыта их в глухих уголках Котельнического уезда и в Вологодской губернии.
В работах И.Н.Смирнова (1889,1890,1891), посвященных описанию культуры и быта марийцев, удмуртов, коми есть разделы с пространным описанем одежды, анализом явлений в ней.
В "Материалах для Объяснительного Областного словаря вятского говора" Н.М.Васнецова приводятся некоторые локальные названия частей костюма, географическая привязка указывается в общем:"В состав предлагаемого словаря вошли слова, употребляемые в местностях Вятского, Нолинского и частию Удмуртского уездов, но большинство их слышится, можно сказать, повсеместно в Вятском крае, особенно в Ко-
тельническом и Орловском уездах."(Васнецов,1908;3).
В связи с описанием некоторых обрядов, особенностей в самосознании, характера освоения русскими вятского региона приводятся и сведения о крестьянской одежде Д.К.Зелениным в работах 1901-1913гг.
Особо хочется отметить работу А.Ф.Теплоухова "Женские головные уборы пермяков и их отношение к старинным уборам местного русского населения"{1916). В ней он делает успешную попытку описать головные уборы коми-пермяков в сравнении с соответствующими русскими головными уборами.
Таким образом, дореволюционная региональная этнографическая литература содержит мириады ярких сведений о традиционной одежде населения Вятки, ценных еще и тем, что они фиксируют особенности, наблюдаемые в XIX веке. Однако, эта информация собиралась не всегда целенаправленно и содержится в публикациях на разные темы.
На протяжении XX века изучение народной одежды вообще, не только вятского региона, вышло на новый уровень. В нем четко вырисовывались "национальные" направления.
Появилась целая серия замечательных работ по одежде народов Поволжья и Приуралья. В них академически рассматриваются народные костюмы, начиная с сырья, технологий изготовления, собственно предметов одежды, образующих костюмы, некоторые костюмные комплексы. Это работы В.Н.Белицер (1947,1951,1958), Гаген-Торн Н.И.(1960), К.И.Козловой (1964), Т.А.Крюковой (1950,1951).
Данные исследования дополнялись информацией из широко развернувшихся после Великой Отечественной войны археологических изысканий в регионе. Материалы по реконструкции костюмов предков современных финно-угров имеются в трудах целой плеяды ученых - археологов (А.В.Збруевой,1952, О.Н.Бадера, В.А.Оборина,1958,Э.А.Савельевой, 1969, А.Х.Халикова, 1969, В.Ф.Генинга, 1970, А.Г.Архипова, 1973, Л.А.Голубевой,1979, Ю.А.Полякова, 1980, Р.Д.Голдиной,1985, М.Г.Ивановой, 1992, Т.Б.Никитиной, 1992, В.С.Патрушева, 1992, Н.И.Шутовой, 1992). Эти и другие материалы можно рассматривать как своеобразную ретроспективу традиционных костюмов XIX века.
В чисто этнографических работах расширяется проблематика, вырисовывается искусствоведческий аспект изучений ( Г.Н.Климова, 1973, С.Н.Виноградов,1974, П.С-Грибова,1980, Г.И.Соловьева,1982, Э.Меджи-
това,1985, К.Климов,1988, Народное искусство коми,1994). Среди традиционных костюмов региона наиболее полно, всесторонне изучен удмуртский; в 1970-80-е годы в нем ухе изучаются локальные варианты, традиционная проблематика расширяется за счет исследований связей костюмных комплексов с религиозными установками, воршудной организацией, характеристики декора(С.Х.Лебедева,А.Ю.Петерсон,1979, К.М.Климов, 1980, С. Х.Лебедева, 1980, И.А.Косарева,1986, С.Х.Лебедева,М.Г.Атаманов,1987, И.А.Косарева,1986). Марийскому народному костюму (сырью, изготовлению, использованию, географическим вариантам) посвящается монография Т.Л.Молотовой (1992). Таким же образом - полно и всесторонне - рассматривается башкирский народный костюм в книге С.Н.Шитовой.
Параллельно идут некоторые исследования элементов традиционных костюмов в контексте межэтнических связей (К.И.Козлова,1961,1976, Т.А.Крюкова,1967). Но нередко это делается лишь по линии выявления влияний русского костюма на все другие.
Как правило, почти во всех названных выше работах об одежде народов региона имеются и вятские материалы, но большее внимание в них уделяется территориям современных республик, а материалы Кировской области рассматриваются как этнически периферийные для каждой конкретной республики, что, безусловно, верно. Но в результате Вятский край не выглядит как самостоятельный объект для соответствующих видов этнографического изучения. Хотя в общем и целом имеющиеся результаты этнографических исследований впечатляют величиной и степенью проработанности проблем.
Наиболее сложную картину в изучении одежды Вятского региона представляют исследования русского костюма на Вятке.
В 1927 году в Трудах Вятского областного музея вышла работа Е.В.Матвеевой, Н.Н.Тихоницкой, Е.П.Лупповой с описанием традиционной русской культуры/ в том числе и одежды, в Куменской волости Вятского уезда. . -
Во второй половине XX века информация по вятскому русскому костюму дается в статье Г.М.Масловой,Т.В.Станюкович (1966) в комплексе с другими приуральскими материалами и через сравнение культуры сельского и городского населения. Костюм описывается по видам, предметам одежды: штаны, рубахи, сарафаны, юбки, кофты, головные уборы.
пояса, обувь, верхняя одежда.
В историко-этнографическом Атласе "Русские" (1966) имеется довольно обширная информация о традиционной одежде вятских крестьян. В работе по составлению Атласа были использованы некоторые музейные фонды региона, письменная информация из Архива РГО. Но,к сожалению, большой объем исследования не позволил авторам детально представить информацию об одежде Вятки. Кроме того, за исходную ячейку, таксон, взята территория уезда, что для вятского региона как этнического пограничья не совсем оправдано, так как исторические особенности освоения его определили в нем существование разных этнокультурных традиций на территориях некоторых уездов.
В монографии Е.П.Бусыгина (1966) вопросам крестьянской одежды посвящена целая глава, в которой описываются материалы, мужская и женская одежда, головные уборы, обувь, аксессуары.
Фрагментарно или опосредованно даны материалы по вятскому русскому костюму в Альбоме Н.П.Молотовой и Н.М.Сосниной (1984), в монографиях И.П.Работновой (1964), М.Н.Мерцаловой (1975), в Определителе "Крестьянская одежда населения Европейской России (1971). В книге ПармонаВ.Ф. о русском костюме (1994) нет собственно вятских материалов, но четко подаются костюмные комплексы вологодской, архангельской , нижегородской территорий - мест, откуда выявлялись направления освоения русскими людьми Вятского края. В монографии Г.Н.Чаги-на (1995) специфике одежды русских крестьян Среднего Урала, пограничного с Вяткой региона, посвящена целая глава. В ней академически представлены материалы по народному костюму, причем в весьма широком хронологическом диапазоне. Особую ценность имеют обработанные письменные источники РГАДА, других архивов, музеев.
Таким образом, исследования по заявленной диссертационной теме не оспаривают выводы, результаты предыдущих исследователей, а дополняют и развивают их, делают более углубленными знания о традиционном костюме как многоплановом этнографическом источнике.
База источников, используемых в работе, включает в себя прежде всего этнографические коллекции вятских музеев, а именно - Кировского государственного объединенного историко-архитектурного и литературного музея, в состав которого входят тридцать четыре музея в различных районах Кировской области и г.Кирова. Старейший из них - Ки-
ровский (Вятский), основанный еще в 1866 году; тогда же начали комплектоваться и первые этнографические коллекции из пожертвований, позже - из экспедиций и т.д.
В комплекс музейных фондов входят и этнографические собрания Советского (Кукарского) музея, основанного в 1920-е годы. Одними из первых поступлений в этот музей были, вероятно, коллекции Кукарского образовательного общества, начавшего сборы материалов еще в 1910-е годы. Обследованы этнографические фонды Малмыжского, Уржумского, Котельнического, Слободского, Иранского музеев, основанных также в 1920-е годы. Проводилась соответствующая работа и в более молодых музеях области: Афанасьевском, / ч Кайском, Кирсинском, Лальском, Подосиновском, Тужинском, Зуевском, Унинском, Кильмезском, Вятско-Полянском, Пижанском, Кикнурском, Санчурском, Оричевском и некоторых других.
Предметы традиционных КК изучались комплексно, из разных типов хранения: музейные подлинники костюмов, материалов для них, кожаная и лыковая обувь, украпения, в том числе и из хранения драгоценных металлов, фотодокументы, включая ценную коллекцию стеклянных негативов и фотографий начала XX века. В целом в работе используется, комплексно вводится в научный оборот информация примерно о двух тысячах музейных экспонатов.
Эти сведения дополняются наблюдениями автора во время экспедиционных обследований области, проводимых в разных районах Кировской области. С 1990 по 1996 годы были проведены следующие обследования: 1990г. - Уржумский район (марийцы)
1991г. - Малмыжский, Советский, Тужинский районы (марийцы), Слободской район (удмурты). 1992г. - Кикнурский район (марийцы), Афанасьевский район (коми), Ле-бяжский район (марийцы, русские, в том числе старообрядцы), Котельнический район (русские). 1993г. - Мурашинский район (коми, русские) - совместно с Финно-угорским культурным центром г.Сыктывкара, Вятско-Полянсхяй район (марийцы, русские), Пижанский район (марийцы), Слободской район (татары), Нолинский, Немский районы (русские, в том числе старообрядцы) - совместно с экспедицией Уральского госуниверситета. Кировского пединститута.
Санчурский район (марийцы, русские), Кильмезский район (татары, удмурты, марийцы, русские, в том числе и старообрядцы) - совместно с Кировским пединститутом. Верхне-Камский район (местные русские, коми, немцы, белорусы, русские из центральных областей), Унинский район (удмурты, русские, в том числе и старообрядцы) - совместно с Удмуртским госуниверситетом, УдНИИ.
Котельнический, Даровской районы (русские), Опаринский район (эстонцы, белорусы), Мурашинский район (русские, старообрядцы), Зуевский район (удмурты). Афанасьевский район (коми, в том числе и коми-старообрядцы), Кильмезский район (марийцы).
В результате этих работ удалось обследовать практически все вятские пограничья, внутренние районы, за исключением некоторых центральных, где степень урбанизации вьпзе, а, следовательно, меньше сохранность традиционной культуры, но экспонаты местных музеев дают представления о соответствующих КК.
В полевых условиях собирались не только коллекции крестьянской одежды, но и локальные названия элементов костюма, сопутствующая информация, сохраняющаяся до наших дней.
Дополнением к данной группе источников служат материалы ГАК0,ф.582 - Фонд Вятского губернатора,ф.237 - Фонд Вятской консистории,ф. 170 - Фонд Вятской ученой архивной комиссии,ф.2222 - Фонд Кировского объединенного музея. Вместе с описанием жизни и быта крестьян, сведениями по истории музея в материалах этих и других фондов есть сведения и о традиционной одежде.
Особо хочется отметить^центральные"этнографические источники, в частности - коллекции традиционных костюмов из главного этнографического собрания нашей страны - Российского этнографического музея. Сведения о хранимых им предметах одежды населения вятского края используются в диссертационной работе.
Кроме того, в работе использованы сведения, содержащиеся в Архиве Русского Географического общества, в частности описания разных сторон жизни вятских жителей, датируемые серединой XIX века.
Научная новизна исследования. Говоря о научной новизне работы, следует отметить "новое прочтение" костюмных комплексов - исследова-
1994г. -
1995г. -
1996г. -
ние их в полиэтническом пространстве, а не в сравнительно однородной этнической среде.
Впервые Вятский край рассматривается как единое место проживания различных народов, а не отдельно русских, марийцев, удмуртов, коми, татар и других этнических групп.
Научная значимость работы заключается также и в том, что при проведенном сплошном этнографическом обследовании указанной территории выделены не только наиболее яркие КК в национальной одежде, но и серия промежуточных, пограничных вариантов.
Впервые выявлены механизмы взаимодействий и определены уровни взаимопроникновений различных элементов костюма.
На основе проведенных исследований возможно более полное, целостное восприятие традиционной одежды населения края как сложного многопланового источника.
Практическая значимость работы. Полученные данные открывают перспективу изучения костюма не только как источника по материальной культуре, но и как совокупности информации об этногенезе, этнической истории, идентитете, этнопедагогике и т.п. Результаты работы позволяют шире использовать полученные данные в учебном процессе по региональной истории в рамках различных учереждений системы образования (вузы, гимназии, школы), а также в учереждениях культуры.
Апробация исследования. Результаты исследования отражены в 16 публикациях автора. Материалы исследований доложены на конференциях в гг.Кирове, Глазове, Сыктывкаре, Ижевске, Перми, йои^ар-Ояе-, Пскове.
Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории древнего мира и средних веков Удмуртского государственного университета.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.
Во Введении-обосновывается актуальность исследований традиционных костюмов, определяются цель и задачи исследования, содержится историографический обзор, анализируется база используемых источников, определяются хронологические и географические рамки, методы исследования .
Глава I "Генезис контактной этнокультуры в Вятском крае" посвящена вопросам истории Вятского региона в этнологическом аспекте, в частности процессам формирования пограничной этнокультурной территории.
Отмечены природно-климатические особенности региона, предопределяющие хозяйственную специфику и контакты населения. На ранее введенном в научный оборот отечественными учеными богатом археологическом материале охарактеризованы некоторые процессы изменения формы, сырья, происходившие в украшениях, проведена попытка первичного математического моделирования указанных процессов. Подчеркнута их стилизация с одной стороны и усложнение - с другой.
Здесь же рассматривается модель последующего контактирования финно-угорской культуры со славянской (русской), в частности - с переселенцами из Новгородского и Нижегородско-Суздальского княжеств. Охарактеризована специфика этнических границ: они были достаточно размыты, существовали в виде своеобразной "границы-мембраны", способствующей проникновению одних, например: генетически родных явлений и регулирующей другие процессы. В складывании модели контактирования отмечены процессы проникновения, адаптации, своеобразного "вживления" в иной культурный массив со стороны русской культуры и процессы ответной реакции, "привыкания" к новому компоненту со стороны финно-угорских культур.
Высказывается мысль, что на этом этапе контактирования значительная доля военной деятельности у переселенцев наряду с занятиями земледелием, скотоводством, охотой и т.д. была закономерна в силу близости границ государства. Неопределенная конфессиональная принадлежность может быть объяснена мобильным положением переселяющихся групп. Этническое смешивание приводило к увеличению численности, количественных характеристик, которые должны были стабилизировать и качественные критерии этой этнической группы.
Отмечено существование и другого иноэтнического анклава на Вятской земле - культуры каринских татар. Подчеркивается культурное тяготение вятской территории к Поморским и Понизовым центрам, а также постепенное смешивание (начиная с XVI века) элементов русской культуры данных регионов в районе Вятки, взаимодействие вариантов русской культуры не только по географическому признаку (Поморье, По-
воляье), но и по сословному (стрельцы, крестьяне), и по конфессиональному ("мирское" население, старообрядцы разных толков).
С отступлением границ от Вятки начинается новый этап в этнической истории края. Направленность освоения "вширь" сменяется направлением "вглубь", так сказать "экстенсивные" методы сменяются "интенсивными". Это делается и при помощи религии.
Христианизация, усиление влияния Трифонова монастыря как ее форпоста, позже - деятельность Конторы новокрещенских дел, миссионерских обществ, увещевания, льготы, преследования "иноверцев", всяческие способы "обличения русского старообрядческого раскола" - все это привело к тому, что к XIX веку различные группы вятского населения стали отличаться не только по национальному признаку, но и по конфессиональному. Кроме православных,здесь жили и староверы разных согласий, сохранившие свою религию удмурты и марийцы, старокрещены, новокрещены, татары-мусульмане и татары-крящены.
В пореформенное и послереформенное время на этнические процессы в Вятском крае повлияла капитализация сельского хозяйства, бурное развитие промыслов, в том числе и отхожих, миграции внутри губернии и переселения на Урал, в Сибирь. Это приводило к утрате специфики в локальной модели традиционной культуры вообще и в одежде в частности. Но различная степень "раскрестьянивания" вятской деревни обусловливалась степенью удаленности от торговых путей, железной дороги, развития промышленности и прочих условий. Таким образом, некогда яркое локальное своеобразие стало выражаться с разной долей сохранения традиционного и инновационного компонентов.
В первой части работы произведена также попытка заключить все указанные выше многоплановые процессы, определяющие этническую специфику региона, в единую формулу, наглядно отражающую взаимосвязи этих процессов. В ней более комплексно представляются не только возможные причины, механизм действия, но и результаты взаимоотношений различных культурных традиций.
В заключительном разделе первой главы приводится краткая характеристика одежды населения региона периода средневековья до XIX века на основе имеющихся фрагментарных описаний.
В Главе II "Основное локальные костюмные комплексы (КК) на Вятке и их историко-этнографические параметры" прежде всего подчерки-
вается, что рассмотренная специфика исторического развития региона определила существование в нем целого созвездия локальных КК. Это подтверждается результатами сплошного этнографического обследования территории Кировской области.
Неоднородный этноконфессиональный состав населения края подтвердил нецелесообразность использования территории уезда как исходного звена, таксона в классификационных построениях, поэтому русская одежда в регионе достаточно полно описана и разделена на следующие КК (специфика каждого из них определяется женской одеждой).
Лузско-Подосиновский КК характеризуется достаточно длительным сохранением комплектов одежды с оригинального кроя, рубахами и сарафанами, использованием ярких, "красноборских" поясов, специфических предметов, таких как "рукава", предпочтительностью определенных цветовых сочетаний и размеров клеток в холстах, весьма яркими аналогиями с вологодскими, архангельскими этнографическими материалами.
Средневятский КК отличается несколько упрощенными по сравнению с предыдущими видами кроя сарафанов, скромно декорированными рубахами, особыми вариантами "пестрядей", распространением головных уборов типа "моршень" и сменяющих их "чехлушек", значительным использованием хлопчатобумажных тканей наряду с домашними льняными холстами. Некогда существовавшие более яркие отличия, видимо, исчезают на рубеже XIX и XX столетий в связи с развитием промышленности, строительством железной дороги в этом районе.
Нагорско-Слободской КК включает в себя предметы одежды, имеющие в том числе и свои, локальные названия, обнаруживающие некоторые параллели с северо-западными образцами. Головные уборы с одной стороны имеют как сходства, так и отличия по сравнению со средневят-скими видами; это же можно сказать и о вариантах холстов.
Бело-холуницко- Омутнинско- В-Камский КК отличается сохранением некоторой архаики в предметах одежды (по причине отдаленности района) и наличия инновационных деталей в костюме, объясняющихся развитием здесь горно/заводской промышленности.
В Санчурском КК проявляются некоторые южные черты, связи с нижегородским Заволжьем, старообрядческая традиция.
В Яранско-Кукарском КК присутствует достаточно много новых, из фабричных тканей, элементов ("яранцы-красносанцы"), сходств с ниже-
городскими материалами, выделяются черты одежды переселившихся с севера "серых" "починовцев".
В Уржумском КК проявляются некоторые южные черты; локальный вид костюмного комплекса дополняется старообрядческой традицией в одежде, а также - "починовской", стилизованной, смешанной в фабричном селе.
Малмыжско-Вятско-Полянский КК обнаруживает сходство с поволжской культурной традицией: характеризуется распространением беспо-ликовых женских рубах, специфичного вида холстов, преобладанием темно-красных, малиновых тонов в используемых покупных тканях, сходными видами головных уборов. Здесь же отмечается специфика в старообрядческой одежде.
Нолинско-Кильмезско-Унинский КК. Рассеивание Культурной специфики у местного "мирского" населения в связи с развитием отхожих промыслов и по другим причинам привели к тому, что этнокультурные отличия в этом районе свелись к большему сохранению традиционных черт в одежде у старообрядческого населения, находившегося на разных стадиях "выхода в мир". Отмечаются различия не в географическом плане, а по "толкам", в наиболее консервативных этноконфессио-нальных группах сохраняется больше архаичных черт.
В удмуртской одежде на территории Кировской области выделяются Слободской, Косинский, Китякский КК при сохранении некоторых промежуточных вариантов.
Слободскому и Косннскому КК присуще длительное сохранение белой холщовой одежды, оригинальных головных уборов, вышивок, украшений. В целом, в Косинском КК выявляется больше старинных черт, чем в Слободском. Наблюдаемые отличия и сходства данных КК позволяют называть их не только разновидностями костюма северных удмуртов, но и стадиями развития этого костюма.
Территории современного Кирово-Чепецкого, части Унинского районов и некоторые другие причисляются к так называемым "межзоньям", в которых обнаруживаются элементы различных КК по причине расширения границ локальных групп при превращении их в дисперсные. В таких же районах находятся в качестве рудиментов существовавших некогда иных КК особо значимые вещи, целые КК воспроизвести затруднительно.
Из южноудмуртской одежды на территории Кировской области наибо-
лее полно представлен Китякский КК, включающий определенные старинные черты, вещи с южными, тюркскими заимствованиями. В южноудмуртских материалах в вятском крае выявляется несколько стилизованных вариантов костюма.
КК марийской одежды в вятском регионе соотносятся с распространением различных диалектов марийского языка, определяются специфичными головными уборами, некоторыми другими явлениями.
Самый северный для Вятки Котельнический КК марийской одежды характеризуется специфичной техникой вышивки, месторасположением ее на рубахе как йошкар-олинских образцах, оригинальным оформлением асси-метричного нагрудного выреза, сохранением широкого бисерного пояса с подвешенными к нему клыками-амулетами.
В Тужинский КК включены рубахи со своеобразными по манере исполнения вышивками, головные уборы "сорока" с очельем определенных размеров, округлой формы украшения "шушер", продолговатые украшения "аршаш", свои варианты оформления нагрудной части рубахи и халата.
В Кикнурско-Санчурском КК проявляется как сходства с предыдущими КК (например: в украшении головных платков "пипи"), так и яркие аналогии с горно-марийскими материалами.
Западно-Яранский КК отличается сохранением определенных вышивок, их месторасположением на одежде, оформлением головного убора-"сорока", видом нагрудных украшений, один угол которых закруглен, другой - прямой.
Начиная с восточных территорий бывшего Яранского уезда до западных районов бывшего Уржумского уезда9в южном вятском пограничье фиксируются компоненты так называемого восточно- Яранско- Пижанско-Советско- Лебяжского КК. Его своеобразие определяется квадратной формой нагрудного украшения из монет, поясов с удлиненными кисточками, цепочками по всей длине пояса, распространением вышивок в технике мелкого креста. Главное отличие - в прямоугольном, сравнительно нешироком головном уборе "шымакш", лишь верхняя и нижняя части которого заняты вышивкой. Способ ношения его - „мысиком" на затылке, вертикально.
В Уржумском КК предср^цлено .больше архаичных элементов, чем в других вариантах. Головной убор "шьшахй" населением чаще называется
"тюрик". Он имеет сравнительно широкую прямоугольную поверхность, почти всю заполненную вышивкой. Способ ношения - „мысиком" горизонтально надо лбом.
В Малмыжско-Вятско-Полянском КК головной убор "тюрик" уже иной формы, он более узкий, расширяющийся книзу. Вышит аналогично уржумскому, но в других цветовых решениях; носится на голове„мысиком" надо лбом вверх, на темя подкладывается валик, возвышающий центральную часть головного убора. В одежде имеются отличия по сравнению с уржумским КК.
Кильмезский КК выделяется благодаря сохранению специфичных предметов, манере исполнения, локальным названиям.
Традиционная одежда коми разделяется на Афанасьевский и Орловский КК. В Орловском КК сохранялся убор типа "сорока", единственные в вятском регионе рубахи с косыми? поликами, стилизованные косоклин-ные сарафаны; оригинальность поясов, вязаных чулок, варежек определяется не только приемами исполнения и размерами, но и яркими ( желто - оранжево - фиолетовыми) цветовыми сочетаниями. В Афанасьевском КК кроме "самшуры" входили рубахи с прямыми поликами, чаще - прямые пестрядинные сарафаны; в поясах, вязаных чулках, варежках более предпочтительными оставались традиционные красно-зеленые сочетания.
Сравнительно однородна одежда татар, много общего в костюмах каринского и малмыжского комплексов: покупные ткани, "холодные" расцветки, глухой ворот, длинные рукава, ювелирные украшения с монетами, полудрагоценными камнями.
Фрагментарно отмечаются особенности традиционного костюма у переселенцев - эстонцев, белорусов, немцев.
Из такого деления видно, что в одних случаях территории уездов тяготеют к разным историко-хультурным традициям, в других - могут быть объединены.
При сплошном обследовании выделяются не только "чистые", характерные для определенной местности КК, но и промежуточные, стилизованные (удмуртская одежда в современном Унинском районе Кировской области).
В определенных случаях наблюдаемые элементы костюмов нельзя считать исконными, они могли принадлежать мигрировавшему населению, например: "починовцам".
Разные сочетания признаков составляют своеобразие КК, иногда кроме основного типа выделяются и подтипы КК, в частности КК "чи мари" в составе КК "шымакшан мари".
Широкий спектр локальных вариантов КК в вятском регионе обусловлен по сути перманентными миграциями различных групп населения в силу освоения русскими края, религиозными перестройками, движением "починовцев", некоторым расширением территории локальных групп при их превращении в дисперсные, переселениями по аграрной реформе Столыпина в начале XX века и по политическим причинам в середине XX столетия.
Нестатичность,неоднородность локальных групп затрудняли их сливание, агрикультурная модель развития хозяйства консервировала культурное многообразие, достаточно долгое сохранение отличающихся черт КК.
Не только локальное самосознание, говоры, но и одежда продолжала оставаться маркером мелких этнических образований на Вятке; была своеобразным " паспортом" ее владельца, говоря не только о его национальности, но и о месте жительства, семейном положении, возрасте - "по одежке" в буквальном смысле слова "встречали".
Глава III - "Проблемы этнокультурного взаимодействия по материалам традиционных КК. Здесь подчеркивается, что традиционная одежда как один из компонентов этнической культуры развивается не только в силу внутренних причин, но и благодаря взаимодействию извне, с другими подобными явлениями. Процессы внутреннего развития и внешнего контактирования происходят параллельно, как бы дополняя друг друга.
Онтологические построения предыдущей главы дополняются в данном разделе некоторыми гносеологическими.
Этнические общности Вятской земли приспосабливались к вполне конкретной природной среде, формировали гармоничную устойчивую систему взаимодействия с ней, распространяющуюся на виды хозяйствования, строительство жилища, производство одежды. Натуральный характер экономики консервировал некогда отшлифованную хозяйственную модель, все элементы которой становились "айсбергом" традиций, инновации придавали ей дополнительный колорит, отражали своеобразие исторических моментов.
В основном натуральное сырье (лен, конопля, шерсть), передаваемые от поколения к поколению способы труда, а также воспроизводство определенных фасонов, видов украшений и др. - все это способствовало долгому сохранению в регионе аграрной модели развития экономики с ее значительной степенью самообеспечения. Вот почему вятское крестьянство примерно вплоть до конца XIX века жило так сказать в "дере-вяном веке", черпая все (или многое) для своего хозяйства из леса, из окружающей природы. Это распространялось и на производство одежды, поэтому и в конце XIX века в традиционной одежде различных групп вятского населения обнаруживались и весьма архаичные явления.
Информация о весомых, значимых видах хозяйства каждой культуры запечатлевалась в особо важных символах, предметах.
В КК финно-угорских, славянских и тюркских этнических групп вятского края отражается информация о материальной жизни общества в прошлом. Этнографические сведения о костюме отражают течение экономических процессов и явлений.
Однако они должны восприниматься вместе с процессами духовной жизни рассматриваемых обществ. Несмотря на то, что духовная жизнь населения региона характеризовалась как двое- или даже троеверие (славянское, финно-угорское язычество и христианство), дополнявшимся исламом, именно язычество - буквально "натурфилософия" разных "языков"/народов - запечатлилось в достаточном количестве в традиционных костюмах. Подтверждение тому - солярные, зооморфные и антропоморфные сюжеты вышивки в различных КК, их цветовое решение, масштаб .
Ткачество, производство одежды было в известном смысле консервативным занятием. Оно было связано с женщинами. В целях воспроизводства своей культуры общество строго следило за тем, как женщины занимаются шитьем одежды, как носят они, да и не только они, эту одежду, головные уборы. Женский костюм был своеобразным символом традиционности одежды.
Глобальные культурные ценности долгое время оставались незыблемыми. Лишь в пореформенный период, во второй половине XIX века начинается ломка традиционных устоев. Все убыстряющееся внедрение инноваций идет по направлению: сырье - фасон - использование.
С развитием товарно-денежных отношений в деревню интенсивнее
стали проникать ткани фабричного производства. "Мануфактура" распространялась повсеместно, она считалась нарядной. Но промышленные ткани не могли распространяться и без влияния городской моды. Постепенно начали изменяться и фасоны, те, которые были адаптированы на протяжении десятилетий, веков.
В условиях капитализации сельского хозяйства производство льняных тканей, традиционной одежды стало приобретать товарный характер, превращаться в один из многочисленных вятских промыслов. Некогда такие стойкие показатели этнического своеобразия как головные уборы в некоторых случаях шьются на заказ, сбываются в другие местности. Но данные промыслы существовали недолго по причине их невысокой доходности. Товарная, "рыночная" стадия развития традиционной одежды явилась ее "лебединой песней".
Покорение инновацией третьего форпоста традиции в одежде - применения - было с одной стороны достаточно быстрым, с другой - растянулось на десятилетия. Быстрее стали использоваться новшества в повседневной одежде, медленнее - в ритуальной.
Поток новых фасонов, изменений в производстве традиционной одежды был присущ различным этническим группам вятского сельского населения, но в разной этнической среде он проходил неодинаково. На скорость стилизации влиял религиозный фактор. Взаимодействие традиционных и инновационных процессов в КК этнического пограничья усложняется также и экономическими, политическими и другими причинами.
Вятские КК представляют собой некий симбиоз традиционных и инновационных элементов. Старые формы в них полностью не исчезли, а дополнившись новыми,сохранились. Инновации давали импульс локальным КК, создавая их новый вид, новую стадию развития. Наиболее консервативные формы, элементы костюма постепенно утрачивались.
В процессе исторических преобразований костюмов финно-угров и славян на Вятке отмечаются некоторые параллели.
Особенности контактирования локальных образований определяют разные степени сохранения наиболее старых компонентов в КК. Имеющиеся в распоряжении источники показывают, что в КК двух контактирующих этнических групп (при прочих равных условиях) локальная специфика стирается достаточно быстро. В пограничных территориях, где вступают в контакт более двух этнических образований, например, три, или
даже - четыре, особенности в КК существуют дольше.
В последнем случае, как правило, четче и дольше сохраняется своеобразие КК во всех контактирующих культурных традициях. В таких КК больше архаичных, в том числе и антропоморфных сюжетов. С другой стороны, наличие старинных элементов в КК может рассматриваться как факт, указывающий на некогда происходившее подобное контактирование.
Яркие, самобытные предметы одежды, явления в ней сохраняются и по причине их былого заимствования, существования в иноэтнической среде.
В пограничных территориях, где контактируют только две культурные традиции, быстрее происходит стилизация в КК. Исчезают не только особенности в традиционной одежде, но и локальное самосознание, своеобразие в языке, специфика проведения традиционных праздников.
При такой модели контактирования в КК шире используются материалы промышленного производства, фасоны городского типа, быстрее идет превращение локальной группы в дисперсную. Границы каждой такой группы расширяются, накладываются одна на другую, элементы КК смешиваются, распространяются в соседних, пограничных территориях.
Таким районам этнокультурного взаимодействия характерны в основном не типичные КК, а промежуточные, усредненные. Иногда сохраняющиеся в них элементы не составляют полный комплекс, поэтому они дополняются современными вещами промышленного производства.
Динамика этнокультурных процессов в одежде зависела как от общих, экономических факторов, так и от вполне конкретного соотношения этнических компонентов в локальной модели культуры, форм контактов этих компонентов в этой модели. Отмечено, что более раннее смешение могло приводить к консервации некоторых явлений, а более позднее смешивание обычно приводит к нивелировке, утрате этнических особенностей в традиционном костюме.
Вместе с сохранением определенной доли архаических явлений в одежде наблюдалась и стилизация в ней сложных элементов.
Выделяется несколько уровней взаимодействия различных этнических групп с точки зрения слияния КК.
Первый уровень определяется взаимовлияниями между локальными группами одного этноса, второй - между локальными образованиями различных этносов, третий - полиэтнический; он соответствует товарной
стадии развития производства, распространению и использованию квазиэтнических вещей.
Отмечается, что исторические преобразования после 1861 года, разрушение традиционного уклада жизни в деревне, процессы, происходящие на селе в XX столетии привели в итоге к практически полному исчезновению народного костюма у разных групп населения вятского края. Традиционная одежда использовалась лишь в наиболее трудные экономические периоды - в военное время (середина XX века), в некоторых религиозных обрядах во второй половине XX столетия (ее оставляли "на умирание"), а также в качестве источника для художественного моделирования современной одежды.
К концу XX века произошло объективное сужение сферы использования народного костюма. В этом смысле вятский край утрачивает свое былое "одежное" многообразие.
В Заключении дается общая характеристика традиционных костюмных комплексов вятского края во второй половине XIX - XX века.
Особенность» этнической истории края является формирование его как этнического пограничья, в котором контактировали культуры фин-но-угров, славян и тюрков.
В разные исторические периоды в сложившейся модели контактирования превалирующими были разные процессы: географические, экономические изменения чередовались с религиозными, политическими и т.д.
Большой диапазон вариантов традиционной одежды объясняется пестротой национального и конфессионального состава населения региона. Достаточно длительное сохранение их определяется и преимущественно сельскохозяйственным развитием края.
Целое созвездие локальных КК существовало на Вятке на рубеже XIX и XX веков. Оформились механизмы взаимодействия и система уровней контактирования элементов КК.
Говоря о современном состоянии традиционной одежды, в заключении подчеркивается, что в конце XX столетия народный костюм больше осмысливается как эстетический символ, образ, закрепляющий этническое самосознание, сюжет из этнической истории. Если в прошлом веке он представлялся как нечто вещественное, то теперь он осознается как.нечто духовное; следовательно, он не исчез, а существует в другой ипостаси .
Закономерно привлечение информации о традиционных костюмных комплексах различных групп населения вятского края в учебном процессе по краеведческим дисциплинам, в системе музейной педагогики и т.п.
Сведения о народной одежде вместе с .другими знаниями должны способствовать лучшему, более глубокому познанию этнокультурного наследия народов региона, должны влиять на складывание мировоззрения подрастающих поколений, воспитывать их не только как носителей народной культуры, но и как ее исследователей.
■"! J
Основные положения диссертации изложены в следующих публикация?:
■ 1.с,национальным орнаментом.Коллекция карийской народной одеж-Ха в собрании Кировского объединенного музея: история формирования и перспективы: исследования.//По родному краю.Сборник краеведческих ка-гериаяов.-Киров,1991.- C107-110
2.К вопросу о сохранении локальных особенностей в костюмах зят-;хих >. арийцев.//Вятсхая земля в прошлом и настоящем.Тезисы докладов Л сообщений II научной конференции.-Киров,1992.-т.1.-С239-240
3.Элементы традиционной народной культуры финно-угров южного вятского пограничья.//Историческое познание: традиции и новации. Тезисы Международной теоретической конференции. -Ижевск,1393,-ч.1,-Í49-52 в соавторстве с ПозДеевЫМ B.Á.
• 4.К истории фольклорно-этнографичьсхих исследований з вятском spaé.//Проблемы хультурогенеза и хультурного наследия. Материалы 4еядународной конференции.-СПб-Тюмень,1993,-ч.III,-с116-113- в соавторстве с Поэдеевым В.А.,КасиМовой Э.Г.
5.О системе взаимовлияний этнических групп вятского населения (цо данным костюма).//Европейский Север:взаимодействие культур в цревиости и средневеховье.Тезисы Международной хонфереицуи.-Сыктывкар, 1994,- CÍJ5-96
б.О современном состоянии традиционной хультуры русского насе-иения Уолинсхого района Кировской области.//Вятская земля в прошлом я настоящем.Тезисы III научно-прахтичесхой конференции.-Киров-,1995,-г.II,- с128-129
7.Традиции и обычаи в современной духовной жизни финно-угров зятского региона tua примере одежда уржумских марийцев).//Музей как центр научной и краеведческой работы на современном.этапе. Материалы яаучнс-практической конференции, посвященной 10'0-летию Пермского об-пастного краеведческого музея. -Пермь,1994,- С162-166 *
8.Возрождение элементов календарной обрядности-у вятских групп дуговых мари в современный период.//Узловые проблемы современного финно-угроведениа. Материалы 1 Всероссийской конференции финно-уг-роведов.-Йошкар-Ола,1995,- С180-181 ■ ,
■ 5.Сохранение элементов традиционной социализации 'личности; у русского населения Кировской области.//Материальная и' духовная культура народов Поволжья и Урала. История и современность. Тезисы докладов и сообщений региональной научной конференции.Глазов,1995,С46-41
10.Изменения в традиционной одежде русских Вятской губернии в контексте развития отхожих промыслов, миграций в Сибирь.//Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур.Тезисы Международной научной конференции. НовосибирскАкадемгородок),1995, т.II, С246-248
11.0 культурных традициях русского населения в вятском крае (на примерах одежды).//Церковная археология. Материалы 1 Всероссийской конференции. СПб-Псков, 1995, ч.Ш,с21-22
12.Антропоморфные сюжеты в славяно-финских орнаментах на Вятке
. в конце XIX - начале XX века.//Христианизация Коми края и ее роль в
\
развитии государственности и культуры. Материалы Международной научной конференции. Сыктывкар,1996,т.1,с267-276
13.Лузско-Подосиновские традиционные костюмные комплексы в контексте вятско-вологодских культурных связей.//Религия и церковь • в культурно-историческом развитии русского Севера.К 450-летию преподобного Трифона, вятского чудотворца. Материалы Международной, научной конференции. Киров,1996, т.2,с172-17б
14.Специфика сохранения традиций в одежде вятского староверческого населения в современный период.//В сборнике Удмуртского Республиканского музея. В печати.
15.Локальные комплексы традиционной одежды русского населения . на Вятке конца XIX - начало XX века в связи с особенностями освоения русскими вятского региона.//В сборнике Пермского госуниверситета . В печати
16. О некоторых процессах в костюмах и украшениях древнего населения Приуралья (выявление особенностей и попытка математического моделирования).//В сборнике Глазовского пединститута. В печати. В соавторстве с Клабуковой Е.Р.