автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Традиционные социальные структуры куркистанцев в XIX-XX вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционные социальные структуры куркистанцев в XIX-XX вв."
РОССИЙСКАЯ АКАДВЖИ НАУК
МУЗЕЙ АНТР0П0Л0ВД1 И ЭТНОГРАФЕ! ИЛ. ПЕТРА В ЕДКОГО (КУНСТКАМЕРА)
/
на правах рукогаон
Ясашн Акмаль Дкаяна
Традиционные социальные структуры ■ яуриотшщев з Х1Х-ХХ вв.
Спецкальнооть - 07.00.07 - этнология
Автореферат диосертация на сеяокание ученой ствпонк кандидата испдачвских наук
Санкт-Петербург 1993
Работа -.хлолнена в Музое антрополог!щ и этногра.^ш им.'Петра Великого чл'уксткаыера) РАН. у1-
Научный руководитель - доктор филологических наук Путилов Б.Н. Научный консультант - доктор филологических наук Гршберг А.Л".
Офхциальные оппоненты: доктор исторических каук Маретина С.А.
кавдздат исторических наук Нугаев Ш.'А.
Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный универш тет
Защита состоятся ," " __„ 19 г. в " " часов в сп
циализированном совете Д 002.76.02 по защитам диссертаций на сои какие ученой степени доктора исторических наук в Музее антрополо пш и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (199034, С.-Петербург| Университетская наб., 3).
С диссертацией ыонно ознакомиться в Научной библиотеке Музе антропологии и этнографии им, Петра Великого (Кунсткамера) РАН,
Автореферат разослан " "___19 г.
Ученый секретарь специализированного совета Д 002.76.02
кандидат ксторпчэских кау^ . А.Ы.Решетов
ОНЦАЯ ХАРАКГГОКЛИКЛ.'РАБОТЫ
Адтуадьцост^ исследования. В современной этнографии значитель->9 место занимают работы, посвященные исследованию малых народнос-)й п этнических групп в связл с этнокультурными процессами, проис-вдящпми в миро. В центре вникания ученых гуманитариев были к оста-гся проблемы этнической история лцдоиралскях и ицдоевропейохкх на-здов.
К одному 153 наименее исследованных з этнографическом плаке райтов Гиндукупа относится Нуристан (Кафиристан)1', область А^ганис-ана, расположенная на границах Таджикистана, Пакистана, Индии и итал.
В целом, территория Нуристана представляет собой ряд долин рек, о большей частя полноводных, извилистых и узких, в которые впадают енее полноводные реки и ручьи. Долины разделены горными цепями, ко-орыа достигают значительной высоты и являются, по большей части, епристушшми.
Климат Нуристана меняется в соответствии с высотой, на которой асположена та или иная часть его территории. В доллнах, проходящих нсоко в горах, зима достаточно сурова, однако в летние месяцы прак-нчески на всей территории климат ааркнй.
Наличие благоприятного климата в летний период позволяет вите-!ям Нуристана заниматься обработкой земли и разведением скота. В то :е время резкое различие мевду холодным и теплым временем года являйся- причиной того, что в зимний период из-за значительных сложностей о отоплением население не занимается активной деятельностью. Ос-говным занятием ну ряс танцев в холодный период является добыча топлн->а. В Нуристане имеется достаточно большое количество воды, однако ю многих источниках Еода инфицирована и не пригодна для питья. Поэтому еще одной заботой ну ристанцев является добыча питьевой воды, за нею они направляются к чистым источникам, которые зачастую находятся в отдаленных местах.
У исследователей существует несколько точек зрения относительно
■^Названия Нуристан (страна света), как прежнее Кафиристан (страна неверных), не являются в своей основе этническими. Термины "Кафиристан" и "кафиры" в современном Афганистане но употребляются, эднако в ряде исследований и источников они имеют место, в овязя о чем в данном исследовании ми считаем целесообразны?.! использовать их, предпочитая при этом употреблять термины "Кафиристан" и "кафиры" применительно к прошлому нуристанцев и к их старым традиция:.].
происхождения куристанцев. Ми приводим здесь наиболее значимые из Ш1Х. Это более или менее аргументированные предположения о происхо-,» дении нуристанцев от греков, арабов и древних арийцев (подробно в диссертации).
Население Нуристана по языковому признаку подразделяется на че тыре грушш. Первая группа, говорящая ка языке кати, населяет долин р. Еаигуль, расположенную в восточном Нуристане. Вторая группа -прасун, третья - вайгади, четвертая - ашкун.
Традиционно принято объединять языки четырех вышеуказанных групп нуристанцев - каицаакун^ваЛгали и прасун в особую группу -кафирских языков.
Если группировка населения Нуриотака по языковому признаку, представляется довольно ясной, то этнические отношения между этими группами являются белее сложными и неоднозначными. Основным затруднением в атом плане является то, что названные группы не тлеют обще^ го самоназвания. Употреблявшийся до 18Э5 г. афганцами термин "кафиры" по отноыению к населению Кафиристана того времещ; естественным образом упразднился о исламизацпей зтого района. В современном Афга< шгатанэ жителей Нуристана называют термином "нуристаны".
По нашм данным в Нуристане в настоящее время существует шесть наиболее значительных племен: кати, кам, калька, прасун, ашкун, га-вар.
ОтоутстЕие коммуникаций, высокогорье, опасные тропы, сложные природные условия и другие факторы делали Нуристап труднодоступными для гослодователей. L! тем, район зтот особенно интересен для изучения реликтовых культур, находившихся длительное время в географической изоляции и сохранявших до недавнего времени архаические элементы, в том числе своеобразные реликтовые языки и архаичные черты быта.
В I8S5 г. IïypzcTaii был завоеван змиром Афганистана и включен в состав Афганистана.
Завоевание Кафиристана, естественно, привело к вытеснению бытовавших здесь языческих культов, распространений официальной сунитс-кой формы ислама и в связи с этим к утрате населением ряда отнокуль-туршх особенностей. В то ко время этот край по-прежнему остается плодотворны:,! для исследований, значение которых кокет выходить далеко за региональные рамки. Изучение традиционной социальной структуры Цуристана, например, долаю способствовать выявлению степени прп-2
¡ряенности этноса к своим трцлнгд.ч:.:, причин .устойчивости тхдеицн~ тих обрядов л основных тенденций проникновения инноваций в традл~-но. Это вполио объясняет тот расту а;;" интерес к Нуристану, которой 1блвдаотся в европейски науке в настоящее время.
Степень изученности, .те-";. Начитал с Бабура (Х1У во;;) в истори--юких хрониках всо чаще и чацэ встречаются сведения о кафлрах, гавнш образом - о бор:.Со не;;;:а плмл и сосотг; мусульманским ;аоо~
51шсг.1.
В Европу сведения о кафпрскнх племенах лолалл через вторые л ретьи руки, а в ик было болкле вымысла, че;.т достоверных данных.
В порвол половине л1Х в. заметно пополняется сведения о сих племенах, полученные, главным образом, от офицеров англо-лпдий-сой службы. В 1809 г. Афганистан посетила британская миссия, возг-1вляеыая Ы.Эльфпнстопом, который составил подробное описание Афга-гстана, куда вошел раздел и о ¡Кафиристане.
Наиболее достоверные сведения о населении областей Пригиндуху-ья, в том число Кафиристана, даст один из офицеров британской ионической службы в Ицции Дя.Бидделф в 1880 г.
Все вышеперечисленные п другие работы основывались на рассп-эсных данных, никому из ксследователей не удалось самому пробивать Кафиристане.
В 1889 г. первый английский исследователь Джорд Скотт Роберт-эн попал непосредственно в Кафиристан. Его сведения относятся к эсточному Кафиристану, о западном у него практически никаких свэ-эний нет. Его книга "Кафиры Гиндукуша" имеет большую ценность, по-кольку автору удалось зафиксировать религиозные обряди, записать л шш доисламского периода.
После завоевания Кафиристана ота область в течете длительного ремени все еще оставалась закрытой для европейцев. Первыми европэй-ами, -побывавшими в Нуристане после его завоевания, были Н.И.Завилоз Д.Д.Лукшшч. В их исследовании содержатся некоторые этиографлчес-ие и языковые сведения о Нуристане.
Следует упомянуть немецкую экспед1щию в 1935 г., в которую ходил этнограф В.Ленд. Он приводит интересную информацию о соцпа-ьных отношениях у кафиров, о строении семьи, кланов и о положении, абов.
■ Обобщающий трудом, посвященным религии Восточного Гиндукуыа, л частности Нуристана, является выпод-дая в свет в 1975 г. к;ы:га
К.Иеттмар. Автор описывает религиозные представления кафиреких пле мен, мифологию, некоторые ритуалы и обряди.
3 книге Злельберга и Скайлера Дданса "Нуристан", вышедшей в 1279 г., изучается социальная история и духовная культура народное теп Восточного 1Ъш.7куш.
Значительны:.! явление;.: в области изучения Нуристана явились ра боты А.Л.Грюнберга. В 1963-1964 в Нуристане и позке в Кабуле А.Л.Грюнберг собрал ценный материал по этнографии и языкам населения Памиро-Гнццукупского региона, составил лингвистическую карту Нуристана (публикации 70-х годов).
Из афганских источников в части политической истории важные сведения приведены в "Сирадк-ат-таварих", книге личного секретаря афганского эмлра Хабиббуллн-хана 19)1-1919.
Большой интерес представляет работа ¡Духаммада Сауара В.Г., со бравшего уникалыый материал по религиозным представлениям, обычая и правам кафиреких племен.
Наконец, автор диссертации в течение ряда лет работает над ка фирской проблемой, частично материалы и итоги опубликованы в афганских источниках.
Цели и задачи исследования. В центре диссертации - изучение традиционной социальной структуры племен Нуристана, преицущественн на примере родоплемешшх орга!Шзаций, обычаев, обрядов и традицион ных особенностей катиязычных нуристаицев.
Основше задачи заключаются в следующей:
1. Проследить традиционную организации кафирского общества, роль дшиты в обществе, права и обязанности, голитическое устройст общества.
2. Изучить племенные разделение в обществе кафиров.
3. Дать краткий обзор социальной структуры других пуристански племен в сопоставлении со структурой катиязычного Нуристана.
4. Обобщить материалы по искусству, обычая:.:, о бряцай, празднп кам и влиянию па них педализации общества.
Источниковая база. Основше использованные в работе источники условно ыоено разделять на дш вида: во-первых, это коопубликованн записи и материалы из частных архивов; во-вторых, материалы, собра ные автором в течение многих лет от нуристанских старцев в Пуриста и в Кабуле, часть которых опубликована в афганских источниках.
В работе приведены сопоставительные данные .других авторов. 4 .
Методология и методы иоолвдо.здн.чя. Материалы изложены на широко юпользувмом в этнографии псторшо-эгнографичеоком методе, который • охватывает ко!.шлекс информации о Нуристане, на фоне истории которого рассматриваются социальная структура и элементы культуры и быта об~ цества.
Мрачная новизна дррсерташш. Научная новизна работы заключается в том, что впервые исследованы социальная структура катиязычпых нуристанцев в сопоставлении с другими племенами, а так?е детальные племенные подразделения племен Нуристана, особенно племет! кати. Изучено политическое устройство кафирского общества, взаимоотношение о соседями. Дана оцедал влияние пслашзации на традиции культуры п быта нуристанцев.
Практическая значимость, "материалы работы могут быть использованы для восстановления недостающи звеньев в истории духовной культуры и социальных отношений. Это значимо, поскольку Нуристан долгое время находился в географической изоляции от внешнего мира.
Выдвинутые в работе положения о культуре и быте Нуристана в прошлом могут помочь з восстановлении некоторых лучших традиций нуристанцев.
Фактический материал, приведенный в работе, моига использовать при создании обобщающих работ, посвященных этнографии индоиранских и индоевропейских народов.
Материалы диссертации помогут дать широкому кругу интересующихся специалистов разных стран достаточно ясную картину этнографии Нуристана.
Апробация исследования. Основные вопросы .диссертации нашли отражение в одной книге, выпущенной в 1989 г, в Афганистане, и в трех статьях в журналах Афганистана, в раде докладов на научных конференциях. .
Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, приложения с фотографиями и списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Вр Введении обосновывается выбор теш, рассматривается степень изученности проблемы, дается обзор источников и научной литературы, историко-географическая характеристика Нуристана, раскрывается науч-
5
: : j! г-■.•i-.Tü'jooc.''.;; n:j.4v:.:ocv^ i.-icorü, лягает <\! г! по-
i'. CrXtJlfCí.-.i псок";е!а игл'!;; соудальаоЛ i-ïjtu ха>лрокого
С у.-, vx r-iv-ni сц-рл'/рл '»•¿•WUWHiíüfO кдесго.'»лчого cü^joTisa опрэ-у :> ггл. соо.'.о;?:ы, 1ч.С'.::о-:ссп;:о u;cror;io;í састеш,
:ïl\.lиЛоя e^.v'.cTi-.to.i cor;;:;1 "аы-х s: о.оистчсок;;:; yc.:ovu.i ,т;о.;:;ш Ка-^-.^•.C'ï.v.-.a -• r-.-.'-.:i;c 'К.Г./1 comav r>::c/; iuïapc-
;.<vo t.;¡.,.ecT¿a, C'.vf-хиосга coo.-.oi/ro.": c :o:c¿.z¡ í:i>,:cí4>ho на вача-:.:.'J.i:;í :1,'!р:юдп IHoUv;';! c<j'1*.-:л\;-VL.;-.t по с^олх^лсел : .г.чгл Ii x :../,•'д сос,.о'.жр; г;/;:л. в ' ;r,..r:í солзслп г.5.3.%1 ■>"!,
>. : J /л;,': »■•со o^'pccty rio.iM'.-.n.-YiJ иг группы:
í-y<i.-xi (c:.)c?;uc.x '/.».¡ol; : ("ого.а-л (гч'»;>:>, , ¡..-^о ':íhíikos>.
.' /.'.c.v.cs нл v;; ; co-j.'.о;.-o:o 4.0cо свободные
•¡ o' yxj^ij.', л ■/ .C7Q \\i";, "■ Í-.O * зо,
"v'ov-i'í C!"..>:.v.i:¡'3 ЬЛ'-1-'! o''. , л л л ;л,"д больио
...:'■.:>■: л, ;.;■> сь:с-лло ллнлл.л}.'■■:: ¡' :,".cut.-i, асевдо
..- 7 ■ ;/'с';.:оо lCi:-.."./. '"лил .-. '.ñivo' скот с
■ >о с, .о , : л.'лл сс; !,л.л'л г хеш по
■ • ; :1 . л .' ' ■ - х, ; 'Холились
■ , i ; , е :; ' ; . ; V • . ■ - л , ... . о^ПЭГПСС
тдудитлол лол л "ос:: .-'о 'гюпл оол'лсл л , jci л.'; j , олл oocoov: ■„ .1
знатны;,!: и об;;ч - оол: f;ro;; лслллл"- /,
Б аОрлолосллл л.л.ололол' о оС'ооллллоосл, торло ;ол 'лл:слл:'' л о: 7-^gctbjiílco 77x0,о-оо ;оиодетп ~.'¡ бз~л'.л::от; л осл/'.лс с
кое духогн со гл.'.с.'.|'.:ь|й,;,:,с) оп;"1;:^;:. л солол/лсидл! л 7 додолссоо о; . отправлении лоллолоа луллтол. л. ослолло i, оило.л.л ■осллл^рллоло) . -". В некото;,:o; с.оллл' ; ссблп с .ллолл о с";;; .с: f' i сол со ллл;л,:ол с;: . -злчесгал :: ду/О1 лдлолол, ¡,07,7 ч".: от г то: о дол 7 , о о,.;:'.о, с -лкш.1 чзглг, ссго^г-' - сллолсл.-л ллсол:: ллдс олол ,¡7; ос,од "'v: л. •-.".—>. ксполлсгло лд-лл-осл ч дулдсол. >1: длсдплогаол с о" л д л.лд.: д • ПОД К01Ч; ОЛГ: ! Л l ОД 0" ЛЛ.Л I КОЛ , В 07IJ 'O,'. 00:;! ЛЛЛ г: o: Г' o o, лддослдсл " ■•-титут ллотд;о\ ллолододл ч л осд oov. o, ос'сл.л:»л:,ллj ;\o:rr . ■■
необход:г:озтл coco o, доедает,,7L л;0:0:7гость ocoro.ooco:> 7,¡- . ..• стороны.
Вс-э это сллдолoooctujc? o coo, «¡?c> птд соц:г.ит>:л'£ лдупдд 5и:.- •• играла Doao:.'v'¡) долл. 31 jttjajpoKori об:voy,г:.
Точиоо лрсл: пэягогепкя ;;¡;oi;u¿"¡.-i лчбзлла n lo:Слрлотано лодоод--, ТИО. Вдтего, ОЛО ллосд' г.туб«:го корд-.
Изучскко г.сто/.п.: лдллрсдсло об: одслл л лило суоост:,;;;,ог;>с г- }/-ристанэ арадлцл!; aosiaiic? еллолт:с>, л:с> 000710,7 ллолд лл'го олсос. со пленш;.:.;, оахлллсдлдсд. ;:о вдслл лоолл. столлл^слл; 1:70; пх лосолдл-т. Стаз хабосд, ьось'ь'оптексс-со но;:,олодллл п собо?лел::оога гсс^сооо-с-лей и становилось дрсокетог: ку ляд-вход/^ г, тозсохп. Члсть слдылл: к влиятельных кддпол полдела ?о:о;:!г::.'л ко лротялоллл глотсса рсгл"'. Условия глзпл jnodoTt г. Ка^триогепз ftiv. чрезвычайно тлоодлод.
Рабы в ка&угсюа обцссст.з с дзюллослг л поддласгхлл.лдсл ка )•"■'• группы: бар;: л пслдлл (,стла). Тлуя кж-лп:яся кгзжпш^т, мозяу'кгч i, гончаргсс!, юлоллкпдсл рсдесладл, 5лтессъва;, нз.лс.ллямл гз колл, лдо-тенпем циновок, г-зготовлеше:.! сосудов ,7:::я зорло. л о'.'.оота,';.
Бари но про;:схо!у:снлп взо лпозосло-, лооколю,:.,' ото - г-осллопсосл-кно и их иототжп ло, числа дпугло: кзрого» ло.л дг/гл;-: iwJ..:j>ck»^>. ллооол,
Шоуол (лmi) « слобо.ив.чо гл?-.иа, псроирдк'о в оослоз:вряГ<о. Суть сохшлеко-окоио:г.:чосгак воллсооослооенг.': отлл ;.л,7>: ооохоолл бов зшевяяогсч ь том, ijto o¡%?¿i.n 'лр7,го: л iiííctj«?.vojí5и, о коло:;;.л/ которых БЛПб.ИНЛОЛ Cl'O") yntiOTJ 1С0УЛЛ, ЛСоЛОТОПЛЛ-ЛЛСЛ JCVICO.C: ÍC'.pO, ]¡ ',■) г.9 время бсфл nwciioaiTOT ¡юослолгл.л.'о для j>o<5ot¡i опуд;: i w \ л
в згом oTjiorciir.it );о?лл:;с!л.:л оо лоу."':,
НстоГ'ЛЛ }'(■ слоллло-плбу,лл ло л'ос'лл: ;о,л:л"л о y,yoi\C;.oy,~ ол л
рабов в -.не. Социально-экономический строк Ка .: рис тана со-
держал все сиптаыше элементы азиатского способа производства, за исключением образования государства. При этом, как гл отмечали, имело место патриархальное рабство. Друг;:;.!;: словами, в социально-экономических структурах Кафиристана шал процесс постепенного внтеснония первобытно-общинного строя классовой формацией, остоств&шшй ход которого был прерван покорением Кафиристана воинами Лбдурашана и последовавшей за ним ясламизацией.
Вторая глава Родоплемошшг организация
Старое деление Кафиристана на территории, занятие сияпушами, и территории, населенные сафедпушами, отличается скорее удобством, че» научностью. Сияпушл, т.е. кафиры, воюют друг с другом с незапамятны: времен. Но несмотря начзто, у них гораздо больше общего помимо по-Еерхностного сходства в одезде. Они говорят па одном языке.
Носящие темные одеццы - сияпуши, по-видимому, сразу понимали друг друга д могли разговаривать мззду собой совершенно свободно, без заминок. У сафидпушой, или кафиров в белых одездах, наблюдалась совсем другая-картина. Племена Кафиристана по вышеуказанному признаку подразделяются следующим образом:
Сияпуыл Сафидпуши
1. Ката I. Прасуш
2. Каи . 2. Лшкукы
3.-Рувар 3. Ка.яьиа (вай)
Дровште предания сообщит, что самым первым поселением нуристанцев была древняя Канткьо. Поселившись в Кантиво,.куристанцц, называвшиеся в те времена алкати, расширили для сеоя район проживания и тщательно обустроили ого.
Предания такие сообщают, что родоначальником кати бил человек го имеш: Алкати,' и у него било два сипа - Алик (Лрик) л Белька.
В настоящее время в Афганистане нуристанцц в целом разделяются на 6 вышеуказанных племен. Племена делятся на подпломепа, но,сплетена подразделяются на так называемые дара (клапц).
У каждогодара есть один глава, а иногда и несколько, - в роли его представителей. Эти представители обыкновенно, а в болео значительных кланах почти неизменно, - пламенные джаити.
Элачимость всякого отдельного ляпа в дара измеряется, главным образом, степенью его богатства, влияние и полпулярность зависят та 8
же от того, насколько он высказывает готовность совершать жертвоприношения.
Каких-либо социальных или имущественных различий мевду дара не существует, но бывали случаи, когда какой-нибудь дара, в силу боль-пего имущества или политической власти и т.д., считал себя высшим по отношению к другим.
Племя Кати считается одним из известнейших племен Нуристана и населяет его северо-восточные территории.
Третья глав а посвящена институту дништа в Кафиристане.
Относительно того, что представляет собою в кафирсксм общество институт- джиштов,существуют различные мнения. Так, Дкоунз сообщает, что джишт - это политический орган, состоящий из неопределенного числа мужчин, отличившихся в том или ином дели. особенно в бою или устройстве праздников.
Дкишты пригашают решения, относящиеся к политике общества, особенно при определении политики по отношению к другимоэобществам. Каждый член дхатшта - представитель одного из кланов. Большие кланы имеют больше представительств, о чем они оповещают "внутренний со-Еет" при решеыти проблем внутренней п внешней политики.
Согласно имеющимся у нас данным, картина выглядит несколько иначе. По нашему мнению, джишты являются обособленной группой ь сословии аза (аристократов) кафлрского общества. Чтобы стать членом этой группы, кафиру было необходимо не тслъко обладать высоким происхождением и богатством, но и совершить героический поступок, доказать свои заслуга перед обществом.
Самым высоким рангом в высшей группа дкюлтов нуриотанского общества в доисламский период был ранг "ута". Чтобы добиться этого ранга, кафир должен был облазать достаточшмоэстоянием (и уже в силу этого быть влиятельным человеком в обществе) и, проявляя мужество в стычках с врагами, лично уничтокить больше их число.
Человек, добившийся права считаться дшштом, должен устроить богатые угощения общим количеством -21, из них 10 - для ладей, уже ставших членами катсы джиштов, и II - для всего общества.
В катиязычных племенахдаити подразделялись на две ступени. Схематически подразделение выглядело следующим образом:
дкшти
г
(погвая ступень) (вторая ступень)
ута щуркач лш.ич пурамач
Ганг ута мог получить только кафир, который являлся искусным и мужествешшм воином.
В домусульманскио времена кафиры вели постоянные войны с соседними народен, исповедующим ислам. Набеги, совершемые на мусульман, давали возможность убить одного или несколько врагов, заслужить восхищение соплеменников и возможность получения высокого ранга.
Ранг щурмач, как и ранг ута, являются рангами первой степени.
Для того, чтобы претендовать на ранг щурмач, кафир из сословия аза должен был в стычке с мусульманами лично убивать несколько врагов. Кафир, получивтй ранг щурмача, имел право носить в ухе небольшую золотую серьгу, называемую "сункана".
^жества и доблесть, проявленные в бою, были не единственным способом для кафира из сословия аза вступить в касту джиштов.
Нцэ одним рангом второй ступени является ранг гсдолач: его удостаивается тот, кто побеждает на традиционных соревнованиях и проявляет наибольшие боевые качества.
Человек, владеющий этим титулом, также имеет право носить в ухе золотое кольцо. Праздник по случаю получения одним из кафиров титула прумача проводился по решению джишта. Такой праздник начинался с жертвенного заклания животных, продолжался раздачей других продуктов: хлеба, сыра, масла и пр.
Большая часть приведенного выше материала о социальных цангах касается катиязычных племен кафиров кам и кати. Далее мы приведем сведения о рангах кланов вайгал, входящих в племя калька.
В доисламский период у калыпа раоти начинали присваивать поело того, как кафир собственноручно уничтожал одного из врагов-иноверцев, которые постоянно досаздали населению Кафиристана. Ранг, который в этом случав получал кафир из племени кальша, гоюковадл нах-малъ. 10
Кафир, на гакошшх основаниях владевший чалмоД с гребошкш яхивд» ког так:?.з нссить яа плечах покрывало с краской тесьмой, а на с-апястьо -- красную материю. Люди, прлнадлегавние к эгсму рангу, подразделялись на две части: туп-цодцаку-уда обладали красной короной, пнила-дондаку-уда обладали голубой короной.
В племени калыпа существовал также более высокий ранг - о'атур, а самш хнеокям в племени каша ¿ил титул далода, что означает 'лмокгнй знамл".
Приведенная выиэ информация, касающаяся катиязычных племен кам л кати, а такта ззайгэлоязычного племени каилл, евпетвямгдуог о тем, что высокий социальный ранг в кафзреком ч^юствз мокло баю получать, в основном, двумя способами: проявив ^еролзм ла поле C:ttm с грзга'.и и играть важную роль в визип ебщзотра, ., -¡уралгая богатые глощелля для соплеменников.
Сгстеты рангов тлела большое значение в гдгни кафир псого общества, достиг.еш'.е высокого ранга кафиром из сословия аза дграго ванную роль в oí1: улзнн.
Поело иодзшзацап Ксфлрястояа борьба еа дроздке з пе-
poix-л в новую плоскость. Тс-порь пресгик саьоовывалм окоиоттачос ~л
Гог.оря о рангах а кафирском общестг , пзпэ-дилть о стгао-
г.сс-: и риалах, которко ссотзототвовзли рангам, л о разллч-
vjx обдествоплас праздниках, которые такг-ч явлжпсь атрибута1.«! при-слоолня г:л"о;слх рангов.
•¡-тэг.глч г-р.ге. Поллтачосг.г.о услролотло каллрекого об ¡эотва До лелллллаллл Калирлелалл . логда л г-.оч районе отсутствовали ^гплзлло гссударсгвоаппо к.тдос.яп!:ся, зде-оь с^щ'^кзслала своя оссбгя с/, с тема поллтллооллл органов, которые i "гг/илентлровали roo сгорели .лзлл оолостлд. 3 оолезо се стояли ЛгЛргя (еололи етарелллх) п нле-лл/т сгллллл' j jviirir \ач;::: " ara лел:Г\
"'К'/:.¡тут лл.лгл :*;-"■ млг^: орлелллеллтъ га r.oc-i1,
i.-;"::':;"-;. cco'J¿¡,"5 аллтлл ел л мсслач, улалеллллл о?
• < ллллотрлсл; л го•^р.лрелмлллл íл\;зс;лллпл.
".лл л л л:л;1 дллтл, Дс.л;ллслл..,лл1: ;га рлл;лл>: ;/гогллл л< лллл р..лл'лл:л лгллллл ¿хлул л в Л'ЛГЛ.
¡ л'ллл л;лл;олллл.ллл о/л'сл лл \лл; о л ЛЛ'Л-л
овокм здравым смыслом и независимыми суждения;,и старики, однако охда не входили и представители сословия рабов - в том случае, если среди них имелооь лвди, пользующиеся доверием односельчан. Количество участников этой.джирги, начало и конец ее работы, место ее проведения специально не оговариваются, Количество участников зависело от важности обсувдаемой теш. Главное предназначение джирги - решать мирным путем опоры и тяжбы гражданского и уголовного характера таким образом, чтобы в решаемых вопросах не оставалось почвы для продолжения конфликта.
Следует еще заметить, что на джирге первого уровня;, выносившей овои решения на оонове здравого смысла и принципа справедливости ев членов, ни одна из, сторон не имела права проводить агитацию в свою пользу, каким-либо образом оказывать давление на членов джирги. С другой стороны, запрещалось препятствовать кому-либо из членов джирги, включая рабов, участвовать в обсуждении или свободно высказывать овое мнение.
Дкирга урэ является джиргой второй уровня. Это джирга играет значительно более важную роль в жизни кафиров, действует она также в масштабах одного селения и срок полномочий ее длится один год.
Количество членов джирги урэ зависит от количества кланов в данном селении. Во главе джирги урэ стоит урджашт, известный своим богатством, опытом, мудростью.
Говоря одарге урэ, следует отметить имевшее место разное значение слова "джишт" в кафиреком обществе. С одной стороны, это каста в сословии свободных кафиров. С другой стороны, члены джирги урэ, будучи членами зрушш дкиштов, назывались иногда общим словом "дкаш-ты" и в данном случае имелась в виду не каста, а джирга урэ. Порядок работы этой джирги и выполнение ее членами своих обязанностей были заранее определены.
Орган, состоявший из членов джирги урэ, выполнял функции исполнительного, судебного и полицейского порядка.
В Кафиристане существовала также и джирга третьего уровня -джирга старейшин, которая была с точки зрения исполнительной и законодательной власти высшей по отношению к двум описанным выше джиргам.
Членами этой джирги могли стать только джишты из числа самых уважаемых. ®
Интересен в долине Вайгала то, что мы называем сельским самсгдь
давлением, представлено двумя институтами: мала врай (группа лиц, занимающихся организацией и инспекцией сельскохозяйственных работ) и ду-врай (группа влиятельных лиц,, занимающихся улаживанием споров).
Единицей является деревня, занимающая положение между двумя перекрещивающимися сферами политической деятельности.
За пределами долины каждая деревня устанавливает и поддерживает собственные политические отношения, включающие территориальные и хозяйственные интересы.
Пятая глава. О некоторых особенностях традиционной культуры 1{у-ристана.
1. Традиционные праздники нуристанцев
В старину нуристанцы отмечали праздники по самым разным поводам. Во время праздшпсов они выражали свое уважение к богам. В разных районах праздники назывались по-разноаду, хотя церемонии их проведения были весы,а схожи. Церемонии праздников проходили в соответствии с законами и правилами, существовавшими в нуристанском обществе. Для руководства проведения праздника избиралась специальная коллегия из числа джитов, выполнявших также и множество других социальных ,-шк-ций, о которых уже говорилось выше.
В Кафиристане отмечались следующие праздники, которые описаны в работе: праздники осени, весны и друг;:г различные календарные праздники.
2. Обрдды жизненного цикла.
В диссертации приводятся сведения об обрядах рождения ребенка и свадьбы и дается более подробное описание похоронного обряда.
Нуристанцы не сжигали покойников и не захоранивали их. Как правило, покойников оставляли в простых, а иногда украшенных резьбой деревянных ящиках, у подножия горы или в другом укромном месте, вдалеке от населенных пунктов. Известно, что ящики, в которых проводились захоронения, были очень больших размеров. Некоторые исследователи отождествляет церемонию захоронения, бытовавшую в Нуристане, с церемонией захоронения зороастряйцев. К сожалению, неизвестно, по каким причинам и на основании каких воззрений нуристанцы поступали именно тагам образом, а не иначе.
Иногда при захоронении рядом-с гробом укладывали знамя или поверх гроба расстилали отрез материи яркого цвета. Покойника одевали в самые лучшие одежды, укладывали на стол и радом с нш помещали его оружие, чтобы впоследствии похоронить его взтой одежде.
Перед тем, как нести покойника на кладбище, начинали петь заупокойные гимны, затем, продолжая петь гимны, гроб с телом покойника поднимали и неолл на кладбище в сопровождении всех присутствугацих на церемонии.
В доисламский период нуристанцы, как правило, освящали место захоронения покойного. Духовное лицо не имело права в течение одного года или до изготовления надгробия покойному заходить в его дом.
Семья знатногощристанца - шурмача, ута или даля, после его смерти в течение шести месяцев или одного года изготовляла из арчи надгробие для его могилы, которое по размерам соответствовало взрослому человеку.
Вдова покойного должна была в течение одного года соблюдать траур и не попользовать в своем одеянии ущашёний, а также не одевать красивую одежду.
3. Плотницкое ремесло и искусство резьбы по дереву в Нуристане
Плотницкое ремесло и искусство резьбы по дереву нуристанских бари имеет очень широкое распространение.
Оно было распространено в Нуристане с давних времен и имело свои специфические черты.
Изделия, созданные в доисламский период, можно подразделить на три группы:
Изделия духовные, в которых отражались религиозные верования нуристанцев'.
Изделия "преклонения", в которых фиксировалось уважение к определенному социальному положению человека.
Украшения.
Изделия первой и второй групп запечатлели в себе главные особенности, отличающие культуру-нуристанцев: своеобразие религиозных верований и институт преклонения перед лвдьвд, добившимися значительного места в обществе. Изделия третьей подгруппы свидетельствуют об умении нуристанцев украшать свои жилища и одежду, об их чувства вкуса.
После исламизации нуристанского общества в результате изменений в социальной сфере и, в особенности, изменений в области религии работа нуристанских резчиков по изготовлению изделий первой и второй группы постепенно сошла на нет и позднее с течением времени возродилась в новом виде. Работа по изготовлению изделий^третьей группы продолжалась, а сами изделия стали лишь более разнообразными- и изящными. 14
В Заключении подведены итоги исследования и обобщены основннэ вывода. Предпринятое в диссертации изучение вопросов этнической ио-гории, традиционней кафирсного общества, его социальной отруктуры, некоторых элементов культуры позволяло определить значительное культурное своеобразие нурлстащов среди всех народов Афганистана, сохранонио здесь реликтовых языков и архаичных черт быта на находящих прямых соответствий нигде за пределами Восточного Гзццукуша.
Одной из основных причин этого своеобразия автор считает чрез-вчайную траднодоступность региона. Рассмотрение традиционной социальной структуры Нуристана показало, что в своем развитии она прол-ла ряд этапов.
Вопросы родоплемешюй организации, института джиитсв социально-политического устройства, нашедшие отражение з диссертации, думается в дальнейшей разработке. Особого внимания заслуживает про б лет происхождения пуристанцов а также современных этнических процессов. Для этого необходимы антропологические и археологические иоследдгд-ния, каждые мсгли бы существенно дополнить наблюдение и выводы этнографов и лингвистов.
СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ (на афганском языке)
1. Роль генцин в общество Цуристана//Дурнал "Миркан". 1987, й 7 (Кабул).
2. Фольклор Нуристана/Дурнал "Братские народы". 1986, К 4 (Кабул).
•с)1,7' Ч ¡Щд- • ^ .
3. Нуристан в сорадвд таварих//Нурнал "Гурютстан". 1989, И 3 (Кабул). , ...
.^,3 ад ^ . с>уд/.
4. Ц/риотакские сказки. Кабул, 1991.
РоГаприилГ С^ГТУ. /¿У. Г* 16