автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Традиционные социальные структуры нуристанцев в Х1Х-ХХ вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционные социальные структуры нуристанцев в Х1Х-ХХ вв."
' ..;лул
¡РОССИЙСКАЯ ЛКАДШШ НОТ .
ч
И&'ЗШ АШРОПОЛШИ К SÏHOFPASffiî iE!. ПЕТРА ВН5ККОГО" (КУНСТКШРА)
ка щевах рукспетн
Ясака! Акмодь Дванна
Трздтздяошгэ соэдальяка стиктда цурясТаяивв в НХ-.ХХ вв.
Спецкалькоста - 07.00.07 - ьтнологгл
Автор^ераг даисортацигг га соиоканне ученой степени падшдата гзсторзчоскяг каук
Сйнкт-Петср0у];г 1993
Райст^ ..лолнека в Музее антропология к атнограСаа им, Петра Великого члуисгкашра) РАН.
Научный рутоводасель - доктор фмомятеохях' наук Путилов Б.Н. Научний консультант - доктор филологических наук Грюнберг А.Л'.
Офщиадьнш стюнвдтч: доктор исторических науз: Мареиша С.Л.
зшндддаг исторических наук Кугаев Ш.А.
Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный универсн тет " * •
Защита состоится $" в "/£" часов в сш
таалиаированЕО'л совете Д 002.76.02 по. защитам диссертаций на соис каяке-ученой степени доктора исторических наук л Музое. антрсполо-пш и этнографы им. Натра Великого (Кунсткааэра) РУЛ (199034, С,-Петербург, Университетская наб., 3).
С диссертацией можно ознакомиться а Научной библиотеке Музе, антропологии и етногра^ш им. Пэтра Великого (Кунсткамера) РАН.
Ъторзферат разослан ч-Ш^^
А.Д1.Решетои
ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ PAEOTU
Актуальность щсодедогартл. В современной этнография значитель-юэ место занимают работы, посвященные исследованию малых народностей и этнических груш в связи с этнокультурными процессами, проис-содящтт в миро. В центре внимания ученых: гуманитариев были п остается проблегш этнической история ицпопрапсютх а индоевропейских народов.
К одному из наименее исследованных в этнографическом плаке районов Гиндукуша относится Нуристан (Кафиристан) , область Афганкс-гаяа, располоконная на границах Таджикистана, Пакистана, Индии п <итая.
В полом, территория Нуристана представляет собой ряд долен рок, ю большей части полноводных, извилистых и узких, э которые впадают .юное полноводные реки и ручьи. Долины разделены горными цепями, которые достигают значительной высоты и являются, по большей части, аещистулныш.
Климат Нуристана меняется в соответствии с высотой, на которой расположена та или иная часть его территории. В долинах, проходящие высоко в горах, зима достаточно сурова, однако в летние месяцы практически на поей территории климат яаркий.
Наличие благоприятного климата в летний период позволяет аите-яям Нуристана заниматься обработкой земли и разведением скота. В то же время резкое различие между холодным и теплым временем года является' причиной того, что в эжлний период из-за значительных слоанос-тей о отоплением население не занимается активной деятельностью. Основным занятием нуристанцев в холодный период является добыча топлива. В Нуристана имеется достаточно болыгоэ количество воды, однако во многих источниках вода инфицирована и не пригодна для питья. Поэтому еще одной заботой нуристанцев является добыча питьевой вода, за. нею они направляются к чистит.! источникам, которые зачастую находятся в отдаленных местах.
У исследователей существует несколько точек зрения относительно
^Названия Нуристан (страна света), как прежнее Кафиристан (страна неверных), не являются в своей основа этническими. Термины "Кафиристан" и "кафиры" в современном Афганистане из употребляются, однако в ряде исследований и лоточников онл тлеют место, в овязя о чем в данном исследовании мы считаем целесообразным использовать их, предпочитая при этом употреблять термины "Кафиристан" и "кафиры" применительно к прошлому нуристанцев и к их старим традициям.
происхождения нурлстанцев. Ш приводам здесь наиболее значимые из них. Зто более или менее аргументированные цредподонания о происхождении нуристанцев от греков, арабов и древних арийцев (подробно в диссертация).
Каселекпе Нуристана по языковому признаку подразделяется на четыре группы. Первач группа, говорящая на языке i-ara, населяет долин./ р.-Баигуль, расположенную в восточно;.! Цурястане. Вторая группа -прасук, грэгья - вайгадзд, четзартая - авд'н.
Традиционно принято объединять языки четырех вшеукаэаншх груш нурдстанцев - ката апкуя^зайгап и лрасун в особую группу -кайкрсккх языков.
Если группировка каселензя Цуриотаиа по языковому призназд. представляется довольно ясной, то втнзческие отношения между этими группа;,а являются более сложны:,га и неоднозкачвхак. Основным затруднением е атом плане является то, что названные группы не имею? общего самоназвания. Употреблявшейся до 1895 г. вфгагазаш термин "кафиры" по отношению к населению Кафзристана того времени естественным образом упразднился о ясламизащей этого района. В современном Афганистана кителей Цуристана газквает терг.шом "вдрзстанц".
По нашил даннш в Нуристане в настоящее время существует шесть наиболее значительных племен: кати, кам, кадыка, прасун, аажун, га-Бар.
Отсутствие комэднлкацкй, вксокогорье, опасные тропы, сложные природные уеловая и друтиэ факторы делали Цуристая труднодоступными для ясследоваталеЗ. тем, район этот особенно интересен для из-
учения реликтовых культур, находившихся длительное время в географической изоляции я сохранявших до недавнего времени архаические влэманты, в том числа своеобразные реликтовые языки и архаичные черты быта. '
В I8S5 г. Нуристан был еавоеЕан эмиром Афганистана и вмючен в состав Афганистана.
Завоевание Кафиристана, естественно, привело к вытеснению бытовавших здесь языческих пультов, распространений официальной сунитс-кой формы ислама и в связи с этим к утрате населением рада этнокультурных особенностей, Б то пе время этот край no-npessiew¡y остается плодотворшгл для исследований, значение которых кокет выходить далеко за региональные раглег. Изучение традиционной социальной структуры Цуристана, например, должно способствовать выявлению степени при-í?
зерженностп этноса к своим традициям, причин устойчивости тра.дли;:~ эшшх обрядов и основных тевдедсяй пропикнозондя инноваций з традл--даю. Это Бполкэ обълаыет тог растувдй интерес к Нуристану, который таблюдается в европейской науке в настоящее времл.
Степень изученное?:? томн. Папккад о Бабура (НУ зек) з псторк-1есшвс хрониках все ча:цэ п чэдз. встречайся сведения о каЗярах, главным образом - о бор-бо на® к сосэдгак мусульманским яаоо-
иением.
В Европу сведении о ¡¿афгрешх плзконах попали через вторив я гротьл рука, а в тле било больно вымысла, чем достоверных данных.
В первой половине XIX в. заметно пополняется сведения о зких племенах, полученные, главным образом, от офицеров англэ-индий-зкой слухсбы. Б 1809 г. Афганистан посетила британская миссия, еозг-тавляемая М.Эльфинсгоном, который составил подробное описание Афганистана, куда вошел раздел и о Кафиристане.
Наиболее достоверна сведения о населения областей Прягицдуку-нья, в том числе Кафиристана, дает один из офицеров британской политической сдуябы в Индии Дк.Бцпделф в 1080 г.
Все вышеперечисленные я другие работы основывались на рассп-росных данных, никому из исследователей не удалось самому пробивать з Кафиристане.
Б 1889 г. первый английский исследователь Дкорд Скотт Роберт-гон попал непосредственно в Кафиристан. Его сведения относятся к зосточновд Кафиристану, о западном у него практически никаких све-хений нет. Его книга "Кафиры Гшщукуша" имеет большую ценность, пог зкольку автору удалось зафиксировать религиозные обряда, записать л гимны доисламского периода.
После завоевания Кафиристана эта область в течение длительного зремени все еще оставалась закрытой для европейцев. Первыми европейцами, 'побывавшими в Нуристане после его завоевания, были И.И.Заветов I Д.Д.Вукинич. В их исследовании содержатся некоторые этногра*пчес-•ле и языковые сведения о Нуристане.
Следует упомянуть немецкую экспедицию в 1935 г., в которую зхо,дил этнограф В.Ленц. Он приводит интересную информацию о соцка-гьных отношениях у кафиров, о строении семья, кланов к о положении ?абов.
■ Обобщающий трудом, посвященным религия Восточного Гиндукуса, к з частности Нуристана, является выпедвая в свет б 1575 г. кнхга
К.Иетгаар. Автор описывает религиозные представления кафпрских пле-иеа, мифологию, некоторые ритуалы ¡1 о броды.
3 книге Здельберга и Скашхера йкокса ".Цурастан", вниедаеГ; в 1579 г., изучается социальная кстория п духовная культура народностей Восточного Гнццукуиа.
Зкачитедънш явлением в области изучения Нуристана явились работ АД.Грюнберга. В 1963-1954 в Нуристане и поз;;:е в 1Сабуле А.I.Грюнберг собрал цоший материал но этнографии и языка:»! населения Пажро-Гивдукупекого региона, составил лингвистическую карту Тристана (публикации 70-х годов).
Из афганских источников в части политической истории важные сведения приведены в "Сирадк-ат-тазарих", книге личного секретаря афганского эмира Хабяббуллн-хана 19И-1ЫЗ.
Большой интерес представляет работа ¿Зухаг.иада Самара В.Г., собравшего уникалъшЁ материал по религиозным представлениям, обычая:-! и права:.! кафиреких племен.
Наконец, автор диссертации з течение ряда лет работает над ка-фирокой проблемой, частично материалы и итоги опубликовали в афганских источниках.
Цели и задачи но следования. В центре диссертации ~ изучение традиционной социальной структурн племен Нуристана, преимущественно на цриыоре родоплеиещшх организаций, обычаев, обрядов и традиционных особенностей кагиязычных курлсталцев.
Основные задачи закдэтавтея в следующем:
1. Проследить традиционную организацию кафирского общества, роль деишты в обществе, права и обязанности, политическое устройств общества.
2. Изучить плэмешше разделение в обществе кафиров.
3. Дать краткий обзор социальной структуры других нуристансгап племен в сопоставлении со структурой катиязнчного Нуристана.
4. Обобадать материалы по искусству, обычая:.!, обрцааи, праздникам и влиянию на них ислаьшзациа общества.
йсточнлковая база. Основные использованные в работе источники условно можно разделить на два вида: во-первкх, это неопубликовалш записи и материалы из частных архивов; во-вторых, ¡.¡аториаш, собра! ннэ автором в течение многих лет ог курястанских старцев в Нурпста! и в Кабуле, часть которых опубликована в афганских источниках.
В работе приведены сопоставительные данные .других авторов.
Методология и метойI иссдедозан.'И. Материала излоконы на широко ¡иголъзуемом в этнографии хтаторнко-огнографяческом методе, который ■ «ватывает комплекс инфоркаши о Нуристане, на фоне истории которого досматриваются социальная структура и элементы культура и быта об-дества.
Научнач новизна диссертации. Научная новизна работы заключается з том, что впервые исследованк социальная структура латияэнчных нулю ганцев в сопоставлении с другими племена;,а, а так^е детальные теменные подразделения племен Нуристана, особенно племеш! катя. Изучено политическое устройство нафирского общества, взаимоотношение з соседями. Дана оценка влияние псламяэацяи ¡1а традиции культуры л 5ыта нуристанцев.
Практическая 'значимость, Материала работы могут быть использованы для восстановления квдостакщях звеньев в истории духовной культуры и социальных отношений. Это значимо, поскольку Нуристан долгое время находился в географической изоляции от внешнего мира.
Вцдвивутые в работе положения о культуре и быте Нуристана в прошлом могут помочь в восстановления некоторых лучших традиций цу~ риотанцев.
Фактический материал, приведенный в работа, можно использовать при создании обобщающих работ, посвященных этнографии индоиранских и индоевропейских народов.
Материалы диссертации помогут дай широкому кругу интересующях-ся специалистов разных стран достаточно ясную картину этнографии Нуристана.
Апррбапия исследования. Основные вопросы .диссертации кашли отражение в одной книга, выпущенной в 1989 г. в Афганистане, и а трех статьях в журналах Афганистана, в ряде докладов на научных конференциях. .
. Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, приложения с фотографиями и списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕЕНШЕ ДИССЕРТАЦИЙ
Во Введении обосновывается выбор темы, рассматривается степень изученности проблемы, дается обзор источников и научной литературы, историко-географическая характеристика Нуриотаяа, раскрывается пауч-
и.ччгчч'сокч!: ::и1чкчос?ь jv.;<í<m„, ;:v;;araxj;c;í lysin л задачи ио-
j r.o-i'íiiCiia г^дчсу сос.адыюЛ с^чччуга к,ч\;фйкого
с1-' : з-члчч
Осччччычш о ;ív;/.'í.ví-'. :я.оклого ндахгччсчно очцоигча. одра к-^дочсч.чм î::i соочоч:;:. Fi.cawpsuuc cco-~.oc::c:i система, п.-j;r сч.'дсччччч сот'а^:.:.' к ;,далччи:чс.;;чос уо.'о;,долин Ка-ч :ч:оччл - revi:«"/.г:.: asv. •;:;< гиилгсй cvstrKrypii каХдрс-
чеч; Ссогпиккпь о зч-огчеч cucïcccî 2 i" чписхапо r,?. ката-
а.'?г;:о.ло ¿'ч.-зчггчч ос,.;;;.; ¿.. ; 1чччч-а::ч из е;оч>;зчзс;:н ч:;гпл л 'ч./чч соечозчззхх 14,чч; г. c//.v.ci'r.a сдал 1>ччч;';<гз;,.
Г>;чз.Чи;чо г о ^доллиос^ ы дчз (чзпеччио группы: ¿ (счоОДпчч 4.1e по г. сзЧчлччч) з: ¿дрочат; (гчзоз;, ноиолкаков).
Aï; О "Л" /.¿X'.JO.m ¡Г: "¿4 vO^^OH.IU Î С,'."O (í'.V'-i j4!40í33ío сиободнко сйчссчл, /•^сл-г-г-со,
j чзч-ч' чЧ ".о-уул, ja* ¡¿¡ччч.з.), бодьсс
г;;;о ; о:;, ;.с зчи;ч с'МО :чшгч?зз;ззч ч чсч;;чч арецце
ч.чч ;з..ччз;ч;чо :/ч,с л:: v'c.^-co с;;о íj.lív;~;u}í úy.r v. чгчч'ч o;toT с : ■:■■::-', lvo > у. г;о-чзогч:ío.í ччгчхч оч ¡\чс :чз<зил/:з плату
и.-.:" г.-л'-.,л ;з;чччч 1з... чч ;чч.л:ч.ччч,
¡: ', cj з.ззч з.:.',..чч :уу:у:у\.., очлиезч-з ччч, по
j...' ччччзчч' ! чч .,.узчч. n c./yiOi. / : : , / 4 ЧХЗЗЛЯСЪ
• -, y . :ууу /чЗчч ;; 5 f -ччзз >;or ; ._< з, ч чо.зззззлись
; . :'ч-.-ч : ,: ззз.зч.ч , ¡, ч;.зч-:з.,чз с . .4 ;.-ч.,: духо-■,.:■•;■;■.•;. . . ;v.' оч:Ч\.::, :.: ; / ,з;;ч! азччзоезь то
"'•:.) '.г..;.1ч .„..ч:34 3-3 о зчч у . зз ■"".} к.. ч> чче.ч уч.УЗ-'-Н ч.ззччд "'.ул. У у.:.-...<: . :■.[.■.<;-..;:...■ y.'yij иоютнО'
: . ' ч-"..'; . -, с : ' ус.с у., ■■ -у i: ч ъз ууз
. '. , .'ч . m i:.;.; ,и ' ч ,ч : ;. ; : : '^чеч с : j яоа;г . ■ ,i - !Ч'Ч - "■, *• ■. з - .. ■ • ... ч-ч . ;::.:еч
■ " ч • . -, . •. .■ ...'„■.;■ чэ^е;
грудиться k:u: ллоо^ло ccírrccrm. Xc-i ь'-з ;.;.-¡ix>c\ cu:i <кдакзг-„,:ч.
знатными и облллллл рллсл; лрлллллг.:':.
В Каллртотл;! ; ллхоллллтло обозглчллооь уогллло-л ".xxdi.Ti" л сллл-цсствляло лл/ллллол р;;лсхлonoveo сСлл:отлл-'. Л бэллу; :ллтл;л случпо;^ кое духотаоэ руел'дсяао сло.лллол., л \yi:o:,oлет,;/ :pv:
отправлен;:;! язлл ллл'Х rj.wj'i, л; лсл;оллл;л, о^алла л рслолрлло:. :лл;л. В пстоторих: сл/лллл "л блл.а ллллхалллъ ллллпло : елллол лллллол лл . ■-■ зпческих ч .эдчоют»"•дугом, по.угая о? "ото полол, axn:¡rot по лыгюй части, лслсллг^ Ь'п:глт;:с. л лрл.ллтатлтолл::' длхлллхстта лллллллл неполно]ллэ рлллллоллл-: .чулътс;!. Mi .¡лалоллгалл тлхлл .ллплл::, 'Л- Л ПОД КОНТрОЛС! ЛрЛЛОЛЛр.ЛЛЛОЛ , Л ОПЛЛЛЛЛЛПЛй" 0Т"'ЛЛЛЛ, плхоллллл '.:■' тятут pj.-up.nclt rcv.i!. ллололгтул : лллл гллц.л, оболлоьллло лолл:-1 л необходимое гг. лтлтог прохлатлтъ лесть л х;-'х:лрлт:л лрал'л/лло
сторони.
Всо это ск^сиа-пствуст о то-;, что эта соплалллля группа тлллл играла веогэд» ;.<>ль в кд^лрокся оог,эсхлл:,
Точноз прел, л ползлелпя л;:от;пута лабстга в ^мтрлотанэ леллллл--тяо. Вцдамо, оно илаот г лубекга лорлл.
Изучение истсряк глйпраксгэ обг.лстла п ргло суазогзузжях л; рветане тгдялпгй позволяет оказать, чю Сояялъ лл.ечъ гаСоз ягаяллль пленными, йахгаленшплл. по врл:л1 гоелкл;-с стодглоекпХ ил:: пх пстоплм.--ыи. Став раболлт, восшюялонач'й перохо.г.ллц в собствог.иосл лоскх",:v: лей и стакозшвш» предметом лупллл-продалл, товаре..:. Часть оялыжх л влиятельных raJ-apon владела moranan угх прэуяаешл многих втклл. Условия гизпз ja бои и К'4«ряо?аке «трозвзчэДео тяхолпхл.
Рабп в каширском область:; с дроллостл поддои.чмзшссь гл л.вл группы: бар;: к пэу.пл (лапа). Гдзлл аякглогиея кузпооьс.г,:, столлгллллл, гончаршкл, гоодирша.гд реглаолалл, т;;ачсстзо;л, изделиями ;:з ко«, плетением цпкоток, пзготозлеше:.: сосудов для зерлп-л жидкостей.
Бари по происхождению reo лпозомил, поскольку это - поолноияек-кыо и их потомка ил числа другое народов ели др.углг/. гафярских шгокси.
Шоу да (лапа) - свободные jagaju, иершвдкло л оословизрабов, Суть соцдаш50-о!юисшчсоких. взашлоотноыонпГ; отдх дв.ух соолоэяй бов заключает с л в то:т, что орудля rn?,;;a п кпетимент, с иодайьи катодах выполняли сш работу ¡воула, изготовлялась хллтл.лт барлл В то se вреш б-зрл нлготов.шш? нообходкшо работа орудия труда оо:лл :т в-атом от150!.!Л!ши петтееша! от тоу.мх.
Исторлл но .лалт скольио-^глбу.-ь !;о,игой'в:х дллллл о j»-oncxo.,;io:r.r!
рабов в iía5.ni..H • -не, Соцдалшо-эконспичеоюй строй Кг.. г.рвстана содержал все сосгсшиие элементы азиатского способа производства, за исключением образования государства. При этой, как мн отмечали, имело место патриархальное рабство. Другими словами, в социально-экономических структурах Кафиристана шел процесс постепенного вытеснения первобытно-общинного строя классовой формацией, естественный ход которого бил прерван покорением [Сафари с тана воинами Абдурахг.кша и последовавшей за ним ислаиизацией.
Вторая глава Родопле-менная* организация
Старое деление Кафдрнстапа на территории, занятие скяпуша?,ш, и территории, населенные еафедпушамк, отличается скорее удобством, че», научностью, Спяпуши, т. .. к/*:';:;, г,.г.;.гт друг с другом о незапамятны;, времен. Но иесштря на у ¡are больше обцего подаю по-
верхностного сходства в о;а\;г.о. Спи гоуорят па одном языке.
Носящие тегяше одегдн - с;;?:;:;/-;:.', по-видимому, сразу лоншалп друг друга и могли разкгиразата сэбсй сог;г,ржчшо свободно,
без заминок. У сафидпу дли кгГкроз г. бел::.- сдг^а'Х, наблюдалась созсем .другая картина. /.•; ;п.а liíjítpncvam со вжгедазапшэду признаку 'подразделяются следуй, образом:
Сияпуш - СаЛтдпуии
1. Ката 1.
2, 1ллг,1 2, НП 3..rVEap 3. Кадьва (вай)
Древние предания ссобцаыт, что са\ыл першм поселением цуриста-нцев была древняя Канткве. Поселившись в Кантпве, цурлстакщ, называвшиеся в те времена алкати, расширяла дм сеоя район проккваяия и тщательно обустроили его.
Предания такьсе сообияат, что родоначальником кати бил человек по вмени Алкати," и у него было два сына - Алик (Лрик) и Вельяа.
В настоящее время в Афганистане нурпстанцы в целом разделяются на 6 выше-угсазашшх племен. Племена делятся на подпдемена, подллеме-• на подразделяются на так называемые дара (клали).
У каждогодара есть один глава, а иногда и несколько, - в роли его представителей. Зти представители обыкновенно, а в более значительных кланах почти накзмешго, - племенные ддаштн.
Значимость всякого отдельного лица в дара измеряется, главным образом, степенью его богатства, влияние и полпуляркость зависят так 8
же от того, насколько он высказывает готовность совершать жертвоприношения.
Каких-либо сошалышх или имущественных различий между дара не существует, но бывали случаи, когда какой-нибудь дара, в сяду большего имущества или политической власти и т.д., считал себя высшим по отношению к другим.
Племя Кати считается одним из известнейших племен Нуристана и населяет его сеперо-восточшв территория.■
Третья гл'Дт'А всовящопа институту джппта в Кафиристане.
Относительно того, что представляет собою в кафярском одцттпв институт дяштов,существует различные мшшн. Так, Дкоунз сообщает, что дзшшт - это политический орган, состояний из неопределенного числа муячин, отличившихся в том или ином деле, особенно в бою или устройстве праздников.
Дккшты принимают реиешгя, относящиеся к полигике общества, особенно при определении политики по отнопеншо к другим сообществам. Каждый член джтата - представитель одного из кланов. Больше кланы имеют больше представительств, о чем они оповещают "внутренний совет" при решеьти проблем внутренней п внешней политики.
Согласно тлеющимся у нас данным, картина выглядит несколг.. о пначе. По нашему мнению, дшпты являются обособленной группой ь со-сяовии аза (аристократов) кафирского общества. Чтобы стать членом этой группы, кафиру было необходимо не только обладать высоким происхождением и богатством, но и совершить героический поступок, доказать свои заслуги перед обществом.
Самым высоким рангом в высшей гррггв дкиштов нуристанокого общества в доисламский период был ранг "ута". Чтобы добиться отого ранга, кафир домен был обладать достаточшмсостоянием (и уш в' силу этого быть влиятельным человеком в обществе) и, проявляя мужество в стачках с врагами, лично уничтожить болыкое их число.
Человек, добившийся права считаться дюштом, должен устроить богатые угощения общим количеством - 21, из них 10 - для лкдей, уко ставших членами катси дткиитов, и II - для всего общества.
В катиязнчных племенахднштн подразделялись на две ступени. Схематически подразделение выглядело следующем образом:
дздшти
(первая ступень) (вторая ступень)
у та кдадч лишл нурамач
Ранг ута ног получить только кафир, который являлся искусным и мужественным воином.
В довдсульмансЕие времена кафиры вели постоянные войны с со-оеднгош народами, ксповедундаи ислам. Набеги, соварпаэдао аа мусульман, давали возможность убять одного или несколько врагов, заслужить восхищение соплеменников и возможность получения высокого ранга.
Ранг вдрмач, как и ранг ута, являются рангами первой степени.
Для того, чтобы претендовать на ранг вурмач, кафяр из сословия аза должен был в стычке с од султанами лично убивать несколько врагов. Кафир, получивший ранг курмача, шел право носить в ухе небольшую золотую серьгу, называемую "сункана",
йукэствй н доблесть, проявленные в бою, была но единственным способом для кафира из сословия аза вступить в касту дкштов.
Еде одним рангом второй ступени является ранг пурмач: ого удостаивается тот, кто побеждает на традиционных соревнованиях п проявляет наибольшие боевые качества.
Человек, владеющий ami титулом, такке имээт право носить в ухе золотое кольцо. Праздник по случаю получения одним из кафиров титула прумача проводился по решению дкяшта. Такой праздш:к начинался с жертвенного заклания животных, продолжался раздачей других продуктов: хлеба, сыра, масла и пр.
Большая часть приведенного выие материала о социальных рангах касается катиязычных племен кафдров кам и кати. Далее мы приведем сведения о рангах кланов вайгал, входящих в племя каша,
В доисламский период у калька ранги начинали присваивать после того, как кафир собственноручно уничтожал одного из врагов-пновер-цев, которые постоянно досаждали населению Кафиристана. Ранг, который в этом случав получал кафир из племени калина, именовали гах-г.аль. 10
Ка&гр, t:ä закояшгх основаниях владекшЗ чал-юй о требшюа пг:цц, йог также нослть на плечах покрывало с красно" тсеьмсй, а на заплстьо - крпону» материю. Леда, иркнздлвяаваяв к сто:..у рангу, под-ра:далялкоь на две части: туп-дэдцаду-уда обладали краевой короной, пс»а-дсвдзад-уда обладал:! голубой короной,
В длсмани Еалыга существовал такзе более внсоюй ранг - бзтур, а са'иу пгсояка в племени каляа был титул даюда, что озаачает знамя".
Цпозецеквая вкго я1ф,рйцая, жшзу&^я катдчзкзных хякат ffi's и кати, а такие вайгалсязычиого алемзяя я&а/д, скгтетолсьствуст о го-ï, что высокий соцдашшй ранг в кафдроком -Дг.стие мошго было ло;г5'чать? в сскознсм, двумя способам;!: проявит- ^зрозза яз поле битвы с скитами я играть хакаую роль в казни общества s „':тралвая богатые угощения для ссггдеменкихов,
Скстогь рангов ж,'.ела большое значение з яазнв jc^stp-neoro обцэ-сгза, дссхяшко высокого ранга кафиром из ссодэвяя аза лгрэло га-,;-пум роль з ог; ™чзни.
После 2о.т«кязарак Кафиристана борьба сз црэсххт в сбдэстг"- переда, в новую плоскость. Теперь дреетаз млозг.ьталл зконо?тчес ч
uJ'ICU.
Говоря о рангах в кофирском общее к , «утло шкяжвтъ о oiaao-лах д знаках, которые ссоггетотаовадз рз ..-лчшм рангам, п о различны:: обдоствошшх праздниках, которые таткз япляднсь атр:хбута"д при— сг.оения шеоклх рангов.
Поллтлч°скоо у? .поПстБО кг-фироксго общества До ксллмлзщил Кз$зрзсгок?, когда в стоп рэлепз отсутствовал! :;гган.01;г9 государственные нл;.;сстпш:л, здесь судзствовала свся особа!'.
полдтическнх оргллоз, которые р-глг^дтггрстлгг roe стороны ■-.'.us.1:;", общества. 2 oj¡:cro ео стояли д.'-дргп (сонета с^ар^дн") ?; кне-•;;>.77'Г сельок/ггз егглсуправлячня "тала spj,îi".
"1кз';гт7т г-д-ргп продолжает no-npeviff-t' сулестБогать па гзей гегр ::ор:-! Путт.окиа, особенно активен сп г, ¡гостах, удалошчк от г^мжлстрхш:;! и государственных in.:;.:сткдког. Су. "--.тт-гтило тг:; вида дллрг, д^йстгоь'Д-тсс ;::х разлил унезляч д .!/. р;.д-:;;>л;ол стеызнт ллыля;:л ¿: sect:. г"?. ого •■'г-сь.-л нредс^дзллдл с о OSA V: ■ - vi-nnrc iiyj.KTu ';озс j , "• о'-;;-. ,гс-дс ore-
своим здравым смыслом и независимыми суждениями старики, однако скда ко входили и представители сословия рабов - в том случае, если среди них имелось лвда, иользуывдеся довернем односельчан. Количество участников этой джирги, начало и конец ее работы, место ее проведения специально на оговариваются. Количество участников зависело от важности обсувдаемой темы. Главное предназначение догирги - решать мирным путем споры п тяжбы гражданского и уголовного характера таким образом, чтобы в решаемых вопросах не оставалось почвы для продолжения конфликта.
, Следует еще авиатать, что на джирге первого .уровня, выносившей свои решения на основе здравого смысла и принципа справедливости ее членов, ни одна из, сторон не имела права проводить агитацию в свою пользу, каким-либо образом оказывать давление на членов джирги. С другой стороны, запрещалось препятствовать ковд-либо из членов джирги. включая рабов, участвовать в обсуждении или свободно высказывать свое танке.
Джирга урэ является джиргой.второй уровня. Это днирга играет значительно более вааадю роль в жизни кафиров, действует она также в масштабах одного селения и срок полномочий ее длится один год.
Количество членов дкирги урэ зависит от количества кланов в данном селении. Во главе дкирги урэ стоит урдкашт, известный своим богатством, опытом, мудростью.
Говоря одаиргэ урэ, следует отметить имевшее место разное значение слова "джигит" в кафирском обществе. С одной стороны, это каста в сословии свободных кафиров. С другой стороны, члены джирги урэ, будучи членами фупш джиштов, назывались иногда общим словом "дкаш-ты" и в данном случае имелась в виду не каста, а джирга урэ. Порядок работы этой джирги и выполнение ее члена;,и своих обязанностей были заранее определены.
Орган, состоявший из членов джирги урэ, выполнял функции исполнительного, судебного и полицейского порядка.
В Кафиристане существовала такке и джирга третьего уровня -джирга старейшин, которая была с точки зрения исполнительной и законодательной власти высшей по отношению к двум описанным выше джиргам.
Членами згой дкирги могли стать только дюнгты из числа самых уважаемых. &
Интересен в долина Вайгала то, что мы называем сельским саг.'.срп-
равлением, представлено двумя институтами: мала врай (груша лиц, занимающихся организацией и инспекцией сельскохозяйственных работ) и ду-врай (группа влиятельных лиц, занимающихся улаживанием споров).
5ншгицей является деревня, занимающая половение между двумя перекрещивающимися сферами политической деятельности.
Ба пределами долгош каждая деревня устанавливает и поддергивает собственные политические отношения, включавшие территориашшо и хозяйственные интересы.
Пятая глава. О некоторых особенностях традиционной культуры Нуристана.
1. Традиционные праздники цуристанцев
В старшцг нуристанцы отмечали праздники по сагялд разным поводам. Во время праздников они выракали свое уважение к богам. В разных районах праздники назывались по-разному, хотя церемонии их проведения билп весьма схожи. Церемонии праздников проходили в зс-огветствии с законами и правилами, существовавшими в нуриотанском обществе. Для руководства проведения праздника избиралась спеплальная коллегия аз числа деттов, выполнявших таккэ и мнонество других социальных - ~'нк-щШ, о которых ужо говорилось выше.
В Кафиристане отмечались следущие праздники, которые описаны з работе: праздники осени, весны и други:- различные зсалеадарше праздники.
2. Обряды жизненного цикла.
В диссертации приводятся сведения об обрядах рождения ребенка и свадьбы а дается более подробное описание похоронного обряда.
Нуристанцы на сжигали покойников и не захоранивали их. Как правило, покойников оставляли в простых, а иногда украшенных резьбой деревянных ящиках, у подножия горн или в .другом укромном месте, вдалеке от населенных пунктов. Известно, что яадки, в которых проводились захоронения, были очень больших размеров. Некоторые исследователи отогществляют церемонию захоронения, бнтовавщую в Нуристане, с церемонией захоронения зороастрийцев. К сожалению, неизвестно, по каким причинам и 1а основании каких воззрений нуристанцы поступали именно таким образом, а не иначе.
Иногда при захоронении рядом-с гробом укладывали звгчч или поверх гроба расстилали отрез материи яркого цвета. Покойника одевала в саше лучшие одевды, укладывали на стол и рядом с ним помещали его оруяио, чтобы впоследствии похоронить его в этой одездо.
Перед тем, как нести покойника на кладбище, начинали петь заупокойные гимны, затем, продолжая петь гимны, гроб о телом покойника поднимали и несли на кладбище в сопровождении всех присутствуй®« на церемонии.
В доисламский период нуристанцы, как правило, освящали место захоронения покойного. Духовное лицо не имело права в течение о,иного года или до изготовления надгробия покойному заходить в его дом.
Семья знатногоодистанца - щурмача, ута или дали, после его смерти в течение шести'месяцев или одного года изготовляла из арчл надгробие дли его могилы, которое по размерам соответствовало взрослому человеку.
Вдова покойного должна была в течение одного года соблвдать траур л не использовать в своем одеянии з$апёний, а также не одевать красивую одежду.
3. Плотницкое ремесло и искусство резьбы по дереву в Нуристане
Плотницкое ремесло и искусство резьбы по дереву нуристанских бари имеет очень широкое распространение.
Оно было распространено в Нуристане с давних времен и имело свои специфические черты.
Изделия, созданные в доисламский период, можно подразделить на три группы:
Изделия: духовные, в которых отражались религиозные верования нуристанцев'.
Изделия "преклонения", в которых фиксировалось уважение к определенному социальному положению человека.
Украшения,
Изделия первой и второй групп запечатлели в себе главше особенности, отличавдие культуру-нуристанцев: своеобразие религиозных верований и институт преклонения перед лвдьми, добившимися значительного места в обществе. Изделия третьей подгруппы свидетельствуют об умении нуристанцев украшать свои жилища и одевду, об их чувстве вкуса.
После исламизации нуристанского общества в результате изменений в социальной сфере и, в особенности, изменений в области религии работа нуристанских резчиков по изготовлению изделий первой и второй группы постепенно сошла на нет и позднее с течением времени возродилась в новом вдде. Работа по изготовлению изделий^третьей группы продолжалась, а сами изделия стали лишь более разнообразными- и изящными. 14
-В Заключении подведены итога исследования и обобщены основные выводи. Предпринятое в диссертация изучение вопросов »тничеокой истории, традиционную кафирского общества, его социальной отруктурн, некоторых элементов культуры позволило определить значительное культурное своеобразна нуристанцев среди всех народов Афганистана, сохраязние здесь реликтовых языков и архаичных черт быта не находя-иж прямых соогвзтстгзЗ нигде за пределам Восточного Гнпдукуша.
Озной из основных причин зтсго своеобразия автор считает чрез-вчайную траднодоступность региона. Рассмотрение традиционной сопи-альной структуры Нуристана показало, что в своем развитая она проэ-ла ряд этапов.
Вопросы родошгеменной организация, института детштов ооциалыю--политичеокого устройства, налюдшие отражение з диссертации, яузда-ются в датьнейшой разработке. Особого внимания заслуживает проблеко. происхождения нуристанцев а такта современных этнических процессов. Дтя зтого необходеш антропологические л археологические исследования, шнднэ кегли бы существенно дополнить наблцзенио я еызоды этнографов и лингвистов.
СПИСОК ОПУЫИКОШШЕШ РАБОТ (на афганском языке)
1. Роль кенщин в обществе 15урлстана/Д'.урнал "Мирыан". 1987, & 7 . (Кабул).
- - Г ' .
. с/1/, >4'О* '
2. Фольклор Цуристана//Йурнал "Братские народы". 1985, I 4 (Кабул).
•с)5,7' Ч 'Ж, М^сХ ' ^ОЪ ■
3. Нуристан в сореуда таварих//Дурнал "Еурдкастан". 1989, В 3 (Кабул). . '„ ......
. ^, з тз оЬ • с>у д? . ¿¿^
4. Едаотакскне сказки. Кабул, 1991.
- да . о^ I . О^сИ с^,
Роталрин/СГ С/Кт. 5а*. /Г9 и, /с* у 16