автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Традиционный календарь в системе жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Сычина, Нина Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Традиционный календарь в системе жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Традиционный календарь в системе жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири"

На правах рукописи УДК: 130.2

005531256

Сычина Нина Александровна

Традиционный календарь в системе жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири

специальность 24.00.01 - теория и история культуры

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии

" ПОЛ ¿"¡3

--

Санкт-Петербург 2013

005531256

Работа выполнена на кафедре этнокультурологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Научный руководитель: Набок Игорь Леонтьевич, доктор

философских наук, профессор, заведующий кафедрой этнокультурологии Российского государственного педагогического университета им. А. И Герцена

Официальные оппоненты: Хлевов Александр Алексеевич,

доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой культурологии и искусствоведения Русской христианской гуманитарной академии

Кривич Наталья Алексеевна, кандидат культурологии, доцент кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Ведущая организация: Федеральное государственное

бюджетное учреждение культуры «Российский этнографический музей»

Защита состоится 03 июня 2013 г. в 16:00 часов на заседании Совета Д 212.199.23 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, созданного на базе Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, по адресу: 197046, г. Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, д. 26, ауд. 317.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена по адресу: 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, кор. 5.

Автореферат разослан « Ц2> » апреля 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат культурологии

В. Н. Бондарева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Исследование традиционного календаря коренных народов Западной Сибири представляется актуальным как с точки зрения дальнейшего теоретико-методологического развития культурологии как отрасли знания, так и с точки зрения решения задачи сохранения культурного многообразия человечества, сохранения уникальных традиционных культур коренных народов Севера и Сибири. Эти народы являются хранителями имеющего общечеловеческое, глобальное значение исторического опыта освоения природы в северных регионах, уникальных этнокультурных технологий адаптации человеческой жизнедеятельности к экстремальным , природно-климатическим условиям. Сохранение культурно-языкового многообразия - не просто одна из гуманитарных задач, но и важное условие выживания человечества как рода. Традиционный календарь, является одним из ярких воплощений гибкости и высокой степени адаптивности, свойственной традиционным культурам коренных народов, их культуротворческой деятельности, оказываясь при этом и выражением этнической специфики . менталитета этих народов, их своеобразных этнических картин мира. Исследование традиционного календаря как элемента системы жизнеобеспечения коренных этносов Западной Сибири актуально поэтому и с точки зрения сохранения выработанных веками систем высокоэкологичного традиционного природопользования, что связано не только с защитой традиционной среды обитания коренных северных этносов, но и с сохранением ресурсной ценности территорий, утрачиваемой в ходе разрушения уникальных природных экосистем в процессе нерегулируемого их промышленного освоения.

Актуальность исследования традиционной культуры коренных народов Западной Сибири связана таким образом с необходимостью решения проблем устойчивого развития регионов Севера и Сибири как территории, приобретающей сегодня исключительно важное значение лля социально-

экономического, культурного, политического развития

устойчивого развития этих регионов не могут быть решены без учёта человеческого фактора, что означает сохранение, создание условий для устойчивого развития и коренных народов их населяющих. Это, в свою очередь, означает сохранение их этнической идентичности, этнокультурного своеобразия. Сохранение и развитие у новых поколений северян этнической идентичности необходимо рассматривать и как необходимое условие формирования гражданской (общероссийской) идентичности.

Заявленная выше актуальность культурологического исследования традиционного календаря коренных народов Западной Сибири для теоретико-методологического развития культурологической науки связана со становлением и развитием её этнокультурологического направления, обращённого, в частности, к анализу проблем современного бытия этнических культур, этнокультурных традиций, межэтнического коммунитета, проблем их адаптации и модернизации как условий «вхождения» в современную культуру. Именно попытка системного этнокультурологического рассмотрения традиционного календаря коренных народов Западной Сибири в значительной мере определяет теоретико-методологическую актуальность проведённого исследования.

Выбор в качестве объекта исследования систем жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири — хантов, манси, ненцев, селькупов, энцев, нгасан, кетов - обусловлен особой спецификой их этнокультурогенеза и современного состояния, связанной, с одной стороной, с разнообразием культурно-адаптационных моделей их жизнедеятельности, с другой стороны, со своеобразием их межэтнических контактов и взаимодействий.

Объектом диссертационного исследования является система жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири.

Предмет исследования - традиционный календарь как элемент системы жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири.

Цель исследования - изучить традиционный календарь как элемент системы жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири.

4

Задачи исследования:

- исследовать историческое становление знания о календаре;

— рассмотреть календарь в контексте осмысления пространственно-временного континуума природы и культуры;

— выявить этнические аспекты формирования календаря как феномена культуры;

- определить место и значение календаря в формировании этнической картины мира;

— сформулировать этнокультурологическую дефиницию понятия «традиционный календарь»;

- обосновать рассмотрение традиционного календаря как отражения хронотопа этнической культуры коренных народов Западной Сибири;

— рассмотреть генезис, морфологию и функции традиционного календаря;

- исследовать календарную ритуально-обрядовую культуру.

Степень научной разработанности проблемы

Исследованию вопросов времени, лежащего в основе любой календарной системы, посвящен широкий круг работ философского, культурологического и специально-научного направления, в которых выявляются сущности и закономерности данного явления. К ним относятся работы М. Б. Абсалямова, Э. Авени, Я. Ф. Аскина, С. А. Аскольдова, М. Д. Ахундова, Э. В. Барковой, В. А. Баринова, Н. А. Бердяева, В. Н. Бойко, А. Г. Габричевского, И. Я. Голуб, А. Я. Гуревича, Н. И. Днепровского, Ф. С. Завельского, В. Е. Ларичева,

A. Ф. Лосева, Ю. Б. Молчанова, В. Н. Муравьева, А. И. Осипова, Р. Г. Подольного, Л. Г. Свеженцевой, Н. И. Трубникова, Дж. Уитроу,

B. Н. Финогентова, А. А. Фридмана, М. Хайдеггера, Л. С. Хренова, В. Н. Ярской и др.

Календаря, как явление мировой культуры рассматривается в работах М. Ф. Альбедиль, И. Андреева, А. К. Байбурина, Н. В. Брагинской,

Ж. де Бургуэна, П. П. Бутурлина, Н. В. Володомонова, Н. Идельсона, И. А. Климишина, С. Ю. Колесниковой, П. Кудеры, Л. Е. Майстрова, С. К. Просвиркиной, Е. Г. Рабиновича, С. И. Селешникова, В. В. Цыбульского.

Исследованием особенностей традиционных календарей народов мира посвящены работы Т. А. Агапкиной, В. В. Алексеева, Э. О. Бондаренко,

A. А. Бурыкина, В. А. Гордлевского, И. Н. Данилевского, Н. Б. Дашиевой,

B. В. Емельянова, Н. Л. Жуковской, Н. Д. Конакова, О. В. Лосевой, А. В. Лушниковой, И. А. Подюкова, Е. В. Пчелова, А. А. Романовой, Р. А. Симонова, И. А. Черепановой, А. В. Черных, Я. Н. Щапова и др.

Календари коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока рассматриваются в работах В. И. Васильева, Д. В. Герасимовой, А. В. Головнёва, А. И. Гоголева, Н. Б. Дашиевой, А. П. Дульзона,

A. И. Кузьминой, Ю. Б. Симченко, А. В. Смоляк, 3. П. Соколовой и др.

Помимо специальных работ, посвященных календарным системам, различные аспекты календарных традиций представлены в работах исследователей традиционных культур коренных народов Западной Сибири. Среди них работы Е. А. Алексеенко, А. И. Гашилова, И. Н. Гемуева, К. Доннера, В. С. Ивановой, В. И. Молодина, В. А. Иславина, Н. В. Лукиной, Г. И. Пелих, 3. И. Рандымовой, Н. А. Тучковой, Е. Г. Федоровой, Г. П. Харючи, Л. В. Хомич и др.

Различные аспекты традиционной культуры коренных малочисленных народов Западной Сибири, элементы ее материальной, духовной и социальной составляющих представлены в работах В. Н. Адаева, М. Я. Бармич,

B. С. Бахлыкова, В. К. Биче-оол, А. Г. Быковой, В. Ю. Вануйто, Н. И. Величко, В. Д. Викторовой, И. Г. Георги, Г. Н. Грачевой, М. А. Зенько-Немчиновой,

A. 3. Исламова, А. И. Казанник, В. М. Кулемзина, В. В. Кучера, М. А. Лапиной, Л. А. Лар, Н. Леонова, В. А. Мазина, А. М. Малолетко, Б. А. Молчанова, Д. А. Несанелиса, Р. В. Николаева, Н. И. Новиковой, Е. В. Переваловой, Ю. В. Попковой, А. А. Попова, Е. Т. Пушкаревой, Е. И. Ромбандеевой,

B. Г. Рыженко, В. И. Сподиной, Ч. М. Таксами, С. Ф. Татаурова,

б

К. Н. Тихомирова, В. А. Тишкова, Н. А. Томилова, А. Г. Тучкова, Е. А. Тюгашева, А. М. Хазанович, Т. Г. Харамзина и др.

П. Г. Турутиной, Н. Г. Хайруллиной,

Положения, выносимые на защиту:

1. Традиционный календарь коренных народов Западной Сибири, в отличие от современного европейского, основанного на научном знании, календаря, строится на основе исторического опыта освоения природы и адаптации к природно-климатическим условиям, отразившегося в комплексе традиционных знаний и верований, в которых человек и создаваемая им культура неотделимы от природы и подчинены общим законам существования и развития в едином времени и пространстве.

2. Традиционный календарь должен рассматриваться не только в качестве способа временной регуляции и организации человеческой жизнедеятельности, но как отражение хронотопа этнической культуры, то есть, единства пространственно-временного её бытования и развития.

3. Традиционный календарь коренных народов Западной Сибири отличается гибкостью, вариабельностью и высокой адаптивностью к изменениям природно-климатических условий осуществления жизнедеятельности.

4. Традиционный календарь может быть дефинирован как исторически сформировавшаяся в этническом сознании целостная система представлений о структуре, периодизации и процессуальности пространственно-временной организации природы, определяющая содержание и особенности осуществления человеческой деятельности в её материальном, духовном и социальном измерениях, транслируемая от поколения к поколению в основном в устной форме.

5. Компаративный анализ традиционных календарей коренных народов Западной Сибири позволяет выявить и определить этническую специфику их культуротворческой деятельности, нашедшую отражение в языке, ритуально-

7

обрядовой культуре, мифологии, фольклоре, традиционной педагогике, этике, обычном праве этих народов.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

- традиционный календарь рассмотрен как отражение хронотопа этнической культуры коренных народов Западной Сибири;

- дана этнокультурологическая дефиниция понятия «традиционный календарь»;

— традиционный календарь рассмотрен в системе жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири в единстве её материальных, духовных и социальных компонентов;

— выявлено значение исследования традиционного календаря для становления методологии этнокультурологического анализа истории и современного бытования этнических культур коренных народов Сибири.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области теории и истории культуры, философии культуры, истории, этнологии и этнографии, лингвистики, лингвокультурологии, фольклористики, религиоведения, североведения, угроведения. Характером темы обусловлена междисциплинарность её рассмотрения, в частности, интеграция культурологического и этнологического подходов к культуре. Методологической базой исследования послужили системный, историко-генетический, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, структурно-семантический подходы к анализу культуры. При исследовании семантики и морфологии традиционного календаря применён метод культурологической реконструкции.

Источниковедческой базой исследования служил корпус теоретических источников, относящихся к указанным выше областям гуманитарного знания.

Теоретическая значимость исследования

Исследование традиционного календаря вносит существенный вклад в

становление методологии этнокультурологического изучения традиционной

8

этнической культуры в её историческом и актуальном аспектах. Теоретическая значимость работы связана также с решением проблемы интерпретации традиционного календаря как феномена культуры, выявлении его значения и функций в системе жизнеобеспечения автохтонных малочисленных этносов Западной Сибири, выработкой методологии исследования традиционного календаря как отражения хронотопа традиционной культуры, а также выработкой теоретической дефиниции традиционного календаря. Реализованный в исследовании этнокультурологический подход к традиционной культуре позволяет внести определённые уточнения в категориально-понятийный аппарат комплексного исследования этнических культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в частности, в содержание понятий «хронотоп традиционной культуры», «семантика традиционного календаря» и др.

' Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его результаты могут содействовать решению актуальных социально-практических задач устойчивого развития коренных малочисленных этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока, сохранения и развития их языков и культур в ситуации нарастающей глобализации. Полученное в результате исследования знание может содействовать формированию в общественном сознании адекватного отношения к культурному наследию, ценностям языков и культур миноритарных этнических общностей, пониманию значения накопленного ими культурного опыта для современной цивилизации, находящейся в ситуации глобального экологического и духовного кризисов, способствовать утверждению идеи культурного и языкового многообразия в качестве безальтернативной ценности современного сообщества. Материалы проведённого исследования могут быть использованы при разработке конкретных мер и программ по преодолению интолерантности, религиозной нетерпимости, ксенофобии, гармонизации этнической и гражданской идентичности населения.

Кроме того, полученные в ходе исследования результаты могут найти широкое применение в программах учебных дисциплин исторического, культурологического, этнографического, краеведческого циклов в системе общего и профессионального образования, в частности, в подготовке специалистов, бакалавров, магистров из числа представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в центральных и региональных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, а также в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, работников СМИ, специалистов в области этнографии, культурологии, управления, коммуникации, права.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертации прошли апробацию в

научных публикациях автора (7 работ), а также были изложены в сообщениях и

докладах на межрегиональных, всероссийских и международных семинарах,

круглых столах и конференциях в период с 2009 по 2012 гг.: Международная

научно-практическая конференция молодых филологов «Слово в языке, речи,

тексте» (27 апреля 2010 г., Беларусь, г. Брест, БрГУ); XII Международная

научно-практическая конференция «Реальность этноса. Образование как

фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера,

Сибири и Дальнего Востока», К 80-летию Института народов Севера (20-21 мая

2010 г., г. Санкт-Петербург); Всероссийский Круглый стол «Актуальные

вопросы изучения и сохранения фольклора и традиционных знаний коренных

малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской

Федерации, посвященный Международному дню коренных народов (9-10

сентября 2010 г., г. Санкт-Петербург); XIII Международная научно-

практическая конференция «Реальность этноса 2011. Образование и этническая

безопасность». (12 - 14 апреля 2011 г., г. Санкт-Петербург); I Межрегиональная

молодежная научная конференция «Этнокультурное многообразие: Проблемы

сохранения традиционной культуры народов Российской Федерации на

современном этапе» (28-29 апреля 2011 г., г. Санкт-Петербург);

ю

Межрегиональный семинар «Родные языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, их функционирование в образовательных учреждениях в настоящее время: результаты мониторинга» (18 - 19 октября 2011 г., г.Сыктывкар); II Международная научная конференция «Этнокультурное многообразие: Образование и воспитание в контексте сохранения традиционной культуры народов Российской федерации» (22-23 марта 2012 г., г. Санкт-Петербург); Международная научно-практическая конференция «Современное состояние литературы и искусства народов Севера» (12-13 апреля 2012 г., г. Санкт-Петербург); XIV Международная научно-практическая конференция «Реальность этноса: Образование и этносоциализация молодёжи в современной России» (16-18 мая 2012 г., г. Санкт-Петербург).

Структура диссертации определена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав (первая содержит два параграфа, вторая - три параграфа), заключения, списка литературы. Общий объем диссертации составляет 175 с. Список литературы состоит из 407 источников (из них 3 на иностранном языке).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность изучаемой проблемы, обусловленная ее недостаточной научной разработанностью, теоретической и практической значимостью; определяются объект, предмет, цель и задачи работы; характеризуется степень ее научной разработанности; раскрываются теоретические и методологические основы исследования; обосновываются новизна, научная значимость темы; формулируются положения, выносимые на защиту; отмечаются теоретическая и практическая значимость диссертационной работы; а также перечисляются формы апробации основных результатов исследования.

Глава I. «Календарь как феномен культуры» включает два параграфа. В данной главе прослеживается историческое становление знания о календаре,

11

как явлении мировой культуры. Календарь рассматривается в контексте осмысления пространственно-временного континуума природы и культуры, выявляются этнические аспекты его возникновения, определяется значение календаря в формировании этнической картины мира. Выявляются характерные особенности календарей, бытовавших в традиционных обществах, формулируется этнокультурологическая дефиниция понятия «традиционный календарь», обосновывается рассмотрение традиционного календаря как отражения хронотопа этнической культуры коренных народов Западной Сибири. Глава состоит из двух параграфов.

В параграфе 1.1. «Календарь в контексте осмысления пространственно-временного континуума природы и культуры» выявляются особенности исследования календарей той или иной наукой и определений понятия «календарь». Приводятся данные о возникновении и развитии календарных систем разных этнических общностей. Время рассматривается как важнейшая философская категория. Отмечается, что в понимании субъектов традиционных культур время является более опредмеченным, в отличие от его современной философской трактовки, где оно воспринимается как абстракция. Обосновывается применение культурологического подхода к исследованию традиционного календаря коренных народов Западной Сибири, который позволяет осуществить системное изучение особенностей данного явления.

Календарь можно отнести к числу наиболее древних по происхождению феноменов культуры. Ему посвящено огромное количество научной и научно-публицистической литературы. Календарные представления в той или иной мере присутствуют у каждого человека, каждый народ выработал свои календарные системы, отражающие, в частности, этническую картину мира, этноспецифические способы ориентации в окружающем мире.

Календарь является объектом изучения целого ряда наук, включая астрономию, философию, этнографию, археологию, филологию, фольклористику, психологию, семиотику, этноэкологию, культурологию и др.

12

И каждая наука в изучении данного явления выделяет те аспекты, которые совместимы с предметно-методологической спецификой конкретной дисциплины, при этом опираясь на собственную эмпирическую базу и методологию теоретического анализа. Календарь является результатом осмысления человеком фундаментальных законов природы, общества, бытия человека.

Проблема возникновения и развития календаря имеет не только естественнонаучный (астрономический и математический), но и гуманитарный аспект, связанный с человеком как создателем и пользователем календаря. Исследование календаря требует интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания. В XVI веке появилась в качестве раздела исторической науки хронология, подразделяющаяся на две части - астрономическую и историческую. Соответственно, обозначились, дифференцировались и два этих направления исследования календаря, возможности их взаимодействия. Вся дальнейшая истории исследования календаря складывалась, с одной стороны, из разработки новых, всё более точных астрономически-математических систем счисления времени; с другой стороны, из осмысления его места в мировоззренческих концепциях, его значения для человека, общества. И если математическое «уточнение» календаря происходит достаточно медленно и современное человечество до сих пор пользуется календарными системами, разработанными в далёком прошлом, то гуманитарное его исследование развивается достаточно активно, выявляя всё новые грани «вхождения» календаря в культуру, общество, коммуникацию.

Время наряду с пространством — важнейшая философская категория, лежащая в основе системы координат человеческого мышления. При рассмотрении этнических аспектов календарных систем особого внимания заслуживают особенности восприятия времени и пространства субъектами конкретной этнической культуры, формирование которых проходит под воздействием окружающей среды (природно-географических условий, климата, сезонных явлений), и обусловленной ею хозяйственной деятельностью.

13

Поэтому, например, «понимание пространства и времени у кочевников евразийских степей, морских зверобоев северо-востока Азии или даже у охотников и собирателей Австралии обладает в каждом случае особой емкостью, ибо в нем слились воедино этническая, экологическая и хозяйственно-культурная специфика соответствующих культурных ареалов».1

Культурологический подход к исследованию традиционного календаря позволяет осуществить определённое «расширение» предмета его осмысления. Так для системного изучения особенностей традиционных календарей коренных народов Западной Сибири (ненцев, энцев, хантов, манси, нганасан, селькупов, кетов) оказывается необходим анализ всех сфер жизнедеятельности каждого обозначенного этноса. Природно-географические условия, климат, флора и фауна территории проживания коренных народов Западной Сибири, соответственный тип хозяйственной деятельности, социальное устройство и мировоззренческие представления - основа для формирования традиционных календарных систем. Необходимо исходить из того, что неразрывная органичная связь человека и природы, характерная для традиционной культуры, в значительной мере обуславливающая её целостность и синкретичность, не позволяют разделить временные и пространственные представления этноса.

Именно обращение к этнической традиционной культуре, отмеченному выше в качестве характерной черты древнего сознания единству, неразделимости в восприятии времени и пространства, позволяет утверждать, что календарь как феномен культуры несёт в себе нечто большее, чем представление о временных отрезках, периодах, цикличности природных явлений. Это хронотоп (пространствовремя) осуществления человеческой жизнедеятельности, взаимодействия, взаимоадаптации человека и природы.

По мнению автора, традиционные календари аборигенных народов заслуживают особого интереса именно с точки зрения их места и роли в

' Жуковская Н. Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. - М.: Наука, 1988. - С. 13.

культуре. В большинстве случаев эти явления культуры требуют этнокультурологической реконструкции. Важную роль здесь может сыграть рассмотрение этнических аспектов возникновения и развития календарных систем.

В параграфе 1.2. «Традиционный календарь как отражение хронотопа этнической культуры коренных народов Западной Сибири»

осуществляется попытка осмысления временных представлений коренных народов Западной Сибири через их связь с пространством, в котором протекает жизнедеятельность и жизнеобеспечение этнических обществ.

Традиционный календарь коренных народов Западной Сибири можно считать тем элементом системы жизнеобеспечения, который наиболее полно отражает «пространство-время» этнической культуры, его процессуальность, морфологию. Обращение к традиционному календарю наглядно демонстрирует недостаточность определений календаря, связывающих его только с временным измерением, периодизацией жизнедеятельности. Время в природе и культуре здесь неотделимо от пространства, в котором осуществляется жизнедеятельность, и происходит взаимоадаптация человека и природы, что, по мнению автора, связано с синкретичностью традиционной культуры, то есть изначальной неразделенностью ее элементов, которая должна учитываться при проведении исследования.

Для более полного осмысления традиционного календаря как хронотопа культуры коренных народов Западной Сибири приводится характеристика территории проживания хантов, манси, ненцев, энцев, селькупов, нганасан и кетов как пространства, в котором происходило формирование систем их жизнеобеспечения в процессе адаптации к условиям среды обитания, включая материальную, духовную и социальную составляющие.

Отмеченный выше синкретизм традиционной культуры, целостность этнической картины мира выражаются, в частности, в том, что представление о времени, процессуальности здесь неотделимо от представления о пространстве природы и культуры, пространстве человеческой жизнедеятельности.

15

Традиционные пространственно-временные представления, формировавшиеся в процессе освоения этносом окружающей среды, наиболее объемно и ёмко могут быть выражены в понятии «хронотоп культуры» (от греч. chronos - время и topos - место; буквально времяпространство). В традиционной культуре пространство и время разъединялись, объединялись, трансформировались и превращались одно в другое. Хронотоп - это живое синкретичное измерение пространства и времени, в котором они нераздельны. Пространство в отдельности, как и время в отдельности, - лишь части целого, абстракции, тогда как события в традиционной культуре протекали безраздельно в пространстве и времени, в окружающей среде и в сознании, в реальности и в мифологии.

Традиционный календарь может быть дефинирован как исторически сформировавшаяся в этническом сознании целостная система представлений о структуре, периодизации и процессуальности пространственно-временной организации природы, определяющая содержание и особенности осуществления человеческой деятельности в её материальном, духовном и социальном измерениях, и транслируемая от поколения к поколению в основном в устной форме.

Особенностью традиционного календаря является то, что он в большей степени зависит от природных условий ареала его распространения. Удобство же его состоит в том, что в нем адекватно передаются основные вехи жизненного цикла, традиционные календари служили не унификации времени, а его детализации для конкретных условий.

Принципиальным положением в предложенном автором определении традиционного календаря является то, что он отражает традиционную культуру в целом, связан не только с материальной, хозяйственно-производственной её сферой, где выполняет важнейшие регулятивные функции, но и с духовной и социальной сферами.

Во II главе «Традиционный календарь коренных народов Западной Сибири: семантика, морфология, функции» выявляются специфические

16

особенности семантики и морфологии традиционных календарей коренных народов Западной Сибири, их функционирования в материальной, духовной и социальной сферах жизнеобеспечения. Проводится их сравнительный анализ, с целью выделения общих и специфических черт. Предпринята попытка реконструкции систем календарных представлений рассматриваемых народов. Глава состоит из трех параграфов.

В параграфе 2.1. «Функции календаря в развитии системы материального жизнеобеспечения» рассматривается материальная сфера жизнеобеспечения ненцев, энцев, нганасан, селькупов, хантов, манси, кетов как область применения традиционного календаря. Выясняется, каким образом происходит взаимное влияние календаря и хозяйственной деятельности этнических общностей.

В процессе адаптации человека к окружающей среде происходит формирование индивидуальных черт природопользования и хозяйственной деятельности. В зависимости от природной обстановки и климатических условий выделяются приоритетные занятия, которые в данных условиях оказываются более продуктивными. Деятельность по добыванию средств для выживания протекает в течение всего календарного цикла, изменяясь в процессе смены сезонов. В традиционных календарях коренных народов Западной Сибири зафиксированы наблюдения за явлениями, влияющими на смену рода деятельности с целью своевременного исполнения необходимых действий и регулирования совместной деятельности членов общества.

В данном параграфе в центре рассмотрения - хозяйственная деятельность как важнейшая, доминантная часть системы материального жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Западной Сибири. Именно в ней, по мнению автора, этнокультурная календарная специфика проявляется наиболее ярко. Это связано, прежде всего, с пространственно-временной динамикой и цикличностью, хозяйственной деятельности, основанной на сезонности природно-климатических явлений и процессов.

Как показало исследование, в календарных названиях запечатлены как фенологические явления, указывающие на смену сезона, особенности биоциклов природного животного и растительного мира, так и виды деятельности самого человека.

В параграфе 2.2. «Мифология и календарная ритуально-обрядовая культура» основное внимание сосредоточено на духовной и социальной сферах жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири, нашедшей своё реальное воплощение в мифологии и календарной ритуально-обрядовой практике.

Проведен анализ мифологического и ритуально-обрядового содержания календарных систем коренных народов Западной Сибири. Выявлены отличительные особенности, которыми обладают традиционные календари.

Одним из главных отличий от классических календарных систем и от современного календаря является то, что в традиционных календарях представленных народов не было как такового летоисчисления, а для определения времени они исходили из какого-либо определенного события, оставившего след в жизни людей. В отличие от современного времяисчисления в традиционном календаре время представлялось как цикличный процесс, с неизменным повторением сезонных явлений, и годовой цикл наиболее ощутимо отражался в круговороте жизни человека. Деление года на сезоны основывалось на видимых природно-климатических явлениях. Месяц, в отличие от года и сезона, установление которых происходило на основе видимого движения Земли вокруг Солнца, был условной единицей, выделение которой вызывало большие затруднения. Все выделенные особенности проявлялись в ритмичности индивидуальной человеческой деятельности.

При этом наиболее важные календарные вехи осмыслялись посредством мифологического наполнения и ритуально-обрядовых действий, которые в большинстве случаев посвящались духам природы, влиявших на процессы окружающей среды, от которых зависело жизнеобеспечение человека.

Исследование показало, что отличительной особенностью календарных систем коренных народов Севера и Сибири также следует считать характерный для них высокий уровень символизации, нашедшей своё выражение и в обилии и разнообразии календарных названий, и в особой роли орнаментации, и в ритуально-обрядовой практике.

В параграфе 2.3. «Семантика и морфология традиционного календаря коренных народов Западной Сибири» раскрываются генезис традиционного календаря, его семантика и морфология. Выявляются основные принципы культурологической реконструкции традиционного календаря коренных народов Западной Сибири. Основная теоретическая парадигма такой реконструкции выражена в движении от семантики к морфологии.

Автором выделяются такие особенности традиционных календарей, которые необходимо учитывать при их реконструкции: во-первых, устная форма их существования в межгенерационной трансляции, которая делает его близким фольклору; во-вторых, сложность отделения его аутентичного, сформировавшегося в результате этнокультурогенеза состояния от более поздних напластований, связанных с многочисленными межэтническими контактами; в-третьих, вариативность и изменчивость календарных наименований, связанные с его полифункциональной направленностью, ориентацией на организацию различных видов деятельности в рамках системы жизнеобеспечения; в-четвёртых, многообразие этнокультурных систем, охватываемых понятием «традиционная культура коренных народов Западной Сибири». В данном параграфе выделены общие, типологические особенности календарных систем западно-сибирских народов, которые позволяют приблизиться к указанной реконструкции, требующей дальнейшей масштабной исследовательской работы. Выявлены основные темы традиционного календаря.

Также среди особенностей морфологии «реконструируемого» календаря выделяется то, что календарные обозначения для западно-сибирских народов были связаны не столько с конкретными датами, сколько с природными

19

явлениями, которые свидетельствовали о наступлении благоприятных или, наоборот, неподходящих для того или иного рода занятий периода, в ней, практически отсутствовало летоисчисление; отмечается сложность и разнообразие представления о годе (как природно-климатическом и хозяйственном цикле) и его строении; гибкостью и подвижностью отличалась фиксация в традиционных календарях начала года, основной точки отсчёта годового цикла.

Свойственные коренным народам Западной Сибири временные представления, прежде всего, были связаны с непосредственно наблюдаемыми и неизменно повторяющимися явлениями и процессами, которые оказывали влияние на ритм жизни человека, а также с природно-климатическими явлениями.

В Заключении приводятся и обобщаются основные результаты исследования, намечаются возможные перспективные направления дальнейшей разработки проблемы.

К числу основных выводов диссертационного исследования относится теоретико-методологическая обоснованность рассмотрения традиционного календаря как отражения хронотопа традиционной культуры коренных народов Западной Сибири. Традиционный календарь можно считать тем элементом системы жизнеобеспечения, который наиболее полно отражает «пространство-время» этнической культуры этих народов, его процессуальность, ритм, цикличность. Время в природе и культуре здесь неотделимо от пространства, в котором осуществляется жизнедеятельность, происходит взаимоадаптация человека и природы. Культурологическое исследование традиционного календаря коренных народов Западной Сибири позволяет всесторонне ознакомиться с данным явлением и выявить его значение в жизнеобеспечении рассматриваемых этносов. Выработанная в результате исследования дефиниция традиционного календаря, уточняет характерные черты данного явления. Традиционный календарь может быть рассмотрен и как своеобразная «энциклопедия народных примет и знаний» о природных явлениях, и как

20

имеющая огромное естественнонаучное значение «летопись» природно-климатических циклов, и как «концепт культуры», отражающий её смысловое ядро.

Перспективы дальнейшего культурологического исследования традиционного календаря коренных народов Западной Сибири связаны, по мнению автора, с рассмотрением целого ряда других аспектов. Так, например, анализ традиционного календаря народов Западной Сибири позволяет приблизиться к пониманию культурогенетических особенностей формирования на этой территории оригинальных систем жизнеобеспечения, самобытных этнических культур; ответить на ряд сложных и спорных вопросов этногенеза коренных малочисленных народов Западной Сибири — территории, имеющей богатую историю миграционных процессов и межкультурных взаимодействий.

Специального исследования заслуживают тендерные аспекты традиционных календарей, роль шаманов в создании и функционировании традиционных календарей, связь календаря с художественной и эстетической деятельностью этноса.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

1. Сычина Н. А. Календарь в традиционной культуре коренных народов Западной Сибири (к методологии культурологического исследования) // Общество. Среда. Развитие.- 2012. № 2 (23). - С. 167-171. (0,5 п. л.)

2. Сычина Н. А. Традиционный календарь как отражение хронотопа этнической культуры коренных народов Западной Сибири // Общество. Среда. Развитие. - 2013 (март). № 1 (26). - С. 216-219. (0,5 п. л.)

3. Сычина Н. А. Календарная лексика // Слова мове, ма[ ленн, тэксце: Зборнж к навуковых прац маладых вучоных-фшолога; пад агул. ред. Н. Р. Якубук. -Брэст, 2010. - С. 191-194. (0,2 п. л.)

4. Сычина Н. А. Календарь в традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Западной Сибири // Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера,

21

Сибири и Дальнего Востока. К 80-летию Института народов Севера: Сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 20-21 мая 2010 г.) / Под научн. ред. И. Л. Набока: В 2-х ч. - Ч. II. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. - С. 327-331.(0,3 п. л.)

5. Гашилов А. И. Сычина Н. А. Селькупская литература: от фольклора до романа «Селькупы XX века» // Сборник статей по материалам Всероссийского круглого стола «Актуальные вопросы изучения и сохранения фольклора и традиционных знаний коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ». - М.: Типография ООО «Издательский Дом «РУС-КОР», 2010. - С. 84-89. (0,4/0,2 п.л.)

6. Сычина Н. Традиционный календарь как способ сохранения и передачи народного знания (на примере коренных народов Западной Сибири) // Этнокультурное Российской Федерации на современном этапе: Сборник материалов I Межрегиональной молодежной научной конференции многообразие: Проблемы сохранения традиционной культуры народов 28-29 апреля 2011 г. В СПбГУ «Санкт-Петербургский Дом национальностей». — СПб, 2011. - С. 76-78. (0,3 п. л.)

7. Сычина Н. А. Природно-климатическая среда как фактор формирования традиционной календарной системы коренных народов Западной Сибири // Реальность этноса. Образование и этническая безопасность: Сборник статей по материалам XIII Международной научно-практисческой конференции. Санкт-Петербург, 12-14 апреля 2011г./ Под науч. ред. И. Л. Набока. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. - С. 404-408. (0,3 п. л.)

Подписано в печать 11.04.13 Формат 60х84'/16 Цифровая Печ.л. 1.0 Тираж 100 Заказ 18/04 печать

Отпечатано в типографии «Фалкон Принт» (197101, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 54, офис 2)

 

Текст диссертации на тему "Традиционный календарь в системе жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет

им. А. И. Герцена»

На правах рукописи

04201360233

Сычина Нина Александровна

«Традиционный календарь в системе жизнеобеспечения коренных

народов Западной Сибири»

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры (культурология)

Диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологии

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор И. Л. Набок

Санкт-Петербург 2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................................................................с. 3 - 13

ГЛАВА 1.

Календарь как феномен культуры....................................................с. 14 - 48

1.1. Календарь в контексте осмысления пространственно-временного континуума природы и культуры.....................................................................с. 14 -32

1.2. Традиционный календарь как отражение хронотопа этнической культуры

коренных народов Западной Сибири................................................с. 33 - 48

ГЛАВА 2.

Традиционный календарь коренных народов Западной Сибири: семантика, морфология, функции.................................................................с. 49 - 138

2.1. Функции календаря в развитии системы материального

жизнеобеспечения.......................................................................с. 49 - 82

2.2. Мифология и календарная ритуально-обрядовая культура..............с. 83-118

2.3. Семантика и морфология традиционного календаря коренных малочисленных народов Западной Сибири..........................................................с. 119 - 135

Заключение.............................................................................с. 136 - 138

Список литературы

с. 139 - 175

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования

Исследование традиционного календаря коренных народов Западной Сибири представляется актуальным как с точки зрения дальнейшего теоретико-методологического развития культурологии как отрасли знания, так и с точки зрения решения задачи сохранения культурного многообразия человечества, сохранения уникальных традиционных культур коренных народов Севера и Сибири. Эти народы являются хранителями имеющего общечеловеческое, глобальное значение исторического опыта освоения природы в северных регионах, уникальных этнокультурных технологий адаптации человеческой жизнедеятельности к экстремальным природно-климатическим условиям. Сохранение культурно-языкового многообразия - это не просто одна из гуманитарных задач, но, как убедительно показал выдающийся отечественный этнолог С. А. Арутюнов, - непременное условие выживание человечества как рода. «Для эффективного выполнения своих адаптивных функций, - писал учёный в работе «Народы и культуры: развитие и взаимодействие», - культура во всех своих формах проявления не в меньшей степени, чем способы биологического существования, должна в значительной степени носить избыточный характер и тем самым быть способной нести в себе необходимые потенции для достижения адаптивного эффекта в новых, порой резко изменяющихся условиях. Отсутствие у человека процессов биологической видовой дивергенции как раз и делает необходимым его локальное разнообразие, проявляемое, прежде всего, в выработке различных этнических культур».1 Традиционный календарь является одним из ярких воплощений гибкости и высокой степени адаптивности, которые свойственны традиционным культурам коренных народов, их культуротворческой деятельности, оказываясь при этом и выражением этнической специфики

1 Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989. - С. 153.

менталитета этих народов, их своеобразных этнических образов мира. Исследование традиционного календаря как элемента системы жизнеобеспечения коренных этносов Западной Сибири актуально поэтому и с точки зрения сохранения выработанных веками систем высокоэкологичного традиционного природопользования, что связано не только с защитой традиционной среды обитания коренных северных этносов, но и с сохранением ресурсной ценности территорий, утрачиваемой в ходе разрушения уникальных природных экосистем в процессе нерегулируемого их промышленного освоения.

Актуальность исследования традиционной культуры коренных народов Западной Сибири связана, таким образом, с необходимостью решения проблем устойчивого развития регионов Севера и Сибири как территории, приобретающей сегодня исключительно важное значение для социально-экономического, культурного, политического развития России. Задачи устойчивого развития этих регионов не могут быть решены без учёта человеческого фактора, что означает сохранение, создание условий для устойчивого развития и коренных народов их населяющих. Это, в свою очередь, означает сохранение их этнической идентичности, этнокультурного своеобразия. Сохранение и развитие у новых поколений северян этнической идентичности необходимо рассматривать, прежде всего, как необходимое условие формирования гражданской (общероссийской) идентичности.

Актуальность данного исследования обусловлена также тем, что нарастающая этническая мобилизация различных групп населения, идентификационный кризис и связанные с разочарованием в современной цивилизации, противостоянием глобализации неотрадиционалистские и неоязыческие настроения, идеи «движения вспять», возврата к исконным ценностям, делают особенно важным для сохранения гражданского согласия в обществе развитие культуры межэтнического и межнационального общения, формирование толерантности, способности воспринимать и понимать культуры, построенные на иных ценностных основаниях, иных принципах взаимодействия человека с природой и социумом.

Заявленная выше актуальность культурологического исследования традиционного календаря коренных народов Западной Сибири для теоретико-методологического развития культурологической науки связана со становлением и развитием её этнокультурологического направления, обращённого, в частности, к анализу проблем современного бытия этнических культур, этнокультурных традиций, межэтнического коммунитета, проблем их адаптации и модернизации как условий «вхождения» в современную культуру. Как отмечает И. Л. Набок, «синкретизм, особое взаимопроникающее единство различных компонентов традиционной этнической культуры (духовных, материальных, социальных), требует сегодня системно подходить к адаптационным и модернизационным процессам. Здесь следует учитывать и то, что различные компоненты этого синкретического единства обладают различной степенью сохранности, различным потенциалом «экстраполяции» в современную культуру».2 Именно попытка системного этнокультурологического рассмотрения традиционного календаря коренных народов Западной Сибири, на наш взгляд, в значительной мере определяет теоретико-методологическую актуальность проведённого исследования.

Выбор в качестве объекта исследования систем жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири - хантов, манси, ненцев, селькупов, энцев, нганасан, кетов - обусловлен особой спецификой их этнокультурогенеза и современного состояния, связанной, с одной стороны, с разнообразием культурно-адаптационных моделей их жизнедеятельности, с другой стороны, со своеобразием их межэтнических контактов и взаимодействий.

Объектом исследования является система жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири.

2 Набок И. Л. Коренные малочисленные народы Арктики: проблемы сохранения и устойчивого развития // История изучения и освоения и освоения Арктики - от прошлого к будущему: Сборник материалов научной конференции с международным участием,- Архангельск: МПУ САФУ, 2012. - С. 23.

Предмет исследования - традиционный календарь как элемент системы жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири.

Цель исследования - изучить традиционный календарь как элемент системы жизнеобеспечения коренных народов Западной Сибири.

Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:

- исследовать историческое становление знания о календаре;

- рассмотреть календарь в контексте осмысления пространственно-временного континуума природы и культуры;

- выявить этнические аспекты формирования календаря как феномена культуры;

- определить место и значение календаря в формировании этнической картины мира;

- сформулировать этнокультурологическую дефиницию понятия «традиционный календарь»;

- обосновать рассмотрение традиционного календаря как отражения хронотопа этнической культуры коренных народов Западной Сибири;

- рассмотреть генезис, морфологию и функции традиционного календаря;

- исследовать календарную ритуально-обрядовую культуру.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследованию вопросов времени, лежащего в основе любой календарной системы, посвящен широкий круг работ философского, культурологического и специально-научного направления, в которых выявляются сущности и закономерности данного явления. К ним относятся работы. К ним относятся работы М. Б. Абсалямова, Э. Авени, Я. Ф. Аскина, С. А. Аскольдова, М. Д. Ахундова, Э. В. Барковой, В. А. Баринова, Н. А. Бердяева, В. Н. Бойко, А. Г. Габричевского, И. Я. Голуб, А. Я. Гуревича, Н. И. Днепровского, Ф. С. Завельского, В. Е. Ларичева, А. Ф. Лосева, Ю. Б. Молчанова,

B. Н. Муравьева, А. И. Осипова, Р. Г. По дольного, Л. Г. Свеженцевой, Н. И. Трубникова, Дж. Уитроу, В. Н. Финогентова, А. А. Фридмана, М. Хайдеггера, Л. С. Хренова, В. Н. Ярской и др.

Календаря, как явление мировой культуры рассматривается в работах М. Ф. Альбедиль, И. Андреева, А. К. Байбурина, Н. В. Брагинской, Ж. де Бургуэна, П. П. Бутурлина, Н. В. Володомонова, Н. Идельсона,

И. А. Климишина, С. Ю. Колесниковой, П. Кудеры, Л. Е. Майстрова,

C. К. Просвиркиной, Е. Г. Рабиновича, С. И. Селешникова, В. В. Цыбульского.

Исследованием особенностей традиционных календарей народов мира посвящены работы Т. А. Агапкиной, В. В. Алексеева, Э. О. Бондаренко,

A. А. Бурыкина, В. А. Гордлевского, И. Н. Данилевского, Н. Б. Дашиевой,

B. В. Емельянова, Н. Л. Жуковской, Н. Д. Конакова, О. В. Лосевой, А. В. Лушниковой, И. А. Подюкова, Е. В. Пчелова, А. А. Романовой, Р. А. Симонова, И. А. Черепановой, А. В. Черных, Я. Н. Щапова и др.

Календари коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока рассматриваются в работах В. И. Васильева, Д. В. Герасимовой, А. В. Головнёва,

A. И. Гоголева, Н. Б. Дашиевой, А. П. Дульзона, А. И. Кузьминой, Ю. Б. Симченко, А. В. Смоляк, 3. П. Соколовой и др.

Помимо специальных работ, посвященных календарным системам, различные аспекты календарных традиций представлены в работах исследователей традиционных культур коренных народов Западной Сибири. Среди них работы Е. А. Алексеенко, А. И. Гашилова, И. Н. Гемуева, К. Доннера,

B. С. Ивановой, В. И. Молодина, В. А. Иславина, Н. В. Лукиной, Г. И. Пелих, 3. И. Рандымовой, Н. А. Тучковой, Е. Г. Федоровой, Г. П. Харючи, Л. В. Хомич и др.

Различные аспекты традиционной культуры коренных малочисленных народов Западной Сибири, элементы ее материальной, духовной и социальной составляющих представлены в работах В. Н. Адаева, М. Я. Бармич, В. С. Бахлыкова, В. К. Биче-оол, А. Г. Быковой, В. Ю. Вануйто, Н. И. Величко, В. Д. Викторовой, И. Г. Георги, Г. Н. Грачевой, М. А. Зенько-Немчиновой,

A. 3. Исламова, А. И. Казанник, В. М. Кулемзина, В. В. Кучера, М. А. Лапиной, Л. А. Лар, Н. Леонова, В. А. Мазина, А. М. Малолетко, Б. А. Молчанова, Д. А. Несанелиса, Р. В. Николаева, Н. И. Новиковой, Е. В. Переваловой, Ю. В. Попковой, А. А. Попова, Е. Т. Пушкаревой, Е. И. Ромбандеевой,

B. Г. Рыженко, В. И. Сподиной, Ч. М. Таксами, С. Ф. Татаурова, К. Н. Тихомирова, В. А. Тишкова, Н. А. Томилова, П. Г. Турутиной, А. Г. Тучкова, Е. А. Тюгашева, А. М. Хазанович, Н. Г. Хайруллиной, Т. Г. Харамзина и др.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Традиционный календарь коренных народов Западной Сибири, в отличие от современного, основанного на научном знании, календаря, строится на основе исторического опыта освоения природы и адаптации к природно-климатическим условиям, отразившегося в комплексе традиционных знаний и верований, в которых человек и создаваемая им культура неотделимы от природы и подчинены общим законам существования и развития в едином времени и пространстве.

2. Традиционный календарь должен рассматриваться не только в качестве способа временной регуляции и организации человеческой жизнедеятельности, но как отражение хронотопа этнической культуры, то есть единства пространственно-временного её бытования и развития.

3. Традиционный календарь коренных народов Западной Сибири отличает гибкость, вариабельность и высокая адаптивность к изменениям природно-климатических условий осуществления жизнедеятельности.

4. Традиционный календарь может быть дефинирован как исторически сформировавшаяся в этническом сознании целостная система представлений о структуре, периодизации и процессуальное™ пространственно-временной организации природы, определяющая содержание и особенности осуществления человеческой деятельности в её материальном, духовном и социальном измерениях, транслируемая от поколения к поколению в основном в устной форме.

5. Компаративный анализ традиционных календарей коренных народов Западной Сибири позволяет выявить и определить этническую специфику их культуротворческой деятельности, нашедшую отражение в языке, ритуально-обрядовой культуре, мифологии, фольклоре, традиционной педагогике, этике, обычном праве этих народов.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые:

• проведён культурологический анализ традиционного календаря коренных малочисленных народов Западной Сибири;

• традиционный календарь рассмотрен как отражение хронотопа этнической культуры коренных народов Западной Сибири;

• дана этнокультурологическая дефиниция понятия «традиционный календарь»;

• традиционный календарь рассмотрен в системе жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Западной Сибири в единстве её материальных, духовных и социальных компонентов;

• проведён компаративный анализ традиционных календарей коренных малочисленных народов Западной Сибири;

• выявлено значение исследования традиционного календаря для становления методологии этнокультурологического анализа истории и современного бытования этнических культур коренных малочисленных народов Сибири.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области теории и истории культуры, философии культуры, истории, этнологии и этнографии, лингвистики, лингвокультурологии, фольклористики, религиоведения, североведения, угроведения. Характером темы обусловлена междисциплинарность её рассмотрения, в частности, интеграция культурологического и этнологического подходов к культуре. Методологической базой исследования послужили системный, историко-генетический, структурно-функциональный, сравнительно-исторический, структурно - семантический подходы к анализу культуры. При

исследовании семантики и морфологии традиционного календаря применён метод культурологической реконструкции.

Источниковедческой базой исследования служил корпус теоретических источников, относящихся к указанным выше областям гуманитарного знания

Теоретическая значимость исследования.

Исследование традиционного календаря вносит существенный вклад в становление методологии этнокультурологического изучения традиционной этнической культуры в её историческом и актуальном аспектах. Теоретическая значимость работы связана также с решением проблемы интерпретации традиционного календаря как феномена культуры, выявлении его значения и функций в системе жизнеобеспечения автохтонных малочисленных этносов Западной Сибири, выработкой методологии исследования традиционного календаря как отражения хронотопа традиционной культуры, а также выработкой теоретической дефиниции традиционного календаря. Реализованный в исследовании этнокультурологический подход к традиционной культуре позволяет внести определённые уточнения в категориально-понятийный аппарат комплексного исследования этнических культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в частности, в содержание понятий «традиционная система жизнеобеспечения», «хронотоп традиционной культуры», «семантика традиционного календаря» и др.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его результаты могут содействовать решению актуальных социально-практических задач устойчивого развития коренных малочисленных этносов Севера, Сибири и Дальнего Востока, сохранения и развития их языков и культур в ситуации нарастающей глобализации. Полученное в результате исследования знание может содействовать формированию в общественном сознании адекватного отношения к культурному наследию, ценностям языков и культур миноритарных этнических общнос