автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Традиция философии образования в истории русской философии, вторая половина ХIХ - первая половина ХХ вв.

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Кравцов, Владимир Анатольевич
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Диссертация по философии на тему 'Традиция философии образования в истории русской философии, вторая половина ХIХ - первая половина ХХ вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Кравцов, Владимир Анатольевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ В РУССКОЙ МЫСЛИ XIX В.

§ 1. Тема образования в русской мысли: ранний этап. Основные тенденции образовательного процесса в Российской империи: историкоаналитическая характеристика.

§ 2. Проблема образования в философии русского романтизма.

§ 3. Вопросы образования и воспитания в философии славянофилов.

Проблема образования в творчестве позднего Н.В.Гоголя.

§ 4. Педагогические идеалы в демократической общественной мысли

60-х гг. XIX в.

§5.0 философском элементе в русской педагогической мысли XIX в.

§ 6. Вопросы образования в духовно-академической философии.

Глава 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ В РУССКОЙ МЫСЛИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВВ.

§ 1. Л.Толстой о соотношении образовательных и воспитательных задач: образование и (или) воспитание. Путь религиозной педагогики.

§ 2. Судьбы педагогических идей Л.Толстого и теория «свободного воспитания» К.Н.Вентцеля.

§ 3. Модель образования К.П.Победоносцева и проблемы консерватизма.

§ 4. Метафизика пола В.В.Розанова и его культурно-консервативный идеал образования.

Глава 3. РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В. В. ЗЕНЬКОВСКОГО

§ 1. В.Зеньковский о понятии индивидуального и социального в психологии, философии и педагогике.

§ 2. Психология детства как особая область психологии и педагогики.

§3. Метафизические основания педагогической концепции В.Зеньковского.

Критика им психоанализа З.Фрейда.

§ 4. Христианская антропология и принципы православной педагогики

В.Зеньковского.

§ 5. Опыт религиозно-философского обоснования педагогики И.Ильиным и В.Зеньковским: сравнительный анализ.

ГЛАВА 4. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С.И.ГЕССЕНА.

§ 1. «Прикладная философия» в контексте общефилософских принципов и концепция нравственного образования.

§ 2. Философия образования С.Гессена и педагогические системы

П.Блонского и М.Рубинштейна.

§ 3. Авторитет и свобода в образовании. Философские основания научного образования.

§ 4. Метафизическая проблематика в творчестве С.Гессена: критика «этического» утопизма, проблема метафизических оснований нравственности и нравственного образования.

§ 5. С.Гессен о философском смысле и задачах научного образования.

§ 6. Модель университетского образования.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по философии, Кравцов, Владимир Анатольевич

В последние годы в исследованиях по истории русской философии произошли кардинальные изменения. Смысл этих перемен было бы неоправданно сводить лишь к смене идеологических вех, к возросшему интересу к творчеству тех русских философов, чье наследие в предшествующие десятилетия получало преимущественно идеологическую оценку (русская религиозная метафизика, труды философов-эмигрантов и пр.). Меняется сам подход к истории русской мысли: на первый план выходят проблемы исследования отечественной философской традиции во всей ее полноте, реальном культурно-историческом многообразии.

Современного исследователя интересуют в первую очередь не столько особенности мировоззренческой позиции того или иного русского мыслителя (материалистические или религиозные, либеральные или консервативные), сколько вопрос об истинном философском значении его творчества, о том, какое место это творчество занимает в истории философии, отечественной и мировой. Ушла в прошлое жесткая линейность подхода к истории национальной философской культуры, когда она рассматривалась исключительно в перспективе главного, магистрального развития от всевозможных материалистических представлений и установок прошлого к целостному и подлинно научному материалистическому мировоззрению. Можно сказать, что мир отечественной философии предстает сегодня во всей своей «цветущей сложности» (по известному определению К.Леонтьева).

Благодаря усилиям исследователей достигнут существенный прогресс в изучении достижений отечественной философии, в частности, в области социальной философии и философии истории, философии культуры и философии искусства. К числу ключевых тем русской философской мысли, заслуживающих не меньшего внимания, но гораздо менее исследованных, по праву можно отнести и тему образования.

В последнее время философская проблематика образования все в большей степени привлекает внимание современных российских философов. Надо сказать, что подобная актуализация философских вопросов образования самым непосредственным образом связана с современной социальной и культурной ситуацией в стране. В буквальном смысле будущее страны зависит от того, какие проекты и модели образования будут приняты или отвергнуты, какой путь в сфере образования будет, в конечном счете, избран. Начинает осознаваться и то, что одних лишь прагматических разработок реформ, основанных на «здравом смысле» и механическом воспроизведении чужого опыта (хотя бы даже и самого замечательного) явно недостаточно. Необходим серьезнейший, фундаментальный философский и научный подход к проблемам образования вообще и российского образования, в частности.

В настоящее время философия образования понимается и определяется как достаточно автономная сфера философии, исследующая наиболее фундаментальные основания образовательных процессов и педагогической деятельности в универсальном контексте эпистемологических и онтологических проблем. Для философии XX в. вообще характерна специализация: философия религии, философия культуры, философская антропология и др. В середине столетия пришел черед философии образования обрести статус особой отрасли философского знания. Произошло это, естественно, не «вдруг» и, в существенной мере, стало результатом опыта философского осмысления образовательных проблем в истории философии.

Такой подход предполагает не только обращение к новейшим философским концепциям образования, но и адекватное понимание имеющегося в истории отечественной мысли опыта философского анализа вопросов образования. Естественно, делать это надо не в надежде на то, что прошлое даст нам готовый ответ на сегодняшние острые, а иногда и трагические вопросы. История философии - это не только антология умных мыслей и интеллектуальных рецептов для современников и потомков. Ее нельзя свести и только к борьбе идей. Речь необходимо вести о постоянном диалоге идей и концепций, восприятии и учете иных философских позиций, что, в итоге, определяет становление и развитие определенной философской традиции.

Стремясь определить своеобразные черты отечественной философской традиции, историки философии с достаточным основанием подчеркивают преемственные связи в творчестве русских философов различных школ и направлений при решении ими проблем нравственной философии, философии истории, эстетики и мн. др. Но в истории русской мысли с редким постоянством ставились и вопросы философского осмысления проблем образования и педагогики. В результате мы имеем дело с вполне определенной традицией философского подхода к образованию, задача исследования которой в историко-философском отношении представляется безусловно актуальной.

Традиция философского подхода к образованию складывается в России на протяжении достаточно длительного исторического периода, обретая форму постоянной и интенсивной философской дискуссии уже со второй половины XIX в. Однако ее предыстория также представляет значительный интерес: в историко-философском плане было бы совершенно неоправданно игнорировать то, что было продумано и творчески развито в предшествующие эпохи. Во всяком случае, уже в творчестве русских романтиков (прежде всего, В.Ф.Одоевского), ранних славянофилов, представителей духовно-академической философии имел место опыт именно философского подхода к образованию.

Подчеркнем также, что на протяжении всего XIX в. русские мыслители, размышляя о смысле и задачах образования, самым непосредственным образом откликались на соответствующую проблематику и в современной им европейской философии. Никакого «железного занавеса» между российским и европейским опытами философского рассмотрения образования не существовало. (Как не существовало его и в целом между европейской и русской философской мыслью.) В двух же наиболее значительных отечественных философских концепциях образования первой половины XX века, созданных В.Зеньковским и С.Гессеном, были сформулированы идеи и поставлены вопросы, в существенной мере сохранившие свою актуальность и для современной философии образования.

Необходимо также отметить, что традиция русской философии образования и история русской педагогики - это далеко не одно и то же. Речь идет о различии в уровнях мировоззренческого, теоретического обобщения. Философия образования всегда ставит вопрос о сущности образования как особой сферы человеческой жизнедеятельности, специфического культурно-исторического бытия человека, игравшей огромную роль на протяжении всей истории человечества. Педагогические же теории, как правило, ориентированы на те или иные философские учения и, в этом смысле, тоже несут в себе определенный философский элемент. Однако гораздо реже в них присутствует тот уровень философской рефлексии, философской критической аналитики, который является одной из определяющих черт философского осмысления культурных феноменов и, в том числе, философии образования. В сфере гуманитарного знания подобные различия в степени философичности представлены достаточно широко и носят принципиальный характер. Так, например, историческое исследование всегда имеет некоторые философские основания («метафизические предпосылки» по известному определению Р.Коллингвуда). Однако данное обстоятельство отнюдь не мешает нам различать области историографии и философии истории.

В то же время, надо признать, что никакой непроходимой границы между российской традицией философии образования и историей русской педагогической мысли не существует. Историко-философское исследование сложившихся в отечественной культуре философских подходов к образованию было бы принципиально не полным без обращения к таким интереснейшим образцам философской педагогики, как, например, «педагогическая антропология» К.Ушинского, концепции «свободного образования» Л.Толстого и его последователей, теоретическая педагогика П.Блонского и М.Рубинштейна и др. Но историко-философский подход предполагает рассмотрение этого уровня педагогической мысли лишь в контексте отечественной философской традиции как ее немаловажного элемента и направления.

В какой мере интеллектуальный опыт прошлого может быть полезен сегодня при решении современных проблем образования? Думается, что, как и всякий, подлинно философский опыт, он ценен тем, что позволяет глубже понять суть происходившего и происходящего в сфере образования на протяжении истории. Конечно, не все идеи русских мыслителей прошли, как говорится, «проверку временем». Но ведь и это немаловажно. Достигая адекватного понимания интеллектуальных исканий прошедшей эпохи, мы оказываемся в состоянии избежать повторения некоторых прошлых ошибок. К тому же прдчеркнем: российская традиция философии образования, представленная яркими и глубокими идеями, менее всего пригодна для автоматического приложения к нуждам и потребностям сегодняшнего дня. Однако она вполне может стать реальной основой (не единственной, конечно) для философского понимания не только истории образования, но и тех изменений, которые происходят в этой важнейшей области человеческой культуры в современных условиях.

Избранная тема потребовала учета достаточно многоплановой источниковой базы. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что рассмотрение философских подходов к образованию в истории русской философии невозможно без обращения к наиболее значительным исследованиям обобщающего характера по истории отечественной мысли, как к тем, что стали уже классическими, так и к современным. Анализ становления традиции философии образования в истории русской мысли предполагает широкий историко-философский контекст. Поэтому в ходе исследования привлекались известные историографические труды В.В.Зеньковского, Н.О.Лосского, А.Ф.Лосева, Г.В.Флоровского, Шпета Г.Г., С.Л.Франка, Б.В.Яковенко, А.И.Введенского и наиболее значительные современные историко-философские исследования в области русской философии: труды Абрамова А.И., Акулинина В.Н., Волкогоновой О.Д., Дырина А.И., Доля В.Е., Замалеева А.Ф., Емельянова Б.В., Гайденко П.П., Маслина М.А., Кувакина В.А., Козырева А.П., Павлова А.Т., Панибратцева А.В., Пушкина С.Н., Пустарнакова В.Ф., Роцинского С.Б., Семаевой И.И., Семенкина Н.С., Сербиненко В.В., Напошникова Л.Е., Шкуринова П.С. внесли существенный вклад в развитие философской историографии отечественной мысли.

Вторую - и основную - группу источников, обращение к которым было необходимо при проведении исследования, образуют работы, посвященные творчеству русских мыслителей, имеющих оригинальные философские концепции образования1. Безусловно, среди них надо

1 Среди них: Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф.Одоевский. М., 1913. Т. 1, ч. 1-2; Колубовский Я.Н. Материалы для истории философии в России. С.С.Гогоцкий // Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. 4; Абрамов А.И. Философское творчество П.Д.Юркевича и его влияние на развитие русской философской мысли конца XIX - начала XX вв.// Из истории религиозной философии в России XIX-нач. XX вв. М., 1990.; Маслин М.А. Миросозерцание Ф.М.Достоевского // История русской философии. М., 2001; Полтавцев А.С. Философское мировоззрение Л.Н.Толстого. Харьков; Рачин Е.И. Философские искания Льва Толстого. М., 1993; Гринвуд Е.Б. Толстой: всестороннее видение. Л., 1975; Берне Р.Ф. Победоносцев. Жизнь и мысли. Блумингтон. Л., 1968; Панибратцев А.В. Просвещение разума. Спб., 2002; Роцинский С.Б. Примирение идей и идея примирения в философии всеединства Вл.Соловьева. М., 1999; Сербиненко В.В. Василий Васильевич Зеньковский // Зеньковский В.В. История русской философии. М., 2001; Лисица Ю.Т. Философские взгляды И.А.Ильина //Вопросы философии. 1990. № 6; Валицкий А. Сергей Гессен: философ в изгнании. //Гессен С И. Избранные сочинения. М., 1999. выделить труды, в которых непосредственно рассматривались философско-педагогические аспекты творчества отдельных У представителей отечественной философской традиции.

Как подчеркивалось, история отечественной педагогики сама по себе не относится к объекту настоящего исследования. В то же время, без обращения к этой научной сфере был бы просто невозможен историко-философский анализ традиции философии образования в истории русской философии. Тем более, что в последние годы внимание историков педагогической мысли все в большей степени начинают привлекать педагогические воззрения оригинальных русских мыслителей, стремившихся к выработке философских подходов к образованию. Как представляется, пока еще преждевременно говорить об уже оформившемся целостном и систематическом подходе к истории русской философской педагогики. Скорее речь можно вести о расширении исследовательского поля, о вполне оправданном научном интересе к тем персонажам отечественной философско-педагогической мысли, которые еще сравнительно недавно играли в ее официальной историографии роль преимущественно маргинальную (как, например, В.Зеньковский, С.Гессен и др.). В результате мы имеем уже немало интересных исследований, обогащающих наше представление об интеллектуальном многообразии в истории русской философско-педагогической мысли.3

2 Богуславский М.В. Философия образования в трактовке мыслителей русского зарубежья II Педагогика. 2000, №9; Философско-педагогическая концепция П.Д.Юркевича. Киев, 2000; Шаталов А.А. Л.Н.Толстой о воспитании человека. М., 1999; Никольская А.А. Некоторые аспекты научного творчества М.М.Рубинштейна // Вопросы психологии. 1978, № 5; Памяти о.Василия Зеньковского: Сборник статей. Париж, 1984.

3 См., например: Ан С.А. Светский и религиозный подходы к общему образованию в русской философско-педагогической мысли конца XIX - начала XX в. Барнаул, 1993; Богуславский М.В. Слово о Вентцеле // Свободное воспитание. 1992, № 1; Кудрявая Н.В. Аксиология педагогики Л.Н.Толстого // Педагогика. 1999. № 7; Минюкова С.А. Вопросы воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX - начала XX в. (там же); Никольская А.А. Психолого-педагогические взгляды П.Д.Юркевича // Педагогика. 1993. № 3; Образование и педагогическая мысль русского зарубежья. Саранск, 1997; Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX вв. (под ред. Кларина В.М., Петрова В.М.). М., 1996; Алексеев П.В. «Каждая индивидуальность должна найти свой путь к своей идеальной форме» // Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996; Егоров П.А., Руднев В.Н. Философия и история образования. М., 2001 и др.

Историко-философский анализ идей и концепций прошлых веков всегда предполагает философское осмысление их последующей исторической диалектики. Актуализация философских проблем образования выходит на новый качественный уровень уже во второй половине XX в. В настоящее время современная западная философия образования - это институциализированная область философского знания, включающая в себя самые разнообразные институты, исследовательские программы, информационно-издательские центры и пр. Решение задачи соотнесения философско-образовательных моделей русских мыслителей с новейшими тенденциями в философии образования (надо отметить, что задачи такого рода, при всей их важности, не являются первостепенными для историко-философского исследования) потребовало обращения, в первую очередь, к тем трудам западных исследователей, в которых существенное место уделено вопросам исторического генезиса этой отрасли философского знания.4

Само понятие философия образования сравнительно недавно обретает свое полноправное место в российском философском лексиконе (в 90-е гг.). Достаточно сказать, что если в «Философском энциклопедическом словаре» (1983) соответствующей статьи еще не было, то в совсем недавно увидевшей свет «Новой философской энциклопедии» (2001) - это уже весьма значительный раздел, вполне соотносимый с такими более традиционными рубриками, как «философия политики», «философия религии» и т.п. В энциклопедической статье содержится и краткая характеристика российской традиции философии образования.

4См.: Бафорд Т. К философии образования. Нью-Йорк, 1969; Дюпи А., Нордберг Р. Философия образования: общий взгляд. Беверли Хиллс. 1968; Эллис А., Коган Д., Хоуи К. Предисловие к основам образования. Нью Джерси, 1991; Орнстейн А., Левин Д. Основы образования. Бостон, 1995; Философы в образовании. Ланхам, 1986; Философия образования: Предварительное чтение. Калгари, 1988; Философия образования. Энциклопедия. Нью-Йорк, 1997; Философия образования со времен средневековья. Нью-Йорк, 1981 и др.

Интерес к философским проблемам образования в российском философском сообществе постоянно растет. Из сборников двух последних десятилетий наиболее характерны «Философия и педагогика» (Свердловск, 1988) и «Философия образования» (М.Д996). Сборник «Философия и педагогика» имел сравнительно небольшой идейный диапазон: его авторы видели свою основную задачу в исследовании методологических функций марксистской философии по отношению к педагогике. В сборнике же «Философия образования» в центре внимания оказались сами принципы философского осмысления образования как культурно-исторического явления. Авторы (Микешина Л.А., Розин В.М., Долженко О.В. и др.) последовательно отстаивали тезис о необходимости философской рефлексии в отношении образования, отмечали необходимость продолжения русской традиции философии образования Х1Х-ХХвв. Проблемы философии образования рассматриваются также в ряде монографий увидевших свет в последние годы.5 Об интересе к подобного рода вопросам свидетельствуют и «круглые столы» соответствующей тематики, проведение которых стало уже традицией.6 Таким образом, сама логика развития философии образования в стране делает необходимым обращение к прошлому российской философско-педагогической мысли, причем такой исторический анализ соединяется сегодня с рецепцией соответствующего мирового опыта и определением новых философских подходов к образовательной сфере. Несомненно, эта тенденция уже приносит свои позитивные плоды. Однако очевидно и то, что процесс освоения российской традиции философии образования еще далек от своего завершения: ни одна из приведенных выше источниковых групп не

5 См., напр.: Гершунский Б.С. Философия образования для XXI в. М., 1998; Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993; Долженко О.М. Очерки по философии образования. М., 1995.

6 В Российском институте культуры в 1992 г.(Сб. «Философские проблемы образования». М„ 1993), в Российской академии образования в 1995 г. («Философия образования» II Педагогика. 1995. № 4) и др. содержит философских работ обобщающего характера по проблемам философии образования в истории русской мысли. Наличие весьма глубоких и ценных исследований по отдельным персоналиям делает возможным и необходимым комплексное и систематическое изучение становление философии образования в России, на что и претендует данное диссертационное исследование. Совершенно естественным представляется и то, что такое исследование должно носить прежде всего историко-философский характер.

Основная цель работы заключается в том, чтобы на основе историко-философского анализа моделей и подходов к образованию русских мыслителей исследовать процесс становления и особенности российской традиции философии образования, представляющей собой существенное направление русской философской мысли. Таким образом, объектом исследования выступает феномен философского рассмотрения вопросов образования в отечественной философии, предметом же исследования -проблемное поле и специфика данного философского дискурса.

Для реализации этой цели было необходимо решить следующие задачи: определить значение темы образования в истории русской мысли, начиная с уже самых ранних ее этапов; раскрыть связь опыта философской рефлексии в отношении образования с историческими особенностями образовательного процесса в России; исследовать специфику рецепции европейских философских моделей образования в русской мысли XIX-XX вв.; раскрыть особенности российской традиции философии образования, имеющие отношение к историческому своеобразию отечественной философии; осуществить реконструкцию наиболее значительного в истории отечественной мысли опыта философии образования, представленного в философских учениях В.Зеньковского и С.Гессена, и рассмотреть этот опыт в контексте основных тенденций в развитии философии образования XX в.

В основу исследования был положен метод комплексного историко-философского анализа, позволивший проследить становление и развитие российской традиции философии образования в широком историко-культурном и социальном контексте. Теоретико-методологической базой исследования послужил также системный подход к истории духовных процессов, исторической диалектике идей и философских концепций. В диссертации автор руководствовался принципом объективности, основу которого составляет конкретно-исторический подход. Применялись в работе методы сравнительно-сопоставительного анализа, реконструкции философских и мировоззренческих позиций, идейных течений. Специфика исследования потребовала особого внимания к методологическим особенностям философской педагогики русских мыслителей (например, к методологии психологического анализа В.Зеньковского, сочетанию принципов кантианской философии культуры и элементов религиозной метафизики у С.Гессена и др.). Существенным аспектом исследовательской программы является также междисциплинарный подход.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые в отечественной литературе прослежен процесс становления традиции отечественной философии образования во второй половине XIX - первой половине XX столетия. Более конкретно, научная новизна исследования может быть представлена следующим образом: впервые в современной исследовательской литературе философско-педагогические идеи русских мыслителей представлены в качестве целостной традиции, в ходе развития которой происходило углубление философского уровня рассмотрения вопросов образования; определены главные особенности традиции отечественной философии образования, составляющие стержневую линию ее развития: персоналистическая ориентация, синтетическое отношение к задачам формирования человеческой личности, единство образовательных и воспитательных целей в педагогическом процессе; выделены и охарактеризованы основные этапы формирования и развития отечественной философии образования:

• становление философско-педагогической традиции («русский романтизм», славянофильские проекты образования, проблемы образования в православной философии);

• многообразие и единство философски фундированных образовательных проектов конца XIX - нач. XX века («свободное образование» Л.Толстого, «естественный путь» в образовании В.Розанова, «предметное образование» И.Ильина и др.).

• философские концепции образования В.Зеньковского и С.Гессена как теоретический итог и завершение дореволюционной традиции русской философской мысли.

- представленные в русской мысли философские модели образования впервые исследованы в идейной взаимосвязи с философско-педагогической проблематикой в европейской философии образования XIX -XX вв.

Выводами из проведенного диссертационного исследования являются следующие положения:

1. Философская рефлексия в отношении проблем образования, являющаяся неотъемлемым и важным компонентом отечественной философии второй половины XIX-XX вв., имела свои глубокие основания в предшествующей национальной философской традиции, сохраняя связь с религиозно-философскими трактовками образовательно-воспитательных задач в трудах древнерусских мыслителей и, в особенности, с философской педагогикой XVIII-начала XIX вв. (просветительские концепции, русский романтизм, раннее славянофильство и др.).

2. В результате рецепции европейских образовательных концепций (в первую очередь, связанных с общими установками философии Просвещения, а также тех, в которых нашла отражение коррекция просветительских принципов европейским философским романтизмом), интенсивных интеллектуальных дискуссий, собственных философских изысканий отечественные мыслители уже в первой половине XIX в. с полной определенностью ставят вопрос о философских основах образования и предлагают творческие, оригинальные варианты его решения: идеи Вл.Одоевского о необходимости целостной антропологической модели и о философской этике как фундаменте педагогики; проблема культурных и общественных оснований образования у ранних славянофилов; традиционно важный для русской мысли (практически для всех ее направлений) вопрос о диалектической взаимосвязи образовательных и воспитательных задач; безусловно, новаторская для своего времени в теоретическом отношении постановка проблемы связи философского процесса с определенными историческими системами образования (С.Гогоцкий, П.Юркевич, Вл.Соловьев).

3. На каждом историческом этапе в отечественной традиции философии образования находили отражение специфические проблемы российского образовательного процесса, и достигался фундаментальный уровень их философского осмысления: дискуссии об образовательных реформах XIX в. (в либеральной и консервативной русской мысли, в духовно-академической философии), о ситуации в образовании в предреволюционной и послереволюционной России (Л.Толстой и его последователи, философия образования С.Гессена и В.Зеньковского, «пролетарская педагогика» П.Блонского и др., религиозно-правовая модель образования И.Ильина).

4. Анализ философских подходов к образованию в основных направлениях русской общественной и философской мысли XIX в. показывает, что история русской философии образования не может быть сведена к позициям отдельных мыслителей или к идеологическим установкам, - это именно традиция философского рассмотрения проблем образования, постоянного диалога идей и концепций, в ходе которого происходило углубление философского уровня рассмотрения вопросов, достигался вполне определенный прогресс в их решении. Свою роль в этом сложном, но в философском отношении, безусловно, плодотворном процессе играли представители различных идейных течений: от радикалов (Н.Чернышевский, Н.Добролюбов, А.Герцен, Н.Огарев) до мыслителей, придерживавшихся консервативных (В.Розанов, К.Победоносцев) и религиозно-философских позиций (поздний Н.Гоголь, духовно-академические философы, Л.Толстой). Наиболее значительные концепции в русской философии образования XX в. - системы В.Зеньковского и С.Гессена - стали своего рода итогом этого творческого развития.

5. В качестве существенной черты российской традиции философии образования может быть выделена характерная для ее различных направлений персоналистическая ориентация: идея-образ ребенка-личности, с которым необходимо вести «нравственный диалог», появляется уже у Вл. Одоевского, а в дальнейшем значение личностно-индивидуального начала в философии образования будут отстаивать мыслители, придерживавшиеся различных, нередко даже противоположных философских и общественных воззрений: российские радикалы (в первую очередь, А.Герцен) и консерваторы (в том числе, К.Победоносцев, критиковавший немецкую и французскую системы образования именно за «нивелировку» личностного начала), теоретики «свободного образования» (Л.Толстой и его последователи), русские религиозные метафизики. Подобного рода педагогический персонализм приобретает четкие философские очертания в системах В.Зеньковского (прежде всего, в «Психологии детства») и С.Гессена, в основании всей философии образования которого лежит идея личности. Одним из выводов диссертации является положение о том, что хотя вопрос о персонализме русской философии остается дискуссионным (как известно, подобную точку зрения отстаивали, например, Вл.Эрн и Н.Лосский), то, во всяком случае, в русской традиции философии образования персоналистическая тенденция проявилась совершенно отчетливо.

6. Историко-философский анализ наиболее значительных опытов философии образования в русской религиозной метафизике XX в. -философско-педагогической системы В.Зеньковского и философии образования С.Гессена - показал: философское значение позиции

B.Зеньковского в решающей степени определяется его опытом обоснования философской психологии как важнейшего теоретического инструментария в решении педагогических проблем; с точки же зрения философии религии несомненный интерес представляет попытка этого мыслителя построить педагогическую концепцию на фундаменте христианской антропологии; исследование же философии образования

C.Гессена в общей системе его философских взглядов дало основание для вывода, что концепция образования русского мыслителя-кантианца по своей фундаментальности не имеет аналогов в истории европейского кантианства; показано, что историко-философское значение данной концепции не исчерпывается этим обстоятельством, поскольку С.Гессен был самостоятелен в решении основных задач философии образования: в своем понимании педагогики как принципиально автономной области философского знания, «прикладной философии» (ключевая идея), в построении «динамической» модели образования, предполагающей диахроническое и синхроническое единство целей и образовательных форм на каждой ступени (аномии, гетерономии, автономии), в своей теории университета; проведенное исследование показало также, что позиция С.Гессена в ряде существенных моментов близка к гуманитарному направлению в современной философии образования, в особенности, к феноменологической версии «педагогической антропологии» (концепция «эпизодических» курсов) и к аналитической философии образования (прежде всего, в понимании структуры педагогического знания и в трактовке роли теоретического знания в педагогике).

Теоретическое значение работы определяется тем, что она обращена к малоисследованной области истории русской философии и призвана восполнить существующий в ней пробел. Полученные результаты позволяют представить развитие философии образования в России как целостный процесс, определить характерные особенности этой области философского знания во второй половине XIX - первой половине XX вв., проследить влияние творчества русских мыслителей того времени на современную философию образования. Представленный в диссертации анализ различных моделей и подходов к образованию дает основания для выделения основных этапов становления и развития философии образования в России, их анализа и оценки, воссоздает целостную картину истории философско-педагогической мысли.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в учебных курсах по истории отечественной философии и спецкурсах,

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Традиция философии образования в истории русской философии, вторая половина ХIХ - первая половина ХХ вв."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс институциализации философии образования, ее выделения в особую отрасль философии, набирает силу в середине XX в. Уже в конце 40-х гг. в США возникают первые научные объединения по философии образования. Есть все основания считать, что философско-педагогические исследования С.Гессена в существенной мере предвосхитили этот процесс. Во многих отношениях они не утратили своей актуальности и сегодня. Это относится, в частности, к его философской критике разнообразных форм образовательного «нигилизма». В последние десятилетия немалой популярностью в области философии образования пользуется проект «десекуляризации общества» (А.Иллич, П.Фрейре и др.), практически предполагающий ликвидацию традиционных форм образования (от школы до университета) под лозунгами борьбы с конформизмом, «тоталитарной» педагогикой и т.п. Близкие установки были сформулированы и в русле «постмодернистской» философии: в данном случае, акцент делается на критику роли фундаментальных наук и теоретического знания вообще в системе образования, культивируется «свобода самовыражения», право на педагогические эксперименты и пр. (П.Фейерабенд, У.Долл, В.Фишер, Д.Ленцен и др.). Предшествующий анализ свидетельствует о том, насколько серьезно С.Гессен относился к подобным тенденциям в педагогике: их новизна проблематична уже сама по себе, поэтому критика им концепций «свободного образования», «свободного школьного сообщества», анархизма и мн.др. вполне может быть адресована и данным современным течениям. Русский мыслитель доказал (хотелось бы надеяться - раз и навсегда), что именно философский анализ обнаруживает теоретическую несостоятельность и культурную «тупиковость» такого рода альтернатив.

В современной философии образования представлены самые разнообразные направления философской мысли: от исключительно влиятельной аналитической школы (Р.Питерс, И.Шеффлер, Е.Макмиллан,

B.Брецинка и др.) до педагогической антропологии (в натуралистическом и феноменологическом вариантах) и «диалогической философии» (М.Бубер). Безусловно, позиция С.Гессена ближе к тому образу образования, который формируется в русле гуманитарного направления в современной философии образования. Например, его интерпретация «эпизода» как особого момента в образовании в некотором отношении близка к феноменологической редакции «педагогической антропологии» (к тому же, С.Гессен в целом ряде случаев прямо апеллирует к методам феноменологии). В то же время, столь характерный для русского философа интерес к структуре педагогического знания, к роли теоретического знания в педагогике сближает его с такими представителями аналитической философии образования как В.Брецинка, Ф.Кубэ, Р.Лохнер и др. Ученик С.Гессена А.Валицкий отмечал также определенную близость позиции С.Гессена к структурализму (Валицкий А. Предисловие к «Мое жизнеописание» // Вопросы философии. 1994. № 7-8.

C. 183). В этом смысле система С.Гессена может быть рассмотрена как своеобразное обобщение, конструктивный диалог различных направлений. Возможность подобного обобщения была обеспечена философским уровенем анализа проблем образования С.Гессеном, фундаментальностью предложенной им модели образования, что позволяет этой модели и сегодня, на рубеже третьего тысячелетия, быть вполне современной и участвовать в диалоге новейших образовательных концепций. В целом же, российская традиция философии образования, безусловно, сохраняет свое историко-философское значение как важнейший и вполне самостоятельный этап в историческом функционировании и развитии данной отрасли философского знания.

Проведенное исследование дает основание считать, что философская осмысление проблем образования является неотъемлемым и важным компонентом отечественной философии XIX-XX вв. В результате влияния европейских образовательных концепций, интенсивных интеллектуальных дискуссий, собственных философских изысканий отечественные мыслители уже достаточно рано (фактически, в первой половине XIX в.) с полной определенностью поставили вопрос о философских основах образования и предложили свои варианты его решения. Это дает основание увидеть новый подход в интерпретации российского философского процесса - через призму формирования и развития отечественной философии образования. Тогда история русской философской педагогики предстает как традиция философского рассмотрения проблем образования, в процессе становления и эволюции которой происходило постепенное углубление философского уровня рассмотрения вопросов. Такой подход позволяет выделить по некоторые этапы (предложенная автором периодизация дана во введении и практически совпадает с главами работы) и рассматривать философско-педагогическую систему В.Зеньковского и философию образования

С.Гессена как своего рода итог этого историко-философского процесса в период до середина XX столетия.

Предпринятый в работе анализ наиболее значительного опыта философской педагогики в русской религиозной метафизике XX в. -философско-педагогической системы В.Зеньковского - показал, что оригинальный вклад этого мыслителя, прежде всего, обусловлен его способом обоснования философской психологии как методологии педагогического воздействия. Философская педагогика Зеньковского стала своеобразным синтезом положений христианской (а точнее - православной) антропологии и достижений современной ему научной мысли. Рассмотрение же философской педагогики С.Гессена свидетельствует о творческом переосмыслении западных течений философской мысли и создании им ценной амальгамы идей европейской и отечественной философии.

В качестве характерной черты российской традиции философии образования второй половины XIX - первой половины XX вв. можно назвать типичную для ее различных направлений персоналистическую ориентацию. Истоки такой ориентации появляются еще у Вл.Одоевского, а позднее примат личностно-индивидуального начала в педагогике будут отстаивать практически все отечественные мыслители, несмотря на разницу и несовпадение их философских и общественных воззрений. Наиболее явно и отчетливо педагогический персонализм представлен в философско-педагогических системах В.Зеньковского и С.Гессена.

В настоящем исследовании был осуществлен опыт типологизации и периодизации основных направлений и тенденций в российской традиции философии образования XIX-XX вв. Именно в этот период концептуальный подход к вопросам образования становится, можно сказать, культурной нормой в истории русской общественной мысли. Такой подход имел своим результатом появление фундаментальных и систематических моделей образования в России, ставших результатом осмысления проблем педагогики в предельно широком западном и российском культурно-историческом контексте и не потерявших своего значения до сегодняшнего дня. Тем не менее, необходимо считаться с тем, что любые теоретические модели, сколь бы серьезно обоснованы они ни были, всегда и везде несут на себе печать определенной исторической односторонности, как социально-обусловленной, так и вполне субъективной. К тому же, моих современников и Толстого, Зеньковского, Гессена разделяет почти столетие, что делает невозможным прямое механическое перенесение их «рецептов» в сегодняшний день. В последние годы мы не раз становились свидетелями ожиданий и стремлений найти в интеллектуальной истории Отечества некие универсальные рецепты решения современных проблем. Подобные настроения тщетны и наивны. В частности, ценность российского опыта философской педагогики, конечно, заключается не в какой-то сумме итоговых, окончательных ответов. Было бы странно даже пытаться осуществлять реальную реформу образования в полном соответствии с воззрениями русских мыслителей, уже принадлежащих прошлому. Тем не менее, при решении фундаментальных и всегда конкретных современных проблем (к числу которых, несомненно, относится весь комплекс образовательных задач), формулируя собственные научные подходы и собственные теоретические модели, необходимо апеллировать к самому разнообразному опыту, необходимо быть в курсе философских и научных дискуссий, игравших немаловажную роль в общественной и культурной жизни России. В этом плане, российская традиция философии образования может оказаться действительно полезной, способной предотвратить многие «легкомысленные» шаги в образовательной сфере и возможные здесь ошибки.

Характеристика отечественного опыта философской педагогики была бы не полной и не точной без обращения к основным тенденциям зарубежной философии образования XX века. Данный контекст был особенно важен при рассмотрении педагогических теорий русских философов-эмигрантов (прежде всего, В.Зеньковского, С.Гессена, И.Ильина и др.). Данное исследование позволяет сделать вывод, что отечественная философско-педагогическая мысль не была изолирована от общемировых тенденций, более того, можно вести речь о настоящем диалоге западной и российской философских традиций, интенсивность которого была особенно высока в период творчества послеоктябрьской эмиграции.

Необходимо также иметь в виду, что настоящее исследование только в определенной мере затрагивает вопросы истории отечественной педагогики и, уже изначально, не предполагало детальное изложение основных этапов этой истории. В центре внимания были не столько конкретные педагогические идеи и практики, сколько сами принципы понимания образования, его социального, культурного и философского смысла. Обращает на себя внимание тот факт, что особое место в этих принципиальных установках отечественных мыслителей занимали проблемы гуманитарного образования. В философской же педагогике С.Гессена мы имеем дело с интереснейшим опытом теоретического обоснования задач и целей непрерывного гуманитарного образования. Принципиальная гуманитарная направленность российской традиции философии образования уже сама по себе представляет немалый культурно

331 исторический и историко-философский интерес. Несомненно также то, что гуманитарный подход к образованию русских философов (представленный в разнообразных теоретических моделях образовательного процесса) следует в полной мере учитывать при решении тех фундаментальных проблем, которые возникают в настоящее время именно в сфере гуманитарного образования.

 

Список научной литературыКравцов, Владимир Анатольевич, диссертация по теме "История философии"

1. Аксаков И.С. Отношение между школой и жизнью в России // Аксаков И.С. Отчего так нелегко живется в России? М., 2002.

2. Ан С. А. Светский и религиозный подходы к общему образованию в русской философско-педагогической мысли конца XIX-начала XX в. Барнаул, 1993.

3. Андреевский И. С. Научные основы педагогики. Киев, 1903.

4. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века). Составители: Овчинников А.В., Беленчук Л.Н., Лыков С.В. М., 2000.

5. Беляева Л. А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург, 1993.

6. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX в.: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. М., 1994.

7. Блонский П. П. Ян Амос Каменский. М., 1915.

8. Блонский П. П. Курс педагогики. М., 1916, 1918.

9. Блонский П. П. Задачи и методы новой народной школы. М., 1917.

10. Блонский П. П. Как организована школа в Западной Европе и Америке? М., 1917.п. Блонский П. П. Современная философия. М., 1918-1922. Ч. 1-2.

11. Блонский П. П. Философия Плотина. М., 1918.

12. Блонский П. П. Школа и общественный строй. М., 1918.

13. Блонский П. П. Школа и рабочий класс. М., 1918.

14. Блонский П. П. Трудовая школа. М., 1919. Ч. 1-2.

15. Блонский П. П. Реформа науки. М., 1920.

16. Блонский П. П. Очерк научной психологии. М., 1921.

17. Блонский П. П. Азбука труда. М., 1922.

18. Блонский П. П. Педагогика. М., 1922.

19. Блонский П. П. Основы педагогики. М., 1925.

20. Блонский П. П. Педология. М., 1925, 1934.

21. Блонский П. П. Как изучать школьника. М., 1926.

22. Блонский П. П. Память и мышление. М., 1935.

23. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. М., 1961.

24. Блонский П. П. Избранные психологические произведения. 1964.

25. Блонский П. П. Мои воспоминания. М., 1971.

26. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1979. Т. 1-2.

27. Богуславский М. В. Слово о Вентцеле // Свободное воспитание. 1992. № 1.

28. Богуславский М. В. Философия образования в трактовке мыслителей русского зарубежья // Педагогика. 2000. № 9.

29. Боткин В.П. Сочинения. СПб., 1890-1993. Т. 1-3.

30. Вентцель К. И. Борьба за свободную школу. М., 1906.

31. Вентцель К. Н. Идеальная школа будущего // Свободное воспитание. 1908-1909. №8.

32. Вентцель К. Н. Этика и педагогика творческой личности. М., 1912. Т. 1-2 (в издании сплошная нумерация страниц).

33. Вентцель К. Н. Свободное воспитание. М., 1993.

34. Владимир Мономах. Поучение // Златоструй. Древняя Русь X-XIII веков. М., 1990.

35. Вилльман О. Дидактика как теория образования в ее отношении к социологии и истории образования. Т. 1. М., 1904.

36. Гершунский Б. С. Философия образования для XXI в. М., 1998.

37. Гессен С. И. Основы педагогики. М., 1995.

38. Гессен С. И. Мировоззрение и образование // Образование и педагогика российского зарубежья. Сборник статей и материалов. М., 1995. С. 91-113.

39. Гессен С. И. Избранные сочинения. М., 1998.

40. Гогоцкий С. С. Об историческом развитии воспитания у примечательнейших народов древнего мира. Киев, 1853.

41. Гогоцкий С. С. О различии между воспитанием и образованием в древние и новые времена. Киев, 1874.

42. Гогоцкий С. С. Краткое обозрение педагогики. Киев, 1882. Вып. 1.

43. Гогоцкий С.С. Философия XVII и XVIII веков в сравнении с философией XIX века и отношение той и другой к образованию. Вып. 1-3, Киев, 1878-1884. Кн. 3.

44. Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 1992,

45. Достоевский Ф.М. Пушкин (Очерк) // Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30-ти т. М., 1984. Т. 26.

46. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Берлин, 1922.

47. Дьюи Дж. Школа и общество. М., 1925.

48. Дурылин С. Н. В школьной тюрьме. М., 1907.

49. Емельянов Б.В. Философия образования: Зеньковский, Вентцель, Гессен // Емельянов Б.В. Очерки русской философии XX века. Екатеринбург, 2001.

50. Зеньковский В. В. Принцип индивидуальности в психологии и педагогике // Вопросы философии и психологии. 1911. Кн. 108, 110.

51. Зеньковский В. В. Задачи религиозной психологии // Христианская мысль. 1917. № 1. С. 24-45.

52. Зеньковский В. В. Социальное воспитание, его задачи и пути. М., 1918.

53. Зеньковский В. В. На пороге зрелости. Париж, 1948.

54. Зеньковский В. В. С. И. Гессен как философ // Новый журнал. 1951. №35.

55. Зеньковский В. В. Памяти С. И. Гессена // Возрождение. 1951. Янв,-февр.

56. Зеньковский В. В. Русская педагогика в XX в. Париж, 1960.

57. Зеньковский В. В. Педагогика. М.; Париж, 1996.

58. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.

59. Зеньковский В. В. Психология детства. М., 1996.

60. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. М., 1918.

61. Ильин И. А. Путь духовного обновления // Ильин И.С. Собрание сочинений в 10 т. М., 1994-1999. Т. 1. 1994.

62. Ильин И. А. Путь к очевидности //Ильин И.С. Собрание сочинений в Ют. Т.З.М., 1994.

63. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб., 1909, Пг., 1915.

64. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984.

65. Корф Н.А. Наше школьное дело. М., 1873.

66. Кросби Э. Толстой как школьный учитель. М., 1908.

67. Катков М.Н. Наша учебная реформа. М., 1890.

68. Кудрявая Н. В. Аксиология педагогики JI. Н. Толстого // Педагогика. 1999. №7.

69. Куликов В. Б. Педагогическая антропология. Свердловск, 1988.

70. Лапшин И. И. История педагогических теорий. СПб., 1909.

71. Линицкий П. Образовательное значение философии // Труды КДА. 1872. № 11.

72. Лихачев Б.Т. Философия педагогики. М., 1996.

73. Лозинский Е. И. Нигилистическая педагогия // Русская школа. 1908. № 5-6, 7-8.

74. Лозинский Е. И. Фурье—Толстой—Писарев (К эволюции идей свободного воспитания) // Педагогический листок. 1908. № 6, 7.

75. Минюкова С. А. Вопросы воспитания в отечественной педагогике второй половины Х1Х-начала XX в. // Педагогика. 1999. № 7.

76. Михневич И.Г. Опыт постепенного развития главных действий мышления, как руководство для первоначального преподавания логики. Одесса, 1847.

77. Никольская А. А. Некоторые аспекты научного творчества М. М. Рубинштейна // Вопросы психологии. 1978. № 5.

78. Никольская А. А. Значение П. П. Блонского в истории психологии // Вопросы психологии. 1985. № 1.

79. Никольская А. А. Психолого-педагогические взгляды П. Д. Юркевича // Педагогика. 1993. № 3.

80. Образование и педагогическая мысль русского зарубежья. Саранск, 1997.

81. П. П. Блонский в его педагогических высказываниях. М., 1928.

82. Памяти о. Василия Зеньковского. Сборник статей. Париж, 1984.

83. Пищулин Н.П., Огородников Ю.А. Философия образования. М., 1999.

84. Пирогов Н.И. Образование и воспитание // Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

85. Пирогов Н. И. Школа и жизнь // Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

86. Победоносцев К. П. Новая школа. М., 1899.

87. Победоносцев К. П. Ученье и учитель. М., 1901.

88. Победоносцев К. П. Ученье и учитель: Вторая книжка. М., 1904.

89. Победоносцев К. П. Сочинения. СПб., 1996.

90. Победоносцев К. П. Воспитание характера в школе // Педагогика. 1999. № 8. С. 80-84.

91. Пушкин А.С. О народном просвещении // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 10-ти т. Т. 7. М., 1964.

92. Рачинский С.А. Сельская школа. СПб., 1902.

93. Редкин П. Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1958.

94. Розанов В. В. Сумерки просвещения. М., 1990.

95. Розанов В.В. Люди лунного света. Метафизика христианства. СПб., 1911.

96. Рубинштейн М. М. Идея личности как основа мировоззрения. М., 1909.

97. Рубинштейн М. М. Женский вопрос как проблема культуры // Вестник воспитания. 1911. Кн. 6.

98. Рубинштейн М. М. К реформе средней школы // Школа и жизнь. 1915. № 19.

99. Рубинштейн М. М. Кризис семьи как органа воспитания // Вестник воспитания. 1915. Кн. 3.

100. Рубинштейн М. М. Семейное или общественное воспитание? // Вестник воспитания. 1915. Кн. 4.

101. Рубинштейн М. М. Эстетическое воспитание детей. М., 1915.

102. Рубинштейн М. М. История педагогических идей в ее основных чертах. М., 1916; Иркутск, 1920.

103. Рубинштейн М. М. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. М., 1916.по. Рубинштейн М. М. Платон — учитель. Иркутск, 1920.ш.Рубинштейн М. М. Проблема «я», как исходный пункт философии. Иркутск, 1923.

104. Саймон Б. Общество и образование. М., 1989.

105. Сафаров Р. А. Формирование и развитие либеральной и демократической концепции общественного воспитания в России (кон. Х1Х-нач. XX в.). Канд. дис. СПб., 1992.

106. Святкин А. И. П. П. Блонский — выдающийся советский педагог. М., 1964.

107. Сидонский Ф.Ф. Введение в науку философии. СПб., 1833.

108. Сиземская И. Н. Мировоззрение как ценность образования: С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин // Педагогика. 2001. № 1.

109. Скворцов И.М. Критическое обозрение учения древних об истинном благе человека // Журнал Министерства народного просвещения. 1848. Т. 57.

110. Слепухов Н. И. Проблема умственного воспитания школьников в педагогическом наследии П. П. Блонского. Канд. дис. Киев, 1981.

111. Собрание правил, законоположений и распоряжений Священного Синода о церковноприходских школах и школах грамотности. СПб., 1899.

112. Соловьев B.C. Государственная философия в программе Министерства народного просвещения // Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. М., 1989. Т.2.

113. Соловьев B.C. Письма. СПб., 1908-1923. Т. 1-4.

114. Соловьев B.C. София //Логос. 1991. № 2.

115. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.

116. Соловьев B.C. Теоретическая философия // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. М., 1988. Т.1.

117. Сорокин П.А. О русской нации. Россия и Америка. М., 1992.

118. Спекторский Е.В. Христианство и культура. Прага, 1925.

119. Стеклов М. Е. Подвижник свободного воспитания: К. Н. Вентцель // Стеклов М. Е. Четыре портрета. М.; Смоленск, 1995.

120. Стеклов М. Е. Эволюция педагогических взглядов К. Н. Вентцеля. Смоленск, 1999.

121. Степун Ф. А. Памяти С. И. Гессена // Новый журнал. 1951. № 35.

122. Степун Ф.А. Жизнь и творчество. Берлин, 1923.

123. Степун Ф.А. Встречи и размышления: Избр. статьи. Лондон, 1992.

124. Страхов Н.Н. О методе естественных наук и значении их в общем образовании. СПб., 1865.

125. Страхов Н.Н. Об основных понятиях психологии и физиологии. СПб., 1886.

126. Страхов Н.Н. Философские очерки. СПб., 1895.

127. Струве Г.Е. Этическое движение Новейшего времени. Его история и учение. Варшава. 1901.но. Суд над системой образования / под ред. У.Д. Джонстона. М., 1991.

128. Таинственнее, чем мир: Отрывки из произведений В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова, В. Зеньковского о воспитании. М., 1991.

129. Татищев В.Н. Разговор о пользе наук и училищ. М., 1887.

130. Толстой Л. Н. О воспитании // Свободное воспитание. 1909-1910. № 2.

131. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. СПб., 1911. Ч. 1-3.

132. Толстой Л. Н. Педагогические статьи. М., 1911. Вып. 1-6.

133. Толстой Л. Н. Педагогические статьи. Трех периодов: 60-х, 70-х годов и последнего времени. М., 1912.

134. Толстой Л. Н. Об истинной науке // Новое слово. 1910. № 10.

135. Толстой Л. Н. О сознании духовного начала // Слово. 1990. № 9.

136. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1989.

137. Троицкий М.М. Наука о духе. Общие свойства и законы человеческого духа. Т. 1-2. М., 1882.

138. Трубецкой Е.Н. Социальная утопия Платона. М., 1908.

139. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

140. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994.

141. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания (Опыт педагогической антропологии) // Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. М., 1990. Т. 5.

142. Фальброк Г., Чернолуский В. Народное образование в России. СПб., 1897.

143. Федотов Г.П. В защиту этики // Федотов Г.П. Собр. соч. в 12 т. М., 1998. Т. 2.

144. Философия и педагогика: Проблемы взаимосвязи. Сборник статей. Свердловск, 1988.

145. Философия образования для XXI в. Сборник статей. М., 1992.

146. Философия образования: Материалы круглого стола // Педагогика. 1995. №4.

147. Философия образования. Сборник научных статей. М., 1996.

148. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы // Вопросы философии. 1995. № 11.

149. Философские проблемы образования: Материалы круглого стола. М., 1993.

150. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев, 1991.

151. Флоровский Г.В. Три учителя. Искания религии в русской литературе девятнадцатого века // Вестник РСХД. 1974. № 108-110.

152. Франк C.JI. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию. Париж, 1964.

153. Франк С. JI. Пирогов как религиозный мыслитель // Путь. 1932. № 32.

154. Френе С. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.

155. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. М., 1990. № 3.

156. Ходзинский А. Профессор философии П. Д. Юркевич: Очерк жизни, литературной деятельности и богословско-философского мировоззрения. Харьков, 1915.

157. Хомяков А. С. О старом и новом // Хомяков А.С. О старом и новом. М„ 1988.т. Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России // Хомяков А.С. О старом и новом. М., 1988.

158. Хомяков А.С. По поводу Гумбольдта II Хомяков А.С. О старом и новом. М., 1988.из. Хюсен Т. Образование в 2000 г. М., 1977.т.Цертелев Д.Н. Нравственная философия гр. Л.Н.Толстого. М., 1898.

159. Чаадаев П.Я. Отрывок из исторического рассуждения о России // Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989.

160. Чапаев Н. К. Введение в курс «Философия и история образования». Учебное пособие. Екатеринбург, 1998.

161. Челпанов Г.И. О современных философских направлениях. Киев. 1902.

162. Челпанов Г.И. Очерки психологии. М.; Л., 1926.

163. Челпанов Г.И. Спинозизм и материализм (Итоги полемики о марксизме в психологии). М., 1927.

164. Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические высказывания. М., 1940.

165. Чернышевский Н.Г. Лессинг // Полное собрание сочинений в 15 т. М., 1939-1950. Т.4.

166. Чичерин Б.Н. Положительная философия и единство науки. М., 1892.

167. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.

168. Шаталов А. А. Л. Н. Толстой о воспитании человека. М.; Воронеж, 1999.

169. Шварцман К. А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистких концепций. М., 1989.

170. Шевырев С.П. История русской словесности. СПб., 1887. Ч. 1.

171. Шестун Е. Православная педагогика. М., 2001.

172. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии // Соч. М., 1989.

173. Шубарт В. Европа и душа Востока. Пер. с нем. М., 1997.

174. Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящий Н. Педагогика и логика. М., 1993.

175. Щербатов М.М. О повреждении нравов в России. М., 1991.

176. Эрн В.Ф. Культурное непонимание // Эрн В.Ф. Соч. М., 1991.

177. Эрн В.Ф. Толстой против Толстого // О религии Льва Толстого. Сб. второй. М., 1912.

178. Юркевич П. Д. Чтения о воспитании. М., 1865.

179. Юркевич П. Д. Курс общей педагогики. М., 1869.

180. Юркевич П. Д. Из науки о человеческом духе // Юркевич П.Д. Философские произведения. М., 1990.

181. Яковенко Б.В. Тридцать лет русской философии (1900-1929) // Философские науки. 1991. № 10.

182. Hessen S. I. О sprzectnosciach i jednoski wychowania. Warszawa, 1939.

183. Hessen S. I. Pedagogica e mondo economico. Roma, 1951.

184. Bantock G. H. Education and value. London, 1965.

185. Benner D. Hauptstromungen der Erziehungwissenschaft. Munch., 1973.

186. Buford T. Toward a philosophy of education. New York, 1969.

187. Denkformen und Forschungsmethoden der Erziehungswissenschaft, Bd. 1, lirsg. S. Oppolzer. Munch., 1963.

188. Dupuis A., Nordberg R. Philosophy of educations: A total view. Beverly Hills, 1968.

189. Ellis A. , Cogan J., Howey K. Introduction to foundations of educations. New Jersey, 1991.