автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Белорусская драматическая поэма (эволюция жанра)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Хорошко, Геннадий Порфирьевич
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Белорусская драматическая поэма (эволюция жанра)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Белорусская драматическая поэма (эволюция жанра)"

РГ6 од

г ь глди £33

АКАДЕМИЯ НАУК БЕЛАРУСИ ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕР АТУРЬ? ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ

На правах рукописи

ХОГОШКО Геннадий - Порфирьевич

БЕЛОРУССКАЯ ДРАМАТИЧЕСКАЯ ПОЭМА (ЭВОЛЮЦИЯ ЖАНРА)

Специальность: 10.01.02

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Минск — 1993

Работа выполнена & Институте литературы имени Янки Кулалы АН Беларуси

Научный руководитель — доктор филологических наук,

профессор В.В. Гниломедов

Официальные оппоненты: академик АПН СССР, доктор фипо-

логических наук, профессор Ивашин В.В.;

кандидат филологических наук Гурская Е.С.

Ведущая организация — Гомельский Государственный

университет им. Ф.Скорины

Защита состоится "Ъ " 1993 г.

в часов на заседании специализированного совета

Д 006.16.01 по защите диссертаций на соискание ученой стоиени доктора филологических наук при Институте литературы имени Янки Кулалы АН Беларуси (г. Минск, 220072, пр. Скорины, 66).

С диссертацией можно ознакомиться ч Центральной научной библиотеке им«ни Якуба Коласа АН Беларуси.

Автореферат разослан СЬН-рЛЛ?! 1993 г-

Ученый секретарь специализированного совета

и «¡та

Шл

М.И. Мушинский

Институт литературы Академии наук Беларуси, 1993,

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В последние годы в критике и литературоведческой науке появился ряд монографических работ и журнальных статей, посвященных истории и теории поэмы". Это свидетельствует о растущем интересе к изучению основных закономерностей и тенденций развития стихотворного эпоса и о значительных достижениях самого литературного жанра, обладающего немалыми художественными возможностями. Особого внимания, на наш взгляд, требует изучение такой жан- . росой разновидности стихотворного эпоса, как драматическая поэма, соединившая в себе все изначально-традиционные роды литературы — эпос, лирику и драму. Этот жанр за всю историю своей эволюции в белорусской поэзии, начиная с Янки Ку-палы и заканчивая современным периодом, имеет в своем активе впечатляющие успехи а раскрытии и осмыслении как эпохальных событий, важных для жизни народа и во многом повлиявших на судьбы людей, так и духовного мира отдельной человеческой личности. По своей сути драматическая поэма убедительно отражает гуманистическую направленность и социально-историческую обусловленность всей белорусской литературы, ее связь с современностью. Повышенный интерес к драматической поэме заключается, кроме всего прочего, и в определенной специфике данного жанра, как формы наиболее универсальной и ёмкой в идейно-художественном отношении и наиболее синтезированной, связанной с особой формой содер-

"Арочка М.М. Беларуская савецкая паэма. - Мн., 1979;Лаза->ук М.А. Беларуская паэма ? другой палав!не XIX - пачатку XX •тагоддзя. - Мн., 1970; 1вашын В.У. Да вышынь рэалиму: Ас-га^ныя тзндэнцьи развщця беларускай дакастрычнщкай I саоец-;ай Л1таратуры. - Мн.,1983; Гншамёда? У.В. Беларуская сучасная 1аэз1Я . - Мн., 1983; СмаальянавэЛ.П. Шлях! паэтычнага эмасу.

Мн., 1977; Лойка А.А. Паэзш ! чзс. - Мн., 1981 и др.

^ательнсстн. Б настоящее время белорусская Арамат^аск&з поэма рвзвиоается по пути дальнейшего углубления мдсй.чгго и жанрового совершенства. Об этом красноречиво свидетельствуют произведения А,Кулешова, М.Танка, Н.Киреенко, М.Ароч-ко,В.Ковтун и других. Содержание их отмечено проникновение* б нравственный и духовный мир современника, что и определило активность идейно-эстетических поисков многих поэтов и новаторские тенденции всей современной белорусском поэзии б целом, особенно в жанре драматической поэмы, которая^, несомненно, относится к значительным явлениям литературы нашия дней. Отсюда необходимость пристального внимания, которого требует к себе драматическая поэма со стороны критики и литературоведения.

Выбор темы диссертационного исследования определен «е научной и общественной значимостью, а гакжо втеутешнем 5 белорусском литературоведении специальных работ, леев «ценных изучению данной проблемы.

!.1ель и задачи исснепорания. {Целью дчсссртгзцион.чай работы является: на материале белорусской драматической поэмы проследить се идейно-эстетические достижения, выработанные на протяжении многолетней эволюции стихотворного драматического жанра, её новаторские черты. Главная цель диссертации определила соответствующие конкретные задачи, которые поставил леред собой автор:

— изучение роли Я.Купапы в зарождении духовных основ драматической поэмы в белорусской литература, а ханше влиянии купановских традиций на дальнейший ход формирования и развития национальной драмашчесной поэмы в довоенный период;

— выяснение идейно-художественной ценности драматических поэм В.Дубоени и П,Глебки, их роли м значения в обогащении Таировых форм белорусского советскою драматического эпоса;

— »1деш(о-худох<£сгвс««ый анализ драматических поэм современных белорусских мастеров разных генераций -— А.Кулешова, МЛалда, ¡С.!{иреенхс, М.Арочко, Б.Колтун, сгязвнных шм с тра« дмцнонмыми, гм и новаторскими чертами.

В диссертации раскрываются >емз;ическов своеобразие м специфика рази» шя скшзда поэм, особенности мн структуры м Ару-гиа эететичэсхиа слойсгвл;

— изложение основных закономерностей и перспектив развития современной драматической поэмы, ее связи с важнейшими общественно-историческими и литературными явлениями своего времени, а также с типологически схожими поисками о советской и зарубежной поэзии.

Методологической основой исследования яоляекя диалектическая логика и теория познания, важнейшие принципы сопоставительного, сраанительно-типологического и конкретно-исторического метода. Диссертант опирается также на теоретические труды и исследования белорусских, русских, украинских и других ученых в области истории и теории литературы.

Научная новизна исследования состоит в том, что а данном случае впервые в белорусском литературоведении сделана попытка анализа закономерностей становления и развития белорусской драматической поэмы. При этом белорусская драматическая поэма рассматривается не только как автономно-национальное явление, но и в тесной взаимосвязи с развитием как европейского поэмо-драматического жанра, так и достижениями соседних — русской, украинской и литовской литератур в жанре драматической поэмы, под влиянием которых в немалой степени находилось и находится творчество многих белорусских позтоа.

Практическая значимость работы видится в том, что результаты исследования поспособствуют более глубокому осмыслению важнейших тенденций и закономерностей развития современного стихотворного эпоса. Кроме того, наблюдения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при чтении теоретических и лекционных курсов, на спецсеминарах и спецкурсах по белорусской литературе на филологических факультетах вузов, а также при написании всех видов научно-исследовательских студенческих работ.

Апробация работы. Диссертация в полном объеме обсуждалась и была одобрена на заседании кафедры белорусской литературы Витебского государственного педагогического института. Отдельные ее положения и выводы апробированы на 1М республиканской конференции "Региональные особенности восточнославянских языков, литератур, фольклора и методы их изучения" (Гомель, 1935), межвузовской научной конференции "Аркадий Кулешов. Изучение творчества о вузах и школе" (Могилев, май 1986), региональной научной конференции "Актуаль-

ныа проблемы формирования и совершенствья педагогического мастерства" (Гомель, 1984), на научных конференциях профессорско-преподавательского состава Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины и Витебского государственного педагогического института в 1937, 1988, 1990, 1991, 1993 г.г. По теме диссертации опубликованы работы, перечень которых приводится в конце автореферата.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического указателя.

Содержание диссертации

Во введение обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, дается краткий обзер литературоведческих работ, имеющих отношение к проблеме, исследуемой в диссертации. Здесь >«е затрагиваются общие закономерности возникновения жанра дрймашческой поэмы, его трансформация и национальных литературах, «¿cnrt.ii вопрос о специфике жанровой природы драматической поэмы.

Й мерной главе "белорусская праматическая поэма: истоки и Генезис ж-чнра" внимание диссертанта сосредоточено на процессе и закономерностях становления белорусской драматической поэмы на общем фоне возникновения и эаолюции этого жанра. Автор опирается на нйбл>вдсн:<е А,Адамовича: "Литература наша, кап только сна стала историческим к художественным фактором, сразу и полностью начала развиваться в "силовом поле" литературы мировой, к чему-то стремись, от чего-то отталкиаа-ясь, создавая свое лицо и придавая свою окраску всечеловеческой художественной культуре"." Об этом красноречиво свидетельствуют творческие искания Я.Купалы. с его име-

нем саязан фан; появленья драматических позм "Адвечная песня", 1908, и "Сон на теургами", 1910. С выходом в ~вет этих купаиовски* произведений, несомненно, расширились и обогатились жанровс-эстетическно горизонты национальной поэмы в целом. Произведения Купалм дали основание говорить о жизнеспособности драматической поэмы в национальной литературе. Исходя из конкретного материала, диссертант отмечает, что драматический жанр в его Творчестве вырастал из идейно-вь

'Адамович А. Машгаоиасць прозы. Урок! творчасц'| Кузьмы Чормага, • Мн., 1&72. С. 18. 6

эительных элементов, не умещавшихся в жанре "чистой лирики. Его "театральный" стиль, диалоговая форма, декламационно-разговорная интонация, выразительным книжно-литературный строй речи — всё это подсказывало и приближало "выход" аЕТора и жанру драматической поэмы. Этому способствовала и склонность Купалы к обостренному восприятию действительности в неисчислимом множестве ее жизненных контрастов и настроений, изображению героев с сильными чувствами и страстями. Поэмы "Адвечная песня" и "Сон на кургане" и выросли на этих свойствах таланта Купалы и его эстетического отношения К действительности. Оба произведения об исконном горе крестьянина, его нелегком труде, социальных обидах и жизненных страданиях, которые из поколения а поколение оставались предначертанными самой судьбой. Купала на примере одной крестьянской жизни, используя возможности художественного обобщения, которые ему предоставляла драматическая поэма, нарисовал картину трагического положения безземельного народа. Несмотря на то, что в сюжете "Адвечнай песн!" ослаблена динамика действия, конфликтность характеров и т.д., это не отход автора от избранного им жанра, а скорее "поворот" его к'новым требованиям. Средствами художественной типизации Купала стремился показать драматизм судеб целого народа — конфликт между высоким общественным предназначением человека и его реальным положением в действительности, конфликт, который создает драматический сюжетно-композиционный строй поэмы.

По мнению диссертанта, эволюция жанра драматической поэмы у Купалы происходила за счет усиления роли драматических элементов (монологические конструкции стиха, диалогическое наполнение мысли, "взаимоотталкивающиеся" реплики, формы условности и др.). Это заметно ощущается в поэме "Сон на кургане", которая, в отличие от "Адвечнай песж", богата наличием драматических напряженных сцен, подвижностью диалогов, воплощающих волевые усилия и борьбу действующих лиц. Это художественное полотно создано в историко-философском ключе, усложненном символико-аллегорическими картинами и образами необычной сюжетно-композиционной- структуры. Здесь сильнее поэтизируется борьба против социального зла, ярче выражен конфликт, позволяющий Купале проводить свободолюбивые идеи. Это предоставляет диссертанту возможность точнее очертить жанровые особенности драматической поэмы, обусловленные в конце концов тем, что история входила в поэзию Ку-

папы во всем своем общестсенно-фнлософском звучании как поэтическая концепция трагических судеб белорусской нации. Человек здесь уже не сторонний наблюдатель, а частица самого этого трагического.

Диссертант отмечает также, что обе поэмы Купалы несут е себе стилевые особенности жанроа фольклора. Благодаря введению в ткань поэм фольклорных персонажей и природно-поэ-тическнх символов, произведения, не потеряв

конкретно-поэтических примет, вместе с тем приобретают большую простралстаенно-времоин'/ю глубину н протяженность. Творческое осмысление богатеть фольклорных традиций дало возможность поэту подчеркнуть трагизм жизни крестьянина, проникнуть в его духовный мир. Под влиииием фольклорной поэтики заметно усиливазтся контрастность характерен и ситуаций, а это и С1»ою очередь и ало и обогащению арсенала выразительно-изобразительных средств драматической поэмы.

Позма "Сон на кургане" оригинальна по своей архитектонике: драл!этически напряженные сцены и своеобразное их чередование, быстрая смена событий, активные монологи и диалоги, при помощи которых отдельные сц^аы приобретают настоящий эмоционально-драматический эффект. Велика и эстетическая роль ремарок. Они в значительной степени служат в произведениях не столько дня усиления информационности, сколько дают возможность попу глубже проникнуть во внутренний мир героев, полнее понить обстоятельств, происходящего.

Таким образом, умелое построение сюжета, композиционная организация материала, выбор драматического героя, тщательная отделка речевой характеристики персонажей, глубоко смысловая роль авторских ремарок — все это говорит об авторе "Адвеч-най пест" и "Ош на кургапе" пак о большом, зрелом художнике, умеющем пользоваться возможностями драматической поэзии. Я.Купала, с одной стороны, успешно продолжал традиции — ио уже на национальной почве — своих предшественников и современников А.Мицкаанча, Т.Шевченко, Л.Украинки, И.Франка и др. С другой стороны, наследие Купалы оказало заметное влияние на весь ход дальнейшего разиития драматического жанра в национальной поэзии. Его опыт был использован поэтами разных стилей и сриежаций как дооктябрьского периода, таи и Советского. К драматической форме обращались К.Буйпо "Папараць-кеепит", К.Кзганец "Старажовы курган", "Сын Дажяа", М.Чарог ''Сон на баяоце". Однако их произведения

нельзя было в полной мере отнести к жанру драма|Ичсской поэмы, поскольку идейно-художественной сущностью, сюжетно-композкционным строем они скорее всего близки к драматизированным стихотворным образкам. И все же их появление стимулировало дальнейший ход развития форм драматической поэмы, обогащение ее новыми мотивами и образами, ритмами и интонациями.

В первой главе отмечается, что новый импульс развитию драматического жанра дали 20-30-е годы. Пути развития белорусского драматического эпоса, его жанровые и идейно-тематические поиски зтого периода а первую очередь определены таор':-зстзом В.Дубозки и П.Глебки, создавших такие драматические произведения, как "I пурпуровых ветразей узз!вы", "Штур-муйце будучын! аванпосты" (В.Дубовка) и "Арка над акЫнам", "Над бярозай-рзкой" (П.Глебка). Правда, как считает диссертант, говорить о жанровой полноте дубовковских поэм, т.е. считать их чисто драматическими, следует осмотрительно и в известном смысле условно. В этих произведениях не оказалось тех основных гстетических свойств, которые в достаточной степени определяют жпнрооые рамки драматической поэмы. Обращает на себя снимание ослабленнссть сюжетных связой, что проявляется а кадасобытийности драматического действия. Эффект наполненности действия достигается силой эмоционального накала страстей, чувста, переживаний героев, совмещающихся с лирическими переживаниями и чувствами автора. Малособытий-ностъ приводит к тому, что поступки героев кажутся неожиданными, немотивированными. Мотивированность здесь внешняя. Онз определяется авторским сознанием. Композиция" поэмы "разорвана", фрагментарна. Зпиэоды сцен, акты часто не связаны между собой логикой развития событийного действия. Речз* персонажей присуща своеобразная "выравненность", рождающаяся в процессе объективизации авторского лиро-эпического сознания в характерах героев. Стихотворная речь в поэмдк аоепроизводж не реальный диалог, а поэтически выражает драматические сшугции и авторские переживания, вызванные чу,:-, Однако, как считает диссертант, нельзя делать окончательны*« вывод, что гсо^.лы полностью утрачивают конгуры драм?гичо:ре.-го жанра. Прочззодениям свойственны то необходимы.» элементы (монологи, обращения к действующим лицам, наличие ремарок и др.), которые приближают их вплотную именно к жанру драматических поэм, отрыаач от трад!.ционных лиро-эпи-

ческих форм. Драматизированный тип эпоса в творчестве В.Дубовки был нацелен на "остро дискуссионное обсуждение кардинальных проблем, созревших в конце 20-х как о сфере социальной жизни, так и в самом искусстве" (М.Арочко). Такой творческий подход Дубовки к замыслу способствовал üawí члее полной реализации возможностей поиска противоречивой исгжы, которая таилась в сложностях югдашней действительности.

Драматическая форма в произведениях поэта явилась своеобразным художественно-тактическим приемом публичного пыступ-ления ло проблемам, которые волновали его и всех тех, кто был озабочен дальнейшим развитием белорусской литературы и иулыуры в послереволюционный период. По существу, драматические поэмы В.Дубовки не только вносили новые моменты в осмысление наболевших проблем, но и создавали почау дл» развигия драматической позмы 20-30-х годов. Способности автора к обновлению драматического жанра реализовались в различных формах. Иногда произведения автора были далеки друг от друга по жанровым и стилевым признакам. А это, по мнению диссертанта, говорит о том, что тенденция к обновлению драма1ической поэмы определялась и общим тяготением различных родов к взаимообогащению и взаимопроникновению. Драматическая поэма расширяла свои художественные.- возможности путем освоения опыта лирической поэзии.

Такие же неоднозначные попытки в овладении драматические поэмным жанром находим и в творчестве П.Глебки. Хотя пеэт; иногда подстерегала неудача и не вполне определенный успех его опыт по-своему ценен. Поэма "Арка над ашянам", заду манная как драматическая, не относится к числу произведений снискавших автору сколько-нибудь заметную славу. Она ¡ впрямь заметно уступает поэмам В.Дубовки в идейно-художест венной значимости, ибо "Арка над ам'янам" свидетельствовала < капитуляции автора перед жизнью, И все-таки предлагаемый "Арцы над ашянам" "поэмный" вариант дает нам возможное! говорить о стремлении автора освоить драматический жанр. Эт стремление более полно реализовалось в поэмо Гпебки "На Бярозай-ракой", созданной па горячим следам событий. Ё оснс do его сюжетного действия —• один из кульминационных мс ментов борьбы против беяолольской интервенции — битва -город Борисов в 1919 г. Структура и размер стиха (пятистопнь ямб) давали поэту возможность i оспроиззести самые размсо) разные характеры и ситуации, предельно расширить объем ши:

ненных явлений. Автор, в отличие от Дубопки, стремился к более психологической конкретности образов, к большей индивидуализации в раскрытии характеров. Исторические события подаются в поэме через восприятие широких масс народа и раскрываются в остры* драматических конфликтах и ситуациях, в непосредственной борьбе действующих лиц за свои социальные и национальные права. П.Глебка сумел проникнуть в духовный мир своих героев (Азорич, Маринич, Наста), внимательно всмотреться в их конкретные судьбы. Однако, по мнению диссертанта, поэмг. перенаселена персонажами, при отсутствии полноценных, ярких драматических характеров. Недостаток поэмы "Над Бяроззй-ракой" видится и в том, что ее драматизм —* -еатрально-книематографического свойства: движение общего конфликта складывается из монтажного переплетения отдельных сцен, основанных на "локальных" конфликтах, из глубинных перекличек и -внутренних соотношений действующих в этих сценах персонажей, которые порой даже не соприкасаются друг с другом. Подобные особенности определяют и общий ритм поэмы — нервный, тревожный, рождающийся из последовательности -сцен самых разнообразных, неизмеримо экспрессивных. Конфликтность, зпико-драмзтическоа отображение событий и характеров, патетика и лиризм, многокрасочность поэтической речи — все это приближает поэму "Над Бярозай-ракой" к разряду драматических жанров, наиболее правильным будет, видимо, признать, что произведение "Над бярозай-ракой" находится на стыке обоих жанров — драматической поэмы и стихотворной драмы. Такая усложненность произведения обусловлена стремлением поэта донести до читателя сложность проблематики, сложность и разноплановость отношений человека с миром а переломные исторические периоды.

Таким образом, ' делает вывод диссертант, ретроспективный взгляд на драматическую поэму в литературе 20-30-х годов убеждает в том, что станок пенно и развитие этой поэмы происходило в ру:г? отчетливо выражавшейся преемственности, хотя очень часто эн но хватало идейной глубины, жанровой очерчеи-ности, внешней и внутренней собранности, да же целостности. Поэтому большинство поэм, которые можно было бы отнести к драматическим, были нерозными и художественно незрелыми. Вместе с тем «удожестаеннзя практика 20-30-я годов свидетельствует о том, что потенциальны» возможности жанра драматической поэмы более всего проявились *агда, когда ее

содержание определяла историко-революционная ггоблгмэтикв, изображение исторических личностей, событий, раскрывавшихся в свете современности и в соотношении с современное 1ью. Именно это, а также тяготение к широкомасштабным обобщениям, присущим обычно лирическому эпосу и эпической драме, сганет позднее определяющим для жанра белорусской драмзтич': ~кой поэмы. Однако, несмотря на определенные жачроБые npoi.'-еты и недостатки, драматический эпос 20-30-х годов был, несомненно, важным этапом в развитии белорусской драматической поэмы. Авторы открывали новые возможности в осмыслении на только социальных и национальных проблем, но и постигали творческую уникзльность самого жанра, прокладывали нелегкий путь национальной драматической позлее с. будущее, обогащая ее идейно-художественными, структурно-стилевыми и иными эстетическими свойствами и особенностями. В.Дубовка и П.Глебка к тому же пытались развивать традиции национальной классики, ближайший источник которых находился в творчестве Я.Купалы.

ßo второй главе "Развитие жанра в 70-80-с голы" говорится о состоянии драматической поэмы в послевоенный период, отмечаются причины (как субъективные, так и объективные), обусловившие замедление, а то и приостановку развития жанра. К сожалению, драматическая поэма оказалась жанром, недооцененным в своих эстетических перспективах и возможностях. Конечно, это непростой и нелегкий жанр. Его эстетические принципы требовали от поэтов немалых творческих усилий и <у-дожнической одаренности. Не содействовала развитию этого жанра и господствовавшая в послевоенный период так называемая теория бесконфликтности. А ведь драматическая поэма не могла существовать и развиваться вне масштабно понятого конфликта. Ведь "в конфликте всегда должны содержаться объективные противоречия"^.Бехер). Вскрытие объективных противоречий было на б интересах вдохновителей указанной теории. Это и определило направление художееггенной практики. Авторы не искали глубокой конфликтной основы для своих произведений. Отпала, стало быть, и необходимость в жанре драматической поэмы. Правда, отдельные попытки все же имели место. Это, скажем, поэма А.Бачилы "Вернасць", которая ¿ышла з свет в пятидесятых годах. Однако по объективизации сюжета и характеров действующих лиц, остроте действия * внешней конфигурации псзма "Зернасць" скорее обыкновенная пьеса в стихах, нежели драматическая поэл< j.

Исходя из конкретного материала, диссертант отмечает, 11то наиболее интенсивно жанр заявил о себе в середине 70-х и продолжал активно развиваться в 80-е годы. Об этом красноре-чиоо свидетельствует ряд произведений: "Хамуц|ус" А.Кулешов«?, "ЛЛ1калай Дворншау" М.Танка, "Крэва", "Курганне" "Мелодыя Т^лля", "Судны дзень Скарыны" М.Арочко, "Помета" К.Киреен-но. "Суд АлаЬы" В.Ковтун. В этих произведениях ощутима сзя::ь с Я.Купалой, национальными традициями и опытом предшественников разных поколений. Появление такой позмы, как "Ка-муц^ус" А.Кулешова, убеждает не только в факте возрождений белорусской драматической позмы, после Купалы долгое время не имевшей надлежащей преемственности, но и в том, что омт поднялась на нооую поэтическую высоту, с которой намного проясняются ее жанровые горизонты и неиспользованные яо?-ложности. В реферируемой работе обращается внимание нэ сам процесс становления жанра драматической поэмы у А.Кулешова, в чьем тсорчестве этот процесс проходил не спонтанно, •з формировался и шлифозался на всем творческом пути лоэп. Автор опирался не только на национальный опыт, который уж'1 ;;мелся к тому времени в белорусской литературе, но ч внимд-;ольно всматривался в многообразие творческих исканий в других литературах. Талантливому возрождению драматического жанра способствовала ориентация А.Кулешова также и на миро« зук> классику. 8 диссертации отмечается, что "Хамуфус" А.Кулешова — одна из тех поэм, которая будит читательскую мысль о достоинстве и свободе личности, о месте и роли человека ч истории, национальных правах нзрода, о духовном озаимосеязч Поколений. В основе этого многопланового художественного полотна — одна из самых впечатляющих и трагических страниц национальной истории — белорусское народно-освободительно!? движение 60-х годов прошлого столетия, события, возглавляемые одним из выдающихся революционеров-демократов, сыном белорусского народа Кастусем Калиновским, Поэма А.Кулешоэч «— о конкретном человеке, о его полной горения и света кратной жизни, взятой в самых тесных свялях с ходом восстания 3863-1864 годов на территории Белоруссии и Литвы. Поэт, ут-перждая свое право художественно-драматического постижения исторического материала, глубоио и всесторонне раскрыл взаимоотношения личности и времени в их конкретной объективной данности. История проверяется личным мужеством и судьбой, взотмми во всай полноте реального бытия. Благодаря этому, са-

ма история как бо* обретает в поэме живую конкретную плоть. Автор смог тонко прочувствовать всю трагическую атмосферу тех дней, ставших историей, смог понять и отобразить драматический конфликт Бремени, все возможные коллизии. Избранная мм жанровая форм® е значительной степени позволила А.Кулешову увидеть характер конкретного исторического лица как бы глазами народной памяти, раскрыть образ главного героя в его индивидуальной психологической подлинности. Сама история с поэме "постигает себя'1' в судьбе личности, осмысленной в соцч-спьнэ-философском плане. Такой подход к проблеме в "Ха-муц!усе" __ способствует выработке современного взгляда не героя, причем этот взгляд определяет и жгнрово-стилевые, с.о-гкетно-композиционные особенности. Эти качества драматического искусства позволяют А.Кулешову раскрыть сложные процессы белорусского освободительного движения 1863-1 €64 годов, проникнуть в психологию героев, нарисовать ярко романтичсскио образы персонажей; отразить нюансы человеческих отношо:

Б избранной жанрово-драматической форме А.Кулешову, па мнению диссертанте, удалось нейти скрытые возможности для-показа всего неповторимого драматизма эпохи, раскрыть енуг» реннчй мир своих героев, которые выражают различные гран»-; единого в своей оснобё авторского отношения к миру и одновременно несут с себе объективно-историческую правду своей эпохи. }{алиноескмй предстает в поэме как выдающаяся личность, обладающая сильным характером, выросшим на фундаменте глубокого убеждения, что история не может развиваться лишь как процесс' движения спонтанных сил или как следствие действий слепого рсна. . История движется к материальному и духовному прогрессу, социальной справедливости, народной свободе, гармонии индивида и общества при свете идеалов справедливости и гуманизма.

Диссертант видит свою задачу и в том, чтобы раскрыть художественный облик драматической поэмы "Хамуфус", отмечая достоинства ее чеканного языка, прнподнито-одухогворенного, исполненного поэтической прелести и лирической проникновенности. Многие строки и образы поэмы соединяют поэтическую ок-рыленность с афористической отточенностью слова, что свидетельствует о высоких эстетических свойствах этого лреизге-дения. В языке поэмы, являющемся основным материалом у средством воплощения художественных идей, много прямых обращений, интоилики. разговорных речений, обнаженного нерва

открытой мысли. Стихотворное слово выступает здесь как средство индивидуализации характеров и пак средство выражения их действия. Авторское "я" проявляв! себя не только через диало-го-монологическое наполнение или в поступках действующих лиц, но и через непосредственно выраженную авторскую сра-щениость с теми или иными героями, через открыто формулированную причастность к тем или. иным проблемам. Эта помогает азтору поднять характеры до широких идейных обобщений, сочетать эпическую основательность с концентрироэш-ным и интенсивным анализом внутренней жизни истерической личности. Этому способствует и поэтическая условность, которая, как магический кристалл, укрупненно высвечивает реальное мироощущение героя, усиливает многомерность, динамичность и объемность воплощения, укрупняя характер объективированного героя. Анализ поэмы позволяет диссертанту сделать вызод, ы-в по совершенству художественной структуры, гуманистической направленности и драматическому накалу чувств и мыслей мущ'ус" А.Кулешова можно отнести к произведеникм и'-ч называемого высокого стиля. Она, безусловно, близка к классическим образцам историко-поэтической драмы как а национальной, так и о зарубежной литературах. Она, по словам В.Коааленно, — и с этим нельзя но согласиться, — "как ни одно другое произведение, дает практическую возможность почувствовать и понять, что белорусская литература, пусть и 5 некоторым запозданием, в новых услоьнях идет на штурм шекспировских высот художественного творчества".*

Далее в главе отмечается, что свою лепту в развитие жзнрч драматической поэмы внес и М.Танк. Он также, как и А.Кулешов, обратился к событиям народной истории, к осмысленно важнейших черт национального характера. И это все ощутима проявилось в поэме "Мшалай Дворншау", Действующие лица здесь, как и а "Хамуц1усе" А.Кулешова, — исторические личности. Однако необходимо отметить, что авторы но стремятся в их образах индентифицироаать жизнь м судьбу тех или иных исторических прототипов и только, а изыскивают возможность выразить собственное видение исторической действительности и дать ей обобщенную идейно-эстетическую оценку. Диссертант подчеркивает, что, з отлична от А.Кулешова, М.Танк построил поа.

* Навалемка В. Жьшоо сбл1чча дзйн. - Мм., 1979. - С. 239.

му по типу биографического произведения эпико-повестссье-тельного характера с оттенком автобиографизма. Это дает возможность строить сюжет, придерживаясь достоверных фактйз, вскрывая суровую сущность минувших событий в их впечатлйК.-щей непридуманности. Б облике Н.Дворникова отчетливо видно стремление М.Танка объективно изобразить один из интереснейших типов эпохи и ее духовных конфликтов. Стиль же само* драматической поэмы объединяет различные жудожественпй!«. тенденции - от напряженно-драматического и психологнческогЬ воссоздания событий до возвышанно-романтической и экспрессивной интонаций & их воспроизведении. Используя богатые изобразительные и выразительные возможности своего искусстве, поэт создал произведение о тех, кто в 30-е годы стоял за социальное и национальное освобождение народа, выполнив до.-: г до кониз.

Исходя из конкретного материала, диссертант отмечает, чт;. история трактуется в драматической поэме но столько как деку* мент, сколько как актуальный для современности жилнокнь.;. • материал, исторические события воплощаются в такую форму (поэт пользуется в большинстве своем белым сн.хом, что дас* ему возможность делать необходимые паузы, усложнять ритмику, создавая напряженно-драматический эффект), которая даст определенную свободу выражения ааторского сознания с ций правдивого, истсркц-аски-конкретного изображения действительности. Проникнуть в суть происходящих событий, 8. ТЕИнствеяный образ главного героя М.Танку помогают различные приемы (секретные пчсьма, донесения, рапорты), которые с:, использует в поэме. Однако этот документальной материал к; препятствует творческой концепции автора, потому что иождуы строку, каждое слово, факт он переживает заново, пропуска-' через свое сердце, стремясь показать героя в наивысшем напряжении его духовной жизни, ищущего отпета на трагические вопросы истории, вступающего а единоборство с несправедливым социальным и нразственным порядком, с господствующим« силами угнетения и зла. Высокопафосному стилю драматическом поэмы, во многом восходящему к романтическим принципам художественного воплощения идеи борьбы человека за свои со> циальнс-духовные и нравственною права, способствует усг.оьно-обобщающая поэтика, которая позволяет автору не только воспроизводить самые разнообразные характеры и ситуации, но и предельно расширить охват жизненных явлений.

В реферируемой работе подчеркивавши, что в центре драматических поэм и А.Кулешова, и М.Танка оказались незаурядные исторические личности, в поисках справедливости вступившие в конфликт со своим временем, с установившимся порядком, понятиями и представлениями. Они привлекли поэтов тем, что в такого рода исторических конфликтах с особой яркостью проявляются идейно-нразственные качества людей, их духовные доминанты и возможности. Главной особенностью обрисовки образов-характеров здесь является органическое сочетание собственно реалистических принципов воссоздания образов в их конкретно-исторической и социальной обусловленности с принципами условности, которые во многом определяются субъективно-лирическими переживаниями авторов; Поэты стремились проследить связь времен на материале биографии отдельной личности. Они, в одном и другом случае, сосредоточивают внимание на внешнем и внутреннем миро человека, погружая его в насыщенное большими событиями время. Герой осознается в обеих поэмах как эпицентр устремлений прошлого, настоящего и будущего. Этим самым А.Кулешов и М.Танк успешно решали сложную нравственно-эстетическую проблему связи давних времен с настоящим, не ограничиваясь само собой напрашивающейся ассоциативной перекличкой, но, что особенно ценно, исследуя эту связь как важную духовную проблему непосредственно а рал.ках самих произведений. Тем самым вырабатывались новые подходы к расширению жанроао-стиловых рамок драматической поэмы.

Творческими усилиями А.Кулешова и М.Танка национальная драматическая поэма 70-х годов приобретала большую художественную стройность, лолкфомнчность и определенность идейно-философской направленности. В сравнении с довоенным периодом неизмеримо расширились идейно-тематические горизонты жанра; прошлое народа стало одним из наиболее жизи-тельных источников поэтического чувства, а это в значительной мере привело к тому, что драматическая поэма особенно сильно зазвучала как поэма исюрико-героическая. Обогатился в целом художественный арсенал жанра, в частности, стал более многообразным стих. А это говорит о том, что развитие современной белорусской драматической поэмы идет в целом по восходящей линии. Свидетельство тому — новый этап ее развития а 80-е годы, Заметный интерес поэтоа к этому жанру выдвигает драматическую поэму, по мнению диссертанта, на

новый, качественно более высокий идейно-эстетический уровень В белорусской современной литературе. Жанр завоевывает большую популярность и признание как мастеров слова, так и читателей, и становится одним из активных видов национального поэтического эпоса. И не случайно последние годы ознаменовались появлением таких принципиально важных (хотя и не равноценных) произведений интересующего нас вида, как "Крэва*, "Курганне", "Мелодыя Таулая", "Судны дзень Скарыны" М.Арочко, "Помета" К.Киреенко, "Суд АлаЬы" В.Ковтун и других авторов. А зто свидетельствует о том, что форма драм«-и-ческого эпоса сегодня возрождается на новой основе в связи с переосмыслением национальной истории, стремлением подняться к истокам народного самосознания.

Пристальное внимание современника к. истории, исторической памяти, отдаленным периодам национального духовного бытия отражено в поэмах М.Арочко "Крэва", "Мелодыя Та^лая" и В.Ковтун "Суд Ала1зы". Внимание авторов направлено на кардинальные проблемы национального самосознания, исторической судьбы родного народа, его больших испытаний, основ и идеалов морали и этики. Так, поэма "Крэва" возвращает нас к корням национальной истории и ее урокам, рассматриваемым с высоты сегодняшнего дня. Речь идет о XIV веке — времени борьбы за объединение земель Великого княжества Литовского, за укрепление государственности, против посягательства на нее крестоносцев. Но это было и время внутренних распрей среди гедыминовичей из-за обладания властью. Поэма строится на действии, реализуемом в исполненных внутреннего напряжения монологах и диалогах героев (Альгерда, Кейстута, Ягайло, Геды-мина, Витовта и др.), конфликтно противопоставленных друг другу. Воспроизведение отдаленных от нас столетиями кревских событий, от которых во многом зависело быть или не быть отечеству — не только тому, средневековому, но и сегодняшней родине, дало автору возможность хот» и косвенно, но очень недвусмысленно комментировать современность, осветить содер-- жаиие драматических конфликтов нашего времени. При этом, как отмечает диссертант, основу драматического конфликта поэмы "Крэва" составляет не внешняя конфронтация противоположных сил, • скорее действие внутреннее, которое происходит в сознании и душе героев. Заметно и другое; наделяя героев собственным обостренным чувством истории, автор не только ищет способ выразить себя, но и стремится объективировать

действующее лицо, отделить его от себя. В этом выявляются и эстетические возможности драматической поэмы как синтетического жанра, Произведение ценно живым ощущением далекой эпохи, богатсшом исторических реалий, щедростью словесной живописи, ришико-интонационным многообразием, тонкой инструментовкой стиха. Авторское повествование исполнено лиризма и вместе с тем, как произведение драматическое, строится на круто повернутых монологах, диалогах с использованием ремарок и всех прочих деталей, характеризующих жанровые очертания драматической поэмы.

Историческая тема стала определяющей и в некоторых па-следующих произведениях М.Арочко. История своеобразно запечатлена и в другой драматической поэме этого автора — "Мелодыя Та^лая". Но в отличие от "Крэва", здесь история заявляет о себе в икой плоскости, к тому же она не такая далекая, как а "Крэве", но не менее драматическая. Речь идет о 30-х годах нашего столетия, о судьбах творческой интеллигенции о Западной Белоруссии. Поэма посвящена талантливому лозту-раволюциснеру Валентину Таилью; его суровой, драматически напряженной Поэзии, несшей в себе тавлаевский дух бунтарства, протеста, мужественного, глубоко осознанного вызова всей бесчеловеческой системе угнетения. Диссертант подчеркивает, что обращение М.Арочко к социально-нравственному миру личности

— характерное явление развития литературы на нашем этапе В цепом. Это ведет к усилению личностного и психологического начал в содержании драматической поэмы, о чем свидетельст« вует и драматическая поэма "Суд Ала1зы" ВКоагун — об од» ном из эпизодов жизни известной белорусской поэтессы конца XIX — начала XX столетия Алаизы Пашкевич (Тегки). Это был весьма ответственный момент, когда Время настойчиво ворвалось в жизнь художника, резко повлияв на судьбу и творчество, а также на самосознание А.Пашкевич как человека я поэтессы. Развитие действия в поэме подчиняется ритмам душевного мира центральной героини, ее чувств и размышлений. На этом и сосредоточено основное внимание В.Ковтун. Ее "Суд Ала!зы" — значительный вклад в развитие жанра драматической поэмы.

Диссертант отмечает, что создавая образы исторических лиц

— народных вождей, поэтов, мыслителей, художников, авторы драматических поэм искренне стремились выразить и свое, наболевшее, заветное, выстраданное, В характере исторического

г.ица — героя этих произведений — обнаруживается много общего и родственного с мыслями и переживаниями самих поэтов. В характерах персонажей диссертанту видится стремление авторов понять духовное состояние своего современника, нравственное пространство его личности, те глубинные процессы, которые формируют его внутренний мир. И чем глубже они постигали прошлое, тем полнее отвечали на потребности современности.

В диссертации обращается внимание и на еще одну сторону вопроса: в современной драматической поэме заметен интенсивный процесс использования специфических условных форм и средств • внутреннего драматического обнажения коллизий — форм "условно-драматической психологизации". Именно эта особенность поэмы драматического типа, по мнению автора иссле-доаания, исключительно важна а художественно-эстетическом смысле: благодаря ей сюжетные коллизии приобретают убедительную мотивированность.

В последнее время мастеров жанра драматического стихотворного ' эпоса волнует не только далекое прошлое своего народа, конкретная историческая личность, но н трагические страницы Великой Отечественной войны. Обращаясь к испытаниям военного лихолетий, поэты стремятся осмыслить их именно в плоскости условно-символической, не пренебрегая при этом фольклорной поэтикой (переосмысление народных баллад, легенд, притч, песенного и сказочного материала), что в свою очередь ведет к усилению философской углубленности самих произведений. Это отчетливо проявилось в драматических поэмах "Курганне" М.Арочко, "Помета" К.Киреенко. Правда, эта практика о каком-то смысле не нога — вспомним хотя бы достижения Я.Купалы в этом направлении. Опираясь на купалов-ский опыт, его традиции, М.Арочко и К.Киреенко тг=кже стремятся к поискам глубинных духозных ценностей народа, постижению его мифологии, легенд и т.д. Это способствует интенсификации творческого мышления, созданию многозначимой жанровой структуры, рассчитанной на изображение драматичз-ских и трагических событий жестокой войны, которые находятся на первом плане в обеих позэдах к как бы просвечиваются всей многовековой историей народа. Такой художественно-эсте-

тический принцип воплощения творческого замысла позволяет еще раз констатировать, что в белорусской поэзии 80-х годов идет интенсивный и плодотворный процесс идейно-худо-

мйстасимсго, духовного с<£агвщama нщхомэлычаго лээтн-

час кого эпоса, при зтом ссобеино ргзамгяотся и манр драматической поэмы, впитывающей о себя и синтезирующей фольклорные, услоано-мадитатипные, симаолико-филс« сафскиа традиция. Все это убедительно свидетельствует а т??лл, что современный белорусский стихотворный зпое ветупсгу

на новую полосу своего развития, что в самой структура

:нгнрз происходят серьезные и плодотворные сдвиги н ••■ v и синя.

В "Заключении" обобщаются венозные положения и лызодьз, определившиеся а ходе исследования.

Ер тткршчч рпуб/гёкашм

1. Асаблшзсц! дргмзтычнш оазм . Янн! Купалы "Адвгчязз пчснв" 5 "Сои на нургсно" //Бзлгруская лИература. 1937. !М 15.— 0,6 л.л.

2. Лсзнсзаение ><грэцнгй грггеды! jl драматычнай паше Яле-,Ч!рзсн,ч} "П v.//Бзяэрусмэя лЬаратура, J98B. Н —

0,7 п.п.

3. Творчыя пошуш Уладз!м!ра Дубоук! у жанры драмглычнс.', я-зэмы //Ееларуская лЬаратура, 1990. Ñ 18. — 0,8 п.л.

4. Особенности изучения поэмы на уроках белорусской литературы //Актуальные проблемы формирования и совершенствования педагогического мастерства: Тезисы докладов областяой научно-практической конференции учителей-стажеров. — Гэ-мель, 1984. — 0,2 п.л.

5. Региональные элементы в современной драматической поэма //Региональные особенности восточнославянских языков, литератур, фольклора и методы их изучения: Тезисы докладов я сообщений III республиканской конференции, — Гомель, !985, — 0,2 гг.л.

6. А.Куляшо? I Ю.Марц!нквв1чус //Аркадаь Муляшор. 8ы»у-чэнне творчасф $> 8НУ i школе: Тззкы данладау, II ч, — Маплёу, 1986. ~ 0,2 л.п.