автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Трактат Лю Шао "Жэнь у чжи" ("О человеческом существе") III в., в контексте современной ему политико-философской традиции Китая

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Зиновьев, Георгий Вениаминович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Диссертация по истории на тему 'Трактат Лю Шао "Жэнь у чжи" ("О человеческом существе") III в., в контексте современной ему политико-философской традиции Китая'

Текст диссертации на тему "Трактат Лю Шао "Жэнь у чжи" ("О человеческом существе") III в., в контексте современной ему политико-философской традиции Китая"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА ИНСТИТУТ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

ЗИНОВЬЕВ Георгий Вениаминович

ТРАКТАТ ЛЮ ШАО "ЖЭНЬ У ЧЖИ" ("О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ СУЩЕСТВЕ"), III В., В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ЕМУ ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКОЙ

ТРАДИЦИИ КИТАЯ

Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель: профессор З.Г.ЛАПИНА

Москва 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

стр.

Введение............................................1

Глава I. Характеристика источника...................7

Глава II. Классификация талантливости в трактате "Жэнь у чжи" в контексте традиционной политической и

философской культуры Китая..............................36

Глава III. Исследование проблем распознавания талантливости в трактате "Жэнь у чжи" и искусство

беседы и риторики в традиционном Китае..................94

Глава IV. Трактат "Жэнь у чжи" и дискуссии

о талантливости в рамках "учения о сокровенном"........133

Заключение........................................151

Библиография...................................................155

Приложение (перевод трактата "Жэнь у чжи")........166

ВВЕДЕНИЕ

Принадлежащий кисти Лю Шао трактат "Жэнь у чжи" ("О человеческом существе") занимает особое место в культурном наследии традиционного Китая. В этом труде автор на основе глубоких знаний классических произведений и современных ему философских учений, а также понимания политических реалий периода Троецарствия (220-280 гг.) и собственного опыта государственной службы предпринял уникальное в китайской традиции системное исследование феномена талантливости.

Одними из основных факторов, определявшими ход истории и систему общественных отношений на Востоке, были феномен власти-собственности и связанная с ним исключительная роль института государства, которое являлось не просто политической надстройкой общества и инструментом регулирования социальных и экономических процессов, но было необходимой основой жизнедеятельности всего общественного организма.

История Китая, традиции его политической культуры представляют собой благодатный материал для изучения складывания и функционирования механизма

управления обществом, основанного на государственной власти-собственности. Здесь на протяжении тысячелетий сформировался разветвленный аппарат государственного управления, который соответствовал задачам руководства сложнейшим природно-хозяйственным комплексом Срединной империи. Представляется, что Китай весьма рано столкнулся с вопросом ограниченности ресурсов и необходимости их экономного, рачительного использования (отметим, что и для современного Китая это остается одной из основных проблем). Ресурсами обеспечения жизнедеятельности общества выступали не только природные богатства, но и созидательные возможности, которые скапливались в самом обществе. Раскрыть эти возможности, направить их в нужное русло должна была система государственного управления. Важнейшим элементом постоянного воспроизводства государственного и общественного устройства было воспроизводство системы управления, поэтому выявление и применение людей по их способностям было делом первостепенной важности. Именно этой проблеме, одной из ключевых для

выживания китайской цивилизации, и был посвящен трактат "Жэнь у чжи".

Китайской политической традиции удалось выработать продуманную систему комплектации аппарата управления. Поиски в этом направлении начались со времени складывания государственности и продолжались многие сотни лет. За это время были выдвинуты и на практике опробованы различные способы и критерии подбора чиновников. С появлением на рубеже II в. до н.э. единой централизованной империи, жизнеспособность которой во многом зависела от эффективности ее бюрократической структуры, эти вопросы приобрели особенную остроту. Трактат "Жэнь у чжи" является творческим обобщением накопленных китайской традицией опыта государственного управления и знаний о природе человека. Обращение автора к такой проблематике, как талантливость, которая рассматривалась в плоскости ее применения на государственной службе, не только помогает раскрыть важные особенности политической культуры Срединной империи, но и гармонично вписывается в общий контекст китайской культуры.

Необходимо отметить, что спустя триста с лишним лет после написания "Жэнь у чжи" в VI - VII вв. в Китае начала централизованно вводиться экзаменационная система подбора чиновников. Трудно переоценить значение института экзаменов для китайской государственности на всем дальнейшем протяжении ее истории вплоть до сегодняшнего дня /1. Произведение Лю Шао стало важным этапом на пути постепенного совершенствования механизма рекрутирования кандидатов на государственную службу и сыграло таким образом роль в процессе становления экзаменационной системы (можно вспомнить, что, по данным династийной истории, Лю Шао и сам составлял темы и вопросы для аттестации столичных чиновников (42, с.618)). После распространения экзаменационной системы, решавшей вопрос подбора кадров, трактат "Жэнь у чжи" не утратил своего значения. Это своеобразное пособие для управления и человеческого общения продолжало оказывать влияние на политическую традицию Китая.

Как отмечал выдающийся социолог П.А.Сорокин, в любом обществе существуют каналы вертикальной мобильности, без которых оно. застаивается и приходит в упадок. Эти каналы

можно уподобить кровеносной системе, поставляющей жизненно необходимые элементы всему организму (151, с.377-379). Китайскому обществу с древних времен была присуща определенная социальная мобильность, при которой незнатное происхождение не являлось непреодолимым препятствием для успешной карьеры. Подбор из разных страт общества способных кандидатов на службу был для Срединной империи важнейшим каналом вертикальной мобильности. Задачей автора "Жэнь у чжи" было дать советы по усовершенствованию процесса подбора кадров, снабдить правителей и чиновников практическим пособием для того, чтобы распознавать и классифицировать кандидатов на государственную службу.

Трактат "Жэнь у чжи" был создан в III в., когда начиналось "смутное время" китайской истории - эпоха длительной политической раздробленности, последовавшая за распадом империи Хань (206 г. до н.э. - 220 г.). В прошлом в исследовательской литературе бытовало представление о том, что политическая смута была тождественна упадку культуры и дегенерации этноса. В частности, в работе "Этногенез и биосфера земли" Л.Н.Гумилев писал: "В III в. гражданская война обескровила Китай, а в 312 г. столица Поднебесной была взята приступом немногочисленными ополчениями хуннов... Наиболее упорные китайские патриоты бежали на инородческую окраину - в бассейн Янцзы, а агония древнекитайской культуры длилась там еще около 250 лет..." (117, с.162). Однако в последнее время изыскания как отечественных, так и зарубежных ученых опровергают эту точку зрения и дают представление о развитии этноса и расцвете культуры, наступившем на фоне политической нестабильности и раздробленности., Как отмечают в монографии авторитетные китаеведы М.В.Крюков, В.В.Малявин, М.В.Софронов:"Достаточно открыть любой курс истории китайской мысли, литературы, искусства, чтобы увидеть, сколь многим культура Китая обязана "смутному времени" III-IY вв. Как эпоха всестороннего подъема интеллектуальной жизни древних китайцев, оно ознаменовалось не только значительными достижениями поэзии, литературной мысли, живописи, скульптуры, философского умозрения, но и важнейшими открытиями в области химии, медицины, математики, когда, например, ученый Y в. Цзу Чунчжи вычислил число "пи" с

точностью до седьмого знака" (125, с.7). "Жэнь у чжи" можно по праву назвать важным проявлением интеллектуального подъема той поры.

В конце правления династии Хань и особенно во времена Троецарствия в связи с борьбой за власть усилилось внимание к к привлечению на службу способных чиновников. Это нашло отражение в указах крупнейшего политического деятеля той поры Цао Цао (основателя государства Вэй (220-265 гг.) - одного из трех государств периода Троецарствия), объявлявших принцип "выдвижения на службу только по таланту", а также в распространившихся философских диспутах о проблеме сочетании таланта и естества-характера человека. Эти обстоятельства оказали определенное влияние на взгляды Лю Шао и выбор им тематики трактата. Основными направлениями его поиска были классификация талантов с целью их эффективного практического применения, а также рекомендации по их распознаванию. Данные рекомендации содержат обширный материал, помогающий понять методы и критерии оценки людей, систему ценностей и особенности восприятия мира и человека в китайской традиции.

Конфуцианский ученый и государственный деятель, Лю Шао сам был в высшей степени талантливым человеком, причем весь широкий спектр его способностей (стихосложение, теория музыки, право, познания в канонической литературе) был востребован для государственной службы (42, с.617-620). Сама личность автора трактата может служить примером того, что именно эта сфера деятельности воспринималась как высшая форма творчества, чему способствовала сакрализация государственного управления и правителя, который в идеале должен был выступать как совершенномудрый посредник между Небом и Землей. В этом, на наш взгляд, состояло отличие общественной позиции таланта и личности - его носителя в китайской и западной традиции. Областью проявления таланта и формирования личности в Китае выступала прежде всего государственная служба. Следует отметить, что как раз начиная с III в. для нее стала формироваться и альтернатива - связанный с даосизмом, а также с начавшим как раз в то время проникать в Китай буддизмом уход от активной деятельности, отшельничество. В последующем это дало великолепные образцы поэтического и художественного творчества.- Однако и развившиеся в более поздние времена

своеобразные традиции отшельничества не предполагали конфликт с государством и обществом, а вполне укладывалось в рамки нормативного, адекватного поведения, вызывающего уважение окружающих и не исключавшего возможности возвращения к политической жизни. Известно, что многие пытались выдвинуться на службу именно путем отшельничества, что нашло отражение в поговорке "горы Чжуннаньшань и Суншань не велики, это -легкая тропа к служебной карьере" (44, с.1491). И для китайской традиции в целом, и особенно для периода древней истории будет справедливо заключение о том, что личность стремилась реализовать себя прежде всего на стезе служебной карьеры.

Что же касается западной традиции, то, как это показано в исследовании Л.М.Баткина о времени Возрождения, становление личности там происходило через конфликт с государством и обществом, подчинение нормам и традиции которых воспринималось как конформизм (см. 111). Сферой проявления талантливости и индивидуальности на Западе становилась не только и, может быть, не столько политическая карьера, сколько художественное, литературное, музыкальное творчество, а также научная деятельность (там же, с.7). Конечно, талант мог раскрыться и на ниве управленческой деятельности, но это не было единственной приоритетной сферой приложения способностей. В китайской же традиции, во всяком случае в ее конфуцианской составляющей, главной областью проявления талантливости была преимущественно государственная служба. Именно в этом заключен пафос исследования феномена талантливости, предпринятого в трактате "Жэнь у чжи".

Произведение Лю Шао до сих пор оставалось почти неизвестным как в российском, так и в зарубежном китаеведении, да и в самом Китае он обойден вниманием ученых. Имеется выполненный в 30-е гг. нынешнего века видным американским ученым Дж.Шроком перевод произведения на английский язык, который давно стал библиографической редкостью и известен лишь специалистам.

Поскольку объект исследования до ■ сих пор оставался практически не введенным в научный оборот отечественного китаеведения, одну из главных задач мы видели в том, чтобы восполнить этот пробел. Таким образом, проблемный подход к

источнику во многом смыкался с историографическим, что оказало влияние на структуру данной работы. Ее начальная глава посвящена вопросам характеристики источника: его историографии, структуры, изучения в Китае и за рубежом, а также рассмотрения биографии автора трактата. Во второй главе, которая является ключевой для данного исследования, рассматривается основной аспект учения Лю Шао о талантливости, заключающийся в классификации талантов, осуществляемой в контексте политической и философской культуры традиционного Китая. Глава третья продолжает данную тематику изучением взглядов Лю Шао на проблемы распознавания талантливости. Наконец, в последней главе рассматривается вопрос о взаимосвязи содержания трактата с современными ему политическими и философскими теориями. На наш взгляд, эта проблематика является основой для понимания роли произведения в традиции и его взаимосвязи с политической культурой старого Китая.

Труд Лю Шао содержит чрезвычайно широкий, разнообразный объем материала, который, конечно, вряд ли мог быть исчерпан и в рамках более обширного исследования. Таким образом, многие важные проблемы оказались за скобками или же освещены недостаточно подробно. Существенно сужает область исследования то, что упор был сделан на источники времен древности и раннего средневековья (до V-VI вв.). Многоплановость и глубина трактата позволяют изучать его с разных позиций, приглашают к вариантности исследовательских подходов. Значительность и неисследованность источника делали работу с ним чрезвычайно интересной; вместе с тем, эти же причины приводили и к большим трудностям в процессе изучения, когда многие вопросы приходилось рассматривать без опоры на корпус исследовательских трудов. Важным компонентом работы над трактатом стал его перевод, который можно найти в приложении. Этот аспект исследования также был сопряжен со многими трудностями и безусловно не свободен от недостатков.

Произведение Лю Шао помогает понять традиционный китайский образ мыслей, комплекс представлений о человеке и обществе, о системе государственного управления и месте

человека в ней. Этот письменный памятник отражает как исторические реалии и философские искания того времени, так и психологические и мировоззренческие особенности китайского менталитета, поэтому введение "Жэнь у чжи" в научный оборот представляется весьма важной задачей.

Примечания

1. Экзаменационная система продолжает играть важнейшую роль для китайской государственности. Основатель нового Китай Сунь Ятсен придавал большое значение системе экзаменов. В своей программной статье "Три народных принципа и будущее Китая" он предлагал, чтобы конституция Китайской республики была основана на разделении не на три, а на пять властей: следовало добавить контрольную и экзаменационную ветви власти (153, с.361). Именно такая система пяти властей существует сейчас на Тайване, в системе управления которого есть экзаменационная ветвь власти (172, с.93). На подобных принципах базируется и государственная власть в Сингапуре.

Глава I. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКА

Для того, чтобы лучше понять характер и особенности источника, надо иметь сведения о его авторе, - эта аксиома герменевтики справедлива, конечно, и для "Жэнь у чжи". Автор трактата Лю Шао обладал разнообразными способностями и был многосторонней личностью. В династийной истории Троецарствия - "Сань го чжи" - имеется его биография, приличествующая заслуженному государственному деятелю (42, с.617-620).

Лю Шао сделал удачную чиновничью карьеру при династии Вэй периода Троецарствия. Он был уроженцем области Гуанпин (современная провинция Хэбэй); дату рождения Лю Шао установить нет возможности, известно лишь, что он скончался во времена девиза правления Чжэн-ши (240-249 гг.). Лю Шао пережил период исторического надлома, острого политического кризиса, сопутствовавшего гибели империи Хань. Несмотря на это, он выдвинулся именно как гражданский чиновник, что было весьма нехарактерно для той поры.

Лю Шао начал службу с незначительного придворного поста, однако весьма скоро показал свои способности и конфуцианскую

образованность. При Цао Пи (правил 220-227 гг.) - первом императоре династии Вэй, сыне Цао Цао, он несколько раз повышался по службе и получил императорский указ собрать все книги, относящиеся к классическому письменному наследию -пяти канонам и расположить их по разделам. Так Лю Шао составил "Императорский сборник" ("Хуан лань"). Собирание и исследование письменного наследия, прежде всего канонического, являлось в Китае делом государственной важности. Такого рода компендиумы и энциклопедии составлялись пре