автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Трактат "Ми'йар ал-аш'ар" Насир ад-Дина Туси

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Гулиев, Тарлан Аслан оглы
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Баку
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Трактат "Ми'йар ал-аш'ар" Насир ад-Дина Туси'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Трактат "Ми'йар ал-аш'ар" Насир ад-Дина Туси"

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЛИТЕРАТУРЫ

им. НИЗАМИ

На правах рукописи

ГУЛИ ЕВ ТАРЛАН АСЛАН оглы

ТРАКТАТ «МИ'ПАР АЛ-АШ'АРэ НАС ИР АД-ДИНА ТУ С И 10.01.03 — Литература народов СССР

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

БАКУ—1980

Работа выполнена в отделе азербайджанской литературы древних н средних веков Института литературы им. Низами Академии наук Азербайджанской ССР.

Научный руководитель:

— доктор филологических наук Акрем Джафар. Официальные оппоненты:

— доктор филологических паук, профессор Мусульманкулов Р.

— доктор филологических паук Нагиева Дж. М.

Ведущая организация — Бакинский государственный университет.

Защита состоится « 1'Л » Щъ 990 г. в « ' / » часов

на заседании специализированного совета Д.004.14.01 в ордена Дружбы народов Институте "литературы им. Низами АН Азербайджанской ССР (370143 Баку, проспект Нариманова, 31).

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке АН Азербайджанской ССР.

Автореферат разослан < // > -Д^ьДх 1990 г.

Ученый

специализированного совета, кандидат филологических наук

ОСМАНЛЫ С. Ю.

ОБЩАЯ 1АРАХТаРИСТНКА РАБОТА

Актуальность темы. На современном этапе общественного развитая, в услозиях активизации ¡{актора национального самосознания наблюдается процесс повютенного интереса к истокам, переосмнслекия исторического прошлого, духовного наследия.

Путь к истокам поэтической культурн -азербайдашского народа проходит через магистрали <$огате!йей средневековой поэзии. Одпки йз свидетельств того, что это било действительно зксокое искусство, являются разработашп/е на его основе еще в средние века теоретические Исследования, поэтические трактатн, по сей день сохранявшие свою научную, эстетическую ценность.

Среди авторов таких трудов особиа заслуги имеет вндавщийся азербайджанский учений Пясяр ад-Лин Туси, ллчностъ которого сформировалась в сложной социально-по.-::?ическей и научно-литературной атмосфере Азербайджана ХЕ века.

Предмет интереса Наскр ад-Дина Туси составляли различнее отрасли науки. В частности, литературоведческий интерес ученого необычайно ярко проявился в трактате "Ни'пар ал-а'п'ар" ("Мера стихов"), занимавшем видное место среди трудов по' восточной поэтике, в особенности ару г у и ря;]ме.

Трактат "Ш'Кар ал-аш'др", представляющий исключительную ценность з области поэтологкк, особенно по части метра ар у 2а и ри^кк, является такне серьезным источником сьсдепнй о' собствеппом творчестве Насир ад-Дина Туси, произведенных различных предста.ктелей азербайджанской поэтической зколи (Хатиба Табриги, Кайса Рази, Ва-хида Табрйзи^ Р&ми Табрпзи, Ас-сара Табризи), сост'.-.здяипзй важиуэ ветэь восточной поэтики.

Актуальность темы определяется необходимость» изучения теоретических основ аруза и риакн, истории средневекового литературоведения. Кроме того, изучение данного произведения Насир ад-Дина Туси имеет большбе значение и с точки зрения определения художественного мастерства средпевекознх поэтов, творивгаих на основе араб-ско-йерсидской поэтики.

Цель и задачи исследования. Осяовяая цель диссертации .состоит е анализе трактата 'Ш'Иар ал-аа'ар", одной из ценных страниц творческого наследия Насир ад-Дина Туси, определений его места в этом наследии и,вообще, в истории восточной поэтики. В связи с поставленной нелыэ в процессе исследования перед аЗтором диссертации стоял следующий круг вопросов:

ml 4 **

- более углубленное изучение жизни и творчества Насир ад-Ди Туск как одного из вг.лнейзих представителей науки и культуры А: бай££БЕ&- средних веков;

- научннй анализ трактата "Ми'йар ал-аи'ар" с точки -зреню его теоретической значимости; •

- определение места "Ш'йар ал-аш'ар" в. системе восточной поэтики, в частности среди работ по теории аруза и рифта;

- исследование отношения Насир ад-Дина Туск к трудам своил предшественников, а также мери его влияния на ученых последующи поколений;

- сравяительннй анализ н 1&'йар ал-аш'ар" с другими работам в области арузо-и риЗмоведения;

- привлечение к исследовании комментариев к "Ми'йар ал-аш*

- обоснование необходимости изучения "Ш'йар ал-аы'ар" в а пекте его теоретической и практической ценности.

Решение указанных проблем позволяет определить ценность тр, тата и его место е системе восточной поэтики, теории аруза и рк> ¡поведении, значительно обогатить тусиоведение.

В диссертации сделан краткий экскурс в историю арузо-а риф ведепкя, что дает одновременно представление о еизни и творчест ученых, имена которых приводятся во второй и третьей главах диссертации.

Методологическую я теоретике с kj основу диссертации- составляв? позитивный опкт классиков марксизма-ленинизма-п^гопросам'лйтера?урн и искусства, демократические принципы нового -мышления в изучении и оценке классического наследия.

В основе исследования - сравнительно-типологический метод, ориентированный на опыт востоковедов в области изучения средяе-гековнх поггологкческкх н>нциший; достижения литературоведения в области восточной позткхи.

Научная новизна. Несмотря на то, что "Ми'йар ал-ак'ар" занимает достойное место в истории восточной позтики, в частности арузо-и рифмоведевик, этот труд еще не бнл объектом специального изучения. Первые высказывания о нем принадлежат ира] ским литературоведам. Одним из таких учень-х является Мухаммед би] Абд ал-Бзхаб Еаззияи. В своем предисловии, написанном в 1909 год; к книге Шямс ад-Дина Мухаммеда бин Кайса ар-Рязи "Ал-MV датам in ма'айир-и апар ал-Адхаы", он високо оценивает "№'йар ал-аи'ар"

зсир ад-Дина Туси (22;). В последующие годн известный иранский ?еннй-тусиовед Мударрис Рязави в объемной работе "Ахвал за асар-и уси" лишь на нескольких страницах вкратце излагает свои суждения гносительно "Ми'йар ал-аш'ар" (23;). Суадения о ценности указанного труда Насир ад-Дина Туси содержатся в предисловии (состоящем сего из одной страницы) к новому изданию "'¡¡и'йар ал-аш'ар" (1984), существленному современными иранскими учеными Мухаммедом Февареги Дяаыяидом Мязахири (27;).

Гакии образом, иргнское. литературоведение пока что не раепо-агает сколько-нибудь обстоятельным исследованием, посвященным рактату "Ш'йар ал-аи-'ар".

В советском литературоведении "'¿и»йар ал-аш'ар" постоянно на-одился з центре внимания ученцх, занимающихся арузом и ризлове-.еяиеы. Впервые в сравнительно широком плане "!$'нар ал-ап'ар" :ривлечен к исследованию азербайджанским ученнм Акремом Дт.а5:аром, ¡отороыу лргнадлехат особые заслуги з разработке теоретических снов аруза. В своем фундаментальном труде "Теоретические основа луза и-азербайджанский аруз (в сравнении с арабским, персидским, 'аджикеким, турецким и узбекским друзами)" он впервые привлек к :опоставителько;.;у исследованию аруз шести народов, уделив сбплр-¡0е место трактату " . -'йар ал-ап'ар" йвсир ад-Дина Туск. Среди тогочисленных источников, которой пользовался ученый в процессе ¡оздапия своего труда, Акрем Дзашар особо выделяет "Ми'Лар ал-12*ар", стазя его автора в ряд с такими крупнейшими арузоведамя, сак Сахиб бин Аббад, Кайс Рази я др£7;).

■ После Акрема Дяа$ара г. "'¿?'2ар ал-аа'ар" более других оора-заяся таджикский учений Рзхе:,: этсульманктлОз. В таких работах,как "Персидско.-тадкикская классическая поэтика", "Об истоках ревйфа з персидско-таджикской поэзии" и др., он весьма часто ссылается за -".да'йар ал-аш'ар" Насир ад-Дина Туск (4; 5;).

Как показывает имевшийся литературоведческий опзт, в качестве самостоятельного предмета "Ми'као ал-ап'ар* к исследования не привлекался.

Впервые з полном объема к в качестве специального объекта указанный трактат привлекается к изучения реферируемой диссертации, что открывает возможности для более глубокого раскрытия его научной ценности. В связи' с тем, что "Иа'йар ал-ап'ар" - первзй дошедший до нас перссязычянй источник, в которо?л синтезированы теоретические основы арабского и персидского артза и рифмн, а

суяг-'зния Несир ад-Дина Гуси являвтся новаторскими в истории изучения арэзо-к риЗаовеуонйя, эти.вопросы особо выделены и впервые обстоятельно анализируется в диссертации.

Одновременно подвергнут.-; подробному анализу три комментария, напксашше к трактату Нясир ад-Дин а Ттси в разное время.

Практическая значимость диссертации. Изучение сочинения "»¡и'йар ал-аш'ар" Нясир ад-Дина Туси имеет весьма ванное практическое значение. Наччно-теоретичес-кие выводи, полученные в диссертации, могут быть использованн в фундаментальные трудах по истории азербайджанской литература, в монографических работах по проблемам восточном поэтики, в спецкурсах по теории литературы в вузах, а также в аналир? образцов средневековой поэзии.

Апробация работ н. Диссертация выполнена в отделе азербайджанской литературы древних и средних веков ордена Друкбы народов Института литературы имени Низами Академии наук Азерб.ССР. Основные выводы исследования опубликована в материалах конференций, организованных Академией наук Азерб.ССР (1987,1988), в "Известиях" АН Азерб.ССР, других органах республиканской периодической печати.

Структура диссертации. Диссертация состоя из введения, трех глав, заключения и библиографии.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во в :в е д е к и и обосновываются актуальность темы, цель и задачи исследования, определяются состояние изученности вопроса, научная новизна и прам ичесиэе значение диссертации.

Первая глава - "Ни'пар ал-аш'ар" как источник по восточной тюу??.мн - состоит из четырех разделов.

1. Ар уз к рифма в восточной поэзии, Рязвитие арузоведения и рн,;м01с;:е;!!Ш до Насир ад-Дика Туси. Превалирущая позиция поэзии в лк?сра?урах квродов Блшагего й~6реднвго Востока в средние века явилась причиной последовательного изучения их поэтических особенностей - аруза, рк^с.:;;, бадп; банана и др.

Ученые средневековья, говоря о поэзии, б основном воспринимали ее как метрическую, 'р^нованкув речь. Академик И.Ю.Крачков-ский, основательно проаналг.зяроваьзйй работ» средневековых арабских ученых по портике, пктет: "Поэзия - это размерная, ркфдсван-кяя речь (ад-калаы ал-маузуп алг-мукафТа)" (2,58;). Эта мысль про-

сяеяивается- во всех средневековых арабских, персидских и тврко-яЗнчных источниках по арузу й ри^ме.

Основоположником науки об арузе считается Халнл кбн Ахмед (УШ.в.). "Самое фиксирование етой теории показалось арабам настолько сглелш и неой&дашшм,' что возник вопрос, не нарушены ли ад-Хали-лем прерогативы Аллаха, который один имеет право творить из ничего" (2,249;).

Халил ибн Ахмед таку.е является одним из ученых, систематизировавших науку о ри£ме - другом крыле арабской поэтики. После Хали-ла ибн Ахмеда создание трудов по теории груза и рифмы у народов БЛЯннего и Среднего Востока приобрело традиционный характер. Таким образом, вслед за Хал илом ибн Ахмедом бгли созданы сотни работ по- теоретическим основам аруза и рифли на арабском, персидском и тюркских языках.

В течение периода от Халяла ибн Ахмеда до Насир ад-Лина Туси Известно поколение ученых, создавших ценные труды по арузу к рифме на арабском и персидском языках, в ряду которых заслуживают бнтб особо отмеченными имена Сахиба бин Аббада, Хатиба Табризи, Кайси Рази и др. (13; 14; 22;). В сочинениях этих ученых продол-гены в основном теоретические принципы Халкла.ибн Ахмеда, особенно' применительно к вопросам персидского аруза и ри^мы.

Среди персоязнчних источников, созданных после "Ал-Ну'днам" Каиса Рази, труд "Ш'йар ал-аи'ар" Насир ад-Дина Туси занимает видное место в.ряду сочинений подобного рода..

П. Насир ад-Дин Туси. Кизнь, эпоха, научное творчество и трактат "Ыи*¡¡ар ал-аш!ар". В, данном разделе основные факты биографии Насир. ад-Дина Туси (род, 17 февраля 1201т. в городе Туе), рассматриваются,в тесной связи-с. целим рядом общественно-политических собнтий эпохи. В частности, отмечается, что в 1255 году Насир .ад*Дйн Туси ■ заверит свой трактат "Ахлаг-и Насири", посвященный правителю Кохестана Иохтакаму. Из-за происшедшей впоследствии между ними раБмолвкИ'по приказу Ыохтагсама он был заточен яа 22 года в известную крепость Аламут, откуда освободился в результате завоевания Бликнего Востока- монголами и захвата крепости Ху-лаку ханом; Насир ад-Дин Туси становится одним из его приближениях. Далее он принимал активное участие в походах Хулаку хана по завоеванию Багдада, немало способствовал окончательному падении Халифата Аббасидов. Насир ад-Дин Туси-умер 25 пиля 1274 года в Багдаде.

В 1259 году Баскр ад-Дин. Туск основал Марагинскую обсервато- ' ркп, созвав ври ней огромней научный центр. Насир аз-Дин Туси занимался различными областями науки. Исследователи отмечают, что : его перу принадлежит более ста пятидесяти научных трудов, в том числе весьма пени не трахгатк да астрономии "к математике ("Зкдк-и Бльханк", "Тахркр-и Уклядис","Ей ял ал-гига",. "Джами.* ал-хесаб" и т.д.). Имя его прославилось по всему миру еце в средние веха, труды печатались даже в Европе (3,76; 23;).

Е диссертации' отмечен интерес Наскр ад-Дина Туей к худошест-венному творчеству, создание им стихов на арабском и персидском языках. Особо выделены его заслуги в области теории литературы. ' Б частности, девятая глава труда "Асас ал-иктибас" посвящена с>кло-со^ско-эстетическим аспектам еоззкк, в трактате ".',!и1 j;ap ал-аи'ар" разработаны теоретические основ.-) аруза и ркфаы.

Персоязнчнь'й трактат "Ни'йар ал-аи'ер" представляет собой одно из лучших сочинений, посветенкых арузу и рийме, оказавших серьезное влияние ка поел вдувшие позтологические исследования.

О годах написания трактата в' самом труде угоыкваний кет. Вместе с тек, Мударркс Разави в произведении "Ахвал ва асар-и Туси" отмечает, что, по сведениям каталога "Фихрист-и китабхане-йи Лондон as Дози", время создания "Ми' рар ал-аи'ар" указано на обероте рукописи; оно датируется 710 годом хкдгрк (ISlO-lSil), отмечается, что выше.указанное произведение вапнеано Насир ад-Дивом Туси в 649 году хиджры (1251-1252) (23,534;). В связи с тем, что дата создания произведения указанна одном из древних экземпляров рукописи сочинения, относящиеся к 710 году хяджрв, она не внзнвает никаких сомнений и единодушно принята учении«.

В различных клягохрашлидах Ирана к Турции сохрапявтся несколько рукописей трактата "üir'fjap ал-ав'ари, из коих одна, самая древняя, датируемая 702 годом хиджрн- (1S02-1S0S) и сопоставленная с экземпляром рукописи, лично лрочтеянвм'Насир ад-Динок Туси, била напечатана в Кране в 1984 году в виде факсимиле современными иракскими ученики Мухаммедом Фекареги и Джамгсидом üasaxapr. (27;). &2TQVH издания сопроводила его довольно обстоятельнви приложением, в котором согоставяенн различные издания трактата "лИ'йар ая-ап'вр сто дает возможность рассматривать данное издание как критический текст.

Данный экземпляр главным образом составляет объект исследования в диссертации. Помимо зтого, в научное даре известно еще одно

«здание трактата, напечатанное Абдал-Ка^аром Яадамеддовле з Тегеране в 1320 году хидкрн (1902-1303) литографическим способом. Уместно отметить, что советские ученые до последнего времени пользовались именно этим экземпляро?,! (26;).

Рассмотренный материал показывает, что, несмотря на сравнительно малую изученность трактата "Ми'»ар ал-аш'ар", все без исключения ученке,писавшие об этом сочинении - Мухаммед бин Абд ал-Вахаб Казвини, Мухаммед Феяареги я.Дхамшяд Уазахири, А крем Дзяфар, Рахим Мусульманкулов - всегда внсоко отзывались о нем как о труде, . имеющем бесспорную паучну» ценность. Так, Абд ал-Вах'аб Казвини, говоря о развитии арузоведения после "Ал-Муджама", в качестве ценного источника назшзает только "Ми'Яар ал-аш'ер". х

1/

"Однако, значительная, и важная книга, написанная в том же веке, когда жил автор(Кайс Рази -Т.Г.), ввиду ее значимости и давности, не может беть обойдена молчанием, это - ценная книга "Ми»пар ал-аш'ар" о науке ар уза и ри.тмя" (22,-А ;).

Действительно, имеющийся опнт сочинений по поэтике позволяет считать "Ми'-иар ал-аи'ар" одним из наиболее ценных персоязнчццх трудов об арузе и ри>Ь\;е. Среди персоямгчнзх источников его мо:;:но сравнить только с произведением .Какса Тети "Ал-Му'дяам". Вместе с тем, со по ставит ел ьянн анализ показ.ива.ет„ что "Ми'йар ал-ая'ар" имеет некоторые качества, превосходядие труд даиса Рази. Одним из примечательных достоинств исследуемого сочинения Насир ад-Дина Туси является то, что среди до сед ¡икс до нас источников "Ми»;:ар ал-аи'ар" - первое персоязичное произведение., в котором синтезированы теоретические .основн аруза я рифан в арабской з персидской поэзии.

Рахим Мусульманкулов, говоря об история развития персидско-тадкикской научно-теоретической мысля об арузе я рнс.ме, указывает на существование двух направлений. По определении ученого, представители первого направления (Яараби, Ибн Сина, Ибн Руид, Насир ад-Дин Туси) подходили к поэзии, стихосложению с фгдосо<{.ско-эс?е-т и чес кой точки зрения, представители зе второго направления (''Умар Радуяни, Расид ад-Дин Ватват, Капе Разя, Хусай* Ьаяз Назкфи.Ата-уллах Хус=.;йи и др.) исходили из "чисто" стиховедческая позиции (3,9-13;.). В диссертации;высказано мнение, что в трактате .Насир ад-Дина Туси оба эти направления своеобразно синтезированы. Так,

- ю -

в предисловии к сочинению говорится о фглософско-эстетической значимости поэзии, стихосложения, рифмы, а в первом и втором раз-дедах раскрывается теоретические основы аруза. и ри|мн.

"йи'йар ал-аш'ар" состоит из предисловия и двух разделов ($8лк). Предисловие включает в себя три главы, а каждый-из разделов (фаин) в свою очередь делится па десять глаз,

В предисловии к "Ш'йар ал-аш'ар" (первый и второй разделы соответственно освещены во второй и третьей. главах .диссертации) ■ Насир ад-Дин Туси, рассматривая поэзии, сткхослокение и рифму под филос^ско-эстетическим углом зрения, обстоятельно -освещает, роль воображения, фантазии в выражении сущности стихосложения и риу.ш как эстетической категории. Насир ад-Дин Туси отличался глубокими познаниями не только в древнегреческой и древневосточной -:Т;:лософии к эстетике; он основательно постиг художественный ош;т зчкх эпох. Б ч-о ае время в предисловии он касается причин различий метрики и рифмы в поэзиях разных народов, других поэтических особенностей.

Анализ трактата "Ми'кар ал-ай'ар" приводит к заключению, что Насир ад-Дин Туси основательным образом изучил не только поэзию Востока, но и сочинения об арузе V рифме ученнх, живших и творивших до него. Так, в решении тех или иных спорных вопросов постоянно обращает гга себя; внимание его ссылки на сукденкя своих предшественников - Хадила ибн Ахмеда, Абу Иохата 8ададжад?а.Бахрама Сара-хск, Юсифа Арузи. Б то ке время Насир ад-Дин Тури обращается и к творчеству таких представителей поэзии Еостока, как Рудаки, 'Аяа, Абд ал-Самед бин ал-Му'аддул, Фирдоуси, йуради, Оаралави, .БалИ' БалкиСакаи, Хагакн, Камал Псфахани, подкрепляя свои суждения примерами из их произведений. В этом плане "¡.¡и'йар алгаш'ар" гшед-ставляе' интерес таюе как'Кстояник сведений об ученых я поэтах средневековья. \

Е трактате Насир ад-Дина Туси получила развитие традиция его предшественника Хал ила ибн Ахмеда. Анализ доступного и лаконичного языка "й!• йер ал-аш'ар" и вместе с тем строгого текста без пояснений к своим теоретическим сукдекида свидетельствует о фом, что труд Наспр ад-Дина Туси рассчитан бкл не на обвчного читателя, а на ученых с вполне определенным научным уровнем.

"Ми'нар ел-ап'ар" оказал серьезное воздействие на созданине позднее сочинения об арузе и рКхмй. К примеру, Аличер Навои в сдоен "«¡.'зав ал-овзав", Бахир ад-Дкн Мухаммед Еабур в "Мухтасар",

Хусайн Ваиз Кави£я в "Бадаки ал-а:]кар фп сапайв ал-ез'ар" с почтением упоминает имя Насир сд-Дкнв Туск как автора трактата "¡Си*Кар ал-аш'ар" (3; 10; 17;.). Кроме того, среди учен'пс, обрагдат'хся к этому труду,ыош> указать на Атауллаха ХусеП-чв, £амса фахри Ис:7.а-хани, Абу ал-Гасана X ус айна Фараханк и др., которое, наряду с признанием Высокой значимости "Ми*пар ал-аш'ар", отмечали в то ке время к его влияние па собстгец-ое творчество («V; 15;).

Ш. Комментарии к "йи'йар ал-ас ар". 3.научном мире кз?с-сг:п5 три юмыевтария к "йй'иар ал-аш'ар". ИерзиГ: из них, ко свидетельству известного иранского тусиоведа Мударриса Резаьи, бчл составлен в период Шаха Аббаса 1 (1587-1629) (гз,гй3-г>34). Зтот экземпляр до сих пор известен в научном мире как самый древня?,. Другой комментарий "¡.¡изан ал-а,;;кзр шарх-к "Ми'пар ал-ак'ар" г.ркнаглеккт КаЕлана Муйи Мухаммеду Садоллаху Курадабади (середина XIX века), третий составлен Муза^Таром Али Асиром и опубликован в 1505 году под названием "Заркакил-и акЩ>" (24; 27;). В диссертации рассмотрен один из трех комментариев (с которым знаком ез автор) - "¡лизан ал-а$кар", написанный Са'доллахом Мурадабади.

С.Мурадабади яагисал свое сочинение в 1847 году и впервые опубликовал его в 1886 году в Лаккау з типографии Навал ниьор (24;). Позднее "Мизан ал-афкар" печатался дважды, был широко известен как в Европе, так и в восточном мире, вояел в каталоги, составлеп-ные различными учеными Запада и Востока (6,383; 12,37;). С.мурадабади в своем сочинении, состоящем из 222 страниц, дает подробнее сведения о аизки, эпохе и среде Насир ад-Дина Туси, после чего него средстве нпо. Приступает к комментарию. В сочинение Мурадабади полностью включен текст трактата Насир ад-Дина Туси, начиная с первого предложения до последнего» Наблюдения позволяет заключить, что "Мизая ал-афкар" занимает в-истории- арузо-и рифмогедония до-•стойное место.

1У. Развитие арузо-и ри^могеяения после ХШ века и в современный период. Традиция создания трудов по вопросам ар уза и ригмы з стиле сседнезековья продолжалась вплоть до начала XX столетия. В ряду сочииепи::, написаппнх после }.2 века, превалируют персоязнч-нке источники. В то же время, начиная с ХУ века, появляются и тг>р-коязкчяне труды об арузе и рифме.. Среди тех и других в диссертации выделены труды Бах:-: да Табризн, X ус а пая Бакза Яашифи, Ш ар-Рах-нена. Ляами, ДиБригили Газя Абдуллаха, Али-ера Навои, Захир ад-Дина .Мухаммед Баб ура, 'Али Дкамал ад-Дина, Абдулна-Ье», Акгари Таб-

ркзи, Недзафкули Мирзы я др., сигравшие важную роль в развитии арузо-и рифмоведения (9; Ю; 11; 16; 17; 19; 33; 21; 25; 28;").

Начиная с XIX века аруз и рифма становятся предметом интере ученых в Европе в России. 3 настоящее время теоретические вопрос: аруза и рифмы изучаются в Иране, Турции, арабских странах, СогеТ' ском Союзе, причем этот процесс развивается в двух направлениях: издание классических сочинений об арузе и рифме; анализ этих трудов на уровне задач современной науки. •

Вторая.глав.а - "Насир ад-Дин Туси о теоретических основах аруза" - также включает в себя четыре раздада.

1. Ракны "(корни) и основные модели (таш'или). Касир ад-Дин Туси, как и другие арузоведь*, касаясь структуры аруза, в первую очередь обращает внимание на рюкнн-(хорнч аруза). В трактате "¡■'¡и'йар ал-ап'ар", в противовес слову "аркан", автор устанавливаем термин джузв (аджза). По его мнению, ракнн образуются путем сочетания огласованнкх и неогласованных букв, причем, согласно законам арабского и персидского языков, первая буква рюкна обязательно должна быть огласованной.

В арузе рвкнн в основном делятся на шесть групп: сабаб легкий (сабаб-и хафиф), сабаб тяжелый (сабаб-и сагил), ватад соединенный (вотад-и маджму'), ватад разъединенный (ватад-и мафруг), фасила малая' (фасила-йи сугра), фасила большая (¿асила-йи кубра). В арабском арузе Насир ад-Дин Туси оставляет все шесть рикнов как есть, в персидском ке арузе - три кз шести рвкнов - сабаб тяжелый, фасила малая и. большая - он сокращает. Ш ето мнению, сабаб тяжелый в персидском арузе не употребляется, т.к. он состоит из двух огласованнкх букв и обязательно после себя доляен соединиться с другим рвкном. Если принять во внимание, что последующий пос ле сабаба тянелого рюкя начинается тоже с огласованной буквы, зна чкт, в результате по меньшей мере три огласовашше буквы будут следовать друг за другом, что чуждо фонетической природе персидского языка. .Поэтому Насир ад-Дик Туси сокращает сабаб тякелчй в составе персидских рюкяов, а такве выводит из состава основных персидских теф'кл те таф'клн, в которых участвует сабаб тяжелый.

У Насир ад-Лиза Туси имеется интересные суждения и о фасилах:

^ ¿л Х^^р)* и^иЬ^

сИз ¿Д.'.^ ¡у^Х^* ^Уз ¿НУ-аЬ

"В арабском ар узе слово, состоящее из трех огласованных и одной неогласо ванной букв, назнвается фас ила малая. Например, фа'илуп. Такое слово образуется из двух сабабов: пепвцй-сабаб тяжелей и BTopoii-сабаб.легкий. Слово, состоящее из четырех огласованнах и одной нсогласованной букв, назнвается фасила большая. Например, фа'алатун. Такое слово образуется из сабаба тяжелого и ватада соединенного" (27,8;).

В арузе, благодаря сабабам, ватадам и фасадам, их различиям комбинациям, возникает восемь (десять) осковшгх моделей (таф'идц). По Иасир ад-Дину Туси, таф'ила, возникшая посредством повтора одного лишь корня и по этой причине не вошедшая в состав ochoi-hkx моделей, не монет понравиться читателю. К примеру, таф'ила, состоящая из четырех букв и образованная путем повтора сабаба, или не таф'ила, состоящая из аести букв к возиихпая при повторе ватада, не употребляется. По мнению Насир ад-Дина Туси, в то же время не употребительна в составе основных моделей и больяая таф'ила, состоял ая боле е-чем из семи букв.

По Насир ад-Дину Туси, з арабок«« арузе в.восьми размерах •.'меется десять основных моделей, в персидском арузе- насчитывается в пяти размерах семь' основянх моделей. Упомебптелыше основнзе «одели арабского ар уза следующие: фа'-Улук, фА' илун, ма^А'йлун, Ц'ЯлДтув,- фА'и+дА+тун, „чустаф'илун, мус+таф'к+лун, муфА'адатун, путафА'илун, маф'УлАту . В персидском арузе употребительян следув-аие осповние модели (тяф'или): фа'Улун,фА'илук, ма;А'Илун, фА -алАтун, фА'и+лА+тун, мустаф'клун, ыус+таф'и+лун.

В отличие от Кайса Рази, Вахида Табризи, Алввера Навои, Захир 1Д-Дйи Мухамкед Еабуря адрчНасир ад-Дин Тзси основа не таф'илн зобкрает вокруг круга, наглядно демонстрируя их отличие друг от Фуга.

Нясир ад-Дик Туси настолько подробно и четко сформулировал ;вои суждения о рвкиах и основных моделях, что последующие арузо-эеди почти ничего нового не добавили в теорию аруза,

П. Круги. "Круги придумана с целью установить составное сход-îtbo и близость между метрами и- на основе этого классифицировать '.х по группам" (1,-62;).

Нясир ад-Дин Туси сообщает о наличии в арабском и перс -оком Фузе пяти кругов. В арабском арузе это следующие: мухталифа, му-;алифа, мудхталиба, муптабкха, муттафика; в персидском-это: мудз-■алибе-йи салима, муДлТалибе-йк музахи.фа, муятабихе-ки мусаммапе, истабихе-пи мусаддеса, муттафига.

Рассмотрение "йй'йар ал-ая'ар" убеждает, что Насир ад-Дин Туск, говоря с кругах, в целом'остался верен традиции Хйлила ибя Ахмеда к свои вовне сундения строил на этой основе.

"Круг кухталкфа содержит, по Халилу и некоторым другим арузо-векаы (Ы.Вмсаздон, й.Вааик, М.Ркйат, М.Ф.Кёпрюлюзаде), метрн тавкл, мадид, басит; по Насир-ад-Дину Туск - тазил, мадид, маклуб к бсскт; по Kaftc? Рази к' векоторш другим ар-;зсведам (Бахид Таб-<>кзк, А,Навои) - ыуясаркх, музари', куктазаб и ыудктасс" (1, 62;). Говоря о вхдвчеякк Н&сир ад-Дипом Туси в этот круг метра маклуб, . Аг.рем Дкй-7ар пияет: "Насир ад-Дин Туей этот метр назквает то проста,! капяубок, то маклуб-и тавклом, Е.Э.Есртельс и М.Гилачи не -иазягаат ариз" (7,162;). В диссертации обращается вв"мание, что Насир ад-Дин Туск, как Е.З.Бертельс и М.Гилэни, мимоходом назвал метр 1ч\злр-я тавил и аризом. В то же время в крут мухталифа, по-киио тагкяа, мадзда, иаклуб'а, баскта, он дополнительно вклтает .метр а.'.р.Ц1. Однако этот метр, как и метр ыаклуб-и тавил, в поэзии, не употребляется. Насир ад-Лин Туси отмечает, что метрн, сконцентрировавшееся вокруг этого круга, присуди только арабскому арузу.

"Круг ыу'талифа содержит', по Халилу и некоторым другим ару-зоведеш, метры вафир и камил;-по Насир ад-Дину Туси, - вафир, камил и ыухмал; по Iíaíicy Рази, - хазадк, раджаз и рсмал" (1, 63;). В этот круг Насир ад-Дин Туси добавил метр мухмал,. при этом он вчеказявае? интересные суждения 66 особенностях данного метра, с упоминанием о котором ын встречаемся в сочинении Кайса Рази "Ал-í,íy'д:кам". Однако учепвй, .назвав метр, не указал на его модель (■22,181;). Аксем Дзаф?.о, упомянув этот метр,в ряду нд применяемых размеров, зкйзывает однако яа модель: гА'илАтун мафА'Клун мус-та^-'илун (7, 161;;, . ' ■

■ 15г.с-':р ад-Дин Туск, на названный мухмалом метр, приводит весьма

кит ереси níi размер: «jG'V.-jib _cU. . Такой саз-

м-зр, даке подобная таф»ила ( , jrM ), отсутствует в грузе, во об-пс. Зкачкт, Наоир ад-Дин. Туей для обоснования своей теоретичес-'. кой .мнелн делает исклвчение и указывает на возможность создания еде одного метра, воыеднего в круг му'тадиаа. Наблюдения прказы-вавт, что-, если произвести изменения в основных моделям метров ввфкр к камил, перенести в начало сабаб легкий, тогда возникнет модель фА'илАтука к на ее основе обрадуется.-Петр ыухмал, .Кз трактата великого ученого. ".',¡и'íiap ал-аз'ар" выясняется, что указан— кий гетр бкл создан персами позднее и вклинен в разряд яеупотре-бг.тельккх арабских метров.. • •

"Хруг мудкталиба содержит, по Халглу и некотором другим ару-зоведам., метрн хазадк, радхаз, рамал; по Вахиду Табркзи - тавия, мадид, басит" (1,63;). Насяр ад-Дик Туск, как и Холил ибн Ахмед, вводит в этот.круг метры хазадк, раджаз к рамал. Но,в отличие от последнего. Насир ад-Дин Туси в трактате "¡й'кар ал-аш'ар" вклэчает в этот круг не только метры арабского аруза(рамал, радг.аз, хазалз), но и персидского(рамал, раджаз, хазадк).Таким образом, круг муда-талиба, по Насир ад-Дину Туси, после кругов мухтали$а и му'талифа -ото первый круг, который одинаково применяется в арабском и персидском арузе. Разница здесь в том, что арабские метры в пределах круга имеют шесть моделей, а персидские - восемь.

Насир.ад-Дин Туси включает в круг мудяталиба еще один, относящийся только лкаь. к персидскому арузу круг, назвав его худгггалк-, бе—Г;и зааде-йи музахифа. Поэтому, з данный круг вошли размеры хазадк-и макфуф, радяаз-и матвий, раыал-и махбуя.

Круг ыушсайиха- с точки зрения общих кругов Насир ад-Зина Туск - это четвертки круг; с точки зрения зе совместных кругов -это круг второй. "По Хал илу и некоторым, другим арузоведам, в данный круг входят метры муисарих, хафиф, музари', муктазаб, сари' и ыуджтасс; по Вяхидз Габркзя, - мутакариб и мутадаряк; по А.Навек,-тавил, мадид и басит" (1,63;). Отношение Насир ад-Дина Туси к данному кругу в'основном такое ае, как я у Халила. Вместе с тем, Насир ад-Дин Туси з ряд метров, вошедших в этот круг, добавляет еще две модели: 1) "¡М'илАтуя- .тА'илАтуя мус-таф'я-лун,' 2) ¿А'и-дА-т?« ш>4к-'¡¡луд маЗД'Ияув. Хотя Насир ад-Дин Туси и говорит о неузотреоктздь-иостй этих размеров, последующие арузоведн, а таете Кайс Рази указывает, что ото основные размеры бахров дзгадад к мушакил и поэтому рассматривай? их кахднй »'Отдельности (22,165-172;).

Насир ад-Дин Туси, характеризуя круг муштабиха, не забивает .упомянуть и персидские метры, .входящие в этот круг, йэ его мнзняв, в этом круге персидских метроз сари', мунсарих, муктазаб употребляется как матвий-к мугапцад; кариб, музари' как мах^уф; хаи мудптас как махбун. Учитывая, что некоторые из этих метров (включая два неупотребительных метра - дяадид -и ыуиакил, входящих в арабский круг ауйтабиха) имев? .три модели, другие - четыре, Насир ад-Д,ик Т?с>..группирует их вокруг отдельных кругов.

~ Круг муттафика. С точки зрения общего и совместного круга это?.является, по мнении Туси, последним. й> Хглилу и Кёкрвлшбде, он содерхит' метр мутакариб, "по Шй¡алу, К.Рази, н.Туси, а.Навои,-

меток ыутахаркб. и ыутаддрик; по Вахиду Табрйзи - вафир и камил" (1,63;). Подчеркнув, что вход яда г, в этот .круг метр мутадарик еще Хслгл кг">-:-л гарибом, Нас"р ад-Дня Туси те» евмнм напоминает, что он бкя известен Хал ил у кбя^хае.: -.ще до Ах фата.. .

{!.8кха#гг являйся'сзх-.чн сяогпга разделом аруза. Несмотря на его сложность, арузоведн средневековья не обозли зихафн вниманием, о них сбои суждения.

Наскр ад-Дин Туск в- своей трактате "Мя'пар ал-аи'ер" выделяет знггЛы в особпГ; раздел, дает их подробное и обширное описание. Говоря об арабскоы арузе, он иазиаает тридцать четнре зкхафа, при классиккадки кагорах не группирует их на зихафн и иллат,. а просто все изменения в основных моделях называет татиират. "о мнения» уче-ног-о, среди тридцати четгрех зкха^ов арабского аруза двадцать -простяе, четь-ркадкьть же - слокние виха^н. Прост не зихафн следующие: ыахбуя, глатпий, магбуз, макф'уф, музмар, на'суб, мовгуф, ыак-су|., магсур, маг?у', ивхэу.$, ахазг, аслам, Мугл'ас, аслам, ахрач, а'саб, яусаббаг, мугал, иура&ел*. слояние - ызкул, махбул, ыа'-гул, макгус, магтуф, ыовгус, мадкгул, абтар, г.срам, авггар., ахраб, агеам,. адкамм, а'гас.

Посредством перечислен-'ю; вкяе зкхафов Насир. ад-Дин Туси из осковнчх моделей арабского аруза получает семьдесят пять производных шделе{!: из фа'Улун шесть, -|А'кяун - две, мафА'Илун - весть, (А'илАтуя - одиннадцать, аА'и-лг^гун-- одна, мустаф'илун - девять, ыус-таф'Я-лун - четыре, май'УлАту - одиннадцать, .ыуД'алатун -восемь, нуга;';А'нлук -' пятнадцать. Хотя Насир ад-Дни Туси и говорит о палкчия со'.'."-шес:;тк пяти щризводнах молелен, сам он признает только семьдесят три. В го же время Насир ал-Ли я Туси отмечает, что из ?тпх сег.гкдгеятк трех моделей тридцать -восемь одноразмерное, осталыте по с-то'ии зрения размера являются повторением упомяну- ' ткх трндщод восьми таф'йл. " . ' .

Подытожив комментария к зиха$ам-и производным моделям арабского аруза, Насир ад-Дин Туси далее переходит к разъяснению зиха-фов и производинх моделей персидского аруза. Все зих.афи и производные шдели арабского аруза он в то ке время относит и к персидскому аруз-у. Так, не навивая более зиха$н и производимо модели арабского аруза, он, однако, наряду с указанием употребительных в персидском арузе зихафов, группирует их как простые и слоение. Г!о Наскр ад-Дину Туси, простое зихефк персидского аруза следующие: о'рядя, яадрус, маты ус; сложных еихас'.ов же насчитывается четкре: . муеаккая, муханлаг, аз ал, кадзбуб. Из семи зкхал:г персидского

аруза четыре (матмус, 'нухаяяаг, азал, мадебуб). извес?ян нам из сочинений других арузоведов, об остальных ке трех зихафах (а'радк, мадрус, мусаккаи) впервые в арузоведеики сообщает Насир ад-Дик Туси. Сопоставительный анализ показывает, что коьшентаряи Зое ар ад-Дина Туей о.з$ха|ах матиус к азал отличаются в той или иной степени от толковании, имеющихся в трудах -предкествуадих и последующих арузоведов. Интересно, что созданные Наскр ад-Дшюм Туси зихафн мусаккан, а'ради, мадрус, матмус позднее, да и в самом трактате "Ми'йир ал-ав'ар" не получили столь широкого распространения. Видимо, теоретическое обоснование этих зихафов объясняется стремлением Насир ад-Дина 'Гуси как-то развить арузоведелие, еще раз привлечь внимание к специйческкм особенностям к возможностям персидского аруза. По .мнении ученого, от употребительных в персидском арузе семи основных моделей (та.;'ил) образуемся тридцать пять производите. .Таким образом, по Насир .ад-Дкну Туей, в арабском и персидском арузе всего используется сорок один зихаф, посредством которых образуется 108 производных моделей. Б то ке время, >ч>воря о персидских производных моделях, Насир ад-Хин Туси называет три новые таф'или мадА'ИлАн, фа'лАн,фА'присущие именно персидскому арузу.

Суждения Насир ад-Дкна Туск, о зихафах отличается от ишй предшествувд'лх и последующих ученнх. Так, у Насир ад-Лина Туси была собственная теоретическая система зихафов, которой он остался верен до коппа. Производные модели, полученные учены.'.! от основных тафчиг посредством зихафов, основаны на едином принципе. Подобный подход к зихафа*.?,- к основным таф'илам у других арузоведов, ко ко сказать, не наблюдается.

1У. Метры. "йи'йар ал-аи'ар" содерзкт обстоятельные и оо'.тир-ные .сведения и о метрах аруза. Так, по Насйр ад-Дину Туси,. давэе-му описание " комментарии к отдельным метрам арабского и персидского аруза, здесь в делом употребляются семнадцать метров: тавал, иаду.д, басит, вафир, камил, хазадк, раджаз, рамад, сари', кариб, ыунсарих, ха,гиф, музарм', муктазаб, мудктас, мутакаркб, гаркб (му-тадарик). Из них пятнадцать (аестладцачь) прияад.паг.ат а рабскому арузу, десять (одкнвадпать) - персидскому. Метр'; арабского аруза следувдие: тавил, мадкд, басит, вафир, каикдг, хаза да:, раджаз, рамал, сари', мунсаркх, хаф«, музари», муктазаб, кудятас, ыутака-ркб. Персидски;! аруя имеет слоду-гсяе ыетрн: хазад.?, радзаз» ра.ш, сари', каркб, мупсарих, ха.:кф, кузари', .мудэтас, мутагар*б. '.то касается мет га гасяб (мутадап:?:), Паси с ад-Лип Туси, хота :: « 1

его пассивность, все же, сообщая краткие данные о .ней, тем самым указывает кг его употребляемость, правда редкую.

Характеристика отдельных метров по каждому размеру подкрепляется соответствующим поэтическим примером из художественных- произведений. Ь связи.с тем, что первые арузозеды,приводя примеры на ерагский г. су б, б основном обращались к Халилу ибн Ахмеду, Насир ад-Дин Туе», такхе отдает дань существующей традиции. В то ке время, педатохквая свок описания к комментарии об отдельннх метрах, он отмечает наличке в арабском,арузе.- 15 метров, ВЗ варианта разке ра, 26 аругев г. 50 зарбоЕ, в персидском ке арузе - 10 метров, . 19» вариантов размера, 44 аруза м 85 зарбов.

Ь первом разделе (фана) "Ми»кар ал-атар", посвященном теоретическим основам аруза, Насир ад-Дин Туск обстоятельно рассматривает вопрос о фонетической природе арабского и персидского-языков, значении изучения аруза к .др. ■

'X с е т ь я глава -"Насир ад-Дин Ту с и о вопросах рифцы"-состокт г.з двух разделов.

1. Рк.'.ма в арабской поэзии и ее особенности. СугдениЯ Насир ад-Дина Туск как об арузе, так я вопросах теоретических основ ри!мы в арабской поэзии явля&тся развитием традиций Халила кбн Ахмеда и его сторонников в области ри^оведения.

"Ри}ма состоит из букзн дзи совокупности букв, которые повторяется или почти повторяются в аналогичных словах в концах двустиший или стихое" (27,56;).

Ьсе ученые, исследовавшие вопроси арабской рифмы, - Сахиб блн Аббад, Хатиб Табризи, Абд ал-Хам ид ар-Рази и даке Какс Рази, кото-рык раскрыл особенности персидской рифмы, - включают в термин понятие "худуд-и гавафи" пять типов арабской рифмн (13; 14; 18; 22;). Будучи верен этой традиции,Басир ад-Дип Туси включает указанные пять типов ри'иы в свое сочинение. По тенил этих ученых, глубоко изучивших арабскув рифму, первый тип состоит из сочетания четырех огласованных и одной неогласованной букв, второй тип - из сочетания трех огласованяых и одной неогласованной букв, третий- тип - • соединения двух огласованных а одной неогласованной букв, четвертый тип - одной огласованвой и одной неогласованной букв и, наконец, пятый тип - одной о гла со ванной и двух неогласовашшх букв.

Насир ад-Дин Туси называет первый тип мутакзвус, второй - мутара-киб, третий - мутадарик, четвертак - мутаватяр, (Сах>:б бия Аббад названное Насир ад-Дином Туси термином мутадарик обозначает мута-ватнр, а мутаватир - мутадарик).. пятый - мутарадиф.

Исследования показывают, что в различных источниках, посвя-цеиннх арабской рифме, указано разное число"ее букв. По сведениям арабских источников, а также по Яаскр ад-Дину Туси, в формировании арабской' ри$ки. вообще участвует шесть букв: рави, та'сис, дахил, рид®, васл и хурудж. Каждая из них при создании рифмы имеет свои специфические особенности и место. Арабские источники в целом одинаково трактуют упомянут не выше пять букв из шести, чего нельзя сказать о букве дахил. В различных источниках отноэение к вей неоднозначно.

В трактате "Ни'йар ал-аш'ар" содержится позиция автора по данному факту. Так, некоторые арабские ученые (Сахиб бив Аббад), з том числе Насир ад-Диа Туси, не считает дахил букзой ригмн, полагают необязательным .ее повторение з составе рифу!.

В создании арабской рифма, помимо шести согласных букв, участвуют такзе. пестъ. харакат (огласовки). В этом плане мнение всех арабских источников сходится. Насир ад-Дин Туси также сообщает об участии з арабской рифме шест» харакат: расс, иаба' , хазз, тойгкх, маджра и яафаз. Однако,. говоря об участии в создании арабской мн йшба* я принимая во внимание ее связь с буквой дахил, Касир ад-Дин Туси в то яе время .подчеркивает, что она не занимает столь значительного места в ряду харак&тов, образующих арабскуэ рк£иу. .Как и каждая буква, участвующая в образовании арабской рифнн, и каждая .харакат имеет свои специфические особенности.

Насир-ад-Дин Туси обстоятельно комментирует особенности букв и харакат арабского алфавита, выражавшиеся з момент участия их з ри.нсе, характеризует качества, проявлявшиеся у каздой букзн. Рассмотренные источники позволяет заклачить, что подобные яирохи?. комментарии не встречаются аи з одном арабском сочинении до Насир ад-Дзда Туси,

По утверждению ученого, в арабской аоэзии употребляется самая больная рифма, состоящая из пята букв и четырех харакат, х самая малая рифмэ-яз одной буквы а одвоё харакат. Употребит-льные з составе сапой пользой рифмы буквы а харакат следующие: та'сис, дахил» Рави, васл, хурудх, расс, ишба', мадзра, кафаз. Употребительные з составе самой малой рифма буквн л харакат следуззие: рави и тогдох.

Посредством букв и харакат, участвующих- в создании арабской рифмы, Насир ад-Дин Ту си указывает на образование в арабской рифме 18 видов рифмы, из коих более всех употребительна девять. По мнении Нас яр ад-Д«на Туск, Jj3 этих- 9 видов рифш шесть мутлаг, а. три - мугапкад:

1) Мутлаг муассас мовсул махрадж, 2) мутлаг муассас мовсул ге!:р-и махрадк, 3) мутлаг мурдаф мовсул махрадж, 4) .мутлаг мурдаф мовсул reíip-и махрадж, 5) мутлаг.иудхаррад мовсул кахрадя, 6) нут лаг нгдхаррад мовсул гейр-и махрадк, 7) муганйад муассас, 8) му-гаййад млдаф, 9) мугапйад муджаррад.

Отвечая недостатки арабской ри([мн, Иасир ад-Дин Туси указывает на пять основных терминов: игза, икфа, санад, чта и тазцин. 5 "Ми'flap ал-аи'ар" Нясир ад-Дин 'Гуся дает'сведении о кавдОй «8 Hi-.x, отдельно комментируя их специфические особенности.

П. Ркфма в персидской поззяп и ее особенности. По мнений бодыжпо-тва учеш;>,, разрабатавазукх теоретические основы персидской pKjiJH, в ее образовании участвуют девять букв и ас-сть харакат: та'ске, дахпд, ряд*, геид, равя, вас л, хурудж, мазид, наира и paco, тба', хаз в, »та, маляра, кафаэ (22,3M-26ó;). Как и в арабской по.эзкя, эти буквы ,и харака-тн, составлявшие основы персидской ря.йми, занимают в ее создании свое определенное место. П< г тому доводу Hacv-p ад-Дин Туси в;: сказывает собственные соображения. В трактате разработана новей теория основ персидской рифмы. Etü enema не отрица».? предиестзуЬ-цуэ, напротив, строится на ее nosR-гяВш« 'полохеньях.' По Нас яр ад-Дину Туск, в'создании перейдено!; ркфш участвуют дять букв и пять харакат: i) ридф, 2) рави • йи иу 1;аад, 8) рави-iii; муза'аф. .Несмотря на то, что рази-пи муза'! состоит кз двух б,-кв, Насир ад-Дин Туси обозначает их одним тер-м'.'.-ш:-.;.. "av.iüi образам, подтверждая число 5 - участвующих в персидской ри.,-:,;е букв - он все se' указывает на четыре: 4) в а сл.

..-.ствушие в составе персидской рифмы, по Насир-ад-Дину Ту> харакатк -следуэейв: 1) хаяв, г) тосдах, 3) кадяра, 4) харакат пе вой букв:; рави-йи муза'аф, 5) харакат второй буква рави-нк муза' В диссертации высказано предполокение о двух -причинах созда п;:я Иасир ад-Дином Туси новой теоретической системы персидской ри;мы. Либо Насир ад-Дия Туси не знал о существовании теории основ персидской рифик (первые дошедшие до нас обстоятельные сведе нкя о девятибуквеннои системе персидской рифмз дает Кане Рази в •трактате "Ал-.М/'длам", напясапвоы на 16-17 лет раньше "Ми»нар.ал плуар"), либо,велая попти самостоятельным путем, о:- стремился cos

дать собственную систему.'Во всяком случае, та поводу новой система Наоир ад-Дина Туск моя но утверждать, что после своего автора она не получила кирокого развития,- ввиду непризнания ее последующими теоретиками.

В диссертант! пркведепк суждения Носир ад-Дива Туси о ри.рме аслй и ма'муля, яайгаке, г.ечмфе,. подчеркивается приоритет суждений о редкфе и ша;;ган. Ученые, «ива?ие после Заскр гд-Дгла Гуси, з своих изысканиях в ?тсг области обращаются непосредственно к сочинении "Мп'иар ад-ак'ар" (4,113; 5,286;).

-Наскр ад-Дин Туси устанавливает 14 вйдов персидской ри^мн: 1) иутлаг ыудя&ррад д:о.зсул, 2) мгглаг куджаррад гейр-и мовсул, 3) кутлаг мурдаф муфсад мовсул, 4) ыутлаг иурдаф муфрад гейр-к мовсул, 5) иугаййад йудяаррад моес-,л,6) мугаййад муднзрсад гейр-и мовсул, 7) мугаййад мурдаф муфрад гейр-и мовсул, 8) мугаййад мурдаф муфрад мовсул к др.

Из четырнадцати видов рпфын Насир ад-Дин Т^си отмечает, что три употребляются без редифа, четыре с редифом. Наряду с у: званием па практическую некспользованность трех вариантов из 14, он в то яе' время говорит о возможности использования остальных четырех-то гда с редпфом, инргда без него.

Что касается вопроса о недостатках в системе персидской рк$-№, анализ «оказывает,, что в "Мп'йар ал-авгар" не встречаются ни теоретические обобщения со слонлой терминологией, свойствегзя>8 другим учении, к» подробные сведения по -этому поводу. Акцентируя внимание па недостатках арабской система рифмы - игва, яхфа, сан&д, И5а 'и др., - Насир ад-Дин Туси попросту отметил наличие их и в персидской рифме.

В трактате Насир ад-Дина Туси такие обстоятельно рассмотрены вопросы о связи рифма с построением строфы, о степени участия т. поэтическом произведении одной и той ке рифмы и др.

ЗЗаклвченкя диссертация обобдаптся основные наблюдения, .теоретические выводи, полученные з результате анализа сочинения Насир ад-Дг.на Туси "Ыи'Тгар ал-ага'ар", которые могут быть резюмирована- следувзим образом:

-трактат Н.Туси, посвященный теоретически.« вопросам аруза и риф?,сведения, язляется одним из нервах доаедггих до пас персоязич-яях источников;

- ";„ги'!-;зр ал-аа'ар" - первое в история арузо-и ри¡.поведения сочинение, сккте'зирогавсее .теоретические основы арабского к персидского аруза и р»:ф:.ч;;

- изучение трактата дает представление' о заслугах одного из азербайджанских ученых, создавших серьезные научные работы в области восточном поэтики;

-Насир ад-Дин Туск высказал цепные суждения о теоретических о козах apysa и рифмы, своим сочинением "Ми'йар ал-аш'ар" он внес важные новшества в историю' арузо-и рифмоведения;

- трактату Насир ад-Дина Туси "itó'Tiap. ал-аш'ар" принадлежит самобытная позиция в истории арузо-и" ркфыоведения;

- Еасир ад-Дин Туси - один из первых ученых, в трактовке осно вополагащкх вопросов поэтики стихословения и рифмы органически синтезировавший фшгософско-эстетический к стиховедческий подходы;

- трактат "Ми'йар ал-аш'ар" оказал серьезное воздействие на последуизув научно-теоретическую мысль, более всего обращалась к Насир ад-Дину Туси такие ученые, как Алияер Навои, Захкр ад-Дия Мухакыед Бабур и др.;

- ценность трактата в историк-арузо-и рифковедения, интерес к нему обусловили написание в разные века трех различных комментариев;

- "Ми* пар ал-аш'ар" записан простым и доступным языком; вместе с тем трактат Насир ад-Дина Туси рассчитан на теоретиков-профессионалов;

- изучение "Ма'кар .л-ап'ар" имеет безусловное практическое значение, в частности в паане раскрытия■худокествённо-эстеткчес-ких особенностей восточной поэзии.

Основное"Йдераанпе диссертации изложено в следующих работах:

1. Трактат "ite'fiap ал-ап'ар" Насир ад-Дина Тси. - Штаг республиканская конференция молодых литературоведов (тезисн докладов). Баку, 1987.

2. Насир ад-Дин Туси об аркане я усуле. - Труды конференции молодых ученых Академии наук "Великий Октябрь и современность: актуальные проблемы обществоведения". Баку, .1988. .'

S. Новое издание "Ми'йар ал-аш'ар"."£жен. "Здебий^т ве инджесенег", 5 сентября 1988 г.

4. Предисловие к "Ми'йар ал-аш'ар". - Ежея. "Эдеби{>ят ве икдкесенет", 9 июня 1989 г.

5. Комментарий к "Ш'йар ал-аш'ар'. - Ежен. "Эдебийят ве ивджесенет", 1 июня 1990 г.

6. Насир ад-Дин Туси о теоретических основах' аруда. и ри';мы..~ Известия АН Азерб.ССР (серия литературы, языка и искусства), 1990, .'J 2.

Цитированная литература

1. Акр ем Дзафар. Теоретические основы ар уза я азербайджанский аруз (з сравнении с арабским, персидским, тадкикскил, турецким и узбекским арузами). Автореф.дис.... докт.филол.наук. - Баку, 1968,

2. Крачковский М.Ю. Избранные сочинения, Т.П. - !,!.-Л. ,1955.

3. Мусульманкулов Р. Атауллах-и йахмуди-и Хусакни и вопроса

тадяикско-перскдской классической поэтики. Автореф.дне____докт.

филол.наук. Душанбе, 1980.

4. Мусульманкулов Р. Персядсно-таджикская классическая поэтика (Х-ХУ вв.). - .',!., 19В9.

5. Мусульманкулов ?. Об истоках ?едя$а в персидско-таджикской поэзии. - Проблема исторической поэтики литератур Востока.-М., 1988.

3. Щеглова О.П. Каталог литографироганннх книг на персидском язнке в собрании ЛО ИВ АН СССР, часть 1. - :<!., 1975.

7. скран Чэфэр. Зрузун нэгэри асаслары вэ Азэрсазчая эрузу (эре<5, фарс, тачик, ггрк зэ азбэк эрузлары илэ мтга з'иездд) .-Баха,

1977.

8. Мэммэдбэ^ли й. атйэммэд Нэсирэддип Туса.-Бакы, 1580.

9. Бобир 3.Ü. Мухтасар. -Тошкен-", Í97I.

10. Навоий А. Лезонул аззон. -Ташкент, 1949.

11. ^ourkhan C.and.lei.The Bata—i ciirer: an 'early Turkish treatise, on orogod7.- Studia Turcolocica Vemoriae Alexii Pcrnbaci Dicata.- Banoli, 1<582.

12. Tnibner. Catalogue of AraMc, Persian and Turkish booksLondon, 18б9. '

•c3

17. -jU^Hgl^J,

.Wvy eJ>L~*

18. - -d^^b^^lij-liii -^l^l^^JLIjux

». ÏW Jj^u^oí - 'fj^/í fe - -js^j^ùy? • ^ЗЬЛд-й

21. ' J^Jb-jt- -Sj jbj-

22. ^U.J^çJ-t -^Д^ S3. -J ^•ùlLU'j CjiILtf. yjJ"^li

' ct.Ozr c/JW jj^b зЬ^о I ¿^j&ou

4j c-AJLLJ ^VJU M

24. jbJjVlJi^ Vi Cvjj^u . 4)ï J^-JIjL ЪУу

да oj-i-ClP - • jb .^Цу' ^

25. ЛГГГг^^Ь - {p

лГ'-.й1^1 -'jl^ybW-

2a. _ ^^^ ¿.Ц, -^J^^j