автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.08
диссертация на тему:
Трансформация метрики и ритмико-интонационные особенности современной таджикской поэзии (на примере творчества Мумина Каноата)

  • Год: 2007
  • Автор научной работы: Вахобов, Рустам Ильесович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.08
Диссертация по филологии на тему 'Трансформация метрики и ритмико-интонационные особенности современной таджикской поэзии (на примере творчества Мумина Каноата)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Трансформация метрики и ритмико-интонационные особенности современной таджикской поэзии (на примере творчества Мумина Каноата)"

На правах рукописи ВАХОБОВ РУСТАМ ИЛЬЁСОВИЧ

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТРИКИ И РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ПОЭЗИИ

(На примере творчества Мумина Каноата)

10.01.08 - Теория литературы. Текстология

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

2 4 МАЙ 2007

Душанбе - 2007

003059916

Работа выполнена на кафедре теории и новейшей персидско-таджикской литературы Таджикского государственного национального университета

Научный руководитель:

Официальные оппоненты: -

Ведущая организация:

доктор филологических наук, профессор Кучаров Аламхон

доктор филологических наук, профессор Шариков Худой кандидат филологических наук Мухаммадиев Али

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Защита состоится «мая 2007 г. в часов на заседании диссертационного совета Д 737.004.03 по защите на соискание ученой степени доктора наук при Таджикском государственном национальном университете (734025, Республики Таджикистан, г. Душанбе, пр. Рудаки,17).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского государственного национального университета (734025, г. Душанбе, пр. Рудаки,17)

Автореферат разослан

«JL$ »

2007 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор филологических наук

Нагзибекова М Б.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Во все периоды развития персидско-таджикской поэзии уникальные особенности классической системы поэтической метрики - аруз были одним из важнейших аспектов литературоведческих исследований. После возникновения новой поэзии («шеъри нав») и ее формирования в качестве нового литературного явления в начале 60-х годов прошлого столетия, тема трансформации классической системы аруз, а также определение степени приемлемости и успешности новаторских попыток для введения других видов поэтической метрики помимо аруза, приобрели актуальное звучание Поэзия Мумина Каноата, выдающегося современного таджикского поэта, наилучшим образом определяет основные свойства трансформации метрики и ритмики таджикской поэзии в рассматриваемом периоде Новаторство в поэзии Мумина Каноата прослеживается в неразрывной связи с традиционной системой метрики и поэтических форм Одновременно, поэт, не ограничиваясь опытом таджикской поэзии и активно используя в своей творческой лаборатории новаторские идеи мировой и современной персидской поэзии, формирует новую школу современного таджикского стихосложения, во многом определяющуюся новаторской системой поэтической метрики Наряду с учетом того, что среди поколении поэтов 60-х гг он первым начал вводить интересные нововедения в традиционную систему стихосложения, непосредственное признание М Каноата в качестве устода (учителя), а его творчество в качестве объекта подражания со стороны более молодых его современников, талантливых таджикских поэтов Лоика Шерали, Бозора Собира, Гулрухсор Сафисвой и др. дают все основания выбрать его поэзию в качестве основного объекта изучения и исследования процесса трансформации метрики и ритмики в современной таджикской поэзии

Новаторские стремления в современной таджикской поэзии, особенно в области более широкого и свободного применения возможностей метрики и ритмики стиха, усиливают и подкрепляют актуальность настоящего исследования

Степень научной разработанности темы. Вопросы трансформации метрики и ритмики современной таджикской поэзии в процессе непосредственной творческой деятельности стали объектом изучения со стороны двух широко признанных основоположников новой таджикской поэзии Садрид-дина Айни и Абулькасыма Лахути Поскольку этот литературный процесс и формирование «новой поэзии», особенно после 60-х годов прошлого столетия, имеют непосредственную связь с общим развитием персоязычной поэзии, исходной точкой изучения данной темы в этом периоде можно считать «Международный симпозиум персидской поэзии», состоявшийся в городе

Душанбе в 1967 году Основной темой дискуссий и обмена мнениями на этом симпозиуме стала тема нового стиха (шеъри нав), по которой высказали свои точки зрения самые выдающиеся литераторы из Ирана, Афганистана и Таджикистана, такие, как Сайд Нафиси, Парвиз Нател Хонлари, Надер На-дерпур, Моил Хирави, Мирзо Турсун-заде, Абдулгани Мирзоев, Насерджон Масуми, Бахром Сирус и др В результате были выявлены определяющие позиции дальнейших научных дискуссий по данному вопросу. Впоследствии исследования по данной тематике получили свое развитие в научных публикациях Шарифджона Хусейнзода, Сохиба Табарова, Рахима Мусульманку-лова, Худой Шарифова, Абдунаби Сатторзода, Бахрома Сируса, Аскара Хакима, Юсу фа Акбарова, Атахона Сайфуллоева, Маджида Яктаи, Али Ас-гара Шеърдустаи Али Асгара Буванди Шахриёри.

В настоящем исследовании в качестве фундаментальных теоретических источников использованы произведения основоположников современной таджикской литературы Садридцина Айни и новой поэзии («падари шеъри нав») в Иране Нимо Юшидж, автора фундаментального труда «Вазни шеъри форси» («Размер персидского стиха») Парвез Нател Хонлари, а также новый и обобщенный труд иранского поэта и литературоведа Шамси Лан-груди «Торихи тахлилии шеъри нав» («Хронологический анализ нового стиха») в 4-х томах, отдельные статьи и монографии таджикских литературоведов Рахима Мусулманкулова и Худой Шарифова В научных статьях и монографиях Рахима Мусулманкулова и Худой Шарифова в качестве аналитического материала в основном использована поэзия Мумина Каноата Благодаря соответствующим научно-теоретическим трудам двух вышеназванных ученых, а также статьям и монографиям таджикских литературоведов Юсу-фа Акбарова, и, в особенности, Аскара Хакима, специализирующихся по аналитическому исследованию творческого подхода Мумина Каноата и других таджикских поэтов - новаторов, формируется возможность более детального и конкретного анализа процесса трансформации метрики и ритмики таджикской поэзии на основе творчества Мумина Каноата, определяются основные вопросы, позиции и ориентиры по данной тематике.

Также следует отметить общетеоретическую значимость работ русских поэтов и исследователей В В. Маяковского, Александра Блока, А В Луначарского, Е Э Бертельса, С В Калачевой и П А. Руднева.

Цель и задачи исследования. Целью данной диссертационной работы является поэтапное изучение процесса трансформации метрики и ритмики и интонационных особенностей современной таджикской поэзии на примере творчества Мумина Каноата, определение основных черт литературного явления «шеъри нав» («новый стих»), его места и перспектив в современной

таджикской поэзии Для достижения указанной цели определены следующие задачи

- научно-теоретическое обоснование и конкретизация изучаемого литературного явления, названного разными терминами, такими как «шеъри нав» («новый стих»), «шеъри озод» («свободный стих»), и «арузи озод» («свободный аруз»),

- определение элемента и критериев данного литературного явления,

- хронологическое уточнение начала возникновения «нового стиха» в таджикской литературе и последующая его периодизация на примере творчества Мумина Каноата,

- степень соответствия персидско-таджикской классической системы стихосложения с вновь возникшим литературным явлением,

- раскрытие роли формы и содержания и их соответствие «новому стиху» («новому арузу»),

- выявление новых возможностей классической системы метрики -«аруз»,

- определение особенностей «новою аруза» в творчестве Мумина Каноата,

- рассмотрение возможностей дальнейшего развития «нового аруза» в современной таджикской поэзии

Методология и методика исследования. В диссертации предпочтение отдано хронологическому методу исследования, но в отдельных случаях использован сравнительно - исторический и сопоставительные методы

Предмет исследования. Предметом изысканий диссертанта являются образцы новой поэзии в современной таджикской литературе

Материалом исследования явились сборники стихов М Каноата и других современных таджикских поэтов, а также публикаций относительно трансформации метрики и ритмики в современной таджикской поэзии

Научная новизна диссертации. В настоящей диссертации впервые в таджикском литературоведении принимается попытка на основе творчества отдельного представителя современной таджикской поэзии проанализировать и обобщить основные черты нового широкого литературного явления -«шеъри нав» («новый стих») или же «арузи нав», систематизировать периоды трансформации метрики и ритмики таджикской поэзии, определить роль и место каждого из элементов системы стихосложения в новом арузе, сравнительным методом утвердить относительную самостоятельность таджикской поэзии в этом процессе В таком же аспекте уточнение некоторых терминов, таких, как «арузи нав» (новый аруз), выявление критериев определения «нового аруза» - «рукн» и введение новых терминов, наподобие «бах,рх,ои мунчамид» и «бах,рх,ои мутахаррик» («непротяжные» и «протяж-

ные» размеры), можно оценить как составляющие элементы научной новизны настоящего исследования

Теоретическая значимость работы определяется попыткой теоретического обоснования и осмысления творческого процесса объекта исследования, выявления особенностей творческой лаборатории и прогнозирование дальнейшего направления творческой деятельности поэта

Практическая ценность работы заключается в том, что ее можно использовать при чтении курса лекций по теории литературы, а также при специальных курсах по поэтике

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры теории и новейшей персидско-таджикской литературы (протокол №8, 10 апреля 2007 года) Основные результаты исследования отражены в опубликованных работах, список которых прилагается в конце автореферата

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, примечаний и библиографии, метрической таблицы Общий объем диссертации составляет 187 страниц компьютерного набора

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены основные позиции по данной теме, дана общая характеристика используемых источников, очерчена структура исследования

В первой главе - «Новый аруз в современной таджикской поэзии» -рассматриваются общественно — исторические и эстетические условия возникновения новейшего литературного явления - «новый стих» или же «новый аруз», комплексно выражающего элементы и характер процесса трансформации метрики и ритмико - интонационных особенностей современной таджикской поэзии, определяется и обосновывается его периодизация, систематизируется и уточняется структура соответствующей терминологии, дается общая характеристика прежним исследованиям по данной тематике, определяются роль литературных связей и национальные корни новаторства в метрической системе таджикской поэзии, раскрываются основные черты нового аруза - новой метрико-ритмической системы таджикского стихосложения Первая глава разделена на два параграфа

В первом параграфе - «История возникновения и общая характеристика нового аруза» - рассматриваются условия возникновения новой метрической системы стихосложения в современной таджикской поэзии, указывается, что новый аруз, помимо традиционных предпосылок, имеет неразрывную связь с общими художественно - эстетическими новаторскими про-

цессами в мировой литературе конца XIX века, исходящими в основном из активного вовлечения литературы в общественную жизнь К примеру, новаторство В В Маяковского, в большей степени выражающееся в системе метрики и ритмики стиха, одновременно символизирует новаторские стремления известной русской общественной революции О влиянии его творчества на новую таджикскую поэзию ярко свидетельствует множество примеров из произведений таджикских поэтов - новаторов Так, устод Садриддин Ай-ии, автор известного стихотворения «Марши \уррият» («Марш свободы», 1918 год), считающегося «прелюдией» таджикской советской литературы, позже в своем стихотворении «Ба Маяковский» («Маяковскому», 1950 год), появление стихотворения «Марши х,уррият» связывает со знакомством с творчеством великого русского поэта

Тридцать два года назад, однажды, Услышал я твои стихи Они Воспламенили в моем сердце огонь И раздался голос из этого пламени Этот глас был марш -

Марш свободы 1

В других источниках автор гораздо чаще связывает появление этого стихотворения с французской «Марсельезой», музыка которой «пленила» поэта, находящегося в темнице эмира Хотя соответствие мелодии и ритма «Марша свободы», а также дата сочинения его свидетельствуют о правдивости этой версии, тем не менее, общий смысл - влияние мировой революционной литературы на возникновение новой таджикской поэзии и исключительная роль метрического и ритмического строя в этом новаторском восприятии-не меняется

«Марш свободы» устода Садриддина Айни удивительным образом отвечает на множество основополагающих вопросов, связанных с теоретическим обоснованием «нового аруза», которые в дальнейшей практике новой поэзии находят свое полное подтверждение

а) Соответствие классической системы аруза рипшическим потребностям новой поэзии: «Марш свободы» сложен на основе слияния рукнов (компонентов) двух бахров (размеров) аруза - рамал (- V - -) и мута-дорик (- V -) и, таким образом, создается абсолютно новый размер, не имеющий аналогов в более тысячелетней персидско-таджикской поэзии

1 Перевод диссертан I а

Эй ситамдидагон, эй асирон1 Вакти озодии мо расид Муждагонй дих,ед, эй факирон, Дар чахон субхи шодй дамид . 1

(О рабы' Подымайтесь из праха, Красным знаменьем мир озаря' Бросьте ига покорства и страха -Засияла свободы заря )2

б) Соответствие ритмического строя аруза мелодиям других народов, другими словами, бесконечная музыкальная и мелодичная возможности аруза: автор «Марша свободы», в крайнем случае, во время сочинения настоящего стихотворения не владел русским, тем более, французским языком, и он этот новый размер вывел на основе своего сугубо музыкального восприятия

г) Определение рукна (стопа) в качестве основного критерия определения размера в новом арузе: Разнородность рукнов и разное количество слогов в одном бейте не оставляет возможности принятия бейта в качестве основного критерия определения размера стиха, каким служит он в классическом арузе

д) Новый аруз сопровождается новаторством в других компонентах системы стихосложения: Одновременно с новым размером это стихотворение является первым образцом новой системы строфики и рифмовки

Заслуживает особого внимания также то, что размер «Марша свободы» имеет почти полное сходство с размером не менее знаменитого стихотворения основоположника «нового стиха» в Иране Нима Юшиджа «Афсона» Это произведение Нима Юшиджа, в основном со ссылкой на его беспрецедентный размер, считается первым удачным образцом «шеьри нав» («нового стиха») в Иране, и следовательно Нима Юшидж «титулован» как «падари шеъри нав» (букв «отец нового стиха»), подобно тому, как в Иране родоначальника персидско-таджикской литературы Абуабдулло Рудаки называют «падаре Ще'ре форси» («отцом персидской поэзии») Известно, что «Афсона» Нима Юшиджа было написано в 1923 году, то есть на пять лет позже «Марша свободы» устода Садриддина Айни Для сравнения ниже приводится первая строфа «Афсона»

- V - /- V -/- V - -

- V - /- V -/- V -

- V - /- V -/- V - -- V - /- V -/- V -

'Айни С Куллиет (8 т)-Душанбе Ирфон, 1981 -С 285

2 Пер И Сельвенского

Дар шаби тира девонае, к-у Дил ба ранги гурезон супурда Дар дарай сарду хилват нишаста, Х,амчу соцай гисде фасурда, Мекунад достоне гамовар

- V - /- V -/- V -

- V - /- V -/- V -

- V - /- V -/- V -

- V - /- V -/- V -

- V - /- V -/- V -

(В темную ночь сумасшедший, который Привязав сердце к мимолетным цветам, Сидит в холодном и темном ущелье, Как унылый стебель растенья, Рассказывает грустный сказ)'

Как видно, с технической точки зрения новаторство Садриддина Айни имеет сравнительное превосходство Поскольку, если Нимо Юшидж, соблюдая каноны классического аруза в каждой строке, использует ровное количество рукнов и слогов, то Устод Айни во вторых строках, исключая один слог, тем самым обеспечивает мелодию, соответствующую маршу Повтор одного беспрецедентного размера в двух первых образцах новой поэзии в персоязычной литературе невольно приводит к мысли, что автор «Афсона» до сочинения своего новаторского произведения был знаком с «Маршем свободы» устода Айни, особенно, если учесть то, что в те годы таджикские газеты и журналы, издаваемые в Бухаре персидским шрифтом, распространялись и в Иране Кроме того, начало «Афсона» словами «Дар шаби тира» («В темную ночь») непосредственно напоминает вторую строфу «Марша свободы», второй бейт которого начинается точно такими же словами.

Однако, помимо этих общих черт, принципиальное различие здесь заключается в том, чго новаторские стремления устода Айни не имеют непосредственное отношение и направлены на служение определенной общественной революции, а Нимо Юшидж через стихотворение «Афсона» изначально провозглашает своей целю - свершение «литературной революции» и «Афсона» объявляет своим «Манифестом».2 посвящая всю свою дальнейшую творческую деятельность именно этой цели

Также следует сказать, что новаторство устода Айни в метрике и ритмике стиха и строфика не ограничивается вышеуказанным стихотворением Его новаторство в этом плане имеет органическую связь с новым литературным течением, исходящим из просвети гельского движения второй половины

1 Перевод диссертанта

2 Лангруди Ш Торихе тахлилие ше"ре ноу (В 4-х томах) - Тегеран Нашре Марказ, 1284

-1332, с 50

XIX века в Бухаре, у истоков которого стоял великий ученый - просветитель Ахмад Махдуми Дониш Многие стихи устода Айни, написанные в первые годы XX века, ярко иллюстрируют его стремление к поиску новых стихотворных форм и новых способов применения классической системы аруза С точки зрения оригинальности метрического и ритмического строя и строфики в этом раннем периоде заслуживает особого внимания его стихотворение «Субхоналлах » («Аллах чист. »), датированное 1907 годом В «Примечаниях» Полного собрания сочинений устода Айни это стихотворение представляется «образцом новаторских поисков автора в области метрики стиха» 1

В последующих периодах творчества устода Айни, особенно в первые годы после революции и в годы Великой Отечественной Войны, созданы оригинальные образцы новой поэзии на основе наиболее мелодично-ритмически богатых форм стихосложения, в особенности мустазод («В честь Октябрьской Революции», «Песня бедняков»), и народно-фольклорных мелодий, например «Шохдухтар» («Царевна») и, метрико-ритмически оригинального стихотворения «Мы отомстим Гитлеру за человечество», а также ряда стихотворений и песенных текстов в его прозаических произведениях Хотя устод Айни по причине своей чрезвычайной занятости, связанной отчасти с созданием основ таджикской национальной культуры, не имел достаточного времени для полного воплощения своих смелых идей по реформированию классической системы метрики и стихосложения, тем не менее, созданными оригинальными образцами подтвердил большие потенциальные возможности традиционных систем для творческого развития метрики стиха Сам факт, что первая страница современной таджикской литературы открывается образцом «нового стиха» или же «нового аруза» («Марш свободы») весьма символичен

В этот период, также имеют особое значение новаторские поэтические произведения Абулькасыма Лахути Образцы нового стиха в творчестве этого талантливого поэта появляются еще на ранней стадии развития его творчества в Иране Шамси Лангруди, иранский поэт и литературовед, пишег «Первый новый стих в Иране был написан Абулькасымом Лахути в 1288 году солнечного хиджри (1900 году). Но .. (поскольку) он был военным мужем и бунтарем, вся его жизнь была посвящена политическим переворотам или же их предупреждению» "

В советский период многогранное творчество Абулькасыма Лохути наполнено образцами смелого творческого подхода и новаторства В этом пла-

1 Айни С Куллиет (В 15-ти томах)-Душанбе Ирфон, т 8,1981 - с 476

2 Лангруди Ш Там же с 55.

не особого внимания заслуживают такие его произведения, как перевод стихотворения Виктора Гюго «Кровавая баррикада», военный марш «Братья» и поэма «Подвиг Тани» Свободный повествовательный характер первого стихотворения и упомянутой поэмы свидетельствуют о заимствовании возможностей прозы в поэзии Кроме того, в военном марше «Братья» прослеживаются особенности своеобразного иранского песенного жанра «тасниф», опирающеюся в основном на ритмико-силлабическую симметричность текста песни с музыкальными тактами На основе этих произведений и некоторых новаторских стихов Пайрава Сулаймони и других его современников в таджикском литературоведении снова начинаются дискуссии и обсуждения, связанные с темой роли силлабического стихосложения в новой поэзии и его смешения с традиционным арузом, начатые еще в 20-30 годы прошлого столетия

В продолжении этой дискуссии, опираясь на сопоставительный анализ ригмико-мелодически схожих образцов классического аруза и силлабического стиха (хиджа), в настоящей работе выдвигается версия о том, что в общем плане ощущение стихотворного размера и ритма со стороны читателя - носителя персидского или же таджикского языка при чтении всякого стихотворного текста «реализуется» единым ритмико-мелодическим восприятием, вполне соответствующим ритмико-мелодической конструкции аруза При этом читателем условно могут быть игнорированы моменты несоответствия силлабического размера с арузом Более того, множество примеров свидетельствует о том, что аруз в сущности является частичным схематизированным выражением ритма и мелодии, исходящим из природы само1^ таджикского языка Нескончаемые возможности новаторства в персидско-таджикском арузе связаны именно с этим его генетическим началом

Согласно исследованиям таджикских литературоведов, второй период новаторских процессов в таджикской поэзии начинается с 60-х годов прошлого столетия Эти новаторские веяния больше, чем в прежнем периоде, связаны с трансформацией метрики и ритмики стиха, а также, следовательно, с новыми стихотворными формами Хотя этот период не может не иметь связи с первым периодом эволюции аруза, тем не менее, пользуется относительной самостоятельностью, вытекающей из особенностей условий его возникновения Если в первый период роль основного фактора в трансформации аруза играли революционный дух литературы, необходимость в сильном призывающем и массово мобилизрующим характере поэзии, то во втором периоде, основной фактор эволюции аруза и стихотворных форм усматривается в приобретении большей важности индивидуального мироощущения, комкретизации предмета изображения, наиболее утонченном, глубоком и масштабном поэтическом анализе действительности Кроме того, в отличие

от первого периода, этот период новаторских стремлений поэтов сопровождается активным вовлечением в этот процесс ученых - литературоведов, принимающих большие усилия для теоретического осмысления и обоснования данного процесса, выявления и установления критериев приемлемости поэтического нововведения Другим, не менее сильным, фактором является начало относительно нового периода литературных связей в общем пространстве персоязычной литературы (Таджикистан, Иран, Афганистан), значительным событием которого можно считать проведение Международного симпозиума персидской поэзии в городе Душанбе в 1967 году, на котором наряду с учеными - литературоведами также делились своим практическим опытом ведущие поэты-новаторы, например, Надер Надерпур (Иран), и Мо-ил Хирави (Афганистан)

Вся тематика дискуссий по вопросам «нового стиха» в этом периоде, и в том числе на этом Симпозиуме концентрируется вокруг очередности значения «содержания» и «формы» в «новом стихе» Изучая дискуссионные материалы по данному вопросу, в настоящей работе делается вывод, что, не отрицая первичности содержания в отношении формы в общеэстетическом и философском плане, неизбежно приходится признать, что при определении образцов «нового аруза», прежде всего, надо исходить из форм сложения компонентов системы метрики, и, следовательно, других компонентов стихосложения Такой подход, в сущности, не приводит к отрицанию превосходства значения содержания каждого отдельно взятого произведения над его формой Также такой подход никоим образом не может быть направлен на признание подлинности сугубо формалистических, бессодержательных произведений под «прикрытием» термина «нового стиха» или же «нового аруза», настолько, насколько полное соблюдение классического аруза также не может подтвердить художественную значимость подобных произведений

Во втором параграфе - «Новый аруз: ритмико - мелодические возможности» - вновь обращается внимание на классическое определение стихотворения, где часто размер и мелодия упоминаются как компоненты, образующие поэтическую фантазию, то есть поэтический образ, а не сугубо формальные компоненты (Платон, Аристотель, Ибн Сино, Ибн Рошд)

Свобода поэта в применении разного количества стопов (рукнов) в каждой строке в новом арузе дает ему неограниченные возможности тончайшим образом воплотить свою поэтическую фантазию в каждом отдельно взятом стихотворении.

Анализ новаторских стихотворений трех представителей нового периода эволюции аруза - Мумина Каноата, Лоика Шерали и Бозора Собира - показывает, что данный процесс обеспечивает широкую возможность поэтического выбора Поэт, с одной стороны, может больше, чем в классической

системе применять компоненты, образующие ритмико-мелодический строй и аллитерационную цепь как это часто встречается в стихах Мумина Каноа-та Например, в его стихотворении «1'ули бодом», каждая строка одной восьмисторчной строфы имеет рифмы

Суми мармар.

Дум и мухпар.

Пари кафтар.

Дави сарсар.

Миене дастаи ханчар.

Чи гардан, гардани духтар.

Ачаб хушрую бозингар

Гули бодом'1

Здесь только последняя строка свободна от рифмовки, но и она в конце каждой строфы звучит как музыкальный повтор, придавая стихотворению характер целой симфонии Сгихи Бозора Собира, также часто изобилуют ритмическими и аллитерационными моментами Лоик Шерали в своих «новых стихах» больше склоняется к минимальному использованию традиционных ритмообразующих компонентов, но одновременно сильной динамикой поэтической речи, четким выделением редких однообразных повторов, порой и внутренней рифмовкой обеспечивает композиционную целостность ритмико-мелодической конструкции своих стихотворений

Новый аруз также бесконечно расширяет границы возможностей поэтических фигур и комбинаций Например, поэтическая фигура «радул аджуз ила садр» (повтор одной части начала первой строки в конце второй строки), ранее осуществляемая в рамках только одного бейта, становится возможной в рамках целой строфы или даже целого стихотворения Например, в стихотворении Бозора Собира «После нас» эта поэтическая фигура использована и в рамках целого стихотворения и повторно в рамках последней строфы

Пас аз мо одаме мехезад аз олам, Кн дасташро ба суи шонаи хуршед хохад бурд Уфукхои дигаргун мешавад пайдо Пас аз мо 2

' Каноат М Осори мунтахаб (2 т)- Душанбе Нрфон, 1982 - С 21

2 Собир Бозор Мижгони шаб - Душанбе Ирфон, 1980 - С 36

Все эти особенности в конечном итоге связаны с приобретением композиционной и ритмико-мелодичной целостностности каждого стихотворения

В результате проводимого анализа и на основе скрупулезного «подсчета» стихотворных форм из сборников трех видных представителей таджикского нового аруза - Мумина Каноата, Лоика Шерали и Бозора Собира выяснилось, что примерно 70 процентов стихов, написанных ими новым ару-зом, сложено всего в двух размерах - хазаджи солим и рамали солим Тем самым удалось выяснить, что разные размеры аруза можно разделить на две группы с условными нижеследующими обозначениями

1.Мунджамид (непротяжные)

2.Мусалсал (протяжные)

В первую группу входят почти все размеры, которые называются фаръи (побочные) - состоящие из различных рукнов В этих размерах ритмическая граница строки определена четко и строго Если традиционно такое ограничение было единым законом для всех размеров, то в таких размерах подобное ограничение, не имея условного характера, исходит из суги самих ритмических возможностей этих размеров, в которых и при желании, невозможно привести в одну строку более 4-х, а иногда даже и 3-х рукнов (сто-пов) Так как после четвертого или третьего рукна, несмотря на синтаксический состав, наступает ритмическая пауза, пятый рукн, безусловно, будет принадлежать второй строке. В размерах же «рамали солим» и «хазаджи солим» поэту очень легко удается уложить желаемый ритмический строй стиха в строках. Если в традиционном арузе стихотворная строка не могла быть составлена менее чем из двух и более четырех рукнов, то в новом арузе встречаются и строки, состоящие даже из одного неполного рукна, и часто даже с пятью и более рукнами Например, в стихотворении Лоика Шерали «Элегия Солнцу» встречаются строки с семью рукнами При желании поэт может использовать и больше этого количества рукнов в одной строке Одним словом, возникающие в лирике аналитический характер, повествова-тельность, широкое реалистическое изображение, которые в основном присущи прозе, придали лирике и некоторые свойства прозы Это выражается, прежде всего, в разнообразии способов и в более свободном использовании синтаксических структур языкового материала Но отнюдь не следует думать, что тем самым стихотворение потеряло свои ритмические и мелодические превосходства Оказывается, ритмические и мелодические возможности, происходящие из естественной структуры языка, гораздо богаче, чем всякие канонизированные метрические формулы Поэт разными способами расположения строк усиливает ощущение этой естественной ритмичности и мелодичности языка и таким образом в достаточно полной мере «присваивает и стихизирует» возможности буд-то бы взявшие из прозаической речи

Таким образом, внутри всего двух размеров - хазаджи солим и рамали солим - появляется возможность применения столь широкой интонационно-ритмической и мелодической структуры, что при традиционных критериях это не представляется возможным со всеми размерами аруза, вместе взятыми

Остальные протяжные размеры используются в новом арузе в более мелодичных стихах, в которых мелодичность и ритмичность проявляются отдельно в каждой строке Поскольку в таких стихах мелодика самого размера доминирует над мелодикой и ритмом естественной структуры языкового материала, их применение носит специфичный характер

Практика применения нового аруза выявила, что все традиционные рит-мообразующие компоненты не теряют своей значимости, а наоборот, появление широких возможностей качественно нового отношения усиливает их значимость При таком подходе наиболее целесообразным представляется применение термина «новый аруз» вместо «свободного аруза», поскольку понятие «свободы» трудно ограничить каким-либо определением относительно специфики рассматриваемого периода трансформации аруза.

Вторая глава - «Метрика и ритмические особенности поэзии Мумина ^аноата» - посвящается анализу процесса трансформации метрики и рит-мико-пнтонационных особенностей современной таджикской поэзии непосредственно на основе периодической эволюции поэтического мастерства Мумина Каноата Предпринята попытка выявить особенности его творческой лаборатории в области метрики и ритмики, и определить параллельное развитие его метрико-ритмического «репертуара» с совершенствованием его идейно-художественного мировоззрения С целью обеспечения предельной наглядности этого творческого процесса данная глава разделена на четыре параграфа

В первом параграфе - «Предпосылки и начало поисков по совершенствованию метрики и ритмики счиха» - дается краткая характеристика общей тематики, подчеркивается важность ритмического ощущения в творчестве каждого отдельно взятого поэта приводятся примеры прямого выражения особой значимости метрики, и более того ритмического ощущения знаменитых поэтов и даже писателей, например, И А Бунина и В В Маяковского («Размер получается у меня в результате покрытия ритмического гула словами, сповами выдвигаемыми целевой установкой» - В В Маяковский) 1

На основе анализа произведении ранней стадии творчества Мумина Каноата 1953-1961 г.г делаются выводы, что успешных новаторских поисков в

1 Маяковский В В Как делать стихи //Слово набат - М Молодая гвардия, 1985 - С 182

15

области ритмики и метрики в этом периоде не наблюдается Но некоторые стихотворения («Трон поэта», «Гора любви», «Старец цветоводов», «Рассвет», «Монолису Глезосу»), благодаря новым поэтическим подходам в художественном воплощении действительности и новым поэтическим образам, привлекли внимание литературных критиков (Сохиба Табарова, Худой Ша-рифова) Кроме того, в двух стихотворениях этого периода - «Рассвет» и «Праздник счастья» поэт впервые использует возможности особо мелодичного жанра «мустазод»

«Метрический репертуар» поэта в этот период также не отличается разнообразием Стихотворения этого периода в абсолютном большинстве («Мать Востока», «Салют», «Новый год и новый гость», «Символ спасения», «Вечно живой» ) написаны одним размером - рамали мусаммани махбуни махзуф (уу--/уу--/уу-) Но следует отметить, что этот размер пользуется особым превосходством - неразрывной продолжительностью внутреннего ритма, легко движущегося в целой композиции сгиха, и этим обеспечивая единый, мощный, динамичный ритм стихотворения Как наблюдается в дальнейшем, эта особенность является одной из характерных черт нового аруза Другая особенность этого размера заключается в том, что в отличие от всех других размеров аруза, в нем симметричность чередования долгих и кратких слогов не ограничена категорическим образом, что также немаловажно для ритмической свободы Стихотворные формы, используемые поэтами в этот период, в основном традиционные месневи и мусаммати мураббаъ, а, иногда касыда и мустазод Во многих случаях месневи с точки зрения синтакси-ко-смыслового строя речи подчиняется мусаммати мураббаъ (четырехстрочным строфам) В этот период поэт одновременно с некоторыми попытками поиска новых художественных форм, в основном стремится к утонченности, изысканности и совершенствованию своего словесного художественно - поэтического мастерства В результате, наряду с некоторыми явными «техническими упущениями», в его стихотворениях встречаются очень точные и меткие поэтические выражения, напоминающие высокий классический стиль («Поэт и царь») Такое стремление к высокому стилю иногда и находит воплощение в его попытках вступать в полемику даже с самыми выдающимися мастерами слова, например, Хафизом Ширази, именно с позиции поэта нового времени, времени новаторского осмысления философских и человеческих ценностей («Распорядимся звездами») Такая творческая позиция, усиливающаяся в последующих периодах его творчества, способствует новому обращению к нескончаемым возможностям традиции

Во втором параграфе - «Проявление стилистических особенностей в метрике и ритмике поэзии Мумина Каноата», — развиваются основные положения и выводы предыдущего параграфа На основе целого ряда стихо-

творений раннего периода поэта, написанных размером рубай (цикл ахраб и ахрам, «Выполнение долга», «Преграда взори») подтверждается постоянство в стремлениях поэта к новаторству в рамках традиционных форм поэзии, их смешению и смелому изменению традиционного метрического строя В этих стихотворениях, с одной стороны, совмещаются особенности рубай и муста-зод, и в то же время используется новая свободная система рифмовки Кроме того, в этих стихах почти в каждой строке используется отдельный вид (из всех 24 видов) слогового состава размера рубай, причем не возникает ощущения нарушения ритмики Несколько успешных стихотворений этого периода написано формой мустазод в разных размерах («Хвала человеку», «О, небо, улыбнись'», «Поклоннику таджикского языка») Система рифмовки в этих мустазодах, в отличие от традиционной системы, выполнена в форме месневи, а также обнаруживаются и другие изменения в системе рифмовки В конце этого параграфа по рассматриваемому творческому периоду поэта делаются нижеследующие основные выводы

-неразрывная связь традиции и новаторства, поиск новых поэтических возможностей на основе традиционных систем стихосложения

-постоянная привязанность к высокому стилю, как в содержании, так и в поэтической форме, стремление к обеспечению полной гармонии компонентов стиха

-смелое творческое отношение к традиционным элементам стиха, в том числе к метрике и другим элементам ритмики Их соблюдение в общей мелодической композиции стиха

В третьем параграфе - «Новые метрические составы и ритмические особенности» - рассматривается новый период творческих поисков Муми-на Каноата, начинающийся с 1962 года изданием нового цикла стихотворений - «Земные звезды» Указывается гармоничное развитие его художественно-философского мировоззрения, творческой позиции и расширения его новаторских способностей, особенно в области метрики и ритмики стиха В данном цикле стихотворения «Мать» и «Моя земная звезда» отличаются богатыми ритмическими нововведениями Стихотворение «Мать» написано размером музореъи мусаммани ахрабу макфуфу максур ва махзуф (- - V-у/у - - у/- V ~(-)) В этом стихотворении также широко используется прием «ломки строк» Важность момента заключается в использовании этого, очень богатого с точки зрения ритмико-мелодических комбинаций, размера Редкое, но уместное применение данного размера в творчестве представителей первого поколения современных таджикских поэтов стало объектом внимания литературных критиков Но, учитывая явные признаки влияния творчества Хафиза на поэзию Мумина Каноата, можно полагать, что поэт, прежде всего, находится под воздействием «небесной симфонии» (выражение само-

го М Каноата) стихов Хафиза. В избранных газелях Хафиза 50 газелей написано этим размером, но в каждой газели ритмический и интонационно-мелодический строй отличается Превосходные ритмико-мелодические черты этого размера особо проявляются в стихотворении «Водопад», который по выражению литературоведа Аскара Хакима, представляет собой признаки «новой высоты словесной культуры»1 в современной таджикской поэзии До сочинения этого стихотворения Мумин Каноат использовал этот же размер в стихах «Мать» (1962), «Пьет воду» (1962) и «Гавхар» (1963) Но здесь ритмические возможности этого размера усиливаются также оригинальной формой стихосложения, основанной на классической форме «мусаммати му-саллас» Эти стихотворения знаменуют собой первую ступень перехода М Каноата к новому творческому этапу, где образно-смысловое начало в его стихах воплощается не только в общие рамочные компоненты композиции (метрика, размер, строфика), но и ярко проявляется в каждом отдельном слове, слоге и даже звуке Ритмико-интонационные и мелодические элементы наравне с языковым материалом приобретают непосредственно содержательный и идейно-выразительный характер На основе материала стихотворения «Водопад» в сопоставлении с классическими примерами этого же размера выявляются некоторые способы поэтического «звукового приема», в том числе посредством чередования гласных и согласных и максимального использования выразительно-звуковых возможностей слогов и отдельных букв Это явление обозначается условными терминами «кабз» и «мад».

На основе анализа указанного стихотворения, а также высоко мелодичного стиха «Моя земная звезда», обращается внимание на соотношение музыкального начала и метрики в нем Напрашивается вывод об их обозначении в синтаксическом материале стиха термином «ритмика» («оханг») А также, делается вывод, что первичным элементом аруза является не слог, а звук, как в музыке

Пересматривается теоретическое обоснование места ударения в стопах каждого размера, и подтверждается мысль о том, что ударения стоп реализуются отдельно в каждом стихотворении в соответствии со смысловым значением его языкового материала Именно благодаря этому каждый размер получает неограниченные возможности содержательно-смысловой выразительности

Последующие поэтические создания этого периода творчества Мумина Каноата, в особенности такие, как «Водопад» и «Моя земная звезда», свидетельствуют о том, что метрика и ритмика приобретают роль непосредственного углубленного изображения действительности наряду с лексико-

' Хакимов А Тахаввули аруз //Шеър ва замон - Душанбе Ирфон, 1983-С 180

18

смысловым материалом, как в отдельных компонентах, так и в целом композиции стихотворения

В последнем, четвертом параграфе - «Совершенство мастерства Му-мина Каноата в применении метрики и других компонентов мелодии стиха» - вначале кратко рассматривается поэтическая позиция М Каноага в контексте нового периода эволюции стиха, охватывающего огромное пространство персидской и мировой поэзии Делается вывод, что М Каноат одновременно с выводом на качественно новый уровень новаторства, еще больше и глубже вникает в суть традиционной поэзии, каждый раз показывая его неисчерпаемые возможности Высказывания исследователей новой поэзии других национальных литератур также свидетельствуют о принципиальной связи нового стиха с традиционной поэзией «Вне традиции не бывает искусства, но нет другого вида словесного искусства, в котором традиция была бы столь мощной, упорной, трудно преодолимой, как в лирике» 1

В этот период (конец 60-х и начало 70-х г г) новый аруз в творчестве М Каноата, наряду с классической системой метрики, окончательно утвердится как в стихах, так и в поэмах Таким образом, его творчество этого периода может служить основным аналитическим материалом для определения характерных черт нового аруза (новой поэзии) в таджикской литературе Более того, на этой базе пересматриваются основные элементы, определяющие метрику и ритм стиха, т е единицу ритма В результате чего, в качестве единицы метрики, как в классической системе стихосложения представляется рукн (стопа), но в качестве единицы ритма стиха утверждается стихотворная строка (мисраъ) Классическая единица ритма стиха - бейт (двустишие) - в новом арузе не может выступать в качестве единицы ритма.

Выявляется наибольшая склонность М Каноата, а также Лоика Шерали и Бозора Собира в новом арузе к «протяжным размерам», в особенности к хазаджи солим (V---), свидетельствующему одновременно как о преобладании свободно — повествовательного характера лирики, так и о ее музыкальности, а также к рамали солим (- V - -) Более 90% поэзии М Каноата написано этими двумя размерами

В этом параграфе особое внимание уделяется взаимоотношению музыки с метрикой и ритмом стиха Каждое отдельно взятое стихотворение М Каноата в рассматриваемом периоде отличается монолитным единством ритмических компонентов, в результате чего приобретает характер цельной «чувствительной» музыкально - ритмической композиции Этим и подтверждается теория первичности звукового аспекта стиха «Стих - это не расположение на странице, это форма в звучании Если стих не существует в зву-

1 Гинзбург Л О лирике -М - Л Советский писатель, 1964,-С 8

19

мании, он не существует вообще» 1 Также отдельно рассматривается мастерское применение М.Каноатом аллитерации в соответствии с содержанием стихотворения

Приводятся примеры, свидетельствующие о том, что иногда смысловое разделение речи «разрушает границы» внешних формул аруза

Поэтический цикл «Ширазские мелодии», как самим названием, так и содержанием символизирует совершенство поэтического мастерства М Каноата, во многом осуществившегося благодаря ритмико - мелодическому превосходству нового аруза Акцентируется увеличение роли рифмы и внутренней рифмовки в качестве важного компонента ритма вопреки мнениям некоторых исследователей о снижении его роли в новой поэзии А также впервые высказываются соображения о возникновении новых поэтических фигур, благодаря возможностям нового аруза на основе рифмы, ре-дифа и других компонентов ритма

Творчество М Каноата в середине 90-ых годов рассматривается как относительно новый творческий период после краткого перерыва в его поэтической деятельности Этот период характеризируется новым обращением поэта к традиционным формам стиха, в особенности к месневи, газели и рубай Одновременно поэт продолжает использовать и развивать возможности нового аруза в том числе в стихотворениях «Касамия» («Клятва»), «Паран-дахои навбахор» («Весенние птицы») и «Дуъо бар харобахои Кунейтра» («Молитва над развалинами Кунейтра»), а также мастерски применять несколько размеров в одной поэме - «Хамосаи дод» («Зов справедливости») и «Масуд-наме» (Поэма о Масуде)

В заключении подводятся итоги исследования, подтверждающие канонизирование нового аруза в таджикской поэзии, на примере творчества Му-мина Каноата, поэзия которого отличается относительной систематизацией применения основных компонентов метрики и ритмики стиха Говорится о развитии возможностей нового аруза в поэмах и стихотворениях новой стадии творчества поэта в качестве аргумента, окончательно утвердившего новый аруз как новую развитую систему стихосложения в современной таджикской литературе

Представляются следующие основополагающие выводы - Трансформация метрики в таджикской поэзии определяющимся термином «арузи нав» (новый аруз) породил новые неограниченные поэтические возможности, опираясь на которых поэт может в каждом стихотворение обеспечить отличительную ритмико - мелодичную композицию

' См Гончаров Б П Звуковая организация стиха и проблемы рифмы -М Наука, 1973-С 10

-Новый аруз способствует открытию и применению до ныне неиспользованных превосходств традиционного аруза

- Исходя из того, что в новом арузе метрика стиха очень переменчива и может случиться смешение нескольких метров в одном стихотворении, каждый метр может приобрести новые черты, не примеченные в традиционной системе метрики

- Основным внешним признаком нового аруза является разного количество стопов аруза в строках одного стихотворения, а также неограниченность количества строк в одном стихотворение, или же одной строфе.

- В новом арузе основная единица метра является строка, а основная единица ритма - стопа.

- Стихи, написанные методом нового аруза, классическим методом невозможно разделить на жанры на основе структуры рифма Так как, место рифмы в новом арузе изначально не определено

- Успешные образцы нового ар>за в творчестве М Каноата и других современных таджикских поэтов, свидетельствуют о том, что эта новая система метрики в таджикской поэзии подтвердилась окончательно

В приложении к данной работе представляется «Таблица метрики поэзии Мумина Каноата», где указываются датированные стихотворения поэта раздельно по каждому размеру аруза, а также новому арузу, с целью статистического дополнения основных выводов

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ ИЗЛОЖЕНЫ В СЛЕ-ДУЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:

] Литературная критика об особенностях поэмы «Голоса Сталинграда» II Армугон Вопросы таджикской филологии - Душанбе, 1989 - С 91 - 102 (на тадж яз)

2 Вечные мелодии (Особенности метрики и ритмики в новом периоде творчества М Каноата) II Известия Академии наук Республики Таджикистан (Отделение общественных наук) - Душанбе До ниш, 2004 - С 49 - 62 3 Единица ритма в новом арузе II Вестник Национального университета (Серия I уманитарных наук) -Душанбе Сино, 2007, №2 - С 129-144 (на тадж яз ) 4 Стилистические особенности в метрике и ритмика поэзии М Каноат // Садои Шарк -2007 -№5 С 112-135 (натадж яз)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ'

1 Гинзбург Л О лирике -М - Л Советский писательЛ964 -382 с

2 Гончаров Б П Звуковая организация стиха и проблемы рифмы - М Наука, 1973 -275 с

3 ИбнРушд Китабе ше'р - Фанни ше'р - Душанбе Ирфон, 1985 -С 85-123

4 Ион Сино Дар борае саноате шеъри - Фанни ше'р - Душанбе Ирфон, 1985 -С 22-84

5 Калачева С В Эволюция русского стиха - М МГУ, 1979 - 262 с

6 ЛангрудиШ Торихетахлилие ше'ре ноу (В4-хт) -Тегеран Нашри Марказ, 1284-1332 х ш -438 с

7 Маяковский В В Как делать стихи - М Советский писатель, 1952 - 40 с

8 Мусулмонкулов Р Асрорисухан - Душанбе Ирфон, 1980 - 151 с

9 Табаров С Хдет,адабиетвареализм - Душанбе Ирфон, 1966 -С 286-294

10 Туси Н Дар хддде ше'р ва тах,кике он - Фанни ше'р - Душанбе Ирфон, 1985 - С 134-158

11 ХонлариП Н Вазне ше'ре форси -Техрон Туе, 1373 х ш -303

12 Х,акимовА Ше'рвазамон - Душанбе Ирфон, 1978 -252 с

13 Шарифов X Савти Ачам - Душанбе Хазинаи адабиети Точикистон, 2002 -208 с

14 Шакури М Нигохс ба адабиети точикии садаи бист - Душанбе Пайванд 2006 -455 с

Подписано к печати 27 04 07 Формат 60x84 1/16 Объем 1,3 п л Бумага офсетная Печать офсетная Тираж 120 экз

Отпечатано в типографии Министерства образования г. Душанбе, 1-й проезд, ул Лахути 6.

 

Текст диссертации на тему "Трансформация метрики и ритмико-интонационные особенности современной таджикской поэзии (на примере творчества Мумина Каноата)"

\

ТАДЖИКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НА ПРАВАХ РУКОПИСИ

МЛдЬ? 29025 -

ВАХОБОВ РУСТАМ ИЛЬЁСОВИЧ

ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕТРИКИ И РИТМИКО-ИНТОНАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ТАДЖИКСКОЙ ПОЭЗИИ

(НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА МУМИНА КАНОАТА) 10.01.08 - ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. ТЕКСТОЛОГИЯ

ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР КУЧАРОВ АЛАМХОН

ДУШАНБЕ - 2007

ДОНИШГОХ,И ДАВЛАТИИ миллим точ,икистон

Б А ХУКМИ ДА СТНАВИС

ВАХ,ОБОВ РУСТАМ ИЛЬЁСОВИЧ

ПОЭТИКАМ ВАЗН ВА ХУСУСИЯТДОИ РИТМЙ ДАР НАЗМИ МУОСИРИ ТО^ИК

(ДАР МИСОЛИ АШЪОРИ МУЪМИН К^НОАТ) 10.01.08 - НАЗАРИЯИ АДАБИЁТ. МАТНШИНОСЙ

РИСОЛА

БАРОИ ДАРЁФТИ ДАРАЧДИ ИЛМИИ НОМЗАДИ ИЛМХОИ

ФИЛОЛОГИЯ

РО^БАРИ ИЛМЙ:

ДОКТОРИ ИЛМХОИ ФИЛОЛОГИЯ,

ПРОФЕССОР КУЧАРОВ АЛАМХОН

ДУШАНБЕ-2007

ПОЭТИКАИ ВАЗН ВА ХУСУСИЯТХ,ОИ РИТМИ ДАР НАЗМИ

МУОСИРИ ТОЧ.ИК

(ДАР МИСОЛИ АШЪОРИ МУЪМИН ÏÇAHOAT)

МУКДДДИМА 3

БОБИI. АРУЗИ HAB ДАР НАЗМИ МУОСИРИ ТОЧ;ИК 7

1. Собикаи пайдоиш ва хусусиятхои куллии арузи нав. (7)

2. Арузи нав: имконият^ои ритмй ва о^ангй. (31)

БОБИ II. ВАЗН ВА ХУСУСИЯТХ;ОИ РИТМЙ ДАР АШЪОРИ

МУЪМИН КАНОАТ 46

1. Замина ва огози ч;устучух,о дар такмили вазн ва ритми шеър. (46)

2. Зух,ури мушаххасоти сабк дар вазну охднги ашъори Муъмин Кдноат. (65)

3. Таркибх,ои тозаи вазн ва хусусиятх,ои ритмй. (73)

4. Камоли мах,орати Муъмин Кдноат дар истифодаи вазн ва унсурх,ои дигари шеър. (95)

III. КИТОБНОМА 167

IV. ЧДДВАЛИ ВАЗНХ,ОИ АШЪОРИ МУЪМИН IÇAHOAT

177

МУДАДДИМА

А^амияти мавзуъ. Дар ^амаи даврах,ои рушду тахаввули назми фор-сии точикй хусусиятх,ои системаи классикии вазни шеър, яъе аруз яке аз мух,имтарин мавзуъ^ои тахди^оти адабиётшиносй буд. Ба хусус, пас аз зухури шеъри нав ва ташаккули он ба унвони як падидаи адабй дар аввалхои дахди шастуми асри гузашта, мавзуи тахаввули системаи классикии аруз ва таъини мизони мацбулият ва муваффакияти кушишхои на-воварона чидати чорй кардани вазнхои дигари шеърй ба гайри аруз, ахамияти хосеро доро гардид.

Ашъори Муъмин Кдноат, шоири барчдстаи муосири точик, ба дарачаи бештаре дарбаргирандаи хусусиятхои тахаввули вазн ва ритми назми точик дар давраи мавриди назар мебошад. Навоварй дар назми Муъмин К^аноат хамрох бо робитаи мустахкам ва ногусастанй бо системаи суннатии вазн ва навъх,ои шеърй сурат гирифтааст. Хдмзамон, вай бо тачрибахои назми точик махдуд нагардида ва ба таври фаъъол дар озмоишгохи эчодии худ бозёфтхои навоваронаи назми чахонй ва муосири форсиро ба кор гирифта, як мактаби нави назми муосири точикро ташкил медихад, ки онро аз бисёр чихатхо системаи навоваронаи вазн мушаххас ва таъин менамояд.

Хдмзамон бо дар назар гирифтани он ки М. К^аноат дар байни наели шоирони дахаи 60 аввалин шоири муваффаки навовар дар системаи суннатии шеър буд, хамчунин эътирофи бевоситаи вай ба унвони устоди худ ва шеъри вай ба унвони намунаи пайравй аз тарафи муосирони нисбатан чавони у, шоирони боистеъдод ва шинохтаи точик мархум Лоик Шералй, Бозор Собир ва Гулрухсор ва дигарон далели кофиро фарохам месозад, то ки ашъори ин шоир хамчун манбаи аслии омузиш ва тахкикоти раванди тахаввули вазн ва ритм дар шеъри муосири точик ин-тихоб гардад.

Талошх,ои хамешагии навоварона дар назми навини точ,ик, ба хусус дар заминаи истифодаи васеътар ва озодтар аз имкониятхри вазн ва ритми шеър ахамияти ин тахдицотро бештар месозад.

Дарачаи омузиши илмии мавзуъ. Мавзуи та^аввули вазн ва ритм аз тараф ду тан поягузорони маъруфи назми муосири тоник устод Садрид-дин Айнй ва Абулкосим Лохутй, бевосита дар баробари фаъолияти шои-рии онх,о, мавриди омузиш кдрор гирифтааст.

Ба сабаби он ки ин раванди адабй ва ташаккули «шеъри нав», б а вижа пас аз солкой шастуми садаи гузашта, ба раванди умумии рушду та^аввули шеъри форсии точикй вобастагии бевосита дорад, метавон «Симпозиуми байналмиллалии шеъри форсй»-ро, ки дар соли 1967 дар Душанбе баргузор гардид, му^имтарин мархдлаи омузиши мавзуи маз-кур дар ин давра шуморид. Дар ин Симпозиум мавзуи асосии бах,с ва та-бодули назар мавзуи «шеъри нав» буд, ки дар ин робита маъруфтарин адабиётшиносон ва шоирон аз Точикистон, Эрон ва Афгонистон, аз чумла Сайд Нафисй, Парвиз Нотили Хонларй, Нодири Нодирпур, Мои-ли Х,иравй, Мирзо Турсунзода, Абдулганй Мирзоев, Носир^он Маъсумй, Барром Сирус ва дигарон нук,таи назари худро иброз наму-данд. Дар натичд, дидгох,х,ои асосии бах,си оянда дар ин мавзуъ таъин гардид. Баъд аз он тахдик;от дар ин мавзуъ дар осори илмии донишман-дон мархум Шарифч;он Х,усайнзода, [135] Сох,иб Табаров, [115] Мух,аммадч,он Шукуров, [139] Рах,ими Мусулмониён, [79] Худой тарифов, [143] Абдунабй Сатторзода, [99] Бахром Сирус, [105] Аскар Хдкимов, [132] Юсуф Акбаров, [6] Атахон Сайфуллоев, [97] Мачиди Яктой, [155] Алй Асгари Шеърдуст, [149] Алй Асгари Буванди Шах,риёрй [7] ва дрхгарон идома пайдо намуд.

Дар ин рисола ба унвони сарчашмах;ои асосии назари аз осори асосгу-зори адабиёти муосири точ;ик Садриддини Айнй [4;5] ва асосгузори шеъри нав дар Эрон Нимо Юшиц, [80] муаллифи тах,к;рщоти ч,омеъи «Вазни шеъри форсй» Парвиз Нотили Хонларй [129; 130] ва хамчунин тах,к,икоти нисбатан нав ва муфассали шоир ва адабиётшиносрт эронй

Шамси Лангрудй «Таърихи тахдилии шеъри нав» (дар 4 чилд) [62], асарх,о ва маколах,ои алохдцаи адабиётшиносони точик Ражими Мусул-мониён [76;78] ва Худой Шарифов [142; 143], ки дар он^о ашъори Муъмин Кдноат маводи асосии тахдилу тахдикро ташкил додаст, исти-фода ва бахрабардорй гардид. Ба воситаи тавдикоти илмии ду нафар до-нишманди мазкури точик ва хдмчунин мак,олах,о ва тахдицоти адабиёт-шиносон Юсуф Акбаров [6] ва хусусан, Аскар Х^акимов [131; 132], ки мах-суси омузиши тахлилии навоварих,ои эчодкоронаи Муъмин Кдноат ва дигар шоирони навовари точик будаанд, имконияти тахлили нисбатан муфассал ва мушаххаси раванди та^аввули вазн ва ритми назми точик дар мисоли эчодиёти Муъмин Кдноат ба вучуд омад ва ме^варх,ои асосии мавзуъ таъин гардид.

Хдмчунин лозим аст, ки бар ахамияти умумии назариявии тахдидоти шоирон ва донишмандони рус В.В.Маяковский, [69] Александр Блок, [18] А.В.Луначарский, [66] Е.Э.Бертелс, [17] С.В.Калачёва, [52] П.А.Руднев, [94] Н.Е.Всеволодова, [25] М.Л. Гаспаров, [28] Л.О. Гинзбург, [32] Е.Г. Сафронова [101] ишора шавад.

Максад ва вазифах;ои та^к;ик;от. Хддафи ин рисола иборат аз тахлили раванди та^аввули маршала ба мардалаи вазн ва ритм ва хусусиятх,ои лаянии (интонатсионии) назми муосири точик дар мисоли эчодиёти Муъмин Кдноат, таъини хусусиятхои асосии падидаи адабии «арузи нав» ё худ «шеъри нав», чойгох, ва дурнамои он дар назми муосири точик ме-бошад. Барои расидан ба ин хддаф вазифах,ои зерин дар назар гирифта шуд:

- Аз чихдти илмиву назарй асоснок ва мушаххас кардани падидаи маври-ди омузиш, ки бо истилохдои гуногуни «шеъри нав», «шеъри озод» ва «арузи озод» номгузорй шудааст. -Таъини унсурхо ва меъёрхои ин падида.

-Тадк;ик,и мардалабандишудаи зухури «шеъри нав» ва идомаи даврабан-дии он дар мисоли эчодиёти Муъмин К^аноат.

- Дарачаи мутобщати системам классикии назми точик бо ин падидаи нави адабй.

- Ошкор кардани нащии шакл ва мундарича ва мутобикдти онх,о ба «шеъри нав» (арузи нав)

- Ошкор кардани имкониятх,ои нави системам классикии вазн - аруз.

- Таъини хусусиятх,ои арузи нав дар эчодиёти Муъмин Ьуаноат.

- Баррасии имкони густариши минбаъдаи арузи нав дар назми муосири точик.

Асос^ои методологии ин тахдикот асли (принсипи) тах,лил ва тадк;иь;оти хронологи ва хдмчунин тах;лили мукоисавй мебошад.

Ахамияти илмии рисола иборат аз он аст, ки дар ин рисола аввалин бор дар адабиётшиносии точик кушиш мешавад, то дар асоси эчодиёти намояндаи алохддаи назми муосири точик хусусиятх,ои асосии падидаи фарогири адабй - арузи нав таъин ва мушаххас карда шавад, даврах,ои тахдввули вазн ва ритми назми точик танзим (систембандй) гардад, накш ва чойго^и хдр яке аз унсурх,ои системам назм дар арузи нав муайян карда шавад, ба воситаи методи мукоиса мустакилияти нисбии назми точик дар ин раванд тасдик гардад. Хдмчунин аз дидгохд умумии назарй баъзе аз истилох,от аз кабили «арузи нав», меъёрдои шинохтй арузи нав, монанди «рукн» мушаххас гардад. Крбили зикр аст, ки дар ин рисола ба унвони истило^ таъин ва истифода шудани мафх,умх,ои «бах;рхои мунчамид» ва «бахрх;ои мусалсал»-ро метавон дамчун унсурх,ои таркибии ахдмияти илмиву назарии ин тахдикот муаррифй кард. Мундаричаи асосии рисола. Ин рисола иборат аз «Муцаддима» ва ду боб: I. «Арузи нав дар назми муосири точик» ва II. «Вазн ва хусусшгщои ритмй дар ашъори Муъмин Кдноат» мебошад. Хдмчунин дар охир «Чддвали вазнхои ашъори Муъмин Ь^аноат» илова гардида, дар мачмуъ хамро* бо тавзех,от ва руйхати адабиёт 188 сафхди чопии компутериро ташкил меди^ад.

БОБИI

АРУЗИ HAB ДАР НАЗМИ МУОСИРИ Ю1ЩК

1. СО Б И к;А И ПА ЙДОИШ В А ХУСУСИЯТХОИ КУЛЛИИ АРУЗИ HAB

Падидаи адабие, ки ба унвони арузи нав шинохта шудааст, натичаи тахдввули дуру дарози афкори адабию эстетикй буда, ба омилх,ое вобас-та аст ки ин омил^о ба адабиёти як давра ва ё як халк, махдуд намеша-ванд. Ин падида ба на^ве ба чустучу^о ва навпардозих,ое, ки дар охирх.ои асри XIX ва аввалх,ои асри XX дар адабиёти аксари халадои ч,ах,он б а вучуд омад, нисбат дорад.

Дар ин давра дар адабиёти Европа ч,араёнх,ои символизм, футуризм ва гайра пайдо шуд, ки сарфи назар аз нук;сон^ои чиддй, аз ин чу мл а та-моюлоти шаклпарастй, нишонаи чустучух,ои башиддати навоварона, да-лели раванди куллии пешрафти завкд эстетикй ва афзудани ахдмияти адабиёт дар даёти ичтимой буд. Албатта, ин раванди адабй ба рухдодх,ои ичтимой сахт вобаста буд. Агар ин^илоби буржуозии Фаронса шеъри Фаронсаро обу тоби нав бахшида, дар он бисёр шаклх,ои нав ва дар мачмуъ имтиёзоти нав ворид карда бошад, рухдодхои аввали инцилоби рус низ дар адабиёти рус асари амик; мегузошт ва гуё онро ба хидмати худ омода менамуд. Ин нукта бахусус дар ашъори шоири бузурги наво-вар ва инцилобии рус Владимир Маяковский ба таври равшан мушох,ида мешавад. Ч(устучух,о ва навовари^ое ки Маяковский дар осто-наи вукуи инк,илоб анчом медод, бо шуруъи инцилоб ба хостах,ои он созгор омад. Ба гуфти A.B. Луначарский «Аввалин икдоми Маяковский дар рохи инки л об, дар мачмуъ кушише буд барои вайрон кардан ва ин-кор кардани чизи мавчуд ба хотири чизе дигар - пурарзиштар ва муътамадтар» [66,с.-392].

Куллитарин омили ин дигаргуни^о ва ин навоварих,о - хдрчи беш-тар оммавй шудани адабиёт ва мушаххас шудани мавриди тасвир ва таъин гардидани хддафи он мебошад. Аз ин нуктаи назар метавон гуфт, ки чунин кушишх,о дар адабиёти точ,ик низ аз нимаи дуюми асри XIX cap шуданд. Навчуих,ои ин давраи адибони точик бештар перомуни забон сурат мегирифт, ки пешо^анги ин кор маорифпарвари бузург Ах,мади Дониш буд.

Адибони пеищадаму боистеъдоди ин давра ба хдр рох, мекушиданд, то забони адабиётро ба забони умуми мардум наздиктар кунанд. Навоварих,о ва навпардозих,ое, ки дар дар назми пасазинкдлобии точик сурат гирифт, идомаи хдмйн раванд буд ва ин^илоб ба он ривоч, бахшид.

Дар адабиётшиносии точик ибтидои навоварй дар вазни аруз аз шеъри устод Садриддини Айнй «Марши хуррият» [139,с.-145] таъин карда шудааст. Дар ^акикат дар назми точик ин асар аввалин намунаи ко-милу бомуваффакияти шеърест, ки ба анъанах,ои кадиму конунии аруз мутобикат намекунад, вале дар айни х,ол имкониятх,ои бузургу номахдуди арузро нишон медих,ад. Суоле ба миён меояд, ки оё пеш аз ин асари комилу устодона дар х^еч; мавриди дигар кушиши устод Айнй ба-рои берун рафтан аз колаб^ои суннатии аруз мушохдда нашудааст? По-сухи нисбатан муфассал ба ин суол дар асари Мухдммадчон Шакурии Бухорой ««Тазкори ашъор» ва масъалах,ои пайдоиши шеъри нав» [139,с.-143] до да шудааст. Х,амчунин дар чилди х,аштуми «Куллиёт»-и устод Айнй бо зикри таърихи «19 майи соли 1918» як пора шеър мавч;уд аст ки дар к,олаби китъа суруда шуда вале бо афзуда шудани як ибораи алохдда дар ибтидои он, б о китъаи маъмулй тафовут дорад:

Эй Ватан,

Еайр аз харобии ту дигар нест корашон

Онх.0, ки иддаои валои ту мекунанд,

Гар хидмате кунанд б а номи ту, филмасал,

Аз бах,ри номи худ, на барои ту мекунанд.

Онон, ки аз хдрими ту махчур мондаанд,

Чун Айнии гариб дуои ту мекунанд. [5, с. - 282]

Агарчи дар ин шеър омили тафовут бо анъана дар як ибора хулоса мешавад, вале ин фарк; ночиз нест. Бо вучуди ин ибора шиддати фавкулодцаи эх,сос ва жарфои дарду ^асрати ватанпарасти бузург басарохдт эх,сос мегардад. Ин ибора мисли як оди сузони беихтиёрест пеш аз баёни дарду хдсрат, ки хеле табий ва вок;еъист. Ба хдмин эътибор метавон гуфт, ки шиддати вазъи рух,й, самимияти бузург, вок;еъбинй ва дакдкии эх,сосот шоирро нохудогох, ба сари икдоме овардааст, ки хеле дертар ба хукми анъана медарояд ва аз чихдти назарй шинохта мешавад. Ин ч,о бамаврид аст, ки назари сах,еху дак,ик,и Нодири Нодирпур, ки дар соли 1967 гуфта шудааст, ёдоварй гардад: «... Ва мисол, агар вакте мо мехох,ем хдрф бизанем, факат як хдрф ифодаи маъноро мекунад, хдмон як харфро мезанем. Яъне, агар ман бо шумо сух,бат мекунам, агар як бор «на» бигуям, тамоми хдрфи худамро ба шумо гуфтаам. Тавачдух, кунед, х,еч эх,тиёч надорам, ки ба ин «на» калимаи дигарро биафзоям». [81, С.-141] Ибораи алохддаи «Эй Ватан» дар шеъри мазкури устод Айнй ба ин назар даю-щан мутобикдт дорад.

Чунин падидах,ои нав, ки х,амрох бо дигаргуних,ои чдцдии авзои и^тимой ба миён меомад, бо вукуи инкилоб ривоч;и тоза ёфт. Ва албатта ин рухдод боз ба эчодиёти адибоне мансуб буд, ки дорой тач,рибаи ганй ва истеъдоди дурахшони шоирй буданд, аруз ва назокату гановати онро медонистанд ва завк;и баланди хунарй ба он^о имкон медод, фарки миё-ни навоварй бо колабпардозиро бишиносанд. Бараке, ононе, ки тачрибаи ганй ва истеъдодр! шоирй надоштанд, вок,еиятро чун шоири хакикй амику нозук эхеос намекарданд ва худуди бадеияту гайрибадеиятро дарк наменамуданд, ба номи «навоварй» аз оддитарин ва асоситарин унсурх,ои шеър, аз ч;умла вазни аруз низ сарфи назар на-муда ва онро «далели ирти^оъй» шумурда, ба ч,ои он хостаанд вазни ^ичоро чун «рухи инкилобии са^е?;» чорй намоянд. [17,с.-26] Аммо вазни

хичо хдргиз наметавонист чойгузини вазни аруз бишавад ва ононе, ки дар ин рох, талош намудаанд ба натичаи матлубе ноил нашуданд. [132,с.-139]

Чунон ки зикр шуд нахустин намунаи бомуваффаккияти шеъри нав «Марши хуррият»-и устод Садриддини Айнй буд, ки он хам, ба гуфти худи устод Айнй, [4,с.-109] дар заминаи вазни аруз бо омезиш до дани рукнхои ба^ри рамал бо бахри мутадорик навишта шудааст. Дар натичаи ин омезиш вазне эчод шудааст, ки дар назми беш аз хазорсолаи форсу точик собика ва ному нишон надоштааст. Ба гуфти худи устод Айнй вазни ин шеър зери таъсири оханги суруди инкилобиюни Фаронса «Марселйеза» ба вучуд омада, хадаф аз он таъмини оханги инкилобй бу-дааст. Дар мачмуъ ишку алокаи устод Айнй ба мусик,й ва талошхои ишон барои анчоми тахкикот ва пажухиш дар заминаи мусик,ии точик ва системи вазни аруз аз он шаходат медихад, ки эчоди «Марши хуррият» як амри мавридй ва тасодуфй набуда, балки яке аз натоичи тамоюли фитрии эчодй ва, шояд ба таври нохудогох,, бахше аз барномахои адабии устод Айнй будааст, вале мутаасифона машгулиятхои зиёд ба ишон им-кони амалй сохтани ин барномаро надодааст. Устод Айнй хаттто дар осори мансури худ аз рохи ба кор бастани суруду тарона бар мабнои охангхои халкй ба ин тачрибахо идома дода ва худ муътакид будааст, ки оханги шеърхои халкй барои навоварй бисер имконият медихад. [4, с.-110]

Мавзуи сахми устод Садриддини Айнй дар тахаввули аруз ва шеъри нави точик бешак кобили як тахкикоти алохида ва муфассал ме-бошад, вале дар ин чо наметавон аз як нуктаи чолиб ва мухим сарфи назар намуд. Манзур ин аст, ки манзумаи «Афсона»-и Нимо Юшич, ки дар Эрон уро «падари шеъри нав» номида ва замони суруда шудани ин ман-зумаро «мабдаъи таърихи шеъри нав дар Эрон» карор додаанд, дар вазни бесобикаи «Марши хуррият» ва панч сол дертар аз ин шеъри устод Айнй (соли 1301 шамсии камарй - мутобик бо соли 1923 масехй) эчод шудааст.

Месазад, ки барои исботи гуфтах,ои боло ду пора аз ин шеърх,о мук;оиса шавад. Аз «Марши хуррият»:

Эй ситамдидагон,эй асирон! Вакги озодии мо расид. Муждагонй дих,ед, эй факирон Дар чахон суб^и шодй дамид...

Х,ар ситамгори дун хурраму шод Солх,о ч,оми ишрат чашид. Дар шаби тиран чдвру бедод Хдр ситамдида мехдат кашид... [5, С.-285]

фоилун/фоилун/фоилотун -у-/-у-/-у-

фоилун/фоилун/фоилун -У-/-У-/-У-

фоилун/фоилун/фоилотуН -V-/-V-/-V-

фоилун/фоилун/фоилун -У-/-У-/-У-

Аз «Афсона»: Дар шаби тира девонае, к-у Дил ба ранге гурезон супурда. Дар дарай сарду хилват нишаста, Хдмчу сок;ай гиёх,е фусурда, Мекунад достоне гамовар. [80,с.-17]

Фоилун/фоилун/фоилотун -у-/-у-/-у- -

Фоилун/фоилун/фоилотун -У-/-У-/-У- -

Фоилун/фоилун/фоилотун -У-/-У-/-У- -

Фоилун/фоилун/фоилотун -У-/-У-/-У- -

Фоилун/фоилун/фоилотун -у-/-у-/-у- -

Онгуна ки мебинед, аз назари фаннй низ навоварии устод Айнй дар вазни «Марши дуррият» нисбат ба навоварии Нимо Юшич дар «Афсо-на» барчастатар аст, ба ин далел, ки агар Нимо Юшич бо вучуди исти-фода аз вазни нав баробарии шумораи х,ичох,ои рукнх,ои арузро дар байтной шеъраш риоя намудааст ва ба ин васил