автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Трансформация традиционного общественного сознания

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Вальдман, Игорь Александрович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Новосибирск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Трансформация традиционного общественного сознания'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Вальдман, Игорь Александрович

Введение.

Глава I. Традиционное общественное сознание и методология его изучения.

§ 1. Методология изучения традиционного общественного сознания и его трансформации.

§ 2. Основные характеристики традиционного общественного сознания.

Глава II. Механизмы трансформации традиционного общественного сознания.

§ 1. Факторы трансформации традиционного общественного сознания.

§ 2. Историческая трансформация традиционного общественного сознания.

§ 3. Значение политической борьбы как фактора трансформации традиционного общественного сознания.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Вальдман, Игорь Александрович

Актуальность исследования. Кризис современного российского общества настоятельно требует поиска путей возможного выхода из него, поиска теоретических оснований для решений, которые обеспечили бы перспективу дальнейшего устойчивого развития. Одним из популярных направлений такого поиска становится обращение к тем или иным национальным или религиозным традициям, что делает актуальным рассмотрение самого характера функционирования традиции в системе социальной деятельности регулируемого ею общества.

Ни одно время, ни одна эпоха в истории человечества не являются самодостаточными, в себе самих находящими свои истоки, смысл и абсолютное завершение в финале. Любая эпоха предстает как момент исторического становления того или иного социального организма, обусловленный не только характеристиками его актуальных взаимодействий, но и потенциалом обусловленности собственным прошлым, воплощенным в культуре. Прошлое развитие общества опредмечивается в его структуре и знаковом выражении специфической культурной рефлексии в различных 'формах общественного сознания. История общества является предпосылкой его последующего развития, в котором оно находит свою реализацию/и изменяется во взаимодействии с определенной окружающей средой. Можно утверждать, что традиция является не только сокровищницей опыта, знания о себе и вариантов решений появляющихся проблем, но и одним из критериев для оценки современности, зеркалом, в которое смотрится настоящее в своем каждодневном рождении. В течение нескольких последних тысячелетий человечество испытывает все более ускоряющийся процесс значительных изменений в своем образе жизни, возникновения многочисленных культурных инноваций. Эта эпоха, характеризуемая возникновением значительного культурного многообразия, и привлекает наибольшее внимание исследователей, стремящихся изучить те или иные ее феномены, формы общественного сознания. В то же время следует отметить, что все формы общественного сознания, существующие в различных социальных организмах, представляют собой результат длительного исторического развития данных социумов. Поэтому более корректно понять сущностные характеристики определенной формы общественного сознания можно представив ее как непосредственное продолжение содержательно определенных тенденций развития общественного сознания, которые выявляются в ходе интерпретации в рамках избранного теоретического подхода предыдущих, качественно отличных стадий его развития. Таким образом, актуальным является изучение стадии развития общественного сознания, предшествовавшей возникновению многих современных его форм. Такой стадией, исходной по отношению к возникновению многих современных культурных феноменов является традиционное общественное сознание. В данном контексте важно исследовать подобным образом процессы, происходившие в общественном сознании в один из важнейших периодов для последующей европейской христианской цивилизации, как время возникновения этой мировой религии в древней Палестине.

Цель и задачи исследования. Целью представленной работы является социально-философский анализ процесса трансформации традиционного общественного сознания на материале зарождения христианства.

Постановка такой цели требует решения следующих задач:

1.Раскрыть основные характеристики традиционного общественного сознания.

2.Выявить важнейшие механизмы процесса трансформации традиционного общественного сознания.

3.Показать на материале древнееврейской культурной традиции трансформацию традиционного общественного сознания.

4.Интерпретировать как стадию трансформации традиционного общественного сознания деятельность Иисуса и его последователей, приведшую к возникновению христианства.

Объектом исследования является историческое развитие общественного сознания. Предмет исследования - важнейшие факторы и механизмы процесса трансформации традиционного общественного сознания.

Степень теоретической разработанности проблемы.

Научное исследование архаических традиционных обществ восходит к работам таких основоположников социологии и культурологии XX века как Г. Спенсер, Ф. Тённис, В. Зомбарт, и особенно Э. Дюркгейм и М. Вебер. Вплоть до середины XX в. как традиционные в основном понимались общества на догосударственном этапе своего развития и прежде всего общества за пределами Европы. Классическими исследованиями о неевропейских народах считаются работы таких антропологов и этнологов как Б. Малиновский, JI. Леви-Брюль^ Ф. Боас, А.П. Элкин, Э. Эванс-Притчард, М. Мосс и др. В их работах были описаны многие конкретные характеристики архаических обществ и элементы их общественного сознания, особенно - их мифы и ритуалы.

Попытки обобщенного сравнительно-социологического описания традиционности начинаются с работ Р. Редфилда о «сельском обществе». Определенное внимание уделялось характеристике традиционного общественного сознания - как «традиционной культуре», под которой Р. Редфилд понимал как конкретную самоподдерживающуюся систему взаимосвязанных норм, систему интеграции «условных понятий», обеспечивающую жизнедеятельность общества в целом и отдельного человека от его рождения до смерти1.

В рамках развивавшихся в 1950-60-е годы концепций модернизации происходит расширение понятия «традиционное общество» вплоть до включения в него всех доиндустриальных обществ. Это можно видеть в работах К. Блэка, М. Леви, У. Ростоу и др. В качестве факторов трансформации таких социумов выдвигаются различные особенности экономической, социальной, политической структуры, уровень развития науки и технологии. При этом традиция рассматривается как антитеза модернизации, не имеющая собственного внутреннего развития, в связи с чем традиционное сознание специально не исследовалось и характеризовалось в основном как символическое дублирование социальной статичности.

С середины 1960-х - 1970-х годов в ходе получения обширного материала по модернизационным преобразованиям в развивающихся странах, появляются теоретические исследования общих вопросов модернизации начавшие переосмысление прежних концептуальных положений и прежде всего тезиса о статичности традиционного общества2. Традиционные общества все больше исследуются в динамике их развития как «переходные»3, появляются многомерные модели их развития. Следует отметить работы таких авторов, как Ф. Риггз, Д. Эптер, J1. Купер, П. Ван ден Берге, А. Ройс, Э. Шилз, Ш.Н. Эйзенштадт.

В отечественной науке исследования традиций проводились в основном на эмпирическом уровне без соответствующего теоретического обобщения. Понятие «традиция» не было особенно значимым ни в востоковедческих, ни в социологических исследованиях в силу неактуальности понятия «модернизации». С другой стороны в философских и культурологических исследованиях, особенно с конца 1970-х - начала 1980-х годов традиция стала одной из популярных тем. Следует отметить работы таких авторов, как М.К. Петров, Э.С. Маркарян, К.В. Чистов, В.Д. Плахов, И.Т. Касавин, В.В. Меликов и др. Для отечественных авторов внутреннее саморазвитие традиции, переход инноваций в традиции, как и внимание к феноменам традиционной культуры являются достаточно очевидными положениями4, при том, что цельной модели развития традиционного сознания пока предложено не было.

Следует отметить, что интересующая нас характеристика деятельности группы последователей Иисуса Христа или протохристианской общины и развития религиозного учения в рамках трансформации традиционных обществ специально рассматривалась в основном только в рамках исследований, посвященных трансформации «осевого времени», основателем которой стал К. Ясперс. К ней относятся работы таких авторов как Ш. Эйзенштадт, Б. Шварц, Е. Фёгелин и др.

Уже в работах М. Вебера, ставших предпосылками позднейших теорий модернизации, предметом изучения стало социально-регулятивное значение христианства. Однако, оно рассматривалось, прежде всего, как один из существенных компонентов европейского традиционного общества эпохи средневековья, как важный источник формирования капитализма нового времени. В то же время очевидно, что христианство не было исторически первой формой традиционного сознания ни в Европе, ни в мире. Отмеченные Вебером и другие особенности христианства как предпосылки последующего развития в качественно новую стадию сами являлись результатом его генезиса. Возникновение христианства, особенно в условиях его палестинской прародины практически не стало предметом специального рассмотрения в рамках формировавшихся представлений о развитии традиционного сознания. Некоторым исключением можно считать лишь отдельные работы Ш. Эйзенштадта, где , в то же время, возникновение христианства является^ лишь небольшим иллюстрирующим V эпизодом в его многомерной модели цивилизационного процесса в рамках сравнительно-типологического изучения мировых цивилизаций5. При этом изучение возникновения христианства активно велось в рамках исторического религиоведения.

Научная литература о древнееврейской религиозной традиции и возникновении христианства весьма обширна. Следует отметить ряд авторов, внесших особый вклад в формирование современных представлений по данной проблеме. Исследованию развития древнееврейской культурной традиции и, прежде всего, ветхозаветных произведений, текстов апокрифических, а также кумранских текстов посвящены работы И.Д. Амусина6, И.П. Вейнберга7, И.М. Рижского8, А. Рофэ9, К.Б. Старковой10, И.Р. Тантле^ского11, И.Ш. Шифмана12.

Зная значение христианства в сознании людей последних двух тысячелетий не трудно понять, сколь огромна литература об Иисусе Христе и раннем христианстве. Только научное изучение евангелий продолжается вот уже более двухсот лет. Показательно, что между 1960 и 1990 годами опубликовано несколько сотен исследований о евангелии Марка13. Для решения задач, поставленных в данной работе необходимо проследить развитие исторических исследований жизни и деятельности Иисуса как основы для их реконструкции и последующей интерпретации.

Достаточно очевидна характеристика, данная одним из ведущих российских исследователей Нового Завета С.В. Лёзовым отечественным работам в области библеистики. Он пишет, что «сочетание различных факторов привело к тому, что в XIX - XX веках в России не укоренилась научная библеистика. Более того, в нашей литературе о Новом Завете (и, в частности, о евангелиях) нет достоверной информации о новозаветной науке. Стремление понять и представить проблематику современной науки отсутствует и в христианской, и в пропагандистски-атеистической и в светской историко-филологической литературе о Новом Завете, написанной на русском языке.»14 В качестве примеров отечественной историографии У упомянем работы таких авторов, как А.Б. Ранович15, Г.М. Лившиц16,

17 18

И.С. Свенцицкая , Н.И. Голубцова и других.

В последние годы положение в литературе о раннем христианстве на русском языке постепенно начинает меняться. Появляются переводы работ зарубежных ученых разных направлений (таких как Ч.Г. Додд, Д. Флуссер) и некоторые отечественные исследования, выходящие на современный

19 уровень науки о раннем христианстве .

В зарубежной историографии, естественно, «мощный научный интерес по-своему отражает значение этих (новозаветных - И.В.) текстов для той культуры, в рамках которой сложилась новозаветная наука»" . Как пишет P.M. Грант, «трудно не увидеть по меньшей мере следы лютерано-центристского влияния в работе немецких исследователей Нового Завета, и осторожности, которая только и может быть названа англиканской - или пресвитерианской - в британских исследованиях»21.

Кратко скажем об основных этапах и направлениях изучения жизни и деятельности Иисуса Христа и поддерживающей его группы последователей. До начала секуляризации нововременной европейской исторической традиции евангелия воспринимались как запись исторических событий. В собственно исторических сочинениях эту традицию выразил уже первый историк церкви Евсевий Кесарийский

22

Памфил) в своей «Церковной истории» . Затем же линия изучения пошла через создание внецерковного образа Иисуса. Значительный рост числа исследований начинается в XIX в. Исследование жизни Иисуса из Назарета мотивировалось главным образом критикой церковной догматики, а в его основе лежала уверенность, что земной Иисус - это просто человек . Все, что вне этого считалось мифологией. Здесь стоит отметить особую заслугу Д. Штрауса, который вообще отказался интерпретировать евангелия в рамках оппозиции «супранатурализм - рационализм» и предложил мифологическое истолкование, т.е. стал истолковывать все евангельские повествования как выражения идей независимо от соотношения этих повествований с «тем, что случилось на самом деле». Такое понимание евангелий предполагается во всей последующей библеистике24. В научный оборот было введено много данных о палестинском иудаизме того времени, что вроде бы создало надежный исторический и научный фундамент. Развивалась и текстология евангелий. Так в 30-е годы XIX в. возникла и стала достаточно успешно разрабатываться классическая гипотеза двух источников. Суть ее в следующем: евангелие Марка - самое древнее евангелие и источник для Матфея и Луки; Матфей и Лука использовали еще один общий письменный источник, который до нас не дошел, но поддается реконструкции при сопоставлении текстов Матфея и Луки (его условное обозначение Q - от нем. Quelle «источник»). В Q в основном содержались

25 изречения Иисуса и поэтому он назван «источник логий» . Однако, скоро стало ясно, что в евангелиях крайне мало исторических данных, которые могут быть положены в основу реконструкции жизни Иисуса, т.е. здесь, в евангелиях, был образ Иисуса - Иисуса Христа раннехристианской проповеди (керигмы), а не земной Иисус - человек. Здесь можно упомянуть работы таких исследователей как В. бреде, Р. Бультман, Ю. Вельгаузен,

26 *

М. Дибелиус, К.Л. Шмидт . В. Вредё. писал, что «евангелие Марка относится к истории [христианской] догматики», а не к истории Иисуса из

27

Назарета . Вскоре обозначилась теологическая реакция на историко-критический образ Иисуса. Здесь Иисус изображался как «очень, очень хороший человек», и этот образ в либеральной теологии заменил Христа догматики.

После второй мировой войны были предложены различные варианты выхода из кризиса и продолжения научного исследования проблемы. Немецкими и англо-американскими учеными была сформулирована концепция «Нового поиска» земного Иисуса - здесь в качестве исторического материала использовалась сама керигма. Была принята посылка, что есть содержательная связь между тем, что говорил Иисус (в том числе и о себе), и его интерпретацией в керигме. Таким образом здесь допускается преемственность между верой учеников Иисуса до и после пасхальных событий, а значит и то, что в послепасхальной керигме содержится определенная историческая правда об учении и проповеди

• земного Иисуса. Подобный подход несколько расширил базу для реконструкции, но здесь центр тяжести помещен на «керигматическом» аспекте жизни Иисуса, и таким образом земной Иисус все равно приспосабливается к христианской вере. Тем не менее подобный подход, если в дополнение к нему использовать метод сравнительного анализа значений символов в евангелиях с подобными символами в учении и деятельности других религиозных групп периода жизни возможного исторического Иисуса, можно реконструировать значимые элементы процесса формирования раннего христианства и черты Иисуса как его лидера.

Поиски земного Иисуса происходят и за рамками протестантской теологии. Так, с работы Дж. Клауснера (1922) начинаются систематические

О Я попытки написать биографию Иисуса как еврея своей эпохи . Еврейские исследователи основываются на материалах еврейской религиозной традиции и исторических исследованиях по палестинскому иудаизму конца периода Второго Храма. Позднее стали активнее привлекаться методы исследования новозаветных текстов из христианской экзегезы и, особенно, метод «анализа (истории) редакций» (Redaktionsgeschichte). Следует упомянуть и созданный в 1920-е годы метод «истории форм» (Formgeschichte)29. За всем этим - стремление вернуть Иисуса в еврейскую религиозную и национальную историю. Таким образом Иисус заново открывается еврейской традицией как великий собрат по вере (М. Бубер), как один из учителей веры, который не только органично вписывается в традицию, но и сообщает ей нечто новое. Особенно ценное в этих попытках, к которым, в частности, относятся исследование Г. Вермеша «Иисус еврей»30 и недавно переведенная на русский язык работа Д. Флуссера «Иисус» то, что они полностью независимы от христианской догматики в явном и неявном виде31.

К числу работ этого круга, хотя и с отличным характером образа Иисуса относится и работа X. Макко.би «Революция в Иудее: Иисус и

32 ' еврейское сопротивление» , где Иисус рассматривается как сильный и смелый лидер еврейского антиримского сопротивления, таким образом возвращаясь в еврейскую культуру и вгписываясь в традицию, выраженную Г. Фастом в книге «Мои прославленные братья», где он пишет о «тех удивительных людях древности, которые вне зависимости от их религии, образа жизни и любви к своей земле, выковали сверкающую максиму - что сопротивление тирании есть самое истинное повиновение Богу»33.

Сходная оценка Иисуса как лидера одной из революционных групп находится и в работах таких авторов марксистской ориентации как К. Каутский34, А. Робертсон35, Б. Данэм36. Однако здесь большее значение придается имевшим место, по мнению авторов, христианскому коммунизму (на основании отказа от имущества), классовому антагонизму (на основании враждебности к богатым) и пролетарскому характеру раннехристианских общин. Авторы недостаточно используют сравнение данных Нового Завета с учением и деятельностью других религиозных и политических групп, для чего, возможно, во время написания работ не было достаточной источниковой базы (особенно в виде исследованных кумранских текстов). Здесь из анализа исторического контекста делается лишь вывод о повышении общей бунтоопасности в I в.н.э. и не проясняется вопрос о глубинном значении политической борьбы на данном этапе трансформации общественного сознания в рамках древнееврейской традиции, о реализации этого сложного процесса в учении, деятельности и структуре группы.

Анализ характеристик мифологического сознания архаических народов необходимый для характеристики традиционного общественного сознания имеет обширную научную литературу. Следует отметить таких авторов, как М. Элиаде, Б. Линкольн, И.М. Дьяконов, Е.М. Мелетинский, В.Н. Топоров и др.

Методологическим основанием исследования является применение системного и социокультурного подходов к исследованию процессов, протекающих в общественном сознании традиционного общества. Существенное влияние на формирование этих подходов оказали идеи

A.Н. Аверьянова, И.В. Блауберга, М.С. Кагана, В.П. Кузьмина, К.Х. Момджяна, В.Н. Садовского, А.К. Уледова, И.Т. Фролова, Э.Г. Юдина и др.

Применение системно-деятельностного подхода и особенно субъект-субъектной модели социальной деятельности, разработанной

B.П. Фофановым, позволяет дать важнейшие характеристики традиционного общественного сознания как сознательного отражения, чье

37 конечное назначение - «регулятивное обеспечение практики» . На основе данной методологии может быть выявлено системное значение различных аспектов традиционного общественного сознания в его исторически первичной мифологической форме, обеспечивающей общественную практику первобытности. Также могут быть описаны механизмы его исторически необходимой трансформации в соотношении с изменениями, происходящими в общественной практике, с их неравномерностью и неравнозначностью в различных сегментах общества. Теоретическое описание основных характеристик, механизмов трансформации, отнесенное к определенному социокультурному представлению исторического развития общественного сознания, позволяет проанализировать деятельность Иисуса Христа и группы его последователей в условиях Палестины I в.н.э., как проявление трансформации традиционного общественного сознания, приводящего к возникновению христианства как одной из мировых религий. Адекватное представление характера и значения различных аспектов деятельности данной группы как выражения процессов трансформации традиционного общественного осознания требует также использования историко-аналитического и сравнительно-исторического методов при изучении источников.

Научная новизна исследования и "положения, выносимые на защиту. В диссертации осуществлено системной рассмотрение и концептуализация процесса трансформации традиционного общественного сознания, конкретизированное на материале развития культурной традиции Палестины, приведшего к возникновению христианства. Научная новизна диссертации заключается в следующих положениях:

1. Выявлено, что основными особенностями традиционного общественного сознания являются сакральный характер нормативного культурного комплекса и сакрализация всех значимых видов социальной деятельности как обеспечение безусловного воспроизведения символически заданных регулятивных программ в диалектическом единстве с неартикулированной вариативностью их интерпретации.

2. Показано, что основанием трансформации традиционного общественного сознания является его десакрализация, происходящая, прежде всего, как утрата традиционными нормативными комплексами своей исключительной роли в регуляции социальной деятельности, обусловливающая и противоположную деятельность по - преодолению и снятию ее дезинтегрирующего эффекта.

3. Показано, что важнейшим фактором десакрализации традиционного общественного сознания является процесс политогенеза.

4. Показано, что учение и деятельность Иисуса Христа и группы его последователей, ставшие основой для возникновения христианства, демонстрируют трансформацию традиционного общественного сознания в процессе его перехода в одну из мировых религий.

5. Показано значение политической борьбы как фактора трансформации традиционного общественного сознания на примере деятельности Иисуса Христа и его последователей.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы состоит в том, что её результаты могут быть использованы при дальнейшей разработке целостной концепции общественного сознания и стадий его развития.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что проведенное в работе изучение процесса трансформации традиционного общественного сознания и возникновения христианства как его стадии может быть использовано в качестве методологической основы для анализа конкретных форм существования религиозной компоненты общественного сознания. Материалы исследования могут способствовать выработке новой культурной парадигмы посредством углубления рефлексии оснований современной европейской христианской культуры. Ряд положений диссертации может применяться в практике преподавания культурологии, философии, истории религии.

Апробация работы. Основное содержание работы обсуждалось на международной научной конференции «История мировой культуры и методика её преподавания» (Новосибирск, 1995); всероссийской научной конференции «Культура и общество: возникновение новой парадигмы» (Кемерово, 1995); на девятой международной научной конференция по проблемам книговедения (Москва, 2000). Диссертация и автореферат обсуждались на кафедре истории мировой культуры Новосибирского государственного педагогического университета.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Трансформация традиционного общественного сознания"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить следующее. Для данного исследования существенно то, что рассмотренный эмпирический материал показывает: трансформация традиционного сознания осуществляется прежде всего через процесс политогенеза, формирующий сложную многоуровневую систему субъект-субъектных взаимодействий между различными социумами и внутри отдельного общества. Эта система социальных взаимодействий в качестве условия своего дальнейшего существования предполагает процесс внутреннего ускорения социальной дифференциации. Усиление динамики социальной дифференциации и трансформации содержания различных видов социальной деятельности находит выражение в десакрализации комплекса традиционных норм и, в дальнейшем, в ее символической рефлексии, фокусом которой становится политическая борьба, осмысляемая как средство обеспечения возврата к утраченному истоку традиционного общественного благополучия. Тесная взаимосвязь политической борьбы и идеологической рефлексии несоответствия наличного и традиционно-нормативного миропорядков приводит к концептуализации различения «трансцендентного» и мирского» и к формированию учений, легших в основу «мировых» религий, с их утверждением единого универсального миропорядка, социального протеста против наличного отклонения от него и предлагаемого варианта его символического снятия в доктринах «спасения».

 

Список научной литературыВальдман, Игорь Александрович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Айзенштадт С. Цивилизационные измерения социальных изменений. Структура и история. // Цивилизации. Вып. 4. - М.: МАЛП, 1997. - С. 2032.

2. Айзенштадт Ш.Н. Конструктивные элементы великих революций: культура, социальная структура, история и человеческая деятельность. // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. Т. 1. № 2. - С. 190-212.

3. Айзенштадт Ш.Н. «Осевая эпоха»: возникновение трансцендентных видений и подъем духовных сословий. // Ориентация поиск. Восток в теориях и гипотезах. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1992. - С. 42-62.

4. Алексеев В.П. Очерки экологии человека. М.: Наука, 1993. - 191 с.

5. Аллегро Дж. М. Сокровища Медного свитка. М.: Наука, 1967. - 188 с.

6. Амусин И.Д. Кумранская община. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983. - 328 с.

7. Амусин И.Д. Проблемы социальной структуры обществ древнего Ближнего Востока (I тысячелетие до н. э.) по библейским источникам. -М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. 155 с.

8. Амусин И.Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1961. - 272 с.

9. Амусин И.Д. Тексты Кумрана. Вып. 1. М.: Наука, 1971. - 495 с.

10. Антонова Е.В. К реконструкции идеологии населения древнейших городов. // Город как социокультурное явление исторического процесса. -М.: Наука, 1995. С. 286-290.

11. Антонова Е.В. Месопотамия на пути к первым государствам. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 223 с.

12. Апокрифические апокалипсисы. СПб.: Алетейя, 2000. - 279 с.

13. Апокрифы древних христиан. М.: Мысль, 1989. - 336 с.

14. АссманЯ. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М.: Присцельс, 1999. - 368 с.

15. Бажутина Т.О. Происхождение человека: Концепция переходных состояний развития. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. - 156 с.

16. Байбурин А.К. Ритуал в системе знаковых средств культуры. // Этнознаковые функции культуры. М.: Наука, 1991. - С. 23-42.

17. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре. СПб.: Наука, 1993. -240 с.

18. Берндт P.M., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев. М.: Наука, 1981. -447 с.

19. Бернштейн Б.М. Традиция и социокультурные структуры. // Советская этнография. 1981. №2 С. 107-109.

20. Благая весть. Новый Завет, перевод с греческого текста. Вена, 1990. -369 с.

21. Брудный А.А. Магия как феномен индивидуального и массового сознания. // Околдованная реальность (Мир африканской ментальности). -М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994. С. 61-73.

22. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - 704 с.

23. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 808 с.

24. Вейнберг И.П. Рождение истории. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 352 с.

25. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего Ближнего Востока. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1986. - 208 с.

26. Власова В.Б. Об исторических типах традиционной ориентации. // Советская этнография. 1981. - №2. - С. 112-114.

27. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Правда, 1988. -512с.

28. Гайденко П.П. Социология Макса Вебера. // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - С. 5-43.

29. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. - 367 с.

30. Голосов Г.В. Сравнительная политология. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994. - 180 с.

31. Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви. М.: Наука, 1967. -144 с.

32. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. М.: Мартис, 1998.- 510 с.

33. Данэм Б. Герои и еретики. М.: Прогресс, 1967. - 504 с.

34. Додд Ч.Г. Основатель христианства. М.: Наука, 1993. - 175 с.

35. Дробышевский С.А. Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Красноярск, 1995. - 297 с.

36. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Наука, 1990. - 247 с.

37. Дьяконов И.М. Введение. // Мифологии древнего мира. М.: Наука, 1977.-С. 5-54.

38. Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М.: Наука, 1986. -234 с.

39. Евзлин М. Космогония и ритуал. М.: Радикс, 1993. - 344 с.

40. Евсевий Памфил Церковная История. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. - 447 с.

41. Елизарова М.М. Община терапевтов. М.: Наука, 1972. - 144 с.

42. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1996. - 591 с.

43. Ерасов Б.С. Ш. Эйзенштадт и его концепция общества и истории. // ЭйзенштадтШ. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999. - С. 5-22.

44. Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. СПб.: РХГИ, 1998. - 288 с.

45. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М. Аспект Пресс, 1995. -317с.

46. Иосиф Флавий (Йосеф, сын Маттитьяху). Иудейская война. М., Иерусалим, 1996. - 511 с.

47. История Востока. Т.1. Восток в древности. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. - 688 с.

48. История древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 2. Передняя Азия. Египет. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1988. -623 с.

49. История ментальностей, историческая антропология. М., 1996. - 255 с.

50. Канонические евангелия. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992. 350 с.

51. Капустин Б.Г. Современность как предмет политической теории. М.: РОССПЭН, 1998.- 308 с.

52. Касавин И.Т. Миграция. Креативность. Текст. Проблемы неклассической теории познания. СПб.: РХГИ, 1998. - 408 с.

53. Каутский К. Происхождение христианства. М.: Политиздат, 1990. - 463 с.

54. Коган J1. К этимологии этнонима 'Израиль' (южносемитские элементы в аморейской ономастике). // Библия: литературные и лингвистические исследования. Вып. 1. М.: РГГУ, 1998. - С. 179-186.

55. Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М.: Изд-во МГУ, 1985. - 146 с.

56. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. М.: Ладомир, 1993.

57. Кочакова Н.Б. Традиционные институты управления и власти (по материалам Нигерии и Западной Африки). М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 168 с.

58. Крадин Н.Н. Вождество: современное состояние и проблемы изучения. // Ранние формы политической организации: от первобытности к государственности. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995.- 350 с.

59. Культурология. XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997. -640 с.

60. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М.: Атеист, 1930. - 339 с.

61. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика - Пресс, 1994. - 603 с.

62. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. - 384 с.

63. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1985. - 536 с.

64. ЛёзовС.В. История и герменевтика в изучении Нового Завета. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996.

65. Лёзов С.В. Канонические евангелия (введение). Канонические евангелия. М.: Наука, 1992. С. 5 - 78.

66. Лившиц Г.М. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск: Вышэйш. школа, 1967. - 319 с.

67. Лившиц Г.М. Очерки историографии Библии и раннего христианства. -Минск: Вышэйш. школа, 1970. 408 с.

68. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культуры. // Языки культуры и проблемы переводимости. М.: Наука, 1987.

69. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997. - 448 с.

70. Малиновский Б. Магия, наука и религия. // Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев. М.: Республика, 1992. - С. 84-127.

71. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700 с.

72. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. // Советская этнография. 1981. - №2. - С.78-96.

73. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. - 407 с.

74. Меликов В.В. Введение в текстологию традиционных культур (на примере «Бхагавадгиты» и других индийских текстов). М.: РГГУ, 1999. -304 с.

75. Меликов В.В. Понятие «субъект» традиционного индийского общества. // Бог человек - общество в традиционных культурах Востока. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - С. 86-105.

76. Мещерский Н.А. Иудейская война Иосифа Флавия в древнерусском переводе. М. - Л., 1958. - 578 с.

77. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М.: Рос. энциклопедия, 1994. - Т.1. А-К. - 671 с. Т.2. К-Я. - 719 с.

78. Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996.-360 с.

79. Новый Завет господа нашего Иисуса Христа. Брюссель, 1988.

80. Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. -М.: Наука, 1985.- 129 с.

81. Петров М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. -М.: РОССПЭН, 1995.- 140 с.

82. Петров М.К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991. - 328 с.

83. Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. - 220 с.

84. Потестарность: генезис и эволюция. СПб.: МАЭ РАН, 1997. - 214 с.

85. Раджак Т. Иосиф Флавий. Историк и общество. М. - Иерусалим, 1993. -263 с.

86. Ранович А.Б. Очерк истории раннехристианской церкви. М.: ОГИЗ, ГАИЗ, 1941. - 260 с.

87. Р^енан Э. Жизнь Иисуса. М.: Политиздат, 1991. - 398 с.

88. РикёрП. Герменевтика. Этика. Политика. М.: АО «KAMI», Издательский центр ACADEMIA, 1995. - 160 с.

89. Рижский М.И. Библейские вольнодумцы. М.: Республика, 1992. - 236 с.

90. Рижский М.И. Книга Экклезиаста: В поисках смысла жизни. -Новосибирск: Наука, 1995. 225 с.

91. Робертсон А. Происхождение христианства. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1959.- 323 с.

92. Рофэ А. Повествования о пророках. М. - Иерусалим, 1997. - 239 с.

93. СайкоЭ.В. Город как особый организм и фактор социокультурного развития. // Город как социокультурное явление исторического процесса. -М.: Наука, 1995. С. 9-21.

94. Сайко Э.В. Древнейший город. Природа и генезис (Ближний Восток. IV II тыс. до н.э.). - М.: Наука, 1996. - 207 с.

95. Сарингулян К.С. О регулятивных аспектах культурной традиции. // Советская этнография. 1981. №2 С. 99-101. *

96. Свенцицкая И.С. Раннее христианство : страницы истории. М.: Политиздат, 1989. - 336 с.

97. Следзевский И.В. Моделирующие принципы традиционного мировидения. // Околдованная реальность (Мир африканской ментальности). М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1994.-С. 10-19.

98. Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты XX в. М.: Наука, 1994. - 406 с.

99. Старкова К.Б. Кумранская община и внешний мир. // ПС 25(88) 1974. С. 67 72.

100. Старкова К.Б. Устав для всего общества Израиля в Конечные дни. // ПС 4(67) 1959. С. 17-72.

101. Старостин Б.С. Концепции «традиционного общества» в западной социологии. // Традиционное общество и мировая экономика: критика теорий модернизации. М., 1981. - С. 32-79.

102. Степанянц М.Т. Реформаторство как антитеза традиционности. // Бог -человек общество в традиционных культурах Востока. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - С. 218-223.

103. Тантлевский И.Р. Идеологические представления Кумранской общины (Учитель Праведности и кумранский мессианизм). Дисс. канд. ист. наук. СПб. филиал Института Востоковедения РАН, СПб., 1993.

104. Тантлевский И.Р. История и идеология Кумранской общины. СПб.: Центр «Петербургское Востоковедение», 1994. - 384 с.

105. Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1983. - 277 с.

106. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. М.: Юрист, 1995. - 479 с.

107. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире (общий взгляд). // Очерки истории естественнонаучных взглядов в древности. М.: Наука, 1982.

108. Флавий И. Иудейская война. Минск, 1991.

109. Флавий И. Иудейские древности. Т. 1 2. - М.: Ладомир, 1994.

110. Флуссер Д. Иисус. М.: ИНИОН АН СССР, 1992. - 151 с.

111. Фофанов В.П. Синтетическая концепция культуры и проблема социальности. // История мировой культуры и методы ее преподавания. -Новосибирск, 1995. С. 3-8.

112. Фофанов В.П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981.-304 с.

113. Фофанов В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. -Новосибирск, 1986. 189 с.

114. Фофанов В.П. Экономические отношения и экономическое сознание. -Новосибирск, 1979. 270 с.

115. Ханипов А.Т. Интересы как форма общественных отношений. -Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1987. 255 с.

116. Хосроев A.J1. Александрийское христианство. М.: Наука, 1991. 276 с.

117. Шифман И.Ш. Введение. // От бытия до откровения. Учение. Пятикнижие Моисеево. М.: Республика, 1993. - С. 5 - 56.

118. Шнирельман В.А. Возникновение производящего хозяйства. М.: Наука, 1989. - 444 с.

119. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996.-415 с.

120. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса. СПб., 1907. - Т. 1 - 2.

121. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. -М.: Наука, 1984.- 581 с.

122. Эйзенштадт С.Н. Прорывы Осевого времени. // Цивилизации. Вып. 3. -М.: Наука, 1995.-С. 51-61.

123. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999. - 416 с.

124. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995. - 239 с.

125. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. СПб.: Алетейя, 1998. - 249 с.

126. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 144 с.

127. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М. -СПб.: Университетская книга, 1999. - 356 с.

128. ЯсперсК. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. -527 с.

129. Apter D.E. Some conceptual approaches to the study of modernization. -Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1968. XIII, 380 p.

130. Bellah R. Religious Evolution. // American Sociological Review. Chicago, 1964. V. 29.-pp. 358-374.

131. Brown R. J. Starcky's Theory of Qumran Messianic Development. The Catholic Biblical Quarterly 28 (1966), pp. 51 - 57.

132. Burrows M. More Light on the Dead Sea Scrolls. N.Y., 1958.

133. Fast H. My glorious brothers. Boston, 1948.

134. Fredriksen P. From Jesus to Christ. The origins of New Testment images of Jesus. L., 1988.

135. Gazov-Ginzberg M. The structure of the Army of the Sons of Light. RQ 18 (1965), pp. 163 - 176.

136. Gordis R. Judaism in a Christian World. JQR, Vol.64, 1974, No. 3.

137. Grant R.M. American New Testment Study, 1926 56. - JBL, Vol. 87 (1968), P.I, pp. 42 - 50.

138. Hata G. Is the Greek version of Josephus' Jewish War a translation or a rewriting of the first version? JQR, Vol. 66 (1975), No. 2, pp. 69 - 88.

139. Hjerl-Hansen B. Did Christ know the Qumran Seat? RQ 4 (1959), pp. 499 - 508.

140. Johnson S.E. The Davidic-Royal motif in the Gospels. JBL, Vol. 87 (1968), P.II,pp. 136 - 150.

141. Klausner J. From Jesus to Paul. N.Y., 1944.

142. La Sor W.S. The Messiah of Aaron and Israel. Vetus Testamentum, P.VI, Leiden, 1956, pp.425 - 449.

143. Lincoln B. Discourse and the construction of society. N.Y., Oxford. Oxford University Press, 1989. - 238 p.

144. Lindsey R.L. A modified Two-Document Theory of the Sinoptic Gospels. Iterdependence. Novus Testamentum, P.VI, Leiden, 1963, pp.239 - 263.

145. Maccoby H. Revolution in Judaea : Jesus and the Jewish Resistence. London Manchester, 1973.

146. Malherbe A.J. The beasts at Ephesus. JBL, Vol. 87 (1968), P. I, pp. 71 - 80.

147. McCullough W.S. Israel's Eschatology from Amos to Daniel. // Studies on the Ancient Palestinian World. Toronto, 1970, pp. 86 -101.

148. Mowinckel S. He That Cometh. Oxford, 1956.

149. Nestle-Aland Novum Testamentum Graece et Latine. Stuttgart: Deutsche Bibelgeselschaft, 1994. - XVII, 810 p.

150. Picard Ch. Ephese et Claros. P., 1922.

151. Redfield R. The folk society. // Human nature and the study of society. -Chicago; London, 1962. pp.231-253.

152. Sepher ha Brithoth. Библия. Иерусалим, 1991.

153. Starcky J. Les quatre etapes du messianisme a Qumran. Revue Biblique, Vol. 70, P., 1963, pp. 481 - 505.

154. Ste Croix G.E.M. de. The Class Struggle in the Ancient Greek World. Ithaca, N.Y., Cornell University Press, 1989.

155. The historical Jesus and the Rejected Gospels. Ed. by Ch.W. Hedrick (Semeia, Vol. 44), Atlanta, 1988.

156. The military question in the early Church. Toronto, 1988.

157. Vermes G. Jesus the Jew. L., 1973. - 286 p.

158. Zeitlin S. Who were the Galileans? JQR, Vol. 64 (1974), No. 3, pp. 189 -203.