автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Трапеза как социокультурный феномен

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Скляренко, Надежда Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Ростов-на-Дону
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Трапеза как социокультурный феномен'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Скляренко, Надежда Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1 Генезис и функции социокультурного феномена трапезы

Глава II Характеристика структурных элементов трапезы

§ 1 Особенности проявления ритуальных стереотипов в трапезе

§ 2 Церемониальные атрибуты в трапезе

§ 3 Роль этикета в социальных коммуникациях

Глава III Трапезы в исторических практиках

§ 1 Трапезы в российских усадьбах

§ 2 Влияние индустрии питания на социальные связи, культурные ценности и стандарты общества

§ 3 Современные тенденции в культуре питания

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Скляренко, Надежда Викторовна

Актуальность темы исследования. В рамках повседневной жизни питание привычно рассматривается как утилитарный атрибут, содержащий в себе конкретную функцию: способность обеспечивать жизнедеятельность людей. Но это не означает, что общество не способно оценить искусство поваров, изысканное оформление блюд, дизайн интерьера и сервировки стола, то есть «порадовать» не только желудок, но и душу.

До сих пор не потеряла своей актуальности такая непреходящая чисто человеческая ценность как общение за столом. Несмотря на стремительный темп жизни, ослабленность родственных и дружеских связей ровесники XXI века, как и их предшественники сто, и триста лет назад находят время посидеть в тесном кругу и приятно пообщаться; не просто отметить важные для них события, но соблюсти соответствующие данному случаю ритуалы. Русское гостеприимство, российские застолья прочно утвердились в исторической практике. И сегодня каково бы ни было материальное положение семьи, она проявит максимум гостеприимства и хлебосольства.

Традиционный советский дефицит товаров и услуг сдерживал интерес к приготовлению блюд, сервировке стола, правилам принятия гостей. В 90-е годы XX столетия отмечается бум интереса населения к этим проблемам, и это несмотря на серьезные экономические трудности, которые переживает страна. Об этом говорят резко увеличившееся число книжных и журнальных изданий по данной проблематике, многообразные кулинарные передачи по телевидению и проведение выставок. В городах отмечается рост кафе и ресторанов от простой до самой экзотической направленности.

Существовавшая в советском обществе идеологическая цензура позволяла рассматривать тему трапезы главным образом на основе этнографического (народного) материала, оставляя вне сферы внимания религиозные аспекты и то, что относилось к культуре элитных и средних классов. Тенденция к возрождению дореволюционной культуры и, как следствие, желание реконструировать центры питания, старые кафе и рестораны, рецепты, пользовавшиеся успехом в прошлом, а также развлекательные программы, способствовали восстановлению утраченных культурных связей, соединявших начало и конец XX века.

Сложные социально-экономические и духовные процессы, связанные с перестройкой и распадом СССР повлекли за собой противоречивые тенденции. С одной стороны, они способствовали привлечению внимания к национальной кухне, к религиозной и народной обрядности. Желание понять смысл древних символов трапез, «прикоснуться» к их сакральным аспектам, подчеркнуть свою принадлежность к той или иной этнографической или религиозной группе - вот далеко не полный перечень вызванных за этим последствий. С другой стороны, увлечение культурой питания, присущей США и Европе, способствовало росту межцивили-зационных связей, большей открытости обществ и развитию их взаимосвязей.

Новые тенденции поставили перед культурологами, философами и историками задачи интегративного плана, заставили расширить контуры изучения трапез. В стране сложилась уникальная ситуация, когда в равной мере ощутили дефицит знаний в области изучения трапез и наука, и население, что само по себе не вызывает сомнения в актуальности данной проблемы.

Степень разработанности проблемы. В изучении поставленной проблемы весомое значение имеют источники, связанные с описанием трапез, представляющие мемуарную литературу и воспоминания современников, основными среди них являются работы

A.А.Васильчикова, С.П.Жихарева, А.Ф.Кони, М.Ф.Каменской, Г.К.Котошихина, В.А.Соллогуба, И.И.Панаева, М.Забылина, П.А.Бурышкина, И.Шнейдера.

Немаловажной представляется информация, содержащаяся в ряде научно-справочных изданий (энциклопедиях, справочниках, славянском, мифологическом, этимологическом словарях), которая расшифровывает этимологию трапезы и других ее структурных элементов - ритуала, церемониала, этикета.

Тему трапезы не обошли вниманием античные авторы - Гомер, Платон, Ксенофан, Критий, Аристофан и др.

Среди теоретических работ, посвященных этой проблеме, наиболее фундаментальным является исследование под редакцией Арутюнова С.А. и Маркаряна Э.С., где рассматривается типология, структура и классификация трапез с позиции культуры жизнеобеспечения на этнографическом материале армянской сельской культуры.

Значению и роли ритуалов в жизни общества уделяли особое внимание В.Тэрнер, Р. и К.Берндты, М.Бахтин, К.Леви-Стросс,

B.Фукс, Э.Дюркгейм, М.Мосс, М.Элиаде, А.Байбурин.

На важное значение символов в культуре обращали внимание А.Я.Гуревич, Ю.М.Лотман, М.М.Маковский.

Особенности французского придворного церемониала в трапезе рассматривали Ю.М.Лотман и Е.А.Погосян, английский церемониал - О.Дмитриева. К церемонии трапез русских царей обращались Н.Писарев, А.Терещенко.

Роль застольного этикета и главное его свойство коммуникативность анализировали Б.Х.Бгажноков, Т.В.Цивьян,

A.В.Байбурин, А.Л.Топорков, Юрьев и Владимирский. Историко-культурный аспект изучения трапезы содержится в работах Г.С.Кнабе, М.И.Пыляева, И.Забелина, А.Вольской, Ф.Броделя, В.О.Икономова, Н.И.Костомарова, В.В.Похлебкина, Л.Винничук, П.В.Романова, Д.Ливена, В.Гачева.

В работах Дж.Уокера, Ю.А.Федосюк, В.А.Гиляровского, Е.Лаврентьевой анализируются предприятия общественного питания - харчевни, трактиры, рестораны, обеденные клубы.

Достаточно многочисленны описания трапез в литературных произведениях А.С.Пушкина, Д.И.Фонвизина, А.С.Грибоедова,

B.Г.Белинского, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева и др.; путевые очерки И.Гончарова и Т.Готье.

Вместе с тем важно отметить, что большинство исследований, хотя и имеют богатый фактический материал, носят описательный характер, и, не содержат глубоких философских и культурологических обобщений.

Для исследования важное значение также имела философская литература по истории и теории культуры, и в частности работы В.Е.Давидовича и Г.В.Драча.

Теоретико-методологические основы исследования. Методология работы обусловлена задачами исследования. В ее основе лежит актуальный для современной культурологии социокультурный подход. Использование социокультурного анализа дает возможность совместить изучение социальной и культурной истории, позволяет рассмотреть трапезу как сложный феномен, в котором переплетаются и взаимообуславливаются социальные и культурные аспекты.

В процессе исследования автор использовал методы типологи-зации, объективности, семиотический подход, сравнительно-исторический анализ, принцип системности. В силу поставленных в работе задач особое значение занимает конкретно-исторический анализ.

Объект и предмет исследования. Объектом данного исследования является трапеза - как способ жизнеобеспечения человека. Поскольку человек это существо не только биологическое, но социальное, то трапеза несет в себе целый ряд уникальных социокультурных черт.

Предметом исследования является трапеза, как один из составляющих элементов культуры, ее сущностные черты, функции и место в социальной и культурной сферах общества.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является историко-культурологический анализ генезиса трапезы, ее составляющих элементов и проявлений в исторических практиках. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: показать трапезу как специфический социокультурный феномен, выполняющий не только роль жизнеобеспечения человека, но и способствующий упрочению социальных связей, влияющий на этические нормы, утверждающий сакральные ценности, создающий особую культуру питания и др. рассмотреть эволюцию изменения содержания феномена трапезы;

- выявить роль таких составляющих трапезы, как ритуал, церемониал и этикет; показать процесс формирования элитарных трапез в дворянских усадьбах конца XVIII - начала XIX вв. в России;

- проследить влияние индустрии питания сложившуюся в XIX в. на социальные связи и культурные ценности общества.

Научная новизна исследования. Научная новизна исследования определяется самой постановкой проблемы и теоретико-методологической неразработанностью социокультурного подхода в изучении феномена трапезы. Исследование данной проблемы требует междисциплинарного инструментария, основанного на синтезе исторического, культурологического, философского и социологического знания.

Научная новизна диссертации определяется следующими положениями: в контексте историко-культурологического исследования впервые осмыслены истоки возникновения и становления трапезы как социокультурного феномена, влияющего и оказывающегося под влиянием социальной и культурной сфер общества; показано, что смысл вкладываемый в семантику трапезы определялся конкретной исторической обстановкой, включающей в себя как социальные, так и культурные аспекты; рассмотрена роль составляющих трапезы (ритуал, церемониал и этикет), как факторов, трансформирующих социальные связи и культурные ценности: выявлена роль трапез в российских усадьбах в конце ХУ111 нач. XIX вв. в формировании элитной культуры как синтеза европейской и русской культур; рассмотрена индустрия питания, сложившаяся в XIX в. в России и ее влияние на открытость социально-классовой структуры через доступность к элитным центрам досуга и превращения в составную часть деловой жизни.

Положения, выносимые на защиту:

1. Трапеза выступает не только в качестве жизнеобеспечения человека, но это сложный феномен, влияющий на социальную и культурную сферы жизни. Она способствует интеграции людей в разные формы сообщества ( религиозные, этнические и др.), закрепляет статусные позиции, является способом поддержания коммуникативных связей. В культурной сфере трапеза, прежде всего, закрепляет этические нормы, развивает эстетические вкусы. В свою очередь и трапеза испытывает влияние со стороны социальной, и культурной сфер в равной мере настолько сильно, что оценить роль этого феномена можно с позиции синтеза этих двух сфер.

2. Исторический опыт показывает, что смысл, вкладываемый в трапезу как элемента культуры выступал, как правило, в двух ипостасях: религиозной («стол господний») и светской (принятие пищи и прием гостей). Содержание понятия «трапезы» неразрывно связано с практическими формами ее утверждения в обществе. Так, в античности в трапезе доминировал профанный аспект, с появлением же христианства в ней преобладает сакральный момент. В современной повседневности термин «трапеза» заменился понятиями «завтрак», «обед», «ужин», и если только речь идет о каких-либо ритуальных событиях или мероприятиях, обращаются к термину «трапеза». Эволюция, изменение места и роли трапез в обществе, а следовательно, и рефлексивные моменты, связанные с ней, нашли свое отражение в научных и литературных произведениях.

3. Трапеза выступает как сложная система. Одним из основных ее элементов являются древние ритуальные действия, которые выступают скорее как стереотипы поведения, выполняющие роль нормативных правил, способствующие идентификации людей с религиозными, этническими или социальными группами. С другой стороны любой ритуал имеет семиотическую, знаковую сторону, которая укрепляет стереотипы поведения, то есть выступает и средством общения и регулятивным механизмом. Таким образом, ритуал не сводится к чувственному и телесному изображению какого-то события, а выступает как определенная семиотическая система, призванная раскрыть некоторое смысложизненное содержание выходящее за пределы сиюминутного и преходящего. Именно благодаря семиотической стороне трапеза делается не простым поглощением пищи, а ритуалом, демонстрирующим крепость сакральных, а также общественных, гражданских или семейных уз.

4. По мере усложнения социально-классовой структуры общества, борьбе за власть (утверждение абсолютной монархии), становлении «цивилизованных» международных норм общения формируется церемониал, как способ возвеличивания власти перед народом, как закрепленный международными протоколами обряд принятия послов. Появление церемониала не означает исключение ритуальных действий, они тонко вплетаются в канву церемоний, могут менять свою архаичную форму, сохраняя при этом свою древнейшую знаковость.

5. С целью ограничения вхождения лиц в те или иные слои общества, подчеркивания особой воспитанностии умения вести себя за столом, установления необходимого культурного ценза для вступления в социальную группу, устанавливаются сознательно регулируемые отношения, называемые этикетом. Если основной задачей церемониала было подчеркнуть исключительность правящих домов, то этикет отражает сложную социально-классовую структуру общества, где в рамках одной страты могут существовать разные культуры. Перечисленные составляющие трапезы взаимосвязаны, исторически обусловлены.

6. Уникальную роль в русской культуре сыграли дворянские усадьбы, став своеобразными центрами общения, развлечения, образования и воспитания. Дворцы и усадьбы, расположенные чаще всего в искусственном парковом ландшафте являлись местом проведения охоты, пикников и праздников. Здесь формировалась неповторимая атмосфера, обусловленная близостью к природе и достаточно неформальными (более свободным) отношениями. Перенимая культуру Запада, в том числе и культуру питания, хозяева усадеб, особенно московских, сохраняли национальный колорит и сформировали кухню, правила подачи блюд, этикет, получивших в дальнейшем распространение в системе элитных трактиров, кафе и ресторанов, ставшей доступной и для других слоев населения.

7. Сложившаяся в XIX в. система питания в России, несла в себе черты как европейской, так и русской культуры. Она оказала значительное влияние на социальные процессы: закрепляя тенденцию размывания обособленности дворянства, раскрепощая положение женщин, позволив им « выйти из дома» в центры досуга и развлечения; повлияла на деловую жизнь, вобрав ее в свою орбиту.

Научно - практическая значимость исследования.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее материалы могут быть использованы в преподавании курсов культурологии, эстетики, отечественной истории, этнологии, теории и истории культуры, а также специализированных курсов по данной проблематике.

Результаты диссертационного исследования помогут углубить теоретическое представление об истории культуры в которой рассматриваются темы бытия человека; смогут способствовать лучшему пониманию генезиса, сущности, функций, структурных элементов трапезы и стремления к здоровому образу жизни.

Работа может представлять интерес как для широкого круга гуманитариев, так и специалистов в области экологии культуры.

Апробация работы. Основное содержание работы отражено в 5 публикациях автора. Ряд положений диссертации использовался при чтении спецкурса для студентов по специальности «Культурология» факультета философии и культурологии Ростовского государственного университета. Диссертационное исследование обсуждалась на кафедре исторической культурологии факультета философии и культурологии Ростовского государственного университета в октябре 2001 года.

Объем и структура диссертационного исследования. Диссер-тация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы из 117 наименований.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Трапеза как социокультурный феномен"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С глубокой древности пришла к нам поэтическая образность и символика трапезы, недаром она является древнейшим символом пищи духовной в истории человечества. По словам византийского писателя VI в. И.Сириянина, «любовь есть упоение души», она есть «пища ангельская» и «любви достаточно, чтобы напитать человека вместо пищи и пития». Изображение же ветхозаветной Троицы в виде трапезы трех странников у праотца Авраама и его жены Сарры под дубом мамврийским с давних пор служило прообразом евангельской тайной вечери, где было установлено таинство евхаристии (благой жертвы). Такие символы, как трапеза, чаша известны почти во всех древних культурах Востока и Запада.

Параллельно с трапезой духовной, существовала и трапеза мирская (светская), обе сохранились до настоящего времени вместе со своими традициями и ритуалами.

Ритуал в трапезе, как один из ее основных элементов, играет существенную роль, особенно если это касается выделенных событий в жизни человека - свадьбы, тризны, приема гостей и др. ее видов. Но важно также отметить, что совместная трапеза, которую сопровождает комплекс ритуальных действий не может обходиться без символов. Определенной символикой наделены и многие продукты питания - хлеб, соль, пасхальные яйца, блины, части тела животных. Помимо этого символизм присущ и предметам, связанным с сервировкой стола (солонка, половник и др.). И если в современной жизни мы не всегда придаем значение символическому смыслу продуктов питания, то народные и религиозные обряды сохраняют в историко-культурной памяти и смысл, и их значение.

Ритуал также играет важную роль в стереотипизации трапез, он помогает крепить социальные роли и статусы, дружеские связи. Ведь трапеза - это не просто потребление еды, а прежде всего, социализированное потребление еды, где межличностное общение, наряду с эстетическим обрамлением имеет особую значимость.

Церемониал трапез при монарших дворах, помимо тщательной регламентации и детализации, нес в себе два важных аспекта. Социальный - это усиление государственной власти монарха, намеренное подчеркивание его исключительности. Определенную роль в этом сыграли придворные обеды, превращаемые в публичные зрелища, где весомо и ярко подчеркивался наивысший социальный статус правящего лица. Это выражалось и в правилах рассаживания за столом, ведь согласно социальной иерархии монарх занимал самое почетное место; и в проверке пищи на наличие яда на глазах присутствующих, а также в наборе средств, подчеркивающих богатство и роскошь двора. Наряду с социальными моментами церемонии трапез способствовали развитию цивилизованности нравов, приобщению к новым культурным стандартам.

Немаловажную роль в обществе играет этикет, который определяет правила поведения и нормы взаимоотношения людей, это касается и застолья, например умения вести себя подобающим образом за столом. В застольном этикете соблюдается и субординация, и половозрастной момент, а также социокультурные традиции и обычаи.

Так как трапеза - это всегда действо с определенным знаковым содержанием и с определенным распределением ролей, то все это вместе взятое составляет общую совокупность ритуала, цере-ж мониала, этикета, этических и эстетических нормативов трапезы.

Проведение трапез в русских усадьбах, принадлежавших высшей элите служило эталоном элитарной культуры. На таких мероприятиях часто присутствовали члены царских фамилий, а сами трапезы носили непринужденный, неформальный характер. Этому способствовала праздничная атмосфера с массой развлечений (балы, маскарады, спектакли). Общение здесь носило менее светский характер, все было нацелено на доставление удовольствия.

С изменением стиля и ритма жизни, трапезы «выходят» из стен дворцов. Деловая жизнь способствовала тому, что люди общались не только дома, но и вне дома, и часто деловые сделки совершались в трактирах за столом. Сначала многие столовые заведения носили чисто сословный характер, позже, с увеличением их числа, а также с увеличением доходов у некоторых слоев населения (купечества), доступ в них становится все более демократичным. Только, пожалуй, клубы дольше всего были закрытыми, строго сословными заведениями.

Сегодня в сфере организации питания, значительное внимание уделяется как качеству подаваемой еды и обслуживанию, так и оформлению помещений. Несмотря на быстрый темп жизни, напряженный график работы, многие люди находят время чтобы отдохнуть, приятно провести время, доверительно пообщаться с друзьями в уютном кафе, ресторане или кондитерской. Как и раньше, посетителям предлагается широкий выбор блюд многих народов мира. Многие блюда могут показаться диковинными и еще мало известными, но со временем входят в повседневный оби-« ход, например кнедлики, муссака и пр. В настоящее время больше внимания придается также правильному, рациональному питанию и здоровому образу жизни.

Важно отметить, что в целом система питания оказала существенное влияние на социальные и культурные процессы общества.

Пока сохраняется человеческое бытие в культуре и люди общаются, они будут организовывать трапезы.

Таким образом, трапеза - это и наслаждение, получаемое от еды, и удовольствие от общения в хорошей компании.

 

Список научной литературыСкляренко, Надежда Викторовна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Байбурин A.K. Об этнографическом изучении этикета. С. 12-38 // Этикет у народов Передней Азии. Сб. статей. М.: «Наука», 1988. - 264 с.

2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л.: «Наука», 1990. 164 с.

3. Беспятых Ю.Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. Л.: «Наука», 1991.- 494 с.

4. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. Т.1 М.: «Прогресс», 1986. 610 с.

5. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.- М.: «Наука», 1973.- 282 с.

6. Бурышкин П.А. Москва купеческая: Записки. М.: Изд-во «Современник», 1991. - 301 с.

7. Быт Московской Руси XVI XVII в.в. - М.: Издание Государственного музея, 1927. - 56 с.

8. Васильчиков A.A. Семейство Разумовских. Т. 1. СПб.: Типография М.М.Стасюлевича, 1880. - 486 с.

9. Вейдемейер А.И. Двор и замечательные люди в России во второй половине XVI I столетия. СПб, 1842.

10. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. М.: «Наука», 1991. - 1370 с.

11. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима.-М.: «Наука», 1988.- 494 с.

12. Волкова Н.Г., Джавахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии XIX XX веков: традиции и инновации. - М.: «Наука», 1982. -237 с.

13. Вольская А. Росписи средневековых трапезных Грузии. -Тбилиси.: Изд-во «Мецниереба», 1974. 495 с.

14. У14. Вуд Дж., Серре Ж. Дипломатический церемониал и протокол. М.: Изд-во «Прогресс», 1976. - 394 с.

15. Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия Космос кочевника, земледельца и горца.- М.: ДИ-ДИК, 1999.- 368 с.

16. Гачев Г. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: «Академия», 1998.- 320 с.

17. Гачев Г.Д. Вещают вещи, мыслят образы. М.: Академический Проект, 2000. - 496 с.

18. Гиляровский В.А. Соч. в 2-х т.т. Т. 1. Москва и москвичи. -Калуга: «Золотая аллея», 1994. 544 с.

19. Гомер. Илиада.- М.: «Худ.литература», 1987.- 382 с.

20. Гончаров И.А. Фрегат «Паллада» в двух томах. Очерки путешествия. М.: «Советская Россия», 1976. - 608 с.

21. Готье Т. Путешествие в Россию. М.: «Мысль», 1988.- 396 с.

22. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: Изд-во «Наука», 1986. -277 с.

23. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.- М.: «Искусство», 1984.- 350 с.

24. Давидович В.Е. В зеркале философии. Ростов н/Д: «Феникс», 1997. - 448 с.

25. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1983. - 184 с.

26. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов -на - Дону: Изд-во РГУ, 1979. - 262 с.

27. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. -М.: «Русский язык», Т. 4., 1980. 640 с.

28. Даль В.И. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. М.: Издательство книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1994. - 148 с.

29. Дворниченко А.Ю. Древнерусское общество и церковь. -JL: «Знание», 1988. 32 с.

30. Домострой.-М.: «Сов.Россия», 1990.- 300 с.

31. Драч Г.В. Античная культура и европейская цивилизация: Учебное пособие. Ростов Н/Д : «Логос», 1991. - 69 с.

32. Дубровин Н. Черкесы (адыге).- Нальчик, 1991.- 415 с.

33. Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем (по материалам городов средней полосы РСФСР).-М.: «Наука», 1980.- 150 с.

34. Жихарев С.П. Записки современника. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1955. - 834 с.

35. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI XVII столетиях. Книга первая. Государев двор или дворец. - М.: «Книга», 1990. - 416 с.

36. Забелин И.Е. История русской жизни с древнейших времен. -М.: Типография Грачева и К., 1876. -647с.

37. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Репринтное воспроизведение издания 1880 г. М.: Совместное советско-канадское предприятие «Книга Принтшоп», 1990.

38. Икономов В.О. Накануне реформ Петра Великого. Очерки государственного, общественного частного быта Московской Руси XVII века.- М.: Типография Т-ва И.Д.Сытина, 1903.- 304 с.

39. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: «Логос», 1996. 280 с.

40. Каменская М.Ф. Воспоминания. М.: «Художественная литература», 1991. - 383 с.у 42. Керлот Х.Э. Словарь символов. М.: «REFL - book», 1994.-608 с.

41. Ковалев В.М., Могильный Н.П. Русская кухня: традиции и обычаи. М.: Изд-во «Советская Россия», 1990. - 254 с.

42. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. Т. 1. М.: 1890. - 290 с.

43. Козлова Н. Социально-историческая антропология. Учебник.-М.: Издательский дом «Ключ», 1999.- 192 с.

44. Кони А.Ф. Мемуары. Петербург. Воспоминания старожила. // А.Ф.Кони. Избранное. М., 1989. - 496 с.

45. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа.- М.: «Экономика», 1993.- 399 с.

46. Кнабе Г.С. История. Быт. Античность. С. 6-17. // Быт и история в античности.- М.: «Наука», 1988. 272 с.

47. Краткий церковно-богослужебный словарь. М.: Изд-во «Благовест», 1997. - 357 с.

48. Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультуроло-гического исследования (на материалах армянской сельской культуры). // "Отв.ред. С.А.Арутюнов, Э.С.Маркарян. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1983. -319 с.

49. Лаврентьева Е.В. Светский этикет пушкинской поры. М.: ОЛМА - ПРЕСС, 1999.- 640 с.

50. Леви-Строс К. Мифологики. В 4-х тт. Т. 1. Сырое и приготовленное. М.; СПб.: «Университетская книга», 1999. 406 с.

51. Ливен Д. Аристократия в Европе 1815-1914 // Пер. с англ. под редакцией М.А.Шерешевской. СПб.: «Академический Проект», 2000. - 364 с.

52. Лихачев Д.С. Русская культура. М.: «Искусство», 2000. 440 с.

53. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. -479 с.

54. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: «Политиздат», 1991. - 525 с.

55. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (ХУ111-нач.Х1Х веков).- СПб.: «Искусство», 1994. 404 с.

56. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры. С. 10-21. // Труды по знаковым системам. XXI.- Тарту.: Тартуский госуниверситет, 1987. 144 с.

57. Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды: Панорама столичной жизни.- СПб.: «Пушкинский фонд», 1996.- 320 с.

58. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст -семиосфера - история. - М.: «Языки русской культуры», 1996. -464 с.

59. Маковский М.М. Язык миф - культура. Символы жизни и жизнь символов. - М.: Институт русского языка им. В.В.Виноградова РАН, 1996. - 330 с.

60. Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений. М.: «Высшая школа», 1989. - 200 с.

61. Маркевич А.И. Г.К.Котошихин и его сочинение о Московском государстве в первой половине XVII века. Одесса : Типография Штаба Округа, 1895. - 181 с.

62. Мартен-Фюжье А. Элегантная жизнь: или как возник «весь Париж» (1815-1848). М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. -480 с.

63. Миролюбов Ю.П. Сакральное Руси. М.: Изд-во Ассоциации Духовного Единения (АДЕ) «Золотой век». Т. 1, 1996. - 582 с.

64. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: «Советская энциклопедия», 1991.- Т.1. - 672 с.

65. Мифы народов мира. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1991.- Т.2. -720с.

66. Михайлов B.C. Семейная кулинария. М.: «Советский спорт», 1989. - 68 с.

67. Молоховец Е.И. Старая кухня России. Т. 1. Репринтное воспроизведение издания 1914 г. Ростов н/Д: Ростовское книжное изд-во, 1991. - 480 с.

68. Мосс М. Социальные функции священного. СПб.: «Евразия», 2000. - 448 с.

69. Ночевник М.Н. Человеческое общение. М.: «Политиздат», 1988. - 127 с.

70. Одиссей. Человек в истории. 1999. М.: «Наука», 1999. - 340 с.

71. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1987. - 750 с.

72. Панаев И.И. Очерки из петербургской жизни. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. - 685 с.

73. Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. Сборник: Пер. с англ. // Сост. и авт. предисл. В.С.Муравьев. М.: «Прогресс», 1989. -448 с.

74. Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. М.: Изд-во «Художественная литература», 1990. - 469 с. Репринтное издание 1904 г.

75. Поликарпов B.C. История нравов России: Восток или Запад?- Ростов н/Д: «Феникс», 1995.- 575 с.

76. Платон. Пир Соч. в 3-х томах. Т. 2. Пир. М.: «Мысль», 1970. - 611 с.

77. Плутарх. Застольные беседы. JL: «Наука», 1990. - 117 с.

78. Похлебкин В.В. Из истории русской кулинарной культуры.-М.: Центрполиграф, 1996.- 438 с.

79. Похлебкин В.В. Поваренное искусство и поварские приклады. Собрание избранных произведений. М.: Центрополиграф, 1996. - 571 с.

80. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии XX века. М.: «Рефл бук», К: «Ваклер», 2001. - 352 с.

81. Пыляев М.И. Старая Москва. Рассказы из былой жизни первопрестольной столицы. М.: «Московский рабочий», 1990. -411 с.

82. Радугин A.A. Введение в религиоведение. М.: Центр, 1997.- 216с.

83. Ранович А.Б. Происхождение христианских таинств. M.-JL: «Московский рабочий», 1931. - 213 с.

84. Романов П.В. Застольная история государства Российского. -СПб.: ООО Изд-во «Кристалл», 2000. 576 с.

85. V 87. Серре Ж. Дипломатический протокол. М.: Изд-во института международных отношений, 1963. - 112 с.

86. Соболевский А.И. К истории народных праздников в Великой

87. Руси // Живая старина, 1890, № 1.

88. Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX начало XX в. - М.: «Наука», 1988. - 264 с.

89. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. М.: Товарищество «Возрождение», 1990. - 93 с.

90. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: «Языки русской культуры», 1997. - 824 с.

91. Терещенко А. Быт русского народа. Ч. 1. СПб.: Типография МВД, 1848. 507 с.

92. Токарев С.А. История русской этнографии. М.: «Наука», 1966. - 453 с.

93. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.: «Политиздат», 1976. - 575 с.

94. Толстогузов В.Б. Искусственные продукты питания. М.: «Наука», 1978. - 232 с.

95. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. М.: «Прогресс», 1995. - 624 с.

96. Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники. М.: «Искусство», 1967. - 615 с.v98. Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: «Наука», 1983. - 277 с.

97. Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство: Учебник. // Пер. с англ. М.: «ЮНИТИ», 1999. - 463 с.

98. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. T. IV. -М.: «Прогресс», 1987. 864 с.

99. Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. М.: «Флинта: Наука», 1998. - 264 с.

100. Фрезер Д.Золотая ветвь.: М.: Научное общество Атеист, 1928. -138 с.

101. Flandrin Jean-Louis. La distinction par le gout. С. 267 309. // Histoire de la vie privee sous la direction de Philippe Aries et Georges Duby. - Paris, 1985.

102. Jacques le Goff. La civilisation de Г occident medival.:Arthaud, 1992. 510 p.v105. Цивьян T.В. К некоторым вопросам построения языка этикета. С. 144- 149. // Труды по знаковым системам. 11. Тарту.: Тартуский гос. университет, 1965. 358 с.

103. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. Учебное пособие. М.: «Гардарика», 1998. - 400 с.

104. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. М.: Гном-Пресс, 1988. - 152с.

105. Хюбнер К. Истина мифа: Пер. с нем.- М.: «Республика», 1996. 448 с.

106. Шнейдер И. Записки старого москвича.- М.: «Советская Россия», 1970. 203 с.

107. Штедтке К. Светский человек в русской культуре XVIII века. С.89-93 // Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам XXI. Тарту: ТГУ, 1987. 144 с. ;

108. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М. - СПб, 1996, - 230 с.

109. Энциклопедический словарь. Славянская мифология. М.: «Эллис Лак», 1995. 416 с.

110. Энциклопедический словарь (Брокгауза и Ефрона). СПб.: Типография Акционерного Общества Брокгауз - Ефрон, 1903. -482 с.

111. Энциклопедия суеверий. М.: «Миф, Локид», 1995. - 560 с.

112. Этнознаковые функции культуры. М.: «Наука», 1991. - 224 с.

113. Юрьев и Владимирский. Правила светской жизни и этикета. Хороший тон. Сборник советов и наставлений. Репринтное издание 1889 г. М.: «Рипол», 1991. - 416 с.

114. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования. Т.1. Изменения в поведении высшего слоя мирян в странах Запада М.; СПб.: «Университетская книга», 2001. - 332 с.